Ваз 21099 самая дорогая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

ВАЗ-21099: великая отечественная мечта

Спросите любого, чья юность пришлась на конец 1980х — начало 1990-х, о каком автомобиле тогда мечтали, и вам ответят: «О „девятке“!». В данном случае это собирательный образ всего переднеприводного семейства, ибо желанной была не только «девятка», но и «восьмерка» (почти купе!), а еще, как апофеоз тогдашнего автобытия, ВАЗ-21099 цвета «мокрый асфальт». Это машины, о которых грезил любой житель страны, даже если водительских прав у него еще не было. Диспут на тему: «Чем длинное крыло лучше короткого» — мог собирать кинозалы, а чтобы стать обладателем супердефицитного «Спутника» (так именовалось все семейство) в обход очереди, с легкостью расставались с однокомнатными квартирами!

Уйдя из разряда дрим-каров, «восьмерки» и «девятки» до сих пор в цене и строю в силу надежной конструкции, обилия запчастей и хороших ездовых качеств. Помимо авто, произведенных для внутреннего рынка, все еще можно найти реэкспортные варианты, чьи первые 50 000 кэмэ были накатаны по дорогам Германии, Франции или Румынии. Эпизодически всплывает даже такая экзотика, как машины с правым расположением руля, кабриолеты, а также экземпляры, собранные в Финляндии.

При большом везении отыщете полноприводную версию ВАЗ-21099 — «Лада-Виктори» с начинкой от «Фольксвагена-Гольф Синкро». Впрочем, легче сказочную тыкву вырастить до размеров 43-литрового бензобака, чем найти такую «Золушку» в приличном состоянии. Из всего разнообразия кузовов более всего ценился седан, а потому 99-я — самый ходовой товар на вторичном рынке.

Эта машина обута в 14-дюймовые колеса (в стандарте — на дюйм меньше). Тормозные диски (3800 рублей за пару) от «двенашки». Еще из неформата — дверные ручки по цене 1600 рублей.

ФИНПЛАН

Разброс цен — от 30 000 рублей за откровенный хлам до 250 000 за авто последних лет выпуска в оригинале и без всякого намека на тюнинг. Кстати, о доводке: именно первой волне отечественного переднего привода Россия обязана расцветом производства всевозможных автомобильных аксессуаров различной степени полезности. Вот почему такие машины сегодня охотно покупают и для того, чтобы превратить их в околоспортивные болиды.

Еще один секрет популярности — доступность запчастей, что позволяет восстановить крайне потрепанный автомобиль за весьма скромную (даже на фоне других бюджетников) цену. Судите сами: наружная панель боковины — 2200 рублей, аналогичная деталь для «Нексии» — 10 860. Капот для 99-й — 1980 рэ, владельцам «Дэу» придется выложить 8400. Удивительно, но зачастую весьма крупные железяки стоят ощутимо меньше, чем вы отдадите за их последующую окраску. Да что кузовщина, новый карбюраторный мотор на ВАЗ-21099 в сборе купите за 35 400 рублей!

МОТОР-ХОУМ

Увы, тут похвастаться нечем. Дизельные варианты хотя и обкатывались заводом, в серию не пошли. Под капотом у 99-й были и остаются бензиновые моторы, в основной массе — объемом 1,3 и 1,5 л; очень редко, но встречается экспортный 1,1 л. Изменения коснулись лишь системы питания: карбюратор сменился впрыском. Такое однообразие разбавляют машины с роторно-поршневым двигателем, однако сыскать их можно только на рынках Тольятти. Техноаскетизм прослеживается и в коробках передач: только механика.

Совершенно аутентичный шильдик СПУТНИК — редкость. Нынешнее поколение норовит выкорчевать упоминание о социализме и воткнуть взамен простые заглушки.

В деле ремонта моторов и обслуживания машины накоплен гигантский опыт, который позволяет чинить авто в сервисах от Калининграда до Улан-Удэ. Проблемы могут возникнуть лишь из-за отсутствия кое-каких запчастей, но не дефицита технических специалистов. Перетряхнуть всю подвеску тоже не составит большого труда, благо в номенклатуре семь-восемь производителей для каждой группы товаров. Существенный минус этого изобилия — сомнительное порой качество комплектующих. Впрочем, нарваться на контрафакт может владелец любого автомобиля.

Ознакомительная часть экскурсии по советской автомобильной мечте подошла к концу. Для практической работы мы присмотрели инжекторный ВАЗ-21099 выпуска 2002 года с пробегом 97 000 км — по цене 185 000 рублей.

РАПСОДИЯ № 448

Так назывался чудный оттенок краски синего цвета, которой был неоднократно покрыт весь кузов. В самом деле, за десять лет жизни машины краску не раз подновляли, дабы авто могло всякий день выказывать бодрый вид и молодецкую стать. Капот, передние крылья и две двери несут на себе слои краски, нанесенные явно не в заводских условиях. Самый толстый слой — на заднем левом крыле: 260 мк. Это наверняка ретушь следов давнего ДТП. Прочий разброс, скорее всего, свидетельствует о борьбе со ржавчиной. Ее очаги видны невооруженным глазом, но сквозных дыр пока ждать не стоит.

Боковые повторители поворотников явно неродные — белого цвета. Других претензий к внешности нет, за исключением глухой тонировки задних стекол. Впрочем, попробуйте найти эту модель без такой опции! То же самое можно сказать о головном свете: он ксеноновый. Хорошо это или плохо, вам расскажут на техосмотре.

Щиток приборов высокой панели неплохо смотрится по сей день. Впрочем, при хвате руля «без десяти два» часть показаний не видна.

Салон. Это сегодня так называемая высокая панель не вызывает никаких эмоций, а 20 лет назад люди делились на два противоположных лагеря: сторонники восхваляли наличие в ней тахометра и верхнее, более удобное расположение магнитолы. Противники говорили, что у низкой панели лучше работают воздуховоды. Внутренние скрипы обоих вариантов завод не победил до конца выпуска, так что нынешний владелец просто скрепил отдельные части саморезами. Неэстетично, зато тихо. Обивка потолка не прокурена — тоже большой плюс. Да и сиденья весьма опрятные.

Открыв капот, увидели спортивно-желтого цвета трубу-растяжку между передними стойками. Замер компрессии в цилиндрах показал, что двигатель добрый, ходовая тоже в норме. До смены ремня ГРМ еще тысяч двадцать километров — значит, дополнительных трат пока не предвидится. Заметим, что это первый автомобиль в нашей рубрике, при осмотре которого не выявилась потребность в немедленных капиталовложениях.

Двадцатиминутный тест-драйв вернул меня в собственное безбородое прошлое. Отсутствие усилителя руля и кондиционера только добавило воспоминаний о том, как я забирал старшую дочку из роддома на собственной «девятке» цвета «вишня-127».

Привет из советского прошлого: листочек с обозначением цвета кузова наклеен на крышку багажника.

Вообще, машина скорее порадовала, чем огорчила. Порыкивала глушителем в меру, ШРУСы в поворотах не похрустывали. Сложилось впечатление, что предыдущие два хозяина относились к ней с большой любовью и пробег в 97 000 км с лишним — честный. Учитывая, что до первой капиталки автомобилю положено пробежать примерно 150 000 км, этот еще послужит. Так что найдете похожий вариант — можете смело покупать для поездок на каждый день.

В быту 99-я неприхотлива, аппетит у нее скромный, налог на лошадиные силы просто смешной. Ездовые качества тоже на высоте, не зря в доводке первого переднеприводного семейства ВАЗов участвовала немецкая фирма «Порше». Если вам немного за сорок, такая машина отлично подойдет для снятия приступов легкой ностальгии. Ежели вы молоды, то, владея таким аппаратом, поймете, почему 99-я для ваших родителей олицетворяла понятие «жизнь удалась». Примерно так же сегодня в обществе ценятся навороченные смартфоны или планшетники.

Кстати, в этой машине компьютер тоже есть. Он, конечно, нештатный, тем не менее показывает все необходимые параметры. О таком мы в свое время даже и не мечтали.

НАША СПРАВКА

Первое переднеприводное семейство ВАЗ (ВАЗ-2108, —2109, —21099) выпускали в Тольятти с 1984 по 2004 год. Отдельные модели собирали также в Сызрани и на Украине. Часть авто экспортировалась в страны бывшего СЭВ и Западную Европу. В 1990 году дилер советских автомобилей в Европе компания «Скалдия-Волга» представила кабриолет «Наташа», подобные строили и в Германии. Оживить спрос на западном рынке в середине 1990-х пытались, выпустив версию «Балтик» финской сборки. Кстати, все экспортные машины несли собственное имя — «Самара». На ВАЗе эти автомобили первыми получили окраску металлизированными эмалями. Достоинства, характерные для всех моделей семейства, — высокие динамические и скоростные характеристики, экономичность, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог, а еще крепкие бамперы. Одно из самых главных свойств — отличная ремонтопригодность.

ВАЗ 21099

ВАЗ 21099

Конкретно и по существу. Машина хорошая. Честно. В ВАЗ 21099 есть всё, что нужно, но всего мало. Есть мотор, но его 68 «лошадей» не могут обогнать фуру на трассе больше, чем секунд за 40 или минуту. Страшно. До Белоруссии (Гомель) ехал целых 13 часов. Есть тормоза, но их мало, они греются после пары продолжительных торможений, и их становится ещё меньше. Есть фары, но они годятся лишь на то, чтобы прочитать при их свете инструкцию по ремонту. Какие лампы не ставь, как ни регулируй, всё равно у иномарок передние габариты ярче, чем у меня дальний свет. Есть печка, но в минус 5-7 она греет салон минут 15, а то и дольше. Есть дворники, но они сами выбирают скорость своей работы в зависимости от оборотов двигателя и вообще трут плохо. После установки импортных бескаркасных ситуация улучшилась, но ненамного. Но, всё это, тем не менее, работает, и стоит «копейки». Совершенно умилил салон ВАЗ 21099, который должен трещать и скрипеть («девятка» ведь), но в нём было напихано в щели множество бумажек, кусочков кожи и саморезов. И не лень же было кому-то каждый скрип обнаруживать. Машина реально выполняет функцию машины. Она ездит и возит. Переварил у брата днище больше 50%, оба порога, даже лонжерон сгнил, пришлось усилитель наваривать. Такой детали, как шумоизоляция, в ВАЗ 21099 я не нашёл, по днищу проложено что-то среднее между старым поролоном и соломой. Когда я объяснял белорусам, откуда я приехал (я из Питера), они разводили руками и поражались крепости ржавчины. О поломках: менял протёкший задний тормозной цилиндр. Мелочь, а неприятно и нервно. В общем, берите — не пожалеете. Все-таки, ВАЗ 21099 лучше, чем импортный хлам до 1993-94 годов.

Достоинства : достаточно динамичный, относительно скутеров и грузовиков. Цена, цена и ещё раз цена. Адекватная надёжность. Ремонтопригодность при знании «матчасти». Почти бесплатные запчасти.

Недостатки : самый главный минус — на клемме аккумулятора. Последними двумя достоинствами время от времени приходится пользоваться. Абсолютное отсутствие шумоизоляции. Наверное, даже в безвоздушном пространстве она тише не будет.

ВАЗ 21099, 1997 г

Искал автомобиль по объявлениям около двух месяцев. Так как бюджет был сильно ограничен, то и выбор был невелик. Среди ржавого хлама со скрученными пробегами, наконец, нашёл ВАЗ 21099. Гаражная, один хозяин, в своё время была приличным авто, пока на пенсию не отправили. Не ржавая, не гнилая, компрессия в норме. Правда, радиатор «парил», так она 3 года в гараже отдыхала, почти не ездила. Сразу заменил его, плюс все патрубки, ну, конечно, масло со свечами, фильтра, колодки и «старушка» ожила. Что удивило - горели абсолютно все лампочки, даже подкапотная, а наличие центрального замка и исправных стеклоподъёмников меня окончательно подкупило. Хозяин утверждал, что делалась она для экспорта в Чили, но что-то я не слышал о таком, чтобы мы ВАЗы в Чили поставляли. Да это не суть. Так вот, машина у меня почти год - и я ей доволен. Несмотря на пробег в 110 тыс. км масла не ест ни капли, в -20 заводится и возит меня и мою семью туда, куда надо. Теперь немного о проблемах. Безопасность - её нет. Из систем активной безопасности - адекватное вождение и иконка на торпеде. Комфорт. По-моему, понятия «комфорт» и ВАЗ - несовместимы. Здесь можно говорить о приспособляемости водителя к окружающим условиям салона. Понятно, что торпеда у ВАЗ 21099 вся скрипит, печка хоть греет, но ноги всё равно мёрзнут и т.п. Проще не думать об этом. А вообще, чтобы не скрипело ничего, поставьте магнитолу. Ходовые качества ВАЗ 21099 соответствуют общему уровню авто. Машина резвая, но при обгоне какой-нибудь фуры на трассе бывает, что уровень адреналина в крови поднимается значительно быстрее, чем авто набирает скорость. При соответствующем уходе и внимании на ней можно ездить и ездить. Для начинающих - самое то. Но придётся освоить азы профессии автослесаря. Заскучать не даст. Любите её, и она ответит вам взаимностью.

Достоинства : цена. Ремонтопригодность. Запчасти недорогие. Многое можно сделать самому.

Недостатки : дешёвые, но некачественные запчасти. Многое придётся делать. Часто самому.

ВАЗ 21099, 2002 г

Достоинства : практичность. Ремонтопригодность, дешевизна содержания. Относительная надежность. Проходимость.

Недостатки : комфорт. Машина требует к себе постоянного внимания.

ВАЗ 21099, 2002 г

Скажу сразу, к ВАЗам отношусь спокойно, никакой предвзятости не имею, во всяком случае, к старым «девяткам», «восьмёркам» ит.д. Новое детище господина Бу - это уже отдельный разговор, но не будем об этом. Итак, стал обладателем ВАЗ 21099 в 2012 году, машина 2002 года сделана полная шумоизоляция всего, чего можно. Даже крышка багажника была проклеена - видимо «для устрашения». Купил с пробегом 170 тыс., по заверению своего товарища, который утверждал, что для ВАЗов это не главное - главное, что бы была не гнилая, в чём он и оказался прав. В целом машина меня устраивала: дешёвая в обслуге, запчасти продаются везде. Кстати касаемо шумоизоляции - это несомненный плюс, так как сейчас владею Фордом Мондео, и не побоюсь констатировать то, что в ВАЗ 21099 «шумка» хоть уже и кустарная, но была в разы лучше. В целом о машине остались положительные отзывы, за исключением некоторых моментов, в которых она всё же «попила крови»: самый неприятный момент этих машин – это отваливающие «массы», их постоянно надо протягивать. С этим еще как то можно смириться, но когда она стала глохнуть на ровном месте, просто едешь и она заглохла, ты еще секунды 3-4 нажимаешь на газ, пару раз чуть не попал в ДТП, после этого накупил датчиков почти на всю машину, ничего не помогло. Собственно потом продал с этой же проблемой. Как думаю теперь что датчик коленвала «накрывался». Кто бы что не говорил о безопасности, но ВАЗ 21099 - это капсула смерти, есть конечно и хуже машины, но факт есть факт.

Достоинства : простая. Дешевая.

Недостатки : коррозия.

ВАЗ 21099, 1996 г

Это была моя первая машина, наверное, и самая любимая. Покупал ВАЗ 21099 у знакомого в 2007 с пробегом 63 тыс. км наверное. История моей машины начинается с лихих 90-х, когда её украли через год после покупки и искали целый год и вот её нашли в гараже почти разобранную, конечно номера уже были спиленные, хозяин на тот момент выступил молодцом и, набравшись сил, решил её собрать. Собрать то он её собрал, но вот что бы сделали особую отметке в СТС-ке двигатель нужно было привезти на экспертизу и затащить его в здание на 3 этаж, матов было много, но он осилил и всё-таки сделал это (хорошо хоть не КамАЗ думал он). И вот спустя 10лет я стал счастливым обладателем ВАЗ 21099, у которой табличка с VIN была в бардачке и двигатель без номера, но меня это не пугало. Отъездил я на ней 3 года, эксплуатировал жестко, вытаскивала меня с таких ситуаций, где другая машина меня бы подвела. Скажу честно, кроме замены расходников не делал ничего. Думал я тогда, заводится, едет, тормозит, значит, зачем менять что то. Панель была низкая, чувствовался некий уют, салон был ухожен. Когда затонировал и поставил музыку, я был доволен. Ехала машина хорошо, карбюратор вещь, разобрал-собрал и машина как новая. «Зубила», наверное, единственная машина, которая смотрелась как надо, ну может еще и «восьмёрка». Продавать было жалко, но всё-таки решился и продал человеку, который на ней не ездил и при этом у него вечно что-то ломалось.

Достоинства : практически ничего не вложил за 3 года. Большой багажник. Запчасти копеечные.

Недостатки : нет ГУР, АБС, подушек безопасности.

ВАЗ 21099, 1998 г

Итак, комфорт. Ну, его нет, тут ничего не добавить, не убавить. Ну, на голову вода не капает, из щелей не дует и ладно. Всё-таки авто не дорогое. Хотя при наличии небольшой суммы денег и времени можно значительно его улучшить, и Вы ощутите каждый вложенный рубль. Безопасность. Ездил не пристёгивался, и оцениваю в этом пункте управляемость и отзывчивость авто. Не экономьте на резине. Хотите, верьте, хотите, нет, но за 3 с небольшим года эксплуатации ВАЗ 21099 меня ни разу не подвёл. Всегда ездил, куда и когда хотел. Ни разу не было, чтобы я был не уверен, что доеду до нужного мне места. А всё потому что за авто я следил. Следил не фанатично, менял только то, что было на языке мастеров «на подходе», «до весны походит» - ходило до весны. Если начинало что-то стучать или чувствовал что как то не так машинка едет, ехал на сервис и делал, до последнего никогда не доводил. Отдельно хочу сказать о мифе про сыпучесть ВАЗ, что в них постоянно что-то не работает, что из сервиса ВАЗоводы не вылезают. Всё это чушь. До настоящих 150-200 тысяч пробега точно, хотя может мне и повезло, и достался нормально собранный экземпляр, ну и как следить тоже сыграет роль. До 100 км/ч машинка нормально разгоняется, а больше в городе ездить слишком опасно для водителя и окружающих, а местами и дорого. По трассе я так скажу, если голова есть, и опыт то на те же 100% движка хватает. Фуру, идущую 100-110 можно обогнать легко, нужно оценивать дистанцию до встречки правильно, а это уже опыт.

Достоинства : в отзыве.

Недостатки : ВАЗ есть ВАЗ.

ВАЗ 21099, 1998 г

Что мы имеем: ВАЗ 21099 в отличном состоянии по кузову и салону. По технической части (после осмотра на подъемнике ) вообще ни каких вопросов не было. Сел и поехал. Так товарищ год на ней отъездил, попал в несколько мелких ДТП, в общем, дорос до иномарки - ну а я тогда на «шестерке» ездил, говорю - ну если за недорого отдашь, заберу. И забрал. Отъездил 5 лет. Ремонтировал сам (кроме подварки крабов и замены гранат), в принципе - откатал 80 тыс. км, вообще не вкладывался. Машина не единожды себя окупила, заводилась в любые морозы. Но - это отечественная, да еще и карбюратрная машина, были и остались свои минусы. Хочу их перечислить. Из минусов: неэффективная система охлаждения. Довольно часто выходили из строя термостат с термодатчиком, патрубки «сопливились» (но скорее всего тут свою роль сыграло качество запчастей). Посоветую ставить самозатягивающиеся хомуты (как на иномарках) и терсмостат желательно не отечественного производства. Холодная. Проклеивал панель, менял радиатор на новый, менял кожу – все-равно холодно. Ну как мне казалось, хотя на любой дороге - скорости, стекла ни когда не запотевали. Для меня парадокс - температура рабочая, но в ВАЗ 21099 холодно. Возможно, помогла бы электропомпа - но я не стал «заморачиваться». Часто выходят из строя подшипники ступиц - менял каждый год, но это из-за качества запчастей. Ставил отечественные - не знаю, может, есть импортные. Из плюсов: стоит копейки, запчасти стоят копейки. Что посоветовать желающему купить такую машину? Смотря за сколько хотите купить. Цены зависят от года. Мне, например, нравятся 1997-2001 карбюраторные. Инжекторные дороже. Да и в обслуживании сложнее. С карбюратором все просто - с букварем самому можно чинить. Опять же цена. И найти живую ВАЗ 21099 практически не возможно, очень много подводных камней.

ВАЗ-99 в 90-е стоила почти 1 млн руб. в современных деньгах

Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 11 июня 2020 Обновление статьи: 06.06.2020. Время чтения 7 мин.


В декабре 1990 г. АвтоВАЗ выпустил первые 50 автомобилей ВАЗ-21099. Машина стоила 9 400 руб., или 5 222 $ по советскому курсу. После распада СССР национальная валюта катастрофически обесценилась. На протяжении почти всего «лихого» десятилетия «девяносто девятая» продавалась за доллары по цене 3 600–9 900 $.

В Советском Союзе люди с трепетом относились к автомобилям. Машина являлась предметом роскоши. Особенную гордость за отечественный автопром граждане испытывали при виде переднеприводной серии «Спутник» (ВАЗ-2108 / 09 / 099). Первые «восьмёрки» выпускались с 1984 г. А в начале 90-х гг. на дорогах появилась апофеозная модель ВАЗ-21099. При виде вазовского седана становилось понятно, что жизнь у владельца удалась. Ведь за те деньги, сколько стоила 99 в 90-е, можно было купить благоустроенную квартиру или приличную подержанную иномарку: Ford, BMW, Opel или Volvo.

Справочно. Отличие моделей «Спутник» от серии «Самара» только в типе трансмиссии. На первых устанавливали 4-ступенчатую коробку передач, а на вторые 5-ступенчатую. Кроме этого, линейка «Спутник» производилась исключительно для внутреннего рынка.

Разработка и отпускная цена

АвтоВАЗ пошёл на смелый шаг, выпустив модельный ряд переднеприводных автомобилей в кузове хэтчбек. Советским гражданам больше нравились седаны: Волги, Москвичи и классика тольяттинского автогиганта (2101 – 2106). Но прицел разработчиков был сделан на западный рынок, где такой кузов стал очень популярным.

С 1978 г. конструкторский отдел приступил к работе над проектом «Гамма». Согласно техзаданию, перед инженерами ставилась цель создать 3-х, 5-ти и 4-дверный автомобиль на платформе одного шасси.

Кузова машин очень походили на итальянские Fiat Ritmo и Fiat Regata. Всё потому, что в разработке принимали участие инженеры компаний UTS (подразделение Fiat). А над двигателем и передней трансмиссией помогали работать специалисты Porsche (наверное, поэтому у машины прекрасные ходовые качества).

Разработка и отпускная цена

С 1984 г. в серийное производство пошла модель «2108». Через 3 года запустили «2109», а с декабря 1990 г. с конвейера начали сходить ВАЗ-21099. Розничная стоимость последней составляла 9 400 руб, что на 400 руб. больше, чем у «Девятки» (источник «За рулём»).

Курс доллара на 31 декабря 1990 г. составлял 1,8 руб. (коммерческий курс по указу М.С. Горбачёва). То есть, новая машина стоила 5 222 $. Выложить такую сумму могли исключительно директора крупных предприятий или цеховики (теневые коммерсанты).

Интересный факт. Самым востребованным автомобильным изданием СССР был журнал «За рулём». Именно из его страниц автолюбители узнавали о появлении новых моделей отечественного автопрома. Так было и с семейством «Спутник», которое подарило советским гражданам немало тем для обсуждения в гаражах и курилках предприятий.

«Девяносто девятая» стала настоящим долгожителем среди переднеприводного семейства. На протяжении 14 лет (до 2004 г.), с конвейера сошло 1 040 475 автомобилей. Затем лицензию на производство купила украинская компания «АвтоЗАЗ» из Запорожья, продолжившая выпуск «99-й» до 2011 г. Машину немного модернизировали, поставили европанель и двигатель 1,6 л.

Как менялась цена

Как менялась цена

После распада СССР в стране началась девальвация национальной валюты. Средняя зарплата в январе 1991 г. была 308 руб., а к декабрю поднялась до 1 200 руб. Цены на товары поползи вверх. АвтоВАЗ оккупировали криминальные группировки. Под их контролем новые машины перепродавались несколько раз между фирмами прямо у проходной Волжского автозавода.

Иногда в техпаспорте оставалось единственное свободное место для покупателя, так как остальные разделы были заняты реквизитами и печатями «заводских» перекупщиков. Говорить о статических ценах того времени некорректно, потому что их никто не регулировал. Это была эпоха безумного рынка.

«Купить новую машину в Тольятти в 90-е проблем вообще не было. Проблема была вернуться обратно на машине… ну или даже налегке, без машины, но хотя бы живыми в той комплектации и состоянии, в котором вы уезжали».

Воспоминания перегонщика

После 1995 г. в российских городах стали появляться салоны, куда машины привозили автовозами. За последующие 5 лет стоимость нового «ВАЗ 99» то поднималась до 9 600 $, то опускалась до 3 600 $.

Скриншот газетной рекламы от 1996 г.

Скриншот газетной рекламы от 1996 г.

Курс доллара продолжал расти. Например, в январе 1996 г. он составлял 4 661 руб. за 1 $, а в декабре того же 1996 г. уже 5 560 руб. То есть, для покупки новой «99-й» за 7 900 $ в начале года необходимо было иметь капитал от 36,8 млн руб., а в конце – 43,9 млн руб. Это примерно в 4 200 раз больше, чем отпускная цена в декабре 1990 г.

По данным Росстата, средняя зарплата на январь 1996 г. составляла 634,7 тыс. руб. а в декабре 1,027 млн руб. Значит, на покупку нужно было копить 3,5–5 лет.

«Я прекрасно помню, как ВАЗ-21099 в 1997 г. стоил 60 млн руб. Слышал тогда разговор, как одна девушка обменяла 1-комнатную квартиру в Ижевске на ВАЗ-21099».

С форума Ижевска

Таблица 1. Стоимость ВАЗ-21099 выборочно

Год В USD В RUB
1997 (май) 8 700 – 9 900 50,2–57,1 млн
1998 (январь) 4 600 – 5 400 27 600 – 32 400
1999 (март) 3 600 – 3 900 86 400 – 93 600

Источник: архив «За рулём»

Кроме внутреннего рынка, ВАЗ-21099 активно поставлялся на экспорт. Но различным дооборудованием и модернизацией занимались иностранные ателье.

Lada Sagona

Фото: Lada Sagona

Иногда машину разбирали до основания, проклеивали качественной шумоизоляцией, обрабатывали кузов антикоррозийным покрытием и устанавливали фирменный обвес. Автомобиль обретал разные комплектации и получал дополнительные названия:

  • Lada Sagona (Франция);
  • Lada Sable (Австралия);
  • Lada Samara Saloon (Великобритания);
  • Lada Forma (Германия);
  • Lada Canada (Канада);
  • Lada Diva (Бельгия).

Иностранцы редко покупали российские машины. Они не соответствовали параметрам цена-качество даже после доработок. С тюнингом стоимость возрастала настолько, что за эти деньги можно было купить надёжный и комфортный BMW 3-й серии.

Вместе с этим, немецкие издания регулярно выпускали статьи с критикой тольяттинских моделей, что дискредитировало ВАЗ в глазах тех же бюргеров. Но модернизированные «99-е» охотно покупали россияне, и на отечественных дорогах часто встречались реэкспортные модели.

В настоящее время

На вторичном рынке всё также много предложений о продаже легендарной «Девяносто девятой» модели, как и в «нулевых». Ресурс «Авито» предлагает 3 420 автомобилей, стоимостью от 10 до 670 тыс. руб. Самая высокая цена у коллекционной карбюраторной машины, выпущенной в 1999 г. Как принято говорить в кругах автолюбителей – состояние нового авто.

В настоящее время

Сегодня же (на 25 апреля 2020 г.) курс доллара 74,7 руб. Те же 670 тыс. руб. превращаются в 8 970 $. Цена сравнима с показателями 90-х. Но для полноты картины пересчитаем, сколько бы стоил новый автомобиль того времени в 2020 г.

Для сравнения возьмем данные за 1996 г.: 7 900 $ начала этого периода за счет инфляции в 2020 г. стали уже 13 306 $. То есть, в современных деньгах новую «99-ю» сегодня бы продавали за 998 тыс. руб. При средней зарплате в февраль 2020 г., по данным Росстата, 47 257 руб. на такую машину пришлось бы копить россиянам 1 год и 9 месяцев. А это в 1,5–2,5 раза меньше, чем в 90-е.

Длинное крыло, низкая панель, с пробегом меньше тысячи. ВАЗ 21099 четверть века не покидала гараж

ВАЗ 21099 был одной из самых популярных, модных и желанных машин в начале девяностых. Купить его было непросто, ведь спрос многократно превышал предложение. Поэтому трудно себе представить ситуацию, когда счастливчик, ставший обладателем новенькой «девяносто – девятой», да еще и ультрамодном в то время цвете «мокрый асфальт», не проехав и тысячи километров просто поставил машину в гараж, и на протяжении четверти века на ней никуда не выезжал.

В состоянии «капсула времени» уже найдено множество «Волг» и «Москвичей», реже – «Запорожцев» и «Жигулей», очень редко, но встречались даже «девятки». Но вот что бы 099 с пробегом в 990 километров нашлась, я даже сначала не поверил. Посмотрев фото, пришел к мысли – похоже действительно, «капсула», уникальный случай. Впрочем, есть и сомнения, но о них в конце.

Машина 1993 года изначально предназначалась для экспорта в Турцию, о чем свидетельствуют сохранившиеся сопроводительные документы.

Уже в Керченском порту, откуда она и должна была отплыть в Турцию, её перекупили, или же там действовала какая-то мутная схема по фиктивному «реэкспорту», кто теперь знает, но факт в том, что новенькая 099 оказалась в Николаеве, на Украине, где и провела всё это время, сохранившись в первозданном виде.

На машине нет никакого «колхоза», оригинальную «низкую панель» никто не менял на более позднюю «высокую», нет тонировки, без которой в девяностых, кажется, ни одна 21099 не ездила.

Даже легкосплавных дисков нет. Родная штамповка на 13 дюймов, на которую одеты покрышки Бл-85.

Кстати, здесь непонятный момент, насколько я знаю, все экспортные машины восьмого и девятого семейства завод обувал в импортную резину. Впрочем, в 1993 году могло всякое быть, да и сам владелец мог «скинуть» дорогую импортную резину, поставив себе попроще, тем более зная, что не будет ездить.

Магнитолу неизвестного китайского производителя а-ля Австрия, антенну и динамики владелец установил сам. Так же установил сигнализацию. Такая машина, если она была без сигнализации, в девяностых годах очень быстро находила нового владельца, без ведома и согласия на то законного хозяина.

Под капотом, да и под машиной в целом многолетний слой пыли и паутины.

В системе зажигания стоит венгерский трамблер и старый, еще советский коммутатор зажигания. Резинка, которая держит расширительный бачок, давно рассохлась от старости.

Я обратил внимание на хомуты, которыми затянуты патрубки системы охлаждения. Они похожи на современные, так как на машине 1994 года, которую я в своё время видел своими глазами, правда, пробег её был около 20 тыс. км., хомуты точно были заводские, и выглядели они по-другому.

Сняв их один раз, назад поставить, как правило, уже нереально. А вот на топливной магистрали хомуты стоят родные, которые затягиваются винтиком с гайкой.

Двигатель. Нет даже намёка на лак. Кажется, этот мотор действительно не прошел даже обкатку.

Родные синие "бронепровода" на месте.

Задний диван накрыт плёнкой, скорее всего, еще заводской, но просто накрыт, а не обтянут.

Салон в идеальном состоянии, не считая того, что он запылен.

Что сказать. Машина, скорее всего, действительно является уникальным случаем – сохранившейся в состоянии «капсулы времени». Для этой модели – почти фантастика. Но есть сомнения в том, что она не выезжала из гаража с 1993 года, как заявляет об этом владелец.

Первое, что бросается в глаза – номерные знаки.

Такие появились на Украине в 1995 году, если я не ошибаюсь. В 1993 году эта машина никак не могла получить такие номера, их попросту не существовало.

Хомуты, о которых я говорил, да и сам радиатор, хоть он и в идеальном виде, вроде отличается от того, что ставил завод. Как и решетка, радиатора, такие вроде с 1994 –го пошли. Но здесь утверждать что-либо однозначно не берусь, машина то экспортная.

Пластиковые корпуса фар почему-то пожелтели. Странно, отчего, если машина всё время провела в помещении, а не ездила, светя в ночи лампами в 100 ватт.

Впрочем, фары могли поменять, насколько я понял, у владельца есть еще одна «девятка», на которой он и ездит. Возможно, эти фары именно с неё.

Водительское сиденье. Просиженным его назвать нельзя, но и абсолютно новым оно не выглядит.

В общем, есть у меня сомнения в реальности цифр на одометре. Пробег, возможно, немного скручен. А в остальном машина, безусловно, великолепно сохранилась.

Недавно она появилась на сайте автопродаж с ценником в 6000 американских денег, но объявление уже не активно, машина продана. Насколько я понял, её купил киевский автоблогер, ценитель «капсул времени» Рома Urraco.

А вы, дорогие друзья, как считаете? Это реально «капсула времени», или просто красивая история для порядком «выдержанного» в условиях гаражной пыли автомобиля. Видеообзор – здесь. Oldtimer

Купить ВАЗ 21099

Сегодня купить ВАЗ 21099 уже не так дорого как раньше. Цена ВАЗ 21099 составляет порядка 2 500$. Речь идет о ухоженной, беспроблемной машине не требующей значительных вложений. Благодаря не высокой стоимости, 99-ая может быть и автомобилем на котором начинающий автолюбитель будет оттачивать свои навыки; и надежным, не прихотливым транспортным средством для всей семьи, и отличной базой для тюнинга.

99-ая с самого начала своего производства получила «длинные» крылья. В последствии такие стали устанавливаться и на «восьмерки», и на «девятки». Также на 99-ой с самого начала устанавливался собственный капот, который позволял установить обычную, традиционную радиаторную решетку, вместо «намордника» устанавливаемого на ранние «зубилы» без багажника. Дополнительные 200мм довели длину кузова Самары до 4205мм. Снаряженная масса VAZ 21099 с карбюраторным двигателем 1.5л составляет 970кг. Также стоит заметить, что при колесной базе в 2460мм, дорожный просвет этого российского седана равен 160мм, что является положительным фактором при движении по плохим дорогам. Коэффициент лобового сопротивления «зубилы с багажником» равен 0.453.

Престижная 99-ая изначально получила «высокую» панель, которая оснащалась тахометром и в последствии устанавливалась и на другие Самары первого поколения. Багажник объемом в 400л был значительно более удобным при укладке крупных и тяжелых грузов, в сравнении с хетчбеками семейства Самара. Как и на «Девятке» здесь присутствует возможность складывания заднего дивана, что увеличивает объем багажного отсека до 940л.

Технические Характеристики ВАЗ 21099

Характеристики ВАЗ 21099 с наименее мощной «четверкой» объемом в 1.3л сегодня мало кого впечатлят, как впрочем и характеристики более мощного карбюраторного двигателя. Последний при диаметре каждого из цилиндров в 82мм и ходе поршня в 71мм имеет объем в 1.5л. При степени сжатия в 9.8:1 он развивает мощность в 68л.с и тягу в 100Н.М, чего достаточно для разгона до 100км в час за 15с, и набора максимальной скорости в 156км в час. Карбюраторные двигатели 99-ой питаются с помощью карбюраторов Солекс.

Более мощный, инжекторный 1.5, появившийся в 1994-ом году развивает уже 76л.с и позволяет ускорится до сотни за 14с.

Поздние ВАЗ 21099 оснащались инжекторным двигателем объемом в 1.6л мощностью в 81л.с и тягой в 120Н.М.

Передаточное отношение главной пары 99-ой равно — 3.7:1 в случае состыковки с моторами 1.5 и 1.6л, и 3.9:1 в случае стыковки с базовым 1.3.

Коробка передач здесь пятискоростная, механическая, а тормоза дисковые спереди и барабанные сзади.

Купить ВАЗ 21099

Советуйте Купи Продай друзьям и получайте свой доход!

Google Play Маркет

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2002; Пробег: 130; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Голубой;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2002; Пробег: 100000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серебристый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2002; Пробег: 201000; Кузов: Седан; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серебристый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2004; Пробег: 200000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2002; Пробег: 350000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1996; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1999; Пробег: 22335; Кузов: Хетчбек; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1998;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2000; Пробег: 217000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1997; Пробег: 7777; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2002; Пробег: 36000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серебристый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1997; Пробег: 150000;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1993; Пробег: 338000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Белый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1998; Пробег: 130000; Кузов: Седан;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1996; Пробег: 300000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2004; Пробег: 200000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1998; Пробег: 200000; Кузов: Седан; КПП: Автоматическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1999; Пробег: 164000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Бордовый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1996; Пробег: 270000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Красный;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2000; Пробег: 100000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Темно-синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1992; Пробег: 150; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Красный;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2000; Пробег: 164000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2002; Пробег: 23000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1988; Пробег: 112000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Синий;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Двигатель: Бензиновый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2004; Пробег: 90000; Кузов: Седан; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Коричневый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2000; Пробег: 300000; Кузов: Седан; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Фиолетовый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 1991; Пробег: 200000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2000; Пробег: 123456; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2000; Пробег: 190000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Зеленый;

Марка: ВАЗ; Модель: 21099; Год выпуска: 2001; Пробег: 200000; Кузов: Седан; КПП: Механическая; Двигатель: Бензиновый; Цвет: Серый;

Самый дорогой ВАЗ в России стоит 13 миллионов рублей и проезжает 402 метра за 9,3 секунды


Автомобиль принадлежит бронзовому призеру Кубка России по дрэг-рейсингу в классе FSA 2017 года, пилоту ростовской команды Clubturbo — Владимиру Третьяку. Когда-то это был обычный ВАЗ-2108 1988 года выпуска, но от того автомобиля практически ничего не осталось.


Дрэговая «восьмерка» построена на кастомной пространственной раме и оснащена серьезно доработанным двигателем от Mitsubishi Lancer Evolution, дополненным турбиной Garrett GTX 4202R. Потенциал этого мотора составляет около 1200 л.с., но настоящий сетап рассчитан на 1100 л.с. Коробка передач также от Lancer Evo с кулачковым рядом.


В 2018 году Владимир Третьяк на дрэгтазе установил личный рекорд – проехал 402 м за 9.3 сек на 2-ом этапе Чемпионата России по дрэг-рейсингу SMP RDRC в Грозном. Скорость на финише составила 250 км/ч. Просто фантастические показатели для ВАЗ-2108 конца 80-х. В этом, кстати, помогает маленький вес гоночного болида — всего 870 килограмммов. Кстати, по словам гонщика, до 200 км/ч необычная «восьмерка» разгоняется всего за 5,9 секунды.


Передние крылья и капот сделаны вручную из стекловолокна. Спереди выделяется отверстие для турбины. Передние крылья рассчитаны на установку огромных 29.5-дюймовый дрэговых сликов, которые обеспечивают максимальное сцепление с трассой во время заезда. Задние же колеса наоборот максимально небольшие и узкие, чтобы снизить массу.


Причины, по которым гонщик решил продать свой рекордный автомобиль не понятны. А ведь это самый быстрый автомобиль Ростова-на-Дону, по словам Владимира. Возможно, гонщик решил привлечь к себе немного внимания от СМИ перед грядущим сезоном, а может хочет вложить вырученные средства в строительство нового драгстера.

История создания ВАЗ 21099

Вспомним, что семейство 2108/09разрабатывалось и ставилось на производство исключительно в двух версиях – трёхвёдерный и пятиведерный хэтчбеки, т.е. двухобъёмники. Ни о каком трёхобъёмнике( седанес ярко выраженным багажным отсеком) поначалу речи не было.

Но когда семейство хэтчбековуже ставилось на производство, стало ясно, что в гамме явно не хватает седана. Россия в этом плане достаточно консервативна. Это позже подтвердилось – как только с конвейера сошли первые восьмёрки, на завод от потребителей обрушилась целая лавина писем и звонков: «Дайте нам багажник!».

Объясняется всё просто. Если взять Европу, то там хэтчбек, особенно в двухдверном варианте (дверь задка мы тут в расчёт не берём) – это, как правило, второйили третийавтомобиль в семье, для молодёжи.

У нас же в подавляющем большинстве случаев автомобиль как таковой является в семье единственным.

То есть, речь идёт об истинно семейномавто, пригодном на все случаи жизни. И для этих целей лучше всего подходит именно четырёхдверный седанс багажником.

Поэтому и возникла идея: в рамках семейства(!) разработать и поставить на производство седан2110. Да-да, именно такой индекс он носил вначале (в этом был свой резон: 2108– 2109– 2110).

Работа над экстерьером новой машины была поручена опытному дизайнеру В. Пашко. Кому же, как не ему, автору (совместно с В. Кряжевым) внешних форм 2108/ 09, довести дело до логического конца?

Правда, Кряжев к тому времени перебрался в Запорожье, и над новым седаномПашко работал уже один.

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_096.jpg
В. Пашко, дизайнер.

Когда стало ясно, что в гамме семейства явно не хватает классического четырёхдверного седанас отдельным багажником, то, естественно, появилось и задание на его разработку.

Первоначально автомобиль именовался 2110(продолжение линейки 2108– 2109). Работа над ним шла с 1980 года. Сначала вёлся эскизный поиск, а в 1981 году был закончен полномасштабный макет, который и был позднее в доработанном виде представлен на министерский худсовет.

На первых вариантах макета 2110(будущего 21099) передок ещё был отрезной, с пластиковой маской. Но затем появились удлинённые капот и крыло.

Первоначально мы рассматривали четырёхфарную систему.

Передок-то использовался восьмой, но была идея несколько поднять престижность, перейдя на 4 фары (как 2103относительно 2101). Но этот вариант не пошёл, поскольку по качеству света заметно уступал новой фаре, разработанной для восьмогосемейства.

Облицовка передка замысливалась нами всё же другой, чем пошла потом с конвейера. Это было связано с тем, что мы тогда разрабатывали цельныйэлемент передка, т.е. решётку, объединённую с бампером.

В этот элемент должны были вставляться фары, звуковой сигнал, элементы энергопоглощения удара и прочее. И в собранном состоянии всё это должно было устанавливаться на автомобиль.

Таким образом, мы предлагали преимущество – отдельную подсборку, т.е. экономию по сборочным единицам.

Но от этого варианта решётки пришлось-таки уйти – негде было разместить моторедуктор фароочистителя. Мы, правда, до сих пор не выпускаем автомобили с фароочисткой, но тогда она была предусмотрена.

На 21099были максимально использованы кузовные детали автомобиля 2109. Появилась новая задняя боковина, удлинился пол, что дало возможность удлинить автомобиль в целом на 200 мм. И вся дальнейшая разработка шла на этой базе.

Потом появилась идея создания 2110не на базе восьмогосемейства, чтобы сделать модель более, скажем, представительской, поднять её на более престижный уровень.

И в 1983 году в рамках проекта 2110мной был разработан Силуэт. Причём в двух вариантах (на одном макете).

Левая сторона была достаточно близкой к 21099по основной части кузова, без изменения дверей, но с изменениями в передней и задней части. По фарам изменений не было, менялся только указатель поворота. Менялись крылья и бамперы как впереди, так и сзади.

А правая сторона была с новыми рамочными дверями, там изменений было больше.

Первоначально базировались на фаре 2108, затем – с использованием дополнительных указателей поворота, которые уходили на боковину.

Было также два варианта задка. Первоначально – с использованием восьмыхфонарей, затем появился оригинальный вариант, идея которого потом продолжилась на автомобиле 2115(наклонный задний фонарь).

В общем, в Силуэтебыл заложен целый ряд новшеств, которые потом как-то плавно перетекли в вариант, который разрабатывал Ярцев.

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_097.jpg
Таким представлял себе будущий седандизайнер В. Пашко. Внизу: одна из изюминокпроекта – цельный сборочный элемент передка.

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_098.jpg
Идёт работа над профилем в натуральную величину (В. Пашко).

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_099.jpg
Первый вариант (ещё с маской, коротким крылом и круглыми фарами).

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_100.jpg
Работа близится к завершению (В. Пашко, 1981 г.).

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_101.jpg
Макет 2110(будущ. 21099), представленный на худсовет Минавтопромав июле 1983 года. Дизайнер В. Пашко. Правая сторона – длинноекрыло и круглые фары, левая – фары 2108и короткоекрыло.

Высокой мысли пламень (Часть третья) — i_102.jpg
Лист из подарочного вазовского альбома (1985 г.). Десяткавиделась тогда именно такой. Правда, уже к концу года она превратилась в ВАЗ-21099
Длинная финишная прямая к созданию ВАЗ-21099.
В начале апреля 1986-го года была создана документация на подготовку к производству ВАЗ-21099. Но производство «девяносто девятой» началось только осенью 1990 года. Потому что поначалу, уже готовый проект, положили «на полку», где он пролежал 2 года, пока о нем снова не вспомнили. Это произошло потому что создание нового переднеприводного седана, будущего ВАЗ-2110, потребовало больших денег. Затем выпуск ВАЗ-21099 был задержан из-за серьезных финансовых пробем на Волжском автозаводе.

Когда был налажен выпуск двух вариантов хетчбеков, всем известных ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, их производство полностью заняло первую нитку конвейера, где они сменили народную классику ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013. К слову первый опытный образец «восьмёрки» появился на свет в конце декабря 1978 года. Тогда тольяттинские инженеры были озадачены созданием новых перспективных моделей автомобилей для второй нитки конвейера. Они все сходились во мнении, что супротив хэтчбеков надо создать именно седан. Это было продиктовано консервативными потребительскими пристрастиями советского населения – двух-объемистые кузова восьмерки и девятки не всем пришлись по душе.

История выпуска автомобиля ВАЗ 21099 началась сразу – среди инженеров не было единогласия относительно привода будущего автомобиля. Одни сомневались в востребованности и конкурентоспособности переднеприводных автомобилей и предлагали создать новое семейство классики, которое пришло бы на смену «пятёрочному» поколению. Другие же утверждали что на базе уже освоенной схемы получиться создать автомобиль дешевле и быстрее.

В итоге чаша весов не склонилась ни к одному из вариантов и было решено начать работу над обоими вариантами. То был 1980 год. Предусматривалось создание универсала и седана на базе ВАЗ-2108/09 и создание нового поколения классики. Первые получили порядковый индекс «2110/11″, а новое поколение классики назвали «2112″. Но при этом последний проект считался более приоритетным и рентабельным.

Работа над созданием нового седана
Дизайнер Владислав Пашко сразу же приступил к работе над седаном на базе ВАЗ-2109. Перед ним стояла простая задача – кузов нового седана должен был быть унифицирован с кузовом «девятки» и этот седан должен был занять нишу «шестерки», то есть стать самой престижной и дорогой машиной.

И уже через год был создан первый полноразмерный макет из пластилина. От выпущенной в итоге машины он отличался лишь несколькими элементами оперения. В частности, по началу передок был оформлен с помощью четырех круглых фар. Так дизайнер пытался придать седану представительности, но в итоге оказалось что фары от ВАЗ-21108 освещают дорогу намного лучше. Также Пашко опробовал идею длинных капота и крыла.

Выбор между ВАЗ-2112 и ВАЗ-2110
Итоговую оценку автомобили получили в июле 1983 года на министерском худсовете. На нем было представлено несколько вариантов кузовов, созданных для «2112″, а так же вне конкурса был показан макет ВАЗ-2110. Левая и правая стороны этого макета отличались друг от друга передком: слева это было повторение ранних «восьмёрок» и «девяток»: короткое крыло, блокфара и маска, а правая сторона была оформлена четырьмя круглыми фарами с длинными капотом и крылом. Вместо облицовки на обоих вариантах по прежнему присутствовал «клюв». Увидев все это, министр автомобильной промышленности СССР Поляков В.Н. произнес очень важную для будущей «девяносто девятой» вразу: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Все дело было в том, что конструкторы новой классической модели создали новый кузов на базе старой платформы. Но это была уже устаревшая фиатовская платформа. Большое количество агрегатов и узлов не отвечали реалиям того времени и их постоянно приходилось конструировать «с нуля». «Десятка же сыграла роль «синицы в рука», потому что полностью базировалась на уже освоенной платформе «08/09″.

седан Лада Самара 21099

В итоге после этого лета 1983 года приоритеты изменились. По-прежнему работа велась в обоих направлениях, но теперь «десятка» имела больше шансов для попадания на вторую ветку конвейера. Тогда за подготовку нового седана взялись технологи и конструкторы, а у Пашко появилось время для работы над экстерьером. В итоге были окончательно утверждены длинные капот и крыло, стандартная блокфара, а лаконичная решетка вытеснила сомнительный клюв.

В конце 1985 года, когда создание тогда еще «десятки» было завершено, перед разработчиками неожиданно встала проблема. Отчетные испытания «родителей» нового проекта – автомобилей ВАЗ-2108/09 были завершены еще в 1983 году. Новый седан в них не участвовал, так как не был готов. Тогда новую модель, заявленную как ВАЗ-2110 надо было проводить через новую серию приемочных испытаний. Но работники завода пошли на хитрость и поменяли индекс нового автомобиля, к чему они уже прибегали, когда вместо модификации «тройки» ВАЗ-21031 для отчетности была выпущена новая модель ВАЗ 2106. Но в случае с седаном переименование из ВАЗ-2110 в ВАЗ-21099 превращало автомобиль в модификацию «девятки», что позволяло пройти отчетные испытания по укороченной программе. Данная хитрость превратила автомобиль «2110″, создаваемый 5 лет, в «девяносто девятую». А проект «2110″ в последствии достался седану нового поколения переднеприводных автомобилей.

Длинная финишная прямая к созданию ВАЗ-21099.
В начале апреля 1986-го года была создана документация на подготовку к производству ВАЗ-21099. Но производство «девяносто девятой» началось только осенью 1990 года. Потому что поначалу, уже готовый проект, положили «на полку», где он пролежал 2 года, пока о нем снова не вспомнили. Это произошло потому что создание нового переднеприводного седана, будущего ВАЗ-2110, потребовало больших денег. Затем выпуск ВАЗ-21099 был задержан из-за серьезных финансовых пробем на Волжском автозаводе.

Именно одна из моделей «21099″, выпущенная 12 ноября 1990 года, стала 13 миллионным автомобилем, выпущенном на АвтоВАЗе. .

Читайте также: