Замена сепаратора лада калина

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Система улавливания паров топлива - снятие и установка

Система улавливания паров топлива состоит из адсорбера, сепаратора, клапана продувки адсорбера и гравитационного клапана. Гравитационный клапан установлен в сепараторе сверху. Адсорбер установлен на топливном баке, но его можно снять, не снимая топливный бака.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Снимаем защитный экран топливного бака и .


..разъединяем трубку продувки адсорбера.

3. Отсоединяем наконечник трубки сепаратора 1 от трубки адсорбера и отсоединяем трубку адсорбера от пружинных фиксаторов 2.


4. Торцовым ключом на 10 мм с трещоткой отворачиваем гайку хомута крепления адсорбера к топливному баку.


5. Снимаем адсорбер.


6. Снимаем заднее правое колесо . Обрабатываем проникающей смазкой гайки крепления сепаратора и его трубок.

7. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки крепления трубки сепаратора к арке кузова. Снимаем держатели трубок со шпилек.


8. Аналогично отсоединяем трубку сепаратора от заднего лонжерона кузова.

9. Крестовой отверткой ослабляем затяжку хомута 1 и снимаем шланг крепления с патрубка сепаратора. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем три гайки крепления сепаратора к кузову.


10. Снимаем сепаратор с автомобиля. При необходимости поддев отверткой, отсоединяем от него гравитационный клапан.

Замена сепаратора ваз 2109

Заменить сепаратор меня вынудил запах бензина в салоне при движении с открытыми окнами. За лючком бензобака был обнаружен мокрый треснувший сепаратор (раньше на него внимания не обращал):


Сепаратор имеет объем 7 л, соответственно, его большая часть находится под жестянкой крыла.
После долгих поисков сепаратор был куплен за 110 р., а вот как его заменить подробного руководства я нигде не нашел.
Для замены сепаратора нужно:
1) Крестовой отверткой отвернуть 4 винта крепления бампера к балке (лучше делать из ямы). Винты «смотрят» головками вертикально вниз.

2) Рожковым или накидным ключом на 10 отвернуть две гайки крепления бампера в районе заднего колеса. Для этого можно снять колесо и подкрылок, а можно просто отогнуть подкрылок и заткнуть его в ламели покрышки:


Здесь гайки бокового крепления бампера уже залеплены пластилином:

Откручивать очень неудобно (лучше, наверное, было приобрести накидной ключ с трещоткой), но снимать колесо в гараже было тоже не удобно, да и лень было это делать.

3) Отвести бампер немного в сторону. Левое крепление бампера не трогаем.

4) Окручиваем металлическую площадку крепления горловины бака. Гайка под ключ на 10 находится в багажнике:


Второе крепление – болт под ключ на 8 находится там (отворачивал ключом-трубкой):

5) Опустить площадку как можно ниже и вывести сепаратор из ниши. Затем ослабляем хомуты трубок и отсоединяем две трубки от сепаратора. Далее отклеиваем амортизирующие полоски от старого сепаратора и приклеиваем на новый

А столько земли высыпалось на подстеленную бумагу при замене сепаратора (и это только с правой стороны) :

  • Dokukin это нравится

порось 90 уровня

  • Марка авто: Ваз-1119
  • Откуда: М.о.
  • Марка авто: vaz 2109 карб 1993года рождения:-))
  • Откуда: Израиль

Заменить сепаратор меня вынудил запах бензина в салоне при движении с открытыми окнами. За лючком бензобака был обнаружен мокрый треснувший сепаратор (раньше на него внимания не обращал):

  • Марка авто: ВАЗ 21093i была.
  • Откуда: моск. обл

я просто хочу эту трубку заглушить..

  • Марка авто: vaz 2109 карб 1993года рождения:-))
  • Откуда: Израиль

Только потом приготовьтесь, что машина вдруг встанет, а бак слегка уменьшит свой объем из-за создавшегося в нем разрешения. Это же трубка там не для красоты сделана. Она нужна для связи полости бака с атмосферой для выравнивания давления, а чтобы не воняло и сделаны сепараторы, двухходовые клапаны, адсорберы и т.д.

  • Марка авто: ВАЗ 21093i была.
  • Откуда: моск. обл

Ты что думаешь у тебя пробка бака такая герметичная?

  • Марка авто: ВАЗ-21134
  • Откуда: Рязань

Там еще пару клапанов на нем висит, лучше заранее купить кронштейн крепления гравитационного клапана, саму площадку из которой торчит сепаратор

ответь в него приходит одна трубка и всё? по ней пары идут в сепаратор и по ней кондесат возвращаетя?

Ты что думаешь у тебя пробка бака такая герметичная? что может быть разряжение?
у меня с ключом и она доволно хорошо покачивается на оси а ось насквозь в бак.. ну сделаю дырочку.. как раньше во всех пробках баков были.. ( если замечу разряжение)

порось 90 уровня

  • Марка авто: Ваз-1119
  • Откуда: М.о.

Я еле сепаратор в продаже нашел, с площадкой будет намного сложнее.

У меня эти гайки открутились легко, т.к. подкрылок маленько защищает их. Машине 4 года, эксплуатируется круглый год. После замены залепил гайки пластилином.

  • Марка авто: vaz 2109 карб 1993года рождения:-))
  • Откуда: Израиль

К сепаратору приходит 2 трубки, на предпоследнем фото их видно (вторая синего цвета).

за трубки спасибо. посмотрю что можно там сделать у меня като по хитрому воняет только когда почти пустой бак.

а просто других пробок сечас нет. я ключом вообще не пользуюсь да и в бак наврядли кто когда полезет..
а раз пробка не герметича то нужен ли вообще этот сепаратор.. ведь на многих машинах их просто нет.

  • Марка авто: ВАЗ-21134
  • Откуда: Рязань

а раз пробка не герметича то нужен ли вообще этот сепаратор.. ведь на многих машинах их просто нет.

  • Марка авто: 2114
  • Откуда: Туапсе

Иногда автолюбитель может заметить, что рядом с лючком бензобака появляются влажные пятна топлива, причем возникать они могут как при полном баке, так и при низком уровне горючего в нем. В подавляющем большинстве случае виноват в этом сепаратор ваз 2114, вышедший из строя. Сегодня мы расскажем о том, что он из себя представляет, где установлен и как заменить его на новый.

Система улавливания паров бензобака

Практически в каждой современной автомашине бензобак имеет встроенную систему вентиляции (по другому называемую системой улавливания паров).

Она включает в себя такие элементы, как:

  • сепаратор;
  • соединительные трубки;
  • двухходовой клапан.

Главное назначение этой системы — поддержание стабильного давления внутри бака и улавливание паров, образующихся в нем при сильной тряске, вибрации либо в жаркую погоду, когда топливо внутри начинает расширяться и испаряться. Отсутствие подобной вентиляции могло бы привести к тому, что бензобак под действием избыточного давления паров попросту бы раздулся и деформировался.

Действует система улавливания топливных паров следующим образом:

  • при нагреве или вибрации в баке образуются пары бензина;
  • благодаря своей летучести, они поднимаются вверх и попадают внутрь двух дренажных трубок, идущих от бака к сепаратору;
  • попадая внутрь сепаратора, они конденсируются, превращаясь в капли жидкости, и стекают обратно в бензобак;
  • избыточные пары, не успевшие конденсироваться (например, в очень жаркую погоду) попадают из сепаратора в двухходовой клапан и сбрасываются в атмосферу.

В автомашинах с инжектором система вентиляции бака работает по схожему принципу с той лишь разницей, что вместо двухходового клапана в ней установлен адсорбер (поглотитель) паров, накапливающий их и по команде ЭБУ сбрасывающий в двигатель на дожигание. Это позволяет избежать преднамеренной утечки топлива в окружающую среду.

Конструкция сепаратора

Сепаратор паров бензина ваз 2114 представляет собой небольшой, полностью герметичный бачок, выполненный из металла либо ударопрочного пластика. Он установлен в правой задней части автомобиля на специальном кронштейне. При помощи системы шлангов он соединен с бензобаком (откуда через дренажные трубки поступают пары) и с двухходовым клапаном. Полный объем этого устройства составляет 7 литров.

Попадая в этот бачок, пары скапливаются в нем и, за счет увеличения концентрации и охлаждения — конденсируются. Капли конденсата оседают на стенках и донце, после чего постепенно стекают обратно в бензобак. Те же пары, что не успели конденсироваться, поступают в сторону двухходового клапана. Из его названия нетрудно догадаться, что работает он сразу в обе стороны — «на впуск» атмосферного воздуха внутрь бака и «на выпуск» топливных паров наружу.

Несмотря на очевидную простоту системы вентиляции топлива и минимум расположенных в ней деталей, она все же ломается, приводя к довольно неприятным последствиям.

Так, признаками поломки сепаратора паров могут являться:

  • запах топлива внутри салона;
  • запах топлива около автомашины (при этом с момента заправки прошло много времени);
  • пятна бензина около горловины бака;
  • капли топлива на грунте после длительной стоянки.

Заметив эти признаки, можно сделать вывод о том, сепаратор бензобака ваз 2114 треснул или прохудился, и больше не справляется со своей задачей.

Замена сепаратора

Из-за того, что сепаратор представляет собой обычный бачок (чаще всего пластиковый), пытаться починить его подручными средствами вряд-ли стоит — ввиду высокой текучести бензина проблема может остаться, а время на ремонт окажется истраченным впустую. Именно поэтому самым лучшим вариантом в данной ситуации является замена (тем более, что новый сепаратор паров стоит совсем недорого).

Если есть возможность, лучше приобрести металлический сепаратор — он более устойчив к вибрациям и имеет увеличенный срок службы.

Для замены этого устройства потребуется следующий комплект инструментов:

  • отвертка с крестообразным шлицем;
  • ключ на 8;
  • ключ на 10;
  • трещотка;
  • головка на 13.

Сама замена сепаратора выполняется в следующем порядке:

  1. Установить машину на яму или эстакаду.
  2. Включить ручной тормоз.
  3. Снять облицовку заднего бампера.
  4. Отогнуть правую сторону обивки внутри багажника.
  5. Выкрутить при помощи ключа на 10 гайку фиксации щитка сепаратора.
  6. Снять пробку топливного бака.
  7. При помощи отвертки ослабить крепление хомутика в месте подключения наливного шланга к трубке в нижней части автомобиля.
  8. Снять шланг с наливной трубки.
  9. При помощи головки на 13 выкрутить гайку фиксации хомута, прижимающего наливную трубку к кузову.
  10. При помощи той же головки выкрутить крепеж кронштейна наливной трубы.
  11. Ослабить хомутик, удерживающий шланг вентиляции бензобака на штуцере наливной трубки.
  12. Снять шланг системы вентиляции со штуцера.
  13. Вынуть наливную трубку из сепаратора.
  14. Снять уплотнительное кольцо с места соединения щитка сепаратора и трубки.
  15. Выкрутить болт, крепящий щиток сепаратора к кузову авто (потребуется ключ на 8).
  16. Отвести щиток сепаратора и сепаратор в сторону.
  17. Ослабить хомутик, фиксирующий шланг сепаратора.
  18. Снять шланг сепаратора со штуцера.
  19. Снять старый сепаратор.

Новый сепаратор паров бензобака следует устанавливать в точно таком же порядке, но в обратной последовательности.

Фото- и видеоинструкция для тех, кто планирует самостоятельно поменять сепаратор на автомобиле ВАЗ 2114, 13, 15. Для выполнения данного вида работ вам потребуется эстакада или смотровая яма.

Перед началом работ убедитесь, что уровень топлива в баке ниже точки входа заливной горловины.

Процедура снятия

  1. Первым делом нужно будет снять задний бампер.

  2. Отверткой ослабляем хомут крепления трубки к патрубку заливной трубы.
  3. Снимаем трубку с патрубка.
  4. Теперь нужно ослабить затяжку хомута шланга заливной горловины.
  5. При помощи ключа на 10 откручиваем 2 гайки крепления заливной трубы к кузову и разрезаем хомут крепления пластмассовой трубки к заливной трубе.
  6. Снимаем шланг с заливной трубы.
  7. Откручиваем и снимаем пробку заливной горловины.
  8. Достаем заливную трубку из щитка.
  9. При помощи ключа на 10 откручиваем болт крепления щитка сепаратора.
  10. Достаем кронштейн из-под щитка.
  11. Затем нужно отогнуть правую обивку багажного отделения.
  12. При помощи ключа на 10 откручиваем гайку шпильки крепления щитка сепаратора.
  13. Достаем шпильку из отверстия и достаем сепаратор из ниши кузова.
  14. ослабляем затяжку двух хомутов и отсоединяем две трубки от сепаратора и снимаем сепаратор.
  15. Устанавливаем сепаратор на место в обратном порядке.

Видео по теме:

Замена узлов системы улавливания паров топлива.

Узлы системы улавливания паров топлива (адсорбер, сепаратор паров топлива, клапан продувки адсорбера, гравитационный клапан) снимают для проверки или замены при появлении стойкого запаха бензина, вызванного негерметичностью узлов и трубопроводов, а также отказом клапана продувки адсорбера. Кроме того, негерметичность адсорбера и отказ клапана продувки могут вызвать неустойчивую работу двигателя на холостом ходу вплоть до его остановки.

Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

1. Установите автомобиль на подъемник или осмотровую канаву.

2. Снимите левое заднее колесо (см. «Замена колеса»).

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

3. Для снятия сепаратора сожмите фиксатор быстросъемного разъема…

4. …и снимите трубку слива топлива со штуцера бензобака.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

5. Подденьте отверткой держатель трубки слива топлива…

6. …и высвободите держатель вместе с трубкой.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

7. Отверните гайку крепления держателя пароотводящей трубки от сепаратора к адсорберу.

8. Разомкните пароотводящие трубки, сжав фиксатор быстросъемного разъема.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

9. Отверните четыре гайки крепления держателей пароотводящей трубки и трубки слива топлива.

10. Отверните две гайки крепления кронштейна сепаратора к кузову…

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

11. …и снимите сепаратор в сборе с кронштейном, трубками и гравитационным клапаном.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Так выглядит сепаратор в сборе. Приобретайте для замены точно такой же вместе с трубками и гравитационным клапаном, так как трубки несъемные.

12. Устанавливайте сепаратор паров топлива в последовательности, обратной снятию.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

1. Для снятия адсорбера сожмите фиксатор быстросъемного разъема…

2. …и снимите трубку подачи паров топлива к клапану продувки. Аналогичным образом отсоедините трубку забора паров топлива от сепаратора.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

3. Выверните два болта крепления адсорбера…

4. …и снимите адсорбер.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Так выглядит адсорбер. Приобретайте для замены точно такой же.

5. Устанавливайте адсорбер в порядке, обратном снятию.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

1. Для снятия клапана отожмите фиксатор…

2. …и отсоедините от клапана колодку жгута проводов.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

3. Отожмите фиксатор пружинного зажима…

4. …извлеките зажим…

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

5. …и снимите клапан с кронштейна его крепления.

6. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга подачи паров топлива от адсорбера…

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

7. …и отсоедините шланг от штуцера клапана продувки.

8. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга подачи паров топлива к дроссельному узлу…

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Замена узлов системы улавливания паров топлива

9. …и отсоедините шланг от штуцера клапана.

Замена узлов системы улавливания паров топлива

Так выглядит клапан продувки адсорбера. Приобретайте для замены точно такой же.

Снятие элементов системы улавливания паров топлива

Для снятия адсорбера снимаем топ­ливный бак (см. «Снятие топливного бака»).


Выводим из двух металлических держателей трубку, соединяющую адсорбер с электромагнитным кла­паном продувки.


Головкой «на 10» отворачиваем гайку хомута крепления адсор­бера. . и снимаем хомут, выведя второй его конец из фиксатора в баке.


Отжав одной отверткой фиксатор кронштейна, другой отверткой приподнимаем адсорбер.


. и снимаем его. Устанавливаем адсорбер в обратной последовательности. Для удобства снятия сепаратора сни­маем правое заднее колесо. Отсоединяем наконечник трубки отво­да паров топлива из сепаратора от трубки, расположенной на баке (см. «Снятие топливного бака»).


Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления к арке зад­него колеса пластмассовых дер­жателей трубки отвода паров топ­лива из сепаратора.


Снимаем держатели со шпилек.


Ключом «на 10» отворачиваем болт и гайку крепления к право­му заднему лонжерону пластмас­совых держателей трубки отвода паров топлива из сепаратора. . и снимаем держатели.


Крестообразной отверткой ослаб­ляем хомут крепления шланга подвода паров топлива из топлив­ного бака к сепаратору.


. и снимаем шланг со штуцера сепаратора. Отвернув ключом «на 13» три гайки крепления сепаратора.


. снимаем сепаратор в сборе с гра­витационным клапаном и трубкой отвода паров топлива. Для снятия гравитационного клапа­на с трубкой.


. отверткой поддеваем фланец клапана.


. и вынимаем клапан из отвер­стия сепаратора.


Вынимаем резиновое уплотни­тельное кольцо. Собираем и устанавливаем сепара­тор в обратной последовательности Для демонтажа электромагнитного клапана продувки адсорбера снима­ем датчик массового расхода возду­ха (см. «Снятие датчика массового расхода воздуха») или снима­ем крышку корпуса воздушного фильтра и отводим ее в сторону вместе со шлангом подвода воздуха к дроссельному узлу (см. «Замена сменного элемента воздушного фильтра»).

Отжав фиксатор колодки проводов электромагнитного клапана продув­ки адсорбера.


. отсоединяем колодку от кла­пана. Снимаем клапан с кронштейна на корпусе воздушного фильтра и, на­жав на фиксатор наконечника труб­ки подвода паров топлива.


. снимаем наконечник трубки со штуцера клапана. Ослабив крестообразной отверткой хомут крепления шланга подвода паров топлива от клапана к дрос­сельному узлу.


. снимаем шланг со штуцера дроссельного узла. . и снимаем электромагнитный кла­пан.

Устанавливаем электромагнитный клапан продувки адсорбера в обрат­ной последовательности.

Видео по теме "Лада Калина. Снятие элементов системы улавливания паров топлива"

Запах бензина, замена сепаратора и клапанов бензобака ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 Датчик удара, эксперимент

Что представляет собой клапан продувки адсорбера Калины?

Клапан продувки адсорбера Лада Калина
Все про клапан продувки адсорбера автомобилей LADA

Одним из основных узлов СУПБ является клапан продувки адсорбера. Что собой представляет этот элемент, как он устроен и для чего предназначен, мы и поговорим в этой статье. Кроме этого, мы рассмотрим признаки неисправности клапана, причины выхода из строя, а также опишем процесс его замены на примере автомобиля «Лада Калина».

Клапан продувки адсорбера Калина

Зачем нужна система улавливания паров топлива

Бензин относится к разряду легкоиспаряющихся углеводородов, а его пары обладают высокой летучестью. Во время работы двигателя бензин, находящийся в баке, хоть немного, но нагревается. К тому же во время движения он колышется. Эти процессы ускоряют испарение топлива, создавая повышенное давление в емкости. Раньше автомобильные баки имели лишь примитивную систему вентиляции, которая попросту выпускала пары через специальные отверстия в атмосферу. Естественно, это наносило определенный вред окружающей среде, а об экономии топлива вообще речи не шло.

Внедрение системы улавливания паров бензина позволило решить эти обе проблемы одновременно. С ней испарения не выбрасываются в окружающую среду понапрасну, а используются по назначению, т.е. для обеспечения работы двигателя.

Из чего состоит система улавливания паров

СУПБ в «Калине» состоит из следующих элементов:

  • отводной и возвратный топливопроводы;
  • сепаратор;
  • адсорбер;
  • клапан продувки адсорбера.

Как видите, система достаточно проста. Рассмотрим назначение каждого из ее элементов в отдельности.

Клапан продувки адсорбера Лада Калина

Что касается топливопроводов, то это попросту трубки, по которым испарения бензина уходят из бака, а также по которым топливо возвращается в него обратно. Сепаратор служит для сбора паров горючего и их конденсации. Адсорбер предназначен для улавливания тех испарений, которые не успели перейти в жидкое состояние. Клапан продувки адсорбера («Калина») необходим для того, чтобы направлять пары бензина в ресивер впускного коллектора.

Для чего нужен адсорбер?

На Калине, как и на любом другом инжекторном автомобиле, адсорбирующая система используется для улавливания паров топлива, которые остаются в топливном баке после выключения двигателя. Превратившись в конденсат, эти пары попадают обратно в бак. Остальные пары, которые не успели попасть в топливный бак, проходят через 2 клапана адсорбирующей системы.

Первый клапан гравитационный, он нужен для того, чтобы топливо не выливалось из автомобиля, если он перевернется. Второй — 2-ходовой, предназначен для контроля давления в баке.


После прохождения через эти два клапана пары попадают в сам адсорбер, который представляет собой банку, наполненную активированным углем. При пуске мотора пары, накопленные адсорбером, отправляются в камеру сгорания.Именно для регулирования количества этих паров, а также для вентиляции всей системы используется электромеханический клапан продувки адсорбера (КПА), который управляется специальным контроллером.

При неисправности данной детали Лада Калина начинает потреблять больше топлива и терять мощность. Неправильная работа КПА может также привести к плохому проветриванию бензобака и к деформациям бензонасоса.

Существует несколько простых способов диагностировать поломку. О неисправности детали могут свидетельствовать провалы на холостых оборотах, ослабление тяги двигателя, а также запах бензина в салоне. В последнем случае понадобится немедленная замена КПА, иначе неисправность может привести к более серьезным поломкам двигателя и топливной системы.

Чтобы убедиться в том, что из строя вышел именно клапан адсорбера, необходимо открутить крышку бензобака и внимательно прислушаться. Если вы уловите характерное шипение, значит, в баке происходит разряжение, а это верный признак поломки данной детали.

Как работает система

Топливные испарения поднимаются и концентрируются в верхней части бака. Когда давление в емкости поднимается, пары попадают в топливопровод, а оттуда в сепаратор. Там происходит процесс их остывания и конденсации. Часть испарений оседает на стенках сепаратора, переходит обратно в жидкое состояние и по обратному топливопроводу возвращается назад в бак. Другая же часть, которая не успела конденсироваться, поступает в адсорбер. Устройство представляет собой обычную пластиковую банку, заполненную измельченным активированным углем. Пары накапливаются в адсорбере до запуска двигателя.

Когда мы пытаемся завести мотор, в работу вступает электромагнитный клапан продувки адсорбера («Калина»). Сигнал на его открытие подается от электронного блока управления двигателем. В момент запуска клапан открывается, и пары бензина по трубопроводу подаются в ресивер впускного коллектора. Таким образом, испарения, которые раньше никто даже в учет не брал, способствуют экономии горючего, а также не загрязняют окружающую среду.

Калина неисправность клапана продувки адсорбера

Конструкция и работа клапана продувки адсорбера

КПА представляет собой электромагнитное запорное устройство, работающее от бортовой сети авто. Клапан состоит из:

  • пластмассового корпуса;
  • клапана с пружинкой;
  • обмотки;
  • металлического сердечника;
  • разъема.

Когда двигатель автомобиля заглушен, на клапан не подается напряжение, и он находится в закрытом положении. Т. е. со стороны мотора система, улавливающая пары, перекрыта. Одновременно адсорбер начинает «собирать» испарения. Когда силовой агрегат запускается, на клапан подается напряжение, благодаря чему он открывается, и пары горючего попадают во впускной коллектор. Как только зажигание выключается, КПА обесточивается, и трубопровод перекрывается: испарения в ресивер не попадают.

Рабочие фазы клапана

При выключенном двигателе клапан продувки адсорбера («Калина») обесточен и находится в закрытом положении. Иными словами, система улавливания паров перекрыта со стороны силового агрегата. В это время в адсорбере под давлением концентрируются испарения бензина. В момент запуска двигателя электронный блок управления подает на клапан питание, приводя в действие электромагнит. Он открывает запорное устройство, и пары бензина естественным путем всасываются во впускной коллектор. Когда двигатель прекращает свою работу, клапан обесточивается и перекрывает трубопровод. Пары бензина перестают поступать в ресивер. Так работает клапан продувки адсорбера («Калина»).

Электромагнитный клапан продувки адсорбера Калина

Некоторые современные автомобили зарубежного производства оборудуются более сложными устройствами. Их конструкция дополнена датчиками, позволяющими электронному блоку дополнительно получать информацию о насыщении парами топлива адсорбера, оценивать процентное содержание воздуха и на основе полученных данных управлять подачей топлива в инжектор.

Внешние признаки неисправности

Прежде чем проверять клапан продувки адсорбера, а также сам адсорбер, наверняка будет полезно узнать, какими внешними признаками сопровождается этот факт. Существует ряд косвенных признаков, которые, правда, могут быть вызваны и другими причинами. Однако при их выявлении имеет смысл также проверить и работу системы EVAP, а также входящих в нее элементов.

  1. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах (обороты «плавают» вплоть до того, что машина заводится и глохнет, поскольку она работает на обедненной топливовоздушной смеси).
  2. Небольшое увеличение расхода топлива, особенно при работе двигателя «на горячую», то есть, в разогретом состоянии и/или в жаркую летнюю погоду.
  3. Двигатель автомобиля трудно запускается «на горячую», обычно невозможно запустить его с первого раза. И при этом стартер и другие сопутствующие запуску элементы находятся в работоспособном состоянии.
  4. При работе двигателя на низких оборотах очень ощущается потеря мощности. А на более высоких оборотах также ощущается уменьшение значения крутящего момента.

В некоторых случаях отмечается, что при нарушении нормальной работы системы улавливания паров бензина, запах топлива может попадать в салон. Особенно это актуально при открытых передних окнах и/или когда машина продолжительное время стоит в закрытом боксе или гараже со слабой вентиляцией. Также плохой работе системы способствует разгерметизация топливной системы, появление мелких трещин на топливопроводах, заглушках и так далее.

Признаки неисправности клапана продувки адсорбера

Клапан продувки адсорбера («Лада Калина»), как и любая другая электромеханическая деталь, может выходить из строя. Признаками его неисправности являются:

  • появление на приборной панели надписи CHECK (при тестировании определяется ошибка с кодом P0441, соответствующая неисправности системы улавливания паров бензина);
  • плавающие обороты двигателя на холостом ходу;
  • нестабильная работа двигателя во время движения;
  • увеличение расхода топлива;
  • повышение уровня CO2 в выхлопных газах.

Кроме этого, в автомобилях «Лада Калина» неисправность клапана продувки адсорбера может проявляться в появлении характерного запаха бензина в салоне. Это явление возникает, когда давление в системе улавливания паров превышает расчетные показатели.

Провести диагностику клапана несложно, однако надо знать, где его искать.

Замена клапана продувки адсорбера на Калине

Назначение клапана продувки адсорбера

В модели Лада Калина, как в принципе и любом прочем авто, оборудованном распределенным впрыском топлива, адсорбирующая система необходима для локализации образующихся бензиновых паров. Они скапливаются внутри бака после остановки мотора, а по прошествии определенного времени, необходимого для превращения данных паров в конденсационное состояние, переходят обратно в жидкое топливо. Оставшийся объем паров, которому не удалось вернуться в бак, перемещается в адсорбер, где удерживается двумя клапанами. Первый (гравитационного типа) необходим для предотвращения пролива топлива во время переворачивания кузова LADA Kalina (при аварии и пр.), а с помощью 2-го осуществляется контроль показателя давления внутри бака.

Преодолев указанные клапаны, пары перемещаются в полость адсорбера, который выполнен в форме банки, заполненной активированным углем. Сразу после пуска двигателя скопившиеся внутри емкости пары направляются в камеры, где осуществляется их сжигание.

Чтобы контур данного узла вентилировался и имел возможность осуществлять регулировку объема паров, в адсорбере присутствует электромеханический клапан продувки адсорбера для продувки (КПА). Датчик адсорбера управляется посредством специального контроллера.

Если в данном узле возникают неисправности, то мотор LADA Kalina сразу реагирует на это путем повышения топливного расхода и снижения показателя мощности. Также если датчик адсорбера не корректно работает, это может вызвать неудовлетворительное проветривание бака или даже вывести из строя бензонасос.

Как проверить работу датчик? Для диагностирования системы нужно взять во внимание несколько простых признаков. Неисправность адсорбера может выдать себя провалами мотора на холостом ходу, вдобавок к чему наблюдается присутствие запаха топлива внутри салона Лада Калина. Именно в данном случае потребуется безотлагательно заменить КПА, иначе возникает угроза существенной поломки компонентов мотора и элементов контура топливоподачи. Теперь вы знаете, как проверить систему.

Лада Гранта лифтбек фото багажника

Объем багажника Гранта

Коврик в багажник Лада Гранта лифтбек

Проверка клапана

Заподозрив, что устройство вышло из строя, поспешите провести его диагностику и при необходимости заменить. Нет, его поломка не несет критических последствий. Автомобиль как ездил, так и будет ездить, просто двигатель будет работать в аварийном режиме, да и топлива будет потреблять больше. Но как проверить клапан продувки адсорбера на «Калине» своими силами?

Этот процесс не займет много времени. А все, что нужно из инструментов – это мультиметр, отвертка и пара проводов. Поднимаем капот, находим клапан. Далее отсоединяем от него жгут проводов. Для этого отжимаем фиксатор крепления колодки. Первым делом проверим, поступает ли на клапан напряжение. Включаем мультиметр в режиме вольтметра. Черный его щуп присоединяем к «массе» автомобиля, а красный – к разъему «А» на колодке жгута проводов. Включаем зажигание и смотрим на показания прибора. Напряжение на выводах должно соответствовать напряжению аккумулятора. Если его вообще нет, или оно значительно меньше, проблема не в клапане, а гораздо глубже.

Как проверить клапан продувки адсорбера на Калине

Если же с напряжением все в порядке, идем дальше. Демонтируем клапан продувки. Для этого отверткой ослабляем крепления хомутов шлангов и снимаем их со штуцеров. Сдвигаем клапан вверх по кронштейну и снимаем его.

Проверка устройства заключается в подключении его напрямую к клеммам аккумулятора. Берем один провод и подсоединяем его к плюсовому выводу клапана продувки. Второй провод подключаем к минусовому и кидаем оба проводника на соответствующие клеммы аккумулятора. В этот момент должен раздаться щелчок, говорящий о том, что электромагнит сработал. В данном случае можно считать клапан продувки адсорбера рабочим. Если же при подключении ничего не произошло, устройство придется менять.

Клапан продувки адсорбера Калина где находится

Меняем клапан продувки

Пытаться ремонтировать клапан – занятие неблагодарное. Да и стоит он недорого. В зависимости от модификации, цена на него может составлять от 350 до 600 рублей.

Замена клапана продувки адсорбера на «Калине» после его проверки и демонтажа осуществляется с использованием одного инструмента – отвертки с крестовой битой.

Неисправности клапана адсорбера и их устранение

Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки. Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.

Руководство по замене топливных фильтров грубой и тонкой очистки авто «Лада Калина»

В системе топливоподачи автомобиля ВАЗ 1118 «Лада Калина» предусмотрено 2 ступени фильтрования горючего — грубая и тонкая очистка. Первая представляет собой мелкую сеточку из пластика, вторая – «гармошку» из пористой бумаги. Оба элемента очистки постепенно засоряются в процессе эксплуатации и по истечении определённого срока требуют замены. Данную операцию многие автолюбители производят самостоятельно, ведь она довольно проста. Вы тоже можете взяться за эту работу, когда ознакомитесь с инструкцией по её выполнению.

Выбор новых фильтрующих элементов

Чтобы приобрести детали системы очистки горючего для моделей ВАЗ 1117—19, нужно знать, как они выглядят:

    Фильтр грубой очистки представляет собой плоский сетчатый мешочек, изготовленный из химически стойкой пластмассы и улавливающий крупные частицы 80—100 микрон. В центре элемента находится пластиковый штуцер, надеваемый на ответную часть бензинового насоса.

Сетка бензонасоса на «Калину»

Сетчатый элемент оснащён патрубком, надевающимся на штуцер топливного насоса

Фильтр тонкой очистки для «Калины»

Элемент оборудован фиксаторами для крепления подводок топливной магистрали

На все модификации «Лада Калина», в том числе — второго поколения, устанавливаются абсолютно одинаковые фильтрующие элементы – «бочонок» и сетка — уловитель. Размеры запчастей тоже идентичны.

В выборе сеточки грубой очистки никаких премудростей нет — детали изготавливаются по единому образцу и стоят от 30 до 45 руб. Единственное предостережение: чтобы не приобрести некачественное изделие либо подделку, обращайтесь в хорошо зарекомендовавшие себя магазины. Сетка бензонасоса хоть и стоит копейки, но играет важную роль в топливной системе: улавливает крупный мусор, способный быстро засорить фильтровальную бумагу следующего элемента очистки.

Топливный фильтр «Лада Калина» из пластика

В эксплуатации пластиковый корпус не уступает металлическому по надёжности

Материал, из которого делаются вторичные фильтры, не играет большой роли. Важно содержимое «бочонка», которое нельзя увидеть или пощупать. Поэтому критериев выбора всего 3:

  • соответствие размеров корпуса и диаметра штуцеров;
  • наличие пластиковых фиксаторов;
  • бренд (производитель).

Размеры корпуса и трубок фильтра ВАЗ 1118

Крепежный хомут на «Калине» рассчитан под диаметр корпуса 56 мм

Чтобы запчасть подошла к крепёжному хомуту, диаметр корпуса должен составлять 56 мм. Внутренний размер бензиновых трубок, надеваемых на штуцеры, — 8 мм.

В магазинах продаётся множество разнообразных топливных фильтров, и далеко не все из них оснащены фиксаторами (в других машинах шланги могут фиксироваться хомутами). Деталь для «Калины» должна иметь защёлки, иначе трубки закрепить не удастся.

Пластмассовая защелка фиксирует шланг на штуцере фильтра

На территории стран бывшего СССР лучше всех зарекомендовали себя такие производители бензиновых фильтров:

  • BOSCH;
  • FRAM;
  • FILTRON;
  • SCT Germany;
  • UFI.

На данный момент машины второго поколения «Калины» оснащаются фильтрами тонкой очистки, сделанными из полиамида. Но пользователи отзываются о заводских запчастях не слишком лестно: после разборки обнаруживалось, что бумажная «гармошка» плохо приклеена к корпусу. В результате половина горючего проходила по бензопроводу без фильтрования. В то же время по практике единичных случаев нельзя однозначно утверждать, что металлические фильтры лучше пластиковых.

Элемент топливного фильтра тонкой очистки

Внутри фильтрующего элемента стоит пористая бумага, задерживающая мелкие частицы

Таблица: стоимость фильтров ВАЗ 1118

Название брендаBOSCHFRAMFILTRONSCT
Germany
UFIMANN
Цена в рублях по состоянию
на осень 2017 года
390340335230280410

Видео: сравнение элементов очистки разных брендов

Расположение топливных фильтров «Калины»

Чтобы произвести замену фильтрующих элементов на автомобилях серии ВАЗ 1117—1119, надо знать, где они установлены. Расположение деталей следующее:

    сетчатый мешочек — уловитель крупных частиц закреплён на всасывающем патрубке бензонасоса, погружённого в бак с горючим;

Расположение сеточки бензонасоса на «Калине»

Сетка для улавливания крупных частиц находится в топливном баке вместе с насосом

Элемент тонкой очистки прячется в нише справа от бака

Расположение фильтровальных элементов одинаково для всех модификаций «Калины» и не зависит от типа кузова. То есть, на «универсале» и «хэтчбеке» вы найдёте детали в тех же местах, что и на «седане».

Как поменять сетку грубой очистки

Комплекс работ по замене фильтра первой ступени состоит из нескольких этапов:

  1. Покупка новой детали.
  2. Подготовка инструмента и места ремонта.
  3. Разборка, снятие бензинового насоса и замена сетчатого уловителя.

Загрязнённая сеточка бензонасоса «Калины»

Для замены старой загрязнённой сетки необходимо снять бензонасос

Как выбирать сетчатый фильтр «Калины», описывается в предыдущем разделе. Место для ведения ремонтных работ значения не имеет, поскольку вам не понадобится автомобильная эстакада либо смотровая канава — разборка производится со стороны салона.

Подготовительный этап

В тёплое время разбирайте авто прямо на улице, но при ветреной погоде подыщите тихое место, иначе в салон нагонит пыли. Зимой удобнее работать в утеплённом гараже или боксе.

Из инструментов необходимо приготовить:

  • отвёртку крестообразная и плоская;
  • пассатижи;
  • маленькое зубило или металлическую наставку;
  • молоток;
  • чистую ветошь.

Для разборки и демонтажа бензонасоса понадобится скромный набор инструментов

Перед началом работ уберите лишние предметы с заднего ряда сидений, после чего демонтируйте сами кресла. Они перекрывают доступ к технологическому проёму с люком, ведущему к топливному баку. Последний прикреплён к днищу машины с наружной стороны.

Чтобы поменьше дышать пылью при разборке, покрытие кузова под сиденьем рекомендуется пропылесосить.

Снятие бензонасоса и замена сеточки

Первым делом необходимо стравить избыточное давление в топливной магистрали, иначе при снятии трубок струя горючего обольёт обшивку и в салоне надолго «пропишется» острый запах бензина. Существует 2 способа сбросить давление:

    Вытащите предохранитель электрической цепи бензонасоса номиналом 15 А, находящийся под крышкой в центральном тоннеле. Запустите мотор и дождитесь, пока он заглохнет от нехватки топлива. Повторите операцию 2—3 раза.

Расположение предохранителя бензонасоса на «Калине»

Предохранитель электрической цепи бензонасоса находится под крышкой на центральном тоннеле

Расположение клапана топливной рампы ВАЗ 1117–19

Патрубок с золотником стоит за двигателем справа от рампы

После снятия заднего сиденья вы получите доступ к лючку, прикрытому откидывающимся клапаном обшивки. Уберите покрытие в сторону и переходите к разборке, выполняя операции в следующем порядке:

    Возьмите отвёртку с крестообразным шлицем и выверните 4 винта, удерживающие люк. Снимите крышку.

Снятие крышки люка над бензобаком «Калины»

Люк прикручен к днищу авто на 4 винта

Для отключения разъёма нужно поддеть пальцем пластиковый язычок

Патрубки бензинового насоса «Лада Калина»

Ведущие к насосу патрубки держатся на пластиковых защёлках

Откручивание стопорной шайбы бензонасоса ВАЗ 1117–1119

Стопорная шайба ослабляется легкими ударами молотка через наставку

Снятие бензинового насоса «Калины»

Насос вытаскивайте осторожно, чтобы не повредить поплавок

Разборка бензинового насоса «Лада Калина»

Чтобы достать насос из стакана, нужно нажать на пластмассовые защёлки

Сеточка снимается и ставится на штуцер насоса от руки

В процессе разборки стоит держать пылесос под рукой. Когда вы снимете крышку люка, обнаружите под ней толстый слой пыли, который желательно убрать.

Пыль желательно убрать пылесосом, чтобы она не попадала в открытый бак

Новый сетчатый фильтр устанавливается на штуцер до характерного щелчка фиксатора, после чего узел можно собирать в обратной последовательности. Перед этим загляните внутрь стакана, где стоит бензонасос: если на дне обнаружится грязь, то удалите её ветошью либо вымойте кисточкой, смоченной бензином. Перед запуском двигателя включите и выключите зажигание несколько раз, позволяя бензонасосу поднять давление в магистрали до нормы.

Вышеописанная процедура замены фильтрующего элемента грубой очистки выполняется одинаково на «Калинах» с разными типами кузова. Та же технология применяется при ремонте автомобиля Lada Kalina Sport.

Видео: как меняется сетчатый фильтр на «Калине»

Инструкция по замене фильтра тонкой очистки

Чтобы поменять фильтрующий элемент второй ступени, потребуется эстакада или смотровая яма. Подобраться к детали забравшись под машину довольно трудно. При въезде на эстакаду примите как можно левее, так вы обеспечите удобный доступ к фильтру (он стоит справа от бака).

Крепление топливного фильтра «Калины»

Фильтр стоит справа от бака и держится хомутом

Из инструментария потребуется ключ размером 10 мм и плоская отвёртка. Порядок выполнения работ сходен с предыдущим алгоритмом замены сетки бензонасоса:

  1. Избавьтесь от давления в топливной системе одним из двух способов (описаны в предыдущем разделе).
  2. Спуститесь под автомобиль и отсоедините бензиновые шланги от фильтра. Трубки снимаются при нажатии на рычажки пластиковых фиксаторов.

Снятие патрубков бензинового фильтра ВАЗ 1117–19

Патрубок снимается после нажатия кнопки фиксатора

Снятие топливного фильтра на «Калине»

Фильтрующий элемент снимается после ослабления хомута

Как правило, все резьбовые соединения, расположенные под днищем машины, ржавеют и плохо откручиваются. Поэтому перед началом демонтажа старой детали следует обработать болт хомута аэрозольной смазкой WD-40.

Новый фильтр ставится на место с учётом направления движения топлива (указано стрелкой на корпусе) и подключается к системе в обратном порядке. Технология замены на автомобиле с 16-клапанным мотором в целом не отличается от ремонта на двигателе 8V. Во время работы вы можете столкнуться с несущественным различием в мелких деталях:

  • трубка с клапаном сброса давления бензина выходит с той же стороны, но ближе к головке цилиндров и немного под углом;
  • «бочонок» тонкой очистки держится пластмассовым зажимом, а не металлическим хомутом.

Крепление штатного фильтра ВАЗ 1119

На последних моделях «Калины» фильтрующий элемент крепится на пластиковом зажиме

Если после демонтажа старой детали вы обнаружили, что фиксаторы для топливных трубок находятся в хорошем состоянии, можете применить их повторно.

Видео: быстрая установка фильтрующего элемента ВАЗ 1117

Как часто производится замена

Производителем автомобилей «Лада Калина» установлен чёткий регламент замены расходных материалов, к которым относятся и топливные фильтры. Согласно требованиям инструкции по эксплуатации машины, их необходимо менять каждые 30 тыс. км пробега. Но учитывая разное качество топлива на заправочных станциях и условия эксплуатации авто, опытные автомеханики рекомендуют сократить максимальный интервал до таких значений:

  • для фильтра тонкой очистки — 20 тыс. км;
  • для сетки грубой очистки — 70 тыс. км;
  • при эксплуатации в северных регионах срок службы сокращается вдвое от регламента, то есть, составляет 15 и 35 тыс. км соответственно.

Некоторые автомобилисты, бережно ухаживающие за своей «Калиной», предлагают собственную периодичность замен. Принцип следующий: все расходники обновляются одновременно, вместе с заливкой свежего масла. При подобной схеме интервал уменьшается до 7—15 тыс. км в зависимости от качества моторной смазки.

По сравнению с предшественниками «Лада Калина» имеет более современное и сложное устройство. Но схема фильтрования бензина, доставшаяся в наследство от «десятого» семейства ВАЗ, осталась неизменной. Благодаря этому сохранилась возможность самостоятельно менять элементы очистки и не платить деньги за услуги автосервиса.

Читайте также: