Судно карина находится в территориальных водах укажите правильный формат

Обновлено: 03.07.2024

Законы в нейтральных водах

Внутренние воды — это реки, озера, каналы и водные пути внутри страны.

Территориальные воды — это прилегающее к государству водное пространство на расстоянии трех морских миль (5,5 км) от побережья страны (в старину это расстояние измерялось самой дальнобойной пушкой, размещённой на суше). У некоторых стран это расстояние может доходить до 12 морских миль.

Международные воды (они же нейтральные воды) — это всё, что находится за пределами территориальных вод.

Во внутренних или территориальных водах какой-либо страны вы подчиняетесь местным законам.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, ни одна страна не может владеть водным пространством в открытом море. То есть международные воды никому не принадлежат, и ни одно государство не может диктовать там свои порядки. В то же время существуют экономические зоны, в которых государство имеет права на содержание воды и морского дна, но поверхность воды считается международной.

Можно подумать, что в нейтральных водах в связи с этим нет законов, но это не так. В соответствии с принципом свободы морей, каждый человек подчиняется законам той страны, под чьими флагами идёт его судно.

В случае, когда судно или корабль не имеет флагов, международное право нарушается. Такое судно может попытаться остановить любой, кто имеет флаг какого-либо государства. Если в процессе задержания выясняется, что экипаж судна, идущего без флага, осуществляют незаконную деятельность, то судить таких мореходов будут по законам страны, к которой принадлежит поймавший их экипаж.

Некоторые преступления — рабство, пиратство или незаконное вещание — относятся к универсальной юрисдикции. Это означает, что судно из любого государства может попытаться пресечь такую деятельность в независимости от местоположения в открытом море и от происхождения преступников.

Есть много способов использовать территорию международных вод в своих интересах. Например, в Новой Зеландии компания молодых людей обошла запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах в новогоднюю ночь. Друзья построили себе остров из песка и заявили, что он находится в международных водах. На самом деле остров находился в территориальных водах, но полиция всё равно оставила застолье в покое. Обидно, если бы столько труда пошло насмарку.

Какое государство будет вести расследование преступления на круизном лайнере?

Российской Федерации совершал рейс по маршруту «Сочи-Барселона-Сочи».

Когда лайнер находился в порту города Варна (Болгария), матрос Толкунов

(гражданин РФ) в ходе конфликта с боцманом Чиченко (гражданином

Украины) нанес последнему в кают-компании лайнера ножевое ранение, от

которого Чиченко скончался в госпитале г. Варна.

УК РФ Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Кроме того, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено, что «уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: a) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; b) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; c) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (п. 1 ст. 27).

Из условий задачи следует, что не в открытом водном пространестве, а во внутренних водах Болгарии. Более того, капитан судна обратился за помощью к официальным властям этой страны, в результате чего раненый госпитилизирован в местную больницу.

Поэтому, на мой взгляд, расследование будут проводить болгарские власти.

Правовой режим территориальных вод. Справка

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно - Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

- угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

- любые маневры или учения с оружием любого вида;

- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

- любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование - буи, знаки и т.п., осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Досмотр судов в море

Согласно статье 22 досматривать судна в море могут военные корабли если есть основания подозревать что: судно занимается пиратством, или что это судно занимается работорговлей, или что, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Также согласно статье 22 военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейшее обследование на борту этого судна, со всей возможной осмотрительностью.

Согласно статье 19 в открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество.

Преследование судна регламентирует статья 23:

1. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, что оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, определенной в статье 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

2. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или в территориальное море какого-либо третьего государства.

3. Преследование считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок или другие шлюпки, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна - базы, находятся в пределах территориального моря или, в соответствующих случаях, в прилежащей зоне. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей соответствующему судну его увидеть или услышать.

4. Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или же другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на то уполномоченными.

5. В случае преследования летательным аппаратом:

a) постановления пунктов с 1 по 3 настоящей статьи применяются mutatis mutandis и в отношении этого способа преследования;

b) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или какой-либо летательный аппарат прибрежного государства, предупрежденный летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы обосновать задержание какого-либо судна в открытом море, недостаточно только того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом, как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если только одновременно оно не получило требования остановиться и не было преследуемо самим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.

6. Освобождение судна, задержанного в пределах юрисдикции какого-либо государства и конвоируемого в порт этого государства с целью проведения расследования компетентными властями, не может быть потребовано только потому, что судно и его конвоир пересекли какую-либо часть открытого моря, когда обстоятельства сделали это пересечение необходимым.

7. Если судно было остановлено или задержано в открытом море в условиях, которые не оправдывают осуществление права преследования, ему должны быть возмещены вред и убытки.

На каких условиях яхты под иностранным флагом беспрепятственно могут перемещаться и находиться в России.

Иностранный флаг на яхтах

Для покупки яхты потребуются немалые финансовые средства, а также затраты времени на оформление всех необходимых бумаг, документов на покупку и право собственности на водное судно. При любом раскладе, от покупки судна для путешествий или приобретение солидного транспорта для создания определенного имиджа, необходима регистрация белоснежной красавицы. В зависимости от того в какой стране пройдет регистрация, на судне будет поднят флаг данного государства и обеспечена защита яхты. Если яхта регистрируется в России, то это происходит одновременно со вступлением в права собственности. В иностранных державах необходимо проконсультироваться с юристом, узнав тонкости и особенности местного морского законодательства и порядок регистрации.

Как вы яхту назовете – так она и поплывет

Обязательно нужно придумать название яхты, оно обязательно вносится в документ о регистрации. Если название придумано на иностранном языке, не лишним будет поинтересоваться его переводом, чтобы это не выглядело пошло, насмешливо или неуместно. Итак, какой пакетом документов должен обладать судовладелец:

  • International Maritime Organisation (регистрационный номер, сокращенно IMO);
  • полотно государственного флага;
  • указанный порт приписки судна;
  • идентификационный номер бортовой станции для радиосвязи (MMSI);
  • персональный позывной для радиомаяков и GPS навигаторов.

В процессе регистрации обязательно учитывается тип, размер судна. Необходимый перечень документов дает регистрирующая компания. Для получения судового билета потребуется:

  1. Паспорт и код налогоплательщика (ИНН).
  2. Договор о состоявшейся сделке.
  3. Builders Certificate (сертификат для новой яхты).
  4. Документ о праве собственности.
  5. Название плавательного средства с указанием технических характеристик.
  6. Документ о пригодности судна к дальнейшему передвижению.
  7. Перечень необходимого радиоуправления и спасательного оборудования.


Перемещение иностранных судов согласно законам Российской Федерации

Законодательство отдельных иностранных государств не требует официальной регистрации водных судов, определяя принадлежность яхты гражданством ее обладателя. Но, если яхта не внесена, ни в один судовой реестр, то владелец может быть оштрафована в чужих территориальных водах и даже попасть под арест.

Находясь в акватории морских портов России, все водные транспортные средства, прибывающие и отбывающие из России должны пройти в соответствии с правилами пограничный контроль, таможню, и санитарно – карантинный осмотр.

Существует законодательно утвержденные правила прохождения прогулочных и спортивных иностранных судов, а именно спортивных и прогулочных яхт не занятых в коммерческих сделках в акватории России. Для этого необходимо заранее получить разовое разрешение Минтранса России при согласовании с Российской Федерацией парусного спорта и ФСБ. Оформляется заявка на двух языках: английском и русском. В заявке необходимо указать государственный флаг, названия судна, его тип и класс, основные габариты и характеристику двигателя. В заявке требуется указать дату предполагаемого прибытия в порт и дальнейший маршрут передвижения. Требуются данные с поименным списком членов экипажа, и ФИО владельца судна. Необходимо сообщить время, которое яхта будет находиться во внутренних водах России.

Под эту категорию попадают: яхты принимающие участие в спортивных соревнованиях, пассажирские суда с количеством пассажиров до 12 человек.


Без разрешения министерства транспорта РФ, офис которого находится в Москве, передвижение иностранных судов запрещено. Во внутренних водах ходить под флагом России можно не более шести месяцев, после чего необходимо растаможить и зарегистрировать судно. Обязательным условием следования иностранных судов, является комплект лоцманских карт и навигационных пособий по всему маршруту.

Дельта Тест. Квалифицированный матрос 2/3.03 (с ответами) - часть 1

Что понимается под термином «особый район» в отношении требований МК МАПРОЛ 73/78?

Морской район, где необходимо принятие особых методов предотвращения загрязнения моря

Судно находится на удалении 20 миль от ближайшего берега вне пределов особого района. Могут ли пищевые отходы быть выброшены за борт?


В каких случаях МК МАРПО/1 73/78 разрешает выбрасывание за борт вредных веществ, перевозимых в /паковке

При необходимости обеспечения безопасности судна и сохранения человеческой жизни

Судам, находящимся на акватории морского порта РФ или подходах к нему сливать за борт судна сточные воды

Запрещено, за исключением случаев, установленных правилом 11 главы 3 Приложения IV к Международной конвенции МАРПОЛ

Судам, находящимся на акватории морского порта РФ или подходах к нему выбрасывать за борт судна пищевые отходы

Судам, находящимся на акватории морского порта РФ или подходах к нему выбрасывать за борт судна бытовые отходы

Судам, находящимся на акватории морского порта РФ или подходах к нему разводить открытый огонь и сжигать отходы любого рода на борту судна

Судно находится на удалении 15 миль от ближайшего берега в пределах особого района. Может ли быть выброшен за борт мусор, включая бумагу, ветошь, стекло?
Нет

Судно находится на удалении 6 миль от ближайшего берег: в пределах особого района. Может ли быть, выброшен за борт мусор, включая бумагу, ветошь, стекло,?
Нет


Судно находится на удалении 12 миль от ближайшего берега в пределах особого района. Может ли быть выброшен за борт мусор, включая бумагу, ветошь, стекло?

Судно находится на удалении 15 миль 01 ближайшего берега в пределах особого района. Можно ли выбросить за борт сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы?
Нет

На каком расстоянии от берега можно сбрасывать сепарационные и упаковочные материалы
Сброс запрещен

За пределами особых районов запрещается сбрасывать за борт не измельченные пищевые отходы на расстоянии от берега менее
12 миль

За пределами особых районов запрещается сбрасывать за борт измельченные пищевые отходы на расстоянии от берега менее
3 миль

В пределах особых районов запрещается сбрасывать за борт измельченных пищевые отходы на расстоянии от берега менее

На каком расстоянии от берега можно сбрасывать за борт пластиковые упаковочные материалы


Что из перечисленного в ответах подпадает под понятие «мусор», определенное МК МАРПОЛ 73/78?

1. Бытовые отходы

2. Эксплуатационные отходы

В «особых районах», определенных в МК МАРПОЛ 73/78, запрещен сброс за борт

3 Стеклянных изделий

4.Изделий из пластмассы

6. Сепарационных материалов

Что разрешается выбрасывать за борт в «особых районах», определенных в МК МАРПОЛ 73/78, на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега

2.Свежую рыбу и ее остатки

3.Измельченные пищевые отходы

Что из перечисленного в ответах запрещается выбрасывать в море

1 Все виды пластмасс

5.Пластмассовые мешки длямусора

В соответствии с требованиями МК МАРПОЛ 73/78 сброс сточных вод с судна в море

Разрешен в случаях, установленных правилом 11 главы 1 Приложения IV к Международной конвенции МАРПОЛ

Случайно пересекли государственную границу на яхте, что делать?

Мы с друзьями вдесятером отдыхали в Турции и арендовали яхту. В плавание вышли из турецкого порта Кас и направились в сторону греческого острова Кастелоризо.

Спустя некоторое время капитан понял, что яхта находится за пределами Турции. Он развернул судно обратно, но было поздно: власти Турции остановили яхту и потребовали оплатить штраф 500 000 рублей.

Это законно? Как понять, что это не взятка?

Алексей, иногда сложно разобраться, где начинаются территориальные воды Турции или Греции. При этом это популярное направление для путешествий на яхтах.

Разберем, стоит ли платить штраф и как избежать нарушения границ в будущем.

Где граница между Турцией и Грецией

Правительства Турции и Греции давно спорят, где проходит граница между государствами в Эгейском море. Сейчас она расположена в 6 милях от суши обеих стран. Временами Греция заявляет об увеличении границ в одностороннем порядке до 12 миль, а Турция в ответ угрожает объявлением войны.

Часто земли обоих государств расположены друг к другу ближе, чем 12 миль. В таком случае водное пространство между территориями делится пополам.

В конвенциях ООН по морскому праву сказано, что мирный проход через территориальные воды государства не расценивается как нарушение его границ. Турция является участником конвенции 1958 года, а Греция — 1982 года. Если ваша яхта зашла в воды иностранного государства, не заходила в порты и не нарушала закон, она может спокойно вернуться.

В то же время конвенции ООН не отменяют собственные законы стран о пересечении государственных границ. В статье 5 закона Турции об иностранцах и международной защите написано, что покинуть страну можно только через действующие пограничные пункты. С собой у туриста должен быть действительный паспорт и проездной документ.

В случае с арендованной яхтой это другой список документов — расскажу о нем дальше.

Это взятка или нет?

государственная валюта Турции — турецкая лира

К сожалению, я не могу говорить о перспективах подобного спора: исход зависит от конкретных обстоятельств дела.

Понимаю, что общение с турецкими пограничниками бывает неприятным. Иногда все вопросы решаются очень медленно, и разговор действительно напоминает вымогательство взятки. Но обычно причина в другом. Оформление документов может затягиваться из-за некомпетентности и нерасторопности пограничников. Если они вдруг все-таки намекают на взятку, я ни в коем случае не рекомендую соглашаться.

Какие документы нужны для пересечения границы

В договорах фрахтования всегда оговаривается территория плавания. По моему опыту, яхты в Турции сдают с условием, что турист не будет пересекать границу.

Обычно с условиями фрахтования прокатной компании можно предварительно ознакомиться на ее сайте. Я нашел пример на портале Turkey-yachtcharter.com.

Если капитан собирается пересечь государственную границу, он должен подготовить для этого пачку документов.

В первую очередь понадобится оформить транзит-лог (transit log) — сертификат регистрации яхты. Его выдают капитану судна, которое заходит в территориальные воды страны под иностранным флагом. Этот документ можно оформить не во всех портах на побережье Турции — лучше уточнить информацию при планировании путешествия на сайте порта.

Обычно для получения транзит-лога нужно представить:

  1. Список всех членов экипажа. В нем потребуется указать имя, фамилию, дату рождения, гражданство и номер паспорта каждого члена экипажа.
  2. Копию парусной лицензии капитана, то есть свидетельство о квалификации. Лицензия должна быть действительной в стране проживания капитана.
  3. Хорошо различимые копии всех страниц паспортов членов экипажа.
  4. Подписанный договор фрахтования.
  5. Яхтенные документы и перечень основного яхтенного оборудования. Его предоставляет компания-арендодатель.

После получения транзит-лога нужно поставить отметку таможенной службы, санитарного контроля, паспортной службы и начальника порта.

Я советую оформлять документы для пересечения границы через агента. Его контакты обычно предоставляет фрахтователь судна. Еще их можно узнать в порту. Самостоятельное оформление документов чревато потерей времени, да и процедура слишком сложная: легко запутаться и ошибиться.

Как подготовиться к аренде яхты в Турции

Если вы решили взять яхту в аренду, надо как следует подготовиться к поездке.

До поездки найдите и прочитайте лоцию, или книгу капитана. По-английски она называется Pilot Book. По большому счету, лоция — это путеводитель. В ней отмечены места с особым режимом плавания, карты портов и прибрежных вод, условия и порядок захода в порты плавания, расценки на портовые услуги и сборы. Еще в лоции можно узнать много интересного об истории, географии, культуре и обычаях страны.

Внимательно прочитайте договор и правила фрахтования. Уточните информацию о границах у арендодателя.

Если вы планируете заходить в разные порты или пересекать границу, советую готовить документы заранее и через агента. Как правило, компании, которые предоставляют в аренду яхты, сами оказывают такие услуги или имеют контакты посредников.

Во время плавания на яхте должны быть основные документы: транзит-лог , страховка яхты и экипажа, свидетельство о квалификации капитана. Эти документы готовит арендодатель или агент.

С собой лучше взять деньги в местной валюте. В Турции порты сами назначают цены на свои услуги, поэтому стоимость сборов может сильно различаться. Они бывают разные: визовый, причальный, портовой безопасности и так далее. Сумму сборов советую уточнять у арендодателя или в порту.

Обязательно ознакомьтесь с ограничениями. Я рекомендую уточнять, можно ли заниматься дайвингом, рыбалкой, готовить еду, перевозить на борту животных. Об этом пишут в договоре фрахтования, лоции и на сайтах для мореплавателей.

Если вы не уверены в своих навыках управления яхтой, арендовать ее лучше с местным бывалым капитаном.

Если вас задержали

Если у властей возникли вопросы и вы не понимаете, законны ли их требования и нужно ли что-то платить, не стесняйтесь звонить:

  1. Компании, которая сдала яхту в аренду, или собственнику. Они могут предоставить необходимые документы или хотя бы пояснить, что происходит и что от вас хотят.
  2. Агенту, который занимается оформлением документов для плавания или пересечения границы, например договора фрахтования. Он поможет понять, основательны ли претензии властей. Как правило, агенты могут порекомендовать, как действовать дальше, и дать контакты юристов в порту, где находится судно.

Если ситуация кажется безвыходной, звоните в посольство Российской Федерации. В Турции это телефоны +90 312 439-21-22 , 439-35-18.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

На судне «Глория», приписанном к российскому морскому порту г. Владивостока, в период нахождения в территориальных водах США, было совершено убийство. Американские власти, которым стало известно о случившемся, потребовали допустить сотрудников американских правоохранительных органов для проведения необходимых следственных действий в соответствии с уголовным законодательством США. Капитан российского судна отказал в предъявленном требовании, сославшись на то, что судно ходит под флагом Российской Федерации, и расследование должно проводиться в соответствии с УК РФ правоохранительными органами России. Проанализируйте ситуацию и объясните, кто прав.
Объясните пределы действия нормативного правового акта в пространстве.


я соглашусь с мнением автора. закон - нормативный акт, издаваемый высшим законодательным органом власти государства, принимаемый в особом процедурном порядке, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и имеющий высшую юридическую силу. человек с древних времён, живя в обществе стремился к порядку. и блогодаря тому, что закон имеет высшую юридическую силу, за его нарушение правонарушителя ждёт наказание. поэтому люди и задумываются о порядке и стараются быть законопослушными гражданами. покоем для народа является отсутствие всеобщего возмущения, тревоги, перемен. при соблюдении закона всё это становится возможным. свобода же - способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями. своим высказывание, вовснарг хотел сказать, как я понял, что абсолютной свободы при наличии законов быть не может. иными словами свобода-это не вседозволенность.

в качестве доказывающего примера рассмотрим следующую ситуацию. в 3 часа ночи группа нетрезвых музыкантов вышла на улицу и стала громко петь и кричать. через 20 минут их забрала милиция, взяв с них штраф и объяснив, что их поведение является административным правонарушением.

всё вышесказанное объясняет, что граждане, закон, могут быть спокойны, т.к всевольность остальных приследуется юридическим ограничителем-законом.

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;

любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Территориальные воды и их отсчет

Территориальными водами или территориальным морем называется полоса моря шириной не более 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних морских вод прибрежного государства.

Ширина территориальных вод прибрежных государств отсчитывается в соответствии с положениями Международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Часть II «Территориальное море и прилежащая зона», Раздел 2 «Границы территориального моря». Данная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года.

На территориальные воды в полном объёме распространяется юрисдикция прибрежного государства.

Иностранное судно, при плавании в территориальных водах, обязано поднимать государственный флаг прибрежного государства. Правила подъёма государственных флагов на торговых судах рассмотрено в отдельной статье.

Ниже приведены статьи из данной Конвенции и приведены некоторые комментарии.

Статья 3

Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

1 морская миляравна 1852 метра.

карта

Статья 4

Внешняя граница территориального моря

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Отсчет ширины территориальных вод производится от исходной линии, которой могут служить: нормальная исходная линия; прямые исходные линии у изрезанных и извилистых берегов; линии наибольшего отлива вокруг осушек, расположенных полностью или частично в пределах территориальных вод прибрежного государства; архипелажные линии; линия внешнего края окаймляющего рифа вокруг атоллов при наибольшем отливе; замыкающие линии в заливах, берега которых принадлежат одному государству; прямые линии, проведенные поперек устьев рек, впадающих непосредственно в море или сочетание перечисленных выше методов.

Статья 5

Нормальная исходная линия

Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

В Российской Федерации официальными картами считаются карты, издаваемые Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны ГУНиО МО.

В Великобритании официальные карты издаёт Гидрографическая Служба Великобритании (UK Hydrographic Office). Адмиралтейские стандартные морские карты (Admiralty Standard Nautical Charts – ASNCs), являются наиболее достоверными и широко используются во всем мире как официальные навигационные морские карты.

В каждом государстве, имеющем морские границы, имеются гидрографические службы, которые выпускаю официальные навигационные карты охватывающие прибрежные воды данного государства. Карты, как правило издаются на основании стандартов Международной Гидрографической Организации (International Hydrographic Organization).

Международная Ассоциация Геодезии (International Association of Geodesy) рекомендует использовать для издания карт референс эллипсоид «GRS80», однако большинство навигационных карт издаются на основании референс эллипсоида «WGS84», который незначительно точнее, однако для практических целей разница в точности настолько не существенна, что не имеет никакого значения.

Статья 6

Рифы

В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

На навигационных картах часть берега, осыхающая, при наибольшем отливе, как правило окрашивается зелёным цветом, а на картах, выполненных в серых и голубых цветах, окрашивается сине-серым цветом.

таблица

Статья 7

Прямые исходные линии

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. При проведении прямы исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

5. В случаях, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.

6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

На навигационных картах исходные прямые линии наносятся в виде прямых линий с треуголниками, обращенными вершинами в сторону береговой линии, соединяющих конечные точки исходных линий, которые находятся в официальном перечне. Исходные линии на навигационных картах издания ГУНиО МО наносятся зелёным цветом, как на приведенном выше фрагменте карты для южной части пролива Каттегат. На картах издаваемых Британским Гидрографическим управлением как указано ниже в таблице.

таблица

Статья 9

Устья рек

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Статья 10

Заливы

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линий, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает 24 морские мили, прямая исходная линия в 24 морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.

Статья 11

Порты

Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.

Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

Статья 12

Рейды

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Статья 13

Осыхающие при отливе возвышения

1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориальных вод, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.

2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.

Статья 14

Сочетание методов установления исходных линий

Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных статьях, в зависимости от различных условий.

Территориальные воды имеют три границы:

Внешняя и боковая границы территориальных вод служат морской государственной границей прибрежного государства.

Таблица. Ширина территориальных вод государств Европы

таблица

В Черном море Турция имеет ширину территориальных вод 12 морских миль, так как все прибрежные государства имеет такую же ширину территориальных вод.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г, за судами всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, признаётся право мирного прохода через иностранные территориальные воды, которое накладывает на проходящее судно определённые обязательства. Право мирного прохода будет рассмотрено в отдельной статье.

Читайте также: