Установка спортивных распредвалов ваз

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Установка и настройка спортивного распредвала своими руками

Вы приняли волевое решение – произвести тюнинг двигателя. Причин у вас для этого может быть предостаточно, и не нужно их объяснять. Значит вам так надо. Значит вас не удовлетворяет конвейерная мощность стандартного автомобиля. А может быть, вы собрались делать капитальный ремонт двигателя, так почему бы, заодно, и не поменять распредвал? Т.е. установка распредвала с целью изменения мощностных характеристик вашего авто – это решение сугубо индивидуальное.

Какой распредвал ставить будем

Это даже и не вопрос. Это, скорее всего констатация того факта, что установка спортивного распредвала – вопрос решённый.

Фото замены распредвала, blogautolive.ru

Почему именно установка спортивного распредвала? Народный опыт – он лучше всякой рекламы.

Что даёт стандартному двигателю установка и настройка спортивного распредвала? Приемистость и мощь двигателя. У классики, типа двигатель ВАЗ, существует значительный, по мнению «горячих» водителей, недостаток.

На фото - спортивные распредвалы, racingportal.org

На низкой частоте вращения (до 3000 об/мин), двигатель не «тянет». Это выражается в провалах при нажатии на педаль «газа» в начале движения, дерганье при резком трогании с места и т.д.

Выход, конечно же, найден. Это установка и настройка распредвала спортивного типа на классические двигатели. Благо, фирм, которые выпускают сегодня тюнинговые спортивные распредвалы, достаточно.

Чем отличается спортивный распредвал от штатного

Конструкция спортивного распредвала позволяет оптимизировать подачу смеси в цилиндры за счет ускорения и увеличения высоты подъёма клапанов.

Благодаря тому, что кулачки у тюнингового распредвала имеют более плавный профиль, обеспечивается стабильный и более надёжный ход газораспределения в ГРМ.

Фото схемы отличий стандартного распредвала от спортивного, tuningsport.ru

Не менее значительным плюсом спортивного распредвала является то, что на малых оборотах они устраняют (вернее, отодвигают) границу детонации, и мы не услышим характерного звонкого «стука пальцев».

Естественно, для чёткой работы двигателя с тюнинговым распредвалом, необходима грамотная установка и настройка распредвала.

На фото - распредвал спортивного типа, photo.qip.ru

На чём основана настройка распредвала

В первую очередь, при выборе распредвала, вы должны понимать для чего, вернее, для каких условий эксплуатации вы производите установку спортивного распредвала.

  • для движения по городу специалисты рекомендуют низовой распредвал. И не обязательно, что его нужно устанавливать лишь для каких-либо «рывков» со светофора. Такой тип распредвала очень пригодится владельцам классики со спокойной манерой вождения. Просто установка низового распредвала улучшает параметры двигателя.
  • Наиболее актуальным является установка и настройка распредвала режима «город – трасса». И вновь этот тип распредвала применим для широкого круга автолюбителей.
  • ну, и последний тип «магистраль» (трасса). Очень подходит именно для «горячих» наездников.

При выборе и настройке распредвала, нужно всегда помнить, что «всё сразу» не бывает. Если вы отдаете предпочтение какому-либо типу распредвала, то должны знать, что придётся жертвовать другими характеристиками, в пользу выбранной вами.

Фото настройки спортивного распредвала, svvmotorsport.ru

Например, низовой распредвал, конечно же будет в проигрыше в зоне высоких оборотов, и наоборот. Поэтому хорошо подумайте, что вы хотите от своего двигателя, и для чего вам вообще установка спортивного тюнингового распредвала.

Для того, чтобы свести к минимуму настройку распредвала своими руками, рекомендуется приобретать распредвалы от производителей, опираясь на подробное описание их характеристик.

На фото - комплект спортивного распредвала, drive2.ru

Каждый из типов распредвалов рассчитан на свой крутящий момент и высоту подъёма клапанов, о чём в аннотациях к изделиям и пишется. Вам остаётся лишь внимательно их изучить.

Если, например, в аннотации к выбранному вами изделию, написано, что установка и настройка распредвала требует настройки ЭБУ, то не забудьте это сделать. Только тогда спортивный распредвал покажет все свои возможности и сможет доставить вам истинное наслаждение от динамики движения.

Успехов вам в установке распредвала, но и не забывайте о безопасности движения.

В прошлой записи я рассказывал про установку прямоточной выпускной системы "Stinger Sport" на 51 трубе клиенту Ссылка.
В этой записи рассказ о замене заводских распредвалов на распредвалы "Мастер Мотор" №54 (10,55/9,75).

Ситуация с автомобилем была такая: автомобиль не хотел ехать, в стандартной конфигурации ехал как с прицепом.
После установки прямоточной выпускной системы двигатель задышал и поехал лучше.
Следующим шагом было замена штатных распредвалов на распредвалы "Мастер Мотор" №54 (10,55/9,75).
Почему выбрали распредвал "Мастер Мотор" поясню: хорошие отзывы, неплохое качество, приемлемая цена (4000 рублей).

Распредвалы Мастер Мотор. Граффик ВСХ ВАЗ-2110.

Характерстики распредвала "Мастер Мотор" №54 (10,55/9,75).
Распредвал Мастер-мотор № 54 (высота подъема клапанов 10,55 мм/9,75мм) — категория "Тюнинг", "верховой", неполнобазный.
Распредвал который устанавливаться без специальной доработки ГБЦ (так же, как и валы № 26-52).
Показывает отличные результаты при движении на высоких скоростях по трассе.

Установка:
Распредвал Мастер Мотор № 54 установили аналогично стандартному, разрезная шестерня выставлена в "0".
Двигатель запустился без проблем, холостой ход ровный.
Поехали на замер, мерили жопомером как едет. В итоге до 4500 об/мин машина тупит, после небольшой подхват и затухает. Без всяких приборов и доп.оборудования понимаем без онлайн-прошивки данные валы не поедут.
Но шится онлайн не торопились перед этим решили поменять заводской рессивер на спортивный и заменить дроссельную заслонку на увеличенную. Об этом в следующей записи.

Вывод:
При установке верховых распредвалов обязательно требуется корректировка ЭБУ и точная настройка распредвалов в соответствии с данными производителями. Ожидать от спортивных распредвалов при штатной установке на стандартные шестерни много-го не стоит — автомобиль без настройки не поедет, спорт распредвалы не раскроются!

Цена вороса — 5500 рублей:
— 4000 рублей распредвал "Мастер Мотор" №54;
— 500 рублей разрезная шестерня;
— 1000 рублей установка.

Есть ли смысл ставить спортивный распредвал?


Есть ли смысл ставить спортивный распредвал? Мы постараемся ответить на этот вопрос в нашем тексте.

Одним из самых распространенных видов тюнинга, является установка спортивного распредвала. Различают «низовые» и «верховые» валы. Как они работают и что это такое?

Сам по себе распределительный вал, с механической точки зрения — это «мозг» двигателя, он определяет продолжительность открытия клапанов и скорость их подъема, как раз это в основном и формирует характер его работы.

Мы хотим улучшить характеристики своего авто, меняя в нём какие-либо детали. Так как стандартные устройства, зачатую, очень усреднены, поэтому не могут в полной мере удовлетворить наши запросы.

Одной из основных и самых главных характеристик двигателя является его мощность, так же на его работу влияет крутящий момент. Часто наибольшую мощность на стандартном автомобиле можно получить только лишь по достижении определенных оборотов, которые близки к максимальным. Водителям – экстремалам нужен приемистый двигатель, который будет устремлять машину вперед сразу после нажатия педали газа. Именно это и обеспечивает крутящий момент, если он относительно постоянный и достаточно большой на средних и низких оборотах. С точки зрения гонщиков, двигатели ВАЗ имеют очень большой недостаток – у них отсутствует тяга на низких частотах вращения коленвала. Двигатель не обладает достаточной приемлемостью до 3000 оборотов, в результате чего происходят постоянные дерганья при трогании машины с места, при резком нажатии на педаль газа зачастую наблюдаются провалы. Для улучшения приемистостности, необходимо увеличить подачу нужного количества рабочей смеси в цилиндр, другими словами надо изменить фазы закрытия и открытия клапанов.

В автомобилях где установлен спортивный распредвал, подача заряда смеси в цилиндр - оптимальна, что достигается увеличением высоты подъема клапанов. В тюнингованых кулачках хорошая плавность профиля, а это обеспечивает хорошую работу газораспределительного механизма. Особенность спортивных валов – это сдвиг границы детонации, это очень заметно при вращении коленвала на малых частотах.

В современном мире существует множество спортивных распредвалов, все они предназначены для разных способов вождения:

вал верховой “трасса”;
вал универсальный “город — трасса”;
вал низовой моментный для езды по городу.

При выборе определенного объема расредвала для двигателя с меньшим подъемом клапанов, вы реализуем в наибольшей степени положительный эффект когда производится вращении коленвала на низких частотах. Повышение мощности на высоких частотах позволяет использовать распредвал с большим подъемом кулачков.

Когда выбирают вал, зачастую стараются изменить кривую крутящего момента или же поменять мощность в диапазоне рабочих режимов двигателя, в зависимости от вашего стиля вождения и личных пожеланий. А максимальное значение либо поднимают в область высоких оборотов – тогда вал называют «верховым», либо в область низких оборотов – тогда он будет «низовым».

В случае, если вы хотите увеличить эффективность уже заданных оборотов, вам придется жертвовать другими параметрами. Например, «низовые» валы не дотягивают в зоне высоких оборотов, а «верховые» не так хорошо работают на холостом ходу, когда частоты вращения низкие. В итоге, если вам надо подготовить машину к «дрэгу», то на авто надо установить вал “низы—середина”, а если вас не устраивает «тупизна» машины при езде, в таком случае поможет “верховой” вал.

После того, как спортивный расперед вал установлен, вам стоит отрегулировать клапаны. Может оказаться, что когда оба клапана поднимаются одинаково, в этот момент, когда перекрывается измененный расредвал, не будет заметен должный эффект. Если же поставить распредвал на опережение, то впускной клапан будет открываться больше чем выпускной, что придает мотору дополнительной мощности на высоких оборотах. А если же установить распредвал на запаздывание, то это обеспечит лучший подъем выпускного клапана, но ухудшит впускной, в результате чего поднимется тяга в области низких частот.

Поднятие клапанов.

В стандартных распределительных валах клапан поднимается примерно на 10 мм, в то время как в спортивных распредвалах эта цифра может достигать 13-14 мм. Подобные цифры, характеризующие высоту поднятия клапана, зачастую приводят людей в заблуждения, они думают – чем больше открывается клапан, тем большую мощность будет давать двигатель, на самом деле это не совсем так. Бывают случаи, когда высоту поднятия клапана увеличивают для того чтобы продлить время «зависания» клапана в точке, когда он максимально поднят. Один из способов увеличить время поднятия клапана – это поднять его на большую высоту.

При помощи опытов можно определить, в какой именно момент поток смеси через систему из клапана в седло начинает идти на убыль. По достижению этого момента клапан поднимать дальше не имеет смысла, так как это не приведет к увеличению мощности. Смысл того, что клапан открывается быстро заключается в движении клапана для создания в впускном клапане «импульса». Благодаря такому процессу мощность двигателя автомобиля зависит от конструкции распределительного вала, этот импульс приводит к увеличению мощности и влияет на частоту вращения.

Если упоминать настройку двухвальных и одновальных двигателей, то тут нет никаких принципиальных различий. Однако в двухвальном двигателе можно поиграть с настройками, так как валы работают независимо друг от друга и настраивать их нужно тоже отдельно. Чтобы упростить эту задачу нужно пользоваться теми парами, которые рекомендованы производителем и брать при этом только полнообазные валы. В таком случае ваши затраты на доработки будут минимальными.

Чтобы не говорили о том, есть ли смысл ставить спортивные распредвалы на автомобиль, но без этого полноценный тюнинг невозможен. Спортивный распределительный вал имеет своих почитателей не только среди гонщиков, но и среди рядовых автовладельцев. «Кривой» вал раздвигает границы для любого водителя.

Спортивный распредвал

Распредвал двигателя

Наиболее важной характеристикой любого двигателя является его мощность. Под данным понятием принимается эффективность работы мотора на низких оборотах. Большинство двигателей ВАЗ отличается своей малой приемистостью на малых оборотах, что подталкивает их владельцев производить определенный тюнинг мотора. В данное мероприятие также входит установка модифицированного распределительного вала. В этой статье вы узнаете, для чего и как устанавливается спортивный распредвал на ВАЗ.

Спортивный распредвал на ВАЗ

Преимущества спортивного распредвала

Решающее значение в мощности автомобиля имеют фазы газораспределения. Фазами называют периоды времени, в течение которых выполняется открытие впускных или выпускных клапанов и продолжительность впуска или выпуска отработавших газов. Подача смеси напрямую зависит от длины фазы, а значит, чем больше длина фазы, тем более высокая тяга характерна для данного двигателя.

Стандартный распредвал не способен обеспечить требуемую длину фазы, так как имеет недостаточные размеры кулачков, однако эти недостатки отсутствуют у спортивного распредвала, который имеет необходимую длину кулачков, а значит, нужную продолжительность фаз.

В результате, мотор имеет более высокую тягу на низких оборотах, а значит, разгон и начало движения будет более продуктивным и сэкономит на таких расходных деталях, как сцепление.

Установка спортивного распредвала на ВАЗ

Итак, как только вы приобрели данную деталь, необходимо точно узнать, как производится ее установка. Стоит отметить, что для упрощения процедуры регулировки ФГР необходимо применение такой части, как разрезная шестерня распредвала. Данное устройство поможет вам точно настроить фазы газораспределения без вмешательства в натяжение ремня.

Блог Валерия Именова

Мои заметки. Я не блогер и не писатель, но иногда хочется поделиться с миром некоторой информацией или прокомментировать и высказать свою точку зрения.

вторник, 12 января 2016 г.

Выбор тюнингового распредвала для двигателя 2106

Девушка с распредвалом


Встав перед выбором тюнингового распредвала для установки на двигатель ВАЗ 2106, к сожалению столкнулся со сложностью выбора, так как в интернете нет полной информации. Все ответы сводятся на форумах: бери этот распредвал инфа 146%. Да, есть общая информация как все работает, к примеру как озвучил на своем канале Ютуб Влас Прудов: узкофазные валы это низовые валы, ну а широкофазные валы - верховые. Понятно что большая фаза, большее перекрытие и подъем клапанов помогает увеличить мощность, но как на практике, по каким параметрам будь то ширина фазы или перекрытия, выбирать например "гражданский" распредвал немного увеличивающий крутящий момент во всем диапазоне оборотов - информации нет.

Краткая информация по фазам ГРМ

Ширина фазы распредвала


I|- впуск, II - сжатие, III - рабочий ход , IV - выпуск
Узкая фаза
Широкая фаза

В итоге, при использовании широкофазного распредвала на низких оборотах мы теряем момент или простыми словами - тягу, в следствии укороченных тактов впуска и сжатия, получая низкое давление в цилиндре. Но не все так плохо, недостаток давления можно компенсировать повышением номинальной степени сжатия, а если в дополнении к этому использовать распредвал с увеличенным тактом расширения (рабочего хода), то получим двигатель работающий по циклу Миллера, который может позволить достичь большей тепловой эффективности, снизив расход топлива, к сожалению с некоторым снижением максимальной мощности.

Теперь повысим обороты двигателя, во впускной трубе увеличилась скорость воздушного потока и следовательно инерция, что позволило наполнять цилиндр даже при движении поршня в верх после НМТ. Благодаря поступлению в цилиндр количества смеси большего, чем мог бы получить двигатель при движении поршня в только в низ, повышается и наполнение цилиндров смесью и давление в цилиндре, следовательно получаем более высокую мощность.

Не стоит забывать, на наполнение цилиндров, кроме фаз распредвала, влияет сечение и профиль каналов, и в целом система впуска. Малые каналы могут обеспечить эффективное наполнение на средних оборотах, но ограничить максимальное наполнение на высоких, тем самым не будет использоваться весь потенциал широкофазного распредвала. С большими каналами может стать так, что будет потерян весь диапазон оборотов, вместе с высокими, где часть поступающей смеси на такте впуска, будет отправляться не на рабочий процесс, а обратно во впускную трубу.

Что изменится если на двигатель ВАЗ 2106 поставить распредвал 21213?

Чтобы вам было понятно про характеристику ширины фазы, объясню на примере, так сказать на пальцах, примерив РВ 21213 имеющий более широкую фазу чем РВ 2101 на, ДВС 2106.

Установка распредвала 21213 на Ваз 2106

  1. Берем стандартный двигатель ВАЗ 2106 с распредвалом 2101 который имеет ГСЖ (геометрическую степень сжатия) 8.5, закрытие впускного клапана 55град. - после НМТ, фазу впуска 265град., фазу сжатия 95град. Теперь замеряем компрессию и она будет в пределах 12кгс/см2.
  2. Меняем на этом двигателе РВ на распредвал 21213 имеющего более широкую фазу впускного клапана, который открывается так же как и РВ 2101, но закрывается 73град. - после НМТ, в итоге фаза впуска 283град., фаза сжатия 77град. Теперь замеряем компрессию и она будет в пределах 11кгс/см2.
  3. Теперь посмотрим как изменились характеристики двигателя 2106 с РВ 21213. Итак, на низких оборотах тяга ухудшилась, на средних примерно такая же, на высоких стала чуть лучше. Если проведете замер расхода топлива, то расход увеличится во всем диапазоне, заранее отмечу больший подъем клапана РВ 21213 здесь не причем. Несложно догадаться вся причина провала на низких оборотах, снизившееся давление в цилиндре, уменьшающее КПД. На высоких же оборотах, в цилиндр поступает больше смеси чем с РВ 2101, это и дает улучшение, и хотя поступившая увеличенная доза топливной смеси повышает давление поднимая в итоге КПД близкое к результату РВ 2101, но в итоге все равно расход немного больше.
  4. Чтобы было понятно почему ДВС 2106 с РВ 21213 потерял низа, дополним наш "разбор полетов" еще одними данными, характеристиками двигателя ВАЗ 21213 который имеет ГСЖ 9.3, впускной клапан закрывается в 73град. - после НМТ, в итоге фаза впуска 283град., фаза сжатия 77град., при замере компрессии можно увидеть результат в пределах 12кгс/см2. Обратив внимание на цифры становится все понятно.
  5. Подводим итог, по результатам 4-х пунктов он ясен. Двигатели 2106 и 21213 имеют разную ГСЖ 8.5 и 9.3, разные фазы впускного клапана, однако одинаковое давление в цилиндре на низких оборотах - фактическую степень сжатия, замер компрессии это подтверждает. Из чего следует при установке на двигатель 2106 распредвала 21213, на низких оборотах, он получится дефорсированным и вполне может переваривать 76 бензин. На высоких же оборотах благодаря увеличенной фазе впускного клапана, мощность немного увеличится по сравнению с РВ 2101, но одновременно с повышенным расходом топлива из за меньшего давления в цилиндре дающего меньшую степень расширения - соответственно снижение КПД, однако такой двигатель можно смело заправлять смесью 76 и 92 бензина. Логично если в двигателе 2106 увеличить ГСЖ до 9.3 и установить РВ 21213, то получим низа на уровне РВ 2101, увеличение мощности на высоких оборотах и меньший расход топлива.

Пора вернуться к изначальному вопросу этого обсуждения: почему установка широкофазного распредвала на двигатель без увеличения расчетной степени сжатия - это совершенно не верное решение. Для этого подтянем статистику, в которой сказано что среднестатистический автомобиль работает более 80% времени на оборотах не превышающих 3000 об/мин. В результате установки широкофазного распредвала, его хоть придется чаще "крутить", но однозначно чаще он будет работать на оборотах не выше средних, где серьезно увеличится расход топлива и пострадает "тяга" из низкого давления в цилиндре - фактической степени сжатия и ограниченного наполнения цилиндров - обратного вытеснение смеси. Думаю теперь вам понятно что без увеличения степени сжатия мы не сможем использовать весь потенциал тюнингового распредвала.

Подъем клапана

В отличии от величины подъема клапана, серьезным влиянием на увеличение наполнения цилиндров является скорость подъема клапана. Чтобы понять в чем здесь "фишка", проведем эксперимент - плавно откройте и закройте водопроводный кран на несколько секунд, а теперь быстро откройте на тоже время и вы заметите что здесь воды вылилось больше. Так и в двигателе чем быстрее открывается клапан, тем раньше смесь начинает поступать в цилиндр и клапан находится дольше в полностью открытом состоянии, соответственно при резком открытии клапана - попадет больше смеси. Кроме того ускоренная работа клапанов улучшает волновые процессы во впуске, что так же улучшает наполнение цилиндров.

Можно обратить внимание на профиль кулачка в тюнинговом распредвале,он более "агрессивный" имеет большую скорость подъема чем на стандартном РВ. Например можно сравнить распредвалы окб двигатель 94 и 680, по картинкам профиля кулачков на сайте производителя, можно увидеть что РВ 680 будет иметь более быстрый подъем.

Как сделать из стандартного распредвала спортивный

Доработка рокеров ваз классика

Кстати, некоторые более высокие характеристики двигателя присущие спортивным распредвалам, можно получить на стандартном распредвале, доработав профиль рокеров для быстрого открывания клапана. Профиль рокеров в месте контакта с кулачками по умолчанию имеет округлую форму, если же сделать ее более плоской, клапан будет более резко открываться, соответственно будет открыт на максимум более длительное время, чем со стандартным профилем рокера.

Перекрытие клапанов

Большое перекрытие клапанов

Чем больше перекрытие, тем рабочий диапазон оборотов будет смещаться в сторону верхних, ухудшая низкие. Благодаря хорошему наполнению цилиндров смесью, нажав на газ и раскрутив двигатель выше средних оборотов вы сможете почувствовать настоящий спортивный характер, как говориться - ощутите "пинок под зад". К сожалению низа сильно пострадают, автомобиль на них будет просто глохнуть, трогаться придется газуя и сжигая сцепление, а передвигаться - постоянно поддерживая высокие обороты.

Конечно же рассчитывать на топливную экономичность не стоит, потому как на низких оборотах камера сгорания недостаточно очищается от отработавших газов, а на высоких из за перепродувки - часть топливной смеси по инерции вылетает в "трубу" через выпускной клапан. Да и не секрет - высокие обороты это всегда повышенный расход из увеличившегося в разы трения механизмов двигателя.

Малое перекрытие клапанов

Большая фаза или большое перекрытие?

Конечно же на результат РВ 2110 дополнительно повлиял инжекторный впуск ДВС 2111, так сказать внес свою небольшую лепту, только не забывайте, инжектор влияет больше на крутящий момент, чем на максимальную мощность.

Расчет требуемой степени сжатия


Результат расчетов для распредвала 2101

Результат расчетов для распредвала ОКБ-двигатель 680
Обратите внимание на нюансы
  • Настроенный стандартный распредвал поедет лучше чем не настроенный тюниговый, поэтому обязательна должна выполняться настройка установки фаз распредвала, смещением их относительно коленвала, с помощью разрезной шестерни. Номинально выставляется в перекрытие, далее можно подкрутить в запаздывание на 1-2 град. или по инструкции производителя. Как легко выставить перекрытие без индикатора читайте в следующей статье - простой способ найти точку перекрытия клапанов в классическом двигателе ВАЗ.
  • Производители распредвалов указывают фазы при замере с разным зазором, например ОКБ-двигатель при замере без зазора, а Нуждин при зазоре 0.3 мм., поэтому сравнивать по цифрам указанным разными производителям не корректно.
  • Внимание! Все выше указанные характеристики распредвалов представлены мной при измерении без зазора, поэтому на других сайтах вы можете встретить другие цифры, где указаны фазы с зазором.
Отвечу на пару виртуальных вопросов по выбору распредвала для двигателя 2106
Мне нужен распредвал для экономии топлива, какой брать? Не морочьте голову, пользуйтесь стандартным РВ 2101, установив более низовой распредвал экономия будет минимальна, за то двигатель будет с трудом раскручиваться на оборотах выше среднего, что создаст проблемы при обгонах на трассе. Если вы все же настаиваете, то нужен РВ с более ранним закрытием впускного клапана для повышения давления в КС, а так же с не высоким перекрытием. А универсальный распредвал посоветуете и чтоб низа не просели? Можно попробовать распредвал с немного увеличенной фазой, но эффект будет минимальным и нет смысла тратить деньги. Желательно увеличить степень сжатия, тогда можно установить например РВ 680 или аналог по характеристикам, эффект будет заметным, при минимальном увеличении расхода топлива и не значительной потери тяги на низах.

Спасибо что дочитали весь текст до конца, значит я не просто потерял время написав все это. Теперь вы без труда разберетесь с выбором распредвала и при необходимости поможете с выбором друзьям и знакомым. Если вас заинтересовала тема процессов происходящих в двигателях внутреннего сгорания и вы хотите глубже вникнуть в нее, то рекомендую прочитать материалы, которые вы найдете набрав поиске Google : влияние степени сжатия на индикаторный КПД двигателя, цикл Миллера.

Далее я планирую собрать двигатель 2106 сочетающий в себе и увеличенную мощность и экономичность, для него я и подбирал распредвал, но об этом в следующей статье.

Спортивный распредвал. Некоторые особенности

В те времена, когда покупка крышки трамблёра было СОБЫТИЕМ, вопрос выбора деталей перед спортсменом-автомобилистом не стоял: бери, что есть, а если не устраивает - дорабатывай сам.

А необходимость изменения фаз газораспределения была очень даже актуальна.

Что поделаешь? "Накрученный" двигатель, с увеличенной поршневой, выхлопом, настроенным на высокие обороты, будет просто "задыхаться", если ему оставить стандартный распредвал.

В семидесятых-восьмидесятых годах, когда активно эксплуатировались описываемые моторы, спортсмены пользовались специальными таблицами, по которым вычерчивались профили кулачков РВ. Понятно, что далеко не все владели навыками работы на станках.

И вот, спортсмены брали тот самый стандартный вал, запасались некоторым количеством денежных знаков, чертежом необходимых доработок и совершали поход в ближайший металлообрабатывающий цех.

Какие нужны доработки?

Нужно учитывать, что с увеличением оборотов возрастает скорость движения газов и увеличивается инерция газового потока, которая используется для улучшения наполнения цилиндров горючей смесью и для лучшей очистки от отработанных газов.

Для более полной очистки выпускной клапан должен открываться значительно раньше, чем поршень достигнет нижней мёртвой точки.

При увеличении длительности впуска в цилиндр попадает больше рабочей смеси, но это имеет пределы. Так как фаза впуска превышает 180 градусов, то впускной клапан будет открываться немного раньше прохождения поршнем ВМТ и закрываться несколько позже НМТ. Увеличение фазы впуска приведёт к увеличению этих опережений/задержек.

При больших оборотах отработавшие газы не попадают во впускной коллектор, а свежий заряд топливной смеси - в выпускной, так как потоки имеют разное направление.

При малых же оборотах, из-за перекрытия клапанов, этот неприятный эффект обязательно проявится. Можно увидеть, что скоростные машины движутся к старту как-то "покашливая" и "постреливая".

В настоящее время такая необходимость отпала. Не потому, что теперь не нужно менять фазы газораспределения, а потому, что теперь нужный вал можно заказать через интернет!

Существующие распредвалы для автомобилей можно разделить на три категории: низовые, универсальные и спортивные (высокооборотистые).

Отличительной чертой низовых распредвалов является наиболее пологие и ровные кривые момента и мощности в большом диапазоне оборотов из этих трёх типов. Это делает двигатель приёмистей, а автомобиль динамичней в разгоне с малых оборотов или со старта.

Спортивные валы (их иногда называют "горбатые" из-за характерной формы кулачков) отличаются крутизной кривых момента и мощности, т.е. большой мощностью на предельных для стандартного движка оборотах и меньшим моментом и мощностью на низких и средних оборотах (примерно до 3000).

Они отличаются от обычных распредвалов, широкими фазами открытия клапанов, более широким и высоким кулачком. Это способствует наполнению двигателя смесью на верхах, за счет увеличения показателя проходного сечения в клапанных зонах и благодаря такому эффекту, как инерционный наддув.

Последнее явление представляет собой втягивание воздушно-топливной смеси в камеру сгорания, за счет выхода продуктов горения в выпускной коллектор.

Получается как бы эффект вакуумного всасывания. В этом случае двигатель получает заметную прибавку в мощности на высоких оборотах. Однако, на низах это приводит к провалам в работе мотора за счет того, что часть смеси выталкивается обратно во впускной коллектор.

Именно верховые распредвалы еще подразделяют на два подвида верховые тюнинговые и верховые спортивные. Они несколько отличаются друг от друга фазовыми характеристиками.

Естественно, для становящихся "раритетными" двигателей УЗАМ сейчас добыть такой вал сложнее, но при должной удачливости - возможно.

Универсальные распредвалы являются компромиссом между двумя предыдущими типами.

Естественно, для становящихся "раритетными" двигателей УЗАМ сейчас добыть такой вал сложнее, но при должной удачливости - возможно.

Что дает спортивный распредвал

Распределительный вал двигателя автомобиля отвечает за скорость и время открытия клапанов для подачи топливовоздушной смеси и вывода образовавшихся газов. Замена штатного распредвала на спортивный, поможет увеличить крутящий момент за счет изменения высоты подъема клапанов.

В спортивных распределительных валах увеличен цикл открытия клапанов, что приводит к оптимальной подаче смеси в цилиндры поршневой системы. Кулачки такого механизма имеют оригинальный плавный профиль, который обеспечивает оптимальные фазы газораспределения.

Установленный на автомобиле тюнингованный распределительный вал обеспечит ровную работу двигателя без «стука пальцев», т.е отодвигает границу детонации. Еще одним плюсом установки спортивного вала будет внушительное уменьшение использования топлива и количество вредных веществ от газов, выбрасываемых в атмосферу, существенно снизится.

Существует три основных вида спортивных распределительных валов в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и качества покрытия полотна дороги. А именно:

  1. Распределительный вал, предназначенный для поездок по городу, так называемый низовой вал.
  2. Распределительный вал для езды по трассе за пределами населенных пунктов, его еще называют верховым.
  3. И третий вид распределительного вала – это универсальный вал, который можно использовать в нескольких случаях.

При увеличенных оборотах возможна установка распредвала с большим расстоянием при подъёме клапанов кулачков. За эту функцию отвечают верховые распределительные валы.

Если увеличение мощности двигателя при определенной частоте вращения является конечной целью доработки автомобиля, тогда возможно ухудшение других технических характеристик. При увеличении скорости вращения двигателя «низовые» распределительные валы "недотягивают" до стандартных норм. И, наоборот, при работе двигателя при пониженных частотах или на холостом ходу работа «верховых» распредвалов является неудовлетворительной.


Контур профиля кулачков необходимо сделать более увеличенным и без острых углов для увеличения крутящего момента при низких оборотах и более коротким и заостренным при максимальной скорости вращения двигателя автомобиля.

Регулировка клапанов кулачкового механизма – обязательная операция, которую необходимо провести после установки на автомобиль спортивного распределительного вала. Если этого не сделать, возможна некорректная работа двигателя. На высоких оборотах мощность увеличится, в случае, когда клапан для впуска топливовоздушной смеси поднимется выше выпускного клапана. Если установить параметры спортивного распределительного вала на так называемое «запаздывание», когда высота подъёма выпускного клапана больше высоты впускного, мощность усилится при низкой частоте вращения двигателя авто.

Спортивный распределительный вал необходимо подбирать с учетом определенных технических задач, а также с учетом особенностей и условий эксплуатации авто.

Тема: Полезно знать / Что внутри

В идеале, при движении поршня вниз, в цикле впуска, открывается впускной клапан, происходит всасывание топливной смеси и клапапн закрывается. А т.к. фаза и время работы кулачка распредвала факсированы, то идеал этот сбудется только при определенных оборотах и при определенном положении дроссельной заслонки. Получается, что чем больше обороты двигателя, тем быстрее закроется впускной клапан, недолив топливной смеси, и, наоборот, чем меньше обороты, тем позднее закроется клапан, соответственно, перелив топлива. Т.е. если надо получить от распредвала прибавку в мощности, то придется пожертвовать работой автомобиля на холостом ходу и крутящим моментом в рабочем диапазоне.

Теперь технологический процесс более подробно.

На стандартном распредвале впускной клапан начинает открываться при недовороте распредвала на 5-10 градусов до Верхней Мертвой Точки (ВМТ), делая это засчет формы кулачка достаточно плавно, чтобы увеличить ресурс клапана и снизить шум. Закрывается же впускной клапан примерно в 20 градусах после Нижней Мертвой Точки (НМТ). Все это время называется "продолжительностью работы кулачка". Обычно это примерно 200-220 градусов работы коленчатого вала. Увеличение продолжительности работы кулачка позволяет увеличить мощность автомобиля на высоких оборотах. Именно по этой причине на спортивных автомобилях продолжительность работы кулачка обычно сосотавляет 270-330 градусов, а то и более. Однако кроме этого показателя, надо еще учеть форму кулачка. Ведь если кулачок "пологий", то выигрыш в увеличении общей зоны открытия клапана будет не очень большим, однако на "крутых" кулачках открытие и закрытие клапана получается достаточно быстрым, что придает автомобилю совершенно другую динамику.

Тоже достаточно интересный для нас процесс, потому как может быть использован для прибавки мощности. Выхлопные газы в этот момент создают в цилиндре разряжение, которое помогает опускающемуся поршню "всосать" топливную смесь. Да и при грамотной настройке, можно сделать так, что смесь, уходящая в выпускной канал, перед самым закрытием выпускного клапана будет всасываться обратно. Здесь больше важно не продолжительность перекрытия, а высота подъема клапанов в ВМТ. В стандартных распредвалах высота подъема клапанов в ВМТ доходит до 0.76 мм, а в спортивных двигателях она достигает 5 мм. В общем, чем больше подъем клапанов в момент перекрытия, тем больше мощность автомобиля на высоких оборотах и тем хуже распределение мощности. При работе с этими параметрами очень важно помнить о проблеме зазора между клапанами и поршнем. На спортивных двигателях иногда приходится делать в поршнях небольшие углубления, чтобы избежать столкновения поршня с клапаном в ВМТ.

Немаловажную роль играет такой параметр, как высота подъема клапана. На обычных автомобилях эта высота составляет в среднем 9.6 мм, в то время как в двигателях гоночных автомобилей этот параметр достигает 13.2 мм. Многие ошибочно полагают, что чем больше высота подъема клапана, тем лучше. Они, повторюсь, ошибаются. Часто высоту поднятия клапана увеличивают для того, чтобы увеличить время "зависания" клапана в точке максимального подъема. Это позволяет получить выигрыш без увеличения продолжительности открытия клапана.

Один из основных показателей, на которые обращаются внимание при выборе автомобиля – это мощность двигателя. Соответственно, на мощность двигателя влияет ГРМ (газораспределительный механизм). Вернее, его основная деталь – распредвал.

Какие, и для чего существуют распредвалы

И никогда бы речь не шла о том, как подобрать распредвал, если бы все водители ограничивались тем, что имеют на авто с конвейера – двигатель стандартной комплектации со стандартными показателями мощности.

Но, водители ведь тоже люди, а значит, каждый из нас имеет свой характер, и хочет двигаться на автомобиле, в соответствие с основными чертами своего характера. Кто-то спокойно и без лишней суеты на дороге. А кому-то подавай драйв, резкий уход вперед на светофоре, ветер в лицо на трассе.

Собственно, отсюда и возникает необходимость в тюнинге двигателя, одним из основных факторов которого является замена штатного на спортивный распредвал. И очень часто «горячие» парни задают вопрос о том, как выбрать распредвал из массы предложений на сегодняшнем рынке запасных деталей для ремонта и тюнинга авто.


И если машины импортного производства обладают достаточно мощными двигателями, то на просторах нашей страны чаще всего ищут спортивный распредвал на классику. Даже порой и не для особого драйва, а для улучшения характеристик двигателя.

Ведь замена распредвала, по сути своей формирует характер работы вашего двигателя, определяя скорость подъёма и продолжительность открытия клапанов.


Как правило, распредвал расположен в верхней части головки блока цилиндров. Это сегодня. Ранее на двигателях применялся, так называемый, низовой распредвал. Количество распредвалов зависит от количества цилиндров двигателя и рядности цилиндров двигателя.

Почему возникает такой спрос на спорт распредвал? Ответ прост. Они обеспечивают наиболее оптимальную подачу заряда воздушно-топливной смеси в цилиндры, за счет увеличения высоты подъёма клапанов.

Плавность профиля кулачков у тюнинг распредвала обеспечивает наиболее надёжную работу ГРМ. Кроме того, у спортивного распредвала есть характерная особенность – он увеличивает границу детонации. Т.е это движение без характерного «стука пальцев», так знакомого водителям классических отечественных моделей авто.

Типы спортивных распредвалов

Тюнинговые распредвалы, предлагаемые сегодня потребителю, предназначены для движения авто в разных дорожных условиях. Выбирая распредвал для своего авто, вы должны понимать, для чего он вам нужен, именно такой.

  • низовой распредвал для городского цикла. Меняет кривую крутящего момента в пользу низких оборотов;
  • распредвал низ – середина (город-трасса). Рекомендуется для участия в «дрэге»;
  • верховой распредвал – для трассы. С ним в жертву принесены низкие обороты.


Разность параметров и характеристик распредвалов достигается за счет изменения формы профиля кулачков. Широкие и плавные для низовых, узкие и более заострённые для верховых.

После установки тюнингового распредвала, требуется проводить регулировку клапанов. Уж как вы их будете выставлять: на опережение или запаздывание, это зависит от того, чего вы ждёте от своего авто.


Ясно одно. Спортивные распредвалы, установленные на «классические» автомобили – это уже отличный тюнинг двигателя. И, самое главное, не обязательно для каких-либо экстремальных действий. Обычные водители с обычным, нормальным стилем вождения, остаются очень довольны изменениями характеристик двигателя, после замены распредвала.

Распредвалы от отечественных брендов

Кто, как ни мы, знаем, что требуется нашим Нивам, Жигулям, Ладам и Калинам. И неудивительно, что наиболее ходовыми и актуальными являются распредвалы от отечественных производителей.

Их можно оценивать по-разному, можно выискивать недостатки и преимущества. Но… у кого их нет? Поэтому для информации, мы постараемся, коротко осветить наиболее характерные бренды отечественных тюнинговых распредвалов.

Распредвал Нуждин или распредвал Колобок. Выпускаются для разных модификаций классических ВАЗовских двигателей. Установка этих распредвалов, по рекомендации производителя, требует замены верхних тарелок пружин клапанов, заменяя их специально доработанными. Позволяют снижать износ частей ГРМ и расход топлива.


Выпускаемый Опытным Конструкторским Бюро ОКБ Динамика распредвал, идеально подходит для серийных двигателей в режиме среднего и верхнего диапазона. Наибольший эффект пр установке данного типа распредвалов достигается при установке на доработанные серийные двигатели. Увеличение мощности, естественно зависит от типа распредвала.

Распредвалы Мастер Мотор взаимозаменяемы с серийными распредвалами на отечественных авто. Компания выпускает различные типы распредвалов с разными техническими характеристиками. Качество продукции на рынке запасных деталей, оценивается экспертами на твердую отличную оценку.

Любой, представленный брендом Стольников, распредвал в зависимости от типа, устанавливается аналогично штатным распредвалам. В некоторых моделях требуется настройка перекрытия, в некоторых нет. Предназначены для двигателей всей линейки объемов. Некоторые типы распредвала требуют доработки головки блока цилиндров.

Распредвалы СТИ (производство Тольятти) позиционированы, как спортивные, тюнинговые. Предназначаются для форсировки двигателей. При изготовлении распредвала СТИ использует свою методику проектирования кулачка.


Распредвал Тайга применяется для тюнинга двигателя и спортивного стиля. Комплекты идут в развесованом виде. Его называют «резвый» распредвал. Особенно для классических моделей Жигули-ВАЗ. Данный распредвал создан с целью увеличения тяговых характеристик двигателя 1,7. В нем изменены: фаза газораспределения и увеличена высота кулачков впускных клапанов.

Распредвалы УСА в комплекте для установки на различные модификации ВАЗовских двигателей. Установка производится согласно штатным параметрам. Доработки ГБЦ, как правило, не требуют. В некоторых типах, при установке необходима доработка (калибровка) ЭБУ. Позиционированы для режима город-трасса.

Распредвал Эстонец устанавливается по аналогии со штатным распредвалом. Считается легендарным для классических моделей авто, используемых в спортивных соревнованиях. Особенность – основная тяга характерна на высоких оборотах двигателя.


Любой, предлагаемый достаточно известным брендом Брагин распредвал, позиционируется как спортивный тюнинговый распредвал для форсирования двигателя. В основном типы для режима город – трасса.

Естественно, мы не станем характеризовать каждый тип распредвала по подъёму клапанов, ширине фаз или повышению крутящего момента. Для этого существуют специальные табдицы, изучив которые, вы сами сделаете выбор распредвала для тюнинга своего двигателя в зависимости от цели этого самого тюнинга.

Читайте также: