Волга под боком но заволжане в бурлаки не ходили средство выразительности

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

11 класс.Средства выразительности. задание26
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Презентация занятия по подготовке к ЕГЭ. Художественные средства выразительности.

ВложениеРазмер
Художественные средства выразительности 474.8 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема сегодняшнего занятия ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 26 НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

Задачи урока: 1) повторение и обобщение знаний о художественно-изобразительных средствах; 2) развитие навыков определения и различения тропов, стилистических фигур и других средств выразительности в тексте; 3) определение роли средств выразительности в художественном тексте. 4) подготовка к выполнению задания №26 ЕГЭ.

Оценочный лист № Этапы урока Самооценка/ Взаимооценка (баллы) Оценка учителя 1 «Верю- не верю» (работа с понятиями) 2 Тропы и фигуры (заполнение таблицы) 3 Тестовые задания (найти соответствия) №1 №2 4 Работа с рецензией (задание 26 ЕГЭ) 5 Подведение итогов урока. 26.03.2020 3

Алгоритм выполнения задания 26 1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки. 2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. 3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках. 4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Разминка. (третий лишний)

Объясните принцип определения лишнего варианта: а) попасть впросак; б) попасть пальцем в небо; в) попасть мячом

а и б – фразеологизмы ; в - свободное сочетание слов а) попасть впросак – оказаться в неловком положении; б) попасть пальцем в небо – ошибиться . ПРОВЕРИМ

а) золотые руки; в) золотая осень. б) золотые серьги ; Объясните принцип определения лишнего варианта:

а и в – качественные прилагательные, в словосочетании являются эпитетами ; б – относительное прилагательное, обозначает материал: а) У моего отца золотые руки. в) Золотая осень вступила в свои права. б) Мама купила сестре золотые серьги. ПРОВЕРИМ

Объясните принцип определения лишнего варианта: а) седая чародейка; в) бессмертный творец «Илиады» б) седая старушка;

а ) седая чародейка - зима в) бессмертный творец «Илиады» - Гомер а и в - перифраз ПРОВЕРИМ

24. Языковые средства выразительности

Верю – не верю Антитеза - противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6

Верю – не верю Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия 8 Перифраз - сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки. 7 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11

Средства выразительности ТРОПЫ речевые обороты, которые основаны на употреблении слов в переносном значении с целью усилить выразительность и эмоциональность речи ФИГУРЫ РЕЧИ синтаксические обороты, которые употребляются для усиления выразительности высказывания

1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. 2 Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень. 3 И слышно было до рассвета, как ликовал француз . 4 Летят алмазные фонтаны. 5 И звезда с звездою говорит. 6 Гигантский карлик. 7 Как пахарь , битва отдыхает. 8 Вся комната янтарным блеском. 9 Жди меня, и я вернусь… Жди , когда наводят грусть… 1 0 На лице светились, горели, сияли глаза. 11 Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. 1 2 Игру его любил творец Макбета . 13 Обеды задавал он отличные. 14 Другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… 1) Парцелляция 2) Антитеза 3) Синекдоха 4) Метафора 5) Олицетворение 6) Оксюморон 7) Сравнение 8) Эпитет 9) Анафора 10) Градация 11) Синтаксический параллелизм 12) Перифраз 13) Инверсия 14) Гипербола Определи выразительные средства и распределите их на две группы: тропы и стилистические фигуры .

ПРОВЕРЯЕМ ( максимальное количество баллов – 14 ) ТРОПЫ Синекдоха Метафора Олицетворение Сравнение Эпитет Перифраз(а) Гипербола ФИГУРЫ Парцелляция Антитеза Оксюморон Анафора Градация Параллелизм Инверсия

1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной . Параллелизм Градация Антитеза Парцелляция Риторическое обращение Риторический вопрос эпифора Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума. В) А лес шумит. Тихо, проникновенно. Г) О Волга, колыбель моя! Д) Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей. А Б В Г Д 3 2 4 5 1

2.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго . ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ А) Бесконечность немых голосов . Фразеологизм Сравнение Метафора Метонимия Оксюморон Литота Ирония Б) Дрожит изумрудная капля В зеленой ладошке ольхи. В) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Г) Знакомый серый пиджак мелькнул в толпе, а затем повернул за угол. Д) Годы несутся огромными птицами . А Б В Г Д 5 3 6 4 2

Анализ текста. Работа с рецензией. ( 1) В тундре - весна. (2) Звенят большие и малые ручьи. (3) Со стоном взламываются речушки в горах. (4) Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды. (5) Вода всюду. (6) Ступишь ногой в мох - и мох сочится. (7) Тронешь мшистую кочку - и кочка сочится. (8) Станешь робко ногой на ледок - и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. (9) Вся тундра сейчас - сплошное болото. (10) Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух. (11) Весна входит в тундру робко и неуверенно. (12) Останавливается. (13) Оглядывается. (14) Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет. (15) Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. (16) Уже открылись забереги, но лед еще прочен. (17) Уже появился гусь, но нет еще комара.

«Приход весны автор изображает с помощью тропов: (А)_________ (например, в предложении 11), (Б)_________ ( «звенят… ручьи» , предложенияе 2), (В) ____________ («похожим на цыплячий пух» в предложении 10). (Г) __________________ («нежным…мхом» в предложении 10). Особо выразителен синтаксис текста: обращает на себя внимание (Д) __________________(предложения 11-14), а (Е) __________________ (предложения 6-8, 15-17) придает тексту особый ритмический рисунок». олицетворение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 метонимия метафора эпитет сравнение гипербола параллелизм градация парцелляция олицетворения метафоры сравнения эпитета парцелляция параллелизм

26 . «М. Карим рассказывает обычную историю взаимоотношений собаки и человека. Приближает речь героев к повседневному звучанию использование (А)_________ (предложения 3, 7, 12, 33) и такое лексическое средство, как (Б)_________ ( шастает, изводит , предложенияе 9). Симпатию в милому псу помогает почувствовать использование стилистической фигуры (В) ____________ (ЧЕТВЕРОНОГИЙ МАЛЫШ в предложении 16). Понять чувства героев помогает использование (Г) __________________ (предложения 11-15, 29-35) 1) ирония 2) фразеологизмы 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) перифраз 6) олицетворение 7) ряды однородных членов 8) восклицательные предложения 9) прямая речь

Ключи к заданию 25 2,4,5,9

ФИГУРЫ 26.03.2020 24 ТРОПЫ

C оздайте текст, используя лексические средства выразительности . Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова и выражения. _____________ красота. Природа – ______________выдумщица! То снегом в жару _________, то дождем в ________морозы зальет, то град сотворит величиной с _______________! Вот и до нас ее шутки добрались.. После _________ мороза вдруг ________улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. ________, ________ на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно ______________________ сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах. Город застыл в изумлении, любуясь ___________ красотой.

Домашнее задание (по выбору) C оздать собственный текст с использованием разных средств выразительности. Выписать из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»10 примеров, иллюстрирующих тропы и фигуры речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения).

Урок-практикум был разработан для элективного занятия русского языка для учащихся10 класса.

Будет полезен при подготовке к ОГЭ.


Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Средства художественной выразительности.

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Средства художественной выразительности" (по учебнику А. И. Власенкова).

Контрольная работа для 6 класса "Средства музыкальной выразительности"

Контрольная работа по музыке для обучающихся 6 класса, в виде тестовых заданий. Соттветствует теме годового обучения по музыке в 6 классе - "Музыкальный образ", ориентрована на разноуровневы.


Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Средства художественной выразительности в лингвистическом анализе текста»

Элективный курс для учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач образования по русскому языку и литературе в школе – обучению анализу художественного текста. Курс ориентирован на.


Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"

Тесты по лексике и фразеологии

1. Какой из приведенных признаков не относится к старославянизмам?

1) Начальный звук [а], соответствующий русскому [йа];

2) основы благо-, добро-, зло-;

3) стечение гласных звуков;

4) приставки воз-, низ-, из-.

2. Какое из приведенных слов является старославянизмом?

3. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

4. Выпишите из текста жаргонное слово.

Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.

5. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.

6. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.… Посмотрел на кошенины – неплохо с утра помахал.

7. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

«А что случилось?» – «Острый лейкоз. Вчера делали повторный анализ».

8. Какие слова не имеют синонимов в современном языке?

9. Определите тип устаревшего слова.

Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.

10. Определите тип устаревшего слова.

У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота.

11. Определите тип устаревшего слова.

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод. (А.С. Пушкин)

12. Определите тип устаревшего слова.

Я с жадностью следил, как ставила она Передо мною сыр с фиаскою вина. (А.Майков)

13. Выпишите историзм (в той же форме, в какой слово употреблено в предложении).

Тредьяковский отпирает сундук, вынимает из кошки монету и вручает ее с поклоном. (И.Лажечников)

14. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Ну, уж комиссия мне с вами…. ведь вы как ребенок: дай, да подай огонь в руки. (Ф.Достоевский)

1) Устарела одна из морфем слова;

2) устарело значение слова;

3) устарело все слово.

15. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. … (А.Пушкин)

1) Устарела одна из морфем слова;

2) устарело значение слова;

3) устарело все слово.

16. Определите, к какому типу лексических единиц относится выделенное слово.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Поглядел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!

1) Лексический неологизм;

2) авторский неологизм.

17. Что свидетельствует о старославянском происхождении слова ниспослать?

1) Суффикс инфинитива -ть;

2) приставка нис-;

3) лексическое значение слова.

18. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?

1) Старославянское слово было вытеснено русским;

2) исконно русское слово было вытеснено старославянским.

19. Выпишите неологизм:

Социализм отмирает, но его ментальность продолжает существовать, и пока никакой другой способ осмысления реальности не приходит ему на смену.

20. Выпишите неологизм:

Поневоле возвращаешься к феномену академика Сахарова, несшего в себе тихую харизму миротворческой убедительности, рожденную из сплава безусловной внутренней честности, политического кругозора и опыта гражданской терпимости.

Тест по теме
«Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)»

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

1) надоедливый,

3. Найдите синонимы к выделенному слову: крутой берег.

4. Найдите синонимы к выделенному слову: косой взгляд.

5. Выберите доминанту синонимического ряда:

6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

7. Определите тип синонимов: лгать – трепаться – брехать.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

8. Определите тип синонимов: опыт – практика – навык.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая задача.

10. Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб.

11. Определите тип антонимов.

Стрелял в журавля, а попал в воробья.

1) Языковые антонимы;

2) контекстуальные антонимы.

12. Выберите слова, имеющие омонимы.

1) Шелковая лента;

2) платить по таксе;

3) важное событие;

4) перебить оратора;

4) заплыть за буйки;

6) тихий голос.

13. Определите тип омонимов.

«Фунт сахара и фунт стерлингов» (заголовок статьи).

1) Лексические омонимы;

14. Определите тип омонимов.

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос….
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.

1) Лексические омонимы;

Тест по теме
«Паронимы и парономазы»

1. Выберите окончание предложения.

Паронимия отличается от парономазии тем, что…

1) …паронимы имеют сходное, а парономазы – одинаковое звучание;

2) …парономазы – это однокоренные слова, а паронимы имеют разные корни;

3) …паронимы – это однокоренные слова, а парономазы имеют разные корни;

4) …паронимы имеют одинаковое, а парономазы – сходное звучание.

2. Определите, какое лексическое явление использовано в предложении.

Я люблю книги Воронина.… Может, поэтому и прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких краях напоминающую о Родине. (С.Борзенко)

3. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. (В.Песков)

4. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

В маленьком городе этом абонентов вызывали не по номерам, а просили телефонистку. (Г.Бакланов)

5. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Во всех пушкинских программах Яхонтова возникал образ Пушкина, самый ____ и самый достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андроников)

6. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Преподаватели дают студентам список ____ литературы и свою концепцию на лекциях.

7. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему [Пирогову] проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались этому ____ представлению. (Ю.Герман)

8. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Несмотря на рассветный час, людей было много… Какая-то ____ часть двигалась шагом к заставе. (Ю.Трифонов)

9. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Став старше, мы узнали, что сказки – это ____ творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды. (В.Мезенцев)

1) Духовное;

10. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Лето оказалось на редкость холодным, и ____ курортники не поправили финансовые дела большинства сочинских санаториев.

11. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Пророки не могли бы доказывать и само существование Аллаха, например, тем ____ , что птицы держатся в воздухе или, как говорится в Коране, «летают под твердью неба». (Л.Климович)

12. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях Чехова, однако для _____ характера, внутреннего мира человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их обстановку.

13. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Так в условиях оккупации в городе началась ____ война.

14. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого отделения. Этот ___ всегда держал чиновников в напряжении.

15. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Фотограф совершал разные ___ операции с фотоматериалами.

Тест по теме «Фразеологизмы»

1. Выпишите фразеологизм.

У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов)

2. Выпишите фразеологизм.

Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)

3. Выпишите фразеологизм.

Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский)

4. Выпишите фразеологизм.

Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев)

5. Выпишите фразеологизм.

Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)

6. Подберите фразеологизмы со значением «хвалить».

1) Отдавать сердце;

2) возносить до небес;

3) вспоминать добрым словом;

4) наклеивать ярлыки.

7. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать».

1) Бросать слова на ветер;

2) водить за нос;

3) валить с больной головы на здоровую;

4) обводить вокруг пальца;

5) смотреть сквозь пальцы.

8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать».

1) Плясать под дудку;

3) ходить на задних лапках;

4) праздновать лентяя;

5) лежать на печи.

9. Подберите фразеологизм со значением «свободный».

1) Сам себе голова;

2) ноль без палочки;

3) без году неделя;

4) сбоку припеку;

5) музейная редкость.

10. Определите значение фразеологизма набить руку.

1) Отомстить кому-либо за нанесенную обиду;

2) делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым;

3) приобрести опыт, умение, сноровку;

4) начать конфликт, ссору с кем-либо.

11. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) Гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.

2) Притча во языцех – то, что известно всем, является частым предметом обсуждения.

3) Быть под мухой – быть в глупом положении.

4) Пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать писклявый звук.

12. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено правильно.

1) Втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо.

2) Дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение.

3) Краеугольный камень – помеха, затруднение в каком-либо деле.

4) Поднимать на щит – создать благоприятные условия для осуществления чего-либо.

13. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее.

2) Лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои мысли, косноязычном человеке.

3) Курить фимиам – преувеличенно хвалить кого-либо, льстить.

4) Родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствуют удача, везение.

14. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

«Сын у меня не темная лошадка, – с расстановкой сообщает Михайлов. – Учится отлично». (В.Маканин)

2) сказуемое;

15. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. (Н.Лесков)

1) Подлежащее;

16. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Этот даже одет небрежно – рубашка не первой свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в темной юношеской заросли, не тронутой бритвой. (В.Тендряков)

17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с поросятами убивается. (М.Зощенко)

18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург. (И.Гончаров)

19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты бы мог знаешь как жить. » (В.Шукшин)

20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле. (В.Астафьев)

Волга под боком но заволжане в бурлаки не ходили средство выразительности

В лесах. Книга Первая

«В лесах» (1871-1875)

Собр. соч. в 8 т., Москва 1976.

Все примечания, данные в скобках, принадлежат автору.

Верховое Заволжье — край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина.

В лесистом Верховом Заволжье деревни малые, зато частые, одна от другой на версту, на две. Земля холодна, неродима, своего хлеба мужику разве до масленой хватит, и то в урожайный год. Как ни бейся на надельной полосе, сколько страды над ней ни принимай, круглый год трудовым хлебом себя не прокормишь. Такова сторона!

Другой на месте заволжанина давно бы с голода помер, но он не лежебок, человек досужий. Чего земля не дала, уменьем за дело взяться берет. Не побрел заволжский мужик на заработки в чужу-дальнюю сторону, как сосед его вязниковец, что с пуговками, с тесемочками и другим товаром кустарного промысла шагает на край света семье хлеб добывать. Не побрел заволжанин по белу свету плотничать, как другой сосед его галка (Крестьяне Галицкого и других уездов Костромской губернии.). Нет. И дома сумел он приняться за выгодный промысел. Вареги зачал вязать, поярок валять, шляпы да сапоги из него делать, шапки шить, топоры да гвозди ковать, весовые коромысла чуть не на всю Россию делать. А коромысла-то какие! Хоть в аптеку бери — сделано верно.

Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит; гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, ведра, ушаты, кадки, лопаты, коробья, весла, лейки, ковши — все, что из лесу можно добыть, рук его не минует. И смолу с дегтем сидит, а заплатив попенные, рубит лес в казенных дачах и сгоняет по Волге до Астрахани бревна, брусья, шесты, дрючки, слеги и всякий другой лесной товар

Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал. Последнее дело в бурлаки идти! По Заволжью так думают: «Честней под оконьем Христовым именем кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть». И правда.

Живет заволжанин хоть в труде, да в достатке. Сысстари за Волгой мужики в сапогах, бабы в котах. Лаптей видом не видано, хоть слыхом про них и слыхано. Лесу вдоволь, лыко нипочем, а в редком доме кочедык найдешь. Разве где такой дедушка есть, что с печки уж лет пяток не слезает, так он, скуки ради, лапотки иной раз ковыряет, нищей братье подать, либо самому обуться, как станут его в домовину обряжать. Таков обычаи: летом в сапогах, зимой в валенках, на тот свет в лапотках…

Заволжанин без горячего спать не ложится, по воскресным дням хлебает мясное, изба у него пятистенная, печь с трубой; о черных избах да соломенных крышах он только слыхал, что есть такие где-то на «Горах» («Горами» зовут правую сторону Волги.).

А чистота какая в заволжских домах. Славят немцев за чистоту, русского корят за грязь и неряшество. Побывать бы за Волгой тем славильщикам, не то бы сказали. Кто знаком только с нашими степными да черноземными деревнями, в голову тому не придет, как чисто, опрятно живут заволжане.

Волга рукой подать. Что мужик в неделю наработает, тотчас на пристань везет, а поленился — на соседний базар. Больших барышей ему не нажить; и за Волгой не всяк в «тысячники» вылезет, зато, как ни плоха работа, как работников в семье ни мало, заволжанин век свой сыт, одет, обут, и податные за ним не стоят. Чего ж еще. И за то слава те, господи. Не всем же в золоте ходить, в руках серебро носить, хоть и каждому русскому человеку такую судьбу мамки да няньки напевают, когда еще он в колыбели лежит.

Немало за Волгой и тысячников. И даже очень немало. Плохо про них знают по дальним местам потому, что заволжанин про себя не кричит, а если деньжонок малу толику скопит, не в банк кладет ее, не в акции, а в родительску кубышку, да в подполье и зароет. Миллионщиков за Волгой нет, тысячников много. Они по Волге своими пароходами ходят, на своих паровых мельницах сотни тысяч четвертей хлеба перемалывают. Много за Волгой таких, что десятками тысяч капиталы считают. Они больше скупкой горянщины (Горянщиной называется крупный щепной товар: обручи, дуги, лопаты, оглобли и т. п.) да деревянной посуды промышляют. Накупят того, другого у соседей, да и плавят весной в Понизовье. Барыши хорошие! На иных акциях, пожалуй, столько не получишь.

Все средства художественной выразительности для ЕГЭ. №26.

Задание 26 приносит целых четыре первичных балла, то есть столько же, например, сколько с №9 по №12 вместе взятые. Времени же на решение оно требует гораздо меньше, если уметь пользоваться подсказками, данными в задании. Разберем алгоритм выполнения.

1. Задание представляет собой часть рецензии на текст, размещенный в КИМе между 21 и 22 заданиями.

Поэтому рецензия содержит сведения о художественно-выразительных средствах, использованных в предложенном тексте, а также подсказки, которыми надо уметь пользоваться. Тогда выполнять задание легко.

2. Все художественные средства делятся на три большие группы: лексические, синтаксические и фонетические.

Лексические зависят от значения слова, синтаксические – от построения фразы или предложения, а фонетические – от звучания. Необходимо поделить все термины, указанные в задании, на 4 основные группы и 1 добавочную (если она есть), подписать их и, используя подсказки в рецензии, выбирать уже не из 9 понятий, а 2 или 4. Так вы экономите время и исключаете ошибки.

3. Для того чтобы выполнять задание быстро, необходимо выучить деление всех средств выразительности на группы.

Проще всего запомнить их в виде таблицы.

Все теоретические пояснения терминов даны ниже.

4. Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства .

Тропы :

💥 Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.

💥 Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:

1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются частицы как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо голубые.

2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.

3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.

💥 Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.

💥 Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.

💥 Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:

1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.

2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.

3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.

4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

💥 Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» (не одному французу, а всей французской армии).

💥 Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…

💥 Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.

💥 Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).

💥 Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.

Лексические средства :

🟢 Книжная лексика;

🟢 Слова высокого стиля;

🟢 Разговорная (просторечная) лексика;

🟢 Оценочная лексика;

🟢 Профессиональная лексика;

🟢 Устаревшая лексика;

🟢 Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

🟢 Диалектизмы – это слова, характерные для людей, живущих в определенной местности и не относящихся к литературному языку. Автор может использовать их для придания речи героя индивидуальных черт. Бурак – свекла, вязно — озеро, ажно — даже.

🟢 Синонимы – слова разные по написанию, но сходные по значению. Симпатичный, привлекательный, красивый.

🟢 Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте (предложении, тексте), свободно употребляясь в речи, синонимами не являются. Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его.

🟢 Антонимы – слова разные по написанию и противоположные по значению. День – ночь, сила – слабость.

🟢 Контекстные антонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте. Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой…

🟢 Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Девичья коса – острая коса – песчаная коса.

🟢 Паронимы – слова, сходные по написанию, но различающиеся оттенками смысла. Абонемент – абонент, зрительный – зрительский.

🟢 Фразеологизм – устойчивое выражение, часто употребляющееся в переносном значении. Его можно заменить одним словом. Делать из мухи слона – преувеличивать, белая ворона – странная, плыть по течению – не сопротивляться.

5. Синтаксические средства также делятся на 2 группы: приемы и средства.

Приемы :

🔰 Антитеза – противопоставление. В ЕГЭ используется и то, и другое обозначение приема. На антитезу указывают союзы а, но, да (в значении но).

🔰 Анафора – прием единоначатия строк. В стихотворении применяется с начала каждой строки, в прозаическом тексте – с начала каждого предложения. И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый… или О, времена! О, нравы!

🔰 Эпифора – прием обратный анафоре, одинаковая концовка строк. Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь.

🔰 Инверсия – непрямой порядок слов в предложении. Прямой порядок: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Любая перестановка – это уже применение инверсии. В огромном городе моём — ночь. / Из дома сонного иду — прочь.

🔰 Парцелляция – это дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения. Это была моя вина. Неизбывная и непреодолимая.

🔰 Градация – это прием постепенного возрастания или убывания признака, действия. Он шептал, говорил, кричал.

🔰 Цитация (цитирование) – применение любых цитат в тексте.

🔰 Лексический повтор – это повтор слов или словосочетаний в любом месте предложения. При этом слово дается в неизмененной форме. Это была долгая дорога, долгая и полная волшебства.

🔰 Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых синтаксических конструкций внутри одного предложения или в рядом стоящих. Происходит повтор грамматических конструкций, который может быть полным или неполным. Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами…

🔰 Оксюморон – сочетание несочетаемого, намеренный парадокс. Горячий снег, живой труп.

Синтаксические средства :

🟡 Все виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.

🟡 Вопросительные предложения;

🟡 Восклицательные предложения;

🟡 Побудительные предложения;

🟡 Вводные слова;

🟡 Вставные конструкции;

🟡 Уточнения (уточняющие конструкции);

🟡 Сравнительный оборот;

🟡 Ряд однородных членов;

🟡 Риторический вопрос;

🟡 Риторическое восклицание;

🟡 Риторическое обращение.

6. Фонетические средства.

Основным фонетическим средством является звукопись.

Звукопись – это усиление звуковой выразительности речи, создание атмосферы с помощью описания определенных звуков или повтора одинаковых гласных или согласных букв. У нее есть 2 разновидности:

🟠 Аллитерация – это повтор одинаковых согласных звуков. Л ебедь уплы л в по л умг л у, / Вда л ь под л уною бе л ея.

🟠 Ассонанс – это повтор одинаковых гласных звуков. Тихо леч у я по рельсам ч у г у нным, / Д у маю д у м у свою.

Каталог файлов

Сравнение - вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», «подобно», «будто» и т.п. Встречается и бессоюзное сравнение: трава ковром стелется.

Эпитет – образное определение: золотые волны ржи, бездонные глаза.

Олицетворение - перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных:

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.

Метафора – скрытое сравнение, один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений: В саду горит костёр рябины красной.

Метонимия - слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями: съел целую тарелку.

Антитеза - противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог! (Г.Р. Державин)

Анафора – единоначатие:

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.

Гипербола - художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Гротеск – изображение людей, предметов, деталей в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.

Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями. Так, лев, волк, медведь, лиса, слон и т.п. в читательском сознании уже имеют свою особую репутацию и поэтому воспринимаются как «живые» очеловеченные типы.

Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном действительному, с осознанной целью открытой насмешки.

Сарказм - один из видов комического; высшая степень иронии, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением.

Просторечия - слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: грызня, поблажка, погодить, жадничать, нашкодить и т.п.

Афоризм - та или иная идея, мысль, записи дневникового характера, выраженные в лаконичной образной форме. Так называемые «крылатые выражения».

Параллелизм - композиционный прием, подчеркивающий связь обычно двух или трех элементов речи в художественном произведении. Эти элементы располагаются параллельно в смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность, создается единый поэтический образ:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

В русской фольклористике термин «параллелизм» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире:

Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету.

Повтор - повторение одного и того же слова, словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие.

Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман.

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Риторические восклицания и обращения – не требующие ответа: О Волга. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н. А. Некрасов)

Инверсия – непрямой (обратный) порядок слов: Странный народ наш.

Звукопись - применение в стихотворном или прозаическом тексте определенных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, повторений слов, как правило, рассчитанных на соответствие произносимой фразы изображаемой картине, а также какому-либо действию: тихо мыши шуршат.

Ассонанс - повторение в поэтическом произведении гласных звуков, преимущественно ударных; всякое повторение одинаковых или похожих гласных звуков в тексте: Без конца и без краю мечта (А.А. Блок).

Аллитерация - один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков:

Д.з. на 26 марта

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«Чёрные ФРАКИ МЕЛЬКАЛИ И НОСИЛИСЬ врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. »
1) метафора
2) метонимия
3) гротеск
4) эпитет

3. Укажите, какие средства выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«. воздушные ЭСКАДРОНЫ МУХ, поднятые лёгким воздухом, влетают смело, КАК ПОЛНЫЕ ХОЗЯЕВА».
1) сравнение и олицетворение
2) эпитет и метафора
3) фразеологизм и сравнение
4) метафора и сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись ВО ЧТО БОГ ПОСЛАЛ в губернский город».
1) градация
2) литота
3) фразеологизм
4) аллегория

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«И на этом ДЕРЕВЯННОМ ЛИЦЕ вдруг скользнул какой-то луч, выразилось не чувство, а какое-то отражение чувства…»
1) эпитет
2) метафора
3) олицетворение
4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что ДОРОГИ РАСПОЛЗЛИСЬ во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине».
1) каламбур
2) ирония
3) олицетворение
4) перифраз

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«ЧУДНЫМ ЗВОНОМ заливается колокольчик …»
1) метафора
2) эпитет
3) фразеологизм
4) сарказм

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«Два леса, берёзовый и сосновый, КАК ДВА КРЫЛА, одно темнее, другое светлее».
1) сравнение
2) ирония
3) гипербола
4) олицетворение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«Дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше сказать, ДИКИМИ СТЕНАМИ. »
1) литота
2) градация
3) эпитет
4) метафора

10. Укажите, какой синтаксический приём использован в приведённом ниже предложении.
«Натура недолго мудрила…хватила топором – вышел нос, хватила в другой – вышли губы. »
1) синтаксический параллелизм
2) парцелляция
3) ряды однородных членов
4) многосоюзие

11. Укажите, какое средство художественной образности, основанное на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, использовано в приведённом ниже предложении.
«Картины . все греческие полководцы, гравированные во весь рост, . с такими толстыми ляжками и неслыханными усами».
1) гротеск
2) градация
3) аллитерация
4) аллегория

12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«У меня, когда СВИНИНА – всю СВИНЬЮ давай на стол, БАРАНИНА – всего БАРАНА тащи, ГУСЬ – всего ГУСЯ».
1) ряды однородных членов
2) лексический повтор
3) риторическое восклицание
4) парцелляция

13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«Да, - подумал Чичиков, - у этого ГУБА НЕ ДУРА».
1) фразеологизм
2) метафора
3) олицетворение
4) сравнение

14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ТАРЕЛКИ, потом индюк РОСТОМ В ТЕЛЁНКА, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печёнками и ни весть чем, что всё ложилось комом в желудке».
1) гипербола
2) гротеск
3) аллегория
4) метонимия

15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
«…несметное множество ПЛЕМЁН, ПОКОЛЕНИЙ, НАРОДОВ толпится, пестреет и мечется по лицу земли».
1) гипербола
2) градация
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция

Читайте также: