Ситроен самая первая модель

Обновлено: 06.07.2024

Ситроен (Citroen) история авто

Ситроен

Основателем фирмы Citroen был Андре Ситроен, появившийся в семье голландского торговца в 1878 году. Получив высшее техническое образование, в 1900-м году, Ситроен основал в Париже предприятие по выпуску шестерен. Кстати, символом фирмы позже станут две сцепленные шестерни. Исполняя обязанности одновременно технического и коммерческого директора, Ситроен сумел так наладить производство, что выпускаемая заводом продукция была вне конкуренции. Сам же Ситроен получил место тех. директора на заводе Mors, выпускавшем автомобили. При посещении Америки Ситроен побывал на предприятиях Форда, где заинтересовался там технологией производства автомобилей. После войны, в 1919 г., он вместе с конструктором, создателем успешного автомобиля Le Zebre и своим приятелем — Жюльеном Соломоном решили организовать на бывшем оружейном заводе в Париже производство по выпуску автомобилей. Их первой моделью стал тип А, оснащенный 1,3-литровым двигателем мощностью 10 л.с. Модель еще называли «Ситроен 10CV». В июне 1919 г. была изготовлена первая продукция. Хорошо организованный процесс производства позволял выпускать в день 100 единиц, в течение четырех лет уровень производства достиг невероятных размеров — 300 машин в день! Тогда же появилась знаменитая модель «народного» автомобиля 5 CV, известная как «Trefle» (трилистник). Следует отметить, что Ситроен трезво оценивал возможности рекламы. Так, на открытии Всемирной выставки в Париже, проходившей в 1925 году, на Эйфелевой башне зажглись гигантские 30-метровые буквы с его именем. Его модель В2 успешно преодолела труднейший путь через Сахару, а модель С4 совершила пробег по Средней Азии, позже проложила путь через Арктическую часть Канады. Все эти достижения были наилучшей рекламой фирмы «Андре Ситроен». Экономический кризис начала 30-х отразился и на деятельности фирмы, 60 % ее акций приобрел концерн по выпуску резиновых изделий Michelin. В 1935 г. А. Ситроена не стало.

«Ситроен тип А».

Ситроен тип А

Четырехместный автомобиль в форме трехдверной «торпеды» впервые появился в июле 1919 г. Автомобиль имел рядный 4-х-цилиндровый мотор емкостью 1327 куб.см. Диаметр цилиндра равнялся 65 мм, ход поршня достигал 100 мм. При мощности 18 л.с. и 2100 оборотах в минуту максимальная скорость достигала 65 км/ч. Длинное осевое расстояние, равное 2825 мм, обеспечивало удобство и комфорт в пути. Автомобиль имел электрическое освещение, электрическое пусковое приспособление и комплект запасных колес, что создавало дополнительные удобства. Исчезла необходимость накачивать и монтировать колеса в пути. Это был первый массовый автомобиль, выпущенный в Европе. «Европейский автомобильный король» — такой титул заслужил А.Ситроен после выпуска «Ситроен А».

«Ситроен В2».

Ситроен В2

Эта модель с более мощным двигателем появилась в мае 1921 года. За счет увеличения диаметра цилиндра до 68 мм объем двигателя достиг 1452 куб.см. При максимальной мощности 20 л.с. скорость автомобиля достигала 70 километров в час. Трехступенчатая КП подавала привод на жесткую заднюю ось. Масса автомобиля составляла 850 кг. «Ситроен V2» — одна из удачных моделей компании, которая принесла успех и помогла ее создателю избежать банкротства. В разных вариантах автомобиль выпускался до 1926 года.

«Ситроен С-3».

Ситроен С-3

Эту модель, которую из-за расположения сидений чаще именуют «Трефл» — «Трилистник», Ситроен представил на автомобильном салоне, проходившем в 1921 году. Она стала наиболее успешной среди серии малых автомобилей. Автомобиль был оснащен 4-х-цилиндровым двигателем с нижнеклапанным распределением. Несмотря на небольшой объем двигателя — 855 куб.см, его мощность достигала 22 лошадиных сил, а скорость — 60 км/ч. Привод на задние колеса переносился через 3-х-ступенчатую коробку передач. Очень быстро автомобиль завоевал огромную популярность. До 1926 года было произведено более 80 тысяч экземпляров этой модели.

«Ситроен-11».

Ситроен-11

Это был первый французский автомобиль с передним приводом, выпускаемый большими сериями. Прототипом этого автомобиля был тип «7», оснащенный двигателем с объемом 1300 куб.см. Цельнометаллический аэродинамичный кузов, разработанный американскими инженерами, отличался от существующих тогда моделей. Несмотря на хорошую реализацию типа 7, Ситроен выдвинул конструкторам дополнительные требования, в результате чего в июне 1936 г. была создана модель «11». Перавя серия лимузинов массой 1000 кг была оснащена двигателями объемом 1300 куб.см, мощностью 32 лошадиные силы, что было явно недостаточно для автомобилей такой массы. Уже осенью 1936 г. началось производство новой серии автомобилей с двигателем, мощность которого достигала 36 л.с., емкость — 1623 куб.см. Наиболее удачной оказалась третья версия с объемом мотора 1911 куб.см, максимальная мощность двигателя достигала 46 л.с. или 34 кВт. Эта версия выпускалась до 1957 года. Конструкция автомобиля имела множество прогрессивных технических новинок. Агрегат: двигатель — сцепление — КП легко демонтировался, что упрощало ремонтные работы. Сам агрегат был прикреплен к раме с помощью длинных винтов. Автомобиль был с независимой подвеской передних колес. Плоскостная рама жестко соединялась с кузовом. Отличная устойчивость на трассе достигалась за счет удлиненной формы автомобиля. «Ситроен-11» выпускался как четырехдверный лимузин, несколько экземпляров «родстер» и «купе» являются сегодня ценным исключением.

«Ситроен 2CV».

Ситроен 2CV

Эту модель должны были демонстрировать на Парижском автосалоне 1939 г. Из-за начавшейся войны вся партия готовых машин (250 единиц) была уничтожена. Оставили лишь один экземпляр, который в условиях глубокой секретности продолжал дорабатывать талантливый конструктор А.Лефевр. Послевоенный «2CV» демонстрировался на Парижском автосалоне в октябре 1948 г. В отличие от довоенного предшественника мощность двигателя увеличилась на 1 л.с., вместо водяного охлаждения стало воздушное, появилась вторая фара. По мнению присутствующих на автосалоне журналистов это был самый безобразный автомобиль, который тут же обозвали «Гадким утенком». Несмотря на печальные прогнозы, этот неказистый автомобиль побил все существовавшие рекорды спроса и популярности, он выпускался в течение 42 лет. Безусловно, за прошедшие десятилетия автомобиль много раз модернизировался, но основная конструкция не менялась. В 1948 г.четырехместная модель имела 2-х-цилиндровый двигатель с клапанным механизмом ОНV. Рабочий объем двигателя был равен 375 куб.см, мощность — 9 л.с. при 3500 оборотах в минуту, развивал скорость до 78 километров в час. Двигатель был расположен перед главной передачей, КП — сзади нее. Ведущими были передние колеса. Масса автомобиля равнялась 520 кг (в снаряженном состоянии). Салон кузова не имел обивки, его легко мыли из шланга, предварительно убрав из салона сиденья, выполненные из трубчатого каркаса и натянутыми резиновыми лентами под обивкой. Если в 1949 г. было выпущено всего 876 экземпляров «2CV», то в 1954 г — 52,8 тысячи, а общий выпуск автомобиля, ставшего народным, превысил 6 миллионов. В 60-е годы прошлого столетия он побил сразу три рекорда: для 4-х-местного салона у него была самая низкая мощность, равная 12,5—16,4 л.с., самая высокая скорость — 95 км/ч и наименьшее потребление топлива на 100 км пути — 5 л. Выпуск выдающегося автомобиля ХХ века был прекращен 27.07.1990 года. Если американцев усадил за руль «Форд Т», то во Франции это сделал небольшой, некрасивый, но один из самых успешных в мире.

Ситроен самая первая модель


Конструкция Citroen 5HP Torpedo была настолько надежной, что в 1925 г. этот автомобиль своим ходом из Франции приехал в Пекин. Причем, дважды. Один из участников того пробега Париж-Пекин сегодня находится в экспозиции автомобильного музея Пекина.

Еще одним серьезным ралли-рейдом Citroen 5HP Torpedo считается его 5-месячный пробег по Австралии. «Маленький Лимон» прошел тогда 17000 миль. Да-да – это тот самый автомобиль, который за легкость управления полюбили французские женщины. Он пользовался таким спросом, что всего за 3 года было реализовано свыше 80 тыс. единиц Citroen 5HP Torpedo в разных кузовах.


Для своего времени Citroen Traction Avant был технически продвинутым. Он имел гидравлические тормоза на четырех колесах, независимую подвеску с торсионом, двигатель на упругом креплении, которое уменьшало вибрации и гидравлическую подвеску (с 1954 г). С двигателем мощностью 46 л.с. и 3-скоростной коробкой передач, автомобиль развивал скорость до 106 км/ч.

Citroen Traction Avant был спроектирован Андре Лефевром и Фламинио Бертони. К слову, Citroёn 2CV и «Богиня» DS 19 - тоже их творения.


Эту модель разрабатывали еще до Второй мировой войны и планировали показать на Парижском автосалоне в октябре 1939 г. Но он, по понятным причинам, не состоялся. А вот после войны, когда были нужны эффективные и бюджетные решения, тогдашний директор Citroen Пьер Буланже возродил довоенный проект.

Премьера Citroen 2CV все же состоялась на автосалоне в Париже, но в 1948 г. Шедевром дизайна его назвать сложно, но президент Франции, присутствовавший тогда на презентации Citroen 2CV назвал его внешность романтичной. И он был прав. Автомобиль, получивший прозвище «Гадкий Утенок» впоследствии стал всеобщим любимцем и символом Парижа. А после завершения его производства, для соблюдения европейских экологических норм Citroen 2CV стали переделывать в электромобили, на которых сегодня по Парижу катают туристов.

На самом деле, лучше всего о романтике написано в технических характеристиках 2CV. В частности там говориться: "Автомобиль, рассчитанный на перевозку четырех человек и 50 кг картофеля, развивающий скорость до 60 км/ч, с расходом 3 литра бензина на 100 км, который должен обеспечивать комфортабельную езду".

Кроме того, бюджетненько в данном случае, – совсем не значит халтурно. Это был надежный автомобиль. Уникальная подвеска обеспечивала комфорт даже при поездке по вспаханному полю. А в 1970 году для владельцев Citroen 2CV был организован раллийный автопробег Париж-Кабул-Париж. Не говоря уже о Rally Afrique, в котором 50 «утят» проехало через пустыню, преодолев 8000 км.

Надежность 2CV подтверждает еще и то, что многие «утята» дожили до сегодняшних дней. И, как это ни странно, пользуются популярностью в Германии – а немцы знают толк в практичности. В Германии до сих пор можно встретить 2CV в отличном состоянии. И сегодня многие мировые автомузеи считают не зазорным, а престижным выставить у себя в экспозиции Citroen 2CV. «Гадкий Утенок», почти, как в сказке, стал знаменитым на весь мир.


H Van имел сдвижную боковую дверь, задняя дверь состояла из 3-х частей, где верхняя служила козырьком, а нижние - распахивались. Водительская дверь открывалась против хода движения – так удобнее было вылезать из кабины, расположенной на колесе. Стёкла в дверях H Van не опускались, а сдвигались, как форточки. А масло в мотор можно было доливать прямо из салона, куда выходила часть двигателя.

Производство Семейства фургонов Н было прекращено в 1981 году. Но эти авто можно до сих пор увидеть во многих городах Европы, где их используют в качестве уличных кафе. Ведь H Van, и правда, - эталон утилитарности и практичности. И этих фургонов было выпущено почти полмиллиона.


В течение часа после презентации на Парижском автосалоне, на покупку Citroen DS19 подали почти 800 заявок. А к концу дня было оформлено уже 12 тыс. заказов. До закрытия автосалона в Париже, владельцами Citroen DS19 пожелали стать 80 тыс. человек! Чтобы удовлетворить огромный спрос Citroen впоследствии наладил производство DS19 в Великобритании и Бельгии.

Конечно, в первую очередь потенциальных покупателей привлекал незаурядный и ни на что не похожий дизайн кузова, созданного Фламинио Бертони. Невероятно, что Citroen DS19 создал тот же дизайнер, который нарисовал «Гадкого Утенка». Но оба автомобиля (каждый по своему) отражают основной принцип творчества Бертони: форма должна соответствовать содержанию, а совершенство достигается единством скорости и безопасности, а также комфорта и простоты.

Но не только дизайн был исключительным у Citroen DS19. Автомобиль имел гидропневматическую подвеску, аналогов которой в мире не существовало. Поэтому, Citroen DS19 отличала непревзойденная плавность хода, а дорожный просвет (с 1956 г) можно было увеличивать и уменьшать нажатием клавиш на приборной панели. И седан, при необходимости, превращался в кроссовер.

Рулевое управление и тормоза также имели гидроусилитель. А еще Citroen DS19 мог похвастать наличием ABS и 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач. Силовым агрегатом стал мотор от Traction Avant с увеличенным до 2 л объемом мощностью 69 л.с.

Citroen DS19 был героем почти всех французских фильмов того времени. В том числе – и приключенческого сериала о супер злодее Фантомасе. Его Citroen DS19 был оснащен не хуже автомобиля Джеймса Бонда и даже летал.

Но Citroen DS19 был героем и в реальной жизни. Можно сказать, что он спас жизнь президенту Франции Шарлю де Голлю. Благодаря гидропневматической подвеске, во время покушения на президента, автомобиль с пробитыми шинами ехал на трех колесах и ушел от преследователей.

Сегодня DS уже традиционно является официальным автомобилей президентов Франции. А также, с легкой руки Citroen DS19, в мире появилась новая премиальная автомобильная марка - DS.

В 1971-м Citroen SM впервые принял участие в ралли Марокко и сразу стал победителем. Причем, это была почти стандартная серийная модель. Поэтому, рекламная кампания смело использовала победный результат в качестве слогана: «SM: первое появление - первая победа».

То, что Citroen SM был воплощением не только скорости, но и безопасности, комфорта и стиля в 1972 году подтвердил влиятельный американский (не французский!) журнал Motor Trend. Он наградил Citroen SM титулом «Автомобиль года».

SM – один из самых престижных «Ситроенов». Когда в 1972 году во Францию приезжала британская королева Елизавета, специально для нее Генри Шапрон построил кабриолет на базе Citroen SM. Он называется Citroen SM Presidentiele.

Citroen — история креатива (Часть первая)

CRÉATIVE TECHNOLOGIE – такова суть кредо компании, созданной Андре Ситроеном в начале прошлого века, и до сих пор успешно существующей, дарящий автолюбителям всего мира удобные, красивые и высокотехнологичные автомобили. Экстравагантность сопровождала марку на всем ее долгом и нелегком пути. Причиной тому послужил характер и неординарный подход к делу всей своей жизни от самого великого Андре. Мечта его сбылась, и это уже очевидно: Ситроен – марка, занимающая яркое и видное место в мире автомобилей.

Андре Ситроен родился в 1878 году в семье довольно удачливого предпринимателя. Но когда будущему автомобилестроителю исполнилось шесть лет, его отец, совладелец крупной компании по обработке драгоценных камней, покончил жизнь самоубийством. Впрочем, оставленное отцом состояние позволило Ситроену закончить политехнических институт, после чего он начал работать на предприятии своих друзей по производству деталей для паровозов. В 1905 году он становится полноправным компаньоном этого производства. Так как отец Андре происходил из еврейской семьи, и фамилия его прежде звучала как Цитрон, а корни уходили в Одессу(!), у Андре Ситроена было немало родственников – евреев. В ту пору происходила активная миграция еврейских семей по всей Европе, одна из семей родни поселилась в польском городке Лодзи. Туда-то и направился на отдых (и по делам одновременно) будущий глава компании Ситроен. Совершенно невзначай на заднем дворе какого-то местного небольшого заводика он увидел необычного вида шестерни. На боковой поверхности этих шестеренок были выполнены зубцы, каких Андре до сих пор видеть не доводилось. Обладая недюжинным умом, а главное – интуицией, Ситроен понял, что за такими зубчатыми колесами – будущее, что им не страшны самые большие нагрузки. До сих пор шестерни были весьма непрочными изделиями. И он решается выкупить российский патент на необычные зубчатые колеса, привозит шестеренки во Францию и приступает к наладке производства инновационных зубчатых колес. Названы они были шевронными (геликоидальными). А чуть позже геликоидальные шестерни, производимые на этом предприятии, стали известны практически по всей Европе. Производство шестерен, чье зацепление в виде шеврона тут же стало брендом, принес Ситроену не только огромную прибыль, но и широкую известность.

Имя молодого предпринимателя стало чуть ли не легендой, и уже в 1908 году Андре приходит на автомобильный завод Mors антикризисным директором – дела предприятия сразу начинают идти в гору.

Первая мировая война стала очередным скачком в карьере молодого специалиста. Лейтенант 2-го полка тяжелой артиллерии IV французской армии Андре Ситроен находился на Аргоннском участке линии фронта. Своими глазами он видел, как одна за другой захлебывались попытки перейти в наступление. Причина тому была в катастрофической нехватке боеприпасов. В январе 1915 года генерал Луи Баке, начальник службы артиллерии в министерстве обороны Франции, получил письмо, подписанное капитаном артиллерии Андре Ситроеном. Генерал не поверил своим глазам. Андре Ситроен брался в течение четырех месяцев построить и оборудовать завод по производству 75-миллиметровых шрапнельных снарядов. Это были снаряды самого востребованного на фронте калибра.

В кротчайшие сроки на берегах Сены вырастает предприятие, выпускающее больше боеприпасов, чем все остальные предприятия вместе взятые.

Еще не стихла канонада Первой мировой, а Ситроен уже увлечен идеей создания своего собственного автомобиля. Огромные финансы, заработанные на войне, позволяют привлечь к этому проекту самый высококвалифицированный персонал. В 1912 году он посещает заводы Форда и знакомится с конвейерной организацией труда.

В январе 1919 года во всех газетах Франции появились объявления о предстоящем появлении на рынке совершенно нового автомобиля по цене всего 7250 франков. Ни один производитель тогда не мог предложить такой низкой цены.

Объявления произвели эффект разорвавшейся бомбы. За две недели на завод поступило порядка 16 тысяч заявок. А позже этот поток и вовсе превратился в потоп. Завод Ситроена выпускал в день по 100 автомобилей. Правда, модель была всего одна – «А», однако именно Ситроен, в отличие от других европейских автопроизводителей, перевел автомобиль из разряда роскоши в средство передвижения. Автомобиль "Type A" с четырехцилиндровым двигателем объемом 1327 куб.см., развивающий максимальную скорость 65 км/ч, поступает в продажу. Спустя четыре года производства количество выезжающих из ворот завода автомобилей выросло до 300 в день.

В 1920 году, присутствуя на рынке всего лишь в течение одного года, компании Citroen удается продать 10000 автомобилей.

Многим из того, что придумал Ситроен по продвижению своего товара, мы пользуемся по сей день. К примеру, в 1921 году для того чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном». Сегодня рекламой на дорожных знаках уже никого не удивишь. Рекламные автопробеги, рассылка грампластинок с записями рекламы, и даже надписи на небе, все это было опробовано Андре Ситроеном задолго до сегодняшних креативщиков.

12 июля 1921 года Citroen представляет 2-ой автомобиль в модельном ряду: B2. По сравнению с Type A это более мощный и технологичный автомобиль.

1 октября 1921 года на Парижском автосалоне состоялась мировая презентация Citroen 5HP. Новый компактный автомобиль, разработанный на базе Type А.

Смелая креативность. Впервые, в честь открытия 7-го парижского автомобильного салона 12 октября 1922 года самолет выписывает в небе название бренда. Это Париж! Это Citroen!

Будучи человеком дальновидным, Андре Ситроен понимал, что выпустить еще не значит продать. В связи с чем немаленькая часть прибыли уходила на рекламу. Причем иногда она работала на очень далекую перспективу. Так, в частности, в 1923 году Андре Ситроен запускает в производство игрушечные автомобили, точные копии настоящих автомобилей. Первая модель: Torpédo B2 10HP. За первые десять лет было продано более 30000 игрушечных моделей. Точная копия настоящего автомобиля приводила будущих покупателей в неописуемый восторг, и уже ни у кого не было сомнения, какую марку выберет малыш, когда вырастет.

В 1924 г. производство автомобилей Citroen достигает 50000 машин в год.

1 октября 1924 года Citroen представляет автомобиль B10 — первый автомобиль с цельнометаллическим кузовом, который пришел на смену моделям с кузовом из металла и дерева.

Воодушевленная успехами экспедиции в Сахару, состоявшейся двумя годами ранее, компания Citroen снаряжает экспедицию "Черный рейд", которая должна пересечь весь африканский континент от Коломб-Бешар до Кейптауна, с 28 октября 1924 г. по 26 июня 1925 г.

Были у Андре и по нынешним меркам просто неподъемные рекламные проекты. В свое время фотография Эйфелевой башни со светящейся надписью Citroen обошла практически весь мир. С 1925 по 1934 гг. Citroen запускает грандиозную рекламную компанию на Эйфелевой башне, где появляется огромная светящаяся надпись 30-метровыми буквами — название компании Citroen (250000 ламп и 600 км электрических проводов). Именно эти огни служат ориентиром Чарльзу Линдбергу во время трансалтантического перелета.

История автомобильного бренда Citroen

В 1919 году была основана компания «Citroen», одна из крупнейших автомобильных компаний Европы. Первая модель марки стала одним из самых популярных автомобилей 20 века. Компактный Ситроен А оснащался 1,3-литровым силовым агрегатом, мощность которого составляла 18 лошадиных сил. Сочетание легкого кузова, мощного и надежного мотора, а так же невысокой цены модели, обеспечили большую популярность автомобилей Ситроен.

После первого успеха, марка принялась за создание сразу нескольких автомобилей,основатель компании Андре Ситроен был увлечен мыслью, создать такую машину, которая могла бы стать платформой для создания нескольких моделей. В то же время, производство модели А превышало сто экземпляров в сутки. Тем не менее, в 1921 году был представленСитроен 5 CV Trefle, который своевременно пришел на смену модели А, так как ее темпы продаж постепенно падали.

Параллельно с этим, именно Андре Ситроен стал первым в мире применять PR-решения в автомобильной сфере, что привело к завоеванию популярности марки далеко за пределами Франции. К концу 20х годов «Citroen» имел представительства во всех крупных странах Европы.

В 1929 году были представлены сразу две модели – В12 и В14, которые завоевали звание самых комфортных автомобилей своего времени. Это подтвердили и продажи автомобилейСитроен, которые разошлись тиражом в 135 тысяч всего за два года производства. А в 1931 году была представлена следующая модель Ситроен Гранд Люкс, которая стала первым премиальным автомобилем компании. Машина комплектовалась революционным для европейского рынка 2,7 литровым силовым агрегатом, мощностью 53 лошадиных силы. К 1933 году «Citroen» под руководством Андре стала крупнейшим производителем автомобилей на континенте, опередив итальянский «ФИАТ» и доведя производство автомобилей до 1,1 тысяч экземпляров в день.

Однако уже в 1934 году неожиданно упал спрос на автомобили компании «Citroen», которая к тому моменту вложила все свои активы в создание новых заводов и технологических центров, таким образом, компания оказалась на грани банкротства. Одной из причин столь стремительного краха стал всемирный экономический кризис. Спустя 2 месяца после начала процедуры банкротства, 60% акций были выкуплены производителем автомобильной резины «Мишлен».

В первой половине 90х годов двадцатого века марка «Citroen» выпускает такие модели, какСантиа, Саксо и Берлинго, постепенно возвращая себе былое величие. Кроме того, начата активная подготовка к участию в нескольких гоночных сериях. В то же время, на свет появляются сразу несколько моделей разного класса. Первой из них стала модель Ситроен С4, относящаяся к компактному классу C по европейской классификации, затем последовали С3 – B класса, и С5 – D класса.

В 2004 году, всего лишь через два года после начала участия в чемпионате мира по ралли,французский гонщик Себастьян Лёб, за рулем Ситроен Касара, становится победителем генеральной классификации. Затем последовали его победы на автомобилях С4, С3 и DS3, доведя общий счет побед до 9. Таким образом, приняв участие в 12 сезонах чемпионата, был установлен рекорд по количеству побед за всю историю существования WRC.

Модельный ряд компании, на фоне успехов в автомобильных соревнованиях, пополнился спортивными версиями известных моделей, а в 2007 году, был представлен первый кроссовер компании «Citroen», построенный на платформе Мицубиси Аутлендер. В 2011 году была представлена еще одна модель компактного кроссовера, который стал одним из самых популярных автомобилей на рынке Франции за 2012 год.

Новым направлением компании стало создание уникального дизайна. Благодаря тому, что все технологические разработки велись совместно с «Пежо», они не потребовали колоссальных инвестиций.

В 2013 году в свет вышел Citroеn C4 Picasso (пятиместная версия), который в скором времени, уже в 2014 году, обрел «старшего брата» Citroеn Grand C4 Picasso с увеличенной вместимостью (на семь мест). Модернизированная версия стала настоящим рывком вперед и подарила всем последующим моделям совершенно новый изысканный дизайн. Машина сконструирована на ЕМР2 платформе, благодаря чему водители новинки уменьшили количество вредных выбросов в атмосферу. Эта модель отличалась не только совершенным внешним видом, но и внедрением огромного количества современных технологий. Например, удобный сенсорный дисплей, позволяющий осуществлять контроль над всеми бортовыми системами.

Стоит отметить, что версии 2013 и 2014 годов смогли собрать более 65 тысяч заказов. Автомобили стали пользоваться широким спросом в больших семьях.

  • Страна: Франция
  • Годы работы: 1919 - н.в.
  • Гарантия от сквозной коррозии: 12 лет

Модели Citroen

  • 2 CV
  • AMI
  • AX
  • Berlingo
  • BX
  • C-Crosser
  • C-Elysee
  • C-ZERO
  • C1
  • C2
  • C3
  • C3 Picasso
  • C4 Aircross
  • C4 Cactus
  • C4
  • C4 Picasso
  • C5
  • C6
  • C8
  • CX
  • DS
  • DS3
  • DS4
  • DS5
  • Dyane
  • Evasion
  • GS
  • Jumpy
  • LNA
  • Saxo
  • SM
  • Traction Avant
  • Visa
  • Xantia
  • XM
  • Xsara
  • Xsara Picasso
  • ZX
  • LN
  • Grand C4 Picasso
  • Jumper
  • E-Mehari
  • SpaceTourer
  • C5 Aircross
  • C15
  • Dispatch
  • Nemo
  • Relay
  • C-Quatre
  • C-Triomphe
  • C3 Aircross
  • C5 X
  • Citroen представил электромодификацию фургона Jumpy
  • Peugeot и Opel остановят производство в России из-за коронавируса
  • Peugeot и Citroen отзовут более 4 тыс. автомобилей в России
  • С начала года 18 компаний подняли цены на автомобили в России
  • В России начнут собирать полноприводные минивэны Peugeot и Citroen

История бренда «Ситроен»

Значок «Ситроен» означает «бесконечность» и символизирует шевронное колесо. Этот элемент коробки передач стал основополагающим инновационным решением, положившим начало производства автомобилей Citroën.

История бренда Citroen началась в столице Франции. На протяжении истории его поджидала череда взлетов и падений. Однако автомобили этой марки и по сей день считаются эталоном технологичности и конструкторского искусства.

История марки Citroen

Citroen – французская компания, основанная в 1919 году промышленником Андре Гюставом Ситроеном.

Основатель бренда

Андре Ситроен родился в 1878 году в семье зажиточного предпринимателя. В шестилетнем возрасте будущий владелец крупнейшей европейской автомобилестроительной корпорации пережил семейную трагедию. Его отец, будучи владельцем компании, занимающейся обработкой драгоценных камней, покончил с собой.

Состояние, доставшееся Андре от отца, позволило ему окончить технический университет, впоследствии открывший ему дорогу в большое производство. Первый опыт работы в автомобилестроении он получает в 1908 году на автомобильном заводе Mors.

Андре Ситроен - основатель компании

Андре Ситроен — основатель компании

Работая с полной самоотдачей и принимая гениальные решения, он быстро достигает успеха в годы Первой мировой войны, заключив контракт на строительство завода по производству шрапнели для русских войск. Инвестиционный пай его отца, составлявший на то время 1 миллион франков, позволяет завершить строительство в кратчайшие сроки – за 4 месяца.

1919 – год первого автомобиля марки

После окончания войны завод был переоборудован под автомобильное производство, с чего и началась официальная история марки Ситроен. Первым автомобилем Citroen стал легковой Type A. Мотор мощностью 18 лошадиных сил и объемом 1327 куб. см обеспечивал максимальную скорость автомобиля в 65 км/ч.

Первый автомобиль Sitroen Type A

Первый автомобиль Sitroen Type A

Андре сделал на него большую ставку, заложив со старта производства скорость выпуска до 100 единиц в день. Именно тогда он задумал, что логотип Ситроен означает «бесконечность».

Маркетинговые шаги на этапе развития бренда Citroen

В начале своего существования фирма «Ситроен» предприняла один из самых важных маркетинговых шагов в истории. Первые машины этой марки предлагались потребителю по рекордно низкой цене – всего 7250 франков. Вкупе с инновационными для того времени функциями – электрическим стартером и светом – это обеспечило фурор.

Название бренда на Эйфелевой башне

Название бренда на Эйфелевой башне

В качестве площадки для размещения рекламы была выбрана Эйфелева башня. Впоследствии этот факт был зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. Название бренда Citroën размещалось на ней без малого 9 лет.

В 1921 году бренд предпринял попытку массовой рекламы фирменной эмблемы. По всей Франции указатели и дорожные знаки приобрели узнаваемый «двойной шеврон». Проходили бесконечные автопробеги, рассылки рекламы, записанной на грампластинках. Задолго до первых попыток современных маркетологов Андре Густав Ситроен использовал рекламу, изображенную в виде надписей на небе.

Взлеты и падения компании

История марки «Ситроен» получила стремительное развитие. В первый же год существования компании Андре Ситроен начал вести переговоры с General Motors по поводу продажи прав на производство его автомобилей. Совет директоров американского гиганта счел эту сделку слишком рискованной и дорогой. Компания не стала создавать из этого трагедию и с усиленным темпом наращивала производство, показатели которого составляли 400 автомобилей в день по итогу 1923 года.

В 1924 году компания представила новый Citroën B10, позиционируя его как первый автомобиль на материковой Европе, кузов которого полностью выполнен из стали, взамен моделей из металла и дерева. Успех длился недолго. Конкуренты вели активную работу по совершенствованию дизайна своих изделий, тогда как автомобили Citroën имели однообразный внешний вид, новые модели походили одну на другую.

Автомобиль «Ситроен» Traction Avant

Автомобиль «Ситроен» Traction Avant

Андре Ситроен обладал умением делать точные выводы и воплощать в жизнь решения, принятые на их основе. Уже в 1928 году 75% таксомоторного парка Парижа составляли «Ситроены». В 1933 году был создан первый серийный дизельный автомобиль Rosalie. В 1934 году модельный ряд пополнил новый автомобиль с передним приводом – Traction Avant.

Несмотря на успехи, пагубное увлечение Андре Гюстава Ситроена азартными играми и череда неэффективных решений привели к утрате независимости. В 1934 году бренд отошел крупнейшему кредитору – производителю Michelin. Вторая мировая война серьезно повлияла на работу завода. Сосредоточив свои производственные мощности в одном месте, автомобильный концерн подставил себя под удар. Уже в 1942 году после ковровых бомбардировок были серьезно повреждены основные цеха завода.

Несмотря на трудности, уже в 1948 году под руководством новых владельцев с конвейера сошел автомобиль-бестселлер седан Citroen 2CV. Благодаря изумительным инженерным решениям, простой конструкции и невысокой цене он находился в продаже вплоть до 1990 года.

Слияние с «Пежо»

В послевоенный период Citroën сосредоточил свои силы на производстве грузового транспорта и премиум-автомобилей. Лишь в 1955 году произошла настоящая «эстетическая революция» бренда. Многие модели автомобилей предстали с обновленным дизайном.

Несмотря на успехи и всемирную экспансию производства (были сделаны однозначные выводы со времен Второй мировой войны), руководство бренда допустило ряд ошибок, приблизивших компанию к черте банкротства.

Слияние с автомобильным гигантом Peugeot произошло путем приобретения 89,95% акций автоконцерна. Новым вектором развития стал уникальный дизайн и инновационные технические решения в конструировании автомобилей. Citroën стал постоянным участником спортивных гонок: как шоссейных, так и раллийных.

Именно под руководство Peugeot были выпущены модели, до сих пор разыскиваемые и почитаемые коллекционерами со всего мира. В 1980-х годах группа компания PSA (основным акционером которой был Peugeot) переживала трудные времена. Нефтяной кризис 1979 года привел компанию на грань банкротства, но именно за счет автомобилей Citroën его удалось избежать.

Современное развитие и перспективы фирмы «Ситроен»

Повальная стандартизация в среде Peugeot не снискала популярности у инженеров Citroën, культура работы которых подразумевала инновации в технических решениях. Это привело к тому, что в период с 1980 по 2009 было спроектировано немногим более 10 новых моделей. С 2007 года автомобили марки Citroën не занимали призовых мест ни на одном европейском автомобильном форуме. Окончательный кризис наступил после 2012 года, когда команда Citroën выиграла последнюю гонку чемпионата мира по ралли.

Эмблема Citroen

Эмблема «Ситроен» и ее описание менялись 8 раз: в 1921, 1932, 1936, 1959, 1966, 1985, 2009 и 2016 годах. Но значение оставалось прежним.

Логотип бренда «Ситроен»

Логотип бренда «Ситроен»

Логотипом был двойной шеврон в виде перевернутых вверх ногами галочек. Окончательно значок закрепился в 2017 году.

Как был придуман знак бренда

Первая версия логотипа была придумана основателем бренда Андре Густавом Ситроеном в 1905 году. В голове молодого инженера появилась идея по созданию геликоидальных шестерней, представлявших собой высокоэффективный редуктор и являвшихся большим дефицитом. Значение знака «Ситроен» в те времена трактовалось как отпечаток их рабочей поверхности.

Что означает логотип «Ситроен»

Значок «Ситроен» означает «бесконечность» и символизирует шевронное колесо. Этот элемент коробки передач стал основополагающим инновационным решением, положившим начало производства автомобилей Citroën. Шестерни подобной конструкции выдерживают значительные нагрузки и обладают большим ресурсом. Впоследствии шевронное колесо было адаптировано к применению на водном транспорте и использовалось в конструкции судов более 50 лет.

Лучшие представители модельного ряда Citroen за все время

Первым автомобилем-бестселлером стала модель В14 1926 года выпуска. Он сочетал в себе противоречивые качества: функции класса «люкс» и низкую цену. В послевоенный период, на фоне всемирного кризиса, предложение автоконцерна снискало небывалую популярность.

В 1936 году с конвейера вышел первый автомобиль модели 2CV. Популярный малолитражный автомобиль обеспечивал перевозку 4 людей с максимальной скоростью до 60 км/ч и расходом топлива всего 3 литра на 100 км. Автомобили на базе этой модификации выпускались вплоть до 1990 года.

Уникальное сочетание простоты и надежности конструкции Citroën DS стали залогом победы в чемпионатах мира по ралли в течение 11 лет подряд, вплоть до 1970 года, когда спортивная история марки «Ситроен» получила паузу.

Современные модификации этого автомобиля – Citroen DS4 и DS5 2 поколения – занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах за счет надежности, технологичности и блестящего внешнего вида.

10 лучших моделей Citroen: в честь дня рождения Андре Ситроена

Этот автомобиль не очень хорошо известен у нас в России, однако именно он был самым первым массовым и довольно успешным продуктом компании. А вдохновил молодого французского инженера на создание Type A-10 HP никто иной, как Генри Форд.

Citroen Type A (1919 год)

Завод Ford с гениальной конвейерной сборкой Андре Ситроен посетил в 1912 году. Эти знания позволили создать конкурентную четырехместную массовую модель с 10-сильной «четверкой» объемом 1327 «кубиков», способной разгонять автомобиль до максимальных 65 км/ч.

Citroen Type H (1947 год)

Спустя десятилетия успешного производства самых разных машин — от красивейших купе и кабриолетов до автобусов, грузовиков и даже военных вездеходов — фирма Андре Ситроена представила одну из моделей, которой суждено было стать лицом компании и которая до сих пор ассоциируется с именем основателя компании.

Citroen Type H (1947 год)

Коммерческий фургончик Type H начали выпускать в трудные времена, вскоре после окончания Второй мировой войны. Несмотря на свой почтенный возраст, эта культовая «рабочая лошадка» ценится и по сей день. Причем как коллекционерами, так и предпринимателями, использующими ее для малого бизнеса.

Citroen 2CV (1949 год)

Однако культовый фургончик Type H все же не может сравниться с дебютировавшим через год после него маленьким доступным легковым автомобильчиком 2СV. Его разработка началась еще в довоенное время, а первый прототип построили в 1939 году. Но в серию модель пошла только в 1949 году.

Citroen 2CV (1949 год)

Задание на разработку смешной малолитражки с простенькой конструкцией и гофрированным металлом кузовных панелей для обеспечения жесткости кузова в 1936 году звучало тоже забавно: «Автомобиль, рассчитанный на перевозку четырех человек и 50 кг картофеля, развивающий скорость до 60 км/ч, с расходом 3 л/100 км, который должен обеспечивать комфортабельную езду».

Citroen DS 19 (1955 год)

Следующая легенда двойного шеврона увидела свет в середине пятидесятых. Ее имя DS произносится по-французски Déesse и переводится как “богиня”. Автомобиль с невероятным дизайном и авангардной отделкой салона, гидропневматической подвеской и гидравлическим рулевым управлением словно сошел со страниц научно-фантастического романа.

Citroen DS 19 (1955 год)

Citroen DS так впечатлил посетителей Парижского автосалона, что первые 750 машин были проданы прямо у стенда всего за 45 минут после премьеры. На следующий день компания получила 12 000 заказов, а к закрытию международной выставки их было уже 80 000!

Citroen Ami 6 (1961 год)

Компактный седан с выразительными линиями кузова пополнил модельную линейку «Ситроена» 25 апреля 1961 года. Он стал ответом на возросшую потребность в более практичном и вместительном автомобиле, чем культовый 2CV. Одной из главных запоминающихся фишек в его дизайне стало вогнутое заднее стекло с непривычным наклоном.

Citroen Ami 6 (1961 год)

Малолитражка оснащалась таким же 2-цилиндровым моторчиком с воздушным охлаждением объемом 602 «кубика», какой можно было получить за доплату на 2CV. Кстати, отчасти за несколько большую отдачу этого моторчика модель в народе прозвали 3CV. А вообще имя Ami с французского переводится как «друг».

Citroen Mehari (1968 год)

Этот утилитарный автомобильчик с пластиковым кузовом и съемной тканевой крышей, натянутой по принципу тента на пляже, наверняка знаком фанатам классической французской комедии про жандармов с Луи де Фюнесом. Машинка весила всего 535 кг, оснащалась независимой подвеской, передним или полным приводом.

Citroen Mehari (1968 год)

Модель назвали по имени породы выносливых быстроходных верблюдов, которые могли не только перевозить грузы по пустыне, но и участвовать в бегах. Этот бюджетный внедорожник выпускался без малого 20 лет и использовался в том числе французскими военными.

Citroen XM (1989 год)

Следующим знаковым автомобилем в линейке Citroen стал преемник флагманской модели CM и предшественник уже знакомых нам С6 и С5. Его появление, по сути, ознаменовало рождение подвески Hydractive, в которой прославленная комфортность ситроеновской гидравлики сочеталась с электронным управлением.

Citroen XM (1989 год)

Дизайн Citroen XM разработал знаменитый Нуччо Бертоне. Всего через год после премьеры модели, вышедшей с кузовами лифтбек и универсал, она была удостоена звания автомобиль года, а также получила 14 международных наград.

Citroen DS3 (2009 год)

Серийный вариант представленного в 2009 году концепта DS Inside на самом деле не был для Citroen чем-то революционным — марка уже давно славилась своими компактными городскими хэтчбеками. Но DS3 стал отправной точкой в истории нового суббренда, начавшегося с линейки стильных хэтчбеков с ярким дизайном и претензией на роскошь.

Citroen DS3 (2009 год)

Эта трехдверка была создана на основе второго поколения Citroen C3 и отличалась от него не только дизайном, но также видоизмененным кузовом, не подразумевающим пятидверного варианта. Впоследствии линейка пополнилась моделями DS4 и DS5, после чего в 2015 году была объявлена отдельной самостоятельной маркой.

Citroen C4 Cactus (2014 год)

Увидевший свет весной 2014 года компактный кроссовер со смешным именем С4 Cactus, построенный по мотивам концептов С-Сactus (2007) и Cactus (2013), стал не только чем-то новым с точки зрения стиля в достаточно яркой и оригинальной линейке моделей Citroen. Он также был первой моделью с двойным шевроном, примерившей уже не раз эволюционировавшие с тех пор накладки Airbump на дверях.

Citroen C4 Cactus (2014 год)

Накладки Airbump выполнены из некрашеного податливого пластика и предназначены главным образом для защиты кузова автомобиля от повреждений на парковке дверями других машин. Сейчас очертания «воздушных пузырей» можно разглядеть на пластиковой юбке продаваемого у нас кроссовера Citroen C5 Aircross.

Citroen С4/Ё-C4 (2020 год)

К самым новым знаковым «Ситроенам» мы решили причислить почти незнакомого россиянам прошлогоднего дебютанта — Citroen C4 последнего поколения. Главным образом потому, что он вобрал в себя все основные автомобильные тренды. В пику неугасающей моде на кроссоверы и купеобразные модели он приподнят над землей, как заправский паркетник, и к тому же демонстрирует стильную скошенную корму с оригинальным разделенным надвое задним стеклом. Плюс к этому, новый С4 получил все имеющиеся в арсенале марки навороты, а также полностью светодиодную V-образную оптику.

История создания фирмы Citroen

Автомобильная компания Citroen была основана в 1919 году во Франции. Её основателем выступил инженер и предприниматель Андре Гюстав Ситроен. Завод создавал недорогие машины для широкого пользователя. Первым названием фирмы было «АО Ситроен».

Как правило, среди автомобильных брендов можно найти исторические и культовые. К Ситроен применимы оба термина — её продукция сочетала в себе традиционные для машин марки качества, вместе с тем развиваясь, опережая конкурентов. Транспортные средства этой марки десятки лет служат не только народу, но и правительству Франции. Водители называют автомобили Ситроен «ниспосланными свыше».

Производство автомобилей Citroen

Компания Citroen производит машины, доступные широкому кругу автолюбителей

Биография основателя

Француз Андре Ситроен родился в 1878 году. Его отец, Леви Ситроен, был предпринимателем. Он обрабатывал драгоценные камни, впоследствии продавая их. Бизнес удачно развивался — денег хватало на обеспечение семьи. Всё же, Леви не чувствовал достаточной влиятельности в своей сфере деятельности. Андре было 6 лет, когда отец семейства свёл счёты с жизнью. В качестве наследства отец семейства оставил крупное состояние, а также, что не менее важно, связи с промышленными и финансовыми деятелями Парижа. В XIX веке была развита традиция, по которой сыновья продолжали заниматься семейным бизнесом, но молодой Ситроен больше увлекался техникой, в том числе автомобилями.

Окончив политехническую школу, Андре устроился к своим друзьям в мастерскую. Так, в 23 года он стал специалистом по производству деталей для локомотивов. После четырёх лет работы в фирме он вкладывает всё оставшееся наследство в ценные бумаги компании и становится совладельцем дела Эстенов.

Пребывая в Польше, Андре обратил внимание на маленький завод, где неизвестный никому механик-самоучка в числе прочих агрегатов изобрёл зубчатые шестерни. Ситроен понял, что эта технология будет перспективной, поэтому решил приобрести патент на её реализацию. Продолжая карьеру в деле Эстенов, Андре налаживает на их заводе создание зубчатых шестерней. Эта технология была намного более продвинутая, нежели продукция конкурентов компании. Новый уровень производства позволил бизнесу за короткий срок приобрести клиентов за пределами Франции. Это принесло бизнесу серьёзную прибыль.

Примерно в то же время компания разработала свой логотип, который французы называют «двойной шеврон». На вид он похож на две перевёрнутые буквы «V», что схематически передаёт изображение конических концов шестерней.

В компании Андре занимался не только коммерческой деятельностью, но и брал на себя обязанности технического директора. За короткий срок он избавился от всех конкурентов — стремительно развивающиеся технологии не оставили равных на рынке. Ситроен получил отличную репутацию, на что обратили внимание управляющие завода Mors. Они пригласили его на пост технического директора. Андре принял заявку, после чего уровень Mors стал повышаться.

Во время Первой мировой войны Ситроен не прекратил воплощать в жизнь свои предпринимательские замыслы. Он понимал, что французской армии не хватает боеприпасов на фронте. В связи с этим Андре предлагает военному министру сделку, согласно которой будет создан завод по выпуску снарядов. Масштабный проект должен был быть реализован всего за три месяца — времени было мало. После долгих раздумий государство согласилось работать с Ситроеном, выделив ему финансирование в виде 20% от суммы, которая была нужна на строительство. Остальные 80% средств Андре взял в долг у работников различных промышленностей.

Действительно, за три месяца на пустых берегах реки Сены развернулся крупный завод, который производил больше боеприпасов, чем все вместе взятые предприятия Франции. Ситроен считал причиной успеха высокий уровень организации.

Создание автомобильного бренда Citroen

После окончания Первой мировой войны производство на фабрике Андре прекратилось. Он решал, чем можно занять производственные мощности — профессиональную команду, помещения, станки и собственный опыт, а также средства, вырученные на снарядах. Одним из наиболее перспективных направлений было производство транспорта. Ситроен был тесно знаком с автомобилями, поэтому решился на вложение средств и времени.

Citroen Type A

Первый автомобиль компании Citroen

Первая модель носила название Ситроен А. Она комплектовалась двигателем объёмом 1,3 литра и имела мощность 10 лошадиных сил, развивая скорость 65 км/ч. Модель первая в Европе имела электрический стартер и освещение. Малолитражки имели отличный спрос — при производстве 100 экземпляров в день завод всё равно не успевал снабжать автомобилями всех желающих. Цена Type A составляла 7950 франков — доступная в то время. Ни одна компания-конкурент не могла предложить автолюбителям такую же низкую цену, что неминуемо привело Ситроен к успеху. Они получили более 16000 заявок на приобретение за две недели.

В том же 1919 году компания вела переговоры о продаже бренда Ситроен General Motors. Обе стороны были согласны, но сделка не состоялась, так как американцы посчитали такое приобретение слишком большой нагрузкой для бюджета.

Таким образом, в 41 год Андре положил уверенное начало транспортной революции во Франции. Для того чтобы углубиться в технологию производства автомобилей, а также подглядеть принципы работы конкурентов, Андре Ситроен тайно разбирал на своём заводе популярные в то время американские модели машин. Среди них были Buick, Nash и Studebreaker. За четыре года работы компания Ситроен развила производство, выпуская 300 автомобилей в день.

К концу 20-х годов компания имела представительские центры в каждой крупной стране Европы. Для того чтобы водителям Ситроен было удобнее обслуживать свои автомобили, по всей Франции были построены склады агрегатов. В 1921 году было продано экспортировано более 3000 моделей.

Тем временем компания разработала новую малолитражку под названием 5CV. Этот простой и надёжный автомобиль получил статус «народного». Он отлично передвигался по грунтовым дорогам. Не имея передних тормозов, машина комплектовалась рессорами спереди и сзади. Через несколько лет модель была обновлена до версий B12 и B14. Модели были проданы на сумму более 135 тысяч евро за 2 года. Они приумножили популярность Ситроен.

Дальнейшее развитие, трудности и смерть Андре

В 1931 году компания представила новую модель — Ситроен Гранд Люкс. Этот автомобиль стал премиальным у бренда. Он комплектовался двигателем объёмом 2,7 литра, что стало настоящей революцией на рынке машиностроения во Франции. К 1933 году Ситроен заняли первое место среди всех автомобильных заводов в Европе, опередив итальянский Фиат. В том же году производство достигло количества 1100 экземпляров транспорта в день.

В 1934 году спрос на автомобили Citroen упал. Это оказалось настоящим потрясением для компании, ведь совсем недавно она показывала положительную динамику. К тому моменту все активы бренда были распределены на создание новых сервисных центров и заводов, поэтому фирма была близка к банкротству. Отдельным фактором стал всемирный финансовый кризис. Была начата процедура банкротства, после двух месяцев которой производитель автомобильных покрышек Мишлен приобрёл 60% акций Ситроен. Так, компании удалось оставаться независимой с 1919 года до этого времени.

Автомобиль Citroen SM

Андре не застал появление революционной концепции автомобиля, который имел передний привод. Такой технологии Ситроен придерживаются по сей день. Основатель великой компании умер в 1935 году. Французские журналисты распространяли три версии, которые повлияли на смерть Андре: неизлечимая болезнь, финансовые трудности и смерть его дочери. Вклад в развитие автомобильной промышленности, который предприниматель сделал за 26 лет работы в сфере транспортных средств, увековечил его имя в истории.

Спустя годы Citroen создали новый автомобиль. SM был выполнен в сотрудничестве с Maserati и имел двигатель мощностью 170 л. с. с 6 клапанами. Модель комплектовалась дисковыми тормозами на колёсах обеих осей и пневматической подвеской. Так SM заслужил положение среди лучших автомобилей купе в классе GT.

Со временем задумка Андре стала реальностью — компания всё больше внимания уделяла производству технологичных, но дорогих моделей. Такие автомобили были оригинальными и почти не имели конкурентов во всём мире. Сам основатель считал, что при хорошем замысле машины её цена значения не имеет. К сожалению, экстравагантные автомобили не приносили особых доходов — большая часть водителей принадлежала к рабочему классу. Ситуацию усугубил нефтяной кризис, что серьёзно подорвало продажи требовательных к топливу Citroen. Бренду пришлось примкнуть к массовой части рынка, иначе им грозило разорение. Имидж новаторов был утрачен на годы.

В 1974 году Citroen объединились с автомобильным концерном Peugeot, преследуя прагматические цели. Это окончательно лишило компанию звания революционера в сфере технологий, ведь теперь продукция регулировалась интересами двух заводов. В остальном же, такое сотрудничество позволило Ситроен пережить кризис.

Модель Citroen XM

Только к началу 90-х годов марка снова смогла «выехать» на оригинальности. По миру снова пошла тенденция на необычные автомобили, что позволило экстравагантным моделям Ситроен завоевать уважение публики вновь. Одним из главнейших этапов возрождения компании на рынке стало решение директора: он сконцентрировал силы завода на разработке различных дизайнов для каждой линейки автомобилей. Таким образом, каждая серия получила внешний вид, который сильно отличался от любой другой. Новая модель XM получила отличную ходовую систему и элегантный дизайн.

Современное положение Citroen на рынке

В первой половине девяностых компания произвела модели Сантиа, Берлинго и Саксо. Параллельно с этим шла подготовка серии автомобилей для спортивных состязаний. Работа над разными направлениями дала результаты: вышли модели C4, C3 и C5, которые относились к классам C, B и D по европейской системе.

В 2004 году Себастьен Лёб, гонщик из Франции, стал победителем в турнире гонок WRC. Он был за рулём модели Касара. Далее Себастьян несколько раз подтвердил свой статус, но уже на C4, C3 и DS3. Приняв участие в 12 заездах и одержав победу в 9 из них, гонщик установил рекорд побед за всю историю WRC, представляя свою страну и фирму Citroen.

Citroen DS3

Французский гонщик одержал победу на гонках WRC за рулем автомобиля Citroen

Учитывая успех в спортивном сегменте автомобилестроения, компания выпустила спортивные модификации многих своих моделей. В 2007 году был выпущен первый кроссовер фирмы, который был создан на базе Mitsubishi Outlander. В 2011 году вышла очередная модель, занявшая высокое место продаж на рынке Франции.

Ситроен делали ставку на оригинальный дизайн. Разработка автомобилей шла при поддержке Пежо, поэтому компания смогла сократить расходы на обновления. Так, в 2013 году вышел пятиместный Пикассо. В 2014 году появилась его новая версия — C4 Grand C4 Picasso. Автомобиль имел семь сидений, включая водительское. Модель имела не только особенный внешний вид, но и широкий электронный функционал и хорошие показатели экологичности. По 2014 год линейка собрала более 65000 заявок с заказами — модели стали популярны во всём мире, преимущественно у больших семей.

Рекламные ходы Андре

Будучи опытным предпринимателем, Ситроен понимал, что произвести автомобили и продать их — две совершенно разные задачи. Так, растущие темпы сборки (60 тысяч экземпляров в 1925 году и 100 тысяч в 1929) нуждались в схеме реализации. Первым проектом Андре стал выпуск игрушечных моделек Citroen, которые являлись уменьшенными копиями настоящих автомобилей. Для того чтобы повысить узнаваемость бренда и быть у всех на виду, Андре заказал городским транспортным службам дорожные знаки с символом Ситроен — двойным шевроном.

Таким образом, весомая часть бюджета автомобильной компании постоянно находилась в обороте рекламы. Одним из проектов был «рекламный пробег» — водители, снаряжённые в поездку, отправлялись в дальние маршруты, в
громкоговоритель рассказывая горожанам о преимуществах продукции их фирмы. Во время остановок они демонстрировали гражданам презентации и проводили лотереи. Андре был уверен, что «живая» демонстрация автомобилей является лучшим способом заинтересовать потенциальных покупателей. Практика показывает, что от 3 до 15% очевидцев пробегов уезжали домой на только что купленных Citroen.

Ещё в 1929 году Андре создал выставочный зал высотой в шесть ярусов, одна из стен которого представляла собой витрину 21 на 10 метров, полностью состоящую из стекла. Такая конструкция привлекала множество посетителей, которые могли видеть все доступные автомобили фирмы в одном месте. Андре также предоставлял кредиты на выгодных для автолюбителей условиях и проводил экскурсии по производственным площадям.

Citroen Grand C4 Picasso

Однажды предприимчивый бизнесмен услышал об английском пилоте, который с помощью своего самолёта рисовал в небе различные изображения и слова. Андре решил, что и его компания нуждается в подобной услуге. Он велел лётчику оставить в небе белый след в виде «Citroen». Несмотря на то что надпись держалась в воздухе считаные минуты, молва об автомобильном бренде распространилась по всему миру. Огромные вложения в оплату работы пилота быстро окупились.

Одним из самых массовых проектов Андре стала задумка с Эйфелевой башней. На ней было размещено более 125000 лампочек, которые при включении различных рычагов образовывали десять картинок, среди которых было и название автомобильной фирмы. Как жители Парижа, так и туристы — все полюбили эту инсталляцию.

Кампания, в рамках которой Ситроен поставлял автомобили для гоночных мероприятий вроде заездов по пустыне Сахаре и Азии, а также посылки с граммофонными записями рекламных аудиороликов автомобилей — всё это позволило к 1934 году занять первое в Европе и второе в мире места в сфере машиностроения.

Андре постоянно находился в долгах перед различными финансистами. Его проекты были рискованными, но в большинстве случаев окупались, после чего Ситроен затевал новую рекламную кампанию. Один из проектов, правда, связанный со строительством большего числа сервисов и заводов, оказался критическим в истории фирмы. Серьёзный финансовый кризис лишил Андре почти всех средств. Множество попыток привлечь материальную поддержку не обернулось успехом, после чего Citroen обанкротились.

Заключение

Деятельность Андре стала ярким примером того, что преданное занятие любимым делом может создать настоящую революцию в той или иной сфере жизни. Разумеется, у него бы ничего не получилось без умения вовремя принимать решения, а также разрабатывать рекламные кампании. Автомобили Ситроен в наше время известны оригинальностью и широким функционалом — факторами, которые сам Андре реализовать не успел.

Читайте также: