Замена распредвала ваз 2105

Обновлено: 03.07.2024

Замену распределительного вала и рычагов клапанов на автомобиле ваз 2105 выполняем в случае выхода их из строя. Распредвал меняется в случае если на его поверхности проявили себя механические следы износа так называемая выработка. Так же основным признаком, указывающим на неисправность распредвала и рычагов клапанов, является невозможность регулировки зазора в приводах клапанов. На инжекторном и карбюраторном двигателях работы выполняются полностью идентично, за исключением процесса снятия навесных элементов двигателя.

Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов. Порядок проведения работ выглядит следующим образом:


  • В первую очередь нам необходимо снять крышку головки блока цилиндров. Сняв ее, протрите от масла поверхность корпуса подшипников распредвала.
  • Далее устанавливаем поршень четвертого цилиндра в положение конца такта сжатия, провернув коленчатый вал за гайку шкива коленвала по ходу его вращения и совместив метку на звездочке с меткой на крышке корпуса подшипников.
  • Развальцовываем стопорную шайбу и отворачиваем болт крепления звездочки привода распределительного вала. Снимаем болт и шайбы.
  • Чтобы не произошло смещение цепи привода относительно зубьев звездочки, зафиксируйте их друг относительно друга обычной проволокой и отведите в сторону, чтобы они нам не мешали работать.


  • Теперь можно снимать сам корпус подшипников распредвала. Для этого отворачиваем все гайки его крепления. После чего снимаем корпус со шпилек головки.


  • Собственно теперь можно извлечь распределительный вал из корпуса, отвернув два болта его крепления. Извлекаем и откладываем в сторону. Проверьте его на предмет выработки и других механических повреждений и если необходимо замените на новый.


  • Завершающий шаг нашего ремонта это снятие рычагов клапанов и их пружин. Снимаются они легко, достаточно лишь отвести в сторону лапки прижимной пружины и снять рычаг, после чего снять саму пружину.

На этом ремонтные работы по снятию распредвала и рычагов клапанов на автомобиле ваз 2105 завершены. Сборку выполняем, как вы уже догадались в обратной последовательности. Предварительно так же проверяем все детали на предмет наличия механических повреждений. Кулачки так же подлежат замене если на их рабочей поверхности имеется выработка более 0,5мм.

Замена распредвала вместе с корпусом на ВАЗ 2101-2107

В данном фотоотчёте подробно показано как произвести своими руками замену распредвала вместе с корпусом на ВАЗ 2101-2107 (классика). В нашем случае не машине не работал один цилиндр, подозрение сразу же пали на неисправный клапан, но после того как мы вскрыли блок, то увидели повреждённый корпус распредвала, а именно выбитый кусок, а также рядом лежал ролик с пружиной. Так что запасаемся новыми деталями и приступаем.

Для ремонта нам понадобиться стандартный набор инструментов который есть в стандартном гараже.




Первым делом снимаем клапанную крышку, открутив ключом на 10 все ее гайки крепления, после чего получается вот такая картина.


Теперь необходимо плоской отверткой отогнуть шайбу под гайкой крепления звезды распредвала.


Откручиваем гайку ключом на 17.


Теперь откручиваем болт натяжителя цепи ГРМ, который находится на передней стороне справа.


После того, как цепь ослаблена, можно аккуратно постучать с внутренней стороны звезды, чтобы она соскочила.


Далее можно приступать к отворачиванию гаек крепления крышки распредвала на ВАЗ 2101-2107, как это показано на фото внизу.


И затем можно снимать корпус вместе с распределительным валом двигателя, просто взявшись за нее и потянув с определенным усилием вверх.


Окончательный результат работы можно посмотреть на приведенной ниже картинке.


Теперь берем новые рокера, и устанавливаем их вместо старых. Это обязательно, так как на старых уже есть выработка и отрегулировать клапана будет довольно проблематично, да и от стука можно вообще не избавиться. Рокера меняются довольно просто. Необходимо поднять его до конца вверх и он извлекается без проблем


Пружины тоже желательно заменить, так как стоят они копейки, всего-то 3 рубля за штуку. Новые рокера устанавливаются без какой-либо последовательности. Если же устанавливать старые, то их нужно ставить в том же порядке, в котором они и стояли.

Затем берем новый распредвал 2101-2107 в сборе и устанавливаем на ГБЦ, после чего производим затяжку гаек динамометрическим ключом.


Затягивать их стоит в строго определенной последовательности, как показано на схеме.Прилагать необходимо усилие от 18 до 21 Нм. Не превышайте заданный диапазон значений, так как можете повредить резьбу.

Замена распредвала ваз 2105


Вал распределительный двигателей автомобилей ВАЗ 01-05, НИВА - снятие и установка (замена).

1. Установить автомобиль на рабочее место, затормозить его стояночным тормозом, снять запасное колесо (для ВАЗ-2121) и отсоединить массовую клемму АКБ ( ключ 8х10 типа 7811-0003 ГОСТ 2839-80В, перчатки типа ТУ 17 РСФСР 13-2279-80 ).

2. Снять крышку головки блока с прокладкой согласно ТИ 3100.25100.20028.

3. Провернуть коленчатый вал и совместить метку А, рис.1, звёздочки или шкива (для ВАЗ-2105) распредвала с меткой В корпуса подшипников; при этом метка шкива коленвала должна совпасть с нижней меткой крышки привода распредвала или защитной крышки ремня привода распредвала (для ВАЗ-2105) ( ключ A.50121 или 67.7811-9508, средства защита по п.1 ).

4. Отвернуть болт крепления звёздочки или шкива (для ВАЗ-2105) распредвала ( отвёртка плоская типа 7810-0313 ГОСТ 17199-71, молоток типа 7850-0118 ГОСТ 2310-77, головка 17 и вороток из набора №2 ТУ 2-035-662-79, средства защита по п.1, 67.7811-9509 ).

5. Снять звёздочку или зубчатый шкив (для ВАЗ-2105) привода распредвала ( головка 13 и вороток из набора по п.4, средства защиты по п.1 ).

5.1. Ослабить колпачковую гайку натяжителя цепи и снять звёздочку распредвала. Отвести башмак натяжителя до отказа вправо, утопив толкатель натяжителя, и затянуть колпачковую гайку.

5.2. Ослабить болты 1 и 2, рис.2, кронштейна натяжителя, отвести натяжитель вверх и закрепить его в этом положении болтом 2. Снять зубчатый шкив привода распредвала (для ВАЗ-2105).

6. Отвернуть гайки крепления и снять распредвал в сборе с корпусом подшипников, рис.3 ( инструмент и средства защиты по п.5 ).

7.1. Отвернуть гайки крепления упорного фланца 4 или (для ВАЗ-2105) держателя сальника В и фланца 4. Снять фланец или держатель сальника с фланцем.

7.2. Вывести распредвал из корпуса 3.

Внимание . Проверку состояния распредвала и рычагов привода клапанов производить согласно ТИ 3100.25100.40102 и ТИ 3100.25100.40103 .

8. Установить распредвал в корпус подшипников ( инструмент и средства защиты по п.7 ).

8.2. Установить упорный фланец и затянуть гайки крепления распредвала.

8.3. Установить упорный фланец и держатель сальника распредвала на корпус подшипников (для ВАЗ-2105).

8.3.1. Заменить сальник распредвала ( оправка 41.7853-4006, молоток типа 7850-0118 ГОСТ 2310-77 ).

8.3.2. Установить на корпус упорный фланец и держатель сальника, отцентрировать сальник относительно распредвала и затянуть гайки крепления, (оправка 67.7853-9548).

8.3.3. Установить собранный узел на поверочную плиту и проверить параллельность опорных плоскостей А и В, рис.4, держателя сальника и корпуса подшипников. Допустимая непараллельность плоскостей А и В не более 0,15 мм ( проверочная плита типа 2-1-630-630 ГОСТ 10905-75, набор щупов №2 ГОСТ 882-75 ).

9. Установить распредвал в сборе о корпусом подшипников на головку блока ( инструмент и средства защита по п.5 ).

9.1. Подготовить узел к установке (для ВАЗ-2105).

Открытая выдержка жидкой прокладки не должна превышать 10-12мин. С момента нанесения жидкой прокладки двигатель не запускать в течение 60 мин.

9.2. Установить распредвал в сборе с корпусом на шпильки крепления.

9.3. Установить на распредвал звёздочку с цепью или шкив с ремнём (для ВАЗ-2105) привода, не затягивая болта крепления. Проворачивая звёздочку или шкив, совместить метки А и В, рис.1. Убедиться в совмещении меток, как указано в п.3.

9.4. Затянуть гайки крепления корпуса подшипников распредвала в последовательности, указанной на рис.5. Момент затягивания гаек 19-23 Н.м (1,9-2,3кгс-м) ( ключ динамометрический 02.7812-4013 ).

9.5. Затянуть болт крепления звёздочки или шкива привода распредвала. Момент затягивания болта крепления звёздочки 42-50 Н м (4,2-5,0кгс.м), шкива 70-85 Н.м (7,0-8,5кгс м) ( ключи динамометрические 02.7812-4001 и 02.7812-4006 ).

10. Отрегулировать натяжение цепи или ремня привода распредвала (для ВАЗ-2105) ( инструмент и средства защиты по п.п.3 и 5 ).

10.1. Ослабить колпачковую гайку натяжителя цепи или болт 2, рис.2, натяжителя ремня.

10.2. Провернуть коленчатый вал на два оборота и затянуть колпачковую гайку натяжителя цепи или болт 2 натяжителя ремня. Затянуть болт 1, рис.2, натяжителя ремня.

Внимание . При выполнении операции по п.10 одновременно убедиться в совпадении меток по п.3. При несовпадении меток повторить операции по п.п. 9.3; 9.4; 9.5.

11. Отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов согласно ТИ 3100.25100.12003.

12. Установить крышку головки блока согласно ТИ 3100.25100.20028.

13. Предъявить автомобиль ОТК и проверить его на соответствие требованиям ТУ 37.101.0167-85.

Внимание . Работы выполнять в соответствии с требованиями системы стандартов безопасности труда ГОСТ 12.3.017-79 "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности" и инструкции по технике безопасности 37.101.7072-78 .

Замена распредвала ваз 2105

Регулировка натяжения ремня привода распредвала

Снимите верхнюю защитную крышку 8 (рис. 4).

Ослабьте болты 6 крепления кронштейна 11 натяжного ролика и проверните коленчатый вал пусковой рукояткой на два-три оборота. При этом пружина 12 автоматически установит необходимое натяжение ремня 10. Вал вращайте плавно, держа ремень в постоянном натяжении и не допуская ослабления ремня при остановке вала.

Затяните болты 6 и закрепите верхнюю защитную крышку 8.

Замена ремня привода распредвала

Снимите ремень 2 привода вентилятора и верхнюю защитную крышку 8.

Проверните коленчатый вал и совместите метку «С» на шкиве 1 коленчатого вала с меткой «D» (ВМТ) на средней защитной крышке 5, а метку «F» на шкиве 9 распредвала с меткой «Е» на крышке головки цилиндров.

Снимите среднюю 5 и нижнюю 3 защитные крышки.

Снимите пружину 12, ослабьте болты 6, отведите кронштейн 11 натяжного ролика в крайнее левое положение и снимите ремень 10.

Заведите новый ремень за шкив 1, наденьте на зубчатый шкив 4 коленчатого вала и, натягивая ре­мень, наденьте на шкив 13 валика привода масляного насоса и на шкив 9 распредвала.

Наденьте ремень на натяжной ролик 7, подожмите кронштейн 11 вправо и установите пружину 12. Плавно проверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном натяжении и не ослабляя его при остановке вала. Затяните болты 6.

Проверьте совпадение меток «Е», « F » и меток «С», « D ». Если метки не совпадают, повторите установку ремня.

Установите защитные крышки 3, 5 и 8, наденьте ремень привода вентилятора и натяните его.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте установку момента зажигания.

Проверка технического состояния ремня

Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев, без износа, складок, трещин, подрезовзов и отслоений ткани от резины. На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани допускается.

Поверхность наружной плоской части должна быть ровной без складок, трещин, углублений и выпуклостей.

На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.

Проверка механизма натяжения ремня

Рабочая поверхность натяжного ролика должна быть гладкой, без забоин и заусенцев.

Шариковый подшипник натяжного ролика должен вращаться плавно, без заеданий.

Упругость натяжной пружины должна находиться в пределах, указанных на рисунке 5. При меньшей упругости пружину замените.

Проверка распредвала

На опорных шейках распредвала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников.

На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на проверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.

Примечание. На автомобилях выпуска до 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками, закаленными ТВЧ. С апреля 1982 г. устанавливаются азотированные распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. на части автомобилей устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков. Эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3 и 4 кулачками.

Проверка корпуса подшипников распредвала

Промойте и очистите корпус подшипников распредвала и каналы для подвода масла.

Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распредвала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.

Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без задиров; если имеются повреждения на поверхностях или трещины на корпусе - замените корпус подшипников распредвала.

Сборка корпуса подшипников распредвала

Закрепите корпус подшипников распредвала на приспособлении для сборки.

Смажьте маслом для двигателя опорные шейки и кулачки распредвала и установите его в корпус подшипников.

Прикрепите к корпусу подшипников упорный фланец и держатель с сальником, не затягивая гайки крепления.

Установите специальную оправку для центрирования держателя сальника относительно распредвала и, прижимая держатель сальника к упорам приспособления, затяните гайки крепления держателя. При этом будет выдержана непараллельность не более 0,15 мм нижней плоскости А (рис. ) держателя относительно нижней плоскости В корпуса подшипников распредвала.

Уберите оправку и прикрепите к распределительному валу шкив, не затягивая болт крепления.

Распределительный вал и его привод Ваз 2105 Жигули

119871 original 2 54

4.11.1 Распределительный вал и его привод
Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным.

120000 original ruk2 56

4.11.2 Регулировка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверка зазора между рычагами и кулачками распределительного вала щупом А.95111 1 – регулировочный болт; 2 – контрагайка регулировочного болта Зазоры регулируйте на холодном двигателе, предварительно отрегулировав натяжение ремня. После регулировки зазор должен быть 0,14–0,17 м.

4.11.3 Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите верхнюю защитную крышку 8 (см. рис. Схема привода распределительного вала). 2. Ослабьте болты 6 крепления кронштейна 11 натяжного ролика и проверните коленчатый вал ключом на два-три оборота. При этом пружина 12 автоматически установит необходимое .

4.11.4 Замена ремня привода распределительного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите ремень 2 привода вентилятора и верхнюю защитную крышку 8 (см. рис. Схема привода распределительного вала). 2. Проверните коленчатый вал и совместите метку “С” на шкиве 1 коленчатого вала с меткой “D” (ВМТ) на средней защитной крышке 5, а метку “F” на.

4.11.5 Проверка технического состояния ремня
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев, без износа, складок, трещин, подрезов и отслоений ткани от резины. 2. На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани доп.

120378 original 2 58

4.11.6 Проверка механизма натяжения ремня
Основные данные для проверки натяжной пружины Рабочая поверхность натяжного ролика должна быты гладкой, без забоин и заусенцев. Шариковый подшипник натяжного ролика должен вращаться плавно, без заеданий. Упругость натяжной пружины должна находиться в пределах, указанных на рисунке.

4.11.7 Проверка распределительного вала
На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников. На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки. Установите распределительный вал крайними шейка.

4.11.8 Проверка корпуса подшипников распределительного вала
Промойте и очистите корпус подшипников распределительного вала и каналы для подвода масла. Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените. Внутренние опорные поверхности должны бы.

120617 original 2 59

4.11.9 Сборка корпуса подшипников распределительного вала
Установка держателя сальника распределительного вала А – нижняя плоскость держателя; В – нижняя плоскость корпуса подшипников распределительного вала ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Закрепите корпус подшипников распределительного вала на приспособлении для сборки. 2. Сма.

устанавливаем распредвал на ваз 2105


После покупки своей Копейки начал потихоньку ее ремонтировать и первым делом приступил к проверке двигателя, так как тарабанил он ужасно. Предыдущий хозяин сказал, что прогорел клапан, но после снятия клапанной крышки оказалось, что причина несколько серьезнее. Вот что я увидел после снятия крышки клапанов:
Как видите, корпус распредвала разбит и кусок валялся в головке сверху. Более того, рядом в той же куче лежал еще рокер с пружиной. Не удивительно, что предыдущий владелец ВАЗ 2101 думал, что прогорел клапан, так как симптомы похожи не работал один цилиндр. Ниже расскажу более подробно о ремонте ВАЗ 2101-2107 с подобными проблемами. Итак, первым делом я поехал и купил другой распредвал у одного мужика. Конечно на новый не рассчитывал, но как оказалось зря. Этот мужик достал распредвал, замотанный в бумагу еще со времен СССР. И вместе с ним отдал комплект рокеров.



За эту покупку я отдал ему 750 рублей. Хотя в магазине новые детали эти стоят не менее 2 000 рублей. Первым делом снимаем клапанную крышку, открутив ключом на 10 все ее гайки крепления, после чего получается вот такая картина: И откручиваем гайку ключом на 17, как это показано на фотографии ниже: Теперь откручиваем болт натяжителя цепи ГРМ, который находится на передней стороне справа: После того, как цепь ослаблена, можно аккуратно постучать с внутренней стороны звезды, чтобы она соскочила: Далее можно приступать к отворачиванию гаек крепления крышки распредвала на ВАЗ 2101-2107, как это показано на фото внизу: И затем можно снимать корпус вместе с распределительным валом двигателя, просто взявшись за нее и потянув с определенным усилием вверх: Теперь берем новые рокера, и устанавливаем их вместо старых.



Это обязательно, так как на старых уже есть выработка и отрегулировать клапана будет довольно проблематично, да и от стука можно вообще не избавиться. Рокера меняются довольно просто. Необходимо поднять его до конца вверх и он извлекается без проблем: Пружины тоже желательно заменить, так как стоят они копейки, всего-то 3 рубля за штуку. Новые рокера устанавливаются без какой-либо последовательности. Если же устанавливать старые, то их нужно ставить в том же порядке, в котором они и стояли. Затем берем новый распредвал 2101-2107 в сборе и устанавливаем на ГБЦ, после чего производим затяжку гаек динамометрическим ключом: Затягивать их стоит в строго определенной последовательности, как показано на схеме: Прилагать необходимо усилие от 18 до 21 Нм. Не превышайте заданный диапазон значений, так как можете повредить резьбу.

Установка разрезной шестерни распредвала ВАЗ




После установки одеваем обратно звезду с цепью и обязательно производим Заводим мотор и проверяем как все работает, и при необходимости регулируем клапана повторно! У меня все получилось с первой попытки и довольно удачно, мотор теперь работает как надо. Замену распределительного вала и рычагов клапанов на автомобиле ваз 2105 выполняем в случае выхода их из строя. Распредвал меняется в случае если на его поверхности проявили себя механические следы износа так называемая выработка. Так же основным признаком, указывающим на неисправность распредвала и рычагов клапанов, является невозможность регулировки зазора в приводах клапанов. На инжекторном и карбюраторном двигателях работы выполняются полностью идентично, за исключением процесса снятия навесных элементов двигателя. Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов.



Порядок проведения работ выглядит следующим образом: В первую очередь нам необходимо снять крышку головки блока цилиндров. Сняв ее, протрите от масла поверхность корпуса подшипников распредвала. Далее устанавливаем поршень четвертого цилиндра в положение конца такта сжатия, провернув коленчатый вал за гайку шкива коленвала по ходу его вращения и совместив метку на звездочке с меткой на крышке корпуса подшипников. Развальцовываем стопорную шайбу и отворачиваем болт крепления звездочки привода распределительного вала. Снимаем болт и шайбы. Чтобы не произошло смещение цепи привода относительно зубьев звездочки, зафиксируйте их друг относительно друга обычной проволокой и отведите в сторону, чтобы они нам не мешали работать. Теперь можно снимать сам корпус подшипников распредвала.

Для этого отворачиваем все гайки его крепления. После чего снимаем корпус со шпилек головки. Собственно теперь можно извлечь распределительный вал из корпуса, отвернув два болта его крепления. Извлекаем и откладываем в сторону. Проверьте его на предмет выработки и других механических повреждений и если необходимо замените на новый. Завершающий шаг нашего ремонта это снятие рычагов клапанов и их пружин. Снимаются они легко, достаточно лишь отвести в сторону лапки прижимной пружины и снять рычаг, после чего снять саму пружину. На этом ремонтные работы по завершены. Сборку выполняем, как вы уже догадались в обратной последовательности. Предварительно так же проверяем все детали на предмет наличия механических повреждений. Кулачки так же подлежат замене если на их рабочей поверхности имеется выработка более 0,5мм.

Замена распредвала ваз 2105

Ваз 2107 классика

Заменяем рапредвал и устанавливаем метки ГРМ на Ваз 2107 своими руками


Автовладельцев ваз 21 07 иногда тревожит стук под капотом. У этого явления может быть несколько причин. В этой статье рассмотрим одну из них.
Ниже вы узнаете, как заменить распредвал на ваз 07 модели, как установить метки грм, чтобы двигатель работал в такт.

Основные функции распределительного вала

Распределительный вал открывает и закрывает клапаны, впуская и выпуская горючую смесь в цилиндр. На распредвале есть кулачки. Это выступы, которые передают крутящий момент на рычаги. Одно плечо рокера (рычага) принимает вращательный момент от распределительного вала, другое передаёт его на клапаны. Таком образом, клапаны открываются.
Когда кулачок проворачивается дальше, он перестаёт действовать на рокер, и пружины возвращают клапан в исходное положение, то есть закрывают.
Распредвал приводится в движение работой коленвала. Их соединяет цепь или ремень ГРМ. Если проводить аналогию с велосипедом, то коленчатый вал – это педали, распределительный вал – это заднее колесо, а цепь ГРМ – это она же у двухколёсника. Пока коленвал делает два оборота, распредвал выполняет только один.

Как понять, что распредвал нужно менять?

Определить неисправность распределительного вала, не открывая капот, можно по двум признакам:

  • стук;
  • снижение давления масла в двигателе.

Основная причина нарушений в работе распредвала – это появление зазоров. Они появляются между опорными шейками вала и подшипниками постели, на которые опирается распределительный вал. Щели образуются за счёт того, что части распредвала стираются. Зазоры приводят к тому, что вал становится подвижен в вертикальной или горизонтальной оси. Если люфт вала составляет 1 мм, то это сказывается на работе двигателя.
Причины появления зазоров:

  • не была произведена своевременная замена распредвала;
  • не меняют масло в положенный срок;
  • использование некачественного масла;
  • водитель ездит на низких оборотах, таким образом, в ГРМ поступает мало масла и детали быстрее изнашиваются.

Распределительный вал также нужно менять, если в нём забились масляные каналы. Прежде чем менять деталь, посмотрите, есть ли люфт, перелом, деформации или задиры вала.

Как выбрать качественные детали

Покупайте распредвал от надежной и проверенной временем компании, например- ПАО «Автоваз». На упаковке есть пломба с голограммой. Она переливается на свету и на ней изображён фирменный значок компании. Также на коробке есть стикер со штрих-кодом. Деталь упакована в синюю полупрозрачную плёнку. Внутри упаковки есть штамп отдела ОТК.
Рокеры покупайте вместе с регулирующими болтами. Есть рычаги нового и старого образца. В них отверстия отличаются по диаметру и количеству пропилов. Если вы купите рокеры и болты по отдельности, есть вероятность, что они не подойдут друг другу.

Снимаем распределительный вал

Во время замены распредвала двигатель должен быть холодный.
Вам потребуются:

  • Новый распредвал;
  • Комплект рычагов с болтами;
  • Гаечные ключи на 7, 8, 10, 13, 17 и 24;
  • Маленькая и большая отвёртка;
  • 3 запасные пружины рычагов;
  • Рейка;
  • Прокладка клапанной крышки;
  • Динамометрический ключ
  1. Снимите воздушный фильтр, отделите наконечник, трос и тяга привода дроссельной заслонки.
  2. Если у вас карбюраторный двигатель, вытащите топливный шланг из кронштейна, если инжекторный – отсоедините вакуумный шланг, рукав подачи воздуха и выведите из кронштейна топливный фильтр.
  3. Снимите крышку блока цилиндров.
  4. Совместите метку на звёздочке распредвала с верхней мёртвой точкой 4-го цилиндра. Если у вас карбюраторный двигатель, можно провернуть коленвал специальным ключом. А если стоит инжектор, то нужно приподнять автомобиль домкратом, включить четвертую передачу и прокрутить заднее колесо.
  5. Демонтируйте прокладку.
  6. Отогните шайбу звёздочки распределительного вала зубилом.
  7. Включите четвертую передачу, чтобы коленвал был зафиксирован.
  8. Снимите натяжитель.
  9. Открутите гайку и снимите звезду. Цепь привяжите к звезде, чтобы звенья не перескакивали на другие зубья.
  10. Выкрутите гайки и вытащите распредвал.
  11. Снимите рокера, болты и пружины.

Устанавливаем новый вал

Смазка распредвала перед установкой

Новый распредвал перед установкой необходимо смазать моторным маслом

  1. Проверьте пружины рычагов. Если они сломались или погнулись, замените их.
  2. Прикрутите на место регулировочные болты.
  3. Установите пружины, затем присоедините к ним рокера.
  4. Теперь можно вставлять распредвал с корпусом. Смажьте маслом рычаги, кулачки и шейки распределительного вала.
    Насадите их и затяните динамометрическим ключом. Процедура выполняется от центра к краю. Момент затяжки – 2 кгс*м.

Схема порядка затяжки гаек распредвала ваз 7 модели есть на фото

Схема порядка затяжки гаек распредвала

Проверяем совмещение меток ГРМ

Если не сопоставить метки коленвала и распредвала, то двигатель будет работать неправильно. Выставление меток грм на ваз 07 инжектор ничем не отличается от этой же процедуры на карбюраторных двигателях. Отметка на шкиве коленчатого вала должна совпасть с меткой на передней крышке двигателя. А точка на ободке звёздочки распредвала должна встать напротив маячка на постели.

Метки ГРМ нужно совместить

Совмещаем метку на звезде с выступом

Когда будете надевать звёздочку, зафиксируйте распредвал, чтобы он был неподвижен. Закрутите гайку звезды не до конца. Сопоставьте метки на распредвале, прокручивая звезду. Цепь должна оставаться в исходном положении, поэтому перекидывайте звенья, пока не достигните совмещения метки и отлива на постели. Затем отведите коленвал ключом на четверть оборота против часовой стрелки. Поверните коленчатый вал в обратное положение, чтобы метки на нём совпадали. Когда отметки сопоставились и на коленвале, и на распредвале, затягивайте гайку на звёздочке распредвала динамометрическим ключом. Момент затяжки – 5 кгс*м.
Настройте натяжение цепи с помощью натяжителя.

Совет на заметку

Чтобы вам не приходилось менять распредвал из-за неисправности, устанавливайте новый вал через каждые 100 тысяч км пробега. Используйте качественное масло, не забывайте его вовремя менять и следите за его расходом. Если двигатель будет подъедать больше масла, чем надо, то валы быстрее сотрутся.

Устанавливаем распредвал на ваз 2105

После того, как распредвал будет снят с автомобиля нам необходимо проверить его на наличие механических повреждений. Не допускаются трещины, сколы, следы сильной выработки на кулачках и шейках. В противном случае его необходимо заменить на новый исправный.

Порядок установки распределительного вала на автомобиле ваз 2105 выглядит следующим образом:


  • Смажьте его полностью чистым моторным маслом и вставьте в корпус подшипников и зафиксируйте упорным фланцем.
  • Расположите распредвал таким образом, чтобы его штифт расположился напротив отверстия в упорном фланце.
  • Теперь установите корпус подшипников на шпильки головки блока и закрутите все гайки крепления, но не затягивайте их. Не забудьте подложить под гайки шайбы.
  • Порядок затяжки гаек крепления корпуса показан на рисунке выше.

На этом процесс установки распределительного вала ваз 2105 завершен. Далее нам необходимо установить звездочку его привода. Регулируем натяжение цепи привода и производим регулировку зазора в клапанах.

Снятие и установка распределительного вала

Снятие

Снятие распределительного вала выполните в следующем порядке:

  • отсоедините провода от аккумуляторной батареи;
  • снимите воздушный фильтр и закройте горловину карбюратора технологической заглушкой;
  • отсоедините тяги привода дроссельных заслонок карбюратора от промежуточного рычага на крышке головки цилиндров и трос привода воздушной заслонки от карбюратора;
  • снимите верхнюю защитную крышку ременного привода распределительного вала (на двигателе 2105);
  • снимите крышку 1 (рис. 21) головки цилиндров с прокладкой 2;
  • установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поворачивайте по часовой стрелке коленчатый вал до совмещения метки на шкиве (звездочке) распределительного вала с меткой на корпусе подшипников;
  • на двигателе 2105 снимите пружину 7 (см. рис. 19) натяжного ролика 4. Ослабьте болты 3 крепления кронштейна 6 натяжного ролика, отведите его в крайнее левое положение и снимите ремень со шкива распределительного вала;
  • придерживая от проворачивания приспособлением 67.7811.9509 шкив 7 (см. рис. 21) распределительного вала, отверните болты его крепления и снимите шкив. Вместо названного приспособления можно воспользоваться каким-либо рычагом с захватами за отверстия шкива;
  • отверните гайки крепления корпуса подшипников к головке цилиндров 8 и снимите его вместе с распределительным валом 5;
  • затем на верстаке отверните гайки крепления держателя 6 сальника, снимите его и упорный фланец 4;
  • выньте распределительный вал из корпуса подшипников 3.


На двигателях 2101, 2103 отверните гайку крепления звездочки распределительного вала, отпустите гайку 5 (см. рис. 63) натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его колпачковой гайкой.

  • Снимите звездочку распределительного вала с цепью и отведите цепь в сторону.
  • Ослабьте гайки крепления упорного фланца распределительного вала.
  • Отверните гайки крепления корпуса подшипников и снимите его.
  • Отверните гайки упорного фланца, снимите его и выньте распределительный вал из корпуса подшипников.

Установка

Прежде чем приступить к установке распределительного вала, проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала. Они надеваются на крайние шпильки крепления корпуса подшипников и на рис. 21 показаны стрелками. Очистите сопрягающиеся поверхности головки цилиндров от грязи, масла и остатков старого герметика (на двигателях 2105). Заверните поглубже регулировочные болты рычагов клапанов, чтобы рычаги опустились и не мешали установке корпуса подшипников с распределительным валом. Смажьте моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и вставьте его в корпус подшипников, одновременно надевая на шпильки упорный фланец.

На двигателях 2105 смажьте моторным маслом новый сальник и запрессуйте его в держатель. Прикрепите к корпусу подшипников держатель с сальником, не затягивая гайки крепления. Установите корпус подшипников на контрольную плиту и вставьте в держатель центрирующую оправку 67.7853.9548 в виде трубы с наружным диаметром 40 +0,06 +0,05 мм и внутренним 1640,02 мм. Выставьте держатель с сальником так, чтобы непараллельность его нижней плоскости А (рис. 22) относительно нижней плоскости В корпуса подшипников была не более 0,15 мм. Затем, затягивая гайки крепления держателя сальника, выньте из него оправку и прикрепите к распределительному валу шкив, смазав болт крепления шкива герметиком типа КЛТ-75T.


Нанесите на поверхность головки цилиндров, сопрягающуюся с держателем сальника, герметик типа SUPER THREE BOHD № 50 или аналогичный ему герметик отечественного производства КЛТ-75T. Необходимо иметь в виду, что запускать двигатель разрешается не ранее чем через 1 ч после нанесения герметика.

Поворачивайте шкив до совмещения установочных меток (см. рис. 11) и установите корпус подшипников с распределительным валом на головку цилиндров. Проверьте, вошли ли установочные втулки в отверстия корпуса подшипников, а затем затягивайте гайки крепления корпуса подшипников в последовательности, указанной на рис. 23. Придерживая шкив от проворачивания приспособлением 67.7811.9509, затяните болт крепления шкива.

Наденьте ремень на шкив распределительного вала и установите пружину кронштейна натяжного ролика. Затем плавно поворачивайте коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, держа ремень в постоянном натяжении и не ослабляя его при остановке вала. Затягивайте болты крепления натяжного ролика. После этого проверьте совпадение меток на шкиве и корпусе подшипников распределительного вала (см. рис. 11), а также метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на крышке привода распределительного вала (см. рис. 73). Если метки не совпадают, то повторите установку ремня, а если совпадают, то затяните болты крепления кронштейна натяжного ролика.

На двигателях 2101, 2103 наденьте на распределительный вал звездочку (не закрепляя ее) и поворачивайте ее до совмещения установочных меток на звездочке и корпусе подшипников (см. рис. 11). Снимите звездочку и, не нарушая положения распределительного вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров. Проверьте, вошли ли установочные втулки в отверстия корпуса подшипников, а затем затяните гайки в последовательности, указанной на рис. 23.


Наденьте цепь на звездочку распределительного вала и установите звездочку на распределительный вал. Отпустите колпачковую гайку натяжителя цепи, поворачивая коленчатый вал на 2 оборота в направлении вращения и проверьте совпадение установочных меток (см. рис. 11 и рис. 73). Если метки совпадают, то затяните колпачковую гайку натяжителя, болт крепления звездочки и отогните стопорную шайбу болта звездочки.

Проверьте и отрегулируйте зазор между рычагами и кулачками распределительного вала. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой. На двигателях 2105 затяните гайки крепления крышки в последовательности, указанной на рис. 13, а затем установите верхнюю защитную крышку ременного привода распределительного вала.

Присоедините к промежуточному рычагу на крышке головки цилиндров тяги привода дроссельных заслонок карбюратора, а к карбюратору — трос привода воздушной заслонки. Отрегулируйте приводы дроссельных и воздушной заслонки карбюратора (см. раздел «Регулировки двигателя»). Установите воздушный фильтр, присоедините провода к аккумуляторной батарее, проверьте и при необходимости отрегулируйте момент зажигания.

Устанавливаем распредвал на ваз 2105

Регулировка натяжения ремня привода распредвала

Снимите верхнюю защитную крышку 8 (рис. 4).

Ослабьте болты 6 крепления кронштейна 11 натяжного ролика и проверните коленчатый вал пусковой рукояткой на два-три оборота. При этом пружина 12 автоматически установит необходимое натяжение ремня 10. Вал вращайте плавно, держа ремень в постоянном натяжении и не допуская ослабления ремня при остановке вала.

Затяните болты 6 и закрепите верхнюю защитную крышку 8.

Замена ремня привода распредвала

Снимите ремень 2 привода вентилятора и верхнюю защитную крышку 8.

Проверните коленчатый вал и совместите метку «С» на шкиве 1 коленчатого вала с меткой «D» (ВМТ) на средней защитной крышке 5, а метку «F» на шкиве 9 распредвала с меткой «Е» на крышке головки цилиндров.

Снимите среднюю 5 и нижнюю 3 защитные крышки.

Снимите пружину 12, ослабьте болты 6, отведите кронштейн 11 натяжного ролика в крайнее левое положение и снимите ремень 10.

Заведите новый ремень за шкив 1, наденьте на зубчатый шкив 4 коленчатого вала и, натягивая ре­мень, наденьте на шкив 13 валика привода масляного насоса и на шкив 9 распредвала.

Наденьте ремень на натяжной ролик 7, подожмите кронштейн 11 вправо и установите пружину 12. Плавно проверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном натяжении и не ослабляя его при остановке вала. Затяните болты 6.

Проверьте совпадение меток «Е», « F » и меток «С», « D ». Если метки не совпадают, повторите установку ремня.

Установите защитные крышки 3, 5 и 8, наденьте ремень привода вентилятора и натяните его.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте установку момента зажигания.

Проверка технического состояния ремня

Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев, без износа, складок, трещин, подрезовзов и отслоений ткани от резины. На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани допускается.

Поверхность наружной плоской части должна быть ровной без складок, трещин, углублений и выпуклостей.

На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.

Проверка механизма натяжения ремня

Рабочая поверхность натяжного ролика должна быть гладкой, без забоин и заусенцев.

Шариковый подшипник натяжного ролика должен вращаться плавно, без заеданий.

Упругость натяжной пружины должна находиться в пределах, указанных на рисунке 5. При меньшей упругости пружину замените.

Проверка распредвала

На опорных шейках распредвала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников.

На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на проверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.

Примечание. На автомобилях выпуска до 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками, закаленными ТВЧ. С апреля 1982 г. устанавливаются азотированные распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. на части автомобилей устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков. Эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3 и 4 кулачками.

Проверка корпуса подшипников распредвала

Промойте и очистите корпус подшипников распредвала и каналы для подвода масла.

Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распредвала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.

Сборка корпуса подшипников распредвала

Закрепите корпус подшипников распредвала на приспособлении для сборки.

Смажьте маслом для двигателя опорные шейки и кулачки распредвала и установите его в корпус подшипников.

Прикрепите к корпусу подшипников упорный фланец и держатель с сальником, не затягивая гайки крепления.

Установите специальную оправку для центрирования держателя сальника относительно распредвала и, прижимая держатель сальника к упорам приспособления, затяните гайки крепления держателя. При этом будет выдержана непараллельность не более 0,15 мм нижней плоскости А (рис. ) держателя относительно нижней плоскости В корпуса подшипников распредвала.

Уберите оправку и прикрепите к распределительному валу шкив, не затягивая болт крепления.

4.8 Снятие, осмотр и установка распредвала (распредвалов) и гидравлических толкателей клапанов

Снятие, осмотр и установка распредвала (распредвалов) и гидравлических толкателей клапанов

Во внутренних болтах крышек подшипников распредвалов (указано стрелкой) имеются отверстия для подачи масла в гидравлические толкатели клапанов

Местоположение (указано стрелками) внутренних болтов крышек подшипников распредвалов, имеющих в себе сверления для подачи масла (болты имеют черные головки)

Гидравлический толкатель, извлеченный из головки цилиндра. После извлечения толкатель должен быть помещен в масляную ванну

1. Откройте капот и очистите двигатель вокруг головки цилиндров.
2. Взведите ручной тормоз и поддомкратьте автомобиль спереди и сзади, установив его на осевые подпорки (обратитесь к Разделу Поддомкрачивание, буксировка и смена колес). Снимите правое переднее колесо.
3. Отдайте болты и извлеките молдинг переднего колеса и локер арки колеса из-под правого переднего крыла.
4. Отсоедините отрицательный провод батареи, убрав провод подальше от клеммы батареи.
5. Отсоедините шланг сапуна картера (и там, где имеется, шланг блока вакуумного управления), и сдвиньте их в сторону.
6. Отдайте винты и снимите смотровую крышку или блок зажигания системы прямого зажигания с центральной части крышки головки цилиндров (при необходимости см. Главу Системы запуска и заряда).
7. Там, где имеются, отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания.
8. Там, где имеется, снимите распределитель (см. Главу Системы запуска и заряда) и уберите его в сторону.
9. Отболтите и снимите крышку головки цилиндров, также снимите специально расщепленные резиновые пробки или комбинированное кольцо. Если крышка прикипела, легонько похлопайте по ней ладонью для освобождения.
10. С помощью торцевого ключа, надетого на болт шкив коленвала, проверните двигатель до тех пор, пока метка верхней мертвой точки (ВМТ) маховика / приводного диска не совпадет с распределительной меткой на корпусе трансмиссии и поршень N1 (ближайший к распределительной цепи) не окажется в верхней точке такта сжатия. На поздних моделях совместите выемку на шкиве коленвала с меткой шкалы на крышке распределительной цепи. При необходимости дополнительную информацию см. в Разделе Положение верхней мертвой точки (ВМТ) 1-го поршня. Удостоверьтесь также, что метки верхней мертвой точки на концах распредвалов, на которые одеваются звездочки, совпали с соответствующими метками верхней мертвой точки на крышках подшипников распредвалов.
11. Отвинтите и снимите натяжитель распределительной цепи с задней части головки цилиндров.
12. Удерживая каждый распредвал стационарно от вращения с помощью гаечного ключа, надетого на специальные фаски на концах распредвалов обращенных к маховику / приводному диску, отдайте болты и снимите звездочки, оставив их в направляющих распределительной цепи. Обратите внимание, что на звездочках имеются выступы, которые совмещаются с выемками на концах распредвалов. Распределительная цепь не может быть снята со звездочки коленвала, так как под звездочкой расположена направляющая.
13. На двигателях В202 вплоть до номера J082586, снимите с крышек подшипников распредвалов маслоподающие трубки; предварительно произведите маркировку трубок с целью не перепутать их при установке на место.

14. Удостоверьтесь, что на крышках подшипников распредвалов и на распредвалах, имеются идентификационные установочные метки. На крышках подшипников проштампованы цифры от “1” до “5”, на впускном распредвале и от “6” до “10” на выпускном распредвале — не перепутайте эти метки с литыми метками на каждой крышке. Впускной распредвал промаркирован голубой и оранжевой краской, а также буквой “G” на вращающейся поверхности позади шейки переднего подшипника. Выпускной распредвал промаркирован зеленой краской и имеет букву “A” на вращающейся поверхности позади шейки переднего подшипника.

16. Приготовьте 16 маленьких чистых пластиковых контейнеров и пронумеруйте их с 1 по 8 с индексом I (впускной) и с 1 по 8 с индексом Е (выпускной). Альтернативно можно воспользоваться большой емкостью, разделенной на 16 отделений, промаркированных аналогичным образом. С помощью резинового отсоса (клизмы) или магнита извлеките по очереди каждый гидравлический толкатель и поместите его в соответствующий контейнер (отделение контейнера). Не перепутайте толкатели. Во избежание стекания масла налейте в каждую емкость чистого масла так, чтобы оно полностью скрывало толкатели.

Читайте также: