Советский аналог мотоцикла bmw

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

BMW R71

1941 BMW R71

Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях». Немецкий мотоцикл, впервые показанный широкой публике на выставке в Берлине в 1938 году, остался «недосягаемым эталоном» для своего советского аналога.

Количество стран, в которых можно было встретить R71 в следующие несколько лет, впечатляет; жаль только, что цель посещения была отнюдь не мирной…


Английские мотожурналисты рассыпались в комплиментах, нажимая на превосходную управляемость, “эластичный” мотор и продуманный конструктив, рекомендуя R71 к покупке всем, кому мотоцикл был нужен для перемещения на большие расстояния.
Немецкие журналисты делали упор на комфорт: мол, даже леди, после продолжительной поездки, характеризовали мотоцикл как удобный и безопасный, чего раньше не говорили ни об одной двухколесной машине.

Мотоцикл был самым дорогим в линейке, но что могли предложить за ту же цену конкуренты?

R71 отлично управлялся на любой скорости, а двигатель позволял ускориться до максимальных 125 км/ч (соло) или 95 км/ч (с коляской). Комфортная скорость для передвижения по трассе равнялась 105 км/ч с расходом топлива на уровне 5,4 л / 100 км. Максимальная скорость, до которой можно было разогнаться на 2 и 3 передачах равнялась 100 и 120 км/ч соответственно.

Чтобы понять, насколько хорошими были показателями для 750-кубового двигателя, приведем выдержку из статьи 1938 года, описывающую аналогичные показатели у мотоцикла Brough Superior SS100 с 1000-кубовым двигателем Matchless:
“Тесты Генри Лэйда, датированные 1939-м годом, показывают, что максимальная скорость SS100 с коляской составляла 129.6 км/ч на 4-ой передаче. На других передачах максимальная скорость также была довольно внушительной: 121.6 км/ч на третьей и 97.6 км/ч на второй.”

А теперь самое интересное: SS100 без коляски стоил 170 фунтов против 123 фунтов за R71, или почти на 40 % дороже! Правда, справедливости ради, отметим, что максимальная скорость SS100 без коляски достигала 160 км/ч, но и такого уровня сервиса, какой могла предоставить компания BMW в Германии, английский бренд не предлагал даже на своей родине, в Англии.


BMW R71 стал последним в истории Баварской марки нижнеклапанным мотоциклом и последним, который по желанию покупателя можно было оснастить ручным рычагом переключения передач.
Всего было выпущено 3458 мотоциклов R71, большая часть из которых была уничтожена на войне.

Интересно, что с окончанием производства R71 на «исторической Родине», модель обрела новую жизнь, причем сразу в двух исполнениях: советское правительство издало приказ о выпуске модели М-72 для нужд Красной Армии, а американский завод Harley-Davidson получив также военный заказ выпустил модель XA, по «мотивам», баварца, предназначавшуюся для войны в Африке.

В СССР модель копировали предельно точно. Вольности позволили разве что с топливным баком, чей объем вырос с 14 литров до 22, и с рамой, которую перекроили якобы ради ее усиления. Но, скорее всего, объяснение опять же — в области отечественных технологий: эллипсовидные трубы переменного сечения оказались для нашей промышленности так и не взятой высотой. В итоге вместе с 8 литрами топлива масса М-72 из-за «лишнего» металла в конструкции увеличилась на 33 кг. Интересный факт: сегодня реставраторы отличают рамы оригинальных Р-71 и ранних («бескосыночных») М-72 друг от друга – взвешиванием!

Американцам же пришлось изменить литые части мотора под свои карбюраторы и генератор, а также переделать посадочное место воздушного фильтра. Сам он стал гораздо более объемным в сравнении со штатной деталью на двигателе R71 (используемый в Африке BMW тоже имел дополнительный фильтрующий элемент).

Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей

Не секрет, что советская промышленность была ориентирована, в первую очередь, на оборону. Разработку гражданских транспортных средств финансировали по остаточному принципу. В таких условиях, «подкрепленных» довоенной подготовкой/послевоенной разрухой, дешевле и эффективнее было «одолжить» конструкцию готовых и особенно удачных транспортных средств у известных производителей. Тем более, условия репараций это позволяли. В результате советские покупатели получили возможность приобрести российские мотоциклы, разработанные за рубежом.

Иж: Иж-350/DKW NZ-350

Выпуск мотоциклов Иж начался еще в довоенное время — первые экземпляры были изготовлены в 1929 году. Массовое же производство было налажено в 1946 году. Первым серийным мотоциклом стал «Иж-350», созданный по образу немецкого «DKW NZ-350». Производство данной модели стало возможным благодаря полученным в качестве репараций оборудованию, чертежам и технологиям, вывезенным из Германии. В новом советском мотоцикле конструкторы объединили решения разных модификаций NZ-350: алюминиевый картер от одной, грязевые щитки — от другой, и т.д. Использование отечественного оборудования и приборов также потребовали некоторых изменений в конструкции.

Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей
Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей

Готовый мотоцикл получился простым и надежным. Германский прототип он напоминал не только конструкционно, но и внешне. В начале разработка новых моделей мотоциклов «Иж» сводилась к улучшению существующей конструкции. Например, в 1948 году модификация «Иж-350С» получила телескопическую вилку вместо параллелограмной, свечную подвеску с пружинными гидравлическими амортизаторами, а двигатель немного форсировали (до 14 л.с.). В разработке первого по-настоящему массового мотоцикла «Иж-49» в качестве основы использовалась конструкция всё того же «Иж-350», то есть, фактически, немецкого «DKW NZ-350».

До закрытия производства в 2008 году было выпущено около одиннадцати миллионов разных моделей мотоциклов «Иж», общим предком которых суждено было стать немецкому «DKW NZ-350».

Урал: ИМЗ М-72/BMW R71

Ирбитский мотозавод

Первая модель, разработанная на заводе, была скопирована с тяжелого баварского мотоцикла и получила название ИМЗ М-72. Мотоцикл выпускался, постоянно модернизируясь, с 1940 по 1961 год. Созданный специально для военных нужд мотоцикл до 1952 года не был доступен в свободной продаже и классифицировался как «бронетехника» (носитель стрелкового оружия).

Разрабатывался мотоцикл под руководством Н.П. Сердюкова, стажировавшегося с 1935 по 1940 год на заводе BMW. По одной из версий, пять мотоциклов-образцов BMW R71 были тайно закуплены в Швеции. По другой — чертежи мотоцикла были переданы Германией Советскому Союзу, правительства которых до Второй мировой войны сотрудничали.

Сначала М-72 собирали на ММЗ (Москва), потом Харькове, Ленинграде и Ирбите, куда позже переехало основное КБ. С 1951 года производство М-72 было налажено параллельно в Ирбите и Киеве. Все гражданские версии мотоциклов подлежали реквизиции в случае войны.

Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей
Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей

Конструкция BMW R71 содержала важные технические новшества, что не мешало ей быть пригодной для массового производства. Баварский мотоцикл имел нехарактерные для советских моделей того времени дуплексную раму, пружинную подвеску заднего колеса, рычаг ножного переключения передач, телескопическую переднюю вилку, отдельные карбюраторы для каждого цилиндра и карданную передачу. Характерное оппозитное расположение цилиндров имело объективные преимущества и предопределило развитие тяжелых мотоциклов от BMW и советских производителей на десятилетия вперед.

Минск/Восход: М1А/DKW RT 125

Хорошо известные в странах бывшего СССР марки «Минск» и «Восход» начинали свою историю с копирования немецкого мотоцикла DKW RT 125.

Военные репарации в виде документации и оборудования германского завода DKW из Чопау были направлены на создания современного производства мотоциклов в СССР. Первые копии DKW RT 125 под именем М1А производились в Москве. В 1951 году производство переносят на мотоциклетно-велосипедный завод в Минск. С того времени и до наших дней предприятие специализируется на выпуске байков с двигателями рабочим объемом 125 куб.см.

Конструкция оказалась чрезвычайно удачной, что с учетом высокого качества сборки и ряда улучшений помогло мотоциклам «Минск» стать популярными не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Существенная часть наследников DKW RT 125 были проданы в страны Юго-Восточной Азии, а во Вьетнаме даже сегодня действует фан-клуб мотоциклов «Минск».

Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей
Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей

В процессе доработки конструкции специалисты ММВЗ вносили изменения, диктуемые временем: в разных моделях/поколениях мотоциклов применяли разные типы подвесок, добавляли дополнительные передачи в КПП, поднимали мощность двигателя.

«Близнецом» М1А и «пасынком» DKW RT 125 был мотоцикл К-125, собираемый на Заводе имени Дегтярева (ЗиД). Разные вариации на тему DKW RT 125 выпускались на заводе вплоть до 1960 года. Дальше история ковровских мотоциклов связана с марками «Ковровец» и «Восход», а также со 175-кубовыми моторами, которые на эти мотоциклы устанавливались.

Вятка/Vespa GS150

«Вятка ВП-150» — это первый советский мотороллер, предоставивший советским мотоциклистам возможность владеть почти точной копией легендарной итальянской Vespa GS150.

Тираж

«Вятка ВП-150» выпускалась с 1957 по 1966 год на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. История ее разработки типична для многих моделей советских автомобилей и мотоциклов. В июле 1956 года Миноборонпром предписал построить до конца того же 1956 года опытные образцы первого советского мотороллера, чтобы в следующем 1957 году начать его выпуск.

Конструкторам не оставалось выбора — они разобрали популярную на Западе «Веспу» и скопировать ее конструкцию.

Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей
Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей

В результате такого подхода различия между «донором» и советским «пациентом» оказались минимальны: надпись на шильдике, флажок со звездой на крыле переднего колеса, размеры руля и фары, форма спидометра, расположение замка зажигания, толщина металла облицовки, количество передач КПП (три у Вятки против четырех у Веспы). Кроме того, российский мотороллер получился на семь килограмм тяжелее, а его база оказалась больше на целых четыре сантиметра.

Советские потребители не имели возможности оценить очевидный «копипаст», поэтому резонно довольствовались преимуществами чрезвычайно тихого 150-кубового мотора (80 дБ) и комфортной подвеской мотороллера.

Другие статьи

  • Законодательство
  • Обзоры
  • Разное
  • Тюнинг мотоцикла


Лучшие мотоциклы «Дакара»

Победа в марафоне уровня «Дакар» позволяет называть грузовик, автомобиль или мотоцикл-победитель выдающимся и приносят компании-производителю бонус в .


Белая ворона: семицилиндровый чоппер от JRL Cycles

JRL Cycles – маленькая американская компания, специализирующаяся на изготовлении чопперов с радиальными авиационными двигателями. За основу первого тв.


Как продать мотоцикл?

В вопросах продажи мотоцикла не существует однозначного эффективного алгоритма действий. Результат затеи зависит не только от технического состояния б.

Наши преимущества

Круглосуточный режим работы

Выгодные тарифы

Наши цена — от 2200 руб. за одну перевозку.

Наши цены средние для рынка мотоэвакуаторов Москвы и области. Мы стремимся предоставлять сервис с оптимальным сочетанием цены, безопасности и качества перевозки.

Выезды на аварии

Аварийные ситуации с мототехникой – это не редкость на наших дорогах. Мы знаем, как организовать перевозку даже сильно пострадавшего мототранспорта.

Как в 1940 году в СССР скопировали немецкий мотоцикл БМВ

В РККА за время Великой Отечественной войны был сформирован 41 мотоциклетный полк, 6 таким подразделениям присвоили звание гвардейских. Однако импортной мотоциклетной техники на фронты ВОВ поставили все же гораздо больше, чем своей: в условиях эвакуации советских заводов в глубокий тыл ее производство оказалось весьма трудоемким.

Как у немцев украли БМВ

Решение о серийном выпуске армейских мотоциклов для Красной армии было принято еще в 1940 году. Для этого просто скопировали и адаптировали для местного производства самый ходовой мотоцикл Вермахта BMW R-71, подходивший по своим техническим характеристикам для условий Советского Союза. Несколько немецких «железных коней» доставили в СССР через Швецию, разобрали по винтику и в Центральном конструкторском бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ) создали чертежи отечественного мотоцикла М-72. Буква означала местоположение производства техники (Москва), цифра служила номером поколения, следующего за гитлеровским R-71. Советские специалисты исследовали химический состав деталей BMW R-71 для эквивалентной замены импортных комплектующих на отечественные. В производстве М-72 были задействованы десятки промышленных предприятий СССР – ЗИС выпускал двигатели, ГАЗ – карданные валы и колеса и т. д. Согласно Постановлению Совнаркома и ЦК ВКП(б) 456-189 сс от 4 марта 1941 года на 6 мотозаводах СССР (Московском, Ленинградском, Таганрогском, Харьковском, Ижевском и Серпуховском) в 1941 году планировали выпустить 50 тысяч армейских мотоциклов М-72, АМ-600, ИЖ-9, ИЖ-12 и Л-8 (из них 32 тысячи – М-72).

Почему не выполнили план

Однако только к июлю 1941 года Московский и Харьковский мотозаводы выпустили лишь 571 мотоцикл М-72, а стремительное наступление германских войск ускорило эвакуацию производственных площадей всех профильных предприятий по выпуску данной техники в тыл – в Тюмень, Ижевск, Горький и Ирбит. Большинство рабочих мотоциклетных заводов ушли на фронт, а занявшим их места женщинам и подросткам не хватало квалификации. На новых местах дислокации предприятий часто не доставало самого необходимого – электроэнергии, цехов, станков В нормальное русло мотопромышленность в данных условиях вошла только к 1944 году. По оценкам историков, за все время войны в СССР было отправлено в действующую армию около 17 тысяч единиц самой боеспособной мототехники – М-72.

Двухколесный заем за рубежом

Понимая, что отечественная промышленность не справляется с запросами действующей армии в мотоциклах, советское правительство уже в начале 1942 года принимает Постановление ГКО 1106 сс о закупке в США и Великобритании импортной мототехники с колясками. Предполагалось приобрести 20 тысяч единиц (до конца Великой Отечественной СССР было закуплено почти 30 тысяч западных мотоциклов). В основном, нам поставляли широко известный «Харлей Дэвидсон» (2/3 от общего количества за всю войну), а также американскую «Индиану», английские «Велосетт» и «Матчлесс». Все они были без колясок, хотя и с боле надежными узлами и механизмами, чем у М-72. Но все равно импортные образцы советские мотоциклисты недолюбливали – в полевых условиях, в отличие от М-72, их ремонтировать было трудно. Мотоциклы поставлялись по частям и собирались на отечественных мотозаводах. К ним приваривались коляски и добавлялись конструкционные устройства под различное оружие.

На что были способны мотоциклисты РККА

Мотоподразделеия в РККА в Великую Отечественную войну занимались не только и не столько разведкой или какими-либо другими оперативными задачами, напрямую не связанными с боестолкновениями. Мотоциклы официально относились к бронетехнике – трехколесные машины оборудовались под станковый пулемет, на руле мог крепиться ППШ, а на коляске – противотанковое ружье и даже мощный огнемет. Отдельные мотополки в боевых условиях подчас решали важнейшие боевые задачи. К примеру, 8 отдельный мотоциклетный полк на Юго-Западном фронте в битве за Сталинград в ноябре 1942 года, оторвавшись от основных наступающих сил, проник в глубокий тыл к немцам и больше недели громил гитлеровцев, уничтожив свыше 700 и взяв в плен более тысячи солдат и офицеров противника. Вместе с этим советские мотоциклисты сравняли с землей порядка десятка вражеских хранилищ продовольствия и боеприпасов, в общей сложности ими было уничтожено более 200 автомашин, танки, самолеты, самоходные и противотанковые орудия (свыше десятка единиц каждого вида техники). Вдобавок, мотоциклетный полк повредил железнодорожные пути и линию связи на ж/д перегоне, из концлагеря советскими мотоциклистами были освобождены свыше 800 наших военнопленных, из которых сформировали несколько партизанских отрядов. И все это при минимальных потерях – у наших мотоциклистов выбыли из строя 26 человек и 3 «железных коня». Командира 8 омп подполковника Петра Белика за данный рейд наградили Золотой Звездой, а полк получил звание гвардейского.

ПМЗ-А-750 — довоенный советский мотоцикл

Многие недооценивают возможности отечественных авто- и мотопроизводителей. Интересно, что ещё несколько десятилетий назад компании на нашей территории пользовались славой и популярностью во многих странах. Речь идёт о периоде, когда ещё фигурировало понятие Советского Союза. На нашей территории выпускали мотоциклы с не самой легкой судьбой – ПМЗ-А-750. Данная модель по получила прозвище «советский харлей». Рассмотрим, как она появилась на рынке, и почему её судьба оказалась настолько печальной.

bd2c5b7a2af3030c9a1f69eefd73f08e_w650.jpg

Группа под руководством Петра Можарова приступила к созданию данного мотоцикла

В 1930-х годах вышло постановление Высшего совета народного хозяйства. В нём указывалось, что в Советском Союзе начинается производство специальных мотоциклов. Многие удивятся, но данный вид транспорта разрабатывался специально для красной армии. Группа под руководством Петра Можарова приступила к созданию данного мотоцикла. Не все знают, но это та самая группа учёных, которая вывела на рынок легендарный ИЖ. Модель оказалась настолько удачной, что до сих пор находится в пользовании любителей советского автопрома.

Главная задача команды на тот момент – разработать тяжелый мотоцикл, который сможет с лёгкостью справляться с бездорожьем. К слову, у инженеров данная задача была выполнена на все 100%. Интересный факт состоит в том, что работать над мотоциклом начали ещё задолго до того момента, как был выпущен первый аппарат. В начале 20-го века компании из Америки Singer приобрела в Подольске землю. Именно здесь построили Подольский механический завод, но тогда не было цели выпускать на нём мотоциклы.

109eddce9a3823ce9286971762a8fcc2_w650.jpg

750 в названии указывает на округлённое значение объема двигателя

Сперва на предприятии делали швейные машинки в достаточно больших объемах. После революции на заводе приступили к выпуску мотоциклов. Что касается самого мотоцикла, его конструирование и разработка проводились в государственном научном центре, который назывался НАТИ. Именно поэтому сперва модель получила название НАТИ-А-750.

Многим интересно, о чем говорит А в середине наименования. Она указывает на то, что данная модель имеет в оснащении коляску. Это было сделано для того, чтобы транспорт можно было использовать на различных шоссе или грунтовой дороге. 750 в названии указывает на округлённое значение объема двигателя.

Интересно, что прототипом конструкции послужила ходовая часть мотоцикла компании BMW. При этом силовой агрегат использовали из образца американской компании Harley Davidson. Получился довольно революционный для своей эпохи мотоцикл. В конструкции применялись некоторые передовые опции, которые в то время использовались лишь в американских и европейских моделях. К большому сожалению, на начальном этапе продаж данный мотоцикл не получил широкого спроса. Причина заключалась в непродуманной конструкции системы зажигания. Транспорт плохо заводился. Интересно, что из-за этого дефекта мотоцикл прозвали "Попробуй Меня, Заведи" – оригинальная расшифровка аббревиатуры ПМЗ.

09aae220d94586893de7953eda180296_w650.jpg

К большому сожалению, на начальном этапе продаж данный мотоцикл не получил широкого спроса

Уже в 1939-м году мотоцикл сняли с производства. Причиной тому стала не только масса нареканий, но и смерть разработчика Петра Можарова.

a599a68a958f0c259f8f50a957b02aed_w650.jpg

В системе зажигания был представлен аккумулятор и генератор постоянного тока

Мотоцикл ПМЗ-А-750 запомнился и тем, что это был единственный советский мотоцикл, который выпустили до войны и оснастили замком зажигания и приборным щитком. В системе зажигания был представлен аккумулятор и генератор постоянного тока.

828c83f9bc0793b0c5fc62763f731e29_w650.jpg

Двигатель был сбалансирован неудачно и мог вибрировать, а передачи переключались с большим трудом

Одним из недостатков стало то, что на скорости 40-50 км/час появлялись вибрации в руле. Она была настолько сильной, что руль буквально вырывало из рук водителя. Подобная неприятность часто заканчивалась тем, что мотоцикл просто переворачивался. Двигатель был сбалансирован неудачно и мог вибрировать, а передачи переключались с большим трудом.

Когда в 1939 году мотоцикл сняли с вооружения Красной Армии и с производства, силы страны были направлены на полностью немецкий аналог, который получил название М-72.

4aefb1d13cf2ea64c6af8df0fcdcec5c_w650.jpg

Очень часто транспорт применяли для перевозки почты

Мотоцикл ПМЗ-А-750 использовали не только в армии, но и на гражданской службе. Очень часто транспорт применяли для перевозки почты. Один раз мотоцикл даже сняли в кино. В фильме 1939 года "Трактористы" Марина Ладынина управляла довоенным мотоциклом.

bb90c4a6329308712121bb0c1ed61139_w650.jpg

Марина Ладынина

Итог. ПМЗ-А-750 – революционный для своего времени мотоцикл, который имел передовые опции в конструкции. Из-за определённых недостатков модель не получила должного спроса и быстро покинула производство.

Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами). К тому же тяжелый немецкий мотоцикл мог буксировать даже легкие артиллерийские орудия или везти прицеп с боеприпасами. Одним словом, мотоцикл у немцев был довольно серьезной боевой единицей.

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов "Днепр" и "Урал" в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском заводе "Серп и молот". Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.

Харьковский регион выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам на ХТЗ, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но харьковский "Серп и молот" успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище "Валуй".
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными.

Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом "Урал".

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Байки из склепа: самые крутые мотоциклы Советского Союза

Для большинства советских граждан мотоцикл был едва ли не единственным глотком свободы. Двухколёсную технику безжалостно эксплуатировали в любое время года и в самых разных дорожных условиях. В основном наши мотоциклы были глубоко переработанными байками иностранного производства, но встречались в продаже и импортные варианты. Представляем десять самых крутых байков Союза.

Иж-49

Иж-49 полюбился советским гражданам за свою неприхотливость и простоту. И, разумеется, немецкие технологии. Как водится, в страну он попал после войны вместе с оригинальным оборудованием: станки были вывезены с мотоциклетного завода Dampf Kraft Wagen (DKW). Производство в СССР наладили в 1951 году. Всего с конвейера за семь лет производства сошло 507 603 экземпляра. Байк оснащался 346-кубовым двухтактным движком с воздушным охлаждением, развивавшим 11,5 л. с. Из любопытных особенностей — четырёхступенчатая трансмиссия, гидравлические амортизаторы сзади и передняя телескопическая вилка. Максимальная скорость достигала 90 км/ч, а расход топлива составлял 4,5 литра на 100 км пути. При желании байк можно было дополнить боковой коляской.

Ява 360

Явы исправно поставлялись в Союз из братской Чехословакии в огромных количествах — всего было завезено свыше миллиона экземпляров разных моделей. Одной из самых красивых и желанных для многих советских мотоциклистов была Ява 360, именуемая в народе «Старушкой». Особенно стильно смотрятся версии со стеклопластиковой коляской в вишнёвом цвете. Этот байк оснащался в том числе 2-цилиндровым двигателем с раздельной системой смазки. Рама была дуплексной закрытого типа. Мотоциклы нередко снимались в фильмах благодаря невероятно интересному дизайну. К примеру, Jawa 360 стала одним из героев в «Бриллиантовой руке».

«Сова»

«Сова» стала своего рода прощальным байком Завода имени Дегтярёва и производилась до начала 2000-х. Мотоцикл представлял собой глубокую модернизацию советского «Восхода» и должен был конкурировать с зарубежными аналогами, хлынувшими в Россию после распада Союза. «Сова» сохранила лучшие черты своего прародителя и при этом имела довольно современный дизайн, а также получила всевозможное дополнительное оборудование в виде аксессуаров. В техническом плане мотоцикл был интересен новой подвеской, созданной с нуля. В качестве двигателей применялись одноцилиндровые агрегаты от «Восход-3М-01» и новые одноцилиндровые движки объёмом 196,9 см³ мощностью 14 и 15 л. с. соответственно. Электросистема мотоцикла рассчитана на 12 вольт.

Минск М1А «Москва»

Минск М1А «Москва» стал первенцем белорусского производителя. В основу отечественного байка легли чертежи немецкого «DKW RT 125». Чрезвычайно лёгкий мотоцикл (80 кг) в народе получил кличку «макака» за необычную посадку. Любопытными конструктивными особенностями стали неподрессоренная задняя подвеска и передняя пружинная. 125-кубовый двигатель мощностью 4,25 л. с. в тандеме с 3-ступенчатой коробкой передач позволял этому транспортному средству разгоняться до 70 км/ч. К огромному сожалению, выпуск красивой машины длился всего лишь пять лет. Но и сейчас встречается множество живых аппаратов.

Восход

Главным преимуществом ковровских мотоциклов была их неприхотливость. Эту технику всегда можно было починить буквально на коленке. За основу первой модели лёгкого одноцилиндрового мотоцикла был взят немецкий RT 125 фирмы DKW. Разумеется, это не афишировалось — модель «К-125», появившаяся в 1946 году, считалась отечественной разработкой. В 1957 году появилась новая модель со 175-кубовым двигателем. Это дало начало целому семейству — «Восход», «Восход-2», «Восход — 2М», М3-01. Последняя модель получила движок мощностью 15 л. с. Эти лёгкие байки разгонялись до более чем 90 км/ч и отлично сохранились до наших дней.

Днепр 11

Урал М-62

А вот ещё один легендарный отечественный мотоцикл — Урал М-62, более известный как милицейский байк. Модель выпускалась Ирбитским мотозаводом в период с 1961 по 1965 годы. М-62 оснащался 4-тактным оппозитным мотором мощностью 28 л. с. и в милицейском исполнении нередко лишался люльки, из-за чего выглядел очень крутым (простым смертным водить его без коляски запрещалось). Мотоцикл разгонялся до 95 км/ч и обладал массой 325 кг. Коробка передач была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ).

Иж Планета Спорт

Самый спортивный советский байк появился в продаже в 1973 году и пользовался заслуженным успехом не только в Союзе, но и в европейских странах — Финляндии, Великобритании, Нидерландах. Ижевский мотоцикл получил полностью оригинальную конструкцию: раздельная система смазки, подвеска двигателя на подушках, двухтактный мотор мощностью 32 л. с., разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд. Для тех времён это был фантастически крутой мотоцикл. К сожалению, с годами он становился лишь хуже и постепенно упрощался: вместо японского карбюратора Микуни стали ставить К-62М, что понизило мощность на 4 л. с., японское электрооборудование и оптика фирмы «Hella» уступили место отечественной продукции, а головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное. Как бы то ни было, качество изготовления было заметно выше, чем у любого другого отечественного байка: 50–60 тысяч километров он выхаживал без заметного износа основных узлов.

Иж Юпитер

Впрочем, ижевский мотозавод делал неплохие мотоциклы и раньше. В 1961–1966 годах в Союзе выпускался Юпитер, ставший родоначальником целой серии очень популярных байков. Конструктивно он был во многом похож на более ранний ИЖ-56, однако снабжался двухцилиндровым двухтактным мотором с воздушным охлаждением. При массе в 160 кг мотоцикл мог разгоняться до 110 км/ч благодаря мощности в 18 л. с. и четырёхступенчатой коробке передач. Позднее в продажу поступили многочисленные модификации. Последний «Иж Юпитер-5» сошёл с конвейера в 2008 году.

Иж Планета

Одновременно с Юпитером (1961–1968 года) на том же заводе выпускался ещё один легендарный байк — Планета, также ставший родоначальником обширного семейства и продержавшийся на конвейере в поздних модификациях до 2008 года. Планета снабжалась одноцилиндровым двухтактным мотором мощностью 13 л. с. и могла разгоняться до 100 км/ч.

dymontiger

80-е были замечательным временем, не потому, что тогда был СССР, а потому, что нам тогда было по 16 лет. Первый секс, первая водка, первый заработанный рубль и.. первый мотоцикл. Давайте вспомним – запах чьих выхлопных газов сводил нас с сума, а наших подруг делал такими сговорчивыми, а вот родителей и гаишников наоборот.

«Вятка ВП-150». Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия «лучшего мотороллера всех времен и народов» итальянской Vespa GS150.

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красный Октябрь» выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

«Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!» – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его «голос» – не меньшая легенда, чем в США – рокот «харлеев»),

Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

«Иж Планета Спорт». Первый серийный «спортсмен»

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то «Иж Планета Спорт» создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из «Ижей» можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика «Иж Планета Спорт» не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

«Ява 360». Самый киногеничный

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

«Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х»

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия».

Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

«Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали «Днепр 11».

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных «тяжеловесов» и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти «основу» для доработки достаточно легко.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

Читайте также: