Завод лифан в черкесске закрыли

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

С завода «ДерВейс» вывезено оборудование. Lifan не выходит на связь…


10 декабря на сайте Следственного управления СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике появился релиз за подписью руководителя управления полковника юстиции Шуваева С.Н. Из публикации следовало, что «автомобильная компания АК «ДерВейс» в нарушение п.п. 1, 2 ст. 171 Налогового Кодекса РФ предоставила ложные сведения о наличии права на налоговый вычет по НДС на общую сумму 319 371 828 рублей». Оказалось, что с 30 сентября 2016 года по 28 сентября 2017 года контрольным отделом № 1 УФНС России по КЧР была проведена выездная налоговая проверка в отношении АК «ДерВейс». Она показала, что «ДерВейс» уклонился от уплаты налогов на указанную сумму – было возбуждено уголовное дело. Поскольку с тех пор релизов на эту тему полковник Шуваев и его коллеги не публиковали, можно сделать вывод, что допросы свидетелей, выяснение обстоятельств дела и проведение экспертиз, начатое в декабре, активно продолжается.

Что касается запаса машин Lifan, то по словам Вячеслава Галузинского, их должно хватить до конца февраля. Очевидно, однако, что склады стали истощаться ещё по осени. Видимо, дилеры, которые прекрасно знакомы с ситуацией, старались сбросить машины как можно быстрее. Особенно острым оказался дефицит в четвёртом квартале: в октябре сбыт новых автомобилей Lifan упал на 20%, в ноябре – на 37%, в декабре – на 38%.

За судьбу Chery можно не волноваться. «Паркетник» Tiggo 2, по всей вероятности, уйдёт с рынка, едва будут распроданы имеющиеся склады – это был аутсайдер модельного ряда. Вместо него на рынок поступят сразу два кроссовера – Tiggo 4 (в Китае продаётся под названием Tiggo 5X) и Tiggo 7. Именно он, по задумкам менеджеров, и должен стать паровозиком российских продаж. Интересно, что поначалу оба автомобиля будут завозить из Китая. Дело в том, что два Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые будут опубликованы на сайте Росстандарта в ближайшие дни, получены на на Tiggo 4 и Tiggo 7 именно китайской сборки.

В России закрылся крупный автозавод, но это почти не освещалось в СМИ.

За последние 10 лет доля китайских иномарок на российском рынке заметно выросла. Но навряд ли многие задумывались о том, кто помог китайским брендам развернуть свой «плацдарм» на территории нашей страны.

А подсобил им завод Derways из Карачаево-Черкесии. Вообще, несмотря на короткую историю в 14 лет, через это предприятие прошло огромное количество моделей. В том числе и одна собственная.

Начинали то в Черкесске не с китайских иномарок, а со своего внедорожника Cowboy, который серийно выпускался 3 года.

По сути, это была сборная солянка из румынского шасси, деталей от машин АвтоВАЗа и даже грузовиков, но кузов полностью оригинальный. «Ковбой» мог бы выпускаться и по сей день, если бы не обанкротилась компания ARO из Румынии. Другого поставщика шасси братьям Дерев найти не удалось.

С тех пор завод полностью сконцентрировался на сборке китайских автомобилей. Сначала были копии Toyota Land Cruiser и других известных внедорожников от марки Dadi из КНР. Но клонов выпустили меньше тысячи.

По-настоящему Derways развернулся с брендом Lifan. Все эти Breez, Lifano и другие модели марки были собраны именно в Карачаево-Черкесии. Затем подключились марки Geely, Haima и другие.

Тучи стали сгущаться над предприятием в 2015 году. После резкого падения курса рубля цены даже на китайские иномарки заметно выросли.

И для них это стало приговором. Тогда с нашего рынка ушла сразу целая плеяда марок, а продажи у оставшихся просели в разы. Кто будет покупать Chery или Great Wall за миллион рублей? Или даже за полтора?

Справедливости ради надо сказать, что масла в огонь добавил и сам Дервейс. Автомобили из Поднебесной часто ругают за кривоватую сборку. Неровные зазоры, люфт деталей, отваливающиеся накладки в салоне.

Но ведь сборка большинства китайских машин шла именно в Черкесске. Значит, это местные рабочие не особо старались подгонять всё стык в стык. Получается, что ругая китайское качество, мы и не знаем настоящего китайского качества.

Сборочное оборудование было вывезено, работники отпущены. Фактически, сейчас завод закрыт.

Есть ли шанс на возрождение?

Как ни странно, но да. И пришёл он не из Китая. Дервейсу могут помочь узбеки. Возможно, в скором времени на мощностях предприятия будут собирать Chevrolet Spark прошлого поколения, который сейчас продаётся у нас под маркой Ravon.

Автозавод «Дервейс» в Карачаево-Черкесии не ушел с торгов за ₽1,49 млрд

Фото: Getty Images

Имущество ООО Автомобильная компания «Дервейс» в Карачаево-Черкесии не продали из-за отсутствия заявок на участие в торгах. Об этом сообщается на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Как сообщал РБК Кавказ, на аукционе единым лотом хотели продать земельно-имущественный комплекс, общей площадью 53, 5 тыс. кв. м, расположенный на земельных участках, общей площадью 225 тыс. кв. м, в Черкесске. Кроме того, вентиляционное и климатическое оборудование, насосное оборудование, комлектующие, производственное, промышленное оборудование, комплектующие и инструмент, специализированная техника. Начальная цена лота составляла 1,49 млрд рублей.

Хаджи-Мурат Дерев — предприниматель, совладелец ООО Автомобильная компания «Дервейс» и бывший депутат парламента Карачаево-Черкесии. Он также является братом Вячеслава Дерева (российский предприниматель, политик, член Совета Федерации (2011-2016 гг.) и Станислава Дерева (был советником полномочного представителя президента РФ в ЮФО, членом Совета Федерации РФ, мэром Черкесска, скончался в 2006 году).

Как сообщал РБК Кавказ, завод «Дервейс» является единственным представителем сферы автопрома в Карачаево-Черкессии. С октября 2018 года деятельность предприятия была приостановлена в связи с задолженностью компании перед рядом кредиторов.

В середине июля 2019 года на ООО «Дервейс» была введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца. Иск о признании организации банкротом подал Евгений Борисов.

Как писал «Коммерсант», в июле 2019 года Арбитражный суд КЧР по заявлению Московского индустриального банка признал Дерева банкротом и ввел в отношении него процедуру реализации имущества. Дерев скрылся практически сразу же после суда, признавшего его банкротом.

По данным издания, официально о банкротстве ООО «Автомобильная компания «Дервейс» было объявлено в феврале 2020 года. Согласно отчету временного управляющего, на начало 2020 года в реестр кредиторов автозавода были включены требования на сумму 5,8 млрд рублей.

В апреле 2020 года МВД по КЧР сообщило о розыске Хаджи-Мурата Дерева, подозреваемого по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов).

По информации на сайте СКР по КЧР, в декабре 2018 года было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов ООО Автомобильная компания «Дервейс». В частности, налогоплательщик с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года уклонился от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет РФ на сумму 319 млн рублей.

В апреле 2021 года стало известно об определении начальной продажной цены и утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации имущества ООО Автомобильная компания «Дервейс».

За обанкротившийся «Дервейс» просят 1,5 млрд рублей

Покупатель осматривает Lifan Solano в автосалоне на территории автозавода «Derways» в Черкесске, 2017 год

Кредиторы карачаево-черкесского завода «Дервейс» приступили к реализации его имущества, сообщил портал «Дром.ру». В конкурсную массу входят проходные бывшего завода, трансформаторные подстанции, котельная, канализационный коллектор, а также собственная линиями электропередачи и прочее. Кроме того, «Дервейс» имеет право аренды нескольких участков, напрямую компании не принадлежавших, но использовавшихся в ее хоздеятельности.

Помимо прочего, на юридическое лицо завода оформлена различная недвижимость по нескольким адресам в Черкесске. Всего управляющие банкротством обнаружили почти 100 объектов, аукционная цена которых достигает 880 млн рублей. В движимое имущество завода вошли 234 объекта торгов. Среди них покрасочно-сушильные камеры, дождевальный комплекс, конвейеры и прочее. Эта часть капитала оценена в 607 млн рублей.

Таким образом, суммарно завод оценен в 1,49 млрд рублей.

Конвейер автомобильного завода «Дервейс» в Черкесске остановился в ноябре 2018 года, вместе с ним встала его вторая сборочная площадка на Ставрополье — завод «Ставрополь-Авто». До этого момента он собирал методом CKD (мелкоузловая сборка) автомобили китайских компаний Chery, Lifan, Brilliance, Hawtai, Great Wall (под брендом Hower).

Причиной остановки предприятия стали налоговые проверки, которые дали повод для возбуждения уголовного дела. Владельцам завода «Дервейс» предъявили обвинения в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ). По версии следствия, завод предоставил ложные сведения о праве на налоговый вычет НДС в размере 319,4 млн рублей.

Причем деньги со счетов компании уходили транзитом через фирмы-однодневки и обезличивались.

В марте прошлого года УФСБ по Карачаево-Черкесии объявило в розыск владельца завода — известного в республике бизнесмена Хаджи-Мурата Дерева. Помимо прочего он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере из-за невозврата банковских кредитов, которые получал на развитие предприятия, сообщал в весной 2020 года «Коммерсант». Ранее Дерев был признан банкротом и в отношении его имущества началась процедура реализации. Всего следствие и кредиторы пытаются вернуть около 553 млн рублей.

В 2015 году черкесский автозавод выкупил у правительства Москвы юридическое лицо ООО «Группа Химэкс», на которое Минэкономразвития в 2006 году выдало соглашение о промсборке. Правда, изначально соглашение было дано для выпуска коммерческих автомобилей, только в 2017 году «Дервейсу» удалось согласовать право на беспошлинный ввоз автокомпонентов для промсборки.

Впрочем, компенсацию за утилизационный сбор черкесский завод начал получать еще с 2015 года.

По данным Счетной палаты, всего Минпромторг перечислил заводу порядка 3,15 млрд рублей в виде различных промышленных субсидий,

которые в России компенсируют локальным автопроизводителям уплату утиля.

Также у завода в распоряжении три товарные площадки для хранения готовой продукции, подъездные автомобильные пути, три железно-дорожных ветки, а рядом трасса республиканского значения.

Собеседник издания отмечает, что при вложении примерно 200 млн рублей помимо оплаты стоимости конкурсного лота завод может начать работу.

В нынешнем виде этот завод никому не интересен, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он отмечает, что в России достаточно много заводов, мощности которых недозагружены и которые с удовольствием возьмут на контрактную сборку потенциального клиента.

«К примеру, калининградский «Автотор» примет нового инвестора с распростертыми объятьями. Если говорить именно о приобретении какой-либо автокомпанией завода себе, то тут предпочтительнее даже смотрится завод Ford во Всеволожске, — сказал Бургазлиев. —

Хотя нужно признать, что при наличии грамотного автомобильного менеджмента «Дервейс» из головной боли мог бы превратиться в хороший актив для кредиторов».

Китайские автокомпании могут приобрести «Дервейс» для сборки в России, считает независимый эксперт Сергей Ифанов. Среди потенциальных инвесторов он называет Chery, Geely и Changan, у которых за прошедший год продажи в России выросли очень существенно.

«Проблема в том, что для этого нужно договариваться с правительством РФ. А в России есть негласное табу на развитие китайской промышленности в стране, ее экспансии. Поэтому этот вопрос больше лежит не в экономической, а в политической плоскости», — резюмировал эксперт.

Владельцу завода «ДерВейс» инкриминируют особо крупное мошенничество

УФСБ по Карачаево-Черкесии объявило в розыск известного бизнесмена, владельца автомобильного завода «ДерВейс» в Черкесске Хаджи-Мурата Дерева. Он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере, связанном с невозвратом банковских кредитов, которые брались на развитие предприятия. В июле 2019 года Арбитражный суд КЧР по заявлению Московского индустриального банка признал господина Дерева банкротом и ввел в отношении него процедуру реализации имущества. А в ноябре в отношении бизнесмена было возбуждено уголовное дело.

Разыскное дело в отношении Хаджи-Мурата Дерева было возбуждено в конце января 2020 года. Как выяснилось, господин Дерев исчез еще в июле 2019 года, практически сразу же после суда, признавшего его банкротом. Судебное разбирательство инициировал Московский индустриальный банк. По решению суда требования банка к господину Дереву на сумму порядка 227 млн руб., которые он занимал у банка в 2015 году, были удовлетворены, а в отношении должника была введена процедура реализации имущества на срок полгода. В течение суток после оглашения судебного решения господин Дерев должен был сдать финансовому управляющему все свои банковские карты, а тот, в свою очередь, заблокировать по ним операции и перевести все средства на основной счет.

Практически одновременно с этим судебным процессом, также в июле 2019 года, по заявлению ФНС была введена процедура наблюдения уже в отношении АК «ДерВейс», собственником которого являлся Хаджи-Мурат Дерев, а в реестр кредиторов были включены требования в размере 523,5 млн руб. В декабре 2018 года было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении компании от уплаты налогов. По данным республиканского управления Следственного комитета России (СКР), дело было возбуждено по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которая установила, что АК «ДерВейс» (специализировалась на крупноузловой сборке китайских марок автомобилей Lifan и Chery) в 2014–2015 годах вносила в налоговые декларации заведомо ложные сведения и таким образом «уклонилась от уплаты налогов, сборов и страховых взносов» в бюджет на сумму более 319 млн руб.

Официально банкротство ООО «Автомобильная компания "ДерВейс"», в которой Хаджи-Мурату Дереву принадлежало 44%, решением Арбитражного суда КЧР было объявлено в феврале 2020 года. Согласно отчету временного управляющего, который был представлен суду, на начало 2020 года в реестр кредиторов автозавода были включены требования на сумму 5,8 млрд руб. Из них более 500 млн руб. не были обеспечены залогом.

В конце декабря 2019 года по иску ПАО «Московский индустриальный банк» банкротом было признано еще одно предприятие, аффилированное с АК «ДерВейс»,— «Ставрополь-Авто», которое находится на территории Ставропольского края. Предприятие задолжало банку 6,9 млрд руб.

По неофициальным данным, сумма долгов предприятий, которые контролировал господин Дерев, может составлять не менее 15 млрд руб.

При этом в описи имущества должника, составленной в октябре 2019 года финансовым управляющим, за ним числилась только одна квартира и несколько земельных участков. Заявления о признании недействительными сделок по продаже двух автомобилей KIA QLE Sportage и Land Rover, а также перечислений денежных средств супруге господина Дерева за период с 2016 по 2018 год были сделаны финансовым управляющим уже в конце февраля 2020 года. Интересно, что согласно описи кредитной задолженности Хаджи-Мурата Дерева, с 2014 по 2018 год он брал беспроцентные займы на предприятиях, где был в числе учредителей. В частности, в ООО «МеркурийАвто», ООО «ЮгТранс», ООО «ДерВейс Автосервис» и непосредственно ООО «АК ДерВейс» он «занял» около 2 млрд руб.

В то же время, по оценке временного управляющего, остаточная стоимость основных средств наиболее крупного предприятия автозавода «ДерВейс» в Черкесске составила на начало января 2020 года всего лишь 3,4 млн руб.

В связи с этим республиканское УФСБ объявило предпринимателя в федеральный розыск.

Владелец завода «Дервейс» объявлен в федеральный розыск

Владелец завода «Дервейс» объявлен в федеральный розыск

УФСБ по Карачаево-Черкесии объявило в розыск владельца завода «ДерВейс» в Черкесске Хаджи-Мурата Дерева. Он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере, связанном с невозвратом банковских кредитов, которые брались на развитие предприятия.

Как пишет газета «Коммерсант», разыскное дело в отношении г-на Дерева было возбуждено в конце января 2020 года. Как выяснилось, он исчез еще в июле 2019 года, практически сразу же после суда, признавшего его банкротом. Судебное разбирательство инициировал Московский индустриальный банк. По решению суда требования банка к г-ну Дереву на сумму порядка 227 млн рублей, которые он занимал у банка в 2015 году, были удовлетворены, а в отношении должника была введена процедура реализации имущества на срок полгода.

Практически одновременно с этим судебным процессом, также в июле 2019 года, по заявлению ФНС была введена процедура наблюдения уже в отношении АК «ДерВейс», собственником которого являлся Хаджи-Мурат Дерев, а в реестр кредиторов были включены требования в размере 523,5 млн рублей. В декабре 2018 года было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении компании от уплаты налогов. По данным республиканского управления Следственного комитета России (СКР), дело было возбуждено по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которая установила, что АК «ДерВейс» в 2014–2015 годах вносила в налоговые декларации заведомо ложные сведения и таким образом «уклонилась от уплаты налогов, сборов и страховых взносов» в бюджет на сумму более 319 млн рублей.

Официально банкротство ООО «Автомобильная компания "ДерВейс"», в которой Хаджи-Мурату Дереву принадлежало 44%, решением Арбитражного суда КЧР было объявлено в феврале 2020 года. Согласно отчету временного управляющего, который был представлен суду, на начало 2020 года в реестр кредиторов автозавода были включены требования на сумму 5,8 млрд руб. Из них более 500 млн рублей не были обеспечены залогом. В числе крупнейших кредиторов «ДерВейса» оказались ООО «СБК Ресурс» с требованием в сумме 3,9 млрд рублей, а также ФНС России, которой предприятие-банкрот задолжало почти 1,4 млрд рублей.

В конце декабря 2019 года по иску ПАО «Московский индустриальный банк» банкротом было признано еще одно предприятие, аффилированное с АК «ДерВейс», – «Ставрополь-Авто», которое находится на территории Ставропольского края. Предприятие задолжало банку 6,9 млрд рублей.

По неофициальным данным, сумма долгов предприятий, которые контролировал господин Дерев, может составлять не менее 15 млрд рублей. При этом в описи имущества должника, составленной в октябре 2019 года финансовым управляющим, за ним числилась только одна квартира и несколько земельных участков. В то же время, по оценке временного управляющего, остаточная стоимость основных средств наиболее крупного предприятия автозавода «ДерВейс» в Черкесске составила на начало января 2020 года всего лишь 3,4 млн рублей. В связи с этим республиканское УФСБ объявило предпринимателя в федеральный розыск.

Напомним, производство на заводе «Дервейс» было прекращено в декабре 2018 года, а его оставшиеся партнеры, Chery и Lifan, были вынуждены перейти на поставки автомобилей из Китая.

Завод «Дервейс» стал банкротом, а его владелец сбежал от ФСБ

Владельца автозавода «Дервейс» Хаджи-Мурата Дерева объявили в федеральный розыск, его подозревают в мошенничестве в особо крупном размере, связанном с невозвратом банковских кредитов, которые брались на развитие предприятия. Разыскное дело управление ФСБ России по Карачаево-Черкесии возбудило еще в январе, но известно об этом стало только сейчас.

По предварительной информации, Дерев покинул Россию в июле 2019 года, практически сразу после суда, признавшего его личное банкротство. Судебное разбирательство инициировал «Минбанк» («Московский индустриальный банк»), подконтрольный московско-чеченскому бизнесмену Абубакару Арсамакову. В 2015 году Дерев занял у «Минбанка» 227 млн рублей, но не вернул их. Суд занял сторону истца, признал должника банкротом и ввел в отношении него процедуру реализации личного имущества. В течение суток после оглашения судебного решения господин Дерев должен был сдать финансовому управляющему все свои банковские карты, а тот в свою очередь заблокировать по ним операции и перевести все средства на основной счет. Но вместо передачи банковских карт Дерев скрылся за границей.

Одновременно с этим судебным процессом была введена процедура наблюдения в отношении ООО «АК «Дервейс» — это юрлицо автозавода. Доля Дерева в нем — 44%, 49% держит структура Сбербанка — фирма «СБК Ресурс», оставшиеся 7% приходятся на двух других учредителей. Сумма долгов «Дервейса» составляла 5,8 млрд рублей, крупнейшие кредиторы завода — «СБК Ресурс» (3,9 млрд рублей) и Федеральная налоговая служба (1,4 млрд рублей неуплаченных налогов). В середине февраля 2020 года «Дервейс» признан банкротом. От суммы его долгов 5,3 млрд обеспечены залогом, 500 млн не обеспечены ничем и, видимо, являются невозвратными.

В конце декабря 2019 года был признан банкротом и другой автозавод, которым Дерев владел совместно с Арсамаковым, — это расположенный в Михайловске «Ставрополь-Авто». Предприятие было построено на кредиты «Минбанка», этот завод должен банку 6,9 млрд рублей. Сам «Минбанк» с января 2019 года находится под процедурой санации.

Как пишет «Коммерсантъ», сумма долгов всех предприятий, которые контролировал Дерев, составляет не менее 15 млрд рублей. При этом в описи имущества должника, составленной в октябре 2019 года финансовым управляющим, за Хаджи-Муратом числилась только одна квартира и несколько земельных участков. В 2016-2018 годах бизнесмен продал свои личные автомобили Kia Sportage и Land Rover и перечислил деньги своей супруге, но эти сделки аннулированы судом.

В 2014-2018 годах Дерев брал беспроцентные займы на предприятиях, в которых был учредителем, их сумма составила 2 млрд рублей. Остаточная стоимость основных средств «Дервейса» на начало 2020-го оценивалась в 3,4 млн рублей.

Автозавод «Дервейс» построен в 2002-2003 годах с нуля в городе Черкесске, его создали братья Станислав, Вячеслав и Хаджи-Мурат Деревы, сколотившие свое состояние в 90-е на производстве водки, минеральной воды и лимонадов. Станислав умер в 2006 году, Вячеслав отошел от дел.

Первоначально «Дервейс» занимался выпуском утилитарных внедорожников «Ковбой» — на рамном шасси румынских Aro, но с кузовом оригинальной конструкции. Затем «Дервейс» взялся за сборку легковых автомобилей и кроссоверов китайских марок Haima, Geely, Brilliance, JAC, Hawtai, Lifan, Chery, а также тайваньской Luxgen. Предприятие работало по полному сборочному циклу — со сваркой и окраской кузовов. Из-за падения российского авторынка завод с 2018 года остановлен на неопределенный срок.

Автозавод «Ставрополь-Авто» был построен в чистом поле в Михайловске в 2015-2017 годах. До начала 2019-го он специализировался на выпуске рамных внедорожников DW Hover H3/H5 (копия Great Wall Hover H3/H5). Предприятие также работало по полному циклу, но не смогло выйти на рентабельные объемы производства — и остановилось.

На холостом ходу

alt=" Фото: iStock" />
 Фото: iStock

Почему автомобильные производства, которые по задумке должны были дать сотни рабочих мест, не приживаются в СКФО и какие перспективы у этих предприятий, выясняли корреспонденты "РГ".

В крае с 2017 года функционирует завод "Ставрополь-Авто". На нем сразу же начали собирать две модели DW Hower. Речь шла о сборке из машинокомплектов Great Wall Motors - только под другим брендом. Как подчеркивали в пресс-службе компании "Чайна Автомаркет", DW Hower - российская, а не китайская марка и производство новинки решили наладить не в Черкесске на заводе Derways (головная компания), как было с Hover, а в Ставрополе, на "полностью роботизированном" предприятии.

Однако в конце 2018 года стало известно, что сборка автомобилей завершена в связи с полным выполнением обязательств перед заказчиком. Вскоре после остановки производства на предприятии, которому чуть больше года, начались профилактические работы.

Корреспонденту "РГ" не удалось связаться с представителями компании. Однако заявления в ряде СМИ о том, что ситуация на "Ставрополь-Авто" связана с закрытием черкесского Derways, прокомментировали в краевом министерстве энергетики, промышленности и связи.

"Приостановка производства на заводе "Ставрополь-Авто" не связана с трудностями головной компании в Черкесске. Наше предприятие работает по контрактам с разными производителями автомобилей. Обязательства перед первым заказчиком выполнены. Собрано около 2,5 тысячи автомобилей марки Great Wall Hower. Руководство предприятия налаживает сотрудничество с другими мировыми автокомпаниями, чтобы заключить новые контракты и возобновить производство", - заявили в ведомстве.

Фото: Андрей Полухин

Сейчас территория вокруг завода, которая во время выпуска внедорожников была заполнена готовыми машинами, абсолютно пуста.

У другого автозавода Северного Кавказа, который расположен в Чечне, - свои проблемы. Стало известно, что сборка машин АвтоВАЗа на "Чеченавто" в Аргуне может быть приостановлена. Причиной тому стала не налаженная в августе поставка компонентов. В компании это не комментируют. Однако, как рассказал корреспонденту "РГ" один из сотрудников предприятия, сейчас персонал завода находится "в корпоративном отпуске" до конца месяца.

Единственным стратегическим партнером "Чеченавто" остается АвтоВАЗ. Завод осуществляет контрактную сборку для автомобильной компании и собирает LADA Granta в четырех комплектациях. Средние объемы производства - от шести до восьми тысяч машин в год.

- У нас нет своей реализации. Автомобили в соответствии с заданием АвтоВАЗа поставляются по всей России. Куда именно отправлять машины, сообщает заказчик, - сообщил корреспонденту "РГ" первый заместитель генерального директора "Чеченавто" Мухади Товсултанов.

То есть купить LADA Granta с местного завода жителю Чечни не удастся, хотя этот автомобиль очень популярен на Северном Кавказе.

До экономического кризиса 2014 года у завода имелись планы расширить производство. Готовы были вложить свои средства и инвесторы. Но позже от них пришлось отказаться на неопределенный срок. Сейчас у "Чеченавто" нет глобальных перспектив ни по увеличению объемов, ни по расширению номенклатуры производства.

Кстати, на автомобильном заводе в 2017 году начинали сборку чеченских вездеходов "Чаборз", но после серийное производство перенесли в Российский университет спецназа в Гудермесе.

История создания автомобильного завода Derways в Черкесске началась с братьев Деревых, которые в 2002 году организовали новое предприятие. Летом 2003 года на Московском международном автосалоне состоялась презентация Derways Cowboy. Модель прошла испытания на полигоне "НАМИ" и получила сертификат. Летом 2004-го начали серийное производство. На румынскую раму компании ARO ставили бензиновый двигатель ЗМЗ или французский турбодизель Peugeot DW-10TD, далее "скелет" обрастал металлическими и пластиковыми кузовными деталями, кондиционером и элементами салона. Всего успели выпустить 800 экземпляров. Однако в 2005 году обанкротился румынский поставщик шасси, и автозаводу пришлось искать новую нишу. Так началось сотрудничество с китайскими партнерами.

В 2007 году на Derways реконструировали производство, и предприятие перешло на промышленную сборку полного цикла, здесь стали выпускать автомобили китайской марки Lifan. Постепенно количество китайских партнеров выросло, и с конвейера в Черкесске стали выходить Chery, Brilliance, Jac, Hawtai, а также авто тайваньской марки Luxgen.

Начали расти также и производственные мощности. В 2013 году было выпущено 50 тысяч машин, в 2014-м - уже 55 тысяч. Всего здесь делали 19 моделей и 56 модификаций авто.

Однако в 2014 году грянул кризис, и объем производства упал до 20 тысяч автомобилей в год. Китайские компании стали дружно уходить с российского рынка. Тем не менее для завода в Черкесске ситуация на тот момент не складывалась столь уж драматически. В 2016 году из Китая на предприятие было поставлено машинокомплектов на 36,6 миллиона долларов.

Настоящие испытания ожидали завод впереди. В 2018 году Следственное управление СКР по Карачаево-Черкесии предъявило его руководству обвинения в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. По версии следствия, с апреля 2014-го по январь 2016-го предприятие умышленно предоставляло в ФНС ложные сведения с тем, чтобы получить налоговый вычет в размере 319,4 миллиона рублей, деньги транзитным путем уходили через фирмы-однодневки.

В итоге автомобильное производство в Карачаево-Черкесии практически остановилось. Руководство завода категорически отказывалось комментировать сложившуюся ситуацию. Даже корпоративный сайт предприятия перестал функционировать.

Однако весной появилась надежда, что слухи о смерти Derways оказались сильно преувеличены. В мае глава региона Рашид Темрезов во время послания Народному Собранию объявил, что завод проходит процедуру сертификации производства. Возрождение должно произойти после запуска нового конвейера, на котором будут собирать автомобили узбекской марки Ravon.

Перспективы выхода из финансового кризиса имеются, так как Derways имеет право на компенсацию утилизационного сбора и беспошлинный ввоз машинокомплектов. Это позволит значительно снизить себестоимость производства и повысить привлекательность автомобилей Ravon на рынке.Кроме того, автозаводу обещают предоставить налоговые льготы.

Конечно, поддержка компании приведет к выпадающим доходам консолидированного бюджета республики, которые составят около 50 миллионов рублей в год. Компенсировать потери планируется после возобновления производства за счет налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц.

Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО "ФИНАМ":

- Автомобильное производство в принципе является низкорентабельным. К тому же оно в последнее время переживает сложный период. Продажи новых машин падают повсеместно - в Европе, США, Китае и России. В таких условиях многие бренды не только сокращают выпуск на собственных заводах и охладевают к партнерам по промышленной сборке. В данной ситуации ориентация сборочного производства на линейку одного бренда оказывается рискованной стратегией.

Кроме того, многие инициаторы промышленных проектов, не только автосборочных, начавшихся до 2014 года, рассчитывали на рост потребительского спроса внутри страны и выход на экспортные рынки. Ради этого брались валютные кредиты, заказывалось дорогое импортное оборудование. Но с 2014-го вектор развития страны изменился. Валюта с тех пор подорожала, что сразу увеличило стоимость проекта и размер долгов, платежеспособность населения снизилась, а иностранные партнеры стали терять интерес. Обещавшие стать прибыльными новые производства оказались банкротами.

Ситуацию усугубляют и управленческие ошибки. Но есть также и недочеты, возникшие еще на стадии проектирования. И Derways, и "Ставрополь-Авто" создавались как производства мощностью до 100 тысяч авто в год. Это нереальные цифры. Гигант российского автопрома АвтоВАЗ при способности собирать до 950 тысяч машин в год производит менее 400 тысяч. Степень загрузки мощностей других автосборочных заводов не больше. Ford и вовсе был вынужден закрыть часть своих заводов, которые так и не вышли на проектную мощность из-за падения продаж. Так что дело не в Северном Кавказе, эти проблемы характерны для всей автомобильной отрасли, что косвенно подтверждается ситуацией на "Чеченавто". Его проблема носит временный характер и вызвана сбоем поставки компонентов во всей системе АвтоВАЗа, который вынужден приостанавливать сборку и на других своих предприятиях в Тольятти и Ижевске.

Завод лифан в черкесске закрыли

За строительством промышленного гиганта в окрестностях краевой столицы с замиранием сердца следили многие, предвкушая появление тысяч обещанных рабочих мест и новеньких китайских авто по оптовым ценам. Но не тут-то было: запуск производства затянулся на несколько лет, потом возникли проблемы с набором рабочих, а в конце 2018 года край и вовсе облетели слухи, что предприятие скоро закроют.

И его закрыли! Что пошло не так — выяснил «Кавказ Пост».

Новость о том, что в крае построят завод по сбору автомобилей из китайских комплектующих, появилась 2013 году. Изначально речь шла о марках Brilliance, BYD, Hawtai, JAC. После были заявлены автомобили Foton и итальянские грузовики Iveco. В итоге с конвейера успели сойти внедорожники Hover по лицензии корпорации Great Wall.

Владельцем предприятия числится ОО АК «Ставрополь – Авто», завод связан на уровне учредителей с черкесским предприятием «ДерВейс» по выпуску машин линейки Lifan и Chery.

Мощности предприятия оценивали в 100 тысяч автомобилей в год. В амбициозные планы учредителей входило выйти на окупаемость проекта за 5 лет, создать 1,9 тысячи рабочих мест с зарплатой выше средней по региону.

Местные власти пошли навстречу бизнесу. По условиям инвестиционного соглашения в течение первых 5 лет работы для завода установили льготный налоговый режим: освободили от налога на имущества, а налог на прибыль снизили до 15,5%. Кроме того, действовала преференция в виде нулевой таможенной ставки. Региональный минпром рапортовал, что благодаря запуску «Ставрополь Авто» консолидированный бюджет Ставрополья в 2017-2024 годах пополнится на 6,3 миллиарда рублей.


В планах говорилось, что первая очередь завода будет включать две линии по сборке и одну — по покраске автомобилей, в сутки предприятие должно было собирать 400 транспортных средств. Запуск производства неоднократно откладывался: конец 2015, 2016 годы. В 2017 году заработала пробная линия по производству внедорожников.

В рамках пуско-наладочных работ с помощью «собрата» «Ставрополь авто» — черкесского «ДерВейс», собрали тестовую партию автомобилей для презентации дилерам.

Серийное производство китайских внедорожников Hover H3 и Hover H5 Great Wall стартовало в феврале 2018 года. Ставропольцы выдохнули: ну наконец-то! Однако радость была недолгой. В декабре крупные махинации с налогами нашли в «ДерВейсе», а ряд федеральных изданий сообщил о закрытии «Ставрополь Авто».


10 декабря СУ СКР по КЧР сообщил, что черкесский автозавод заподозрили в уклонении от уплаты налогов. Речь об огромной сумме — 319,3 миллиона рублей. Следком по данному факту возбудил уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ. Как гласят материалы дела, в 2013–2014 годах Derways выводил средства с помощью фирм-однодневок. Спустя два месяца после остановки конвейеров «ДерВейса» остановился и «Ставрополь Авто». Федеральные издания сообщали, что китайские партнёры больше не будут поставлять комплектующие для сборки моделей.

В минпроме Ставрополья тогда поспешили заверить, что завод под Михайловском закрыт не будет. Черкесское предприятие не имеет отношения к ставропольскому, поскольку речь идёт о разных юрлицах. В ведомстве говорили, ведут переговоры с другими фирмами, которые смогут поставлять комплектующие.

«Сейчас ООО АК «Ставрополь Авто» активно прорабатывает организацию сотрудничества с несколькими мировыми автомобильными компаниями для заключения новых соглашений и возобновления производства автомобилей. Это позволит существенно загрузить производственные мощности завода. Запуск производства состоится после подписания соглашений об осуществлении контрактной сборки с потенциальными партнёрами. По информации ООО АК «Ставрополь Авто» это первый квартал 2019 года», — уточняли в ведомстве в феврале 2019 года.

В тот момент на заводе трудились 185 человек, они регулярно получали зарплату.

Они такие разные, но всё же…

Откуда взялись проблемы у ставропольского автогиганта, и почему так внезапно закончился срок договора с дилером? Ответ прост. Известно, что внедорожники бренда Great Wall выпускали как на Ставрополье, так и в Черкесске. А теперь следите за мыслью.

В ОТТС (одобрении типа транспортного средства) на модели Hower H3 и Hower H5, предоставленном Росстандартом, в качестве заявителя указана компания «Чайна Автомаркет» с головным офисом по улице Шоссейная, 15 в Черкесске. В качестве изготовителя проходит «ДерВейс» (Черкесск, ул. Подгорная, 134 В), а его представителем – снова «Чайна Автомаркет». В графе «Сборочные заводы и их адреса» фигурируют два предприятия. Первое находится по адресу Черкесск, улица Подгорная, 134 В, следующее расположено в Михайловске по улице Вокзальной, дом 103. Именно на ставропольской сборочной площадке в 2018 году запустили производство Н3 и Н5.

Таким образом, уголовное дело в отношении «ДерВейс», который имеет отношение к «Ставрополь Авто» на уровне учредителей, вполне могло стать причиной остановки рабочих станков как в Черкесске, так и в Михайловске.

По слухам, не исключено, что работу ставропольского автозавода также могли проверять на наличие нарушений в налоговом законодательстве. Что касается черкесского «ДерВейса», то компании Lifan и Chery не планируют заключать с ним новые контракты.

Завод умер. Да здравствует регпарк

Несколько дней назад губернатор Владимир Владимиров поставил крест на амбициозных планам по импортозамещению в сфере автомобилестроения и признал, что проект со «Ставрополь Авто» провалился.

«Завод «Ставрополь Авто», который, к сожалению, так полноценно и не заработал. На Ставрополье – это крупнейший актив Московского Индустриального банка. Сегодня на встрече с президентом МИБ Дмитрием Пожидаевым обсудили перспективы предприятия. Есть предложение создать на его основе региональный индустриальный парк. И сохранить эту промышленную площадку для открытия новых производств», — написал Владимир Владимиров на своей страничке в Instagram.

По словам губернатора, вместе с Дмитрием Пожидаевым они создали рабочую группу, куда вошли члены краевого правительства и представители банка. Вместе они проработают сценарии развития будущего регпарка. Но это, как вы понимаете, уже совсем другая история.

КСТАТИ: В Ставрополе уже есть один индустриальный парк на месте бывшего завода. Ставропольский краевой индустриальный парк «Мастер» создали в 2015 году по соглашению между региональным правительством и заводом «КамАЗ». С его помощью спасали от окончательного разрушения и забвения территорию бывшего ставропольского завода автоприцепов.

Читайте также: