Установка поршней рено к4м

Обновлено: 05.07.2024

Установка поршней рено к4м

Установка поршней с шатунами

Смажьте моторным маслом верхние части цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала.

Установите на место поршни в сборе с шатунами с помощью кольца для установки поршня с поршневыми кольцами в гильзу цилиндра, соблюдая соответствие поршней и цилиндров.

Метки на поршнях должны быть направлены в сторону маховика.

Установите шатуны на шатунные шейки коленчатого вала.

Сборка двигателя К4М

Сборка двигателя К4М

Установите крышки шатунов (см. рис. 13).

Затяните гайки шпилек крышек шатунов моментом 20 Нм + (45˚±5˚).

Установите звездочку привода масляного насоса, приводную цепь масляного насоса и масляный насос (см. рис. 14).

Затяните требуемым моментом болты крепления масляного насоса.

Герметичность передней крышки блока цилиндров двигателя можно обеспечить либо установкой прокладки, либо установкой крышки на герметик Loctite 518.

Посадочные поверхности блока цилиндров и передней крышки блока двигателя должны быть чистыми, сухими и без следов масла, не касайтесь их руками.

Сборка двигателя К4М

Сборка двигателя К4М

Состав Loctite518 наносится полоской шириной 1 мм, место нанесения состава показано на рис. 15.

Установите переднюю крышку блока цилиндров двигателя.

Затяните болты крепления передней крышки блока цилиндров в порядке, указанном на рис. 16.

Посадочные поверхности блока цилиндров и водяного насоса должны быть чистыми, сухими и без следов масла, не касайтесь их руками.

Сборка двигателя К4М

Установите водяной насос. Вместо прокладки используйте герметик Loctite 518 (полоска шириной 1 мм), место нанесения состава показано на рис. 17.

Примечание. Нанесите одну - две капли состава LoctiteFrenetanch на болты крепления (1) и (4) водяного насоса (см. рис. 18).

Затяните болты M6 и болт M8 в порядке, указанном на рис. 18.

Сборка двигателя К4М

Сборка двигателя К4М

Нанесите четыре полоски состава Rhodorseal 5661 шириной около 5 мм на места стыка передней и задней крышек и на посадочные поверхности блока цилиндров.

Расположение мест нанесения состава см. 1, рис.19. для задней крышки нанесение состава производится аналогично.

Нанесите две капли состава Rhodorseal 5661 диаметром около 7 мм на посадочную поверхность передней крышки и блока цилиндров (2).

При установке поддона картера двигателя убедитесь, что язычки (1) маслоуспокоителя установлены в пазы (2) (см. рис. 20).

Блок цилиндров и поддон картера двигателя должны быть выровнены со стороны маховика, чтобы не повредить картер сцепления при соединении двигателя с коробкой передач.

Установите поддон картера с новой прокладкой.

Сборка двигателя К4М

Затяните болты крепления поддона картера в порядке, указанном на рис. 21:

- Первый проход, Нм 8;

- второй проход, Нм 14.

Установите датчик уровня масла и затяните его требуемым моментом.

Установите датчик детонации и затяните его требуемым моментом.

Установите датчик давления масла и затяните его требуемым моментом.

Моменты затяжки смотрим в начале статьи

Сборка двигателя К4М

Сборка двигателя К4М

Запрессуйте задний сальник коленчатого вала оправкой Mot.1129-01 (см. рис. 22).

Запрессуйте передний сальник коленчатого вала оправкой Mot.1385 (см. рис. 23).

Замените болты крепления маховика. Повторное использование старых болтов не допускается.

Очистите посадочный фланец коленчатого вала и резьбовые отверстия под болты крепления.

Проверьтетехническое состояние маховика.

Обезжирьте опорную поверхность маховика и встречную поверхность на фланце коленчатого вала.

Сборка двигателя К4М

Установите распорную втулку (А, рис.24), монтажное положение — фаской к маховику.

Покройте резьбовые поверхности резьбы болтов средством Loctite Frenetanch.

Сборка двигателя К4М

Сборка двигателя К4М

Заверните от руки болты крепления до их соприкосновения с маховиком, затем заблокируйте маховик фиксатором Mot. 582-01 или Mot. 1677 (см. рис. 25).

Затяните болты крепления маховика моментом 55 Нм.

Установите ведомый диск сцепления и кожух сцепления с нажимным диском в сборе.

Отцентрируйте ведомый диск с помощью оправки Emb. 1518 (см. рис. 26), оправка подходит для центровки дисков автомобиля ВАЗ.

Все проблемы двигателей Renault — экспертный разбор «За рулем»

Двигатели семейства К4M/K7M разработаны еще в прошлом веке для установки на автомобили классов В и С альянса Renault-Nissan. Автомобили с этими моторами эксплуатируются на всех континентах и пользуются признанием за надежную и неприхотливую конструкцию.

Все семейство двигателей имеет одинаковый чугунный блок цилиндров, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Никаких гильз не требуется. Различие характеристик обеспечивает применение двух типов головок блока цилиндров — восьми- (K7M) и шестнадцатиклапанной (К4M). При этом большое количество деталей у моторов унифицировано, что снижает производственные затраты. Привод ГРМ как одновального, так и двухвального моторов осуществляется ремнем.

Мотор для стран третьего мира

Моторы серии К — это рабочие лошадки, выхаживающие при минимальном, но качественном уходе по 300 000 — 400 000 км без капитального ремонта. Однако их характеристики далеки от совершенства. Литровая мощность у аналогичных моторов от многих других производителей ощутимо выше. К примеру, мотористы корейских марок Hyundai и Kia на своем двигателе серии G4FC снимают с того же рабочего объема 123 и более лошадиных сил.

Еще один недостаток двигателей Renault — нескромный аппетит. Правда, этому отчасти способствует применение механических коробок передач с относительно короткими передачами — фирменная черта автомобилей Renault. Такое решение позволяет водителям не выпадать из современного динамичного потока при относительно невысоких мощностных характеристиках двигателя. В качестве альтернативы механике применяют устаревший четырехступенчатый автомат, который также не способствует экономичной езде.

Опыт «За рулем»

Есть в нашем редакционном парке и Лада Ларгус с шестнадцатиклапанным К4М и механической коробкой передач. Про двигатель, прошедший 125 000 км, могу сказать только хорошее. Мощная ровная тяга, начиная чуть ли не с холостых оборотов. Даже не верится, что это шестнадцатиклапанник, — такая характеристика на низах обычно присуща восьмиклапанному мотору большего рабочего объема. Правда, на высоких оборотах двигатель скисает, и крутить его свыше 5000 об/мин не имеет смысла. Расход топлива в городском цикле достигает 11,7 л/100 км.

Производитель предписывает использование 95-го бензина на Ларгусе и допускает 92-й на Альмере с аналогичным мотором. Наш эксперимент по применению на Ларгусе 92-го бензина показал, что даже при условии заправки на брендовой АЗС в работе двигателя проявляется детонация на определенных режимах его работы. Так что рекомендуем следовать указаниям производителя.

Конструктивные просчеты двигателей К7М/К4М:

  • Высокий расход топлива говорит об устаревшей конструкции головки блока цилиндров без фазовращателей и регулируемых длин впускного тракта. Модификация с регулированием фаз на впуске существует, выдает 115 л.с., но очень мало распространена на нашем рынке.
  • При обрыве ремня ГРМ клапаны встречаются с поршнями
  • Отсутствие гидрокомпенсаторов у восьмиклапанного мотора. Как следствие, необходимость регулировки клапанов. Хотя при эксплуатации на хорошем масле потребность наступает ближе к 100 000 км пробега
  • Мотор довольно шумный и вибронагруженный, что необычно для конструкций с чугунными блокам.
  • Встречается, что плавают обороты на холостом ходу — это признак зарастания слоем грязи и копоти регулятора холостого хода. Мне неоднократно на восьми- и шестнадцатиклапанниках удавалось решать проблему промывкой регулятора.
  • Неудачная конструкция маслоотделителя: каналы отлиты прямо в клапанной крышке. При этом множество лабиринтных каналов уплотнены только герметиком. Со временем это вызывает подтекание моторного масла, а устранение такой течи требует большого внимания и скрупулезности.

Распространенные неисправности двигателей К7М/К4М:

  • У восьмиклапанного мотора сравнительно часто наблюдалась течь переднего сальника коленвала. При ремонте приходится снимать ремень ГРМ и проводить еще ряд сложных работ
  • Проблемы с катушкой зажигания (рассыхаются и трескаются изоляторы), форсунками или свечами зажигания. Как следствие подтраивание двигателя.
  • Неисправность датчика положения коленчатого вала
  • Недостаточно надежный термостат, а также течь масла из теплообменника корпуса термостата. При этом масло может попадать в охлаждающую жидкость или сочиться наружу
  • Ремень ГРМ начинает сползать со шкивов при люфте в подшипнике помпы, согнутой шпильке ролика или износе подшипника ролика. Так что при замене ремня лучше менять все эти элементы, что обходится в сумму достигающую 9000 рублей только на материалы (включая антифриз).

Ремонтопригодность

Благодаря чугунному блоку цилиндров мотор весьма устойчив к перегреву и часто «прощает» небольшие нарушения температуры. При условии использования качественного моторного масла износ цилиндров достигает одной десятой миллиметра даже на пробегах в несколько сотен тысяч км. Компрессия снижается в основном из-за износа и закоксовки поршневых колец. И тогда расход масла из-за изношенных маслосъёмных колец превышает разумные пределы, как, в принципе, и на любом сильно изношенном моторе.

При капитальном ремонте можно установить невтыковые (тюнинговые) поршни под ремонтный размер, в который расточили блок. Ориентировочная стоимость полного и качественного капитального ремонта моторов К4М/К7М составляет порядка 100 000 рублей. При этом контрактный двигатель можно купить не дороже 50 000 рублей. Зато цена нового мотора составляет астрономические 300 000–400 000 рублей в зависимости от его модификации. Большинство автомобилей к моменту, когда может понадобиться замена двигателя, стоят меньше.

Владельцам Ларгусов рекомендация простая: пока автомобиль на гарантии — регламент по замене придется соблюдать. А после окончания гарантийного срока следует почаще контролировать состояние ремня ГРМ и при малейших сомнениях — менять.

Двигатель Renault H4M (HR16DE) для Vesta, Logan, Duster, Arkana. Алюминиевая замена K4M?

В настоящее время в новых моделях Renault, Nissan и Lada стал широко применяться двигатель с обозначением Renault H4M.
Его принято позиционировать, как "усовершенствованный" и "пришедший на смену" старому-доброму и давно известному 16-клапаннику K4M c чугунным блоком цилиндров.

Действительно, перечень моделей, на которые устанавливается силовой агрегат H4M , весьма широк:

  • Lada: Vesta и Lada Xray
  • Renault: Logan, Sandero, Kaptur, Duster, Arkana (а также Fluence, Megane и т. д.)
  • Nissan: Qashqai, Terrano (а также Tiida, Juke, Sentra и т.д.)

Но, в целом, позиционировать этот двигатель, как улучшенный K4M — неправильно. H4M имеет такое же отношение у K4M , как ёж к ужу.

Двигатель H4M является версией исходного двигателя HR16DE собственной разработки Nissan, который стал доступен в линейке Renault после слияния концернов. У Nissan двигатель HR16DE пришел на замену еще более старому QG16DE, который в середине 2000-ных ставили на Примеру, Альмеру, Альмеру Классик.

От Nissan HR16DE двигатель Renault H4M , собираемый на АвтоВАЗе, имеет следующие отличия:

  • электронный блок управления двигателм Renault (Siemens), вместо исходного от Nissan
  • по одной форсунке впрыска топлива на цилиндр, вместо исходных двух
  • установлены датчик абсолютного давления и датчик температуры воздуха, вместо исходного MAF-сенсора

Если рассматривать H4M как "эволюцию" K4M, то можно отметить:

  • двигатель стал полностью алюминиевым
  • приобрел цепной привод ГРМ вместо ременного
  • приобрел новые распределительные валы
  • появился механизм изменения фаз газораспределения, но только на впускном валу
  • лишился гидрокомпенсаторов.

Технические характеристики

Объем двигателя — 1,6 л
Материал блока цилиндров — алюминий, масса двигателя — 105 кг
Количество цилиндров — 4, клапанов — 16
Ход поршня — 83,6 мм, диаметр цилиндра — 78 мм
Топливо — 95, cтепень сжатия — 10.7
Мощность двигателя — 113—117 л.с. (6000 об. мин.)
Крутящий момент — 156—158 Нм (4000 об. мин.)
Расход масла — до 500 гр. на 1000 км
Средний ресурс — 250 тыс. км. (напомню, K4M легко бегал до 400 тыс. км и более).
Производство — АвтоВАЗ (с марта 2015)

  • В современных реалиях и в своем классе мотор вполне обыкновенный — не хуже, но и не лучше аналогов. Он не самый сложный, к бензину не требовательный, при рекомендованном заводом 95-м, можно лить и 92-й (детонации, как на вазовском 21129, при работе на 92-м не будет).
  • По конструктиву — алюминиевый блок цилиндров. В блок установлены цельнолитые чугунные гильзы. Литой алюминиевый масляный картер. Алюминиевый блок, по сравнению со старым чугунным, лучше прогревается, но быстрее остывает, легче по массе, но хуже держит нагрузку и перегрев. Вот вам и две стороны одной медали.
  • Имеется система изменения фаз газораспределения, фазовращатель установлен на впускном валу, используется электронная дроссельная заслонка.
  • В системе ГРМ используется тонкая цепь, растяжение которой можно ожидать примерно к 120 тыс. км. пробега. Привод масляного насоса также цепной.
  • Двигатель явно не предназначен для установки ГБО. Нужно регулировать зазоры клапанов, а гидрокомпенсаторов нет. Зазоры регулируются подбором толкателя, примерно раз в 80 — 100 тыс. км. пробега (а на газу — раза в 3 чаще). Шум и стук двигателя — основной признак скорой поездки на регулировку.
  • Регулировка клапанов делается методом подбора и замены толкателей (процедура долгая и дорогая, разбирается вся головка блока цилиндров). К слову, существует 26 типоразмеров толкателей со значениями от 3 до 3,5 мм с шагом 0,02 мм. И подбирать эти 26 размеров к 16 клапанам несколько сложновато (и дороговато), да и соответствующее оборудование не везде есть.
  • Кроме того, есть отзывы, что мотор H4M может плохо заводиться и глохнет в сильный мороз (от -15 С). Но, как показывает практика, это информация зачастую исходит от лиц, перепечатывающих друг у друга, и никогда не эксплуатировавших сей агрегат. Я заводил Logan с H4M в минус 22 градуса без всяких вопросов практически с "полтыка".

Расход масла

Многие жалуются, что Н4М подъедает масло. У кого-то 100 грамм на 1000 км, у кого-то и поллитра. Особенно при кривой сборке автомобиля в пятницу вечером или в понедельник утром :).
А если серьезно, то: интенсивное наваливание, езда без всякого прогрева, городская езда на короткие дистанции, "пенсионерский" стиль вождения (движение на низких оборотах на всех передачах) — грозит залеганием колец.
Некорректная обкатка авто (производитель рекомендует первые 3000 км движение со скоростью не более 100км/ч и оборотов коленчатого вала в минуту не более 3000), и контрафактное масло ведут к масложору.

Причин на то достаточно, самая значимая из них — облегчённая поршневая группа с "короткими" поршнями и тоненькими колечками. Трение и потери энергии при скольжении таких поршней, конечно, меньше, но зато больше масла начинает просачиваться в камеру сгорания.

Также в некоторых случаях расход масла возникает из-за утечки по поддону картера, либо по крышке цепи ГРМ. Сервисмены смотрят на это сквозь пальцы, так как ремонт по гарантии не провести, а владелец за свой счёт делать отказывается.

В общем, за маслом в этом двигателе нужно "бдить".
Если просмотрите уровень, тотальные разрушения неизбежны (при этом лампа давления не загорится, даже если масла останется 800мл). Детали настолько нежные, что задиры появляются сразу, двигатель начнет плохо заводиться, падает компрессия, начнет постукивать коленчатый вал и т.д.

Трудности при замене свечей

Простейшая для рядового автолюбителя процедура — замена свечей зажигания — на данном двигателе сильно осложнена расположением и конструкцией впускного коллектора, полностью перекрывающего доступ к свечам и катушкам.

Кратко опишу, в чем заключается эта увлекательная процедура, ведь по статистике, подготовительные действия занимают от 15 минут. и до часа, а стоимость замены колеблется в пределах от 1500 до 5000 рублей:

Установка поршней рено к4м

После того как подготовили узлы, и детали для сборки блока цилиндров приступаем к сборке.

Сборка шатуна с поршнем рассмотрена в статье – «Сборка поршня». Дефектация блока и коленчатого вала было рассмотрено в статье – «Подготовка блока и коленчатого вала».

Установка форсунок охлаждения поршней

Новые форсунки надо аккуратно запрессовать в отверстия блока цилиндров, данная операция усложняется тем, что форсунки малы, а доступ к посадочным отверстиям затруднен, поэтому мы рекомендуем использовать приспособления.

Установите на блок цилиндров пластину (2) приспособления Mot.1494, не затягивая два болта крепления (1) (см. рис. 1 и 2).

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

При установке форсунок цилиндров 1 и 3 используется левое отверстие опоры (1) рисунок 1.

При установке форсунок цилиндров 2 и 4 — правое отверстие (рисунок 2). Все остальное проводится аналогично.

Установите кондуктор (3) в пластину (2). Для центровки пластины конец кондуктора должен войти в отверстие под форсунку.

- Затяните два болта крепления (1).

- Извлеките кондуктор (3).

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

- Установите оправку (1) вместо кондуктора (см. рис. 3). Вставьте форсунку в оправку.

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

Примечание. Обратите внимание на направление установки форсунки, наконечник форсунки должен быть направлен к центру цилиндра (см. по стрелке, рис. 4).

- Несколько раз ударьте молотком по оправке до соприкосновения буртика (см. 2, рис. 3) оправки с опорой.

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

Проверьте, правильно ли ориентированы форсунки охлаждения днищ поршней.

Метка «А» соответствует форсункам цилиндров 2 и 4, а метка «В» соответствует форсункам цилиндров 1 и 3 (см. рис. 5).

Вкладыши подшипников коленвала

Не рекомендуется повторное использование вкладышей подшипников коленчатого вала.

При работе в мягкий слой вкладышей вкрапляются твердые частицы износа, такие вкладыши впоследствии ускоряют износ шеек коленчатого вала.

Подбор коренных вкладышей

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

Двигатель оснащен вкладышами (см. рис. 6) без ориентирующих элементов (без направляющего «усика»).

Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot. 1493-01.

Размеры вкладышей коренных подшипников

Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм

A или D

B или E

C или F

Установка

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

- Установите во все постели блока цилиндров вкладыши с канавками (см. рис. 7).

- Установите вкладыши с канавками в крышки коренных подшипников 2 и 4, а вкладыши без канавок в крышки коренных подшипников 1, 3 и 5.

На заводе для установки вкладышей коренных подшипников используют направляющее приспособление (см. рис.8). Вкладыш ставят в приспособление и подают внутрь до упора передней кромки вкладыша в выступ приспособления.

Проверка зазора в коренных подшипниках

При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.

- Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.

- Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

- Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).

- Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

- Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).

- Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке. При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.

- Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.

- По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).

- Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.

- Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.

Проверка осевого зазора коленчатого вала

- Смажьте моторным маслом вкладыши Коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.

- установите коленчатый вал.

- Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).

Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла. Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.

Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

- Нанесите состав RHODORSEAL 5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).

- Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).

- Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.

- Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:

- новые полукольца, мм. 0,045—0,252;

- старые полукольца, мм. 0,045—0,852.

- Проверьте легкость вращения коленчатого вала.

Установка вкладышей шатунных подшипников

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12). Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot. 1492.

-Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).

- Установите оправку в паз корпуса (3).

- Установите шатун на приспособление Mot. 1492.

- Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).

- Установите вкладыш на оправку.

- Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).

- Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.

- Установите крышку шатуна на штифты корпуса.

- Установите шатунный вкладыш на оправку (с).

- Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).

- Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.

Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье - «Сборка ШПГ»

ДВИГАТЕЛЬ K4J, K4M, F4R, K9K

На автомобили Renault Megane II устана­вливали поперечно расположенные четы­рехтактные четырехцилиндровые бензино­вые инжекторные двигатели K4J (1,4 л), К4М (1,6 л), F4R (2,0 л) и дизельный двига­тель К9К dCi (1,5 л).

Действие поршневого двигателя внутрен­него сгорания основано на использовании работы теплового расширения нагретых газов во время движения поршня от верх­ней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). Нагревание газов в положе­нии ВМТ достигается в результате сгора­ния в цилиндре топлива, перемешанного с воздухом. При этом повышается темпера­тура газов и давление. Поскольку давле­ние под поршнем равно атмосферному, а в цилиндре оно намного больше, поршень под действием перепада давления будет перемещаться вниз, а газы - расширяться,

совершая полезную работу. Чтобы двига­тель постоянно вырабатывал механиче­скую энергию, в цилиндр необходимо пе­риодически подавать через впускной кла­пан смесь воздуха с топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из цилиндра через выпускной клапан. Эти задачи выполняют газора­спределительный механизм, управляю­щий открытием и закрытием клапанов, и система подачи топлива. Рабочим циклом двигателя называется периодически пов­торяющийся ряд последовательных про­цессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и обусловливающих превраще­ние тепловой энергии в механическую ра­боту. Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу, который совершается за два оборота ко­ленчатого вала или четыре хода поршня и состоит из тактов впуска, сжатия, расши­рения (рабочего хода) и выпуска

В разделе описан наиболее распростра­ненный бензиновый рядный четырехцилиндровый двигатель К4М объемом 1,6 л (рис.

5.1 и 5.2) с газораспределительным меха­низмом DOHC (два распределительных ва­ла) и с жидкостным охлаждением. Двигате­ли K4J (1,4 л) и F4R (2,0 л) по конструкции аналогичны двигателю К4М и отличаются от него лишь радиусом кривошипа колен­чатого вала и диаметром цилиндров.

Особенности конструкции дизельного двигателя К9К dCi объемом 1,5 л рассмо­трены в отдельном подразделе (см. «Осо­бенности конструкции двигателя К9К Tur­bo», с.114).

Рабочий объем двигателя (литраж) - один из важнейших конструктивных параметров (ха­рактеристик) двигателя внутреннего сгора­ния (ДВС), выражаемый в литрах (л) или ку­бических сантиметрах (см 3 ).

Рабочий объем двигателя в значительной степени определяет его мощность и другие рабочие параметры. Он равен сумме рабо­чих объемов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объем цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода


Рис. 5.1. Силовой агрегате двигателем К4М (вид спереди): 1 - пробка маслоналивной горловины; 2 - верхняя крышка ремня газораспределительного механизма; 3 - впускная труба; 4 - генератор; 5 - кронштейн крепления генератора; 6 - масляный фильтр; 7 - указатель уровня масла (маслоизмерительный щуп); 8 - кронштейн крепления компрессо­ра кондиционера; 9 - поддон масляного картера; 10 - дроссельный узел; 11 - ресивер; 12 - транспортная проушина; 13 - жгут проводов топливных форсунок; 14 - водораспре­делитель; 15 - указатель уровня масла в коробке передач; 16 - механизм выбора и переключения передач; 17 - рукав системы охлаждения; 18 - датчик детонации; 19 - пробка отверстия фиксации положения ВМТ; 20 - задняя крышка коробки передач; 21 - пробка наливного отверстия коробки передач


Рис. 5.2. Силовой агрегат с двигателем К4М (вид сзади): 1 - дроссельный узел; 2 - ресивер; 3 - водораспределитель; 4 - направляющая указателя уровня масла в коробке передач; 5 - механизм выбора и переключения коробки передач; 6 - задняя крышка коробки передач; 7 - верхняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 8 - верхний термоэкран выпускного коллектора; 9 - нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 10 - управляющий датчик концентрации кислорода; 11 - шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 12 - выпускной коллектор; 13 - поддон масляного картера

поршня (от НМТ до ВМТ). По данному пара­метру различают длинноходные двигатели с длиной хода поршня, превышающей диа­метр цилиндра и короткоходные с ходом поршня меньше диаметра цилиндра. Степень сжатия - отношение объема над- поршневого пространства цилиндра при по­ложении поршня в НМТ к объему надпоршневого пространства цилиндра при поло­жении поршня в ВМТ, т.е. к объему камеры сгорания.

Увеличение степени сжатия требует исполь­зования топлива с более высоким октановым числом (для бензиновых ДВС) во избежание детонации. Повышение степени сжатия в об­щем случае повышает его мощность, кроме того, увеличивает КПД двигателя, т.е. спо­собствует снижению расхода топлива.

В 50-60-е годы XX века одной из тенденций двигателестроения было повышение степе­ни сжатия, которая к началу 70-х нередко до­стигала 11-13. Однако это требовало соот­ветствующего бензина с высоким октановым числом, что в те годы могло быть получено лишь добавлением ядовитого тетраэтил­свинца (этилированный бензин). Введение в начале 70-х экологических стандартов в большинстве стран привело к остановке рос­та и даже снижению степени сжатия на се­рийных двигателях.

Понятие «степень сжатия» не следует путать с понятием «компрессия», которое обознача­ет (при определенной конструктивно обусло­вленной степени сжатия) максимальное да­вление, создаваемое в цилиндре при движе­нии поршня от НМТ до ВМТ (например, сте­пень сжатия - 10, компрессия - 14 атм).

Головка блока цилиндров двигателей изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположе­ны на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и напра­вляющие втулки клапанов.

Блок цилиндров двигателя представля­ет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую ци­линдры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого ва­ла. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипников. На блоке цилиндров выполнены специальные прили­вы, фланцы и отверстия для крепления де­талей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал вращается в корен­ных подшипниках, имеющих тонкостен­ные стальные вкладыши с антифрикцион­ным слоем. Коленчатый вал двигателя за­фиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.

Маховик отлит из чугуна, установлен на корзине сцепления и прикреплен шес­тью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стар­тером. На автомобили с автоматической коробкой передач вместо маховика уста­навливают ведущий диск гидротран­сформатора.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые ка­навки для колец - маслосъемного и двух компрессионных.

Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрес­сованы с натягом в верхние головки ша­тунов, которые своими нижними головка­ми соединены с шатунными шейками ко­ленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых анало­гична коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стерж­нем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная (см. «Система смазки», с. 86).

Система вентиляции картера закрыто­го типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому в картере образуется разрежение при всех режимах работы дви­гателя, что повышает надежность различ­ных уплотнений двигателя и уменьшает вы­брос токсичных веществ в атмосферу.

Система состоит из двух ветвей, боль­шой и малой.

При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разреже­ние во впускном коллекторе велико, кар- терные газы через клапан системы венти­ляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются ресиве­ром. Клапан открывается в зависимости от разрежения в ресивере и таким образом регулирует поток картерных газов.

В режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на боль­шой угол, разрежение в ресивере снижа­ется, а в воздухоподводящем рукаве воз­растает.

Система охлаждения двигателя гер­метичная, с расширительным бачком, со­стоит из рубашки охлаждения, выполнен­ной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудитель­ную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной на­сос с приводом от коленчатого вала зубча­тым ремнем привода газораспредели­тельного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаж­дающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлажда­ющей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, устано­вленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра грубой очистки топлива, располо­женного в модуле топливного насоса, регу­лятора давления топлива, форсунок, топли­вопроводов, системы рециркуляции отра­ботавших газов и воздушного фильтра.

Система зажигания двигателя микро­процессорная, состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управля­ет электронный блок (контроллер) системы управления двигателем. Система зажига­ния при эксплуатации не требует обслужи­вания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух верхних бо­ковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и за­дней нижней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возни­кающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

Renault Megane 2. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Двигатель не пускается

Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы

неисправен топливный насос засорен топливный фильтр неисправен регулятор давления топлива

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы Замените насос Замените фильтр

Замените регулятор давления топлива

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 195

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Подсос воздуха через шланг, соединяю­щий ресивер с вакуумным усилителем тормозов

Подтяните хомуты крепления, поврежденный шланг замените

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 195

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Замените дроссельный узел в сборе

Недостаточное давление в топливной рампе

См. неисправность «Двигатель не пускается»

Загрязнен воздушный фильтр

Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания

См. «Система управления двигателем», с. 195

Недостаточная компрессия - ниже 10 кгс/см 2 :

Пробита прокладка головки блока цилиндров

Прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

Плохое прилегание клапанов к седлам

Чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршни замените Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки

Замените масло рекомендованным

Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости

Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса

Промойте или замените масляный насос

Засорение масляного фильтра

Промойте или отремонтируйте масля­ный насос, замените масляный фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника

Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий, с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении или уменьшении частоты вращения коленчатого вала

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Ослаблены болты крепления маховика

Затяните болты рекомендуемым моментом

Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Увеличенный зазор между упорными фланцами вкладышей среднего корен­ного подшипника и коленчатым валом

Замените полукольца новыми, проверьте зазор

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче на холостом ходу при резком открытии др определить, отключая по очереди свечи Зс

стука коренных. Он прослушивается оссельной заслонки. Место стука легко окигания

Недостаточное давление масла

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается биением поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

Замените поршни, расточите

и отхонингуйте цилиндры

Замените кольца или поршни с кольцами

Повышенный шум газораспределительного механизма

Пониженное давление масла в системе смазки

См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»

Износ кулачков распределительного вала

Замените распределительный вал

Стук на холодном двигателе, слышный в течение двух-трех минут после пуска и усиливающийся при увеличении частоты вращения

Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоян­ном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Ослабление крепления шкива коленча­того вала

Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя

Использование масла несоответствую­щей марки (с пониженной вязкостью)

Замените масло рекомендованным заводом - производителем автомобиля

Увеличенный осевой зазор коленчатого вала

Замените упорные полукольца

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Замените вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода

Ослабление натяжения или износ ремня привода вспомогательных агрегатов

Замените ремень привода вспомога­тельных агрегатов

Шум деталей газораспределительного механизма

См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»

Использование масла несоответствую­щей марки

Замените масло на рекомендованное

Увеличенные зазоры между поршневы­ми пальцами и отверстиями в бобышках поршней

Замените поршни и пальцы

Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна

Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала

Чрезмерно натянут ремень привода вспомогательных агрегатов или появле­ние на нем трещин и разрывов

Замените поврежденный ремень

Ослаблено крепление маховика

Затяните болты крепления маховика требуемым моментом

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных под­шипников коленчатого вала

Повышенная вибрация двигателя

Дисбаланс коленчатого вала

Снимите и отбалансируйте коленчатый вал

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах

См. «Проверка компрессии в цилиндрах», с. 62

Опоры подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели

Замените опоры подвески силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата», с. 64)

Детонационные стуки двигателя при работе под нагрузкой

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим октановым числом

Повышенный расход масла

Подтекание масла через уплотнения двигателя

Подтяните крепления или замените прокладки и сальники

Засорена система вентиляции картера

Промойте детали системы вентиляции картера

Износ поршневых колец двигателя

Замените поршни и кольца

Поломка поршневых колец

Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла

Очистите кольца и пазы от нагара, заме­ните моторное масло рекомендуемым

Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов

Замените маслосъемные колпачки

Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

Замените клапаны, отремонтируйте го­ловку блока цилиндров

Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения

Долейте охлаждающую жидкость в си­стему охлаждения

Сильно загрязнена наружная поверх­ность радиатора

Очистите наружную поверхность радиа­тора струей воды

Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Проверьте электродвигатель вентилято­ра, датчик его включения и реле, неис­правные узлы замените

Неисправен клапан пробки расшири­тельного бачка системы охлаждения (по­стоянно открыт, из-за чего система на- холжся под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Использование бензина с пониженным октановым числом

Залейте бензин с соответствующим ок­тановым числом

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

Отремонтируйте радиатор или замените

Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабле­ние хомутов

Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов

Повреждена прокладка головки блока цилиндров

Подтекание жидкости через микротре­щины в блоке или в головке блока ци­линдоов

Проверьте герметичность блока и голов­ки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

Видео по теме "Renault Megane 2. ДВИГАТЕЛЬ K4J, K4M, F4R, K9K"

Z5265 Двигатель Renault Scenic 1.4i K4J Renault Megan II разборка двигателя Чистка маслоотделителя рено сандеро. Мотор к4м.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов

Процедуры снятия и капитального ремонта двигателя Renault Megane

3.4.16 Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов / Renault Megane

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов

1. Прежде чем начинать осмотр, необходимо очистить сборки поршней/шатунов и снять с них поршневые кольца.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

2. Аккуратно разожмите кольца и снимите их с днища поршня. Используйте два-три старых щупа, чтобы не дать кольцам заскочить в уже пустые канавки (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Обратите внимание, маслосъемное кольцо состоит из двух частей.

3. Счистите с днища поршня основной нагар. Затем зачистите ее проволочной щеткой или мелкой наждачной шкуркой.
4. Снимите нагар из канавок под поршневые кольца, используя обломок старого кольца (сломайте старое кольцо пополам, работая осторожно, чтобы не порезать пальцы). Будьте внимательны, не снимите вместе с нагаром металл и не поцарапайте стенки канавок.
5. После удаления нагара очистите сборку поршня/шатуна керосином или подходящим растворителем и тщательно высушите ее. Убедитесь, что возвратные смазочные отверстия в кольцевых канавках не забиты.
6. Если поршни и стенки цилиндров не повреждены и не изношены и если блок цилиндров не нуждается в переточке, можно установить старые поршни. Нормальный износ поршня проявляется в равномерном вертикально износе поверхностей его осевого давления и небольшом люфте верхнего кольца в канавке. При сборке двигателя поршневые кольца должны быть обязательно заменены.
7. Внимательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин на юбке, вокруг отверстий под поршневой палец и между канавками под кольца.
8. Осмотрите юбку поршня на наличие повреждений, а днище поршня - на образование отверстий и прогорание края. Если юбка имеет царапины или зарубки, или на днище поршня образовались углубления или прожженные участки, двигатель, возможно, перегревался и/или происходило неправильное сгорание (были неверно отрегулированы пропорция топливной смеси или момент впрыска/момент зажигания). Тщательно проверьте системы охлаждения и смазки. Прогоревшие места на сторонах поршней показывают, что произошел прорыв газов. Если обнаружилось любое из вышеперечисленных повреждений, выявите причины и устраните их, иначе повреждения произойдут снова. На бензиновых двигателях причиной может быть утечка входного воздуха, неправильная регулировка топливо/воздушной смеси или неправильный угол опережения зажигания. На дизельных двигателях - неправильный момент впрыска топливного насоса или дефектная форсунка.
9. Коррозия поршня указывает на то, что в камеру сгорания и/или картер просочилась охлаждающая жидкость. Выявите причину утечки и устраните ее.
10. Если устанавливаются новые кольца на старые поршни, измерьте зазор между кольцом и стенкой канавки, вставив новое кольцо в канавку и измеряя зазор щупом. Проверьте зазор в трех-четырех местах вокруг каждой канавки. Никаких конкретных данных изготовителем не определено, но если измеренный зазор больше чем 0.10 мм, потребуются новые поршни. Если новое кольцо входит в канавку слишком туго, это скорее всего из-за грязи, оставшейся в канавке.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

11a. Проверьте зазор между поршнями и стенками цилиндров/гильз, измеряя внутренний диаметр гильзы или цилиндра (обратитесь к Разделу Снятие и установка промежуточного вала) и диаметр поршня. Измеряйте диаметр поршня на юбке перпендикулярно поршневому пальцу (обратитесь к иллюстрациям). Вычтите диаметр поршня из диаметра цилиндра/гильзы и получите зазор. Если он больше данных, приведенных в Спецификациях, блок цилиндров необходимо расточить и установить новые поршни и кольца. На двигателях E7J, новые поршни и гильзы поставляются согласованными парами.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

11b. Метка диаметра отмечена на днище поршня.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

12a. Проверьте установку поршневого пальца, крутя поршень и шатун во встречных направлениях. Если имеется люфт, это указывает на чрезмерный износ и поршни и шатуны необходимо разделить (двигатели К7М и E7J). Это нужно поручить СТО Renault или специалисту по переборке двигателя.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

12b. Заметьте, что на дизельных двигателях и бензиновых двигателях F3R и F7R поршневые пальцы закреплены блокирующими кольцами. Заметьте расположение поршня относительно шатуна (обратитесь к иллюстрациям).

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

13a. Перед установкой кольца на поршень проверьте зазоры разрезов (обратитесь к иллюстрациям).

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

13b. Никаких данных производителем не определено, но ориентировочно можно использовать следующие значения: 0.50 мм для компрессионных колец и чуть больше - для маслосъемных колец. В кольцах Renault регулировать зазор нельзя.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

1a. Установите новые кольца на поршни (обратитесь к иллюстрациям).

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

1b. Обратите внимание, что второе компрессионное кольцо сведено на конус. Оба компрессионных кольца должны устанавливаться так, чтобы слово “ТОР” было обращено вверх.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

1c. Разместите зазоры разрезов колец равномерно на 120° друг от друга.

Осмотр и сборка сборок поршней/шатунов Renault Megane

1d. 1 - Верхнее компресионное кольцо;
2 - Нижнее компресионное кольцо;
3 - Маслосъемное кольцо.

2. Обратите внимание, что на двигателях E7J, если получены новые сборки поршней с гильзами, каждый поршень подобран к соответствующей гильзе, и они не должны быть перепутаны.

Установка поршней. К4М. затяжка бугелей. Установка поршней, цилиндров и головки на двигатель Renault Рено Меган Ремонт двигателя К4М Замена шатунных вкладышей на дизельном К9К 734 . Рено .

Читайте также: