Сколько времени потребовалось братьям чернецовым чтобы нарисовать портрет волги

Обновлено: 05.07.2024

Путешествие братьев Чернецовых. Как художники придумали круиз по Волге

Волга - одна из великих русских рек, которая увековечена и в живописных шедеврах, и в песнях, и в кинематографе, и в автомобильной промышленности. Это и один из основных водных торговых путей, которым пользуются издревле.

Но знаете ли вы, как родилась идея путешествовать по Волге именно с туристическими целями? Кто первым "опробовал" на себе этот маршрут, отметил наиболее интересные для посещения места, нарисовал карту и практически издал первый путеводитель?

Содержание статьи:

Почти 200 лет назад, в 1838 году, два художника совершили путешествие от Рыбинска до Астрахани и написали панораму обоих волжских берегов. Это были братья, академики живописи Никанор и Григорий Чернецовы.

Родом они из Костромской губернии. Милые края детства всегда манили их в бытность учёбы и службы в Петербурге - вот и решили пуститься в экспедицию по матушке-Волге. Тем более, что задумка была очень интересная, обещающая много открытий и впечатлений.

1️⃣ Восторг петербургской публики

Братья Чернецовы привезли из путешествия около 2000 акварелей, несколько десятков картин маслом, сотни эскизов.

Но главным результатом экспедиции стала циклограмма "Параллель берегов Волги ", запечатлевшая наиболее живописные места. В Петербурге она демонстрировалась необычным способом.

Зал был оформлен в виде каюты корабля. Зрители рассаживались на места, и за окнами начинали сменяться пейзажи - рулоны с рисунками стояли вертикально и перематывались с одного цилиндра на другой. Параллельно демонстрировались оба берега Волги.

Просмотр сопровождался шумом волн. Благодаря этому возникало полное ощущение, что зрители находятся на корабле, совершающем путешествие по Волге. К тому же, авторы комментировали сюжеты, так что получалась полноценная экскурсия.

Для 19 века просто потрясающий аттракцион, который пользовался большой популярностью. В то время не было принято путешествовать по России, и большинство петербуржцев впервые увидели красоты страны, в которой они живут.

И как в 2020 году закрытые границы спровоцировали бум внутреннего туризма, так и тогда циклограмма и картины братьев Чернецовых всколыхнули в обществе интерес к русской природе и архитектуре.

В наиболее живописные места потянулись художники, создавшие там немало шедевров. А некоторые даже обзавелись мастерскими. Но всё это будет много позже, когда по реке уже пойдут пароходы.

Путешествия по Волге как обязательная часть даже были включены в программу образования сыновей Александра II. А во второй половине 19 века стали организовываться первые речные круизы, которые и сейчас продолжают оставаться очень популярными.

А как вообще родилась идея такого маршрута?

2️⃣ Идея и финансирование путешествия

Когда исследуешь вопросы, связанные с организацией подобных грандиозных проектов, всегда интересны две вещи: как авторам пришла такая идея и "за чей счёт банкет"?

Пройти на корабле по Волге с подробным фиксированием красот у братьев зрела давно. Это были их родные места, по которым они всё время тосковали, живя в Петербурге. Невские берега, хоть и живописны, но разнообразием рельефов, конечно, не балуют.

А вот мысль написать именно панораму, возможно, родилась под впечатлением от панорамы Невского проспекта, созданной в 1830-1835 годах Василием Садовниковым. Как раз в это время братья были студентами Академии Художеств и видеть её должны были бы.

Ну, а с финансированием экспедиции Чернецовым очень повезло.

Во-первых, материальную поддержку обещало Общество поощрения художников. Во-вторых, инкогнито было пожертвовано 10 000 рублей. Имя анонимного дарителя быстро было разгадано: им оказалась Татьяна Потёмкина, известная благотворительница.

С Григорием Черенцовым она познакомилась, скорее всего, когда позировала для группового портрета "Парад на Царицыном Лугу . ". Всех изображённых художник писал с натуры.

Рядом с Потёмкиной изображена её родная племянница Зинаида Голицына, с которой Чернецов, тоже безусловно был знаком лично.

Так что ещё раз повторюсь: с покровителями Чернецовым явно повезло.

3️⃣ Большой вояж по Волге

Путешествие началось в мае 1838 года в Рыбинске, а закончилось в ноябре недаелеко от Астрахани. До конечного пункта путешествия братья добраться не смогли из-за сильного похолодания и замерзания Волги.

В Рыбинске Чернецовы купили парусно-гребное судно, наняли лоцмана и гребцов, подобрали помощников, оборудовали каюту-мастерскую. Их барку называли "плавательный дом".

Это был настоящий дом со всеми удобствами. Но прежде всего просторная светлая мастерская.

Как видно на рисунке, рабочие места живописцев находились по две стороны вдоль окон. Оба берега писались одновременно.

Остаётся только догадываться, сколько часов проводили художники за работой, чтобы успеть за несколько месяцев запечатлеть все красоты Поволжья.

Периодически, когда была возможность, барка приставала к берегу и экипаж осматривал достопримечательности, знакомился с местными жителями, обычаями, техническими диковинами.

В основном, интересные наблюдения касались судоходтсва и всяческих ухищрений в перевозке грузов: конные машины и караваны барж, сухопутный ход судов по степи, работа бурлаков.

Наблюдения велись и относительно климата и погоды, причём в разное время суток. Данные с описанием места наблюдения и природных явлений тщательным образом заносились в журнал. Эти журналы демонстрировались в документальном фильме Русского музея, посвященном творчеству братьев Чернецовых.

Листы были разделены на ячейки, каждая из которых пронумерована. Номер, вероятно, совпадал с номером соответствующего рисунка из альбома. В ячейке записано название города, конкретное место, дата и данные о погоде утром, днём и вечером.

К сожалению, путешествие было не только радужным. Пришлось пережить и бури, и вмерзание в лёд барки, и смерть третьего, младшего, брата.

Объём накопленных наблюдений был, конечно, огромен и требовал длительной обработки.

По возвращении в Петербург Григорий и Никанор лишь пару лет занимались обобщением впечатлений от путешествия. Затем новые проекты захватили их.

В 1840 году они отправились в Египет. А через некоторое время в Европу. И лишь к началу 1850-х годов наконец замысел их был воплощён в реальность.

4️⃣ Циклограмма "Параллель берегов Волги"

Сразу скажу, что эта циклограмма не сохранилась. По крайней мере, в первозданном виде. Собственный успех оказался губителен для неё - из-за частой и многократной перемотки бумага сильно износилась.

Да, она была написана не на холсте, а на ватмановской бумаге - что было дешевле и удобней. Из путешествия Чернецовы привезли отдельные рисунки и наброски, а создание непосредственно панорамы заняло более 10 лет. Нужно было отобрать сюжеты, перевести их в большой формат.

Всего было подготовлено 1982 листа, которые затем склеили в четырнадцать лент - по две для каждой из семи губерний: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Саратовской, Астраханской. Их высота была 2,5 метра, а общая длина 746 метров.

Чтобы оценить масштабы работы, представьте комнату в панельном доме размерами приблизительно 3,5 х 5 метров и высотой 2,5. А теперь представьте, что вам надо полностью покрыть стены от пола до потолка пейзажами. Трижды. И это будет только одна лента. Из четырнадцати.

Первоначально циклограмма с другими материалами хранилась в Императорском Эрмитаже, а затем попала в Публичную библиотеку (ныне РНБ), где, по всей видимости, сейчас и находятся какие-то её фрагменты.

Но ещё при жизни братья Чернецовы позаботились о хотя бы частичном сохранении своего труда: переписали отдельными картинами наиболее живописные и выдающиеся сюжеты полотна, а также написали "Воспоминания из путешествия по Волге" и альбом иллюстраций к ним.

Рукопись дневника состоит из двух книг, включает карту путешествия, страницы рукописного текста (187 + 43) и авторские рисунки (123 + 23). Оба тома хранятся в отделе редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Дневник был переиздан в 1970 году.

Графических работ было так много, что братья продолжали обращаться к ним на протяжении нескольких десятилетий.

Последние альбомы с рисунками были проданы Академии художеств Никанором Чернецовым, оставшимся в одиночестве после смерти старшего брата Григория и бедствовавшим, потому что не было заказов.

Как много и как мало осталось от той грандиозной затеи!

Было бы здорово отыскать циклограмму в фондах РНБ, отреставрировать, возродить сеансы показа в под шум волн. Да ведь?

А ещё лучше проплыть по Волге сейчас с высококачественной видеокамерой и заснять оба берега и сравнить с тем, что было. Или вообще создать программу для виртуального путешествия. Где только спонсоров взять? Эх.

Другие рассказы об интересных фактах здесь . Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал . Благодарю за внимание!

1836 Живописцы братья Григорий и Никанор Чернецовы завершили работу над самой большой в мире картиной, изображавшей Волгу. Это было полотно высотой около двух метров и длиной более 700 метров.
1895 «Самарская газета» опубликовала ответ М.Горького на «опровержение» владельца чугунолитейного завода Н.И.Лебедева, ставшего героем одного из фельетонов Иегудиила Хламиды.
1953 Первый из трех лемешевских вечеров состоялся в Куйбышеве. Солист Большого театра народный артист СССР С.Я. Лемешев 5, 6, 7 октября в Куйбышевском театре оперы и балета в спектакле «Евгений Онегин» Чайковского исполнял партию Ленского.

Этот день в истории края.

Уникальный «портрет» Волги

В эти октябрьские дни 1836 года известные русские живописцы братья Григорий и Никанор Чернецовы завершили работу над самой большой в мире картиной, изображавшей Волгу. Это было полотно высотой около двух метров и длиной более 700 метров.

Братья поставили перед собой цель создать такую картину Волги, которая была бы «интересна для просвещенной любознательности не только теперь, но и впоследствии, когда по неизбежным законам природы и вид, и форма, и население берегов и само течение величайшей реки изменится».

Купив в городе Рыбинске большую лодку и оборудовав ее каютой, Чернецовы погрузили в нее свой нехитрый скарб, а также огромный рулон бумаги и поплыли вниз по течению реки. По мере движения один из братьев рисовал левый берег, другой – правый. В итоге получилась удивительная по своей документальности картина, запечатлевшая красоту Волги и жизнь населения ее берегов.

Параллельно с работой над полотном Григорий вел еще путевой дневник. Жигули произвели на него сильное впечатление. «Край, одаренный природой, плодоносной почвою земли, богатыми рыбными ловлями и примечательный по живописности берегов своих», — так писал Григорий о Самарской Луке.

Свою уникальную картину Чернецовы представили на суд общественности в Петербурге. Поставив вертикально двухметровый рулон, они медленно перематывали его, комментируя зарисовки. Присутствующие были поражены грандиозностью проделанной работы. Через несколько лет с непрочного, начавшего рваться рулона бумаги братья перенесли наиболее живописные виды картины в отдельный альбом и преподнесли его царю Александру Второму. Этот альбом был найден в запасниках Эрмитажа уже в наши дни и издан Академией наук СССР. Чернецовы не ошиблись в своем замысле: их труд имеет не только художественное, но и огромное историческое значение.

С 1837 г. братья Чернецовы работают вместе. У них возникает идея проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. Со свойственной им целеустремленностью Чернецовы эту идею осуществляют. С 22 мая по 18 ноября 1838 г. они, вместе с младшим братом Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, плывут в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами, и плавание пришлось прекратить. Опять было много зарисовок, этюдов и позже картин. Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. Она состояла из 1981 листа, имела длину более 700 м и накатывалась на валик.

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

5 октября 1919г. В Самаре, на Самарской улице, 97, открыта государственная музыкальная школа. С 1911 года это была народная консерватория, где обучалось 500 человек. В государственной музыкальной школе приступили к учебе 392 человека: красноармейцы, рабочие, служащие учреждений и их дети-школьники.

5 октября 1891г. Состоялось первое собрание учредителей Самарского отделения Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. Потомственный почетный гражданин Георгий Иванович Курлин, желая скорейшего открытия училища для слепых детей, пожертвовал для него двухэтажный дом со службами, инвентарем по Преображенской улице (Водников) и местом для разведения сада. Императрица Мария Александровна поблагодарила Г.И.Курлина за столь щедрый дар.

5 октября 1895г. «Самарская газета» опубликовала ответ М.Горького на «опровержение» владельца чугунолитейного завода Н.И.Лебедева, ставшего героем одного из фельетонов Иегудиила Хламиды. Вскоре после этого Лебедев попытался организовать избиение обидевшего его журналиста. Нанятые заводчиком рабочие оторвали лацкан от пальто будущего «буревестника» и так разбушевались, что тот «должен был сломать палку в бою с нападавшими».

5 октября 1903г. В Самарском Иверском женском монастыре построен двухэтажный трапезный храм во имя иконы Божией Матери «Иерусалимская».

5 октября 1918г. Из Самарской тюрьмы в поезде смерти отправлены на восток свыше полутора тысяч политзаключенных.

5 октября 1941г. В Куйбышев из Москвы прибыли 17 платформ – последний эшелон с оборудованием 1-го Государственного подшипникового завода.

5 октября 1941г. В Куйбышевском театре оперы, балета и музыкальной комедии состоялась премьера оперетты Кальмана «Марица». Она поставлена артистами театра Т.Демидовым и А.Глуздовским.

5 октября 1953г. Первый из трех лемешевских вечеров состоялся в Куйбышеве. Солист Большого театра народный артист СССР С.Я. Лемешев 5, 6, 7 октября в Куйбышевском театре оперы и балета в спектакле «Евгений Онегин» Чайковского исполнял партию Ленского.

5 октября 1971г. Принят в эксплуатацию Хворостянский районный узел связи.

О событиях этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
5 октября в истории губернии и области.

1921 год. Председателем губисполкома избран В.А.Антонов-Овсеенко. В конце 1922 г. отозван в Москву.

Художники братья Чернецовы. Астрахань II половины XIX века

Мы продолжаем знакомить наших читателей с историей Астраханской губернии. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию, на наш взгляд, интересную работу elena_pim , к написанию которой ее натолкнул рисунок, увиденный в музее культуры нашего города.

"В музее культуры города встретила вот этот рисунок:

Ни автор данной копии, ни авторы оригинала не указаны, а подписано только, что это Астрахань II половины XIX века.

Как раз на авторство, а также на правильную датировку вида города я и хочу пролить свет.

На самом деле авторами являются художники - братья Григорий и Никанор Чернецовы. Основным своим призванием они считали "документалистическое" рисование.

Наиболее известна картина Григория Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге", на которой, кроме императора Николая I и его свиты, изображены более 220 самых известных людей России того времени (Пушкин, Жуковский, Крылов, Ф.Толстой, Брюллов. ).

С мая по ноябрь 1838 года братья предпринимают путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани на барке. Их целью было создание панорамы волжских берегов. Благодаря ученику, Антону Иванову, бывшему с ними в этой поездке, мы имеем некоторое представление о том, как выглядела барка и каюта-мастерская художников:

Результатом поездки явилось огромное количество рисунков, эскизов, заготовок. Только для панорамы было сделано 1982 рисунка. Возвратившись в Петербург, братья принялись за создание волжской панорамы. Листы были склеены между собой, длина панорамы составила более 700 м, высота - 2,5 м. Полотна наматывались на специальные валики. Между ними создавалось подобие каюты. Валики синхронно вращались и у находившихся в импровизированной каюте зрителей создавалась иллюзия путешествия по великой реке. Усиливалось впечатление звуковым сопровождением.

Панорама была преподнесена императору с надеждой и на некоторое материальное вознаграждение (братья почти всегда нуждались), но последовала только сухая фраза: "Ценный подарок".

Куда девалась панорама, неизвестно. Вроде, поначалу она была отправлена на хранение в Эрмитаж, спустя какое-то время (в 1880-х гг) говорят уже об отдельных фрагментах-обрывках этой работы. Встречала информацию и о том, что она утеряна, и что хранится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

Как раз в ту поездку братья посетили Астрахань, а значит и рисунок-копия с произведения Чернецовых - изображение города 1838 года.

А эта картинка - из Интернета:

Итак, на рисунке братьев Чернецовых изображена Астрахань 1838 года.

Обратите внимание, как удачно выбрано художниками место для работы (недалеко от слияния Варвациевского канала и Кутума), и сколько местных достопримечательностей попадает в их поле зрения с этой точки. Возможно, помогли знающие астраханцы - непросто так сноровисто сориентироваться приезжим в незнакомом городе. Приблизительное место расположения художников я отметила на карте зелёной звёздочкой:

Канал делает резкий поворот влево, и перед зрителем предстает центральная часть города (посад, или Белый город) со стороны Варвациевского канала.

Известно, что Чернецовы старались передавать точно и достоверно свидетельства своей эпохи, так что мы в свою очередь можем постараться что-то узнать на картине. Это не так просто осуществить с домовыми строениями (большинство из них давно перестроено), зато храмовые сооружения значительно дольше сохраняют и свой внешний вид, и память о себе. На них и будем ориентироваться.

У меня получился следующий список:

Легко узнаваем Римско-католический костел с правой стороны рисунка. С тех пор он практически не изменил внешний вид:

С левого края - Армянский собор Петра и Павла . Хотя он был разрушен в советские годы, но мы знаем, как он выглядел, благодаря старым фотографиям:

Троицкая церковь тоже не сохранилась, но расположенный рядом мост до сих пор называется Троицким; Троицкая улица, в начале которой располагался храм, ныне переименована в Псковскую.

Между Армянским Петропавловским собором и Троицкой церковью мной предположительно обозначена Петропавловская церковь (не сохранилась). Она находилась где-то в районе площади Шаумяна.

Правее Петропавловской церкви - башня. Вероятнее всего, это Крымская башня кремля .

Без всяких сомнений можно узнать Успенский собор (сохранился) в кремле и Пречистенскую колокольню архитектора Луиджи Руска . Колокольня сейчас другая, т.к. эта дала крен и была разобрана в 1899 году.

Слева от Успенского собора - Архиерейский дом (сохранился), и даже можно разглядеть соединяющий его с собором переход с башенкой. Переход к настоящему времени не сохранился, но про него и про эту башенку нам любят напоминать краеведы. Сохранились фотосвидетельства и колокольни Руска, и перехода (фото 1894 г):

Хорошо узнаваема церковь Рождества Богородицы (снесена), которая считается первым астраханским храмом. Располагалась на пересечении ул.Советской и ул.Коммунистической на месте скверика Пушкина. Во время пребывания здесь Чернецовых, эта церковь являлась храмом Каспийской флотилии.

Церковь Николы Гостинного (несохранившаяся), что размещалась ранее на месте центрального универсама, при выбранном угле зрения должна была быть видна рядышком с храмом Рождества Богородицы с левой стороны. Там я её и отметила, хотя без особой уверенности. А выглядел храм так:

Справа от Рождественского храма - большой приземистый купол, скорее всего это виднеется храм Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря, которому принадлежала и знаменитая ныне в Астрахани шатровая башня (на пересечении ул.Коммунистической и ул.Эспланадной). Храм не сохранился. Выглядел он так:

Ещё правее, рядом с преображенским куполом, вероятно, Смоленская церковь (несохранившаяся). У этой церкви была необычная архитектура - пирамидальными уступами. Находилась она на пересечении ул.Эспланадной и ул.Шелгунова - по этой причине ул.Шелгунова носила ранее название Смоленской.

А далее - Благовещенский женский монастырь , частично сохранившийся и поныне. Но по причине отсутствия у меня изображений этой обители во времена Чернецовых, а также нечеткости изображения на рисунке, все подписи сопровождаются вопросительным знаком.

К примеру, монастырская башня-колокольня (ныне разрушена), известная нам по дореволюционным открыткам, была построена значительно позже да к тому же на прикупленном у города участке. А как выглядела предыдущая и где располагалась, я не разобралась.

Часовня Николая Чудотворца:

В настоящее время она восстановлена, действующая:

Иоанно-Богословская церковь (снесена):


Главный же храм обители, церковь Благовещенья с приделом Параскевы Пятницы (в наши дни тоже уже отсутвтвующий), с выбранной художниками позиции закрывается Армянским Успенским собором . Только слева от Николаевской часовни проглядывает одна из его башенок с изящным куполом. На фото начала 20 века справа от колокольни - церковь Благовещенья, а слева - храм Иоанна Богослова.

Вид Армянского Успенского собора (не сохранен), который находился на месте нынешнего хачкара супротив женского монастыря, тоже озадачивает. Hа рисунке он должен быть в указанном мной месте, но на предреволюционных открытках выглядит несколько не так, как у Чернецовых:

Чтобы собор перестраивался во временном промежутке от 1838 года до момента запечатления на приведенном фото, такой информации я не нашла. Возможно, на рисунке перед этим храмом располагается ещё и дом. В общем, остались сомнения, и поставлен вопрос рядом с названием.

И наконец - Крестовоздвиженская церковь . На рисунке Чернецовых она едва видна из-за барабана Католического Костела.
Церковь находилась в том месте, где сейчас поставлен крест-памятник Кириллу и Мефодию.

Дома, что на фото справа, сохранились до наших дней, и по ним легко соориентироваться, где и как стояла церковь. Сравните с современным видом:

Зная это, можно довольно точно определить место работы художников: надо просто совместить Римско-католический костел с воображаемой Крестовоздвиженской церковью и берегом Варвациевского канала.

Ещё фото с храмом Воздвижения Креста Господня:

На этом фото справа от собора - Иоанно-Богословская и Благовещенская церкви женского монастыря, за храмом прячется католический костел (виден только центральный барабан с куполом), а далее - Армянский собор Петра и Павла".

Сколько времени потребовалось братьям чернецовым чтобы нарисовать портрет волги

Черенцов Г.Г., Черенцов Н.Г. - петербургские художники. на Волге, выдающиеся деятели русской культуры 1-й трети 19 века. Братья Чернецовы совершили уникальную экспедицию - проплыли по Волге от Рыбинска до Астрахани "для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде". За шесть месяцев плавания живописцы сделали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных поволжских достопримечательностей.

Художник Григорий Черенцов

Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид на Волге. 1852

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море. 1854

Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид на Волге. 1852

Григорий Григорьевич Чернецов. На Волге. Утес. Этюд [1838]

Татарский дворик в Крыму 1839 года

Озеро на закате

Жигули на Волге 1866 года (Вид с Царева Кургана)

"О, Волга. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?" Эти некрасовские слова знают все со школьной скамьи. А вот другие: "Она (Волга) есть как благотворная жила земли Русской и во всех отношениях достойна приложенного народом наименования Матушка-кормилица". Эти слова художников братьев Чернецовых, ныне мало кому известных, незаслуженно забытых, но совершивших первое в России "художественное путешествие" по Волге в 1838 году. Кто же они, воспевшие Волгу?

Братья Чернецовы - Григорий Григорьевич (1802-1865) и Никанор Григорьевич (1805-1879) - были уроженцами небольшого городка Лух Костромской губернии (ныне территория Ивановской области - авт.). В тех местах издавна был развит иконописный промысел. Отец художников, Григорий Степанович, имел живописную мастерскую. Таланты у братьев проявились рано. Несмотря на это, Академия художеств отказалась принять их в число казённых учеников. Но впоследствии, получив признание своих способностей, они становятся учениками академии. Годы учёбы в Петербурге были для них годами тяжёлых лишений и полуголодного существования. Проявив терпение, трудолюбие и талант, братья в 1827 году окончили академию с золотыми медалями. В 1831 году Григорий, а в 1832 году Никанор были удостоены звания академиков живописи.

Свои первые картины с натуры Чернецовы писали на Волге. Насладившись "зрением красот отечественной природы", они мечтали совершить плавание по Волге до её устья. Эта мечта завладела ими всецело. Цель, которую они поставили, была грандиозной - изобразить величайшую русскую реку. Предшественников в этом у них не было.

. 1 мая 1838 года. В своём дневнике Чернецовы записали: "Мысль о живописном путешествии водою по Волге, в течение нескольких лет нас не оставлявшая, осуществилась. Вчера мы приехали в Рыбинск". В Рыбинске братья приобрели лодку, которая была преобразована в плавучую мастерскую, способную останавливаться везде, где "видели входящее в состав художественной путины". 22 мая, наняв лоцмана и рабочих, они отправились в путь.

. Спустя пять с половиной месяцев, 18 октября, лодка с художниками остановилась на ночлег у села Даниловки. "19 (октября). Поутру был морозец, но время тихое. Увидя на правом берегу горы, имеющие необыкновенный вид, мы остановились. Они называются Столбичи, по сходству их со столбами; не быв приготовлены к новому для нас виду, мы были удивлены разнообразною игрою природы. Если б небольшая часть сих гор находилась отдельно на открытом месте, тогда можно бы принять их за руины замка; даже самый цвет камня, из которого они составлены, и слои его, показывающие как будто кладку или спаи, приближают к сходству на здание. Неистощимая природа тут показала образы какой-то особой архитектуры. Некоторые части гор есть отдельные, имеющие общие формы вроде сахарных голов, подкреплённых контрфорсами. ".

Заночевали путешественники на острове, что был тогда напротив Столбичей. На другой день было жарко. После нескольких часов плавания сделали остановку в Камышине. "Камышин со стороны Волги, - читаем в дневнике Чернецовых, - представляется красивым городком, в нём видны хорошие строения. Арбузы камышинские почитаются лучшими по Волге, и их здесь изобилие. В двенадцати верстах от города находится канал, начатый при Петре Великом, для соединения Волги с Доном, но он был оставлен по причине встретившихся неудобств".

В Камышине были сделаны запасы необходимой провизии, мелкий ремонт лодки и, воспользовавшись благоприятной погодой, поплыли дальше. На следующий день погода испортилась, подул сильный ветер, и это чуть было не погубило всё предприятие художников. Пришлось пристать к берегу, чтобы переждать непогоду. Сменившийся на другой день ветер позволил братьям поставить парус и продолжить необычное путешествие. Из дневника: "У села Пролейки мы видели на берегу большие камни, имеющие различные округлённые формы. Некоторые были, как каравай хлеба, другие имели несколько кругов, один другого менее, сложенных вместе, в числе множества разновидных камней один имел сходство человеческой головы в круглой шляпе". Заночевать пришлось у Стрельного бугра.

Следующей остановкой путешественников была Дубовка: "23 (октября). При благоприятном ветре мы скоро дошли до Дубовки, бывшей прежде казачьей станицей. Она название своё получила от протекающей тут речки Дубовки, в которую из Волги входят суда, небольшие из них со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колёса, вроде покатней, и силою запряжённых в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причём употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 вёрст до Качалинской пристани, находящейся на Дону. Большие суда разбирают для сей переправы. Во время навигации этою перевалкою, как её называют, переправляют из Волги в Дон разных товаров на сумму от пяти до шести и более миллионов рублей. Для сей работы употребляют более семи тысяч быков". В виду того, что стояла осень, братья Чернецовы не видели всего того, что описали.

Но, прибегнув к своему таланту и фантазии, изобразили это. В двух километрах к северу от Дубовки они осмотрели развалины татарского города Бельджамена.

Из дневника: "Тут мы видели невысокий земляной вал и множество щебня, в некоторых местах есть основания каменных строений, из коих жители дубовские достают материал для своих построек. Место, занимаемое сими остатками, называют Водяная Балка; мы приобрели четыре медные и одну серебряную монету, найденные в этом остове исчезнувшего города, поросшего теперь полынью и изглаживающегося с лица земли".

Вернувшись в Дубовку, братья сделали последнюю запись о ней в своём дневнике: "Октябрь здесь теперь не похож на тот, в котором мы привыкли жить; на многих деревьях ещё листы целы. В Дубовке находятся два виноградных сада, и, кажется, это первые; следовательно, мы вступили в ту часть Волги, в которой произрастают плоды, принадлежащие тёплым странам".

Из дневника: "27 (октября). Рано утром переправясь на пароме через Волгу, сели в тележку; ямщик гаркнул, и тройка понесла нас к остаткам столицы исчезнувшего грозного Царства Батыева". Путешественники ехали займищем Волги, переезжали через многие рукава. У села Верхне-Ахтубинское они переправились вброд через Ахтубу и, выехав на открытую местность, " . тотчас увидели в поле курганы и местами разбросанный щебень, означающий следы бывших строений".

Чернецовы приехали в Царев поздно вечером, так что осмотр древнего города пришлось отложить до утра. Едва рассвело, они отправились смотреть то, что осталось от столицы Золотой Орды. Что же они увидели?

Из дневника: "Повсюду виден щебень, кирпичи, черепья посуды, куски разноцветных кирпичей с обливою и изразцов. Ни один из курганов не имеет ничего целого, это просто груды, поросшие полынью; изредка кое-где выказываются частицы стен, и то в малом виде. Из множества курганов, находящихся в стороне Волги, один замечателен по своей величине. Местное положение и величина этого кургана заставляют думать, не остаток ли это ханского дворца. Местами приметны ещё водопроводные каналы. Посреди этого пустыря находится Царев, построенный на развалинах татарского города и из его же остатков; в стенах многих домов жителей вставлены мозаические части для украшения; по улицам везде виден щебень, и изгладившиеся фундаменты бывших строений местами представляют твёрдую мостовую. По словам одного здешнего старожила, недавно здесь найдена была небольшая золотая корона, которая была куплена одним сарептянином (пастором Г. Цвиком - авт.) со многими другими вещами. Без сомнения, в недрах курганов много заключается любопытных предметов".

Бродя по остаткам поселений и среди курганов почти весь день, братья были вознаграждены находками нескольких монет, а также камней с хорошо сохранившимися мозаическими украшениями.

Поздно вечером художники отправились в обратный путь и наутро следующего дня приехали в Царицын.

Несмотря на то, что дул попутный ветер, Чернецовы не спешили с отъездом. Ведь они ещё не посмотрели главные достопримечательности Царицына - картуз и трость Петра I. Немного отдохнув, они поспешили это сделать. "Картуз сшит из сукна, - читаем в их дневнике, - бледно-жёлтого цвета с тафтяною тульею, а трость сделана из неизвестного какого-то дерева, простая, длиною в два аршина четыре вершка. Отдавая её жителям, Пётр сказал: "Вот вам моя трость! Я управлял ею с друзьями, а вы обороняйтесь ею от врагов". Всё это хранится в доме Градского общества в особом шкафе за стеклом".

Описанию Царицына художники посвятили в дневнике всего несколько строк. Видимо, он не произвл на них такого впечатления, как развалины золотоордынской столицы. Хотя они записали: "Царицын хорошо отстроен; в нём есть прекрасные домики, и окружён земляным валом, составлявшим прежде его укрепление. Отсюда начинается так называемая царицынская линия, состоящая в земляном вале, продолжающемся до самого Дона. Она была устроена для ограждения от набегов кочующих орд".

Глубокая осень. Попутным ветром, под парусом, братья достигают Сарепты, которая их поразила: " . правильные, чистые улицы, сады, прекрасные дома, большею частью каменные, с возвышающимися пред ними раинами, которые пирамидальною своею формою придают много красоты этой славной колонии Общества моравских братьев Гернгутеров. Пред церковью находится площадь, на которой приехавшие русские мужички продавали арбузы и другие продукты; тут же были видны калмыки, представляя противоположную смесь европейского с азиатским. Сарепта прекрасна, она основана в 1763 году. Возвратясь из Сарепты, мы поплыли далее".

. 18 ноября 1838 года судно было затёрто льдами, и в 47 километрах от Астрахани закончилось это беспримерное художественное путешествие.

Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принёсшая ко брегу,
О Волга, рек, озёр краса,
Глава, царица, честь и слава!
О Волга, пышна, величава! Прости.
(И. Дмитриев)

10 марта следующего года братья благополучно возвратились в Петербург. Результатом этого путешествия, кроме многочисленных этнографических и археологических материалов, была художественная параллель берегов Волги, заключавшая в себе в окончательном виде 1982 рисунка общей длиной в 746 метров, до 500 видов, до 80 этюдов, написанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков.

Только в начале 50-х годов Чернецовы смогли продемонстрировать на Васильевском острове в Петербурге панораму "Волга". Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, 746 м длиной и высотой 2,5 метра, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама была закреплена на двух вертикально поставленных цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя возникало ощущение движения судна. Но частое перематывание картины пагубно сказалось на её сохранности, и к 80-м годам XIX века от неё остались лишь обрывки. В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись окончательно.

Самая большая в истории картина хранилась в Эрмитаже, уже в 1880-х годах говорили об её обрывках, а впоследствии вообще не смогли там найти. Сохранилась созданная Чернецовыми «Параллель берегов Волги», которую после Великой Отечественной войны обнаружили в фондах ленинградской библиотеки имени М.Салтыкова-Щедрина. А ещё - рукописная книга-дневник с рисунками братьев Чернецовых «Путешествие по Волге», хранящаяся в библиотеке Эрмитажа. В 1970 году она под тем же названием была издана в одном из московских издательств.
Ну а братья Чернецовы, отвергнутые и забытые, умерли в нищете.

Материал для обсуждения:

Работы Никанора Чернецова. Художники братья Чернецовы изобразили на полотне 746 м длиной и высотой 2,5 метра все достопримечательности великой русской реки Волги.

Волга - Волга и "Большой туризм" художников Чернецовых.

Портрет Волги

Выполни задания. Для этого ты можешь перечитывать текст.
1. О чём этот текст? Обведи номер выбранного ответа.
1) О том, как появился удивительный портрет реки Волги.
2) О том, что Волга занимает особое место среди рек России.
3) О том, что у Волги в прошлом было несколько названий.
4) О том, как был открыт великий водный путь в Каспийское море.
2. Сколько времени потребовалось братьям Чернецовым, чтобы нарисовать
портрет Волги? Обведи номер выбранного ответа.
1) 1 год
2) 3 месяца
3) 6 месяцев
4) 2 года
3. Рассмотри современную карту. Обведи название города, где художники
Чернецовы начали своё путешествие, и название города, где их путь закончился.
Покажи стрелочкой, в каком направлении они плыли.
4. Почему портрет реки Волги было трудно нарисовать? Выпиши ответ из текста.
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. В каком городе хранился портрет Волги?
______________________________
6. В тексте портрет Волги, сделанный братьями Чернецовыми, назван
«знаменитым». Чем эта картина отличалась от картин других художников того
времени? Приведи два отличия.
1) ______________________________________________________________
2) ______________________________________________________________
7. Что означало древнее славянское слово, от которого произошло название
Волга?
____________________________________________________________________
8. Как называли Волгу племена, жившие возле Каспийского моря?
____________________________________________________________________
9. Заполни таблицу.
Кто из русских царей… Имя
соединил Волгу с Невой каналами?
открыл по Волге путь от истока до
Каспийского моря?
приобрёл портрет Волги для Эрмитажа?
10. Что можно узнать, прочитав текст? Обведи номер выбранного ответа.
1) Волга – самая большая река России.
2) В Волгу впадает 3000 рек, речек, речушек.
3) Портрет Волги братьев Чернецовых хранится в Эрмитаже.
4) До победы над казанским ханом русские люди не плавали по всей Волге.
11. В тексте тебе встретились слова, которые ты, возможно, раньше не встречал, но
их значение из текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения
из второго столбца, обозначенное цифрой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
А) истлела 1) сгорела
2) разрушилась
Б) верховья (реки) 3) начало реки
4) река в горах
Ответ: А – ______ Б – ______ .
12. Какой смысл автор текста вкладывает в выражение «Волга течёт через всю
нашу историю». Обведи номер выбранного ответа.
1) Тысячи лет Волга кормит огромное множество людей.
2) Волга течёт почти через всю нашу страну.
3) Волга – важный траспортный путь нашей страны.
4) Много значимых событий связано с Волгой.
13. В качестве иллюстрации к тексту приводится плакат «Отстоим Волгу-
матушку». Когда такой плакат могли нарисовать?
_____________________________________________________________________
14. Известно, что портретом называется изображение человека, а изображение
природы называется пейзажем. Как ты думаешь, почему картину братьев
Чернецовых автор текста называет портретом?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
15. В 1649 году над родником, из которого
берёт начало Волга, была построена
небольшая деревянная часовня. Со
временем она старела, разрушалась. Но
простые люди собирали деньги, кто
сколько сможет, и на этом месте ставили
новую часовню. Внутри домика колодец –
точка начала Волги, из которого чуть
заметно утекает тёмная вода.
Побывав у часовни, Саша и Миша
поспорили о том, почему люди так берегут
этот родник?
Саша: «Чтобы в родник не попал мусор, и вода всегда оставалась чистой».
Миша: «Это и так понятно! Люди берегут этот родник ещё и по другой причине».
С кем из ребят ты согласен (на) ? Отметь знаком  выбранный ответ:
□ с Сашей
□ с Мишей
Обоснуй свой ответ.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Ответы

Последняя строка А. Толстого такая. Всё кругом и любит, и поёт Князь Афанасий Вяземский был далеко не единственным представителем боярской аристократии в опричных рядах То что он не смог взять ответственность за девушку,и из-за его нерешительности они расстались

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уральская средняя общеобразовательная школа № 34» 663977, Красноярский край, Рыбинский район, п. Урал, ул. . »

663977, Красноярский край, Рыбинский район, п. Урал, ул. Первомайская, 18.

«Организация работы с текстом как средства

формирования УУД у учащихся в рамках

Авторы:

Колоненко Ю.В., учитель

Осипова С.А., учитель,

зам.директора по УВР

Правительство Российской Федерации в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировало требования к выпускнику школы: «…У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным». Для достижения этой цели у учащегося должны быть развиты на оптимальном уровне четыре группы компетенций: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Существует ряд приёмов и методов для развития данных компетенций у обучающихся, среди которых особое внимание уделяется работе с текстом. Работать с текстом школьники учатся с 1 класса, результат их обучения и уровень сформированности читательской грамотности диагностируют в выпускном 4 классе с помощью итоговой контрольной работы (ИКР).

ИКР по читательской грамотности, проведённая среди выпускников 4 класса МБОУ «Уральской СОШ № 34» в 2015 году, дала следующие результаты: только 18 % учащихся имеют повышенный уровень развития читательской компетентности, 45 % - необходимый (базовый) уровень, 37 % имеют недостаточный уровень сформированности.

Проведя литературный обзор по данной тематике, мы сделали вывод, что причины, приведенные к такому результату, следующие: образовательный процесс до сих пор ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные), учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке.

Цель работы: повышение читательской грамотности учащихся с помощью различных методических приёмов при организации работы с текстом.

Гипотеза: применение педагогом различных методических приёмов работы с текстом повышает читательскую грамотность учащихся.

Предмет исследования: уровень сформированности читательской компетентности у учащихся 5 классов.

Объект исследования: сформированность читательской компетентности у учащихся 5 классов.

Задачи:

Проанализировать результаты ИКР по читательской грамотности 1.

2014-2015 учебного года. Выявить наиболее проблемные места.

Провести литературный обзор, изучить методику работы с текстом 2.

согласно требованиям ФГОС, подобрать различные методические приемы работы с текстом.

Апробировать подобранные методические приёмы, 3.

проанализировать результаты работы.

Ввести в педагогическую деятельность каждого учителя, 4.

работающего в начальных и 5 классах, использование методических приёмов при работе с текстовой информацией.

Провести промежуточный мониторинг в начальных и 5 классах для 5.

выявления актуального уровня развития умения работать с текстом. Описать полученные результаты.

Взяв за основу описание и результаты ИКР по читательской грамотности за 2014-2015 учебный год, мы выяснили, что в этой работе оценивалась сформированность трёх групп умений:

1. Общее понимание и ориентация в тексте;

2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;

3. Использование информации из текста для различных целей.

Первая группа умений подразумевает общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи, поиск и выявление в тексте информации, ориентация в тексте, формирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Задания для проверки этой группы умений направлены на выявление фактуальной информации: о чём этот текст? кто главный герой? и др. Ответы на данные вопросы и подобные задания однозначны, их можно найти в тексте.

Вторая группа умений включает в себя анализ, интерпретацию, обобщение информации, формирование сложных выводов и оценочных суждений. Задания и вопросы нацелены на проверку умения работать с разными формами информации (карта, таблица и др.), выявление причинно-следственных связей, интерпретацию фразы или слова, объяснение их значения.

Третья группа умений охватывает способности, необходимые для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика. Задания и вопросы ориентированы на проверку антиципирующей деятельности, умение применять собственный опыт для решения учебной задачи, анализировать конкретную ситуацию, рассуждать, сравнивать объекты, делать выводы на основе полученной информации, объяснять свою точку зрения.

Для описания достижений учащихся в области смыслового чтения и работы с информацией установлены 4 уровня:

повышенный (выполнено 85 % и более заданий);

пониженный (30 – 64 %);

недостаточный (менее 30 %).

Проанализировав результаты ИКР по уровню сформированности трёх групп умений, мы сделали следующие выводы:

первая группа умений: 41 % учащихся обладают повышенным уровнем сформированности, 45 % - базовым, 14 % - пониженным.

Недостаточный уровень не обнаружился;

вторая группа умений: у 36 % наблюдается повышенный уровень сформированности, 18 % - базовый, 41 % - пониженный, 5 % - уровень недостаточный;

третья группа умений: 18 % учащихся характеризуются повышенным уровнем сформированности, 9 % - базовым, 28 % - пониженным, 45 % - недостаточным.

Рис.2. Общий уровень сформированности читательской грамотности у учащихся 4 кл. (2014-2015 уч.год) Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемые в педагогической деятельности приёмы работы с текстом не в полной мере обеспечивают развитие читательской грамотности у учащихся. Наименее сформированными являются компетенции, связанные с глубоким пониманием содержания и формы текста и с умением использовать информацию из текста для различных целей.

Выявив проблему и сформулировав тему работы, мы приступили к тщательному изучению ФГОС второго поколения по данной проблематике.

Отметим, что работа с текстом предполагает 3 этапа:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Преобразование и интерпретация информации;

Каждый этап важен, т.к. направлен на формирование определённых УУД.

Для проверки своей гипотезы мы подобрали ряд методических приёмов, которые могут использоваться на различных учебных предметах, разных этапах работы с текстовой информацией.

Апробировав данные приёмы, мы выбрали наиболее оптимальные:

Приём «Кластер». Цель данного приёма: графическая систематизация и обобщение материала/текста/информации. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы. И уже вокруг них могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Приём «Интеллект-карта» позволяет структурировать и обрабатывать информацию, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Этот приём имеет общие черты с приёмом «кластер», но, в отличие от последнего, интеллект-карта предполагает фиксацию мыслей/терминов/понятий в виде иллюстраций.

Приём «Фишбоун» («рыбья кость») ориентирован на развитие критического мышления. Эта стратегия позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов/решений. В «голове» скелета обозначается проблема, на верхних косточках описываются причины, на нижних – факты (аргументы) или пути решения.

Приём «Пирамида» направлен на развитие критического мышления через письмо. Структура: имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевленный предмет), два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества), три слова, описывающие место действия, четыре слова, описывающие проблему истории (например, деньги, заблудиться, бедность), пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории), шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета), семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы), восемь слов, описывающих решение проблемы.

Применение приёма «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема) прививает учащимся умение критически осмысливать информацию, интерпретировать её, понимать суть, рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, формирует систему суждений, выносить свои оценки. Пишущий выбирает для себя некую роль (перевоплощение), т.е. пишет текст не от своего лица. Затем решает, для кого предназначен текст, выбирает формат (сочинение, письмо) и определяет тему.

Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии, представляющая собой стихотворение из 5 строк, созданное по определённым правилам. В первой строчке называется тема одним словом (существительным), вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные), третья строчка – описание действия в рамках этой темы (глаголы), четвёртая – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой), пятая – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём «Ромашка Блума» (аналог – «Кубик Блума») включает в себя ряд вопросов, связанных с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Шесть лепестков – шесть видов вопросов: простые (выявление фактуальной информации, репродуктивная направленность), уточняющие (предоставление обратной связи человеку относительно того, что он сказал), интерпретационные (объясняющие, направленные на выявление причинно-следственных связей), творческие (предположения, фантазия), оценочные (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий/фактов), практические (связь теории и практики).

Приём «Толстые и тонкие вопросы» направлен на обучение думать над информацией, понимать суть, анализировать. «Тонкие» вопросы предполагают репродуктивное воспроизведение материала, имеют односложный ответ: Кто? Что? Когда? Как звать? Было ли? «Толстые» вопросы требуют размышлений, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: дайте три объяснения, почему. Объясните, почему. Почему, вы думаете. В чём различие. Предположите, что будет, если. и др.

Приём «Верные и неверные рассуждения». Цель: понимать информацию, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Перед началом урока по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. Затем учащиеся пытаются на основе собственных знаний установить, верны ли данные утверждения. После знакомства с основной информацией (на этапе обобщения и рефлексии) они возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Апробировав данные приёмы при работе с текстом в начальных и 5-х классах, педагогический коллектив сделал вывод, что использование того или иного приёма может быть ограничено возрастными особенностями учащихся и спецификой каждого учебного предмета. Также нашими педагогами было отмечено, что одни приёмы можно использовать на протяжении всего урока, другие – только на определённом его этапе.

Результаты апробации приёмов представлены в таблице 1.

Следующим шагом стало внедрение данных приёмов в педагогическую деятельность каждого учителя, работающего по ФГОС. Рекомендовано было применять при работе с текстом те или иные приёмы и фиксировать факт применения приема в таблице (приложение 1) с целью своевременной корректировки своей деятельности, а также для дальнейшего обмена опытом с коллегами.

Промежуточный мониторинг по читательской грамотности в 5 классах был проведён в октябре и феврале. КР включала в себя вопросы и задания, направленные на изучение уровня сформированности трёх групп умений (приложение 2).

Результаты промежуточного мониторинга (октябрь):

первая группа умений: 46 % учащихся обладают повышенным уровнем сформированности, 42 % - базовым, 12 % - пониженным.

Недостаточный уровень не обнаружился;

вторая группа умений: у 38 % наблюдается повышенный уровень сформированности, 27 % - базовый, 27 % - пониженный, 8 % - уровень недостаточный;

третья группа умений: 19 % учащихся характеризуются повышенным уровнем сформированности, 27 % - базовым, 19 % - пониженным, 35 % - недостаточным.

Рис.4. Уровень сформированности читательских компетенций у учащихся 5кл.

по результатам мониторинга (февраль) Сопоставив результаты ИКР и мониторинга (февраль), мы сделали следующие выводы:

первая группа умений: увеличилось количество учащихся, обладающих повышенным уровнем (с 41 % до 50%), уменьшилось количество учащихся с базовым уровнем (с 45 % до 42), с пониженным уровнем (с 14 % до 4%). Необходимо отметить, что проявились учащиеся, обладающие недостаточным уровнем (4%);

50,0% Рис.5. Сравнение уровней сформированности 1 группы умений (общее понимание и ориентация в тексте) по итогам ИКР (апрель 2015 г.) и мониторинга (февраль 2016г.) вторая группа умений: наблюдается увеличение количества учащихся, обладающих повышенным уровнем (с 36 % до 42 %), базовым уровнем (с 18 % до 31 %). Также произошло уменьшение числа учащихся с пониженным (с 41 % до 23 %) и недостаточным (с 5 % до 4 %) уровнями;

Рис.6. Сравнение уровней сформированности 2 группы умений (глубокое и детальное понимание содержания и формы текста) по итогам ИКР (апрель 2015 г.) и мониторинга (февраль 2016г.)

Рис.7. Сравнение уровней сформированности 3 группы умений (использование информации из текста для различных целей) по итогам ИКР (апрель 2015 г.) и мониторинга (февраль 2016г.) Итоговая контрольная работа по диагностике уровня сформированности читательской грамотности у учащихся 5-х классов запланирована на апрель. Но даже эти результаты, полученные при повторных мониторингах, позволяют нам заключить, что наша гипотеза подтвердилась, и использование различных методических приёмов при работе с текстом приводят к повышению читательской грамотности у учащихся.

Список литературы:

1. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо:

стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. No 4

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Лет 150 назад жили в Петербурге два брата художника – Григорий и Никанор Чернецовы. Были они волгари. Так называют людей, которые родились и выросли на Волге. Однажды задумали братья нарисовать портрет… родной реки! Но только как её рисовать? Волга – река длинная и везде разная.

Купили братья большую лодку, погрузили туда кисти, краски и поплыли вниз по течению – в сторону Каспийского моря. Один из братьев рисовал левый берег, другой — правый. И так они плыли почти полгода от Рыбинска до Астрахани. Получилась грандиозная картина: в высоту – 2 метра, а в длину – целых 700 метров!

1 Эрмитаж - один из крупнейших музеев России и мира. Находится в СанктПетербурге. Музеем Эрмитаж стал в XIX веке при Николае I.

Через всю страну течёт Волга. Три с половиной тысячи километров пути у реки – красавицы и работницы. Семь тысяч притоков – рек и речушек впадают в неё по пути. И все вместе они становятся Волгой – самой большой рекой в Европе.

2. Сколько времени потребовалось братьям Чернецовым, чтобы нарисовать портрет Волги? Обведи номер выбранного ответа.

1) 1 год 2) 3 месяца 3) 6 месяцев 4) 2 года

3. Рассмотри современную карту.

Обведи название города, где художники Чернецовы начали своё путешествие, и название города, где их путь закончился. Покажи стрелочкой, в каком направлении они плыли.

4. Почему портрет реки Волги было трудно нарисовать? Выпиши ответ из текста.

5. В каком городе хранился портрет Волги?

6. В тексте портрет Волги, сделанный братьями Чернецовыми, назван «знаменитым». Чем эта картина отличалась от картин других художников того времени? Приведи два отличия.

7. Что означало древнее славянское слово, от которого произошло название Волга?

8. Как называли Волгу племена, жившие возле Каспийского моря?

10. Что можно узнать, прочитав текст? Обведи номер выбранного ответа.

1) Волга – самая большая река России.

2) В Волгу впадает 3000 рек, речек, речушек.

3) Портрет Волги братьев Чернецовых хранится в Эрмитаже.

4) До победы над казанским ханом русские люди не плавали по всей Волге.

12. Какой смысл автор текста вкладывает в выражение «Волга течёт через всю нашу историю». Обведи номер выбранного ответа.

1) Тысячи лет Волга кормит огромное множество людей.

2) Волга течёт почти через всю нашу страну.

3) Волга – важный траспортный путь нашей страны.

4) Много значимых событий связано с Волгой.

13. В качестве иллюстрации к тексту приводится плакат «Отстоим Волгуматушку». Когда такой плакат могли нарисовать?

14. Известно, что портретом называется изображение человека, а изображение природы называется пейзажем. Как ты думаешь, почему картину братьев Чернецовых автор текста называет портретом?

15. В 1649 году над родником, из которого берёт начало Волга, была построена небольшая деревянная часовня. Со временем она старела, разрушалась.

Но простые люди собирали деньги, кто сколько сможет, и на этом месте ставили новую часовню. Внутри домика колодец – точка начала Волги, из которого чуть заметно утекает тёмная вода.

Побывав у часовни, Саша и Миша поспорили о том, почему люди так берегут этот родник?

Саша: «Чтобы в родник не попал мусор, и вода всегда оставалась чистой».

Миша: «Это и так понятно! Люди берегут этот родник ещё и по другой причине».

Читайте также: