Синтаксический разбор предложения москвичи как известно в троллейбусах схема

Обновлено: 06.07.2024

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

    (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

Синтаксический разбор и схема предложения: москвичи как известно в троллейбусах и автобусах разговаривают мама больше читают.

1. Тип предложения.
а. по цели высказывания - повествовательное.
б. по эмоциональной окраске - невосклицательное.
2. Предложение простое, двусоставное, полное.
Грамматическая основа: подлежащее (москвичи), выраженное существительным в им.п., и однородные простые глагольные сказуемые (разговаривают, читают), выраж. глаголами в форме наст.вр.

3. По наличию второстепенных членов - распространенное.
4. По наличию осложняющих конструкций и слов - осложненное (осложнено однородными сказуемыми + вводной конструкцией /как известно/).
5. Синтаксические роли:
- москвичи - подлежащее, выраж.сущ., подчеркиваем одной чертой.
- разговаривают, читают - сказуемое, подчерк. двумя чертами.
- в троллейбусах и автобусах - обстоятельства места, соединенные сочинит. союзом /и/, выраж. сущ. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
- Мало - обстоятельство образа действия, выраж. нареч., подчеркиваем пунктиром.
- Больше - обстоятельство, выраж.нареч в форме сравнит.ст., подчеркиваем пунктиром.
- как известно - вводное слово, членом предложения не является.
Схема: [ - , вв.сл., -.-.-. и -.-.-. == -.-.-. , -.-.-. =].

непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

стало: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.

темнеет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

пышет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

напиться: непостоянные признаки: изъявительное наклонение.

спрашиваете: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.

спускаетесь: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.

таится: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

подробнее - на - изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.

темнеет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящ

пышет: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

напиться: непостоянные признаки:

спрашиваете: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.

спускаетесь: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 2-е лицо.

таится: непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.

арные предлоги-сращения из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради пишутся через дефис: из-за леса величаво выплывало солнце; из-под развесистой сирени вдруг с лаем выскочила собака; как хмельной, ветер весело гуляет по-над степью; пойдут по-под снегом ручьи (с.-щ.); для-ради важности надел он шапку набекрень.

производные предлоги и предложные сочетания

предлог сквозь на конце имеет ь: мы с трудом пробирались сквозь густые заросли. предлог близ пишется без ь: близ сосновой рощи был расположен санаторий.

примечание 1. написание близь (с мягким знаком) — только у существительного: холодный, ледяной туман, не разберешь, где даль, где близь (

примечание 2. производные предлоги , согласно, вопреки формой дательного падежа существительного или местоимения: вовремя принятому решению; ему (ей, им); согласно вашему заявлению.

употребление формы родительного падежа существительного после этих предлогов в настоящее время не рекомендуется.

раздельное написание предлогов

раздельно пишутся предлоги в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.

предлоги в продолжение, в течение, пишущиеся раздельно, имеют на конце е (так как бывшее существительное стоит в форме винительного падежа). их следует отличать от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в. в сочетаниях между существительным и предлогом возможна подстановка определения: в (этом) продолжении, в (нижнем) течении, кроме того, существительное, как правило, требует после себя зависимого слова в родительном падеже: в продолжении повести, в течении реки.

примечание. словоформа в заключение не входит в группу производных предлогов. при наличии зависимого слова это существительное употребляется в роли обстоятельства места и имеет окончание предложного падежа -и, ср.: в заключении (каком? ) книги (статьи, журнала, выступления) интересные факты. в случае же самостоятельного употребления (без зависимого слова) это существительное употребляется в форме винительного падежа, имеет окончание -е и выполняет функцию обстоятельства времени, ср.: (когда? ) в заключение певец по просьбе зрителей исполнил еще два произведения.

Синтаксический разбор предложения

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Синтаксический разбор предложения: москвичи, как известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают мало, а больше читают.

вот мысли в тему.. лермонтов он клялся,\ что страстью\ 110 и равных таким мне\ мерещился образ твой.\ любви я заждался,\ мне 30 лет.\ полюбим друг друга.\ попросту.\ да так,\ чтоб скала\ распостелилась в пух.\ 120 от черта скраду\ и от бога я! \ ну что тебе демон? \ фантазия! \ дух! \ к тому ж староват -\ мифология.\ не кинь меня в пропасть,\ будь добра.\ от этой ли\ 130 струшу боли я? владимир маяковский 1924 тамара и демон лермонтов о, лермонтов, бедное тело, \ когда застрелили тебя, \ где нынче и авто и вело \ туристы съезжаются для \ и жалости явной, \ и кино и фотокартин. александр кушнер. "у голубой лагуны". том 2б.лермонтов лермонтов м. лермонтов, прошу тебя,\ дай силу жить, врагов губя,\ чтоб я в противника воткнул\ и там два раза повернул\ свое оружье… враг завыл,\ ругаясь из последних сил. александр иванов из книги «любовь и горчица» (1968)\панибратская гэс(евгений евтушенко) лермонтов своих стихов он не ценил; \ когда же лермонтова скорбный\ раздался голос - он почтил\ свою поэзию надгробной,\ без слез и не упал\ он духом, только раз, угрюмый\ поник над лермонтовской думой: \ "мы здесь пропущены", сказал.яков полонский 1861 свежее преданье\роман в стихах лермонтов и лермонтов, тоску леча,\ нам рассказал про азамата,\ как он за лошадь казбича\ давал сестру заместо злата \ за грусть и желчь в своем лице\ кипенья желтых рек достоин,\ он, как поэт и офицер,\ был пулей друга успокоен. сергей есенин 1924 на кавказе лермонтов и лермонтова тучка золотая \ давно погасла, улетела /а.шиманская/"у голубой лагуны". том 2б. лермонтов переводы с (2002)\ 1. михаил лермонтов\ экзальтированный мальчик впервые видит море\ и делится своими чувствами с любимой бабушкой.\ посмотри туда ты видишь этот корабль? \ (белесое небо блеклые воды залива)\ ты можешь мне сказать для чего он оставил родной порт\ что его в наши края? \ ты только представь себе: океанская ширь\ ледяная изморось уходящая из-под ног палуба\ я знаю им движет что-то большее \ чем простое благополучие\ нет иначе бы он ни за что не расстался\ ни с дымчатой далью этого залива\ ни с этим поздно садящимся\ северным солнцем сергей завьялов лермонтов как лермонтов бывал печален - \ душой не всем дано понять. \ и в том он мире - \ гениален. \ там тоже могут \ убивать. татьяна смертина из книги "анемоны" лермонтов он весь\ не пел и не летел — лежал у ног, \ жестокий, беззащитный, и шептал\ ребёнку то, чего понять не смел\ я, мелкий мцырь. шептал, что он один\ отныне будет думать обо мне,\ и я узнаю всё лишь от него,\ хоть слышать это можно двести лет\ под шум дождя — предателю, слепцу,\ герою даже — и, как дождь, забыть.\ а я чтоб не забыл! леонид саксон 2001 крещатик, 2008 n3 раз лермонтова в детстве я читал

известный (непроизносимая т), зуб(парная согласная), берёза(непроверяемая е), листья (проверяямая и),не учить(пишется раздельно).

Синтаксический разбор и схема предложения: москвичи как известно в троллейбусах и автобусах разговаривают мама больше читают.

1)вертится(окончание-ит),шныряет(окончание-ет),бормочет(окончание-ет),пенится(окончание-ит),берёза,напевает(окончание-ет),разговаривает(окончание-ет ),пришёптывает(окончание-ет),несёт(нёс). 2)егоза,камня,ствола,берёзы,дну,воду.

сегодня было прослушивание, и когда артист закончил петь, публика стала восторженно свистеть и аплодировать:

"браво! браво! " - кричали зрители, аплодируя с места.

"ах! какой красавец," - сказала одна девушка и кинула цветы на сцену.

"господи, это действительно талант! " - ответила девушка и посмотрела на сцену.

"вот это да! какой голос - талантище," - сказал мужчина,сидящий на 3-м ряду.

"! ! " - сказал артист и приготовился исполнять следующую песню.

публика неистовствовала и тихо подпевала любимому артисту.

1. тип предложения. а. по цели высказывания - повествовательное. б. по эмоциональной окраске - невосклицательное. 2. предложение простое, двусоставное, полное. грамматическая основа: подлежащее (москвичи), выраженное существительным в им.п., и однородные простые глагольные сказуемые (разговаривают, читают), выраж. глаголами в форме наст.вр.

3. по наличию второстепенных членов - распространенное. 4. по наличию осложняющих конструкций и слов - осложненное (осложнено однородными сказуемыми + вводной конструкцией /как известно/). 5. синтаксические роли: - москвичи - подлежащее, выраж.сущ., подчеркиваем одной чертой.- разговаривают, читают - сказуемое, подчерк. двумя чертами.- в троллейбусах и автобусах - обстоятельства места, соединенные сочинит. союзом /и/, выраж. сущ. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.- мало - обстоятельство образа действия, выраж. нареч., подчеркиваем пунктиром.- больше - обстоятельство, выраж.нареч в форме сравнит.ст., подчеркиваем пунктиром.- как известно - вводное слово, членом предложения не является.схема: [ - , вв.сл., и == , =].

Синтаксический разбор предложения

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Синтаксический разбор и схема предложения: москвичи как известно в троллейбусах и автобусах разговаривают мама больше читают.

1. тип предложения. а. по цели высказывания - повествовательное. б. по эмоциональной окраске - невосклицательное. 2. предложение простое, двусоставное, полное. грамматическая основа: подлежащее (москвичи), выраженное существительным в им.п., и однородные простые глагольные сказуемые (разговаривают, читают), выраж. глаголами в форме наст.вр.

3. по наличию второстепенных членов - распространенное. 4. по наличию осложняющих конструкций и слов - осложненное (осложнено однородными сказуемыми + вводной конструкцией /как известно/). 5. синтаксические роли: - москвичи - подлежащее, выраж.сущ., подчеркиваем одной чертой.- разговаривают, читают - сказуемое, подчерк. двумя чертами.- в троллейбусах и автобусах - обстоятельства места, соединенные сочинит. союзом /и/, выраж. сущ. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.- мало - обстоятельство образа действия, выраж. нареч., подчеркиваем пунктиром.- больше - обстоятельство, выраж.нареч в форме сравнит.ст., подчеркиваем пунктиром.- как известно - вводное слово, членом предложения не является.схема: [ - , вв.сл., и == , =].

ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири.

снегирь-самец – красногрудая птичка с голубовато серой спинкой и черной головкой, а у самочек наряд более скромный. снегири обычно держатся небольшими стайками по7-10 птичек в каждой. чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. и так целый день. с приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.

снегирь – доверчивая и общительная птица. если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на .

в марте снегири прилетают к парами, а в апреле самка начинает строить гнездо. это – плоское сооружение из свободно сложных веточек, мягких корешков, лишайника и шерсти. самка откладывает чаще всего 4-5 яиц, насиживает их самка одна: в это время самец ее кормит и охраняет. через месяц птенцы гнездо.

толстым клювом снегирь разгрызает семена ягод или небольшие орешки. снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, , из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. во время чистки клюва они не землю, а весной прорастают.

снегирь распространен почти во всей европе, кроме самых северных самых южных ее областей, и в азии, к северу от гималаев до японии. в областях умеренного климата снегири живут в одном месте или перелетают недалеко от мест гнездовья. северные же снегири на зиму перемещаются далеко на юг. селиться снегири предпочитают среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, в горах и хвойных лесах. нередко снегирю вполне достаточно густой растительности и кустарников вдоль ручьёв.

танец это подлежащее подчеркиваешь одной чертой выражено существительным. был это сказуемое подчеркиваешь двумя чертами выражено глаголом. обрядом это дополнение подчеркиваешь пунктиром выражено существительным.

Синтаксический разбор предложения - как его сделать?

Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много - сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.

Как правильно сделать разбор предложения

Через определённое время многое просто забывается. Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.

Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: "Как делать синтаксический разбор предложения?", "Как делать синтаксический разбор?", "Как осуществить синтаксический анализ предложения?". В данной статье речь пойдёт именно об этом. Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.

Полная общая схема синтаксического разбора предложения

Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений. Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.

Итак, для синтаксического разбора нужно следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:

  1. Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко - обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное - соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
  2. Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
  3. При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта - простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
  5. Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
  6. Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
  7. Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
  8. В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
    • образа действия;
    • времени;
    • места;
    • меры и степени;
    • условия;
    • уступки;
    • сравнения;
    • цели;
    • причины;
    • следствия.
  9. В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
  10. Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
  11. При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
  12. Если предложение односоставное, то следует определить его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
  14. На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
  15. Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
  16. Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.

Как правильно разобрать предложение

Типы придаточных предложений

Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях. Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.

Основные моменты

Итак, что следует уяснить при разборе:

  1. Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
  2. К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы "какой?, "чей?".
  3. Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.

Синтаксический разбор предложения

Разряд придаточного обстоятельственного предложения

Следует помнить о следующих разрядах:

  1. ПО времени отвечают на следующие вопросы: "когда?", "до каких пор?", "как долго?", "на сколько времени?". Обычно для присоединения используются союзы "когда", "только", "как только", "пока" и другие.
  2. ПО цели отвечают на вопросы "зачем?", "с какой целью?".
  3. ПО следствия - союз "так что".
  4. ПО места - вопросы "куда?", "где?", "откуда?".
  5. ПО образа действия - "как?", в главную часть конструкции можно вставить слова "так", "таким образом".
  6. ПО причины раскрывают вопрос "почему?".
  7. ПО уступки - вопросы "несмотря на что?", "вопреки чему?". Используются союзы "даром", "пускай", "несмотря на то что".
  8. Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: "подобно чему?", "как что?", при этом обычно используются союзы "словно", "как", "будто", "точно".

Видео

Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.

Синтаксический разбор и схема предложения: москвичи как известно в троллейбусах и автобусах разговаривают мама больше читают.

мы на берегу реки. приятно смотреть в даль, которая переливается в голубом зареве. солнце, раскрасив все в багряные цвета, не может налюбоваться красотой окружающей природы. но вот и оно оставляет свои владения. все утихает. неугомонный сверчок трещит еще в траве, но скоро и он замолкает, и все погружается во мраке ночи. птичка, которая опоздала в свое гнездо, бесшумно пролетает во тьме. вообще, не так уже и темно! кто раскинул эти звезды по небосклону, кто повесил этот месяц, кто рассеял мрак ночи? светлячки в траве и в небе, они освещают странным блеском изумрудную траву. видно, как рыбы толпятся возле отражения месяца в воде и как вдруг бросаются вбок, чего-то испугавшись. вот появляется огромная зубастая щука, она еще не заснула и так напугала рыбок. летняя ночь короткая, и мы, увлекшись интересным разговором, не почувствовали, как она прошла.

начался рассвет. огромное солнце показалось на востоке и осветило луга, поля и леса. эту ночь, что мы провели на реке, я не забуду никогда.

сочинение на тему- "как готовит моя мама"

моя мама приходит домой уставшей и я ей чем смогу.если мама готовит какоенибудь мясо или рыбу я ей .мама любит готовить какойнибудь горнир.сначала она включает плиту,потом наченает варить рис или спагети.потом когда дело подходит до жаревание на плите я ей могу .сначала надо подержать рис или спагети 1мин потом всё это перевернуть.когда наступает 20: 00 мама начинает раскладывать всё по тарелкам.но сначала она достоёт всё это из под тумбочки.потом когда все по ели она начинает мыть посуду,но конечно же я ей с этим.вот так моя мама готовит.

поставь лучшее я старался

крестьянка заплела густые русые волосы в косу.

рано утром дядя сева, взяв косу, отправился на заречный луг.

куршская коса - это узкая и длинная песчаная полоса суши саблевидной формы, отделяющая куршский залив от моря.

1. тип предложения. а. по цели высказывания - повествовательное. б. по эмоциональной окраске - невосклицательное. 2. предложение простое, двусоставное, полное. грамматическая основа: подлежащее (москвичи), выраженное существительным в им.п., и однородные простые глагольные сказуемые (разговаривают, читают), выраж. глаголами в форме наст.вр.

3. по наличию второстепенных членов - распространенное. 4. по наличию осложняющих конструкций и слов - осложненное (осложнено однородными сказуемыми + вводной конструкцией /как известно/). 5. синтаксические роли: - москвичи - подлежащее, выраж.сущ., подчеркиваем одной чертой.- разговаривают, читают - сказуемое, подчерк. двумя чертами.- в троллейбусах и автобусах - обстоятельства места, соединенные сочинит. союзом /и/, выраж. сущ. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.- мало - обстоятельство образа действия, выраж. нареч., подчеркиваем пунктиром.- больше - обстоятельство, выраж.нареч в форме сравнит.ст., подчеркиваем пунктиром.- как известно - вводное слово, членом предложения не является.схема: [ - , вв.сл., и == , =].

Читайте также: