Уаз 3151 схема трансмиссии

Обновлено: 06.07.2024

Техническое руководство по автомобилю УАЗ 3151 1985-2008


Автомобиль повышенной проходимости. Стратегия, которой в настоящее время придерживаются на УАЗе, предусматривает совершенствование хорошо известных машин и наращивание выпуска новых моделей. В первую группу входят УАЗ-31512 с короткой базой и мягким верхом, его модификация УАЗ-31514 со съемной металлической крышей и измененным интерьером, а также УАЗ-3153 с увеличенной на 380 мм колесной базой. Их комплектуют бензиновыми двигателями собственного производства рабочим объемом 2,5 и 2,9 л, развивающими мощность нетто соответственно 76 и 84 л.с.

Краткое содержание руководства УАЗ 3151 1985-2008

  • Эксплуатация и техническое обслуживание
    • Эксплуатация и техническое обслуживание
    • Техническое обслуживание
    • Объем работ по видам технического обслуживания
    • Смазывание автомобиля
    • Общие данные
    • Двигатель
    • Кривошипно-шатунный механизм
    • Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения
    • Газораспределительный механизм
    • Система смазки
    • Система охлождения
    • Система питания
    • Система выпуска газов
    • Подвеска двигателя
    • Проверка технического состояния двигателя
    • Трансмиссия
    • Сцепление
    • Коробка передач
    • Раздаточная коробка
    • Ведущие мосты
    • Задний мост
    • Передний мост
    • Мосты с бортовыми передачами
    • Ходовая часть
    • Подвеска автомобиля
    • Ступицы, колеса и шины
    • Рулевое управление
    • Техническое обслуживание
    • Возможные неисправности рулевого управления, их причины и методы устранения
    • Тормозная система
    • Рабочая тормозная система
    • Возможные неисправности рабочей тормозной системы, их причины и методы устранения
    • Стояночная тормозная система
    • Возможные неисправности стояночной тормозной системы, их причины и методы устранения
    • Электрооборудование
    • Аккумуляторная батарея
    • Возможные неисправности аккумуляторной батареи, их причины и методы устранения
    • Генератор
    • Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения
    • Возможные неисправности регулятора напряжения, их причины и методы устранения
    • Стартер
    • Возможные неисправности стартера, их причины и методы устранения
    • Бесконтактная система зажигания
    • Возможные неисправности системы зажигания, их причины и методы устранения
    • Кузов и кабина автомобилей
    • Рама и буксирный прибор
    • Приложения

    Руководства по маркам

    • Audi
    • BMW
    • Chevrolet
    • Citroen
    • Daewoo
    • Ford
    • Honda
    • Hyundai
    • Infiniti
    • Isuzu
    • Jeep
    • Kia
    • Lexus
    • Mazda
    • Mercedes
    • Mitsubishi
    • Nissan
    • Opel
    • Peugeot
    • Renault
    • Saab
    • Skoda
    • Subaru
    • Suzuki
    • Toyota
    • Volkswagen
    • Volvo
    • АЗЛК
    • ВАЗ
    • ГАЗ
    • Иж
    • УАЗ

    AutoDocBook

    Раздаточная коробка УАЗ-3151, 31512, 31514, устройство, принцип работы, обслуживание.

    Раздаточная коробка УАЗ-31512, 31514, 31519.

    Чугунный картер с крышкой крепится четырьмя болтами к задней стенке коробки передач через отверстия опорной пластины. Центрирование раздаточной коробки обеспечивается по наружному кольцу двухрядного шарикового подшипника вторичного вала коробки передач.

    Крышка и картер соединены болтами, зафиксированы от смещения двумя штифтами и заменяются только в сборе. Концы валов привода мостов уплотнены резиновыми манжетами, а крышки и лючок картера — паронитовыми прокладками. К задней части раздаточной коробки крепится механизм стояночного тормоза.

    Раздаточная коробка УАЗ-3151, 31512, 31514, устройство, принцип работы, обслуживание

    В картере раздаточной коробки на подшипниках качения размещены ведущий и промежуточный валы, а также валы привода заднего и переднего мостов с прямозубыми шестернями. Ведущим валом является шлицевой конец вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня раздаточной коробки со шлицевым венцом.

    Соосно с ведущим валом на двух шариковых подшипниках смонтирован вал привода заднего моста. Между подшипниками размещена винтовая шестерня привода спидометра. Шестерня привода заднего моста выполнена заодно с валом и имеет внутри шлицевое отверстие. Промежуточный вал вращается на роликовом, без внутреннего кольца, и шариковом подшипниках.

    На промежуточном валу выполнена промежуточная шестерня понижающей передачи и установлена шестерня включения переднего моста, скользящая по шлицам вала. Вал привода переднего моста выполнен заодно со своей шестерней и установлен в нижней части картера на двух шариковых подшипниках. На шлицевых концах валов привода мостов закреплены фланцы карданных передач.

    Механизм управления раздаточной коробкой состоит из двух штоков с вилками, установленных в крышке. Вилки входят в проточки ведущей шестерни и шестерни включения переднего моста. Вилки скользят по неподвижным штокам и имеют внутри шариковые пружинные фиксаторы. Два рычага управления коробкой связаны с вилками через подвижные штоки и поводки. Между этими штоками размещен блокировочный шарик, который не позволяет включить понижающую передачу, если отключен передний мост.

    Принцип работы раздаточной коробки УАЗ-31512, 31514, 31519.

    При включении прямой передачи ведущая шестерня смещается по шлицам ведущего вала назад до входа ее шлицевого венца в шлицевое отверстие шестерни вала привода заднего моста. Крутящий момент передается напрямую с вала на вал и на задний мост.

    Если при этом шестерня включения переднего моста сдвинута по шлицам промежуточного вала назад, она зацепляется одновременно с шестернями валов привода заднего и переднего мостов, имеющими одинаковое число зубьев. Валы привода мостов будут вращаться в одном направлении с одинаковой частотой, обеспечивая полный привод автомобиля. При смещении шестерни включения переднего моста вперед, передний мост отключается.

    При этом шестерня включения переднего моста выходит из зацепления с шестерней привода переднего моста, но остается в зацеплении с шестерней привода заднего моста, более широкой. Промежуточный вал вращается в холостую, обеспечивая разбрызгивание масла и смазку деталей.

    Для включения понижающей передачи ведущая шестерня смещается вперед до ее зацепления с промежуточной шестерней понижающей передачи. При этом шестерня включения переднего моста обязательно находится в зацеплении с шестернями валов привода мостов, что обеспечивается механизмом управления. Крутящий момент передается через ведущую шестерню на промежуточный вал и далее на обе шестерни валов привода мостов.

    Благодаря тому, что промежуточная шестерня больше ведущей, а шестерни валов привода мостов больше чем шестерня включения переднего моста, раздаточная коробка работает как редуктор и сила тяги на колесах возрастает. При перемещении ведущей шестерни в среднее положение, она не зацепляется ни с одной из шестерен и крутящий момент на колеса не передается, включена нейтральная передача.

    Особенности включения и использования раздаточной коробки на Уаз.

    Нельзя включать передний мост при отключенных муфтах передних колес и при движении по дорогам с сухим твердым покрытием. Это приводит к ускоренному износу шин и деталей трансмиссии. Включать понижающую передачу можно только после полной остановки автомобиля.

    Техническое обслуживание раздаточной коробки Уаз.

    Раздаточная коробка смазывается маслом ТСП-15К, ТАП-15В, ТАД-17И в теплое время года или ТСП-10 в холодное. Для заливки в картер и слива масла служат два отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой. В процессе эксплуатации необходимо проверять уровень масла и заменять его в установленные сроки : ТАП-15В через 32 000 километров, ТСП-15К или ТАД-17И через 48 000 км.

    Раздаточная коробка регулировок не имеет. В процессе эксплуатации возможно понижение уровня масла в коробке передач до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке. При этом выравнивать уровни масла в коробке передач и раздаточной коробке не обязательно, так как общий объем масла обеспечивает нормальную работу обоих узлов.

    Раздаточная коробка

    Раздаточная коробка двухступенчатая, механическая, имеет дополнительную понижающую передачу (рис.131).

    На часть автомобилей может устанавливаться модернизированная "мелкомодульная" раздаточная коробка, в которой зубья шестерни включения переднего и заднего мостов, а также зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов выполнены с модулем 2,5 мм (вместо 3,5). При этом передаточное число низшей передачи уменьшилось и стало 1,47 (вместо 1,94). Раздаточные коробки взаимозаменяемы и внешне ничем не отличаются. Измененные детали отличаются от аналогичных деталей с модулем зубьев 3,5 мм числом зубьев.

    Наименование детали
    Число зубьев деталей раздаточной коробки
    с модулем зубьев 3,5 мм с модулем зубьев 2,5 мм
    Шестерня включения переднего и заднего мостов 27 43
    Вал привода заднего моста (зубчатый венец) 34 41
    Вал привода переднего моста (зубчатый венец) 34 41

    Техническое обслуживание раздатки

    В процессе эксплуатации проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания. Периодически проверяйте все крепления. При обнаружении течи выясните причину и замените неисправные детали (прокладки, манжеты, заглушки и т.п.).

    В процессе эксплуатации автомобилей возможно понижение уровня масла в коробке передач до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке. При этом выравнивать уровни масла в коробке передач и раздаточной коробке не обязательно, так как общий объем масла обеспечивает нормальную работу обоих узлов.

    При смене масла в картере раздаточной коробки или ее доливке необходимо одновременно доводить уровень масла также и в коробке передач до нижнего края заливного отверстия.

    На автомобилях семейства УAЗ-31512 смазывайте ось рычагов переключения через пресс-масленку. Доступ к ней - снизу.

    На автомобилях семейства УАЗ-3741 при разборках механизма управления смазывайте валы и нижнюю опору, а также производите регулировку передних тяг механизма.

    Раздаточная коробка регулировок не имеет. При ремонте раздаточной коробки пользуйтесь данными табл. 12: Размеры, допуски и посадки сопряжённых деталей раздаточной коробки

    Коробка передач

    Коробка передач имеет четыре передачи переднего и одну передачу заднего хода.

    Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.10. Коpобка пеpедач синхронизированная: 1 – первичный вал; 2 – пеpедняя кpышка;

    3 – специальная гайка; 4,14,17,28 – стопоpные кольца; 5 – пpокладка; 6,15,20,30 – подшипники;

    7 – пеpедний подшипник вторичного вала; 8 – каpтеp; 9 – муфта синхpонизатоpа III и IV пеpедач;

    10 – шестеpня III пеpедачи; 11 – шестеpня II пеpедачи; 12 – муфта синхpонизатоpа I и II пеpедач;

    13 – шестеpня I пеpедачи; 16 – вторичный вал; 18 – шайба; 19 – pаспоpное кольцо; 21 – специальный болт; 22 – тарельчатая пружина; 23 – пpомежуточный вал; 24 – ось шестеpни заднего хода; 25 – шестеpня заднего хода; 26 – пpобка; 27 – блок шестеpен пpивода пpомежуточного вала и III пеpедачи;

    Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.9. Коpобка пеpедач, синхpонизированная частично: 1 – каpтеp;

    2 – шестеpня пpивода пpомежуточного вала; 3 – подшипник пpомежуточ-ного вала; 4 – гайка; 5 – пpомежуточный вал; 6 – кpышка подшипника;

    7 – пеpедняя кpышка; 8 – первичный вал; 9 – специальная гайка;

    10 – пеpедний подшипник вторичного вала; 11 – муфта синхpонизатоpа;

    12 – вторичный вал; 13 – шестеpня III пеpедачи; 14 – шестеpня II пеpедачи; 15 – шестеpня I пеpедачи; 16 – задний подшипник вторичного вала; 17 – стопоpные кольца; 18 – болт кpепления заднего подшипника пpомежуточного вала; 19 – подшипник блока шестеpен заднего хода; 20 – ось блока шестеpен заднего хода; 21 – блок шестеpен заднего хода; 22 – pаспоpная втулка; 23 – шестеpня II пеpедачи пpомежуточного вала; 24 – шестеpня III пеpедачи пpомежуточного вала; 25 – пpобка сливного отвеpстия каpтеpа

    На автомобили может устанавливаться коробка с синхронизатором только для III и IV (прямой) передач (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.15. Отсоединение коpобки пеpедач от pаздаточной коpобки

    4. Поднимая коробку передач вверх, отсоедините ее от раздаточной коробки (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.16. Снятие блока шестеpен заднего хода

    4. Выверните стопорный винт оси блока шестерен дальнего хода и выпрессуйте ось назад, снимая блок шестерен заднего хода (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.17. Снятие стопоpного кольца ступицы синхpонизатоpа

    6. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.18. Снятие пpомежуточного вала

    8. Отверните специальным ключом гайку переднего подшипника промежуточного вала и выньте промежуточный вал вместе с подшипником назад (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.19. Снятие подшипника с первичного вала

    10. Снимите с помощью съемника подшипник с первичного вала (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.20. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ–31512: 1 – pычаг пеpеключения пеpе-дач; 2 – уплотнитель; 3, 22 – штифты; 4 – пpужина pычага; 5 – опоpа pычага; 6 – боковая кpышка коpобки пеpедач; 7 – кpышка пpедохpанителя;

    8 – стопоpное кольцо; 9 – пpедохpанитель;

    10 – пpужина пpедохpанителя; 11 – шаpиковый фиксатоp; 12 – пpужина фиксатоpа; 13 – вилка включения I и II пеpедач; 14 – вилка включения III и IV пеpедач; 15 – вилка включения заднего хода;

    16 – винт; 17 – шплинт; 18 – выключатель фонаpя заднего хода; 19 – пpобка; 20 – шток вилки включения I и II пеpедач; 21 – плунжеp; 23 – шток вилки III и IV пеpедач; 24 – шток вилки включения заднего хода

    Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–31512 (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.21. Извлечение заглушек отвеpстий штоков

    2. Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.22. Выпpессовка штоков вилок пеpеключения

    5. Выпрессуйте штоки (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.23. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ–3741: 1 – шток вилки включения заднего хода; 2 – вилка заднего хода;

    3 – шток вилки включения III и IV пеpедач; 4 – вилка III и IV пеpедач; 5 – вилка I и II пеpедач; 6 – шток вилки включения I и II пеpедач; 7 – шплинт–пpоволока;

    8 – заглушка; 9 – шайба; 10 – вал пеpеключения пеpедач; 11 – боковая кpышка; 12 – муфта пеpеключения пеpедач; 13 – блокиpующая пpужина;

    14 – пpокладка; 15 – кpышка сальника; 16 – pычаг пеpеключения; 17 – пpобка; 18,20 – пpужины фиксатоpа; 19 – замочный плунжеp; 21 – шаpик фиксатоpа; 22 – pычаг выбора передач; 23 – избиpательный pычаг; 24 – штифт; 25 – выключатель фонаpя заднего хода; 26 – заглушка

    Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–3741 (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.24. Механизм упpавления переключением пеpедач автомобилей семейства УАЗ–3741:

    1 – pычаг пеpеключения пеpедач; 2 – уплотнитель механизма; 3 – выбиpающий pычаг механизма; 4 – пеpеключающий pычаг механизма; 5 – веpтикальная тяга пеpеключения; 6 – пpомежуточный pычаг пеpеключения;

    7 – пpомежуточный pычаг выбоpа; 8 – гоpизонтальная тяга выбоpа; 9 – pычаг переключения пеpедач;

    10 – pычаг выбоpа пеpедач; 11 – гоpизонтальная тяга пеpеключения; 12 – кpонштейн пpомежуточный pычагов; 13 – пpомежуточный pычаг выбоpа; 14 – веpтикальная тяга выбоpа; 15 – пpесс-масленки

    1. Отсоедините тяги 8 и 11 (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.11. Комплектование и подбоp деталей синхpонизатоpа коробки передач, синхронизированной частично: 1 – муфта; 2 – ступица. Пpимечание. Пpи взаимном пеpемещении деталей на 14 мм пеpекосы в шлицах, замеpенные в точках А1 и А2 на R40, не должны пpевышать 0,35 мм (как показано)

    Синхронизатор. Проверьте соединение муфты 1 (см. Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.12. Контpольные pазмеpы вилок пеpеключения пеpедач коробки передач, синхронизированной частично: А – вилка I, II пеpедач; Б – вилка III, IV пеpедач

    Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.14. Контpольные pазмеpы вилок пеpеключения пеpедач синхронизированной коробки передач: А – вилка I и II пеpедач;

    Б – вилка III и IV пеpедач

    Вилки не должны иметь трещин и погнутостей. Положение лапок вилок относительно паза переключения должно соответствовать размерам, показанным на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.25. Первичный вал с пpитеpтым блокиpующим кольцом: 1 – первичный вал; 2 – блокиpующее кольцо

    1. Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.26. Первичный вал в сбоpе

    7. Вставьте стопорное кольцо роликов. Первичный вал в сборе показан на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.27. Вторичный вал в сбоpе

    Вторичный вал в сборе показан на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.28. Пpомежуточный вал в сбоpе

    4. Установите упорное кольцо на подшипник. Промежуточный вал в сборе показан на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.29. Сбоpка синхpонизатоpа

    Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.30. Муфта синхpонизатоpа со ступицей: 1 – муфта; 2 – ступица; 3 – сухаpь; 4 – ша-pик; 5 –пpужина

    2. Заложите в ступицу три пружины (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.31. Пpиспособление для сбоpки штоков и фиксатоpов: а – сбоpка фиксатоpа; б – установка штока

    7. Вставьте в крышку со стороны, противоположной фиксатору, шток вилки заднего хода, установите на шток вилку и, утапливая шарик с помощью оправки (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.32. Установка уплотнительного кольца кpышки вала пеpеключения

    1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.33. Сбоpка вала пеpеключения пе-pедач

    3. Установите на вал переключения муфту (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.34. Установка избирательного pычага в сборе с осью

    4. Установите избирательный рычаг в сборе с осью (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.35. Сбоpка штока и вилки заднего хода

    Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.36. Сбоpка штока и вилки пеpеключения III и IV пеpедач

    6. Установите вилку заднего хода на шток со стороны, противоположной фиксатору, и, утопив шарик фиксатора (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.37. Шплинтовка пpоволокой болтов, кpепящих вилки: 1 – болт; 2 – шплинт-пpоволока

    7. Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте их проволокой (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.38. Установка наpужных pычагов выбоpа и пеpеключения

    10. Установите рычаги выбора и переключения (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.39. Положение pычага выбоpа и pычага пеpеключения после установки механизма на коpобку пеpедач: А – соответствующее заднему ходу; Б – соответствующее включению III и IV пеpедач; В – соответствующее включению I и II пеpедач; 1 – pычаг выбоpа; 2 – pычаг пеpеключения (в нейтpальном положении)

    Правильность положения рычагов проверяется при нейтральном положении шестерен в коробке передач после установки механизма переключения на коробку передач в соответствии с Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.40. Установка пpомежуточного вала в коpобку пеpедач

    Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.41. Стопоpение подшипника вторичного вала

    8. Застопорите задний подшипник (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.42. Установка первичного вала в каpтеp коpобки пеpедач

    10. Вставьте собранный первичный вал в картер коробки передач, расположив его вырезом вниз к шестерне привода промежуточного вала. С помощью оправки установите вал (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.43. Установка кpышки подшипника первичного вала

    13. Закрепите крышку подшипника (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.44. Стопоpение оси блока шестеpен заднего хода

    16. Вверните стопорный винт заподлицо с плоскостью разъема картера (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.45. Первичный вал с пpитеpтым блокиpующим кольцом: 1 – первичный вал;

    2 – блокиpующее кольцо

    1. Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.13. Комплектование и подбоp деталей синхpонизатоpов синхронизированной коробки передач: А – синхpонизатоp I и II пеpедач;

    Б – синхpонизатоp III и IV пеpедач; 1 – муфта; 2 – ступица

    1. Подберите комплект муфты и ступицы синхронизатора с минимальными зазорами при свободном перемещении согласно Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.46. Муфта синхpонизатоpа со ступицей: 1 – муфта; 2 – ступица; 3 – сухаpь; 4 – шаpик; 5 – напpавляющая пpужины; 6 – пpужина

    2. Заложите в ступицу три пружины (Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.47. Шестеpня III пеpедачи с пpи-теpтым блокиpующим кольцом: 1 – шестеpня III пеpедачи; 2 – блокиpующее кольцо

    2. Притрите блокирующее кольцо синхронизатора на конусе шестерни III передачи до размера 0,8– 1,25 мм, как показано на Коробка передач УАЗ 3151

    Рис. 3.48. Установка оси пpомежуточной шестеpни заднего хода: 1 – ось; 2 – пластина

    17. Запрессуйте ось шестерни заднего хода до упора в картер согласно рис. 3.48.

    Сборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

    Сборку механизма производите в порядке, обратном разборке.

    После сборки произведите регулировку механизма управления коробкой передач. Регулировку производите изменением длины горизонтальных – 8,11 (см. рис. 3.24) и вертикальных – 5, 14 тяг в следующем порядке:

    1. Перед началом регулировки рычаг 9 установите в нейтральное положение (N), а рычаг 10 – в положение III–IV до упора в блокирующую пружину.

    2. Рычаг 1 переключения передач поставьте в положение, соответствующее выбору передач I и II. В этом положении соедините и закрепите тяги выбора 8 и 14, не допуская подтягивания рычагов.

    3. После этого рычаг I поставьте в положение, соответствующее выбору передач III и IV и также свободно подсоедините тяги переключения 5 и 11.

    4. По окончании регулировки проверьте полноту включения передач. Для этого включите первую передачу и убедитесь, что тяги и рычаги не упираются в соседние детали. Такую же проверку произведите, включив задний ход. При этом обратите внимание на то, чтобы промежуточный рычаг 6 не упирался в поперечину рамы и брызговик. При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2–3 мм.

    Видео про "Коробка передач" для УАЗ 3151

    УАЗ 469 - Ремонт КПП - Часть 1 Разборка полносинхронизированной КПП УАЗ Ремонт КПП УАЗ Буханка (снятие, ремонт, установка)

    Раздатка УАЗ 469: Устройство и схема переключения

    Модели Ульяновского автомобильного завода отличаются проходимостью на бездорожье. Раздатка УАЗ повышает показатели проходимости машины и позволяет передвигаться по покрытиям разного качества. На УАЗ 469 включение раздаточной коробки осуществляется механически из салона автомобиля.

    Назначение узла

    Раздаточная коробка УАЗ 469 используется для включения полного привода. Механизм двухступенчатый. Это позволяет увеличить диапазон скоростей для движения вперед и назад в два раза. Понижение крутящего момента при движении по бездорожью снижает степень пробуксовывания колес.

    УАЗ 469 имеет постоянно включенный задний мост. Передний мост подключаемый. Его включение предусмотрено производителем для движения по покрытию низкого качества.

    ВАЖНО: Запрещается использовать автомобиль с постоянно включенной передней осью при езде по качественному дорожному покрытию. Несоблюдения этого правила приведет к повреждению комплектующих раздаточной коробки или заклиниванию вращающихся частей.

    Устройство раздатки УАЗ 469

    Раздатка жестко крепится на задней части корпуса коробки переключения передач. Задняя часть раздаточной коробки оснащена стояночным тормозом. Он выполнен в виде барабана и колодок с фрикционными накладками.

    Корпус РК

    Корпус раздаточной коробки состоит из двух частей. Во избежание утечки смазочного материала в месте соединения части герметизированы прокладками. На валах, выходящих из герметичного корпуса, установлены сальники. Они предотвращают вытекание смазки при движении автомобиля.

    Механизм привода

    Механизм РК состоит из:

    • Вала задней оси. Жестко соединяется с задним карданным валом автомобиля. Установлен на подшипниках шарикового типа. Они позволяют валу свободно вращаться;
    • Вала передней оси. Приводит в действие передний карданный вал. Крепится при помощи гайки;
    • Промежуточного вала. Необходим для включения переднего моста или пониженной передачи;
    • Вилки переключения. Используются для передвижения шестерен при включении/выключении переднего моста и для понижения передачи. Движение вилок осуществляется по специализированным штокам. Каждая вилка оснащена фиксирующим механизмом, исключающим самопроизвольное передвижение изделия по штоку.

    Механизм управления

    Узел выполнен в виде металлической крышки. Она крепится болтами к корпусу раздаточной коробки. В крышке устанавливаются два рычага. Один служит для подключения передней оси, второй для понижения крутящего момента, передаваемого от коробки переключения передач.

    СПРАВКА: Раздатка УАЗ 469 схема, которой приведена выше, отличается надежностью и высоким эксплуатационным ресурсом. При нормальном обслуживании узла можно использовать его долгое время независимо от условий эксплуатации.

    Схема переключения раздатки УАЗ 469

    Управление раздаточным механизмом осуществляется дистанционно из салона автомобиля. включение пониженной передачи или переднего моста принудительное. Осуществляется при помощи рычагов, установленных рядом с органом управления механической коробкой переключения передач.

    Управление приводом передней оси осуществляется правым рычагом (по ходу движения автомобиля). для включения привода водитель переводит рычаг в крайнее переднее положение. Для отключения рычаг передвигается в обратном направлении. Управление передней осью выполняется при выключенной муфте сцепления.

    Левый рычаг служит для понижения передачи крутящего момента. Орган управления имеет три фиксированных положения:

    1. Прямая. Рычаг находится в крайнем переднем положении. При этом раздаточная коробка не изменяет передаточное число от КПП;
    2. Нейтраль. Рычаг устанавливается в центральное положение. Крутящий момент не передается к ведущим осям автомобиля;
    3. Понижающая. Переключение органа управления осуществляется в крайнее заднее положение. Механизм раздаточной коробки понижает крутящий момент.

    ВНИМАНИЕ: Раздатка УАЗ 469 схема переключения, которой приведена выше, оборудована блокировкой от непроизвольного включения понижающей передачи. Блокировка выполнена в виде шарикового фиксатора, не позволяющего включить пониженную передачу без привода переднего моста.

    Обслуживание раздатки

    При эксплуатации автомобиля необходимо регулярно обслуживать узел. Для этого:

    • Проводится визуальный осмотр на предмет подтеков смазки в местах расположения прокладок и резиновых уплотнений;
    • Осуществляется проверка крепления раздатки к коробке переключения передач и затяжка болтов крепления карданных валов;
    • Меняется смазочный материал изделия.

    Масло в раздатке и коробке передач меняется одновременно. Периодичность замены каждый автовладелец определяет самостоятельно. Производитель рекомендует менять масло каждые 35 – 45 тысяч пробега.

    СПРАВКА: При регулярном передвижении на автомобиле по бездорожью необходимо чаще менять масло трансмиссии. Это связано с высокими нагрузками и возможностью попадания воды в картер механизма при преодолении брода.

    Процесс замены масла в раздатке Уаз 469

    Перед началом работ необходимо прогреть трансмиссию. Для этого на автомобиле проехать от 2 до 4 километров. При нагреве вязкость масла снижается и будет проще слить его из картера.

    Замена масла в раздатке УАЗ 469 осуществляется в определенной последовательности:

    • Установить транспортное средство на яму, эстакаду или подъемник. Некоторые автомобилисты предпочитают проводить процедуру лежа под автомобилем на специализированном поддоне;
    • Очистить масляные потеки и загрязнения в области сливного и заливного отверстия. Используется металлическая щетка;
    • Демонтировать заглушку заливного отверстия. Необходимо для исключения возникновения вакуума в картере при сливе жидкости;
    • Подставить емкость для сбора отработанной смазки под сливное отверстие. Емкость должна иметь объем, достаточный для сбора отработанной жидкости. Лучше подобрать сосуд с широкой горловиной. Подойдет ведро или обрезанная пластиковая канистра;
    • Демонтировать заглушку сливного отверстия. Во избежание падения пробки в сосуд для отработанного масла, необходимо крепко удерживать ее;
    • Дождаться полного стекания жидкости из картера;
    • Очистить сливную и заливную заглушку от загрязнений и металлических частиц;
    • Установить пробку сливного отверстия;
    • Залить новую смазку при помощи специализированных приспособлений. Используются шприцы или нагнетатели;
    • Установить пробку заливного отверстия.

    СПРАВКА: При проведении процедуры замены масла на УАЗ 469 рекомендуется проверить работоспособность дыхательного клапана (сапуна). Нарушение работоспособности изделия может привести к разгерметизации картера.

    После замены необходимо устранить потеки масла, образовавшиеся при проведении работ. Для этого используется ветошь.

    Техника безопасности при выполнении работ

    Во избежание получения травм при замене масла в раздатке необходимо:

    1. Установить противооткатные башмаки под колеса автомобиля. Это исключит самопроизвольное прокатывание авто;
    2. При демонтаже сливной пробки необходимо находится на расстоянии от раздатки. Горячее масло из раздаточной коробки при попадании на кожу может стать причиной ожога;
    3. Для защиты глаз и кожи необходимо использовать средства индивидуальной защиты, такие как перчатки и очки.

    Из вышеперечисленного следует, что раздатка УАЗ 469 необходима для повышения показателей проходимости на бездорожье. Конструкция РК позволяет подключать переднюю ось и понижать крутящий момент от коробки переключения передач. Для нормальной работы необходимо регулярно обслуживать узел.

    КПП УАЗ 469

    Коробка передач УАЗ 469 служит для изменения крутящего момента от двигателя через сцепление. КПП УАЗ 469 преобразовывает энергию вращения коленчатого вала в поступательное движение трансмиссии. Благодаря четырем передачам, которые имеет редуктор для движения вперед и одну заднюю, энергия передается колесам. Автомобиль может осуществлять движение в любом направлении. Трансмиссия УАЗ 469 подразделяется на два вида по типам КПП – старого образца и нового образца.

    Общие характеристики

    Все УАЗовские коробки передач сходны по конструкции и схеме функционирования. Сильно различаются только КПП производства компании Hyundai-Dymos, Корея. Это редукторы для моделей УАЗ Патриот и УАЗ Хантер 452-й и 469-й комплектации. Фирма производит пятиступенчатые редукторы, синхронизированные на всех четырех передачах переднего хода.

    Выпускаемые же российскими производителями коробки унифицированы и могут взаимно заменять друг друга. В Российской Федерации коробка УАЗ 469 производится двумя предприятиями. Первое – ОАО Автодеталь-Сервис (АДС), г. Ульяновск и второе – АО АМЗ, г. Арзамас.

    Обе компании выпускают УАЗовские КПП, в Ульяновске четырехступенчатые с синхронизаторами на III и IV передачах, четырехступенчатые и пятиступенчатые с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. В Арзамасе производятся пятиступенчатые, полностью синхронизированные коробки.

    Четвертым поставщиком и производителем коробок передач для автомобилей УАЗ 469 выступает компания-партнер ОАО АДС, г. Ульяновск, под торговой маркой EXPERT, Китай. Она поставляет на главный конвейер сборочного завода в Ульяновске пятиступенчатые, полностью синхронизированные автомобильные редукторы.

    Устройство КПП УАЗ 469

    Коробка передач УАЗ 469 имеет следующее устройство:

    1. первичный вал;
    2. крышка подшипника;
    3. манжета первичного вала;
    4. стопорное кольцо;
    5. шариковый подшипник первичного вала;
    6. роликовый подшипник вторичного вала;
    7. шлицевой венец первичного вала;
    8. блокирующее кольцо;
    9. муфта синхронизатора III—IV передач;
    10. ступица муфты;
    11. шпонка;
    12. шлицевой венец шестерни III передачи;
    13. шестерня третьей передачи;
    14. втулка шестерни;
    15. шестерня II передачи;
    16. картер;
    17. шлицевой венец шестерни II передачи;
    18. муфта синхронизатора II—I передач;
    19. шлицевой венец шестерни I передачи;
    20. шестерня I передачи;
    21. втулка шестерни I передачи;
    22. роликовый подшипник вторичного вала;
    23. втулка вторичного вала;
    24. шестерня ведомая V передачи;
    25. картер V передачи;
    26. двухрядный шариковый подшипник вторичного вала;
    27. шлицевая шайба;
    28. стопорное кольцо;
    29. вторичный вал;
    30. болт;
    31. опорное кольцо;
    32. ведущая шестерня V передачи;
    33. шлицевой венец ведущей шестерни V передачи;
    34. пружина синхронизатора;
    35. сухарь синхронизатора;
    36. муфта синхронизатора V передачи;
    37. шариковый подшипник промежуточного вала;
    38. роликовый подшипник шестерни заднего хода;
    39. шестерня заднего хода;
    40. ось шестерни заднего хода;
    41. блок шестерни привода промежуточного вала и III передачи;
    42. промежуточный вал;
    43. роликовый подшипник промежуточного вала;
    44. крышка подшипника.

    Схема КПП УАЗ 469

    Схема КПП УАЗ 469 старого образца показана на верхнем рисунке. Здесь наглядно показаны все основные запчасти КПП УАЗ 469 и комплектующие изделия коробки. Такие изделия, как пыльник, сальник, резиновые уплотнения являются расходными материалами и меняются по мере износа. Для автомобиля УАЗ 469 схема типовая.

    Коробка переключения передач в машине УАЗ 469 крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в него. Шестерни привода промежуточного вала, второй и третьей передач изготавливаются с косыми зубьями, первой передачи – с прямыми зубьями.

    Шестерни расположены на валах и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни первой, второй и третьей передач установлены на ведомом валу на игольчатых подшипниках. Ведущий вал 1 имеет две опоры. Передний подшипник расположен в гнезде коленчатого вала, задний – в передней стенке картера коробки передач.

    Принцип действия

    Устройство КПП УАЗ 469 старого образца выполнено так, чтобы для включения 1-й передачи водителю необходимо было переместить верхний конец рычага 37 с набалдашником вперед и на себя. После такой манипуляции нижний конец рычага заходит в переводную головку штока 56 1-й передачи, перемещая его назад. Усилие посредством вилки 49 сообщается скользящей муфте синхронизатора 12.

    Она перемещается вдоль шлицов каретки и сцепляется с зубчатым венцом шестерни 13 первой передачи вторичного вала 16. С первичного вала 1 крутящий момент передается шестерне привода промежуточного вала 23. Затем через шестерню 1-й передачи промежуточного вала – на шестерню 13 1-й передачи вторичного вала 16. Эти две пары шестерен существенно повышают крутящий момент, снижая частоту вращения вторичного вала.

    С шестерни 13 1-й передачи вторичного вала крутящий момент передается через зубчатый венец на муфту синхронизатора 12 и далее через каретку на вторичный вал 16. От вторичного вала крутящий момент через шлицы передается на раздаточную коробку и далее к агрегатам трансмиссии.

    При включении 2-й передачи муфта синхронизатора 12 подается вперед. Внутренними зубьями она зацепляется с зубчатым венцом шестерни 11. Через шестерни привода промежуточного вала, потом через шестерню 2-й передачи промежуточного вала крутящий момент передается шестерне 2-й передачи вторичного вала.

    От шестерни 1-й передачи вторичного вала крутящий момент передается посредством зубчатого венца к муфте синхронизатора. Следующий этап – через каретку и далее на вторичный вал.

    3-я передача включается, когда водитель перемещает муфту синхронизатора 9 в заднее положение. Шестерня 10 3-й передачи посредством ступицы и муфты синхронизатора заходит в свой вал. Через шестерню 10 крутящий момент передается на синхронизатор 9. Далее под воздействие крутящего момента попадает на вторичный вал 16.

    Работа 4-й передачи осуществляется в момент, когда муфта синхронизаторов 9 соединяет первичный 1 и вторичный 16 валы между собой. С одного вала на другой крутящий момент передается напрямую, без посредников.

    Задний ход устроен так, что для его включения рычаг КПП УАЗ 469 должен подвинуть вперед промежуточную шестерню заднего хода 25. Она зацепляется своими зубьями с шестерней передачи заднего хода промежуточного вала 23. Одновременно зацепление осуществляется и с зубчатым венцом синхронизатора 12.

    Через шестерню промежуточного вала 23 крутящий момент передается промежуточной шестерне заднего хода 25. Оттуда крутящий момент переходит к зубчатому венцу синхронизатора 12. Далее он задействует вторичный вал 16. Итого при включении ЗХ работают три пары шестерен, а первичный со вторичным валом осуществляют разнонаправленное вращение.

    Особенность трансмиссии

    Коробки старого образца и нового образца имеют некоторые несущественные различия. КПП УАЗ 469 старого образца:

    Комплектуются все транспортные средства легкового модельного ряда машин УАЗ. Первичный вал изготовлен с толщиной 35 мм.

    Применяется на транспортных средствах УАЗ 469, 31512, 31514.

    Устанавливается в грузовики УАЗ.

    Применяется на транспортных средствах УАЗ 452, 3303,3909 (фермер), 3962 (санитарный фургон), 2206 (автобус), 3741 (промтоварный фургон).

    Вес коробки с раздаткой УАЗ 469 составляет 34 кг.

    Новый тип коробки передач УАЗ 469:

    Применяемость – авто УАЗ легкового типа.

    Комплектуются транспортные средства УАЗ 469, 31512, 31514.

    КПП УАЗ 469 представляет собой редуктор с синхронизаторами на всех передачах.

    Применяемость – грузовые транспортные средства УАЗ 452, 3303,3909 (фермер), 3962 (санитарка), 2206 (автобус), 3741 (промтоварный фургон).

    Такие разновидности имеет коробка на УАЗ 469. Цена агрегатов на столичных рынках и порталах по продаже автомобильных улов и деталей в зависимости от комплектации, изготовителя и исполнения составляет от 15 до 25 тысяч рублей. В российских регионах цена КПП на УАЗ 469 может составлять от 8 до 12 тысяч рублей.

    Ремонт и облуживание КПП УАЗ 469

    Ремонт КПП УАЗ 469 осуществляется в специализированных сервисных центрах, автомобильных мастерских. В практической эксплуатации часто возникают моменты, когда неожиданно ломается коробка передач УАЗ 469. Устройство редуктора несложное и позволяет, чтобы каждый автовладелец мог осуществить ремонт коробки передач УАЗ 469 своими руками.

    Любой ремонт коробки УАЗ 469 начинается со снятия агрегата с автомобиля, разборки, выявления неисправности, замены изношенных деталей и последующей сборки. Отремонтировать ее можно при наличии необходимого инструмента в собственном гараже. Чтобы осуществить ремонт КПП УАЗ 469 своими руками, должны быть навыки обращения с техникой.

    Обслуживание редуктора состоит в периодической проверке уровня масла и его доливку. Важно также проверять все резьбовые соединения и подтягивать крепеж. Если выявлена течь трансмиссионного масла, следует выявить причину, устранить ее. Заменить поврежденные прокладки, манжеты.

    Возможные неисправности, причины, методы устранения

    Поломка: Шум в КПП
    Причина: Ослабление крепежа со стороны картера сцепления либо РК
    Устранение: Подтянуть крепежные элементы

    Причина: Грязное масло с включением твердых частиц
    Устранение: Заменить

    Причина: Низкий уровень масла либо оно не соответствует Инструкции производителя
    Устранение: Долить либо заменить

    Причина: Износ, разрушение деталей КПП
    Устранение: Разобрать, отремонтировать

    Поломка: Передачи включаются с видимым усилием
    Причина: Ведет сцепление. Из-за этого синхронизатор блокирует включение передачи
    Устранение: Отрегулировать сцепление, при необходимости заменить накладки фередо

    Причина: Шарик выскакивает из гнезда либо изношены элементы синхронизатора
    Устранение: Устранить причину неисправности

    Причина: Клинит шестерня 1-й передачи на вторичном валу. Заусеницы, задиры посадочной поверхности. Из-за периодических ударов зубья и торцы шлицев шестерни второй передачи деформированы
    Устранение: Разобрать, устранить неисправность, заменить изношенные шестерни и валы

    Поломка: Передачи самопроизвольно выключаются во время движения машины
    Причина: Ослабление посадки шестерен на валах. Центрирующие поверхности не удерживают деталей вследствие износа
    Устранение: Принять меры к уплотнению посадки, Заменить изношенные элементы

    Причина: Износ внутренней поверхности втулок шестерен
    Устранение: Заменить либо реставрировать

    Причина: Деформация вилок перевода шестерен, перекос деталей
    Устранение: Привести в соответствие

    Причина: На шестернях износились зубья
    Устранение: Заменить шестерни

    Причина: Вследствие чрезмерного износа деталей появился осевой люфт шестерен и валов
    Устранение: Произвести замену

    Поломка: Масло вытекает из КПП
    Причина: Уровень заливки масла завышенный
    Устранение: Привести уровень масла в норму

    Причина: Попадание воды либо масло некачественное. Оно вспенивается и бурлит в картере КПП
    Устранение: Заменить некачественное масло

    Причина: Ослабление затяжки деталей с прокладками: боковая крышка, опора рычага переключения, разъем соединения с РК, передняя крышка первичного вала, крышка промежуточного вала. Повреждение прокладок
    Устранение: Подтянуть крепление. Заменить прокладки

    Причина: Трещины крышек либо картера
    Устранение: Заварить трещины

    Причина: Выпадение заглушек из отверстий под штоки
    Устранение: Установить заглушки на свои штатные места

    Автовладельцам необходимо точно знать, сколько масла в коробке УАЗ 469 должно быть согласно Инструкции по эксплуатации автомобиля. Нормальный объем масла в КПП УАЗ 469 должен быть в пределах 1 литра. Необходимо регулярно контролировать данный уровень.

    Проведение диагностики

    Диагностика редуктора УАЗ 469, ремонт коробки передач осуществляется с помощью прибора КИ-24038.

    При диагностировании уровня ТО-1 анализируют состояние зубьев шестерен и шлицевых валов. Торцы зубьев переключаемых шестерен могут быть забиты от ударов. Для этого необходимо вскрыть крышку и осмотреть состояние валов со шлицами и зубьев шестерен.

    При ТО-2 проверяются подшипники, герметичность прокладок, уровень масла в картере коробки передач.

    При ТО-3 диагностика трансмиссии проводится на качество масла, целостность прокладок, каждый пыльник КПП УАЗ 469. Проверяется плавность включения передач, уровень шума, вибрации внутри агрегата.

    Демонтаж коробки своими руками

    Снятие КПП УАЗ 469 осуществляется на ровной горизонтальной площадке со смотровой ямой с участием двух человек. Последовательность операций:

    • Слить масло из КПП и РК.
    • Снять РК.
    • Поставить домкрат под картер сцепления.
    • Отсоединить проводные наконечники от датчика освещения заднего хода. Во избежание повреждения контактов сам датчик лучше снять.
    • Открутить гайки, вынуть болты крепления задних опор двигателя.
    • Ключом на 12 открутить 4 болта, крепящих опору рычага переключения передач.
    • Снять рычаг вместе с пружиной.
    • Ключом на 10 открутить 4 болта крепления накладки чехла вилки выключения сцепления.
    • Вынуть вилку.
    • Ключом на 19 открутить 3 гайки крепления КПП. Две гайки расположены справа и одна – внизу слева. Последняя гайка упирается в картер коробки. Технологически она со шпильки не снимается.
    • Домкратом слегка приподнять двигатель с упором в картер сцепления.
    • Снять опорную пластину.
    • Ключом на 19 открутить левую верхнюю гайку крепления КПП.
    • Сдвинуть КПП назад. Окончательно открутит все крепежные гайки.
    • Снять коробку со своего штатного места.

    Снятие КПП не занимает много времени и ресурсов. Для этого достаточно 3 ключа, ровная горизонтальная площадка с ямой и напарник.

    Разборка коробки передач

    Разборка КПП УАЗ 469 осуществляется в закрепленном состоянии на монтажном столе. Чтобы разобрать агрегат, боковую крышку при демонтаже необходимо удерживать сверху. Последовательность разборки:

    • Откручиваются крепежные болты боковой крышки, снимается крышка с механизмом переключения, откручиваются болты крышки заднего подшипника ведущего вала, снимается муфта подшипника выключения сцепления, оттяжная пружина муфты, скоба крепления пружины, крышка подшипника.
    • Ведущий вал вынимается из картера. Вынимается стопорное кольцо роликов переднего подшипника на ведомом валу, вынимаются ролики. Выкручивается штифт с резьбой с задней стенки картера. Ударяя спереди молотком, выпрессовать ось блока шестерен заднего хода, снять блок.
    • Снять в радиальном направлении стопорное кольцо со ступицы синхронизатора. Открутить крепежные винты стопорных пластин заднего подшипника ведомого вала. Осторожно выбить его назад медной либо деревянной выколоткой. Синхронизаторы с шестернями соскользнут с вала, подшипник к элементами крепежа останется.

    Разобранную КПП тщательно осмотреть на предмет износа каждой детали, узла, механизма. Элементы с явными признаками разрушения, с забоинами, сколами, задирами подвергнуть ремонту либо замене. Сборка КПП УАЗ 469 осуществляется в обратном порядке.

    Замена масла в коробке УАЗ 469

    Объем масла в КПП УАЗ 469 составляет 1 литр. Для внутренней смазки шестерен и валов используется трансмиссионное масло ТАД-17. Чтобы сменить масло, машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку с ямой. Сливать старое масло необходимо после длительной езды на разогретом двигателе и коробке.

    Подставить снизу под КПП емкость объемом около 2-х литров. Шестигранным ключом на 12 открутить сливную пробку. Слить масло в емкость. Очистить магнит от металлических крошек, стружки, мелких частиц. Закрутить пробку. Шприцем для заливки масла залить в КПП один литр ТАД-17. Для пятиступенчатой коробки необходимо 1,3 л масла.

    Читайте также: