В каком году начали выпускать ваз 2109 с длинным крылом

Обновлено: 02.07.2024

Родное «зубило»: 10 фактов про ВАЗ-2108 и 2109

И первое, что достойно упоминания в нашем очерке — это участие в разработке компании Porsche. Немцы прибыли в Тольятти летом 1979-го. В начале следующего года в Штутгарте было подписано соглашение о совместное разработке, которое в итоге обойдется СССР в полмиллиарда западногерманских марок. Интересно, что первый доставленный на полигон в Вайсахе «мул» ВАЗ-2108 маскировался под модель 21011. То бишь, под заднеприводный седан.

В конструкции автомобиля широко использовались лицензионные компоненты зарубежных производителей. Например, ШРУСы от Hardy Spicer, рулевая рейка от ZF, передние тормоза и вакуумный усилитель от Lucas. А знаете ли вы, что бескамерные покрышки Бл-85 размерностью 165/70 R 13 — это лицензионные Michelin? С колесами получился небольшой казус. Первоначально их выпускали на технологическом оборудовании французского шинного монстра под маркой EX-85. Камнем преткновения оказалась запатентованная мишленовцами литера X. Так маркировка трансформировалась в Бл-85 неслучайно — чтобы малой кровью изменить пресс-формы.

Трехдверка дебютировала на ВДНХ в рамках выставки «Автопром-84» в 1984-м. Три года спустя семейство пополнилось более практичной пятидверкой ВАЗ-2109. Кстати, название «Самара» впервые появилось именно на «девятке». Наконец, в 1990-м был представлен седан ВАЗ-21099. Семейство продержалось на конвейере до 2004 года и передало эстафету модернизированным версиям с обозначениями 2113, 2114 и 2115 соответственно.

Оригинальная «восьмерка» получила 1,3-литровый бензиновый двигатель мощностью 65 л.с. С одной стороны мотористы изучали опыт западных производителей, с другой были привязаны к уже параметрам агрегатов заднеприводной линейки и, как следствие, к производственному оборудованию. «Восьмерочный» мотор унаследовал «классический» диаметр цилиндров (76 мм), клапаны (без стержней), поршневые пальцы, коренные и шатунные шейки коленвала. На экспорт поставлялись версии с 54-сильным агрегатом «один и один». Наиболее мощным в гамме был 1,5-литровый двигатель, который развивал 70 л.с.

Компактная коробка передач под поперечное расположение силового агрегата, конечно же, не имеет ничего общего с агрегатом от вазовской «классики». Ее проектировали вместе с Porsche и ZF, которая разрабатывала синхронизаторы.

За характерный клиновидный силуэт «восьмерки» и «девятки» получили народное прозвище «зубило».

Семейство переднеприводников в обиходе условно делится на версии с «коротким» и «длинным» крылом. Первоначально машины отличались как раз короткими передними крыльями, окантовкой передней части и характерной радиаторной решеткой а-ля клюв. В 1989 году ВАЗ-2109 применил удлиненные, доходившие до фары крылья и более презентабельный «гриль». Эти черты вкупе с видоизмененной «высокой» передней панелью улучшили облик автомобиля и повысили его престижность в глазах аудитории. Оригинальные «короткокрылые» машины производились до 1994 года.

Самым эффектным представителем семейства был кабриолет Lada Samara Natacha («Наташа») с мягким складным верхом и видоизмененным нижним периметром кузова. Созданием занималась бельгийская компания Scaldia-Volga при участии художника Владимира Ярцева и кузовщиков Garage Meeus. Встретить «Наташу» гораздо сложнее чем какой-нибудь Lamborghini. За пять лет производства было выпущено лишь 456 экземпляров.

В гамме «зубил» были довольно привлекательные и улучшенные исполнения для западных рынков от местных компаний. Так, например, немецкий импортер марки Deutsche-Lada точечно доработала «девятку» — установила люк в крыше, модные литые диски, видоизмененную радиаторную решетку и другие нюансы. Особняком стоит знаменитая Lada Samara Baltic от предприятия Valmet из финского города Уусикаупунки. Автомобиль был ориентирован на европейскую аудиторию и потому выгодно отличался от отечественного первоисточника облагороженной внешностью и заметно более современным оформлением салона. Именно с так называемой «европанели» впоследствии срисовали торпедо для рестайлинговой линейки. Samara Baltic стартовала в 1996-м, но продержалась недолго. За два года Valmet произвел около 14 тысяч машин, в разы меньше запланированного объема.

Модификации Ваз 2109

Ваз 2109

Ваз 2109

Ваз 2109 с коротким крылом

Ваз 2109 с коротким крылом

-с длинным крылом.

Ваз 2109 с длинным крылом

Ваз 2109 с длинным крылом

Изначально девятка выпускалась именно с коротким крылом и решеткой радиатора похожей на клюв.
Позже дизайнеры разработали облагороженную решетку радиатора и стали применять длинное крыло.
Для служб специального назначения выпускалась модель Ваз 2109-90 с роторным двигателем.

Ваз 2109 с двигателем Ванкеля

Ваз 2109 с двигателем Ванкеля

Lada Samara Baltic

Lada Samara Baltic

Экспортный вариант отличался объемными бамперами и решеткой радиатора. Качество сборки и окраски было гораздо выше, нежели у машин произведенных в России, поэтому машины очень ценились.

Lada Samara Baltic

Lada Samara Baltic

Интересно, что данная модель Лады также выпускалась в экспортной модификации для Англии. Модель именовалась Ваз 21096 и была с правым рулем. В остальном она была точно такой же девяткой, ну может для экспорта было лучше качество сборки.

Ваз 21096 с правым рулем

Ваз 21096 с правым рулем

Существовала также модификация Ваз 2109 с дизельным мотором. Выпускал ее французский импортер Ваза. В Европе поддерживалось производство дизельных автомобилей и в Lada Samara Diesel GLX был установлен дизель. В Россию данную модель не возили, так как боялись проблем с обслуживанием.
Также в Бельгии выпускали Ваз 2109 Carlotta

Ваз 2109 Carlotta

Ваз 2109 Carlotta

История автомобиля ВАЗ 2109


Появление первого отечественного серийного переднеприводника веха в истории Волжского автомобильного завода и всего советского автопрома. Символично, что начало производства ВАЗ-2108 совпало со знаменательной датой, отмечавшейся в ноябре 1984 года, 60-летием автомобильной промышленности СССР. А двумя годами позже с главного конвейера ВАЗа сошла опытно-промышленная партия из 159 автомобилей ВАЗ-2109 пятидверных хэтчбеков на базе «восьмерки». Новая «девятка», унаследовавшая все технические инновации «старшей сестры», сразу же завоевала признание автолюбителей: ее конкурентным преимуществом было «правильное» количество дверей. И все-таки первой на конвейер попала трехдверная модификация. Почему? Ведь в стране, где личный автомобиль считался роскошью, а на плечи счастливых обладателей собственных авто ложились транспортные проблемы их родственников и знакомых, потребностям автолюбителя в наибольшей степени отвечал классический трехобъемный седан.

На протяжении десятилетий все серийные легковые автомобили в СССР выпускались именно с таким кузовом. Более практичные универсалы, производившиеся небольшими партиями, поступили в свободную продажу только в конце 60-х годов и оставались страшным дефицитом. О других типах кузова и речи не было: руководители автозаводов даже не пытались экспериментировать, справедливо полагая, что проекты таких машин не встретят поддержки «в верхах». Однако в случае с «восьмым» семейством все вышло с точностью до наоборот. В конце 70-х годов Европу захлестнула мода на хэтчбеки. И вазовцы,стремясь идти в ногу со временем,при проектировании новой модельной линейки включили в нее помимо традиционного седана и совершенно новые для советской промышленности трех- и пятидверные хэтчбеки. Появление на внешнем рынке нового автомобиля, созданного с учетом мировых тенденций, должно было упрочить экспортные позиции ВАЗа. В Минавтопроме пыл тольяттинских инженеров несколько охладили, посчитав

невозможным профинансировать постановку на конвейер всех трех моделей. Реально было высвободить лишь одну нитку заводского конвейера для сборки двух унифицированных модификаций. «Счастливчиками» оказались хэтчбеки, имевшие максимальное количество общих кузовных деталей, В качестве базового варианта была выбрана более дешевая трехдверная модель, а спустя два года к ней присоединилась пятидверная. Седан ВАЗ-21099 удалось запустить в серию лишь в конце 1990 года. Впрочем, эта задержка в какой-то мере оказалась на руку заводу: если бы седан появился одновременно с хэтчбеками, он непременно составил бы им конкуренцию. Ажиотажный спрос на ВАЗ-21099 — лишнее тому подтверждение.

Несмотря на идентичные габаритные размеры и общую стилистику, «восьмерка» и «девятка» получились концептуально разными автомобилями. Непривычно широкие двери и массивная центральная стойка ВАЗ-2108 вносили в облик машины


«спортивную нотку». На ВАЗ-2109 ширину передних дверей уменьшили с 1264 до 1025 мм, за счет чего дизайнерам удалось вписать в боковину кузова задние двери шириной 885 мм. В дизайне «девятки» еще угадывалась стремительность линий, однако «спортивность» ушла на второй план, уступив место практичности. По сравнению с «восьмеркой» ВАЗ-2109 немного потяжелел с 900 до 915 кг. К моменту запуска в серию ВАЗ-2109 у заводчан появилась возможность внести корместо для дефлекторов вытяжной вентиляции. На ВАЗ-2109 ранних лет выпуска небольшие решетки были расположены в нижнем углу неподвижных окон боковин. С1991 года от наружных дефлекторов отказались ради унификации хэтчбека с седаном ВАЗ-21099. Боковые окна седана были меньше, поэтому вентиляционные решетки разместили в торцах задних дверей. Это же решение применили и на ВАЗ-2109, а отказ от наружных решеток позволил чуть увеличить размер окон.

к производству ВАЗ-2108 пресловутая маска вызвала недовольство кузовщиков. По их мнению, заходящая наверх облицовка задавала очень жесткие параметры для установки капота. Критику не приняли во внимание, однако жизнь доказала правоту инженеров-кузовщиков, и изменения пришлось вносить уже в ходе производства. Отказавшись от маски, конструкторы смогли удлинить передние крылья и капот, тем самым заметно «омолодив» внешность автомобиля. Место неказистого клюва за-

В 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, обойдя «Восьмерку» по количеству Выпущенных автомобилей

рективы в конструкцию переднеприводной платформы. В январе 1987 года ВАЗ освоил производство бензобаков из пластмассы — значительно более легких и простых в изготовлении, чем стальные. Обе модели семейства комплектовались и пластмассовыми, и стальными бензобаками. Правда, позже от пластмассовых баков отказались из-за проблем с проницаемостью паров топлива. На «девятке» нашел применение и новый привод сцепления беззазорного типа, обеспечивавший четкое выключение сцепления.

За счет новых деталей и систем повысилась безопасность автомобиля. В стандартную комплектацию ВАЗ-2109 вошли задний стеклоочиститель и стеклоомыватель, а объем бачка омывающей жидкости увеличился вдвое. На всех «девятках» был установлен гидрокорректор фар, часть машин комплектовалась щеточным фароочистителем. «Похудевшая» центральная стойка кузова заставила конструкторов искать новое

В 1989 году заводчане приступили к первой модернизации ВАЗ-2109, растянувшейся на несколько лет. В течение этого времени мотористы освоили массовое производство 1,5-литрового двигателя BA3-21083, а дизайнеры слегка облагородили переднюю часть кузова. Рестайлинг внешности заключался в переходе от «коротких» передних крыльев к «длинным». Самым спорным элементом в дизайне моделей «2108» и «2109» была так называемая маска передка довольно сложная по своей форме кузовная деталь, примыкавшая к капоту и передним крыльям. Составной частью маски являлся клюв выступающая вперед облицовка радиатора. По краям этой затейливой конструкции разместились блок-фары. Подобное нагромождение не прибавляло автомобилю элегантности, а отчетливые линии сопряжения облицовки с крыльями просто резали глаз. Еще на стадии подготовки


няла новая решетка с двумя продольными полосами в массивном обрамлении. Позже ее сменил вариант из трех широких полос без какой-либо оправы. Эпопея с «наращиванием крыльев» совпала с внедрением 70-сильного двигателя BA3-21083 наиболее мощного мотора, предусмотренного для «восьмого» семейства. Технические данные 1,5-литрового двигателя были обнародованы еще в 1987 году одновременно с презентацией ВАЗ-2109, однако серийный выпуск, как водится, запаздывал. Вкупе с 1,5-литровым мотором на автомобиль устанавливалась пятиступенчатая коробка передач (впервые в истории отечественных легковых автомобилей) и главная пара с измененным отношением 3,7 против 3,9. Оснащенные таким силовым агрегатом «девятки» получили индекс BA3-21093. В течение 1989-1990 годов с конвейера сходили «девяносто третьи» со старым оформлением передка маской и «короткими» крыльями. С запуском в серию в конце 1990 года седана ВАЗ-21099 «длинные» крылья начали устанавливать и на BA3-21093. Окончательный переход на рестайлинговый вариант завершился лишь к середине 90-х годов, когда из линейки моторов были исключены двигатели объемом 1,1 и 1,3 л, а 1,5-литровый мотор стал оснащаться системой впрыска топлива.

Уже в 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, потеснив ВАЗ-2108 в процентном соотношении выпущенных автомобилей. ВАЗ-2109 «Спутник» стал 11-миллионным (23 февраля 1988 года) и 12-миллионным (б июля 1989 года) автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом.

От Москвы go Лиссабона

Одним из самых ярких моментов биографии ВАЗ-2109 стал трансъевропейский марафон Москва-Лиссабон, организованный журналом «За рулем» в сентябре 1988 года.

История этого необычного автопробега началась в июле 1986-го, когда в Москву на автомобиле Austin Montego прибыли журналисты из Португалии К.Фину и Н.Вашко. Путь от Лиссабона до Москвы путешественники преодолели за 51 час 30 минут великолепный результат! Экипаж Austin вернулся на родину, и вскоре в Союз журналистов СССР поступило приглашение нанести «ответный визит». Для португальцев автопробег «на время» был не более чем увлекательным спортивным состязанием. В Советском Союзе подобное мероприятие могло рассматриваться только как «поединок двух государственных систем» социализма и капитализма. Естественно, без права на проигрыш! Отстаивать честь страны в этом нестандартном марафоне доверили редакции «За рулем» главного автомобильного журнала страны. Организация марафона сразу же вышла на государственный уровень: достаточно сказать, что рацион питания пилотов разрабатывался в НИИ медико-биологических проблем Академии наук СССР. Однако успех пробега зависел, прежде всего, от техники. Предстояло решить главный вопрос: какой из советских автомобилей способен выдержать скоростной автопробег с одного конца Европы на другой. Ответ напрашивался сам собой: конечно, самая новая модель самого современного завода ВАЗ-2109. К лету 1988 года, когда шла подготовка марафона, на ВАЗе уже был испытан (но еще не выпускался серийно) тот самый 1,5-литровый двигатель BA3-21083. Было решено, что в пробег отправится именно такая машина мощная и в то же время экономичная (за счет пятиступенчатой коробки передач). Специально для рекордного пробега на ВАЗе собрали две одинаковых «девятки», которые затем передали для обкатки в НАМИ. Лишь после того как оба автомобиля под управлением специалистов накрутили 2000 км на максимальной скорости, была выбрана лучшая машина. Несмотря на вполне объяснимое желание подстраховаться, заменив часть деталей в автомобиле на импортные аналоги, сделать это было непросто производители компонентов на Западе по понятным причинам не задумывались об унификации каких-либо агрегатов с теми, что применялись в советских автомобилях. В итоге «рекордная» машина довольствовалась лишь выносным высокоточным спидометром, электронной системой зажигания Bosch, четырьмя дополнительными фарами Helta и покрышками Michetin, смонтированными на колеса из легкого сплава. Справедливости ради нужно сказать, что успех пробега во многом зависел от шин: ни одна из серийных моделей покрышек, выпускавшихся тогда в СССР, не была рассчитана на продолжительную езду на высоких скоростях.



Ранним утром 14 сентября 1988 года вишневая «девятка» с тремя журналистами «За рулем» на борту стартовала с площади

50-летия Октября в центре Москвы. Сорок пять часов спустя советский экипаж финишировал у ворот португальской столицы, преодолев расстояние в 4811 км со средней скоростью 107 км/ч. Зто был настоящий триумф! К чести «девятки», автомобиль ни разу не доставил неприятностей пилотам, хотя добрая треть пути была пройдена с постоянной скоростью 150-170 км/ч (автобаны ФРГ и скоростные шоссе Франции позволяли ехать в таком режиме, не нарушая правил). Не обошлось и без форс-мажорных ситуаций, однако их причиной стала не техника, а человеческий фактор. Допустив ошибку на границе трех стран, экипаж «девятки» вместо Бельгии очутился в Нидерландах. Второй курьез случился уже при въезде в Лиссабон: в б часов утра ворота города оказались запертыми, и чтобы добраться до башни Белем места старта К. Фину и Н.Вашко, участникам пробега потребовалась помощь пресс-атташе советского консульства в Португалии.


Изначально рассчитывая на успех мероприятия, в Минавтопроме предусмотрели возможность участия марафонской «девятки» в Парижском автосалоне. «Боевая» машина, уже знакомая иностранным автолюбителям из телерепортажей, заняла почетное место на стенде вазовского импортера во Франции фирмы «Пок». Перед самым открытием выставки произошел забавный инцидент- заметив

на кузове машины шильдик «1500», глава «Пок» распорядился заменить его табличкой «1300». Логика месье Пока была такова: до тех пор пока 1,5-литровая модификация не появится в продаже, потенциальным покупателям не стоит знать о ее существовании. Просьбу экспансивного француза удовлетворили, а секрет с подменой шильдиков был обнародован лишь двадцать лет спустя.


На автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 ранних выпусков стояли одинаковые панели приборов


Ползунки управления отопителем салона в середине 80-х годов не считались морально устаревшими


Замок фиксации задней спинки дивана


Рулевое колесо на «Спутниках» не только хорошо смотрелось, но и удачно вписывалось в эргономику салона, не перекрывая ни комбинацию приборов, ни подрулевые переключатели


Фары для «Спутников» частично поставлялись из Чехословакии


Для ВАЗ-2109 первых выпусков характерны маска радиатора и короткое, не доходящее до фар крыло. Нижний край бампера сделан в виде аэродинамического спойлера, нагружающего передние ведущие колеса


Спереди ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 отличить практически невозможно


Главный недостаток кузова «хэтчбек» на ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 большая погрузочная высота у пятой двери: загружать багаж в такую машину сложнее, чем в классические «Жигули» с кузовом «универсал»


Об установленном на автомобиль двигателе можно было узнать из таблички на пятой двери: если написано «1300», значит, стоит 76-сильный базовый двигатель, а если «1500» — более мощный мотор в 82 л. с.


Формованная пластиковая обивка дверей в 80-х годах была новшеством, но потребители восприняли ее без энтузиазма неприятная на ощупь и к тому же очень «шумная». Недаром «восьмерки» и «девятки» называли «погремушками»


Блок предохранителей и реле под прозрачным пластмассовым колпаком



Система зажигания на «Спутниках» бесконтактная, с катушкой зажигания (видна под аккумулятором), электронным коммутатором (в металлическом корпусе над вакуумным усилителем тормозов) и датчиком-распределителем с приводом от распределительного вала в головке цилиндров

Схема автомобиля ВАЗ-2109 «Спутник» (BA3-21093)

Технические характеристики ВАЗ-2109 «Спутник» (BA3-21093)

Ранняя "Девятка" ВАЗ-2109 с длинным крылом 1990 года выпуска, пробег 1150 км

Эта история началась по классическому сценарию: мне в Instagram написал подписчик из города Запорожье и сообщил, что у него имеется интересная "капсула времени". Речь шла о практически новой ВАЗовской "Девятке", причем еще советского производства — 1990 года выпуска.

Автомобиль был примечателен еще и цветом "мокрый асфальт" и обновленным оформлением передка — с так называемым "длинным крылом". Но самое главное — данная машина в свое время принадлежала техническому директору Запорожского автозавода, который в те годы выпускал "Таврии" и "Запорожцы"!

Начало интригующее, поэтому я незамедлительно спланировал поездку за этой машиной. Прибыв в один из гаражных кооперативов я увидел действительно отличный экземпляр в великолепном сохране.

По легенде, этот большой начальник в 1990-м году приобрел себе сразу 2 идентичных ВАЗ-2109: на одном авто он активно ездил, а вторую решил поберечь до лучших времен. С годами жизненные обстоятельства изменились, а "Девятка" так и продолжала стоять без дела в гараже. Когда я впервые осматривал машину — на одометре значилось всего 1150 километров пробега, причем большая его часть — это перегон из базы, где получалась машина.

Кузов — в идеальном состоянии и без каких-либо очагов коррозии. А вот на элементах подвески была поверхностная ржавчина — видимо, машина стояла в гараже с влажной ямой.

С машиной прилагалось 2 комплекта родных ключей, а вот заводской инструмент в багажнике и бортовая литература (сервиска и мануал) увы, с годами потерялись.

Тут следует отметить, что данная машина — в люксовом исполнении: модная краска, велюровый салон, мягкие тканевые вставки в картах дверей, задние ремни безопасности, родное лобовое стекло с тонированной верхней частью, полностью обшитый пластиком багажный отсек.

В 1990-м году, такой аппарат могли позволить себе только очень успешные и влиятельные особы. Государственная цена автомобиля составляла 8900 рублей, но на "черном" рынке за них просили вплоть до 20 тысяч рублей: спрос был бешеный!

Самым спорным элементом в дизайне моделей 2108 и 2109 была так называемая маска передка довольно сложная по своей форме кузовная деталь, примыкавшая к капоту и передним крыльям. Составной частью маски являлся клюв выступающая вперед облицовка радиатора.

По краям этой затейливой конструкции разместились блок-фары. Подобное нагромождение не прибавляло автомобилю элегантности, а отчетливые линии сопряжения облицовки с крыльями просто резали глаз.

Именно в 1990-м году (вместе с запуском в серию седана ВАЗ-21099) АвтоВАЗ начал серийный выпуск хэтчбеков 21083 и 21093 с рестайлинговым оформлением передней части — "длинное крыло", с новым капотом и решеткой радиатора. Кстати, именно по ровному профилю этой решетки можно судить о малом пробеге машины, ведь при эксплуатации подобная облицовка имела свойство плавиться и коробиться под действием температуры двигателя. Найти раннюю 2109 или 2108 с такой ровной решеткой — практически нереально!

Если быть точным, то перед вами модификация ВАЗ-21093 с 1,5-литровым мотором мощностью 70 л.с. с 5-ступенчатой механической КПП. Производство такой версии началось в 1989-м году.

Уже в 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, потеснив ВАЗ-2108 в процентном соотношении выпущенных автомобилей. ВАЗ-2109 "Спутник" стал 11-миллионным (23 февраля 1988 года) и 12-миллионным (6 июля 1989 года) автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом.

Более подробную информацию (включая историю покупки) об этом экземпляре можно найти в моем новом видео

Короткое крыло, индекс 2110 и дизайн от Fiat: мифы и факты о ВАЗ-21099


Седан ВАЗ-21099 появился последним по счету в «восьмом» семействе, пропустив вперёд на конвейер не только трёхдверный хэтчбек восьмой модели , но и пятидверную «девятку» . Этот своеобразный «маркетологический просчёт» тольяттинского руководства, как ни странно, сказался на «девяносто девятой» лишь положительно, сделав эту модель не только самой долгожданной среди остальных Спутников, но и одной из наиболее престижных моделей ВАЗ в начале девяностых годов! Вдобавок, в отличие от других «зубил», не такой массовой – по крайней мере, поначалу. Именно поэтому про седан ходили самые невероятные и противоречивые слухи. Сегодня мы будем разбираться в народном «мифотворчестве», связанном с одной из самых желанных когда-то переднеприводных машин с ладьей на решётке.

«Девяносто девятая» появилась на дорогах СССР в первой половине девяностых годов, «засветившись» на обложке журнала «За Рулём» еще в 1990-м.

Переднеприводный седан «засветился» в журнале «За Рулем» еще в начале 1989 года, а на обложку попал дважды – в 1990-м и 1992-м. Каждая публикация по «девяносто девятой» вызывала огромный ажиотаж у советских автомобилистов

Fiat Regata – близкие габариты, тот же передний привод и кузов седан.



В отличие от Самары, Regata предлагались и с кузовом типа универсал

​Однако в действительности работы над седаном на базе хэтчбеков 2108/2109 начались еще в 1980 году – именно тогда дизайнер ВАЗ Владислав Пашко занялся созданием четырехдверного трехобъемника. Одним из главных критериев проекта была его максимальная унификация с будущей «девяткой». Именно поэтому вплоть до задних крыльев машины практически не отличаются. Задняя часть, разумеется, получила иное оформление: вместо подъемной пятой двери появилась открывающаяся под углом 80 градусов Г-образная крышка багажника, а угол наклона неподвижного заднего стекла изменился.



Благодаря выступающему багажнику изменились и пропорции кузова Спутника, и его силуэт



Главное (и единственное) отличие ВАЗ-21099 от «девятки» начинается позади второй пары дверей​

Линия багажника при этом стала куда более высокой, чем на прежних седанах, что было новшеством не только в советском автомобилестроении, но и в общемировой практике. Ведь машины с таким решением задка только-только начинали выпускать (подтверждение тому – Volkswagen Jetta MKII, Ford Orion, Opel Kadett Е и так далее).

Не хуже других: высокий и относительно короткий багажник в то время появился на седанах Ford, Opel, Volkswagen и многих других европейских марок

Полноразмерный макет будущей «девяносто девятой» был готов уже в конце 1981 года. От серийной машины он отличался разве что оформлением передней части кузова, причём кроме стандартной для ВАЗ-2108 «короткокрылой морды» с решеткой в виде выступающего «клюва», прототип седана примерил на себя и четыре круглые фары в стиле «шестёрки», которую по задумке создателей этот автомобиль и должен был заменить, став наиболее престижным и дорогим автомобилем ВАЗ нового десятилетия.


Поисковый вариант передка: с одной стороны – обычная блок-фара и «короткое крыло», с другой – две круглые и «длинное»

Впоследствии Пашко отказался и от «маски с клювом», и от круглых фар в пользу обычной «восьмой» оптики и «длинного крыла», доходившего до указателей поворота.
Сходство с итальянским автомобилем у ВАЗ-21099 есть, но говорить о прямом плагиате нет оснований, ведь макет был сделан раньше, чем появилась серийная Regata. Очевидно, что дизайнеры Волжского автозавода вдумчиво анализировали опыт коллег по цеху (в том числе – и фиатовцев), но у трехобъемника Fiat не только совершенно другое «выражение» лица, но и другие решения – в частности, «прямые» задние арки и форточка в задней двери вместо маленького «третьего» окошка в задних стойках крыши.

Итальянский и советский седаны объединяет разве что тип кузова, а не какие-то конкретные стилистические решения

Под индексом ВАЗ-2110 у нас все знают четырехдверный седан следующего поколения, так и не получивший собственного имени. Однако «девяносто девятая» действительно была «десяткой» еще во время разработки, а от первоначального индекса машине пришлось избавиться для того, чтобы попасть на конвейер как можно раньше!
После того как хэтчбекам присвоили индексы 2108 и 2109, перспективные седан и универсал вполне закономерно обозначили как 2110 и 2111, пользуясь свободой данных цифровых индексов. И если от универсала на базе переднеприводной платформы вскоре отказались в пользу только-только вышедшей в 1984-м году «четвёрки», то седан к концу 1985-го был практически полностью готов к запуску в серию. И обозначался он в то время как 2110.



Обратите внимание на индекс предсерийного прототипа – 2110, а не 21099!

«Восьмерка» разительно отличалась от Жигулей не только компоновкой и количеством дверей, но и решением передней части. Ведь вместо традиционной панели передка пространство вокруг фар и решетки радиатора обрамляла так называемая «лыжа» — пластиковая облицовка. Капот и крылья при этом не доходили до оптики, а между этими деталями и «лыжей» была довольно хорошо заметная щель.


«Восьмерка» получила характерное «выражение лица» еще на стадии пластилинового макета

Серийные ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 спереди ничем не отличались. Пресловутая решетка радиатора Спутников вскоре стала объектом критики и «тюнинга»

Необычный приём нравился далеко не всем автомобилистам, а особенно много «эстетических претензий» возникло к решетке радиатора, которую острословы из-за своеобразной формы прозвали «клювом» или «попугайским носом». Именно этот элемент экстерьера заменяли кооперативной продукцией либо даже «доработанной по месту» деталью от седьмой модели Жигулей. Дилерские Самары практически всегда щеголяли оригинальной решеткой радиатора – как довольно «носатой» (на немецких модификациях вроде Hanseat), так и куда более классическими по виду элементами, которые нередко окрашивались в цвет кузова.

ВАЗ-2109

Содержание

История

Модификации

На протяжении выпуска ВАЗ 2109 было выпущено несколько модификаций:

В кино

В выпусках киножурнала «Ералаш»

  • Выпуск 94. Место встречи изменить нельзя (машина ОПГ)
  • Выпуск 139. Знаток (личный автомобиль героя Александра Панкратова-Чёрного)

В культуре

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель ВАЗ-2109 в масштабе 1:43 производится на саратовском заводе «Тантал», ныне «Моссар». Когда модель только начинала выпускаться на «Тантале», модель имела короткие крыло и капот иные узкие покрышки и диски, ближе к середине 90-х модель уже выпускалась как ВАЗ-21093 и комплектовалась длинными крыльями и капотом, колеса стали шире и увеличился ассортимент дисков, их стало три типа. Так же ранние модели имели прозрачные стопы и передние поворотники. Сегодня же фары как правило непрозрачные из мутного красного пластика.

В Харькове завод Хартрон в конце 80-х выпускал радиоуправляемые девятки с ПДУ ГНОМ.

См. также

Примечания

  • Автомобили, представленные в 1987
  • Автомобили 1980-х
  • Автомобили 1990-х
  • Автомобили 2000-х
  • Хетчбэки
  • Автомобили с переднемоторной переднеприводной компоновкой
  • Автомобили по алфавиту
  • Автомобили ВАЗ
  • Автомобили СССР
  • Автомобили России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ВАЗ-2109" в других словарях:

ВАЗ 2109 — на викискладе … Википедия

ВАЗ 21099 — на викискладе … Википедия

ВАЗ-21140 — Общие данные … Википедия

ВАЗ-2121 Нива — ВАЗ 2121 Нива … Википедия

ВАЗ-21213 — ВАЗ 2121 Нива ВАЗ 2121 Нива на викискладе … Википедия

ВАЗ-2121 (Нива) — ВАЗ 2121 Нива ВАЗ 2121 Нива на викискладе … Википедия

ВАЗ-2129 — ВАЗ 2121 Нива ВАЗ 2121 Нива на викискладе … Википедия

Лада 2109 рестайлинг 1991, хэтчбек 5 дв., 1 поколение (04.1991 - 08.2006) - технические характеристики и комплектации

Лада 2109 1991 - 2006

В отличии от трехдверной «восьмерки», взявшей на себя имидж спортивного хэтчбека, «девятка» считалась семейным автомобилем, благодаря наличию задних дверей, что обеспечивало комфортность посадки. Багажник семейства «Самара» обладает неплохой вместительностью: объем его можно увеличить до 640 литров за счет складывания задних сидений, правда только с цельной спинкой. Жесткая убирающаяся полка багажника создает дополнительное удобство в перевозке. С 1991 года, после первой модернизации, автомобиль получил так называемое «длинное крыло» кузова, панель приборов с тахометром и некоторые другие доработки, улучшившие модель. На экспорт предлагались модели с улучшенным оснащением, отдельные из которых комплектовались даже кондиционером, люком, гидроусилителем. В более поздний период «девятка» стала предлагаться с противоугонной системой, электроблокировкой дверей и электрическими стеклоподъемниками. Бортовая система контроля напоминает о непристегнутых ремнях безопасности, неполном закрытии дверей, оставленном ключе зажигания и работоспособности отдельных узлов.

Удачная конструкция шасси, увеличенный дорожный просвет, надежный рулевой механизм, передняя подвеска McPherson и задняя полузависимая подвеска с поперечной балкой обеспечили «девятке» отличную динамику, управляемость и устойчивость на различных дорожных покрытиях. ВАЗ-2109 оснащался механической 5-ступенчатой трансмиссией, а с двигателем 1,1 л — 4-ступенчатой коробкой передач. Улучшенная по сравнению с «классикой» аэродинамика позволила снизить уровень шумов. В лучшую сторону изменилась и обзорность.

Из решений, направленных на безопасность автомобиля, «девятка» первых годов выпуска предлагала травмобезопасную рулевую колонку, трехточечные ремни безопасности инерционного типа. Кузов демонстрирует неплохую по меркам своего времени силовую схему, обеспечивающую целостность «клетки» салона при аварии. В качестве одной из мер доводки, принятых в конструкции, стало наличие брусьев жесткости в дверях автомобиля. С середины 90-х выпускались версии, предназначавшиеся на экспорт, в которых было предусмотрено даже наличие водительской подушки безопасности. Неплохую в целом картину портят мелкие недочеты, вроде недостаточности зон деформации, неоптимальное расположение ремней безопасности, плохая защита ног водителя. Впрочем, на фоне ВАЗовской «классики» с точки зрения безопасности седоков «девятка» находится в более выигрышном положении.

Вместе с «восьмеркой», 5-дверная «девятка» стала культовым автомобилем своего времени. Передний привод и динамичность, приятная внешность и технически продвинутая ходовая часть обеспечили ей народную любовь. И сегодня, несмотря на то, что автомобиль давно снят с производства, благодаря низким ценам и богатой возможности выбора он еще продолжает пользоваться спросом, особенно среди молодежи в качестве первого авто.

История разработки и причины успеха ВАЗ-2109

Этот автомобиль сумел стать настоящим долгожителем среди пятидверных машин восьмого поколения, обогнав по количеству лет схода с конвейера и выпущенных машин даже ВАЗ-2108.

Пять лучше, чем три. В 1985 году на дорогах Советского Союза появилась новая модель ВАЗ, представлявшая собой не просто новый вариант русской версии Fiat 124, а принципиально обновленную модель, которую от «Жигулей» отличало практически все - внешний вид, конструкция, компоновка, тип мотора. Единственным моментом, объединявшим машины с передним и задним приводом, становился завод, на котором они производились.

Но покупателями этот автомобиль был принят неоднозначно, в первую очередь, по причине увеличения числа дверей. Машины с двумя дверями, например, «Запорожец», в СССР производились уже достаточно давно. Кроме того, появившиеся в газетах новые автомобили «Таврия» и «Ока» также имели только по одной двери с каждой стороны. Причиной почета в стране машин с несколькими дверями была исключительно их практичность, так как почти все владельцы «Москвича» или «Волги», отправляясь в путешествие, могли поехать всей семьей, или пригласить с собой родственников или друзей. Автомобиль в то время был особенной роскошью, по причине дефицита и трудностей в покупке запчастей он приобретался «на всю жизнь».

Запуск Тольяттинским заводом первого ВАЗ-2108 с тремя дверями был сознательным, при этом его сотрудники руководствовались другими соображениями. Разработка модели осуществлялась с привлечением специалистов из-за рубежа, с ориентацией на заграничных покупателей не в меньшей степени, чем на автомобилистов Советского Союза. Дело в том, что реализация каждого «Спутника» в европейских странах представляла собой получение заводом валюты, а поставки его на экспорт имели стратегически важное значение не только для предприятия, но и для всей страны. Но на заводе прекрасно понимали потребность в запуске версии с 5 дверями, и занимались этим одновременно с производством ВАЗ-2108.

Это не представляло особой сложности, так как хэтчбеки были сильно унифицированы, то есть у них имелось максимально доступное количество общих деталей. В реальности, эти две модели автомобилей отличались исключительно боковыми сторонами и дверями, а также различными деталями салона, например, обивкой дверей из пластика.

Все это дало возможность сотрудникам завода осуществить запуск версии с 5 дверями уже в 1986 году, то есть, всего через пару лет после начала выпуска 2108.

Первое появление «девятки». Впервые ВАЗ-2109 появился в автомобильных магазинах и на улицах городов в 1987 году. Отличием от уже привычных для советского автолюбителя «Спутников» стало исключительно количество дверей. Внешним оформлением и технической стороной вопроса машины совершенно не отличались, в качестве силовой установки на автомобиле использовался все тот же двигатель от 2108, объемом 1,3 литра и мощностью 64 л.с.

Тем не менее, несмотря на кажущееся внешнее сходство, отличия все - таки были. ВАЗ-2109 имел совершенно другие пропорции, так как «восьмерка» была разделена только на три составных части «крыло-дверь-крыло», у «девятки» же их было четыре. Длина передней двери была уменьшена с 1264 мм до 1025, что дало возможность разместить позади нее заднюю дверь, длиной 885 мм.

Несмотря на то, что свободного места во втором ряду это не добавило, посадка туда стала намного комфортнее, в первую очередь потому, что уже не было необходимости тревожить водителя или переднего пассажира. Но за добавочные удобства, в виде еще двух дверей, покупателю приходилось доплачивать около 600 рублей, общая же цена выходила 8500-9000 рублей (на эти деньги можно было приобрести классическую модель ВАЗ-2106-2107). Но этот автомобиль был намного удобнее, что дало возможность уже в 1988 году опередить ВАЗ-2108 по числу выпущенных машин.

Итог. Производство этой модели осуществлялось на протяжении почти 25 лет, с 2004 по 2011 год она собиралась из машинокомплектов на заводе ЗАЗ в Украине. ВАЗ-2108 сумел продержаться на конвейере только 20 лет.

ВАЗ-2109: маленькая история «большого» автомобиля

ВАЗ-2109

Первоначально в идеях инженеров прослеживалась мысль о создании трёх машин - двух хэтчбеков и седана, но тогда возникает вполне логичный вопрос: а почему завод сразу не наладил производство сразу трёх моделей, а освоил только две машины с одинаковым типом кузова, отличающиеся друг от друга только количеством дверей? В то время завод мог высвободить под выпуск новой линейки всего одну нитку конвейера, и конструкторам пришлось выбирать. Выбор пал на максимально унифицированные между собой ВАЗ-2108 и 2109, а проект седана отложили до «лучших времён».

vaz-2109-2.jpg

Почти при полном внешнем сходстве «восьмёрка» и «девятка» получились разными автомобилями. За счёт сужения ширины передних дверей в конструкцию кузова удалось вставить две боковые двери. Непривычно широкая центральная стойка кузова с вписанными в неё решётками вентиляции салона вносила в характер восьмой модели некую спортивность, на ВАЗ-2109 она была уменьшена, что повлекло за собой перенос дефлекторов салонной вентиляции в нижнюю крайнюю часть третьего ряда окон, которые получились в результате внесения в задние окна ВАЗ-2108 дополнительной стойки. В стандартную комплектацию вошли также задний стеклоочиститель и бачок омывателя, гидрокорректор фар, на некоторые экземпляры даже ставили щёточные фароочистители.

Салон девятки

Салон был унаследован от предшественницы без изменений. Это 1) «восьмая» «низкая» приборная панель со всеми её прелестями, 2) эргономичный руль, 3) сидения и 4) дешёвая «шумная» пластиковая отделка. Как и прежде на машины могли устанавливаться три двигателя: 1100, 1300, а позже и 1500 см?.

Рестайлинг

В 1989 году началось первое крупное обновление линейки, главной задачей которого было улучшение внешнего восприятия модели. Самой спорной частью передка была «маска» - сложная кузовная деталь, являющаяся продолжением передних крыльев и капота, а также «клюв» - «оригинальная» решётка радиатора. От них и избавились в первую очередь в пользу «длинных» крыльев и лаконичной пластиковой облицовки радиатора от седана ВАЗ-21099. Изменения также коснулись дефлекторов салонной вентиляции, которые переместились в торцы задних дверей, и приборной панели, которая стала «высокой», как на уже упомянутом ВАЗ-21099.

vaz-2109-3.jpg

Обновление технической части ознаменовало собой появлением самого мощного двигателя семейства – ВАЗ-21083. Его объём составлял 1499 см?, а мощность 72 лошадиных силы. С таким двигателем «девятка» могла разогнаться до сотни за тринадцать секунд, а максимальная скорость подросла до 155 км/ч. Оснащённые такими моторами «девятки» имели индекс ВАЗ-21093. А в 2003 году был проведён ещё более крупный рестайлинг, вылившийся в создание новой модели – ВАЗ-2114.

Стоит также рассказать и о названии автомобиля. Первоначально машину назвали «креативно» «Спутник», а чуть позже исключительно экспортное название «Лада» стало официальным для внутреннего рынка. Однако осознав, что «Спутник» ни на внутреннем, ни на внешнем рынке не прижился, его решили заменить более благозвучной «Самарой». В народе машина получила названия «восьмёрка», «погремушка» из-за уже упоминавшегося дешёвого пластика и «зубило» из-за клиновидной внешности и характерной облицовки радиатора.

vaz-2109-4.jpg

Новые хэтчбеки активно использовались и в спорте. Ярким примером можно назвать прототип «восьмёрки», созданный на вильнюсском авторемонтном заводе под руководством известного гонщика Стасиса Брундзы, названный LADA-2108 EVA Sport, который имел турбонаддув, шестнадцатиклапанный двигатель объёмом 1860 см? с двумя распределительными валами, в результате чего удалось поднять мощность двигателя до 300(!) лошадиных сил. Несмотря на хорошие динамические показатели и управляемость проект был закрыт из-за запрета FIA гонок группы Б.

LADA-2108 EVA Sport

LADA-2108 EVA Sport

Самым ярким событием в биографии «девятки» стал трансъевропейский марафон Москва-Лиссабон, устроенный журналом «За рулём». Это был наш ответ на прибытие португальских журналистов в Москву в июле 1986.

В качестве автомобиля для этого марафона был выбран в то время самый современный советский автомобиль – ВАЗ-2109. Вполне стандартная машина с двигателем 1,5 л с лишь небольшими изменениями преодолела путь от Москвы до Лиссабона за сорок пять часов – на несколько часов раньше, чем их португальские коллеги.

Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 2004 годы. За это время было выпущено 1,5 миллиона экземпляров «девятки» всех модификаций – больше чем других представителей семейства, в том числе и ВАЗ-2113/2114/2115. «Девятка» стала одним из главных символов своего времени – эпохи глобальных для нашей страны перемен, что отражено в творчестве того времени. Таковой она и вошла в историю.

Читайте также: