Слабые места камаза сельхозника

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

КамАЗ 55102. Технические характеристики автомобиля. Преимущества и недостатки

В середине 70-х годов резко встала проблема обновления парка сельскохозяйственных автомобилей. Особая нехватка ощущалась в сегменте большегрузных самосвалов для перевозки зерна и других сыпучих грузов. Как следствие, в 1980 году, было налажено производство самосвала-тягача КамАЗ 55102 с откидными бортами и разгрузкой на три стороны кузова (боковые и назад). Очень часто этот грузовик применялся и применяется до сих пор в составе автопоезда, что значительно увеличивает его грузоподъемность. Самосвал производился до начала 2000-х годов, когда был заменен на более современный автомобиль.


По своей конструкции КамАЗ 55102 представляет трехосный, рамный, заднеприводной грузовик с передним размещением силовой установки. Модель имеет колесную формулу 6*4 с управляемыми колесами передней оси. На автомобиле установлена бескапотная кабина, которая в случае необходимости могла откидываться вперед, предоставляя водителю и слесарям полный доступ к двигателю. С конвейера КамАЗ 55102 сходил с двумя сидениями и без спальника – он не предназначался для дальних перевозок. При необходимости в кабине грузовика легко можно было установить третье сидение. Приборная панель изготовлена из металла, имеет минималистский вид, с точки зрения сегодняшнего дня, выглядит явно устаревшей. Впрочем, по тем временам грузовик имел огромную популярность в совхозах и колхозах.


Поскольку выпуск модели КамАЗ 55102 давно прекращен, то купить новый автомобиль нет никакой возможности. На рынке подержанной техники доступны грузовики конца 80 – 90-х годов. Стоимость такой машины зависит от ее состояния и пробега и колеблется в пределах от 300 до 500 тысяч рублей. При покупке такого автомобиля, следует учитывать изношенность его основных узлов и деталей, а также быть готовым производить текущий мелкий ремонт собственными руками. Стоимость часа аренды грузовика обойдется в 700 – 900 рублей за час работы.

Технические характеристики

Габариты грузоподъемность и расход топлива

Основные параметры сельхозника КамАЗ 55102 подогнаны под его основное предназначение – перевозка сыпучих сельскохозяйственных грузов и их выгрузка в указанном месте. Длина базовой модели составляет 7570 миллиметров, ширина 2500 мм, высота с опущенным кузовом и кабиной – 2830 миллиметров. При перевозке сыпучих грузов важное значение имеет объем кузова, в базовой комплектации он равен 7,9 м 3 , при оборудовании дополнительными надставными бортами полезное пространство может увеличиваться до 15,8 кубометров.

Номинальный вес незагруженного автомобиля в снаряженном состоянии не превышает 8 500 килограмм, его грузоподъемность без прицепа равна 7 тоннам, еще столько же можно загрузить в прицеп.

КамАЗ 55102 характеризуется достаточно низким расходом топлива – около 25 литров на 100 километров при движении без груза, загруженный автомобиль потребляет до 31 литра, при эксплуатации в нормальных условиях. Расход топлива в большой мере зависит от скорости движения грузовика, и может увеличиваться до 40 л/100 км при движении со скоростью 80 км/час. На этом автомобиле установлен топливный бак, вмещающий 210 литров дизтоплива.


Двигатель

Автомобиль оснащен дизельным четырехтактным двигателем отечественного производства, серии КамАЗ 740.13. Мотор характеризуется V-образным расположением цилиндров (всего их восемь), наличием турбонаддува и электрофакельного механизма подогрева воздуха, позволяющего осуществлять быстрый запуск, даже при экстремально низких температурах. Номинальная мощность двигателя составляет 240 л.с, при рабочем объеме 10,85 литров. По экологическим стандартам эта силовая установка соответствует нормам Евро 2.


Двигатель КамАЗ 55102 оборудован двухступенчатым воздушным фильтром, который осуществляет как первичную, так и тонкую очистку воздуха. Важным преимуществом этого фильтра является то, что он изготовлен из картона, а значит, его замена не отнимает лишних средств.

Следует также упомянуть, что на автомобили, в первые годы их выпуска, устанавливалась более старая силовая установка, номинальной мощностью 225 лошадиных сил.

Трансмиссия и тормоза

На КамАЗ 55102 устанавливалась распространенная механическая десятиступенчатая коробка передач, состоящая из основной пятиступенчатой КПП и переднего двухступенчатого делителя. За счет этого автомобиль получил 10 скоростей вперед и 2 задних передачи. Наличие делителя повышает управляемость автомобиля, увеличивает его ресурс и комфортность вождения.

Самосвал КамАЗ 55102 оборудован двухдисковым сухим сцеплением с гидравлическим пневмоусилителем и периферийными пружинами.


Система тормозов не слишком отличается от остальных КамАЗовских моделей. Грузовик оснащен барабанными тормозами и двухконтурным пневматическим приводом, который отвечает за работу вспомогательной тормозной системы, кроме того здесь имеется достаточно надежный стояночный тормоз с энергоаккумуляторами на задних колесах.

Более подробно с техническими характеристиками и описанием самосвала КамАЗ 55102 можно здесь:

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
Масса перевозимого груза, т 7
Масса снаряженного автомобиля, т 8,48
Полная масса автомобиля, т 15,63
Распределение нагрузки снаряженного автомобиля, кН
на передний мост 35
на заднюю тележку 49.8
Распределение нагрузки автомобиля полной массы, кН
на передний мост 45
на заднюю тележку 111,3
Допустимая масса буксируемого прицепа, т 11,5
Допустимая масса автопоезда, т 27,13
Габаритные размеры, мм
длина 7570
ширина (по зеркалам/по корпусу) 2900/2500
высота (с опущенной платформой/с поднятой в сторону платформой/с поднятой назад платформой) 2900/4000/5920
база 3190 + 1320
колея передних колес 2026
колея задних колес 1856
дорожный просвет 280
внутренняя длина платформы 5335
внутренняя ширина платформы 2320
высота бортов 635+620
высота платформы над землей 1370
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км 23
Контрольный расход топлива автопоезда, л/100 км 32,5
Запас хода автомобиля по контрольному расходу топлива, км 740
Запас хода автопоезда по контрольному расходу топлива, км 525
Время разгона автомобиля с полной нагрузкой с 0 до 60 км/ч, сек 35
Время разгона автопоезда с полной нагрузкой с 0 до 60 км/ч, сек 75
Наибольший угол подъема, преодолеваемый автомобилем при полной массе, % 35
Наибольший угол подъема, преодолеваемый автопоездом при полной массе, % 18
Тормозной путь автомобиля с полной нагрузкой при движении со скоростью 40 км/ч, м 17,2
Тормозной путь автопоезда с полной нагрузкой при движении со скоростью 40 км/ч, м 18,4
Угол в сторону наклона платформы, град 50
Время подъема платформы с грузом, сек. 18
Наименьший радиус поворота по оси переднего внешнего следа, м 8,5
Номинальная вместимость топливного бака, л 170

Преимущества и недостатки КамАЗ 55102

Преимущества:

  • Высокая проходимость, надежность и грузоподъемность автомобиля;
  • Экономичный, простой в обслуживании двигатель;
  • Возможность использования с самосвальным прицепом;
  • Простая и надежная конструкция тормозов;
  • Невысокая цена.

Недостатки:

  • Устаревший интерьер и экстерьер;
  • Большой расход топлива на скорости 75 – 80 км/час.

КамАЗ 55102: видео обзор популярного сельхозника

Обзор автомобиля 1990 выпуска после капитального ремонта:

КамАЗ 55102 – пуск холодного двигателя:

Перевозка и выгрузка 10 тонн отсева на КамАЗ 55102:

Что пишут на форумах: отзывы водителей о КамАЗ 55102

Михаил Коровкин, 52 года, Нижегородская область:

КамАЗ 55102 1997 года выпуска приобрел три года назад. Машина была в достаточно убитом состоянии, пришлось сделать капитальный ремонт двигателя. Заново переварил кузов, поставил диски и бескамерку, частично обновил салон. Машину использую для перевозки зерна, удобрений, других сыпучих грузов. Потраченные на покупку и капиталку деньги еще не вернул, но близок к этому. Если за машиной следить и вовремя обслуживать, то, несмотря на ее возраст, особых проблем не возникает.

КамАЗ-55102: технические характеристики

КамАЗ-55102 технические характеристики

КамАЗ-55102 представляет собой самосвал с колёсной формулой 6х4 и грузовой платформой, разгрузка которой производится не только назад, но и на обе боковые стороны. Основным предназначением данной модели является перевозка значительных объёмов сыпучих грузов строительного и сельскохозяйственного назначения. Прежде всего это, конечно, зерно. Транспортировка зерна непосредственно от комбайна на элеватор, а с элеватора – в порт, на мелькомбинат, или на железнодорожный узел – вот главная работа, которую выполняли и продолжают выполнять эти автомобили. За что они и получили наименование «сельхозников».

Особенности использования модели. Основные модификации

Грузоподъёмность самосвала составляет семь тонн, плюс ещё 11,5 тонн груза он может везти в прицепе, оснащённом такой же грузовой платформой с возможностью трёхсторонней разгрузки. Спального места в кабине КамАЗ-55102 не предусмотрено: это изначально грузовик не для «дальнобоя», а для использования его в качестве грузоподъёмной «рабочей лошадки» на региональных маршрутах местного значения.

Двойная ошиновка задних колёс способствует небольшому удельному давлению на грунт, с успешным передвижением по поверхности любого поля и грунтовым дорогам. Другой плюс – это высокая грузоподъёмность (чаще всего эти самосвалы используются именно вместе с прицепами). Это позволяет оперативно, в больших объёмах и с минимальным количеством рейсов забирать зерно с полей во время уборочной страды.

Особенности использования модели. Основные модификации

В настоящее время самосвал КамАЗ-55102 уже давно не выпускается. Его «преемником» в производственной программе автозавода в Набережных Челнах стал в начале 2000-х другой «сельхозник» – КамАЗ-45143, грузоподъёмностью в 10 тонн, и с более современным двигателем, соответствующим современным экологическим и экономическим требованиям.

Основа конструкции КамАЗ-55102

По конструкции шасси КамАЗ-55102 представляет собой трёхосный переднемоторный заднеприводной автомобиль бескапотной компоновки, с колёсной формулой 6х4, управляемыми колёсами передней оси и сближёнными задними осями. Несущей частью машины является лестничная клёпаная рама. Она изготовлена из швеллеров, металлический профиль которых имеет толщину в 8 миллиметров. Он изготовлен из низколегированной стали. Лонжероны, установленные продольно, соединяются семью поперечинами. Спереди рамы располагаются крюки для буксировки и закреплён стальной буфер. Поперечина в задней части автомобиля оборудована сцепной тяговой системой, в виде «крюк-петля».

Основа конструкции «КамАЗ-55102»

Передняя ось колёс выполнена в форме изогнутой балки двутаврового сечения. Она оснащена цилиндрическими шкворнями и поворотными кулачками. Задние мосты изготовлены из цельных балок, со свареными картерами. Сзади на специально предусмотренных креплениях смонтированы редукторы, тормозные суппорта, цапфы колесных ступиц, кронштейны для крепления штанг. На балках располагаются опоры для рессор.

Двигатель самосвала

Самосвал КамАЗ-55102 укомплектован четырёхтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем модели КамАЗ-740.31-240 (Евро-2). Расположение цилиндров – V-образное. Данный мотор оснащается турбонаддувом, с системой предварительного охлаждения наддувочного воздуха. Двигатель КамАЗ-740.31-240 оснащён чугунными гильзами цилиндров с повышенным сроком службы. Литой блок цилиндров мотора выполнен из легированного чугуна. Поршневые кольца хромированы и имеют специальную защиту боковых поверхностей из молибдена.

Мотор имеет систему фильтрации с топливным, двухступенчатым воздушным и масляным фильтрами; электрофакельный механизм подогревания воздуха, для успешного запуска мотора при низких температурах. Система охлаждения снабжена автоматикой регулировки температурного режима и термостатом.

Двигатель самосвала

В силовом агрегате КамАЗ-740.31-240 была применена разделённая система подачи топлива, включающая в себя топливный насос высокого давления, с авторегулированием частоты вращения. Система смазки является комбинированной, с фильтрами маслоочистки и мокрым картером.

Технические параметры дизельного двигателя КамАЗ-740.31-240

  • Рабочий объем – 10,85 литров;
  • Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 120 мм;
  • Степень сжатия – 16,5;
  • Номинальная мощность (брутто) – 176 килоВатт (240 лошадиных сил), при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин;
  • Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.) – 165 килоВатт (225 лошадиных сил), при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин;
  • Максимальный крутящий момент – 912 Нм (93 кг/см), при частоте вращения коленчатого вала 1100/1500 оборотов в минуту;
  • Объём топливного бака – 210 литров.
  • Максимальная скорость автомобиля, установленная производителем – 80 км/ч.

Контрольный расход дизельного топлива, установленный производителем, составляет:

  • При скорости автомобиля 60 км/ч – 24 литра на 100 км; вместе с прицепом – 35 литров на 100 км пути;
  • При скорости автомобиля 80 км/ч – 31 литр на 100 км; вместе с прицепом – 47 литров на 100 км пути.

Трансмиссия КамАЗ-55102

Двигатель КамАЗ-740.31-240 агрегатируется с двухдисковым сцеплением сухого фрикционного типа. Управление движением автомобиля производится посредством 10-ступенчатой механической коробки переключения передач. КПП сопрягается с редуктором, который обеспечивает два диапазона работы скоростей (прямой или пониженный). Задняя скорость одна.

Трансмиссия «КамАЗ-55102»

Конструкцией трансмиссии самосвала предусмотрено наличие проходного среднего моста и блокируемого межосевого дифференциала. Карданная передача представляет собой два трубчатых вала, которые между собой соединены шлицами телескопического типа. Они тянутся непосредственно от редуктора КПП к редуктору среднего моста и далее к заднему ведущему мосту.

Рулевое и тормозное управление

Рулевое управление автомобиля имеет вид с расположением рулевой трапеции позади переднего моста. Передача реечного рулевого механизма с зубчатым редуктором работает по принципу винт – шариковая гайка – поршень-рейка – зубчатый сектор. Имеется гидравлический усилитель руля.

Основная тормозная система самосвала КамАЗ-55102 – это классические барабанные тормоза, установленные на всех колёсах автомобиля. Приводятся в действие они двухконтурным пневматическим приводом. Стояночный тормоз функционирует с помощью пружинных энерго-аккумуляторов. Аналогичным порядком приводится в действие и запасная тормозная система.

Рулевое и тормозное управление

КамАЗ-55102 с кабиной нового образца.

Кроме того, автомобиль КамАЗ-55102 оборудован вспомогательной тормозной системой с газодинамическими механизмами. Она также работает воздействием барабанных тормозов на все колёса машины.

В действие вспомогательная тормозная система приводится посредством пневматического привода газодинамического механизма. Он установлен в контуре выпуска выхлопных газов мотора. Нагнетание сжатого воздуха в тормозную систему производится двухцилиндровым компрессором с шестерёнчатым приводом от коленчатого вала силового агрегата самосвала.

  • Диаметр тормозного барабана КамАЗ-55102 – 400 миллиметров;
  • Ширина тормозных накладок – 140 миллиметров;
  • Суммарная площадь тормозных накладок – 6300 квадратных сантиметров.

Ходовая часть, подвеска

Спереди самосвала КамАЗ-55102 оборудован зависимой подвеской. Её конструкция представляет собою дублированные листовые полуэллиптические рессоры. Эти рессоры сопряжены с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия и специальными буферы сжатия в форме полых резиновых цилиндров.

Ходовая часть, подвеска (2)

Современное оборудование позволяет, используя боковую разгрузку, пересыпать зерно сразу в ж/д вагон.

Передняя ось машины выполнена из изогнутой балки с поворотными кулачками и цилиндрическими шкворнями, а задняя – из штампованной стальной балки со сварными картерами. На мостах, расположенных сзади, располагаются сварные фланцы для крепления тормозных суппортов и редукторов, опор листовых рессор и прочих важных элементов конструкции.

Передняя подвеска является зависимой, рессорно-балансирной, выполненной на базе рессор полуэллиптического профиля, которые дополнены буферами сжатия и двумя телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска – зависимая, также рессорно-балансирного типа. В её основе находятся дублированные листовые рессоры полуэллиптического профиля с резиновыми буферами, и шесть реактивных штанг.

Ходовая часть, подвеска

КамАЗ-55102 привёз зерно, которое нуждается в просушке, с поля на ток.

Колёса самосвала КамАЗ-55102 – бездисковые, трёхкомпонентные, стальные. На них установлены двенадцатислойные камерные пневматические 12-ти слойные шины, с шириной профиля в 260 мм, размера «9,00R20 (260R508)», модели «И-Н142Б». Модели более поздних годов выпуска шли уже с дисковыми колёсами, размер обода которых составляет «7,5-20 (190-508)», а также с пневматическими радиальными камерными шинами «10,00R20 (280R508)». Ширина такой шины – 280 мм, вместо 260 мм у прежней.

Грузовая платформа

Самосвал КамАЗ-55102 укомплектован цельнометаллической грузовой платформой с возможностью опрокидывания на три стороны. Она смонтирована на специальном надрамнике. Грузовая платформа снабжена тремя откидывающимися бортами, оборудованными торсионными замками. Передний борт выполнен приваренным к основанию платформы. Дополнительные надставные борта (металлические либо дерево-металлические) значительно увеличивают полезный объём платформы.

Кузов оборудован гидравлическим самосвальным механизмом, который включает в себя запорный узел, соединяющий гидравлическую систему прицепа с автомобильной. С помощью перестановки кронштейнов появляется возможность изменения направления разгрузки грузовой самосвальной платформы. Для более быстрого и стабильного открытия бортовых стенок могли применяются специальные устройства: так называемые «помощники». Для поддержки бортов применяется их стяжка цепями.

Грузовая платформа

Полезный объём стандартного кузова самосвала КамАЗ-55102 составляет 7,9 кубических метров. При монтировке надставных бортов этот объём возрастает до 15,8 кубических метров. Телескопический трёхступенчатый гидроцилиндр самосвальной грузовой платформы КамАЗ-55102 обеспечивает подъём кузова на 50 градусов за 19 секунд.

Другие параметры грузовой платформы КамАЗ-55102 в цифрах:

  • Внутренние размеры: длина – 5,335 м; ширина – 2,320 м; высота бортов – 63,5 см (плюс 62 см надставные борта);
  • Полезный объём кузова – штатный: 7,9 кубометров, с дополнительными деревянными бортами: 10,12 кубометров, с надставными металлическими бортами: 15,8 кубометров;
  • Угол опрокидывания кузова назад – 60 градусов;
  • Угол опрокидывания кузова в сторону – 50 градусов.
  • Номинальное давление в гидросистеме на выходе – 140 кгс/см2.

Технические характеристики в цифрах

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 7,570 м, ширина – 2,900 м, высота – 2,900 м, высота с поднятой назад платформой – 5,920 м;
  • Колёсная база – 3,190 (+1,320 м);
  • Размер передней колеи – 2,026 м, размер задней колеи – 1,856 м;
  • Дорожный просвет – 280 мм;
  • Внешний радиус поворота – габаритный: 9,300 м, по внешнему колесу – 8,500 м;
  • Снаряжённая масса – 8,480 тонн;
  • Нагрузка на переднюю ось – 4,5 тонны;
  • Нагрузка на заднюю тележку – 11,130 тонны;
  • Грузоподъёмность – 7 тонн;
  • Полная масса – 15,630 тонн;
  • Допустимая масса прицепа – 11,5 тонн.
  • Наибольший подъём, преодолеваемый автомобилем – 30-ти процентный.

Кабина самосвала КамАЗ-55102

На самосвалы-«сельхозники» КамАЗ-55102 устанавливалась стандартная КамАЗовская унифицированная кабина – цельнометаллическая, построенная в бескапотной компоновке, без спального места. Она располагается непосредственно над двигателем и рассчитана на двух человек. При проведении обслуживания или ремонта силового агрегата кабина откидывается вперёд. Внутри установлена система отопления. Для улучшения условий труда водителя кабина грузовика КамАЗ-55102 оснащается подрессоренной подвеской, внутренней обивкой, уменьшающей степень шума и вибрации внутри салона.

Кабина самосвала «КамАЗ-55102»

А вот системы принудительной вентиляции в кабине КамАЗ-55102 не было предусмотрено – проветривание салона производится вентиляцией естественной, посредством открывающихся стёкол, форточек и люка в крыше. Система отопления салона – водяная, работающая от системы охлаждения двигателя. В последующие годы выпуска (вторая половина 90-х годов) кабина была модернизирована: всю оптику перенесли на массивный передний бампер; а крыша стала располагаться заметно выше.

Отзывы владельцев КамАЗ-55102

Отзывы большинства владельцев самосвалов-«сельхозников» КамАЗ-55102 сводятся к одному: машина хорошая, ещё ломалась бы пореже… Надёжность и долговечность работы узлов и деталей, а также общее качество сборки оставляют желать лучшего. Поэтому порекомендовать этот автомобиль (с учётом того, что новых грузовиков такой марки давно нет, есть только изрядно подержанные) можно лишь хорошо разбирающемуся в технике и конкретно в «КамАЗ»ах человеку.

Отзывы владельцев «КамАЗ-55102»

Тем не менее, многие даже выпущенные в первой половине 80-х КамАЗы-55102 остаются в строю и, несмотря на более чем солидный возраст, продолжают приносить своим владельцам прибыль. Потому что «всем же нужен бокосвал, а не просто совок». По свидетельствам некоторых из них, «поломок, конечно было много: лопнула задняя рессора, перебрал балансиры, поставил латунные втулки, при разгрузке обломило опорный шар на подъёмнике, варил кузов, поменял крестовинку кардана рулевой рейки…»; «тормозная система вообще-то хорошая, но вот если начала сифонить – это мучение. Главный тормозной кран перебирал три раза – всё равно шипит, и воздух из контура за день уходит, поменял все железные трубки на медные…» и т.п.

Стоимость КамАЗ-55102


На вторичном авторынке СНГ нет недостатка в предложениях о продаже подержанных КамАЗов-«сельхозников». Их можно найти практически в любом регионе. Ценовой диапазон – от 200 тысяч рублей за автомобиль 1989 года выпуска до 1 миллиона 200 тысяч – за КамАЗ-55102 2002 года выпуска (с прицепом). Покупать лучше всего с человеком, хорошо разбирающимся в КамАЗах: он непременно найдёт причины сбить цену на этот автомобиль.

КамАЗ-55102

КамАЗ-55102 представляет собой самосвал с колёсной формулой 6х4 и грузовой платформой, разгрузка которой производится не только назад, но и на обе боковые стороны. Основным предназначением данной модели является перевозка значительных объёмов сыпучих грузов строительного и сельскохозяйственного назначения. Прежде всего это, конечно, зерно. Транспортировка зерна непосредственно от комбайна на элеватор, а с элеватора – в порт, на мелькомбинат, или на железнодорожный узел – вот главная работа, которую выполняли и продолжают выполнять эти автомобили. За что они и получили наименование «сельхозников».

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 7,570 м, ширина – 2,900 м, высота – 2,900 м, высота с поднятой назад платформой – 5,920 м;
  • Колёсная база – 3,190 (+1,320 м);
  • Размер передней колеи – 2,026 м, размер задней колеи – 1,856 м;
  • Дорожный просвет – 280 мм;
  • Внешний радиус поворота – габаритный: 9,300 м, по внешнему колесу – 8,500 м;
  • Снаряжённая масса – 8,480 тонн;
  • Нагрузка на переднюю ось – 4,5 тонны;
  • Нагрузка на заднюю тележку – 11,130 тонны;
  • Грузоподъёмность – 7 тонн;
  • Полная масса – 15,630 тонн;
  • Допустимая масса прицепа – 11,5 тонн.
  • Наибольший подъём, преодолеваемый автомобилем – 30-ти процентный.

Двигатель

Самосвал КамАЗ-55102 укомплектован четырёхтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем модели КамАЗ-740.31-240 (Евро-2). Расположение цилиндров – V-образное. Данный мотор оснащается турбонаддувом, с системой предварительного охлаждения наддувочного воздуха. Двигатель КамАЗ-740.31-240 оснащён чугунными гильзами цилиндров с повышенным сроком службы. Литой блок цилиндров мотора выполнен из легированного чугуна. Поршневые кольца хромированы и имеют специальную защиту боковых поверхностей из молибдена.

Мотор имеет систему фильтрации с топливным, двухступенчатым воздушным и масляным фильтрами; электрофакельный механизм подогревания воздуха, для успешного запуска мотора при низких температурах. Система охлаждения снабжена автоматикой регулировки температурного режима и термостатом.

В силовом агрегате КамАЗ-740.31-240 была применена разделённая система подачи топлива, включающая в себя топливный насос высокого давления, с авторегулированием частоты вращения. Система смазки является комбинированной, с фильтрами маслоочистки и мокрым картером.

Технические параметры дизельного двигателя КамАЗ-740.31-240

  • Рабочий объем – 10,85 литров;
  • Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 120 мм;
  • Степень сжатия – 16,5;
  • Номинальная мощность (брутто) – 176 килоВатт (240 лошадиных сил), при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин;
  • Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.) – 165 килоВатт (225 лошадиных сил), при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин;
  • Максимальный крутящий момент – 912 Нм (93 кг/см), при частоте вращения коленчатого вала 1100/1500 оборотов в минуту;
  • Объём топливного бака – 210 литров.
  • Максимальная скорость автомобиля, установленная производителем – 80 км/ч.

Контрольный расход дизельного топлива, установленный производителем, составляет:

  • При скорости автомобиля 60 км/ч – 24 литра на 100 км; вместе с прицепом – 35 литров на 100 км пути;
  • При скорости автомобиля 80 км/ч – 31 литр на 100 км; вместе с прицепом – 47 литров на 100 км пути.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автомобиля, заявленная производителем — 80 км/ч;
  • Максимальная скорость движения автопоезда — 80 км/ч;
  • Время разгона грузовика до 60 км/ч — 35 с;
  • Выбег автомобиля с 50 км/ч — 700 м;
  • Максимальный преодолеваемый автомобилем подъем — 30%;
  • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч — 24 л/100 км;
  • Радиус поворота — по внешнему колесу 8,5 м, габаритный 9,3 м.

Трансмиссия

Двигатель КамАЗ-740.31-240 агрегатируется с двухдисковым сцеплением сухого фрикционного типа. Управление движением автомобиля производится посредством 10-ступенчатой механической коробки переключения передач. КПП сопрягается с редуктором, который обеспечивает два диапазона работы скоростей (прямой или пониженный). Задняя скорость одна.

Конструкцией трансмиссии самосвала предусмотрено наличие проходного среднего моста и блокируемого межосевого дифференциала. Карданная передача представляет собой два трубчатых вала, которые между собой соединены шлицами телескопического типа. Они тянутся непосредственно от редуктора КПП к редуктору среднего моста и далее к заднему ведущему мосту.

Рулевое и тормозное управление

Рулевое управление автомобиля имеет вид с расположением рулевой трапеции позади переднего моста. Передача реечного рулевого механизма с зубчатым редуктором работает по принципу винт – шариковая гайка – поршень-рейка – зубчатый сектор. Имеется гидравлический усилитель руля.

Основная тормозная система самосвала КамАЗ-55102 – это классические барабанные тормоза, установленные на всех колёсах автомобиля. Приводятся в действие они двухконтурным пневматическим приводом. Стояночный тормоз функционирует с помощью пружинных энерго-аккумуляторов. Аналогичным порядком приводится в действие и запасная тормозная система.

Кроме того, автомобиль КамАЗ-55102 оборудован вспомогательной тормозной системой с газодинамическими механизмами. Она также работает воздействием барабанных тормозов на все колёса машины.

В действие вспомогательная тормозная система приводится посредством пневматического привода газодинамического механизма. Он установлен в контуре выпуска выхлопных газов мотора. Нагнетание сжатого воздуха в тормозную систему производится двухцилиндровым компрессором с шестерёнчатым приводом от коленчатого вала силового агрегата самосвала.

  • Диаметр тормозного барабана КамАЗ-55102 – 400 миллиметров;
  • Ширина тормозных накладок – 140 миллиметров;
  • Суммарная площадь тормозных накладок – 6300 квадратных сантиметров.

Ходовая часть, подвеска

Спереди самосвала КамАЗ-55102 оборудован зависимой подвеской. Её конструкция представляет собою дублированные листовые полуэллиптические рессоры. Эти рессоры сопряжены с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия и специальными буферы сжатия в форме полых резиновых цилиндров.

Современное оборудование позволяет, используя боковую разгрузку, пересыпать зерно сразу в ж/д вагон.

Передняя ось машины выполнена из изогнутой балки с поворотными кулачками и цилиндрическими шкворнями, а задняя – из штампованной стальной балки со сварными картерами. На мостах, расположенных сзади, располагаются сварные фланцы для крепления тормозных суппортов и редукторов, опор листовых рессор и прочих важных элементов конструкции.

Передняя подвеска является зависимой, рессорно-балансирной, выполненной на базе рессор полуэллиптического профиля, которые дополнены буферами сжатия и двумя телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска – зависимая, также рессорно-балансирного типа. В её основе находятся дублированные листовые рессоры полуэллиптического профиля с резиновыми буферами, и шесть реактивных штанг.

Колёса самосвала КамАЗ-55102 – бездисковые, трёхкомпонентные, стальные. На них установлены двенадцатислойные камерные пневматические 12-ти слойные шины, с шириной профиля в 260 мм, размера «9,00R20 (260R508)», модели «И-Н142Б». Модели более поздних годов выпуска шли уже с дисковыми колёсами, размер обода которых составляет «7,5-20 (190-508)», а также с пневматическими радиальными камерными шинами «10,00R20 (280R508)». Ширина такой шины – 280 мм, вместо 260 мм у прежней.

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Снаряженная масса грузовика — 8480 кг;
  • Грузоподъемность — 7000 кг;
  • Полная масса автомобиля — 15630 кг;
  • Нагрузка при снаряженной массе — передняя ось 3500 кг, задняя тележка 4980 кг;
  • Нагрузка при полной массе — передняя ось 4500 кг, задняя тележка 11130 кг;
  • Допустимая масса прицепа — 11500 кг.

Размеры

  • Длинна -7570 мм;
  • Ширина — 2500 мм;
  • Высота — 2830мм;
  • Колесная база — 3190+1320 мм;
  • Дорожный просвет — 280 мм.

Основа конструкции

По конструкции шасси КамАЗ-55102 представляет собой трёхосный переднемоторный заднеприводной автомобиль бескапотной компоновки, с колёсной формулой 6х4, управляемыми колёсами передней оси и сближёнными задними осями. Несущей частью машины является лестничная клёпаная рама. Она изготовлена из швеллеров, металлический профиль которых имеет толщину в 8 миллиметров. Он изготовлен из низколегированной стали. Лонжероны, установленные продольно, соединяются семью поперечинами. Спереди рамы располагаются крюки для буксировки и закреплён стальной буфер. Поперечина в задней части автомобиля оборудована сцепной тяговой системой, в виде «крюк-петля».

Передняя ось колёс выполнена в форме изогнутой балки двутаврового сечения. Она оснащена цилиндрическими шкворнями и поворотными кулачками. Задние мосты изготовлены из цельных балок, со свареными картерами. Сзади на специально предусмотренных креплениях смонтированы редукторы, тормозные суппорта, цапфы колесных ступиц, кронштейны для крепления штанг. На балках располагаются опоры для рессор.

Грузовая платформа

Самосвал КамАЗ-55102 укомплектован цельнометаллической грузовой платформой с возможностью опрокидывания на три стороны. Она смонтирована на специальном надрамнике. Грузовая платформа снабжена тремя откидывающимися бортами, оборудованными торсионными замками. Передний борт выполнен приваренным к основанию платформы. Дополнительные надставные борта (металлические либо дерево-металлические) значительно увеличивают полезный объём платформы.

Кузов оборудован гидравлическим самосвальным механизмом, который включает в себя запорный узел, соединяющий гидравлическую систему прицепа с автомобильной. С помощью перестановки кронштейнов появляется возможность изменения направления разгрузки грузовой самосвальной платформы. Для более быстрого и стабильного открытия бортовых стенок могли применяются специальные устройства: так называемые «помощники». Для поддержки бортов применяется их стяжка цепями.

Полезный объём стандартного кузова самосвала КамАЗ-55102 составляет 7,9 кубических метров. При монтировке надставных бортов этот объём возрастает до 15,8 кубических метров. Телескопический трёхступенчатый гидроцилиндр самосвальной грузовой платформы КамАЗ-55102 обеспечивает подъём кузова на 50 градусов за 19 секунд.

Другие параметры грузовой платформы КамАЗ-55102 в цифрах:

  • Внутренние размеры: длина – 5,335 м; ширина – 2,320 м; высота бортов – 63,5 см (плюс 62 см надставные борта);
  • Полезный объём кузова – штатный: 7,9 кубометров, с дополнительными деревянными бортами: 10,12 кубометров, с надставными металлическими бортами: 15,8 кубометров;
  • Угол опрокидывания кузова назад – 60 градусов;
  • Угол опрокидывания кузова в сторону – 50 градусов.
  • Номинальное давление в гидросистеме на выходе – 140 кгс/см2.

Кабина самосвала

На самосвалы-«сельхозники» КамАЗ-55102 устанавливалась стандартная КамАЗовская унифицированная кабина – цельнометаллическая, построенная в бескапотной компоновке, без спального места. Она располагается непосредственно над двигателем и рассчитана на двух человек. При проведении обслуживания или ремонта силового агрегата кабина откидывается вперёд. Внутри установлена система отопления. Для улучшения условий труда водителя кабина грузовика КамАЗ-55102 оснащается подрессоренной подвеской, внутренней обивкой, уменьшающей степень шума и вибрации внутри салона.

А вот системы принудительной вентиляции в кабине КамАЗ-55102 не было предусмотрено – проветривание салона производится вентиляцией естественной, посредством открывающихся стёкол, форточек и люка в крыше. Система отопления салона – водяная, работающая от системы охлаждения двигателя. В последующие годы выпуска (вторая половина 90-х годов) кабина была модернизирована: всю оптику перенесли на массивный передний бампер; а крыша стала располагаться заметно выше.

Модификации

В качестве приемника КАМАЗа 55102 в настоящее время выступает более современный грузовик грузоподъемностью 10 тонн с отраслевым индексом КАМАЗ 45143. Что же касается модификаций КАМАЗа 55102, то их было выпущено всего две:

  1. КАМАЗ 55102-050 — самосвал, оборудованный кузовом с основными бортами;
  2. КАМАЗ 55102-053 — самосвал, оборудованный кузовом с надставными бортами. С их помощью объем платформы увеличивается в два раза, что позволяет перевозить большее количество груза с малой удельной массой.

Автомобиль КАМАЗ 55102 за все время производства постоянно модифицировался. В основном это выражалось в установке более современных модификаций двигателей КАМАЗ 740-ой серии и кузовов различного объема с двух и трехсторонней разгрузкой.

Особенности и эксплуатация

КАМАЗ 55102 представляет собой классический образец советского автопрома. Для своего времени «сельхозник» был своевременным и востребованным автомобилем. Кабина оборудовалась надежным отопителем от системы охлаждения двигателя, а сидение водителя ремнями безопасности. Сварная цельнометаллическая платформа прямоугольной формы позволяет перевозить различные сыпучие грузы, за исключение булыжников и скальных пород, т.к. они могут повредить кузов. Для обеспечения процесса надежного закрывания боковых и надставных бортов, в конструкции установлены торсионные механизмы. В открытом положении борта удерживаются металлическими цепями. Для удобства, процесс разгрузки водитель может осуществлять на обе стороны не покидая кабины при помощи электропневматического дистанционного управления.
Высокая степень унификации узлов и механизмов с другими КАМАЗовскими моделями позволяла легко наладить техническое обслуживание и ремонт в больших АТП, совхозах и колхозах. В постсоветское время автомобиль прекрасно зарекомендовал себя и при эксплуатации в небольших строительных организациях и фермерских хозяйствах. В качестве основного прицепа рекомендуется использовать модель 8527 грузоподъемностью 7 тонн, что позволяет перевести вдвое большее количество грузов за одну поездку. К несомненным преимуществам самосвала-тягача КАМАЗ 55102 можно отнести:

  • надежную крепкую раму;
  • два ведущих моста с двойной ошиновкой колес, обеспечивающих хорошую проходимость по грунтовым дорогам и на полях;
  • кузов, с надставными бортами с возможностью установки тента для уменьшения потерь при перевозке урожая;
  • трехрежимный гидроцилиндр системы опрокидывания, позволяющий осуществлять разгрузку на одну из трех сторон;
  • относительно небольшие эксплуатационные расходы.

Кроме того на автомобиле устанавливались традиционно надежные КАМАЗовские моторы, с возможностью их модификации.

КамАЗ-55102. Габариты и технические характеристики. Силовой агрегат и расход топлива

В Советском Союзе долгое время существовал дефицит крупнотоннажных автомобилей для потребностей сельского хозяйства. Уже в конце 70-х годов инженеры и конструкторы Камского завода занялись решением этой проблемы. Как результат, в 1980 году начался серийный выпуск сельхозника-самосвала КамАЗ-55102, последний автомобиль этой модели сошел с конвейера уже в нашем столетии.


Новая модель имела рамную конструкцию с передним расположением двигателя, отличалась кузовом с откидными бортами и разгрузкой на боковые стороны. Еще одно отличие заключалось в цветовой гамме грузовика, в основном, он раскрашивался в оранжевый цвет. Днище автомобиля обогревается отработанными газами. Впрочем, эта модель выпускалась и в виде шасси с установленным седельно-сцепным устройством, которое позволяло эксплуатировать машину в качестве сдельного тягача.

Экстерьер и интерьер КамАЗ-55102

Конструктивно КамАЗ-55102 – это рамный трехосный грузовик (колесная формула шесть на четыре) с бескапотной откидываемой кабиной, непосредственно под которой размещается дизельный движок. Автомобиль комплектовался кабиной старого образца с металлическим бампером и лобовым стеклом, разделенным молдингом. На первых модификация устанавливались круглые фары, далее они были заменены на квадратные. Как уже отмечалось, большинство самосвалов имело оранжевый цвет, для поднятия и опускания кузова используется штоковый гидроцилиндр.


В кабину ведет одна ступенька, открыв двери, мы находим два или три сидения, водительское кресло имеет механизмы, для регулировки в нескольких плоскостях, позади сидений размещается удобное спальное место. Односекционная приборная панель автомобиля выполнена из металла, она отличается удобным расположением индикаторов, хотя и не имеет антибликового покрытия. Рулевая колонка оснащена гидроусилителем руля, также в салоне размещен инвертор (преобразователь напряжения), автономный обогреватель и вентилятор. Кабина имеет шумо, тепло и виброзащиту, хотя на работу последней можно услышать частые нарекания от водителей.


Сколько стоит КамАЗ-55102

Выпуск модели давно прекращен, поэтому купить новый автомобиль нет никакой возможности. В то же время на вторичном рынке достаточно объявлений о продаже грузовика КамАЗ-55102 с пробегом. Машины, выпуска начала 90-ходов, в хорошем техническом состоянии доступны к продаже по цене от 750 000 тысяч рублей, за самосвал-колхозник, производства начала 2000-х годов просят от 1 300 000 рублей.


КамАЗ-55102: описание, технические и эксплуатационные характеристики

Габариты и весовые характеристики

  • Длина бортового самосвала: 7 570 миллиметров:
  • Длина автомобиля с откинутой кабиной: 8 010 мм;
  • Ширина, без учета внешних зеркал: 2 500 мм;
  • Высота по трубе воздухозаборника: 2 830 мм;
  • Дорожный просвет: 280 мм;
  • Габаритный радиус поворота: 9,3 метра, по внешнему колесу – 8,5 метра;
  • Наибольший преодолеваемый подъем: 30 0 ;
  • Угол опрокидывания кузова: 50 0 ;
  • Объем грузовой платформы с надставными бортами: 18 метров кубических:
  • Общий вес снаряженного грузовика: 8 400 килограмм;
  • Грузоподъемность: 7 000 кг;
  • Допустимая масса прицепа: 11 500 кг;
  • Тип колес: дисковые;
  • Вид и размер шин; камерные, 10.00 R20 (280 R508);
  • Максимальная скорость КамАЗ-55102: 80 км/час.


Силовой агрегат и расход топлива КамАЗ-55102

Большинство автомобилей модели КамАЗ-55102, которые сегодня встречаются на дорогах страны, оборудованы одним из двух типов двигателей: КАМАЗ 740.31-240 или КАМАЗ 740. 10. 210.

КАМАЗ 740.31-240. Восьмицилиндровый дизельный агрегат с V-образным расположением цилиндров и системой турбонаддува, основу которой составляют два компрессора и газотурбина. Двигатель оснащен технологией принудительного промежуточного охлаждения наддувочного воздуха и предпусковым нагревателем. Последнее устройство дает возможность запускать мотор даже при 50-градусном морозе.


Рабочий объем этого турбодизеля составляет 10,86 литров, при скорости вращения коленчатого вала 2 200 оборотов/минуту агрегат развивает номинальную мощность в 240 лошадиных сил. Использование ТНВД (топливного насоса высокого давления) дает возможность снизить расход топлива и уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу. Заявленный моторесурс двигателя – 800 000 километров.

По своим экологическим параметрам КАМАЗ 740.31-240 соответствует требованиям международного стандарта Евро 2.

КАМАЗ 740. 10. 210 (Евро 2). По большинству параметров этот силовой агрегат схож с предыдущим двигателем, отличия проявляются в мелких деталях и настойках мотора. Единственным существенным отличием является несколько меньшая мощность этого турбодизеля – 210 лошадиных сил.


Расход топлива КамАЗ-55102 зависит от его исправности и от условий эксплуатации. Норма потребления горючего, при движении без прицепа, составляет всего 24 литра на 100 километров пути, при движении со скоростью 60 км/час. При наличии прицепа этот показатель возрастает до 35 литров. Если машина будет двигаться со скоростью 80 км/час, то расход топлива составит 31 или 47 литров на 100 км (без прицепа/с прицепом). В базовой комплектации КамАЗ-55102 оборудован топливным баком, емкостью 175 литров, многие самосвалы оснащены дополнительными баками.

Трансмиссия и электрооборудование КамАЗ-55102

Главным элементом трансмиссии КамАЗ-55102 является коробка переключения передача модели КамАЗ-14 или КамАЗ-15. Обе коробки пятиступенчатые, однако на первой механике отсутствует делитель, что ограничивает количество передних передач числом пять. Благодаря использованию двухступенчатого делителя на КПП КамАЗ-15, удалось получить десять передних и две задних скорости. Все передние передачи включаются при помощи синхронизаторов, задние – через муфты редуктора. Управление коробкой осуществляется дистанционно при помощи качающегося рычага.

Грузовик оборудован сухим двухдисковым сцеплением диафрагменного типа, с гидроприводом и пневматическим усилителем.

Принципиальная электрическая схема КамАЗ-55102 доступна здесь:


Тормозная система и подвеска КамАЗ-55102

Тормозная система автомобиля предполагает наличие четырех тормозов, которые имеют общие детали конструкции, но могут работать автономно. На КамАЗ-55102 установлены пневматические тормоза барабанного типа, каждое колесо оборудовано барабаном, диаметром 400 миллиметров с тормозными накладками, шириной 140 миллиметров. Изготовитель предусмотрел наличие механизма экстренного растормаживания колес грузовика.

Основным элементом конструкции сельхозника КамАЗ-55102 является клепаная рама, которая усилена двумя продольными лонжеронами и поперечными балками. Обе тележки (задняя и передняя) снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости, которые предотвращают опасный крен автомобиля и защищают его от опрокидывания. Передняя подвеска состоит из рессор, выполняющих свою функцию совместно с гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска усилена дополнительными листами рессор, что разрешает выдерживать сильные нагрузки.

Подробные технические характеристики самосвала КамАЗ-55102 изложены здесь:

КамАЗ-55102: видео обзор грузовика на youtube

Детальный обзор сельхозника КамАЗ-55102, 1990 года выпуска:

КамАЗ-55102: обзор и отзыв владельца:

Запуск холодного двигателя КамАЗ-55102:

Отзывы владельцев и водителей КамАЗ-55102:

Егор Арзамасцев, 52 года, Калужская область:

Владею КамАЗом-55102, 1989 года выпуска. Машина, конечно, старая, много чего на своем веку повидала, но все еще работает на перевозке сельскохозяйственных грузов. Из плюсов автомобиля выделю высокую ремонтопригодность и относительную дешевизну в обслуживании. Двигателя вполне хватает, по коробке тоже особых нареканий нет. Из недостатков отмечу низкую проходимость незагруженной машины, если попал на мокрый глинозем, то дальнейшее движение становится проблематичным. Двигатель также прожорливый, что я не делал, а меньше 42 литров на 100 км никак не получается.

Читайте также: