Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к волге

Обновлено: 05.07.2024

Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к волге

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 763
  • КНИГИ 649 090
  • СЕРИИ 24 721
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 640

В основе рассказа - подлинные, события, но черты автора приданы образам обоих юных натуралистов. На глухариные тока в Заволжье А. Н. Формозов ездил уже не мальчиком, а юношей в 1921 и 1922 гг., один раз с отцом, а другой - со своим товарищем Георгием Дмитриевичем Шапошниковым (1902-1963), впоследствии инженером авиационной промышленности. Любопытно, что в архиве А. Н. Формозова хранится вырезка из газеты "Нижегородская коммуна" со статьей "Лесники - убийцы". В ней описывается примерно то же, что пережили герои повести. Произошло это уже после революции, но в тех самых заволжских лесах, где А. Н. Формозов охотился в гимназические годы.

Источник: http://piterhunt.ru/pages/literatura/formozov/inforest/index.htm

I. Случайная встреча. Почему Севку звали Пичужкиным

II. Весенняя вылазка и планы похода

III. В заволжские леса! Переход до первого ночлега

IV. Лесная сторона. Деревни остались позади

V. Последний переход до кордона

VI. Ночь у костра

VII. Новый день начинается.

IX. Западня. Дождливый день. Новое пристанище

XI. Ток найден! На новом ночлеге

XII. Глухари поют!

XIII. Заря над болотами. Второй глухарь

XIV. Обратный путь

Формозов А.Н.

Шесть дней в лесах

Первому учителю в охотничьих

скитаниях по лесам и болотам,

дорогому отцу и другу —

Николаю Елпидифоровичу Формозову [1]

эту книгу посвящает автор

Приключения юных натуралистов

Когда же я вспомню, что этой порой

Весна на земле расцветает,

И сам уж не знаю, что станет со мной:

За сердце вот так и хватает!

Теперь у нас пляски в лесу молодом

Забыты и стужа и слякоть —

Когда я подумаю только о том,

От грусти мне хочется плакать!

Теперь, чай, и птица, и всякая зверь

У нас на земле веселится;

Сквозь лист прошлогодний пробившись теперь,

Синеет в лесу медуница!

Во свежем, в зеленом, в лесу молодом

Березкой душистою пахнет —

И сердце во мне, лишь помыслю о том,

С тоски изнывает и чахнет!

(А. К. Толстой. "Садко" [2] )

I. Случайная встреча. Почему Севку звали Пичужкиным

Горностай был виновником их первой встречи, а их дружба зародилась в орешнике сизым зимним вечером.

Это было два года тому назад. Над густым чернолесьем спускались сумерки и сороки уже прилетели на ночевку, когда Гриша натолкнулся на свежий след какого - то зверька. Двойные отпечатки лапок чередовались с длинными прыжками, и тонка ленточка следа, обегая кусты ивняка, скрывалась в орешник. Гриша опустился на колени, вынул записную книжку и только набросал контуры следа, как из - за кустов послышались шорох и легкий хруст ветки. Мгновенье спустя, с шипением снега, рассекаемого быстро бегущими лыжами, скатился в лощину высокий, худощавый мальчик с ружьем за плечами. Он был несколько старше Гриши и казался не менее удивленным, чем застигнутый врасплох и медленно поднимавшийся с колен художник. "Вам понравились следы горностая?" — спросил незнакомец, чтобы как - нибудь нарушить неловкое молчание. "Да я так. просто. " — сконфуженно пробормотал Гриша, словно пойманный на дурном поступке, и добавил еще более робко: "А разве это горностай?" Без тени поучения в голосе незнакомец описал отличительные признаки следа маленького хищника. Оказалось, что зверек, опутавший извилистой цепочкой пушистые снега лощины, был самчик (прыжки самки всегда короче и отпечатки лап меньше). Ребята разговорились и продолжали оживленно беседовать, быстро приближаясь к городу, один на хороших полулесных лыжах, другой на расколотых и заплатанных деревяшках.

Веселые черные глаза незнакомца, его зарумянившееся от ветра лицо, оленья шапка и плечи, усыпанные смерзшимся снегом, заплаты на серой куртке и ружье, казавшееся Грише верхом совершенства, — все - все располагало к себе сердце мальчика. Всеволода Бурцева в первой губернской гимназии знали больше под кличкой Севки Пичужкина. Из года в год его неутомимые попытки изображать овсянок, дятлов и синиц оставляли бесчисленные следы на тетрадях для алгебры и французского, даже на обложках учебников. На уроке латинского никто не произносил с таким чувством, как Севка, всем известную фразу учебника "Аквиле альтэ волянт" ("Орлы летают высоко"). В мечтах он и сам уносился в подоблачные выси и парил вместе с птицами где - то высоко над кафедрой, за которой сидел суровый зычноголосый латинист Агафантел Васильевич [3] ".

Формозов А.Н. Шесть дней в лесах - _1.jpg

Следы горностая

Смелые рисунки в Гришиной записной книжке сразу привлекли внимание Севки. Оба угадывали друг в друге собрата по страстному влечению к природе, по любви к живому, по упорному стремлению все увидеть своими глазами. Они удивлялись, что, живя в одном городе, не могли встретиться до сих пор. Гриша, как оказалось, учится во второй гимназии, которую гимназисты из первой считали лагерем заклятых врагов. При встречах полагалось давать им почувствовать это самым осязательным образом. Но здесь, на снежном ночном поле, было бы просто смешно вставать в позу дерущихся молодых петухов. Лыжи их шли рядом, тихо поскрипывали; мороз заметно крепчал. Мальчики на ходу перебрасывались короткими фразами. Не странно ли — оба они "страшно не любят математики. " оба ведут дневники наблюдений, оба заправские рыболовы, оба зачитываются рассказами Э. Сетона - Томпсона [4] и В. Лонга.

Мало - помалу следы неловкости, все еще мешавшей им сблизиться, растаяли, словно иней утренника после восхода солнца. Пять километров, отделявшие их от города, промелькнули совсем незаметно. Расставаясь на перекрестке улиц, они обменялись крепким рукопожатием и решили встречаться как можно чаще.

Две зимы и лето прошли с тех пор. У Гриши теперь было свое собственное ружье — длинная двухствольная шомполовка, а у одних знакомых он достал полевой бинокль, очень облегчавший наблюдения. Вместе с Севкой они совершили много прогулок в окрестностях города, но мелкие вырубленные крестьянские леса своим истерзанным, печальным видом все чаше и чаще заставляли друзей мечтать о глухих, заманчивых дебрях заволжских ельников, о журчащих пенистых речках, о птицах, знакомых только из книг, о всем том, что было и близко и так труднодоступно.

Целые часы проводили они в мечтах о походе. "Два неразлучных друга: Пичужкин и его. подруга" — острили гимназисты, ударением на последнем слове подчеркивая женственную мягкость в характере Гриши, и гоготали дикими голосами, что считалось признаком "хорошего гимназического тона".

II. Весенняя вылазка и планы похода

Тихо скрипнула дверь. Кто - то осторожно поднимался на второй этаж, стараясь остаться незамеченным. Но одна из галош так громко чмокала на каждом шагу и оставляла на лестнице такие заметные следы, что пришлось ее снять и нести в руке. Гриша — это был он — нерешительно постучался и, съежившись, скользнул в прихожую. По счастью, дверь отпирала сестра, и, прежде чем успела появиться мать, пострадавшие галоши уже были запрятаны в темный угол, но гимназическая шинель предстала ее глазам в том самом виде, в каком она неизменно прибывала с каждой весенней загородной прогулки мальчика. Большой шлепок мокрой глины в форме пятерни с растопыренными пальцами украшал ее левую полу. Он служил центром для бесчисленных мелких звездочек грязи — наглядных следов пяти - шести добрых прыжков через весенние ручьи. Зачерпнувша грязи галоша и забрызганная шинель вместе с традиционным и давно знакомым выговором матери (Гриша даже наперед знал, что она скажет) были единственными облачками, омрачавшими лазурные удачи сегодняшней прогулки.

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

-Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте орфограммы.

Пр..рода нашей мес..ности, пр..огромные р..внины, заб..рат..ся в пр..глухой лес, непрох..димые зар..сли, (не)большой пр..горок.

Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор (знаки препинания не расставлены).

  1. И звезды слушают меня лучами радостно играя.
  2. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
  3. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей.
  4. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.

-Посмотрите еще раз на слайд и скажите, какова тема урока?

3. Работа по теме урока

1) Повторение правил обособления путем работы с примерами (чтение предложений, разбор, комментирование, самопроверка – сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка).

I. Обособление согласованных определений

1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.

2. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования.

II. Обособление несогласованных определений

3 . Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом.

4 . Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех.

5 . С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.

III. Обособление приложений

6. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.

7. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде.

8. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.

9. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели.

IV. Обособление обстоятельств

10. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.

11. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.

12. На уроке все слушали учителя затаив дыхание.

V. Обособление уточняющих членов предложения

13. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию в город Минск.

14. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.

2) Самостоятельная работа. Пунктуационный разбор предложений с графическим обозначением грамматической основы и обособленных членов (ученики сдают карточку на проверку учителю по желанию; далее – самопроверка, т.е. сравнение с разбором предложений на слайдах; самооценка).

15. Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему…то приказу и не…смотря на это батарея продолжала стрелять.

16. Офицер товарищ Тушина был убит в…начале боя и не…успев опомниться Тушин в…течени… часа потерял еще семнадцать человек.

17. Оглушенный беспр…рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды.

18. Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг.

4. Закрепление изученного

Работа с текстом (работа сдается на проверку учителю).

- Какова его тема?

- Найдите предложение, в котором отражена главная мысль.

- Назовите стиль речи.

- Определите тип текста.

- Расставьте знаки препинания.

Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон горящ… на закате и дым парохода подымавш….ся прямо из-за крыш села. Пылающие облака золотистые розовые целой стаей поднялись над лесом загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и разлетевшись в стороны медленно потухли.

Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню немного печальную грустную. Не…смотря на небольшую скорость парохода правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе над вершиной горы перетянутой тонким пояском огоньков.

Вот и отчий дом старинный русский город раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край родная природа они милее всего. (По А. Н. Формозову.)

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Д/з Выпиши из книги, которую читаешь, 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пр..рода нашей мес .. ности , пр ..огромные р.. внины , заб .. рат .. ся в пр..глухой лес , непрох .. димые зар .. сли , ( не)большой пр..горок .

Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор ( знаки препинания не расставлены) . И звезды слушают меня лучами радостно играя. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.

I . Обособление согласованных определений . 1 . Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным . Уставшая , она опустила на колени руки, красные от студеной воды , и посмотрела на меня долгим взглядом, грустным и нежным .

2. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования. Предупрежденный об опасности, разведчик сумел уйти от преследования. I . Обособление согласованных определений .

II. Обособление несогласованных определений. 3. Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом. Воздух, густой, с привкусом чего-то неясного, раздражал нервы странным запахом. 4. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех. Афанасий Лукич, без шапки, в домашней одежде, бежал впереди всех.

II. Обособление несогласованных определений. 5. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей. С румяным лицом и сияющими глазами, она казалась необыкновенной красавицей.

III . Обособление приложений. 6. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком - неотлучную спутницу на море и на суше. 7 . Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде. Награждается Петров Иван , ученик 8 класса , за победу в олимпиаде.

III . Обособление приложений. 8. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. 9. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели. Упрямец во всем, мой друг упорно стремился к своей цели.

IV . Обособление обстоятельств. 10. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату. Ворча и оглядываясь , Каштанка, предчувствуя неприятную встречу, вошла в комнату.

IV . Обособление обстоятельств. 11. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам. Несмотря на уговоры, люди не торопились расходиться по домам. 12. На уроке все слушали учителя затаив дыхание. На уроке все слушали учителя затаив дыхание.

V . Обособление уточняющих членов предложения. 13. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию в город Минск. В марте , во время каникул, мы поедем на экскурсию в Белоруссию , в город Минск. 14. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге. Всех жителей Жулебина , кроме маленьких детей, пригласили участвовать в велопробеге.

VI . Пунктуационный разбор предложений (самостоятельная работа) 15. Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему…то приказу и не…смотря на это батарея продолжала стрелять. Прикрытие , стоявшее около пушек Тушина , ушло по чьему-то приказу, и, несмотря на это, батарея продолжала стрелять . 16. Офицер товарищ Тушина был убит в…начале боя и не…успев опомниться Тушин в… течени … часа потерял еще семнадцать человек. Офицер , товарищ Тушина, был убит в начале боя, и, не успев опомниться, Тушин в течение часа потерял еще семнадцать человек.

17. Оглушенный беспр … рывными выстрелами заставлявшими его каждый раз вздрагивать Тушин бегал от одного орудия к другому то прицеливаясь то считая снаряды. Оглушенный беспрерывными выстрелами , заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды. 18. Здесь в Шенграбенском сражении капитан Тушин маленький незаметный и неловкий человек совершил настоящий подвиг. Здесь , в Шенграбенском сражении, капитан Тушин - маленький, незаметный и неловкий человек - совершил настоящий подвиг.

VII . Работа с текстом. Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон горящих на закате и дым парохода подымавшийся прямо из-за крыш села. Пылающие облака золотистые розовые целой стаей поднялись над лесом загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и разлетевшись в стороны медленно потухли. Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню немного печальную грустную. Несмотря на небольшую скорость парохода правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе над вершиной горы перетянутой тонким пояском огоньков. Вот и отчий дом старинный русский город раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край родная природа они милее всего. (По А.Н. Формозову.)

Проверьте себя Теплым вечером, ближе к ночи, друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон, горящих на закате, и дым парохода, подымавшийся прямо из-за крыш села. Пылающие облака, золотистые, розовые, целой стаей поднялись над лесом, загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и, разлетевшись в стороны, медленно потухли. Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок, хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню, немного печальную, грустную. Несмотря на небольшую скорость парохода, правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе, над вершиной горы, перетянутой тонким пояском огоньков. Вот и отчий дом - старинный русский город, раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край, родная природа, они милее всего. (По А.Н. Формозову.)

Домашнее задание выполнить на выбор: 1) Напишите сочинение-миниатюру на тему «Ура! Скоро каникулы!» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями. 2) Выпишите из книги, которую читаешь, 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к волге

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Теплым вечером ближе к ночи друзья подходили к волге

— Лед тронулся! — слышны крики среди ясного, весеннего дня. — Ребята, лед идет!

Лед трогается аккуратно каждую весну, но, тем не менее, ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или дневной грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, у извозчиков, у торговок. На мосту уже собралась публика. Тут гимназисты с ранцами, барыни в ватерпруфах, две-три рясы, черномазый мальчишка, держащий за уши только что сшитые сапоги, поддевки всех сортов, солдатики. Все, свесившись через перила моста, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Молчание гробовое, лишь городовой рассказывает какому-то господину в мохнатом пальто и с клапаном на спине о том, насколько прибыла вода, да изредка проезжают с шумом извозчики. Городовой говорит вполголоса. Когда речь идет об аршинах, лицо делается серьезным, вытянутым, почти испуганным, когда же он говорит о вершках, то на лице его появляется выражение жалости и нежности, как будто вершки его дети.

Свесившись через перила, вы тоже глядите на реку и — какое разочарование! — вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска, вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан-пахарь и тронул ее своим громадным плугом. Воды не видно ни капли,

а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова и кажется, что мост вместе с вами и с публикой куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. К вечеру река уже почти совсем чиста от льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

— Это еще не ледоход! — говорят на мосту. — А вот будет ледоход, когда лед с верховьев пойдет. Нынче в обед приехал один из N—ского уезда. Сказывает, что там уже тронулся лед. Стало быть, ожидать его здесь нужно завтра.

Действительно, на другой день пасмурно, дует холодом и сыростью. Такая резкая перемена погоды показывает, что где-то на большом пространстве идет лед. На мосту стоит публика и опять глядит на реку. Вода стоит высоко, но поверхность еще чиста и гладка. Зрители нетерпеливо зевают и пожимаются от холода. Но вот показывается на поверхности реки большая льдяная глыба. За ней, как за козлом в стаде, в почтительном отдалении тянется несколько глыб поменьше. Слышится удар глыбы о бык моста. Она разбилась, и части ее в смятении, кружась и толкаясь, бегут под мост. На повороте показывается новая глыба, за ней другая, третья. и скоро воздух наполняется глухим шумом, который слышался вчера. Вы видите уже не тутошний лед, а чужой, с далеких верховьев.

Скоро и этот лед пропадает, но с его уходом еще не оканчивается весеннее оживление реки. Тотчас же после ледохода начинают показываться плоты.

Плоты следует наблюдать не в городе, а где-нибудь подальше, хотя бы у тех таинственных верховьев, откуда шел последний лед.

Вот по речонке Жиже, лавируя и извиваясь змеей, несется длинный плот. Летом Жижа представляет собой лужицу, которую вы не увидите из-за густого ивняка и перейдете вброд где хотите, теперь же она неузнаваема. Глядите на нее и диву даетесь: откуда могла взяться такая прыть? Она надувается, топорщится и грозит затопить всю землю. С большим плотом она обращается, как с маленькой щепкой. Этот плот запоздал и принадлежит к числу последних, которым грозит возможность застрять на полдороге. Купец Макитров вчера уже пустил шесть плотов; на этом следовало бы и остановиться, но жадность одолела, и он сегодня пустил еще седьмой, хотя его и предупредили, что вода пошла на убыль.

На плоту копошится человек двадцать мужиков и баб. Настоящий мужик, который сыт и одет, не пойдет в сплавщики, а потому вы видите здесь одну только сплошную голь. Народишко всё малорослый, сутуловатый, угрюмого вида, словно огрызенный. Все в лаптях и в такой одежонке, что, кажется, если взять мужика за плечи и хорошо потрясти его, то висящие на нем лохмотья посыплются на землю. У каждого из них свое лицо: есть рыжие, как глина, и смуглые, как арабы; у одного на лице волос едва пробивается, у другого всё лицо космато, как у зверя; у каждого своя рваная шапка, свои лохмотья, свой голос, но, тем не менее, все они непривычному глазу кажутся одинаковыми, так что долго нужно побыть между ними, чтобы научиться разбирать, кто из них Митрий, кто Иван, кто Кузьма. Такое разительное сходство придается им одной общей печатью, которая лежит на всех бледных, угрюмых лицах, на всех лохмотьях и рваных шапках, — невылазной бедностью.

Работа их непрерывна. Что ни шаг, то Жижа делает поворот, а потому то и дело приходится перебегать с краю на край и работать шестами, чтобы несущийся плот не налетел на берег или не наскочил на утес, о который он мог бы разорваться. Все красны, вспотели и тяжело дышат. Ни один не сидит, хотя среди плота и раскидана солома для сиденья. Бабы, с заболтанными,

мокрыми подолами, тощие и оборванные, делают то же, что и мужчины.

Оба берега залиты ярким светом полуденного солнца, и перед глазами сплавщиков мелькают картины одна другой краше. С быстротою птицы проносятся перед ними леса, пашни, деревни, барские усадьбы. Вот они видят перед собой на высоком крутом берегу белую церковь с зеленым куполом. Прошла минута, и церкви уж нет, а видна только равнина, далеко залитая сердитой Жижей; за равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. Вот высокий и длинный, как грабли, мужик гонит по берегу тощую корову с одним рогом. Далее барская усадьба: на балкончике стоит барыня с зонтиком и спешит указать девочке на плот; какой-то молодой человек в венгерке и высоких сапогах заглядывает в вершу. Потом опять пашня, лес, деревня. Если теперь оглянуться назад, то белая церковь едва белеет на горизонте, а мужика с коровой и след простыл. Но не думайте, что плот далеко ушел. Проходит еще немного времени, и сплавщики видят на горизонте что-то белое. Начинают вглядываться и — что за чудеса? — они несутся к той церкви, которую только что оставили назади. Чем ближе подходят к ней, тем больше убеждаются, что это она, та самая, на крутом берегу и с зеленым куполом. Вот уж видны ее окна, крест на верхушке, труба на крыше. Проехать еще минутку, и сплавщики будут у самой церкви, но плот круто поворачивает, и церковь опять остается назади.

Улучив минутку, три-четыре сплавщика сходятся на средине плота, глядят друг на друга и тяжело дышат. Это они отдыхают. Между ними вы увидите единственного человека в сапогах, сапогах ужасных, кривых, рыжих, но всё-таки сапогах. Храм оставленный — всё храм! В сапоги засунуты узкие суконные брючки, до того никуда не годные, что и критиковать их даже грех. Человек в сапогах одет в рваный полушубок, сквозь дыры которого видна жилетка. На большой голове его торчит бросовая гимназическая фуражка с поломанным козырьком и донельзя грязными кантами. Лицо его, испитое и обрюзглое, не похоже на лица остальных сплавщиков. Одним словом, это личность, без которой теперь на Руси не обходится ни одна артель, ни один

кабак, ни один сброд нищих и убогих. Эта личность страшно пришиблена судьбой, проникнута насквозь сознанием своей низменности, а потому всячески старается скрыть свое «благородство», в котором ее подозревают. В рваном деревенском полушубке ей гораздо легче дышится, чем в потертом пальто или жилетке, которую вы, расщедрившись, вздумаете ей пожертвовать. Расспрашивать, кто она, откуда, кем была и о чем теперь помышляет, жалко да и бесполезно. Спросите только, и она наврет вам, что она была и в офицерах, и в актерах, и в заточении.

На плоту зовут эту личность Диомидом. В сплавщики Диомид попал не столько из желания заработать три-четыре рубля, сколько обрадовавшись случаю проехать задаром в город и избежать таким образом пешего хождения. Новизна дела занимает его, и он всячески старается не уступать мужикам в трудолюбии. Он так же, как и они, бегает с края на край, суетится, тычет шестом, потеет, еле дышит, но непривычка сказывается в каждом его движении. Не понимает он дела, да кроме того слабосилен и скоро утомляется. Как только увидит, что двое-трое остановились отдохнуть, он непременно пристанет к ним.

Отдыхающие глядят друг на друга и начинают разговор. Тема для разговоров на плотах всегда одна и та же:

— Нонешние времена, это которое. сущая беда! — лепечет козлиная бородка в шапке с ушами. — Годов пять назад дешевле восьми рублей никакой сплавщик не брал. За восемь, сделай милость, поплыву, а дешевле не желаю. А нынче еле четыре дают, а? Сущее наказание! И отчего оно так стало, господь его знает!

— Народу много расплодилось. — хрипит борода лопатой. — Некуда его девать, народ-то этот. Ты за четыре не пойдешь, так другой за три пойдет. Прежде, бывало, ты бабу на плоту и за деньги не увидишь, а теперя, вишь, сколько их насажали! А баба глупа, она и за рупь пойдет.

— Четыре рубля. — бормочет козлиная бородка, задумчиво глядя на несущийся берег. — Четыре. История!

Диомид поехал не из-за денег, для него всё равно,

что четыре, что восемь рублей, но, чтобы ввязаться в разговор, он считает нужным поддакнуть.

— М-да. — говорит он. — Деньги паршивые. А всё оттого, братцы, что купец разжирел. Боится с деньгами расстаться.

Собеседники не отвечают Диомиду. Они глядят вперед, куда летит плот, и видят белеющее пятно. Плот опять несет к той же белой церкви. Божий храм ласково мигает им солнцем, которое отражается в его кресте и в лоснящемся зеленом куполе, и словно обещает не упускать их из виду.

— Одначе какие выкрутасы тут река делает! — говорит Диомид. — Плывем, плывем, и всё на одном месте вертимся.

— Ежели прямо в город ехать, то верст пятьдесят будет, а ежели рекой, то и шестьсот наберется. Эх, дал бы только бог, вода не сбывала, завтра ввечеру на месте будем.

День проходит благополучно, без приключений, но к вечеру плот наскакивает на беду. Сплавщики вдруг сквозь начинающиеся сумерки усматривают на реке препятствие: у одного берега стоит крепко привязанный паром, а от парома к другому берегу тянутся жидкие, едва только сколоченные лавы. Как проехать? На обоих берегах сильное движение. Несколько человек бегут навстречу плоту, машут руками и кричат:

— Стой! Стой! Черти собачие!

Оторопевшие сплавщики останавливают плот.

— Не сметь плыть дальше! — кричит какой-то толстяк с красным лицом и в длинном драповом пальто. — Я вас так пугну к чёрту с вашими дровами, что вы живы не останетесь! У меня уж и так два раза лавы ломали, а вам не позволю!

Сплавщики переглядываются, мнутся и снимают шапки.

— Ваше степенство, как же нам быть-то? — спрашивает один.

— Как знаете, а ломать лавы не позволю. У меня народ то и дело на фабрику ходит и без лав никак нельзя.

— Ваше благородие, уж вы будьте благонадежны! — галдят сплавщики плачущими голосами. — Сделайте милость! Мы ваши лавы соберем и к месту приставим,

всё как следовает. по совести! Заставьте вечно бога молить!

— Ну да, знаю вас! Не сметь!

Красная физиономия грозит рукой и уходит. Сплавщики вешают носы.

— Как он смеет? — кипятится Диомид. — Что за самовольство? Не имеет он права до положенного срока лавы ставить! Ребята, вы наплюйте! Нечего на болвана глядеть!

Долго кипятится и ораторствует Диомид, до самой ночи сплавщики ходят по берегу без шапок и кланяются, но ничто не помогает. Приходится мириться с судьбой.

Всю ночь около лав горит огонек. Сплавщики, измокшие и продрогшие, молча и не давая себе ни минуты отдыха, перетаскивают через лавы свои бревна и увязывают их в новый плот. Над этой египетской работой копошатся они, как муравьи, до самого утра.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов
    -

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    ВПР 2020 задание №8 по русскому языку 6 класс с реальными ответами

    Задание №8 с ответами по русскому языку 6 класс которое будет на реальном ВПР в 2020 году у 6 класса. Из данных заданий будут составляться официальные варианты всероссийской проверочной работы, которая пройдёт: 14.09.2020-12.10.2020 (с 14 сентября по 12 октября).

    Ссылка для скачивания ВПР 2020 задание №8 : скачать задания, скачать ответы

    Решу ВПР 2020 по русскому языку 6 класс реальное задание №8:

    Ответы для задания №8 ВПР по русскому языку 6 класс 2020 год:

    Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые:

    1) 1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков. 2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз. 3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат. 4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.

    2) 1) Они плотно забили переднюю и заднюю площадки и не дают войти. 2) Куда добрый молодец путь держишь? 3) Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами красными синими желтыми зелеными. 4) Стихает шепот и спектакль начинается.

    3) 1) Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли. 2) Во все времена года хорош русский лес зимой летом осенью весной. 3) Машинисты поездов водители автобусов делают все чтобы мы чувствовали себя в вагоне в автобусе удобно. 4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны а в дупле живет сыч зимует летучая мышь.

    4) 1) Изучение и сравнение амфор вызывало у художника и у поэта мысли о легендарных временах будило их воображение. 2) Лужи льдом подернулись трава к земле примерзла. 3) Куда ты дорожка меня завела? 4) Взял я с полки книжку русских сказок.

    5) 1) Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. 2) Когда наступает мороз листья на дубе свертываются в трубочки. 3) Заяц поиграл с товарищем покопал с ним снег поел озими и пошел дальше 4) Дети сегодня будет концерт.

    6) 1) Весной голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы. 2) Сходи-ка ты доченька в магазин. 3) Тихо ночь ложится на вершины гор и луна глядится в зеркало озер.. 4) Рано появилась луна и нарушила мир совы.

    7) 1) Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. 2) Держи товарищ порох сухим. 3) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. 4) Я разбудил брата.

    8) 1) Природа ждет когда мягкие хлопья снега укроют всю землю и нарядят в пушистую шубу голый прозябший лес. 2) Повернись ко мне избушка передом. 3) Мы боялись что от первой спички лес вспыхнет. 4) Солнце теплое ходит высóко и душистого ландыша ждет.

    9) 1) Дождь бьет по листьям и они становятся похожими на жалкие лохмотья. 2) Смотрите братцы кто-то бежит за нами! 3) Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон. 4) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря.

    10) 1) Наступил день, и на городской улице появились бродячие циркачи. 2) Ветер осенний в лесах поднимается шумно по чащам идет. 3) Что же ты моя старушка приумолкла у окна? 4) Ребята спешите на урок.

    11) 1) Тих и ласков теплый летний вечер. 2)Ты пойдёшь Алиса на каток? 3) Когда будем готовы сообщим. 4) Как хотелось бы полететь к звездам!

    12) 1) Дождалась ли ты Тимофеевна внука? 2) На опушке стоял олень. 3) Поднялся ветер и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках лёгкие семена. 4) Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне.

    13) 1) Они сели сначала немного помолчали а потом о чём-то оживлённо заговорили. 2) Он остановился поправил шляпу и пошёл дальше. 3) Портрет мне понравился. 4) Мама сказала нельзя отступать.

    14) 1) Звёзды скрылись за густыми облаками. 2) Куда Настя ты идёшь? 3) Налетел ветер вдалеке загрохотало. 4) В корзине лежали фрукты яблоки и груши.

    15) 1) Нельзя ли мне бабулечка немножечко чаю? 2) Мы выиграли эту войну и не должны забывать о павших товарищах. 3) С севера летят к нам другие птицы щеглы сойки. 4) Пусть всегда будет солнце пусть всегда будет мама.

    16) 1) Ихтиандр нёс рыбу к воде. 2) Здесь будет город возведён! 3) Рыба трепетала в его руках а он смеялся уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. 4) Черепаха поднялась со дна.

    17) 1) Я умудрился выскользнуть в другую сторону. 2) Зайдите Иван Николаевич в кабинет директора. 3) Далеко за лесом вспыхивает зарница. 4) Когда собираешься в лес бери кузовок побольше.

    18) 1) Когда же ребята вы станете ответственнее? 2) Вздохнув Сергей отправился в путь. 3) Ландыш представляется мне символом леса. 4) В изящных снежно-белых цветках прячется зима ждёт своей поры.

    19) 1) На её ниточках переливалось сияло что-то разноцветное блестящее. 2) Она недолго заведовала библиотекой. 3) Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца. 4) В изящных снежно-белых цветках прячется зима ждёт своей поры.

    20) 1) Эти камешки запрыгали заскользили по паутине к земле. 2) Небрежно брошенное на стул полотенце было влажным. 3) Отремонтированная к новому учебному году школа еще пахла краской. 4) По утрам легкий холодок держится в низинах а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые голубенькие огоньки какого-то растения.

    21) 1) Молния осветила вечернее небо. 2) Андрей выключи утюг попросила мама. 3) Лежавшая на столе книга была обёрнута в красную обложку. 4) Ремонт почти завершён остались работы по декорированию комнаты.

    22) 1) Я ль на свете всех милее всех румяней и белее? 2) Больше всего в людях я ценю доброту честность отзывчивость. 3) Сдать экзамен непросто но возможно. 4) Примеры были решены всеми учащимися.

    23) 1) В ноябре снег покрыл землю и наступила настоящая зима. 2) Но небо быстро проясняется и уже опять сияет солнце журчит и сверкает под ярким лучом ручей. 3) Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. 4) По телевизору шла заинтересовавшая нас обоих передача.

    24) 1) Не только звук наших ботинок но даже наше дыхание никуда не улетали. 2) Поезд не сбавлял скорости не останавливался быстро прошумел через разъезд. 3) Здесь не поют птицы даже ящерица не пробежит по берегу. 4) Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки.

    25) 1) Молния осветила вечернее небо ослепительно сверкнула. 2) Ремонт завершён. 3) Еще хмурится свинцовое небо но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. 4) Не знаю приятель удастся ли ещё свидеться?

    26) 1) Прибавьте к этому мрачное слабое освещение которое падает косыми полосами сверху. 2) Глубина озера Байкал 1640 метров. 3) Человек учит собак разыскивать людей во время землетрясений и снежных обвалов. 4) В древние времена на Руси строили из дерева.

    27) 1) Чудесный запах хвои стоял в чуть тронутом влажной прелью чистом воздухе. 2) И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба. 3) Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. 4) Подойди внученька поближе.

    28) 1) Пирамиды Египта единственное из семи чудес которое дошло до нас. 2) Я проснулся рано надел резиновые сапоги выбрался из палатки на лесную поляну. 3) В стужу белка кормится осенними припасами орехами желудями грибами шишками. 4) Занесет ветер кусты снегом и помчится дальше.

    29) 1) Когда она раскрывала свои лепестки улетевшая утренняя роса оставила на них несколько прозрачных слезинок. 2) В портфель беспорядочно были напиханы тетради учебники альбомы. 3) Японцы очень бережно относятся к священным предметам своей страны. 4) Мы дышали тёплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели.

    30) 1) Спорый дождь льётся отвесно сильно. 2) Ребятишки бегали по лужам босиком радовались резвились. 3) Капли этого дождя похожи на крупные слёзы. 4) Этот рыжий прут вырос в прошлом году и перезимовал а зелёные веточки появились только весной.

    31) 1) Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. 2) Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины? 3) Самая большая ценность народа его язык. 4) Сыплющиеся листья загнивающие травы тихое гудение пчёл предзимнее солнце всё дышит жизнью.

    32) 1) Неярок ты подснежник нет броскости в тебе. 2) Подснежник распускается в самом начале весны и цветёт недолго. 3) Весной родился в тайге подснежник раскрыл по-детски округлый глаз. 4) Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

    33) 1) Родился ландыш в майский день и лес его хранит. 2) Ландыш изображён на гербах европейских городов а во Франции 1 мая отмечается День ландыша. 3) Отчего ты ландыш серебристый радуешь так взоры? 4) Белые чашечки ландыш прячет в прохладной тени.

    34) 1) Родился ландыш в майский день и лес его хранит. 2) Ландыш изображён на гербах европейских городов а во Франции 1 мая отмечается День ландыша. 3) Отчего ты ландыш серебристый радуешь так взоры? 4) Белые чашечки ландыш прячет в прохладной тени.

    35) 1) Цветок колокольчика напоминает колокол и поэтому люди его так назвали. 2) Колокольчики растут в лесу на лугу и в поле. 3) О чём нежный колокольчик звенит на лугу? 4) Где же колокольчик твой робкий перезвон?

    36) 1) Прилетают иволги в подмосковные леса в конце мая наполняют лес нежным пением. 2) Обычно иволга живёт в кроне лиственного дерева она не терпит никакого соседства. 3) Спой мне иволга песню пустынную! 4) Нежный свист иволги напоминает звуки флейты или свирели.

    37) 1) Колосья ржи колышутся на ветру шепчутся о чём-то с васильками. 2) Не шуми ты рожь спелым колосом! 3) Спелые колосья ржи белёсые а стебли соломенно-жёлтые. 4) В летописях упоминается о выращивании ржи в Древней Руси.

    38) 1) Учёные создали классификацию растущих на Земле видов ив. 2) Ива любит влагу и поэтому она растёт по берегам озёр и рек. 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою? 4) Для изготовления плетёных изделий используются тонкие прутья и кора ивы.

    39) 1) Осина хорошо растёт на различных почвах поэтому она встречается повсеместно. 2) Осенью листья осин становятся жёлто-красными а потом облетают. 3) У забора трепетала на ветру и раскачивалась тонкая осинка. 4) Твои яркие листочки осинка являются украшением ранней осени.

    40) 1) Осенние листья сохнут теряют свои яркие краски и мягким ковром покрывают тропинки. 2) Ёлка стояла посреди комнаты и Мишка ловко развешивал на ней игрушки. 3) Ты взойди скорей солнце ясное одари теплом землю-матушку! 4) Ласточки притихли и попрятались но тяжёлая туча всё висит над двором.

    41) 1) Промчись по дворам весенний дождик смой остатки снега и льда! 2) Во время полёта стрижи свистят и пронзительно кричат а ласточки летают молча. 3) В красном шлеме на осине сидел чёрный дятел долбил острым клювом дупло. 4) Утром на клумбе заалели маковые бутоны и вскоре мы уже любовались яркими цветами.

    42) 1) Мальчики не просто смотрят хоккейный матч а обсуждают его острые ситуации. 2) Свет лился прямыми потоками и вершины леса казались выпуклыми. 3) Вы золотые дни детства навсегда останетесь в моей памяти. 4) Лось пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою отфыркивается.

    43) 1) Сюжет этого рассказа родился не за письменным столом а во время прогулки. 2) Вы узнаете юные друзья об истории мультипликации в России. 3) Успехи мои вначале были невелики но знания и умения пригодились позже. 4) К приезду внуков бабушка печёт пирог и булочки выставляет на стол конфеты и варенье.

    44) 1) Мы с отцом накопали червей и пошли на рыбалку но ничего не поймали. 2) Ты Василий сварил бы лучше уху и накормил гостей. 3) Толя выбрался на причал вытащил лодку на берег и побежал к лодочной станции. 4) Толя налёг на вёсла и река понесла лодку по течению.

    45) 1) Мама поймала на себе Алёшин взгляд и тепло улыбнулась сыну. 2) Ты Маша вчера очень хорошо играла на фортепиано. 3) У первой избушки он выпрыгнул из саней подбежал к окну и постучал. 4) Гроза утихла и наступила довольно ясная ночь.

    46) 1) Девочка отложила книжку выбежала в сад и помчалась к беседке. 2) Вы тут дорогие друзья с раннего утра Мишу поджидаете? 3) Бабушка поила его чаем с малиновым вареньем рассказывала сказки. 4) Белела луна и края её сливались со студёной голубизной неба.

    47) 1) Отец перебирал грибы любовался ими и взвешивал на ладони. 2) Изба стояла на краю села белая сирень окружала её со всех сторон. 3) Научи меня бабушка Ульяна искать лечебные травы в лесу. 4) Толя сел на сухой брезент и поджал босые ноги.

    48) 1) Девочка вошла в высокую траву и трава сомкнулась за ней. 2) Куда это ты сынок собрался так поздно? 3) Все ребята были в сборе сидели в машине и ждали только Алёшу. 4) Алёша проснулся среди ночи и посмотрел в окно на заснеженный сад.

    49) 1) Тёма лёг и сразу же заснул и ему приснился приятный сон. 2) Тёма быстро вскочил со стула и неловко улыбнулся. 3) Долго Тёма отыскивал глазами полоску лиственного леса среди неподвижного лесного моря. 4) Приходи Артём сегодня вечером к нам в гости.

    50) 1) Дети молчали и всматривались в темноту но мимо дома никто не проходил. 2) У киоска мороженого толпились люди и мы решили обойтись холодным лимонадом. 3) Пионы никнут от жары роняют лепестки и благоухают на весь палисадник. 4) Смотри на меня океан очами небесного цвета!

    51) 1) Мама положила прохладную ладонь на Алёшин лоб и ничего не сказала. 2) Давайте ребята сходим всем классом на прогулку в Центральный парк. 3) Первоклассники беспомощно переглядывались краснели и напряжённо молчали. 4) Все ученики вошли в класс и прозвенел звонок на урок.

    52) 1) Дым от костра поднимался столбом и лесные комары кружились роем и тоненько пели. 2) Волны мерно и ровно катились одна за другой и разбивались о прибрежные камни. 3) Возвращайтесь дорогие путешественники поскорее домой! 4) Глаза её глядели печально и проницательно.

    53) 1) Ночная прохлада гонит волны к берегу и разбивает их о прибрежные камни. 2) Бабушка вошла в дом и я почувствовал знакомый запах домашнего хлеба и пирожков. 3) Не трещите морозы в заповедном бору. 4) Мы шли по лесной тропинке и рассказывали друг другу смешные истории.

    54) 1) Над ущельем озабоченно и шумно хлопотал ветер и сгонял облака. 2) Мальчики не просто плавали вдоль реки но состязались в нырянии. 3) Скворцы здесь пользуются любовью и их даже кошки не трогают. 4) Известны ли вам ребята произведения этого автора?

    56) 1) Подземные ручьи и реки растворяют горные породы. 2) Каждый из вас дорогие друзья может сам продолжить это увлекательное путешествие. 3) Говорила она легко и слова её звучали убедительно. 4) Щенок был ещё довольно слаб но уже свободно бегал по всему дому.

    57) 1) Я сел у костра и спросонок слушал пение птиц и журчание ручья. 2) По утрам отец отвечал на письма а иногда упражнялся в переводах. 3) Вас высокие берёзы я часто вспоминаю вдали от дома. 4) Из-за туч вышла луна и на море появилась серебристая дорожка.

    58) 1) Ветер уносил дым в берёзовую рощу и постепенно окутывал поляну ароматами разнотравья. 2) На репетициях мы не просто что-то придумывали а вживались в свои роли. 3) Гром рокотал всё настойчивее и его ворчливые звуки приближались. 4) Ваши рекомендации уважаемый доктор помогли мне быстрее выздороветь.

    59) 1) Мы спускались по извилистой дорожке к морю и этот час прогулки пролетал незаметно. 2) Сразу стало пусто и тихо в комнатах и в саду. 3) Белый медведь ищет зимой прибежище не на юге а во льдах океана. 4) Ты месяц ясный даёшь надежду страннику в пути.

    60) 1) Ярко светило солнце и его лучи слепили глаза. 2) Густой туман перевалил через крыши и пополз вдоль улиц. 3) Ночью мороз застеклил лужи а деревья побелил инеем. 4) Ты запой соловушка песню удалую.

    61) 1) Берёзки серебрились от инея и сосны опустили ветки под тяжестью снега. 2) Метель бросает в окна и на крыльцо сухой снег и воет в печных трубах. 3) Что дремучий лес призадумался и затуманился? 4) На таких уроках дети не просто пели а учились музыкальной грамоте.

    62) 1) В сизой дали и по всему водному простору играла искрами река и уходила за холмы. 2) Заря разгорается и вместе с ней нарастает хор птичьих голосов. 3) Гость пришёл не просто с визитом а с серьёзным поручением. 4) Ты зелёная дубрава дай надежду вольным думам.

    63) 1) Мой друг не просто собирает модели кораблей а изучает каждую из них. 2) Из лесов тихо и осторожно поднимается ночь и стирает краски вечерней зари. 3) Ветер затихает в зарослях и в зеркале речного русла отражает суету ласточек. 4) Скажите вековые дубы какие тайны хранит этот лес?

    64) 1) Оля Наташа и Света были одноклассницами и подругами. 2) Приходите тараканы я вас чаем угощу. 3) Выглядел отец не суровым а просто сосредоточенным. 4) Сияло солнце и снег слепил глаза.

    65) 1) Грохнул гром и стёкла задребезжали в рамах. 2) На подоконнике на столе и на шкафу годами пылились экспонаты. 3) Снимайте куртку Николай и проходите в комнату. 4) На щеках и на носу у неё теснились и огнём пылали рыжие веснушки.

    Читайте также: