Васюки где находятся на волге

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Прототип города Васюки из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова?

Козьмодемьянск
Старейший город марийского Поволжья по преданию основан Иваном Грозным при возвращении из Казанского похода. Первыми поселенцами были стрельцы и ямшики. После Азовской компании в 1695 году стрельцы получили разрешение у Петра I на строительство чясовни, которая до сих пор стоит на берегу Волги. Сохранились также Смоленский собор. Троицкая и Тихвинская церкви. Улицы старой части города украшены ажурной резьбой. В крае издавна развит лесной промысел, здешняя лесная ярмарка в XIX веке была одной из крупнейших в стране.
Гордостью горожан являются художественно-исторический и этнографический музеи. Козьмодемьянск стал прототипом Васюков в знаменитом романе И. Ильфа и Е Петрова, в память об этом в городе ежегодно проходит шахматный турнир
Город запестрел новыми вывесками: кафе "Отец Федор", магазин "Васюки" и даже вывеска на пристани встречает приезжающих двойным названием города.


Как известно, изгнанные из города Ося и Киса до Чебоксар доплыли на лодке за ночь. Не раз проверено: чтобы уложиться в этот срок, стартовать надо именно в Козьмодемьянске. Какие ещё нужны доказательства?

Город Козьмодемьянск, административный центр Горномарийского района, обойденный вниманием туристов, в какой-то момент наводнили слухи: судя по роману Ильфа и Петрова "12 стульев", прототипом легендарных Васюков был именно Козьмодемьянск. Возможно, слухи поползли благодаря креативному мышлению своего руководства или с подачи турфирм, но теперь туриста, выходящего с теплохода, прямо на пристани встречает надпись "Киса и Ося здесь были".

Между тем нигде в записках Ильфа и Петрова не сказано, что прототипом города Васюки был Козьмодемьянск. Старый заводской клуб, бревна, сложенные вдоль берега, обветшалые домишки – вот первые приметы населенного пункта, описанного в "12 стульях". Но есть и более точные факты. Когда Остапа и Кису Воробьянинова прогнали с корабля за неудачно нарисованный плакат сеятеля, Бендер прочитал о нем в туристическом справочнике 1926 года: "На правом высоком берегу Волги расположен город Васюки. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожи, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги".

По мнению краеведов, в романе есть и другие признаки Козьмодемьянска. Например, Ильф и Петров писали, что в Васюках обитают 8 тысяч жителей (приблизительно столько было в Козьмодемьянске в 1926 году) , а на фабрике работают 320 рабочих. А на том, что из текста "12 стульев" прямо и четко следует, что Козьмодемьянск не может быть Васюками (капитан теплохода, на котором плыл Остап, объявляя ближайшие остановки, продиктовал: "Юрино, потом Козьмодемьянск, потом Васюки, Марианский Посад, Козловка"), здесь предпочитают не заострять внимание.
Местные власти и жителей, по всей видимости, вовсе не смущает и то, что в комментариях к роману имеется такое примечание: "Васюки – название вымышлено, описание города заимствовано из указанного путеводителя, где оно относится к городу Ветлуга, что расположен в верхнем течении одноименного притока Волги".
Впрочем, история с "украденным" брендом как раз вполне в стиле Остапа.

Прототип Васюков из "12 стульев" получил статус исторического поселения

Прототип Васюков из "12 стульев" получил статус исторического поселения
Козьмодемьянск на фото из социальных сетей

Власти Марий Эл присвоили статус исторического поселения Козьмодемьянску. Этот город стал прототипом Васюков в романе «12 стульев», ставшего культовым и вошедшего в классику литературы.

Это единственный город между Чебоксарами и Нижним Новгородом. Так Васюки представлены в романе 12 стульев.

Ранее считалось, что между Чебоксарами и Нижним Новгородом вовсе нет никаких городов. Утверждалось, что именно в этом и заключается ирония Ильфа и Петрова, который рассказали в «12 стульях» про Васюки.

Сейчас между упомянутыми городами есть Козьмодемьянск. Различные источники заявляют, что он стал городом в 1781 году.

Так или иначе, но теперь Козьмодемьянск считается прототипом Васюков из «12 стульев». Постановлением властей Марий Эл теперь ему присвоен статус исторического поселения регионального значения.

Сейчас не известно, но в прежние времена местные СМИ называли Козьмодемьянск маленькой Венецией, судя по всему, из-за того, что он находится на берегу Волги, а кроме того, на его территории много старых зданий. Если следовать этой логике, то Венецию, наверное, нужно называть Большим Козьмодемьянском.

«Фортуна» вышла на финишную прямую в укладке трубопровода «Северный поток 2»

Врач московской скорой написала в объяснительной, что она не умеет летать, а потому не успела преодолеть 50 километров за 16 минут

«ПолитЭксперт»: российские военные прогнали эсминец США Ross из района в Черном море, где проходили учения флота РФ

Китай приговорил к смертной казни канадца Шелленберга

Врачи в Дагестане спасли пациентку со стопроцентным поражением легких в результате COVID-19

В Литве вспыхнули протесты против "фашисткой диктатуры"

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Где находятся Васюки

Все мы помним гениальный роман Ильфа и Петрова, кто не читал, помнят экранизации, но мало кто представляет, как выглядят Васюки сейчас и где они, собственно, находятся. Рассказываю и приглашаю на обзорную экскурсию.

В романе Васюки располагались на берегу Волги. Великий комбинатор и Киса прибыли сюда на пароходе «Скрябин». Тогда Волга была здесь значительно уже, сейчас здесь раскинулось широкое водохранилище.

Если бы Остап и Киса поднимались на берег сейчас, то смогли бы увидеть такую надпись. И пусть вас не смущает 1906 год, это год основания не Васюков, а паромной переправы.

Пришла пора раскрыть страшную тайну или развеять сомнения. Никакого города Васюки на Волге нет . Это собирательный образ, придуманный авторами, но очень многие склоняются к тому, что прообразом Васюков был Козьмодемьянск .

Козьмодемьянск стоит на высоком правом берегу Волги, описание города во многом совпадает с описанием в романе «Двенадцать стульев». Здесь во времена Ильфа и Петрова работали три завода: пиво-медоваренный и две лесопильных. Лесная промышленность была очень сильно развита, город был очень богатый.

В городе легенду о Васюках всячески поддерживают, здесь регулярно проводится юмористический фестиваль «Бендериада», шахматный турнир здесь тоже проводится. Говорят, что даже город переименовывают в Васюки!

Не хотите прикупить особняк?

Как и во всех городах в Васюках, простите, в Козьмодемьянске стоит памятник Ленину, показывающий на Волгу.

Самый интересный уголок Козьмодемьянска — этнографический музей. Он достоин отдельного повествования.

Добавлю, что в настоящее время на карте есть несколько Васюков: так называются агрогородок в Витебской области и деревня Гродненской области в Белоруссии, а также две деревни в Смоленской области. Но, понятно, что в популярном романе речь идет о других Васюках. Городе, на Волге который был списан с Козьмодемьянска.

Отплывая от города, заметил надпись в голливудском стиле. Очень приятный городок, хочется приехать сюда еще, желательно по воде.

И еще один интересный факт: в названии города Козьмодемьянск два мягких знака. Можете проверять друзей на эрудицию.

Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России . Подписывайтесь , чтобы не пропустить авторские материалы.

Обозреватель «СОЮЗа» на берегу Волги нашел знаменитые Васюки

Идею великого комбинатора воплотил в жизнь первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, который стал главой FIDE. С его легкой руки в Элисте появился Сити–Чесс (Город шахмат) для приема международных шахматных делегаций, сразу получивший в народе название Нью–Васюки. А в реконструированном по случаю аэропорту — взлетная полоса для «Боинга», которая должна была принимать гостей со всего света. В Козьмодемьянске аэропорта нет вообще. Добраться до городка, который местные ласково называют Козьмой, можно двумя путями: по дороге, свернув с федеральной трассы М–7 в сторону Волги, или во время навигации.

— Остап и Киса оказались в Васюках без гроша в кармане благодаря великолепному транспаранту с изображением сеятеля, разбрасывающего облигации, который они намалевали на теплоходе «Скрябин», — рассказывает заведующая музеем сатиры и юмора имени Остапа Бендера Людмила Жирова. — Роман вышел в 1927 году, а двумя годами ранее к пристани Козьмодемьянска пришвартовался теплоход «Герцен» с корреспондентом газеты «Гудок» Ильей Ильфом на борту. Как и литературный «Скрябин», в речной круиз по Волге «Герцен» отправился с аналогичной миссией. Как писали в то время местные газеты, чтобы «приблизить очередной тираж крестьянского займа». Козьмодемьянск мало чем отличался от таких же маленьких провинциальных городков, но Ильфа он чем–то зацепил.

— Никаких Васюков после Козьмодемьянска нет, — уверяет Людмила Жирова.

— Помните, когда Остап и Киса уносили ноги от васюкинцев, они прыгнули в лодку, а уже «утро застало концессионеров на виду Чебоксар». Если бы мы провели эксперимент и сели в лодку в Козьмодемьянске, то к утру нас бы вынесло течением к Чебоксарам.

Людмила Жирова с такой любовью рассказывает о музее, который был открыт двадцать лет назад, после того как здесь прошел первый фестиваль юмора «Бендериада», что диву даешься. По ее словам, она успела пожить и в Москве, но там ей не понравилось. Говорит, в своем родном городе лучше. Здесь и воздух такой, что с непривычки сбивает с ног.



Когда проходит «Бендериада», горожане становятся настоящими васюкинцами.
Правда, искренне жаль, что в городе не осталось ни одного заведения, которое
бы носило название из «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка».

Я попала в Козьмодемьянск в тот самый день, когда он превращается в Васюки. Местный градоначальник передает ключи от города Остапу Бендеру, и Козьма погружается в атмосферу праздника. В этот день на ура расходятся кепки «а–ля Бендер» и белые шарфы, а на улицах можно встретить мадам Грицацуеву и Эллочку–людоедку. И то, что козьмодемьянцев величают васюкинцами, никого не смущает, а лишь радует.

— Ну скажите, какой еще провинциальный городок может так прославиться? — с гордостью говорит Людмила Жирова. — Ну кто еще так про нас напишет? Бывал здесь и Максим Горький, но про его впечатления от города и вспоминать не хочется: «Глубинка. Время остановилось. Ходят по колено в грязи. Если идти не могут, то на карачках ползают».

Пенсионерку тетю Фаю в Козьме знают все.

— Городок наш ничего! — затягивает она песню хорошо поставленным голосом. — Я ведь поклонница Зыкиной, из народников. Каждый год езжу на ее могилу, чтобы поклониться этой великой женщине. Вот и здесь выступаю за то, чтобы в Козьме поддерживали народников. Много лет прожила на Камчатке, а приехав сюда к подружке, страстно влюбилась в этот городок. Ну где еще можно дышать так же легко, как в Козьме? Да и на свою пенсию мне здесь легче прожить, чем где–то в Подмосковье.

Тетя Фая рассказала по секрету, что за лето, когда на пристань причаливают туристические теплоходы, только на грибах–ягодах да рыбе можно зарабатывать по 50–100 тысяч рублей. Если не лениться.

— Лодырям нигде работы нет! — говорит предприимчивая пенсионерка. — А я вот с утречка встану, распоюсь и на пристань. С людьми общаюсь, сувенирами торгую. Вернутся туристы домой и помянут тетю Фаю добрым словом. Скажут, вот ведь какие в Козьме люди живут!

Народ в Козьме приветливый и отзывчивый. Стоит у прохожего спросить дорогу, как вокруг уже собирается толпа, все искренне хотят помочь и начинают рассказывать, как здесь жили до поднятия уровня Волги.

В Козьмодемьянске около 130 улиц, но все они такие коротенькие, что, проезжая по ним на машине, не успеваешь уследить за названиями.

За лето Козьма принимает более 60 тысяч гостей, хотя своих жителей чуть больше 20 тысяч. Здесь я впервые увидела, что мэр ходит без свиты и охраны. Жмет руки горожанам, доброжелательно отвечает на их вопросы. Козьмодемьянский градоначальник Андрей Зяблов свой человек в городе. Он из тех, кто считает: где родился, там и пригодился.



По традиции в этот день местный градоначальник передает ключи от города Остапу Бендеру.

На вопрос, как он относится к тому, что Козьму называют Васюками, отвечает, что двумя руками за:

— Когда проходит «Бендериада», наши жители становятся настоящими васюкинцами и веселятся от души. Они приглашают к себе друзей и родственников из других городов и регионов.

Козьмодемьянску, по его словам, очень не хватает памятника Бендеру. Нет для него пока достойного места, так как пьедестал на главной площади по–прежнему занят Лениным.

А еще искренне жаль, что в городе не осталось ни одного заведения, которое бы носило название из «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». А двадцать лет назад здесь были и кафе, и магазины с такими названиями. Зато есть в городе шахматный клуб. В прошлом году его участники сразились с самим Анатолием Карповым. Гроссмейстер провел сеанс одновременной игры на 20 досках. Еще одну квоту выделили для одаренного мальчика, который встречу с двенадцатым чемпионом мира уж точно никогда не забудет.

И все же главная достопримечательность Козьмы — этнографический музей марийского народа под открытым небом. В свое время на самый высокий холм с окрестных деревень, которые попадали в зону затопления Чебоксарской ГЭС, свезли избы, бани, кузницу, мельницу, крестьянскую утварь. Переступая порог любого из домов–экспонатов, не покидает ощущение, что тебя отбросило века на два назад.

— Туристы восхищены тем, что нам удалось сохранить деревянное зодчество, — рассказывает сотрудник музея Зинаида Савинова. — Мы, козьмодемьянцы, гордимся тем, что обладаем таким сокровищем. Правда, над нашим городком нависла новая угроза. Из–за спада воды в Волге к нам не могут причалить четырехпалубные теплоходы. Снова пошли разговоры о том, чтобы поднять уровень воды. Но тогда же затопит всю нижнюю часть Козьмодемьянска, под воду уйдет вся старая часть городка. Нам говорят, что Москве электричества не хватает, получается, что эту проблему хотят решить за наш счет. Хотя можно было бы воспользоваться рецептом Ильфа и Петрова, которые, словами Остапа Бендера, говорили: «Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки».

Почему Козьмодемьянск считается прообразом Васюков


Фото Марины Быковой / МедиаПоток

31 июля 2021 года в Козьмодемьянске должен был состояться 27-й Межрегиональный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада», но из-за пандемии в связи с коронавирусной инфекцией он второй год подряд проходит в онлайн-формате.

Мы встретились с козьмодемьянским журналистом Олегом Морозюком, который, можно сказать, является летописцем фестиваля сатиры и юмора. Он и поделился с нами размышлениями на тему того, почему именно Козьмодемьянск считается прообразом Васюков.

В 1928 году в историю мировой литературы ворвался необычный персонаж Остап Бендер, который являлся главным героем романа авторов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев. В 1980 году в газете «Литературная Россия» была опубликована статья советского журналиста Александра Шамаро, который прошёл по Волге путь героев романа «Двенадцать стульев». Тогда в своей статье Шамаро и предположил, что прообразом Васюков, где Остап Бендер проводил сеанс одновременной игры, стал именно Козьмодемьянск.

Олег Морозюк также проводил работу, чтобы доказать убедительность фактов Шамаро о том, что прообразом Васюков стал Козьмодемьянск.

Доподлинно известно, что Илья Ильф летом 1925 года путешествовал на пароходе «Герцен», на котором проводился тираж крестьянского займа, в качестве корреспондента московской газеты «Гудок». «Герцен» вышел из Нижнего Новгорода. Шамаро в своей статье сравнивал рейс «Герцена» с пароходом «Скрябин», на котором ехали герои романа. Для сравнения данных о движении парохода литературовед использовал корреспонденцию Ильфа, присланную с борта «Герцена» в редакцию «Гудка», и публикации в «Финансовой газете», которая подробно освещала рейс тиражного парохода. На основе этих данных Шамаро и составил подробный график рейса.


Ильф и Петров / Фото с сайта pikabu.ru

«Герцен» вышел из Нижнего Новгорода 25 июля и вечером этого же дня сделал остановку в Сормово. На утро следующего дня – Лысково, вечером – Бармино. 27 июля пароход заходил в Юрино и Козьмодемьянск. Рейс литературного «Скрябина» был более сжатый. На этом отрезке пути «Скрябин» сделал только две остановки.

Что же говорится в «Двенадцати стульях» об этом рейсе? А говорится о том, что «Скрябин» покинул Нижний Новгород вечером, а вечером следующего дня стоял в Бармино. В конце третьего дня плавания «Скрябин» причалил в Васюках. То есть Козьмодемьянск и есть эти самые Васюки? Но Морозюк не торопится делать такие выводы.

Шамаро рассуждает: «Расположены оба этих города – и вымышленный, и реальный – где-то по соседству: от Козьмодемьянска до Чебоксар – 55 километров вниз по Волге, а от Васюков до Чебоксар – около половины этого расстояния». Здесь же наш собеседник Олег Владимирович не согласен с Шамаро.


Фото Марины Быковой / МедиаПоток

Подводя итог, можно сказать, что от Нижнего Новгорода до Васюков – три дня пути, а от Васюков до Чебоксар – одна ночь пути. Эти данные также сойдутся, если заменить Васюки на Козьмодемьянск.

В путеводителе, который приобрели Остап и Киса, есть следующие данные: «На правом высоком берегу – город Васюки. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожа, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги». Все эти данные вновь указывают на настоящий Козьмодемьянск.


Фото с сайта kmkmuzey.ru

И ещё один из главных аргументов – знаменитая лестница в 400 ступенек, по которой Остап Бендер убегал от разъярённых васюкинцев. Краевед Владимир Шерстнёв из Козьмодемьянска нашёл следы той лестницы и проанализировал весь маршрут бегства Остапа из Васюков.

Прообразом клуба «Картонажник», в котором в Васюках проходил «междупланетный шахматный конгресс», является здание, где в Козьмодемьянске располагается народный суд, улица Чернышевского, что ведёт от этого здания к крутому волжскому обрыву, застроена бревенчатыми домами, а с обрыва и до самой пристани как раз и вела та лестница. До наших дней эта лестница не сохранилась.

В ходе подготовки к проведению первой «Бендерианы» (изначально «Бендериада» называлась «Бендерианой») у Козьмодемьянска внезапно появился конкурент на прообраз Васюков в лице Васильсурска, который расположен выше по течению Волги. Организаторы фестиваля сразу же отмели претензии от этого конкурента. В 1925 году в Васильсурске не было 8000 жителей, да там никогда и не было крупной лесоторговли. Кроме того, теплоход «Герцен» с автором романа не заходил в Васильсурск.

Олег Владимирович рассказал нам и об одной из версий названия Васюки, которую он поддерживает. Автор Боровиков из Нижнего Новгорода в своей статье «Васюки – это Вас – Ю – К – И!» высказал предположение, что название вымышленного города – это аббревиатура, составленная из первых букв названий городов и посёлков, расположенных по течению реки: Васильсурск, Юрино, Козьмодемьянск и Ильинка.


Фото Владимира Ёлкина / МедиаПоток

Складывая всю информацию, получается, что Васюки – это действительно Козьмодемьянск, и Шамаро всё-таки был прав. Но есть и те, кто считает, что это не так. Например, ярый поклонник романа «Двенадцать стульев» Евгений Евсиков уверен, что Васюки – собирательный образ. В качестве главного аргумента своей точки зрения он приводит строки из полного текста романа, вышедшего в издательстве «Варгиус» в 2002 году:

«Разгневанный корреспондент подошёл к капитану справляться о ближайшей остановке.

В этой версии романа уже упоминаются и вымышленный город, и настоящий.


МедиаПоток /Марина Быкова

Но стоит отметить ещё и “авторскую редакцию” романа, которая была выпущена в 2001 году издательством «Текст» при участии Александры Ильф: в главе 34 вместо Васюков стоят Чебоксары. Опираясь на этот текст можно сделать вывод, что Васюки – это Чебоксары. Но это не соответствует всему остальному тексту – получается логическое противоречие. Следовательно, неверен и исходный посыл о том, что вся эта вставка из новой версии романа заслуживает серьезного к себе отношения. Видимо, авторы, подметив это противоречие в тексте, просто убрали его из окончательной редакции.

Олег Морозюк предлагает нам представить разговор двух авторов:

Морозюк полностью уверен, что даже если Васюки не Козьмодемьянск, а собирательный образ, то на 90% этот город списан именно с Козьмодемьянска. Шамаро тоже отмечал, что Васюки – город, созданный поэтической фантазией, а всякая фантазия – это ковёр, сотканный из нитей жизненных впечатлений и наблюдений. И именно с Козьмодемьянска взято больше всего нитей для этого ковра.


Фото Сергея Мамеева

Наш сегодняшний собеседник впервые прочитал статью в 1989 году, и ему сразу же подумалось, что Козьмодемьянску велено использовать эту идею. Первая «Бендериана» состоялась в Козьмодемьянске только 7 августа 1995 года. Идея проведения такого фестиваля принадлежала многим людям, чьими руками и создавалась «Бендериана».

Городские легенды: где искать Васюки


Кому не знакомо название Васюки со страниц бессмертных романов Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"! Хотя оно было почти наугад взято авторами из путеводителя. Оказывается, и сам город, и даже герой книг — незабвенный аферист и "великий комбинатор" Остап Бендер — отнюдь не являются чистой воды литературным вымыслом…

Перенесемся в 1925 год. Причал города Козьмодемьянска приветствует пароход "Герцен", на котором плыл Илья Ильф, корреспондент газеты "Гудок"… С этого времени начинается магическое превращение Козьмодемьянска в Васюки. К тому времени писатель уже был достаточно наслышан о приключениях и проделках известного мошенника и пройдохи родом из Одессы Осипа Шора. Он-то предположительно и стал основным прототипом будущего бессмертного персонажа…

Симпатии читателей по отношению к этому, казалось бы, отрицательному литературному герою отнюдь не случайны. Предприимчивость "великого комбинатора" в нелегких условиях "переломного" времени оказывается следствием внутренней свободы, природной легкости и своеобразной порядочности. Полюбили образ не только за свойственное ему искрометное остроумие… Хотя понятно, что и оно не на последнем счету, ведь многие принципы, правила и призывы Остапа Бендера стали крылатыми:

"Не надо оваций!", "Пешеходов надо любить!", "Не делайте из еды культа", "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", "Утром — деньги, вечером — стулья", "Уголовный кодекс необходимо чтить", "Жизнь дорога, как память", "Не надо бороться за чистоту, надо подметать",

"На волю! В пампасы! Марш вперед! Труба зовет!", "Время, которое мы имеем — это деньги, которых мы не имеем", "Финансовая пропасть самая глубокая — в нее можно падать всю жизнь"…

Можно было воспринимать эти "принципы" и "афоризмы" шутя, можно полусерьезно, но то, что даже в сложных условиях того времени они по-своему помогали скрашивать жизнь и выходить из состояния уныния, несомненно. Да и в наше смутное время нам нет-нет да и вспоминается "великий комбинатор" из книг Ильфа и Петрова.

Существуют "Уголок О. Бендера", клуб "Двенадцать стульев", престижная премия "Золотой Остап". О приключениях Остапа Бендера снято целых три фильма. А поэт А. Архангельский написал стихотворение:

Задача Бендеру Остапу:

Имея сразу двух отцов,

Установить, в конце концов,

Кого из них считать за папу…

А в Козьмодемьянске открыт целый музей, посвященный Остапу Бендеру. Экспозиция рассказывает о пребывании "великого комбинатора" в этом приволжском городе, явившемся прообразом Васюков в романе "12 стульев".

Почему Ильф и Петров остановили свой выбор именно на этом населенном пункте? Дело в том, что Козьмодемьянск, который в наше время является административным центром Горномарийского района республики Марий Эл, идеально подходил под их литературный замысел. В этом городке на берегу Волги, возраст которого насчитывает уже более четырех веков, жили земледельцы, купцы, кустари… Именно в таком провинциальном захолустье, по мнению писателей, должны были во всем блеске проявиться изворотливые таланты великого авантюриста…

Роман "12 стульев" вышел в конце 20-х годов. А через 70 лет в Козьмодемьянске открылся музей имени "товарища Бендера". Расположился он в одном из старинных купеческих домов. По музейным экспозициям можно отследить все приключения Остапа с его "компаньоном" Кисой Воробьяниновым в этом городе. Где побывали, чем занимались, с кем встречались… Как их подстригали в парикмахерской под названием "Стригу и брею козлов", чем они обедали в "Васюкинском нарпите", как прошла лекция Остапа и сеанс одновременной игры в шахматы… Кроме того, посетители могут сфотографироваться на фоне мемориальной экспозиции "Остап в помещении шахсекции города Васюки" и узнать, что же все-таки сбылось из обещанного Бендером. А еще можно встретиться с живыми героями романа. В частности, нашу группу встречал перед входом в музей сам "великий комбинатор" в легком вызывающе модном полосатом пиджаке…

В музее проходит огромное количество выставок, каждый год разных, но неизменно интересных. Если не знаешь, куда девать лишние деньги и ненужные запчасти от часов, приходи и увидишь, что с ними можно сделать — советуют потенциальным посетителям. Также, начиная с 1995 года в Козьмодемьянске ежегодно проходит юмористический фестиваль "Бендериада"…

Впрочем жители расположенного выше по течению реки Васильсурска Нижегородской области считают, что именно их город стал прообразом легендарных Васюков. Но, как говорится, победителей не судят…

Васюки где находятся на волге

Бронштейн Б. Здесь были Остап, Киса и Владимир Вольфович.
О городе Козьмодемьянске, прообразе знаменитых Васюков. 2 стр

Из всех свободомыслящих людей планеты 26501 человек придерживается мнения, что старинный городок Козьмодемьянск, расположенный на правом высоком берегу Волги, является тем самым литературным знаменитым городом Васюки , где 27 июня 1927 года Остап Бендер дал феерический сеанс одновременной игры в шахматы на 30 досках. 26500 человек - это население Козьмодемьянска, а ещё один - корреспондент «Известий», проникшийся подобным убеждением после командировки в этот город.

Ну в самом деле, какие могут быть сомнения? У Ильфа и Петрова внятно сказано, что город Васюки расположен недалеко от Чебоксар (помните, Бендер с Воробьяниновым добрались до Чебоксар на лодке за одну ночь?), а никакого другого прибрежного города, кроме Козьмодемьянск a , на таком расстоянии от столицы Чувашии просто нет. Сохранилось здание управления коннозаводством, где располагалась шахсекция (сейчас там народный суд), цела и ведущая к пристани деревянная лестница, по которой с криком «Держите гроссмейстера!» гнались за Остапом поклонники защиты Филидора .

Нетрудно проследить весь маршрут великого комбинатора, бежавшего по ничуть не изменившейся улице Чернышевского «среди бревенчатых домиков с наружными ставнями». Кстати, в одном из этих домиков к тому времени уже родился и успел взять без спросу первую ноту будущий известный композитор Андрей Эшпай , написавший в дальнейшем песню «Сережка с Малой Бронной», кантату «Ленин с нами» и много другой хорошей музыки.

Чуть ли не 70 лет прошло - срок вполне достаточный для построения развитых Васюков (неважно, по плану Остапа или по какому-либо другому плану). Но нет тут, как и не было, железной дороги, нет аэропорта «Большие Васюки », имеющаяся избушка на местном аэродроме закрыта на висячий замок из-за нерентабельности полётов, а по бетонной взлетной полосе при отсутствии бокового ветра здешние огородники безаварийно добираются до своих участков.

«Гостиницы и небоскребы для размещения гостей», которыми Остап морочил головы васюкинцам , можно сказать, начали появляться. Во всяком случае, корреспондент «Известий» был размещён в четырёхэтажном небоскребе «Лада», где в номере за сорок пять тысяч в сутки имелась аж настольная лампа.

Наверное, следовало немножко доплатить, чтобы к столу с лампой провели электрическую розетку. Список гостиничного имущества, который, как водится, висел на стене, какой-то постоялец внёс существенное дополнение — после «31. стакан, 32. ведро для мусора, 33. коврик резиновый» он приписал: «34. тараканы».

Увы, плохо живет город Васюки-Козьмодемьянск , едва не ставший Нью-Москвой , « элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира». По словам главы городской администрации Юрия Тарасова, из 13 тысяч трудоспособного населения около 5 тысяч остались без дела. Местная лёгкая промышленность оказалась тяжёлой на подъём, почти остановились оборонные предприятия, стоит сплавная контора. Люди копаются в огородах, пасут коз и читают натощак «Слово Жириновского», газету марийской организации ЛДПР. Город активно поддержал Владимира Вольфовича на выборах в декабре 93-го и с восторгом встретил его в августе 94-го. Площадь перед Домом Советов была заполнена населением, желавшим наконец узнать, кто виноват в том, что Васюки остались Васюками . Жириновский, сошедший с парохода в клетчатом пиджаке, был эффектен и красноречив даже в сравнении с Бендером . Вот как отразила реакцию собравшихся здешняя газета «Ленинский путь»: «Правильно!» - то и дело выдыхала толпа, подкрепляя речь оратора аплодисментами. Вспомните, у Ильфа с Петровым: « Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновьей любовью».

«Коммунистами затопленный, демократами забытый» - так охарактеризовал Жириновский город Козьмодемьянск, и с этим горожане охотно согласились. Демократы действительно проплывают мимо - видимо, течение Волги куда-то относит представителей этого политического течения. Что же касается затопления, то уровень речной воды волнует местных жителей даже больше, чем уровень цен. Уже 14 лет Марийская республика несет несметные убытки из-за поднятия воды после строительства плотины Чебоксарской ГЭС. В частности, инженерная защита Козьмодемьянска выполнена процентов на сорок, на обещанное переселение шестисот семей не нашлось средств, в подвалах многих домов стоит вода, от сырости рушатся фундаменты и стены, люди порой не могут затопить печи, так как они уже основательно затоплены (подробно о невзгодах в зоне затопления «Известия» писали в позапрошлом году в статье «Плюс электрификация минус нормальная жизнь»). Пользуясь случаем, руководители города вручили пачку жалоб козьмодемьянцев причалившему к крутому берегу крутому руководителю ЛДПР.

- Владимир Вольфович обещал поработать с письмами, - говорит городской глава Юрий Тарасов. - Похоже, он обратился к Черномырдину, тот наложил визу - «Сосковцу», а потом письма были переправлены в правительство Марийской республики и вскоре вернулись ко мне. Вот и вся работа, А мы так надеялись…

« Васюкинцы денег платить не будут, - говорил в свое время Остап Бендер. - Они будут их по-лу-чать !» Сегодня Козьмодемьянск обеспечивает свой бюджет лишь на четверть, а остальное получает в виде дотаций. Хотелось бы получать ещё что-нибудь, но с кого и за что - пока не придумали.

Высказываются разные идеи. Марийский сатирический журнал « Пачемыш » намерен даже организовать фестиваль юмора и шахмат с приглашением в Козьмодемьянск гроссмейстеров и писателей-сатириков, с продажей значков, фуражек Остапа, блюдечек с голубыми каемочками - а также со срочным изготовлением ключей от квартир, где деньги лежат.

Советская цензура, как двигатель. культуры

Ни в коем случае не пытаюсь выдавать себя за какого-то литературоведа, но один неожиданный, забавный и ожесточённый спор о, наверняка хорошо вам известном, романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» привёл к несколько неожиданным результатам. Мне кажется, что они могут быть достаточно интересны и для других любителей этого сатирического романа.

Дело началось с пустяков. Наверное все хорошо знают телепередачу «Своя игра» Но не все знают, что существует и форум этой телепередачи где, среди прочего, иногда обсуждаются и всяческие редакторские «ляпы», изредка возникающие при формулировке того или иного вопроса (к чести редакции такое происходит крайне редко, но на том форуме люди очень въедливые)

И вот на одной из последних передач прозвучал такой вопрос:
*****************************************
«Вопрос: «Путеводитель по Волге 1926 года описывал город Ветлугу, однако авторы культового романа отнесли описание к другому поволжскому городу, а именно. »
Антон: «Старгород».
Пётр Борисович: «Старгород. Вы знаете, Вы с произведением практически не ошиблись, однако речь идёт о Васюках. Действительно, “Двенадцать стульев”, однако Васюки».»
*****************************************
Честно говоря, я был очень удивлён этим ответом. Дело в том, что я давно знаю о том, что очень многие считают прообразом вымышленного писателями города Васюки старинный небольшой волжский город Козьмодемьянск. Именно поэтому там проводится ежегодный литературный фестиваль «Бендериада», на который как-то ездили мои друзья, так что я оказался просто в недоумении: при чём тут город Ветлуга, который даже по прямой находится более чем в 150 километрах от Волги? Да и герои романа туда просто никак попасть не могли. Полез в Интернет проверять. И вот – отрывок из статьи в Википедии:

В Козьмодемьянске имеются музеи:

* художественно-исторический имени А. В. Григорьева (полотна Кустодиева, Врубеля, Шишкина, Головина, Малявина)
* этнографический музей под открытым небом предлагает экспозицию, демонстрирующую быт и культуру горных марийцев
* музей Остапа Бендера содержит инсталляции и предметы быта, так или иначе касающиеся событий романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок»
* музей купеческого быта, демонстрирующуий интерьер (мебель, предметы быта) купеческого дома

В городе сохранилась так называемая Стрелецкая башня — часовня, построенная в 1697 году. В Козьмодемьянске ежегодно с 1995 года проводится юмористический фестиваль «Бендериада», названный в честь героя романов Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Некоторые литературоведы считают, что прообразом для описанного в романе «Двенадцать стульев» города Васюки послужил именно Козьмодемьянск, что оспаривается жителями расположенного выше по течению Васильсурска.

И такую статью ещё нашёл:

В общем, получил я достаточно серьёзные основания для того, чтобы считать, что с этим вопросом в передаче было что-то «не то» и вполне резонно спросил: а с какой, собственно, стати прообразом Васюков является Ветлуга, которая и рядом с Волгой-то никогда не стояла?

По ряду причин на том форуме у меня имеется ряд достаточно серьёзных врагов, так что «насекомить» меня начали тут же и по полной программе. Объявили меня дураком, не знакомым с первоисточниками, и что, мол, ещё в 1995 году известный литературовед Ю.Щеглов издал книгу комментариев к роману, где чётко написал, что в этом отрывке:

"Резюмирую положение, -- сказал Остап жизнерадостно, -- пассив: ни гроша денег, три стула уезжают вниз по реке, ночевать негде и ни одного значка деткомиссии. Актив: путеводитель по Волге, издания 1926 года*, пришлось позаимствовать у мосье Симбиевича в каюте. Бездефицитный баланс подвести очень трудно. Ночевать придется на пристани. Концессионеры устроились на пристанских лавках. При свете дрянного керосинового фонаря Остап прочел из путеводителя: "На правом высоком берегу город Васюки*. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожи, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги. В городе 8000 жителей, государственная картонная фабрика с 320 рабочими, маленький чугунолитейный, пивоваренный и кожевенный заводы. Из учебных заведений, кроме общеобразовательных, лесной техникум".

Речь идёт о следующем:

". путеводитель по Волге, издания 1926 года. Имеется в виду книга: Поволжье. Природа, быт, хозяйство. Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой. Л., 1926. . Васюки. -- название вымышлено, описание города заимствовано из указанного путеводителя, где оно относится к городу Ветлуга, что расположен в верхнем течении одноименного притока Волги."


Да, получается, что Ю.Щеглов действительно написал такой комментарий к этим строкам романа, но из каких соображений? Почему это вдруг Ильфу и Петрову понадобилось пользоваться для описания волжского городка Васюки описанием совершенно другого города, не только находящегося на другой реке и на значительном расстоянии от Волги, но даже и по географии-то совершенно неподходящего – река Ветлуга равнинная, таких обрывистых берегов и тем более такой высоты (лестница к Волге в 400 ступенек!) там просто быть не могло – зачем им это нужно-то было?

Пришлось выяснять – а существовал ли такой путеводитель вообще? Оказывается – существовал!

Вот только теперь это библиографическая редкость и единственное, что удалось разыскать – это оглавление этого путеводителя. Самого его текста в Интернете найти не удаётся.

Да, среди прочих глав, в путеводителе есть и глава, посвящённая Нижегородской области, так что там могло быть и описание города Ветлуги, но недоумения это всё равно не рассеяло – зачем авторам романа понадобилось вдруг «перетаскивать» Ветлугу на Волгу – там и своих небольших городков хватало в то время, да и сейчас хватает.

Понимание пришло не сразу и натолкнуло на него то, что я назвал реку Ветлуга «третьестепенным притоком Волги» и мне тут же возразили, что река Ветлуга – третий по величине приток и что площадь её бассейна в два раза больше, чем площадь бассейна Москвы-реки. И вот тут я задумался – а почему же тогда мы так мало знаем о ней вообще – ведь по всем притокам Волги издавна строились крупные русские города – и не только по Оке и Каме и по их притокам тоже и по Москве-реке и по Клязьме и по Наре, Ламе, Белой, Чусовой… А тут – третий по величине приток и только два маленьких городка – Ветлуга и Шарья (это уже в Костромской обл.). В чём же тут дело?

Ответ на это даёт карта этой реки (в связи с существованием авторских прав карты необходимо смотреть в Интернете самим)

А вот такая уже при впадении в Волгу (причём нужно учитывать, что при заполнении Чебоксарского водохранилища часть устья просто ушла под воду, а то бы этих загогулин было намного больше!)

А когда ещё читаешь, что Ветлуга течёт по песчаным почвам и что на ней прекрасные пляжи, но отмели могут занимать до ; ширины реки (и постоянно перемываются притом!), то начинаешь понимать всю огромную сложность движения по этой реке, которая всё же считается судоходной на протяжении 800 километров! Вот только очень не завидую я тем речникам, которым приходится водить свои корабли по этой реке – там же ни на минуту глаза от неё оторвать нельзя! Тяжелейшая и напряжённая у них там работа – не позавидуешь.

Пожалуй только этим и можно объяснить то, что люди так и не заселили места вокруг третьего по величине притока Волги – уж больно сложно было туда добираться по реке, тем более, что путь по ней увеличивался раз в пять с такими её загогулинами, а дорог тогда ещё просто не было – они и появлялись только после возникновения каких-то крупных населённых пунктов, для соединения их между собой другими путями, помимо водного. А туда рваться было особо и незачем – почвы в этом северо-восточном уголке России – бедные, каких-то рудных месторождений в тех местах нет, а леса и так хватало ещё.

Думаю, что именно этим расположением г.Ветлуга в глухом «медвежьем углу» и руководствовались авторы романа. Скорее всего они именно так и представляли себе тот самый «край непуганых идиотов», как называл такие местечки Остап Бендер.

А вот тут, возможно, они были и не совсем правы. Да, г.Ветлуга действительно расположен в достаточно труднодоступном уголке даже и сейчас - ближайшая железнодорожная станция расположена от него в 40 километрах и то это относительно новая станция, а станция Шарья и во всех 60, только люди там всегда тянулись к знаниям. Вот небольшой отрывок из истории г.Ветлуги
***************************************************
Культурная сторона города была представлена в виде Народного дома, который был пост роен в 1913 году. В нем ставились спектакли, концерты, читались лекции. Интеллигенция города: учителя, дети помещиков, купцов были организаторами нескольких актерских трупп. Работало фотоателье Чиркина. Прекрасного качества фотографии и по сей день хранятся в личных архивах и в краеведческом музее. Пароходчик Овчинников открыл в городе электротеатр, картины шли под аккомпанемент рояля и скрипки.

В 1857 году в городе было приходское училище, в котором училось 34 мальчика. В последующие годы были открыты городское трехклассное училище (1902 год), женская гимназия (1902 год), мужская гимназия (1911 год), высшее начальное училище для мальчиков с четырехлетним обучением и несколько церковноприходских школ.

В 1913 году в Ветлуге было 8 учебных заведений: мужская гимназия (115 учеников), женская восьмиклассная гимназия (347 учеников), высшее начальное четырехклассное училище (181 ученик), первое приходское мужское училище (135 учеников), второе приходское мужское училище (57 учеников), двухклассное женское училище (175 учеников), соборная церковно-приходская школа (69 учеников), Троицкая церковно-приходская школа (48 учеников). Конечно, в одном городе было много учащихся (1328 человек) на 6000 населения. Это объясняется тем, что все школы повышенного типа были сосредоточены в одном центре. Земство давало стипендии наиболее способным детям крестьян, а дети учителей освобождались от платы за обучение. Земство содержало платную библиотеку. Бесплатными библиотеками при гимназиях пользовались учащиеся.

Но в том кратком описании из путеводителя, которое привели Ильф и Петров в романе, перед читателями представал эдакий замшелый патриархальный городишко, в котором великий комбинатор мог провернуть всё что угодно с его обитателями, которые только что лаптем щи не хлебают и топором не подпоясываются.

А что – разве на Волге не было подобных маленьких патриархальных городишек? Маленькие-то были в то время – те же Васильсурск или Козьмодемьянск, да вот только патриархальными их назвать даже и в те времена было бы сложно. Всё дело в том, что сама Волга всегда была колоссальной транспортной артерией России с огромным грузооборотом и пассажиропотоком. Наверное, даже и сейчас далеко не каждая железная дорога может похвастаться такими объёмами перевозок, а уж тогда и подавно. Достаточно сказать, что первый пароход (допотопный, неуклюжий) появился на Волге в 1819 году! Ещё при Александре Первом. А первое акционерное пароходное общество появляется в 1843 году, а одно из самых больших акционерных пароходных обществ России – «Самолёт» в 1852, при Николае Первом.

Так что жители приволжских городов кого только в своей жизни не повидали – чиновников и офицеров, купцов и промышленников, карточных шулеров и цыган, лошадиных барышников и персидских негоциантов, студентов и пароходных воров – в общем: это были люди далеко не патриархальные, и вряд ли Остапу Бендеру удалось провернуть свою комбинацию в любом городе на берегу Волги.

И авторы романа прекрасно это понимали, вот и «перетащили» провинциальную Ветлугу на оживлённые волжские берега.

Ну и что, скажете вы – ну взяли, да и описали тот же самый Васильсурск или Козьмодемьянск, как Ветлугу – а советская цензура-то тут при чём?

А советская цензура при том, что она обкорнала полный вариант романа «Двенадцать стульев», вышедший впервые отдельной книгой в 1928 году в последующих изданиях почти на 1/3. И те жители Козьмодемьянска, придумавшие и литературный фестиваль юмористов – «Бендериада» и «Музей Остапа Бендера» просто никогда в глаза не видели полного текста романа.

А написано там было вот что


И из этого отрывка, увы, прямо следует, что город Васюки – это не Козьмодемьянск, который корабль с тиражной комиссией уже покинул – Васюки находятся ниже по течению, но выше, чем Чебоксары, куда наши концессионеры добирались уже на лодке, после бегства из Васюков.

Попробуем посмотреть по карте – найдется ли на правом берегу Волги хоть какой-то населённый пункт, который мог бы быть городом Васюки?

Нет! Ничего даже и близко похожего там не видно. Таким образом, получается что придуманный авторами романа город Васюки никакому волжскому городу не соответствует, да и по географии он там быть не может – никаких густых лесов вокруг в том месте уже давно и в помине нет, а железная дорога для города, в котором часто причаливали волжские пароходы никакого особого значения не имела.

Так что и литературный фестивали и музей в городе Козьмодемьянске существуют по ошибке – их организаторы просто не имели возможности прочесть полный вариант романа.

Вопрос: а так ли уж это плохо? Ведь литературный фестиваль юмористов существует уже второе десятилетие и музей тоже существует. В конце концов, и Шерлок Холмс никогда не жил в Лондоне на Бейкер-стрит, а его музей известен по всему миру.

Таким образом, советская цензура, уродуя роман, невольно оказала услугу жителям небольшого волжского города Козьмодемьянска, а также и всем любителям творчества И.Ильфа и Е.Петрова, которые теперь имеют возможность съездить на фестиваль юмористов и посетить музей Остапа Бендера.

Вот таким неожиданным образом закончился спор на страницах форума телепередачи «Своя игра» Я оказался неправ, но совершенно не жалею об этом. Надеюсь что те, у кого хватило сил дочитать всё это до конца, тоже не жалеют – оказывается столько интересного можно узнать о городе Васюки и о городе Ветлуге, если внимательно читать роман «Двенадцать стульев»

О реке Ветлуга вранье. Хотя река равнинная, но правый берег ее,в некоторых местах, достигает высоты до 100 м . А сам город Ветлуга находится на берегу высотой 25 м .Это подтверждает городской мост через реку 25 м над водой.
Еще в 1898 г ветлужский уезд имел 98 тыс жителей а в 1922 г более 200 тыс.
Сам уездный город ,действительно имел 8 тыс жителей. Река ,действительно, петлистая, но 30-х годах она естественно была углублена за счет прохождения Белян,лоты (3 и более) которых по 200 пудов постоянно бороздили дно реки.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: