Стучит маятник нива шевроле

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Стук при повороте руля Шевроле Нивы

Такая распространенная проблема, как стук при повороте руля Шевроле Нивы, может коснуться даже владельцев совсем новеньких, только что купленных в салонах, экземпляров. Тем более, подобные симптомы проявляются у автомобилей, имеющих солидный пробег. Для диагностики и выявления причин посторонних звуков подвески и рулевого управления Шевроле Нива необходимо иметь самое тривиальное представление об устройстве и работе указанных узлов.

Первые признаки

Наличие или отсутствие посторонних звуков – понятие чисто субъективное. Владелец, знающий свой автомобиль досконально, без труда определит вновь образовавшийся стук. Новичок же, как правило, концентрирует свое внимание на дороге и на собственных манипуляциях. Тем не менее, есть определенные признаки неисправностей, проявляющие себя именно при повороте рулевого колеса, причем не всегда причина кроется в рулевом управлении.

Разделим условно симптомы поставленной проблемы на две категории:

  1. Слышен стук при проезде неровностей с подвернутыми колесами;
  2. Слышен стук при вращении рулевого колеса даже на стоящем автомобиле.

Нередко слышимые стуки сопровождаются весьма ощутимыми толчками в рулевое колесо. Однозначно поставить правильный диагноз практически невозможно. Некоторые неисправности таковыми не являются, а стуки вызваны конструктивными недоработками или некачественной сборкой узла. Тем не менее, работа подвески и рулевого управления напрямую влияет на безопасность вождения, поэтому оставлять появившиеся признаки без внимания никак нельзя.

Первым делом следует снизить круг поиска. Для этого достаточно ответить на несколько вопросов:

  • Звук глухой (стучит, к примеру, металл о пластик) или звонкий (металл по металлу)?
  • Стук проявляется при повороте руля только в одну сторону или в обе?
  • С какой стороны слышен звук?

Почему возникает стук при повороте руля Шевроле Нивы


В подавляющем большинстве случаев диагностировать неисправность можно самостоятельно, однако наличие помощника и смотровой ямы существенно облегчит поставленную задачу. Сначала разберем первую ситуацию, в которой при движении с подвернутыми колесами слышен глухой звук с явно выраженным «металлическим оттенком». Обычно таким образом дают о себе знать выходящие из строя шаровые опоры. Проверить их состояние можно несколькими способами:

  • Покачать верхний и нижний рычаги усилителем и проследить за наличием люфта;
  • Вывесить колесо, обхватить его двумя руками сверху и снизу, а затем покачать в вертикальной плоскости;
  • На стоящей машине упереться ногой в верхнюю часть колеса и покачать его (можно спутать с люфтом при изношенном ступичном подшипнике).

Следующий пример можно назвать классическим. Имеющий хотя бы небольшой опыт владелец переднеприводного автомобиля без проблем сможет распознать «лебединую песнь» шарнира равных угловых скоростей. Те, кто ни разу не сталкивался с подобной поломкой, будут искать информацию по рассматриваемому вопросу. Тем более, что наружный ШРУС, как правило, дает о себе знать при трогании с места с вывернутым рулем. Звуки эти стуком нельзя назвать. Они напоминают хруст. Обычно для подтверждения неисправности шарнира достаточно оценить состояние защитного пыльника.

Распространенной причиной появления люфта и, как следствие, стука при повороте руля является износ червячной передачи рулевой колонки.


Аналогичная ситуация складывается и на моделях, на которых установлена рулевая рейка (впервые была установлена на автомобилях проекта «Нива ХМ-01»). Заметим, что регулировка механизма рулевой колонки может избавить от возросшего люфта, но не гарантирует исчезновение появившегося звука. В таком случае весь узел придется целиком менять.

Кстати, если уж речь зашла о люфте, то он может ощущаться при разрушении шарнира рулевого наконечника.


Машина на дороге теряет управляемость, а при поворотах руля в обе стороны слышны характерные стуки. Рулевой наконечник является расходным материалом и не подлежит ремонту, причем рекомендуется менять сразу пару, так как после замены следует перенастраивать угол схождения колес.

Усилие от сошки на поворотные кулаки передается посредством рулевых тяг. Рулевая тяга имеет шарнирное соединение, ресурс которого ограничен. Это еще одна причина появления стуков при повороте руля. Шарниры не подлежат замене, поэтому тягу придется менять целиком.

Из личного опыта

Выше были рассмотрены лишь некоторые стандартные ситуации, при которых наблюдаются стуки. Однако этот перечень далеко не полный. Владельцы на форумах делятся ценной информацией, которую получают из личного опыта. Некоторые советы могут оказаться очень даже полезными.

  • Причиной появления звука при повороте рулевого колеса могут служить прослабленные сайлентблоки нижнего или верхнего рычага.
  • Установка нештатной защиты картера часто сопровождается тем, что об нее цепляется рулевая тяга.
  • Возможно, ослаблено крепление рулевой колонки к лонжерону.
  • Установка передней секции (штанов) глушителя тоже является причиной, так как за него начинает цеплять сошка.

Устранение неисправностей


Еще раз напомним о том, что посторонние шумы – признак неисправности. Если в текущий момент ситуация не является критичной, то со временем может потребоваться дорогостоящий ремонт. Тем более, что о безопасности нужно заботиться в первую очередь. Во всех перечисленных случаях необходимо устранить неисправность. Осуществляется это путем замены того или иного узла. Сегодня информации по каждому пункту предостаточно. Многие мастера делают подробный фотоотчет, помогающим начинающим водителям приобщиться к кругу автолюбителей.

маятник

димон, на 21214 заводом не поставляются маятники на подшипниках (если только не от шевика), они идут со втулками и всё что ты покупаешь в разных магазинах и на рынке на подшипниках -как правило кооперативный разлив, который нигде толком не испытывался и никаких "одобрений" завода изготовителя на установку не получал, от сюда и качество и срок службы данного девайса (и не важно, что он разлит в другой корпус, его могут разливать и в корпуса для классики, отличаться будет и сама сошка по форме и размерам) .. в шевике должен стоять вот такой:

МАЯТНИКОВЫЙ РЫЧАГ С КРОНШТЕЙНОМ
Снятие и разборка. Расшплинтуйте гайки крепления шаровых пальцев к маятниковому ры-
чагу, отверните гайки.
Извлеките съемником шаровые пальцы из гнезд рычага.
Отверни те болты крепления кронштейна к лонжерону кузова и снимите кронштейн.
Закрепите кронштейн в тисках, снимите колпак 1 (рис. 5-6), отверните гайки 2, затем сними-
те шайбу 3, дистанционное кольцо 7 и маятниковый рычаг 8.


Рис. 5-6. Детали маятникового рычага с кронштейном:
1 – колпак кронштейна ; 2 – самоконтрящаяся гайка; 3 – верхняя шайба; 4 – подшипник; 5 – крон-
штейн; 6 – ось маятникового рычага; 7 – кольцо дистанционное; 8 – маятниковый рычаг.
Выпрессуйте ось 6 с нижним подшипником 4 из кронштейна 5, затем выпрессуйте верхний
подшипник. Снимите нижний подшипник с оси 6.
Сборка и установка. Порядок сборки кронштейна маятникового рычага обратный разборке.
Подшипники 4 рекомендует ся заменять новыми.
Закрепив кронштейн на лонжероне болтами с самоконтрящимися гайкам

P.S. ..Думаешь инженеры такие простаки, что втыкают именно такие узлы, когда можно просто взять и воткнуть подходящий от 21214 и дёшево и сердито.
Правда справедливости ради стоит отметить то, что новые нивы 214 сейчас получили унификацию и у них рулевая и пр стоит как на шеви, но не как на старом образце.

димон, на 21214 заводом не поставляются маятники на подшипниках (если только не от шевика), они идут со втулками и всё что ты покупаешь в разных магазинах и на рынке на подшипниках -как правило кооперативный разлив, который нигде толком не испытывался и никаких "одобрений" завода изготовителя на установку не получал, от сюда и качество и срок службы данного девайса (и не важно, что он разлит в другой корпус, его могут разливать и в корпуса для классики, отличаться будет и сама сошка по форме и размерам) .. в шевике должен стоять вот такой:

МАЯТНИКОВЫЙ РЫЧАГ С КРОНШТЕЙНОМ
Снятие и разборка. Расшплинтуйте гайки крепления шаровых пальцев к маятниковому ры-
чагу, отверните гайки.
Извлеките съемником шаровые пальцы из гнезд рычага.
Отверни те болты крепления кронштейна к лонжерону кузова и снимите кронштейн.
Закрепите кронштейн в тисках, снимите колпак 1 (рис. 5-6), отверните гайки 2, затем сними-
те шайбу 3, дистанционное кольцо 7 и маятниковый рычаг 8.


Рис. 5-6. Детали маятникового рычага с кронштейном:
1 – колпак кронштейна ; 2 – самоконтрящаяся гайка; 3 – верхняя шайба; 4 – подшипник; 5 – крон-
штейн; 6 – ось маятникового рычага; 7 – кольцо дистанционное; 8 – маятниковый рычаг.
Выпрессуйте ось 6 с нижним подшипником 4 из кронштейна 5, затем выпрессуйте верхний
подшипник. Снимите нижний подшипник с оси 6.
Сборка и установка. Порядок сборки кронштейна маятникового рычага обратный разборке.
Подшипники 4 рекомендует ся заменять новыми.
Закрепив кронштейн на лонжероне болтами с самоконтрящимися гайкам

P.S. ..Думаешь инженеры такие простаки, что втыкают именно такие узлы, когда можно просто взять и воткнуть подходящий от 21214 и дёшево и сердито.
Правда справедливости ради стоит отметить то, что новые нивы 214 сейчас получили унификацию и у них рулевая и пр стоит как на шеви, но не как на старом образце.

на 21214 был ранее вот такой

В довесок, может поможет

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Регулировка зазора в зацеплении, рулевого механизма не снято-
го с автомобиля, категорически запрещена. При регулировке зазора рулевой механизм
должен обязательно находиться в среднем положении.

В довесок, может поможет

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Регулировка зазора в зацеплении, рулевого механизма не снято-
го с автомобиля, категорически запрещена. При регулировке зазора рулевой механизм
должен обязательно находиться в среднем положении.

Сказ про маятниковый рычаг … и метод борьбы с ним.

И так камрады, наступил новый 2017 год(ВСЕХ С НАСТУПИВШИМ !) и выдалось не много свободного времени чтоб сесть за стол и написать о последних телодвижениях по улучшению вездеходика.

И так в этих темах здесь жми и здесь жми я описывал умирания этого элемента рулевой.

Вкратце, при покатушках по бездорожью на пробеге около 6000км появился стук в авто.Стук проявлялся только пр прхождение многочисленных постоянно повторяющихся неровностях — брусчатка.На что мы только не грешили.По ходу поисков стука заменили шрусы приводных валов на карданы от белкард(На шрусах заднего приводного вала появился люфт).Не помогло.Стали грешить на суппорта тормозов.Заменили тормоза .Не помогло.Продолжили поиски.Нашли стук шеол от рулевой, а именно от маятника.Купил новый.И на пробеге около 12500 — заменили мертвый маятник на новый заводской.
проехал я около 300км — тишина в авто…песня…сказка.Сделал сход-развал и еще через примерно 300км опять пошел этот стук.Стал потихоньку нарастать.
На 16000(примерно) полезли смотреть.Решено было поменять всю рулевую трапецию.
Каково же было удивление когда сняв рулевую(в средней тяге справа на шаровом был люфт) — обнаружили что маятник прошел всего 600км и тоже застучал.Вообщем заменили рулевую, а я стал искать альтернативу заводским маятникам .
Уважаемый anjey-osen в своей теме тут дал наводку на тюнинг-изделие.
Связялся с продавцом "продавец" — маятник пришел быстро и без конфузов.
Пока ехал маятник от , решил разобрать заводской и узнать причину смерти.
Вскрытие показало следующее:

посадочные размеры вала маятника должен быть +0.01 от посадочного размера подшипникика, те 15,01-15,015 — а по факту вал маятника был прослаблен до 14.8.Я допускаю что подшипник в следствие большей твердости съел посадочные вала(валы был сырой).Но для того чтоб такое произошло, подшипник и вал должен был иметь или скользящую посадку или вал меньше пошипника…
Вообщем я заказал валы у токаря из каленой 30хгса а также сьемники и прикупил новые подшиники.

Маятник был перебран.

Так получилось что установки ждали два маятника — тюнинг и ремонтный. )))

Руки дошли и вот наконец то в машине поселилась тишина )))

Да, вот данные по подшипникам сток-тюнинг

тюнинг — ранний вариант</b>">

тюнинг — окончательный вариант(этот стоит щас у меня)</b>">

Ну и 30хгса-завод и сток-завод

Единственное, маятник не шприцуеца, смазку в тавотницу не загонишь, не позволяет воздух внутри копусва маятника.Либо сама тавотница убитая.
Но это уже другая история.Как говорится в будущем вскрытие покажет ))

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

1. Снимите защитный колпак оси маятникового рычага.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

2. Отверните верхнюю гайку оси рычага. Обратите внимание, под гайкой установлена плоская шайба. Не забудьте установить ее при сборке.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

3. Отверните гайку крепления рычага на оси.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

4. Выбейте ось рычага вместе с нижним подшипником несильными ударами молотка.

Примечание:
Чтобы не повредить резьбу оси маятникового рычага, наверните гайку заподлицо с торцом оси.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

5. Выньте ось из кронштейна.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

6. При необходимости съемником спрессуйте маятниковый рычаг с оси.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

7. Снимите с оси маятниковый рычаг, дистанционное кольцо и нижний подшипник.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

8. С помощью подходящей выколотки выбейте из кронштейна верхний подшипник.

9. Проверьте состояние маятникового рычага и его оси. Рычаг не должен иметь погнутостей, а ось рычага - следов видимого износа.

10. Подшипники оси не должны иметь люфтов и местного износа дорожек обойм.

11. Кронштейн маятникового рычага не должен иметь трещин, деформаций и т.п.

12. Собирайте маятниковый рычаг в последовательности, обратной разборке.

Предупреждение:
При запрессовке подшипника в кронштейн усилие прикладывайте только к его наружной обойме, а при напрессовке на ось - к внутренней. В противном случае подшипники будут повреждены.

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага Chevrolet Niva

Детали маятникового рычага с кронштейном:
1 – колпак кронштейна;
2 – самоконтрящаяся гайка;
3 – верхняя шайба;
4 – подшипник;
5 – кронштейн;
6 – ось маятникового рычага;
7 – кольцо дистанционное;
8 – маятниковый рычаг.

Убираем стук в передней подвески Нива Шевроле

Подвеска Нива Шевроле имеет независимое устройство. В основе ее два поперечных рычага, расположенные по обе стороны. Для сглаживания вертикальных колебаний используются цилиндрические пружины и амортизаторами. Чтобы исключить сильные крены при поворотах используются стабилизаторы поперечной устойчивости.

1

10

Диагностика подвески.

Периодически может появляться стук в передней подвески Нива Шевроле. При возникновении данной проблемы необходимо сразу произвести диагностику. Начинается она с визуального осмотра. Лучше всего производить его на подъёмнике или смотровой канаве. Колеса должны быть вывешены, чтобы иметь возможность проверить люфт деталей. Проверяются в первую очередь резиновые детали – пыльники и сальники. Они не должны иметь видимых механических повреждений, трещин и других следов старения. Так же необходимо проверять, чтобы на резинометаллических изделиях не было одностороннего выпучивания массива или его отрыва от арматуры. В этом случае необходимо сразу производить замену деталей.

2

После этого проверяются защитные чехлы на шаровых. Они являются неразборными, поэтому при наличии повреждений необходимо менять конструкцию в сборе.

3

Особое внимание следует уделить подушкам, которые расположены между шарниров и резиновым втулкам амортизаторов.

4

После этого осматриваются передние рычаги Нива Шевроле. Они удерживаются при помощи втулок, которые со временем сильно изнашиваются.

5

Проверка зазора в ступичных подшипников.

Если есть износ в данном узле, то при движении или наборе определенной скорости может наблюдаться сильная вибрация на рулевом колесе. Со временем это может привести к более серьезным проблемам, например к неравномерному износу шин. Это связано с тем что может отсутствовать необходимый для вращения ступицы зазор. В нормальном состоянии он должен быть не менее 0,15 мм. Для регулировки понадобится баллонный ключ, ключ на 27 и молоток.

6

Для проверки нужно вывести колесо, затем покачать его в вертикальной плоскости. Для более точной проверки необходимо попросить помощника нажать на педаль тормоза и снова покачать колесо. Если стук исчезает, то это подтверждает наличие проблем со ступичным подшипником.

7

Для устранения люфта необходимо снять колпак и расконтрить гайку ступица. Для этого лучше использовать подходящий вороток. При этом лучше сразу заменять гайки на новые, потому что старая может вернуться в свое положение и не получиться как следует ее законтрить, поскольку ее бортики могут быть повреждены.

Для затяжки лучше использовать динамометрический ключ, чтобы усилие не превышало 19,6 Н*м или 2кгсм.

Так же появление стука в передней подвеске может быть связано с неправильной регулировкой углов установки колес. Для этого необходимо обратиться в специализированный сервис, чтобы проверить эти параметры на стенде. Неправильный угол приводит к усиленному износу шин, расходу топлива. Со временем из-за этого выходят из строя элементы подвески, ступичный подшипник. Автомобиль теряет управляемость.

При возникновении стука в передней подвеске необходимо обратить внимание и на систему выпуска отработанных газов. Часто возникающий шум в передней части автомобиля может возникать при смещении крепления глушителя или резонатора. Это проявляется в стуке при перегазовках. Проверку лучше производить на холодном двигателе. Для этого можно взяться за конец выхлопной трубы и покачать ее в разные стороны. В нормальном состоянии выхлопной системы никаких стуков появляться не должно. Появление шума будет свидетельствовать о повреждении креплений. В этом случае необходимо установить авто на смотровую яму и более внимательно проверить компоненты выхлопной системы.

Карданная передача.

Определить неисправность данного компонента по шуму довольно сложно, поэтому стуки при движении скорее всего будут не связаны с ним. При появлении подозрений на неисправность производить диагностику лучше на специализированной СТО.

Стук в переднем мосту.

Так же как и в случае с карданной передачей, возникающий шум может быть вызван неисправностью в работе переднего моста. Но данная проверка может быть произведена только при наличии специального оборудования, поэтому необходимо сперва исключить возможные повреждения резиновых втулок, уплотнителей и сайлентблоков, поскольку они являются наиболее уязвимыми компонентами системы, подвергающимися частым нагрузкам.

Стучит маятник нива шевроле

Маятниковый рычаг снимают для ремонта или для замены при повреждении

Работу удобнее выполнять на подъемнике. Можно выполнить ее и на автомобиле, установленном на опоры.

Вам потребуются: ключи «на 17», «на 22», съемник для выпрессовки пальца шарового шарнира, пассатижи.

Снятие и ремонт маятника
Снятие и ремонт маятника

Отсоедините от маятникового рычага пальцы шаровых шарниров правой боковой и средней рулевых тяг (см. «Замена рулевых тяг Нива Шевролет»).

Выверните два болта крепления кронштейна маятникового рычага к лонжерону, придерживая гайки болтов

Снятие и ремонт маятника
Снятие и ремонт маятника

Снимите гайки, выньте болты крепления кронштейна рычага и снимите рычаг с автомобиля

Устанавливайте маятниковый рычаг в порядке, обратном снятию

Разборка, дефектовка и сборка маятникового рычага

Маятниковый рычаг разбирают для замены поврежденных или изношенных деталей.

Вам потребуются: ключ «на 19», специальный съемник.

Снимите защитный колпак оси маятникового рычага
Отверните верхнюю гайку оси рычага

Снимите защитный колпак оси маятникового рычага.

Отверните верхнюю гайку оси рычага.

Обратите внимание, под гайкой установлена плоская шайба. Не забудьте установить ее при сборке.

Отверните гайку крепления рычага на оси
Выбейте ось рычага вместе с нижним подшипником

Отверните гайку крепления рычага на оси.

Выбейте ось рычага вместе с нижним подшипником несильными ударами молотка.

Чтобы не повредить резьбу оси маятникового рычага, наверните гайку заподлицо с торцом оси.

Выньте ось из кронштейна
При необходимости съемником спрессуйте маятниковый рычаг с оси

Выньте ось из кронштейна.

При необходимости съемником спрессуйте маятниковый рычаг с оси.

Снимите с оси маятниковый рычаг, дистанционное кольцо и нижний подшипник

С помощью подходящей выколотки выбейте из кронштейна верхний подшипник

Проверьте состояние маятникового рычага и его оси.

Рычаг не должен иметь погнутостей, а ось рычага – следов видимого износа.

Подшипники оси не должны иметь люфтов и местного износа дорожек обойм.

Кронштейн маятникового рычага не должен иметь трещин, деформаций и т.п.

Собирайте маятниковый рычаг в последовательности, обратной разборке.

При запрессовке подшипника в кронштейн усилие прикладывайте только к его наружной обойме, а при напрессовке на ось – к внутренней.

Стук в рулевой колонке шевроле нива

Как то обычно и буднично проходят различные манипуляции с Шнивой и в связи с этим записей по данному БЖ не очень много… А если быть точным — это первая запись.

Вопрос к аудитории по поводу стуков в рулевом механизме.
Собственно дело вот в чем, при движении на 1 и 2 передачах (в пробке например) при повороте руля влево/вправо на небольшой угол (как обычно это бывает в вяло ползущей очереди) раздаются "туки". Таких вот "туков" может быть от 1-2, до 3-4.
Это не похоже на гранаты, потому что:
Они щелкают на любой скорости, а тут только на малых скоростях.
Они новые все 4 штуки, и проехали не более 500-700 км.
Это не наконечники, маятник и трапеция — они проехали не более 500 км.
Это не ступичные подшипники — все отрегулировано, есть только почти не ощущаемый тепловой зазор при качании вывешенного колеса (регулировали и динамометрическим ключём и дедовским экспериментальным способом).
Уровень жидкости ГУР в норме.

При "туках" отчетливо ощущаются удары в руль, вроде как какие то шлицы раздолбаны и периодически, на каждый "тук" что через что то перескакивают…(((

Визуально все в норме, ни чего не качается, шатается.
При прямолинейной езде по неровностям тишина полная.

В общем, возможно, кто сталкивался. Ситуация такая, что грешу на рулевой редуктор.
В ноябре где-то поменял все рулевые тяги на усиленные. Центральную тоже поменял. Маятник поставил усиленный, неубиваемый по комментариям, кто до меня пользовался. В общем трапеция новая. Я с тех пор ну может тыщи полторы успел накатать. А то и меньше.

Сейчас симптомы такие. При заведенной машине у руля около нуля есть люфт. Раньше вроде не было пустоты. Хотя может не замечал. Диапазон маленький очень. И если его не считать рулится все нормально.
Плюс периодически бывают похрустывания при вращении влево/вправо. Даже не до упора. Просто при рулежке. Потом пропадают и может неделю ездить тихо. Потом опять хрустит.

Фиг знает что там еще кроме редуктора осталось неменяным.

Подскажите кто может сталкивался. Может вообще не в руле дело )))

===========
Вскрытие показало:
Лонжерон цел. Нашел 2 проблемы.
1. Раскрутилась гайка правой рулевой, на маятнике, но не потерялась. Как раскрутилась не ясно, там штифт блин и затяжка до одури. Затянул еще раз.
2. Постукивание идет из редуктора при резком повороте влево. Но тут еще походит. Там совсем слегка стучит. Люфт на руле нет.

Итого руль стал нормальный. Значит всему виной гайка раскрутившаяся.

Такая распространенная проблема, как стук при повороте руля Шевроле Нивы, может коснуться даже владельцев совсем новеньких, только что купленных в салонах, экземпляров. Тем более, подобные симптомы проявляются у автомобилей, имеющих солидный пробег. Для диагностики и выявления причин посторонних звуков подвески и рулевого управления Шевроле Нива необходимо иметь самое тривиальное представление об устройстве и работе указанных узлов.

Первые признаки

Наличие или отсутствие посторонних звуков – понятие чисто субъективное. Владелец, знающий свой автомобиль досконально, без труда определит вновь образовавшийся стук. Новичок же, как правило, концентрирует свое внимание на дороге и на собственных манипуляциях. Тем не менее, есть определенные признаки неисправностей, проявляющие себя именно при повороте рулевого колеса, причем не всегда причина кроется в рулевом управлении.

Разделим условно симптомы поставленной проблемы на две категории:

  1. Слышен стук при проезде неровностей с подвернутыми колесами;
  2. Слышен стук при вращении рулевого колеса даже на стоящем автомобиле.

Нередко слышимые стуки сопровождаются весьма ощутимыми толчками в рулевое колесо. Однозначно поставить правильный диагноз практически невозможно. Некоторые неисправности таковыми не являются, а стуки вызваны конструктивными недоработками или некачественной сборкой узла. Тем не менее, работа подвески и рулевого управления напрямую влияет на безопасность вождения, поэтому оставлять появившиеся признаки без внимания никак нельзя.

Первым делом следует снизить круг поиска. Для этого достаточно ответить на несколько вопросов:

  • Звук глухой (стучит, к примеру, металл о пластик) или звонкий (металл по металлу)?
  • Стук проявляется при повороте руля только в одну сторону или в обе?
  • С какой стороны слышен звук?

Почему возникает стук при повороте руля Шевроле Нивы


В подавляющем большинстве случаев диагностировать неисправность можно самостоятельно, однако наличие помощника и смотровой ямы существенно облегчит поставленную задачу. Сначала разберем первую ситуацию, в которой при движении с подвернутыми колесами слышен глухой звук с явно выраженным «металлическим оттенком». Обычно таким образом дают о себе знать выходящие из строя шаровые опоры. Проверить их состояние можно несколькими способами:

  • Покачать верхний и нижний рычаги усилителем и проследить за наличием люфта;
  • Вывесить колесо, обхватить его двумя руками сверху и снизу, а затем покачать в вертикальной плоскости;
  • На стоящей машине упереться ногой в верхнюю часть колеса и покачать его (можно спутать с люфтом при изношенном ступичном подшипнике).

Следующий пример можно назвать классическим. Имеющий хотя бы небольшой опыт владелец переднеприводного автомобиля без проблем сможет распознать «лебединую песнь» шарнира равных угловых скоростей. Те, кто ни разу не сталкивался с подобной поломкой, будут искать информацию по рассматриваемому вопросу. Тем более, что наружный ШРУС, как правило, дает о себе знать при трогании с места с вывернутым рулем. Звуки эти стуком нельзя назвать. Они напоминают хруст. Обычно для подтверждения неисправности шарнира достаточно оценить состояние защитного пыльника.

Распространенной причиной появления люфта и, как следствие, стука при повороте руля является износ червячной передачи рулевой колонки.


Аналогичная ситуация складывается и на моделях, на которых установлена рулевая рейка (впервые была установлена на автомобилях проекта «Нива ХМ-01»). Заметим, что регулировка механизма рулевой колонки может избавить от возросшего люфта, но не гарантирует исчезновение появившегося звука. В таком случае весь узел придется целиком менять.

Кстати, если уж речь зашла о люфте, то он может ощущаться при разрушении шарнира рулевого наконечника.


Машина на дороге теряет управляемость, а при поворотах руля в обе стороны слышны характерные стуки. Рулевой наконечник является расходным материалом и не подлежит ремонту, причем рекомендуется менять сразу пару, так как после замены следует перенастраивать угол схождения колес.

Усилие от сошки на поворотные кулаки передается посредством рулевых тяг. Рулевая тяга имеет шарнирное соединение, ресурс которого ограничен. Это еще одна причина появления стуков при повороте руля. Шарниры не подлежат замене, поэтому тягу придется менять целиком.

Из личного опыта

Выше были рассмотрены лишь некоторые стандартные ситуации, при которых наблюдаются стуки. Однако этот перечень далеко не полный. Владельцы на форумах делятся ценной информацией, которую получают из личного опыта. Некоторые советы могут оказаться очень даже полезными.

  • Причиной появления звука при повороте рулевого колеса могут служить прослабленные сайлентблоки нижнего или верхнего рычага.
  • Установка нештатной защиты картера часто сопровождается тем, что об нее цепляется рулевая тяга.
  • Возможно, ослаблено крепление рулевой колонки к лонжерону.
  • Установка передней секции (штанов) глушителя тоже является причиной, так как за него начинает цеплять сошка.

Устранение неисправностей


Еще раз напомним о том, что посторонние шумы – признак неисправности. Если в текущий момент ситуация не является критичной, то со временем может потребоваться дорогостоящий ремонт. Тем более, что о безопасности нужно заботиться в первую очередь. Во всех перечисленных случаях необходимо устранить неисправность. Осуществляется это путем замены того или иного узла. Сегодня информации по каждому пункту предостаточно. Многие мастера делают подробный фотоотчет, помогающим начинающим водителям приобщиться к кругу автолюбителей.

Замена тяг и рулевой трапеции на Ниве Шевроле

Схема рулевых тяг и наконечников
рулевая тяга


В конструкции рулевого управления рулевая тяга обеспечивает передачу усилия от поворота руля на поворотные кулаки колес. Данная деталь изготавливается в виде стержня из стали, на концах устанавливаются подвижные шаровые пальцы с резьбой.

Схема рулевых тяг и наконечников

В комплект входят различной длины левая, правая и средняя регулируемые тяги, рулевые наконечники. Рулевые тяги обеспечивают контроль автомобиля на дороге, возможность поворота колес в нужном направлении.

Но как известно, чем больше подвижных узлов в механизме, тем больше вероятность износа и выхода из строя одной или нескольких частей.

Назначение рулевой тяги на Шевроле Нива

Рулевая тяги – это деталь рулевого управления, которая обеспечивает передачу усилия от руля к поворотным кулакам, за счет чего в итоге происходит вращение колес. Тяга представляет собой стальную трубку, на концах которой находится резьбовое соединение и рулевой наконечник. Резьбовая конструкция обеспечивает соединение короткого и длинного наконечников. Наконечники еще имеют название шарниры. Они предназначены для того, чтобы была возможность свободного перемещения подвижных деталей в конструкции рулевого управления.

Неисправности рулевых тяг Нивы Шевроле

Рулевой механизм – это довольно капризная конструкция, которая требует диагностирования ежегодно, особенно такого автомобиля, как Нива Шевроле. Ведь, как известно, Шнива предназначена для преодоления особо суровых дорожных и бездорожных покрытий.

Первым признаком неисправности рулевого механизма является повышенный люфт. Это может свидетельствовать о неисправности рулевых тяг, наступившей вследствие предельного износа шарниров. В таком случае для исправления положения можно поступить двумя способами:

  • Провести реставрацию рулевых тяг, заменив изношенные механизмы (шарниры).
  • Осуществить замену механизма целиком.

Замена привода своими руками

В процессе эксплуатации неизбежно происходит механический износ шарнирного соединения. Также на бездорожье можно с легкостью согнуть любое тяговое соединение, что приведет к затруднительному вождению и повышенному износу шин автомобиля.

Б/у рулевые тяги и наконечники

В этих случаях требуется незамедлительно произвести замену дефектных деталей.

Совет! Данную процедуру можно выполнить своими руками в гараже, либо на СТО с последующей регулировкой развал-схождения.

Для выполнения работ по замене боковых штанг Вам понадобятся:

  • новая рулевая тяга (или набор в случае износа более 50% узла);
  • щетка по металлу;
  • WD-40;
  • молоток;
  • зубило или большая ударная шлицевая отвертка;
  • ключ на «22»;
  • длинногубцы;
  • винтовой съемник шарниров подвески авто;
  • вильчатый съемник.

Съемник шарниров подвески

Замена боковых приводов и наконечников

  1. Установить автомобиль на яму или подъемник. Необходимо соблюдать технику безопасности путем установки противооткатов и дополнительных опор ( в случае использования домкрата).
  2. Открутить и снять колесо. Вывернуть руль до упора в ремонтную сторону для удобства замены деталей.
  3. Металлической щеткой очистить соединительные узлы тяг и наконечников.
  4. Длинногубцами отогнуть и удалить шплинт из внешнего шарнирного пальца.

Замена рулевых наконечников 1

Замена рулевых наконечников 2

Замена рулевых наконечников 3


В процессе выпрессовки (для более быстрого демонтажа узла) можно совершать легкие удары обратной стороной молотка по посадочному отверстию поворотного кулака.

Замена рулевых наконечников 5

Замена рулевых наконечников 4

Замена рулевых наконечников 6

Замена средней части

Работы производятся по аналогичному алгоритму демонтажа боковых тяг.

Замена средней поперечной тяги на автомобиле проводится в следующей последовательности:

    Из шарнирных соединений извлекаются фиксирующие проволочные шплинты. После сборки нового механизма рекомендуется заменить все шплинты на новые.

Замена рулевых наконечников 7

Замена рулевых наконечников 8

Замена рулевых наконечников 9

Замена рулевых наконечников 10

Замена рулевых наконечников 11

Устройство рулевой трапеции Нива Шевроле и ее особенности


Рулевая трапеция Шеви Нива – это подвижная конструкция соединенных между собой элементов. Основными составляющими являются:

  1. Сошка;
  2. Маятниковый рычаг (рулевой маятник);
  3. Средняя тяга;
  4. Боковая тяга (правая и левая);
  5. Поворотные кулаки.

Сошка — это ничто иное как цельнометаллический рычаг, который установлен на вал рулевого механизма. еК концу рычага шарнирно крепится левая рулевая тяга. Для передачи усилия на правое колесо служит средняя тяга.

Для нее второй точкой опоры служит рулевой маятник, подвижно закрепленный в специальном кронштейне. Этот маятник играет роль второго рычага, передающего усилие на правую рулевую тягу. Поворотные кулаки к трапеции не относятся, но часто рассматриваются, как часть рулевой системы и позволяют более подробно описать процесс управления автомобилем.

На Шевике боковые тяги состоят из двух частей. Они соединены между собой разрезной муфтой, которая имеет внутреннюю левую и правую резьбу с разных сторон. При вращении муфты обе части боковой тяги сходятся или расходятся, изменяя расстояние от сошки или маятника до поворотного кулака. Таким образом, имеется возможность устанавливать определенный угол схождения колес. Обычно та часть боковой тяги, которая обращена к колесу, называется рулевым наконечником.

Готовые комплекты деталей, усиленные модификации и рекомендованные производители

В случае замены элементов рулевого управления в магазинах можно выбрать комплекты не только заводского производства, но и других различных фирм.

В стандартный набор входят:

  1. Стальные стяжные муфты Chevrolet в кол-ве 4 шт.,
  2. Крепежные шплинты и гайки М16 — 6шт.
  3. Боковые стальные стержни в сборе с наконечниками (правый и левый) — 2 шт.
  4. Центральная штанга ВАЗ-2123, артикул 21230341401000 — 1 шт.

СЭВИ-ЭКСТРИМ ВАЗ 2123 Нива-Шев

В качестве альтернативы оригинальным запчастям для Шнивы можно рассмотреть к покупке следующих производителей:

  • СЭВИ-ЭКСТРИМ для ВАЗ 2123/ Нива-Шевроле, артикул для заказа: SV 7066.
  • Комплект приводов трапеции КЕДР ТРИАЛ СПОРТ, артикул производителя: MK2123-34.14.101-02.
  • Набор ТРЕК/ТРЕК Чемпион для моделей Нива-Шевроле, каталожный номер: ST70-110.

Полезное! Для решения проблемы частого износа подвижных соединений в рулевом управлении выпускаются усиленные рулевые тяги «AMG«. Это лучший выбор для любых задач! В конструкции использованы наконечники рулевых тяг Mercedes Daimler AG и Lemforder с возможностью их дополнительной смазки в процессе эксплуатации (тавотницы).

Усиленные рулевые наконечники

К преимуществам усиленных изделий относятся:

  1. Усиление выполняется за счет применения в конструкции закрытого резьбового соединения. Эффективная влагозащита от коррозии уменьшает возможность появления люфтов в регулировочном узле тяги .
  2. При изготовлении рулевых пальцев применяется ультразвуковой дефектоскоп и метод поперечно-клиновой прокатки, что заметно увеличивает их циклическую долговечность.
  3. Вкладыши изготовлены на оборудовании фирмы Zimmer из современного графитонаполненного полиамида, за счет чего достигается минимизация трение подвижной части и увеличение временного ресурса эксплуатации механизма.
  4. Срок службы изделия увеличен практически в четыре раза при условии эксплуатации при самых тяжёлых условиях бездорожья.

Справка! К недостаткам можно отнести относительно высокую стоимость комплекта — 2500-3500 рублей, в то время как оригинальный штатный набор обойдется в 1500 руб.

Схема усиленной рулевой тяги в сборе

Поэтому для поддержания исправного состояния подвижных элементов управления ТС, необходимо регулярно:

  • производить визуальные осмотры грязезащитных пыльников;
  • своевременно устранять изношенные узлы;
  • при замене деталей использовать дополнительную специализированную смазку для подвижных соединений.

Назначение

Рулевые тяги расположены таким образом, что образуется, рулевая трапеция Шевроле Нива имеет три тяги, одна средняя и две боковых. На концах каждой имеется наконечник, соединение происходит за счет резьбовых муфт, которые держатся за счет хомутов. На конце каждой присутствуют шаровые шарниры, которые фиксируются несколькими гайками. Благодаря этой конструкции происходит вращение колес. Для того чтобы внедорожник оставался устойчивым и на дороге чувствовал себя отлично, нужно у шаровых опор как можно чаще проверять зазор, и если он будет большим, необходимо производить замену наконечников. Состояние можно проверить, загнав автомобиль на смотровую яму, и если есть люфт или зазор, можно попробовать устранить его, затянув все хомуты, если это не поможет, тогда нужно производить полную замену.

Главная Автомобили — ВАЗ ВАЗ-21213 (Нива вседорожник) — руководство по техническому обслуживанию и ремонту
поиск по сайту правообладателям

ВАЗ-21213 (Нива). Тяги и шаровые шарниры рулевого привода

Разрез шарового шарнира тяги

2. Съемником 67.7824.9516 выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах.

3. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу. Пользуясь съемником 67.7824.9516, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. 4. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой. Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60°, для обеспечения шплинтовки. 5. После установки отрегулируйте схождение передних колес. Проверка и ремонт ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте состояние защитных колпачков 3 (см. рис. Разрез шарового шарнира тяги) , как описано в подразделе 5.2.1. Поврежденные защитные колпачки замените. 2. Проверьте по радиальному и осевому зазору состояние шаровых шарниров тяг. Если ощущается свободный ход пальца 1 в корпусе 3, а также при попадании в шарнир грязи, песка, при появлении коррозии на шаровом пальце, при полном использовании хода опорного вкладыша – замените шарнир с наконечником тяги.

ВАЗ-21213 (Нива). Кронштейн маятникового рычага

Разрез кронштейна маятникового рычага

1 – маятниковый рычаг; 2 – корпус кронштейна; 3 – шайба; 4 – регулировочная гайка; 5 – шплинт; 6 – верхняя шайба; 7 – уплотнитель; 8 – втулка; 9 – ось рычага; 10 – нижняя шайба; 11 – самоконтрящаяся гайка

Снятие и разборкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отделите маятниковый рычаг от шаровых пальцев средней и боковой тяг, расшплинтовав и отвернув предварительно гайки и вынув съемником 67.7824.9516 шаровые пальцы из гнезд рычага. Затем отверните болты крепления кронштейна к лонжерону кузова и снимите кронштейн. 2. Закрепите кронштейн в тисках, расшплинтуйте и отверните гайку 4 , затем снимите шайбы 3 и 6 и маятниковый рычаг 1 в сборе с осью 9, шайбой 10 и самоконтрящейся гайкой 11, снимите уплотнители 7 и выпрессуйте втулки 8.
Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте состояние втулок оси маятникового рычага; если обнаружите овальность или недопустимый зазор между ними и осью, то втулки замените новыми. При этом заменяются и уплотнительные кольца 7. 2. Проверьте ось на овальность и отсутствие повреждений, при необходимости замените ее новой. Убедитесь, что маятниковый рычаг не имеет деформаций, в противном случае замените его новым.
Сборка и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед сборкой смажьте втулки оси маятникового рычага и заполните пространство между ними смазкой Литол-24. Порядок сборки кронштейна маятникового рычага обратный разборке. 2. Если была заменена ось 9, то самоконтрящуюся гайку 11 крепления рычага затяните динамометрическим ключом. 3. Шайба 6 устанавливается выдавками вверх. 4. После затягивания гайки 4 рычаг в горизонтальном положении не должен вращаться под действием собственного веса. Он должен поворачиваться под действием силы 9, 8–19,6 Н (1–2 кгс), приложенной на его конце. 5. Если гайка 4 оказалась перетянутой, отверните ее, приподнимите шайбу 6 и снова затяните. 6. Закрепив кронштейн на лонжероне болтами с самоконтрящимися гайками и плоскими шайбами, затяните их динамометрическим ключом. 7. Соедините шаровые пальцы тяг с маятниковым рычагом.

Читайте также: