Светлый мир просторный открыл нам лад

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Урок музыки во 2-м классе на тему: "Весело – грустно" (программа В.В. Алеева)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий.

Оборудование урока:

- Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение);

- В. Петрушин “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось” (пение);

- И. Челноков, Е. Челнокова “Здравствуй, песенка моя” (пение);

- Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” (слушание);

- Л. Бетховен “Сурок” (слушание);

- Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);

- В. Васнецов “Алёнушка”;

- Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”.

Ход урока

I. Орг. момент.

Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение).

- Здравствуйте, Наталья Даниловна.

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

- В чем заключается разница между этими приветствиями?

II.

Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).

Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).

Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. Раскройте свои рабочие тетради на стр. 23, посмотрите работы друг у друга. Понравились они вам? Два учащихся защищают свою работу.

Перед вами лежат листочки с новым домашним заданием. Положите их в ежедневники. Задания будут похожи на те, что мы будем делать сегодня в классе.

Д/з: выполнить одно из заданий по выбору:

а) придумай свой ритм и сочини к нему мелодию в определённом настроении;

б) сочини стихотворение и к нему мелодию в определённом настроении;

в) нарисуй рисунок в определённом настроении.

На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.

Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?

На доске запись этих произведений (в таблицах):

Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”
Л. Бетховен “Сурок”
Д. Кабалевский “Клоуны”

- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.

- Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”?

Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться.

Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.

III.

Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?

А сейчас я предлагаю вам спеть песни В. Петрушина “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось”.

- Чему нас учат эти песни?

- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?

Пение сопровождается двигательной импровизацией в соответствии с настроением песни.

Какой разный ритм у песен и музыкальных произведений! А мы с вами знаем, что музыкальные звуки различаются по длительности. Существуют долгие по продолжительности ноты (целые, половинные), средние (четверти) и совсем короткие (восьмые и шестнадцатые). Повторяем ритмослогами. На доске запись двух ритмических рисунков (проговариваем ритмослогами и показываем в движении).

Если бы вы были композиторами, для какого из ритмов вы написали бы мелодию в мажоре, а для какого – в миноре? Детская импровизация (перед импровизацией пропеть мажорную гамму на слог да, минорную – на ду). Лад, также как и ритм, обладает большой выразительной силой, помогает ярко раскрыть образное содержание произведения, его настроение.

Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.

Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя “Берёзка” и “Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.

Теплом трепещущим, ветками влажными
Тянется к солнцу берёза отважная.
Видишь, как цепко за мыс ухватилась?
Видишь, как ясно в воде отразилась.
Солнце её, сиротливую, нежит,
Ветер ей косы зелёные чешет.
Дай ей, земля, животворного сока!
Станет она и прямой, и высокой!
Сердце не бьётся в берёзе, и всё же
На человека берёза похожа!

Лежит берёзка на земле сырой
С распоротой обугленной корой.
Её сразила молния вчера
Ударом браконьерским топора.
А прежде руки утренней зари
Ей в уши продевали янтари,
И ветер к ней, бывало, прилетал
И ленты солнца в волосы вплетал.
Ах, ни одна из всех берёз
Таких красивых не носила кос!
Берёзы ненавидели сестру,
Сучками ей царапали кору…
Теперь они трусят седой листвой
Над рухнувшей сестрицей неживой,
И слёзы тяжеленные, как ртуть,
Роняют ей на высохшую грудь.

- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?

- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?

- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?

- А эти стихотворения чему-то научили вас?

На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?

Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию).

А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней.

- Что мы слышим? (Вокруг тишина).

- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).

- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.)

- Слушает ли Алёнушка тишину?

- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).

- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).

- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?

- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?

- А хотели бы вы помочь Алёнушке?

Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель).

У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.

IV.

- О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).

- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

Интегрированное музыкальное занятие для детей 6–7 лет «Кораблики мелодий»

Цель: развитие творческих способностей детей.

1. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям.

2.Развивать ладовый и тембровый слух: учить различать мажор и минор, тембр разных инструментов.

3. Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный слух,чувство ритма, ладовый слух; закреплять представление о музыкальных жанрах.

Ход занятия:

(Звучит полька, дети вбегают поскоками в зал и образуют круг.)

Музыкальный руководитель: здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Проводится логоритмическая игра»Приветствие».

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое. (скрещивают руки не опуская)

Здравствуй, легкий ветерок! (машут руками, изображая ветер)

Здравствуй маленький дубок (руки перед собой «бутончиком»)

Здравствуй, утро (правая рука в правую сторону)

Здравствуй, день (левая рука в левую сторону)

Нам здороваться не лень

Здравствуйте, все люди, вы здоровы будьте! (скрещивают руки на груди, а затем их выпрямляют).

Все в мире хочется познать

Все хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире.

Нас музыка зовет,

Она всего дороже

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет.

(Педагог говорит, раскручивая цветную нить клубка).

Ребята, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение в удивительную страну- в мир загадочных звуков. А хотите узнать, кто нас туда пригласил Приглашение- от ее высочества принцессы Мелодии, она управляет всеми красками музыки. Все ее любят и дружны с ней, поэтому в

ее дворце всегда царит радость, веселье, много музыки и разноцветья.

Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,

И кораблики мелодий выплывают из-под рук.

Их волна крутая кружит, но снести не сможет, нет.

В царство музыки и света мы плывем за нею вслед!

Ребята, отправимся в путешествие на корабле?

Муз.руководитель: Все расселись по местам? Я сейчас сигнал подам (колокольчик, звучит легкая музыка, шум волн, дети двигаются «змейкой» по залу. Находят 1 буй с флажком, на котором написано задание.)

Нужно закончить двустишие:

Звуки выстроились в ряд, получился…звукоряд.

Дружбу звуков, говорят, называют словом….лад.

Светлый мир просторный, открыл нам лад…мажорный.

Мир в сумрак погруженный, открыл нам лад…минорный.

От рева и до свиста – три в музыке…регистра.

Звучит веселая музыка, появляется Синьор Мажор.

Мажор :Правильно, ребята, молодцы! Друзья, представиться спешу, знакомству очень рад! Меня зовут Синьор Мажор - я лучший друг ребят. С собой всегда я приношу улыбку, шутку, смех, и если дружен ты со мной, то ждет тебя успех!

Звучит грустная музыка, появляется Синьор Минор.

Минор: А я зовусь Синьор Минор,и вот что вам скажу: со смехом мне не по пути, я грустью дорожу. Люблю,вздыхая слезы лить и предлагаю вам: давайте вместе погрустим, о чем- не знаю сам!

Муз.руководитель: Дети, давайте поздороваемся с Синьором Мажором и Синьором Минором. Дети поют слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад. Ребята, а какой музыки больше всего не любит Кощей Бесцветный? Какая музыка его расстраивает, раздражает?Дети: веселая, задорная, шутливая, игривая, озорная, звонкая.

Мажор: Правильно, дети! Со мною будешь бодр и смел, и всем на удивление, любую трудность победишь с мажорным настроением. Так пусть всегда, так пусть везде, улыбка красит лица, хорошее настроение всегда вам пригодится!

Муз.руководитель: Смотрите, ребята, а вот 1 нотка, что на ней изображено? Правильно- дом. Помните,как в песенке поется: «Мы до отыщем дома». Плывем дальше. (Звучит музыка, следующий буй 2)

А вот второе задание: нужно прослушать несколько мелодий и определить

как они называются (дети определяют жанры музыки- марш и танец)

Правильно, а как называется эта нотка с изображением реки? Ре- «Мы ре в реке поймаем» .Проводится игра с муз. палочками-удочками.

Рыбка-рыбка, я рыбак (дети показывают удочку, слегка вращая кистью)

Откуси хоть чуточку (перекладывают удочку в другую руку, дразня рыбку, усложняя задание передать удочку в руку соседа слева по кругу)

Не дразни меня рыбак (дети выполняют ритмический рисунок, стуча палочкой по полу)

Попадусь на удочку (дети закидывают удочку)

Муз.руководитель: Плывем дальше. А вот 3 буй. Внимание! Дети! .Послушайте и назовите любимую музыку принцессы Мелодии. (Звучит вальс) .А почему вы решили, что это вальс (Дети отвечают: музыка плавная, нежная, спокойная, легкая, мечтательная).Верно! Что изображено на этой нотке-часы. И это нотка ми. «И у минутки быстрой про ми мы разузнаем»

Проводится логопедическое упражнение:

Жил веселый язычок в маленьком домишке, (дети двигают язычком свободно, издавая различные звуки «болтают»).

Превращался во что мог на радость всем детишкам.

Ходят часики тик-так : влево- тик, вправо- так, (дети высовывают язычок то влево, то вправо)

Не остановишь их никак.

Муз.руководитель : Все расселись по местам, я сейчас сигнал подам. Плывут 4 буй.

Муз.руководитель: Ребята, скажите, как называют человека,который сочиняет музыку? Верно, композитор. Назовите пожалуйста фамилию композитора, который написал вальс. Молодцы! Петр Ильич Чайковский! И мы получаем 4 нотку, 5 нотку. «Мы фа и соль в тарелке отыщем за обедом».

Проводится пальчиковая гимнастика:

На пригорке три избушки (дети смотрят в «бинокль»).

Что за чудо деревушка? («крыша» над головой»)

Зреют яблочки в саду (фонарики перед собой)

Утки крякают в пруду (сомкнуть 4 пальца вместе, большой палец прикладывать к 4)

Утром солнышко встает (скрещенные руки над головой, пальчики шевелятся)

Петушок песенки поет

Баба с дедом там живут (подпереть надутые щеки кулачками)

Внуков в гости ждут («козырек» - смотрят).

Через реку брошен мостик (сложить руки полочкой)

Мы бежим скорее в гости (пальчики бегут по одной руке, потом по другой).

Муз.руководитель: Молодцы, плывем дальше. 6 буй! Это нотка ля.

«Проквакают лягушки нам ноту ля дуэтом». Ребята, дуэт- сколько человек?

Муз.руководитель : танцевать друзья пора (исполняется любой веселый танец).

Продолжаем мы наш путь, чтобы в сказку заглянуть. Следующий буй 7.

«А си нам прощебечет синичка на заборе «. Теперь споем всю гамму мы вместе в до мажоре.

Мы до отыщем дома,

Мы ре в реке поймаем,

И у минутки быстрой про ми мы разузнаем.

Мы фа и соль в тарелке отыщем за обедом,

Проквакают лягушки нам ноту ля дуэтом.

А си нам прощебечет синица на заборе,

Теперь споем всю гамму мы вместе в до мажоре:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

(Звучит произведение В. А Моцарт «Послушай как звуки хрустально чисты»)

Появляется принцесса Мелодия:

Мелодия: Вот час настал, я с вами здесь сбылась мечта моя,

Всего не выразить словами доскажет музыка сама.

Загадки музыкальные смогли вы разгадать,

Умением, старанием смогли меня порадовать.

Я в королевство музыки открою настежь дверь,

И звуки музыкальные понятны вам теперь.

(Принцесса мелодия дарит детям скрипичный ключ, дети изготавливают из бумаги кораблики и прикрепляют на нотный стан, который изображен в виде волн.)

Дистанционное музыкальное занятие «В гости прилетел к нам друг-Воробушек» для детей младшего дошкольного возраста Дистанционный конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми возраста от 3 до 4 лет. С целью реализации музыкальной деятельности.

Дистанционное музыкальное занятие «Страна Добра» для детей дошкольного возраста 1. Вводная часть 1 слайд Заставка 2 слайд Сегодня мы отправляемся в страну «Добра». Но перед тем как отправится в это путешествие. Мы.

Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Сказки Пушкина в музыке» Тема:Сказки Пушкина в музыке. Цель: На примере сказки Пушкина " Сказка о царе Салтане" и музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора.

Интегрированное музыкальное занятие «Весёлые нотки» в подготовительной к школе группе
Интегрированное музыкальное занятие «Весёлые нотки» в подготовительной к школе группе Цель: формирование основ музыкальной нотной записи в единстве с другими видами художественного творчества. Задачи: • дать представление.

Интегрированное занятие по теме «Космос глазами детей» НОД по теме: «Космос глазами детей» Цель: Расширять и уточнять представления детей о космосе, работе космонавтов. Задачи: Уточнить знания.

Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Капустница»
Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Капустница» Цель: Познакомить детей с русским народным праздником «Капустница», с народными традициями и играми. Задачи:- Закрепить представления детей.

Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Школа пешехода» Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Планируемые результаты: интегративное качество «Любознательный, активный»:.

Музыкальное занятие с применением ИКТ для детей старшей группы «Путешествие по песням Владимира Шаинского» Цель и задачи. Знакомить детей с творчеством В. Я. Шаинского. Вызывать интерес к песням В. Шаинского, желание петь их. Развивать воображение,.

Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна»
Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

"КАК ДЕТИ РАСКОЛДОВАЛИ ПРИНЦЕССУ МЕЛОДИЮ" Сценарий открытого занятия для старшей группы

1. Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, учить их передавать своё отношение изобразительными средствами.

2. Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный слух, чувство ритма, ладовый слух, закрепить представление о музыкальных жанрах.

(Звучит музыка, дети входят в зал и образуют полукруг)

Музыкальный руководитель. (муз руководитель) поет «Здравствуйте, ребята»

Дети отвечают: «Здравствуйте» (по звукам тонического трезвучия – V, III, I)

Ребята, у нас сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети поют: «Здравствуйте, гости!»

Гости отвечают: «Здравствуйте, дети!»

Муз. руководитель. Ребята давайте с вами вспомним три главных жанра в музыке, как они называются?

Дети: Марш, танец, песня.

Муз. руководитель. А теперь вот такое задание: под марш вы будете двигаться чётким энергичным шагом, когда будет звучать танец, вы будете выполнять танцевальное движение «Ковырялочка», а когда зазвучит песня, будете двигаться хороводным шагом.

ЗВУЧИТ ТАНЕЦ, ПЕСНЯ, МАРШ.

Выполнив упражнение, дети садятся на свои места.

Муз. руководитель. Ребята, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение в удивительную страну – в мир загадочных звуков. А хотите узнать, кто нас туда пригласил? Приглашение от её высочества принцессы Мелодии. она управляет всеми звуками и красками музыки. Все её любят и дружны с ней, поэтому в её дворце всегда царит радость, веселье, много музыки и разноцветья. Сейчас я вам раздам пригласительные билеты, и мы отправимся в путь к принцессе Мелодии.

(Открывает конверт, а там пусто). Ах, что же случилось? Конверт совершенно пустой! Куда исчезли пригласительные билеты?

МУЗЫКА. ВХОДИТ КОЩЕЙ БЕСЦВЕТНЫЙ

Кощей: Краски музыки – семь нот,

Я их спрятал под замок.

Запрещаю детям петь и танцевать,

А принцессу я решил заколдовать.

Мир бесцветный будет всюду,

Муз. руководитель. Всё понятно, это кощей Бесцветный спрятал все краски музыки и заколдовал принцессу Мелодию.

Кощей: Да - да-да! С детства не люблю всякие краски, поэтому запер я их в шкатулки, и принцессу усыпил – спит она крепким сном! Пока принцесса спит, а нотки – в шкатулках, вам меня никогда не одолеть!

Муз. руководитель. А скажите нам, пожалуйста, Ваша Тусклость, какими ключами открываются шкатулки и как нам расколдовать принцессу Мелодию?

МУЗЫКА. КАЩЕЙ КРУЖИТСЯ И УХОДИТ

Муз. руководитель. А мы попробуем, правда, ребята? Ведь вы старательно занимались и многое узнали. Вот и первая шкатулка.

Старается открыть и делает вид, что никак не может

Да не открывается … вижу на шкатулке вопрос: «Какую музыку я не люблю больше всего?» и подпись Кащей Бесцветный.

Ребята, какой музыки больше всего не любит и боится Кощей Бесцветный? Какая музыка его раздражает, расстраивает?

Дети отвечают: весёлая, задорная, радостная, шутливая, мечтательная, нежная.

Муз. руководитель. Послушайте музыку, вспомните, как называется музыкальное произведение, какой композитор его сочинил?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ПАРЕНЬ С ГАРМОШКОЙ» Г.СВИРИДОВ.

(Дети называют музыкальное произведение)

СЛАЙД № 2 – ПАРЕНЬ С ГАРМОШКОЙ

СЛАЙД № 3 – ГЕОРГИЙ ВАС. СВИРИДОВ

Музыка волшебства. Шкатулка открывается.

Муз. руководитель. Ой, ребята, посмотрите, наша шкатулка открылась, а в ней спрятана, нотка. Давайте вспомним, где располагаются нотки? (Дети отвечают: «Нотки располагаются на пяти линеечках»

Муз. руководитель. Правильно. А как называются по-другому пять линеечек.

Дети. Пять линеечек называются нотный стан.

Муз. руководитель. Совершенно, верно. Мы спасли с вами первую нотку, которую заколдовал Кащей Бесцветный, это нотка «до». Кто мне скажет, на какой линеечке она пишется.

Ответ ребенка. Нотка «до» пишется на добавочной линеечке снизу.

Вешает нотку на нотный стан

Муз. руководитель. Давайте посмотрим какой вопрос ждет нас на второй шкатулке…Читает: «Послушайте и назовите любимую музыку принцессы Мелодии».

ЗВУЧИТ «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

СЛАЙД № 4 – ВАЛЬС ЦВЕТОВ

СЛАЙД № 5 – П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

Муз. руководитель. А почему вы решили, что это вальс, а не полька?

Дети отвечают: потому что музыка плавная, нежная, спокойная, мечтательная.

МУЗЫКА ВОЛШЕБСТВА. (Открывается вторая шкатулка с нотой «ре»).

Ведущий вешает ноту на нотоносце.

Муз. руководитель. На ТРЕТЬЕЙ шкатулке следующее задание:

«Чтобы открылась третья шкатулка, вам нужно закончить двустишия»

Звуки выстроились в ряд, получился…. (звукоряд).

Дружбу звуков, говорят, называют словом …. (лад).

Светлый мир просторный открыл нам лад….(мажорный).

Мир, в сумрак погружённый открыл нам лад…. (минорный).

От рёва и до свиста – Три в музыке ….(регистра).

Правильно, Молодцы, ребята!

МУЗЫКА ВОЛШЕБСТВА. Открывается третья шкатулка с ноткой «ми».

Мы расколдовали еще одну нотку это нотка «ми» она располагается на первой линеечке.

Ведущий размещает нотку на нотоносце.

Муз. руководитель берет ЧЕТВЕРТУЮ шкатулку, читает задание –

«Что такое лад? Какие лады в музыке вы знаете?»

Муз. руководитель. Итак, кто мне скажет, что такое лад?

Ответ – Лад – это настроение в музыке.

Муз. руководитель. Совершенно, верно.

Ребята, посмотрите. К нам на занятие пришёл человечек!

СЛАЙД № 7 – КАРТИНКА С ВЕСЁЛЫМ ЧЕЛОВЕЧКОМ

А теперь вопрос, какой лад он изображает? Внимательно посмотрите на него.

Дети отвечают – это мажорный лад.

Муз. руководитель. Давайте с вами споём распевку про мажорный звукоряд.

Дети (поют): Все мы дружно встали в ряд,

Не простой – мажорный,

СЛАЙД № 8 – КАРТИНКА С ГРУСТНЫМ ЧЕЛОВЕЧКОМ

Муз. руководитель. А сейчас какой звукоряд характеризует этот человечек?

Дети отвечают это минорный лад.

Дети (поют): Да, минорный звукоряд –

Это грустных звуков ряд.

И от этой грустной песни

Мы сейчас заплачем вместе!

Открывается ЧЕТВЁРТАЯ шкатулка с нотами «ФА» и «СОЛЬ»

Муз. руководитель. Давайте посмотрим какой вопрос приготовил нам Кощей дальше - ПОДБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНО ЦВЕТА К ПЕСНЯМ РАЗНОГО ХАРАКТЕРА

Я предлагаю вам исполнить две песни разного характера. Для этого пройдите, пожалуйста, в полукруг.

МУЗЫКА. Дети встают в полукруг

С какой песни вы хотели бы начать?

ПЕСНЯ «ЗАКРУЖИЛА, ЗАМЕЛА»

Муз. руководитель. Ребята, а в какой цвет вы раскрасили бы эту песню?

Дети: Голубой, синий, белый цвет.

Муз. руководитель. А сейчас давайте исполним песню о маме.

Ребята, а эту песню в какой бы цвет вы раскрасили?

Дети: В жёлтый, потому что мама ласковая, как солнышко.

Муз. руководитель. Вы правильно подобрали цвета к песням, холодными тонами раскрасили песню про зимушку, а тёплыми тонами – песню о маме, потому что наши мамы и вправду красивые, добрые, любимые!

МУЗЫКА ВОЛШЕБСТВА. Открывается ПЯТАЯ шкатулка с нотой «ЛЯ».

Муз. руководитель берет шестую шкатулку и читает:

«ЧТОБЫ ОТКРЫЛАСЬ ЭТА ШКАТУЛКА ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ»

Румбы, бубны, ложки.

Если инструменты взять,

Дружно вместе заиграть……

Я тут буду дирижёром,

Кто же вы? Ответьте хором!

СЛАЙД – Музыкальные инструменты

Муз. руководитель. Правильно! Так давайте все вместе сыграем в весёлом оркестре!

МУЗЫКА «ДОБРЫЙ МАСТЕР». Дети берут инструменты, встают в полукруг.

Муз. руководитель. У всех инструментов ритмический рисунок будет одинаковый послушайте какой – Та, Та, Ти-Ти, Та.

Сначала будут играть ложки (Играют)

Затем погремушки-маракасы (играют)

Далее бубны (играют)

Потом колокольчики (играют)

А проигрыш мы сыграем все вместе. Договорились?

МУЗЫКА «ДОБРЫЙ МАСТЕР». Дети играют.

Вот какой у нас получился дружный, весёлый оркестр.

Положите, пожалуйста, инструменты и присаживайтесь на стульчики.

МУЗЫКА «ДОБРЫЙ МАСТЕР». Дети складывают инструменты и проходят на места.

МУЗЫКА ВОЛШЕБСТВА. Открывается ШЕСТАЯ шкатулка с нотой «СИ».

МУЗЫКА КАЩЕЯ. ПОЯВЛЯЕТСЯ КАЩЕЙ

Кощей: Что происходит? Не понимаю… я становлюсь вежливым и добрым

Муз. руководитель. Это музыка способна творить такие чудеса, мы с ребятами расколдовали все звуки музыки…

Кощей: Не могу больше злиться и готов прямо сейчас освободить принцессу Мелодию

МУЗЫКА КОЛДОВСТВА. Кащей кружится и в конце показывает на экран.

МУЗЫКА – ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ

Принцесса. Была я заколдованной принцессой много лет,

Жила в каком-то странном сне, не видя белый свет.

Но час настал, я с вами здесь, сбылась мечта моя.

Всего не выразить словами, спасибо вам друзья.

Загадки музыкальные смогли вы разгадать

И, пробудив меня от сна, смогли расколдовать.

Кощей: Ребята, я был неправ, простите мой злой и грубый нрав.

Я обещаю больше не вредить.

Хочу хорошим, добрым только быть

И музыку всегда любить.

Муз. руководитель. Кощей, у нас осталась еще одна шкатулка. Как нам ее открыть?

Кощей: Откроется она только тогда когда вы станцуете веселый задорный танец. А мне пора уходить. До свиданья, ребята!

Принцесса. Как хорошо, ребята, что добро всегда побеждает зло. Пусть музыка скорей звучит и каждый в танце закружит.

МУЗЫКА ВОЛШЕБСТВА. ОТКРЫВАЕТСЯ ПОСЛЕДНЯЯ ШКАТУЛКА.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, мы открыли с вами последнюю шкатулку. А в ней сюрприз от принцессы Мелодии – это символ музыки – скрипичный ключ.

Музыка. Вручает детям медальки

Вот и закончилось наше путешествие в мир загадочных звуков. Трудна дорога в Королевство музыки, и на этом пути вы найдете много интересного, неожиданного. Главное – не лениться.

Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие? (занятие) Что вам больше всего понравилось? Что вы сегодня узнали нового? Что было легко? А что трудно?

Урок во 2 классе Весело. Грустно.
план-конспект урока (музыка) по теме

Бойчук Лариса Георгиевна

· освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

- обучить применению в практической деятельности понятий «весело» и «грустно»;

-определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;

- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.

- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать потребность в общении с музыкой.

мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, клавишный синтезатор «Ямаха».

В игровой диалоговой форме подвожу детей к понятиям "мажор и минор", в конце объяснения проводим дифференцированные творческие задания, подводим итог в интерактивной игре и разучиваем песенку "Улыбка" Музыка Андрея Варламова Слова Раисы Паниной.

ВложениеРазмер
urok_vo_2_klasse_veselo._grustno.docx 36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Весело - грустно».

Урок во 2-м классе.

  • создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

- обучить применению в практической деятельности понятий «весело» и «грустно»;

-определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;

- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.

- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать потребность в общении с музыкой.

мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, клавишный синтезатор «Ямаха».

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют на уроке гости. Давайте покажем, как мы себя умеем хорошо вести, правильно сидеть за партами, как мы понимаем музыку и хорошо разбираемся в ней. Ведь вы хорошие ребята и умеете себя правильно вести. Согласны со мной, ребята?

У вас на столах лежат карточки и смайлики. Это нам нужно для проведения урока. Когда нам они потребуются на уроке, вы будете работать с ними. А сейчас всё внимание на меня.

- Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем

- я проверю домашнее задание;

- говорить о настроениях в музыки и в жизни;

- выполним арттерапевтические распевки;

- и, конечно же, будем петь.

- проверка домашнего задания.

А в начале урока давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Какие две подружки и один дружок у нас были в гостях?

(Три подружки: Плакса, Резвушка и Злюка)

Я вам дала домашнее задание найти в интернете музыкальное произведение Кабалевского «Три подружки», прослушать его и попытаться определить, какая музыка соответствует нашим героям. Кто выполнил это задание? Молодцы! Выходите наши артисты: Плакса, Резвушка и Злюка. А сейчас звучит музыка и ребята, услышав свою тему - делают шаг вперёд и показывают нам своё настроение. А вы, ребята, встаньте из-за парт и на местах будете показывать соответствующее звучащей в данный момент музыке, настроение.

(дети выполняют задание под музыку Кабалевского «Три подружки»)

Спасибо, ребята. Вы все справились с заданием на отлично!

Я попрошу Вову сесть на место. А Настя и Лера мне нужны для того, что бы мы с вами вместе определили тему нашего урока.

- объяснение нового материала.

Перед нами Плакса и Резвушка. Ребята, возьмите в руки смайлики, лежащие на столе, подумайте, определите, какой смайлик подходит к Плаксе.

(дети показывают грустный смайлик)

А какой Резвушке?

(показывают весёлый смайлик)

Значит, Резвушка у нас какая?

Значит, мы сегодня будем говорить о музыке …

Дети: весёлой и грустной.

( на доске – два слова «Весело. Грустно.»)

И целью нашего урока будет, соответственно, научиться понимать настроение музыки. А что ещё мы должны узнать – это вы узнаете позже.

-Ребята, вернёмся к нашим двум подружкам. Прослушивая музыку, мы с вами определились с нашими эмоциями, характерными для каждой из подружек. Значить, когда нам весело, мы….

- А когда нам грустно, как мы себя ведём?

- А теперь посмотрите на эту картинку. /слайд №2/.

- Как вы думаете, какое настроение у этих коров?

- А теперь поиграем в игру «Угадай настроение». Условия игры таковы: после прослушивания музыкального фрагмента, вы определяете какое настроение у этого произведения, и поднимаете соответствующий смайлик .

/ дети играют в игру/

А кто мне скажет, что такое ЛАД?

(на доску прикрепить слово «ЛАД»)

Слайд №4 картинка «Два лада» Нестерова М.

( Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово. Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие”. )

Слайд№5 картина З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»

Правильно. ЛАД – это согласие.

(на доске слово «согласие»)

И теперь, ребята, нас ждёт интересное открытие!

Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? Правильно, красками.

А ч ем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение?

(дети отвечают: звуками.)

У художников 2 группы красок – теплые тона (назовите самый теплый тон?) и холодные тона (какой самый холодный тон?)

Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад».

лад – это краска музыкального произведения, песни.

А кто из вас, ребята, знает, какие лады существуют в музыке?

А лад бывает мажор – сочный, яркий радостный и минор – задумчивый, углубленный, печальный.

(на доске крепятся слова «Мажор» и «Минор»)

И наша следующая задача – научится опеределять мажорные и минорные лады.

Слайд№ 6 стихотворение про лад.

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Навсегда запомнить надо, как фамилии – два лада:

Существуют с давних пор лад мажор и лад минор. (на доске «минор» «мажор»)

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный

Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный

Слайд № 7 минор и мажор и характеристики

Ребята, а для того, что бы понять, что мажор и минор является важным средством выражения различных настроений, мы выполним творческое задание: прослушаем муз. произведения и постараемся узнать особенности музыкального языка - это является целью нашего урока, и опять нам на помощь придут наши смайлики. Только теперь мы их назовём Минор и Мажор. Проверяем, как вы разобрались с именами для ваших смайликов. Минор (дети поднимают смайлик). Мажор ( смайлик)

Слайд №8 картинки с музыкой

Молодцы. Все показали правильный ответ.

Теперь попробуйте самостоятельно разобраться с карточками на ваших партах. Вам нужно разложить карточки в два столбика. В одном мажор и прилагательные, которые его характеризуют. А в другом минор и также прилагательные, подходящие к этому ладу. А у доски это упражнение будет выполнять Вова.

(дети выполняют задание)

Ребята, проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте?

А Вова правильно подобрал слова?

Молодцы! Научились мы применять понятия мажор и минор?

Ребята, если мы понятия «мажор» и «минор» перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору?

А теперь, ребята, задание посложнее.

Найдите оригинальные эмоциональные характеристики для мажора

(«боевая жизнь», «восход солнца»)

(«закат солнца», «звёзды ведут хоровод»).

Я показываю таблички, а вы поднимаете соответствующий смайлик.

(дети выполняют задание)

А теперь мы проведём физминутку,

/ открыть презентацию физкультминутки/

Отдохнули? В каком ладу была наша физминутка?

(дети отвечают - мажор)

Ребята, закрепим ваши знания.

Слайд № 10 интерактивное задание Минор и Мажор

(выходят по одному ученику, выбирают мелодию, слушают, и определяют в какое окошко следует поселить эту мелодию: туда, где живёт Минор, или туда, где живёт Мажор) Молодцы, ребята, все справились. Ну что, научились мы с вами определять мажорные и минорные лады? Справились мы с поставленными задачами?

( на доске два мальчика грустный и весёлый.)

Ребята, вот у нас два друга. И, видимо, один из них – ( дети: минор)

Давайте его развеселим.

4. Арттерапевтические распевки, упражнения на дыхание.

- «Ах, как нам весело»,

- «Устойчиво стою я на земле»

- подышали как собачки, разбудили ваши связочки.

- бурлящая река, будим артикуляционный аппарат.

Слайд № 11,12 с текстом песни «Улыбка»

На прошлом уроке мы познакомились с песней Улыбка. Споём хором эту песню.

А какой характер у этой песни?

Ребята, подходит к концу наш урок. Мы с вами справились с поставленными задачами? Научились применять понятия «весело» и «грустно»? Покажите смайликами, если всё понятно – весёлый смайлик, теперь его зовут Мажор. А, если не поняли, то смайлик Минор. Молодцы.

Научились определять Мажор и Минор? Смотрю на смайлики, как вы разобрались, все ли? Молодцы! А как на человека влияет мажорная музыка?

Вам урок понравился?

Ребята, подведём итог нашего урока.

Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?

Что было интересно для вас на этом уроке?

Я благодарю вас за урок. Вы все отлично работали на уроке и в подарок от меня вам эти смайлики.

До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-КВН "Час веселой математики" в 5-х классах.

Урок позволяет проверить знания учащихся по пройденному математическому и геометрическому материалу; развить навыки устного счета, внимания, повышать интерес к математике; развивать речь, кругоз.


Презентация к открытому уроку на тему: "Веселые старты" во 2 классе

Презентация к открытому уроку на тему: "Веселые старты" во 2 классе.

Урок русского языка в 5 классе проводится в рамках предметной недели. Содержит задания, свзанные с орфографией, этимологией. Сопровождается презентацией.

Презентация по музыке для начальной школы по произведению Бетховена "Веселая. Грустная".

Конспект составлен на основе материала программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой. В занятии задействованы все виды музыкальной деятельности для данного возраста. Итогом занятия является продуктивна.


Весело-грустно (мажор-минор)

Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программевнеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК».


Конспект урока физической культуры в 1 классе "Веселые старты", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (1 класс)

Светлый мир просторный открыл нам лад

Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Лад - как средство музыкальной выразительности.

  • Печать
  • E-mail

Лад - как средство музыкальной выразительности

Довжик Ирина Анатольевна,
ГБДОУ детский сад №47

Калининского района Санкт-Петербурга

Встреча третья. Лад.

Цель:

Определить понятие лада, показать, что лад является средством музыкальной выразительности.

Задачи:

Развивать у детей умение чувствовать характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядных пособий и других методических приемов.

Воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке.

Материал:портрет Бетховена, паровозик с двумя вагончиками, карточки с изображением минора и мажора.

Дети заходят в зал.

Взрослый предлагает им подойти к паровозику.

Взрослый: Вы заметили, у паровозика появился ещё один вагончик.

А теперь давайте посмотрим на рисунок ,Что вы здесь видите?.

( Дети рассматривают и отвечают)

(У девочки - грустное настроение, а у мальчика- весёлое)

С другой стороны вагончика написано слово Лад ,( умеющие читать читают.)

Взрослый: паровозик зовет вас поиграть.

Проводится игра: «Железная дорога» - дети изображают гудки паровоза, стук колес - ногами, чередуя удары то носком, то пяткой ,

Взрослый читает стихотворную сказку «Два брата» Е. Королевой.

Один из них окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор). Познакомившись со сказкой, ребенок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного.

Взрослый:Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым , добрым, солнечным или, наоборот, задумчивым, печальным. протяжным ,хмурым.

. Лад значит ладить – жить мирно, соглашаться, не ссориться.

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный

Звучит: "Болезнь куклы" Чайковского.

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая.

Взрослый:

Очень грустная музыка,
В ней мы слышим печаль.
И смеяться не хочется,
И кого-то нам жаль.

Здесь звучали
Ноты грусти и печали.
А вот мелодия другая —
Вы нам расскажете, какая?

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный .

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Дети.Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

Очень радостная музыка, —
Ноги сами в пляс идут.
И мальчики, и девочки
Сейчас запляшут тут!

И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Давайте и мы пофантазируем и на металлофоне сыграем, как поет птица и маленькие птенчики.

Дети играют на металлофоне.

К композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Давайте сейчас прослушаем музыкальное произведение Бетховена (выставляется портрет). Произведение "Весёлое и грустное" и определим характер прозвучавшей музыки.

Дети: Сначала настроение музыки было радостным, потом грустным, опять радостным.

Взрослый : А как вы думаете, почему произведение закончилось мажорным ладом?

Дети: Чтобы настроение осталось хорошим.
Чтобы показать что весёлое лучше грустного.

Взрослый:- Конечно, чередуя различное настроение в музыке Бетховен хотел показать реальную жизнь. А мажорное окончание музыки утверждает что грусть всегда сменяется радостью.

А теперь, детвора,
Поиграть пришла пора.

Проводится игра «Отгадай настроение музыки»

Взрослый произносит слова, а дети поднимают картинки с мажорным или минорным настроением.

Примерные слова:Веселая, задорная, ласковая, протяжная, добрая, печальная, , мажорная, светлая, минорная, нежная, счастливая,грустная, задумчивая, бодрая., счастливая, спокойная. солнечная, торжественная ,легкая, мягкая.

Взрослый : Мы познакомились с ладом.
Для чего нужен лад в музыке?
Дети:Лад выражает настроение музыки.

А что общего между ладом, мелодией, интонацией?

Дети: Они делают музыку красивой, выразительной, разнообразной.
Взрослый: Молодцы, ребята. Можно сказать, что и лад является средством музыкальной выразительности, композиторы используют его для выражения настроения и содержания произведения.

Взрослый:Лад влияет на настроение тех, кто слушает музыку, читает стихи, рассматривает картины. Значит не только композиторы, но и поэты и художники, в своих стихотворениях и картинах передают настроение. Но об этом мы поговорим на следующих встречах.

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. в ладу.

- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждой встречи мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад. Попрощаемся с паровозиком. И помните, что он уже нашел свои два вагончика, первый ритм, а второй?

Читайте также: