Тойота раум высокие холостые обороты

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

О клапане холостого хода

В выходные провел ревизию дроссельной заслонки и клапана холостого хода.

Открыл капот, а там вот такое. Видимо сказался перегрев, когда шуба на радиаторе была.

Ладно, снимаем воздушный фильтр… а прошло с замены пара месяцев :(

Откручиваем заслонку. А в самоваре лужица масла. Придется ставить маслоуловитель.

Заслонка в масле тоже.

Достаем запасную заслонку. Раскладываем все.

Откручиваем клапан, снимаем управляющую часть. Вот и колечко. На него не должна попасть химия, иначе оно "опухнет" и его уже назад не поставишь.

Внутри все в саже и копоти. Вот почему нужно чистить с полным разбором. Если не разбирать, то все это г. останется внутри.

Смотрим заслонки на просвет. На самом деле не прям такие дыры. Дифракция, все дела :)

Всё вычищаем карбклинером.

Клапан вращался так, что-то там задевает и местами он заедал. Сначала подумал на подшипник. Появилась мысля его выбить. Ну выбить не получилось, не придумал как, но в процессе немного подмял металл, самую малость. И клапан стал заедать сильнее при прокрутке в этом месте. Смысл оказался в чём: все дерьмо которое в клапан попадает и оседает, начинает работать как абразив, и задирает металл, который оказался там очень мягким. А малейший задир мешает нормальному вращению клапана в своем цилиндре. Немного отверткой подравнял кромку и он завращался полегче. Вот такие выводы. Так что надо чистить регулярно. Собственно есть идея все-таки выбить подшипник и выравнять цилиндр. Ну это потом как-нить, если руки дойдут до такого эксперимента.

А пока берем целый клапан и устанавливаем на заслонку. Язычок должен находиться сверху.

Еще наблюдение. Аккумулятор не отключал. После сборки прогрел и начал на горячую пытаться регулировать обороты холостого хода, поворачивая клапан. Обороты меняются, но через пару секунд восстанавливаются как было +- 750. Ну так и закрутил. А позже когда запустил на холодную, получил очень низкие прогревочные. Полез снова подкручивать клапан. Вывод сделал такой: подкручивание КХХ только для настройки прогревочных оборотов (должно быть 1100), на прогретом комп сам выставляет уже.

Высокие обороты двигателя на холостом ходу

Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле появлялись высокие обороты двигателя на холостом ходу. Но, не все автолюбители знают, по какой причине это происходит, а тем более, как решить проблему, не обращаясь в автосервис. Статья поможет разобрать вопрос более детально, а также найти способы решения проблемы.

Поиск неисправности двигателя

Высокие обороты мотора на холостом ходу: причины

Как известно, высокие обороты при запуске двигателя — это нормально, ведь мотор находиться в режиме разогрева. Только, вот что делать, если они не падают, даже когда мотор уже прогрелся? На прогретом двигателе повышенные обороты холостого хода — это ненормально, и стоит начинать искать причину возникновения такого эффекта.

Прежде всего, стоит отметить, что последствия такой интенсивной работы мотора могут быть самые разнообразные. Итак, что же может случиться с двигателем: повышение температуры, что приведет к перегреву. Это за собой потянет прогиб головки блока цилиндров. Далее, большие обороты приведут к тому, что будет большая выработка деталей внутри самого силового агрегата. Это может значительно сократить ресурс мотора.

Итак, какие же все-таки причины появления высоких оборотов ДВС на моторе в режиме холостого хода:

  • Датчик РХХ.
  • Датчик положения дроссельной заслонки.
  • Дроссельная заслонка.
  • Датчик температуры двигателя.
  • Подсос воздуха через впускной коллектор.
  • Неполадки ЭБУ.

Поиск неисправности двигателя

Методы решения проблемы

Прежде чем преступить непосредственно к процессу решений проблемы необходимо понимать, что диагностику и ремонт данных узлов стоит выполнять, только со знанием дела. Также, стоит отдельно отметить, что для карбюраторного и инжекторного двигателя будут разные методы диагностики, но принцип возникновения причин один и тот же.

Итак, стоит последовательно разобраться в диагностических и ремонтных работах, которые устранят высокие обороты холостого хода.

Датчик РХХ

На карбюраторных двигателях не часто можно встретить датчик регулировки холостого хода. Обычно это делается при помощи винта качества и количества. Чтобы привести в норму высокие холостые обороты не стоит проводить процесс на холодную. Сначала стоит прогреть мотор до рабочей температуры, и только потом начинать регулировку. Если после проведение настроек обороты остались высокими, то причина в другом.

Неправильное количество воздуха, которое попадает в камеру сгорания, может привести к тому, что электронный блок управления будет повышать обороты на холостом ходу. При неисправности датчика положения дроссельной заслонки необходимо также его проверить. Это можно сделать мультиметром или осциллографом. При обнаружении, что ДПДЗ неисправен, стоит заменить его.

Поиск неисправности двигателя

Дроссельная заслонка

Заклинивание дросселя может привести к тому, что в двигатель будет поступать большое количество воздуха. Этот факт вынудит электронный блок управления повышать количество впрыскиваемого топлива, чтобы сбалансировать смесь. Это увеличит расход потребляемого горючего и соответственно.

Для того чтобы решить проблему необходимо демонтировать узел и прочистить его с помощью специальных средств. Если чистка не дает желаемого результата дроссель необходимо заменить, но стоит быть готовыми, что обойдется это не дешево.

Датчик температуры мотора

Выход со строя датчика температуры может привести к появлению множества проблем. Одной из таких станет возрастание холостых оборотов. Обычно, как показывает практика, этот датчик наиболее уязвим, и чаще всего выходит со строя, поскольку подвержен воздействию перепада температур.

Для начала стоит продиагностировать исправность узла. Сделать это можно при помощи мультиметра и осциллографа. В случае если узел неисправен, его стоит заменить. После этого рекомендуется сбросить все ошибки ЭБУ.

Поиск неисправности двигателя

Коллектор

Неоднократно вследствие эксплуатации автомобиля впускной коллектор имеет деформации или износ прокладки. Так, повышение оборотов на холостом ходу может свидетельствовать тому, что имеется подсос воздуха в коллекторе. Для лечения неисправности придется демонтировать деталь, что достаточно проблематично, поскольку на коллекторе крепится, почти вся система впрыска, и несколько узлов других систем.

Детально стоит обследовать прокладку коллектора, наличие повреждения может свидетельствовать не только о проблемах с оборотами, но и о других неисправностях. Также деформация полости может служить тому, что попадает лишний воздух в камеры сгорания. Это может влиять на прогрев, пуск мотора и на другие факторы.

Для устранения неисправности придется зашлифовать поверхность коллектора, пока она не станет ровной. В автосервисах — это делают при помощи специального станка. Конечно, можно совершить процесс в гаражных условиях, при помощи специального камня, но это не всегда получается у автовладельцев.

Электронный блок управления

Неоднократно завышенный холостой ход следствие неправильной работы электронного блока управления. Так, для устранения неисправности, придется подключиться к «мозгам» и устранить проблему на программном уровне. Для совершения процесса понадобиться специальный кабель и программное обеспечение.

Поиск неисправности двигателя

Но, не всегда помогает простой сброс ошибок, зачастую приходиться менять ПО, чтобы окончательно все проблемы ушли. Данный процесс рекомендуется доверять мастерам, которые являются профессионалами своего дела.

Попутно с заменой прошивки можно увеличить мощностные характеристики, что тоже рекомендуется доверить специалистам. Как показывает практика, большинство автолюбителей, при самостоятельном вмешательстве в ЭБУ попадают в конечном итоге в автосервис для устранения последствий своих же доработок.

Вывод

Много автолюбителей не знают причин возникновения эффекта плавают обороты двигателя на холостом ходу или слишком высокие обороты, а тем более способы их устранения. Так, конечно, эксперты и автослесари рекомендуют обращаться сразу в автосервис, но наш человек, пока сам не попробует, не остановиться.

Причин возникновения эффекта повышенных оборотов много, от неисправности датчиков до ошибки в электронном блоке управления. Устранить неисправность можно и в домашних условиях, что и делают владельцы ВАЗов и других отечественных автомобилей. А вот владельцам иномарок, придется обратиться в автосервис, где ремонт может составить немалую сумму.

Тойота раум высокие холостые обороты

Да эпопея продолжается, все лето пробую разные настройки, сложность в том что компутер со временем начинает изменять обороты, поэтому стараюсь найти правильное положение регулировочного винта и угол поворота датчика клапана холостого хода.

Впринципе у меня получилсь выставить по минимуму и обороты на хх были 710 и на драйве 620, однако прогревочные были маленькие.

А вообще расскажи что ты делал, как чистил БДЗ, чистил ли клапан, со съемом? трогал ли регулировачный винт?

Eddy80 Просмотр профиля


Уважаемый Раумовод

screaming


Просмотр профиля

Термстат имхо не влияет да и его работу можно просто проверить трогая патрубки при прогреве, неоднократно писали на форуме. К томуже до чистки я так понял все было в порядке, значит тут ситуация видимо следующая, блок прочистил, воздуха больше постпать начало, соответсвенно компьютеру надо перестроиться, выставь угол датчика хх чтобы прогревочные обороты были в норме, а потом езди и жди когда выравняется.

Вообщем я делаю так как описал и обороты постепенно выравниваются, сначала с включенными фарами доводятся до 620 на драйве, а потом и с выключенными, процедура долгая, но как еще компутер обучить я незнаю. Кто-то что то писал на эту тему, но я не понял как реализовывать.

По достижении какихто результатов прошу отпишись в теме.

ja-maika Просмотр профиля



Уважаемый Раумовод

Реклама партнёров Eddy80 Просмотр профиля


Уважаемый Раумовод

Вообщем я делаю так как описал и обороты постепенно выравниваются, сначала с включенными фарами доводятся до 620 на драйве, а потом и с выключенными, процедура долгая, но как еще компутер обучить я незнаю. Кто-то что то писал на эту тему, но я не понял как реализовывать.

screaming


Просмотр профиля

Да у тебя схожая проблема с моей насчет оборотов, примерно та же фигня у меня.

Вообщем насчет термостата, я тоже думал а вдруг термостат, купил поменял, ничего не изменилось, да и термостатт оказался вполне рабочий, я отписывался в соответствующей ветке, и фотки выклатывал, как я проверял термостат, в кастрюльке с водой на плитке нагревал, проверь патрубки при прогреве двигателя на ощупь рукой.

Вроде верхний должен нагреваться а нижний холодный быть, а как прогреется, то и нижний нагреваться станет, кажется так. Для точности поищи на форуме, писали об этомо много.

Щас жена вернет машину, попробую метод который <b>ja-maika</b> предложил, отпишусь.

Eddy80 Просмотр профиля


Уважаемый Раумовод

screaming


Просмотр профиля

Согласен, та же фигня, возможно мне показалось и это временно, но обороты после поездки стали быстрее выходить на 840-860, поглядим что будет дальше.

Ну и в силу того что стал чащще ездить с фарами и обогревом заднего стекла, обороты на драйве уже вышли на отметку 600-620, а без фар уже 640.

ja-maika Просмотр профиля



Уважаемый Раумовод

Реклама партнёров Vel Просмотр профиля

(Тоже над этим думал, но когда снял понял что не перемотаешь, т.к. всё залито твердой пластмассой. Цена б/у датчика 500 р. Решил лучше его купить. Но предварительно конечно его нужно прозвонить. Сопротивление катушек мы знаем, спасибо Константину. Удачи.)

screaming


Просмотр профиля

Гы . добралдся до РАУМА решил заслонку почистить, почти чистая была (хорошо когда масло не расходуется). Поглядел внимательно на саму заслонку увидел выработку с одной стороны, очевиден излишек воздуха. Обзвонил разборки, съездил купил за рубль только заслонку, тоже почистил ее и установил. О чудо обороты пришли в норму.

1) при сборке не заметил отсоедененную трубку от впускного коллектора - высокие обороты
2) накрутил регулировочный винт - выработка на заслонке, неправильная подача воздуха

sergey_k Просмотр профиля



Новичок

Перечитав форум, причем не только наш решился на эксперимент. Итак имеем чистую ДЗ со снятой гофрой
20121014_170943.jpg ( 74,47 килобайт ) Кол-во скачиваний: 582

В гараже нашел небольшую пластиковую пробку( даже не знаю от чего) диаметром чуть больше отверстия внутри ДЗ
20121014_171121.jpg ( 32,26 килобайт ) Кол-во скачиваний: 483

и вставил ее плотненько внутрь
20121014_171304.jpg ( 63,52 килобайт ) Кол-во скачиваний: 506

И смотрю движок как то притих, посмотрел на тахометр и.
20121014_171322.jpg ( 32,74 килобайт ) Кол-во скачиваний: 530

Так так, думаю похоже на выработку. Попробовал ослабить упорный винт регулировки положения ДЗ - не выход: закусывает ДЗ. Заказывать контрактную желания нет.
А что если попробовать как то герметизировать щель между заслонкой и корпусом. Сказано сделано Взял антигравий BODY, кисточку
20121014_172038.jpg ( 72,32 килобайт ) Кол-во скачиваний: 466

Набрызгал в колпачок антигравия и кисточкой намазал щель между заслонкой и корпусом ДЗ
20121014_175200.jpg ( 71,76 килобайт ) Кол-во скачиваний: 577

Дал подсохнуть периодически приоткрывая заслонку и вот что получилось. Стрелкой показал образовавшийся бортик.
20121014_175216.jpg ( 71,21 килобайт ) Кол-во скачиваний: 536

Пробуем завестись и.
20121014_175344.jpg ( 25,05 килобайт ) Кол-во скачиваний: 452

Нормы оборотов Тойота и мощности двигателей


Corolla

Нормы оборотов Тойота и мощности двигателей

Как это влияет на мощность

Обороты увеличиваются по мере нажатия на акселератор, по крайней мере, до определенной точки. Двигатель не обязательно производит максимальную мощность на максимальных оборотах. В характеристиках двигателя указана максимальная мощность, соответствующая числу оборотов, например 252 л.с. при 5600 об/мин.

Норма для машин Тойота:

  1. Для Camry норма холостого хода 600-700. Проверка и регулировка холостого хода и уровня СО проводится каждые 10000 км пробега. Холостой ход проходит регулировку на заводе.
  2. Для Тойота Королла будет идеально, если она при холодном пуске держит 1500, а на прогретом двигателе 600.
  3. На прогревочных оборотах мотор Раум должен выдавать 1200.

Нормы оборотов Тойота и мощности двигателей

Можно подумать, что автомобиль с большим числом оборотов является более мощным и будет достигать высоких скоростей, но это не так. Хотя такой движок будет работать быстрее, это не единственный фактор, влияющий на мощность. Значение имеет также количество цилиндров, системы трансмиссии и подвески, а также крутящий момент. При увеличении передачи, частота падает (для продолжения движения требуется меньшее число оборотов).

Нормы оборотов Тойота и мощности двигателей

Как измерить число оборотов и зачем это нужно знать

Для измерения используется устройство, называемое тахометром. В автомашинах частота маркируется в единицах, которые должны быть умножены на 1000. Итак, если прибор показывает 4, то двигатель будет вращаться со скоростью 4000 об/мин. В верхней части диапазона находится зона, называемая красной линией. Вращение за линией может привести к повреждению. Это касается только автомобилей, оснащенных механическими коробками; машины с автоматическими коробками запрограммированы на переключение до того, как частота достигнет этой точки. Она тоже будет меняться в зависимости от того, как сильно водитель нажимает на педаль акселератора.

При нормальном вождении, АКПП будет переключаться самостоятельно, что обеспечивает лучшее сочетание эффективности и плавности, делая тахометр бесполезным. Водители с механическими коробками передач должны овладеть этим навыком самостоятельно, и тахометр может помочь в этом. На новых авто с МКПП ограничитель стремится предотвратить попадание двигателя в красную полосу, что исключает возможные повреждения.

Ремонт и замена регулятора холостого хода на Toyota Raum I

Пользователь ОВСЮК представил наглядное руководство по замене контроллера холостых оборотов в автомобиле.

Признаки поломки

«Симптомы», по которым можно определить неисправность контроллера:

  1. Двигатель автомобиля заводится «бодро», но через несколько минут после запуска глохнет. Такая проблема проявляется постоянно.
  2. На холостом ходу силовой агрегат функционирует нестабильно. Обороты двигателя могут резко увеличиваться и так же быстро падать. Это хорошо слышно, поскольку скачки серьезные. Такая проблема может привести к появлению вибрации в работе силового агрегата, что негативно отражается на его функционировании в целом.
  3. При активации системы кондиционирования, отопления или других потребителей энергии количество оборотов резко падает. То же самое наблюдается при включении оптики. Этот признак может сообщить и о некорректной работе генераторного устройства.
  4. Мотор машины произвольно глохнет, когда водитель переключает рычаг передач. Возможна остановка ДВС, когда автомобиль стоит на светофоре или во время движения «накатом».
  5. Если происходит холодный пуск силового агрегата, число оборотов ДВС будет минимальным. В некоторых случаях стрелка тахометра не поднимается выше нулевой позиции. При нажатии водителем на педаль газа не происходит никаких действий, мощность ДВС не увеличивается.
  6. Силовой агрегат машины начинает троить, когда авто движется на холостых оборотах.

Канал Sdelaj Sam! Pljus interesnoe! подробно рассказал о признаках неисправностей в работе РХХ автомобиля.

Что нужно знать при замене РХХ?

Чтобы поменять и произвести установку контроллера, позволяющего регулировать холостые обороты, надо обратить внимание на положение штока. Нельзя допустить, чтобы он был сильно выдвинут

Это может произойти, если перед выполнением монтажа устройство будет подключено к колодке и активировано зажигание. Руками вдвигать шток не допускается.

Если клапан с выдвинутой иглой поставить и затянуть фиксирующие винты, это может привести к повреждению устройства в результате срезания червячной передачи. Отремонтировать такой датчик не получится. В зависимости от модели транспортного средства после установки нового регулятора может потребоваться его калибровка. В некоторых авто эта процедура осуществляется с использованием специального оборудования или стенда.

На автомобилях ВАЗ калибровка выполняется так:

  1. К отрицательному выходу аккумулятора подключается клемма.
  2. Ключ в замке прокручивается, чтобы включить зажигание на десять секунд. Запускать силовой агрегат не нужно.
  3. Производится отключение зажигания.

Пользователь Овсюк рассказал о самостоятельной замене клапана холостого хода на примере автомобиля Лада Самара.

Принцип действия

В карбюраторных моторах проблему обогащения смеси при запуске ДВС решала пусковая ручка и регулировочные шайбы. С возникновением электронного зажигания этим занимается регулятор холостого хода в комплексе с остальными датчиками и ЭБУ. Его принцип работы выглядит следующим образом:

  • калибровка РХХ производится контроллером ЭБУ автоматически после обнаружения этого датчика в системе;
  • фактически РХХ является шаговым электродвигателем с конусной иглой в специальном отверстии обводного канала дроссельной заслонки;
  • РХХ контакт никаких сигналов в «мозг» машины не передает, но получает их от контроллера, поэтому является не датчиком, а исполнительным устройством – электроклапаном;
  • в свою очередь, бортовой компьютер «видит», что в топливной смеси недостаточно воздуха по сигналам ДМРВ, сравниваемым с сигналами ДПДЗ;
  • на регулятор ХХ подается напряжение, игла выходит из канала, недостающее количество воздуха поступает в смесь для смешивания.

Принцип действия РХХ

Кроме того, ЭБУ получает сигналы о температуре охлаждающей жидкости и масла в системе. При запуске в холодное время года необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы снизить износ деталей трения, поэтому канал РХХ приоткрывается для обогащения смеси инжектору, даже без нажатия педали газа водителем.

В момент старта алгоритм работы следующий:

  • ключ поворачивается, включается зажигание;
  • шток выдвигается до упора, игла перекрывает байпасный канал;
  • в момент упирания штока в калибровочное отверстие компьютер отсчитывает шаги назад;
  • на обмотки подается напряжение, клапан возвращается в открытое положение.

Количество обратных шагов запрограммировано в прошивке прибора. Например, у модификаций Basch на прогретом ДВС оно составляет 50 шагов, Январь – 120 шагов, соответственно. В общей сложности ход штока разбит на 250 шагов, чем дальше он вытянулся из обмоток шагового электродвигателя, тем большее количество шагов отсчитает ЭБУ. При покупке нового РХХ расстояние от фланца посадочного до иглы штока должно быть 23 мм ровно.

Инжектор

Для работы инжекторного двигателя не годится чистый бензин, поэтому на входе коллектора установлена дроссельная заслонка с индивидуальным датчиком ее положения в каждый момент времени. При запуске мотора или во время остановки машины с работающим двигателем происходит следующее:

  1. компьютер получает информацию об оборотах вала двигателя;
  2. анализирует, как работает мотор, то есть уточняет целевое назначение;
  3. затем сравниваются показания датчика положения дроссельной заслонки и воздуха, то есть, контроллер «понимает», что заслонка закрыта, а в цилиндры поступает обедненная смесь;
  4. открывается клапан РХХ, воздух подается в обход заслонки для поддержания оборотов на запрограммированном уровне

Фактически в процессе участвует несколько устройств системы электронного зажигания. Если машина глохнет или присутствуют симптомы прочих неисправностей, диагностика производится вручную, поскольку обратной связи (самодиагностики) данный прибор не имеет.

В дизельном моторе дроссельной заслонки нет, регулятор холостого хода бесполезен, используются другие способы регулировки малых оборотов.

Основные поломки и неисправности РХХ

Причины проблем с датчиком холостых оборотов:

  1. Обрыв электроцепи питания. Данная неисправность может быть связана с проводкой в авто, окислением или повреждением контактных элементов на колодке. Если соединение некачественное, то такая проблема будет проявляться периодически. Могут возникнуть сложности при диагностике устройства.
  2. Загрязнение штока, которое приводит к его некорректному ходу. Данная проблема является самой распространенной и проявляется в результате скопления грязевых отложений в каналах дроссельного узла. Если заслонка долго не чистится, то причину следует искать на штоке датчика.
  3. Выход из строя электрического моторчика. Отремонтировать такой прибор вряд ли получится, двигатель подлежит замене в сборе с регулятором.
  4. Разрушение уплотнительного элемента в результате износа. Проблема может появиться сразу после замены датчика, если вместо нового установлено старое кольцо.
  5. Износ штока. Если регулятор исправен, то перемещение шторки должно осуществляться без закусываний, не допускаются проскальзывания в червячных передачах. Чтобы определить состояние элементов конструкции, придется разобрать устройство.

О причинах, а также признаках неполадок в работе клапана холостого хода рассказал канал «Sdelaj Sam! Pljus interesnoe!».

Диагностика РХХ

В идеале диагностика регулятора должна производиться на стенде, который сможет воспроизвести импульсы бортового компьютера. На практике это дорого, используются бюджетные способы проверки. В любом случае алгоритм действий на начальном этапе одинаковый:

  1. затягивается ручной тормоз, под колеса устанавливаются противооткатные устройства – башмаки;
  2. отключайте клемму «-» от батареи АКБ;
  3. зная, где находятся датчики ДПДЗ и ДМРВ, определяется местонахождение РХХ;
  4. клапан отключается от бортового компьютера (вытаскивается штекер из разъема).

Дальнейшие шаги отличаются для разных методов проверки.

Проверка вручную

Простейшим методом, как проверить РХХ в электронной системе распределения впуска, является ручная диагностика (потребуется помощник):

  1. отсоединяется штекер РХХ из разъема;
  2. откручиваются два винта, прибор демонтируется;
  3. регулятор вновь подключается к ЭБУ, но остается в руках мастера;
  4. помощник заводит двигатель, шток в это время должен втянуться в катушки полностью, затем, получив импульс от компьютера, выдвинуться на некоторое расстояние.

Ручная проверка РХХ

Другими словами, проверяется работоспособность штока, владелец убеждается, что эта деталь не погнута, не заклинивает внутри клапана. Однако, это не дает 100% гарантий, что данная модификация РХХ полностью соответствует прошивке ЭБУ контроллера. Игла выдвигается, но на неизвестную величину. В первом случае проверяется разъем, во втором – штекер, маркировка имеется только на штекере.

При классическом варианте проверки «от простого к сложному» этот этап является начальным, дальше следует проверить целостность проводов и катушек, состояние байпасного канала, износ иглы. Только после указанных действий можно собрать самодельный стенд с импульсной подачей напряжения для комплексной диагностики РХХ.

Диагностика мультиметром

На этом этапе понадобится тестер РХХ проверяется этим прибором в двух режимах:

  • омметром – при замыкании щупами мультиметра контактов C – D и A – B сопротивление должно иметь значение 40 – 80 Ом, D – C и A – D равняться бесконечности;
  • вольтметром – при включении зажигания величина напряжения достигает 12 – 20 В.

Импульсная проверка на самодельном стенде

Поскольку стенд стоит 1 500 – 1800 рублей, а регулятор 300 – 500 рублей, покупка прибора экономически не выгодна рядовому пользователю. Простая схема без микрочипов приведена ниже:

  • в ней использована 6 В зарядка от любого мобильного устройства;
  • колодки штекеров имеются в свободной продаже;
  • вначале нужно отключить РХХ от бортового контроллера, затем проверяется ход штока;
  • яркое свечение лампы на схеме свидетельствует о неисправности самого штока;
  • если лампа горит в пол накала, узел считается исправным.

Схема приспособления для проверки РХХ

Использование чистящего средства позволит восстановить работоспособность штока, но только при засорах. Если эта деталь согнута, нужно заменить регулятор целиком.

Советы для продления срока службы РХХ

Для увеличения ресурса эксплуатации датчика надо следовать простым правилам:

  1. Замена воздушного фильтрующего устройства должна осуществляться вовремя.
  2. Нельзя оставлять транспортное средство на длительную стоянку зимой. При низких отрицательных температурах автовладелец должен периодически запускать силовой агрегат, прогревать его и производить перегазовки. Это позволит разработать клапан, чтобы не допустить его заклинивания.
  3. Нельзя допустить попадания сторонних жидкостей в зону дроссельного механизма. Спреи для быстрого запуска двигателя обычно не представляют опасности для датчика, но ими лучше не переусердствовать.

Тонкости приобретения нового РХХ

После приобретения нового регулятора требуется произвести его настройку. Инжектор при помощи ЭБУ самостоятельно производит калибровку, поэтому трудностей с тем, как поменять датчик не будет. Для автоматического проведения операции достаточно обесточить инжектор перед установкой РХХ.

Приобретая новый регулятор, следует обратить внимание на его качество. Клапан и прочие элементы не должны иметь изъянов и деформаций

Качество пайки контактов должно быть на высоком уровне. Установка на посадочное место должна происходить без перекосов, иначе в скором времени потребуется ремонт.

Проходящий через клапан воздушный поток решил вопрос с работой двигателя без нагрузки. Теперь на дроссельную заслонку возложена функция управления динамическими характеристиками, а на холостых оборотах двигатель находится в полном контроле рхх. Возможность повышать обороты, которой обладает датчик, позволяет не тратить время автовладельца на ожидания прогрева двигателя.

Где находится и как работает датчик холостого хода?

Регулятор холостых оборотов в автомобиле устанавливается на двигателе, в частности, на корпусе дроссельного узла. Модель транспортного средства не играет роли. Устройство можно увидеть рядом с контроллером положения заслонки дросселя. На узле регулятор фиксируется с помощью одного или нескольких болтов. В некоторых моделях авто датчик зафиксирован посредством лака.


Месторасположение РХХ в автомобиле

Принцип работы РХХ основан на отсчете шагов и возвращении клапана в начальное состояние. Если водитель производит активацию зажигания, шток на датчике полностью выходит и упирается в технологическое калибровочное отверстие. Оно располагается на дроссельной магистрали. Затем устройство выполняет отсчет шагов, а клапан возвращается в изначальное состояние. Положение последнего зависит от прошивки блока управления.

Если силовой агрегат полностью прогрет, то на автомобилях ВАЗ в момент регулировки контроллер располагается на отметке около 30-50 шагов. В случае, когда этот параметр увеличивается либо падает, происходит изменение объема воздушного потока, который проходит через калибровочное отверстие. Если шток вытягивается, совершается увеличение количества поступательных движений, а когда втягивается — уменьшение. На ВАЗах ход этого элемента составляет около 250 шагов. В силовой агрегат подается определенный объем воздушного потока, который требуется для оптимальной работы двигателя, это позволяет регулировать обороты.

Пользователь Дмитрий Шарк подробно рассказал о принципе функционирования контроллера холостого хода в автомобиле.

Воздух, попадающий в ДВС, анализируется с помощью устройства контроля массового расхода. С учетом полученного объема микропроцессорный модуль подает нужное количество горючего в силовой агрегат, которое проходит через топливные форсунки. В соответствии с показаниями контроллера положения коленвала управляющий модуль мониторит число оборотов ДВС и производит регулировку холостого хода. Это позволяет подавать в двигатель машины необходимый объем воздушного потока.

Если мотор автомобиля не прогрет, то увеличение оборотов происходит в результате работы контроллера холостого хода. По мере прогрева их количество возрастает. Благодаря такому принципу действия у автовладельца есть возможность начала движения на машине без прогрева ДВС.

Пользователь Alex ZW подробно рассказал об устройстве, а также принципе действия контроллера холостых оборотов двигателя авто.

Принцип работы

Принцип действия клапана состоит в следующем:

  1. Блоком управления выполняется калибровка показаний датчика, если он обнаруживается в системе.
  2. Сам контроллер представляет собой шаговый электрический мотор. Он оснащается конусной иглой, которая располагается в специальном отверстии канала заслонки дроссельного узла.
  3. Регулятор не передает информацию на микропроцессорный модуль, но получает ее от него. Поэтому правильнее его называть не датчиком, а исполнительным механизмом — клапаном.
  4. Блок управления определяет по сигналу от расходомера, что в горючей смеси отсутствует воздух. Затем он сравнивает эти импульсы с теми, которые передает ДПДЗ.
  5. На регуляторное устройство поступает напряжение. Это приводит к выдвижению иглы из канала. недостающий объем воздуха подается в горючую смесь для смешивания.

Также микропроцессорный модуль получает импульсы об уровне температуры хладагента и моторной жидкости. Если двигатель запускается при низких отрицательных температурах, его необходимо прогревать, что позволит снизить износ элементов и узлов трения. Чтобы обогатить смесь, канал датчика холостого хода приоткрывается, для этого водителю не нужно жать на газ.

В начале работы устройства алгоритм действия такой:

  1. Ключ прокручивается в замке, зажигание активируется.
  2. Шток выдвигается до упора. Благодаря этому игла перекрывает байпасный канал.
  3. При упирании штока в калибровочное отверстие блок управления начинает отсчитывать шаги назад.
  4. Выполняется подача напряжения на обмотки. В результате клапан возвращается в изначальное открытое состояние.

Число обратных шагов настраивается при прошивке блока управления, этот показатель может изменяться в зависимости от модели устройства. К примеру, на ЭБУ Бош он составляет 50 шагов, а на модулях Январь — 120.

Пользователь Дмитрий Шарк рассказал вкратце о принципе действия, а также о диагностике контроллера холостого хода.

Инжектор

На входе коллекторного устройства в инжекторных двигателях используется дроссельная заслонка. Она оснащается индивидуальным контроллером определения положения в конкретный момент времени.

Когда выполняется запуск двигателя или силовой агрегат останавливается, происходит следующее:

  1. Микропроцессорный модуль получает данные об оборотах вращения.
  2. Затем блок управления анализирует работу силового агрегата, уточняет целевое назначение.
  3. Показания от контроллера дроссельной заслонки и воздуха сравниваются. Блок управления определяет, закрыта заслонка или нет. Также он может «понять», какая в цилиндры силового агрегата поступает смесь — обедненная или обогащенная.
  4. Происходит открытие клапана РХХ. Воздушный поток подается в обход заслонки. Это обеспечивает возможность поддержания оборотов на определенном уровне, запрограммированном заранее.

По факту в этом процессе участвует несколько устройств системы зажигания. Если двигатель автомобиля останавливается или глохнет из-за неполадок, проверка работы осуществляется вручную. Это связано с тем, что обратной связи у РХХ и системы диагностики нет.

Дизельные силовые агрегаты не оснащаются дроссельной заслонкой, поэтому в них не используются датчики холостого хода, они бесполезны.

Пользователь Alex ZW подробно рассказал о принципе действия контроллера РХХ в автомобиле.

Toyota Raum. Руководство - часть 38


Расположение компонентов системы кондиционирования и отопления.

1 - реле "WARM UP", 2 - датчик солнечного света (модели с автоматиче­

ским управлением кондиционером), 3 - датчик температуры воздуха в са­

лоне (модели с автоматическим управлением кондиционером), 4 • испа­

ритель, 5 - радиатор отопителя, 6 - привод заслонки смешивания потоков

воздуха (модели с автоматическим управлением кондиционером), 7 - ре­

зистор вентилятора отопителя (модели с ручным управлением кондицио­

нером), 8 - усилитель кондиционера, 9 - вентилятор отопителя.


152 Кондиционер, отопление и вентиляция

1 Установите блок манометров

а) Установите адаптер на вакуумный

б) Подсоедините центральный

шланг блока манометров к адаптеру

вакуумного насоса
в) Откройте оба клапана блока мано­

метров и включите вакуумный насос

г) Не менее, чем через 10 минут про­

верьте, что манометр низкого давле­

ния показывает 100 кПа или больше

Примечание если давление ниже, за­

кройте оба клапана блока маномет­

ров и выключите вакуумный насос

Проверьте герметичность системы и

д) Закройте оба клапана блока ма­

нометров и выключите вакуумный

е) Оставьте систему в таком состоя­

нии не менее 5 минут, убедитесь, что

показания приборов не изменяются

1 Установите зарядный баллон

Примечание при работе с зарядным

баллоном всегда выполняйте требо­

вания, описанные в инструкции к нему

а) Заправьте зарядный баллон необ­

ходимым количеством хладагента

б) Подсоедините центральный

шланг к зарядному баллону

Внимание не открывайте клапаны

на блоке манометров

в) Откройте клапан на зарядном

г) Нажмите на сердечник клапана,

расположенного сбоку блока мано­

метров, и выпустите воздух из цен­

1 Откройте клапан высокого давления

на блоке манометров и заправьте сис­

2 Когда давление в стороне низкого

давления достигнет 98 кПа, закройте

клапан высокого давления

3 Проверьте детектором утечек гер­

При обнаружении утечек после ремон­

та повторите процедуру вакуумирова-

Дозаправьте систему хладагентом

После проверки на герметичность

доведите количество хладагента до

- Никогда не заряжайте систему

через сторону высокого давления

при работающем двигателе

- Не открывайте клапан низкого

давления, когда система заправля­

ется жидким хладагентом

1 Полностью откройте клапан высоко­

го давления блока манометров
2 Полностью заправьте систему, по­

сле чего закройте клапан высокого

Примечание Признаком полностью

заряженной системы является от­

сутствие пузырьков в сервисном окне

Снятие блока манометров

1 Закройте оба клапана блока мано­

2 Отсоедините быстросъемный адап­

тер от сервисных клапанов линий охла­

ждения, как показано на рисунке

Вода, замерзая в расширительном

клапане, временно останавливает

цикл (блокирует циркуляцию хлада­

гента) После оттаивания система

приходит в норму

а) Замените ресивер

б) Вакуумируйте систему для удале­

ния воды
в) Зарядите систему хладагентом

Пониженное давление во всей систе­

ме Недостаточное охлаждение По­

стоянные пузырьки в сервисном окне

3 Установите заглушки на сервисные

клапаны системы охлаждения

Проверка системы блоком

1 Подсоедините блок манометров

2 Снимайте показания с манометров

при следующих условиях

а) Выключатель управления забо­
ром воздуха в положении "RECIRC"
(температура воздуха в воздухоза­
борнике составляет 30 - 35°С)
б) Двигатель работает на режиме

в) Переключатель скорости враще­
ния вентилятора отопителя в поло­
жении "HI" (высокая скорость)
г) Регулятор температуры в положе­
нии максимального охлаждения

Примечание показания прибора мо­

гут незначительно изменяться в за­

висимости от температуры окру­

жающей среды

Низкое давление 150 - 250 кПа

Высокое давление 1370 - 1570 кПа

Наличие в о д ы в системе

Давление в линии низкого давления

меняется от нормального до разреже­

ния (охлаждение работает лишь перио­

дически, затем перестает работать)

а) Проверьте систему на отсутствие

б) Дозаправьте хладагент до нормы

(исчезновение пузырьков в окне)

Плохая циркуляция хладагента
Пониженное давление во всей систе­

ме Иней на трубопроводе от ресиве­

ра до блока охлаждения Недостаточ­

Циркуляция хладагента затруднена

из-за засорения ресивера

Нет охлаждения или хладагент

не циркулирует
Разрежение в линии низкого давле­

ния, пониженное давление в линии

высокого давления (нет охлаждения

или охлаждение лишь периодическое,

иней или конденсат около ресивера или

Хладагент не циркулирует из-за на­

личия влаги или загрязнения в сис­

теме, либо утечка хладагента из

а) Проверьте термочувствительную

трубку и расширительный клапан

б) Если причиной является загряз­

нение, то снимите и прочистите

расширительный клапан струей

воздуха Замените клапан, если

грязь удалить невозможно

в) Замените ресивер


Кондиционер, отопление и вентиляция 153

г) Вакуумируйте и заправьте систе­

му. Если обнаружится утечка газа из

термочувствительной трубки, то за­

мените расширительный клапан.

Избыток хладагента или недоста­

точное охлаждение конденсатора

Повышенное давление во всей систе­

ме. Недостаточное охлаждение. От­

сутствие пузырьков в сервисном окне,

даже когда двигатель работает на низ­

Недостаточная циркуляция хлада­

гента. Недостаточное охлаждение

а) Прочистите пластины конденса­

б) Проверьте работу вентилятора.

в) Если пункты "а" и "б" выполнены,

проверьте количество хладагента.

Наличие воздуха в системе
охлаждения
Повышенное давление во всей систе­

ме. Недостаточное охлаждение. Ли­

ния низкого давления горячая. Пу­

зырьки в сервисном окне.

Наличие воздуха в системе (воз­

можно, перед зарядкой система не

а) Проверьте отсутствие загрязнения

и количество компрессорного масла.
б) Вакуумируйте и заправьте систему.

Неправильная установка расшири­

тельного клапана и термочувстви­

Повышенное давление во всей систе­

ме, недостаточное охлаждение, иней

или обильный конденсат на трубопро-

воде низкого давления.

В линии низкого давления - повышен­

ное давление, в линии высокого дав­

ления - пониженное давление. Нет

Неисправен компрессор (утечки че­

рез клапан или износ деталей).

Отремонтируйте или замените ком­

1. Режим проверки.

а) Частоту холостого хода поддер­

живайте на уровне 1000 об/мин.

б) Откройте все двери.

2. Установите максимальную скорость

3. Включите кондиционер.

4. Установите заслонку забора воздуха

в положение "RECIRC" (рециркуляция).

5. Установите регулятор температуры

в режим максимального охлаждения.

6. Проверьте количество хладагента по

наличию пузырьков в сервисном окне

а) Если в сервисном окне видны пу­

зырьки (недостаток хладагента), то

проверьте наличие утечек в системе

и дозаправьте систему до нормы.

б) Если пузырьки не видны (либо

количество хладагента в норме, ли­

бо перезарядка системы, либо хла­

дагент отсутствует), то способ уст­

ранения - см. пп. (в) и (г).

а) Не отрегулирована термочувстви­

б) Неправильно установлен расши­

трубку; если она исправна, то про­

верьте расширительный клапан. Не­

исправные детали замените.

в) Если нет перепада температур

между входным и выходным отвер­

стиями компрессора (либо хладагент

отсутствует, либо количество хлада­

гента минимально), то проверьте на­

личие утечек хладагента, затем за­

рядите систему до нормы.
г) Если есть большой перепад тем­

ператур между входным и выход­

ным отверстиями компрессора

(либо количество хладагента в нор­

ме, либо перезарядка системы), то

способ устранения - см. пп. (д) и (е).
д) Если хладагент в сервисном окне

становится прозрачным сразу после

выключения кондиционера (пере­

зарядка системы), то удалите весь

хладагент, вакуумируйте и заправь­

те систему до нормы.
е) Если после выключения конди­

ционера хладагент вспенивается и

затем становится прозрачным, то

количество хладагента в норме.

Количество
хладагента 550 +50 г

Проверка на автомобиле

1. Проверьте затяжку соединений тру­

2. С помощью детектора утечек про­

верьте герметичность системы.

1. Удалите хладагент из системы.

2. Замените неисправные элементы.
Внимание: во избежание попадания
загрязнений в систему немедленно

устанавливайте заглушки на от­

крытые концы трубок.
3. Затяните соединения.
Внимание: затяжку соединений про­
изводите в строгом соответствии с
приведенными моментами.

Моменты затяжки р е з ь б о в ы х соединений системы кондиционирования.


Кондиционер, отопление и вентиляция

4. Вакуумируйте и заправьте систему

Примечание: количество хладагента

смотрите в разделе "Проверка коли­

чества хладагента".

5. Проверьте герметичность системы.

6. Проверьте функционирование кон­

Снятие и установка

1 - панель управления кондиционе­

ром и отопителем в сборе, 2 - от­

делка панели управления конди­

ционером и отопителем, 3 - кнопка,

4 - нижняя отделка панели прибо­

ров со стороны водителя, 5 - от­

делка центральной консоли.

Разборка и сборка

1 - блок управления отопителем,

2 - лампы, 3 - рукоятка, 4 - кнопки,

5 - панель управления кондиционе­

ром и отопителем.

Регулировка т р о с о в

1. Регулировка троса управления за­

слонкой смешивания потоков воздуха.

Установите рычаг управления заслон­

кой смешивания потоков воздуха в

положение "COOL", подсоедините

трос, зафиксируйте трос зажимом.

Разборка и сборка

При разборке и сборке блока отопителя

руководствуйтесь сборочным рисунком

"Разборка и сборка блока отопителя".

Снятие и установка

2. Регулировка троса управления за­

слонкой направления потока воздуха.

Установите рычаг управления заслон­

кой направления воздушного потока в

положение "FACE", подсоедините

трос, зафиксируйте трос зажимом.
3. Регулировка троса управления за­

Читайте также: