Запуск заз 965 после простоя

Обновлено: 05.07.2024

из-за незнания приемов пуска двигате­ля с воздушным охлаждением. Поэтому необходимо строго выполнять указания данной инструкции, нарушение которых может привести к затруднениям при запуске и увеличенному износу деталей двигателя.

Необходимо помнить, что примене­ние вязких летних масел (Дп-11 или ДС-11) в холодное время года затруд­няет пуск двигателя, приводит к раз­рядке аккумуляторной батареи и уве­личивает износ деталей при пуске. В холодное время года применяйте масла АС-8 или Дп-8.

Пользоваться воздушной заслонкой карбюратора при пуске следует толь­ко в случаях, рекомендуемых ниже, так как при излишнем обогащении смеси неиспарившийся бензин, попа­дая на электроды и юбочки изоляторов свечей, намного ухудшает искрообразование и затрудняет пуск двигателя.

Пуск теплого двигателя Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при применении надлежащего топлива, обычно пускается с первых же оборотов.

Для этого выполните следующие операции:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное по­ложение.

2. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслон­кой и включите зажигание и стартер.

3. Как только двигатель запустился, отпустите ключ замка за­жигания.

Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 10 сек.

Если двигатель не запускается после двух-трех попыток, — пре­кратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправ­ности.

Если теплый двигатель требует при пуске пользования воздуш­ной заслонкой карбюратора, это указывает на засорение жиклеров (в первую очередь системы холостого хода). Их необходимо продуть.

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре (до +5°С) После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед пуском подкачать бензин в карбюратор ручным рычагом бен­зинового насоса для возмещения потерь бензина вследствие испарения.

После этого выполните следующее:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное по­ложение.

2. Выключите сцепление, чтобы стартер не проворачивал вместе с коленчатым валом шестерен коробки передач, находящихся в загустевшем масле.

3. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслон­кой и включите зажигание и стартер.

Держать стартер включенным можно, не более 10 сек.

При повторных пусках интервалы между включениями стартера должны быть не менее 1 мин; включать стартер можно только после полной остановки двигателя. 4. Как только двигатель запустился, отпустите ключ включа­теля зажигания и стартера.

5. Прогрейте двигатель на средних оборотах. Прогрев на боль­ших оборотах приводит к значительному износу деталей.

Прогревать двигатель следует до тех пор, пока он не будет устойчиво работать на малых оборотах холостого хода. Пуск холодного двигателя при низких температурах (от +5°С до -10°С) При этих температурах необходимо пользоваться маслами АС-8 или Дп-8.

Порядок пуска следующий:

1. Подкачайте бензин рычагом ручной подкачки бензинового насоса.

2. Выключите сцепление. При пуске двигателя пусковой рукоят­кой поставьте между педалью и сиденьем распорку.

3. Нажмите 2—3 раза на педаль привода дроссельной заслонки.

4. Закройте полностью воздушную заслонку.

5. Не нажимая на педаль дроссельной заслонки, включите зажигание и стартер.

6. Сразу после запуска, по мере прогрева двигателя, приоткры­вайте воздушную заслонку и нажимайте на педаль дроссельной заслонки, обеспечивая устойчивую работу двигателя.

Прогревать двигатель следует на умеренных оборотах до устой­чивой его работы на малых оборотах холостого хода.

По мере прогрева двигателя следует постепенно педаль сцепле­ния отпускать для проворачивания валов коробки передач в загу­стевшем масле. Если сцепление включить сразу после пуска дви­гателя, он может заглохнуть.

Для увеличения стартерной работоспособности аккумуляторной батареи в зимнее время рекомендуется заносить ее в теплое поме­щение, так как с понижением температуры электролита падает действительная емкость аккумуляторной батареи.

Если двигатель не запустился с трех попыток, прекратите по­пытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.

Обычно причинами затрудненного пуска двигателя являются:

1. Излишнее обогащение смеси.

2. Отсутствие подачи топлива в карбюратор.

3. Неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или нарушение величины зазора между ними.

4. Неисправность конденсатора.

5. Утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри.

6. Неисправные или загрязненные свечи.

7. Неисправная электропроводка.

8. Применение топлива низкого качества.

9. Недостаточное число оборотов стартера из-за слабой зарядки аккумуляторной батареи или неисправности самого стартера.

10. Неправильная регулировка клапанов.

Причинами переобогащения смеси могут быть: чрезмерное поль­зование педалью привода дроссельной заслонки перед пуском дви­гателя или во время провертывания его стартером, переливание карбюратора из-за неисправности игольчатого клапана или поплавка, слишком богатая регули­ровка системы холостого хода и на­качивание бензина во впускную тру­бу ускорительным насосом карбю­ратора при первых попытках за­пуска

Если почему-либо произошло пе­реобогащение смеси, то устранение его производите продувкой цилинд­ров. Для этого плавно нажмите но­гой до отказа на педаль привода дроссельной заслонки карбюратора и, не отпуская ее, включите стартер.

Прокрутите двигатель стартером в течение 5—10 сек.

Повторите пуск, как указано выше. Если таким образом продуть цилиндры не удалось— выверните свечи и прокрутите двигатель стар­тером не более 10 сек при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках. Вывернутые свечи очистите, про­сушите и поставьте на место. Пуск двигателя после этого производите без подкачки топлива, педалью дроссельной заслонки.

Пуск двигателя при температуре ниже — 10°С

При низкой температуре рекомендуемые для зимы масла также густеют и двигатель необходимо подогревать. Подогрев двигателя нужен для уменьшения вязкости масла и облегчения смесеобра­зования при пуске.


Рис. 1. Устройство для предпуско­вого подогрева двигателя:

1 — отопитель; 2 — выходной патрубок отопителя; -3 — гибкий металлорукав; 4 — впускной конец коллектора; 5 — подогревающий коллектор; 6 — заслонка отопителя; 7 — кнопка тяги заслонки. А — положение кнопки при обогреве кузова; Б — положение кнопки при про­греве двигателя.

Подогрев двигателя с помощью отопительной установки 1. Снимите крышки с патрубка отопителя и впускного конца коллектора подогрева на двигателе.

2. Вставьте одним концом патрубок металлорукава в воздухо­вод коллектора подогрева, а другим — в патрубок отопителя.

3. Закройте заслонку 6 отопителя (рис. 1), потянув кнопку 7 на себя до отказа, и поверните ее на 90°. 4. Включите отопитель в соответствии с правилами пользования.

5. Прогрейте двигатель в течение 20—30 мин, в зависимости от температуры окружающего воздуха.

6. По истечении указанного времени, не выключая отопительной установки и не включая зажигания, проверните коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 4—5 оборотов. Если коленчатый вал проворачивается легко и ощущается компрессия в цилиндрах дви­гателя, приступите к пуску. 7. После предпускового подогрева пуск двигателя осуществляется так же, как при температуре до +5°С.

8. Когда двигатель завелся, следует немедленно открыть заслонку отопителя, поставив кнопку 7 в положение от себя, а затем снять металлорукав (имея в виду, что он горячий).

9. Закройте крышкой патрубок отопителя 2 и впускной конец коллектора подогрева 4. Примечания:

1. В целях ускорения подогрева двигателя рекомендуется крышку моторного отсека держать закрытой.

2. Оставлять металлорукав на патрубках нельзя, иначе тепло из отопителя будет отсасываться в двигатель. 3. При применении масел Дм-11 или ДС-11 предпусковой подогрев нужен также при температуре 0°С.

Пуск двигателя буксировкой автомобиля

Пуск двигателя буксировкой автомобиля при застывшем масле недопустим, так как это всегда приводит к авариям.

Пуск буксировкой можно применять только в исключительных случаях для двигателя, коленчатый вал которого вращается легко, а в коробке передач залито масло, соответствующее сезону эксплуатации.

Остановка двигателя После прекращения движения с большой скоростью, особенно в жаркое время года, следует дать двигателю поработать в течение 1—2 мин на малых оборотах, а затем выключить зажигание. Это необходимо для постепенного его охлаждения. Длительная работа двигателя на холостом ходу приводит к образованию копоти на свечах и отказу в пуске, тогда как при работе двигателя с нагрузкой свечи очищаются. Поэтому не следует работать на холостом ходу более 2 мин.

Спасение ржавого ЗАЗ-965 или новая жизнь Горбатого Запорожца

В большинстве случаев восстановление классического советского автомобиля является хобби настоящих мужчин. В этом случае никто не считает ни временных, ни финансовых затрат. Тут важен процесс. При этом, для начала работ ищут максимально сохранившийся оригинальный автомобиль. Но наш сегодняшний умелец легких путей не искал и нашел для себя самый убитый ржавчиной и временем ЗАЗ-965 или Горбатый Запорожец.

Автомобиль, точнее то что от него осталось прибыл примерно в таком виде. Смотреть на это непросто, поэтому женщин и детей лучше сразу убрать от монитора.

Восстановление кузова происходило следующим образом. Находились оригинальные донорские кузовные панели, как в этом случае. и вваривались на место не подлежащих восстановлению.

Процесс реставрации панели приборов Горбатого вообще поражает. Что называется зацените, что было и что стало.

Хромированные детали прошли примерно такую же тщательную процедуру. Полная очистка от ржавчины и никелирование.

После грандиозной жестянки Горбатый постепенно приходил в себя и уже стоял на собственных колесах. Начался этап малярных работ.

Встал вопрос о новом силовом агрегате. Так у мастера появилась идея установить более мощный и надежный двигатель AR 30751 итальянского производства. Тем более по габаритам мотор подходил и обеспечивал низкий центр тяжести. Горизонтально-оппозитный движок с 4-мя цилиндрами, объемом 1.5 литра, с жидкостным охлаждением, оказался идеальным вариантом.

Через переходную плиту мотор соединили с запорожской трансмиссией. В моторном осеке пришлось немного переделать крепления и установить пару жидкостных радиаторов.

После чего оживший ЗАЗ-965 отправился в покраску, где получил свой новый цвет кузова.

Осталось собрать этого красавца внутри, поставить хромированные детали экстерьера и наслаждаться восхищенными взглядами в потоке серых, унылых машин.

Более подробный процесс восстановления Горбатого в видеоформате.

На сборку автомобиля ушло много месяцев непростой работы и поиска оригинальных запчастей. В итоге получилась вот такая замечательная машина.

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец


Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный. Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким! Поездив на самых разных ЗАЗ-965, как восстановленных у лучших реставраторов, так и не тронутых ими, мы вооружились книжками, призвали свой опыт и решили лично разобраться с имиджем первого Запорожца.

1. Маленький

Н икакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

Сегодня еще можно встретить ЗАЗик, которого не касалась рука реставратора

Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.

Напольный акселератор был у машин первого года выпуска

Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то «воздушники» – грелись. Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.

Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство

А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.




6. Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все моторы воздушного охлаждения. Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки». Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть? На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?

Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку. А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев. Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.

Щиток приборов без-термометра — признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно. С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ. И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.

ЗАЗ-965_01

Подобная-чрезмерная-косолапость-не-была-типичной-для-ЗАЗ-965

Такой-капот-был-у-ЗАЗ-965-второй-серии

С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной. Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

8. Скопирован с Fiat

Так ставить вопрос нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 г.), который «знатоки» называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев. Касательно начинки вообще разговора нет. Передняя подвеска отличается принципиально, колеса разных калибров, двигатель у «нашего» – V-образный «воздушник», у «итальянца» – рядный, водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле. Из действительно схожего – конструкция силовой схемы кузова и коробка передач, объединенная с главной передачей. Хотя точно такая же развернутая вперед трансмиссия была еще на Volkswagen Kafer 1938 года, так что кто кого скопировал, это вопрос.

Такая-эмблема-использовалась-в-первые-годы-производства-горбатого

…Уффф! Кажется, всю возведенную на Запорожца напраслину мы разметали в пух и прах. Но дело по реабилитации «горбатого», которое мы взвалили на себя, не окончено. В следующий раз мы напрямую сравним ЗАЗ-965 с иномарками – его современниками и конкурентами. Тогда сами увидите, насколько был крут Запорожец.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Старый Запорожец - незабываемый любимый первый автомобильчик со всеми его радостями и болезнями. Относительно перегрева - было дело, но не надо винить только нерадивых владельцев. Ребра воздушного охлаждения цилиндров трудно содержать в чистоте, если масло подтекает из-под резиновых уплотнителей кожухов штанг толкателей клапанов. Вот, например, вы поменяли эти уплотнители, а вам в государственном магазине автозапчастей продали очередное г*но, резина моментально задубела и масло снова потекло. На масло снова налипает пыль, на ребрах цилиндров снова растет "шуба". Как скоро вам снова захочется перебирать двигатель со снятием всех цилиндров? Может быть уже тогда была государственная программа уничтожения отечественной промышленности через производство брака?

Сам увлекаюсь историей отечественного автомобилестроения. Даже писал статьи на эту тему. Дело в том, что двигатель и коробку в ЗАЗ поставили не те, которые изначально предусматривались проектом. Как известно, одновременно с разработкой ЗАЗ шла разработка десантируемой амфибии. Изначально планировалось ряд узлов этих машин унифицировать. Двигатели и трансмиссии для машин были различны. Так на ЗАЗ планировалось ставить оппозитный мотор с охлаждением центробежным вентилятором, что типично для двигателей воздушного охлаждения, расположенных в задней части машины. Именно с ним Запорожец и был изображён в иллюстрации к статье в журнале "Техника Молодёжи" №5 за 1959 год. Для военной машины был разработан совсем другой двигатель, в соответствии с совсем другими ТЗ. У него вентилятор был совмещён с генератором, был применён центробежный масленый фильтр, блок сделан из сплава алюминия и магния. Но мощности завода не позволяли освоит производства одновременно двух очень разных по конструкции и несовместимых по деталям двигателей. Поэтому, руководство министерства решило проблему просто - движок будет один. Выбрали тот, что подходил для разрабатываемой военной техники. То, что конструкция этого двигателя не была рассчитана на размещение агрегата сзади, никого не волновало. Так и началась великая эпоха мучений владельцев запорожцев с перегревом.

При всем уважении к автору и его материалам с многим касательно 965 го Запорожца, ну кроме того, что это совсем не копия FIAT600, поспешу не согласиться. В данной статье много своеобразных оправданий очевидному, то чего, действительно, было и есть. Народная молва совсем не обманывает: проблем с ЗАЗом - масса - и дело не в руках, растущих из неправильного места и головах с одной извилиной - особенности конструкции. Одно время в моем владении был ЗАЗ 965А 1964 года - и мне очень нравилась эта машина: веселым тарахтением двигателя, легким рулем, как будто с усилителем, ну и конечно, дизайн - симпатичная машинка получилась, как ни крути! Однако, стремясь сохранить машину в стоке, без всех этих атрибутов колхоза, меня никогда не посещала мысль ездить на 965 м каждый день. Он не приспособлен под современный ритм жизни. Это совсем не "Жигули", которые до сих пор полноценное средство передвижения. Как ни оправдывай мотор НАМИ - но он перегревается - даже если очищать ребра на цилиндрах и на крышке масляного поддона. Температурный режим двигателя постоянно завышен - это сказывается и на ресурсе и на интервалах замены масла и на самом качестве масла. Думаю, автору приходилось слышать, что во времена СССР многие ЗАЗовладельцы заливали масло для дизельных моторов грузовиков. А попробуйте завести этот двигатель в мороз! Еще одна беда: хронический недозаряд АКБ - кто постоянно ездят на Запорожцах меняют и генератор ( например на изделие Bosch), и приводный шкив. Косолапая задняя подвеска с колесами домиком - это классный фокус, которым можно развлечь подругу - пусть посмеется, ведь прикольно же, когда только в загруженной машине колеса и принимают нормальное положение. С точки зрения всего прочего - откровенный косяк, который был признан даже создателями машины - ведь были же случаи, когда входя в поворот колеса подламывались и авто переворачивалось. Кузов - прочный - спору нет, но случись небольшая авария - крыло не поменяешь - цельная конструкция! Ну и на закуску о том без чего Запорожец не Запорожец - о бензиновом отопителе. Если не ошибаюсь, в одном из своих материалов автор упоминал, что устройство и проблема отопителя занимали доброю треть объема инструкции по эксплуатации. А ведь это была не перестраховка - он действительно, таковым был - ненадежным и пожароопасным. Да и всунули этот отопитель скорее только потому, что альтернативы не было никакой. В общем, несомненно, Запорожец - это легенда, но в конструктивном плане гордиться особенно нечем, а проблем этот автомобиль своим владельцам доставлял всегда.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»


Редкий автомобиль получал столь обидные прозвища и постоянно подвергался таким оскорблениям, как ЗАЗ-965, он же – Горбатый, Запор и Консервная Банка. Это вдвойне удивительно для нашей страны, где во времена этого Запорожца царил дефицит любых автомобилей. Однако из песни слова не выкинешь.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Эстрадные хохмачи называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Но о 965-м мечтали немногие: каждый старался наскрести хотя бы на Москвич. Горбатый в шестидесятые годы стоила примерно 2220 рублей – Волга ГАЗ-21 стоила тогда 5600 рублей. Основными «мечтателями» были небогатые обладатели двухколесного транспорта, которым хотелось иметь крышу над головой.

А вам слабо?

Между тем именно Горбатый обладал рядом интересных особенностей, присущих только ему. Кстати, эта кличка появилась значительно позже: в 60-х ее не было. А ее происхождение объяснялось формой задней части кузова: для размещения мотора сзади заднюю крышку пришлось сильно изогнуть. Что касается мотора, то он действительно был необычным. Помимо заднего расположения, его отличала V-образная конструкция. Мало того, этот мотор не нуждался в антифризе, поскольку имел воздушное охлаждение.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Это еще не всё. Ни на Волгах, ни на Москвичах той эпохи не было такой печки: она была автономная! Поэтому гонять двигатель для обогрева салона не требовалось.

Оценим еще раз «фигуру» Горбатого. Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где более дорогие легковушки пасовали. А вот «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами действительно вызвала насмешки. Аналогичное решение тогда применялось на грузовых Татрах, которых на наших дорогах было довольно много.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 фактически не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.

Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что неряшливо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Передние и задние стекла были взаимозаменяемы. Заметим, что ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. А одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно обвиняя владельцев 965-х в неграмотности.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

К чести Горбатого, он был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался в многочисленных модификациях с измененными для инвалидов механизмами управления.

Неприятной особенностью ЗАЗ-965 была его склонность к перегреву мотора. Поэтому каждый второй Запор летом ездил с капотом, подпертым какой-то подходящей распоркой.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Неказистая внешность машинки часто обыгрывалась в кино. В бондиане «Золотой глаз» звучит фраза «Она меня никогда не подводила!», но, чтобы заставить кого-то смеяться, ее зачем-то лупили огромным молотом.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

А самый привлекательный кинообраз Горбатый создал в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние кинодивы – Фатеева и Кустинская.

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Краткая биография

Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в конце 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. С 1963-го его сменил ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta).

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

На базе ЗАЗ-965 создали почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Заводим ЗАЗ-965 после 10 летнего простоя в Гараже.

Мне кажется что у вас в деревне ещё много таких запорожцев🤣🤣🤣

Заводят хуй за щеку. А машина запускается. Придурок.

классный жопер!) но я больше по волгам))ua-cam.com/video/0AiqaU6tuY4/v-deo.html

Ну какой же ты гундосый .

14:47 курица на заднем плане ходит.

епать на 3ц работает

Когда дед отдал свою машину 😉🚘, моему брату дали аку авто 🤣

Труселя огонь а ролик так себе

Хто так заводить кривим стартером.

Хахаха ты на нем на работу ездишь?

едет, душит
..коробку в спорт не переключил..)))

неа,никак..его продадут,про него даже снимать уже начинали))

Это точно гараж? Похоже на помойку.
Для начала надо бы срачь убрать.

Ты запорожец штоли продал

не гараж а свалка

Вы молодец, что не сдали в металлолом, а сохранили! Желаю Вам удачи в его восстановлении!

Гадюшник в гараже ужасный. ПОЗОР.

У него бензобак спереди?! Представляю, сколько Запоров погорело от фронтальных аварий. Дело по восстановлению данной машины очень долгое и затратное, поэтому удачи вам и терпения. Видео отменное, лайк!

У меня в деревне есть горбатий заз только намного хуже может буду риставрировать

Это точно гараж? Похоже на помойку.

огонь огригат куда дели его вы или оставили и катаетесь

Классный ретро агрегат. Я бы с удовольствием прокатился.

я понимаю! если бы ты снял видос о том что ты его востановил. респект тебе и уважуха. а так можно сказать, ну сам догадался. а в надежности советских машин все и так знают. востанови и покажи на что способен сам.

Хозяина можно определить по бардаку в гараже у него и дома также ненавижу грязнуль

Импортозамещение! Езжай санкционных гусей давить!

Ремень ГРМ на выброс

DarkGnus сначала найди его в Запорожце. Не, ну если где в багажнике и валялся какой-то ремень, то можно выбросить.

А чё в трусах?! Мамка заругает.

За 10 лет должен был номера снять

Доброго вечера подскажите пожалуйста сегодня начал подкачивать бензин в бензонасосе начала выбризгиваться топливо через отверстие у вас если смотреть это отверстие под указательным пальцем на 14.28 минуте.

Красавчик! И завёлся, значит, "Будем жить!")))))Приятно мурлычет! Только, руки умелой требует. а там аппарат норм. Удачи в востановлении! Такие монстрики должны жить!

и главное! перед запуском двигателя, накачайте колеса. )))))

))))) Ребята подписывайтесь на канал Владелец Жигулей будет интересно)😊

Владелец Жигулей опана,здорова

Огонь техника!! Только зажигалово рановато прям чуток по позже и огонь

блииин хочу теперь себе такой

Круто, но машина 2-4 года стояла

есле глохнет вохлопную проверь , туда арматурой тонкой в трубу пробей вохлопной работает

ЛЮБЛЮ ТАКИЕ ВИДЕО))))

заходи ко мне на канал) у меня тоже интересные машины)

Машина обнять и плакать, но как проект самое оно

поворотники от мотоцикла СССР скорее всего Ява или иж

поворотными от мотоцикла СССР скорее всего Ява или иж

какого он года выпуска?

fedor paromov 1965

Ненавижу захламленный гараж

давай видео новое

бля она даже не коптит !

а семерки в другой деревне не найдеться

И причём она з 2 раза точно не завелась Неумеёшь ты врать!

Вот именно педали прям блестят он стоял не 10 лет точно

пиздеж полнейшая , ну завести запорожец после 10 лет простоя можно без проблемм , выставь зажигание и смотри чтобы бензонасос качал , а вот поехать он после 10 лет стоянки не мог , так как в цилиндре сцепления манжетам хана будет , 12 запорожцев было у всех беда со сцеплением после простоя

Владимир Дизиль я покупал 968м который стоял с 1985 по 2009 и ничего, все завелось и поехало, только прокачать пришлось сцепление. Тормоза естественно не работали, даже после замены всех цилиндров, включая главный, это дерьмо не тормозило нормально.

Заводим ЗАЗ-965 после 10 летнего простоя в Гараже.

Мне кажется что у вас в деревне ещё много таких запорожцев🤣🤣🤣

Заводят хуй за щеку. А машина запускается. Придурок.

классный жопер!) но я больше по волгам))declips.net/video/0AiqaU6tuY4/video.html

Ну какой же ты гундосый .

14:47 курица на заднем плане ходит.

епать на 3ц работает

Когда дед отдал свою машину 😉🚘, моему брату дали аку авто 🤣

Труселя огонь а ролик так себе

Хто так заводить кривим стартером.

Хахаха ты на нем на работу ездишь?

едет, душит
..коробку в спорт не переключил..)))

неа,никак..его продадут,про него даже снимать уже начинали))

Это точно гараж? Похоже на помойку.
Для начала надо бы срачь убрать.

Ты запорожец штоли продал

не гараж а свалка

Вы молодец, что не сдали в металлолом, а сохранили! Желаю Вам удачи в его восстановлении!

Гадюшник в гараже ужасный. ПОЗОР.

У него бензобак спереди?! Представляю, сколько Запоров погорело от фронтальных аварий. Дело по восстановлению данной машины очень долгое и затратное, поэтому удачи вам и терпения. Видео отменное, лайк!

У меня в деревне есть горбатий заз только намного хуже может буду риставрировать

Это точно гараж? Похоже на помойку.

огонь огригат куда дели его вы или оставили и катаетесь

Классный ретро агрегат. Я бы с удовольствием прокатился.

я понимаю! если бы ты снял видос о том что ты его востановил. респект тебе и уважуха. а так можно сказать, ну сам догадался. а в надежности советских машин все и так знают. востанови и покажи на что способен сам.

Хозяина можно определить по бардаку в гараже у него и дома также ненавижу грязнуль

Импортозамещение! Езжай санкционных гусей давить!

Ремень ГРМ на выброс

DarkGnus сначала найди его в Запорожце. Не, ну если где в багажнике и валялся какой-то ремень, то можно выбросить.

А чё в трусах?! Мамка заругает.

За 10 лет должен был номера снять

Доброго вечера подскажите пожалуйста сегодня начал подкачивать бензин в бензонасосе начала выбризгиваться топливо через отверстие у вас если смотреть это отверстие под указательным пальцем на 14.28 минуте.

Красавчик! И завёлся, значит, "Будем жить!")))))Приятно мурлычет! Только, руки умелой требует. а там аппарат норм. Удачи в востановлении! Такие монстрики должны жить!

и главное! перед запуском двигателя, накачайте колеса. )))))

))))) Ребята подписывайтесь на канал Владелец Жигулей будет интересно)😊

Владелец Жигулей опана,здорова

Огонь техника!! Только зажигалово рановато прям чуток по позже и огонь

блииин хочу теперь себе такой

Круто, но машина 2-4 года стояла

есле глохнет вохлопную проверь , туда арматурой тонкой в трубу пробей вохлопной работает

ЛЮБЛЮ ТАКИЕ ВИДЕО))))

заходи ко мне на канал) у меня тоже интересные машины)

Машина обнять и плакать, но как проект самое оно

поворотники от мотоцикла СССР скорее всего Ява или иж

поворотными от мотоцикла СССР скорее всего Ява или иж

какого он года выпуска?

fedor paromov 1965

Ненавижу захламленный гараж

давай видео новое

бля она даже не коптит !

а семерки в другой деревне не найдеться

И причём она з 2 раза точно не завелась Неумеёшь ты врать!

Вот именно педали прям блестят он стоял не 10 лет точно

пиздеж полнейшая , ну завести запорожец после 10 лет простоя можно без проблемм , выставь зажигание и смотри чтобы бензонасос качал , а вот поехать он после 10 лет стоянки не мог , так как в цилиндре сцепления манжетам хана будет , 12 запорожцев было у всех беда со сцеплением после простоя

Владимир Дизиль я покупал 968м который стоял с 1985 по 2009 и ничего, все завелось и поехало, только прокачать пришлось сцепление. Тормоза естественно не работали, даже после замены всех цилиндров, включая главный, это дерьмо не тормозило нормально.

Заводим ЗАЗ-965 после 10 летнего простоя в Гараже.

Мне кажется что у вас в деревне ещё много таких запорожцев🤣🤣🤣

Заводят хуй за щеку. А машина запускается. Придурок.

классный жопер!) но я больше по волгам))thclips.com/video/0AiqaU6tuY4/วีดีโอ.html

Ну какой же ты гундосый .

14:47 курица на заднем плане ходит.

епать на 3ц работает

Когда дед отдал свою машину 😉🚘, моему брату дали аку авто 🤣

Труселя огонь а ролик так себе

Хто так заводить кривим стартером.

Хахаха ты на нем на работу ездишь?

едет, душит
..коробку в спорт не переключил..)))

неа,никак..его продадут,про него даже снимать уже начинали))

Это точно гараж? Похоже на помойку.
Для начала надо бы срачь убрать.

Ты запорожец штоли продал

не гараж а свалка

Вы молодец, что не сдали в металлолом, а сохранили! Желаю Вам удачи в его восстановлении!

Гадюшник в гараже ужасный. ПОЗОР.

У него бензобак спереди?! Представляю, сколько Запоров погорело от фронтальных аварий. Дело по восстановлению данной машины очень долгое и затратное, поэтому удачи вам и терпения. Видео отменное, лайк!

У меня в деревне есть горбатий заз только намного хуже может буду риставрировать

Это точно гараж? Похоже на помойку.

огонь огригат куда дели его вы или оставили и катаетесь

Классный ретро агрегат. Я бы с удовольствием прокатился.

я понимаю! если бы ты снял видос о том что ты его востановил. респект тебе и уважуха. а так можно сказать, ну сам догадался. а в надежности советских машин все и так знают. востанови и покажи на что способен сам.

Хозяина можно определить по бардаку в гараже у него и дома также ненавижу грязнуль

Импортозамещение! Езжай санкционных гусей давить!

Ремень ГРМ на выброс

DarkGnus сначала найди его в Запорожце. Не, ну если где в багажнике и валялся какой-то ремень, то можно выбросить.

А чё в трусах?! Мамка заругает.

За 10 лет должен был номера снять

Доброго вечера подскажите пожалуйста сегодня начал подкачивать бензин в бензонасосе начала выбризгиваться топливо через отверстие у вас если смотреть это отверстие под указательным пальцем на 14.28 минуте.

Красавчик! И завёлся, значит, "Будем жить!")))))Приятно мурлычет! Только, руки умелой требует. а там аппарат норм. Удачи в востановлении! Такие монстрики должны жить!

и главное! перед запуском двигателя, накачайте колеса. )))))

))))) Ребята подписывайтесь на канал Владелец Жигулей будет интересно)😊

Владелец Жигулей опана,здорова

Огонь техника!! Только зажигалово рановато прям чуток по позже и огонь

блииин хочу теперь себе такой

Круто, но машина 2-4 года стояла

есле глохнет вохлопную проверь , туда арматурой тонкой в трубу пробей вохлопной работает

ЛЮБЛЮ ТАКИЕ ВИДЕО))))

заходи ко мне на канал) у меня тоже интересные машины)

Машина обнять и плакать, но как проект самое оно

поворотники от мотоцикла СССР скорее всего Ява или иж

поворотными от мотоцикла СССР скорее всего Ява или иж

какого он года выпуска?

fedor paromov 1965

Ненавижу захламленный гараж

давай видео новое

бля она даже не коптит !

а семерки в другой деревне не найдеться

И причём она з 2 раза точно не завелась Неумеёшь ты врать!

Вот именно педали прям блестят он стоял не 10 лет точно

пиздеж полнейшая , ну завести запорожец после 10 лет простоя можно без проблемм , выставь зажигание и смотри чтобы бензонасос качал , а вот поехать он после 10 лет стоянки не мог , так как в цилиндре сцепления манжетам хана будет , 12 запорожцев было у всех беда со сцеплением после простоя

Владимир Дизиль я покупал 968м который стоял с 1985 по 2009 и ничего, все завелось и поехало, только прокачать пришлось сцепление. Тормоза естественно не работали, даже после замены всех цилиндров, включая главный, это дерьмо не тормозило нормально.

Как в танке! 10 уникальных решений ЗАЗ-965

У «горбатого» автомобильчика с надписью «Запорожець» (именно так, с мягким знаком!) была тяжелая судьба: его невзлюбили! ЗАЗ-965 и его модификации так и остались объектом для насмешек, анекдотов и оскорблений.

А ведь именно ЗАЗ-965 стал первой машиной, доступной большинству рядовых советских граждан. Москвичи и, тем более, Волги предназначались для обеспеченной прослойки населения.

Только для ЗАЗ-965 делали:

1. Двигатель, как у танка

V-образной конфигурацией двигатель напоминал мотор Т-34.

2. Мотор, не нуждающийся в охлаждающей жидкости

Оно и понятно: он охлаждался воздухом. Большинство Запорожцев ездили с приоткрытым капотом, подпираемым дощечкой: мотор нещадно перегревался.

3. Двигатель — «в багажник»

Заднемоторная компоновка служила поводом для анекдотов. Один владелец говорит: представляешь, из машины мотор ночью украли! Второй отвечает: не переживай, у меня сзади запасной лежит!

4. Автономную печку

Пускать двигатель для обогрева салона не требовалось.

5. Взаимозаменяемые стекла

Спереди и сзади стояли одинаковые детали. Недорого и практично.

6. Самооткрывающиеся двери

Двери на ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как, например, на Волге. И очень часто плохо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и оставляя вмятины на кузове.

7. Плоское днище для плохих дорог

Оно позволяло Запорожцу проползать по колее там, где остальные легковушки пасовали. Ни кардана, ни глушителя под брюхом не было: мотор-то сзади.

8. Механизмы управления для инвалидов

ЗАЗ-965 — первый в СССР серийный автомобиль для людей с ограниченными возможностями.

9. Шестизначный одометр

Он измерял пройденное расстояние с точностью до сотен метров!

10. Багажника не было

Спереди скрывались бензобак, запасное колесо, грелка с водой для стеклоомывателя и набор инструментов.

«Запорожец»: как устроен первый доступный автомобиль


«Запорожец» вполне бы мог называться «Москвичом», но обстоятельства сложились по-другому. Сразу после войны правительство СССР задумалось о производстве доступной машины для населения. В 1946-47 годах на Московском заводе малолитражных автомобилей наладили выпуск малолитражки «Москвич-400».

Автомобиль был доступен по цене, однако через несколько лет его на конвейере сменила модель 402, которая была более комфортабельной и более дорогой, начинает рассказывать историю ЗАЗа старший экскурсовод музея ретротехники «Галерея времени» Вячеслав Крупский.

МЗМА и НАМИ разработали первый в СССР автомобиль малого класса, названный «Москвич-444», но заводу не хватило мощностей, то есть места и оборудования для производства еще одной модели. Поэтому производить машинку решили в Запорожье на заводе «Коммунар», который до этого занимался выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники.

В итоге первый по-настоящему доступный гражданам советский автомобиль получил название «Запорожец». В народе его также называли «зазик», «жужик», «запор».

Теперь «Запорожец» — излюбленный герой анекдотов. Но на самом деле это вовсе не эконом-версия и не примитивный автомобиль. Для своего времени и задач — машина замечательная, уверяет автоисторик.

«Горбатый» Fiat

Бежевый ЗАЗ-965А 1963 года выпуска и его красный брат — самые маленькие из автоэкспонатов новосибирского музея. Первый автомобильчик на родной резине, с перебранным агрегатом и перетянутым по версии завода салоном. В красном, который хозяин прозвал Луиджи, больше анахронизмов — цвет металлик, которого не было в те годы, и бампер от «Москвича».


ЗАЗ-965А — это модернизированная версия самого первого «Запорожца», она получила более мощный двигатель в 27 лошадиных сил. «Мощность подняли на три лошадиные силы. Сейчас это смешно, а тогда было впечатляющей цифрой для такого маленького авто», — рассказывает историк.

Основой ЗАЗ-95 стал итальянский Fiat-600. Несмотря на внешнее сходство, начинка машины была серьезно переработана. Советские инженеры изменили ходовую часть, увеличили пространство в салоне, поставили совершенно иной двигатель.

Именно из-за двигателя большего размера и более простого доступа к нему у «Запорожца» переделали заднюю часть кузова — появился «горб». От него пошла кличка «горбатый».

Поездки с остановками

«Запорожец» стал первым советским автомобилем, у которого двигатель стоял сзади.


Ресурс у него был небольшой — до 50 тысяч километров. Затем требовалась переборка, как минимум, замена масляных колец. Но конструкция была настолько простой, что хозяин мог сам двигатель снять, занести в квартиру и там его отремонтировать.

Но поскольку это был мотор с воздушным охлаждением, его размещение сзади создавало множество проблем. «При постоянной езде на высокой скорости либо долгом стоянии на холостом ходу, когда не создавалось необходимого воздушного потока для охлаждения, двигатель перегревался», — говорит Крупский.


О проблеме стало известно еще во время испытаний, и инженер по фамилии Вассерман предложил решетки на кузове. Но в оздухозаборники, получившие название по фамилии автора «терка Вассермана», совершенно не справлялись с перегревом.

Поэтому владельцы ехали, останавливались и открывали капот, доставали из багажника чай и бутерброд, перекусывали. А через некоторое время, когда двигатель остывал, продолжали движение. «Это было абсолютно нормальным явлением», — отмечает собеседник.

При этом расположение мотора хорошо сказалось на проходимости авто. Основная нагрузка пришлась на заднюю ось, и ведущие колеса плотно прижаты к дорожному покрытию. Передняя ось разгружена, еще у машины почти ровное днище, так как нет карданной передачи, которая соединяла бы двигатель с передним мостом. Поэтому автомобиль меньше цепляет кочки и неровности, объясняет специалист.


А спереди, под капотом разместилась запаска, бензобак объемом 30 литров, малюсенькая емкость для омывателя и оставлено какое-то свободное место под багаж.

Особенности «косолапого»

Высота ЗАЗ-965А не дотягивает до 1,5 метров. Чтобы залезть в него и не ударится, нужна определенная сноровка. Облегчает посадку то, что двери открываются не в ту сторону. Это примета старых авто, позже от такого расположения отказались из-за рисков открытия дверей на ходу в случае поломки замка.

Возле руля непривычные сейчас рычажки-тумблеры, которые управляют указателями поворота и фарами. Приборная панель черная, хотя должна быть под цвет салона — слоновой кости. Но такой желтый пластик был непрочным и разрушался от перепада температур и воздействия солнца.


На спидометре заявленная максимальная скорость — 120 километров в час. Но по факту «Запорожец» можно было разогнать до 90 километров в час.

«И так делали только очень смелые ребята, так как у него своеобразная задняя подвеска, и колеса не жестко стоят под определенным углом, а имеют некоторый скос, который меняется в зависимости от того, по какой поверхности едет авто», — рассказывает экскурсовод. Поэтому еще одно прозвище автомобиля — «косолапый».

На одометре сейчас странная цифра для почти 60-летнего авто — 28 километров. Крупский объясняет, что они на старых машинах ограничены до 99 999 километров. После одометр идет по второму кругу, потом по третьему. Определить реальный пробег в них можно только по состоянию кузова, агрегатов и салона.

Возле «ручника» есть еще один рычажок — подсос, или ручка перекрытия воздушной заслонки. «Так как двигатель сзади, ее разместили не на приборной панели. С ее помощью перекрывается лишний поток воздуха, чтобы карбюратор меньше всасывал воздуха, смесь становилась обогащенной, и автомобилю было проще завестись. Ею надо пользоваться при заводе на холодном двигателе», — поясняет историк.

Еще одна особенность модели — лобовое и заднее стекла одинаковы и взаимозаменяемы. Крупский вспоминает байку, что это сделали из соображений частой необходимости замены лобовика. Так как передние кресла откидывались для прохода пассажиров на задний диван, при этом спинки никак не закреплялись, и не было ремней безопасности, при резком торможении автовладельцы оставались без лобового стекла. Но на самом деле, конечно, такое решение было обусловлено особенностями производственных линий.

1000 бутылок водки

«Запорожец» стоил 18 тысяч рублей до реформы 1961 года, а после 1,8 тысячи. Народ сразу подсчитал, что цена «жужика» — это 1 тысяча бутылок водки.

Машину можно было купить примерно за 20 средних зарплат. Для сравнения — ГАЗ 21 «Волга» продавалась за 5,5 тысячи рублей.

«Горбатые» чаще всего доходили до простого советского человека, хотя «Москвичи» и «Волги» выпускались большим тиражом. «Волги» в основном шли в такси и организации, а половина «Москвичей» — на экспорт.


«Запорожцы» тоже отправляли в страны Восточной и Западной Европы под именем «Ялта». Экспортные модели отличались левым зеркалом заднего вида, молдингом по кузову и небольшими подлокотниками в районе задних сидений.

Сезонная машина

«Запорожец» за проходимость ценили охотники, рыболовы и просто любители ездить в лес. На таком авто умудрялись путешествовать семьей из четырех человек.

Обычно «зазик» зимой не эксплуатировался, хотя на некоторых моделях стоит печка. Но это был очень капризный агрегат, который отдельно работал на бензине, требовал отдельного завода и часто ломался.

Машину берегли. Тогда не было масел, при которых двигатель завелся бы в минус 30. До 1970-х годов не было зимней резины. Первую выпущенную сегодня приравняли бы к грязевой резине — у нее был аналогичный протектор, шипов не было.

Как авто для поездок летом по вечерам или на выходных ретро-«Запорожцы» используют и сегодня.

Читайте также: