За сколько собирают машину на заводе skoda

Обновлено: 05.07.2024

Россия против Чехии: сравниваем производство автомобилей Skoda

Наверное, один из самых распространенных страхов российских автомобилистов недавнего прошлого — отечественная сборка. Покупатели боялись ее как огня, порой отказываясь от приобретения желанных иномарок. Сейчас ситуация в корне изменилась — 80% проданных в России автомобилей собраны у нас. А как собраны? И отличается ли чем-то этот процесс от зарубежного? Отвечаем на оба вопроса, изучив разом заводы Skoda в Калуге и Млада-Болеславе.

Начнем, конечно, с ближайшего — производственной площадки в технопарке «Грабцево», что находится под Калугой, в 170 км от Москвы. Завод этот является общим для всех трех марок, входящих в концерн Volkswagen, а потому и название носит общекорпоративное — «Фольксваген Груп Рус». Собирают тут не только автомобили Skoda, но еще и собственно Volkswagen, а также по технологии крупноузловой сборки в отдельном цехе Audi.

Предприятие было построено в прямом смысле слова в чистом поле в 2007 году, а уже в 2009-м перешло на производство полного цикла, то есть сварку, окраску и непосредственно сборку. У Skoda с 2013 года тут собирается одна модель — бестселлер чешской марки Rapid , пришедший на смену предыдущему поколению хетчбэка Fabia. Популярная Octavia и кроссовер Yeti производятся на базе завода ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Технопарком место названо не для красного словца. Руководству Калужской области удалось превратить свой регион в реальный производственный кластер: в непосредственной близости от автосборочного предприятия находятся и производители компонентов, включая площадки таких мировых гигантов, как Gestamp и Magna. Неподалеку расположено и сборочное предприятие еще трех автомобильных марок. Ну и до кучи, вся электроника Samsung для отечественного рынка производится здесь же.

Завод Skoda встречает по отечественной традиции четкой дисциплиной и строгими правилами, производя впечатление оборонного предприятия. Это общая практика почти любого серьезного высокотехнологичного производства. Причем Skoda еще довольно лояльна: в основном строгость касается фотосъемки отдельных объектов внутри завода. На АвтоВАЗе, например, у журналистов на входе под роспись переписывают серийные номера фотокамер и диктофонов, а на отдельных производствах автокомпонентов журналисты на выходе сдают карты памяти и получают их обратно с отфильтрованными снимками. Промышленный шпионаж, даже неосознанный, никто не отменял.

Распространенное заблуждение россиян о том, что мировые автоконцерны строят заводы в России по остаточному принципу, развеивается, как только входишь непосредственно на производство. Предприятие в несколько этапов построено по высшим стандартам концерна Volkswagen с применением самого современного оборудования — общие инвестиции в строительство и развитие обошлись в космический миллиард евро.

Первый цех — кузовной . Здесь кузов Skoda Rapid приобретает очертания автомобиля, свариваясь в единое целое из разных панелей. Почти весь металл — отечественный. Прокатывают и штампуют его на соседнем предприятии Gestamp. Точечные сварные операции делаются вручную с помощью больших подвесных манипуляторов. А вот основную сварку кузова выполняют уже роботы, причем сварка крыши осуществляется самым современным способом — лазером.

Само собой, почти на каждом этапе проводится контроль качества, который иногда интегрирован прямо в процесс. Так, минимум один раз в сутки наугад выбирается готовый кузов Rapid, который в специально построенной при заводе лаборатории тестируется и замеряется по сотням контрольных точек, включая проверку с помощью лазера Zeiss прямо в сварочном цехе. Любое несоответствие — повод к остановке конвейера и тщательной перепроверке оборудования, а негодный кузов отправляется на выброс. Правда, подобное случается крайне редко. Эта же лаборатория занимается контролем, проверкой и согласованием всех вопросов с поставщиками компонентов.

Перед отправкой на сборку кузов дважды грунтуется, красится и покрывается антикором в виде горячего воска и фирменного состава концерна Volkswagen. В плане цветовых предпочтений россияне консервативны — в приоритете либо темные цвета, либо серебристые и белые. У седана Volkswagen Polo, идущего на конвейере вперемежку с Rapid, — модный нынче коричневый оттенок, который стал пользоваться спросом.

В общей сложности на заводе в Калуге работают поставщики более чем из 45 стран мира. Однако и уровень локализации достаточно высок: помимо металла, в России производятся элементы системы выпуска, топливные баки, кресла, передняя панель и отделочный пластик салона. Благодаря российскому производству двигателей общий процент локализации Skoda Rapid должен составить к началу 2017 года 60%.

Вторым важнейшим событием в истории Калужского завода стал запуск осенью 2015 года цеха по сборке двигателей , а в реальности — отдельной мануфактуры. Причем концерн Volkswagen — один из первых, кто решил наладить в России производство моторов. Для локализации был выбран самый популярный и привычный по «размеру» атмосферный агрегат объемом 1,6 литра в форсировке 90 или 110 л. с. серии EA211. Это современный двигатель, пришедший на смену «ветерану» серии CNFA и представляющий собой, по сути, мотор TSI, только со снятой турбиной.

Производство двигателя также почти полностью локализовано. Блоки и головки блоков отливаются из отечественного сырья в Ульяновске, в российском филиале мексиканской компании Nemac. А остальные операции по финальной сборке, включая обработку головок и коленвалов, выполняются уже непосредственно на заводе в Калуге. Опять-таки за качество сборки отвечает не только сложившийся имидж марки, но и 13 современных роботов, которые здесь трудятся, — увы, все сплошь зарубежных производителей, как, собственно, и почти все оборудование завода.

После собранный двигатель отправляется на «горячий тест», то есть на проверку во всех возможных режимах работы, включая запуск, холостой ход, работоспособность при максимальных нагрузках. Кроме того, проверяются электрическая, топливная, масляная и охлаждающая системы, а также газораспределительный механизм, показатели мощности и крутящего момента.

Автомобильный завод — это, помимо прочего, еще и первоклассный работодатель. Несмотря на кризис в отрасли, Volkswagen Group Rus не стал увлекаться сокращениями, а просто перевел предприятие на двухсменный рабочий график. Средняя зарплата на заводе — около 30 000 рублей плюс полный социальный пакет, включая бесплатное питание и развозку. Около 8% персонала составляют женщины. Само собой, сотрудники завода могут купить Skoda с очень хорошей скидкой или выкупить одну из служебных машин.

Всего на заводе в Калуге рабочие собирают по 90 Skoda Rapid в сутки. Учитывая не самые простые времена, этого пока хватает, чтобы обеспечивать моделью не только Россию, но и страны Таможенного союза. Все собранные автомобили перед отправкой на продажу (кстати, купить машину можно и прямо на заводе — рядом работает дилерский центр) проходят череду проверок: двойная просветка и дождевая камера — для поиска протечек, роликовый стенд — для испытаний ездовых и тормозных характеристик, дороги общего пользования — для реальной проверки работоспособности всего автомобиля. Так производят Skoda у нас. А как это делают сами чехи?

Полтора часа до Москвы, еще три — на самолете до Праги и час, конечно же, за рулем Skoda до Млада-Болеслава, и вы в самом сердце чешской автомобильной жизни — первом заводе марки , где в 1905 году был выпущен первый автомобиль, тогда еще называвшийся по именам отцов-основателей — Laurin & Klement. Отлитые не только в истории, но и в бронзе основатели встречают гостей у ворот чешского автомобильного города, который начинается с музея и штаб-квартиры марки. Здесь же можно сразу приобрести автомобиль.

О том, что автомобилизация мира в целом и Европы в частности растет невообразимыми темпами, говорит историческая статистика Skoda. С 1905 по 1991 год чешская компания произвела 5 000 000 автомобилей. А только с 1991 по январь 2016 года было выпущено. 13 000 000 автомобилей! Причем в 2014 году впервые был установлен годовой рекорд производства — 1 000 000 автомобилей Skoda за 12 месяцев.

Культурную программу оставим за кадром. Скажем лишь, что экспозиция просто обязательна к посещению всем, кто окажется неподалеку. Мы же отправляемся непосредственно на завод, который находится чуть в стороне.

По размерам он, конечно, несопоставим с предприятием в Калуге. Более 50% всех существующих моделей Skoda выпущено здесь. Кроме того, здесь же производят двигатели и коробки передач, как механические, так и роботизированные. Именно поэтому завод больше похож на маленький город. Тут есть даже своя Вацлавская площадь — так сотрудники называют самую широкую центральную улицу.

Люди и роботы: как делают Skoda Rapid в Калуге


Что лучше умеют делать роботы, а где человеческий глаз и руки незаменимы? Зачем при сборке автомобилей используют клей, а при испытаниях на прочность — обычный крем для рук? Мы отправляемся на самый «роботизированный» в России автосборочный завод, где собирают Шкоды и Фольксвагены.

Ч еловек всегда мечтал о появлении устройств, способных выполнять за него сложную работу. И вместе с этими мечтами появились и размышления о том, как же будут строиться отношения машин и человека, когда эти мечты станут реальностью? В общем, никаких роботов еще не было и в помине, а Карел Чапек уже писал свою знаменитую пьесу «R.U.R, или Россумские универсальные роботы». А уж когда в 1961 году компания Unimation начала продажу настоящих, а не вымышленных промышленных роботов (правда, совершенно не похожих на человека), проблема вышла из общефилософской в абсолютно практическую плоскость.

Сегодня роботы стали символами современной автомобильной промышленности (кстати, автопром всегда был на переднем крае роботизации — самые первые промышленные роботы были применены на заводах GM). И когда компания Skoda пригласила меня познакомиться с тем, как производят автомобили чешской марки на заводе в технопарке Грабцево около Калуги, то я уже знал, что именно вопрос организации совместной работы людей и роботов будет интересовать меня в первую очередь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Представители Volkswagen Group неоднократно заявляли, что этот завод является самым технологичным, самым автоматизированным и роботизированным производством из всех автозаводов иностранных производителей, построенных на территории РФ.

Собственно, у проектировавших завод инженеров концерна и не было никакого другого выхода, кроме как максимально насытить предприятие электронными системами контроля и управления, ведь изначально планировалось, что с одной конвейерной линии будут, чередуясь, сходить несколько моделей, относящихся к разным брендам. Естественно, это создает определенные сложности.

Вот, скажем, работает отдельный пост на конвейере. Одно дело, когда раз за разом на этом посту нужно проделывать одни и те же операции, и совсем другое, когда на пост поступает то один кузов, то совсем другой, и операции с ним требуют сменить инструмент и выбрать разные комплектующие.

Может быть, зря они все это затеяли, может быть, проще было бы организовать отдельные линии? Ведь на некоторых заводах пошли именно по пути разделения производственных потоков. Но в VW Group уверены, что все сложности вполне преодолимы на современном уровне развития технологий, а выигрыш в гибкости производства вместе с экономией места и более эффективным использованием трудовых ресурсов окупает все затраты.

Логистика

Когда я ехал на завод (кстати, на Skoda Rapid локальной сборки, и о своих впечатлениях от этого автомобиля я обязательно расскажу отдельно), то слегка промахнулся с поворотом с трассы. В итоге мне пришлось объехать предприятие по периметру. Но нет худа без добра: да, пришлось проехать пару лишних километров, зато я смог в полной мере ощутить масштабы впадающей в предприятие логистической реки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Производство

Ну а теперь давайте прогуляемся вдоль другой реки, производственной. Здесь будет происходить обратный процесс: ручейки отдельных заготовок и комплектующих шаг за шагом будут сливаться воедино, чтобы в конце пути превратиться в сияющие лаком новые машинки на площадке готовой продукции.

Естественно, все начинается со сварки кузова. «В начале времен» кузов представляет собой набор неких железок, причем некоторые из них выглядят весьма декоративно, а некоторые — откровенно загадочно, и даже человеку, в принципе знакомому с устройством современного автомобиля, совсем не просто определить, для чего нужна та или иная штампованная деталь.

На первом этапе из этих железяк собираются более крупные блоки. Эта работа в основном производится на кондукторах, при помощи сварочных клещей, которыми управляют люди. Впрочем, и на этой стадии есть операции, отданные на откуп роботам.

Например, на пост поступает боковина кузова. Рабочие устанавливают боковину в специальный держатель, берут два кронштейна, к которым впоследствии будут крепиться фары, и просто-напросто приклеивают их на предназначенные для этого места: на стеллажах лежат детали с уже нанесенными на них порциями клея. После этого робот проверяет точность установки, держатель поворачивается и отправляет узел в камеру, где за дело принимается автомат лазерной сварки. Людям ход в камеру закрыт, а проконтролировать процесс можно только наблюдая за картинкой на специальном мониторе.

Skoda Kodiaq за 3,3 млн: что в нем особенного и почему так дорого


Большой кроссовер чехи продают два полных года, и он уже стал бестселлером в России. Skoda Kodiaq после локализации производства (машины для России собирают на заводе в Нижнем Новгороде) стабильно входит в топ-25 самых популярных моделей на рынке. В этом году дилеры продали уже 19 881 машину, обеспечив кроссоверу 21-е место в общем рейтинге. Впрочем, гораздо важнее то обстоятельство, что у Kodiaq лучшая динамика спроса среди всех иномарок: рост продаж составил около 50% при общем падении рынка в России.

Огромная доля приходится на полноприводные версии с мотором 1,4 TSI мощностью 150 лошадиных сил. Такой кроссовер в средней комплектации можно приобрести за 1,8–2 млн рублей. Дилерские скидки в масс-маркете символические, поэтому в лучшем случае можно будет рассчитывать на экономию в несколько десятков тысяч рублей и зимнюю резину. Но, оказывается, ценник на Kodiaq можно довести до запредельных 3,3 млн рублей. Именно такой вариант оказался в гараже Autonews.ru.


Неприлично дорогой Kodiaq — это версия Laurin & Klement. Именно так в честь основателей компании Skoda чехи называют самые богатые комплектации своих машин. Такие автомобили не производят в Нижнем Новгороде, а импортируют из Чехии. Это еще одна причина для более серьезного ценника. И если по качеству сборки к российским «Шкодам» уже давно нет претензий, то по части оснащения все-таки есть некоторые отличия.

Во-первых, это автоматическая защита дверей при открывании (пластиковые накладки, которые самостоятельно прикрывают кромки). В локализованных Kodiaq этой полезной функции нет ни за какие деньги, а вот в чешских — пожалуйста. Во-вторых, на российских версиях с 33-й недели производства исчезла шумоизоляция капота. Наконец, на российских версиях есть омыватель светодиодных фар, а на кроссоверах из Чехии эта опция отсутствует, что придется по душе тем, кто не хочет лить на фары незамерзайку.


В первую неделю эксплуатации самого дорого Kodiaq я скрупулезно сравнивал его с конкурентами — разница в сопоставимых версиях превышала 500 тыс. рублей. За 3,3 млн руб. можно приобрести даже BMW X3 или Audi Q5, не говоря уж о Subaru Forester, Mazda CX-5 или Nissan X-Trail. Но все эти автомобили не могут поспорить со «Шкодой» по части продуманных фишек и вообще количества всевозможных опций.


Тест-драйвы 10 октября 2019 Кроссовер на максималках. Тест-драйв Skoda Kodiaq Scout
Тест-драйвы 16 октября 2018 Сила духов. Тест-драйв Skoda Kodiaq российской сборки

Здесь есть цифровая приборка с крутой графикой, умная мультимедиасистема с гигантским экраном и поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, интерьерная подсветка, трехзонный климат-контроль, система кругового обзора, адаптивный круиз-контроль и полностью светодиодная оптика.


Вообще в списке оборудования порядка 100 позиций, но за часть опций все равно придется доплатить. Например, за руль с подрулевыми лепестками попросят еще 6200 руб., панорамная крыша стоит 71 300 руб., вентиляция кресел — 31 300 руб., а электропривод сидений с памятью — еще 33 100 рублей. В результате базовый ценник нашего «Кодиака» с 3 млн вырос еще на 300 тыс. рублей.

Турбированный мотор TSI плюс преселективная коробка DSG — лучшее сочетание, если помимо огромного багажника и вместительного заднего дивана нужна еще и динамика. В топовом варианте у Kodiaq двухлитровый мотор мощностью 180 лошадиных сил. Этот цепной мотор CZPA с чугунным блоком ставят и на соплатформенный Volkswagen, где он в зависимости от прошивки выдает до 220 лошадиных сил.


Kodiaq превосходен в городском цикле: при расходе в 10-11 л в рваном режиме он удивляет классной динамикой. До 100 км/ч топовая Skoda разгоняется за 7,8 с, но после 130–140 км/ч большой и не самый легкий кроссовер снаряженной массой 1,7 т ожидаемо сдается. Запаса мощности на трассе, конечно, хватает, но не ждите от него подвигов.

Skoda Kodiaq с двухлитровым TSI — это единственный автомобиль в классе, который выезжает из восьми паспортных секунд. Subaru Forester, Mazda CX-5 и Nissan X-Trail ощутимо медленнее в любом из режимов.


Если Skoda Kodiaq сравнивать с одноклассниками только по габаритам, то окажется, что у него вообще нет конкурентов. Он самый вместительный в сегменте: колесная база больше примерно на 10 см, чем у конкурентов, а максимальный объем багажника достигает рекордных 1980 литров. Kodiaq можно заказать даже с тремя рядами сидений. За эту опцию в любой из комплектаций придется доплатить 64 900 рублей.

И все-таки главный аргумент для покупки Skoda Kodiaq за три с лишним миллиона — это уникальность комплектации. По большому счету версия Laurin & Klement стала демонстрацией достижений бренда: систем безопасности, мультимедийных возможностей и прочих благ цивилизации. И если вам все это не нужно, то даже не смотрите в сторону Skoda, продающейся по цене BMW.

Кто и где собирает автомобили чешской марки Skoda

Компания Skoda входит в состав крупнейшего автоконцерна VAG, то есть Volkswagen. Под своим крылом немецкий бренд собрал достаточно внушительное количество брендов. Это сами автомобили Volkswagen, машины марки Audi, Skoda, некогда испанский Seat и не только.

Завод автомобилей Skoda

Хотя компанию Skoda считают чешской, поскольку исторически она появилась именно на территории Чехии ещё в конце 19 века, в настоящее время этого автопроизводителя справедливо будет назвать подразделением немецкой автокомпании.

В этом нет совершенно ничего плохого. Переход под контроль со стороны Volkswagen позволил получить целый ряд преимуществ. Среди них и передача технологий, использование одинаковых платформ, силовых установок и многого другого.

Не потеряло своей актуальности утверждение о том, что Skoda является тем же Volkswagen, только в более бюджетной оболочке.

Не менее интересно разобраться со странами-производителями марки Skoda и понять, кто и где собирает эти машины.

Чехия

В случае с маркой Skoda её основная страна производства — это Чехия. И это вполне закономерно. Чешский автопроизводитель собирается на территории европейской страны. Но это не единственное государство, в рамках которого организована сборка.

На территории города Младе-Болеслав находится главный и самый крупный производственный объект компании Skoda. Именно здесь осуществляется сборка практически всех моделей, доступных в ассортименте компании. После сборки и подготовки машины отправляются в разные страны по всему миру.

Завод функционирует круглосуточно, здесь действует посменная схема работы. Это позволяет 24 часа в сутки выпускать новые машины, чтобы удовлетворить растущий спрос на модельный ряд чешского бренда. Большинство сборочных процессов полностью автоматизированы. Люди здесь в основном работают в сфере контроля, настройки и ремонта сборочных конвейеров, обслуживают роботов, а также занимаются мелкими элементами процесса изготовления машин.

Главный завод в Чехии за сутки собирает свыше 2 тысяч автомобилей разных моделей, модификаций и комплектаций.

Всего за 30 лет существования в Чехии было выпущено более 10 миллионов машин марки Skoda.

Помимо основного предприятия, в городах Квасины и Врхлаби созданы дополнительные сборочные заводы. Оттуда машины поступают к конечному потребителю в самой Чехии, в Европу и не только.

Другие страны-производители

Отвечая на вопрос о том, чей производитель Skoda, и какая страна является родиной бренда, тут всё очевидно. Это Чехия. Но далеко не каждый чешский автомобиль в действительности выпускается у себя на родине.

В мире уже открыто несколько крупных предприятий, задачей которых является сборка автомобилей под брендом Skoda. Некоторые из них специализируются исключительно на модельном ряду Skoda, другие же могут собирать одновременно несколько моделей разных компаний, работая по специальным контрактам с чешским автогигантом.

Автомобиль Skoda Rapid

Прекрасно понимая то, чья марка Skoda и какая её основная страна-производитель, остаётся открытым вопрос о том, где ещё собирают эти машины. Тут можно выделить несколько основных стран.

  • Словакия. Недалеко от Братиславы расположилось сравнительно небольшое производство. С начала 90-х годов прошлого века местный завод занимается сборкой автомобилей чешского бренда. Хотя от изготовления последнего поколения модели Octavia в итоге пришлось отказаться. Это не мешает активно собирать бюджетный Rapid.
  • Индия. Индийский рынок хорошо принял появление марки Skoda. При этом здесь экспортом не занимаются, и местная сборка направлена на удовлетворение спроса индийских потребителей. Основной упор сделан на модель Octavia. На тех же заводах, расположенных в городах Аурангабада и Пуна, собирают некоторые модели марки Audi.
  • Китай. В Китае функционирует 3 предприятия, деятельность которых связана с выпуском чешских автомобилей. Это города Нингбо, Йиженге и Антинге. Тут производится практически вся актуальная линейка машин, включая Octavia нового и предыдущего поколения. Китайские заводы покрывают потребность практически всего азиатского рынка.
  • Казахстан. Сейчас приобрести автомобиль Skoda в Казахстане не составляет труда. Достаточно распространённый и популярный бренд. При этом можно с уверенностью сказать, чьё производство актуально для Казахстана. Здесь работает своё предприятие Skoda Азия Авто, расположенное недалеко от города Усть-Каменогорск. Это предприятие делает упор на сборку модели Octavia всех поколений. Местное производство в итоге собирает порядка 10 моделей чешского автомобильного бренда. Это седаны, бюджетные хэтчбеки, кроссоверы и внедорожники. В распоряжении у Skoda Азия Авто современное оборудование и передовые технологии. Здесь собирают не только машины, но также двигатели, трансмиссии, проводят проверку перед отправкой на реализацию. Несмотря на стереотипы, качество сборки в Казахстане на очень высоком уровне.
  • Украина. Поскольку чешский бренд широко распространён в Украине, логично спросить, кто выпускает Шкоду для местного рынка. С начала 21 века было выпущено не одну тысячу машин в Закарпатской области, около села Соломоново. Именно здесь был построен завод, основной спецификацией которого была сборка модели Octavia. Но затем ассортимент выпускаемой продукции заметно расширился. Здесь начали собирать Fabia, Superb. Уже сейчас украинский завод оснастили оборудованием, необходимым для сборки актуального модельного ряда Skoda. В частности, речь идёт о кроссоверах Karoq и Kodiaq. Продолжают собирать модели Octavia и Rapid. Основная масса изготавливаемых автомобилей покрывает потребности местного европейского рынка. Но небольшая часть машин поставляется в европейские страны.

Автомобиль Skoda Octavia

Как вы можете наглядно видеть, в случае с брендом Skoda есть далеко не одна страна-производитель.

Без ответа остался пока лишь один вопрос. Касается он того, где собирают автомобили Skoda в России или для российского рынка.

Skoda для российского рынка

Эта тема заслуживает отдельного внимания.

В настоящее время в РФ официально представлены 5 моделей марки Skoda. А именно:

  • Rapid.
  • Octavia.
  • Kodiaq.
  • Karoq.
  • Superb.

Вполне закономерно спросить, где же собирают чешскую Skoda Octavia и кто отвечает за поставки в автосалоны остальных моделей, широко распространённых и достаточно популярных среди отечественных потребителей.

Подавляющее большинство автомобилей Skoda (около 95%), представленные на российском рынке, собираются в России на двух предприятиях. Они находятся в Калуге и в Нижнем Новгороде.

За счёт локализации процессов сборки, удалось снизить себестоимость производства, уменьшить затраты на создание машин, а потому и снизить конечную стоимость готового транспортного средства.

Автомобиль Skoda Kodiaq

В случае с 2 заводами организовано производство полного цикла по контактной схеме. То есть на российские предприятия поступают оригинальные запчасти и комплектующие. Уже на местных заводах осуществляется сварка, грунтовка, покраска, обработка антикоррозийными составами кузова. Далее устанавливаются трансмиссии, коробки передач, двигатели, кресла и пр.

Стоит отдельно изучить связь двух заводов в России с чешским автопроизводителем. Это позволит окончательно понять, где сейчас собирают Skoda Rapid, а где отечественные специалисты собирают более новый кроссовер Skoda Kodiaq, к примеру.

Завод в Калуге

Автозавод Skoda на территории РФ появился около 14 лет назад недалеко от Калуги, в технопарке Грабцево. Считается одним из крупнейших предприятий в России, и вторым по объёму производства автомобилей Skoda. На первом месте чешский завод. В Калуге собирается большое количество машин под брендами Skoda и Volkswagen.

В рамках калужского предприятия осуществляется только крупноузловая сборка. Сами узлы поставляются из Чехии.

Изначально это предприятие занималось сборкой таких моделей:

  • Octavia.
  • Fabia.
  • Yeti.
  • Roomster.

На заводе работает порядка 5 тысяч сотрудников. Процесс сборки организован в 3 смены, и за сутки удаётся собирать по 600 машин.

В настоящее время калужские производственные мощности сосредоточены на сборке моделей Rapid, Octavia и Superb новых поколений.

Предприятие в Нижнем Новгороде

На территории РФ уже достаточно давно функционирует Горьковский автозавод. Он же ГАЗ. Именно здесь около 10 лет назад немецкий автоконцерн Volkswagen решил организовать сборку автомобилей Skoda Octavia. На этом сотрудничество между Skoda и российской стороной не ограничилось.

Чуть позже с конвейера начали сходить кроссоверы Yeti.

Производственных мощностей хватает для изготовления около 130-150 тысяч автомобилей за год. Это более 10% от общего числа машин марки Skoda, которые выпускаются совместными усилиями всеми предприятиями чешской компании.

Некоторое время спустя в Нижний Новгород переместилась сборка премиальной модели Superb. До этого автомобиль завозился в Россию исключительно из Чехии.

Автолюбителей и поклонников кроссоверов интересует, чья сборка используется в случае с моделями Skoda Kodiaq и Karoq.

Если говорить про текущее производство, то сейчас Горьковский автозавод в Нижнем Новгороде занимается сборкой таких машин:

  • Skoda Kodiaq.
  • Skoda Karoq.
  • Octavia.
  • Volkswagen Jetta.

Автомобиль Skoda Karoq

Интересно и то, что изначально российские профильные СМИ сообщали о поставках кроссоверов Karoq из Чехии, то есть местной сборки в РФ не будет. Но представители Skoda подумали и решили сделать иначе. Сразу же была локализована местная сборка. Поэтому продаваемые кроссоверы Карок, доступные в России, также собираются в Нижнем Новгороде усилиями специалистов завод ГАЗ.

Чья сборка лучше?: как производят автомобили Škoda в России и Чехии


В социальных сетях и на специализированных форумах между автолюбителями довольно часто возникают дискуссии о том, есть ли разница между отечественной и зарубежной сборкой автомобилей одной и той же марки. Чтобы развеять сомнения и возможные домыслы, российское представительство Škoda Auto пригласило журналистов ведущих региональных СМИ посетить производственные мощности Volkswagen Group в России и Чехии.

Почему марку Škoda сегодня часто отождествляют с Volkswagen?

Потому что компания Škoda входит в состав Volkswagen Group — огромного концерна, объединяющего также бренды Seat, Audi, Porsche и даже Lamborghini. Всего — более дюжины всемирно известных автомобильных марок. Škoda стала частью концерна в 1991 году, а сама чешская компания, как считается, была основана в 1895 году в городе двумя Вацлавами — Лаурином и Клементом. Сегодня в честь — Laurin & Klement — компания называет лимитированные «люксовые» комплектации своих автомобилей.

Стоп, а откуда тогда вообще взялось название Škoda?

Шкода — это фамилия чешского инженера Эмиля Шкоды, купившего в 1869 году машиностроительную фабрику в Пльзени. Изначально предприятие производило узлы и детали для гидроэлектростанций, шлюзовое оборудование и даже — в преддверии Первой мировой войны — оружие и боеприпасы. Объединение с Laurin & Klement случилось лишь спустя восемь лет после Первой мировой, а в 1926 году родился узнаваемый сегодня логотип Škoda, изначально выполненный в гамме. Оригинальный зеленый цвет, ставший затем фирменным цветом марки, логотип приобрел лишь в 1999 году.

1026.jpg
1030.jpg
1028.jpg
1032.jpg
1027.jpg
1034.jpg
1035.jpg
1037.jpg
1039.jpg

И где же производят автомобили Škoda сейчас?

Много где: в России, Китае, Словакии, Индии — локальные партнеры есть даже на территории Украины и Казахстана. Основными предприятиями Škoda в Чехии, на которых производится непосредственно сборка автомобилей, на сегодняшний день являются заводы в и Квасинах. Ежедневно на них выпускается порядка 3000 автомобилей. При этом завод в — один из самых крупных в Восточной Европе. По площади он даже больше, чем самое маленькое государство Старого Света — княжество Монако. Здесь представлен полный цикл производства: литье блоков цилиндров и сборка двигателей, штамповка отдельных элементов, сварка кузова, его грунтовка и покраска, сборка салона и «свадьба» — процесс соединения кузова с ходовой частью, двигателем и трансмиссией. В среднем на сборку одного автомобиля с нуля до его выезда за ворота сборочного цеха уходят сутки.

Так что, Škoda «берет» за счет объемов производства?

Не совсем. Сотрудники Škoda очень гордятся и постоянно подчеркивают тот факт, что все выпускаемые компанией автомобили уже имеют своих покупателей — впрок здесь машины не делают. На этапе сборки над каждым автомобилем закрепляется специальный большой лист документации, на котором отображены все особенности комплектации. Эта же информация дублируется и в электронном виде, а рабочие при необходимости сверяются с данной «родословной». Такая система помогает учитывать все возможные пожелания клиентов, вплоть до цветовой гаммы. Кстати, в этом сезоне особой популярностью пользуются оттенки коричневого.

Про заводы в Чехии все ясно. Как давно автомобили Škoda собирают в России?

С ноября 2007 года. Сначала это была крупноузловая сборка, но в 2009 году на заводе Volkswagen Group Rus под Калугой было запущено производство полного цикла. Так же, как на головном предприятии в , здесь осуществляют сварку и покраску кузова, сборку салона, «женят» кузов с шасси, двигателем и трансмиссией. Еще одна сборочная площадка автомобилей Škoda находится в Нижнем Новгороде, где также налажено производство полного цикла. Правда, сегодня на обоих российских заводах выпускаются только три наиболее популярные модели марки: Octavia, Yeti и Rapid, — но зато из российского металла. Патриотично, как ни крути.

1003.jpg
1008.jpg
1011.jpg
1014.jpg
1016.jpg

Понятно. А как обстоят дела с системой контроля качества?

Здесь все очень строго. Даже материалы, получаемые от локальных партнеров, проходят лабораторную экспертизу, не говоря уже о контроле качества производимых работ. Процесс сборки строго стандартизирован, часть произвольно выбранных кузовов обязательно исследуется на предмет соответствия заданным стандартам. А прежде чем покинуть стены завода, собранные автомобили проходят серию тестов, в ходе которых проверяется качество лакокрасочного покрытия, герметичность кузова, работа двигателя, электронных систем и тормозной системы.

А двигатели тоже в России производят?

Представьте себе! Завод по производству двигателей под Калугой был запущен совсем недавно, в 2015 году, и считается самым современным в концерне. Сейчас там выпускают атмосферные бензиновые двигатели 1.6 MPI для пяти различных моделей Škoda и Volkswagen — автомобили, укомплектованные такими силовыми агрегатами, традиционно пользуются большим спросом среди российских покупателей. Все собранные на предприятии двигатели обязательно проходят так называемый «холодный тест» — «раскручиваются» без запуска до рабочих оборотов на специальном стенде, — а каждый четвертый подвергается «горячему» тестированию. По одному двигателю из каждой готовой партии разбирают до винтика и исследуют в лаборатории с целью контроля качества.

Получается, производственные площадки в Чехии и России примерно одинаковые?

И да, и нет. Производственные линии на заводах в обеих странах соответствуют очень жестким корпоративным стандартам, соблюдение которых блюдется неукоснительно, и это делает их похожими друг на друга. В то же время различий между ними не меньше, чем сходств. Начнем с того, что предприятие в элементарно крупнее завода в Калуге. Большие объемы производства предполагают гораздо более высокий уровень автоматизации, который на некоторых линиях здесь достигает 83% (для российского предприятия этот показатель скромнее — около 30%). Есть различия и во внутрикорпоративной этике: если у чешского рабочего неподалеку от рабочего места может стоять коробка с пиццей или бутылка воды, то у российского ничего, кроме необходимых инструментов и оборудования не встретишь (зато наших сотрудников кормят и развозят с работы и на работу бесплатно). Наконец, попасть на завод в и увидеть своими глазами процесс сборки автомобилей Škoda может любой желающий — для этого достаточно купить билет в музей чешской марки с соответствующим экскурсионным обслуживанием (стоимость — 200 крон для взрослых и 100 для детей). В Калуге же даже нам, журналистам, было непросто — за каждым шагом зорко следили сотрудники службы безопасности, пресекавшие любые попытки отклонения от регламента посещения завода. В целом, уровень трудовой дисциплины на предприятии в России показался нам даже более высоким, чем в Чехии.

1020.jpg
1021.jpg
1043.jpg
1044.jpg
1045.jpg

Ну так и чья сборка лучше?

Если честно, то никто из нас не заметил ровным счетом никакой разницы. В ходе мы проехали почти полтысячи километров за рулем автомобилей Škoda как чешской, так и российской сборки. Качество и в том, и в другом случае было близко к идеальному. Правда, специалисты все равно советуют покупать автомобили, произведенные в России — они прямо на заводе оснащаются аккумуляторами повышенной емкости, пакетом для плохих дорог и имеют немного больший по сравнению с машинами европейской сборки клиренс.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Где производят Skoda Octavia для России и других стран

Шкода Октавия – наиболее известный и продаваемый автомобиль чешской компании. Модель начали производить еще в 1959 году, и за это время, вплоть до последней версии А7, автомобиль зарекомендовал себя очень надёжным и качественным. Поэтому неудивительно, что традиционно уровень продаж, как в дилерских центрах, так и на вторичном рынке, очень высокий.

Фото: Шкода Октавия 2017

Ни для кого не секрет, что автомобили одной модели, собранные на разных заводах, могут довольно заметно различаться между собой. В сегодняшней статье мы поговорим о наиболее популярных местах сборки Октавия, и о том, какой вариант лучше всего приобрести.

Наиболее популярные заводы Шкода


Фото: сборка Октавии на заводе в Чехии

Принято считать, что автомобиль Шкода Октавия собирают только на двух заводах. Однако, это совсем не так. По всему миру расположено около десяти заводов, на которых делают Октавия для России. Далее мы рассмотрим каждый из них:

  • На территории Республики Чехия находиться целых три завода Шкода. Мощность в городе Млада-Болеслав является основной, а два остальных завода – вспомогательными.
  • Два завода в России, которые расположены в Калуге и Нижнем Новгороде, поставляют автомобили на отечественный рынок.
  • На территории Украины чехи соорудили только один завод, который находиться в посёлке Соломоново. Автомобили в основном поставляются на украинский рынок и рынки стран СНГ.
  • Казахский завод, который является одним из наиболее мощных и продуктивных.
  • Конечно же, китайский завод, который расположен в Шанхае. Поставляет автомобили на азиатский и местный рынки.
  • Два крупных индийских завода. Чешская компания планирует сделать его развитие приоритетным, в связи с большим количеством рабочей силы и низкими потолками зарплат.
  • Раньше функционировал завод в Боснии, но в 2008 году его закрыли. Не исключено, что в будущем здесь будут также собирать Шкода Октавия.
  • Также закрыли словацкий завод Шкода в 2010 году.

Производство Шкода Октавия в России


Фото: сборка в России

С 2013 года горьковский завод взял на себя обязанности производить Шкода Октавия А7. Такое расширение российского производства связано с тем, что представители компании планируют увеличить влияние своего бренда, а отечественный рынок является весьма перспективным.

Стоит отметить, что на каждом российском заводе присутствуют ведущие мировые специалисты, которые занимаются контролем качества выпускаемой продукции.

Представители компании отмечают, что Россия входит в тройку лучших рынков сбыта Шкода Октавия. Именно поэтому, столько внимания уделяется отечественным мощностям Шкода. Также, не нужно забывать, что автомобили российского производства отличаются своей дешевизной и качеством. Как раз эти показатели положительно влияют на уровень продаж.

Напомним, что автомобиль нового поколения Шкода Октавия можно приобрести на территории России с четырьмя версиями силовых агрегатов, по цене от 590 000 рублей до 926 000 рублей, в зависимости от комплектации.

На российских заводах проходит полная сборка автомобилей и их покраска.

Хоть на калужском заводе производство построено на принципе полного цикла, сборка здесь крупноузловая.

Сравнения Шкода Октавия российской и чешской сборки

Обычно, перед тем как приобрести Шкода Октавия автолюбители интересуются страной производителем своей будущей покупки. Из-за большого количества негативных стереотипов, касающихся отечественных автомобилей, Шкода Октавия российского производства не вызывает особого доверия. Поэтому, далее вы можете ознакомиться со сравнением Октавия российской и чешской сборки.

В первую очередь нужно отметить тот факт, что российские дилерские салоны желают продвинуть автомобили именно отечественной сборки, в то время как наибольшим спросом пользуется продукция завода чешских Квасинах.

В то же время, Шкода Октавия российской сборки значительно дешевле чешских моделей. Разница в цене может достигать отметки в 100 000 рублей, при том, что технология производства калужского завода полностью скопирована у чешских коллег.


Видео: процесс сборки Шкода Октавия

Во время сборки Октавия используются только дорогие, высококачественные материалы.

Силовые агрегаты и другие крупные комплектующие, в том числе и части кузова, делают в Чехии, после чего их поставляют на российские заводы, где проводится заключительный этап производства.

Стоит отметить различие в типах краски кузова. Если чешские специалисты используют менее устойчивую, но экологически чистую краску, то отечественные – обычную, но сверхустойчивую.

Не нужно верить в стереотипы и избегать российской Шкода Октавия. Отечественные автомобили крупноузловой сборки ничем не уступают чешским. Тем более что контролируют производство ведущие специалисты мира.

Где собирают автомобили Skoda?


Основанная в Чешской Республике в 1895 году и находящаяся полностью в собственности Volkswagen Group, начиная с 2000 года, марка Skoda Auto является одним из старейших автомобильных производителей в мире и, как и бесчисленное множество других исторических автопроизводителей, Skoda также начинала свою работу как производитель велосипедов. Появившаяся впервые в городе Млада-Болеслав как скромная мастерская по ремонту велосипедов и веломагазин, Skoda Auto в первые дни была известна как Laurin & Klement Co.

Сегодня автомобили Шкода собирают в ряде стран мира, среди которых основным и самым объёмным производителем моделей является Родина Skoda - город Млада-Болеслав, а также ещё два завода в Чехии. В России же функционирует свой завод по сборке Skoda: в Калуге. Давайте более подробно рассмотрим, где происходит сборка тех или иных моделей и модификаций Шкоды. Но для начала давайте посмотрим, на каких заводах собирают разные модели Шкоды, которые продаются в России.

Заводы по сборке Skoda
  • Автозавод в Младе-Болеслав - это основной и наиболее крупный сборочный "монстр" Skoda, где производят подавляющее большинство автомобилей этой марки и отправляют на экспорт во многие страны (хотя, корпорация Volkswagen Group и предпочитает открывать сборочные заводы непосредственно в тех странах, где будут продаваться автомобили Skoda).




Где собирают Skoda Fabia?


Приобретая с каждым своим поколением ещё больше разного рода оборудования и электроники, Skoda Fabia также с каждым годом становится всё легче. Главный конкурент Ford Fiesta, Renault Logan, Opel Corsa, эта модель впервые увидела свет в 1999 году как замена устаревшей модели Felicia. Второе поколение сменило изначальное в 2007 году, а в 2014 Фабия вышла в обновлённом третьем поколении.

Сборка Skoda Fabia производится на российском автозаводе концерна Volkswagen под Калугой. Кроме того, по России колесит небольшой ряд "Фабий" оригинальной чешской сборки. А вот первое поколение Фабии в России было "чистокровным чехом" - автомобили производились только на оригинальном автозаводе в Младе-Болеслав, а для других рынков ещё и в Польше и Украине. Второе поколение Skoda Fabia собиралось уже в гораздо более широком списке стран, в числе которых всё тот же завод в Младе-Болеслав, а также 2 автозавода в Индии, завод в Китае, Боснии и Герцеговине. Также со второго поколения впервые увидела свет Фабия российской сборки - автомобиль начали собирать в цехе под Калугой.

Где собирают Skoda Octavia?


Самая продаваемая из года в год модель Шкоды - Октавиа - это, пожалуй, идеальное сочетание цены и качества для автомобиля C-класса. Октавиа имеет достаточно широкий набор как двигателей, так и комплектаций. Skoda Octavia текущего поколения собирают на том же заводе под Калугой в технопарке Грабцево, где и Fabia. Помимо этого, по российским дорогам ездит немало "Шкод" оригинальной чешской сборки на заводе Млада-Болеслав. Более ранние поколения автомобиля также собирались для России на заводах в Усть-Каменогорске (Казахстан) и Еврокар в Украине. Также ныне собираются для других рынков в Индии, Китае, Словакии и других странах.

Где собирают Skoda Rapid?


Младший брат Октавии - Skoda Rapid - нацелен ​на семейных автомобилистов, которые ищут высокое качество автомобилей по доступной цене. Компания утверждает, что Рапид "включает в себя довольно умные решения и передовые технологии". Это также первая модель в линейке новых моделей Skoda с новейшими нотами дизайна производителя. Skoda Rapid в ряду моделей находится Fabia и Octavia и является основным конкурентом VW Polo, Hyundai Solaris и Kia Rio.

Мы подобрали для Вас кое-что ещё интереснее: Где собирают автомобили Volkswagen?

Skoda Rapid собирают в России с начала 2014 года - сборочный цех находится под Калугой. Между тем, практически все автомобили этой модели производят в странах СНГ - лишь для Европы налажена сборка Шкоды Рапид на главном автозаводе в Чехии. Помимо российской и чешской сборки заводы для Рапида находятся в Казахстане и Украине.

В Россию поставляются практически все детали Рапида, а в Калуге уже происходит последующая сборка, сварка, покраска, предпродажная подготовка и, конечно же, продажа готовых автомобилей в сетях автодилеров Skoda.

Где собирают Skoda Superb?


Самый дорогой автомобиль в модельной линейке Skoda и настоящая гордость компании - Skoda Superb бизнес-класса продаётся гораздо меньше, нежели его младшие братья в силе, конечно же, своей цены. С недавнего времени Шкода Суперб собираются для рынка нашей страны в нашей же стране, а до этого Superb поставлялся в Россию исключительно их Чехии.

Где собирают Skoda Yeti?


Первый кроссовер концерна Шкода - Skoda Yeti - это довольно необычная модель с оригинальным внешним видом. Тем не менее, автомобиль сочетает в себе удобство и доступность хэтчбека вместе с практичностью полного привода кроссовера. Результат для производителя стал настоящим успехом, делая Yeti идеальным семейным автомобилем и одним из самых продаваемых в России. Здесь вполне достаточно места внутри, особенно для задних пассажиров, в то время как багажник может проглотить внушительное количество покупок.

Skoda Yeti, также как и его старшие и младшие браться (и сёстры) в линейке, производится в Чехии, а собирается в России - всё в том же технопарке под Калугой. Между тем, сборка первого поколения Йети производилась в Чехии.

Где собирают Skoda Roomster?


Ещё один претендент на звание идеального семейного автомобиля и единственный на сегодняшний день в модельном ряду Skoda минивэн, Skoda Roomster - небольшая машина, которая выделяется из толпы. Хотя не все могут быть поклонником особенного стиля Шкоды, стиль этот, безусловно, довольно практичен и помогает увеличить пространство салона внутри.

И снова ничего нового по поводу сборки Skoda Roomster - также как и все остальные представители марки, Румстер собирают в России на калужском автозаводе.

Читайте также: