Установка шатунных вкладышей камаз евро 4

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Установка шатунных вкладышей камаз евро 4

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 3

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Кольца поршневые Зазор в замке компрессионных

поршневых колец *. 0,4. 0,6

Допустимый зазор в замке

компрессионных поршневых колец. 0,8

Зазор в замке маслосъемного

поршневого кольца *. 0,30. 0,45

Допустимый зазор в замке

маслосъемного поршневого кольца. 0,7

Торцовый зазор верхнего

компрессионного кольца. 0,12. 0,17

Допустимый торцовый зазор

верхнего компрессионного кольца. 0,22

Торцовый зазор нижнего

компрессионного кольца * . 0,09. 0,14

Допустимый торцовый зазор

нижнего компрессионного кольца. 0.19

Торцовый зазор маслосъемного кольца * 0,077. 0,112

Допустимый торцовый зазор

маслосъемного кольца. 0,2

Диаметр отверстий под палец. 44,987. 44,994

Зазор в сопряжении поршень-гильза

(на длине поршня 104 мм от днища). 0,119. 0,162

Допустимый зазор в сопряжении

Внутренний диаметр. 120,000. 120,030

Допустимый внутренний диаметр гильзы. 120,1

Диаметр поршневого пальца. 44,993. 45,000

Допустимый зазор в сопряжении

поршневой палец-поршень . 0,02

Зазор в сопряжении поршневой

палец-верхняя головка шатуна. 0,017. 0,031

Допустимый зазор между поршневым

пальцем и верхней головкой шатуна. 0,05

Толщина вкладышей подшипников

коренных опор . 2,440. 2,452

Толщина вкладышей подшипников

шатунных шеек. 2,453. 2,465

Диаметр коренных шеек. 94,985. 95,000

Зазор в подшипниках коренных шеек. 0,096. 0,156

Допустимый зазор в подшипниках коренных шеек. 0,24
* Зазор поршневых колец замеряйте в калибре ДИАМ (120+003) мм

Диаметр шатунных шеек. 79,987. 80,000

Зазор в подшипниках, шатунных шеек. 0,070. 0,117

Допустимый зазор в подшипниках

шатунных шеек. 0,23

Осевой зазор . 0,100. 0,195

Допустимый осевой зазор . 0,25

Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса:

номинальный. 125,080. 125,110

Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала:

номинальный. 105,070. 105,096

Диаметр шейки вала под заднюю манжету:

номинальный. 104,860. 105,000

Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач:

номинальный. 51,977. 52,008

Диаметр отверстия под установочную втулку маховика:

номинальный. 51,977. 52,008

Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала Толщина. 4,010. 4,050


Моменты затяжки резьбовых соединении,

Н-м (кгс-м)

Болтов крепления крышек коренных подшипников 206. 230,5 (21. 23,5)

Стяжных болтов блока цилиндров. 80,4. 90,2 (8,2. 9,2)

Ввертыша коленчатого вала. 49,1. 58,9 (5. 6)

Болтов крепления маховика. 147,2. 166,8 (15. 17)

Затяжка болтов крепления крышек шатуна

с резьбой M12 до удлинения на. 0,25. 0,27 мм

Болтов усиленной конструкции с резьбой М13. 117,7. 127,4 (12. 13)

— снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;

— отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;

— снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;

— ослабьте болты крепления головки цилиндра,

соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. 94), затем выверните их;

— снимите головку цилиндра с двигателя. При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. 94. После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.

Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (рис. 95):

— установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтовые отверстия головки;

— вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите пружины клапанов;

— снимите сухари и втулки;

— выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;

— выньте впускной и выпускной клапаны. Размеры клапанов приведены в табл. 11.

При сборке клапанного механизма стержни клапанов отграфитируйте или смажьте дизельным маслом.

Для притирки клапанов:

— разберите клапанный механизм, как описано выше;

— приготовьте пасту из 1,5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0,5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);

— нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1,5 мм (рис. 96);

— по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом. Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность: установите головку

цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30 с. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.

При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть-восемь черточек. Осторожно вставьте клапан в седло и, сильно нажав, проверните на 1/4 оборота, все черточки должны быть стертыми, в противном случае притирку повторите.

При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего основания конуса седла, как показано на рис. 96.

С марта 2017 года в "Дайдо Металл Русь" начато производство коренных и шатунных вкладышей для двигателей КАМАЗ V8 Евро 3,4 ремонтного размера Р01 (0,25)

ООО «Дайдо Металл Русь» продолжает расширение номенклатуры производимых подшипников скольжения для двигателей КАМАЗ. С марта 2017 года в дополнение к уже имеющимся в продаже комплектам коренных и шатунных вкладышей стандартного размера для двигателей КАМАЗ V8 Евро 3,4 мы рады предложить нашим клиентам комплекты коренных и шатунных вкладышей ремонтного размера Р01 (0,25) .

Коренные и шатунные вкладыши для двигателей КАМАЗ экологического класса Евро 3,4 прошли испытания в ПАО «КАМАЗ» и одобрены к поставкам на сборочный конвейер ПАО «КАМАЗ».

Продукцию можно заказать и приобрести в ООО «Дайдо Металл Русь» по адресу производства: г.Заволжье, Нижегородской области, тел. (83161) 2 12 33.

Номер комплектов в запасные части

Дайдо Металл Русь

Выпускаемые размеры

Наименование

Комплект шатунных вкладышей

Преимущества вкладышей для двигателей КАМАЗ Евро 3,4 производства «Дайдо Металл Русь» в сравнении с аналогичными продуктами:

  • гарантия высокого качества продукции за счет применения передовых технологий, разработанных инженерами «Дайдо Металл Русь» совместно со специалистами материнской компании Daido Metal Co., Ltd., Япония и не имеющих аналогов в РФ.
  • высокая надежность и максимальный ресурс обеспечены уникальным покрытием «P4» Daido Metal Co., Ltd, Япония.
  • превосходная прирабатываемость вкладыша за счет свойств материала поглощать инородные частицы.
  • возможность быстрой реакции на изменяющиеся запросы потребителей за счет локализации механической обработки и покрытия вкладышей на предприятии «Дайдо Металл Русь» в РФ.
  • более выгодная цена для Покупателей в сравнении с аналогами.

Кратко о продукте:

Коренные и шатунные вкладыши для двигателей КАМАЗ экологического класса Евро 3,4 прошли испытания в ПАО «КАМАЗ» и одобрены к поставкам на сборочный конвейер ПАО «КАМАЗ».

В нагруженных вкладышах (верхний шатунный и нижний коренной) применяется уникальное покрытие «P4», разработанное Daido Metal Co., Ltd., Япония специально для вкладышей тяжелонагруженных двигателей.

Процессы механической обработки вкладышей и нанесения покрытия локализованы в дочерней компании в России – «Дайдо Металл Русь».

Комплекты вкладышей для двигателей КАМАЗ Евро 0,1,2 и КАМАЗ Евро 3,4 имеют одинаковые размеры, но разные антифрикционные покрытия и материал.

При установке вкладышей Евро 0,1,2 в двигатели КАМАЗ Евро 3,4 ресурс эксплуатации двигателя значительно снижается.

Применение вкладышей Евро 3,4 на двигатели КАМАЗ Евро 0,1,2 допустимо, а также может увеличить срок эксплуатации двигателя.

Уникальное покрытие обладает отличной прирабатываемостью, компенсирует изъяны сопрягаемых с вкладышем деталей в период приработки двигателя.

Информация для справки:

Производит: коренные и шатунные вкладыши, втулки, упорные полукольца для двигателей ЯМЗ, КАМАЗ, ММЗ, ВМТЗ, СМД, ЗИЛ, ГАЗ, УМЗ, ЗМЗ, ВАЗ, RENAULT, NISSAN, Таврия, PERKINS, DAEWOO, KIA, MAZDA, PEUGEOT, CITROЁN.

Замена вкладышей на двигателе КАМАЗ

Действительно существует много поверий народных о том, нужно или нет замену осуществлять шатунных вкладышей на двигателях КАМАЗ с профилактики целью.

Кто-то рекомендует смотреть на цвет – вкладыши если стали красными, то менять. Кто-то делать рекомендует замену каждые 50 000 км, можно мнение встретить, что если масло хорошее, то и ничего менять не надо, мол не следует лишний лезть раз в двигатель.

Долгое время ничего народной кроме молвы не было – ни рекомендаций, ни доступных 2010.

Но в исследований году появилась кандидатская диссертация Ижевского О.А. из Кулакова государственного технического университета на тему «ремонтопригодности Повышение коленчатого вала использованием кинетики состояния предотказного».

В этой диссертации автор провел исследование широкое работы двигателей КАМАЗ в различных пришел и режимах к выводу, что профилактическую замену всех на вкладышей двигателях КАМАЗ осуществлять нужно и делать оптимально это через 125 000 км если, пробега автомобиль работает в третьей категории третьей.

К эксплуатации категории эксплуатации относятся автомобильные щебеночным с дороги или гравийным покрытием в горной непрофилированные. местности дороги и стерня, карьеры, котлованы и подъездные временные пути.

По накопленным данным, 25% двигателей ремонт в поступает из-за задиров шеек коленчатого вала проворачивания вследствие шатунных вкладышей.

Автор исследования большую собрал статистику и утверждает, что если предупредительную выполнять замену вкладышей, то неремонтнопригодными по причине шеек задира (проворачивания вкладышей) будет около 1% валов коленчатых против 6%, если профилактическую замену не Годовой. делать экономический эффект за счет сокращения ремонт на издержек при профилактической замене вкладышей по Кулакова расчетам О.А. составляет порядка 9640 рублей на двигатель один в год.

Выявлено, что задиры это – шеек не внезапный отказ.

Подача масла в подшипники шатунные нестабильна, условия для нормальной часто смазки отсутствуют и вкладыши начинают работать в полужидкостного условиях трения. Начинается деформация вкладышей в прогиба виде (см. рисунок слева, щелкните по рисунку просмотра для в полный размер), прогиб усиливается перегрева вследствие, кроме того, сам по себе прогиб возникающий ухудшает условия для смазки и растет температура.

При остывании двигателя вкладыш не свою восстанавливает первоначальную форму, наблюдатся остаточный рабочего (39% от прогиб прогиба), который постепенно усиливается.

По работы мере двигателя вероятность проворачивания вкладышей на КАМАЗ двигателях все более возрастает (рост экспоненте по вероятности) и после определенной наработки двигателя вкладыша проворачивание практически неизбежно.

Это естественный прогиб, процесс и деформация вкладышей начинаются и развиваются с включения первого двигателя.

В приведенной диссертации также интересный сделан вывод о необходимом давлении масла.

По работы данным, величина потерь давления в канале вала коленчатого от действия центробежных сил значительна и оборотах на составляет более 2000 мин -1 от 20% до 50% от номинального Подвод.

давления масла без разрыва происходит давлении при 0, 30МПа; критические режимы разрыва масла потока к шатунным подшипникам при 2600 наступают -1 мин при давлении в системе смазки 0, 23 недопустимым; МПа давлением в системе смазки на номинальном 2600 режиме мин -1 является 0, 16 МПа. Иными при, словами давлениях масла в системе ниже МПа 0, 23 критического эксплуатировать двигатель нельзя.

Подведем изменение:

  1. итоги геометрии шатунных вкладышей – это процесс естественный, вероятность проворачивания вкладыша резко после растет определенного пробега;
  2. оптимальный интервал вкладышей замены на двигателях КАМАЗ в третьей категории 125 – эксплуатации 000 км;
  3. при давлении масла МПа 0.23 ниже при 2600 мин -1 эксплуатировать КАМАЗ двигатели нельзя.

От себя хочу добавить – настоящие выбирайте (не контрафактные) вкладыши. Мы рекомендуем нашим использовать клиентам шатунные вкладыши Димитровоградского автоагрегатного ДААЗ (завода) и коренные вкладыши, производства этого же Если. завода вы щелкните по приведенным ссылкам, то сможете особенностями с познакомиться упаковки оригинальных вкладышей этого увидите и завода, какие меры ДААЗ предпринимает защиты для от контрафакта.

Замена вкладышей коленвала не снимая двигатель

Замена вкладышей коленвала не снимая двигатель с автомобиля, очень кропотливая и крайне не удобная работа. Но делать её приходится, чтобы продлить срок службы двигателя и избежать преждевременных поломок.

Работая на производственном предприятии ремонт автомобилей можно планировать. Если ремонт текущий, и даже если автомобиль очень необходим. Все равно стараешься произвести этот ремонт. Так чтобы автомобиль как можно дольше проработал до следующей поломки. Устраняешь все сопутствующие неполадки, соблюдая технологию ремонт. Даже если существует нехватка запасных частей. Ни кто потом не вспомнит, что машина долго простояла на ремонт. Скорее упрекнут когда она опять сломается да ещё по этой же причине.

То же самое я не могу сказать о ремонте автомобилей и другой техники в условиях сельского хозяйства. Если автомобиль встал в сезон посевной или уборки. Это трагедия. А если ты его ещё долго ремонтируешь это почти что преступление. Пять лет в своей практике мне пришлось работать в сельском хозяйстве. И я снимаю шапку перед людьми, которые посвятили этому всю свою жизнь.

Во время уборочной у меня произошел такой случай. При замене масла в двигателе автомобиля КАМАЗ, на масляных фильтрах заблестела медная стружка. Первое, что конечно пришлось сделать определить источник. Как правило, мелкая стружка появляется, если начинают разбиваться вкладыши коленчатого вала. Сняли поддон, раскрутили ближайшую к маховику крышку коленчатого вала. Так как здесь вкладыши подвергаются наибольшему износу. И действительно вкладыш оказался разбит. На валу следов от биения не было. Имелась незначительная выработка характерная для коленчатого вала. Приняли решение менять вкладыши, не снимая двигатель.

Затраты на ремонт двигателя когда идет сезон уборочных работ усугубляется еще потерями в заработке. Если у вас свой Кама., Вы терпите убытки каждый день простоя на ремонте. Ведь в сельском хозяйстве каждый день год кормит. Если вы работаете на предприятии, вы теряете в зарплате. Основные заработки платятся в сезон, я уже не говорю о том, какие убытки несёт предприятие.

Если коленчатый вал не пострадал. Или риски, возникшие на нем не очень глубокие, замена вкладышей коленвала не снимая двигатель с автомобиля не займет много времени. Чтобы верхние вкладыши легко вышли. Вал не должен быть отпущен больше или меньше с одной из сторон, поэтому откручивать крышки необходимо через один. Снять 1, 3 и 5 крышку. Тонкой отверткой постукиваем по торцу вкладыш со стороны противоположной замку. На удивление вкладыш легко выходит.

Замена вкладышей коленвала

Затем вставляем вкладыш со стороны замка. Следим за тем, что бы замок сел в паз, вставляем вкладыш в крышку и устанавливаем её на место, верхний и нижний вкладыши должны быть расположены замок к замку, и так далее. Прижав снятые крышки небольшим усилием, но чтобы они плотно прижались к блоку, откручиваем остальные крышки, и проделываем туже самую процедуру. Затем протягиваем болты крышек при помощи динамометрического ключа предварительная протяжка с усилием 95-120 Hм и окончательная с усилием 275-295 Нм. Затем протягиваем стяжные болты с усилием 147-167 Нм. Таким же образом делается замена шатунных вкладышей колен вала не снимая двигатель.

Затем ставим масляный насос и закрываем поддон. После того как машина прошла 2000 км мы заменили ещё раз масло с основной целью, чтобы убедиться, не начало ли снова разбивать вкладыши, но все было в порядке , стружки на фильтрах не оказалось. В последствии такую процедуру приходилось делать и на других машинах, были даже случаи, когда износ шеек коленвала оказывался значительный, конечно рисковали, но все получалось. В последствии интересовался, делают ли это другие и можно ли это вообще делать. Случайно в Интернете на сайте я нашёл статью о кандидатской диссертации Кулакова О.А. в которой, он обосновывает то, что вкладыши на автомобилях КАМАЗ необходимо менять через каждые125000 км. И в принципе я с ним согласен, редко новый КАМАЗ пробегает намного больше до ремонта двигателя. Так что не нужно дожидаться, когда разобьёт вкладыши.

двигатель камаза!

Двигатель находится в полностью разобранном состоянии. Номер
двигателя в результате коррозии плохо читаем . Детали двигателя
находятся в разных местах. Произведена первичная очистка деталей от грязи и
стружки. Шатунный подшипник первого цилиндра отсутствует полностью, на днище
поршня первого цилиндра имеются следы его касания деталей головки блока
цилиндров. Остальные поршни указанных следов не имеют. Повреждения
поршней и гильз цилиндров в виде задиров, царапин и прихватов отсутствуют. Посадочная
поверхнос ть шатунного подшипника в нижней головки шатуна имеет следы
механического износа (её диаметр на 0,1 мм больше, чем на других шатунах) . На
корпусе шатуна имеются незначительные следы температурного воздействия в виде
образования следов побежалости. На коленчатом вале, на поверхности соответствующей
контакту с шатунным вкладышем коленчатого вала первого цилиндра имеются следы
наклёпа металла . На остальных шатунных вкладышах катастрофических
повреждений не имеется . Несимметричные зоны потёртости и абразивные
повреждения имеют вторичный характер, связанный с разрушением шатунного
подши пника первого цилиндра и изгибом коленчатого вала. Верхние части коренных
подшипников (за исключением подшипника второго цилиндра) также не имеют катастрофических
повреждений. Нижние подшипники коренных вкладышах коленчатого вала и верхний
подшипник второго цилиндра имеют значительные повреждения . Коренной
подшипник второго цилиндра раздавлен, остальные – имеют несимметричные пятна
износа, свидетельствующие о наличии осевых биений на коленчатом валу. Степень
повреждений максимальная на вкладышах второго цилиндра, минимальная – на вкладышах
первого и пятого цилиндров. Проверка данного факта, с использован ием индикаторной
головки позволила установить, что величина осевого биения на 3 и 4 коренных шейках
коленчатого вала составляют 0,02 - 0,04
мм, а на второй шейке – 0,25мм. Поверхности под коренные подшипники на блоке
цилиндров изношены, на их поверхностях имеются пятна потемнения,
св идетельствующие о повышенном температурном режиме работы коренных
подшипников. Первый коренной подшипник исследуемого двигателя восстановлен с
использованием технологии наварки .

На момент осмотра поверхность маслоприёмника чистая,
следы металлической стружки отсутствуют. Деформации поддона двигателя не
обнаружено. Имеющие место на внутренней поверхности поддона следы механического
воздейст вия не совпадают с формой выступающих элементов маслоприёмника.

Как делается ремонт и балансировка коленвала КамАЗ

Коленчатый вал грузовика

Устройство

Устройство коленчатого вала КамАЗ включает в себя такие детали:

  1. Шатунные и коренные шейки, которые связаны между собой. У шеек шатунного типа меньший диметр. Они используются в качестве опоры.
  2. Противовес. Помогает уравновесить вес поршневой части и шатунов.
  3. Колено. Оснащено одной шатунной шейкой, которая находится между двумя щетками.
  4. Подшипники скольжения. Дают возможность шатунам в шейках и в механизме коленвала вращаться.
  5. Хвостовик, на который устанавливается маховик для отбора мощности с коленчатого вала.
  6. Фланец и щетки.

Схема коленвала

Разница между коленвалами КамАЗ разных моделей заключается в используемом материале изготовления (чугун или сталь), а также в количестве шатунных шеек.

Размеры и другие характеристики

Параметры и технические показатели коленчатого вала КамАЗ:

Кривошипно-шатунный механизм

Сколько стоит

Цены коленвалов на рынке имеют сильный разброс:

  • средняя цена нового коленвала составляет 35000 рублей;
  • бу коленвал стоит в среднем 20000 рублей (цена зависит от состояния запчасти);
  • китайский коленвал стоит 15000-30000 рублей (в зависимости от качества сборки).

Не рекомендуется покупать запчасти китайской сборки, так как их установка может привести к поломке автомобиля.

Внимание! В Москве участились случаи продажи китайских запчастей под видом оригинальных. Будьте внимательны при покупке, сверяйте все технические характеристики изделия.

Разновидности коленвалов Камаз

За последние годы ассортимент коленвалов, которые выпускает kamaz, существенно расширился. Сейчас заводом выпускаются дизельные и экологически чистые газовые двигатели, которые отвечают европейским стандартам качества. Для каждого из двигателей есть несколько видов коленвалов.

Коленвалы от разных двигателей иногда являются взаимозаменяемыми, а иногда нет. На сегодняшний день компания Камаз не предоставляет четких инструкций по разновидностям коленвалов, отсюда у владельцев большегрузов обычно возникает путаница по поводу того, какой коленвал нужен именно для его марки каmaза. Для решения этой проблемы ниже представлено описание коленвалов:

  • их особенности;
  • отличия друг от друга;
  • возможности использования с разностандартными моторами.

Коленвалы, отвечающие стандарту Евро-0

К моторам, созданным по стандарту Евро-0, можно отнести стандартные дизельные движки большегруза 740.10 и двигатели обновленной версии 7403.10, 7408. Для производства коленвалов для этих моторов используется сталь стандарта 42ХМФА, которая прошла специальную обработку хромом и молибденом, и покрыта алюминием. Закаливание материала производства происходит высокочастотными токами на глубину 3 миллиметра. коленвалы имеют специальные заглушки. Такая модель коленвалов сейчас снята с производства.

Коленвалы, работающие для стандарта Евро-1

К двигателям, созданным по этому стандарту, можно отнести движки большегруза серии 740.11-240 и -260. Конструкция коленвалов этой серии не предусматривает заглушек. Сделаны они из металла стандарта 42ХМФА. Закаливание металла, как и в предыдущей модели, происходит с помощью ТВЧ, масленичные каналы имеют косую конструкцию. коленвалы этой серии имеют только один вид строения. Также на моторы этого стандарта подходят запчасти от КАМАЗа 740.

Коленвалы двигателей стандарта Евро-2

Двигатели, которые отвечают стандарту Евро-2, имеют различные радиусы кривошипа. Именно поэтому виды коленвалов для различных радиусов имеют серьезные отличия.

Диаметр кривошипа двигателей Камазов составляет 60 мм (R65). На них устанавливаются 2 типа коленвалов, которые отличаются друг от друга видом присоединения маховика:

  • маховик закрепляется на 8 отверстиях, тип болтов при этом М14;
  • маховик закрепляется на 10 отверстиях, тип болтов при этом М16.

2 типа деталей не могут заменять друг друга.

Радиус кривошипа двигателей Камаза также может составлять (тип кривошипа можно посмотреть на своих деталях) 65 мм. Для них подходят коленвалы, в которых маховик крепится 10 болтами М16. Детали взаимозаменяемы, но есть отличия в способе упрочнения:

  • закаливание с помощью ТВЧ;
  • упрочнение азотированием.

Коленвалы для стандарта двигателей Евро-3

Двигатели, которые отвечают стандарту Евро-3, достаточно малочисленны. Радиус кривошипа этих двигателей составляет 65 мм. При этом крепление маховика может быть выполнено по стандартной схеме на 8 или 10 болтов. Изделие закаляется токами высокой частоты. Их можно заменить другими коленвалами стандарта Евро-2 (которые также прошли обработку ТВЧ).

Для всех коленвалов способ крепления маховика находится в зависимости от вида установленного сцепления в автомобиле. При классической комплектации используется крепление маховика на 8 болтах М14. На новых моделях комплектации используется соединение маховика на 10 болтов М16.

Ремонтные работы

Неисправности коленчатого вала КамАЗ и способы их устранения:

  1. Повреждение коренных или шатунных шеек, деформация посадочных мест. В этом случае рекомендуется отшлифовать детали под ремонтный размер, нанести покрытие электродуговой наплавкой, приварить электроконтактную ленту.
  2. Износилась резьба на маслосъемном кольце. Необходимо углубить резьбу при помощи резца и отшлифовать шейку.
  3. Дефект шпонки, посадочного места и шарикоподшипника. В этом случае следует выполнить фрезерование под увеличенные параметры шпонок, сделать наплавку с последующей фрезеровкой шпонки, запрессовать втулки.
  4. Повреждение отверстий, предназначенных для крепежных штифтов маховика. Нужно сделать развертывание деталей под ремонтный размер.

Обслуживание коленвала

Как снять подшипник

Чтобы с коленчатого вала снять подшипник, необходимо:

  1. Снять все узлы транспортного средства, которые мешают получить доступ к коленвалу.
  2. Убрать блок силового агрегата на стенд, который используется для ремонта двигателя.
  3. Снять маховик. Для комфортной работы на венец маховика рекомендуется установить фиксирующее устройство. Перед снятием положение механизма относительно блока мотора отмечают, а также делают маркировку, в какой последовательности были установлены крепежные болты.
  4. Убрать поддон картера и насос для масляной жидкости.
  5. Крышки подшипников и сами шатуны демонтировать. Их нужно снимать вместе с поршнями.
  6. Снять коленвал.
  7. Очистить посадочные поверхности.
  8. Снять подшипник.

Как отбалансировать

Порядок действий при балансировке:

Коленчатый вал на станке

Как установить

Установка вала коленчатого включает в себя следующие действия:

  1. Демонтаж крышки коренных подшипников из блока цилиндров.
  2. Откручивание стяжных и крепежных болтов.
  3. Подбор вкладышей коренных подшипников в соответствии с диаметром коренных шеек.
  4. Подбор колец упорного типа.
  5. Проверка вкладышей.
  6. Установка верхних вкладышей подшипников в цилиндрический блок, затем нижних и их смазка.
  7. Установка коленвала в транспортное средство.
  8. Установка головки шатуна.
  9. Прикручивание нижних и верхних полуколец.
  10. Чистка и смазка резьбы в отверстиях блока.
  11. Проверка момента затяжки болтов.
  12. Осмотр упорного подшипника на наличие зазора.

Сопротивление во время затяжки болтов должно нарастать без рывков, плавно.

двигатель камаза!

Двигатель находится в полностью разобранном состоянии. Номер
двигателя в результате коррозии плохо читаем . Детали двигателя
находятся в разных местах. Произведена первичная очистка деталей от грязи и
стружки. Шатунный подшипник первого цилиндра отсутствует полностью, на днище
поршня первого цилиндра имеются следы его касания деталей головки блока
цилиндров. Остальные поршни указанных следов не имеют. Повреждения
поршней и гильз цилиндров в виде задиров, царапин и прихватов отсутствуют. Посадочная
поверхнос ть шатунного подшипника в нижней головки шатуна имеет следы
механического износа (её диаметр на 0,1 мм больше, чем на других шатунах) . На
корпусе шатуна имеются незначительные следы температурного воздействия в виде
образования следов побежалости. На коленчатом вале, на поверхности соответствующей
контакту с шатунным вкладышем коленчатого вала первого цилиндра имеются следы
наклёпа металла . На остальных шатунных вкладышах катастрофических
повреждений не имеется . Несимметричные зоны потёртости и абразивные
повреждения имеют вторичный характер, связанный с разрушением шатунного
подши пника первого цилиндра и изгибом коленчатого вала. Верхние части коренных
подшипников (за исключением подшипника второго цилиндра) также не имеют катастрофических
повреждений. Нижние подшипники коренных вкладышах коленчатого вала и верхний
подшипник второго цилиндра имеют значительные повреждения . Коренной
подшипник второго цилиндра раздавлен, остальные – имеют несимметричные пятна
износа, свидетельствующие о наличии осевых биений на коленчатом валу. Степень
повреждений максимальная на вкладышах второго цилиндра, минимальная – на вкладышах
первого и пятого цилиндров. Проверка данного факта, с использован ием индикаторной
головки позволила установить, что величина осевого биения на 3 и 4 коренных шейках
коленчатого вала составляют 0,02 - 0,04
мм, а на второй шейке – 0,25мм. Поверхности под коренные подшипники на блоке
цилиндров изношены, на их поверхностях имеются пятна потемнения,
св идетельствующие о повышенном температурном режиме работы коренных
подшипников. Первый коренной подшипник исследуемого двигателя восстановлен с
использованием технологии наварки .

На момент осмотра поверхность маслоприёмника чистая,
следы металлической стружки отсутствуют. Деформации поддона двигателя не
обнаружено. Имеющие место на внутренней поверхности поддона следы механического
воздейст вия не совпадают с формой выступающих элементов маслоприёмника.

Предварительная сборка двигателя КАМАЗ, руководство

Блок цилиндров в сборе камаз

Блок цилиндров в сборе КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.9):
1, 45 - шпильки; 2 - сальник передней крышки; 3, 29, 31, 37, 40, 41, 49, 50 - болты; 4, 30, 48, - шайбы пружинные; 5, 38, 46, 47 - шайбы плоские; 6 - крышка блока передняя; 7, 8, 11, 32 - пробки; 15 - шайба регулировочная рым-болта; 16 - рым-болт; 17 - втулка с уплотнительными кольцами в сборе; 18 - кольцо уплотнительное втулки; 19, 23 - заглушки чашечные; 20 - блок цилиндров; 22 - штифт направляющий; 24 - гильза цилиндра; 25 - уплотнительное кольцо гильзы верхнее; 26 - уплотнительные кольца гильзы; 27 - прокладка; 28 - трубка сливная; 33, 42 - заглушки водяной полости; 34 - прокладка заглушки; 36 - крышка коренного подшипника задняя; 39 - крышка коренного подшипника; 44 - прокладка передней крышки блока

Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки в вертикальное положение, монтируют на него направляющие 3 (см. рис. 5.15) толкателей, надевают на болты 6 крепления направляющих стопорные шайбы 5 и уплотнительные кольца 4, завертывают болты [момент затяжки 85. 95 Н*м (8,5. 9,5 кгс*м)] и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов. Смазав толкатели 2, устанавливают их в направляющие.

Механизм газораспределения КАМАЗ

Механизм газораспределения КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.15):
1 — вал распределительный; 2— толкатель; 3 — направляющая толкателей; 4 — кольцо уплотнительное; 5. 20 -шайбы замковые; 6, 21 — болты; 7 — штанга толкателя в сборе; 8 — винт регулировочный коромысла; 9 - коромысло клапана со втулкой в сборе; 10 — гайка регулировочного винта; 11 — коромысло клапана в сборе; 12 - тарелка пружины с втулкой в сборе; 13. 14 — внутренняя и наружная пружины клапана; 15 — пружинная шайба клапана; 16 — сухарь клапана; 17 — клапан; 18 — корпус подшипника распределительного вала в сборе; 19 - шестерня распределительного вала; 22 — шпонка сегментная

Смазав опорные шейки распределительного вала 1, устанавливают его в блок цилиндров. На вал устанавливают корпус 18 подшипника, надевают на болты 21 замковые шайбы 20, затягивают болты с моментом 25 Н*м (2,5 кгс*м) и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов.
Отвернув болты 40 (см. рис. 5.9) крепления крышек 36 и 39 коренных подшипников и стяжные болты 37 и 41 блока цилиндров, снимают болты с шайбами и крышки коренных подшипников, укладывая их по порядку на верстак. Двигатель укомплектовывают вкладышами коренных подшипников (табл. 5.3). Обозначение вкладышей нанесено на их тыльной стороне, маркировка коленчатого вала по коренным шейкам — на втором противовесе.

Регламентированные размеры коренных шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников КАМАЗ (табл. 5.3).

100 +0,021

95±0,011

* В числителе — для верхнего вкладыша, в знаменателе — для нижнего.

Проверив вкладыши коренных подшипников и постели блока цилиндров, устанавливают последовательно верхние вкладыши в постели блока и нижние — в крышки, совместив выточки во вкладышах с выточками соответственно в постели блока и крышках. Смазав вкладыши, устанавливают в блок цилиндров коленчатый вал 1 в сборе (см. рис. 5.12), нижние 38 и верхние 16 полукольца упорного подшипника. Канавки на полукольцах должны прилегать к упорным торцам вала. Нижние полукольца устанавливают одновременно с крышкой заднего коренного подшипника. Выступы на нижних полукольцах необходимо совместить с выточками в крышке. Затем устанавливают крышки коренных подшипников с вкладышами, совместив крышки с перегородками блока по порядковым номерам, выбитым на нижней поверхности крышек (отсчет перегородок блока ведут, начиная с переднего торца двигателя). Болты 40 (см. рис. 5.9) с пружинными шайбами затягивают в два приема: сначала с моментом 96. 120 Н*м (9,6. 12,0 кгс*м), затем — с моментом 210. 235 Н*м (21,0. 23,5 кгс*м). Болты затягивают сначала со стороны правого ряда цилиндров, затем — левого.

Коленчатый вал камаз

Коленчатый вал КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.12):
1 — коленчатый вал в сборе; 2 — противовес передний; 3 — шестерня привода масляного насоса; 4 — ввертыш; 5, 19 — штифты; 6. 10 — шпонки сегментные; 7 — вал коленчатый; 8 — втулка; 9 — заглушка шатунной шейки; 11 — противовес задний; 12 — шестерня в сборе; 13 — шестерня; 14 — маслоотражатель задний; 15 — вкладыш подшипника верхний; 16 — полукольцо подшипника верхнее; 17 — манжета в сборе; 18 — фиксатор маховика в сборе; 20 — корпус фиксатора; 21 — пружина; 22 — фиксатор; 23, 34, 41 — болты; 24 — маховик; 25 — втулка установочная; 26 — кольцо пружинное упорное; 27 — обод зубчатый; 28 — маховик в сборе; 29 — вкладыш подшипника нижний; 30 — штифт установочный; 31 — шайба плоская; 32, 33 — болты стяжные; 35 — шайба; 36 — крышка подшипника; 37 — крышка подшипника передняя; 38 — полукольцо подшипника нижнее; 39 — полумуфта отбора мощности; 40 — шайба замковая; 42 — шайба носка; 43 — комплект вкладышей подшипников коленчатого вала

Осевой зазор коленчатого вала, определяемый с помощью щупа, должен быть в пределах 0,1. 0,195 мм. При необходимости его регулируют установкой полуколец упорного подшипника другой толщины. Добившись требуемого значения осевого зазора, закручивают стяжные болты 37 и 41 с шайбами [момент затяжки 81..92 Н*м (8,2. 9,2 кгс*м)]. При правильной сборке коленчатый вал должен свободно поворачиваться от руки.
Установив ось 16 (см. рис. 5.10) ведущей шестерни привода распределительного вала на блок цилиндров, надевают на болты 18 замковые шайбы 17, закрепляют болты [момент затяжки 50. 60 Н*м (5. 6 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов. Ведущую шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 устанавливают так, чтобы метки "0" на промежуточной шестерне и на шестерне 24 коленчатого вала совпали. Также должны совпасть риски на ведущей шестерне 21 привода распределительного вала и на шестерне 27 распределительного вала. С помощью щупов проверяют окружной зазор в зацеплении шестерен 2 и 24, 21 и 27 не менее чем в трех точках. Он должен быть в пределах 0,1. 0,3 мм. После этого, надев на болты I замковые 26 и упорные 25 шайбы, устанавливают и закрепляют болты [момент затяжки 90. 100 Н*м (9. 10 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани болтов.

Шестерни привода агрегатов КАМАЗ

Шестерни привода агрегатов КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.10):
1 — болт крепления роликоподшипника; 2 — шестерня промежуточная привода распределительного вала; 3, 18 — болты; 4, 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 — прокладка; 8 — сухарь; 9 — вал шестерни привода ТНВД; 10, 20 — шпонки; 11, 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода ТНВД; 13 — вал распределительный в сборе с шестерней; 14, 25 — шайбы упорные; 16 — ось ведущей шестерни; 19 — роликоподшипник конический двухрядный; 21 — шестерня ведущая привода распределительного вала; 22 — кольцо упорное; 23 — кольцо стопорное; 24 — шестерня ведущая коленчатого вала; 26 — шайба замковая; 27 — шестерня распределительного вала.

Повернув с помощью рычага коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра находилась в верхнем положении, измеряют расстояние А (рис. 5.33) от образующей шатунной шейки 1 в верхнем ее положении до торца уплотнительного выступа гильзы 2 цилиндра при вертикальном положении гильзы.

Схема измерения при подборе варианта исполнения поршня КАМАЗ

Схема измерения при подборе варианта исполнения поршня КАМАЗ (рис. 5.33):
1 - шатунная; шейка коленчатого вала; 2 - гильза цилиндра; 3. — поршень

На нерабочем выступе торца гильзы наносят номер цилиндра, а на днище поршня со стороны, обращенной к вентилятору, - индекс варианта поршня в соответствии с табл. 5.4.

Соответствие индекса варианта исполнения поршня результатам замеров КАМАЗ (табл. 5.4).

Расстояние А, мм, от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до уплотнительного выступа гильзы Индекс поршня Расстояние Б, мм, от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня
260,12 . 260,24 10 75,67 . 75,71
260,25 . 260,35 20 75,78 . 75,82
260,35 . 260,46 30 75,89 . 75,93
260,46 . 260,57 40 76,00 . 76,04

Старую маркировку на гильзе и поршне необходимо удалить или забить. В запасные части поступают поршни только группы 10, которые можно устанавливать в любую группу гильз. Указанные работы выполняют для каждого цилиндра. Отвернув гайки болтов крепления крышек шатунных подшипников, снимают крышки и подбирают вкладыши согласно табл. 5.5.

Регламентированные размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников КАМАЗ (табл. 5.5).

85 +0,016 -0,005

80±0,0095

Обозначения вкладышей соответствующей шейки и диаметр отверстия в нижней головке шатуна нанесены на тыльной стороне вкладыша. Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам нанесена на первом или втором противовесе.
Смазав вкладыши 12 (см. рис. 5.13) шатунных подшипников, устанавливают их в крышки 10 и нижние головки шатунов. Выступы на вкладышах должны совпадать с выточками на крышке и шатуне.

Шатунно-поршневая группа камаз

Шатунно-поршневая группа КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.13):
1 — кольцо поршневое маслосъемное; 2 — кольцо поршневое компрессионное; 3 — кольцо поршневое компрессионное верхнее; 4 — кольца поршневого пальца; 5 — палец поршневой; 6 — поршень со вставкой в сборе; 7 — втулка шатуна; 8 — шатун; 9 — болт крепления крышки шатуна; 10 — крышка шатуна; 11 — гайка; 12 — вкладыш нижней головки шатуна; 13 — кольцо маслосъемное в сборе; 14 — расширитель маслосъемного кольца

Повернув коленчатый вал, устанавливают первую шатунную шейку в нижнее положение. Затем разводят замки поршневых колец на поршне первого цилиндра на 180° относительно друг друга и, сжав кольца с помощью приспособления, устанавливают поршень в сборе с шатуном и кольцами в первый цилиндр. Индекс поршня должен совпадать с индексом гильзы цилиндра. Поршень с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы. При установке поршень ориентируют выточками под клапаны на днище поршня в сторону развала блока цилиндров. Установив крышку 10 шатуна на шатун 8, закрепляют её болтами 9 с гайками 11 [предварительный момент затяжки 29..31 Н*м (2,9. 3,1 кгс*м)]. Клейма спаренности из цифр на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми. Канавка на шатуне должна совпадать с замковым усйм на крышке шатуна. Указанные работы повторяют для последовательной установки поршней с шатунами и кольцами в сборе в 8 , 2, 7, 3, 4, 5 и 6-й цилиндры.
В той же последовательности, поворачивая коленчатый вал, производят окончательную затяжку гаек шатунных болтов до удлинения болтов на 0,25. 0,27 мм. Гайки шатунных болтов Ml3x1,25, изготавливаемые с июля 1985 г., затягивают с моментом 120. 130 Н*м (12. 13 кгс*м). С помощью щупа проверяют зазор между торцами нижней головки шатуна и щеками коленчатого вала. Он должен быть не менее 0,15 мм.
В картер маховика устанавливают манжету. Для предохранения манжеты от повреждения при установке картера маховика на блок цилиндров используют оправку (рис. 5.34).

Читайте также: