В каком предложении на месте пропуска ставится тире волга крупнейшая

Обновлено: 02.07.2024

В каком предложении на месте пропуска ставится тире волга крупнейшая

16. В какой паре одна из грамматических форм не допускается языковой нормой:
• стоять в углу — стоять в угле

17. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?
• Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом.

18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?
• Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым примером.

19. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
• В июле на юге вечера наступают рано. и воздух темнеет быстро.

20. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
• Доносившийся снизу. шум моря говорил о покое.

21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
• Казалось, настало время, когда каждая минута словно вечность. и не надо ждать иной.

22. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
• Мы не надеялись никогда более встретиться, однако. встретились.

23. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
• Ввысь взлетает Сокол . жмется Уж к земле.

24. В каком предложении на месте пропуска пишется частица не:
• Н. она ли это?

25. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
• Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.

26. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
• Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.

27. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
• «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».

28. В каком примере в суффиксе пишется нн?
• дорога пустын. а

29. В каком примере в суффиксе пишется нн?
• печен. ый в золе

30. В каком примере возможно только одно написание?
• уже(ли)

Итоговый тест по русскому языку для 8 класса Оксана Анатольевна Лисовская

А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»

«Мы решили, – продолжал заседатель – с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

«Лесть и трусость – самые большие пороки», - громко промолвила Ася.

«Вот это приключение! – воскликнул Том. – Об этом я и мечтал».

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Поздненько, однако ж, пришел он домой.

Да как же тебя не бранить, скажи пожалуйста?!

Кажется, ваша история там наделала много шуму.

Задание, заметьте, должно быть выполнено в срок.

А3. Какое предложение является безличным?

Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.

В Москве открыли новую линию метро.

Маленькая комната в гостинице.

А4. В состав какого предложения входит неполное?

Брожу у моря, жду погоды.

Сок стоит двадцать рублей, а мороженое – пятнадцать .

По телевизору показывают новый фильм.

Слышишь, побеги, расспроси…

А5. В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены).

Сегодня Ася в скромном платье была особенно хороша.

Утром туман окутал ещё не проснувшийся город.

Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.

Блестело море всё в ярком свете.

А6. Какое предложение является односоставным?

Тиха украинская ночь.

Дорожки не расчищены.

А7. Какое приложение пишется через дефис?

А8. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

Волга (…) крупнейшая река Европы .

Бедность (…) не порок.

Он (…) мой старинный друг.

Злой язык (…) что стрела.

А9. Какой союз является разделительным?

А1. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

На стол постелена красивая льняная скатерть.

Что ты встал ни свет ни заря?

Человек с трудом переносит как мороз так и жару.

Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

А2. Какой знак препинания относится к выделительным?

А3. К каком предложении есть уточняющий обособленный член?

Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

Награжу тебя щедро, по-царски .

Перепроверив написанное, он убедился в правильности своих выводов.

В кабинете сидел Николай Петрович, заведующий отделом.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Грачей пролётные стада кричат и весело, и важно.

Концерт был ни то ни сё.

Язык венгров или мадьяр относится к финноугорской группе .

Везде: на столе, на подоконнике, на телевизоре – лежал толстый слой пыли.

В каком предложении на месте пропуска ставится тире волга крупнейшая


Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

(1)Чегемское сущ. ущелье — числ. одна из настоящих сущ. жемчужин Кабардино-Балкарии.

(2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. — в предложении нет тире

(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — распространённое приложение. наиболее узкая его часть .

(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. — Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных.

(5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. — в предложении нет тире

(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — приложение Тихтенген (4611 м) , западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).

(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно . — (бессоюзное предложение)

Правило: Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

Тире между подлежащим и сказуемым

а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);

б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);

в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);

г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);

д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);

е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);

Курить — здоровью вредить.

а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;

б) значит является глаголом в значениях:

1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);

2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);

3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);

Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове

ПравилоПример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тиреНа лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тиреВсюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторонВсё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.

Тире при приложении

Приложение — определение, выраженное существительным.

Правило Пример
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «а именно»Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанномуСо мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительнымЛютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членомВ комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Если внутри приложения есть запятыеМы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой

Тире при несогласованных определениях

Я наложу на всех одну обязанность — творить.

Тире при согласованных и несогласованных определениях

ПравилоПример
Для обособления распространённых согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении ставится тиреЭто в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — чёрных, белых, жёлтых, кожаных…
Определения, расположенные внутри предложения, могут выделяться с двух сторон тиреПодглядывая в окошко, я вижу на своём дворе, как птицы всех мастей — чёрные, серебристо-шоколадные, белоснежные — слетаются к моим кормушкам.

Тире при вставных конструкциях

ПравилоПример
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы)Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Кр.); Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом (Т.)

Тире при прямой речи

ПравилоПример
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире«Это лошадь отца моего», — сказала Бэла.
Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире«Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода».

Тире при диалоге

— Идём! — скомандовал отец.

Тире в неполных предложениях

Неполнота предложения бывает связана с пропуском одного или не-скольких членов предложения. Различается неполнота эллиптическая (в самостоятельно употребляющихся предложениях с отсутствующим сказуемым) и контекстуальная (пропущенный член предложения восстанавливается из контекста).

Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (П.)

Тире интонационное

Тире, называемое интонационным, может отделять любую часть предложения.

ПравилоПример
В однотипно построенных частях сложного предложения без пропуска членаДеньги — исчезают, работа — остаётся.
Интонационное тире между любыми членами предложенияЛежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характерЧерез несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин.

Тире соединительное

Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станцию можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев.

Крестовые походы XI — XIII веков, репертуар театра на январь — март.

Матч Карпов — Каспаров.

Тире при присоединительных конструкциях

ПравилоПример
Если следует присоединительная конструкция, то перед ней ставится тире«Мой дом — моя крепость» — эта народная мудрость передаётся от поколения к поколению.

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

ПравилоПример
Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и).Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а).Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда).Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев).
Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда)Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).
Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если».Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. Пушкин).
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто).Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов).
Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта.Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (А. Арбузов).
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении.На стене ни одного образа — дурной знак (М. Лермонтов).

Тире в сложноподчиненных предложениях

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная — это мне ясно… (И Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

В каком предложении на месте пропуска ставится тире волга крупнейшая

Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Жигулёвские горы — любимое место ценителей природы России. (2)Хотя эти уникальные места закрыты для посещения, желающих полюбоваться природными красотами не убывает — так притягательна прелесть здешних мест. (3)Особые краски им добавляет осень, расцвечивая деревья всеми оттенками жёлтого, оранжевого, красного. (4)Жигулёвские горы — удивительно разнообразное по живописности место: известняковые скалы и утёсы, широкие зелёные долины на севере сменяются каменистой степью на юге. (5)Заповедник раскинулся на полуострове, образованном знаменитой излучиной реки Волги — Самарской Лукой. (6)Официально его открыли в 1966 году, но отдельные участки стали заповедными ещё с 1927 года. (7)Главной целью создания Жигулёвского заповедника была охрана реликтовых гор и редчайших лесов. (8)Возраст растущих здесь сосен — двести пятьдесят лет!

В этом задании выбираем все предложения, в которых поставлен указанный в задании знак (двоеточие, запятая или тире), и определяем, с какими правилами связана постановка этого знака. Нам нужно найти один из повторяющихся вариантов и выписать все предложения, которые соответствуют одному и тому же правилу. Если одно из предложений будет пропущено или выписано хотя бы одно лишнее, балл за задание не ставится.

Рассмотрим те предложения, в которых поставлено тире, и в каждом случае определим правило.

(1)Жигулёвские горы — любимое место ценителей природы России. – тире между подлежащим и сказуемым.

(2)Хотя эти уникальные места закрыты для посещения, желающих полюбоваться природными красотами не убывает — так притягательна прелесть здешних мест. – тире в бессоюзном сложном предложении.

(4)Жигулёвские горы — удивительно разнообразное по живописности место: известняковые скалы и утёсы, широкие зелёные долины на севере сменяются каменистой степью на юге. – тире между подлежащим и сказуемым.

(5)Заповедник раскинулся на полуострове, образованном знаменитой излучиной реки Волги — Самарской Лукой. – тире при приложении.

(8)Возраст растущих здесь сосен — двести пятьдесят лет! – тире между подлежащим и сказуемым.

Одно и то же правило применяется в предложениях 1, 4 и 8. Других повторяющихся объяснений (то есть предложений на одно правило) нет.

Вопрос № 18 В каком предложении неправильно поставлено тире между подлежащим и сказуемым?

г)Пришедшие - вовсе не были уставшими и расстроенными.

Вопрос № 19 В каком ряду все предложения односоставные?

а)Всем хотелось принять участие в вечере. Ребята, поставьте палатки!

б)Осенней свежестью благоухает сад. В лесу всё тихо.

в)Прошло два дня. Бурей снесло крышу.

г)Что посеешь, то и пожнёшь. В лагере кто-то проснулся.

Вопрос № 20 В каком предложении есть несколько рядов однородных членов?

а)Он смеялся над всеми артистами, над выбором пьес и над самими авторами игравшихся опер.

б)Всем этим я обязан беспрерывному, неусыпному труду, ясному сознанию сил своих, добровольному самоуничтожению и вечной вражде к заносчивости, к раннему самоудовлетворению и к лени.

в)Они были уверены, что никто в свете не умеет так ловко и в такой бойкой карикатуре изобразить современные музыкальные знаменитости.

г)Ефимов начал оставлять свою скрипку и не притрагивался к ней по целым неделям.

Вопрос № 21 Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления (знаки препинания не расставлены).

а)Дождь скоро КАЖЕТСЯ кончится.

б)Что МОЖЕТ БЫТЬ приятнее прогулок в бору.

в)Ночью весь мир КАЖЕТСЯ намного проще.

г)Только звёзды КАК БУДТО рады морозу.

Вопрос № 22 Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

а)Отец с родными братьями шёл по полю.

б)Несколько казаков обступили Савельича.

в)Подойти к зверю было страшно.

г)Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна.

Вопрос № 23 В каком предложении нужно поставить одну запятую?

а) Сегодня у меня находка так находка.

б) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

в) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

г) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя.

Вопрос № 24 В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную (2) деревянную церквушку (3) наивно глядевшую(4) на меня.

а) 1, 2 б) 1,2,3 в) 1,3 г) 1,2,3,4

Вопрос № 25 В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Лунный свет(1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.

А)1 – выделяется причастный оборот

Б)1,2 – выделяется деепричастный оборот

В)1,2 – выделяется причастный оборот

г) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

Вопрос № 26 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Осознавая свои ошибки,

а) накапливается жизненный опыт

б) это обогащает опыт каждого

в) может обнаружиться неожиданное решение

г) человек не повторит их в дальнейшем

Вопрос №27 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Он, вор, любил море. (М.Горький)

б) Самое устье реки, то есть вход в море, очень узко.

в) Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. (М.Горький)

г) О ней, этой Радде словами и не скажешь ничего. (М.Горький)

Вопрос №28 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

К сожалению (1) писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я говорю (2) к сожалению (3) потому, что и эти слёзы и этот смех говорят о глубокой жизненности того (4) что он создал.

а) 1, 2, 3 б) 1, 4 в) 1, 2 ,4 г) 1, 3, 4

Вопрос № 29 Выберите вариант ответа, в котором указаны запятые, выделяющие вводные конструкции.

Этимология (1) безусловно (2) представляет собой важный раздел в истории языка (3) связанный с объяснением происхождения слова. Кроме того (4) этимология может прийти на помощь в трудных случаях орфографии, однако (5) немногие обращаются к этимологическому словарю.

а) 1, 2, 4 б) 4, 5 в) 3, 4, 5 г) 1, 2, 4, 5

Вопрос №30 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сыпь(1) ты (2) черёмуха (3) снегом, пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу.

а) 1, 2, 5 б) 1, 2, 4, 5 в) 2, 3, 5 г) 2 3, 5, 6

Тестовая работа по русскому языку
Сложное предложение

1.Верными являются утверждения:
1) Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (и), если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член.
2) Если части сложносочиненного предложения являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями, то между ним ставится запятая.
3) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится информация о быстрой смене событий, то перед сочинительным союзом и ставится точка с запятой.
4) Части ССП разделяются тире, если они не очень тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя обособленные с помощью запятых компоненты.
5) Если во второй части ССП содержится резкое противопоставление, то перед сочинительным союзом ставится тире.
2.Расстановка знаков препинания соответствует приведенной ниже схеме в предложениях ( учтите, что знаки препинания не расставлены) [ ], и [ ] :
1) Мурзик был деревенской собакой и в Москве среди грохота и асфальта ему было бы трудно жить.
2) Старичок присел к столу покрытому клеенкой в узорах и заглянул в самые глаза Остапу.
3) Морозило крепко и Большая Медведица бриллиантами висела по небу над снежной поляной.
4) Но уже длинные тени легли от садов и дачи дремали мирным послеобеденным сном после долгого летнего дня.
5) В доме опять запели и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.
3.Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) Лермонтов оглянулся_ и в то же мгновение сверкнул тусклый огонь из пистолетного дула_ и пуля, подвывая, прошла около плеча_ и ударила в стену хаты.
2) А за окном то дождь, то снег_ и спать пора_ и никак не уснуть.
3) Дороги не было видно_ но по сторонам от неё чувствовалось болото_ и из него подымался запах гнилых водорослей и сырых грибов.
4)То хлопнуло где-то_ то раздался вдруг вой _ то словно кто-то прошел по коридору_ то пролетело по комнате какое-то дуновение и по лицу задело.
5) Вставать было рановато_ да и не хотелось вылезать из нагретой за ночь уютной тесноты спального мешка __ и он лежал с закрытыми глазами.
4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1)Где вы были вчера вечером и кто позволил вам сегодня войти в мой дом без предварительной договоренности?
2)Первой встречи неясная тревога, и первое робкое признание в любви.
3) Как же я хочу отдохнуть, и насколько мне все надоело!
4) Ночью печально и широко шумело море и было холодно.
5 )Конечно, все давно решено и можно спокойно отправляться в дорогу.
5. Тире на месте пропуска ставится в предложении:
1) Ростов не верил своим глазам _ и сомнение это продолжалось более секунды.
2 )Мгновение _ и публика опять замерла.
3) Миг упустил _ и отбыл самолет.
4) Ты пришла стремительно и неожиданно красиво _ и все вокруг мгновенно изменилось.
5) Тогда была такая же весна__ да океан шумел все так же неистово и сурово.
6. Верными являются утверждения:
1) Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится, если после второй придаточной следует вторая часть союза (то, так, но и др.)
2) Между однородными главным частями, соединенными неповторяющимися соединительным или разделительным союзом (и, или, либо, да(=и)), запятая ставится.
3) Запятые выделяют придаточную часть сложноподчинённого предложения с двух сторон, если она располагается внутри главной части.
4) Если перед составным союзом находится усилительная или ограничительная частица, то составной союз не расчленяется.
5) Если перед составным союзом стоит вводное слово, то составной союз расчленяется.
7. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Алексей Фёдорович оставил великолепный отзыв о моём новом сочинении, которое я посвятила проблеме отцов и детей, и рекомендовал опубликовать работу в ближайшем номере журнала.
2) Все мы часто задумываемся о том, сколько тайн природы ещё не раскрыто и сколько непознанных уголков на нашей планете, постоянно удивляющей живущих на ней своими загадками.
3) Сергей Владимирович прекрасно понимал, что, если прямо сейчас не приобретёт этот редкий словарь, то второй такой возможности у него может и не быть.
4) Возможно, я переменю своё решение, потому что у меня появилось много свободного времени и многие мои дела уже благополучно завершены.
5) Он долго и пристально смотрел в даль, надеясь что вот-вот из-за поворота покажется её автомобиль, и грустил о несостоявшемся счастье.
8. Условия для расчленения составных союзов есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) В саду было скучно несмотря на то что в нём несомненно таились клады где-нибудь под жасминником или серебристым тополем.
2) С тех пор как он приехал в этот город и поступил на службу он стал ненавидеть свою моложавость.
3) Пришёл же он видимо потому что в этот вечер дома ему нечем было заняться.
4) Я плачу от внезапно нахлынувшего счастья от неожиданности предложения и оттого что не могу не плакать.
5) Это произошло совершенно неожиданно именно после того как Раечка уже отчаялась получить разрешение на участие в эстрадно-цирковом представлении.
9. Запятые на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) Иногда учителю начинает казаться_ что он_ с тех пор как помнит себя_ никогда не выезжал из Курши_ что зима никогда не прекращалась_ и никогда не прекратится_ и что он только в забытой сказке или во сне слышал про другую жизнь.
2) Баклагин знал_ что_ когда засвежеет_ или придётся штурмовать_ то трусивший или малонаходчивый капитан всегда беспрекословно приказывал то_ что под видом почтительных советов приказывал старший офицер.
3) Капитан лежал на спине, глядя_ как перебегают синие огоньки в потухающем камине_ и чувствуя_ как к нему медленно подкрадывается, туманя голову и расслабляя тело, привычный приступ малярии.
4) Кто он_ откуда он_ чей сын_ как попал в число шумихинских подданных_ каким образом добыл мухояровый, с незапамятных времён носимый им кафтан_ где живёт_ чем живёт_ об этом решительно никто не имел ни малейшего понятия…
5) Характерно_ что независимо от того_ какой будет дождь_ его_ как только он начинается_ всегда называют очень ласково дождиком.
10. Приведённой ниже схеме соответствуют предложения (учтите, что знаки препинания не расставлены):
( ), [ ], ( ).
1)Так ярко звёзд горит узор так ясно Млечный Путь струится что занесённый снегом двор весь и блестит и фосфорится.
2)Чем больше думаю о тебе тем сильнее люблю всё что связанно с нашими встречами и разлуками приобретениями и потерями.
3)Было слышно как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Было что-то в их чувстве что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть которая отделяет человека от человека.
5) Как я ни отбояриваюсь от гонораров от них нельзя отделаться потому что люди не верят в действенность безвозмездных даром доставшихся советов.
11. Верными являются утверждения:
1) Точка с запятой ставится при перечислительных отношениях в бессоюзном сложном предложении, части которого отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены.
2) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части (между частями можно вставить пояснительный союз а именно).
3) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос, то между частями ставится двоеточие.
4) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения выражает неожиданное действие, явление или быструю смену событий, то между частями ставится тире.
5) На стыке сочинительного и подчинительного союзов в сложном предложении с разными видами связи запятая ставится, если после придаточной части следует вторая часть союза, и не ставится, если вторая часть союза отсутствует.
12. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:
1) Он просил на праздник оставить его дома_ не оставили.
2) А иногда мне, познавшей столько горя, кажется_ всё ещё впереди.
3) Вот приедешь ко мне на день рождения_ я всё подробно расскажу.
4) Какая глушь вокруг_ какая млечность!
5) Варвара прислушалась_ донёсся шум вечернего поезда.
13) Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
1) Любишь этого молодого человека_ скажи ему всю правду о себе.
2) Авторы правы_ жизнь так полна внезапностей!
3) Меня интересует совсем другое_ кто даст правильный ответ на мой замечательный вопрос?
4) Горя бояться_ счастья не видать.
5) Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил.
14. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) У Иудушки на всё готовы афоризмы: сам запутался- сам и распутывай, любишь кататься- люби и саночки возить, сам заварил кашу- сам и расхлёбывай.
2) Спрашивай не спрашивай_ поздно: ничего не изменить.
3) А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо- трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в сосняке речку, и далёкие горы.
4) Октябрь уж наступил - уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад- дорога промерзает.
5) Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как приведение, за рощей сосновой луна туманная взошла…
15. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
В новом справочнике по русскому языку говорилось о системности языковых явлений_(1) и новых направлениях лингвистики, о сложности синтаксических конструкций_(2) и способах передачи чужой речи, и_(3) когда Василина прочитала обо всём этом, она поняла_(4) русский язык, действительно, и удивительно системен_(5) и очень красив.
___, ___, ___ ,____, ___
Сложные предложения с разными видами связи
16. Верными являются утверждения:
1)Предложение с разными видами связи – разновидность сложноподчинённых предложений.
2)Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно.
3)Между частями бессоюзных сложных предложений всегда складываются перечислительные отношения.
4)Сочинительная связь не может быть ведущей.
5)Блок может представлять собой как простое, так и сложное предложение.
17.Определите виды предложений и установите соответствие между столбцами таблицы:
А.широколобый был так возбуждён всем случившимся, что ещё два часа яростно дышал, а воздух с шипением выходил из него .1.Простое осложнённое предложение
Б.Пролом был узкий, но желание свободы было так велико, что Широколобый вывалился наружу, обрушив доски, вбитые между ближайшими столбами (Ф.Искандер). 2.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями
В.Неизвестно, как бы сложилась судьба Ревуна, если бы через два дня к геологам не прилетел вертолёт .Г.Геологи не стали готовить пищу на ужин, на все продукты, оставшиеся на кухоньке, занесли в палатку, тщательно зашнуровав створки полога. 3.Сложное предложение с разными видами связи
Д.Очень хочется попристальнее вглядеться в эту женщину и, помня условия игры, уважаемый мой читатель, незаметно понаблюдать за ней .А____Б__ В___ Г___ Д___
18.Определите виды предложений и установите соответствие между столбцами таблицы:

А__Б__В__Г__Д__
19. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1)Весовщик решил, что, если буйвола вернуть первым в коридор, порядок будет легко восстановлен.
2)Мы узнали, что Новый год надо встречать в синей одежде и что когда часы пробьют двенадцать, нужно не чокаться, а повернуться лицом на восток.
3)Ежелев каждый зуб украсил золотой коронкой и поэтому, когда он говорил или улыбался, пасмурная служебная комната наша словно освещалась солнцем.
4)Константинов благополучно сидел у себя в кабинете на третьем этаже, а, поскольку в здании появлялся генеральный директор, то приходили и сотрудники.
5)Все видели, и если никто не останавливался в изумлении, то это лишь потому, что все заняты были самими собою.
20.Определите ведущую связь в сложных предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:

В каком предложении на месте пропуска ставится тире волга крупнейшая

(ответы в конце теста)

Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

1. Отметьте номер слова с приставкой ПРЕ-:

2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

1) (не)стерпимая боль

2) поступить крайне (не)осторожно

3) купил (не)дорогой, но красивый костюм

4) далеко (не)легкое дело

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.

2) И берег_ и море молчали.

3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.

4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.

4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

5. В каком слове пропущена буква О?

6. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.

3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.

4) Целина – земля, которую никогда не пахали.

7. Какое слово пишется через дефис?

8. Нужны запятые на месте цифр:

Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны.

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.

2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.

3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.

4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.

10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.

2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.

3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами.

4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.

11. Пишется без Ъ:

12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

1) он невежествен

2) барсучьи норы

3) не имеет право

4) полон впечатлений

13. В каком случае возможно только одно написание?

14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?

3) учиться рисовать

15. В каком слове буква Т не пишется?

16. В каком слове ударение на первом слоге?

17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.

2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа.

3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.

4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

18. В каком примере в суффиксе пишется НН?

2) некошен_ый луг

3) девочка избалован_а

4) дорога пустын_а

19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная:

2) стру_ка (от струя)

20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».

2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».

3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».

4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

21. К какому слову неверно подобран синоним?

2) блестела – сверкала

3) монумент – пьедестал

22. Какое слово неверно разбито для переноса?

23. В каком примере на месте пропуска везде пишется НИ?

1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался?

2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.

3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

24. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь)

2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь)

3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь)

4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те

25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.

4) Как хорошо ты_ о море ночное!

26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) спуститься в долину

2) быть старожилом

3) посвятить фонарем

4) умолять о помощи

27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?

1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.

2) На изготовление лодок ушло четверо суток.

3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.

4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.

29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.

2) Никита повернул (на)право, к речке.

3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.

4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.

30. В каком слове пропущена буква Ю?

1) Зрители смотр_т

2) готов_щийся к зачету студент

4) ненавид_щий взгляд

31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.

2) Много снега много хлеба.

3) Надежду и пловца все море поглотило.

4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.

32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Государственная Третьяковская (г)алерея

2) Большой зал Московской (к)онсерватории

3) Дальний (в)осток

4) Ломоносовские (ч)тения

33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря.

2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.

3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.

4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.

34. Отметьте номер слова, где написание с НЕ слитное:

1) Капля (не)велика, а камень разрушает.

2) Капля (не)велика, а мала.

3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.

4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.

35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе».

Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.

(Б) На рассвете их будит кукушка.

(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.

(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:

1) разговорный стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:

1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением.

2) Предложение Б – простое распространенное предложение.

3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.

4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) БЕСПРЕСТАННО – наречие

2) НЕЖНО-РОЗОВЫЕ – сложное прилагательное

3) ОБИТАТЕЛЕЙ – существительное в творительном падеже

4) СОЛОВЬИНЫЕ – относительное прилагательное

40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы.

Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч.

Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля.

Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть.

Читайте также: