Трубка обратки маз 5551

Обновлено: 05.07.2024

Руководство МАЗ 555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147, 533702, 5337А2, 533703, 533742, 533745, 533747, 543302, 5433А2, 543403 2011 - страница 28

МАЗ-555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147. Руководство - часть 28

Пневматический привод тормозов автомобилей скомплектован из пнев-

матических приборов, которые (кроме особо оговоренных в настоящем
разделе) не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. В
случае их неисправности разборка и устранение дефектов могут произво-
диться только в мастерских квалифицированными специалистами.

Признаком, определяющим исправную работу 4-контурного защитного

клапана, является рост давления, определяемый по манометру, в конту-
рах тормозной системы при работе компрессора. Сначала происходит
заполнение переднего и заднего контуров рабочего тормоза, а затем кон-
туров стояночного тормоза и контура потребителей.

Исправная работа регулятора давления в процессе эксплуатации оп-

ределяется по величине регулируемого давления (от 0,79 МПа до 0,83
МПа в зависимости от конструкции осушителя) и наличию срабатывания
регулятора — автоматического сброса конденсата (периодическому «чи-
ханию»). Прекращение подачи воздуха в контуры тормозной системы
(отсутствие автоматического сброса конденсата и «чихания») говорит о
неисправности регулятора давления (закупорка нагнетательной магист-
рали от компрессора до регулятора давления, или о наличии утечек сжа-
того воздуха в пневмосистеме). Проверка давления срабатывания про-
изводится с помощью переносного манометра, подключенного к клапану
контрольного вывода, расположенного на передней поперечине рамы.

Запрещается эксплуатация автомобилей с указанной неисправностью.

Регулятор тормозных сил. При эксплуатации автомобиля необходимо
следить за состоянием тяги, упругого элемента и рычага регулятора, очи-
щать их от грязи и посторонних предметов (веток, проводов и т. п.). Если
ведущий мост снимается на ремонт или заменяется, то при последующем
монтаже моста следует произвести регулировку привода регулятора со-
гласно табличке, установленной на подножке левой двери кабины.

Уход и обслуживание тормозных камер с пружинными энергоаккумуля-

торами заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, провер-
ке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления
к кронштейну.

Проверку тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами на

герметичность следует проводить при наличии сжатого воздуха в контуре
привода стояночного тормоза и в контуре привода рабочих тормозов
заднего моста.

Для проверки стояночного тормоза на герметичность необходимо от-

тормозить стояночный тормоз автомобиля. При этом воздушные полости
пружинных энергоаккумуляторов наполнятся сжатым воздухом. Затем
определить на слух или путем обмыливания утечку воздуха.

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода тор-

мозов постоянно следует сливать конденсат из воздушных баллонов. Скоп-

ление большого количества конденсата может привести к его попада-
нию в приборы тормозной системы и вызвать ее повреждение.

Количество конденсата зависит от технического состояния компрессо-

ра и осушителя сжатого воздуха. При спуске конденсата из баллонов во
избежание забрызгивания рук, необходимо пользоваться крючком, изго-
товленным из проволоки.

При высокой влажности окружающего воздуха следует проверять на-

личие конденсата ежедневно. Наличие большого количества масла в
конденсате указывает на неисправность компрессора.

Уход за двухсекционным тормозным краном заключается в периодичес-

ком его осмотре, очистке от грязи, проверке на герметичность и работоспо-
собность.

Необходимо следить за исправностью защитного резинового чехла крана

и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи и воды
внутрь приводит к выходу тормозного крана из строя.

Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной

эмульсии в двух положениях — в заторможенном и отторможенном. Утечка
воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в отторможенном
положении указывает на негерметичность впускного клапана одной из
секций, либо клапана управления тормозами прицепа (при наличии), а в
заторможенном положении — выпускного клапана одной из секций
тормозного крана. Негерметичность тормозного крана как в отторможен-
ном, так и в заторможенном положениях при эксплуатации автомобиля
не допускается.

Уход за соединительными головками заключается в периодическом

осмотре их, очистке от грязи и проверке герметичности соединения голо-
вок автомобиля и полуприцепа.

Проверку герметичности соединительных головок проводить при сцеп-

ке автомобиля с полуприцепом (прицепом) последовательно в затор-
моженном и отторможенном положениях. Эксплуатация автомобилей
с негерметичными соединениями тормозных магистралей запрещает-
ся. Для устранения негерметичности в соединительных головках следу-
ет заменить уплотнительные кольца или соединительные головки в
сборе.

Описание и порядок обслуживания осушителя сжатого воздуха
На автомобилях в пневмоприводе тормозов устанавливается адсорб-

ционный осушитель сжатого воздуха типа 432.410.1040 фирмы Вабко или
аналогичный другой фирмы со встроенным регулятором давления. Осу-
шитель имеет электроподогрев клапанного узла, включающийся автома-
тически при температуре окружающего воздуха (7±6)°С и отключающийся
после нагрева до определенного уровня. Специального обслуживания

осушитель не требует. Однако, для его нормальной работы необходимо
постоянно следить за герметичностью пневмопривода.

Качественная очистка сжатого воздуха обеспечивается при работе осу-

шителя на нагнетание не более 50% времени работы компрессора. В
остальные 50% времени должна происходить продувка осушительного
элемента из специального ресивера с целью восстановления его погла-
щающей способности.

Эффективность работы осушителя необходимо периодически контро-

лировать по наличию конденсата в ресиверах пневмосистемы.

При правильной эксплуатации фильтрующий элемент осушителя обес-

печивает качественную очистку воздуха в течение 2 лет. При появлении в
ресиверах конденсата необходимо произвести замену фильтрующего эле-
мента (патрона). Замену производить в следующем порядке:

— очистить поверхность осушителя от грязи;
— ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от

компрессора (подвод 1) и выпустить из него воздух;

— отвернуть вращением против часовой стрелки патрон фильтрующего

— протереть тряпкой корпус осушителя. При этом не допускать попада-

ния грязи внутрь прибора;

— установить новый патрон (для осушителя Вабко-№ 432 410 0200, для

осушителя Кнорр-II (17793), слегка смазав маслом уплотнительную про-
кладку;

— затянуть рукой (моментом не более 15Нм) патрон;
— затянуть резьбовое соединение нагнетательного трубопровода.
Осушители 8043, 3512010 производства БелоМО имеют резьборный

патрон, в котором, после потери эффективности, заменяется осушающий
материал-цеолит. Для этого необходимо разобрать снятый, как описано
выше, патрон и заменить цеолит, резиновые уплотнительные кольца и
фильтры (ремкомплект 8673.00.00.000-01), собрать и установить на авто-
мобиль, как указано ранее. Для ремонта регулярной части осушителя
необходимо использовать ремкомплект 8673.00.00.000.

Перед запуском двигателя (после замены патрона) необходимо слить

конденсат из ресиверов и просушить ресиверы пневмосистемы.

Для предотвращения замерзания осушителя воздуха при эксплуатации

в зимнее время глушение двигателя необходимо производить только пос-
ле «чихания» регулятора давления.

После длительной стоянки возможно замерзание выпускного клапана

в открытом положении (после запуска двигателя при отсутствии воздуха в
системе наблюдается травление через выпускное окно). Через некото-
рое время выпускной клапан с помощью электроподогрева возвратится в
нормальное состояние и регулятор давления включится на накачку воз-
духа в систему.

4.6 ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Антиблокировочная система тормозов
На автомобилях может быть установлена 4-х канальная антиблокиро-

вочная система (АБС) тормозов типа 4S/4M (4датчика /4 модулятора) с
микропроцессорным блоком управления ф. Wabco (Германия) или БПО
«ЭКРАН» (Беларусь).

Основное назначение системы - автоматическое поддержание опти-

мального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес незави-
симо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или
сухой.

Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:
— повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивос-

ти и управляемости в процессе торможения и повышения тормозной эф-
фективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких дорогах:

— продление срока службы шин;
— возможность увеличения средней безопасной скорости движения.
Кроме того, примененная конструкция АБС ф. Wabco может обеспечи-

вать режим ограничения скорости, а АБС БПО «ЭКРАН» обеспечивает
хранение и выдачу информации об эффективности (среднем замедле-
нии) последнего торможения автомобиля и предаварийных режимах ра-
боты системы за последние 40 сек.

Расположение элементов системы на шасси автомобиля и панели при-

боров показано на рисунках 60, 61, 62.*

*1. На автомобилях МАЗ датчики устанавливаются на колесах передней оси и

2. Возможна также программная установка (по заказу потребителя) режима

ограничения максимальной скорости в соответствии с международными требо-
ваниями (85 км/ч или 90 км/ч). В этом случае на панели приборов крепится спе-
циальная табличка (рисунок 62).

Читайте также: