Сколько камаз выпускает машин в год

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Вы спрашивали: Сколько Камазов выпускают в год?

Сколько рабочих на заводе КАМАЗ?

Набережные Челны, Татария, 19 февраля 2020, 14:41 — REGNUM Согласно квартальному отчету, на предприятии КамАЗа средняя численность работников в 2019 году составляла 30 051 человек — это на 3,5% меньше, чем в 2018 году. Об этом сообщает «Финмаркет».

Сколько кубов входит в КАМАЗ?

Стандартный объем самосвальной платформы модели КамАЗ-55111 составляет 6,6 кубометра. То есть, если груз небольшой массы, например, песок, того как раз влезает в кузов примерно 6 кубометров. А вот если речь идет о перевозке дров, кирпича, то тут надо помнить, что машина имеет грузоподъемность только 13 тонн.

Какую продукцию выпускает камаз?

ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционируется на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн.

Где производят запчасти на камаз?

Продукция выпускается Камским автомобильным заводом. Основное производство находится в городе Набережные Челны. Производитель занимает более 55% российского рынка грузовой техники.

Сколько стоит новый камаз с завода?

4 990 000 руб. ТСУ / высота ССУ: шк-пет. 3 895 000 руб.

Как создавали КАМАЗ?

«КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»). Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2,25 млн. автомобилей и около 2,85 млн.

Кто создал завод КАМАЗ?

26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

Кто владелец Камаза?

КАМАЗ подвел итоги продаж за 2020 год


© ai-media.ru

КАМАЗ реализовал за 2020 год около 36,5 тыс. грузовых автомобилей (+3%), в том числе на внутреннем рынке продано 32,2 тыс. единиц (+6%), на экспорт отправлено около 4,3 тыс. машин (-14%). Об этом сообщил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, добавив, что компания планирует закончить 2020 год с выручкой более 200 млрд рублей.

Об этом сообщил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, добавив, что компания планирует закончить 2020 год с выручкой более 200 млрд рублей. Он также отметил, что в уходящем году КАМАЗ вывел на рынок новый модельный ряд автомобилей поколения К5 — стартовали продажи магистрального тягача КАМАЗ-54901.

Напомним, ранее совет директоров КАМАЗ на заключительном в текущем году заседании утвердил бизнес-план компании на 2021 год. Планируемая реализация в 2021 году составит 37 тыс. грузовых автомобилей, из них на российский рынок поступит 32 тыс. автомобилей, остальные — на экспорт.


© motor.ru

Планируется, что объем инвестиций в 2021 году составит более 16,7 млрд рублей. Из них на развитие модельного ряда будет направлено 13 млрд рублей, более 1 млрд — на НИОКР.

Среди основных целей в направлении развития продаж, которые КАМАЗ ставит перед собой на будущий год, — увеличение доли автомобилей «КАМАЗ» на рынке до 51% за счет роста продаж нового модельного ряда до 11 тыс. штук против 8,5 тыс. машин в 2020-м, а также укрепление позиций в сегментах седельных тягачей и спецтехники. На 2021 год запланирован вывод на рынок новых моделей поколения К5: седельный тягач 6×2, самосвалы 6×4, 6×6 и 8×4.

Также планируется продолжить развитие модельного ряда газомоторной техники, в том числе продажа 1 тыс. газомоторных тягачей КАМАЗ-5490 на КПГ и СПГ и вывод на рынок КАМАЗ-54901 с газовым двигателем.

Как сообщалось ранее, в связи с увеличением заказов на начало следующего года и ожидаемым ростом объемов производства на КАМАЗе, принято решение об изменении дат корпоративного отпуска работников в 2021 году. Так, зимняя его часть стала на неделю короче, чем планировалось ранее, и теперь будет проходить с 11 по 17 января 2021 года.

  • Экспортные достижения России в I полугодии 2019 г. Часть 4: машиностроение
  • В первом полугодии производство сельскохозяйственной техники выросло на 14%
  • Экспорт России в 2019 году: рекорды неполного года

"Камаз" ожидает роста рынка грузовиков в России в 2021 году до 77 тыс. штук

ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июля. /ТАСС/. "Камаз" в 2021 году может произвести 44 тыс. грузовых автомобилей, что на 18,9% выше показателей прошлого года. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ПАО "Камаз" Сергей Когогин.

"Наши намерения - выйти на объемы производства 44 тыс. [грузовых автомобилей в 2021 году]. Рынок для этого есть, мы уверены. Но очень много проблем возникает с поставками комплектующих. Особенно это всем известные чипы. Как-то наши поставщики из Европы и Китая это сегодня стараются решить. Но наши намерения такие", - отметил он.

Когогин также заявил, что объем рынка грузовых автомобилей в РФ в 2021 году может составить 77 тыс. штук.

"Мы смотрели тенденции, ориентируемся, что рынок грузовиков будет около 77 тыс.", - рассказал он.

По словам гендиректора, возможность увеличить продажи грузовых авто связана с развитием дорожного и жилищного строительства, которое требует большего количества грузового транспорта. Он также отметил сильный рост продаж бетонных смесителей и самосвалов.

Ранее Сергей Когогин доложил главе правительства России Михаилу Мишустину о планах ежегодно наращивать объемы производства автомобилей более чем вдвое, в частности предприятие намерено в 2023 году выпустить 12 тыс. грузовиков нового поколения К5.

Кризис на рынке электронных компонентов

"Камаз" ожидает продления глобального кризиса на рынке электронных компонентов до 2023 года, сообщил Когогин.

"Раньше конца 2022 года проблема решена быть не может", - отметил он, комментируя проблемы с поставками чипов.

Ранее Когогин заявил, что на производстве сохраняются проблемы с поставками комплектующих, в особенности чипов для автомобилей.

В последние месяцы мировые автопроизводители испытывают проблемы из-за дефицита на рынке полупроводников и других автокомпонентов. Глобальный дефицит микросхем, который испытывает ряд отраслей, связан с резко возросшим в условиях пандемии спросом на бытовую электронику, прежде всего телевизоры, телефоны и игровые приставки, а также с увеличением спроса на автомобили. Проблему усугубили зимние штормы в штате Техас, где находятся некоторые предприятия по производству чипов, а также пожар на заводе японской компании Renesas Electronics, на долю которой приходится 17% мирового рынка микросхем.

Выпуск грузовика "Компас"

"Камаз" планирует запустить серийное производство легкого коммерческого грузовика "Компас" до конца 2023 года. Автомобиль будет производиться на заводе в Набережных Челнах, сообщил Когогин.

"Это 2022-2023 годы. Пока [будет производиться] в Набережных Челнах", - заявил он, отвечая на вопрос о проекте "Компас".

По словам Когогина, образец грузовика готов, и компания в данный момент занимается его сертификацией. Первая опытная партия может быть выпущена уже в этом году, добавил он.

Ранее в компании заявляли о планах по созданию нового легкого коммерческого грузовика "Компас" к 2022 году. Сообщалось, что "Компас" будет включать линейку среднетоннажных грузовиков полной массой от 5 до 15 тонн. На машину планируют устанавливать новые кабины, спроектированные "Камазом".

О компании

В 2020 году "Камаз" реализовал на внутреннем рынке 32,67 тыс. машин, заняв долю рынка в 48% (+3,35% в сравнении с 2019 годом). Компания является крупнейшим российским производителем грузовых автомобилей, входит в число пятнадцати ведущих мировых производителей. "Камаз" выпускает грузовые автомобили, прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Крупнейшими акционерами "Камаза" являются госкорпорация "Ростех" (49,9%), ООО "Автоинвест" (23,54%) и Daimler Truck (15%, "дочка" германского автоконцерна Daimler).

В новость была внесена правка (0:40 мск) — уточняется формулировка во 2-й главе - пожар на заводе.

7 малоизвестных фактов о КамАЗе в день рождения компании 16:30, 16 февраля 2021 Версия для печати

45 лет назад, в 12 часов 05 минут 16 февраля 1976 года конвейер Камского автозавода покинул первый грузовик новой марки КамАЗ.

Не секрет, что бортовой КамАЗ-5320, ставший первенцем марки «КамАЗ», — это доведённый до серийного производства ЗИЛ-170. Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков, дизельный двигатель для которого создали инженеры Ярославского моторного завода. Однако, учитывая высокую загруженность столичного завода, для выпуска новинки было решено создать полностью новую производственную площадку — так появился Камский автозавод.


С того времени большегрузы из Набережных Челнов, по большому счёту, изменились не сильно. Взять, например, кабину, которая была эталоном комфорта для советских водителей, а нынешнему поколению дальнобойщиков кажется узкой и тесной. А ведь грузовики КамАЗ имели несколько шансов, чтобы стать совсем другими! Вот несколько малоизвестных фактов, которые могли полностью изменить историю знаменитой отечественной марки.

Факт № 1. В Набережных Челнах хотели выпускать «Мерседесы»


В 1970 году, когда «КамАЗ» только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало. выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний. Но проект быстро свернули. Возможно, потому, что переговоры были лишь прикрытием, чтобы таким хитрым образом советские инженеры получили от «Мерседеса» ответы на интересовавшие их вопросы.

Факт № 2. Советский КамАЗ и голландский DAF могли породниться


В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили «родную» дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 80-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.

Факт № 3. На помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры


В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков». Вот только настоящий подержанный «американец» для перевозчиков оказался более выгодной покупкой, чем челнинская поделка на маломощном (и не самом надёжном) камазовском шасси.

Факт № 4. В Финляндии было решение, как улучшить КамАЗ


В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КамАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными. Однако до массового выпуска дело снова не дошло. Кстати, позже финские кабины использовала теперь уже несуществующая дочерняя фирма «Альткам».

Факт № 5. «КамАЗ» планировал выпускать «русский Hummer»


Факт № 6. На КамАЗ хотели ставить кабины MAN


В 2008 году «КамАЗ» начал испытывать машину. с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили. китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.

Факт № 7. У КамАЗа есть собственная современная кабина


На флагманские модели марки ставится узкая кабина от первого поколения Mercedes-Benz Axor 20-летней давности. Но ее производство наладили, только когда «КамАЗ» продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ОАО «КамАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали. собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC. Вот только заводское руководство посчитало, что наладить выпуск старой мерседесовской кабины будет проще и дешевле, чем осваивать производство своей.

Камский автомобильный завод

Содержание

Фирменные обозначения


Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования Производственного объединения «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года. Он стал одним из крупнейших предприятий СССР.

Ранее название предприятия неоднократно менялось:

  • В 1969-1973 годах — оно именовалось Камский автомобильный заводдирекция Камского автомобильного завода (пользовались двумя названиями в равной степени);
  • С 1973 года — Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей;
  • C 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ»

ОАО «КАМАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком КАМАZ с изображением скакуна. Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года [2] .

Ранее использовавшееся наименование «КамАЗ» более не употребляется. Например, в настоящее время как фирменное наименование, так и марки автомобилей на продукции пишутся в верхнем регистре, например: «бортовой тягач КАМАЗ-43114».

Сфера деятельности

Направления деятельности

ОАО «КАМАЗ» является предприятием полного цикла, объединяющим металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментального производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе 16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ, из них 9 в Набережных Челнах.

Помимо разработки и производства предприятие занимается сервисным обслуживанием грузовых и легковых автомобилей, внутренней и внешней торговлей и другими видами деятельности.

Группа КАМАЗ

ОАО «КАМАЗ» имеет более 110 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах еще более 50 различных фирм и предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ»


В группу входят:

  • Автомобильный завод
  • ОАО «Камаз-Металлургия» Камский литейный завод (сейчас один из крупнейших в России [3] ) Камский кузнечный завод Камский автомеханический завод
  • ОАО «Камский прессово-рамный завод»
  • ОАО КАМАЗ-Дизель
  • ЗАО Ремдизель
  • ОАО "Торгово-финансовая компания «КАМАЗ»
  • ОАО «Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ)
  • ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
  • Дилерский центр «Автосила»
  • ОАО КамазТехОбслуживание
  • ООО «КАМАЗавтотехника»
  • ОАО Камазинструментспецмаш
  • ОАО "КИП «Мастер»
  • ООО «КАМАЗ-ФИНАНС»
  • ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ»
  • Научно-технический центр «ОАО КАМАЗ»

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкортостан) производятся автобусы.


Также имеется 7 зарубежных производственных мощностей в следующих странах:

География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счет освоения новых рынков:

Объёмы производства

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек.

Производственные мощности подразделений и дочерних отделений с 1 января 2008 года [4] :

  • Грузовые автомобили — 71 тыс.;
  • Силовые агрегаты — 60 тыс.;
  • Автобусы — 1,5 тыс.

В 2007 году на экспорт отправлено 13,5 тыс. автомобилей (25,5 % от общего объёма выпуска). ОАО «КАМАЗ» — восьмикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации».

Собственники и руководство

Акционеры завода по состоянию на декабрь 2008 года [5] :

  • 44,4 % контролирует компания «Тройка диалог» (в составе данного пакета включён опцион менеджмента),
  • 10 % принадлежит компании 2008 года),
  • 37,8 % акций принадлежит государству (этот пакет передаётся государственной корпорации «Ростехнологии»).

В то же время, у «КАМАЗа» имеется много мелких акционеров (свыше 76 тыс. физических лиц) [6]

В начале марта 2008 года был избран совет директоров КАМАЗа, в который вошли 15 человек, в том числе: [1]

  • Мэр города Набережные Челны — Ильдар Шафкатович Халиков,
  • Начальник управления Росимущества — Иван Викторович Аксёнов,
  • Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.

Экономические показатели деятельности

В 2005 году «КАМАЗ» продал 32 282 грузовых автомобиля на сумму 42,722 млрд рублей. Каждый четвёртый грузовик, сходящий с конвейера, уходил на экспорт. В 2006 году «КАМАЗ» произвёл 42,8 тыс. автомобилей, показав рост на 34 % [7] . Продажи автомобилей за этот период составили 43,34 тыс. автомобилей [8] .

По РСБУ выручка «Камаза» за 2006 год — 67,5 млрд руб., с чистой прибылью — 721,2 млн руб., а за I квартал 2007 года — 18,0 млрд руб., c чистой прибылью — 1 419,7 млн руб.

По МСФО выручка «Камаза» в 2006 году составила 71 млрд руб. ($2,8 млрд) и за год увеличилась на 39,8 %, чистая прибыль группы выросла в 1,5 раза до 4,14 млрд руб. ($165 млн). [9]

В 2007 году «КАМАЗ» отправил на экспорт более 13 000 грузовых автомобилей, а в 2008 году ОАО «КАМАЗ» планировал экспортировать 16 000 автомобилей и 3500 сборочных комплектов деталей для сборки автомобилей за рубежом.

21 ноября 2008 ОАО «КамАЗ» рассмотрело возможность создания сборочного производства на Кубе. Планируется, что объёмы производства там составит 500 автомобилей в год [10] .

До мирового кризиса за десять месяцев 2008 года предприятия группы ОАО «КАМАЗ» отгрузили своим потребителям товарной продукции на 79 млрд 150 млн рублей. Было выпущено и реализовано: 44 533 грузовых автомобилей (+3,0 % к 2007 году); 58 585 двигателей и силовых агрегатов (+12,3 % к 2007 году).

В октябре 2008 года реализовано было всего 2677 грузовых автомобиля КАМАЗ — на 46,6 % меньше, чем в августе (лучшем месяце года). С начала года на российском рынке предприятие реализовало 34 174 машин. Это больше аналогичного показателя предыдущего года на 8,0 % или 2525 единицы, но уже на 4208 тысячи меньше прогнозов бизнес-плана компании на этот период [11] .

История

Планирование

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Строительство заводов и города

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возростали. За 1970-1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

Общая развернутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.

Проектирование и запуск производств

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также, к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, Штутгарт, ФРГ) — производство коробок перемены передач.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

Выпуск автомобилей


Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. А в конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией.

Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100000-ый грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль («Ока-ВАЗ-1111») был выпущен уже в 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока»).

Городу Брежнев (с 1982 года) было возвращено прежнее название — Набережные Челны.

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть, за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством [12] . Составляя треть грузового автопарка страны КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.

В 1990 году на базе заводов КамАЗа создаётся одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — ОАО «КАМАЗ».

Пожар 1993 года

14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КАМАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.

Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.

КАМАЗ в 1990-х годах

В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями, на заводах КАМАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КАМАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.

К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

30 августа 1999 года с конвейера КАМАЗА сошёл 1600000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

В 2001 году КАМАЗ впервые за семь лет получил прибыль в 57 миллионов рублей [13] .

Современная деятельность

В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто».

В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожних ралли «Дакар» в седьмой раз (в пятый раз подряд). За повышение качества производства «КАМАЗ» (новые двигатели соотвествуют международным экологическим стандартам «Евро-3») — единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.

В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники КАМАЗ — 13444 единицы. Указом Президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.

В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ(КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.

История «КАМАЗа»: 44 года назад в Набережных Челнах выпустили первый грузовик.

Первый ковш земли на площадке строительства автозавода был вынут 13 декабря 1969 года. Автогигант на Каме был построен в рекордные сроки, и уже 16 февраля 1976 года с конвейера сошёл первенец – бортовой КАМАЗ-5320.

По неписанному правилу автомобилестроителей кабина первого КАМАЗ-5320 была окрашена в красный цвет — цвет флага Союза Советcких Социалистических Республик.

Его выпуск был приурочен к XXV съезду КПСС. В составе почетного экипажа – передовой водитель – испытатель управления главного конструктора, сибиряк Валерий Васильевич Перетолчин, рядом с ним в кабине – работник КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ, коренной челнинец, делегат XXV съезда КПСС Рафис Сабирзянов, известный монтажник, украинец Дмитрий Загребельный.

В последующем, в знак успешного выполнения планов партии первый грузовик своим ходом прибыл на Красную площадь в Москву. За рулём грузовика с заводским номером №0000001 был водитель-испытатель Валерий Перетолчин. Потом многие годы первенец «КАМАЗа» проработал в Башкортостане, теперь он на заслуженном отдыхе – стал музейным экспонатом автогиганта, причём действующим.

Конструкция КАМАЗ-5320 была разработана на основе семейства автомобилей ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, сконструированных Московским автозаводом имени И.А.Лихачёва (ЗИЛ).

Чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями грузовых автомобилей, «КАМАЗ» активно работает над расширением спектра продукции. Первое поколение грузовиков на основе КАМАЗ-5320 покинуло конвейер лишь в 2000 году. Сегодня среди российских потребителей востребованы автомобили уже четвёртого и пятого поколений. В общей сложности «КАМАЗ» выпускает свыше 60 основных моделей и 2000 комплектаций автомобилей. Одна из новейших разработок камазовцев – магистральный тягач КАМАЗ-54901, первый представитель автомобилей поколения К5.

И в заключении, хочу вас познакомить вот с этим интересным документом, хранящимся в Музее КАМАЗа.

Рабочий план по проведению митинга, посвященного выпуску первого автомобиля КАМАЗ.

Если у вас, после просмотра появился вопрос, то возможно, тут найдете на него ответ.

Так уж вышло, что сегодня постоянно цитируем «Кругозор»: «Грузовик очень ладный: кабина красного цвета, темно-синий тент покрывает кузов. На передней панели автомобиля надпись «КАМАЗ №0000001 в подарок XXV съезду КПСС». Именно так, шестью нулями. Да его и на фото хорошо можно разглядеть. Но существуют также другие снимки, на которых работницы завода типа подкрашивают эту надпись, а на ней уже не шесть, а пять нулей. Почему так?

Ни за что бы нам не догадаться, если бы не попали на глаза воспоминания Бориса Ионова, который в те годы был корреспондентом ТАСС: «В моем архиве есть репортаж, который я передавал из города Набережные Челны в 1976 году, 16 февраля, вместе с фотографией, которая была сделана утром того же дня. Очень любопытно, на снимке автомобиль, имеющий номер 000001, а уже когда он участвовал в митинге и сходил с конвейера, откуда-то появился еще один ноль. На это обратили внимание многие корреспонденты. Получается, что не из миллиона первый «именинник», а всего из ста тысяч. Это заметили на заводе в день торжества, и очень быстро все исправили, но корреспонденты народ шустрый, и многие успели еще сделать снимки машины до того, как.». Вот в Правду уже поставили снимок идеологически выдержанный, имеющий шесть нолей.

Вот такая вот частичка истории легендарного грузовика из Набережных Челнов. Ну а на этом я с вами прощаюсь, и вскоре буду снова публиковать материал.
До новых встреч!
С ув.
OBITUARY-DEATH.

КАМАЗ: от первого грузовика до поколения K5

КАМАЗ: от первого грузовика до поколения K5

В декабре 2019 года группу компаний КАМАЗ, входящую в Госкорпорацию Ростех, ждет большое событие – полувековой юбилей. Но есть еще одна, хоть и не круглая, но не менее важная дата – 16 февраля исполняется 43 года с момента выпуска первого грузовика под маркой КАМАЗ.

Рождение легенды

В 1960-е годы в Советском Союзе ощущалась острая нехватка грузовиков, способных нести груз весом более 8 тонн. При этом разработка автомобилей подобного класса уже велась, но в стране не было производства подходящей мощности. В 1969 году правительство приняло решение о строительстве нового завода. Регионы соперничали за право принять стройку, ведь это означало гигантский приток в область средств и ресурсов на долгие годы. В результате были выбраны Набережные Челны, на тот момент небольшой городок в Республике Татарстан. На выбор города повлияло его расположение в центре европейской части СССР, близость железнодорожных и речных путей. Важным условием стало наличие рядом с городом уже строящейся Нижнекамской ГЭС.

950699_original.jpg

Предприятие стало градообразующим. За первые пять лет строительства население Набережных Челнов выросло в шесть раз: с 37 тысяч до 231 тысячи жителей. На ударную комсомольскую стройку съезжались со всего Союза. Кроме самого завода строилось жилье, коммуникации, инфраструктура, больницы, школы и многое другое.

Это была поистине грандиозная стройка. Более 2000 подрядчиков по всей стране выполняли заказы для строительства завода КАМАЗ. 700 зарубежных компаний предоставили свое оборудование и технологии. Мощности предприятия закладывались из расчета на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. В 1973 году была закончена первая очередь строительства корпусов завода-гиганта.

«Принимай, Родина, первый КАМАЗ!»

С таким лозунгом на борту первый серийный грузовик под маркой Камского автомобильного завода с модельным номером 5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. В городе стоял счетчик, который отсчитывал время до выпуска КАМАЗа. Это был настоящий праздник для Набережных Челнов и для всей страны. Сегодня тот первый автомобиль хранится в музее завода.

sssr-1976-goda_003.jpg

КАМАЗ-5320 с минимальными изменениями выпускался до 2001 года, и до сих пор его можно встретить на дорогах России и соседних стран. Кабина КАМАЗ-5320 сегодня может показаться спартанской, но тогда она считалась одной из самых комфортных и безопасных в своем классе. Неприхотливость в обслуживании и доступный ремонт стали визитной карточкой КАМАЗа. К концу 80-х годов страну покрыла сеть фирменных автоцентров, проводивших техобслуживание и поставлявших запчасти для грузовиков.

Спустя чуть более десять лет с момента производства первого автомобиля предприятие в 1988 году отметило юбилей − выпуск миллионного грузовика. По подсчетам специалистов за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все вложенные в него средства.

a3d1f01s-960.jpg

В том же 1988 году на заводе была создана гоночная команда «КАМАЗ-мастер», которая взяла на себя миссию проверять надежность грузовиков на международных ралли внедорожников. С тех пор экипажи команды на модернизированных «КАМАЗах» 16 раз становились победителями самого престижного в мире ралли «Дакар», а также три раза первенствовали в Кубке мира по внедорожным ралли.

Несмотря на непростую ситуацию в 90-е годы, когда заводы бывшего СССР закрывались один за другим, КАМАЗ оставался в строю и выпускал новые модели грузовиков. В 2000-е годы предприятие вышло на мировой уровень, создало совместные производства с партнерами из США, Германии, Индии и других стран. Экспорт техники в 2007 году достиг максимального на тот момент значения − 13 444 единицы в год.

Не только грузовики

КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе, дочернем предприятии КАМАЗа, производятся городские автобусы «НЕФАЗ», которые сегодня можно увидеть во многих городах России.

В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами из Drive Electro. Электробусы превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. Сегодня по Москве курсирует 30 электробусов производства КАМАЗа , и в ближайшее время ожидается поставка нового экотранспорта и зарядных станций.

4c19c8f3b98f47b428cf924cec28edd1.jpg

Другой перспективный проект, который начали тестировать в 2015 году, – разработка беспилотного автомобиля. Уже в 2016 году КАМАЗ совместно с научным институтом НАМИ презентовал концепцию проекта «Шатл» , небольших беспилотных автобусов для города. Первые беспилотники в рамках проекта прошли тестирование на ограниченных территориях: площадках вузов, наукоградов, выставочных комплексов. Тем временем правительство занимается урегулированием законодательства о беспилотных транспортных средствах.

К5 − самая ожидаемая новинка года

К своему 50-летию КАМАЗ готовит уникальный подарок – запуск в серийное производство первого тягача КАМАЗ-54901 из нового семейства K5. Автомобили поколения K5 знаменуют собой выход предприятия в премиум-сегмент. Первый предсерийный тягач уже проходит обкатку и испытания.

Новая модель отличается усовершенствованной эргономикой, современными узлами и агрегатами. Особенное внимание уделено кабине, которая выполнена по всем последним стандартам безопасности и комфорта. Семейство K5 будет оснащаться рядным 6-цилиндровым двигателем Р6 с мощностью от 380 до 550 л.с. и ресурсом 1,5 млн км, что соответствует лучшим мировым аналогам этого класса.

f_dmVzdGlrYW1hemEucnUvdXBsb2FkL2.jpg

Модернизация производства, создание нового модельного ряда, выход на мировые рынки – все это было бы невозможно без инвестиций. В 2018 году в рамках совместного инвестиционного проекта Госкорпорация Ростех выделила КАМАЗу 5,5 млрд рублей.

К полувековому юбилею КАМАЗ приходит крупнейшим российским производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным трендам. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и разработка беспилотников. КАМАЗ возвращает себе статус градообразующего предприятия, все активнее влияя на социальную сферу Набережных Челнов. Изменения последних лет на КАМАЗе заложили мощную базу для дальнейшего успешного развития предприятия.

История КАМАЗа — он «похоронил» легендарный ЗИЛ

На месте одного из крупнейших автозаводов СССР, как писали некогда — «флагмана советской индустрии», нынче ударными темпами возводят небоскребы (а то их в Москве не хватает): теперь это район с модным и столь же косноязычным названием «Зиларт». От завода осталось, по сути, лишь старое, еще времен основателей, братьев Рябушинских, здание заводоуправления, где нынче совершенно необъяснимо разместили музей хоккея, и центральная проходная с памятником Д. С. Лихачеву перед ней.

Про историю завода ЗИЛ написаны толстенные тома и будут написаны еще. Гибель предприятия во многом была предопределена новым временем, потребовавшим новых подходов к производству и, попросту говоря, новых автомобилей. А их у завода, по сути, не было. Но ведь за полтора десятилетия до перестройки ЗИЛ создал-таки целое семейство очень неплохих и востребованных до сих пор автомобилей. Имя им — КамАЗ. И, как ни парадоксально, именно этот проект в большой мере предопределил крах московского завода.

Базовый элемент

Очень нечастая смена моделей на советских заводах вовсе не значила, что их конструкторские бюро бездельничали. Принципиальный подход, заключающийся в том, что новый автомобиль надо начинать делать, едва на конвейер встанет очередной, в целом, работал. Вот и в Москве, едва в 1964 году на конвейере обосновался ЗИЛ‑130, которому суждено было стать долгожителем и одним из самых массовых грузовиков в истории СССР, главный конструктор завода Анатолий Кригер инициировал создание нового автомобиля. С бескапотной кабиной!

Советский автопром во многом продолжал ориентироваться на заокеанские аналоги, но было понятно, что в Европе будущее за бескапотными, более компактными грузовиками. По этому пути уже пошли Кутаисский и Минский автозаводы.

Первый бескапотный ЗИЛ‑169 с серийным бензиновым двигателем V8 мощностью 150 л.с., но с абсолютно новой независимой передней подвеской построили в 1965 году. Кабина была очень похожа на американскую — фордовскую. Такая же, к слову, лежала и в основе стилистики новой кутаисской машины. Именно этот необычный для московского завода опытный образец стал некой отправной точкой для проектирования совершенно нового грузовика для строящегося на Каме огромного автозавода.

Такое задание ЗИЛ получил в 1967 году. Ни имя машины, ни место, где ее будут производить, пока не были определены. Но ЗИЛу, как одному из флагманов отечественного автопрома, в том числе и по наличию инженерно-технических кадров, предстояло спроектировать два семейства грузовиков: девять модификаций колесной формулой 6×4 и шесть полноприводных 6×6. Одновременно Ярославский моторный завод взялся за создание нового дизеля.

Для перспективной машины создали совершенно новую, лаконичную по формам, но куда более современную и оригинальную, чем предыдущая, кабину с большой площадью остекления. Колесная формула 6×4 для нового грузовика была выбрана по очень актуальной для СССР причине. Непрерывный рост грузоподъемности серийных грузовиков, инициированный руководством автопрома (так, грузоподъемность ЗИЛ‑130 со временем выросла с 4000 до 6000 кг), приводил к не менее постоянному росту нагрузки на оси автомобилей, что совсем не благотворно сказывалось на состоянии и без того неидеальных советских дорог. А у перспективного грузовика грузоподъемностью 8000 кг, который начал проектировать ЗИЛ, расчетная нагрузка на оси не превышала 6000 кг.

От независимой подвески, конечно, отказались. В остальном новая машина, по сути, не имела со «сто тридцатым» ничего общего. Уже в конце 1968 года появился первый прототип — ЗИЛ‑170В‑75 (последние цифры указывали на планируемый год начала производства). Седельный тягач оснастили перспективным дизелем V8 ЯМЗ‑641 рабочим объемом 9,5 л и мощностью 210 л.с. А в начале 1969‑го собрали два шасси под самосвалы, которые на конкурсной основе создавали Мытищинский и Минский заводы. Эти шасси числились уже как КамАЗ‑5510, но надписи КамАЗ на машинах еще не было.

Параллельно завод продолжал работу над двухосными грузовиками, максимально унифицированными с семейством 6×4, с их перспективой производства в Москве. Опытный образец — бортовой грузовик ЗИЛ‑169Г собрали в 1969 году. В 1970‑м сделали аналогичный седельный тягач ЗИЛ‑169В. Обе машины тоже оснастили дизелем ЯМЗ‑641. Однако уже в это время руководство Минавтопрома настоятельно порекомендовало ЗИЛу для собственного производства заниматься лишь капотными машинами. Так пути двух заводов — строящегося Камского и московского имени Д. С. Лихачева — начали расходиться.

Что на новенького?

КамАЗ для отечественного автопрома был совершенно новым и в определенной мере даже революционным автомобилем. Как вспоминали участники создания машины, при проектировании КамАЗов произошел редчайший для нашего автопрома случай: главными стали конструкторы, а не технологи. Машины обрели просторные, модернизированные уже в 1970‑м на прототипах второй серии кабины. Кстати, некоторые конструктивные решения кабины затем использовали и при создании ЗИЛ‑4331. В частности двери (их еще называли «двери фланцевого типа») стыковались с кузовом внахлест, что позволяло меньше заботиться о зазорах между дверью и кузовом и обеспечивало непродува­емость кабины.

Новая рама сочеталась со спроектированным специально для КамАЗа двигателем. Развитием прототипа ЯМЗ‑641 стал серийный мотор ЯМЗ‑740. Рабочий объем составил 10,85 л, мощность — 210 л.с. при 2600 об/мин, крутящий момент — 650 Н·м при 1400–1650 об/мин. Предусмотрели и дефорсированный 180‑сильный вариант двигателя, а также мотор ЯМЗ‑741 (260 л.с., 800 Н·м). Для КамАЗа спроектировали 5-ступенчатую коробку передач с делителем. Десять передач позволяли использовать двигатель наиболее эффективно и одновременно экономично. Привод сцепления оборудовали пневмоусилителем.

Двухконтурная тормозная система с энергоаккумулятором блокировала колеса при недостатке воздуха. Позднее, когда подобная конструкция появилась на автомобилях ЗИЛ, ее по привычке называли камазовской. В общем, для Советского Союза КамАЗ был очень ­передовым автомобилем.

Уже с 1970 года СПТУ (Специальное производственно-техническое управление) ЗИЛ, созданное для работы над будущими КамАЗами, вплотную занялось проектированием и полноприводного семейства. До 1979 года изготовили 13 прототипов с колесной формулой 6×6. ЗИЛ полностью разработал раздаточную коробку и даже лебедку. Требования унификации ведущих мостов машин с колесными формулами 6×4 и 6×6 побудило инженеров применить оригинальное решение. Оси редукторов переднего ведущего моста по терминологии инженеров «развалили» — перевернули из вертикальной в горизонтальную плоскость.

КамАЗы испытывали в сравнении с зарубежными аналогами Ford W1000D, Mercedes-Benz LPS 2223 и International Т190. Дорожные испытания проходили на Украине в районе Батурина, под Москвой на дороге Углич-Рыбинск, тогда — булыжной (кстати, некогда «За рулем» гонял по ней ВАЗ‑2105) и, конечно, на полигоне НАМИ.

В Москве над созданием двух семейств грузовиков работали около 150 человек. С 1968 по 1975 год собрали 53 опытных образца. В 1975‑м всю документацию передали в Набережные Челны.

Пролог и эпилог

Зиловцы вспоминали, что имя КамАЗ на передке машин впервые появилось в 1970 году, когда опытные образцы выставили на ВДНХ, где и показывали правительству. Поставить на машинах камскую марку предложил чуть ли ни сам Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Без затей сделали пять отдельных букв, которые в итоге пошли и на серийные автомобили. Окончательный отказ от связи новых камских автомобилей с маркой ЗИЛ был в известной мере символичен, хотя и предрешен за пару лет до выставки.

А 16 февраля 1976 года, как водится, к очередному XXV съезду КПСС в Набережных Челнах собрали первый серийный автомобиль. Водители приняли незнакомую машину сначала с осторожностью, как любую новинку. Но вскоре динамичный, удобный, с комфортной кабиной грузовик стали хвалить. Он даже получил шоферское, вполне уважительное ­прозвище «татарское чудо».

КамАЗ

Модельный ряд автомобилей и техники «KamAZ» (новые модели 2021-2022 года): технические характеристики и цена, фотографии и отзывы владельцев грузовиков.

Среднетоннажный тягач-внедорожник (с колесной формулой «4х4») под модельным индексом «4326», встал на конвейер Камского автозавода в 1995 году. Он представлен в двух основных вариантах исполнения: бортовой грузовик и шасси.

Этот самосвал, хотя и относится к категории крупнотоннажных, не может «похвастать впечатляющей грузоподъемность». Его сильная сторона – чрезвычайно вместительный кузов (с боковой разгрузкой). Это оптимальная машина для перевозки сыпучих грузов с малым удельным весом.

Этот трехосный самосвал-тягач появился на свет в далеком 1980 году, однако уже «ушел на пенсию». Он обладает характерной для КамАЗов кабиной, самосвальной платформой с трехсторонней разгрузкой и мощными дизельными моторами.

Шасси модели «53228» (известной с 1990 года) – это достаточно универсальная (трехосная полноприводная) машина для установки различных надстроек. Кроме прочего, для это модели доступен вариант оснащения кабиной со спальным местом.

Этот трехосный седельный тягач появился на свет в 1976 году, после чего серийно производился на протяжении тридцати лет – до 2006-го. Он может похвастать кабиной со спальным местом или без него, 240-сильным дизельным мотором и хорошими массогабаритными показателями.

КАМАЗ-5320

КАМАЗ-5490

В настоящее время завод уверенно «держится на плаву» и ежегодно выпускает свыше 30 тысяч грузовых автомобилей.

Грузовые автомобили и специальная техника марки «KamAZ» – обзор всего модельного ряда (с фотографиями и отзывами их владельцев). Указаны основные технические характеристики всех рассматриваемых авто (грузоподъемность и вместимость, габаритные размеры и клиренс, максимальная скорость и расход топлива, параметры двигателей и др.). А так же ориентировочные цены на новые грузовики «KamAZ» (для российского рынка).

Читайте также: