Замена втулок шатунов ваз 21213

Обновлено: 02.07.2024

Можно ли отремонтировать шатун?

Очень часто приходится слышать от наших клиентов примерно следующее: - Только мотор собрали - а он "стуканул"! Шатунную шейку "прихватило"!
- А Вы шатуны проверяли?
- А зачем? Что с шатуном может случиться?

При сборке двигателя можно столкнуться с тем, что вроде бы шатун без видимых дефектов, а при установке на коленчатый вал шатун не крутится. Промеряют шейку вала - в допуске. Заменят шатун на новый, и всё - проблема решена. А "непроворачиваемый" шатун идёт в металлолом. Можно ли его отремонтировать? Попробуем разобраться.

(Информация и характеристики шатунов Lada 4x4 Niva указаны здесь)

Шатун, как известно, является частью кривошипно-шатунного механизма, в котором он связывает поступательно движущийся поршень и вращающийся коленвал. Нагрузки могут достигать десятки тонн, и являются знакопеременными. В таком режиме шатун работает многие годы, тысячи километров. При таких условиях неудивительно, что в шатуне будут накапливаться остаточные деформации. При капитальном ремонте редко кто из мотористов скажет, что шатун непригоден к установке - видимых повреждений нет, и .значит, всё в порядке. В большинстве случаев мотористы не располагают мерительным инструментом. А без него установить, пригоден или нет шатун к дальнейшей эксплуатации, невозможно. Лучше доверить эту операцию специалисту.

Характерными повреждениями шатунов является нарушение геометрии отверстий нижней и верхней головки, изгиб стержня шатуна, трещины.

Итак, шатун привезли к нам в мастерскую. Первое - проверим геометрию отверстий. Для этого шатун очищаем от грязи и собираем, обтянув боты (гайки) рабочим моментом. Затем нутромером проверим соответствия размера шатуна с размером, рекомендованным заводом-изготовителем. Все отклонения формы отверстия (элли-псность) должны укладываться в допуск на размер отверстия. Таким же образом проверяем и верхнюю головку. Измеряем размер диаметра отверстия, которое должно обеспечить или натяг (в прессовом соединении), или зазор (в плавающем соединении). Маленькая, но очень существенная деталь: настройку нутромера на размер, в основном, производят при помощи микрометра. При этом погрешность показаний может быть до 0,03 мм в любую сторону. Например, диаметр отверстия шатуна составляет 95 мм, значит, настроив прибор подобным образом, вы получите или 94.97 мм или 95.03 мм. Почему? Микрометр предназначен для измерения наружных поверхностей, и правильные показания он обеспечит только после контакта измерительных стержней с измеряемой деталью с определенным усилием и (главное!) выборки люфтов между гайкой и микрометрическим винтом измерительной системы микрометра. При свободном вращении нутромера подобные условия не выполняются. Как быть? Очень просто. Воспользоваться концевыми мерами длины. С их помощью можно составить любой размер и получить нужную точность. Набираем набор плит, сводим микрометр, фиксируем винт (обязательно!) - настраиваем нутромер. А лучше использовать специальное приспособление, как на фото 1.


Отверстие измерили, промерим изгиб. Для подобных замеров существует великое множество приспособлений. От электронных и механических до простой поверочной плиты. На проверочной плите невозможно измерить шатун с разной толщиной верхней и нижней головок. Электронные и механические приборы именитых фирм достаточно дорогостоящие. Но мерить-то надо. Было найдено простое и эффективное решение. Снимки многое объясняют (фото 2, 3).



Скалки, устанавливаемые в нижнюю головку, - стандартные, в качестве верхней скалки используется поршневой палец. Для систем с прессовой посадкой изготовлены скалки, обеспечивающие скользящую посадку.

Приступим к ремонту. Если отверстие нижней головки шатуна имеют незначительное отклонение, то шатун можно отремонтировать хонингованием. Например: номинальный диаметр шатуна 85 мм + 0,025, допустимый размер без ремонта - 85,04 мм. После измерения шатуна, поступившего в ремонт, имеем размер 85,06 мм с эллипсом 0,04 мм. Обрабатываем привалочную поверхность шатуна "начисто", а крышку обрабатываем до получения размера отверстия 84,97 -84,98 мм. Обработку крышки удобно контролировать, применив индикаторный глубиномер (фото 4).


Обрабатывать крышки можно на фрезерном, заточном, плоскошлифовальном станках. Но при небольших величинах съема метала удобно пользоваться вот таким приспособлением (фото 5).


Дешево и сердито. Заменив болты (при необходимости), затягиваем их до номинального усилия. Далее шатун хонингуется. Мы используем инструмент российского производства. Хонинговальная головка позволяет обрабатывать отверстие любых размеров (при использовании сменных секторов). Сменный сектор создаёт благоприятные условия для хонингования, охватывая 50% поверхности, и задаёт жесткий размер при обработке. Погрешности геометрии большого отверстия после обработки не превышают 0,005 мм (фото 6).


В случае если произошел проворот вкладышей или их расплавление, без расточного станка не обойтись. Как правило, после подобных действий отверстие деформируется очень сильно - до 0,5 мм. Технология ремонта, как и в первом случае: обработка шатуна "начисто", обнижение крышки на необходимую величину, расточка.

Расточку производим на расточном станке, оборудованном приспособлением для закрепления шатунов. При этой операции важно снять как можно меньше металла с шатуна, почти весь припуск необходимо снять с крышки. Если это условие не выполнить, то будут проблемы с получением необходимого межосевого расстояния. После расточки шатун хонингуем. Хонингование позволит получить помимо точного размера ещё и хороший контакт вкладыша с шатуном.

С нижней головкой разобрались -перейдем к верхней. Для восстановления изношенной втулки её необходимо заменить. Изношенная втулка выпреcсовывается при помощи пресса (фото 7).


Промеряем диаметр посадочного отверстия. В случае проворота или разрушения втулки посадочное отверстие почти в 100% случаев приходит в негодность. Отремонтировать отверстие можно расточкой на больший диаметр с последующей установкой увеличенной втулки, если это возможно. Например, шатун двигателя ЯМЗ-236 имеет диаметр посадочного отверстия 58 мм, а в запчасти поставляется втулки наружным диаметром 59 мм. Втулка выполнена из бронзы. Современные моторы имеют, как правило, биметаллическую втулку, т.е. на стальной лист гальванически нанесён слой бронзы или латуни. Производители шатунов увеличенные втулки в запчасти не поставляет. Не следует менять биметалл на втулки, выточенные из бронзы или латуни, так как их толщина не позволит эксплуатировать их без разрушений.

Пример из нашей практики: поступили в ремонт шатуны двигателя ЯМЗ, на которых бронзовая втулка заводом-изготовителем заменена на биметаллическую. Толщина биметаллической втулки составляла 2 мм. Подобных втулок не оказалось, поставщик обещал поставить втулки в течение недели. Клиенту надо ехать, машина стоит - денег нет. А втулки он уже купил старого образца, бронзовые, 4 мм стенка. "Проточите мне эти, и я поехал". Под его ответственность проточили бронзовые втулки, уменьшив толщину с 4 до 2 мм. Двигатель отработал 15 000 км до полного разрушения втулок. Претензий не было, но неприятный осадок остался.

Ну вот, устанавливаем новую втулку, используя пресс или жидкий азот (соблюдя меры предосторожности). На тонкостенных втулках выполняем операцию дорнирования для получения надежной фиксации втулки в посадочном месте. Сверлим (если необходимо) отверстия для подвода масла.

Следующий шаг - обработка до нужного размера. Обычно используются развертки (или как говорят "рейберы"). Оставим разворачивание для умельцев из гаражей. Мы будем растачивать на станке с соблюдение межосевого расстояния (фото 8).


Вот этот-то размер выдержать при обработке развёрткой вам никак не удастся. Да и получить параллельность и нескрещивание осей верхней и нижней головок не удастся. Никак. Нужен станок, обеспечивающий достаточно жесткости для получения необходимой точности обработки отверстия и чистоты обработанной поверхности. Ещё один вопрос - как крепить шатун? Из всех возможных вариантов напрашивается один - базироваться по обработанному отверстию под вкладыши. Из всех вариантов креплений выберем самый жёсткий: с помощью разжимного кольца (фото 9).


Из недостатков данной системы: необходимо иметь очень много колец. Но качество, прежде всего.

Неперпендикулярность расточной головки со столом станка не превышает 0,01 мм, т.е. параллельность осей заложена точностью станка и очень высока. Межосевое расстояние устанавливается с помощью оптического - отсчётного устройства и позволяет устанавливать расстояние с точностью 0,01 мм. На данном приспособлении можно исправлять незначительный прогиб шатуна без правки.

Кстати: в нашей мастерской используется оборудование, произведенное в бывшем СССР, если можно так сказать - отечественное. Все станки прошли капитальный ремонт, за ними осуществляется соответствующий уход. Проводятся регулярные поверки точностных параметров. Наше оборудование ничем не уступает импортному, широко разрекламированному и очень дорогостоящему.

Вот вроде бы и всё о ремонте шатуна. Конечно, есть много мелочей, которые составляют "головную боль" ремонтника. Но главное - результат! А результат должен радовать наших клиентов.

5 ЗАМЕНА ВТУЛКИ ШАТУНА ( для шатунов 21213/2110-1005045 ).

5.1 Выпрессовать изношенную втулку (оправка 67.7853-9611, пресс типа Р 324 ГАРО или молоток, подставка технологическая).

5.2 Запрессовать новую втулку в шатун (пресс по п.5.1 и оправка 67.7853-9610).

5.3 Просверлить отверстие во втулке диаметром 4 мм через отверстие в головке шатуна (сверло диаметром 4 мм, машина сверлильная пневматическая типа МП-12-120/0,8).

Дубликат Взам. Подп.

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

6.1 Подобрать поршни и поршневые пальцы:

- промерить диаметры цилиндров и поршней и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем. Промер диаметра цилиндра производить по п.4.2.1 настоящей ТИ. Промер диаметра поршня производится в плоскости перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 52 мм от днища поршня (микрометр МК 100-1).

Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,025…0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.

Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор 0,05 мм. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, Б, С, Д и Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец на три категории (1, 2, 3) через 0,004 мм. В запасные части поставляются поршни номинальных (76 мм, 79 мм или 82 мм) и ремонтных (увеличенных на 0,4 мм или 0,8 мм) размеров классов А, С, Е. Класс 1, рис.39, поршня (буквы А, С или Е) и категория 2 отверстия под поршневой палец (цифра 1, 2 или 3) наносятся на

днище поршня методом клеймения. Ремонтные поршни, диаметр которых увеличен на 0,4 мм или на 0,8 мм, маркируются треугольником или квадратом соответственно. Маркировка 3 наносится рядом с маркировкой класса поршня и категории отверстия под поршневой палец методом клеймения.

Подбор поршней ремонтных размеров по диаметру производить согласно таблице 19 в соответствии с моделью двигателя.

Ремонтный размер цилиндра, мм

Диаметр цилиндра после

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- произвести подбор поршней по массе. По массе поршни одно-

го двигателя не должны отличаться друг от друга более, чем на ± 2,5 г. В запасные части поршни поставляются в упаковке по 4 шт. одной весовой группы. При отсутствии комплекта поршней одной весовой группы произвести подгонку поршней по массе удалением части металла путем сверления углублений на основании бобышек под поршневой палец, как показано на рисунке.40. Глубина сверлений не

должна быть более 4,5 мм (весы типа ВЛТ-10-1, машина пневматическая сверлильная типа ИП-1011, сверло диаметром 8 мм);

- подобрать поршневые пальцы по диаметру отверстий в бобышках поршней в соответствии с маркировкой категории, обозначенной на днище поршня (цифра 1, 2 или 3).

- проверить посадку выбранных поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и не выпадать, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 41. При тугой или слабой посадках палец подлежит замене на палец другой категории, соответственно меньшей или большей.

6.2 Подобрать поршневые кольца.

Номинальный или ремонтный размеры поршневых колец указаны на упаковке. На торцевых поверхностях чугунных поршневых колец ремонтных размеров имеется маркировка величины ремонтного увеличения в сотых долях миллиметра (40 или 80).

- произвести при необходимости расконсервацию поршневых колец (уайт-спирит, салфетка техническая или ветошь обтирочная);

- проверить зазоры по высоте между поршневыми канавками и кольцами и зазоры в замках колец. Зазор между кольцом 1, рис.42, и стенкой канавки поршня 2 для верхнего компрессионного кольца должен быть от 0,04 до 0,07 мм, для второго - от 0,03 до 0,06 мм, для чугунного маслосъемного кольца - от 0,02 до 0,05 мм. Для стальных трехэлементных маслосъемных колец данный зазор не измеряется. Зазор в замке поршневых колец должен быть от 0,25 до 0,45 мм. Поршневое кольцо с зазором в замке превышающем 0,45 мм заменить, при зазоре менее 0,25 мм допускается запилить стыковые поверхности кольца (набор щупов, надфиль).

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

6.3 Собрать шатунно-поршневую группу:

чатки); - установить на валик 1, рис.43, приспособления поршневой

палец 2, направляющую 3 и завернуть упорный винт 4. Винт 4 не затягивать во избежание заклинивания пальца при его расширении от контакта с нагретым шатуном (приспособление А.60325 – для поршней 2101 - 1004015 ,

приспособление А.60325 и технологическая шайба с внутренним диаметром 15 мм, наружным диаметром 21,5 мм и толщиной 4 мм – для поршней 2108/21083 – 1004015 , приспособление

02.7853-9500 – для поршней 21011/2105 1004015 );

- извлечь из электропечи нагретый шатун, быстро закрепить его за нижнюю головку в тисках (тиски с алюминиевыми накладками, перчатки);

- надеть поршень на головку шатуна, совместить отверстие под поршневой палец с отверстием верхней головки шатуна и ввести в отверстие приспособление в сборе с поршневым пальцем 1, рис.44, до упора заплечиков валика 2 в бобышку поршня. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца;

- смазать поршневой палец моторным маслом. Масло наносить после охлаждения шатуна через отверстия в бобышках поршня (масло моторное);

- проверить качество запрессовки пальца в шатун (приспособление А.95615, ключ динамометрический типа 02.7812-4013);

- закрепить в тисках основание 1, рис.45, приспособления. Ослабить рукояткой 4 крепление кронштейна 5 и опустить кронштейн с индикатором 6 вниз;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- ввести в отверстие поршневого пальца резьбовой стержень 9 до упора головки 8 стержня в торец пальца. Ввести резьбовую часть стержня в основание 1 приспособления и навернуть гайку 2 до выбора возможных зазоров;

- приподнять кронштейн 5 до горизонтального положения, закрепить его рукояткой 4 и установить шток 7 индикатора 6 на головке 8 резьбового стержня. Ввернуть упор 3 стержня и установить на ноль шкалу индикатора;

- создать динамометрическим ключом момент затяжки гайки 2 от 13,0 до 14,0 Н.м (от 1,3 до 1,4 кгс.м), что соответствует осевой нагрузке на палец от 400 до 430 кгс.

Посадка пальца считается правильной, если после возвращения гайки 2 в исходное положение стрелка индикатора 6 возвращается на ноль. В случае перемещения (проскальзывания) пальца

в верхней головке шатуна шатун подлежит замене;

- для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 –

установить в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 1, рис. 46, стопорное кольцо 2 поршневого пальца. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 1 и шатун 4. Маркировка номера цилиндра на шатуне и маркировка на поршне должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 2 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное);

- установить поршневые кольца;

- нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное);

- установить на поршень маслосъемное чугунное или стальное кольцо. Перед установкой чугунного маслосъемного кольца расположить стык пружинного расширителя диаметрально противоположно замку кольца. Детали стального трехэлементного маслосъемного кольца устанавливать в следующей последовательности:

расширитель; верхнее маслосъемное кольцо;

нижнее маслосъемное кольцо.

Стык расширителя должен располагаться острием вверх, как показано на рисунке 47. Не допускается соединение концов расширителя внахлест. Подгонка расширителя не допускается;

- установить нижнее компрессионное кольцо так, чтобы имеющаяся на нем маркировка "ВЕРХ" или "ТОР" была обращена к днищу поршня, а выточка на кольце - в противоположную сторону;

- установить верхнее компрессионное кольцо;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- произвести ориентацию замков колец на поршне. Для комплекта колец с чугунным маслосъемным кольцом ориентацию замков произвести согласно рис.48. Для комплекта со стальным маслосъемным кольцом - согласно рис.49.

6.4 Установить коленчатый вал:

- установить и закрепить блок цилиндров на стенде Ач.22204 (инструмент и оснастка по

- подобрать комплекты вкладышей. Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленвала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек. Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров, на наружной поверхности, нанесена маркировка величины ремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00);

- смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное);

- уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников и в постель третьего коренного подшипника;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- на двигателях ВАЗ 2101 - 2106, 21073, 2121, 21213 - 21214-10, 2123, 2130 - запрессо-

вать в коленчатый вал передний подшипник первичного вала коробки передач (молоток с пластмассовым бойком);

- уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить два упорных полукольца:

- на двигателях ВАЗ 2101 - 2106, 21073, 2121, 21213 - 21214-10, 2123, 2130 - в гнезда задней опоры;

- на двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 2112 - в гнезда средней опоры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминиевое полукольцо (дет.2101-1005183), со стороны маховика - металлокерамическое (желтого цвета,

- установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса;

- завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников в соответствиями с требованиями Приложения 2 (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111);

- проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый

вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей;

- проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рис.50, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4. Осевой зазор коленчатого

вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминиевые полукольца имеют на стальной основе маркировку "Р". Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская - 2 шт., микрометр МК 25-1).

6.5 Установить держатель заднего сальника и маховик:

- нанести на посадочную поверхность заднего сальника коленчатого вала герметик и запрессовать сальник в держатель. Попадание герметика на рабочую поверхность сальника не допускается (для двигателей ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 2112 оправка 67.7853-9571, моло-

По вопросу втулок верхней головки шатуна. Кто с теорией поможет?

Сижу, обтекаю и ломаю голову что делать дальше.Суть в следующем. В нашем двиге втулки в верхней голове шатуна по каталогу нет, а реально есть и посадка в пальце плавающая. Явно то что, у меня эти втулки уже подразбило - три новых пальца можно затолкнуть туда только постукивая молоточком, а в одном болтается слегка. Втулок на пальцы 22мм в нашей вотчине пруд пруди - от москвичя 2140 бронзовая, от ваз 2110 - сталебронзовая. и все разрезные. Взял я сталебронзовые втулки от ваза и отнес в "механику". Пресанули они мне их на три шатуна, а разворачивать под пальцы неполучаицо, так как снимать надо слишком много и бронзовый слой выносится нафих. То есть диаметр посадки под эти втулки должен быть 24мм скорее всего, а у меня 23. Напрашивается вывод - ставить тупо бронзовые втулки от 2140 или искать сталебронзовые с толщиной стенок 0.5 - а такие бывают сталебронзовые ленты?? И второй вопрос - развернуть втулки самому возможно и чем это делается или обязательно нужен высокоточный станок?? А пресануть бронзавую на тисочках я и сам смогу. Вот тебе и мастера в "Механике" - предложили мне доплатить четыре косаря, чтобы расточить голову шатуна и впихнуть дорогущую втулку от мерса с посадкой на 24мм. Забрал шатуны и репу чешу - хорошо часть бабла вернули - большую часть Нашел - ручные развертки, а к ним номера - а какой мне нужен - первый или второй и букавки там H7 H8 H9 A?? А к развертке достаточно дрели или станок сверлильный для точности прибомбить надо?

Нашел - ручные развертки, а к ним номера - а какой мне нужен - первый или второй и букавки там H7 H8 H9 A?? А к развертке достаточно дрели или станок сверлильный для точности прибомбить надо?

Буква Н - допуск в посадке в плюс (т.е. больне требуемого), если буква h будет - допуск в минус.7,8,9 означает сотые доли мм, т.е. 0.07; 0.08; 0.09 соответственноЕсли я в конец не забыл "Детали машин" В ручную втулки не развернёшь - нарушишь соосность пальца.В станке - х.з., насколько станок изношен

Ясно. пасиб. Значит буим искать контору, которач всетки воткнет в шатуны втулки без расточки головки шатуна, а может и втулки сделает. Оказывается есть сталебронзовые трубы-заготовки для нарезки втулок - навеняка с разными толщинами стенок.

Я думал ты технологию опишешь . а ты

Сижу, обтекаю и ломаю голову что делать дальше.

Я думал ты технологию опишешь . а ты

Да я то разберусь , другим то интересно будет
Прав, прав. Но хотения пожалуй мало - нужно намерение с точки зрения психологии или чего-то там. А втулки найду конечно - главно с размерами определился 24мм наружный, 22мм внутренний и понял, что там натяг не большой - в смысле тисочками сам запресую. Ну а развертывать отдам в профи. А б/у пусть даже в приличном состоянии не хочу: как ты сказал - это не интересно И дело вовсе не в деньгах, а именно в интересе

А на Механике свет клином сошёлся? Есть и более достойные конторы. Допустим, Иномотор, Мотортехнология, АБинжиниринг, итд. Порядок расположения контор ни разу не зависит от какчества.

Конечно не сошелся, просто в пятистах метрах от мово дома. Да я и не в претензии к ним - просто ожидаешь, что профи знает больше и вовремя тебя тормознет, а тут что просил, то и получил, не осознавая, что не в ту степь гребу И пасибки всем - определился боле-менее куда копать.

А на Механике свет клином сошёлся? Есть и более достойные конторы. Допустим, Иномотор, Мотортехнология, АБинжиниринг, итд. Порядок расположения контор ни разу не зависит от какчества.

По ходу нашел два варианта:1. От BMW M10 или M30, но ширина на 1мм меньше 22х24х24, а нужно 22х24х252. От какой-то Тойоты с двигом M,2M,3M(не знаю модели) - 22,009 x 24 x 24,80 (настораживает тысячные в размере пальца)Второй вариант ближе, но минимальный диаметр вала 22,009 мм, максимальный 22,029 - болтаться палец будет что-ли - палец-то 22,000Фигня - от тойоты Cressida, Taiho - точняк 22,000 х 24 х 27,8 - по ширине резать придется 2,8 мм - эту втулку и закажу.

Делал себе: запрессовал новую втулку в прессе, прогнал через протяжку (скажешь нормальному токарю "нужна протяжка" сделает), сделал небольшой хон наждачкой 320 вручную - палец свободно вращается во втулке. Пока не заводил

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21213-1000260

Технические характеристики блока цилиндров ВАЗ-21213

Блок цилиндров двигателя ВАЗ-21213 имеет следующие габариты:

Размер, ммПредельный допуск, мм
Диаметр одного цилиндра820.05 мм
Высота блока (от верхней плоскости до оси коленвала)214.580.15
Межцилиндровое расстояние95
Диаметр расточки опор коленвала54.520.013

Существует пять размерных классов, каждой из которых присваивается определенная буква латинского алфавита – от А до E. Для ВАЗ-21213 каждый из классов имеет зазор в 0.010 мм – от 82.0 .. 82.010 мм для класса А до 82.040…82.050 для класса Е.

Для поршней используется стандартная буквенно-циферная маркировка с обозначением размерной группы (А-Е), классом диаметра отверстия под поршневой палец (от 1 до 3), а также стрелка – она указывает направление к передней части двигателя.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21213-1000260

Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Двигатель ВАЗ 21213 может применяться для установки на автомобили ВАЗ «Нива»: 2121, 21213, 21214, 2131; «Надежда» 2120 и их модификации.

Данный ДВС разрабатывался специально под автомобиль «Нива» ВАЗ-21213. По межцентровому расстоянию цилиндров в 95 мм., его можно отнести к группе ДВС устанавливаемых на заднеприводные автомобили. Располагались они в моторном отделении продольно оси автомобиля.

На двигателе установлен коленчатый вал 21213-1005015. По своим параметрам он соответствует коленчатому валу 2103 и обеспечивает ход поршня – 80мм. (радиус кривошипа – 40мм.). Вал имеет дополнительные противовесы снижающие вибрацию. На каждой шатунной шейке имеется два маслоподводящих отверстия. Диаметры шеек вала увеличены на 0,02мм. При использовании стандартных вкладышей, это уменьшение зазоров оптимизирует толщину масляного слоя между шейкой вала и поверхностью вкладыша. В тоже время снижение зазоров улучшает динамические характеристики вала. Коленчатый вал 21213 рекомендован к установке вместо вала 2103.

Для двигателя разработана новая поршневая группа. Поршень 21213 оригинальной конструкции, на днище имеет специфическую овальную лунку. Для диаметров поршней определены классы соответствующие классам цилиндров. Отверстие под поршневой палец диаметром 22мм. В поршне отверстие под поршневой палец смещено на 1,2мм от оси поршня. Маркировка класса поршня по диаметру и по размеру отверстия пальца указываются на днище поршня. Поршневой палец, длиной 67мм, фиксируется в поршне стопорными кольцами. Вес поршня составляет 347гр. При изготовлении все поршни доводятся до одного веса.

Шатун 21213-1004045 имеет новую конструкцию. Длина шатуна составляет 136 мм. Размеры отверстий: под шатунную шейку — 47,8мм; поршневой палец – 22мм. Для стяжки крышки шатуна использованы новые болты, обеспечивающие надежность и точность сборки.

Головка цилиндров 21213-1002011(для двигателя объемом – 1,7л.) конструктивно похожа на головку 21011, но имеет ряд отличий. Высота головки 21213 составляет 111,0мм, что ниже головки 21011 на 1,8мм. Размер камеры сгорания — 81х52 мм, объем 30 см3.

Для двигателя разработан новый распределительный вал 21213-1006010. Изменена форма кулачков, для увеличения хода впускного клапана. Применяются клапаны и клапанный механизм от двигателя 2101.

Привод распредвала – цепной. Цепь двухрядная втулочно-роликовая мод. 2103. Применяется новый удлиненный башмак натяжителя.

Изменения в системе питания — использование карбюратора 21073 типа «Солекс».

На двигателе ВАЗ 21213 установлена бесконтактная система зажигания. За создание управляющих импульсов для коммутатора отвечает датчик-распределитель зажигания 3810.3706. В системе зажигания применяется модель коммутатора — 3620.3734. Катушка зажигания — 27.3705.

  • Автор: admin
  • Распечатать

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
Похожие записи:

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2130-1000260

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2106-1000260

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2103-1000260

Капитальный ремонт поршневой группы

При выработке узлов поршневой группы производится капитальный ремонт, который включает в себя расточку цилиндров до ремонтного размера, а также последующее хонингование стенок цилиндров. Как правило, капитальный ремонт требуется после 120 тысяч км.

Существуют уже готовые ремкомплекты, которые в числе прочих запчастей включают в себя поршни «ремонтного размера». Ремонтные размеры поршней ВАЗ 21213 составляют 82.4 мм для первого размера и 82.8 мм для второго. Это диаметр наружной части самого поршня, под который производится расточка цилиндра.

Так как визуально определить диаметр такого поршня не представляется возможным, для этого на них наносится специальная маркировка. Так как цифры могут затереться и исказить информацию, в качестве маркировки ремонтного используются геометрические фигуры: треугольник для первого размера и квадрат для второго. Они наносятся рядом со стандартной маркировкой.

Для таких поршней в комплекте используются специальные кольца соответствующего «ремонтного размера». Каждое кольцо имеет маркировку «40» или «80».

Ремонтные размеры цилиндров и поршней мотора ВАЗ 21213 при проведении капитального ремонта

А еще интересно: Характеристика двигателя НИВА 2121 — Магазин автозапчастей и аксессуаров для автомобилей Нива и NIVA-Chevrolet

Ремонт и эксплуатация автомобиля ВАЗ 21213

Ремонт и эксплуатация автомобиля ВАЗ 21213

2.8. Шатунно-поршневая группа

2.8.1. Особенности устройства

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Основные размеры шатунно-поршневой группы

Основные размеры шатунно-поршневой группы

Маркировка поршня и шатуна

1 – стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 – ремонтный размер; 3 – класс поршня; 4 – класс отверстия для поршневого пальца; 5 – класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 – номер цилиндра

Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна

Поршень – алюминиевый литой. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.

По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. По высоте она коническая, а в поперечном сечении – овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (см. рис. Маркировка поршня и шатуна).

Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На днищах этих поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат – на 0,8 мм.

Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

Поршневой палец

Поршневой палец – стальной, полый, плавающего типа, т. е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.

По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка – первый, зеленая – второй, а красная – третий класс.

Поршневые кольца

Поршневые кольца – изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо – с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо – с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной (расширителем).

На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.

Шатун – стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 6 (см. рис. Маркировка поршня и шатуна) цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.

По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (см. табл. Классы шатунов по массе верхней и нижней головок), маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16, 5 и 35,5 мм (рис. Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна).

Классы шатунов по массе верхней и нижней головок

Слабые места силового агрегата ВАЗ 21213

  • Водяной насос;
  • Сальники двигателя, МКПП и раздаточной коробки;
  • Генератор;
  • Стартер;
  • МКПП;
  • Прокладка крышки клапанов;
  • Соединения патрубков системы охлаждения;
  • Радиатор;
  • Термостат;
  • Расширительный бачок;
  • Вакуумный усилитель тормозов.

Водяной насос (помпа) отмечается частыми выходами из строя на новых автомобилях после 2 000 км.

Сальники в следствие низкого качества требуют более частой замены, чем это требуется согласно руководству по эксплуатации.

Генератор имеет высокую вероятность отказа. Как правило, он сгорает даже на новых авто не достигших пробега 4 000-10 000 км.

Чип-тюнинг Нива 4х4

Стартер имеет низкий ресурс работы без ремонта.

На коробке передач, одним из частых дефектов является вылет пятой передачи. Кроме того, появляется не полное включение передач.

Прокладка клапанной крышки со временем теряет свойства, и пропускает масло наружу.

А еще интересно: Замена масла в переднем и заднем мостах ВАЗ Нива

Соединения патрубков системы охлаждения в местах установки хомутов не надежные и очень рано теряют герметичность, что чревато потерей тосола.

Радиатор течет. Проблема происходит по причине появления трещин в трубном пакете радиатора сопровождающихся потерей охлаждающей жидкости. Данный дефект принял массовый характер.

Термостат не обеспечивает тепловой режим охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя. Проявление данной проблемы не является исключением. Причина дефекта в отказе клапанного механизма внутри термостата. Для проверки исправной работы термостата достаточно после запуска мотора опустить ладонь на нижний (отводящий) шланг, по которому горячий тосол циркулирует в радиатор для охлаждения. При исправной работе термостата через некоторое время шланг должен стать горячим, если шланг остался холодным термостат подлежит замене.

Расширительный бачок трескается и вытекает тосол. Появление трещин происходит по причине отказа паровоздушного клапана в пробке бачка вследствие повышения давления.

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ). Проявляется тугостью педали тормоза. Возможно плавание оборотов при выжиме педали тормоза, а также шипение. Проблема решается заменой вышедших из строя резинотехнических изделий, заменой хомутов в соединениях.

  • Вибрация на скорости 80-90 км;
  • Ненадежность конструкции натяжителя ГРМ;
  • Модуль зажигания;
  • Шумит бензонасос;
  • Низкий крутящий момент;
  • Длинный ход рычага коробки передач;
  • При порыве цепи ГРМ гнутся клапаны;
  • Вибрация рычага переключения передач;
  • Слабая динамика на трассе из-за недостаточной мощности.

Масляный насос Нива

Замена втулок шатунов ваз 21213

Основные размеры шатунно-поршневой группы показаны на рисунке 1

Поршень — алюминиевый литой

При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.

Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя ВАЗ-2123

По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (A, B, C, D, E) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму.

По высоте она бочкообразная, а в поперечном сечении — овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм.

Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня

Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.

На днищах этих поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата.

Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.

Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

Поршневой палец — стальной, полый, плавающего типа, тесть свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.

По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — первый, зеленая — второй, а красная — третий класс.

Поршневые кольца — изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью.

Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной (расширителем).

На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.

Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности не взаимозаменяемы.

Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 6 (см. рисунок 2) цилиндра, в который они устанавливаются.

При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.

По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (таблица), маркируемые краской на стержне шатуна.

На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (рисунок 3).

Классы шатунов по массе верхней и нижней головок

Масса головок шатуна, г.

С выпуска 2012 года массы головок шатунов немного изменились

Масса головок шатуна, г.

класс

Цвет

маркировки

Верхней

Нижней

Подбор поршня к цилиндру

Расчетный минимальный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) равен 0,025— 0,045 мм. Он определяется как разность минимального размера цилиндра и максимального размера поршня и обеспечивается установкой поршней того же класса, что и цилиндры.

Максимально допустимый зазор (при износе деталей) —0,15 мм.

Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, то необходимо заново подобрать поршни к цилиндрам, чтобы зазор был возможно, ближе к расчетному.

В запасные части поставляются поршни классов A, C, E. Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с небольшим перекрытием размеров.

Например, к цилиндрам классов B и D может подойти поршень класса C.

Разборка и сборка

Извлеките из поршня стопорные кольца поршневого пальца, выньте палец и отсоедините шатун от поршня.

Снимите поршневые кольца.

Шатунные болты запрессованы в шатун. Поэтому, чтобы не нарушить посадки болта в шатуне, не допускается выпрессовывать болты из шатунов при разборке двигателя и шатунно-поршневой группы.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке пометьте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя.

Сборка

Перед сборкой подберите палец к поршню и шатуну. У новых деталей класс отверстий под палец в шатуне и поршне должен быть идентичен классу пальца.

Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя ВАЗ-2123

Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя ВАЗ-2123

У деталей бывших в эксплуатации, для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна от простого нажатия большого пальца руки (рисунок 4) и не выпадал из него, если держать поршень как показано на рисунке 5.

Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если в поршень вставлялся палец третьей категории, то замените поршень палец и шатун.

Сборка шатунно-поршневой группы выполняется в порядке, обратном разборке.

После установки поршневого пальца смажьте его моторным маслом через отверстия в бобышках поршня.

Поршневые кольца устанавливайте в следующем порядке.

Смажьте моторным маслом канавки на поршне и поршневые кольца.

Ориентируйте поршневые кольца так, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом 45˚ к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца — под углом приблизительно 180˚ к оси замка верхнего компрессионного кольца, а замок маслосъемного кольца — под углом приблизительно 90˚ к оси замка верхнего компрессионного кольца

Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой вниз (см. рисунок 1). Если на кольце нанесена метка «Верх» или «ТОР», то кольцо устанавливайте меткой вверх (к днищу поршня).

Перед установкой маслосъемного кольца проверьте, чтобы стык пружинного расширителя располагался со стороны, противоположной замку кольца.

Проверка технического состояния

Очистите поршень от нагара и удалите все отложения из смазочных каналов поршня и шатуна.

Тщательно осмотрите детали. Трещины любого характера на поршне, поршневых кольцах, пальце, на шатуне и его крышке не допускаются. Если на рабочей поверхности вкладышей имеются глубокие риски, то замените вкладыши новыми.

Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя ВАЗ-2123
Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя ВАЗ-2123

Зазор между поршневыми кольцами и канавками проверяйте набором щупов, как показано на рисунке 6, вставляя кольцо в соответствующую канавку.

Расчетный зазор (округленный до 0,01 мм) для новых деталей составляет для верхнего компрессионного кольца 0,04—0,07 мм, для нижнего — 0,03—0,06 мм и для маслосъемного — 0,02—0,05 мм. Предельно допустимые зазоры при износе —0,15 мм.

Зазор в замке поршневых колец проверяйте набором щупов, вставляя кольца в калибр (рисунок 7), имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском 0,003 мм.

Для колец нормального размера диаметром 82 мм можно применять калибр 67.8125.9502.

Зазор должен быть в пределах 0,25—0,45 мм для всех новых колец. Предельно допустимый зазор при износе — 1 мм.

Как проще поменять поршневые кольца на ваз 2121 (нива)

1. Извлеките из поршня стопорные кольца поршневого пальца, выньте палец и отсоедините шатун от поршня. Снимите поршневые кольца. 2. Шатунные болты запрессованы в шатун. Поэтому, чтобы не нарушить посадки болта в шатуне, не допускается выпрессовывать болты из шатунов при разборке двигателя и шатунно-поршневой группы. 3. Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке пометьте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя.
1. Перед сборкой подберите палец к поршню и шатуну. У новых деталей класс отверстий под палец в шатуне и поршне должен быть идентичен классу пальца.



4. Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если в поршень вставлялся палец третьей категории, то замените поршень, палец и шатун. 5. Сборка шатунно-поршневой группы выполняется в порядке, обратном разборке. 6. После установки поршневого пальца смажьте его моторным маслом через отверстия в бобышках поршня. 7. Смажьте моторным маслом канавки на поршне и поршневые кольца. 8. Ориентируйте поршневые кольца так, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом 45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца – под углом приблизительно 180° к оси замка верхнего компрессионного кольца, а замок маслосъемного кольца – под углом приблизительно 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца. 9. Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой вниз (см. рис. Маркировка поршня и шатуна). 10. Если на кольце нанесена метка «Верх» или «ТОР», то кольцо устанавливайте меткой вверх (к днищу поршня). 11. Перед установкой маслосъемного кольца проверьте, чтобы стык пружинного расширителя располагался со стороны, противоположной замку кольца.

ВАЗ-21213 (Нива). Проверка технического состояния

1. Очистите поршень от нагара и удалите все отложения из смазочных каналов поршня и шатуна. 2. Тщательно осмотрите детали. Трещины любого характера на поршне, поршневых кольцах, пальце, на шатуне и его крышке не допускаются. 3. Если на рабочей поверхности вкладышей имеются глубокие риски, то замените вкладыши новыми.

Характеристики двигателя нивы

Годы выпуска – (1994 – наше время) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – карбюратор (21213) /инжектор (21214) Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 2 Ход поршня – 80мм Диаметр цилиндра – 82мм Степень сжатия – 9,4 Объем двигателя Нива 21213 – 1690 см. куб. Мощность двигателя Нива 21213 – 81 л.с. /5200 об.мин Крутящий момент – 125Нм/3000 об.минТопливо – АИ93 Расход топлива — город 11.5л. | трасса 8.3 л. | смешанн. 10.

5 л/100 км Расход масла — 700 гр на 1000 кмМасса двигателя Нива — 117 кгГабаритные размеры двигателя Нивы 21213 (ДхШхВ), мм — Масло в двигатель Нивы 21213: 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40Сколько масла в двигателе нива 21213/21214: 3.75 л. При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс двигателя Нива : 1. По данным завода – 80 тыс.км 2. На практике – до 150 тыс.км

ТЮНИНГ Потенциал – 200 л.с. Без потери ресурса – 90 л.с.

Двигатель устанавливался на: ВАЗ 21213 «Нива»ВАЗ 21214 «Нива»Chevrolet Niva

Шатунно-поршневая группа (снятие, замена, размеры, маркировка)

При необходимости демонтаж ШПГ двигателя можно выполнить на автомобиле, не снимая двигатель.

Полную информация по демонтажу и разборке и сборке ШПГ см. в разборке двигателя

Основные размеры шатунно-поршневой группы


Маркировка поршня и шатуна

1 — стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 — ремонтный размер; 3 — класс поршня; 4 — класс отверстия для поршневого пальца; 5 — класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 — номер цилиндра Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна (до указанных размеров)

Классы шатунов по массе верхней и нижней головок

Масса головок шатуна, гКлассЦвет маркировки
верхнейнижней
186+2519+3Абелый
525+3Вголубой
531+3Скрасный
190+2519+3Dчерный
525+3Ефиолетовый
531+3Fзеленый
194+2519+3Gжелтый
525+3Нкоричневый
531+3Iоранжевый

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Снимаем поддон картера двигателя (см. тут).



Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).



Молотком с пластмассовым бойком (или молотком с бойком из мягкого металла) наносим легкие удары по боковым поверхностям крышки, чтобы ослабить ее посадку на шатунных болтах.



Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем шатун вверх до выхода поршня из цилиндра.


. и вынимаем поршень с шатуном в сборе.

Аналогично демонтируем поршни с шатунами других цилиндров.

Установку ШПГ проводим в обратной последовательности (см. также Переборка двигателя). (

Конструкция ДВС

Несмотря на увеличившийся диаметр цилиндра (79 мм вместо 76 мм) капитальный ремонт мотора 21011 производится в плановом порядке, как и указывает официальный мануал. Все принципиальные конструктивные особенности остались прежними:

  • верхнее позиционирование распределительного вала механизма ГРМ;
  • межцентровое расстояние цилиндров для возможной расточки;
  • цепной привод ГРМ;
  • облеченная головка блока цилиндров.

Компоновка поршневой группы превзошла возможности оригинала – мотор стал приемистым практически без увеличения расхода бензина.

Сборка двигателя Ваз-21213

Сборка двигателя ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров

Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи втулки для обжима колец и центрирующие втулки головки цилиндров (показаны стрелками)

Установка поршня с поршневыми кольцами

Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи втулки для обжима колец и центрирующие втулки головки цилиндров (показаны стрелками)

Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников

2 – метка на корпусе подшипников

Установка масляного насоса

2 – фиксатор сливной трубки;

3 – сливная трубка маслоотделителя Метки на крышках коренных подшипников

Cчет опор ведется от передней части двигателя.

Порядок затягивания болтов головки цилиндров

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите на стенд чистый блок и заверните в него отсутствующие шпильки. 2. Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливайте новые сальники коленчатого вала. 3. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности. В остальные гнезда блока цилиндров уложите вкладыши с канавкой, а в соответствующие крышки – вкладыши без канавки.

4. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца.

Предупреждение Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой).

С передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

5. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников). Затяните болты крепления крышек.

6. Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рисунке. 7. Перемещая вал отвертками замерьте индикатором осевой свободный ход вала. Он должен быть в пределах 0,06–0,26 мм. 8. Если свободный ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины. 9. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. 10. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011, и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров. 11. Установите по двум центрирующим втулкам (указаны красными стрелками) переднюю крышку картера сцепления (черными стрелками указаны установочные штифты сцепления). 12. Прикрепите крышку гайками к держателю заднего сальника. 13. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала. 14. С помощью втулки 67.8125.9502 для обжима поршневых колец вставьте в цилиндры поршни с шатунами .

Предупреждение Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

15. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. 16. Установите шатуны и крышки на шейки коленчатого вала и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна. 17. Установите на коленчатый вал звездочку. 18. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем. 19. Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки и установите по ним прокладку головки цилиндров.

Предупреждение При сборке двигателя необходимо всегда устанавливать новую прокладку под головку цилиндров. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается.

Перед установкой прокладки необходимо удалить все масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. При попадании масла – обезжирить прокладку.

20. Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров. 21. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров в сборе с клапанами, выпускным коллектором и впускной трубой. 22. Затяните болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров). 23. Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема: – 1-й прием – затяните болты 1–10 моментом 20 Н·м (2 кгс·м); – 2-й прием – затяните болты 1–10 моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м), а болт 11 – моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м); – 3-й прием – доверните болты 1–10 на 90°; – 4-й прием – снова доверните болты 1–10 на 90°;

Предупреждение Болты крепления головки цилиндров допускается повторно применять только в том случае, если стержень болта вытянулся не более, чем до 120 мм. Если длина болта больше, то замените его новым.

Перед сборкой двигателя заблаговременно смажьте резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло. Затем дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. Удалите масло из отверстий под болты в блоке цилиндров.

24. Поверните маховик в такое положение, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров.

25. Проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала. 26. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников . 27. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров так, чтобы установочные втулки вошли в гнезда корпуса подшипников. 28. Закрепите корпус подшипников, затягивая гайки в последовательности, указанной на рисунке. 29. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи. 30. Наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников. Болт звездочки не затягивайте до упора. 31. Установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления. 32. Установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления 33. Установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи. 34. Поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, что обеспечит нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников 35. Если метки совпадают, то заблокировав маховик фиксатором А.60330/R , окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи. 36. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. 37. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. 38. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления. 39. Установите шкив привода генератора и насоса и закрепите его гайкой. 40. Установите масляный фильтр с прокладкой, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. 41. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя. 42. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой. 43. Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. 44. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение. 45. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок охлаждающей рубашки. 46. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. 47. Установите датчики контрольных приборов. 48. Установите шестерню привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, а затем датчик-распределитель зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом. 49. Установите топливный насос в соответствии с указаниями подраздела 2.14.3. 50. Установите карбюратор и присоедините к нему шланги. Закройте карбюратор сверху технологической заглушкой.

Предупреждение Не допускается крепление (или подтягивание гаек) нагретого карбюратора.

51. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода. 52. Установите воздушный фильтр, для чего закрепите на корпусе воздушного фильтра шланги, установите на карбюратор корпус фильтра с прокладкой, затем установите опорную пластину и закрепите корпус гайками. 53. Установите фильтрующий элемент и закрепите крышку фильтра. 54. Подключите провода высокого напряжения к датчику-распределителю зажигания и к свечам зажигания. 55. Залейте моторное масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

В каких моделях ВАЗ использовался?

За годы производства двигатель 21011 монтировался на автомобили ВАЗ следующих модификаций:

  • 21011 – седан;
  • 21021 – универсал;
  • 21033 – седан;
  • 21063 – седан.


По умолчанию в двигатель заложен высокий эксплуатационный ресурс, все указанные модели машин эксплуатируются до сих пор.

Читайте также: