Замена дпдз нива 21214

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Снятие и установка датчиков системы управления двигателем ВАЗ-21214

Датчик выдает контроллеру информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала.

Датчик — индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, объединенного со шкивом привода генератора.

Зубья расположены на диске с интервалом 6˚.

Для синхронизации с ВМТ поршней 1 и 4 цилиндров два зуба из 60 срезаны, образуя впадину.

При прохождении впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый опорный импульс синхронизации.

Установочный зазор между сердечником и вершинами зубьев должен находиться в пределах 1±0,4 мм.

При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока.

По количеству и частоте этих импульсов контроллер рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания.

Снятие и проверка датчика

Снятие датчика положения коленчатого вала

Снятие датчика положения коленчатого вала

Выключив зажигание, отсоединяем разъем датчика.

Крестообразной отверткой отворачиваем винт крепления датчика.

Снятие датчика положения коленчатого вала

Снятие датчика положения коленчатого вала

Вынимаем датчик из кронштейна крышки привода распределительного вала

Сопротивление исправного датчика должно быть в пределах 550–750 Ом

Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры.

Контроллер подает на датчик через резистор (около 2 кОм) стабилизированное напряжение +5 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используют в большинстве функций управления двигателем.

При возникновении неисправностей цепей ДТОЖ загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем, контроллер включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.

Работу проводим на холодном двигателе.

Частично сливаем охлаждающую жидкость.

Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости

Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости

Выключив зажигание, отсоединяем разъем датчика.

Ключом «на 19» отворачиваем датчик.

Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости

Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости

Вынимаем датчик вместе с уплотнительным кольцом

Для проверки опускаем датчик в сосуд с охлаждающей жидкостью и подогреваем сосуд.

Температуру контролируем термометром. Измеряем сопротивление датчика при разных температурах

Устанавливаем датчик в обратной последовательности. Момент затяжки датчика 9–15 Нм.

Доливаем до нормы охлаждающую жидкость.

Снятие датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонкиустановлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа.

На один конец его обмотки подается от контроллера стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с «массой» контроллера.

С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера.

Периодически измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.

При выходе из строя ДПДЗ или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности и рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.

Снятие и установка датчика

Снятие датчика положения дроссельной заслонки

Снятие датчика положения дроссельной заслонки

Выключив зажигание, отсоединяем электрический разъем датчика

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления датчика к дроссельному узлу

Снятие датчика положения дроссельной заслонки

Устанавливаем датчик на дроссельный узел в обратной последовательности. При этом дроссельная заслонка должна находиться в закрытом положении

Снятие датчика массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) термоанемометрического типа расположен между воздушным фильтром и шлангом подвода воздуха к дроссельному узлу.

В зависимости от расхода воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется от 1,0 до 5,0 В.

При выходе из строя датчика, контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и расположению дроссельной заслонки.

ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ), чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха.

Выходной сигнал датчика изменяется в диапазоне от 0 до 5,0 В, в зависимости от температуры воздуха проходящего через датчик.

При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер включает сигнализатор неисправности и заменяет показание датчика фиксированным значением температуры воздуха (33˚С).

Снятие датчика массового расхода воздуха

Снятие датчика массового расхода воздуха

Выключив зажигание, отсоединяем электрический разъем датчика

Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга и снимаем его с патрубка датчика массового расхода воздуха.

Снятие датчика массового расхода воздуха

Снятие датчика массового расхода воздуха

Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления датчика к корпусу воздушного фильтра

Снятие датчика массового расхода воздуха

Снятие датчика массового расхода воздуха

Снимаем датчик массового расхода воздуха и уплотнитель датчика

Устанавливаем датчик в обратной последовательности. Момент затяжки болтов 8–11 Нм.

Снятие датчика детонации

Датчик детонации (ДД) закреплен на передней верхней части блока цилиндров.

Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствует параметрам вибраций двигателя.

При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает.

При этом для гашения детонации контроллер корректирует угол опережения зажигания.

Снятие датчика детонации

Снятие датчика детонации

Выключив зажигание, отсоединяем разъем датчика.

Накидным ключом «на 13» отворачиваем болт крепления датчика к блоку цилиндров

Снятие датчика детонации

…и снимаем датчик. На фото 1–3 приемная труба и корпус воздушного фильтра для наглядности сняты

Перед установкой датчика очищаем поверхность его прилегания на блоке цилиндров

Устанавливаем датчик в обратной последовательности. Момент затяжки болта крепления датчика 20–25 Н.м.

Снятие датчика кислорода

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Снятие датчика кислорода

Снятие датчика кислорода

Отсоединяем разъем датчика кислорода.

Ключом «на 22» отворачиваем датчик и вынимаем его

Снятие датчика кислорода

При установке датчика не допускаем попадания смазки или грязи на наконечник датчика с прорезями и на разъем жгута проводов.

Подробно про ДПДЗ Нивы Шевроле, какой выбрать и как заменить своими руками?

Фото 1

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — важный элемент управления дозированием топливо-воздушной смеси.

Он определяет положение и передает на ЭБУ двигателя сведения о положении педали газа.

Это позволяет сформировать состав топливо-воздушной смеси, соответствующий режиму работы мотора.

Принцип работы ДПДЗ

Существует два типа приборов: резистивные и бесконтактные. Они отличаются конструкцией, принципом работы и сроком службы.

Фото 2

  • Резистивные ДПДЗ представляют собой переменный резистор, сопротивление которого меняется при перемещении ползунка по дорожкам. Благодаря простой конструкции и доступной цене они наиболее распространены в автомобилестроении. Нива Шевроле сходит с конвейера именно с таким резистивными приборами.
  • Бесконтактные ДПДЗ основан на схеме, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Они служат дольше и потребляют меньше электроэнергии, чем резистивные. Однако стоят бесконтактные устройства дороже, а полупроводниковый микроконтроллер может сгореть при резких скачках напряжения в бортовой сети.

Место установки и принцип действия ДПДЗ не зависит от конструкции. Он монтируется на валу дроссельной заслонки. При изменении положения дросселя выходное напряжение на датчике изменяется от 0,7 до 4 вольт. За счет этого ЭБУ получает информацию от степени открытия заслонки. Исходя из сведений, полученных от датчика, формируется состав воздушно-топливной смеси. Поэтому от работоспособности ДПДЗ зависит приемистость и экономичность двигателя.

Признаки неисправности

Точно определить состояние датчика положения дроссельной заслонки получится только с помощью сканера или вольтметра. Однако неисправности имеют и внешние проявления:

  • Падение мощности двигателя.
  • Ухудшение реакции мотора при нажатии на акселератор.
  • Растет расход бензина.
  • Двигатель неустойчиво работает на малых или больших оборотах.
  • Машина разгоняется рывками.
  • Холостые обороты произвольно меняются или мотор глохнет при отпущенной педали газа.
  • Горит желтая лампа «Check engine» на панели приборов.

Фото 3

Чаще всего проблемы возникают с приборами резистивного типа. В них стирается или загрязняется проводящий слой на дорожках.

В результате напряжение при повороте заслонки меняется нелинейно.

Также в датчике может сломаться подвижный сердечник. В этом случае он вовсе не реагирует на движения дросселя.

Как проверить ДПДЗ?

Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр или сканер, считывающий показания бортового компьютера.

Проверка заключается в контроле напряжения при разных положениях дросселя. Для этого нужно:

  • Отключить провода от разъема датчика.
  • Включить зажигание.
  • Подключить мультиметр в режиме вольтметра к контактам.

Совет: выяснить работоспособность без измерительных приборов можно простым способом — установить заведомо рабочую деталь с другого автомобиля. Если симптомы исчезнут, проблема в датчике.

Фото 4

При отпущенной педали акселератора прибор должен показывать 0,7, а при нажатой до упора — 4 вольта. Также нужно убедиться, что при плавном изменении положения педали акселератора напряжение изменяется плавно.

Если показания мультиметра не соответствуют номинальным или скачкообразно меняются при плавном изменении положения заслонки, деталь нуждается в замене.

Выбор ДПДЗ для Шеви Нивы

В магазинах представлены детали разных производителей:

  • Bosch;
  • General Motors;
  • «Автокомплект»;
  • «Автоэлектроника»;
  • «Астро» и другие.

Фото 5

Артикул датчика — 2112-1148200. Стоимость зависит от производителя и типа.

Цена резистивных начинается от 250 р., бесконтактные стоят дороже — до 800 рублей.

Замена ДПДЗ на ВАЗ-2123

Замена датчика не требует особого инструмента. Достаточно лишь крестовой и плоской отвертки. Если вы хотите решить проблему раз и навсегда, купите бесконтактный прибор от Bosch или General Motors.

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

Совет: если напряжение на резистивном датчике меняется рывками, есть шанс восстановить его работоспособность. Снимите деталь, вставьте плоскую отвертку в отверстие, которое надевается на вал дросселя и без лишних усилий покрутите «туда-обратно» в течение минуты. Это поможет удалить загрязнение с резистивных дорожек и прибор начнет корректно работать.

Конструкция Нивы Шевроле не предполагает регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на его выходе отличается от номинального, деталь неисправна и подлежит замене.

Признаки неисправности ДПДЗ в Нива Шевроле

Признаки неисправности ДПДЗ Нива Шевроле моментально сказываются на качестве и безопасности движения. Провалы, рывки, отсутствие холостого хода – все это может привести к серьезным последствиям в интенсивном движении. Тянуть с ремонтом нельзя, тем более выполнить его вполне по силам самостоятельно, без обращения к специалистам. А времени на замену датчика положения дроссельной заслонки своими руками, понадобится не более 30 мин.

Принцип работы ДПДЗ

Датчик представляет собой потенциометрический резистор, один из контактов которого присоединен к опорному напряжению контроллера, второй к «земле». Третий контакт – с движущимся элементом, является выводом сигнала датчика. Располагается сбоку на патрубке дросселя напротив рычага управления заслонкой.


Нажатие на педаль газа, ось заслонки дросселя путем своего вращательного движения, передает сигнал на датчик. Из-за этого изменяется напряжение на выходном контакте, сказывающееся на работе бортового компьютера.

На Niva Chevrolet устанавливаются 2 вида ДПДЗ:

  1. Контактные (пленочно-резистивные).
  2. Бесконтактные (магниторезистивные).

Чаще всего ломаются первые. Их работа заключается в движении ползунка по резистивным дорожкам, которые от времени истираются. Из-за этого датчик начинает выдавать некорректные данные на «мозги».

Резистивные функционируют по принципу схемы, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Служат гораздо дольше, потребляют меньше электроэнергии.

Совет. Контактные ДПДЗ часто перегорают при скачках напряжения бортовой сети.

Признаки и причины неисправности

Неправильная работа датчика положения дроссельной заслонки Niva Chevrolet проявляется в следующих признаках:

  • нестабильный, иногда полностью отсутствующий холостой ход, плавающие обороты;
  • провалы и рывки во время движения;
  • снижение динамики, мощности двигателя;
  • повышение расхода топлива;
  • горит лампочка Check Engine, а при сканировании появляется код p0120 или другой, связанный с ДПДЗ.

Совет. Эти причины не являются гарантией выявленной поломки и могут означать неисправность в работе дроссельной заслонки, лямбда-зонда, бензонасоса.

Причины неисправности контактных ДПДЗ Нива Шевроле:

  1. Плохой или отсутствие контакта между ползунком и дорожкой. Происходит из-за обычного износа или облома наконечника. Иногда стирается резистивный слой.
  2. В месте, с которого ползунок начинает свое движение, стирается напыленная основа. В этом случае линейное выходное напряжение будет постоянно низким или нестабильным.
  3. Изношенные шестерни привода ползунка.
  4. Обрыв проводки.
  5. Короткое замыкание в электрической цепи ДПДЗ.

В бесконтактных датчиках отсутствует напыление на резистивных дорожках, потому проблемы чаще всего связаны с обрывом электропроводки или короткому замыканию.

Полезно. Несмотря на конструктивные отличия датчиков разного типа, профилактика неисправностей выполняется в аналогичном порядке.

Как проверить ДПДЗ

Удобнее всего работу ДПДЗ Нива Шевроле проверить тестированием. Для этого понадобится мультиметр. Цель заключается в определении наличия электропитания на контактах датчика, измерения напряжения и выявлении причин поломки. Они могут заключаться в неисправности самого агрегата, плохом контакте между ползунком и резисторной дорожкой или проблемами в электрической сети транспортного средства.


Наличие «земли»

Цель проверки заключается в измерении «минусового» питания, датчика:

  1. Отсоединить провод питания от разъема.
  2. Осмотреть на присутствие грязи, окисления или механических повреждений.
  3. Установить мультиметр на шкалу 20V в постоянном напряжении (DCV).
  4. Повернуть ключ зажигания в положение ON (двигатель не запускать).
  5. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсу» на АКБ.
  6. Черным прикоснуться к каждому из трех контактов на проводке, подключаемой к датчику.

На одном из контактов экран прибора покажет напряжение в 12V. Это означает, что «земля» на датчике есть. Если ни на одном из них питание не отображается, причина неисправности датчика дроссельной заслонки Нива Шевроле, заключается в отсутствии «земли».

Питание от источника опорного напряжения

Цель проверки – измерение подающегося на ДПДЗ электропитания. Работа механизма будет нарушена при недостающем или отсутствующем напряжении:

  1. Подключить черный щуп мультиметра в «земле».
  2. Ключ зажигания повернуть в положение ON. Двигатель не запускать.
  3. Красный щуп присоединить к каждому из оставшихся двух контактов датчика.
  4. На одном из них отобразится питание около пяти V. Третий провод будет сигнальным.

Если напряжение ни на одном из проводов не выявлено, причина неисправности ДПДЗ Niva Chevrolet в электропроводке.

Проверка выдаваемого сигнала

  1. Красный щуп мультиметра присоединить к сигнальному, черный – к земляному контакту.
  2. Включить зажигание в положение ON. Двигатель не запускать.
  3. Убедиться в том, что заслонка дросселя закрыта полностью.
  4. Мультиметр должен показывать значение 0,7 V.
  5. Если на экране отображается 0, продолжить: постепенно приоткрыть дроссельную заслонку. Значение при этом тоже должно увеличиваться. При открытой до конца, напряжение находится в диапазоне 4-5 V.
  6. Если ДПДЗ при открытой заслонке не выдает пяти вольт, замените его на новый.

Важно! При выполнении проверки в память бортового компьютера может попасть ошибка, которая будет высвечена контрольной лампой «Проверьте двигатель». После завершения ремонтных работ очистите систему бортовой диагностики вручную.

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

Восстановить работоспособность можно сняв датчик с машины, вставив в отверстие плоскую отвертку и произведя легкие вращательные движения. Это очистит налет с резисторной дорожки. Если не помогло – ставят новый.


Во всем остальном датчик дроссельной заслонки Нива Шевроле не ремонтопригоден. Поэтому при обнаружении его неисправности, рекомендуется поменять его на новый. Предпочтительнее устанавливать бесконтактный тип. Хотя его цена значительно выше, агрегат более практичен, неприхотлив и долговечен.

Полезно. Регулировке ДПДЗ не подлежит. Контроллером используется минимальное напряжение сигнала на холостом ходу в утвержденной точке отсчета.

Выбор запчастей

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки для Нивы Шевроле взаимозаменяем с моделями десятого семейства ВАЗ, LADA Samara, LADA Kalina, LADA Priora, LADA Granta, LADA 4х4. Код товара 21120-1148200-82.

Замена ДПДЗ в Нива Шевроле

Для замены ДПДЗ Нива Шевроле понадобится плоская и крестовая отвертки. Порядок работ следующий:

  1. Поддеть резиновые защелки и удалить пластиковый кожух с двигателя.
  2. Снять колодку проводки.
  3. Открутить 2 винта крепления.
  4. Демонтировать старый датчик.
  5. На его место установить новый.
  6. Закрутить винты, присоединить проводку и проверить работоспособность.


Какой выбрать

Цена контактного ДПДЗ начинается от 100 руб, зависит от производителя. Бесконтактные достигают тысячи и выше:

  • Калужский завод электронных изделий: 350-550 руб.
  • General Motors: 400-600 руб.
  • Bosch: 800-1100 руб.

Заключение

Датчик положения дроссельной заслонки играет важнейшую роль в механизме автомобиля. Его неисправность может стать причиной серьезных проблем в работе двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, передавая сигнал в бортовой компьютер, он сигнализирует о насыщенности или обеднении топливной смеси, от которой зависит не только расход топлива, но и обороты холостого хода.

Замена ДпДз (датчик положения дроссельной заслонки )

Продолжения темы Чистка дроссельной заслонки
Так как чисткой дросселя и регулятора ХХ глюк не ушел, решил я идти дальше и что бы не менять беспорядочно датчики решил вычислить что меняется в параметрах Инжектора При появлении глюка и я таки нашел изменения
это как бы открытая на 1 % дроссельная заслонка, но так как я точно знаю что она закрыта и тросик не закусывает заслонку не клинит ( так как после того как перезапустишь машину обороты в норме значит тут что то электронной а не механическое )
А показывает открытия заслонки только ДПДЗ так что будем его менять
Купил такой ДПДЗ
Решил сразу поменять возле магзина и проверить до дома пропал глюк или нет, ага наивный двигатель горячий, кое как открутил верхний винт но нижний так и не смог открутить и сорвал шлицы под отвертку, поехал домой пытался дома открутить новым набором нечего не вышло по вспоминал разработчиков и инженеров данного узла не добрым словом и пошел домой.
Проснувшись на следующий день я направился снимать ДУ (дроссельный узел ) и откручивать винт плоскогубцами.
Для снятия ДУ понадобиться крестовая отвертка и маленькая трещотка с удлинителем и головкой на 13
Надо открутить следующее
5 хомутов и снять плоскогубцами или отверткой скобу держателя тросика

снизу еще один хомут

две гайки на 13 по диагонали

2 разъема датчика верхний ДПДЗ нижний РХХ и снимаем ДУ

ДУ еще чистенький после 3 дней как почистили

а вот и два виновника торжества ДПДЗ и ВИНТ, откручиваем винт плоскогубцами

два ДПДЗ слева старый справа новый

улитка внутри без "целочки" ее снял еще в прошлый раз

новый датчик на месте

Машина завелась не сразу а со второго первый раз завелась и заглохла, как завелась вторично пошел какой то звук как будто в "улитку" попало что то железное и там от потока воздуха летает и бьет об стенки улитки, а оказывается все гораздо проще забыл одеть шланг вентиляции картера, ну и гонял машина на ХХ газовал нечего не вылезло .
Так что будем тестить на дороге
На этом все

Датчики Нива


Как известно первый российский внедорожник Нива появился на свет еще во времена Советского Союза. В то время в СССР еще даже и не думали об электронной системе управления двигателем, весь процесс работы ДВС был механическим. Двигатель снабжался топливом через карбюратор. В настоящее же время Ниву по-прежнему продолжают выпускать, но со своими предками у современной Нивы остался только кузов и тот подвергся небольшим доработкам.

Карбюратор заменили инжектором, поменяли салон и преобразили внешний вид автомобиля, но все же Нива осталось Нивой. Легендарная нивовская проходимость после данных доработок не ухудшилась, а стала намного комфортнее.

В данной статье речь пойдет об датчиках системы управления двигателя в инжекторной Ниве, а именно подробно рассказывается о каждом из датчиков, где он расположен и за какую функцию отвечает, а так же подробно описаны признаки неисправности датчиков.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)


ЭБУ это своего рода компьютер в автомобиле, именно в данном устройстве корректируется вся работа ДВС. Все датчики, которые установлены в автомобиле передают показания именно на данный блок, а он основываясь на показаниях вносит изменения в работы двигателя, что сказывается как и на оборотах двигателя так и на его расходе.

Признаки неисправности ЭБУ:

Признаков неисправности данного блока может быть огромное количество, ведь признаки выхода из строя одного датчика вовсе могут указывать на выход из строя блока.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)


Данный датчик расположен возле бокса воздушного фильтра Нивы. Через данный датчик протекает воздух, который необходим для формирования топливовоздушной смеси. Датчик фиксирует количество воздуха прошедшее через него и подает сигналы на электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Признаки неисправности ДМРВ:

  • Потеря динамики автомобиля;
  • Повышенный расход топлива;
  • Не стабильный холостой ход (плавают обороты);
  • Затрудненный запуск двигателя на прогретый двигатель;

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)


ДПКВ Нивы установлен в специальном отверстии крышки привода масляного насоса. Данный датчик отвечает за выставления угла опережения зажигания. Датчик считывает показания со шкива коленчатого вала, на котором имеются зубчики и в одном из мест есть «кариес» то есть отсутствует несколько зубчиков шкива. Именно «кариесу» ДПКВ понимает, в каком положении находится коленчатый вал. Сам по себе датчик напоминает индуктивную катушку, которая образует, импульсы при вращении коленчатого вала и передает их на ЭБУ.

При поломке датчики автомобиль не запускается.

Признаки неисправности ДПКВ:

  • Автомобиль не запускается;
  • Автомобиль самопроизвольно глохнет;
  • Неровная работа ДВС;

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)


ДТОЖ на Ниве устанавливается в выходном патрубке ГБЦ. Датчик температуры охлаждающей жидкости довольно несложный по своей конструкции элемент. В основе датчика лежит терморезистор, который меняет свое сопротивления при изменении температуры.

Одной из функций датчика является запуск электро вентиляторов охлаждения двигателя при достижении порога температуры ОЖ. Так же датчик отвечает за запуск двигателя в холодное время, по показаниям температуры ОЖ, электронный блок управления формирует топливную смесь необходимую для более правильного прогрева двигателя автомобиля. Это можно заменить по наличию высоких прогревочных оборотов в момент пуска ДВС.

Признаки неисправности ДТОЖ:

  • Не срабатывают вентиляторы охлаждения;
  • Отсутствие прогревочных оборотов;
  • Затрудненный запуск ДВС;
  • Повышенный расход топлива;

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)


ДПДЗ установлен на самом дросселе и представляет собой потенциометр. Данный датчик считывает показания с положения заслонки дросселя и передает их на ЭБУ. Заслонка открывает доступ к воздуху, тем самым увеличивает обороты двигателя. Датчик же при открытии заслонки подает сигнал на блок управления для увеличения подачи топлива, которая необходима для формирования рабочей топливовоздушной смеси.

Наиболее часто выводимый из строя датчик, является ненадежным элементом системы. Впоследствии от него отказались и перешли на электронный дроссель.

Признаки неисправности ДПДЗ:

  • Завышенные обороты при пуске;
  • Скачки оборотов двигателя;
  • Повышенный расход топлива;
  • Не ровный холостой ход;

Датчик детонации(ДД)


Датчик детонации устанавливается на блоке цилиндров автомобиля с правой стороны. Необходим ДД для улавливания детонаций в двигателе и корректировки топливной смеси. Сам датчик изготовлен по принципу пьеза элемента и при наличии вибраций в двигателе передает импульсы на ЭБУ, а тот в свою очередь корректирует топливную смесь.

Признаки неисправности ДД:

  • Повышенный расход топлива;
  • Неравномерная работа на ХХ (повышенные вибрации);
  • Рывки при движении автомобиля;

Датчик давления масла (ДДМ)


Датчик давления масла расположен справой стороны блока цилиндров и ввернут в штуцер масляной магистрали. Данный датчик необходим для контроля за давлением масла в двигателе. Как известно эксплуатации автомобиля с пониженным давлением масла в ДВС может вывести его из строя. При снижении давления масла в ДВС датчик замыкает контакт, и подает сигнал на панель приборов Нивы, зажигая индикатор давления масла в виде красной масленки.

Признаки неисправности ДДМ:

  • Постоянное зажжение лампы давления масла;
  • Течь масла со стыка датчика;

Регулятор холостого хода (РХХ)


Данный датчик расположен, так же как и ДПДЗ на дроссельной заслонке Нивы. Суть работы датчика заключается в открытии и закрытии каналов, по которым протекает воздух для работы на холостом ходу. РХХ участвует в работе ДВС только на холостом ходу, при повышении оборотов регулятор отключается. РХХ это своего рода двигатель постоянного тока с червячной передачей. Довольно часто выводимый из строя датчик. Впоследствии от данного датчика отказались в пользу электронного дросселя.

Признаки неисправности РХХ:

  • Отсутствие оборотов ХХ (двигатель глохнет);
  • Повышенные обороты на ХХ;
  • Увеличенный расход топлива;

Датчик фаз (ДФ)


Датчик фаз, он же датчик положения распределительного вала установлен в заглушке ГБЦ. Предназначен для фазированного впрыска топлива. Считывает показания с распределительного вала и передает их на ЭБУ, данные показания необходимы для точного распределения топливной смеси между цилиндрами.

Признаки неисправности ДФ:

  • Повышенный расход топлива;
  • Повышенные вибрации двигателя;

Датчик педали тормоза


Датчик педали тормоза устанавливается на педальном узле под рулевой колонкой Нивы. В автомобилях без системы Е-ГАЗ отвечает только за включение и отключение стоп-сигналов. В автомобилях, которых установлен электронный дроссель и, следовательно, электронная педаль газа, данный датчик влияет на работу педали. При поломке датчика тормоза перестает работать педаль газа.

Признаки неисправности:

  • Не работает педаль газа;
  • Рывки при движении на постоянной скорости;
  • Потеря мощности и динамики автомобиля;

Датчик скорости (ДС)


Датчик скорости автомобиля Нива установлен в раздатке. Функциями датчика является передача показаний о скорости автомобиля. Так же датчик формирует топливную смесь, при движении автомобиля на нейтральной скорости можно заметить, что обороты немного выше, чем при работе автомобиля на ХХ стоя на месте. Повышенные обороты при движении необходимы для избегания провалов при включении скорости и резком ускорении.

Признаки неисправности ДС:

  • Повышенный расход топлива;
  • Нет повышенных оборотов при движении на нейтральной скорости;
  • Провалы при ускорении;
  • Не работает спидометр;

Датчик кислорода (ДК, лямбда зонд)


Датчик кислорода он же лямбда зонд устанавливается в выхлопной системе автомобиля. В некоторых версиях автомобилей устанавливается два датчика до катализатора и после катализатора. Два датчика установлены в Ниве с нормами ЕВРО-4. Датчик улавливает отработанные газы и передает показания на ЭБУ. Если в отработанных газах большое количество несгоревшего бензина или наоборот мало, то ДК вносит изменения в корректировку топливной смеси.

Признаки неисправности ДК:

  • Повышенный расход топлива;
  • Потеря динамики автомобиля;
  • Плохой запуск двигателя;

Модуль зажигания (МЗ)


Модуль зажигания установлен в левой части двигателя на кронштейне. Данный датчик участвует в формировании зажигания. Именно он вырабатывает высоковольтное напряжение необходимое для создания искры в камере сгорания ДВС. В модуле имеется две катушки, они же автотрансформаторы, которые вырабатывают искру попарно, каждая катушка на два цилиндра. При выходе из строя одной из катушек отказывают сразу два цилиндра.

Про датчик положения дроссельной заслонки Нивы Шевроле

ДПДЗ – ответственный узел во впускном тракте двигателя Шевроле-Нива. Собственно дроссельная заслонка управляется педалью «газа» (педалью управления ДЗ). Назначение датчика положения дроссельной заслонки понятно из его названия.

Датчик положения дроссельной заслонки

Исправно работающий датчик положения дроссельной заслонки обеспечивает получение бензовоздушной смеси в концентрации, необходимой для равномерной и экономичной работы мотора на всех режимах. Устройство смонтировано на корпусе дроссельной заслонки.

Внимание! На корпусе ДЗ смонтирован также датчик холостого хода (цилиндрическая вытянутая деталь, довольно труднодоступная). Не перепутайте!

Конструкция ДПДЗ

Выпускаются два вида датчиков положения дроссельной заслонки — контактного типа (пленочно-резистивные) и бесконтактные (магниторезистивные).

Сторона сопряжения со штоком дроссельной заслонки

В датчиках контактной конструкции напряжение изменяется за счет перемещения контакта ползунка по ленточной резистивной дорожке.

Конструкция датчиков бесконтактного типа основывается на работе микроконтроллера, изменяющего выходное напряжение согласно изменениям магнитного поля при повороте постоянного магнита.

Автомобили Шевроле-Нива на заводском конвейере комплектуются изделиями контактного типа( Номер детали по каталогу 2112-1148200).

Распространенные неисправности

Контактные датчики со временем изнашиваются, из-за чего ЭБУ двигателя получает неверный сигнал. Из-за достаточно сложного устройства, в датчиках контактного типа чаще возникают неисправности.

Неисправности датчиков контактного типа и причины выхода их из строя:

Внутренности датчика

  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как его физическим износом, так и поломкой наконечника.
  • Не меняется напряжение на выходном контакте датчика, или меняется скачками. Вызывается износом резистивных дорожек, которые истираются контактом ползунка.
  • Механический износ привода ползунка.
  • Обрыв проводов электрических цепей или отсутствие контакта в разъеме.

Срок службы бесконтактных (магниторезистивных) датчиков очень велик, так как они не имеют механически взаимодействующих деталей. Неисправности таких приборов могут возникнуть только в результате обрыва проводов или отсутствия контакта.

Внимание! Распространенное мнение, что бесконтактный ДПДЗ может выйти из строя при скачке напряжения в бортовой сети, в корне неверно. Величина напряжения регулируется электроникой. Реле-регулятор напряжения, как таковое, в электросхеме Шнивы отсутствует.

Признаки неисправностей ДПДЗ

Признаки, по которым можно предположить о возникновении неисправностей датчика :

  • «Провалы» при резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой.
  • Машина разгоняется рывками, или двигатель «тупит» при разгоне.
  • При равномерном движении появляются подергивания.
  • Неустойчивые обороты холостого хода. При резком сбросе «газа» двигатель глохнет.
  • На панели приборов загорается значок Check Engine.

Диагностика

Напряжение 4,0 В, приходящее на датчик, изменяется в нем в зависимости от угла поворота ДЗ. В соответствии с величиной выходного напряжения ДПДЗ, электронный блок управления двигателем, имея данные об объеме воздуха, засасываемого двигателем, определяет требуемый состав смеси. Управляющее напряжение ЭБУ регулирует открытие форсунок, подающих топливо в камеры сгорания.

Если хотите проверить исправность самостоятельно, потребуется мультиметр, или, хотя бы, древний ампервольтомметр (авометр).

Когда на панели приборов светился желтый символ Check Engine, необходимо проверить ЭБУ диагностическим сканером типа ELM327. Сканер найдет код ошибки и определит, есть ли еще проблемы, возможно, в других системах автомобиля.

Ошибка «р0120» означает «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали».

После замены ДПДЗ желательно программно удалить ошибку из памяти процессора. Иногда советуют снять на некоторое время с АКБ минусовой провод.

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

ДПДЗ регулировкам, ремонту и восстановлению не подлежат.

Лучший способ ремонта поэтому – заменить датчик новым или заведомо исправным.

Выбор запчастей

В интернете и в специализированных магазинах можно найти продукцию разных изготовителей : «Автокомплект», «СОАТЭ», Bosch и других.

Стоимость зависит от бренда изготовителя и типа изделия. Бесконтактные датчики стоят значительно дороже контактных.

Советуем приобрести бесконтактный датчик. Пусть дороже, но проблема будет решена практически навсегда.

Расположение датчика под капотом

Замена ДПДЗ автомобиля Шевроле-Нива

Капот открыт, декоративная крышка двигателя снята ранее. Зажигание выключено. Начали.

  • Вынуть колодку проводов из разъема датчика. Не усердствуйте, отогните защелку плоской отверткой.
  • Отвернуть крестовой отверткой два болтика М4, крепящие прибор к корпусу заслонки. Поочередно вынуть болтики вместе с плоскими и пружинными шайбами.
  • Аккуратно отжать плоской отверткой прибор от фланца дроссельной заслонки и снять. В корпусе датчика прокладка-пыльник, не потеряйте её.
  • Установить прокладку в корпус нового датчика, установить сам датчик. Наживить болтики, не забыв надеть на них плоские и пружинные шайбы.
  • Поочередно затянуть болтики. Колодку проводов вдвинуть в разъем до срабатывания защелки.

Варианты исполнения

Автомобиль исправен. Возможно не полностью, но датчик положения дроссельной заслонки в нем новый, и работает!

Датчик положения дроссельной заслонки нива 21214

Существует два типа приборов: резистивные и бесконтактные. Они отличаются конструкцией, принципом работы и сроком службы.

  • Резистивные ДПДЗ представляют собой переменный резистор, сопротивление которого меняется при перемещении ползунка по дорожкам. Благодаря простой конструкции и доступной цене они наиболее распространены в автомобилестроении. Нива Шевроле сходит с конвейера именно с таким резистивными приборами.
  • Бесконтактные ДПДЗ основан на схеме, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Они служат дольше и потребляют меньше электроэнергии, чем резистивные. Однако стоят бесконтактные устройства дороже, а полупроводниковый микроконтроллер может сгореть при резких скачках напряжения в бортовой сети.

Место установки и принцип действия ДПДЗ не зависит от конструкции. Он монтируется на валу дроссельной заслонки. При изменении положения дросселя выходное напряжение на датчике изменяется от 0,7 до 4 вольт. За счет этого ЭБУ получает информацию от степени открытия заслонки. Исходя из сведений, полученных от датчика, формируется состав воздушно-топливной смеси. Поэтому от работоспособности ДПДЗ зависит приемистость и экономичность двигателя.





Датчик положения дроссельной заслонки,как произвести снятие и установку на Ниве Шевроле

Одним из важных элементов в работе двигателя является датчик положения дроссельной заслонки, Шевроле Нива не является исключением. Данный элемент относиться к важным элементам системы, которая производит подачу топлива во все цилиндры двигателя автомобиля. Он контролирует подаваемый объём воздуха, в тот момент, когда создаются горючие смеси, и следит чтобы порция кислорода и горючего для воспламенения была оптимальной.


ДПДЗ представлен в виде клапана, который регулирует воздушное давление во время закрывания и открывании в топливной системе. В тот момент, когда заслонка открыта давление повышается, а когда закрыта то оно становиться приближенное к вакууму. Он состоит из одного переменного и второго так называемого постоянного элемента, благодаря которым подаётся сигнал в каком положение находится дроссельная заслонка, и дают возможность регулировать ее.

Корпус представлен виде вентиляционной системы и по патрубкам регулируется то как испаряется топливо. И в момент, когда происходит запуск силового агрегата, регулятор холостого хода в режиме холостого хода отвечает за обороты коленвала. То есть подает воздух в топливную систему, чтобы создавать нужную горючею смесь.

Признаки неисправности

Точно определить состояние датчика положения дроссельной заслонки получится только с помощью сканера или вольтметра. Однако неисправности имеют и внешние проявления:

  • Падение мощности двигателя.
  • Ухудшение реакции мотора при нажатии на акселератор.
  • Растет расход бензина.
  • Двигатель неустойчиво работает на малых или больших оборотах.
  • Машина разгоняется рывками.
  • Холостые обороты произвольно меняются или мотор глохнет при отпущенной педали газа.
  • Горит желтая лампа «Check engine» на панели приборов.

Чаще всего проблемы возникают с приборами резистивного типа. В них стирается или загрязняется проводящий слой на дорожках.

В результате напряжение при повороте заслонки меняется нелинейно.

Также в датчике может сломаться подвижный сердечник. В этом случае он вовсе не реагирует на движения дросселя.

Нива Клуб - Дроссельная заслонка 52 мм на инж.
Нива Клуб - Дроссельная заслонка 52 мм на инж.
Нива Клуб - Дроссельная заслонка 52 мм на инж.

датчики на двигатель 21214

После публикации моей статьи на тему сальников для Нивы, посыпались просьбы написать то же самое в отношении подшипников и датчиков на двигатель 21214, который ставится на Нивы, Нивы-М, крокодилы и ШНивы. Начну потихоньку рассказывать о «беспроблемных» датчиках, то есть тех, которые ставишь и забываешь о них очень надолго.
Несколько общих слов. Почему вообще возник этот вопрос? Приведу как пример: такая фигня как датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Так как электроника нашего инжектора взята полностью с переднеприводных собратьев, а их количество очень велико, то и делают на них запчасти очень большое количество фирм и фирмочек, а уж про братьев-китайцев вообще говорить не приходится. Некоторое время я даже копил в коробочке неисправные ДПДЗ разных производителей, после 7 сбился и все выкинул )) В то время как поставщиком завода являются всего два производителя.

Еще один пример, это датчик скорости. Когда он паленый, бывает что при проезде через лужу загорается «чек энжин» или просто движок начинает глохнуть при движении накатом и ничего не загорается. А когда вы дотягиваете до сервиса, как истрибитель времен войны, вдруг дефект пропадает. Это значит что внутрь корпуса попала водичка, а потом также вытекла. Так что все хорошо……до следующей лужи. Одним из самых основных датчиков, является датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), поэтому ему посвящена отдельная подробная статья.

Как проверить ДПДЗ?

Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр или сканер, считывающий показания бортового компьютера.

Проверка заключается в контроле напряжения при разных положениях дросселя. Для этого нужно:

  • Отключить провода от разъема датчика.
  • Включить зажигание.
  • Подключить мультиметр в режиме вольтметра к контактам.

Совет: выяснить работоспособность без измерительных приборов можно простым способом — установить заведомо рабочую деталь с другого автомобиля. Если симптомы исчезнут, проблема в датчике.

При отпущенной педали акселератора прибор должен показывать 0,7, а при нажатой до упора — 4 вольта. Также нужно убедиться, что при плавном изменении положения педали акселератора напряжение изменяется плавно.

Если показания мультиметра не соответствуют номинальным или скачкообразно меняются при плавном изменении положения заслонки, деталь нуждается в замене.

Снятие и установка датчика положения дроссельной заслонки Chevrolet Niva

Инструменты:

  • Тестер
  • Отвертка крестовая средняя
  • Отвертка плоская средняя

Детали и расходники:

  • Датчик положения дроссельной заслонки (при необходимости)

Примечание:

Датчик установлен на дроссельном узле и соединен с осью дроссельной заслонки.


1. Для доступа к датчику положения дроссельной заслонки снимите декоративный кожух двигателя, как описано здесь.


2. Отсоедините от датчика колодку жгута проводов.


3. Для проверки исправности датчика измерьте сопротивление между выводами «2» и «3» колодки датчика. Переместите дроссельную заслонку из полностью закрытого положения в полностью открытое. У исправного датчика при этом сопротивление должно равномерно изменяться в пределах 2,7-8,2 кОм (на фото проверка при снятом дроссельном узле).


4. Для замены неисправного датчика, крестовой отверткой выверните два винта крепления к дроссельному узлу.


5. Затем снимите датчик.

Примечание:

Под датчиком установлено уплотнительное поролоновое кольцо, не забудьте установить на место.


6. Устанавливайте новый датчик в порядке, обратном снятию.





Замена ДПДЗ на ВАЗ-2123

Замена датчика не требует особого инструмента. Достаточно лишь крестовой и плоской отвертки. Если вы хотите решить проблему раз и навсегда, купите бесконтактный прибор от Bosch или General Motors.

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

  • Подденьте отверткой резиновые фиксаторы и снимите декоративный кожух двигателя.
  • Снимите колодку проводов с разъема.
  • Крестовой отверткой открутите винты крепления.
  • Извлеките датчик и вставить новый.
  • Закрутите винты.
  • Наденьте колодку проводов.
  • Верните на место и закрепить декоративный кожух двигателя.

Совет: если напряжение на резистивном датчике меняется рывками, есть шанс восстановить его работоспособность. Снимите деталь, вставьте плоскую отвертку в отверстие, которое надевается на вал дросселя и без лишних усилий покрутите «туда-обратно» в течение минуты. Это поможет удалить загрязнение с резистивных дорожек и прибор начнет корректно работать.

Конструкция Нивы Шевроле не предполагает регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на его выходе отличается от номинального, деталь неисправна и подлежит замене.

Про датчик положения дроссельной заслонки Нивы Шевроле

ДПДЗ – ответственный узел во впускном тракте двигателя Шевроле-Нива. Собственно дроссельная заслонка управляется педалью «газа» (педалью управления ДЗ). Назначение датчика положения дроссельной заслонки понятно из его названия.


Исправно работающий датчик положения дроссельной заслонки обеспечивает получение бензовоздушной смеси в концентрации, необходимой для равномерной и экономичной работы мотора на всех режимах. Устройство смонтировано на корпусе дроссельной заслонки.

Внимание! На корпусе ДЗ смонтирован также датчик холостого хода (цилиндрическая вытянутая деталь, довольно труднодоступная). Не перепутайте!

Датчик фаз — ДФ

Он же датчик распредвала. Датчик фазы ВАЗ предназначен для определения углового положения распредвала. Основная функция — при работе двигателя датчик фаз выдает на контроллер импульсный сигнал синхронизирующий впрыск топлива с открытием впускных клапанов. Отказ датчика фаз переводит топливоподачу в попарно-параллельный режим, что приводит к некоторому ( до 10% ) повышению расхода топлива. А также добавлю от себя это «чудо природы» является головной болью и источником кучи ошибок, например знаменитых 0301, 0302….По моему скромному мнению это такая же гадость и мерзость как гидрокомпенсаторы старого образца. Но что выросло, то выросло. (Как избавиться навсегда от него, лямбды, датчика крена — будет написано в статье про чиптюнинг). Единственный нормальный производитель этого датчика «Автовазагрегат». На фото виден логотип.

В настоящее время при производстве автомобилей полностью отказались от использования датчиков измерения скорости состоящих из механических деталей. В основе современных устройств лежит использование электро-магнитных датчиков работающих за счет эффекта обнаруженного физиком Холлом и получившим одноименное название. Такое устройство позволяет получить более точные данные о скорости автомобиля и передают ее водителю, чтобы они могли своевременно оценивать ситуацию.


Применяемые датчики температуры


Применяемые датчики классифицируются по двум видам:

  • с температурным коэффициентом в отрицательную сторону;
  • с положительным температурным коэффициентом.

По цели использования разделяются на 3 типа:

  • датчик указателя температуры;
  • наружной температуры воздуха;
  • температуры охлаждения жидкости.

Чаще используется первый тип (с отрицательным температурным коэффициентом). При желании можно установить сразу две конструкции: одну в качестве основной, другую как дополнительную.

Главной составляющей конструкции датчика ОЖ выступает термистор. По принципу работы это резистор, который меняет свое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды. Он защищен металлическим корпусом, на поверхность которого нанесены резцы. К ним идет присоединение хвостовой части, смонтированной из пластика. Именно тут находятся контакты, присоединяющиеся к проводке. Один контакт — положительный (идет от электронного блока); другой — отрицательный (подключается к массе).

Принцип работы заключается в том, что к термистру подается постоянный поток напряжения от электронного блока в 5 В. При повышении или понижении температуры (в зависимости от используемого вида датчика) сопротивление термистра снижается, соответственно снижается и напряжение, приходящиеся на него. В итоге по попаданию этого напряжения электроблок автомобиля рассчитывает температуру движка и выводит нужный показатель на приборную доску.

Датчик скорости – ДС.


Мозг использует сигнал с датчика скорости для управления работой двигателя на холостом ходу. И поддержкой оборотов «подхвата» во время движения автомобиля накатом. Исполнительным механизмом данной цепи является регулятор холостого хода, который управляет подачей воздуха в обход дроссельной заслонки. Хватит теории, будем ближе к народу. В подделках по этому датчику, обгоняя оригинал на порядок – братья китайцы. 8 из 10 датчиков, которые я держал в руках в магазинах и на рынке китайского производства. Работают месяца три, после чего сообщают о своем уходе из жизни «чек энжином». В чем отличие оригинала от палева? На фото я стрелочками указал где провода входящие в разъем залиты лаком. А также лаком залит шов корпуса, который состоит из двух частей. Наследники Мао считают это излишеством, и именно поэтому датчик умирает после наступления первой Питерской слякоти.

Читайте также: