Вот идет камаз грузинский

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Копируя у китайцев: КАМАЗ засветил свой «Компас» – убийцу «Газелей»

«До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — прокомментировали на КАМАЗе загадочную разработку, которую продемонстрировали российскому премьеру Михаилу Мишустину. За рулем готового грузовика под кодовым именем «Компас» уже успел посидеть и президент Татарстана Рустам Минниханов. О том, как выглядит новинка внутри и снаружи, почему за основу, вероятно, взяли китайский образец и сможет ли челнинский автогигант потеснить на малотоннажном рынке конкурентов, — в материале «БИЗНЕС Online».

«КАМАЗ» впервые показал новый грузовичок «Компас»

На минувшей неделе КАМАЗ внезапно показал свой новый легкий грузовик «Компас». Транспортное средство впервые представили во время визита на предприятие премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Возможно, о неофициальной презентации никто бы и не узнал (официального показа до сих пор не было), если бы не снимки, которые распространила пресс-служба президента Татарстана. На кадрах видно синий грузовичок с не характерным для «КАМАЗов» внешним видом и надписью «Компас» на правой двери.

Судя по кадрам, автомобиль осмотрел президент Татарстана Рустам Минниханов. Глава республики посидел в кабине грузовика, оценил посадку и удобство салона. Пока непонятно, на ходу новый автомобиль или нет. Как уточнила в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, Минниханов не ездил на «Компасе» — только сел за руль. «Была выставлена линейка продукции, он просто осмотрел салон», — пояснила Галимова.

В пресс-службе КАМАЗа воздержались от подробных комментариев. «До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — отметил пресс-секретарь компании Олег Афанасьев, пояснив при этом, что автомобиль сам по себе полностью готов.

Кабина новинки — от «китайца» JAC

Автоэксперты называют новинку КАМАЗа конкурентом «Газели-NN» и «Валдая-NEXT». Над проектом работает научно-технический центр предприятия и специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета. Последних, напомним, также привлекли к разработке камазовского электромобиля «Кама-1».

Судя по опубликованным кадрам, версия, согласно которой «Компасы» получат кабину от грузовиков JAC, находит подтверждение. Внешне кабины челнинского малотоннажника и «китайца» очень похожи, практически идентичные зеркала заднего вида. Различия лишь в форме передних ходовых огней, решетки радиатора и бампера. При этом есть версия, что и кабина JAC N-Series не оригинальная, якобы по каркасу она унифицирована с кабиной японского Isuzu N-Series.

«Откуда вообще взялся JAC, если у КАМАЗа нет опыта сотрудничества с ним и пересечения в структуре акционеров? Компании мог свести „общий знакомый“ — американский производитель грузовых дизелей Cummins Inc., у которого есть совместные производства моторов и с КАМАЗом в Челнах, и с JAC в Аньхое (юго-восток Китая). Предположение базируется на том факте, что „Компас“ будут оснащать моторами Cummins российского производства», — объяснял Drom.ru.

Производство легких коммерческих грузовиков можно будет запустить на заводе «Камминз-Кама», где после постепенного перехода на кабины пятого поколения освободятся мощности по сварке и окраске, рассказывал журналистам в конце 2019 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Он указывал, что машины планируется оснастить новыми кабинами, которые проектирует завод. Вероятно, за полтора года ситуация изменилась.

Снимок салона также подтверждает неофициальную информацию — по архитектуре интерьер «Компаса» напоминает JAC Shuailing W образца 2013 года. Кабина рассчитана на троих, спальник не предусмотрен. Особых изысков внутри нет: салон челнинского грузовика утилитарный.

«Малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс»

По неподтвержденным данным, премьера «Компасов» состоится до конца 2021-го, а в следующем году модель поступит в продажу. По информации редактора рубрики «грузовики и автобусы» журнала «Авторевю» Федора Лапшина, уже в этом году начнутся продажи «Компаса» в тяжелых версиях. «Это „Компас-9“ и „Компас-12“ с полной массой, соответственно, 9 и 12 тонн. Это еще не конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“, а более тяжелые грузовики. И Мишустину, по нашей информации, показали как раз „Компас-9“. Его грузоподъемность — около 5,5 тонны. А это тяжелее „Валдая“. Последний — трехтонка, — рассказал Лапшин. — По моей информации, уже осенью этого года на выставке „Комтранс“ будет объявлено о начале продаж двух версий этих автомобилей. Легкие — конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“ — должны появиться в 2022 году. Все, процесс уже пошел, автомобили готовы».

«Начнется ли производство малотоннажников КАМАЗа в 2022 году? Я считаю этот прогноз оптимистичным. Но надо быть оптимистами, слишком много пессимистов вокруг развелось. Технически-то здесь ничего невозможного нет. Ну малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс. Я считаю, нормально, очень может быть», — поделился своим мнением автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин.

По словам экспертов, вопрос того, почему КАМАЗ взял за основу кабину китайских грузовичков, объясняется весьма просто — все дело в дешевизне. Но это и не плохо, и не хорошо, такое происходит повсеместно, тем более что создание грузовика — в целом сама по себе утилитарная задача. «Если они заимствовали кабину JAC, я не вижу в этом ничего страшного. Компания JAC известна в мире, в том числе по грузовому транспорту. Поэтому нельзя говорить, что будут какие-то проблемы с техникой, это неправильно. Такие известные китайские бренды с достаточно хорошей стороны себя зарекомендовали на рынке грузовых перевозок», — отметил заместитель главного редактора радио «Автодор» Сергей Смирнов.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что новинка КАМАЗа вполне сможет занять свое достойное место на рынке. Все зависит от того, насколько качественная будет сборка, комплектующие. Ну и ценовая политика.

«Сможет ли КАМАЗ составить конкуренцию „Газелям“? Тяжело ему будет. Почему во все времена люди брали „Газели“, если сравнивать с теми же Ford, допустим? Потому что цена на „Газель“ была дешевле. Но самое главное, после того как она сгнивала и рассыпалась на куски, успевала отбить свою цену. Владелец гонял ее в хвост и в гриву, а потом просто выкидывал и покупал новую. То есть „Газель“, если можно так выразиться, была такой одноразовой вещью, — отметил Колодочкин. — И это тенденция сегодняшнего дня — никто не хочет делать Mercedes–миллионники. Mercedes должен отходить свои 100–150 тысяч километров, и все. То же самое и здесь. Поэтому все будет определяться ценой, и первые продажи покажут, насколько это было оправданным решением. Или нужно покупать китайское и вообще плюнуть на свой автопром…»

КАЗ-4540 «Колхида»: легенда о грузинском автопроме

Высоко-высоко в горах, среди великолепных снежных вершин, где живет лишь смелый и свободный ветер… Как-то так хочется начать разговор о существовавшем некогда Кутаисском автозаводе. Ничего не попишешь — Грузия! История здешнего автомобилестроения сегодня и впрямь звучит как легенда, но факт остаётся фактом: жило и работало крупное предприятие, и спускались с гор грузовые «Колхиды». Подтверждение тому — автомобиль КАЗ-4540 «Колхида», экспонат красноярского музея «Авто-ретро».

В военные и послевоенные годы стало очевидным, что советская автомобильная промышленность с запросами большой державы не справляется. В центральной части страны уже работало предостаточно предприятий, к делу автомобилестроения подключился и Урал, а грузовых автомобилей всё равно не хватало. Решено было задействовать и южные регионы, однако почему местом строительства нового автозавода был выбран грузинский Кутаиси, до сих пор не совсем понятно. Есть, конечно, версия, что сделано это было в угоду генсеку — грузинскому уроженцу, однако это не более чем домыслы. Как бы то ни было, сразу после войны началось возведение первых корпусов, а 18 августа 1951-го с конвейера под звуки оркестра сошёл первый автомобиль — КАЗ-150, точная копия ЗИС-150.

Долгая история

Завод был ориентирован на выпуск самосвалов и седельных тягачей, необходимых, в первую очередь, сельскому хозяйству. В первые годы своего существования Кутаисский автозавод был дочерним предприятием ЗИС: здесь выпускались ЗИС-150 и его модификации. Собственно говоря, это было не производство, а сборка, как сейчас бы сказали, «отвёрточная». Все комплектующие поставлялись непосредственно с московского завода.

Расходились московско-кутаисские автомобили хорошо, и в конце 1950-х было решено создать на КАЗе собственное КБ, призванное разрабатывать оригинальные модели. На свет появились несколько грузовиков, чья конструкция была основана на «зисовской», а в 1961-м в серию пошёл КАЗ-606, ставший первым советским седельным тягачом с бескапотной компоновкой. Правда, устанавливался на нём всё тот же бензиновый карбюраторный рядный шестицилиндровый двигатель ЗИС-120. Автомобиль получил романтичное имя «Колхида» — в память о легендарном царстве, некогда существовавшем на той самой земле, где теперь работал завод.

КАЗ-608 стал самой массовой моделью завода — тягачи расходились по автохозяйствам всего Союза. Когда сегодня говорят о «Колхидах», обычно подразумевают именно эту машину. Несмотря на то, что последний такой грузовик сошёл с конвейера ещё в 1989-м, их до сих пор можно увидеть на дорогах — пускай и серьёзно переоборудованными. Секрет их долголетия отнюдь не в горном воздухе: автомобили по многим агрегатам унифицированы с ЗИЛами, поэтому отремонтировать и доработать их было делом несложным.

Что мне молва

Романтичную историю горных грузовиков, к сожалению, омрачают отзывы об автомобилях. «Колхиды» снискали у водителей дурную славу. Недостаточный контроль качества, низкая культура производства — и в результате собирались автомобили как придётся. К тому же для седельного тягача их мотор был слабоват, а топлива при этом потреблял много. Да и водители всеми правдами и неправдами старались «горцев» сбыть, за баранку обычно сажали «салаг» или провинившихся шоферов. В итоге грузовики редко переживали одну «пятилетку».

Зато в народном творчестве «Колхида» отвоевала себе заметное место. Бытовала, например, присказка «Зверя нет страшнее рыси и машин из Кутаиси». Или, скажем, анекдот. Едет «Колхида» в гору с кирпичами — фыркает, глохнет. Грузины увидели это и говорят: «Мы автомобиль делали, чтобы чай с горы возить, а они на нём кирпичи в гору тянут». А ещё рассказывали, что от ворот кутаисского завода начиналась вереница машин с водителями «во чреве»: дескать, ломался автомобиль после первой стометровки.

В общем, присказки и байки сплошь обидные. Как же тогда, спрашивается, завод выпускал по 5000 машин в год? Кто их приобретал? А всё просто: экономика плановая, машин не хватает, так что любой грузовик был за счастье. Партия сказала развивать автомобильную промышленность Грузии, и развивали. В конце 1980-х на заводе работало около 18 000 человек, предприятие было градообразующим и трудились здесь целыми семьями. И пускай «дальнобойщиков» из «Колхид» не получилось, но на малых расстояниях они работали: возили сельскохозяйственную продукцию и стройматериалы.

Да и к тому же, не такой уж большой был выбор. Седельный тягач такого класса выпускал разве что ЗИЛ, но это был автомобиль капотного типа, а КАЗ — машина более перспективной, бескапотной компоновки. Были также МАЗы и КамАЗы, но это грузовики уже другого класса — и грузоподъёмность у них больше, и двигатели дизельные, более мощные. В общем, работа для «Колхид» находилась.

Перспективный грузовик

И завод развивался, «выпускники» его эволюционировали. В начале 1980-х началась разработка нового, перспективного грузовика – транспортно-технологического. К делу подключились специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ).

И такой грузовик разработали. Изначально он получил название НАМИ-0215, а в серию пошёл под именем КАЗ-4540 «Колхида». Дело было в самом начале 1982 года.

Надо сказать, что своим детищем создатели очень гордились: нововведений и усовершенствований в машине было с избытком. Вот что рассказывал о разработках заместитель директора НАМИ Золя Сироткин в интервью, опубликованном в журнале «За рулём» в 1983 году.

Слишком оригинальный КАЗ-4540 «Колхида»

Агрегаты, да и сама конструкция машины и впрямь были очень самобытными. Вот, например, двигатель. Разработан он был на Ярославском заводе на основе мотора КамАЗа, только вместо традиционных восьми цилиндров было сделано шесть. А это значит, что все фазы газораспределения пересчитаны, топливный насос высокого давления (ТНВД) тоже устроен под шесть цилиндров. А коробка передач у КАЗ-4540 «Колхида» не агрегатирована с двигателем: мотор в передней части автомобиля, а коробка — посередине, между ними — карданный вал. Интересная, надо сказать, идея: монтировать и демонтировать её легко, не приходится откручивать от двигателя. У автомобиля был постоянный привод на все колёса, что, по словам разработчиков, делало его более экономичным и проходимым. Для машины разработали специальные шины, обеспечивающие избранное давление на грунт без системы централизованного регулирования давления воздуха. Прицеп, с которым работала эта машина, имел практически такой же кузов, как сам автомобиль, гидроподъёмник, функцию разгрузки на три стороны. И общая грузоподъёмность машины составляла 6 тонн, плюс 5 тонн у прицепа. Борта заводом-изготовителем предусматривались надстраиваемые: их можно было наращивать под сыпучие и легковесные грузы.

Но история этих небезынтересных разработок пришлась на середину 1980-х, а это значит, что время СССР истекало. Только перспективный грузовик успел пойти в серию, как случилась Перестройка, Союз распался, и «Колхиды» остались не у дел. На российском рынке они больше не были востребованы (в 1996 году, например, Россия купила только 40 КАЗов), на экспорт поставляться не могли — продукт был неконкурентоспособный, а Грузии в таком количестве не требовались. В результате завод зачах, хотя и выпускал по 15-20 экземпляров для внутреннего рынка до 2001 года, а впоследствии и вовсе прекратил своё существование. КАЗ-4540 «Колхида» был моделью интересной и современной, и, может быть, ему бы и нашлось место на рынке (а потребность в машинах такого типа, безусловно, была), но его сгубила излишняя оригинальность.

Что же касается характеристик эксплуатации машины, то здесь адекватную оценку дать сложно. Отзывов относительно модели КАЗ-4540 «Колхида» немного, и большая часть из них основана на стереотипах о предыдущих автомобилях завода. Едва ли, конечно, произошёл заметный качественный скачок: всё-таки собирали грузовик на том же заводе, делали это те же люди. Но сама конструкция при этом была передовой. В одном эксперты сходятся: в современных условиях машина к эксплуатации не пригодна. Даже если найдётся совершенно новый автомобиль — попадёт в наши реалии из «капсулы времени» — проездить на нём удастся очень недолго.

altuhov

Сижу жду. пролетает мимо эта махина (за рулём инструктор).
Подходишь ближе. какая же она огромная.
По ступенькам забираешься в кабину.
Осматриваешься. целая комната:)
Инструкутор рассказывает. это стояночный тормоз, это "как обычно" (на легковушках), это вот так.
В принципе всё тоже самое, только руль здоровенный, педали большие и рычаг КПП откуда-то сзади торчит.
Думал..КПП. передач штук 10 будет. оказывается всего 5 и 1-ая пониженная (трогаться можно со 2-ой).
А заводится-то как. сказка. звук у дизеля приятный, заводится махом.
Заводишь. включаешь 2-ою. трогаешься. поехали.
Ну. думаю. такая махина, руль придётся крутить всем весом. а вот нет.
Камазом даже девушка может управлять. руль крутится легче чем на легковушке (без ГУРа), педали мягкие, плавные.
Вот что в педалях не понравилось, так это сцепление в самом конце схватывает, тормоз тоже резковат. давишь - не тормозит, дадовил доконца = встал на месте.
К педалям надо привыкать, особенно к сцеплению. оно достаточно высоко висит над полом и надо привыкать ставить ногу на пол и нажимать кончиком стопы (как на легковушке)
КПП. в приципе всё просто и понятно, но передачи влючаются тяжко, часто нужно "играть" со сцеплением и перегазовкой (для синхронизации). но это дело привычки.

В целом ездить одно удоволствие, двигатель работает не громко, приятно. "лежачие полицейские" можно проезжать почти не сбрасывая скорости. про мелкие неровности/ямки (на которых на легковушке всю душу вытрясает за подвеску) даже не говорю - попрыгаешь на сиденье и едешь дальше. а про "маленьких" (так дальнобой называет легковушки) вообещ молчу. шныряют туда-сюда. ох как я их (дальнобой) понимаю. а ты едешь себе тихонечко 20-40 км/ч и счастлив, сидя на несколько метров над крышами легковушек. Велосипедистов так вообще не заметно (одного чуть к обочине не прижал, заметил в зеркало, что он справа рядом едет. )

Задом сдавать (ехать назад) - тут конкретно практика и опыт нужна. техника таже, как на легковушке. посмотрел в зеркало, повернул руль в нужную сторону - поехал. единственное, что затрудняет - габариты. в зеркало смотришь - приближает немножко. вылезаешь из кабины. уё. гдеж там конец кузова.

Вот такие первые ощущения..

А нет. самое интересное. спускаешься с Камаза. идёшь к своей легковушке. подходишь к ней. и смотришь как на игрушечную.
влезаешь внутрь. всё так близко, тесно. первые ощущения, что в болид сел. кажется, что сидишь на земле. нуладно. привыкнешь. а не тут то было. стоило поехать. понимаешь - точно в болиде. тяга = афигеть. чуть нажал - полетел. аж непривычно.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Вся наша нынешняя автомобильная поездка в Грузию затевалась в основном из-за Тушетии. Это самый глухой угол страны и по совместительству родина того самого Мимино. Ведет туда горная дорога, проезжая только для внедорожников и только три месяца в году.

Тушетинская трасса — единственная автомобильная дорога в Тушетию. До 1975 года (когда построили дорогу) эта область Грузии была вообще отрезана от цивилизации Главным Кавказским хребтом, и попасть туда было проще горными тропами из Дагестана и Хевсуретии, чем из Алазанской долины. А еще можно было прилететь из Телави на вертолете, вместе с Мимино и его коллегами.

Тушетинская трасса: что такое и как проехать

Теперь вертолеты в Тушетию летают только в экстренных случаях, и единственным вариантом попадания наверх осталась дорога. Кроме собственного и арендованного автомобиля в Тушетию также можно доехать на внедорожном такси, гнездо которых находится в Ахмете. Проезд стоит удивительно недорого за такую дорогу — всего 50 лари ($20) за человека в один конец. В Сванетии за такое взяли бы все 200.

Сейчас дорога в Тушетию — это 70 км горного серпантина от деревни Пшавели в Кахетии до села Омало наверху. Проходятся эти 70 километров за 5-6 часов наверх (в Тушетию) и 4-5 часов вниз.

Дорога вытаивает из снега в конце июня и скрывается под ним снова в начале октября.

Тушетинская трасса проходима ТОЛЬКО для внедорожников. Самое главное — это большой дорожный просвет, также не помешает полный привод и не сильно лысая резина. Местные гоняют на Деликах и Паджерах, самое легковое из встретившегося нам в Тушетии — паркетники вроде Honda CRV и Mitsubishi Outlander. Также есть достоверная информация о прохождении данной трассы на Subaru Forester, однако неизвестно, сколько бамперов было оторвано и сколько камней разобрано руками. Двухколесные ездят на тяжелых эндуро типа Africa Twin, KTM и BMW GS, хотя мне тяжело представить, как, блин, они едут по этому крошащемуся серпантину вниз.

На Тушетинской трассе есть всё: сели, завалы, маленькие острые камни, большие скользкие камни, разные падающие камни, броды через речки, броды через водопады и даже непролазные лужи жирной грязи, которую как-то не ожидаешь встретить на горном серпантине.

Чего там нет, так это цивилизации. И в самой Тушетии тоже. Абсолютно всё, а особенно бензин, нужно везти с собой. Ближайшая заправка весьма стрёмного вида есть в Пшавели, а нормальная — в Телави. Очень желательно иметь с собой и канистру, одного бака может не хватить. На высоте очень сильно увеличивается расход топлива. Так, при нашем среднем расходе в 15 литров на сотню наш Крузак сожрал на подъеме половину своего 90-литрового бака. А всего средний расход по Тушетии у нас вышел 30 литров на сотню.

Дорога в Тушетию: наш опыт

С первого раза Тушетинская трасса нам не далась: за неделю до нашего приезда на ней сошел сель и его все никак не могли разгрести. Проехав примерно треть пути, мы уперлись в ремонт и были вынуждены возвращаться вниз, в Телави. Прораб участка взял наш телефон и обещал копать быстрее. На следующее утро он позвонил нам и сообщил, что дорога наконец открыта.

Начинается Тушетинская трасса в благословенной Кахетии, в деревне Пшавели недалеко от главной местной святыни — Монастыря Алаверди. Первые несколько километров до последней цивилизации, села Лечхури, идет отличный асфальт. Теперь мы его увидим нескоро.

После Лечхури асфальтовую дорогу постепенно поглощает лес. Начинается подъем.

В лесу обязательно встретишь тушетинских пастухов. Весной они гонят свои несметные стада наверх, а осенью вниз.

Посмотрите им в глаза внимательно. Баран во всех видах — основа тушетинской кухни. Именно этим вам предстоит питаться наверху.

Лесная дорога переходит в каменистый серпантин. Внизу змеится речка Стори, по чьему ущелью мы и едем.

Догоняем ремонтников. Гружёная бетономешалка проезжает засыпанную мусором и подпертую досочками промоину: все трещит, ползет и осыпается. Зрелище не для слабонервных.

Проезжаем за ней первый на нашем пути брод. Радостно вылезаем фотографироваться — настоящий брод через настоящий водопад! В следующие часы счет водопадам пойдет на десятки.

Некоторые водопады льются на крышу прямо сверху. Главное — вовремя закрыть люк и чтобы камешек не прилетел.

Совсем промытые участки заливают бетоном. Дорога обслуживается и поддерживается в рабочем состоянии (так что за трактором недалеко идти, если что), но делается это, опять же, в расчете только на высокие внедорожники. Бетонные плиты льются поверх промоин безо всяких съездов, а бульдозерист заканчивает свой рабочий день, оставив на дороге полуметровую груду огромных камней. Ограждение тут тоже никто не будет делать. Всё сурово.

Каменистый серпантин постепенно становится просто полочкой, вырубленной в скале. Камни острые, можно порезать резину.

Местный перевал (до которого еще очень далеко) называется Абано, или Банский. Назван он так в честь горячих источников, бьющих из скалы за несколько километров до него. В советское время здесь был полноценный курорт, а теперь какой-то полуразрушенный барак. В каком месте искать источники, мы так и не поняли, хотя с дороги есть указатель.

Где-то за источниками высота переваливает за 2000, прощаемся с лесами и Алазанской долиной. Воон оттуда мы приехали.

После 2000 начинается самая интересная часть: такая же полочка, только теперь в лысом осыпающемся склоне. Как раз тут постоянно сходят сели, из-за которых дорогу и закрывают.

Почти доехали до облаков.

Уже устали? А это еще даже не полпути!

Воон там внизу мы только что ехали.

А воон там наверху едем сейчас.

Тут вся дорога заставлена крестами и памятниками. Недавно смотрели кино про самую опасную в мире «Дорогу Смерти» в Боливии. Так вот могу сказать, что она очень похожа на тушетинскую (даже длина такая же), только в Боливии движение гораздо активнее. И сыпятся в пропасць с нее соответственно чаще.

Разъезжаться со встречными приходится как бог на душу послал.

Особенно если он послал трехмостовый Камаз. Висим Стоим ждем пока проедет.

Вниз лучше не смотреть.

Чем выше, тем полочка уже.

Веселые ремонтники поставили знак «извилистая дорога».

А ехать вниз будет в 5 раз веселее.

Наконец въезжаем в холодное облако. Скорость снижается совсем до черепашьей, ибо встречные машины теперь еще и не видно. Дорогу не видно тоже, но это и к лучшему. Вообще, если нужно проехать побыстрее, то по Тушетинской трассе лучше ехать ночью, когда не видна пропасть =)

Кажется, перевал. 2926 метров.

От машины лучше далеко не отходить, а то можно потеряться. На улице дубак около 0.

После перевала сразу начинается спуск вниз. Но обольщаться не стоит, ехать еще долго. Здравствуй, Тушетия!

Мы снова на северной стороне Главного Кавказского Хребта.

Природа здесь гораздо более суровая, чем на южном Кавказе. Напоминает Казбеги и Военно-Грузинскую дорогу.

С тушетинской стороны трасса сразу спускается примерно на километр вниз и дальше идет по ущелью реки Хисос-Алазани. Река, что характерно, здесь течет в другую сторону — на север.

Тут хорошо виден подъем на перевал с тушетинской стороны.

Вдоль всей трассы стоят ржавые опоры электропередач. Многие из них сломаны и скручены камнепадами, как проволочные. Провода с этих опор были срезаны в смутные 90-е, и с тех пор электричества в Тушетии нет.

А дорога так и идет дальше вдоль реки, особо не спускаясь. Вся «жилая» Тушетия находится на высоте 1500-2000 метров.

От перевала до «столицы» Тушетии Омало ехать 1,5-2 часа. Дорога приличная, за исключением огромных луж грязи, несколько неожиданных в горах.

Ура, спаслися! Первые села на пути — Шролта и Хахабо. От них до Омало уже совсем недалеко.

Итого, выехав из Пшавели в 15:00 (поздновато), мы были в своем Mirgvela Guesthouse между Омало и Дартло после 8. Да, в Тушетии даже можно забронировать жилье заранее через интернет! Они там подкидывают телефон или лезут с ним на дерево, а им снизу присылают смс, кто когда приедет. Сервис!

Вниз ехать, как и положено, намного страшнее. Я много всяких дорог повидала на своем веку, но эта определенно одна из самых. Трасса длинная, в напряжении держит долго, и это выматывает. В общем: водители, оценивайте свои возможности трезво, а также как следует проверяйте техническое состояние автомобилей перед поездкой. Удачной дороги.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как бурлил Батуми во время встречи Зеленского, Санду и главы Евросовета

Политиков из ЕС встречали самыми разными флгамаи — от украинских до радужных

В Грузии прошла большая конференция «Сила притяжения Европейского Союза и трансформация региона», в рамках которой Грузия, Молдавия, Украина и Евросоюз обсуждали и решали, как им жить дальше и по какому пути идти в светлое европейское будущее.

Мероприятие прошло на фоне митингов сторонников ЛГБТ-сообщества, митингов противников ЛГБТ-сообщества, требований отставки премьер-министра Грузии и других перформансов со стороны вечно политически активных грузин. Что происходило в Батуми возле пятизвездочного отеля Шератон в центре Батуми, где и проходила конференция, в репортаже «Ридуса».


На улицах Тбилиси

Кабинет аудиенций президента ЕС

Главным гостем этого дня в Батуми стал президент Европейского совета Шарль Мишель. Европейский совет — это такой политический орган, в котором заседают президенты и премьер-министры европейских стран и решают, как дальше будет жить Европа, как будет развиваться, какие новые страны взять к себе в члены (последний пункт особенно актуален для остальных участников батумской конференции). И вот бельгиец Шарль Мишель является руководителем этого органа и последнее время практически каждый месяц прилетает в Грузию, сперва он мирил оппозицию и действующую власть и даже уговорил их подписать совместное соглашение, теперь вот приехал в кавказскую страну вновь.

С самого утра Мишель проводил встречи-аудиенции, кажется, со всеми, с кем только было можно. Еще не закончился предыдущий политический послевыборный кризис, как в Грузии в самом разгаре новый, толчком к которому стала ЛГБТ-акция и ее скандальная отмена.

Первой в переговорный кабинет пришла президент Грузии Саломе Зурабишвили, фигура скорее номинальная, хотя иногда она делает заявления, которые не совсем совпадают с «линией партии». Например, перед встречей она опубликовала в фейсубке пост, в котором осудила депутатов из правящей партии «Грузинская мечта», которые теперь отказываются общаться с оппозиционными СМИ. По словам Зурабишвили, независимо от критической позиции все журналисты имеют право работать и ограничивать и байкотировать их нельзя, ведь это как-то не по-европейски.

Затем в кабинет в Мишелю зашла делегация из представителей оппозиции. Оппозиционеры перед встречей рассказали, что намерены просить у Евросоюза жестких реакций за события 5 июля, когда пострадали больше 50 журналистов. Также оппозиционеры попросили Мишеля отреагировать на назначения Верховных судей, которые сейчас происходят в Грузии и нарушают те соглашения с Евросоюзом, которые были достигнуты в апреле этого года. После оппозиции на аудиенцию направился премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, отставки которого требует оппозиция и грузинские журналисты.

По итогам встреч Шарль Мишель выступил перед прессой и покритиковал Грузию за назначение судей и напомнил, что финансовую помощь из Европы страна сможет получить только тогда, когда начнет проводить масштабную судебную реформу в соответствии с весенними договоренностями. А пока все идет немного иначе. Что касается прав ЛГБТ, то Мишель попросил не считать их маргиналами и уважать, как и права журналистов и свободу слова, с которой сейчас в Грузии тоже идет все не очень.

Премьер-министр Грузии входил и выходил из здания отеля под гневные крики журналистов, требовавших его отставки.

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили

Журналисты обвиняют премьер-министра в смерти своего коллеги, оператора Лексо Лашкарава. Его жестоко избили во время несостоявшегося ЛГБТ-шествия 5 июля, ему потребовалась операция, а 11 июля он был найден мертвым у себя дома. Грузинские журналисты уверяют, что если бы премьер обеспечил безопасность сотрудников СМИ две недели назад, то подобной трагедии бы не произошло.

«Когда ты подашь в отставку?» — единственный вопрос, который слышал в этот день Ираклий Гарибашвили, но никакого ответа он так ни разу и не дал. А в очередной свой проход мимо журналистов даже решил пошутить и первым крикнул на журналистов: «Когда вы подадите в отставку?»

Естественно после этого конфликт прессы и главы грузинского правительства наберет еще больше обороты, все телеканалы страны уже говорят о недопустимости таких шуток и еще активнее требует отставки чиновника.

Митинги за все хорошее и против всего плохого

Параллельно со встречами Мишеля внутри отеля и спорами журналистов с премьер-министром снаружи тоже вовсю идет политическая активность.

Первыми с плакатами вышли грузинские сторонники традиционных ценностей и противники ЛГБТ-сообщества. Содержание плакатов было вполне ожидаемым: «Европейский выбор — только для консолидации страны и защиты традиций», «В Грузии пройдет только военный парад», «Нация, семья, религия — вот наши ценности. А у вас какие, Мишель?».

Шарль Мишель к ним не вышел и про свои ценности активистам рассказывать не стал.


С другой стороны дороги — гражданские активисты, представили оппозиции, сторонники ЛГБТ-сообщества и просто неравнодушные. Первые стояли с фотографиями оператора Лексо Лашкаравы, флагами Евросоюза и плакатами: «Европа — наш шанс», «Гомофобия убивает».

Вторые пришли на акцию протеста, или правильнее даже будет сказать, перформанс, с флагами Украины, Молдавии и даже бело-красно-белыми флагами, которые использует оппозиция в Белоруссии. С украинскими и молдавскими флагами все понятно, на конференции ждут президентов этих стран. А вот с последним не очень ясно, Светланы Тихановской среди участников мероприятия нет.


Участников двух акций протеста в этот раз разделяли несколько сотен полицейских и все прошло мирно, не как 5 июля в Тбилиси. Все мирно помитинговали, встретили всех гостей и мирно разошлись. В общем, совсем не по-грузински как-то даже получилось.

Все президенты в гости к нам

Основное мероприятие дня называется «Сила притяжения Европейского Союза и трансформация региона», в рамках этой конференции выступили президент Украины Владимир Зеленский, президент Молдавии Майя Санду, президент Грузии Саломе Зурабишвили и снова Шарль Мишель. После они же провели закрытую встречу и подписали документ «Ассоциированного трио», в котором прописаны шаги, которые будут делать три страны для вступления в ЕС.

Зеленский перед конференцией успел слетать на вертолете к реке Ингури на линию разграничения между Грузией и Абхазией, которая по грузинским законам считается оккупированной Россией.

Что интересно, президента Украины не сопровождали высшие чиновники Грузии, и даже почему-то не встречали в аэропорту.

После своей поездки возле входа в отель бывший актер сделал несколько селфи с фанатами и отправился с речью в зал проведения мероприятия. На конференции Зеленский неожиданно выступил достаточно резко и даже поставил под сомнение следующее совместное мероприятие Евросоюза с другими странами бывшего СССР.


Майя Санду в окружении молдавской делегации

Новая президент Молдавии Майя Санду никакой активности кроме конференции в Грузии не проявляла и резких заявлений в выступлении не делала. Рассказала про молдавскую коррупцию, олигархов и отметила, что ждет от Евросоюза помощи в борьбе с этими всеми бедами.

Восточный Округ - Три весёлых у руля

А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.
А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.

Я не ночую часто дома,
Любимая прости.
Моё призвание: кепарик, сиги и руль такси.
Мы колесим по всем маршрутам ежедневно
Поцелуй детей я вернусь только к утру наверно
Мы на центральной площади всё время с мужиками
В дурака катаем, друг другу платим щелбанами.
Из клубов часто возим пьяную молодёжь
Порой сидишь и х*й поймешь кого-куда везёшь
Моя белая стрела много повидала
На сиденье заднем даже женщина рожала.
Я не печалюсь некогда только смотрю вперёд.
Магнитолочку погроме контрамарки в бардачок
Наши пассажиры разномастные засранцы -
Бизнесмены, проститутки, малолетки, оборванцы
Ты знаешь я не печалюсь не когда братан.
Будет ночь, будет рейс и копеечка в карман

А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.
А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.

Я сам из Грузии,
Здесь лавэ кружу
Мне друг купил права, вот газель вожу
Можно стоя можно сидя, главное чтоб по пути
Я не привередливый сам мужик по сути.
Жёлтая газель вспоминаю умираю
Жёлтая газель, я только о тебе мечтаю
Жёлтая газель самая прекрасная
Жёлтая газель. Жёлтая газель..
Если ты гаишник , не плати бабоса
Уважуха вам подобных от меня и Босса.
Я не гастарбайтер хоть с виду и похож
Вот ты дверями хлопнул и у меня по телу дрожь
Во рту насвай баранка в руках мне снится.
Кричите громче есть шанс остановиться
Конкуренция большая не пизди что подрезаю
Хуле тороплюсь летаю у меня же дома зая
Штрафы не люблю, так что пристегнись брат
А то полосатый палка оштрафовать бы рад
Если ты торопишься, ты по-любому в теме
Газелист Ашот, скорость на пределе.

А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.
А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.

А я секси Ямыч бабла хочу побольше
Устроился на работу дальнобойщиком
Помчался от ЕКБ до Владивостока
Дорога долгая Сися Стрельца под боком.
Еду. Еду пишу смски в телефоне
Еду. Еду курю, долблю п***ец кумар в салоне.
Еду. Еду как пуля
Еду. Еду а хуле?
Все позади неудачники на Жигули
Под тапкой с галом на дороге остаюсь нахалом
Курну, заеду, куплю чего-нибудь похавать
В дороге скучно одному ,грустить да ну!
Я пиваса наебну, и тёлочку сниму
Махну в окно твоей жене не ругайся Вася
Я СЕКСИ ЯМЫЧ нах*й б***ь на СЕКСИ КАМАЗЕ
Я ни когда не подвожу плоских девочек
Ямыч любит грязных сучек, а не целочек
К жене приеду, дома сидеть не буду
Не буду мыть посуду, и думать как взять суду.
Возьму бухла, а чо выходной и пох*й.
Поедем щас на студию на газели с Лёхой.

А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.
А ты не горюй, братан крепче за руль держись,
Всё будет з**бись, всё будет з**бись.

Вот идет камаз грузинский

ВОТ ИДЕТ КАРАВАН

Вот идет караван
По сыпучим пескам
И везет анашу
В свой родной Пакистан.

Караванщик босяк
Забивает косяк
Пару хапок тугих
И уехал чувак.

Вот вдали за холмом
Показалась змея.
Пару хапок потуже
И она не страшна.

Вот вдали за холмом
Показался конвой.
Даже сам Абдула
Достал маузер свой.

Так погиб караван
На сыпучих песках.
Не довез анаши
В свой родной Пакистан.

Его дочь Зульфия
Стервой, блядью была,
За косяк анаши
Свою честь отдала.

Мы засядем в кружок,
Мы забьем косячок,
Мы помянем Али,
Что привез анаши.

Анаша, анаша,
Анаша, жизнь моя.
Без тебя анаша
Не прожить нам и дня.

Третью строку каждого куплета можно повторять

Неизвестный источник


ВАРИАНТЫ (3)

1. Вот идет караван

Вот идет караван
По зыбучим пескам,
И везет анашу
В наш родной Пакистан.

Анаша ты, анаша,
До чего ж ты хороша!
Как покуришь анаши,
Так балдеешь от души.

А мудрейший Али,
Накурившись анаши,
Эту песню поет
И верблюда еб*т…

Такой вариант пели ученицы 10 "А" класса средней школы №26 города Тюмени в марте 1991 года, отправляясь с классом в турпоездку на весенние каникулы в Клайпеду (Литва) и при этом бренькая на гитаре с незажатыми аккордами (играть они не умели).


2. По пустыне скупой.

По пустыне скупой
Тихо шёл караван.
Анашу он везёт
С Бухары в Пакистан.

Пятый день без воды -
Пить хотят скакуны.
О, Аллах, помоги -
Дай дойти до воды.

Анаша, анаша.
Анаша - жизнь моя.
Мне с тобой, анаша,
Даже смерть не страшна.

Вдруг вдали за горой
Показался конвой
Караванщик Али
Вынул маузер свой.

Караванщик Али
Забивает косяк.
Три затяжки больших
И балдеет чувак.

Анаша, анаша.
Анаша - жизнь моя.
Мне с тобой, анаша,
Даже смерть не страшна.

И погиб караван
Не дойдя до воды.
Погибают в песках
Десять тонн анаши.

Погибают в песках
Десять грамм анаши -
Остальное скурил
Караванщик Али.

Анаша, анаша.
Анаша - жизнь моя.
Мне с тобой, анаша,
Даже смерть не страшна.

Хочу предложить свой вариант песни про караван, анашу и караванщика Али)) (Вот идёт караван). Это уже "наши" песни, молодёжи конца XX - начала XXI веков. Вот такую песню пели ученики 10 "Г" класса средней школы 26 г. Смоленска, когда ехали в санаторий Геленджика в феврале 2001 года. А играть на гитаре мы умели, так что аккорды были зажаты правильные)))


3. Анаша

Расскажу вам сейчас
Очень страшный рассказ,
Как один наркоман
Вез гашиш в Пакистан.

Анаша, анаша,
До чего хороша,
Даже смерть с анашой не страшна.
Покурю анаши,
Посмеюсь от души.

Вот идет караван,
Он везет в Пакистан
Десять тонн анаши
Для султана Баши.

Вот подул ураган
И развеял весь план,
Десять тонн анаши
Для султана Баши.

На вершинах бархан
Появился сайгак.
Караванщик Али
Набивает косяк.

Наркоманы сидят,
А курить-то хотят.
Да поможет Аллах
Им собрать на косяк.

Караванщик пристал,
Его взгляд заблистал:
Он вдали увидал
Свой родной Пакистан.

«Здравствуй, город родной,
Здравствуй, друг дорогой,
Я гашиш тебе вез,
Как букет алых роз.

А когда я умру,
Схороните меня.
На могиле моей
Пусть растет конопля».

Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция).

Что такое «Колхида», и почему про нее знает каждый советский водитель грузовика


Колхидой называется закавказское восточное побережье Черного моря. Во всяком случае, так его в свое время называли греки. Однако, в СССР так величали еще и грузовик, который все, кому удалось поездить на нём, сегодня вспоминают с улыбкой и иронией. Уникальная модель на самом деле называлась КАЗ 606, и в свое время положила начало бескапотным советским грузовикам.


Первым бескапотным грузовиком СССР на самом деле был вовсе не МАЗ-500, как принято считать. Это была «Колхида» или КАЗ-606, который сходил с конвейера в грузинском городе Кутаиси. Водители любили шутить, что уже с конвейера Колхида сходила на буксире и в прозвали ее «подгорным тягачом».


Стоит быть честными. КАЗ-606 был далеко не самой лучшей разработкой советской автомобильной промышленности, что, впрочем, не преуменьшает его значимости для отрасли. КАЗ был собственной разработкой местных инженеров, которые до этого занимались исключительно выпуском самосвалов ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164.


За основу «Колхиды» был взят именно ЗИЛ-164. Почти все узлы и агрегаты перекочевали в модель собственной разработки кутаиских инженеров. Изменена была главным образом компоновка грузовика. Основным изменением стала установка кабины над двигателем. Кстати, именно в КАЗ-606 была первая в Советском Союзе кабина со спальником. Подсмотрели дизайн (скорее всего) у Skoda 706RT.


Единственным недостатком «Колхиды» было то, что кабина не опрокидывалась, и доступ к двигателю осуществлялся внутри. Это вызывало много проблем и неприятностей. Обслуживать КАЗ было очень неудобно. Более того, в кабину постоянно попадали выхлопы через недостаточно плотно прилегающие кожухи. Модернизировали кабину через несколько лет после выпуска, в результате чего она стала откидной.


Первоначально планировалось, что КАЗ будет выпускаться в двух вариациях: седельного тягача и бортового грузовика. Вот только бортовые грузовики в СССР уже выпускались несколькими предприятиями, а потому было решено, что все КАЗы станут исключительно седельными.


Что касается двигателя, автомобиль получил его по наследству от ЗИЛа. Это был 6-цилинтровый рядный 5.5 литровый бензиновый ЗИЛ-157КЯ с мощностью в 110 л.с. К сожалению, для седельного тягача с не самой лучшей аэродинамикой такой агрегат был откровенно слаб. При идеальных условиях машина еле-еле разгонялась до 55 км/ч. Другим больным местом «Колхиды» стал расход топлива. На 100 км пути машина съедала почти 50 литров. При том, что бак имел объем в 210 литров, заправлять грузовик приходилось слишком часто.


В результате по количеству обидных прозвищ у советских водителей «Колхида» была чуть ли не рекордсменом. Вот лишь некоторые из них: «Жаба», «цирковая лошадь», «грузинский трактор», «гордость Грузии — слёзы России». Была даже такая обидная частушка: «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на „КАЗе“ не работал, тот не знает горя».

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Грузинские анекдоты

– Сам ты баран. Самец овцы – это овен, а баран – это самец баранки!

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Урок в грузинской школе:

— Гоги, проспрягай глагол «куриц» в настоящем врэмэни.

— Я куриц, ты куриц, он, она, они куриц.

Куликово поле

КНИГУ М.Мочалова "Куликого поле"

ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

— Садысь, пять! Вано, проспрягай глагол «куриц» в прошедшем врэмэни.

— Я ципленок, ты ципленок, он ципленок.

— Садысь, пять! Нико, проспрягай глагол «куриц» в будущем врэмэни.

— Я шашлык, ты шашлык, он шашлык.

— Шашлык — это будушее врэмя от глагола барашк. Будущее время от глагола «куриц» — «чахохбили»!

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Урок русского языка в грузинской школе. Учитель:

-Ашотик, выйди к доске и расскажи басню.

Идет мартышка вдоль пруда

А ей Крыладзе из пруда:

-Иди сюда, иди сюда!

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Hа диктанте два грузина. Один другому шепчет:

— Слушай, как правильно писать: сратостат или стратосрат?

— Пиши дирижопль — правильно будет!

В грузинской школе урок русского языка.

– На болшой, болшой гора стоит дерев. На дерев сидит сов.

– А сов это кто? Звер или рыб?

– А почему на дерев?

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Урок русского языка в грузинской школе.

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Урок русского языка в грузинской школе. 4-ый класс. Диктант за полугодие. Учитель:

Урок русского языка в грузинской школе. Учитель:

— Дэти, русский язык—очень трудный. Вот, например, Настя — это красивое русское имя, а Ненастя — плохая погода.

Урок русского языка в Грузинской школе.

Учитель: Дети! Запомните! Этого нельзя понять! Слово ОТ ВАС пишется раздельно, а слово КВАС – слитно.

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Урок русского языка в грузинской школе. Учитель объясняет детям:

Анекдот про русский язык в грузинской школе

Урок русского языка в грузинской школе.

— Молодэц. Гоги, ты что-то хочэшь добавить?

Любишь историческую литературу?

Тогда эта книга тебя приятно удивит.

Скандально известная книга

Максима Мочалова

«Куликово поле»!

Куликово поле

Куликово поле

Восстановить реальную хронологию событий пытались многие. Но удалось это сделать только здесь!

С первых страниц книги автор погружает читателя в реальную обстановку конца XIV века, просто и незатейливо приоткрывая кулисы политической обстановки, показываю всю правду без прикрас, как есть.

И благодаря этому здесь развеяны многие заблуждения и мифы, развенчаны откровенные фальсификации и подлог, фабрикация и приписки ученых, целенаправленное искажение и переписывание нашей истории в угоду тем или иным политическим тенденциям или личным интересам!

И, самое главное - сделано невозможное - восстановлен сам ход битвы с точностью до минут!

Вы узнаете очень много! Кто был союзником Мамая, сколько у него было туменов откуда и кто ими руководил. Литовские и Ордынские союзники Дмитрия. И многое, многое другое!

Вы гарантированно получите небывалое удовольствие как от чтения книги, так и от полученных знаний.

Читать книгу здесь:

СМОТРИ ТАКЖЕ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ:

anekdotmaster.ru

Разрешено для аудитории 18+

Данный сайт является сборником народного фольклора. Все анекдоты вымышлены. Совпадения с реальными людьми или событиями случайны.

Все анекдоты и юмористические истории сайта являются "бородатыми", с длинной бороды в 10 и более лет, и не являются "авторскими" или "оригинальными".

Вся текстовая, графическая, аудио и видеоинформация, присутствующая на страницах сайта публикуется на основании статьи 29 Конституции РФ (о свободе слова и мысли) исключительно в развлекательных целях. Содержание сайта не является пропагандой или агитацией, возбуждающих социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, а также не является пропагандой социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Администрация и сотрудники сайта с уважением относятся к человеческому достоинству и общественной нравственности, уважают общество, государство, легальные госсимволы, Конституцию РФ, государственные органы и не допускают контент, который может быть классифицирован как оскорбительный или носящий очевидное неуважение.

Все анекдоты, напечатанные на страницах сайта классифицированы администрацией сайта как явно выдуманные шуточно-юмористические истории. Однако, в случае, если Генпрокурор РФ, его заместители и сотрудники Роскомнадзора будут считать иначе, требуемая ими информация будет немедленно удалена.

Читайте также: