Стоит ли покупать заз 968м

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Минусы советского малолитражного автомобиля ЗАЗ-968М, который Запорожец, и пару огромных плюсов

Советский малолитражный автомобиль ЗАЗ-968М, более известный в народе, как Запорожец, только в 1990-х годах превратился в героя анекдотов. Ну а так, в Советском Союзе, где автомобилей на всех желающих не хватало, даже Запорожец был мечтой для многих.

Сегодня я расскажу вам про несколько минусов Запорожца, а потом, когда вы ужаснётесь, уравновешу эти минусы огромными плюсами. Начнём, пожалуй, с печки Запорожца. Печка у ЗАЗ-968М, да и у всех прочих Запорожцев, была уникальная – работала она не за счёт системы охлаждения и тосола, а по своей оригинальной системе. Конечно, никто бы не стал заморачиваться с необычной печкой на ЗАЗ, если бы там была нормальная система охлаждения, но так как двигатель ЗАЗ был воздушного охлаждения, тосола в системе быть просто не могло.

Ну а печку в наших условиях делать было необходимо, так что она стала бензиновой. Бензин по тонкой трубочке, которая является топливной магистралью, поступает в теплообменник, там сгорает, ну и за счёт этого тепло и выделяется, которое потом обогревает многострадальный Запорожец.

Но проблема в том, что топливная магистраль к печке была очень тоненькая, и периодически засорялась. В общем, у нерадивых владельцев, или тех, кто не ковырялся со своим Зэпаром через день, печка работала слабенько, и даже осенью в салоне Запорожца было прохладно, а зимой конкретный такой дубак стоял.

Справедливости ради, я бы хотел отметить, что у тех, кто за печкой следил и чистил её периодически, печка жарила, как раскалённая сковородка, даже подошвы на ботинках плавились, и это не преувеличение ради красного словца, а самая настоящая реальность. Но так как в СССР многие автомобили в зимнее время не эксплуатировали, то часто на печку банально забивали, ну, греет она слабо, и Бог с ней!

Однажды я видел, как мужики установили в свой ЗАЗ-968М печку буржуйку – они использовали Запорожец в качестве палатки для зимней рыбалки, в днище вырезали отверстие, и ловили рыбу со льда прямо из салона Запорожца. Местные говорят, что ближе к весне они пошли на дно вместе со своим дредноутом, к счастью, успели спастись, даже водитель-капитан, который, по славной морской традиции, последним покинул гибнущее судно.

Следующий косяк Запорожца в любой регенерации – это двигатель. Сейчас бывает, как прочтёшь о ненадёжных современных двигателях на некоторых иномарках, и прямо смех разбирает. Да по сравнению с двигателями Запорожца, они просто образец надёжности! Да что там говорить, даже двигатели ВАЗ классики на фоне двигателей Запорожцев выглядели чем-то из новой эры.

Двигатель любого Запорожца нужно было перед каждой поездкой внимательно проверять. Если этого не делать, и не чистить двигатель от масла, грязи и прочего тополиного пуха, то он обязательно мстил своему хозяину чёрной неблагодарностью. Например, чаще всего двигатель начинал потеть маслом через все прокладки, потом масло начинало сочиться каплями, в итоге всё это дело стекало по двигателю, к двигателю липла всякая грязь, потом перегревы в пробках летом и прочие радости.

Ну и самое страшное, что могло произойти с двигателем ЗАЗ – это распыление бензина на горячий двигатель, которое заканчивалось весёлым пламенем. Сам лично видел, как это происходит, хоть не на Запорожце, а на самодельном тракторе с двигателем от ЗАЗ. Хорошо, что там двигатель спереди стоял и был на виду, успели сразу заметить и потушить.

Ну и плюсы ЗАЗ-968М, как я и обещал. Самый главный плюс Запорожца – это его невероятная проходимость. Добиться такой проходимости удалось благодаря плоскому днищу, независимой подвеске всех колёс, двигателю, который загружал ведущую заднюю ось. Ну и в конце-концов, 4 или 5 мужиков, которые ехали в Запорожце, могли тупо выдернуть автомобиль из грязи и вынести его на дорогу.

Второй плюс Запорожца – невероятная для такого маленького автомобиля вместимость. А если ещё багажник на крыше, то ЗАЗ-968М вообще мог увести половину деревни. Не знаю, как на счёт 25 человек в Запорожце, но мы загружались туда вшестером, и у каждого было по два огромных баула, плюс ещё багажник спереди и багажник на крыше были забиты.

В общем, ЗАЗ-968М в СССР любили, что бы сейчас не говорили. Любая машина в Советском Союзе уважалась, а с её владельцем старались дружить, мало ли, кому чего привезти понадобится!

ЗАЗ 968

ЗАЗ 968

Надо сказать, дизайн «ушастого» вообще довольно удачный. Машина, которая выпускалась с середины шестидесятых, и сегодня способна радовать глаз. Хотя чаще повышать настроение. Качество как для «совка» на высоте. Дермантин салона выглядел, носился и ощущался лучше, чем «кожа» на многих бюджетных иномарках нашего времени; кузов ЗАЗ 968 (за исключением ржи) был в прекрасном состоянии, не скрипел, спокойно терпел нагрузку больше веса машины (до тонны точно доходило), вот только ремней безопасности не было. Вместо них в дверях стояли заглушки из пластмассы, напоминавшей пробки от Советского шампанского.

Проходимость (это слово применительно к «Жорику» - только с большой буквы)- наверное, самая высокая среди массовых советских моноприводников. Знакомый при нас на своем 966 еще и переплывал промоину: плоское днище и «самопальная» защита генератора позволяют «ушастым» неплохо глиссировать. Проблемы перегрева движка ЗАЗ 968 не было ни разу. Во-первых, уши «нагнетают» на скорости воздух в моторный отсек, а во-вторых, на панели задка, между фонарями и номерным знаком стоят малозаметные решеточки. С отводом тепла они справляются замечательно.

Что доставляло проблемы в ЗАЗ 968 — так это электрика. Поскольку аккумулятор у Запорожцев в багажнике (то есть спереди), а генератор и большая часть «электробарахла» – под капотом (то бишь, сзади), то под резиновым поликом салона тянется жгут заизолированных проводов. То ли от перепада температур, то ли от возраста, но пару раз он горел. Про акустический комфорт писать не буду — смешно: даже с дополнительной шумоизоляцией магнитофон едва перекрикивал двигатель на высоких оборотах. Зато на пикнике или в городе громкости хватало). Управляемость — это песня. Но сезонная. То есть летом – веселая, а зимой – опасная. Передок легкий, руль можно вращать одной рукой и без видимых усилий, но момент потери надежного сцепления с дорогой «нащупать» нереально.

Достоинства : цена.

Недостатки : электрика. Шумно.

ЗАЗ 968М, 1987 г

Итак, в июне 1987 года наша семья (папа, мама, я, сестренка и братишка) стала обладателем собственного авто — отцу посчастливилось приобрести ЗАЗ-968М красивого зеленого цвета, который мы ласково назвали «Жужик». Вскоре после покупки отец получил права и мы стали осваивать просторы Чувашии. Начиная с конца апреля и до середины осени ЗАЗ 968М в течение 10 лет (до 1997 года) исправно возил нас на дачу, в пионерские лагеря, в гости к прабабушке и прадедушке в г.Алатырь (200 км от Чебоксар в одну сторону) и по другим маршрутам (за это время машина проехала около 50 тыс. км). В зимнее время машина не эксплуатировалась.

Вместительность (как-то ехали с дачи вдесятером — 6 взрослых и 4 детей). Проходимость (весной и осенью с легкостью проезжали по размытому водой полю на дачу там, где Жигули не рисковали соваться). Разгон до 60 км/ч — быстрее Жигулей, на уровне с «Самарами». Очень маленький багажник в передней части авто (чтобы поместить весь перевозимый скарб почти постоянно у нас было снято переднее пассажирское сиденье, что, кстати, заметно облегчало процесс посадки- высадки). Иногда загрязнявшийся карбюратор (машина начинала дергаться — надо было остановиться и продуть насосом). «Тарахтение» двигателя. Машина потребляла 76- й бензин, расход составлял от 6 л (трасса) до 8 л (город). За время эксплуатации ЗАЗ 968 менялись амортизаторы, карбюратор неоднократно промывался и разбирался, наваривалась резина. По трассе машина разгонялась до 120 км/ч (в порядке эксперимента), крейсерская скорость — 80-90 км/ч.

Достоинства : вместительность. Проходимость. Разгон до 60 км/ч.

Недостатки : иногда загрязнявшийся карбюратор. «Тарахтение» двигателя.

ЗАЗ 968М, 1992 г

Достался мне Запорожец этот от деда, 1992 года выпуска машина была, одна из последних. Белый цвет, комплектация - люкс-экспорт. Для людей, избалованных современным разнообразием поясню: люксовая комплектация ЗАЗа-968М означала наличие руля от Таврии, радиоприемника с одним динамиком и пепельниц в задних боковых панелях. Вот и все. Ездить учился именно на этой машине, кстати, Запорожец не так прост, как кажется. Почти 3 метра троса газа делают машину на редкость странной в управлении. Слабо надавишь - заглохнешь, сильно- реветь начнет. Умение работать газом и тормозом - нужно почти виртуозное. Кстати, на следующей машине (Шкода Фелиция) по-первой очень сильно газовал, пока не привык к европейской мягкости).

А каков ремонт! Очень удобно везде подлезть, все доступно. Тюнинг запорожских термостатов при помощи сварочных электродов - это нечто. Переделка системы зажигания отопителя при помощи катушки и свечи двигателя. А уж смена уплотнителей маслосливной трубки - вообще каждодневно. Но при этом - ЗАЗ 968М обладает совершенно невероятной проходимостью, очень удобен, в отличие от «Классики» и Таврии. Груза много мог тянуть. Каждый раз, как его вспоминаю – какое-то теплое чувство появляется. Как родной был. Но Запорожец научил меня ездить, научил искусству ремонта. И за это я ему благодарен.

Достоинства : отличная ходовая, настроена педаль газа. Отменная проходимость. Удобство в посадке водителя и пассажира. Отличный доступ к узлам и агрегатам.

Недостатки : низко опущена, низко профильная резина. Отвратительная печка. Низкое качество изготовления. Очень непрочный кузов. Капризность к маслу.

ЗАЗ 968М, 1994 г

Достоинства : малая цена. Летает. Хороший звук двигателя. Не жалко влететь в столб.

Недостатки : не обнаружил.

ЗАЗ 968М, 1982 г

Приобрёл ЗАЗ 968М кораллового цвета с пробегом 10800 км. Машина была в состоянии на пять с минусом, со всеми документами, снятая с учёта. Купил для того, чтобы научиться водить, но влюбился. И совсем не жалко, что за неё выложил 13500 руб. Машина мне очень понравилась: маленькая, шустрая, яркая - не такая, как у всех. Но, со своим характером. Пришло время ставить её на учёт - поставил. Дали хорошенькие номера. Вскоре доработал систему питания, а именно - поставил карбюратор Solex и расточил впускной коллектор. Моторчик ЗАЗ 968М стал гораздо лучше заводиться, уменьшился расход бензина, a на двух дросселях можно потягаться с ВАЗами. Установил скоростной рекорд 145 км/ч (дело кончилось прогаром поршня). Потом пошёл долгий процесс «капиталки», обкатки, банального теплового клина (бракованный комплект ЦПГ на южном порту попался), и опять ремонт. За 1 год 8 раз перебирал. Да, двигатель «капиталить» - работа не для лежачего, но терпенье и труд всё перетрут. Потом я изготовил прямоточную систему выхлопа. Результат превзошёл все ожидания. Звук выхлопа ЗАЗ 968М стал очень напоминать Subaru. Когда тормозят гаишники - то частенько просят открыть капот, так как звук-то не запорожский (самим, наверное, интересно). Смотрят, спрашивают, сверяют номера и отпускают. С парковкой никаких проблем нет, налог не начисляется, и, конечно же, внимание на дороге хоть отбавляй.

Достоинства : звук мотора. Много места для ног (Жигули отдыхают). Простота в обслуживании. Оригинальный внешний вид. Полностью независимая подвеска. Низкая цена запчастей.

Недостатки : капризный мотор. Частое ТО подвески и рулевой. Печка. Малый моторесурс.

ЗАЗ 968М, 1990 г

Хочу рассказать о своем ЗАЗ 968М. Купил я его еще в конце 2003 года, на даче у одного дедушки. Машинка была не на ходу (требовалось прокачать тормоза и сцепление). Завелся он с пол-оборота, хоть и долго стоял до этого. Сделав тормоза и сцепление, решил проверить его в действии. На газ отзывается хорошо, набирает скорость быстро, ну а вседорожные качества вообще как у джипа. Ни разу не застревал на нем, ездил в любую погоду. Но с годами появлялись проблемы: стал цвести кузов, да и большой пробег сказывался на работе двигателя. В общем, могу сказать, что для дачи такая машина - самое то. Отремонтировать можно самому, если конечно ничего серьезного. За время эксплуатации поменял: масло в коробке, масло в двигателе, обшивка левой двери (порвалась), несколько лампочек и карбюратор. Да, кстати, на данный момент пробег ЗАЗ 968М составляет 89 тыс. км.

Стоит ли покупать заз 968м

Машина для дачника. Дешево и сердито. Для езды по городу не годится из-за плохой динамики и перегрева двигателя в пробках. Надежность. примерно как у жигуля, но стоимость з/ч ниже (правда найти их - целая морока, а тем более качественные). Из минусов - не возможность приобрести в собственность и вообще много проблем с документами (ибо стоимость оформление в 2-а раза дороже машины). Багажник практически отсутствует, Но выкинув переднее сиденье (дело 10 минут с перекурами) можно много чего туда впихнуть. Очень шумная. Едет только прямо (угол поворота меньше чем у жигуля) в хорошую погоду (обзорность и так плохая, а маленькие дворники и отсутствие нормальной климатической установки превращают езду в приключение в непогоду), и с постоянной скоростью (тормоза ужастны, а двигатель склонен к перегреву).

необходимо ремонт машин. Требуется рем. комплект. Кто продает-отзавитес.

. ПОМОГИТЕ БЕДНОМУ СТУДЕНТУ.

Люди помогите бедному студенту который мечтает всю жизнь о автомобиле, но к большому сожелению неимеет возможности купить его себе :( Может кто-то имеет какую то машинку каторая ему ненужна и досталась от дедушки или папы. Стоит, почти приросла к земле , может занимает гараж старенький Жигуленок. Я прошу помогите осуществить МЕЧТУ . Если просто так не подымается рука отдать машинку я постораюсь найти материальную компенсацию за Ваш подарок.

Я ПРОШУ ПОМОГИТЕ ОСУЩЕСТВИТЬ МЕЧТУ

8 097 46 969 46 Виктор

Народ что не говорите а Запик неплохой апарат (как на свои деньги). У меня остался от отца. Машине сейчас 15 лет, пройшла 150 000 км. Пока без капремонта. Единственное что сделал поменял поршня и цилиндры. Без расточки коленвала и распредвала эти вещи капремоном не считаю. Конешно мелких поломок было. В последнее время езжу мало. Люди правду говорят - "Нет плохих машин, есть плохие хозяева". Почему все гонят на ЗАЗ, потому что при покупке такого авто люди сразу настроены отрицательно и не намерены его береч, из-за того что авто не престижное. Самое главное что за все время езды на машине (

7 лет) ни разу меня не обогнал ни один запик. На трассе 90 км крейсерская скорость. Кто неверит, ну и не надо, доказывать ничего никому не собираюсь. Мне уже пару раз говорили что машина скорее всего шла на експорт :) и таких запорожцев скорее всего нет. Машина при всем этом лет 5-6 работала ежедневно и возила грузы около 300 кг. Не было ни одного человека, который проехал бы в машине и не сказал что машина действительно не плохая, и удивлялись почему на них все гонят. Машина полностю оригинал ничего левого. Кузов подваривался один раз и то две латочки 50Х50 мм. Вот такие они запорожцы.

Купил 2,5 года назад, почти без пробега, но ударенный мордой и без движка. Точнее, движок прилагался разобранным. С завода шЈл с 966 двигом - это 900 кубов объЈма и 30 маленьких пони. Морду поправил, двиг собрал, проездил полгода. Потом заменил двиг на 968, 1.2л. Разница огромная. В этом году расточил до 1.3 с поршнями от 2106, поджал головки под 92 бензин - это вообще зверь. На резком трогании шлифует на 1-й и 2-й.

Теперь по мелочам. Заменил практически всю электрику на более современную, по большей части ВАЗовскую. Родная тупа до безобразия. В ходовой поменял вкладыши в наконечниках тяг, протянул шаровые, отрегулировал рулевой редуктор. Заменил резину на более современную - на родной модно было лекго с асфальта соскользнуть. В остальном ходовая просто от-лич-на-я! КПП также никогда на мозги не капала. Больше всего проблем доставляет двиг, это самое тупое, что когда-либо делали инженеры.

В целом - машина, конечно, ужасная, но довольно практичная. ВезЈт до 350кг груза, в варианте 1.3 практически никогда не заставляет переходить с 4 на 3-ю передачу, на трассе лекго держит 100кмч, бешеная проходимость, несмотря на отсутствие полного привода - заслуга огромного клиренса и короткой базы.

И ещЈ. Двиг, несмотря на все косяки, практически при любой поломке в состоянии до гаража дотянуть.

Два года ебал мне мозги этот Жопарожец. Проехал 18 тыс. км. Ломался постоянно. Перечисляю поломки по памяти: дважды сгорал стартер, полетели все синхронизаторы в коробке, дважды менял диск сцепления, родной карбюратор полный отстой-был заменЈн жиговским, печка вообще не грела, а двигатель напротив летом всегда перегревался, тормоза это вообще отдельная статья- здесь заменено практически всЈ, только колодки родные, прокачать эти ебучие тормоза- огромная проблема. Заебал он меня сука- продал за 12000р. Добавил штук 10 и купил Москвич 2141 1995 года. Вот это- машина. Места вдвое больше, печка тЈплая, почти не ломается(только кузов начинает подгнивать).

В общем машиной нормальная- возит честно. Но эти тормоза. Как же они меня зае. Запчасти на них вдвое дороже чем на Жигули а качество никуда не годится. На автосервисах чинить не берутся.

Машина досталась по наследству.Пробег 23 тысячи км. Мотор 30 л.с. явно слабоват, с двумя пассажирами больше 90 км в час на ней выжать я не смог. Идеальная машина для поездок на дачу.

За год наездил 2,5 тысячи км, к удивлению учитывая ее возраст, нигде ничего не течет и до сих пор не обнаружил следов коррозии. Имею еще один автомобиль ИЖ-2126 с движком 1.7.

Но "запор" продавать не собираюсь. Очень приятно погонять на нем в деревне. Езжу на нем на охоту, рыбалку. Его не страшно оставить без присмотра. Надо отдать должное качеству сборки завода ЗАЗ в 1983 г. В дальнейшем перекрашу и превращу в раритет.

купил мой отчим ушастика-стрелу, синего цвета у какогото деда, в 1980году, машина зверь жигулевский карбюратор на 93 бензине , рвал по трассе москвичи и волги, порше одним словом, пер 130, со старым движком ,брыхуны те кто говорят что ресурс у запора 140 тыс, мы на одном движке 300 тыс.прошли, правда по трассе греется после 120км пробега надо остывать,отчим к ремонту относился халатно, почти не ремонтировал, проходимость хороша, в 90 году згнили пороги и дно начали варить , сгорел салон и выбросили на свалку. гасали на нем и в одессу и 2 раза в неделю в первомайск и в николаевую область зверюка

ПОСЛЕ УСТАНОВКИ САЛОНА БМВ СПОРТ РУЛЯ И ТЮНИНГА ОНА ПОХОРОШЕЛА,ПОСЛЕ ДОРАБОТКИ ДВИЖКИ И ЗАЛИВКИ 92-ГО СТАЛА СУПЕР !НЕ ПРОДАМ НИ ЗА КАКОЕ ЛАВЕ СВОЮ ЛЮБИМУЮ ИГРУШКУ. У ЭТОЙ ТАЧКИ ТАКИЕ ВОЗЬОЖНОСТИ. ГЛАВНОЕ ЛЮБОВЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УДАЧИ.

Внезапно родился ребенок и срочно понадобилось транспортное средство. Мое нытье было адекватно воспринято и почти сразу получил в подарок ЗАЗ-968М 1993 г.

Сказка. То, что ЗАЗ так себе автомобиль, я догадывался. Но, с другой стороны, ведь есть же двигатель и 4 колеса, два из которых он должен вращать. Соответственно автомобиль должен двигаться. Такая вот нехитрая логика, подсказанная моим автомобильным опытом. Практика же оказалась несколько отличной от теории. Я был весьма заинтригован. Итак книгу по эксплуатации в руки и вперед! (Прошу прощения за некорректное использование автотерминов - приходилось много ездить на хороших пусть и чужих автомобилях, и совсем не доводилось чего-то там с ними делать).

Проблема 1. Автомобиль передвигался с макс. скоростью 60 км/час, потребляя при этом в среднем 13-14 л пусть и 76 но все же бензина! Сразу разобрал карбюратор. Вот это класс. Все примитивно просто, доступно и понятно, как на учебном стенде. Поменял все жиклеры (чЈ их там продувать), поставил хорошие свечи. Заменил наконечники на свечах (или как они там называются, - то чем заканчивается провод высокого напряжения идущий от распределителя). Протянул гофрошланг от воздухозаборника (в верхней части капота) до воздушного фильтра - для снабжения двигателя максимально чистым и свежим воздухом. Слышал, так делают, и решение показалось логичным. (После этих деяний карбюратор разбираю <на время> с закрытыми глазами). Врезал в шланг идущий от бензобака до карб. фильтр тонкой очистки топлива.

Проблема 2. Отрицательный развал переднего правого колеса (колесо вывалено наружу). Решить путем регулировки не удалось. Все заржавело, закоксовалось. Пришлось потратить день на разборку всего что можно разобрать под колесом - шаровая ступица и иже с ними. Накупил каких-то ремкомплектов, помел все что не понравилось, сложил назад и, о чудо, колесо стало ровно, аки телеграфный столб. Сделал, по инструкции развал, схождение. Все с этим.

Проблема 3. Почти полное отсутствие наличия тормозов. Причем если передние еще как то тормозят, то задние савсэм никак. Снял (это ужас, врагу не пожелаю), разобрал задние торм цилиндры. А! Что с ними возиться, Поменял оба (по 18 грн/шт, ремкомплект - по 5 грн).

Проблема 4. Не показывает температуру двигателя (в смысле масла, поскольку возд охлаждение). Еще полдня. Прозвонил провод - от щитка до датчика на двигателе. Нефига непонятно. Разобрал щиток приборов. Перестало показывать ваще все. Я в истерике. Поерзал предохранитель (3 и 4) - заработало. Закоротил на массу показчик температуры - стрелка задергалась. Ага. Все равно непонятно. Мабуть кина нэ будэ. Сделаю потом еще один заход. Сложил все назад, почистил все контакты, прогрел двигатель - работает. Шайтан.

Прошло еще несколько дней в разного рода регулировках подтяжках. Было высказано вслух много нецензурщины (мата), было отчаяние и успех, радость и слезы, любовь и ненависть. Несколько дней и сот километров понадобилось на прочуствование автомобиля и адаптацию.

Итак. Залил на ТНК полный бак пополам 80 и 92 бензина и вперед.

1. Посадка водителя в авто довольно удобная для авто такого размера. Это правда. Сам был весьма удивлен.

2. Привыкнув и почувствовав автомобиль, я спокойно гоняю по городу, не вываливаясь из общего потока. Даже наоборот. Небольшие размеры дают возможность втыкаться в недоступные другим дыры, а чувство дешевизны запчастей придает уверенности при переезде абсолютно разбитых участков дороги. 40 лош сил дают возможность нормально ускорить авто с водителем и 1 пассажиром.

3. Не могу понять, чего это все жужики, которых я видел ранее жались в правом крайнем ряду и сунулись аки черепахи, давая обгонять себя велосепедистам, бульдозерам и тракторам. Абсолютно нормально можно ездить по городу со скоростью 70-90 км/час не ощущая при этом никакого дискомфорта ни у себя ни у двигателя. Больше конечно не погонишь, врать не буду. Нет запаса мощности, сильно повышается расход топлива, не очень приемистый двигатель. За городом, правда идет 100-110 км/час без особого напряга, но бывалые грят, что не стоит, так я и стараюсь держаться в коридоре 80-95. Расхо правда не удается сбить меньше 10л. Но еще не вечер.

1. Если вы планируете купить жужик что-бы поучиться поездить и пересесть на более приличный автомобиль, то сразу прогоните эту мысль. Учиться нужно только на хороших автомобилях. ЗАЗ не даст вам возможность, если вы только учитесь, ни почувствовать дорогу, ни понять других участников движения, ни дать понять себя. Увас навсегда отпадет охота ездить за рулем.

2. Однако, если вы уже профи, то:Эта машинка доставит массу экстремального удовольствия.

3. Замечательный конструктор для взрослых. Покупайте, и единственным вашим хобби станет разборка-сборка-ремонт жужика. Запчасти почти ничего не стоят.

4. И все-таки она (в смысле он) крутится (в смысле едет). И помогает решать семейные проблемы, для чего он и был собственно взят. И отныне, и в будущем, пересев на более приличный автомобиль, я буду с уважением относиться к жужикам на дороге.

Отзыв владельца ЗАЗ 968 (ZAZ 968) 1975 г.


Зачем люди покупают такие машины? Да очень просто: эти машины дарят ни с чем не сравнимое чувство! Я затрудняюсь его описать. Это как привет из прошлого. Садясь в машину ты ощущаешь то время. Сразу становится неважным за сколько секунд она набирает 100, и набирает ли вообще (набирает! ), есть ли здесь подушки, кондиционер, магнитола в конце концов. Ты перестаешь сравнивать свою машину с соседской и думать, где ты продешевил, а в чем выиграл при покупке, и надо было ли доплачивать за другую комплектацию. Ты становишь тем дедушкой, который сидит за рулем своей копейки, или что там у него есть, тихо, не спеша, не обращая внимания на мерин, который сигналит ксеноном сзади, трогается со светофора. И тебе так класть на окружающих.


Второе что дарит эта машина - она пробуждает, таящийся в каждом мужчине, инстинкт "ковыряния в технике". Вспомните хотя бы мультик "Простоквашино", в котором дядя Федор и его отец посреди квартиры пытаются завести горбатый запорожец.

Третье, что дарит это авто, это восхищение окружающих. Невольно улыбаешься, когда стоя на светофоре, мужики, переходящие дорогу, начинают улыбаться и показывать тебе "класс". Был случай, когда на стоянке рядом остановилась черная бэха, вся в обвесе, в общем все как надо, оттуда вылезают 4 "братка", и с нескрываемым восторгом просят посидеть в ЗАЗе, просят погазовать, фоткаются. Короче знаки внимания окружающих вам обеспечены.


Динамика. Когда вы один в салоне, динамика вполне ничего. Можно даже потягаться на светофоре с копейками-четверками. Включаешь первую, и жмешь до тех пор, пока рев мотора станет совсем невыносимым. Тахометра нет, и ориентироваться приходится только по звуку. Благо конструкторы все предусмотрели, и пилот, да и все окружающие в радиусе 500 метров, получают от двигателя максимум информации. То ли об неслабого ускорения, то ли от невыносимого рева мотора, но копейки-четверки разгон до 40 проигрывают.


Вообще, ЗАЗ на дороге уважают. Если получается догнать впереди идущий авто, то он непременно или уступит полосу, или предпочтет втопить - в любом случае дорога перед вами всегда будет свободной.

Управление в ЗАЗе сделано на спортивный лад. Автомобиль чувствует малейший поворот баранки, и молниеносно меняет траекторию. От этого ездить на скоростях больше 60 становится реально страшно.


Комфорт. Комфорт вы ощутите тогда, когда садите в любой другой авто. ЗАЗ обладает удивительной способностью преображать любой другой авто в ваших глазах. После ЗАЗа даже пятерка вам покажется эволюционным скачком. Вы просто сядете в нее, захлопните дверь и О БОЖЕ! как здесь тихо! как мягки и удобны сиденья, а коробка! как приятно переключать передачи! непередаваемые ощущения). Если вы привыкли к своему авто, покатайтесь на запорожце - вы полюбите свой авто снова, как в первый раз.

Багажник у ЗАЗа, как известно, спереди. Он небольшой и не имеет ровной поверхности. Положить туда что-либо квадратное не представляется возможным. Конструкторы, видимо, предугадали преимущественно дачное использование машины, и соответственно сделали такой багажник. Картошку возить одно удовольствие. Если пренебречь мешками, и сыпать ее прям так, то влезает мешка 3-4.

Пять вещей, за которые любят и ненавидят ЗАЗ-968


Просто загуглите название этого автомобиля, добавив слово «отзывы», и вы наткнетесь не на сухие данные о заменённых запчастях, как в прочих случаях, а на эпичные рассказы, наполненные запахами солнечной ностальгии и копеечного «семьдесят шестого».

М ы уже не раз обращались к теме автомобилей-выходцев из СССР – в нашей рубрике побывал и брутальный Патриот, и миниатюрная Ока, и некогда модная «пятёрка»… но с таким количеством народной любви нам, пожалуй, пришлось столкнуться впервые. Скажем прямо, её довольно нелегко переложить в сухие факты, но мы постарались.

Тем более, что и покритиковать этот автомобиль находятся охотники, даже несмотря на то, что большинство всё же относится к нему снисходительно, как к не совсем обычному транспортному средству. И стоит предупредить заранее: матерых автомобилистов, особенно знакомых с ЗАЗом, это текст едва ли научит чему-то новому. А вот тем, кто не застал эпоху тех машин, он, может быть, поможет понять, каким был автомобильный мир ещё совсем недавно.

autowp.ru_zaz_968a__zaporozhets__4

Но не беда. Во-первых, значительная часть владельцев эксплуатирует эти машины только летом. А во-вторых, многие переводят-таки отопитель на охлаждающую жидкость или иным образом совершенствуют, ибо это – в самой природе зазоводов: если нечего ремонтировать (ну вдруг), надо что-нибудь улучшить. Поэтому у этой «ненависти» — только пятое место.

Тру стори: на одном Запорожце в буквальном смысле лопнула покрышка – прямо по протектору разошлась продольная прореха длинной сантиметров в 20. Новую покрышку предстояло ждать пару месяцев (дело было в начале 1990-х), а ехать в соседний город надо было прямо сейчас. Владелец «зашил» покрышку толстой стальной проволокой, собрал колесо и стартанул в место назначения с четырьмя членами своей семьи. Лёгкая «хромота», переходящая с ростом скорости в дикое подпрыгивание, и пикантное цокание проволоки по асфальту не помешали набрать скорость в 120 км/ч и успеть приехать вовремя… Сейчас сидящих в автомобиле посчитали бы сумасшедшими все, включая их самих, но тогда произведённый эффект заставил лишь ещё больше зауважать возможности машинки: «запор» реально пёр, причем иногда везя на себе до восьми (!) человек и кучу поклажи. Несмотря на вроде бы отнюдь не могучий мотор, подаривший машине большую часть её прозвищ, и несмотря на все проблемы, которые он мог подкинуть…

Кажется, мы, журналисты, описывая проблемы «немного б/у» иномарок, начали забывать, что такое «капризный мотор». Двигатели Запорожцев (от мотора-предтечи ЗАЗ-966 до поздних «безухих» вариаций ЗАЗ-968М, от 30 до 40 л.с.) не просто капризничали, они жестоко карали тех, кто относился к ним без должного внимания. В самом простом варианте такой мотор заходил с обычных для себя козырей – начинал источать масло, поначалу просто «потея» со всех сторон через прокладки, потом «сопливя» сальниками, а если это не срабатывало, то просто фонтанируя маслом и щедро заливая им всё вокруг.

В варианте посложнее он терял компрессию и мощность по десятку рандомных причин (коксование колец, подсос воздуха с выпуска и прочее), а в самом хардкорном режиме – распылял бензин прямо на свои горячие части и вспыхивал весёлым Инферно. Но если вести постоянную селекцию запчастей, подвергнуть тюнингу моторный отсек, содержать самого «монстра» в чистоте и, в идеале, спать с ним (разведясь с женой), он эволюционирует в отзывчивый, надёжный и почти не склонный к перегреву (вопреки стереотипу) агрегат.

К тому же этот монструозный V4, как известно, стоит сзади, что дарит машине суперлёгкий руль (преимущество сомнительное, но о рулевом управлении поговорим ниже), а главным образом, отлично загружает ведущие задние колеса. Если поставить хотя бы только назад «зубастые» колёса, то зацепа, в сочетании с практически плоским днищем и независимой подвеской «по кругу», хватает для покорения очень серьёзного бездорожья. Да что там, даже на сугубо летних шинах «жужику» были по колено любые заснеженные поля его советской Родины. Ползали на нём и по раскисшей грязи, летали по страшным ухабам – он терпел всё и проезжал везде… И пусть с полноприводниками ему всё же не тягаться, но он определённо был самым проходимым моноприводным автомобилем в СССР.

autowp.ru_zaz_968a__zaporozhets__2

Якобы повышенная склонность кузова Запорожца к коррозии – это, опять-таки, по большей части миф: едва ли эти машины гниют интенсивнее своих современников при схожих условиях. Другое дело, что условия эти схожими бывают далеко не всегда: Запорожцы были в куда большей степени «рабочей лошадкой» советского человека, нежели Москвич или Жигули, так что и грамотный антикор, и даже заводское фосфатирование, коему подвергались кузова Запорожцев до грунтовки и покраски, со временем сдают позиции.

zaz_968a_zaporozhets_3

Но большая опасность кроется в слабой силовой структуре: багажный и моторный отсеки представляют собой, по сути, объёмные жестяные конструкции без особых усилителей, бамперы никакой силовой функции не несут, да и «клетка» салона изгибается до значительного перекоса дверей просто при подъёме на домкрате. Существенные повреждения даже при малюсеньких «городских» тычках заставляют многих владельцев вваривать целые силовые каркасы в переднюю и заднюю части кузова. Совьет тюнинг!

Будучи заметно меньше Жигулей или Москвича, Запорожец, вроде бы, должен был получиться менее комфортным, но по плавности хода, как ни парадоксально, он оказался машиной, стоящей на полступени выше. Этот повод любить «пырзик» продолжает предыдущий: независимая подвеска по кругу (торсионы спереди, продольные рычаги и пружины сзади) подарила машине не только темперамент ралли-рейдового багги, но и плавность лимузина. И если тут есть преувеличение, то лишь совсем небольшое – такое же, как колебания кузова Запорожца при проезде раздолбанных рельс на полустанке п.г.т. Лихолетье.

autowp.ru_zaz_968ae__zaporozhets__4

Это ещё одно из мест конструкции (не последнее), где «запоршивец» приучал своего владельца к дисциплине, внимательности, пунктуальности, развитию шестого чувства и вере в высшие силы. Если вы не будете непрерывно заниматься с тормозами любовью (молитесь, чтобы только платонической), они «замироточат» так, что, появившись утром, полностью исчезнут уже к вечеру. Основная проблема – течи главного и рабочих тормозных цилиндров, окончательно побеждаемые лишь в мифах, а временно побеждаемые путём регулярной замены «резинок». Кроме того, после зимней стоянки в гараже вы наверняка будете вынуждены прокачивать тормоза во имя избавления от волшебно появившегося в системе воздуха, но удалить его получится на срок, не превышающий месяца.

zaz-968a_zaporozec

К прочим проблемам вроде локальных подклиниваний, заржавливаний и растрескиваний стоит добавить то обстоятельство, что тормоза за Запорожце, даже когда всё исправно – не очень, ибо «от природы» лишены вакуумника. И да-да, тут владелец ЗАЗа опять превращается в мастера тюнинга – вариантов самостийно обзавестись усилителем тормозов существует масса.

Самое время поговорить об этом аспекте владения «Дартом Зайзером»: в этой машине нет ничего, что не смогла бы отремонтировать пара пряморастущих рук при наличии желания, элементарного инструмента и пары приспособ. Известны случаи полного восстановления в гараже силами одного человека и всего за полгода, после того как в моторном отсеке «бомбануло» и «пригорело» (см. выше) так, что выжгло весь движок, проводку и половину салона. Эта машина, как мудрый сенсей, была строгой, но справедливой – и могла научить вас всему, что связано с автоделом. Благо, у владельца всегда под рукой оказывалось толково составленное руководство по ремонту, а также была в распоряжении помощь соседей по гаражу или старших товарищей.

«Тут шаровые тянуть надо, хотя…», — говорил, бывало, иной старший товарищ и надолго умолкал, задумчиво «смоля» у ворот гаража и глядя на потуги своего визави каким-то образом уменьшить люфт руля. Подтяжка шаровых опор, переборка червячного рулевого редуктора и прочие пляски с бубном позволяли ненадолго уменьшить свободный ход баранки градусов до 30, что было практически недостижимым идеалом для подавляющего большинства владельцев, которые годами ездили, привычно выбирая 90-градусный люфт при каждом манёвре. Невнимание к шаровым приводило ещё и к разбитию поворотных кулаков, что ставило передние колёса весьма спортивным «домиком», но практически искореняло какую-либо управляемость.

zaz-968m_zaporozec

Можно было бы сказать про то, что эти машины редко ходят больше 150 000 километров – не то чтобы они совсем «умирают», просто на большее, как правило, не хватает терпения и сил у владельца, даже если он не первый. Можно было бы ещё упомянуть про дикий шум в салоне, про двери, закрывающиеся только с сильного размаха, про трансмиссию, не любящую грубости и невнимательности, про тесноту в ногах у водителя или про отсутствие элементарных по нынешним меркам удобств. Но подобные вещи на фоне того, насколько этот автомобиль вообще «другой», из другой эпохи и для других людей — просто ерунда. Так что давайте под занавес насладимся парой высказываний хозяев этих машин. Думается, что эти комментарии довольно точно показывают и самих владельцев Запорожцев, и их время, и то, как быстро и незаметно оно уходит от нас.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться


Приходилось ездить на 968М моего приятеля, поэтому чуть добавлю: тесноты в ногах как раз не было и, если честно, посадка водителя намного удобней, чем у "классических" Жигулей -это раз. Два, не упомянули про колесные диски, которые у Запора оригинальные и из очень мягкого металла, постоянно гнулись в местах крепления болтами и колеса ходили ходуном. С другой стороны справедливо замечено: имея "прямые" руки -машинкой можно было пользоваться !)

Годные дополнения, спасибо.


Автору, очевидно, стоило бы оговориться, что под теснотой в ногах спереди имелась ввиду теснота по ширине, зажатость колёсными арками. А по длине - да, вытягивать ноги можно было дальше, чем в жигулёнке.

Из детства помню очень мягкий, аж укачивающий ход, а недавно на машине друга оценил вполне просторный салон, тесноты в ногах никакой. Сравнить бы "Запорожца" с ближайшим зарубежным аналогом NSU Prinz 4 и их общим прототипом Chevrolet Corvair первого поколения.

Хорошая мысль. Правда, сейчас-то и Запорожец без колхоза непросто для тестов найти. А уж Принца. :)


Какой колоритный дедушка))

Так ведь Запорожье)


Так и фото рекламное)


Запорожец, зэпр. Сколько у меня и моей семьи связано с ним воспоминаний. Был у нас зеленый 968М, инвалидка. Встречали меня в нем с роддома, в нем я лучше всего засыпал в люлке, под непередоваемое урчание его мотора. На нем мы ездили в лес за ягодами и грибами. Благодаря легкости и движку на задней оси, мы могли забраться намного глубже в чащу, чем наш дядя на своей пятерке. На нем я учулся водить. На нем отец несколько раз рулил, смотря в узкую щель, между панелью и кромкой капота, который мог внезапно открыться на ходу. Парадоксально, но с рождением второго ребенка, мне сейчас едва хватает моего теперяшнего универсала, а тогда семья с двумя пацанами с легкостью умещалась в этой зеленой "мыльнице", и с открытым у бати "кондеем", легко покрывали расстояние в 150 км. до деревни. Конечно, он не был пределом мечтаний и верхом надежности, и поэтому я помню как иногда отец упражнялся с кривым стартером. Как бегал рано утром на кухню сушить свечи на плите. Но больше было хорошего. Наверное человеческая память забывает плохое, и сохраняет только светлое.

. У отца так и не поднялась рука продать его или сдать на металлолом. Он был членом семьи, и доживает свой век в яблоневом саду, со все тем же черно-белым номером, 4202 МБ и все тем же багажником на крыше. Садясь в его красный "эко-кожанный" салон, до сих пор чувствуешь этот запах из детства. Я бы с радостью на нем катал по полевым дорогам на рыбалку и на речку своих детишек. Давал бы им "порулить", садя их к себе на колени, но ржавый и трухлявый до дыр кузов не оставляет ни единого шанса к возрождению.

Проходимость у него была просто ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ. У нас почти все владельцы ставили на них назад "зубастую" резину, и тогда он творил чудеса. Легкий перед,гладкое днище, отличная загрузка задней ведущей оси, очень приличный клиренс. Лично сам видел, как такое чудо , почти без проблем , шел за "Нивой". И насчет плавности хода тоже верно. Такой плавностью не обладала тогда не одна наша малолитражка. Я лишь один раз прокатился за рулем "Запора", километров 150, и первое ощущение после моих "Жигулей", что я еду на велосипеде. Очень пожалел тогда, что когда в свое время , в конце 80 х, мне пришел по записи " запорожец", я от него отказался , так как был записан на "Таврию" "Таврию " я так и не смог купить, и пришлось ездить на всяких б/у ных "Жигулях" . А так бы тогда смог поездить на новом авто, что сумел сделать только уже в 21м веке.

Машина была по своим временам и по своей задумке просто замечательная, но, как и большинство советского ширпотреба, делалась из самых дешёвых и непригодных для машиностроения материалов и на раздолбанных станках времён Великой Отечественной войны - отсюда и ржавчина уже на второй-третий год эксплуатации, и неприлично быстрый износ узлов и агрегатов. По поводу проходимости - я поставил на заднюю ось резину от ЛуАЗа и лазал в такую грязищу, куда мужики на Нивах боялись сунуться!

Имею ЗАЗ-968М. Так вот, хочу сказать: "Любовь №4" - это на самом деле миф №4. Сколько раз намертво застревал на мокрой траве, глине или в снегу. Особенно если есть хотя бы небольшой подъем - все, подняться дохлый номер, беспомощно шлифует. Однажды поневоле спать на природе в нем пришлось, пока на утро за мной не приехал знакомый на Уазике - понадеялся на "проходимость" ЗАЗа, заехал и не смог выбраться (а в процессе вытаскивания еще зяднюю панель кузова помял, ибо цеплять там больше не за что, а панель "сопливой" оказалась). В Сочи, где я сейчас живу, если в городе выпадает снег - все, город встает, ездить могут только полноприводные. И я не исключение - помогают только цепи на ведущие колеса. Так что по проходимости он ничуть не лучше других заднеприводных.

"Ненависть №3" - у 968/968А и 968М разный металл - у ушастых реально толще! А мой продавливается пальцем (как все современные) и гниет за милую душу. Покупал в 2006 с пробегом 500 км в состоянии как с конвейера еще в заводской консервации (20 лет в гараже стоял) - а в этом году все лето занимался проваркой днища - стало как решето, как и колесные арки. Московская соль (5 лет после покупки по Москве ездил) и сочинская сырость-влажность сделали свое дело. Хотя по сравнению с Жигулями и Москвичами, особенно поздними, наверное в этом отношении примерно одинаковы. В остальном - в целом согласен. Особенно донимает ублюдочная передняя подвеска и рулевое (по честному техосмотр по люфту практически нереально пройти, особенно на прилично поездившей машине, замена вкладышей - практически ежегодная повинность, и один фиг не помогает убрать люфт). Поставил бы туда макферсон и рейку - но ведь это внесение изменений в конструкцию, затрагивающее жизненно важные системы. Еще слабый родной генератор отметить стоит, который дает зарядку только после примерно 1500 об/мин двигателя. А учитывая еще огромное потребление родной печкой, особенно при запуске (а учитывая ее работу в режиме вкл-выкл, без возможности регулировать мощность - включать приходится часто). Многие колхозят дополнительный генератор. Печка тоже не подарок, особенно учитывая нынешние цены на бензин. Посмотрели бы как у Фольксвагена-Жука (и Транспортера с жуковским двигателем) с завода сделано: теплообменники на выхлопных. Получается по-сути как у родной печки, только горячие газы идут от двигателя, а не от отдельно горящего бензина. Я наварил рубашки на глушители (раздельные, кооперативные, из нержавейки), хочу подобную систему замутить. У двигателя больное место - т.н. "текстолитка" - текстолитовая ведомая шестерня привода распредвала. У меня дважды ее срезало, и оба раза в дальних поездках. Желательно по возможности хотя бы алюминиевую поставить, а в идеале т.н. "чугунная пара". Конструкция полуосей довольно ублюдочная - вечно разбиваются шлицы, и крестовины недолго живут (хоть и волговские, но ведь у Волги она до редуктора стоит - меньший момент передает). Еще поломка самих полуосей распространенная неисправность. Коробке 5 передачи очень не хватает - на трассе двиг перекручивается (90 км/ч - больше 3000 об/мин), особенно если поставить еще и современные покрышки (175/70). Ну и рассчитан под 76 бензин, которого в большинстве городов теперь не достать. Теоретически существует заводской вариант 50 л.с. под 93 бензин - но их было сделано исчезающе мало.

Запорожец: почему его покупали, и чем он был хорош

Одни его любят, другие ненавидят. В народе его называли «горбатым», «ушастым» и даже «чебурашкой». Сегодня по большей части это музейный экспонат, но 60 лет назад каждая советская семья мечтала об этой машине. Речь идет об автомобиле ЗАЗ. Он стал венцом эволюции развития советского народного четырехколесного транспорта. 22 ноября 1960 года – этот день надолго отложился в памяти рядового советского человека. Ведь именно тогда с конвейера сошел первый экземпляр ЗАЗ-965 в городе Запорожье на заводе «Коммунар».

Уже тогда стало очевидно, что экономика страны начинает постепенно переходить с военных рельс в угоду обеспечения гражданских нужд. Сам Никита Хрущев тогда сказал: «Молодцы, это хороший подарок для наших трудящихся». В народе постоянно говорили об этом автомобиле. Многие даже решили бросить пить, ведь появилась альтернатива – либо новенький ЗАЗ-965, либо тысяча бутылок водки. И ведь действительно многие бросили пить, дабы реализовать свою мечту – купить автомобиль. Запорожец был в 2 раза дешевле ВАЗ и в 3 раза дешевле Волги. Поэтому он по праву считается самым народным.

За какие качества покупали

Кроме приемлемой стоимости ЗАЗ-965 полюбили за его миниатюрность. Автомобиль также отличался максимальной унификацией по узлам и агрегатам с армейским колесным транспортером ЛуАЗ-967. Ходили слухи о том, что в случае повторной войны все экземпляры ЗАЗ будут отправлены на службу в санитарную часть, а завод «Коммунар» быстро перепрофилируют на выпуск военных транспортеров. Если абстрагироваться от технических характеристик машины, внешнего вида и прочих качеств, взяв во внимание только настроения людей и жизнь в Союзе в 60-х годах прошлого века, то в первую очередь Запорожец покупали с той целью, чтобы пересесть с общественного транспорта и обзавестись личным автомобилем. Это какой-никакой, но статус. Причем ЗАЗ-965 отнюдь не считался «дешевым» в плане комплектации. В отличие от основных конкурентов уже в базе он получил отопитель салона, стеклоподъемники и поворотные форточки, пепельница в салоне и мягкая обивка кресел. Мечта? Для того времени – безусловно.

Плюс в то время активно начал развиваться автотуризм. Многие люди спали и видели, как отправляются на собственном Запорожце в дальнее путешествие – поездка на море. Единственный остро ощутимый недостаток ЗАЗ-965 – небольшое багажное отделение. Причем оно находится спереди, поэтому в народе шутили: «Это чтобы на скорости за вещичками надо присматривать». Конструкцию дополняли багажником на крыше, чтобы взять с собой все необходимое. Автомобиль несколько раз прорекламировали в кинофильмах. Например, герой Андрея Мирона в картине «Три плюс два» о новом ЗАЗ-965 сказал так: «Консервная банка системы «Запорожец». Хорошая реклама? Нет сомнений. Со временем стало понятно, что Запорожец – практичный автомобиль, который легко отремонтировать даже в полевых условиях. Даже в случае повреждения переднего лобового стекла водитель мог поменять его местами с задним. Запчастей было много, найти, и купить можно было всегда. Даже сейчас на рынке продают детали для ЗАЗ.

Эксплуатационные качества ЗАЗ

Поняв и ощутив всенародную любовь, на заводе «Коммунар» принялись за разработку новых модификаций автомобиля. Например, появился Запорожец-965С для транспортировки почты. Его отличала от «собрата» правое расположение рулевого колеса. На заднем ряду вместо дивана стоял металлический ящик для писем. Позже появился экспортный вариант – Yalta. За пределами СССР над «горбатым» уже не смеялись и приняли машину в серьез – хорошая шумоизоляция, наружные зеркала заднего вида, радиоприемник, хорошие материалы отделки салона. Поэтому в глаза многих западных автолюбителей ЗАЗ стал своеобразной достойной альтернативой для того же Fiat-600.

Что касается ЗАЗ-966, то эта модификация получила совершенно другой кузов, воздухозаборники на боковинах, за которые машину и прозвали – «ушастый». Их основное назначение – охлаждать двигатель. Чаще всего у него мог быть один из двух двигателей, мощностью или 28 л.с., или 40 л.с. Но были и форсированные версии на 45 и 50 лошадиных сил. Полноценный четырехцилиндровый двигатель, 4-ступенчатая трансмиссия, независимая подвеска всех колес – эти характеристики способствовали еще и неплохой динамике. До 60 км/ч «ушастый» разгонялся без каких-либо проблем, и эта отметка не была пределом. Да, современному скорость 60-80 км/ч покажется дикостью, но 60 лет назад на большее претендовать гражданскому автолюбителю было сложно.

В 1972 году появляется ЗАЗ-968. Фактически он ничем не отличается от предшественника. Однако уже в этом автомобиле есть ремни безопасности. Эта версия в народе именовалась «мыльницей», поскольку «ушей» уже не было. Модификация стала самой массовой и распространенной. Выпускалась целых 14 лет. Здесь уже и 50-сильный ДВС, и максимальная скорость 120-130 км/ч. Но главное достоинство авто заключалось в люке под ногами переднего пассажира. Весьма красноречиво это достоинство Запорожца отметил ведущий популярной программы Top Gear – Джереми Кларксон:

У пассажира переднего сиденья под ногами был маленький прямоугольный люк. «Вы можете припарковаться на замерзшем озере, прорубить лунку, опустить в нее леску, включить фонарик вот так, потом устроиться поудобнее и заняться рыбалкой. Даже в «Майбахе» не такого».

И ведь действительно, такого гениального конструкторского решения нет ни в Майбахе, ни в другой элитной марке. Среди автомобилистов бытуют различные теории о функциональном предназначении люка, но в точности никто не знает.

Почему ЗАЗ не любили

Причины популярности «мыльницы» теперь понятны – простота, доступность, ремонтопригодность. Мечта советского человека приблизилась на расстояние 15-16 месячных зарплат среднестатистического рабочего. Но почему находились и те, кто откровенно недолюбливал детище инженеров «Коммунара»? В первую очередь из-за капризов двигателя. Зимой мотор было сложно завести при морозе в 20 градусов, а летом небольшой моторчик легко перегревался. Еще один вопрос – надежность тормозной системы. Ненадежная способность Запорожца останавливаться нередко провоцировали аварии на дороге. Отопитель в ЗАЗ-968 – серьезный недостаток. Многие находили выход из положения – модернизация собственными руками. Часть автомобилистов предпочитала эксплуатировать ЗАЗ исключительно летом – проблем меньше.

Но основные проблемы машина доставляла по мелочам, причем порой немыслимым для других автомобилей. Например, на «горбатом» внезапно могла открыться дверь пассажира, если её прикрыть кое-как. Открывается оно здесь назад, как на той же Волге. Но все это не мешало стать Запорожцем одним из массовых советских гражданских авто. Сегодня изредка ЗАЗ встречается на автодорогах преимущественно небольших городов и в поселках. Сейчас к автомобилю относятся уже как к раритету. Однако за машиной осталась славная история, она хорошо продавалась в Югославии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. В 1988 году началось производство хэтчбека ЗАЗ-1102 «Таврия». Этот автомобиль уже ничего не имел общего с предшественником: полностью изменён дизайн, мотор установлен спереди, вместо заднего привода — передний, вместо воздушного охлаждения — жидкостное. 1 июля 1994 года завод прекратил производство последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ-968М.

Читайте также: