Во мгновение ока при последней трубе ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными а мы изменимся

Обновлено: 05.07.2024

Толкование на 1 Коринфянам 15:51

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Коринфянам 15:51 / 1Кор 15:51

Григорий Нисский (331/5−

Ст. 51−52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе. Ибо, как думаю, когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда, как словами вскоре во мгновении ока наименовав этот неизмеряемый и неимеющий протяжения предел времени, учит апостол, в мгновение времени совершится изменение существ. Почему, кто достиг этой самой последней и крайней точки времени, тому, так как ничего не остается за этим краем, невозможно получить это временное посредством смерти изменение, разве когда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших и оставшихся в жизни, подобно изменяемым через воскресение, мгновенно прелагающая в нетление, так что тягота плоти не повлечет уже ее долу и бремя не удержит под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: Восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Сол. 4:17).

Источник: Об устроении человека.

Иоанн Златоуст (

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Окончив увещание касательно жизни, далее он по своему всегдашнему обыкновению, соединяя один предмет с другим, переходит опять к учению о воскресении тел и говорит: «говорю вам тайну» (1 Кор. 15:51) .

О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить (апостол), и оказывает им великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных. Что же это такое?

«Не все мы умрем, но все изменимся». Смысл слов его следующий: «не все мы умрем, но все изменимся», даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными.

Источник: Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.

Феофан Затворник (1815−1894)

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

Се тайну вам глаголю. «О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить Апостол, и оказывает слушателям великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных» (святой Златоуст). «Тайною называется, что не всем объявлено, но вверено одним друзьям». Посему Апостол утешает коринфян.

«Что же это такое: вси бо не успнем, вси же изменимся? — Смысл слов его следующий: не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, ибо и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» (святой Златоуст). «Ибо не только скончавшиеся восстанут нетленными, но и остающиеся еще в живых облекутся в нетление» (Феодорит).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

То-есть: мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земли живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными; их тела, не подвергаясь смерти, изменятся из тленных в нетленныя, какия будут иметь и воскресшие из мертвых.

Переименовывая смерть успением и сном, богомудрые Мужи, без сомнения, хотели внушить своим последователям, что христианин должен смотреть на смерть не якоже и прочии, неимущии упования, что смерть не есть решительное отрицание жизни и погибель личности и бытия, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленною силою жизни, так уснувший смертию телесною пробудится в новую безсмертную жизнь в день всеобщаго воскресения. Таким образом, если мы внимательны: то произнося слово: успение, мы напоминаем себе учение о безсмертии души и утверждаем себя в надежде воскресения и тела.

Источник: Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.

Ефрем Сирин (

Ст. 51−52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Итак, говорит, вот тайна, которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, кои исповедуют воскресение, а не философам, кои отрицают воскресение мертвых. Все почием, — говорит же это тем, кои дождутся пришествия (Христа). Все обновимся: хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею. Это и означают слова: воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Максим Исповедник (580−662)

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Поскольку в одних списках Апостола содержатся [слова] все мы уснем, но не все изменимся, а в других — не все мы уснем, но все изменимся, то я прошу объяснить, какое из чтений следует считать верным, и что эти [слова] означают?

Поскольку оба [чтения] содержатся уже в древних списках, то я полагаю, что, следуя и тому и другому чтению, понимающий текст согласно благочестию не отдалится от апостольской цели. Слова все мы уснем, но не все изменимся следует понимать так: мы все подвергнемся сну смерти, но не все получим взамен славу и дерзновение. В другом [месте] тот же апостол утверждает это яснее, говоря: только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор. 5:3). А слова не все мы уснем, но все изменимся следует воспринимать так: не все мы уснем сном длительным, так чтобы была необходимость в погребении и распаде, [ведущем] к тлению, но те, кто будут жить в то [время], перенесут краткую смерть, и долго спать им будет не нужно, ибо тотчас же произойдет воскресение, [и тогда] все изменятся, то есть облекутся нетлением.

Однако существует и другое созерцательное толкование этого [места]: не все мы уснем, то есть достигнем упокоения и бездействия грехов, и не все усыпим наши страсти, согласно [сказанному]: я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5:2). Ведь написавший Песни Божественной любви имеет в виду, что тот, кто стал совершенно бездейственным по отношению ко всему чувственному и умственному, — тот бодрствует одним лишь сердцем, наслаждаясь одним лишь созерцанием Бога. Слова же все изменимся указывают на всеобщее изменение [в состояние] нетления.

Источник: Вопросы и затруднения.

Августин (354−430)

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тогда между плотью и духом будет такое согласие — подчиненную плоть, не испытывающую никакой нужды, оживлять будет дух, так что внутри нас уже не будет никакой борьбы, ибо нам не придется терпеть ни внешних, ни внутренних врагов.

Феофилакт Болгарский (

Говорю вам тайну

Опять возвращается к учению о воскресении и говорит, что намерен сказать им нечто страшное и сокровенное. Сим же оказывает и большое к ним уважение, коль скоро сообщает им тайны.

Не все мы умрем, но все изменимся

Хотя, говорит, не все умрут, однако изменятся все, то есть и те, которые не умрут, облекутся в нетление. Итак, когда будешь умирать, не бойся того, что не воскреснешь. Ибо вот, я говорю тебе, что некоторые не умрут, и одного этого им недостаточно для оного воскресения, если они не изменятся, и таким образом не перейдут в бессмертие из той смертности тел, какую они имеют. Посему как для них не полезно не умирать, так для нас не вредно умирать. Ибо и для них изменение служит смертью, потому что в них умирает тление, изменяющееся в нетление.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тайной называется то, что не всем объявлено, но вверено только друзьям.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Магн Аврелий Кассиодор

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тайной называется то, что не всем объявлено, но вверено только друзьям.

Сияние святых относится к тому моменту, когда при воскресении они воссияют подобно ангелам Божиим, когда, очистившись и воссияв, очами сердца смогут лицезреть величие. Они не могут взирать на этот свет, пока не изменятся к лучшему, — по словам апостола: «Мы все воскреснем, но не все изменимся».

…Кто не изменится в этом мире, не сможет измениться и в мире грядущем.

Источник: Толкование Псалмов (Пс. 54 и Пс. 109).

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 51−52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Тайну. Апостолу сделалось известно то, что он говорит далее, по особому откровению от Бога (ср. 1 Сол. 4:15). — При последней трубе. Никакая труба не может пробудить мертвых. Поэтому здесь это выражение может означать только особое всемогущее веление Божие, в силу которого мертвые должны воскреснуть, а живые — измениться по телу. Самый образ заимствован от тех сигналов, какие подавали еврейские священники, когда евреям, странствовавшим в пустыне, приходилось подниматься в путь или же собираться на праздник к скинии (Чис. 10:2−10). Из того, что труба названа последнею, можно выводить заключение, что еще ранее будут иметь место другие повеления Божии, которые будут иметь значение для мира духов. — Ибо вострубит, т. е. труба вострубит. Опять это — образное выражение, указывающее на одновременность воскресения мертвых и изменения живых. — Мы, т. е. все верующие, которые доживут до второго пришествия. Апостол не знал, доживет ли он сам до этого срока (ср. ст. 30 и 31; 6:14; Флп. 1:20 и 2:17) и, ввиду присущего ему упования на близкое пришествие Господне, скорее мог причислять себя к тем, кто доживет до этого времени.

Восхищение Церкви. «Последняя труба»

1-ое послание Коринфянам 15:51-53 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».

Вопрос

В основном в христианстве этот текст толкуют как относящийся к так называемому «восхищению Церкви». То есть относят ко времени пришествия Господа за Своими, за Своей Церковью. Но в книге Откровение тоже написано про трубы? которыми будут трубить Ангелы и, в частности, о последней, седьмой трубе:

Откр.11:15 «. седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков».

В связи с этим могут возникнуть вопросы: «. не все мы умрём. ». Здесь «мы» — это же Церковь, так? Не является ли тогда седьмая труба из Откровения 11:15 «последней трубой» из 1 Кор. 15:52? Тогда получается, что Церковь останется на время так называемой великой скорби на земле? (великой скорби, о которой говорил Господь Иисус в Матф. 24:21).

Ответ

В этом не очень сложно разобраться, как может показаться на первый взгляд. Труба, о которой идёт речь в 1 Кор.15:52 не относится к трубам, упоминаемым в книге Откровение.

I.

В Числ. 10:1-10 мы читаем про трубы, которые использовались при сборе («поднимутся») станов Израиля, а также для отправления в путь. Цитата из Чис. 10:6: ". когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; тревогу трубите при отправлении их в путь".

Числа 10:1-10 «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания; когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы; когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку; когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; [когда затрубите в третий раз тревогу, поднимутся станы, становящиеся к морю; когда в четвертый раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к северу] тревогу пусть трубят при отправлении их в путь; а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу; сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши; и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших; и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш».

Если проследить характер труб в Откровении, то они предвозвещают суды, что хорошо видно из Откровения 8:5–6. Напротив здесь, в Числах, мы видим трубы, которые предназначены для того, чтобы созывать народ, чтобы давать сигнал для отправления в путь и чтобы люди Божьи могли быть вспомянуты пред Господом.В Числ. 10:1-10 мы читаем про трубы, которые использовались при сборе («поднимутся») станов Израиля, а также для отправления в путь. Цитата из Чис. 10:6: ". когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; тревогу трубите при отправлении их в путь".

В 1 Кор. 15:52 мы читаем о последней трубе: «. вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». В 1 Фесc. 4:16 апостол Павел уточняет, что это Божья труба: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». (1 Фесс. 4:14-17)

При этом в 1 Фесc. 4 мы читаем, что при этой Божьей трубе произойдёт следующее:
— Господь сойдёт с неба (это важно), но не спустится на землю, а наоборот притянет Церковь к Себе на воздух (1 Фесс. 4:17)
— Мёртвые во Христе воскреснут прежде. Важно то, что не все мёртвые, а именно ВО Христе. То есть здесь, как и в 1 Кор. 15 написано о воскресении ИЗ среды мёртвых.
— Изменение здесь не описано, но описано в 1 Кор. 15.
— Мы все вместе, то есть вся Церковь Божья (всё Собрание Божье), будем восхищены на облаках (то есть встреча не на земле) в сретение (т.е. навстречу) Господу.

В книге Откровение повествуется с 6 главы о том, что будет на земле. Не так ли? И что мы читаем в Откр. 11, где трубит последний седьмой ангел?

Откр. 11:15-17 «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядёшь, что ты приял силу Твою великую и воцарился».

Мы читаем о славословии на небе. Двадцать четыре старца славят Бога и поклоняются Ему. Мы читаем в этом славословии: «. и пришёл гнев Твой и время судить мёртвых и дать возмездие рабам Твоим» (Откр. 11:18).

Гнев мы увидим в чашах и их тоже семь. Война против Антихриста и его войска — тоже относится к явлению гнева Господа, потому что гнев в данном контексте — это воздаяние живущим. Суд же над мёртвыми произойдёт только после 1000 лет и освобождения сатаны (Откр. 20:10-11).

То есть в Откровении, где сказано о седьмой трубе Ангела, ничего не говорится о воскресении.

Зато в Откр. 19 мы читаем нечто интересное. Это уже после всех труб и чаш.

— После суда над Вавилоном (Откр. 18) мы читаем о голосе многочисленного народа (Откр. 19:6), возвещающем о браке Агнца и готовности Его жены.

— В Откр. 19:8 мы читаем: «и дано ей было облечься в виссон [тонкая льняная одежда] чистый и светлый; виссон же есть праведность святых»

Интересно, что само бракосочетание не описывается, почти сразу мы видим другую сцену — войны с Антихристом.

— Господь описан в весьма воинственном стиле (нечто общее с Пс. 44), но дальше мы читаем вообще удивительную вещь:

«И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый» (Откр. 19:14).

Если и есть соблазн подумать, что это Ангелы, то это безусловно — соблаз. Виссон недвусмысленно показывает, что воинства были одеты и во что они были одеты. А чтобы не было сомнений по поводу того, что та, о которой Он думал только что с нежностью может быть рядом с Ним в битве — небольшая цитата из Песни Песней: «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знамёнами» (Песн. 6:4.10).

Не даром Дух Божий побудил Соломона сказать это. Церковь — это не только жена, но и грозное войско. Они приходят С НЕБА вместе с Ним.

Далее не совсем к теме труб, но вот ещё один интересный момент.

Почему двадцать четыре старца поют перед престолом: «Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени?». Значит они из искупленных? — Точно. Но может быть это ветхозаветные патриархи? — Нет. Патриархи только от Израиля. Может они бестелесные? — Нет. Не имеющие тел мученики названы душами убиенных (Откр. 6:9).

И ещё похожий момент в Откр. 7.

Откр. 7:9 «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах. ».

Где они стоят? НА НЕБЕ пред престолом. И это сразу после того, как описано запечатление ста сорока четырёх тысяч израильтян НА ЗЕМЛЕ. И ниже старец объясняет Апостолу Иоанну в отношении этих людей со стиха 14:

Откр.7:14 «Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца».

+ + +
То есть в тот самый момент, когда драма начинает разворачиваться на земле, — на небе уже есть люди — великое множество. Они стоят перед престолом, когда Ангелы запечатлевают Израильтян. Они имеют белые одежды, они являются священниками, они пришли из всякого народа.

А потом брак Агнца. И опять же люди в белых одеждах сходят вместе с Ним с неба — великое воинство — грозное воинство.

Можно было бы ограничиться и трубой, но так рельефнее всё видно.

Трубы очень разные бывают.

Беда некоторых людей в том, что они путают похожее с одинаковым.

При последней трубе – Рош хаШана


«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:16,17). Термин «восхищение» пришло от греческого слова «харпазо», что значит «схватить, утащить, быстро схватить, собирать (срывать), вытаскивать с силой». Еврейский эквивалент этого слова: «нацал». (Ис.26:19).


«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему» (2Фес.2:1). Фраза «нашем собрании к Нему», пришло от греческого слова эписунагог, что значит «собрание». В Чис.10:2-3 шофар звучал для собирания людей в одно место в установленные семь праздников, которые как события должны произойти. Первые три: Пасха, Опресноки и Сноп потрясания совершились именно в назначенные дни - Смерть Агнца Божия, воскресение Его и первый сноп спасённых. В праздник «первого снопа потряания», произошло первое воскресение праведников с лона Авраамова, окончание урожая определено в Пятидесятницу, что может указывать на Юбилейный год, который заканчивается праздником «Труб – Рош аШана». По традиции считают, что ворота в Небеса открыты на Рош хаШана и обращаясь с приветствием говорят: «Да будьте вы записаны в Книге Жизни». Дверь на небо впервые отворялась когда Христос воскресший входил с первым «снопом» спасённых человеков. Сопровождающие Христа говорили: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! И в ответ слышат вопрос ангелов: - «Кто сей Царь славы?» На что церковь Господа, которую он вывел из преисподней, с лона Авраамова, которая видела как Иисус разрушил врата ада и «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15), отвечает: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс.23:7-9; Ис.26:2). Следующий раз двери неба отворятся когда последний сноп жатвы церкви будет взят от земли.

В Иудеи происходят три главных трубления в шофар на протяжении года:


Второе трубление называется «Последняя труба». Любой человек с греческим, с логическим мышлением поставит ее последней, но если «первая труба» — это пятидесятница, то «последняя труба» — это Рош-хаШана (Праздник Трубления), окончание года. Рош ХаШана – это единственный Праздник, который наступает не с заходом солнца, а в момент появления «первой звезды», которая является прообразом Мессии, Который придет на эту землю, когда тьма достигнет максимального предела. Этот праздник определялся не расчетным путем, а не менее двух свидетелей из левитов, которыедолжны были сообщить первосвященнику что увидели тоненнькую каемочку зарождающегося месяца. После чего он давал повеление трубить в шофар, что было началом официального Праздника Трубления, который мог отличаться в 2-3 дня. Поэтому, на сегодняшний день, в Израиле, и во всем мире, Йом Труа или Праздник Трубления празднуется евреями два дня. Господь сказал, что «дня и часа не знаете». Кстати, про «год» Он ничего не говорил, а это указывает на праздник «Труб». Еще одно имя для Рош хаШана – Йом хаКесэ «День Укрытия» или «Сокрытый День». Термин сэ или кесэ происходит из ивритского корня «каса», что значит «скрывать, прятать, прятаться». Каждый день, в течение месяца Элул, трубят в шофар, предупреждая людей вернуться к Всевышнему, исключая тридцатого дня Элула, за день до Рош хаШана. На этот день в шофар не трубят, поэтому стоит тишина. Так как начало Рош хаШана сокрыто и покрыто тайной. Мистический аспект Рош хаШана описывается в Писании: «трубите в новомесячие трубою, в определенное время (моэд – ивр.), в день праздника нашего» (Пс.80:4). Верующие никогда не говорили, когда будет день Рош хаШаны, они просто отвечали «Этого дня и часа никто не знает, только Отец». «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мат.24:36). Как уже упоминалось выше, возможно Иисус и не знал это до тех пор, пока не воскрес и «не восшел к Отцу». Поэтому Он проводит аналогию с еврейской свадьбой, для облегчения понимания. Рош хаШана был известен, как Сокрытый День и Его окружению было понятно что Иисус указывает именно на этот праздник. Была традиция на еврейской свадьбе трубить в шофар при приходе жениха за невестой, но чтоб убедиться что невеста ждет своего жениха, он обычно задерживался и приходил внезапно, что можно наблюдать в наши дни.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 15:52

Вдруг, во мгновение ока. То есть быстро, без какого-либо промедления. При последней трубе. Оттого при последней, что последняя война идет против демонов, и князей, и властей, и против самого диавола. Когда окончится тысяча лет, в которые будет царствовать Спаситель, и уничтожен антихрист, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога ( Откр. 20:7 ) , которые суть демоны, ибо не могут смертные человеки бороться против вечных, будет и собирать их на брань для битвы против лагеря святых. Ведь и Иоанн апостол говорит: «я видел Михаила и ангелов его в небе сражающихся против дракона и ангелов того, кто есть диавол и сатана». Оттого говорит апостол Павел о последней трубе, что не единожды суждено сразиться с сатаной; поскольку и лжепророки в антихристе, которые совершали втайне свои знамения и чудеса, и сам победитель в месте этом в последний раз сразятся, дабы уже как победителю послать врага в геенну. И Спаситель среди прочего говорит: ныне князь мира сего будет изгнан вон ( Ин. 12:31 ) . И будет тогда, и ранее часто был побежден князь мира сего, как о том говорит пророк Исайя: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы ( Ис. 14:12 ) .

Блаж. Августин

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Взгляд нашего глаза не достигает того, что ближе расположено, быстрее, или находящегося на отдалении медленнее. Напротив, он достигает их с равной скоростью. Подобным образом, когда, как говорит апостол, воскресение мертвых осуществится во мгновение ока, для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко будет восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. Для некоторых людей все это невероятно, потому что лежит за пределами опыта, хотя весь мир полон чудес, которые не кажутся достойными осмысления и исследования, и не потому, что их легко постигает разум, но потому, что мы привыкли их видеть. Я же, вместе с теми, кто присоединяется ко мне и стремится постигать невидимое Бога через сотворенный мир, удивляемся, ни много ни мало, тому, что в одном крошечном семечке заложено все то, за что мы восхваляем дерево.

…Он хочет, чтобы под трубою мы понимали очень ясный и яркий знак, который в другом месте он называет гласом Архангела и трубой Божией ( 1Фес. 4:16 ) .

…Вместе с этим звуком и воскресением мертвых, когда уже не будет сомнения в том, что суд наступил, упразднится любое утешение человеческой похвалой. Тогда не будет времени об одном рассуждать, о другом судить, проявлять благосклонность или поддержку другому.

…Для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен.

Блаж. Иероним Стридонский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

…Тогда от трубного зова будет объята ужасом земля вместе с людьми - ты же будешь радоваться. Тогда Господь придет вершить суд, и скорбно застонет мир; столкнутся грудь грудью племена земные, и даже некогда могущественные цари будут трепетать в своей наготе; в огне предстанет Юпитер с потомством своим, откроется глупость Платона с его учениками, беспомощными явятся доводы Аристотеля. Тогда ты, крестьянин и бедняк, возликуешь, засмеешься и скажешь: «Вот распятый на кресте Господь мой, вот Судия мой!»

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе

В кратчайшее и неуловимое время, в какое можно только смежить ресницы, совершится столько и таких дел. Это весьма чудно. Ибо должно удивляться не только тому, что воскреснут сгнившие тела, и тому, что каждый получит свое собственное, но и тому, что все это совершится так быстро, что нельзя и выразить. Слова при последней трубе некоторые понимали о той, о которой написано в Откровении (глава 8 , 9 и 10 ) евангелиста Иоанна. Он говорил, что есть семь труб, первые из них производят поражение людей, ибо не все вместе умирают, но по частям, и это, говорит, по устроению Божию, дабы остающиеся, видя первых погибающими, сами раскаялись. А последняя труба произведет воскресение и изменение уже воскресших, вскоре, в мгновение ока.

Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными

Дабы кто не усомнился, как так дела совершатся в мгновение ока, подтверждает достоверность своего слова силой Бога, творящего оные: и говорит, что вострубит, и сделается; подобно сему: Он сказал - и сделалось ( Пс. 32:9 ). Ибо труба означает не что иное, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему.

А мы изменимся

Говорит это не о самом себе, но о тех, которые тогда будут в живых.

Лопухин А.П.

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

См. Толкование на 1Кор. 15:51

Прп. Ефрем Сирин

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

См. Толкование на 1Кор. 15:51

Прп. Нил Синайский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Сказанное Апостолом: «вскоре» ( 1Кор. 15:52 ) , значит то же, что и если бы сказал кто: в самое и неделимое краткое продолженье времени.

Свт. Григорий Богослов

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Что же мне малодушествовать в надежде? Что стремиться к временному? Я ожидаю архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда я увижу самого Цезария уже не отходящим, не выносимым, не оплакиваемым, не вызывающим жалость, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты неоднократно и являлся мне во сне, возлюбленнейший из братий и братолюбивейший, потому ли, что так изображало мое желание, или потому, что это была истина.

Свт. Григорий Нисский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Ты, господи, сказала она [Макрина], разрешил нас от страха смерти. Ты сделал конец здешней жизни началом жизни истинной. Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и снова пробуждаешь их при послед- ней трубе. Ты на время вверяешь земле «нашу землю», которую образовал Своими руками, и снова взимаешь то, что дал, нетлением и благодатью преображая наше смертное и безобразное.

О жизни святой Макрины.

См. Толкование на 1Кор. 15:51

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 52-53 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие

«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1Кор.15:52 ) . После многого, сказанного о воскресении, он теперь благовремение открывает в нем весьма дивное. Не то только удивительно, говорит, что тела сперва сгниют и потом восстанут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что перейдут в гораздо лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся: вскоре, т. е. в мгновение времени, или, как он яснее выражает это, в мгновении ока, – (так же быстро), как мигают ресницы. Потом, так как он сказал нечто великое и изумительное, т. е. что столь многие и столь великие дела совершатся так скоро, приводит и доказательство в удостоверение истины события: «ибо вострубит, – говорит, – и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Слово – «мы», здесь он относит не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» ( 1Кор.15:52–53 ) . Чтобы кто-нибудь слыша, что плоть и кровь царствия Божия не наследят, не подумал, что тела не воскреснут, он присовокупляет: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Тленное – это тело, и мертвенное тоже тело; тело остается, потому что оно есть то, что облекается, исчезают же смертность и тленность, когда оно облекается в бессмертие и нетление. Потому не сомневайся на счет того, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно.

Свт. Феофан Затворник

Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся

Вскоре, εν ατομω, в такой короткий момент времени, которого и делить нельзя. Между повелением Божиим о воскресении и самим воскресением и мгновения времени не пройдет (Феодорит). Они современно последуют. Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые восстанут, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каковом воскреснут и умершие. «Слово – мы здесь относит Апостол не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. Так, после многого сказанного о воскресении он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не то только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся вскоре, то есть во мгновение времени, или, как он яснее выражает это, во мгновении ока, так быстро, как смежаются вежды» (святой Златоуст).

Севериан Габальский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Сказав это и указав на тело, он поставил в тупик еретиков, которые говорят, что нет воскресения плоти, но только души. Ибо они бесчестят божественное домостроительство, полагая, что Христос не истинно принял плоть, а по видимости, что бессмысленно. Ведь если бы Он не имел плоти, то что же умерло, и было погребено, и воскресло ( 1Кор. 15:3-4 ) ? Если же это было по видимости, стало быть, и мы умираем по видимости.

Что Библия говорит об аде и бессмерти души.

Удивительно, но сегодня ещё есть люди, которые отрицают существование ада, как место вечного мучения грешников, и отрицают бессмертие души в целом. Но давайте посмотрим, что Писание говорит по этому вопросу? Начнём пожалуй с того, для кого предназначен ад:

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его :

Евангелие от Матфея 25 глава

Ад изначально предназначен сатане и его ангелам (демонам, бесам), в котором огонь вечный для вечного наказания. Люди не должны попадать туда, но тем ни менее, ад для тех, кто отвергает Бога. Либо человек с Богом в раю, либо без Бога в аду. Нет «золотой середины». Далее Писание говорит, почему люди там будут вечно страдать, потому что они получат новое, бессмертное тело:

51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными , а мы изменимся.

53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление , и смертному сему облечься в бессмертие.

1-е послание Коринфянам 15 глава

Что грешники, что праведники получат одинаковое нетленное (бессмертное) тело, только праведники будут жить в раю с Богом, а грешники в аду с диаволом.

9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою,

10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Откровение Иоанна 14 глава

Писание однозначно говорит, что покоя в аду не будет ни днём, ни ночью.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится.

Евангелие от Марка 9 глава


12 И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

13 Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Откровение Иоанна 20 глава

5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6 Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью,

7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,

8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,

9 которые п одвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,

2-е послание Фессалоникийцам 1 глава

Так же очень познавательной является притча о богаче и Лазаре:

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках , он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём ».

25 Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Евангелие от Луки 16 глава

Ад, это место вечного мучения грешников и оттуда нет выхода. У людей есть шанс покаяться, чтобы избежать это страшное место, но используют его или нет, решают сами. Бог не хочет, чтобы люди туда попадали, но Он также не может силой кого-либо привести к Себе. Если человек сам отвергает Бога, говорит, что «я в Него не верю» или «я верю, но у меня вера в душе и нет времени на церковь и библию», то тем самым он сам себе закрывает двери в Божью обитель.

Со смертью, существование грешника не прекращается. Он лишь ожидает суда, который произойдёт в конце времён:

1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Даниил 12 глава

13 Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Так почему некоторые люди считают, что душа смертна и перестаёт существовать? Некоторые ссылаются на это:

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Бытие 3 глава

19 потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!

20 Все идёт в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.

Екклесиаст 3 глава

И как по мне, это странные аргументы, потому что в данных стихах речь идёт о теле человеческом, которое смертно. Но тело человеческое, не равно человек. Наше «я» - это наша душа, а она не может возвратиться в землю или превратиться в прах, потому что взята не оттуда.
Более того, если почитать дальше, то Екклесиаст говорит вообще странные вещи:

22 Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

Екклесиаст 3 глава

Это слова человека, явно не знающего Господа. «Живи сейчас, бери от жизни всё» - если перевести на современный язык. Ведь что говорит Господь о подобных людях?

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

20 Но Бог сказал ему: « безумный ! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Евангелие от Луки 12 глава

Отсюда и странные рассуждения Екклесиаста о том, что жизнь надо проводить в суете и в делах:

7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим.

8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

Екклесиаст 9 глава

От того он и говорит странные слова о существование жизни после смерти:

5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,

10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
Екклесиаст 9 глава

Но что говорит Давид, помазанник Божий?

6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.

38 псалом – Псалтирь

8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.

9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

10 Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

61 псалом – Псалтирь

Далее в притчах сказано:

7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:

8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,

9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

Притчи 30 глава

Если Екклесиаст говорит о насыщении, то Давид и Агул (в притчи) говорят об обратном, говорят, что суета губит.

Так же, Господь весь новый завет говорит о том, что жизнь человека продолжается после его физической смерти и знания, и чувства у него остаются. Праведники получают награду, а грешники наказание.

Так же, Моисей и Илия являются хорошим примером того, что жизнь после физической смерти продолжается:

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

Евангелие от Матфея 17 глава

Другой известный пример, это разговор Саула с духом Самуила:

И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни через пророков, ни во сне, потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.
16 И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?

Толкования на 1 Кор. 15:52

Ст. 52-53 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие

«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1Кор.15:52) . После многого, сказанного о воскресении, он теперь благовремение открывает в нем весьма дивное. Не то только удивительно, говорит, что тела сперва сгниют и потом восстанут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что перейдут в гораздо лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся: вскоре, т. е. в мгновение времени, или, как он яснее выражает это, в мгновении ока, – (так же быстро), как мигают ресницы. Потом, так как он сказал нечто великое и изумительное, т. е. что столь многие и столь великие дела совершатся так скоро, приводит и доказательство в удостоверение истины события: «ибо вострубит, – говорит, – и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Слово – «мы», здесь он относит не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор.15:52–53) . Чтобы кто-нибудь слыша, что плоть и кровь царствия Божия не наследят, не подумал, что тела не воскреснут, он присовокупляет: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Тленное – это тело, и мертвенное тоже тело; тело остается, потому что оно есть то, что облекается, исчезают же смертность и тленность, когда оно облекается в бессмертие и нетление. Потому не сомневайся на счет того, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно.

Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Григорий Богослов

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Что же мне малодушествовать в надежде? Что стремиться к временному? Я ожидаю архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда я увижу самого Цезария уже не отходящим, не выносимым, не оплакиваемым, не вызывающим жалость, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты неоднократно и являлся мне во сне, возлюбленнейший из братий и братолюбивейший, потому ли, что так изображало мое желание, или потому, что это была истина.

Погребальная речь в честь брата Цезария (Слово 7).

Свт. Григорий Нисский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Ты, господи, сказала она [Макрина], разрешил нас от страха смерти. Ты сделал конец здешней жизни началом жизни истинной. Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и снова пробуждаешь их при послед- ней трубе. Ты на время вверяешь земле «нашу землю», которую образовал Своими руками, и снова взимаешь то, что дал, нетлением и благодатью преображая наше смертное и безобразное.

О жизни святой Макрины.

См. Толкование на 1 Кор. 15:51

Об устроении человека.

Свт. Феофан Затворник

Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся

Вскоре, εν ατομω, в такой короткий момент времени, которого и делить нельзя. Между повелением Божиим о воскресении и самим воскресением и мгновения времени не пройдет (Феодорит). Они современно последуют. Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые восстанут, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каковом воскреснут и умершие. «Слово – мы здесь относит Апостол не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. Так, после многого сказанного о воскресении он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не то только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся вскоре, то есть во мгновение времени, или, как он яснее выражает это, во мгновении ока, так быстро, как смежаются вежды» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

См. Толкование на 1 Кор. 15:51

Прп. Нил Синайский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Сказанное Апостолом: «вскоре» (1 Кор. 15:52) , значит то же, что и если бы сказал кто: в самое и неделимое краткое продолженье времени.

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Блаж. Августин

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Взгляд нашего глаза не достигает того, что ближе расположено, быстрее, или находящегося на отдалении медленнее. Напротив, он достигает их с равной скоростью. Подобным образом, когда, как говорит апостол, воскресение мертвых осуществится во мгновение ока, для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко будет восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. Для некоторых людей все это невероятно, потому что лежит за пределами опыта, хотя весь мир полон чудес, которые не кажутся достойными осмысления и исследования, и не потому, что их легко постигает разум, но потому, что мы привыкли их видеть. Я же, вместе с теми, кто присоединяется ко мне и стремится постигать невидимое Бога через сотворенный мир, удивляемся, ни много ни мало, тому, что в одном крошечном семечке заложено все то, за что мы восхваляем дерево.

…Он хочет, чтобы под трубою мы понимали очень ясный и яркий знак, который в другом месте он называет гласом Архангела и трубой Божией (1 Фес. 4:16).

…Вместе с этим звуком и воскресением мертвых, когда уже не будет сомнения в том, что суд наступил, упразднится любое утешение человеческой похвалой. Тогда не будет времени об одном рассуждать, о другом судить, проявлять благосклонность или поддержку другому.

…Для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен.

Послания.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе

В кратчайшее и неуловимое время, в какое можно только смежить ресницы, совершится столько и таких дел. Это весьма чудно. Ибо должно удивляться не только тому, что воскреснут сгнившие тела, и тому, что каждый получит свое собственное, но и тому, что все это совершится так быстро, что нельзя и выразить. Слова при последней трубе некоторые понимали о той, о которой написано в Откровении (глава 8, 9 и 10) евангелиста Иоанна. Он говорил, что есть семь труб, первые из них производят поражение людей, ибо не все вместе умирают, но по частям, и это, говорит, по устроению Божию, дабы остающиеся, видя первых погибающими, сами раскаялись. А последняя труба произведет воскресение и изменение уже воскресших, вскоре, в мгновение ока.

Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными

Дабы кто не усомнился, как так дела совершатся в мгновение ока, подтверждает достоверность своего слова силой Бога, творящего оные: и говорит, что вострубит, и сделается; подобно сему: Он сказал - и сделалось (Пс. 32:9). Ибо труба означает не что иное, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему.

А мы изменимся

Говорит это не о самом себе, но о тех, которые тогда будут в живых.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

…Тогда от трубного зова будет объята ужасом земля вместе с людьми - ты же будешь радоваться. Тогда Господь придет вершить суд, и скорбно застонет мир; столкнутся грудь грудью племена земные, и даже некогда могущественные цари будут трепетать в своей наготе; в огне предстанет Юпитер с потомством своим, откроется глупость Платона с его учениками, беспомощными явятся доводы Аристотеля. Тогда ты, крестьянин и бедняк, возликуешь, засмеешься и скажешь: «Вот распятый на кресте Господь мой, вот Судия мой!»

Послания.

Севериан Габальский

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Сказав это и указав на тело, он поставил в тупик еретиков, которые говорят, что нет воскресения плоти, но только души. Ибо они бесчестят божественное домостроительство, полагая, что Христос не истинно принял плоть, а по видимости, что бессмысленно. Ведь если бы Он не имел плоти, то что же умерло, и было погребено, и воскресло (1 Кор. 15:3-4)? Если же это было по видимости, стало быть, и мы умираем по видимости.

Фрагменты.

Амвросиаст

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Вдруг, во мгновение ока. То есть быстро, без какого-либо промедления. При последней трубе. Оттого при последней, что последняя война идет против демонов, и князей, и властей, и против самого диавола. Когда окончится тысяча лет, в которые будет царствовать Спаситель, и уничтожен антихрист, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога (Откр. 20:7), которые суть демоны, ибо не могут смертные человеки бороться против вечных, будет и собирать их на брань для битвы против лагеря святых. Ведь и Иоанн апостол говорит: «я видел Михаила и ангелов его в небе сражающихся против дракона и ангелов того, кто есть диавол и сатана». Оттого говорит апостол Павел о последней трубе, что не единожды суждено сразиться с сатаной; поскольку и лжепророки в антихристе, которые совершали втайне свои знамения и чудеса, и сам победитель в месте этом в последний раз сразятся, дабы уже как победителю послать врага в геенну. И Спаситель среди прочего говорит: ныне князь мира сего будет изгнан вон (Ин. 12:31). И будет тогда, и ранее часто был побежден князь мира сего, как о том говорит пророк Исайя: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы (Ис. 14:12).

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Читайте также: