Волга для тех кто не спит

Обновлено: 03.07.2024

Волга для тех кто не спит

2) "Русалка" - первый диск социального образовательного проекта участников ансамбля. Выпущен и распространён среди общественных организаций и образовательных учреждений в 2001 году при поддержке Института устойчивых сообществ и Агентства США по международному развитию (фонд РОЛЛ) по проекту "Традиции неразрушающего природопользования. Экообразование длиной в тысячелетие".

Ядро диска - этно-экологический слайд-фильм «Русалка» в мультимедийном исполнении - подготовлен Нижегородским фольклорным клубом (одна из исследовательских организаций участников коллектива, созданная при экологическом центре "Дронт").

Фильм снят по народной фантастической прозе районов Нижегородской области (былички, поверья). Съёмки проводились в Тоншаевском районе.
Режиссёр - Ольга Ляпаева, оператор и композитор - Андрей Харлов. Актёры - участники и друзья ансамбля "Свети-Цвет", а также профессиональные актёры нижегородских театров.

Методическое приложение: иллюстрированные этнографическими фотоматериалами статьи Н.В. Морохина, О.Н. Ляпаевой, Л.В. Калининой, Д.Ю. Доронина, С.Прачева, а также четыре музыкальные дорожки.

В слайд-фильме и статьях элементы традиционной культуры, ориентированные на взаимодействие с природой, находят новое осмысление в контексте современной культуры и природопользования, подсказывают новые формы внедрения их экологического содержания в современный технократический мир, а музыкальные композиции призваны создать в аудитории особую эмоциональную атмосферу.
Разработки составляют основу одного гуманитарно-экологического занятия (45 минут), могут быть использованы и по отдельности

Целевая аудитория — школьники, студенты, преподаватели вузов, школ и учреждений дополнительного образования, специалисты музеев, библиотек.

В 2007 году с небольшими дополнениями диск был переиздан при участии проекта телекомпании "Волга" "Для тех, чья душа не спит" (продюсер Михаил Зяблов).

Материала диска в 2007 году также вошли в состав содержания диска "Голоса в тишине. Музыка священных рощ".

3) «Ужов Выползень». Научно-популярный фильм на русском, английском и шведском языках
Диск выпущен в начале 2005 года. Главное содержание диска – научно-популярный этно-экологический фильм «Ужов выползень» - снимался около двух лет.
Фильм создан при поддержке Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Областного экологического фонда и при участии эзотерического телепроекта "Для тех, чья Душа не спит" (телекомпания "Волга", г. Нижний Новгород)

Фильм основан на уникальных материалах. Здесь Вы увидите змей в их естественной среде обитания, узнаете, как делаются настоящие, реальные магические обряды и заговоры от змей в глухих деревнях нижегородской области. Бабушки-знахарки поделятся своими знаниями и удивительными историями о змеях.
Вы услышите легенды и предания, а древнерусские песнопения и хоровод, имитирующий волнообразное движение змеи, введет Вас в атмосферу архетипа этого загадочного существа нашей планеты.
Кроме этого данный диск содержит интервью с режиссером фильма Ольгой ЛЯПАЕВОЙ
и оператором и композитором Андреем ХАРЛОВЫМ

Режиссёр: О. Ляпаева
Оператор и композитор: А. Харлов
Консультант-герпетолог: к.б.н. М. Пестов
Инженеры монтажа: Д. Курочкин, Н. Торопова
Звукорежиссёр: В. Зиновьев
Продюсер - М.Зяблов

4) "След на воде. Музыка священных родников" (2005-2006гг.)
Экспериментальный этноакустический проект Андрея Харлова.
Отличающиеся по содержанию три издания данного диска выпущены при участии проекта телекомпании "Волга" "Для тех, чья душа не спит" (Михаил Зяблов).

Основой музыкальных композиций является звук текущей воды святых и почитаемых родников Кулебакского, Вачского и др. районов Нижегородской области.
Диск насыщен материалами, собранными Андреем Харловым в этнографических экспедициях. В музыкальные узоры вплетены звуки священных родников и голоса бабушек, создавая неповторимую атмосферу при прослушивании данного диска.

". Жарким июльским днём ключевая купель обращается в лёд. Крестьяне приходят за водой, но воды нет, и в осколках льда вдруг видят серебряные образы святых и Матери Божьей. Лёд несут в церковь, он не тает много недель. Белая пыль стоит на приокских дорогах – тысячи паломников бредут поклониться чуду и родниковой святыне". Вачский район, село Белавино, сто лет назад. Чудотворный источник Тихвинской Божьей Матери.

". Кулебакский район, студёные ключи села Гремячево текут от подножия, от корней гремячевского храма. Хрустальное озерцо наполняется сотнями родников. Лишь немногие из них имеют имя в мире людей: источник Казанской Божьей Матери, источник Святителя Пантелеймона. Молитва и вода избавляет здесь от тоски и страшных болезней, сам воздух наполнен струями, исцеляющей музыкой бьющей воды. Вода бьет и гремит, и словно громовой стрелой поражает недуг и наветы в самое их сердце".

Звуки священных ключей просветлят ваш ум, направят ваше тело и душу на путь исцеления. Голос этих источников специально записан для вас в экспедициях 2005 года. Наполните им свой дом, и потоки живой воды далёких родников унесут всё тёмное и мёртвое от ваших детей и близких.

Голоса ключей вплетены в прозрачную ткань уникальной музыки, написанной для вас композитором и фольклористом Андреем Харловым.

5) "ФОЛЬКЛОР. МИФ. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: Опыт исследовательской деятельности и популяризации в Нижегородской области"
Диск создан в 2006 году Нижегородским фольклорным клубом и Лабораторией визуальной и этно-экологическй антропологии (Д. Доронин, И. Лабудь, А.Харлов).

Диск содержит подборку иллюстрированных этнографическими фотоматериалами научных и научно-популярных статей Ольги Ляпаевой, Дмитрия Доронина, Ольги Гальцевой, Лады Калининой, Сергея Прачева.

Компьютерный этнодизайн и вёрстка макета: Ирина Лабудь.

Диск был распространён среди общественных организаций и образовательных учреждений России.

6) "Фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-Цвет». Фольклор Нижегородского Края" - 1-ый альбом ансамбля, выпущенный в 2006 году при поддержке проекта телекомпании "Волга" "Для тех, чья душа не спит" (продюсер Михаил Зяблов).

Диск является первым аудиосборником аутентичного исполнения Нижегородского песенного фольклора. Все песни собраны в фольклорно-этнографических экспедициях ансамбля.

В альбом вошли следующие песни:
1. "Пирожки" ("Как у нас за столом. ", плясовая) - с. Поздняково Навашинского р-на;
2. "Ой, беседушка шла. " (свадебная) - с. Салд-Майдан Лукояновского р-на;
3. "Поплыл миленький дружок по речке. " (лирическая) - д. Соловьёво Княгининского р-на;
4. "По вольному воздуху. " (свадебная) - с. Иванцево Лукояновского р-на;
5. "Марийская" (нигрыши на пастушьей барабанке и на гармони, частушки) - д. Большие Ашкаты Тоншаевского р-на;
6. "Сын Стеньки Разина" ("Шёл он городом Астраханью. ", историческая) - с. Учуев Майдан Починковского р-на;
7. "Каменна Москва" ("Был я на горыньке. ", истоическая) - д. Соловьёво Княгининского р-на;
8. "Во биседе сидела. " (свадебная) - пос. Гнилицы, г. Нижний Новгород;
9. "Покров" ("Во саду девка гуляла. ", лирическая) - д. Соловьёво Княгининского р-на;
10. "А мы кустья чистили. " (хороводная) - с. Рожок Сосновского р-на;
11. "Соль беленька" (свадебная) - с. Шандрово Лукояновского р-на;
12. "Россеюшка" ("Похвалялся вор-французик. ", историческая) - с. Кочуново Бутурлинского р-на;
13. "Поехал казак. " (казачья) - с. Уткино Шахунского р-на.

Состав ансамбля на момент записи диска: Андрей Харлов (руководитель), Ольга Ляпаева (экспедиционные программы), Лада Калинина, Алексей Носов, Ирина Лабудь, Ольга Гальцева, Вероника Васина, Станислав Илларионов, Андрей Ершов, Оксана Девятьярова, Екатерина Прохорова, Дмитрий Доронин.

Диск также содержит мультимедийные дорожки с видеоклипом "Покров", презентации деятельности ансамбля, соло Андрея Харлова на пастушьей жалейке.

7) "Голоса в тишине. Музыка священных рощ" - шестой экспериментальный этноакустический диск Андрея Харлова, вышедший в свет в 2007 году при поддержке проекта телекомпании "Волга" "Для тех, чья душа не спит" (продюсер Михаил Зяблов).

Музыкальные композиции данного диска основаны на звуках природы и шуме, записанных в марийских священных рощах.

ИЗ ОПИСАНИЯ ДИСКА:
Кереметища – священные рощи - это Родовые Храмы древнего народа – марийцев.
Здесь, среди таежных трав, в определенное время собирались они в белых одеждах на моления…
Священные Рощи – свидетели прошлых эпох. Их никто не сажал. Жрецы-Карты оставляли участки лесов как особые места силы среди безбрежного таежного моря…
В этих местах все является сакральным - каждое дерево, куст, травинка и, кажется, даже воздух…

В пяти районах Нижегородской области – Воскресенском, Воротынском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском до сих пор сохраняются священные рощи марийцев, называемые в разных местах кереметищами, «Божьими лесами», «Кустами». В этих местах все населено духами, здесь обитает грозный Керемет, наказывающий тех, кто осмеливался рубить священные деревья. Наиболее могучие, грозные рощи посвящены марийским богам или героям-воителям древности, прах и дух которых пребывает среди шепота листьев.

В эти места даже зимой, среди снега можно входить только по расстилаемым половикам, а летом здесь нельзя сорвать ни травинки, ни ветки, ни гриба, не ягоды. Сюда не ходили без особой надобности, не тревожили могучие силы природы и древних богов…

Диск прекрасно подходит для медитативных упражнений, расслабления и аутотренинга для коррекции здоровья.
Кроме музыки данный диск содержит мультимедийную дорожку со слайд-фильмом “РУСАЛКА” и сборником статей, комментариев и исследований архетипа русалки в народной традиции севера нижегородской области.

8) "Ворота в сон". Сборник деревенских колыбельных песен (2007 г.)
Помимо девяти колыбельных, записанных в сёлах и деревнях Нижегородской области и исполненных на дисках самими бабушками, данный диск является своего рода мультимедийной энциклопедией этнокультурного подхода к изучению сюжетов, процессов и проблем сна, засыпания, обмирания, смерти.

Диск содержит два видеоклипа и видеосюжет о компьютерном исследовании темпоритма этнической манеры исполнения деревенской колыбельной песни, а также большой сборник статей о природе Сна и осознанного сновидения в традиционной культуре (Дмитрий Доронин, Ольга Гальцева, Ольга Ляпаева, Сергей Прачев, Елена Мир).

Русские и марийская колыбельные записаны в Первомайском (с. Шутилово), Дивеевском (с. Суворово), Богородском (с. Оранки, с. Хвощёвка) и Тоншаевском (д. Большой Одошнур) районах Нижегородской области.

Этноакустическое исследование и аранжировка Андрея Харлова.
В оформлении диска использованы работы нижегородских художников Леонида Колосова и Елены Коптеловой.
Компьютерный этнодизайн и вёрстка макета: Ирина Лабудь.

Диск вышел при поддержке проекта телекомпании "Волга" "Для тех, чья душа не спит" (продюсер Михаил Зяблов) и распространялся также в рамках социальных и гуманитарных проектов и акций.

9) "Этно-экологические методики изучения локальных традиционных культур (концепции - экспедиции - проекты)" - мультимедийный сборник 15 методик, опросников и методических статей Дмитрия Доронина, выпущенный в 2008 году Нижегородским фольклорным клубом и Лабораторией визуальной и этно-экологическй антропологии (Д. Доронин, И. Лабудь, А.Харлов).

Диск выпущен при содействии ГОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" (кафедра педагогики и андрагогики) и ГОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области".

Диск был распространён среди общественных организаций и образовательных учреждений России.

Компьютерный этнодизайн и вёрстка макета: Ирина Лабудь.

10) Диск "Школа этно-экологический центр района. Системно-дидактический комплекс" создан в 2008 году в рамках гранта Приоритетного национального проекта "Образование", полученного средней школой с. Суворов (Дивеевский район) на реализацию проектов "Школы этно-экологического центра".

Научный руководитель: Дмитрий Доронин, Галина Игнатьева.
Консультанты: Андрей Харлов, Ольга Ляпаева, Ольга Гальцева, Михаил Зяблов, Алексей Носов, Андрей Ершов, Ольга Захарова, Ольга Александрова, Марина Бугрова
Руководители школьных проектных групп: Любовь Сысойкина (директор школы), Татьяна Чернецова, Елена Скотникова, Ирина Барсукова, Юлия Маслова, Альбина Чучкова.

Системно-дидактический комплекс (СДК), размещённый на данном диске, рекомендуется для организации инновационной проектной деятельности в школах с этнокультурным и этно-экологическим компонентом.

СДК включает в себя следующие содержательные блоки:
• Нормативные документы: Программа развития и организационно-методические материалы МОУ Суворовской СОШ как экспериментальной площадки НИРО.
• Ресурсный пакет этно-экологического проектирования: концептуальные теоретические основы и типовые методики.
• Методические разработки педагогов школы и их научных консультантов по этнокультурным проектам Программы развития школы.
• Аудио-визуальная продукция:
- материалы фотоархива школьного этнокультурного центра;
- материалы видеоархива экспедиционных записей;
- материалы цифрового аудиооархива экспедиционных записей: песни, свадебные плачи, духовные стихи, народные молитвы, заговоры, рассказы об обрядах Дивеевского района;
- видеофильм «Моментальная вспышка» об отражении цикла семейных и календарных обрядов в семейном фотоальбоме (реж. О.Н.Ляпаева)

• Тематические статьи проектов Программы развития по направлениям:
- Традиционное водопользование: почитаемые родники в народной культуре, традиционные технологии и представления о водных объектах в Дивеевском районе.
- Растения в традиционных культурах Дивеевского района: деревья и травы
- Традиционные технологии ремёсел и промыслов
- Этнопедагогика Дивеевской земли: традиционное знание о развитии личности от младенчества к отрочеству
- Круг игры: игры детей и взрослых в селе Суворово
- Круг семьи: семейно-родовые ценности в праздниках и обрядах
- Колесо года: система календарных и местных праздников селений Дивеевского района
- Святые земли: пути Серафима

Основная идея всех этих материалов: инновационность традиционного.
Это ответ на вопросы:
• Каков инновационный потенциал локальных традиционных культур?
• Как интегрировать в современное социально-экономическое пространство села традиционно-культурное знание?
• Как соизмерить народное знание о природном и социальном мире с научным знанием в этих сферах?
• Как получить устойчивый позитивный эффект от возрождения местных традиционных технологий производства, природопользования, социального управления и воспитания?

Диск был распространён среди общественных организаций и образовательных учреждений России.

Волга для тех кто не спит

в 3110, если все отрегулировать и заклеить дыры заводской штамповки воздухопроводов - штатного вентилятора прекрасно хватает - дует в ноги задним пассажирам нормально.

По поводу взять с собой - ремень вентилятора (если меняете не регулярно и лень подтягивать - когда визжит), датчик положения коленчатого вала - без него ДВС будет мертв как ни крути, ну и электробензонасос (можно Б/У, если не регулярно меняете фильтр в топливном баке и заправляетесь где попало и любите погонять с пустым баком) - так как если ЭБН не создаст необходимого давления - авто не поедет.

Всё это пишу, увы, из собственного опыта..
Ремень визжал грелся и "расплелся" при этом нитями перебил провод от датчика.
Фильтр (тот что в баке - бумажный) очень не любит воды - от неё он разбухает и ошметки попадают в ЭБН. Вода бывает и в бензине и как конденсат при полупустом баке в период межсезонья. При этом ЭБН может как заклинить, так и вовсе перестать создавать необходимое давление. ( В последнее время появились фильтры с капроновой сеточкой - самое оно!).

Все остальное, при условии, исправного блока управления двигателем - прекрасно позволяет добраться до гаража в аварийном режиме (как бы далеко этот гараж не находился..).

Я всё это к тому, что если автомобиль исправен (а он таковым быть должен при условии соответствующего ухода) - он вас никогда не подведет, ну и любить нужно свою машину, тогда она вам может многое простить, но только по мелочи))) - такие вещи как тормоза и рулевое - должны быть всегда исправны при любом раскладе.

А вообще, в моем "арсенале" имеется:
Компрессор автомобильный (можно не только колеса качать, но и мяч и матрас накачать..
Ремень на ГУр и генератор (у меня их два) -можно б/у, я ставлю новые, а снятые - в багажник!
Пара патрубков на радиатор (г-образных).
Хорошие червячные хомуты по паре разных (на патрубки и шланги радиатора, на шланг бензопровода).
Лампочка в поворотник (одна нить 21 W), лампочка габарита и стоп (двухконтактная- две нити 21W и 5W) - был случай сгорели обе нити стопов, а габариты были целы - месяц наверное ездил на одном доп-сигнале стоп, пока не подсказали).
Предохранители достаточно своевременно пополнять использованные из резерва, в запас можно взять на 10А и 15А у меня так сказать "самые ходовые").
Реле (30А) 1шт - годится на вентилятор, элекробензонасос, блок управления.
Изолента
Китайский тестер (правильно показывающий)
Фонарик светодиодный
Удлинитель в прикуриватель (у меня 5м) - люблю помимо костра нормальный свет над столиком в палатке:), матрас надуть прямо в палатке не перегоняя машину ко входу..
"переноска" стандартная 10 W (около 5м)
Наконечник рулевой тяги и пара пыльников к нему..
Тюбик Литола
Тюбик герметика
Газовый баллончик и горелка к нему
Жидкости:
Тормозуха - ДОТ4 -бутылечек
Масло в ГУР - Декстрон 3 - 1л
Масло в ДВС - около 1л - Это в зависимости от аппетита вашей красавицы и стиля езды (кому и канистра 4л не помешает. )
Тосол (Антифриз) - кому-как, но литра полтора самое то (лето -пробки, зима -сугробы..)
Бензин для зажигалок -бутылек 150 мл - им я иногда промываю РХХ, ну и разжечь костер еслив чё:rolleyes:
ВэДэшка
Жидкое мыло
Жидкость для розжига костра
Вода - 1,5 л
Трос буксировочный
Противооткатные упоры
Воронка (из ПЭТ-бутылки)
Лопата (черенок около 1м) -чтоб входила под полку с запаской
Полноразмерная запаска (где то спускает правда со временем..)
Знак аварийной остановки
Аптечка
Огнетушитель
Заточенный нож
Маленький топорик
Ножовка по дереву (у брата есть складная цепная ручная пила - на природе - ВЕСЧЬ!)
Перчатки Х/Б (две пары)
Брезент (2х2м) - подстелить, посидеть (полежать)
Свечка
Спички
Зажигалка
Сухое горючее
Туалетная бумага (иногда используется как ветошь или салфетки для рук)
Репеллент от комаров (летом)
Решетка для гриля
Зонт пляжный (он еще от дождя всю компанию спрятать может. )(летом)
Волейбольный мяч (летом)
Пластиковое ведро (литров 7-8) оно и как стул и машину помыть. )
Домкрат+ дощечка под него
Дополнительно к инструментам есть разводной ключ до 36, газовый ключ №2, хорошие пассатижи, большая плоская отвертка, само-собой молоточек на 1кг (на такой крепкой ручке из пластика - дерево долго не живет) накидные ключи, набор головок с крестовинкой и удлинителем, пинцет, шило и тонкая отвертка, ну и так по мелочи.
Проводочки, пара разъемов папа-мама, болтики-шайбочки-гаечки.
Чай, сахар, соль, пластиковые чашки - упакованные))
книжки по ремонту (в том числе и с кодами неисправностей КМСУД)
Часть мелочевки естественно в салоне, многое входит в запаску, остальное - под её полку, жидкости все устанавливаются за домкратом.

Этого конечно очень много, но зато я ни в чем себе не отказываю, и помочь могу кому угодно и практически во всем. так привык уже давно.
;)

9 фактов о Волге ГАЗ-24

О «Волге» мечтали и грезили, и она была не просто дефицитной, а супер дефицитной.

10 тысяч сверху! В частных руках такого рода машин было немного. Приобретали их чаще всего люди, в разной степени приближенные к власти. Большую часть «Волг» напрямую с завода отправляли работать в таксопарки, а так же как служебные для чиновников и партийных работников.

f7abeb98c06edea4ce2ffcb327e7cdf0_w650.jpg

В частных руках такого рода машин было немного.

Во время бурного накопления личного капитала, находились граждане, которые за автомобиль, стоивший порядка 9 тысяч рублей, платили от 20 до 25 тысяч. В итоге ГАЗ-24 стал автомобилем мечты советского человека.

Шестой лишний. Естественно, народная любовь к «Волге» не была настолько иррациональной. Например, «Волга» была самой большой и единственной в СССР машиной, при посадке в которую колени пассажиров заднего ряда не упирались в спинки передних кресел даже в том случае, если они были отодвинуты назад до отказа. Возможность это оценить была и у тех, кто не имел этого автомобиля, так как в такси ездили все. Интересным фактом становилось и то, что все партийные и другие чиновники имели привычку садиться рядом с водителем. Но и в передней части было очень просторно, даже в прессе автомобиль поначалу представлялся шестиместным.

9c73fd92636de4e748c99317a758f27a_w650.jpg

«Волга» была самой большой и единственной в СССР машиной, при посадке в которую колени пассажиров заднего ряда не упирались в спинки передних кресел даже в том случае, если они были отодвинуты назад до отказа

Между сиденьями располагалась особая поднимающаяся вставка, при опускании которой получался единый диван. Именно поэтому водительское сиденье максимально смещено влево.

Праворульный автомобиль своими руками. Несмотря на то, что какой-то особой роскоши здесь нет, на момент своего выхода машина казалась богатой, с вполне достойной стилистикой, даже по сравнению с машинами иностранного производства того же класса.

Прямая приборная панель с отсутствием надстроек делалась с идеей как можно более простого переоборудования в праворульную версию. Но таких машин было сделано не так и много, а панель оставалась неизменной до середины 80-х.

На 10 копеек слабее. Кроме всего прочего, «Волга» была и наиболее мощной среди всех машин советского производства. 2,5-литровый мотор, мощностью в 95 л.с. – это было неплохо для того времени, хотя с учетом снаряженной массы в 1400 кг – не так и много. Некоторых водителей эта мощность не устраивала и они снижали степень сжатия с 8.2 до 7.6 установкой прокладки между головкой и блоком. Благодаря этому авто можно было заправлять более дешевым 76 бензином, стоившим на 10 копеек дешевле.

ba758c43654e07d3d84fb2e90d24e435_w650.jpg

Кроме всего прочего, «Волга» была и наиболее мощным среди всех машин советского производства

Мечта слесаря. Важным нововведением по сравнению с 21 моделью стал гидровакуумный усилитель тормозов. Несмотря на невысокую надежность прибора, до этого не было и такого. Карбюратор К-126 тоже не являлся верхом технического совершенства, однако, был шагом вперед. Замена масляного фильтра также выполнялась очень просто, не говоря уже о свечах.

Шприц и галстук. На этом достоинства автомобиля заканчиваются. Вечной проблемой для водителей была шкворневая передняя подвеска. Резьбовые втулки, шкворни с пресловутыми игольчатыми подшипниками требовали заботы и регулярной (чем чаще, тем лучше!) смазки. Популярной стала шутка, что настоящий владелец «Волги» способен сработать шприцем для смазки, не снимая пиджака и галстука, и при этом не испачкаться. Хотя большая часть их, согласно возрасту и статусу, сами под автомобиль не лазили.

Плавная работа педалью. Хотя к плюсам машины можно отнести и эталонность переключения передач. Работа рычагом превращается в удовольствие, благодаря краткости хода, а переключение можно выполнить буквально двумя пальцами.

Покорить может и мягкость хода. Машина предназначена для неспешной и размеренной езды, так как рулем необходимо действовать размашисто, не любит резких перестроений.

46cb999eaf56cddcd6cc3ff2df39c693_w650.jpg

Волга на протяжении многих лет была наивысшей точкой возможностей советского человека

Престижная «баржа». Постепенно все автомобили понемногу развивались, чего нельзя было сказать о «Волге», так и оставшейся в 70-х. Несмотря на то, что мотор отличался тяговитостью, позволявшей на 4-й прямой передаче двигаться со скоростью до 40 км/ч, он очень не любил перегревов. Барабанные тормоза и подвеска уже не соответствовали ритму жизни. Да и качество изготовления машин стремительно понижалось, что стало причиной появления обидного прозвища.

Заключение. Волга на протяжении многих лет была наивысшей точкой финансовых возможностей советского гражданина, своеобразным Эверестом. Человеку, который уже достиг всего, не следовало суетиться и делать поспешные резкие движения. Но сегодня ГАЗ-24 у тех, кто помнит все это, ассоциируется, в первую очередь, с хорошим и светлым, что было в той жизни. А для тех, кто ту жизнь не видел, Волга нынче вновь по-своему престижна.

Волга для тех кто не спит

Девяностые годы были, несомненно, золотым временем для телевидения, в том числе нижегородского, – попадание в ящик по уровню престижа сравнимо с полетом в космос, энтузиазм и идеи бьют через край, а в кадре можно практически все. Основатель паблика «Орбита-4» Александр Павлов вспоминает несколько особенно ярких моментов и программ того времени: хронику происшествий практически без тормозов, лучшую программу для подростков, легендарного кукольного Штоколо, шутки про ампутацию и погружение в мир городского лакшери времен Немцова

«Вечер трудного дня»/«Полдень трудного дня» («Сети НН»)

На первый взгляд, обычная криминальная хроника, с завидной регулярностью превращавшаяся в духовного наследника программы «600 секунд». За неоднозначный подход к выбору сюжетов и общий градус безумия зрители довольно быстро стали называть ее не иначе, как «Вечер трупного дня», что, впрочем, не мешало им с удовольствием фотографироваться на фоне знаменитой «Волги» съемочной группы. Возможно, это самая известная нижегородская передача в масштабах страны: лет семь назад небольшая эфирная компиляция под характерным названием «Санаторий Сатаны» (в главных ролях бомжи, пьяницы, сумасшедшие и такса) угодила в YouTube-шоу «+100500» и до сих пор имеет определенный успех. Впрочем, отдельные сюжеты из конца девяностых и без всякого шок-контента вроде залитых кровью подъездов и погибших в ДТП водителей крупным планом все равно производят мощный эффект: где еще увидишь сюрреалистическую историю о крайне расстроенном человеке, которому какие-то злодеи продали неправильный настенный календарь со сдвинутыми на день вперед датами. «Вечер» (и «Полдень») продержались с 1997 по 2009 год, на этом и закончилась эпоха бытовых трагикомедий на «Сетях» – и сложно сказать, стоит ли об этом жалеть.

«Глаз-алмаз» («Сети НН»)

Одна из главных детских передач Нижнего, по сути, близкий родственник «Спокойной ночи, малыши!», которая строилась вокруг странного антропоморфного существа по имени Штоколо (до сих пор остается загадкой, почему персонажа назвали украинской фамилией) – он был классным, желтым и носил колпак. Ведущие-люди скрывались под псевдонимами ТелеВика, ТелеВитя и Визолька; особенно всем нравилась ТелеВика (актриса драматического театра Наталья Заякина, которая, к сожалению, скончалась в декабре прошлого года) со своей неизменной шляпой с антенной. При этом периодически герои покидали телевизор и ездили с выступлениями, например, по школам. В середине нулевых, после восьми лет работы в детском вещании, Заякина продолжила развивать свою театральную карьеру и перешла в московский «Ленком», что в итоге и привело к закрытию «Глаза-алмаза», однако ТелеВику с большой теплотой продолжает вспоминать целое поколение уже давно выросших детей.

«Один дома» («Сети НН»)

В высшей степени прекрасная подростковая программа, которая при повторном просмотре спустя двадцать лет кажется еще лучше. Нарисованная на коленке заставка с лисичкой и дискотечный хит Bad Bad Boys в качестве фоновой музыки, обсуждения классических teenage problems (как не бесить родителей, куда сводить девушку на свидание, как не паниковать во время первого секса) с привлечением взрослых экспертов, сюжеты про относительно недавно появившиеся увлечения (к примеру, секции карате), трогательные интервью со зрителями (очень часто у них дома на фоне многочисленных ковров) и тому подобное. Отдельное место занимали клипы, из которых потом формировался хит-парад: Kris Kross, Dr. Alban, «Мальчишник», Pet Shop Boys, Майкл Джексон и знаменитые пинкфлойдовские шагающие молотки из «Стены» Алана Паркера. Обратная связь, разумеется, поддерживалась посредством бумажных писем: «Уже полгода к нам в редакцию приходят письма с аккуратным почерком и подписью Lady N., но мы раскрыли тайну и нашли нашу верную поклонницу», кто-то из авторов любит группу «На-на» и ищет себе друзей не старше десяти лет, кто-то жалуется, что занятия штангой и спортивное питание с целью стать «мускулатурщиком» – это трудно. Чистейший заряд ностальгии и умиления.

«Телебой» («Сети НН») и «Джойстик» («Волга»)

На фоне всеобъемлющего увлечения приставками «Денди» и «Сега» (да и вообще играми на ПК) телевидение не могло остаться в стороне, причем в Нижнем ставка делалась не на простые обзоры, а на интерактив. В «Телебое» парни лет девяти рубились между собой в «Соника», причем победители иногда давали совершенно душераздирающие интервью, из которых выяснялось, что собственных приставок или тем более домашних компьютеров у них просто нет, а идти играть приходится к двоюродному брату или к маме на работу. «Джойстик»,
в свою очередь, копировал формат программы «Позвоните Кузе», правда, управлять игрой приходилось не напрямую кнопками на телефоне, а отдавая указания специальному человеку, что по нынешним меркам выглядит некоторой дикостью.

«Понедельник» с Александром Блудышевым и Ильей Ластовым (ННТВ)

Целый видеоканал (примерно пять часов вечернего эфира), построенный на бешеном энтузиазме двух человек: «Солдаты! Матросы! Верьте в удачу! Блудышев–Ластов ведут передачу!» Помимо интервью с приезжими звездами и прочего авторского контента, телезрителей ждал обязательный показ какого-нибудь голливудского фильма: в ход шли и боевики, и теперь уже классическая фантастика вроде «Чужого», и разнообразные комедии. Впрочем, свою долю популярности обаятельный тандем получил еще в позднеперестроечные времена – например, за передачу «Светский лев», где Блудышев, Ластов и артист музыкального театра Сергей Миндрин в пародийном ключе изображали утонченных деятелей высокой культуры. В итоге шоу оставалось в эфире шесть лет, с 91-го по 97-й; те, кому сейчас за тридцать, наверняка с благодарностью вспоминают эти развлекательно-кинематографические вечера.

«Мотылек» (ННТВ)

Вестник красивой жизни на ННТВ, выходивший с 1996 года: интервью с моделями, обзор ночных клубов (кроме главной характеристики «здесь так же дорого, как и в предыдущих», встречались и довольно странные приметы времени: «в баре вкусные сосиски», «а тут можно послушать Сережу Кристовского», который, понятное дело, тогда еще даже не помышлял о создании группы Uma2rman), репортажи с модных показов и истории про местные театральные постановки. Несмотря на то что ведущих у «Мотылька» (порой для их обозначения даже использовалось чудовищное слово «мотылесса») было несколько, самой яркой из всех была жгучая блондинка Екатерина Одинцова – на тот момент уже находясь в статусе любимой женщины губернатора Немцова. Жизнь у нее в целом действительно сложилась красиво: переезд в Москву, работа в бумажном и телевизионном глянце и двое детей от Бориса Ефимовича. А программа так и осталась памятником эпохи позднего Ельцина и еще не пришедшего августовского дефолта.

«Для тех, чья душа не спит» («Волга»)

Крайне редкий пример долгоиграющего проекта (первый выпуск вышел в 96-м), который по всей логике должен был прекратиться с началом нулевых одновременно со всеми передачами а-ля «Третий глаз». Но нет – все основные панчлайны про биополе, осознанные сновидения, йети, Гиперборею, Шамбалу, магические практики и боевую парапсихологию до сих пор на месте. Подбор гостей тоже был соответствующим: за все время в студии побывали, кажется, все известные персонажи, так или иначе связанные с непознанным, от уфолога Вадима Черноброва до авторов разнообразной эзотерической литературы, ряженых гадалок и откровенных безумцев вроде Николая Левашова. Судя по неугасающей популярности среди тех, чья душа не спит, нельзя исключать, что когда наступит Апокалипсис (хочется верить, не скоро), передача обязательно покажет его в прямом эфире.

«Вечерний звон» («Сети НН»)

Комедийное шоу дуэта театральных артистов Сергей Блохин − Сергей Кабайло, воплощавшее в жизнь принципы программы «Городок». Собственно, до появления «Городка» проект юмористической передачи не хотел всерьез рассматривать ни один телеканал, однако в 1997 году «Вечерний звон» все-таки запус тился. Если закрыть глаза на особенности реприз (сюжеты о докторах Трепанашкине и Ампуташкине, посвященные соответственно трепанациям и ампутациям, – это, конечно, еще не за гранью добра и зла, но где-то близко), то программа заслуживает всяческого уважения: Блохин и Кабайло ухитрялись параллельно с серьезными классическими спектаклями сами писать сценарии, снимать и даже монтировать – сейчас представить подобное на телевидении просто невозможно.

Опасная бессонница: как долго можно не спать и чем это кончится


У человека есть ряд жизненно важных потребностей. Без воздуха мы не проживем и нескольких минут, без воды - несколько дней, без еды - несколько недель. Многие задаются вопросом, сколько можно прожить без сна. Первые подобные эксперименты провела наша соотечественница - основоположник экспериментальной сомнологии Мария Манасеина. Подопытные собаки умирали уже на пятые сутки бодрствования. Выяснилось, что в мозге происходят необратимые процессы: многочисленные кровоизлияния и разрушения мелких сосудов. Документально подтвержденный мировой рекорд по непрерывному бодрствованию принадлежит американцу Рэнди Гарднеру. Он провел без сна 11 суток. Но как долго человек может не спать, оставаясь здоровым? И почему пытка бессонницей считается одной из самых жестоких? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Реалити-шоу на Таймс-сквер

В 1959 году знаменитый нью-йоркский шоумен Питер Трипп решил установить новый мировой рекорд - не спать восемь суток, ведя прямую радиотрансляцию из студии на Таймс-Сквер. За экспериментом Трипп попросил наблюдать молодого психиатра Джоли Веста.

«Джоли Вест пытался отговорить Триппа. Говорил, что это слишком опасно и для здоровья, и для психики. Последствия такой длительной бессонницы не были до конца изучены», - говорит профессор психиатрии университета Томаса Джефферсона Флойд Корнельсон.


Вест знал, о чем говорил. Он наблюдал за американскими солдатами, которые попали в плен к китайским коммунистам. Китайцы несколько суток не давали пленным спать. Освобожденным военнослужащим понадобилась помощь психиатра.

Трипп не послушал врачей, и опыт начался. Первые двое суток ведущий вел себя как обычно, смеялся и шутил. На третий день стал жаловаться на усталость, а на четвертый у него появились галлюцинации, начала падать температура тела. Дальше опасные симптомы только нарастали. Шоумен перестал узнавать коллег. Без сна Трипп продержался 201 час - больше восьми суток. После этого мужчина проспал 14 часов, однако восстановиться полностью ему не удавалось еще долго. Ведущего мучили навязчивые мысли о том, что он живет не своей жизнью. Трипп называл себя «самозванцем» и подозревал родных в желании сдать его в сумасшедший дом.


За работой без сна

Самому Борису Рыжову – ведущему РЕН ТВ, как практикующему психологу, приходилось не только организовывать подобные эксперименты, но и самому в них участвовать. Испытуемые работали в течение четырех суток, прерываясь трижды в день лишь на прием пищи. Ученые пытались выяснить, как долго человек может работать без сна в случае аварий на космическом корабле или в другой экстремальной ситуации. Оказалось, что физически здоровый человек с устойчивой психикой выдерживает это испытание без существенного снижения качества работы. Участники не спали четверо суток, а после 12-часового сна полностью восстанавливались. По словам Бориса Рыжова, тяжелее всего им давались ранние утренние часы, когда спасением была напряженная работа. Без нее люди засыпали почти мгновенно. Зато ближе к полудню удивлялись: работают четвертые сутки, а сна - ни в одном глазу.


Лаборатория КГБ

В 30-й лаборатории КГБ в начале 1970-х эксперименты велись с другими целями. Ученым приказали исследовать сон для проведения скрытых проверок и выявления тайных агентов иностранных спецслужб.

«Речь идет о так называемом парадоксальном или быстром сне. Именно в этой фазе головной мозг работает практически так же, как и в период бодрствования. Поэтому в этой фазе действительно могут происходить какие-то воздействия и взаимодействия с человеком. Такие эксперименты активно проводились и у нас, и за рубежом», - рассказывает сомнолог Александр Калинин.


Чтобы определить фазу быстрого сна, в постельное белье испытуемых вшивали специальные датчики, фиксировавшие движения, сердцебиение и дыхание человека. В соседней комнате находился оператор, который в нужный момент через динамик давал спящему указания.

«Оказалось, что во время сна можно спровоцировать сноговорение, а сноговорение - перевести в состояние управляемого гипноза», - делится полковник КГБ в отставке, полиграфолог Валерий Коровин.

Именно так в КГБ планировали доносить для вражеских агентов дезинформацию и даже управлять их действиями. В жизнь эти планы не воплотились. После развала СССР 30-ю лабораторию закрыли. Однако опыты по исследованию сна продолжаются. Теперь сомнологи, изучая его быструю фазу, определяют состояние здоровья человека. Всего за несколько минут врачи могут предсказать развитие тяжелых болезней и вовремя предупредить пациента.


Убийство спросонья

Интерес представляет не только сам сон, но и период между сном и бодрствованием - просоночное состояние. После внезапного пробуждения человек какое-то время не понимает, где находится, сознание еще не работает. Обычно это состояние длится недолго, но при некоторых заболеваниях, включая эпилепсию, иногда растягивается на несколько минут или даже часов. В такие моменты человек может стать опасным как для себя, так и для окружающих.

Как рассказывает Борис Рыжов, в Московском институте судебной психиатрии обследовали пожилого мужчину именно с таким расстройством. Он жил с дочерью и двумя внучками. Однажды дедушка остался присматривать за детьми в одиночестве. Растопил печь, накормил девочек, уложил спать и уснул сам. Через некоторое время встал, не отдавая себе отчета в происходящем. Взял со стола ложку, увидел, что еды нет, и положил обратно. Поднял стоявший у печи топор. Если бы оставались поленья, он бы их бессознательно поколол и лег спать. Однако дрова закончились. Но топор по-прежнему был в руках и был нужен для того, чтобы рубить. В судебной психиатрии тех, кто совершает преступления в просоночном состоянии, признают невменяемыми. Суд оправдал старика, но погибшие внучки до конца жизни стояли перед его глазами.


Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории - все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

«Мы получим новый Чернобыль» Главную русскую реку превратили в ядовитую помойку. Это угрожает всей России


Все знают, что Волга — национальное достояние России, но мало кто сейчас осознает масштабы постигшего ее бедствия. Она погибает, и с точки зрения науки она уже не река. Что убивает Волгу и чем опасна для всех нас эта вялотекущая экологическая катастрофа, «Ленте.ру» рассказал врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН, профессор, доктор биологических наук Сергей Саксонов.

Цветет река Волга

«Лента.ру»: Со строго научной точки зрения, можно ли сейчас считать Волгу рекой? Или она уже представляет собой каскад водохранилищ?

Сергей Саксонов: Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, Волга уже не река, а каскад водохранилищ — вернее, каскад гидротехнических сооружений с непроточным режимом.

По каким гидрологическим критериям различают настоящую реку и каскад водохранилищ?

Каких-либо жестких критериев нет, но если река по всему течению зарегулирована, то ее уже никак нельзя считать полноценной рекой. Русло Волги, как известно, перегорожено плотинами в восьми местах — от Тверской области до Волгоградской.


Остались ли на Волге собственно речные участки? Например, не все жители моего родного Ярославля знают, что на самом деле город стоит уже на берегах не Волги, а Горьковского водохранилища.

На Волге остались лишь небольшие фрагменты риофильных участков, расположенных, как правило, за плотинами водохранилищ. Например, естественное течение сохранилось на небольшом отрезке от Жигулевска до Самары, где в воде еще живут речные организмы. Увы, но как естественный водоем и как реку мы Волгу потеряли.

Некоторые экологи утверждают, что Волга стремительно превращается в болото.

Дело не в этом. Заболачивание берегов волжских водохранилищ — это не главная беда. В любом случае вся их водная поверхность полностью в болото никогда не превратится. Основная проблема в другом: в Волге исчезает естественная биомасса и появляются чужеродные для нее организмы.

Сине-зеленые водоросли, которые при особых условиях размножения дают колоссальную биомассу и приводят к цветению воды. К тому же они агрессивно поглощают кислород, вытесняя из Волги другие живые организмы. Вот где настоящая беда — органическое загрязнение Волги сейчас просто колоссально.

Стучат со дна

Почему сине-зеленые водоросли так активно размножаются?

Их подпитывают неочищенные стоки из канализации, со свалок и удобрения с полей. Воздействие на Волгу сейчас настолько огромное и глубокое, что река просто не успевает самоочищаться. Мы недавно оценили ущерб, который постоянно наносится биологическим ресурсам Волги. По самым скромным подсчетам, у нас получилась сумма в 70 миллионов рублей ежегодно.

Правда ли, что из-за каскадов водохранилищ скорость течения воды в Волге теперь уменьшилась в 10 раз?

Да, так оно и есть. Проточная вода лучше сопротивляется загрязнению. Если раньше, до постройки Волжско-Камского каскада ГЭС, речная вода расстояние от Валдая до Астрахани преодолевала за месяц, то теперь это может тянуться годами.

Я читал, что именно из-за этого на волжском дне образовался многометровый слой ила, где накапливаются вредные вещества.

Заиливание дна — это еще одна серьезная беда водохранилищ на Волге. На многих из них берега не сформированы и должным образом не укреплены, из-за чего там регулярно случаются оползни. В результате органика оседает в донных отложениях, которые до определенного момента их впитывают подобно губке, образуя своеобразный резервуар всех поступающих в Волгу нечистот.

Полигон твердых бытовых отходов «Скоково». Он находится рядом с Ярославлем на реке Норе, впадающей в Волгу выше водозабора питьевой воды. С весны 2018 года, помимо местного мусора, полигон стал принимать отходы из Москвы и Московской области

Но так не может продолжаться бесконечно. Наши недавние исследования Куйбышевского водохранилища показывают, что в нем донные отложения максимально напитались этими вредными веществами и теперь начался процесс вторичного загрязнения волжской воды — только уже от ее дна. Не удивлюсь, если подобная ситуация складывается и на других участках Волжско-Камского каскада ГЭС.

Насколько все это серьезно?

Это все очень серьезно, если учитывать, что в бассейне Волги живут более 60 миллионов человек и сосредоточено около половины всего промышленного и аграрного производства России. Любая экологическая система, особенно искусственная, должна саморегулироваться и со временем сбалансироваться. В биологии это называется сукцессией. Но в наших водохранилищах это невозможно, и сукцессия дальше первой стадии никогда не заходит.

Наследие Сталина

Потому что главная задача волжских водохранилищ — выработка электроэнергии. Этой цели подчинено абсолютно все, а потом мы вдруг удивляемся, почему в Волге рыба погибает и качество питьевой воды снижается.

Как появление водохранилищ повлияло на климат всего Поволжья?

Трудно сказать. Во-первых, сейчас вообще наблюдается глобальное изменение климата. Идет аридизация (иссушение) больших территорий и перераспределение осадков с летнего сезона на зимний. Поэтому тяжело вычленить влияние этого глобального фактора от воздействия водохранилищ на климат Поволжья. Во-вторых, всерьез говорить о таком влиянии нам не позволяют сроки. Ведь климат нужно изучать на протяжении больших временных циклов.

Но, например, о Рыбинском водохранилище говорят, что зимой его поверхность превращается в огромную льдину, которая становится гигантским холодильником для всего Верхнего Поволжья.

Я не уверен, чтобы даже такое большое водохранилище, как Рыбинское, способно сильно изменить климатические условия в своем регионе. Но, опять же, этот вопрос еще слишком мало изучен.

Рыбинское водохранилище стало одним из первых на Волге. До него в 30-х годах XX века возвели Иваньковскую и Угличскую ГЭС. Известно, какими чудовищными издержками и бедствиями все это сопровождалось: были уничтожены десятки населенных пунктов (в том числе древние города), затоплены плодородные прибрежные территории, не говоря уже о том, что при строительстве плотин погибли десятки тысяч заключенных ГУЛАГа.

Да, это была колоссальная трагедия.

Но насколько построенные такой ценой водохранилища оказались полезными и эффективными, если судить об этом с высоты сегодняшнего дня?

Все зависит от конкретной задачи. Конечно, на тот момент сталинская энергетика обеспечила существенный импульс развитию страны и ее промышленности. В краткосрочном плане эти три гидроэлектростанции свои задачи выполнили. Но в долгосрочной перспективе все более очевидными становятся проблемы (в том числе экологические), которые они породили. Поэтому ясно, что с ними что-то надо делать.

Волга уже не та. Что стало с главной рекой России и куда она уходит?

Здесь нет ни времени, ни границ. Все — в ее власти. Непостижимая, великая река Волга. Одна из крупнейших на Земле и самая протяженная в Европе. А еще, конечно, самая красивая. И сколько ни смотри, не наглядеться. Ведь в ней, кажется, вся глубина русской души. Но вот самой Волге глубины уже не хватает.

Могучая, звонкая, вечно бурлящая река вдруг затихла в середине мая. Вода отступила, обнажая берега на сотни метров. Фантастические, просто немыслимые пейзажи, больше напоминающие кадры пустыни, — изумрудная волжская гладь покрылась песчаными островами. И такая ужасающая картина — сразу в нескольких регионах, где великая русская река потеряла берега, а вместе с ней и крупные притоки — Каму, Казанку, Свиягу. Вот и Городец теперь, словно и не на Волге, — на мели.

Но так, конечно, было не всегда. Первый город Нижегородского Поволжья — почти ровесник Москвы — всю свою историю живет Волгой. И главные легенды этих мест — о рыбных богатствах.

Архивный фотоснимок Городца начала ХХ века позволяет нам оценить, сколько же много было воды в Волге. И старожилы вспоминают, что весной в затоне ловили рыбу корзинами прямо с лодок.

О половодье этой весной здесь только мечтали. Большая вода так и не пришла. Да и погода как назло выдалась жаркая, сухая. Какая уж тут рыбалка, если Волга по колено!

"Народ ревет, потому что раньше матушка-Волга кормила нас. Рыбы не стало на Волге, она вообще сюда не заходит, потому что воды мало", — сказал один из рыбаков.

А ведь этот участок реки у берегов крошечного Городца и без того называют "бутылочным горлышком". Узкий и мелководный канал — это транспортный коридор, что делит главную водную артерию страны на две части, — северную и южную. Но даже в лучшие годы глубина фарватера не более четырех метров. Сейчас — около двух. И чтобы пройти этот сложный участок, сухогрузы и танкеры ждут своей очереди неделями, ведь уровень воды здесь повышают технически, — холостыми сбросами с Нижегородской гидроэлектростанции. Но лишней воды сейчас нет.

"То, что сейчас происходит, — яркий пример того, что развитие речного транспорта является неким заложником того, есть вода или нет", — отметил Александр Лисин, доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ, член Экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Заложником воды, а точнее ее отсутствия, в первую очередь оказалось Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волга, что в народе называют "жигулевским морем". А появилось оно после строительства Жигулевской гидроэлектростанции.

Это была всесоюзная стройка. Ударными темпами. И 9 августа 1958 года сам Хрущев, символично перерезав алую ленту, торжественно объявил о запуске крупнейшей в мире ГЭС.

С тех пор Волга — в ручном управлении. Так что в привычном понимании это и не река вовсе, а целый комплекс контролируемых гидроузлов и водохранилищ.

"Волга уже не та, которая была до начала создания первой ГЭС. Сегодня девять таких ГЭС на Волге, несколько гидроэлектростанций на Каме. Все они выполняют свою функцию. Особенности в том, что каждый регион заинтересован, чтобы в этом регионе была вода", — сказал Дмитрий Иванов, заместитель директора по научной работе Института проблем экологии и недропользования.

Уровень воды в Куйбышевском водохранилище к середине мая опустился до 50 метров вместо запланированных 53-х. Тогда у берегов Казани обнаружили древнюю мостовую, что раньше была затоплена. Вымощенная булыжником дорога была построена в XIX веке и соединяла пристань с центром города.

Но есть и то, на что снижение уровня воды в Волге не повлияло. Это пассажирское судоходство. Навигацию, несмотря ни на что, открыли вовремя, и по реке пошли скоростные и туристические теплоходы.

Правда, часть круизных маршрутов все же ненадолго пришлось отменить. Пассажирские суда не могли причалить к берегам Болгара и Свияжска. Но уже к концу мая рейсы вниз по Волге возобновились, вода ведь постепенно прибывает.

"Прогноз на апрель месяц, составленный Гидрометцентром ,полностью оправдался. Поэтому все разговоры относительно того, что синоптики неправильно спрогнозировали, что было много снега, что она ушла в почву, — это несостоятельно", — заявил Сергей Захаров, начальник Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана.

Эта весна действительно была маловодной — на 30% ниже нормы — что подтвердили и прогнозы Росгидромета. Но цифры вовсе не катастрофические.

"Уровень Волги, конечно, настораживает многие субъекты, многие задают вопросы, тем не менее, надо понимать, что вокруг есть водохранилища, которые регулируют подъем воды. Будет сделано все для того, чтобы не нарушить экосистему", — заверил Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ.

Уровень этих водохранилищ регулируется вручную специальной межведомственной комиссией, которая и принимает решения, сколько воды пропустить, а сколько — накопить.

Тишь да гладь. Словом, красота. Но такая идеальная картинка – скорее, исключение, ведь в это время года здесь должно быть шумно. Водосливная плотина Жигулевской ГЭС, где сбрасывают лишнюю воду. Сейчас все затворы закрыты. Сбрасывать просто нечего. Большая вода сюда так и не пришла.

Пока плотина молчит, Волга наполняется. Каждый день уровень повышается примерно на 10-15 сантиметров.

"У нас идет постепенное повышение отметки Куйбышевского водохранилища, на сегодня отметка составляет 51 метр и 91 сантиметр. Это на 2 метра выше тех минимальных отметок, которые у нас были после прохождения максимума сбросов в середине мая", — сказал Олег Леонов, директор филиала Жигулевской ГЭС.

Эти максимальные сбросы спасли Нижнюю Волгу от засухи. Но рыбакам воды все равно мало. Экологическая ситуация осложняется еще и тем, что самоочищаемость Волги за последние 50 лет снизилась в десятки раз. Загрязнение промышленными и бытовыми стоками привело к тому, что привычный ход реки изменился навсегда. И если раньше, еще до строительства плотин, волжская вода от Рыбинска до Волгограда двигалась 50 суток, а в половодье – 30, то сейчас путь с севера на юг занимает почти 500 дней.

Главная река страны — национальное достояние — нуждается в очищении и оздоровлении, ведь не будет Волги — не будет и России.

Читайте также: