Замена дпдз ваз 2114

Обновлено: 02.07.2024

Датчик дроссельной заслонки ваз 2114

Датчик меряет сопротивление и передает на компьютер значения. По этим значениям компьютер вычисляет, в каком положении находится дроссельная заслонка.

Симптомы неисправности датчика

-Резкий провал оборотов, потом резкий рывок при нажатии педали газа. При нажатии на педаль пропадает контакт. По мере нажатия на акселератор контакт внезапно возвращается. Следует резкое ускорение

Замена датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Ключом на 11 скидываем клеммы с аккумулятора.

Снимаем пластиковую крышку с двигателя.

замена датчика дпдз ваз 2114

Отсоединяем фишку с датчика.


Берём крестовую отвертку и на датчике положения дроссельной заслонки откручиваем 2 винта.


После этого датчик можно снять. Со старого датчика переставляем пыльник в новый датчик и ставим его на место.


закручивать два болта надеваем фишку и всё всё адаптировать ничего не надо.


Еще видео с заменой датчика на ваз 2115. Если вам что то непонятно, пишите в комментарии.

Датчик заслонки ВАЗ 2114

ВАЗ 2114 оснащается инжекторным двигателем внутреннего сгорания. Для работы такого ДВС применяется большое количество датчиков отвечающих за его работу. Все датчики связаны в единую цепь и выход из строя одного из них серьезно отражается на работе всего двигателя. Некоторые датчики участвуют в формирования топливной смеси, их поломка сказывается на расходе топлива и других характеристиках мотора. Одним из таких датчиков является датчик положения дроссельной заслонки.

В данной статье речь пойдет о ДПДЗ, а именно об его назначении, признаках неисправности, месте расположения, способах проверки и замены.

Для чего нужен ДПДЗ


Датчик положения заслонки участвует в формировании топливной смеси. Он определяет угол открытия заслонки и тем самым указывает на объем поступившего воздуха в двигатель. Данные об открытии заслонки отправляются на блок управления двигателем, который основываясь на полученных показаниях, подает сигналы для приготовления необходимой топливно-воздушной смеси.

Конструкция


Датчик представляет собой простейшую электрическую деталь – резистор. При повороте оси датчика в нем изменяется сопротивления. Датчик надевается на вал заслонки и при ее открытии подвижная часть датчика поворачивается вместе с заслонкой.

Из-за своей конструкции данный датчик довольно часто выходит из строя. Его подвижные дорожки перетираются, и контакт пропадает, тем самым приводит датчик в неисправность.

Существует другой вид датчиков уже без механической части. Такой датчик имеет внутри себя электрическую схему с большим количеством различных радиодеталей.

Электронный тип ДПДЗ лишен «болячек» механического и не подвержен быстрому выходу из строя вследствие перетирания дорожек.

Где находится


Датчик расположен на корпусе дроссельной заслонки над датчиком холостого хода. Крепится ДПДЗ двумя винтами под крестовую отвертку и имеет поролоновую шайбу пыльник.

Признаки неисправности

Существует несколько признаков неисправности характерных для поломки ДПДЗ.

  • При запуске обороты двигателя «скачут» от 500 до 2500 об/мин;
  • Плавают обороты холостого хода;
  • ДВС самопроизвольно глохнет;

Если на вашем авто наблюдаются такие неполадки необходимо провести проверку датчика и при необходимости заменить его на новый.

Проверка ДПДЗ

Проверку датчика необходимо проводить с помощью мультиметра или специального диагностического прибора типа ЕЛМ-327, но так как не все обладают данным прибором, поэтому мы рассмотрим проверку с помощью мультиметра.

Проверка проводиться в два этапа: проверка цепи питания и проверка самого датчика.

Проверка цепи питания

Данная проверка заключается в том, чтобы определить получает ли питание датчик. Иногда случается, что виной неисправности датчика является не сам датчика, а его цепь питания.

  • На мультиметре переводим переключатель в режим измерения постоянного напряжение пределом 20 Вольт.
  • Снимаем разъем с датчика и выключаем зажигание на автомобиле.
  • Подключаем щупы прибора к разъему. На приборе должно появиться напряжение не менее 5В.


Проверка датчика

Проверка датчика производится путем измерения сопротивления датчика при вращении его центральной подвижной части.

  • Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления;
  • Подключаем прибор к выводам на датчике;
  • Вращаем центральную часть датчика и смотрим на показания прибора, они должна плавно меняться без скачков и резких падений до бесконечности;
  • Если все условия соблюдаются датчик исправен;


Стоимость

Замена

Для замены потребуется крестовая отвертка с коротким стержнем.

  • Снимаем разъем с датчика;
  • Откручиваем два болта крепления датчика к ДЗ;
  • Снимаем датчик не потеряв уплотнительное кольцо;
  • Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности;

Видео о ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114

Модуль управления параметрами ДВС на любом автомобиле (в качестве примера — ВАЗ 2114) требует множества данных для обработки. Например, для правильного формирования состава топливно-воздушной смеси требуется следующая информация:

  • температура окружающего воздуха;
  • температура двигателя;
  • объем воздуха, проходящего через впускной коллектор;
  • кислородная насыщенность потока воздуха;
  • скорость автомобиля;
  • степень открытия шторки дроссельного узла.

За последний пункт отвечает датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114. Он определяет: насколько открыт канал поступления свежего воздуха во впускной коллектор. Когда водитель нажимает на «газ», дроссельный узел открывается.

Местоположение

Как получить данные про угол открытия дросселя?

Назначение конструкции датчика положения дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) определяет угол поворота дросселя механическим способом и преобразует его в электрический сигнал. Данные поступают в электронный мозг автомобиля для обработки.

Важно! Без этого устройства работа двигателя выходит из штатного режима. Фактически, автомобилем невозможно пользоваться. Хотя сможете доехать до места ремонта своим ходом: мотор не заглохнет.

Простейший датчик представляет собой переменный резистор, который меняет сопротивление при повороте своей оси. Такая конструкция проста в изготовлении, стоит недорого и активно применяется на автомобилях ВАЗ. Однако у нее есть серьезный недостаток: материал на рабочей дорожке резистора со временем истирается, происходит поломка устройства. Автовладельцы стараются не использовать подобные устройства, приобретение может быть связано только с разовой экономией средств.

Датчик-1

Большей популярностью пользуются бесконтактные датчики, в которых нет узлов трения в электрической части. Изнашивается только ось вращения, но износ незначительный. Именно такие датчики установлены на большинстве современных двигателей серии ВАЗ 2114 и предшествующих им «десятках».

Датчик-2

Несмотря на общую надежность узел может выйти из строя.

Замена и ремонт датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114

Как понять, что ДПДЗ ВАЗ 2114 сломался?

Признаки неисправности могут пересекаться с поломкой других датчиков, отвечающих за создание топливной смеси:

  • завышенные обороты на холостом ходу;
  • ухудшение приемистости автомобиля: можно легко заглохнуть при трогании с места;
  • снижение мощности: загруженный автомобиль практически не тянет;
  • при постепенном прибавлении «газа», мотор дергается, «проваливается» тяга;
  • нестабильные холостые обороты;
  • при смене передачи может заглохнуть двигатель.

Сломанный датчик ВАЗ 2114 (2115) может выдавать три вида искаженной информации:

  • полное отсутствие информации;
  • заслонка разблокирована;
  • заслонка заблокирована.

В зависимости от этого симптомы неисправности могут меняться.

Проверка датчика дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2114

Для тестирования можно использовать простой мультиметр.

Проверка состояния ДПДЗ без снятия

Необходимо включить зажигание (двигатель не заводим) и подсоединить провода тестера к контактам разъема. Для этого можно использовать иголки или тонкую стальную проволоку.

Тестирование ДПДЗ

Совет: Не прокалывайте изоляцию проводов иголками, со временем токоведущие жилы могут окислиться.

Режим работы: измерение постоянного напряжения в пределах до 20 вольт.

При закрытом положении дроссельного узла напряжение на приборе должно быть в пределах 4–5 вольт. Если показания существенно ниже, то устройство неисправно.

Просим помощника плавно нажать на педаль акселератора или перемещаем заслонку дросселя вручную. По мере поворота шторки напряжение должно уменьшаться до значения 0,7 вольта. Если значение меняется скачкообразно или не меняется вовсе — сенсор неисправен.

Тестирование снятого ДПДЗ

В этом случае мультиметр переводится в положение замера сопротивления. Отверткой или другим приспособлением плавно поворачиваем ось датчика. На исправном приборе показания омметра должны плавно меняться.

Также можно проверить исправность сенсора с помощью диагностического сканера. Подойдет любой считыватель ошибок, даже простенький китайский ELM 327. С помощью программы диагностики для ВАЗ 2114 выводим данные на экран компьютера, оцениваем состояние ДПДЗ.

Замена датчика

Как и любой другой узел электроники автомобиля, сенсор дроссельной заслонки меняется при сброшенной минусовой клемме аккумулятора. Для демонтажа достаточно отвертки с крестообразным наконечником. Отсоединяем разъем и отворачиваем винты крепления.

Замена ДПДЗ

Извлекаем датчик и очищаем место стыковки с помощью сухой ветоши. При необходимости закладываем немного смазки на ось дросселя. Затем устанавливаем новый датчик, одеваем разъем и подключаем аккумулятор.

Важно! После замены датчика необходимо запустить двигатель и дать немного поработать на холостых оборотах.

После этого плавно добавляем обороты несколько раз без движения автомобиля. Электронный блок управления (ЭБУ) должен адаптироваться к новому датчику. Затем эксплуатируем машину в штатном режиме.

Признаки неисправности и замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114

Рестайлинговый вариант знаменитой «ВАЗовской» девятки — ВАЗ 2114 появился в серийном производстве в 2003 году. Поначалу на него устанавливали восьмиклапанный полуторалитровый двигатель ВАЗ-2111, затем был ВАЗ-11183 1,6 литра, а в 2010 году стали ставить двигатель ВАЗ 21126 мощностью 98 л. с. Все эти силовые агрегаты объединяет то, что они являются инжекторными, с впрыском топлива.

Назначение датчика положения дроссельной заслонки и принцип его действия

Инжекторные двигатели потребовали установки большого количества автоматических приборов регулирующих и контролирующих деятельность всех систем силовой установки. Изменился принцип привода одного из основных механизмов регулирующих подачу топлива в двигатель — дроссельной заслонки. Привод стал электрическим, с электронным управлением. Его отличие от механического заключается в следующем:

  • отсутствует механическая связь между педалью газа и самой дроссельной заслонкой;
  • холостой ход регулируется перемещением этой самой заслонки.

Поскольку жесткой связи между педалью и заслонкой не стало все управление осуществляется за счет работы электронных систем. В этой схеме, наряду с управляющим блоком важную роль играет датчик дроссельной заслонки.

Сам прибор установлен на одной оси с дроссельной заслонкой. Работает он как потенциометр:

  • на один выход датчика идет электросигнал напряжением 5 В, противоположный подключен на «массу». По третьему каналу, от подвижного контакта, выдается электросигнал к контроллеру. При повороте заслонки меняется напряжение идущее от ползунка токосьемника на выход;
  • когда зажигание выключено, можно замерить напряжение подающееся на ДПДЗ с помощью измерительного прибора. Для этого надо иглы щупа установить на входной контакт и на массу. Если дроссельная заслонка закрыта, то тестер должен показать не больше 0,7 В и не меньше 0,5 В. Когда двигатель запущен, в процесс открытия заслонки напряжение должно расти и при ее максимально открытом положении показать 4 В (+0,3);
  • при изменении угла открытия заслонки дросселя меняется напряжение идущее на контроллер от ползунка ДПДЗ и он регулирует подачу топлива;
  • ДПДЗ связан с работой прибора регулирующего холостой ход (РХХ). При запуске, если заслонка в закрытом положении, то, когда контроллер получит такой сигнал от датчика, он подключает РХХ и в двигатель идет дополнительный воздух, обходя закрытую заслонки.

расположение дпдз ваз 2114

Расположение ДПДЗ на ВАЗ 2114

Контролировать работоспособность ДПДЗ надо путем замера сопротивления, применяя омметр. Для этого прибор соединяется с входным и выходным контактом датчика. При нажатии педали газа должно происходить плавное изменение сопротивления, если же прибор показывает нуль или сопротивление уходит в бесконечность, это говорит о неисправности ДПДЗ на ВАЗ 2114.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

  • на холостом ходу возможны высокие обороты, это наиболее характерный признак;
  • заметное снижение мощности двигателя и ухудшение приемистости;
  • при нажатии акселератора рывки, провалы и подергивания;
  • плавающие обороты на холостом ходу;
  • при переключении передач самопроизвольно выключается двигатель.

Конечно, такие признаки могут проявляться и по другим причинам, но для ДПДЗ они очень характерны. Проверить его, замерив сопротивление, совсем несложно, даже снимать ничего не надо, зато с большой долей вероятности можно установить причину неприятностей с двигателем.

В заводских условиях на двигатели ВАЗ 2114 устанавливают пленочно-резисторные ДПЗД, ресурс работы такого прибора около 50 тысяч километров. Отказ или неустойчивая его работа чаще всего происходит по следующей причине.

проверка датчика положения дроссельной заслонки ваз 2114

Проверка датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114

Подвижный контакт датчика, или ползунок, при изменении положения заслонки перемещается, контактируя постоянно с резистивным полем ДПДЗ. В результате длительного взаимодействия поле разрушается и контакт исчезает, сигнал больше не передается на контроллер, или передается неравномерно, вызывая неустойчивую работу автоматики.

В последнее время стали поступать в продажу бесконтактные датчики дроссельной заслонки. Производит их в Калуге «Автоэлектрика». Они уже имеют много положительных отзывов от автолюбителей. Ротор этого прибора сделан из немагнитного материала на котором расположен магнит. Вторая составная часть, статор находится на строго заданном расстоянии от магнита и выполнен из материала, который воспринимает магнитное поле. Эти датчики дороже вдвое, но срок службы у них очень большой.

Причинами неисправностей ДПЗД могут быть

  • окисление контактов — помочь в этом случае можно, надо взять специальную жидкость WD и ватным тампоном почистить все контакты в колодке и под крышкой;
  • изношенные подложки датчиков в том случае, если в их конструкции было предусмотрено напыление резистивного слоя;
  • выходит из строя подвижный контакт — возможна поломка какого-нибудь наконечника этого контакта, тогда образуется задир и другие наконечники тоже выходят из строя;
  • дроссельная заслонка на холостом ходу до конца не закрывается — в этом случае можно немножко подпилить напильником посадочные места датчика и заслонка должна будет закрыться.

Изучив признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки и определив его непригодность, надо принять меры к его замене.

Пленочно-резисторные ДПДЗ продаются во всех магазинах автомобильных запчастей и стоимость их достаточно невелика, не более 300 — 400 рублей, поэтому ремонт датчика положения дроссельной заслонки не представляется целесообразным. На ремонт уйдет много времени, в то время как замена этого прибора достаточно проста.

Конечно, есть любители ремонтов любой детали и описываются такие случаи в отношении ДПДЗ. Но в качестве примера приводится скорее всего нетипичный случай. Автолюбитель, вскрыв датчик установил наличие микротрещины в районе одного из контактов. Он заделал эту трещину токопроводящим клеем и работоспособность прибора наладилась.

Однако резистивный слой восстановить невозможно, и ремкомплектов таких для ДПДЗ не предлагается.

Порядок действий по замене датчика дроссельной заслонки

  1. Приготовить новый ДПДЗ, уплотнительное поролоновое кольцо на дроссельный патрубок и крестовую отвертку.
  2. Выключить зажигание, открыть капот и отключить аккумулятор, сняв минусовую клемму.
  3. Определить местоположение ДПЗД, отжать пластиковую защелку и отсоединить от него колодку со всеми проводами.
  4. С помощью крестовой отвертки отвернуть два болтика крепящих ДПДЗ к корпусу дроссельной заслонки и снять его.
  5. На место старой уплотнительной поролоновой прокладки, которая должна находиться между патрубком дроссельной заслонки и ДПДЗ установить новую и закрепить на корпусе дроссельной заслонки новый датчик, закрутив оба болта насколько можно крепко, чтобы ни в коем случае не было вибрации прибора.
  6. Подключить колодку с проводами к разъему ДПДЗ.
  7. Если по какой-то причине аккумулятор перед заменой датчика отключен не был, то после установки нового датчика и подключения клеммы с проводами к нему, требуется обесточить машину на пять минут сняв клеммы с аккумулятора.
  8. Проверить правильность установки датчика. Необходимо открыть заслонку и проворачивать сектор привода датчика, можно это делать потянув за тросик газа. Если провернуть сектор не удается, значит надо переустановить ДПДЗ. Для этого, снять его и повернув на 90 градусов относительно оси заслонки установить по-новой.
  9. Никакой дополнительной ручной регулировки после установки датчик дроссельной заслонки не требует. Можно проверить его работоспособность замерив тестером напряжение, чтобы оно соответствовало заданному. А также омметром проверить плавность изменения сопротивления при изменении положения дроссельной заслонки.


Если водитель относится внимательно к поведению своего автомобиля и постоянно контролирует работоспособность электроники машины и двигателя, то он может быть в уверен в том, что неожиданности на дороге его не поджидают. Надо постоянно помнить о том, что ваша машина будет служить вам долго и верно только в том случае, если вы будете заботиться о ней и о ее внутренностях. Любая машина любит заботу, даже выехав из мойки можно почувствовать насколько мягче начинает работать двигатель и насколько плавнее машина едет по дороге.

Замена датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114

Чтобы решить данную проблему с ВАЗ 2114, необходимо произвести замену данного датчика новым. Для выполнения этого несложного ремонта нам понадобится следующий инструмент:

  • Пара отверток: коротка и обычная с крестообразным лезвием
  • Магнитная рукоятка

инструмент для замены датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114

Порядок снятия и установки ДПДЗ на ВАЗ 2114

Как обычно, сначала стоит представить подробный отчет в видео обзоре.

Видео по замене датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114

Процесс показан вместе с инструкцией по замене РХХ, так как эти процедуры очень похожи.

И ниже в стандартной форме показан фото отчет проделанной работы.

откинуть фиксатор ДПДЗ на ВАЗ 2114

Конечный результат показан на фото ниже.

IMG_5010

После этого необходимо открутить два винта при помощи крестовой отвертки.

как открутить датчик положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114

И теперь можно вынимать датчик, так как его больше ничего не держит. Делать это стоит аккуратно, слегка, возможно, провернув корпус ДПДЗ, чтобы он извлекся без проблем.

замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114

Перед установкой обязательно проверьте целостность поролоновой прокладки, а также маркировку при покупке нового датчика. Она должна быть такой же, как и на старой детали.

Установка проводится в обратной последовательности и не составит особых проблем.

Цена нового ДПДЗ на ВАЗ 2114 составляет порядка 350-500 рублей в зависимости от производителя данной запчасти.

Как проверить и заменить ДПДЗ

ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ входит в состав дроссельного узла двигателя. Поэтому, проверяя ДПДЗ, попутно проверьте РХХ (смотрите статью Как проверить РХХ (Датчик холостого хода)?, т.к. в определённых ситуациях они имеют схожие признаки неисправности.

Признаки неисправности ДПДЗ и РХХ:

  1. неравномерный холостой ход;
  2. нестабильная работа двигателя (двигатель глохнет после сброса газа);
  3. отсутствует холостой ход;
  4. автомобиль двигается рывками при определённом нажатии на педаль газа;
  5. низкая динамика автомобиля (помимо неисправности самого датчика, низкая динамика двигателя может быть результатом многих причин:
  6. низкая компрессия в двигателе (Как правильно замерить компрессию двигателя?);
  7. износ кулачков Распредвала, или неправильно выставленные метки ремня ГРМ;
  8. негерметичны или прогорели клапана головки цилиндров;
  9. неисправна система питания двигателя;
  10. загрязнён воздушный фильтр;
  11. подклинивают тормозные цилиндры;
  12. пробуксовывает сцепление;
  13. засорен топливный фильтр;
  14. неисправна система выпуска отработавших газов).

Стоит отметить, что данный датчик отсутствует на новых моделях samara-2 в связи с использованием электронной педали газа.

ДПДЗ

Как проверить ДПДЗ?

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, нам понадобятся следующие инструменты: мультиметр (омметр, вольтметр), кусочки проводов.

  1. Открыв капот, находим нужный нам датчик (ищем на дроссельном узле рядом с РХХ).
  2. Отсоединяем колодку проводов от датчика.
  3. Берём мультиметр и устанавливаем его в режим вольтметра. Минусовую клемму вольтметра крепим на «массу» (на двигатель). Плюсовую клемму вольтметра подключаем к колодке проводов датчика на вывод «А» (нумерация выводов указана на данной колодке проводов).
  4. Включаем зажигание и проверяем напряжение: вольтметр должен показывать напряжение в районе 5 вольт. Если напряжение не поступает, или оно гораздо ниже 5 вольт, то проблема либо в обрыве цепи, либо в неисправности электронной системе управления двигателем (в мозгах). На если напряжение нормальное, то, соответственно, ДПДЗ неисправен.

Вывод: Если датчик неисправен, то есть два варианта решения проблемы:

  • Отремонтировать датчик (Как отремонтировать ДПДЗ?). Чаще всего проще заменить датчик на новый, т.к. причиной поломки чаще всего оказывается обычный износ детали.
  • Заменить датчик на новый.

Как заменить ДПДЗ?

Для замены датчика положения дроссельной заслонки нам понадобится крестовая отвёртка.

  • Отворачиваем 2 винта крепления датчика к дроссельному узлу (см. на картинке).
  • Снимаем датчик с оси заслонки.
  1. Устанавливаем новый датчик на ось заслонки так, чтобы её выводы были направлены в сторону перегородки моторного отсека.
  2. Проворачиваем датчик относительно оси до совмещения отверстий под крепление.
  3. Заворачиваем датчик.
  4. Регулируем ДПДЗ.
  5. Подсоединяем контакты датчика.
  6. Сбрасываем клеммы аккумулятора на 5 минут.

Как отрегулировать ДПДЗ?

Открываем заслонку, проворачивая сектор привода датчика или тянем за трос акселератора. Если проделать данную операцию не получается, то датчик установлен не правильно. В данном случае нужно снять датчик и переустановить его под углом в 90 градусов относительно оси заслонки.

Что касается ручной регулировки положения заслонки, то датчик не регулируется.

Контролёр автоматически использует низкое напряжение сигнала датчика на холостом ходу в качестве точки отсчёта. Но бывает, что после замены датчика, контролёр использует значения для старого датчика, что способствует открытой дроссельной заслонке на несколько градусов. В данном случае нужно сбросить параметры контролёра либо через бортовой компьютер, либо снять клемму аккумулятора на 5 минут.

ДПДЗ на ВАЗ 2114: признаки неисправности, проверка работы и порядок замены датчика

Появившиеся после модернизации «девятки» ВАЗ 2114 оснащаются инжекторным двигателем. Для обеспечения стабильной работы такого мотора, устанавливается большое количество автоматических устройств, они самостоятельно контролируют, регулируют бесперебойную работу абсолютно всех систем силового агрегата.

Разобранный датчик положения дроссельной заслонки

Разобранный датчик положения дроссельной заслонки

Коренным образом изменён принцип регулировки подачи бензина в двигатель. Раньше он был механическим, а теперь подачей топлива управляет электроника. Исключается механическая связь педали газа с дроссельной заслонкой. Для регулировки холостого хода перемещается сама заслонка.

Контроль подачи и расхода топлива осуществляется блоком управления, на который поступают сигналы от датчиков с разных систем двигателя. Одним из них является датчик положения дроссельной заслонки, или ДПДЗ, как сокращённо его называют механики.

О ПРИНЦИПЕ ЕГО РАБОТЫ

Большинству водителей совершенно непонятно о том, что такое ДПДЗ. Открывая капот машины, они по привычке разыскивают тяги механического привода педали газа, а затем с удивлением отмечают их отсутствие. Потом длительное время мучаются над вопросом о том, как там всё происходит.

ДПДЗ и сама дроссельная заслонка устанавливаются на одной оси. ДПДЗ представляет собой переменный резистор. Кто не знает что это такое, пусть вспомнит, как проводилась регулировка звука или яркости на старых моделях телевизоров или радиоприёмников.

Датчик дроссельной заслонки подключен к электронному блоку управления разъёмом с тремя проводами. Они подключаются к двум неподвижным контактам потенциометра и одному подвижному. Один из неподвижных контактов подключается к «массе» автомобиля, а на второй неподвижный контакт подаётся напряжение равное 5 вольт.

При повороте заслонки подвижный контакт перемещается по токопроводящему слою резистора. Результатом этого перемещения на выходе потенциометра будет различное напряжение, зависящее только от угла поворота заслонки.

ДПДЗ имеет связь с прибором, который отвечает за холостой ход в работе мотора, это датчик ХХ. При пуске мотора, когда заслонка будет находиться в закрытом положении, контроллер получает сигнал от этого датчика, а затем подключает РХХ для подачи дополнительной порции воздуха.

Следует отметить, что ДПДЗ на автомобиле ВАЗ 2115 имеет такую же конструкцию, как и у ВАЗ 2114, который был описан в этой статье ранее.

Давайте теперь рассмотрим, как проверить датчик положения дроссельной заслонки у этих автомобилей. Эти «ВАЗы» более «продвинуты» по сравнению с предшественниками. На панели приборов этих автомобилей появилась периодически загорающаяся надпись «Check Engine». В нормальных условиях эта надпись после включения зажигания должна потухнуть примерно за половинку секунды. Если этого не произошло, значит, электронным блоком управления была обнаружена неисправность в одной из систем, которые обслуживают двигатель.

Для считывания кода неисправности используют современные мотор-тестеры. При его отсутствии можно попробовать проверить ДПДЗ самостоятельно.

О ПРИЗНАКАХ НЕИСПРАВНОСТИ ДПДЗ

Иногда сбои в работе мотора могут произойти по вине датчика, отвечающего за холостой ход двигателя, поэтому рекомендуют проводить их совместную с ДПДЗ проверку.

Водителя настораживают такие признаки неисправности ДПДЗ:

    ;
  • «Плавают» холостые обороты;
  • Работа мотора отмечается нестабильностью. Возможна его полная остановка при отпущенной педали газа;
  • В одном из положений дроссельной заслонки наблюдаются рывки автомобиля;
  • Полное отсутствие холостого хода.

Такие признаки неисправности датчика дроссельной заслонки ВАЗ 2114 должны подтолкнуть водителя к анализу происшедшего. Проявление любого одного из этих признаков, говорит о том, что нужна проверка датчика положения дроссельной заслонки. Проверить датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114 можно самостоятельно. Эта операция не относится к разряду сложных, но требует небольших познаний в области электротехники. Для её проведения нужны измерительные приборы.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ЕГО РАБОТУ

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки вам уже известны, давайте попробуем собственноручно проверить его работоспособность. Как проверить датчик положения дроссельной заслонки вам поможет расписанный по порядку цикл проверки. Чтобы её выполнить, необходимо иметь тестер, мультиметр или простой вольтметр со шкалой 15-20 вольт.

Порядок проведения проверки будет таким:

  1. Нужно открыть капот и найти ДПДЗ. Ищут его рядом с дроссельной заслонкой;
  2. Для проверки необходим разъём с этого датчика, поэтому его отсоединяют от ДПДЗ;
  3. Теперь в работу подключается вольтметр или другие приборы в режиме измерения напряжения. «Минус» прибора подключают к «массе» автомобиля, а вторым щупом будет проверяться напряжение. Внимательно рассмотрите корпус разъёма и найдите вывод, который обозначен буквой «А».
  4. При включенном зажигании проверяют наличие напряжения на этом выводе. Оно должно быть равно 5 вольт. Если питание есть, то ДПДЗ вышел из строя и подлежит ремонту или замене. Если напряжение значительно ниже 5 вольт или отсутствует вообще, необходимо проверить всю электрическую цепь его питания. Если с ней всё в порядке, возможен выход из строя контроллера.

Проверить работу можно не отсоединяя разъём от ДПДЗ. Давайте разберём и такой приём в работе, как проверить ДПДЗ не отключая его от питания. Цель проверки остаётся прежней, это проверить наличие питающего напряжения на ДПДЗ. При включенном зажигании и подключенном вольтметре, прибор должен показать плавное изменение напряжения от 0,7 до 4 В, если плавно проворачивать пластиковый сектор дроссельной заслонки. Разъём ДПДЗ должен быть подключен, а проверяют питающее напряжение прокаливанием провода щупом измерительного прибора.

Если имеется омметр, можно проверить сопротивления потенциометра датчика. В этом случае разъём отсоединяют от ДПДЗ, а щупы омметра должны быть подключены к любому неподвижному и подвижному контактам. При вращении сектора стрелка измерительного прибора должна плавно перемещаться. Рывки или скачкообразное движение стрелки прибора, это свидетельство его неисправности.

Заниматься его ремонтом не имеет смысла, так как причины неисправности ДПДЗ ВАЗ 2114 практически всегда заключаются в обрыве токопроводящего слоя. Проще заменить новым.

Производители гарантируют его нормальную работу примерно 50 тыс. км пробега. В настоящее время появились ДПДЗ завода «Автоэлектрика» из города Калуга. Они представляют собой бесконтактное устройство, у которого нет подвижного ползуна, и контакт не истирается. Срок службы такого прибора неограничен.

Когда производится замена ДПДЗ на автомобиле, это благоприятный момент, чтобы выполнить ремонт дроссельной заслонки. Ремонт это будет громко сказано, так как в большинстве случаев всё ограничивается чисткой и мойкой этого узла.

Используйте любую жидкость для чистки карбюраторов, не пропускайте ни одного канала при чистке и всё у вас получится.

Иногда возникает вопрос о том, как проверить новый датчик положения дроссельной заслонки. Это можно сделать при помощи омометра так, как описано выше.

ЗАМЕНЯЕМ ДАТЧИК НА АВТОМОБИЛЕ

Замена датчика положения дроссельной заслонки производится просто и быстро. Из инструмента необходима только крестообразная отвёртка. Операция проводится в таком порядке:

  1. Отключаются клеммы от аккумуляторной батареи;
  2. Чтобы отключить разъем от ДПДЗ, необходимо отжать фиксатор и потянуть его на себя;
  3. Для снятия датчика с патрубка, нужно отвинтить два винта, которые крепят его к патрубку;
  4. Между ДПДЗ и патрубком всегда устанавливается уплотнительная прокладка из поролона. Её продают вместе с датчиком. При установке нового датчика устанавливают и новую прокладку. Винты крепления датчика необходимо затянуть с максимальным усилием, до полного сжатия прокладки.
  5. Подключают разъём с проводами на своё место. Работа по замене на этом закончена.
  6. Подключают обратно клеммы аккумулятора.

После этого необходимо проверить, и если потребуется, то отрегулировать работу ДПДЗ. Для этого нужно потянуть за трос газа, когда это проделать невозможно, снимают датчик обратно и проворачивают его на 90 градусов относительно заслонки. После этого должно всё встать на свои места.

Самостоятельная замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ

Демонтаж ДПДЗ

Все инжекторные системы, в том числе и на автомобилях ВАЗ, включают в себя комплекс различных датчиков, считывающих информацию о правильности работы двигателя и его состоянии. Время от времени эти приборы выходят из строя, поэтому каждый водитель должен знать, как производится замена датчика дроссельной заслонки ВАЗ 2114 и сделать это своими руками.

Как понять, что причина неполадок в ДПДЗ

  • Данный прибор призван считывать с педали газа информацию о её положении, а также определять, под каким углом открыта дроссельная заслонка.
  • Располагается он на одной оси с приводом заслонки, на дроссельном патрубке. Срок его службы предсказать невозможно, на сбои в работе прибора могут повлиять многие факторы.
  • Одна из наиболее часто проявляющихся неисправностей – это повышенные, на холостом ходу, обороты. Происходит это потому, что при поломке, ДПДЗ ошибочно определяет положение заслонки, и его функции переходят к другому контроллеру – ДМРВ (датчику, отвечающему за массовый расход воздуха).
  • Проблема может проявиться по-разному. Например: автомобиль глохнет во время движения или, разгоняясь и набирая скорость, вы чувствуете рывки.
    Иногда обороты «ХХ» (холостого хода) нестабильны, какой бы режим работы двигателя вы не включили. Может гореть индикатор «СHEСK ЕNGINЕ», хотя это происходит не всегда.
  • Проверить работу датчика несложно: нужно при включенном зажигании замерить вольтметром напряжение между его обмоткой и массой. При этом показание вольтметра не должно превышать 0,7 вольт.
  • Затем необходимо рукой повернуть пластиковый сектор, открыв тем самым заслонку дросселя. Новый замер должен показать величину напряжения 4 вольта, или немного больше.
  • Теперь зажигание нужно выключить и замерить сопротивление. Открыв разъём, подсоединить омметр между ним и выводом ползунка.
    Плавно поворачивая сектор, отслеживать показания стрелки омметра – резких скачков при этом быть не должно.
  • При любых отклонениях от нормы потребуется замена датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114.Тем более, если сломался наконечник, или стёрлось напыление основы по ходу ползунка.
    Для всех инжекторных автомобилей ВАЗ, начиная от 2108, сам датчик и работа по его замене, идентичны.

Покупаем новый датчик

Бесконтактный ДПДЗ

Внутреннее устройство бесконтактного датчика, по сути, состоит из ротора и статора. Сам ротор изготовлен из материала, на который магнитное поле не может воздействовать, а на его основании расположен магнит.
Статор, наоборот, представляет собой элемент, идеально чувствующий магнитное поле (так называемый, элемент Холла).Он находится от магнита на расстоянии, которое имеет постоянную величину, и во время сборки самого прибора программируется определённым образом.
Данное изобретение используется в автомобильной промышленности, для установки в электронную систему управления.
Для ВАЗ 2110 замена датчика положения дроссельной заслонки на бесконтактный вариант, будет наилучшим выходом. Несмотря на то, что такие приборы вдвое дороже, чем плёночно-резистивные,они гораздо надёжнее в работе и служат намного дольше.

Меняем датчик

  • В сервисном руководстве автомобиля есть инструкция, которая поможет вам определить местоположение датчика, можно посмотреть видео на эту тему.

Местоположение датчика

  • Замена датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2112 – это довольно простая процедура, понятная любому новичку.Итак: выключаем зажигание и отсоединяем провод от минусовой клеммы аккумулятора.
  • Затем, отжав пластиковую защёлку, отключаем от датчика всю колодку с проводами.Чтобы снять ДПДЗ с патрубка, нужно всего лишь крестовой отвёрткой отвернуть два болтика. На фото они показаны стрелками.

Датчик без патрубка

Датчик без патрубка

  • В качестве уплотнителя, между дроссельным патрубком и самим датчиком используется кольцо из поролона, которое входит в комплект прибора и подлежит обязательной замене. При обратной установке нового ДПДЗ, винты крепления затягиваются максимально, до полного сжатия кольца.

Уплотнительное поролоновое кольцо

Уплотнительное поролоновое кольцо

Установив датчик на своё законное место, подключаете блок проводов. Никакой регулировки прибор не требует, так что на этом замена датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2110 закончена.
Вся работа заняла у вас не больше десяти минут.

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

После усовершенствования «девятки» ВАЗ-2114 получил инжекторный двигатель, для стабильной работы которого установлено большое количество датчиков и автоматических устройств, позволяющих через ЭБУ самостоятельно регулировать и держать под контролем работу систем автомобиля.

Изменения коснулись и принципа подачи бензина в двигатель. В предыдущих моделях он был механическим, а сейчас за этот процесс отвечает электроника. Также устранена механическая связь педали газа с дроссельной заслонкой, а регулировка холостого хода машины происходит за счет перемещения самой заслонки.

Контролируется подача топлива при помощи сигналов, поступающих из всех систем автомобиля на ЭБУ. Один из них – это датчик положения дроссельной заслонки, или, как его сокращенно называют, ДПДЗ.

Принцип работы

Автолюбителям старой закалки, привыкшим после поднятия капота видеть тяги механического привода педали газа, не ясно, что такое ДПДЗ, и как происходит его работа.

Датчик дроссельной заслонки, так же как и она сама, устанавливаются на одной оси. ДПДЗ – переменный резистор, принцип работы которого такой же как, например, регулятор звука на старых телевизорах и магнитолах. Он подключен к ЭБУ разъемом с тремя проводами, два из которых подключены к неподвижным контактам потенциометра, а третий к подвижному контакту. Один из неподвижных контактов присоединен к корпусу автомобиля, а на другой подается напряжение 5 вольт.

При повороте дроссельной заслонки подвижного контакта на потенциометр поступает разное напряжение, зависящее от угла поворота заслонки. ДПДЗ напрямую связан с датчиком холостого хода.

В процессе запуска двигателя при закрытом положении заслонки, на контроллер поступает сигнал с датчика и подключается РХХ для подачи необходимой порции воздуха.

Признаки неисправности ДПДЗ

В процессе работы двигателя ВАЗ-2114 могут случаться разные неполадки, некоторые из которых происходят по вине датчика регулировки холостого хода, поэтому его нужно проверять вместе с ДПДЗ.

Владельца ВАЗ-2114 должны насторожить следующие симптомы:

  1. Отсутствие холостого хода.
  2. Загорание лампы на щитке приборов.
  3. Подозрительная работа холостого хода.
  4. Двигатель работает нестабильно, при отпущенной педали газа глохнет.
  5. В некоторых положениях дроссельной заслонки происходят резкие рывки автомобиля.

правности датчика дроссельной заслонки должны подтолкнуть водителя к поиску причин произошедшего. Появление любого из приведенных симптомов свидетельствует о том, что необходима проверка ДПДЗ. Проверка датчика положения – заслонки процесс несложный, и его можно осуществить самостоятельно, но нужно иметь некоторые измерительные приборы.

Самостоятельная проверка ДПДЗ

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Учитывая то, что с признаками неисправности датчика положения дроссельной заслонки освоены, можно самостоятельно проверить его рабочее состояние. Для того чтобы проверить датчик, нужно заранее подготовить тестер, мультиметр или обычный вольтметр со шкалой 15-20 вольт.

Проведение проверки будет осуществляться так:

  1. Откройте капот и найдите ДПДЗ. Он расположен возле дроссельной заслонки.
  2. Разъем надо отключить от датчика дроссельной заслонки.
  3. Переключите измерительный прибор в режим замера напряжения.
  4. «Минусовой» щуп прибора нужно подключить к кузову автомобиля, а вторым будет осуществляться проверка напряжения. Осмотрите разъем, и найдите вывод, обозначенный буквой А.
  5. Включите зажигание, и проверьте напряжение на этом выводе. Оно должно составлять 5 вольт. Если есть напряжение, значит, датчик вышел из строя, его нужно заменить или отремонтировать. В случае если напряжение намного ниже 5 В или вообще не обнаружено, следует проверить всю цепь питания, возможно, не работает контроллер.

Также можно проверить работоспособность ДПДЗ, не отключая его от разъема питания. Цель проверки та же – определение напряжения на датчике положения заслонки. После подключения измерительного прибора (для этого нужно щупом проколоть изоляцию возле разъема) и включения зажигания нужно осторожно провернуть пластиковую часто дроссельной заслонки, на тестере показания должны меняться в пределах 0,7-4 В.

Если под рукой есть омметр, можно проверить сопротивление потенциометра. Для проверки следует отсоединить разъем ДПДЗ, а щупы подключить к любым подвижному и неподвижному контактам. После того как начнется вращение сектора показатели измерительного прибора должны начать плавное перемещение. Скачки в показаниях стрелки будут свидетельствовать о неисправности.

Ремонтировать ДПДЗ не стоит, так как обычно причина неисправности в обрыве обмотки слоев, проводящих напряжение. Учитывая небольшую стоимость датчика, его проще заменить новым.

Завод-изготовитель датчиков положения дроссельной заслонки дает гарантию на 50 тыс. км пробега. Но в последнее время появились бесконтактные датчики, в которых нет подвижного элемента. Срок службы такого датчика практически неограничен.

Замена ДПДЗ

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Заменить не рабочий ДПДЗ можно быстро и без особых усилий. Для этого понадобится всего одна крестообразная отвертка. Процесс замены происходит в следующем порядке:

  1. Снимаются клеммы с аккумулятора.
  2. Отключается разъем ДПДЗ. Для этого нужно оттянуть фиксатор разъема и потянуть его на себя.
  3. Снимается датчик. Чтобы его снять, нужно открутить два винта от патрубка.
  4. Между патрубком и ДПДЗ всегда находится поролоновая прокладка, играющая роль уплотнителя. Такая же должна быть в комплекте с новым ДПДЗ, поэтому при замене датчика также меняем прокладку. Винты крепления датчика затягиваем до упора, пока прокладка не сожмется полностью.
  5. Подключаем разъем с проводкой к датчику положения заслонки.
  6. Возвращаем клеммы аккумулятора на их начальное место.

После замены датчика его нужно проверить и в случае необходимости отрегулировать. Чтобы проверить правильность замены, нужно надавить на педаль газа, и если это невозможно, следует снять датчик и повернуть его на 90 градусов относительно заслонки.

Замена датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114

Чтобы решить данную проблему с ВАЗ 2114, необходимо произвести замену данного датчика новым. Для выполнения этого несложного ремонта нам понадобится следующий инструмент:

  • Пара отверток: коротка и обычная с крестообразным лезвием
  • Магнитная рукоятка

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Порядок снятия и установки ДПДЗ на ВАЗ 2114

Как обычно, сначала стоит представить подробный отчет в видео обзоре.

Видео по замене датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114

Процесс показан вместе с инструкцией по замене РХХ, так как эти процедуры очень похожи.

И ниже в стандартной форме показан фото отчет проделанной работы.

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Конечный результат показан на фото ниже.

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

После этого необходимо открутить два винта при помощи крестовой отвертки.

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

И теперь можно вынимать датчик, так как его больше ничего не держит. Делать это стоит аккуратно, слегка, возможно, провернув корпус ДПДЗ, чтобы он извлекся без проблем.

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Перед установкой обязательно проверьте целостность поролоновой прокладки, а также маркировку при покупке нового датчика. Она должна быть такой же, как и на старой детали.

Установка проводится в обратной последовательности и не составит особых проблем.

Цена нового ДПДЗ на ВАЗ 2114 составляет порядка 350-500 рублей в зависимости от производителя данной запчасти.

Как проверить и заменить ДПДЗ?

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ входит в состав дроссельного узла двигателя. Поэтому, проверяя ДПДЗ, попутно проверьте РХХ (смотрите статью Как проверить РХХ (Датчик холостого хода)?. т.к. в определённых ситуациях они имеют схожие признаки неисправности:

  • неравномерный холостой ход;
  • нестабильная работа двигателя (двигатель глохнет после сброса газа);
  • отсутствует холостой ход;
  • автомобиль двигается рывками при определённом нажатии на педаль газа;
  • низкая динамика автомобиля (помимо неисправности самого датчика, низкая динамика двигателя может быть результатом многих причин:
  • низкая компрессия в двигателе (Как правильно замерить компрессию двигателя? );
  • износ кулачков Распредвала . или неправильно выставленные метки ремня ГРМ;
  • негерметичны или прогорели клапана головки цилиндров ;
  • неисправна система питания двигателя ;
  • загрязнён воздушный фильтр;
  • подклинивают тормозные цилиндры;
  • пробуксовывает сцепление ;
  • засорен топливный фильтр ;
  • неисправна система выпуска отработавших газов ).

Замена датчика дроссельной заслонки ваз 2114

Стоит отметить, что данный датчик отсутствует на новых моделях samara-2 в связи с использованием электронной педали газа.

Как проверить ДПДЗ?

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, нам понадобятся следующие инструменты: мультиметр (омметр, вольтметр), кусочки проводов.

  1. Открыв капот, находим нужный нам датчик (ищем на дроссельном узле рядом с РХХ).
  2. Отсоединяем колодку проводов от датчика.
  3. Берём мультиметр и устанавливаем его в режим вольтметра. Минусовую клемму вольтметра крепим на «массу» (на двигатель). Плюсовую клемму вольтметра подключаем к колодке проводов датчика на вывод «А» (нумерация выводов указана на данной колодке проводов).
  4. Включаем зажигание и проверяем напряжение: вольтметр должен показывать напряжение в районе 5 вольт. Если напряжение не поступает, или оно гораздо ниже 5 вольт, то проблема либо в обрыве цепи, либо в неисправности электронной системе управления двигателем (в мозгах). На если напряжение нормальное, то, соответственно, ДПДЗ неисправен.

Вывод: Если датчик неисправен, то есть два варианта решения проблемы:

  1. Отремонтировать датчик (Как отремонтировать ДПДЗ? ). Чаще всего проще заменить датчик на новый, т.к. причиной поломки чаще всего оказывается обычный износ детали.
  2. Заменить датчик на новый.

Как заменить ДПДЗ?

Для замены датчика положения дроссельной заслонки нам понадобятся:

  1. Отворачиваем 2 винта крепления датчика к дроссельному узлу (см. на картинке).
  2. Снимаем датчик с оси заслонки.
  1. Устанавливаем новый датчик на ось заслонки так, чтобы её выводы были направлены в сторону перегородки моторного отсека.
  2. Проворачиваем датчик относительно оси до совмещения отверстий под крепление.
  3. Заворачиваем датчик.
  4. Регулируем ДПДЗ.
  5. Подсоединяем контакты датчика.
  6. Сбрасываем клеммы аккумулятора на 5 минут.

Как отрегулировать ДПДЗ?

Открываем заслонку, проворачивая сектор привода датчика или тянем за трос акселератора. Если проделать данную операцию не получается, то датчик установлен не правильно. В данном случае нужно снять датчик и переустановить его под углом в 90 градусов относительно оси заслонки.

Что касается ручной регулировки положения заслонки, то датчик не регулируется.

Контролёр автоматически использует низкое напряжение сигнала датчика на холостом ходу в качестве точки отсчёта. Но бывает, что после замены датчика, контролёр использует значения для старого датчика, что способствует открытой дроссельной заслонке на несколько градусов. В данном случае нужно сбросить параметры контролёра либо через бортовой компьютер, либо снять клемму аккумулятора на 5 минут.

Читайте также: