Завод мерседес в россии закрылся

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Компания окончательно прекращает выпуск LCV в РФ

Mercedes-Benz спустя два года после приостановки производства на мощностях группы ГАЗ Олега Дерипаски объявил о завершении проекта. В немецкой компании говорят о том, что выпускаемый в Нижнем Новгороде Sprinter Classic больше не отвечает требованиям клиентов — хотя именно эта модель, в том числе за счет приемлемой цены, формировала основной объем продаж марки в РФ. Стороны не разглашают параметры контракта, но эксперты предполагают, что вряд ли Mercedes-Benz смог окупить €100 млн вложенных инвестиций.

Daimler официально завершил производство единственной локализованной в РФ модели Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях группы ГАЗ Олега Дерипаски в Нижнем Новгороде. Это подтверждают и в ГАЗе. Фактически выпуск модели, которая на тот момент формировала основной объем продаж компании в сегменте легких коммерческих автомобилей в РФ, завершился еще в июле 2018 года, рассказывали источники “Ъ” (см. “Ъ” от 18 января 2019 года). Daimler признал приостановку производства только в январе 2019 года, ссылаясь на сложности с комплектующими. В концерне тогда подчеркивали, что надеются на скорое возобновление производства. А в группе ГАЗ говорили, что на время паузы сотрудники отправлены в оплачиваемый отпуск.

Концерн продолжит предоставлять послепродажное обслуживание.

На конвейере работали сотрудники группы ГАЗ, в офисе — Daimler. «Мерседес-Бенц АГ» заявил, что рассматривает кандидатуры сотрудников проекта Sprinter Classic на открытые вакансии внутри компании. В ГАЗе отмечают, что компании пришлось сократить часть рабочих мест: «В отдельных случаях мы нашли возможность перевести людей на другие производственные проекты ГАЗа».

Портфель Mercedes-Benz Vans включает последнее поколение Sprinter, минивэн V-Класс и Vito. В 2018 году в РФ компания реализовала 6,3 тыс. машин, из них на Sprinter Classic приходилось 5 тыс. штук. В 2019 году из остатка реализовано только 203 таких автомобиля, общие продажи LCV марки упали на 75%, до 1,6 тыс. штук. Проектные мощности производства Daimler на ГАЗе — 25 тыс. в год. Инвестиции составляли более €190 млн, из них более €100 млн вложил немецкий автоконцерн.

В ГАЗе говорят, что модернизировали 100 тыс. кв. м производственных и логистических объектов, построили новые цеха окраски и штамповки, которые сегодня используются для выпуска автомобилей ГАЗ, и внедрили систему качества, которая применяется на заводах Mercedes. Локализация на ГАЗе и Ярославском моторном заводе «помогла компании Mercedes-Benz Vans обеспечить рекордные продажи марки на российском рынке», отмечают там.

Источники “Ъ” на рынке предполагают, что группа ГАЗ могла бы претендовать на возмещение упущенной выгоды, а также расходов на консервацию, охрану площадки, амортизацию и содержание склада. Другой собеседник “Ъ” говорит, что в договоре обычно оговаривается прекращение производства из-за существенного изменения внешних условий — в таком случае санкций нет. С учетом того что группа ГАЗ входит в SDN-список OFAC США и в отношении нее действует очередная отсрочка по введению санкций, вполне возможно, что активирована именно эта опция, полагает он.

Почему Kia рискует потерять право на название X-Line в РФ

Сергей Удалов из «Автостата» говорит, что успех модели на рынке был обусловлен ценой и надежностью автомобиля. При этом даже с учетом устаревания модели он сомневается, что для клиентов в коммерческом сегменте важна мода: здесь все-таки стоят вопросы именно цены и практичности. Кроме того, стоимость доработок вряд ли сопоставима с инвестициями, которые уже произведены: а, судя по тому, что решение о прекращении производства откладывалось, они не полностью окупились. Вероятно, Daimler все-таки ожидал снятия санкций, а фактор пандемии повлиял на принятие решения именно сейчас, заключает господин Удалов.

Следим за руками. Есть ли разница между Mercedes немецкой и российской сборки

В индустриальном парке "Есипово" открылся первый в России завод по производству автомобилей Mercedes-Benz. Немецкий концерн давно продаёт автомобили в России, однако производством займётся впервые. Лайф разбирался, сохранится ли эталонное немецкое качество при сборке в России.

<p>Фото: © Mercedes-Benz</p>

Всё продумали

Немцев трудно упрекнуть в непродуманности принятых решений. Пока отдельные автопроизводители не могут вписаться в рынок и уходят, закрывая заводы, один из крупнейших автоконцернов продолжает экспансию на развивающийся рынок. В Mercedes-Benz утверждают, что открытие нового завода в Московской области — это стратегически взвешенное решение, принятое на основании многих количественных и качественных исследований.

Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров

Фото: © AP Photo/dpa / Fredrik von Erichsen

Фото: © AP Photo/dpa / Fredrik von Erichsen

Производитель отмечает, что завод по производству легковых автомобилей будет охватывать все этапы — от кузовного цеха до цеха окраски и окончательной сборки автомобиля. На этом месте большинство автовладельцев, вероятно, начнёт переживать, что русские руки могут испортить немецкое качество. Но нет. Стандартизация производства и подход к созданию завода за пределами Германии позволяют строить заводы в любой стране без потери качества. Кстати, в России немцы уже давно и активно собирают микроавтобусы Sprinter (Нижний Новгород) на мощностях ГАЗ, а также грузовики Actros, Axor, Atego, Zetros и Unimog, площадкой для сборки которых стал завод в Набережных Челнах. Важно и другое — машины производятся с тем же качеством, что и на родине, а их стоимость, по разным оценкам, на 15–20 процентов ниже, чем при импорте из Германии.

Русский след

Сказке про кривые русские руки примерно столько же лет, сколько зарубежные автогиганты работают на российском рынке. Первые адепты только зарубежного автомобиля поначалу активно пытались обнаружить дефекты в Ford Focus российской сборки, а когда этого не произошло, стали искать косяки в других автомобилях компании, производимых в России. Через год-полтора от этих попыток отказались окончательно. Такое положение дел сохранялось ровно до того момента, пока в 2007 году свой завод в Санкт-Петербурге не построили японцы из Toyota.

Фото: © AP Photo / Jay Reeves

Фото: © AP Photo / Jay Reeves

Толпы фанатов японского качества морщили лоб и впадали в меланхолию от одного упоминания российской сборки, однако позднее вся спесь со скептиков сошла. Аналогичные претензии пережили и немцы из Volkswagen, запустившие производство полного цикла в Калуге в 2009 году. Через то же самое пришлось пройти и заводу "Автотор", который производит аж восемь моделей BMW в Калининграде, и заводу KIA в Санкт-Петербурге.

Странно, но подобных претензий к заводам BMW в Китае, Mercedes в Мексике, или Volkswagen в Бразилии у автоскептиков и искателей русского следа во всех бедах почему-то никогда не было. Скорее всего, потому, что качество автомобилей было одинаковым.

Неверие, рождённое глупостью

Компания Mercedes — титан автомобильного рынка, и к любым крупным финансовым вливаниям в Штутгарте относятся с недоверием. Правда, Россия для немцев — рынок особенный. Пожалуй, настолько же сильно, как в России, немецкие автомобили любят только в Германии, ну и, может быть, в США. Зайти в Россию Mercedes-Benz решил с козырей. В компании отмечают, что первый автомобиль сойдёт с конвейера в 2019 году, и это будет — седан E-класса.

Фото: © AP Photo / Miguel Villagran

Фото: © AP Photo / Miguel Villagran

Не самый дешёвый в линейке, но один из самых сложных в производстве автомобилей. С такой модели свою экспансию в Россию автоконцерн начинает сознательно — люксовые автомобили сложнее производить, и внимание к качеству здесь должно быть особенным. По сути, на Е-классе проверят все этапы производства, отладят процессы, обучат персонал. После этого начнётся настоящее дело.

В дальнейшем Mercedes-Benz планирует в России производство внедорожников: GLC, GLE и GLS. Для локализации производства в России концерн инвестирует более 15 млрд рублей. Вопрос с качеством обсуждать два раза не стоит — как и для любого завода за рубежом, Mercedes-Benz будет использовать только те комплектующие, которые используются на заводах в Германии.

Здесь нет никаких исключений, а все домыслы относительно поломок русских "Мерседесов" будут возникать исключительно в головах тех, кто до сих пор не может поверить, что в России можно собирать хорошие автомобили.

Главная претензия водителей и экспертов к Mercedes в том, что на Е-класс российской сборки производитель не планирует снижать цены. Объяснить это довольно легко — в отличие от бюджетных моделей А-класса или более доступных седанов С-класса, бизнес-класс медленно падает в цене, а затраты на его производство высоки. Возможно, если немцы начнут производить на новом заводе бюджетные автомобили, цены будут заметно снижены.

Образец борьбы с таким подходом к ценообразованию показал посол Германии Рюдигер фон Фрич. На открытие завода в технопарке Есипово он приехал на посольском бронированном BMW 7-й серии, вполне возможно, калининградской сборки.

Завод Мерседес в Москве начал работу. И без того потерявший в качестве Мерс теперь еще и будут собирать в России

Открытие предприятия по производству легковых автомобилей Мерседес-Бенц в индустриальном парке Есипово, находящегося в Московской области, состоялось 3 апреля. На его строительство было отведено менее двух лет.

В проект инвестировали сумму в 250 млн евро, что в рублевом эквиваленте составляет 16 млрд рублей. Всего на мощностях производства планируется выпускать 25 тысяч машине ежегодно, в дальнейшем это число может быть увеличено до 35 тысяч единиц.

При этом процесс будет идти по полному производственному циклу, включая все этапы выполнения работ. Общий штат сотрудников «Мерседес-Бенц Московия» составляет 1000 человек. Торжественную церемонию запуска завода «Московия» открыл глава государства Владимир Путин.

Он прибыл на мероприятие на лимузине Аурус Сенат 700Л отечественного производства. В своей вступительной речи он отметил, что ему нравятся Мерседесы, и он иногда ездит на них. Седан Мерседес-Бенц класса Е стал первой моделью, которая встала на конвейер предприятия.

Позднее на предприятии начнется выпуск кроссоверов GLS, GLC и GLE. Завод оснащен передовыми технологиями, включая использование беспилотных транспортных систем. Роботы-манипуляторы вклеивают лобовые стекла, сварка же кузова осуществляется с помощью ручного труда.

При постройке здания применялся принцип одной крыши. Таким образом, все рабочие этапы находятся в одном огромном комплексе. К подготовке кадров подошли с большой ответственностью: сотрудники проходили обучение на заводах Мерседес-Бенц, которые находятся в разных странах.

В настоящее время нет точной информации насчет сроков поступления автомобилей российской сборки в дилерские центры. Однако известно, что ОТТС было одобрено еще в конце февраля. До открытия этого предприятия в России еще никогда не производили легковые авто марки Мерседес. При этом концерн Даймлер, который и открыл этот завод, запускает уже свое третье по счету производство в России.

Mercedes-Benz прекратил производство в Нижнем Новгороде


«Это сложное, но необходимое решение для направления малотоннажных автомобилей в России.

Мы сохраняем преданность российскому рынку и верим в его потенциал. Тем не менее, нам необходимо сделать следующий шаг в направлении инновационных продуктов и актуального портфеля. Мы будем поставлять нашим клиентам привлекательные продукты», — заметил по этому поводу директор по продажам и маркетингу малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz Ларс Паули.

Он отметил, что российское представительство «Мерседес-Бенц РУС» будет «по-прежнему предоставлять послепродажное обслуживание владельцам Sprinter Classic». Компания остается верной своим долгосрочным обязательствам перед клиентами и по-прежнему будем предоставлять владельцам Sprinter гарантию, запасные части и услуги, добавил Пули.

В компании отметили, что подразделение Mercedes-Benz Vans сосредоточится на имеющемся актуальном портфеле продуктов. В нынешней линейке компании последнее поколение Sprinter, минивэны V-classe и Vito. Немецкий концерн ожидает рост спроса на малотоннажные автомобили на российском рынке, кандидатуры сокращенных сотрудников проекта Sprinter Classic немцы пообещали рассмотреть на открытые вакансии внутри компании.

Сборка коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Classic на ГАЗе была приостановлена во второй половине 2018 года. Тогда в качестве причины остановки конвейера руководство Daimler указывало на проблемы с комплектующими, которые якобы не поступали на завод.

В апреле этого же года Минфин США ввел персональные санкции в отношении Олега Дерипаски и его активов, в том числе «Группы ГАЗ», где и производился немецкий Sprinter. В декабре прошлого года бизнесмену путем выхода из руководства и ряда компромиссных решений удалось вывести из-под санкций три наиболее крупных актива: холдинга En+ и подконтрольных ему UC Rusal и энергетической компании «Евросибэнерго». Однако ситуация с «Группой ГАЗ» до сих пор остается не до конца разрешенной.

В компании отметили, что сотрудничество с немецким автогиганом позволило модернизировать 100 тыс. кв.м производственных и логистических объектов, построить новые цеха окраски и штамповки, которые сегодня используются для выпуска автомобилей ГАЗ, а также внедрить систему качества, которая применяется на всех заводах Mercedes в мире.

«Премия качества», которую Ярославский моторный завод получил от компании Daimler за изготовление высококачественных компонентов, является одним из подтверждений успешности проекта.

Мы также гордимся тем, что локализация на Горьковском автозаводе и Ярославском моторном заводе помогла компании Mercedes-Benz Vans обеспечить рекордные продажи марки на российском рынке малотоннажной техники»,

— сообщил официальный представитель Нижегородского автозавода.

Уход Mercedes-Benz с ГАЗа был ожидаемым, хотя немцы долгое время держали проект в заморозке и сохранялась небольшая надежда на возрождение сборки, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Столь драматичное влияние американских инструментов экономического давления на ГАЗ говорит о том, что российская промышленность совершенна беззащитна перед иностранным вмешательством, убежден собеседник.

Производство Sprinter Classic на ГАЗе началось в 2013 году. Компании Mercedes-Benz удалось достичь ежегодного производства свыше 10 тыс. фургонов в год, уровень заявленной локализации составил около 50%.

Mercedes запустил завод в России. 5 главных вопросов


На первоначальных этапах в качестве возможных площадок обсуждали Казань, Калугу, Санкт-Петербург, Владимир и Тулу. Позже немцы рассматривали вариант с Набережными Челнами (на мощностях КамАЗа) и даже возможность выкупа уже готовых площадок в Москве (ЗИЛ) или в Калининграде («Автотор»).

В итоге концерн решил построить завод с нуля в Подмосковье. Член правления Mercedes-Benz Cars Маркус Шэфер, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок, объяснил это тем, что, к примеру, в Санкт-Петербурге концентрация автомобильных производств слишком высока. Поскольку немецкая марка вложила серьезные инвестиции в обучение персонала, «Даймлеру» хотелось сохранить подготовленные рабочие кадры именно для себя. Кроме того, Подмосковье на фоне конкурентов отличалось развитой инфраструктурой.


«Открытие нового завода в Московской области — это стратегически взвешенное решение мирового автопроизводителя, принятое на основании многих количественных и качественных исследований. Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров», — уточнили в пресс-службе Mercedes-Benz RUS.

«Мерседесы» в России производят по полному циклу: на предприятии есть кузовной цех и цех покраски. Первой машиной, которая сошла с конвейера, стал седан E-Class. В ближайшее время в Подмосковье начнут собирать кроссоверы и внедорожники: GLC, GLE и GLS. Немцы планируют выпускать здесь 20–25 тыс. машин в год, причем на максимальную производственную мощность завод выйдет уже в ближайшие месяцы.

При этом Daimler решил не производить в России флагманский седан S-Class и внедорожник Gelandewagen — их по-прежнему будут импортировать из Европы. Ввозить в Россию будут и более доступные модели: хэтчбек A-Class и седан C-Class.


«Завод такого уровня нуждается в высококвалифицированных кадрах в области робототехники, электроники, мехатроники и других. Mercedes намерен обучать таких специалистов в том числе на своих предприятиях в других странах, что повысит уровень отечественных инженерных кадров. Производство аналогичного класса автомобилей с заявленным уровнем локализации отсутствовало в России до настоящего времени», — отметили в Фонде развития промышленности.

Ожидать, что произведенные в России модели Mercedes будут стоить дешевле, чем импортные, не стоит. В пресс-службе марки уточнили, что цены на модели определяет спрос и предложение, политика конкурентов и другие факторы, а не наличие локализованного производства.


Статьи 22 февраля 2017 Карта заводов: где и какие автомобили собирают в России

Спрос на автомобили Mercedes в России остается стабильным на протяжении последних нескольких лет, несмотря на постоянный рост цен. Так, в 2018 г., согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 37 788 легковых автомобилей Mercedes — это на 3% больше, чем в 2017-м (36 808 единиц). В 2017 и в 2016 гг. компания продала 36 808 и 36 888 автомобилей соответственно. Примечательно, что и в докризисном 2012-м компания продала в России примерно столько же автомобилей — 37 436 единиц.

Mercedes уже пять лет не может участвовать в государственных тендерах — это одна из причин, по которой концерн решил построить завод в России. Дело в том, что в 2014 г. вступило в силу постановление правительства об ограничении госзакупок автомобилей иностранных марок: принимать участие в государственных тендерах на поставку автомобилей для госнужд разрешили только предприятиям, успевшим подписать соглашение о промышленной сборке.

Использование национального режима при организации госзакупок считается одним из немногих механизмов, который позволяет предоставлять преференции национальным производителями и при этом не противоречит требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). Теперь же Mercedes получил статус компании, которая производит продукцию в России.


«Принимая во внимание возможность логистической оптимизации, девальвацию рубля, уверена, завод в России будет экономически оправданной инвестицией. Наиболее востребованным является получение статуса «произведенного в России автомобиля» на период до трех лет без выполнения требуемых условий по общему правилу. Далее это налоговые льготы и, в завершение, продекларированный государством доступ к субсидиям», — объяснила руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина.

В обмен на инвестиции правительство обязалось предоставить для Mercedes-Benz льготный налоговый режим и оказывать иные виды господдержки.


Условия специнвестконтрактов определяются индивидуально для каждой компании, в том числе срок действия СПИКа, размер и направление инвестиций, планируемый уровень локализации. Со своей стороны государство гарантирует ряд преференций, например сохранение условий ведения бизнеса в России, налоговые и субсидиарные меры поддержки. Это также может быть получение облегченного доступа к госзаказам, снижение до 0% налога на прибыль на федеральном и региональном уровнях.

Правительство даже может определить подписавшую СПИК компанию единственным поставщиком товаров для госзакупок. Основное преимущество СПИКа в том, что он гарантирует стабильные рамочные условия на весь срок его действия. То есть все благоприятные условия, которые обещаны «Мерседесу», не будут меняться в течение девяти лет.

Кино и немцы: как Mercedes-Benz оказался в России

В подмосковном Есипово начал работу завод Mercedes-Benz, торжественную церемонию открытия посетил президент России Владимир Путин. Завод должен был открыться еще в 2015 году, но по политическим соображениям стройка была заморожена. Инвестиции в завод составили 11% от годового оборота Mercedes-Benz на российском рынке. Компания заключила выгодный специнвестконтракт и получила нулевую таможенную ставку на машинокомплекты и возможность участвовать в госзакупках. О том, почему в этом заводе больше политики, нежели экономики, в материале «Известий».

Mercedes-Benz

Как Mercedes-Benz мимо ЗИЛа проехал


Разрезанное надвое и запыленное Ленинградским шоссе подмосковное Есипово до появления завода Mercedes-Benz в историческом или краеведческом плане чем-либо примечательным не отличалось. Теперь в эту деревню поедут фуры с иностранными комплектующими, а в цехах завода отштампованные за границей кузовные детали сварят и окрасят. Правда, о высокой доли локализации с российской добавленной стоимостью говорить всё равно не приходится. Во-первых, мощность завода — всего 25 тыс. автомобилей в год, что, очевидно, мало для загрузки поставщиков даже первого и второго уровня. Во-вторых, у российских производителей автокомпонентов пока нет компетенций в сегменте премиум автомобилей.

Собственно Mercedes-Benz даже не пытался приблизить свой завод к каким-либо крупным автомобильным промышленным кластерам, каких в России предостаточно. Выбор локации был сделан не ради близости к потенциальным поставщикам, а из соображений наименьшей удаленности от основного рынка сбыта — столичного региона. Более того, пять лет назад немцы готовились строить завод в самой Москве на территории обанкротившегося ЗИЛа.


Как рассказывал в 2015 году «Известиям» директор «МосавтоЗИЛа» Игорь Кульган, после предварительной договоренности с правительством Москвы руководство Mercedes-Benz защитило проект завода на совете директоров, концерн заручился одобрением канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Предполагалось, что из 288 га земли, оставшихся после ЗИЛа, под цеха Mercedes-Benz будет отведено всего 3040 га. Уже тогда учитывалась перспектива полной застройки территории ЗИЛа, и ради этого здания завода планировалось выполнить в стиле хай-тек со стеклянными стенами. Однако позже город отказался от завода в пользу девелоперских проектов.

Восток — дело тонкое

После неудачи с ЗИЛом Mercedes-Benz рассматривал в качестве возможной площадки подмосковное Ступино и другие населенные пункты с небольшим удалением от столицы. Впрочем, в 2015 году после обострения военного конфликта на востоке Украины идею с заводом немцы временно заморозили. Лишь в начале 2017 года, когда внешнеполитическая ситуация для России немного стабилизировалась, немцы объявили о строительстве завода. На том этапе вопрос инвестиций Mercedes-Benz в Россию нес нежелательные имиджевые риски для Германии, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

Mercedes-Benz


«Без зеленого света из Берлина Mercedes-Benz не мог начать производство пять лет назад. Да и сегодняшняя новость об открытии этого по факту маленького завода — скорее про политику. Для России появление инвестора с таким именем — это очень позитивный момент, который важен для инвестклимата и, скажем так, для укрепления сотрудничества двух государств. Отсюда такая помпезность церемонии открытия завода, который, по сути, можно назвать лишь продвинутым сборочным производством за счет сварки и окраски, — рассказывает Ифанов. — Но нельзя забывать, что Россия тянет газопровод «Северный поток – 2» к европейским потребителям и в первую очередь к немцам. И для немецких политиков экспорт промышленной инфраструктуры в Россию в определенном смысле еще один аргумент перед Евросоюзом о необходимости сотрудничества с русскими в том числе по газовым вопросам».

Зачем этот Mercedes-Benz

По словам главы правления концерна Daimler AG (владеет Mercedes-Benz) Дитера Цетше, суммарные инвестиции в проект составили 19 млрд рублей. Для сравнения: согласно базе «Коммерсант Картотека», доход российского представительства «Мерседес-Бенц Рус» в 2017 году составил 166,3 млрд рублей. Таким образом, затраты концерна на завод не превысили 11,45% от его годового оборота в России. Немцы пошли на это благодаря выгодным условиям по специнвестконтракту (СПИК) и возможности возобновить работу в госзакупках, поделился мнением с «Известиями» директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

На российском заводе Mercedes-Benz налажен выпуск четырех моделей: седана Е-класса, а также кроссоверов GLC, GLE и GLS. При этом Daimler решил не выпускать в России флагманский седан S-Class и внедорожник Gelandewagen — их по-прежнему будут импортировать из Европы.

В России спрос на автомобили Mercedes остается стабильным уже несколько лет. В частности, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году на российском рынке было продано 37 788 машин Mercedes, что на 3% больше, чем в 2017-м, когда реализация составила 36 808 единиц.

С главой «Автостата» согласен независимый эксперт и консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, у Mercedes-Benz выпал значительный объем продаж после того, как государство ограничило доступ к госзакупкам автомобилей, не произведенных на территории страны.

Mercedes-Benz

«По большому счету весь завод строился в расчете на госконтракты, для соответствия постановления правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Там содержится требование о наличии сборки, окраски кузовов и монтажа навесного оборудования, без чего автомобили не могут считаться российскими, соответственно участвовать в гостендерах», — считает Бургазлиев.

По словам эксперта, большого снижения стоимости автомобилей Mercedes-Benz с появлением российской сборки не стоит ожидать, по крайней мере в период окупаемости завода. Продлится этот период, по мнению Бургазлиева, не менее 57 лет.

В России открылся завод Mercedes-Benz. И тут уже делают Е-класс.

Мне удалось в числе первых побывать на новом производстве в подмосковном Есипово, недалеко от Солнечногорска. Когда-то тут был военный городок, теперь — индустриальный парк. Его центром станет расположенный на площади в 85 гектаров завод легковых автомобилей Mercedes-Benz. И это будет полноценное производство! Сегодня, 3 апреля, завод был торжественно открыт.

Площадь производственных построек — 95 тысяч квадратных метров. Уже действуют цеха сварки и окраски кузовов, сборочный цех, складские помещения. Первоначальная мощность производства — 25 тысяч автомобилей в год, то есть 82 автомобиля в день. Напомню, что в прошлом году в России продали 44 133 автомобиля немецкой марки. На случай расширения производства, рядом зарезервирована дополнительная площадка.

Для обеспечения выпуска 25 тысяч автомобилей заводу необходимо около 1000 сотрудников. Если открыть сайты вакансий, то можно обнаружить, что предприятие активно набирает сотрудников различного уровня — руководителей, инженеров по подготовке сварочных линий, операторов производственных линий, специалистов по контролю качества и так далее. На данный момент на предприятии работает около 500 человек.

На заводе уже начато производство седанов Е-класса.Чуть позже на конвейер встанут модели GLC, GLE и GLS (после смены поколения). Вопрос локализации производства компонентов рассматривается, но пока все кузовные детали, узлы и агрегаты будут поставляться с других заводов марки в Европе и США. Так что к немецкому качеству вопросов быть не должно.

Торжественная церемония открытия производства прошла с большим размахом — на нее даже прилетел на вертолете президент России Владимир Путин, по такому случаю опоздавший всего на час. Иных мировых лидеров президент вынуждал ждать его дольше! Это ярче любых слов говорит о том, насколько новый завод важен для правительства.

И дело даже не только в том, что часть автомобилей будет приобретаться для чиновников — например, производить любимые ими S-классы тут не будут. Наличие производства Mercedes-Benz — серьезный шаг в деле нормализации отношений с Западом. К слову, на настоящий момент, легковые автомобили Mercedes-Benz помимо России, Германии и США выпускают в Австрии, Финляндии, Венгрии, Мексике, Южной Африке, Китае, Бразилии, Индии, Таиланде, Малайзии, Вьетнаме, Индонезии.Полагаю, что производство в России имеет много общего с шестью последними пунктами в этом списке.

В ходе выступления, Владимир Владимирович признался в том, что регулярно ездит на Mercedes. Хотя на мероприятие он, как и Денис Мантуров (министр промышленности и торговли Российской Федерации), прибыл на бронированном седане Aurus. Дениса Валентиновича высадили у входа, а Владимир Владимирович ездил на своем лимузине прямо по цехам.

Чтобы исключить влияние рыночных факторов и защитить инвестиций немецкой марки в размере более 15 миллиардов рублей, завод построен в рамках СПИК — специального инвестиционного контракта, согласно которому правительство гарантирует стабильность бизнеса и неизменную налоговую нагрузку. Выступивший в рамках церемонии открытия завода председатель правления концерна и глава подразделения Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше подтвердил, что Mercedes в контексте локального производства пришел в Россию всерьез и надолго. О том же говорил и федеральный министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер.

Теперь предлагаю вам прогуляться по цехам российского завода Mercedes-Benz.

Все начинается со сварки кузова. Он создается посредством точечной сварки из 330 импортных деталей. Российская сталь пока не используется:) Алюминиевые детали (у Е-класса W213, это, например, капот, передние крылья, крышка багажника)

Большая часть сварочных операций выполняется вручную при помощи полуавтоматических сварочных клещей- это касается сварки отдельных панелей кузова.

Точность сварки обеспечивается массивными кондукторами, в которых закрепляются все детали перед началом сварки клещами. Инженерно грамотное решение, сочетающее точность и минимальные затраты.

Роботы Kuka стоят только на финальном этапе сварки, где соединяются крыша, пол и боковины. Контроль качества на этом этапе максимально жесткий, роботы последнего поколения отслеживают качество сварки при помощи десятков сенсоров.

Все операторы, работающие сварочными клещами, проходят 7-недельное обучение на заводах Mercedes-Benz за границей. В данный момент уже запущена сборка Е-класса, его мы и видим на большинстве фото. Соседняя линия пока пуста, она предназначена для сборки кроссоверов.

После сварки и подсборки, неокрашеный кузов попадает в так называемый световой тоннель. Тут сотрудники контроля качества проверяют кузов на на отсутствие деформаций, царапин и вмятин. Кузова подвозятся при помощи роботизированных тележек актуального поколения — им уже не нужна магнитная линия, достаточно нарисованной на полу. Ее распознают оптические датчики.

После контроля кузова при помощи тех же автоматических тележек отправляются на окраску.

В окрасочный цех нас, конечно же, не пустили, но заверили, что этот процесс, включающий в том числе катафорезное грунтование, осуществляется в соответствии со всеми стандартами качества концерна Daimler-Benz. Судя по всему, вариантов цвет пока не очень много — на заводе я видел только черные и белые кузова.

Бампера, кстати, на данный момент поставляются уже окрашенными, из Германии.

Окрашенный и герметизированный кузов роботы-тележки перевозят на линию сборки, с него снимают двери.

Проходя через череду постов конвейера, он обзаводится VIN-номером и начинает обрастать деталями (первая из них — панорамная крыша), постепенно становясь похожим на готовый автомобиль. Вдоль каждой линии тянется шнур “андона” — заметив ошибку сборки, оператор тянет его и останавливает линию до устранения недостатка. Как и на других автозаводах, тут трудится немало женщин. Обширно используется ручной электроинструмент.

Первым делом устанавливается топливный бак, тормозные и топливные трубки. Затем — сборка салона, установка теплозащиты и тепловых экранов, электронных модулей и проводки. Ее жгут, кстати, весит добрых 30 кг. Следуя вдоль конвейера, можно оценить, насколько E-класс более наворочен относительно бюджетных автомобилей. Прежде всего, тут много шумоизоляции.

После этого устанавливаются детали салона, подушки безопасности, потолок, сервопривод багажника, передние амортизационные стойки.

Перед установкой сидений ковер пола закрывается картоном -чтобы избежать возможных повреждений. Затем устанавливаются стекла — примечательно, что клей на них наносит специальный робот, после чего операторы линии устанавливают стекла вручную.

Все машины на конвейере — с базовой аналоговой приборкой, что говорит о том, что это самые народные версии — идеальный выбор для госаппарата или такси. После того, как сборка салона окончена, сиденья подключены, происходит взаимная прошивка всех блоков управления и ключей зажигания. С этого момента все они приписаны к конкретному автомобилю.

После компьютерной проверки всех параметров, следует торжественный этап свадьбы — соединение кузова с подвесками, двигателем и трансмиссией.

Коробку и мотор соединяют воедино тут же, в Есипово, а вот подвеска в сборе с редукторами и приводами на подрамниках поставляется из Германии. По крайней мере, пока.

Топ-10 закрытых автомобильных заводов России


Провластная пропаганда любит приукрашивать реальность, рассказывая только о новых свежеоткрытых производствах, но старательно умалчивая о тысячах закрытых по всей стране. Причем, закрытых в период т.н. вставания с колен.

Взять, к примеру, такую отрасль, как автомобилестроение, которое в правильной экономике является драйвером роста множества других отраслей, начиная с производство разных видов металлов и сплавов и заканчивая всякой электроникой и хайтеком. Плюс 1 рабочее место в автостроении дает 10 рабочих мест в других отраслях при условии, что ваше автостроение не является банальной отверточной сборкой импортных машинокомплектов, как это зачастую бывает в нынешней РФ.

В свете этого важно узнать, что происходит в этой важной отрасли. Начнем со старых советских автомобильных заводов.

1. В городе Новоуральске был закрыт в 2018 году Уральский автомоторный завод -- производитель грузовых автомобилей марки ЗиЛ, двигателей внутреннего сгорания и других автокомпонентов. Завод не спас даже переход с производства грузовиков на сборку китайских легковых автомобилей и внедорожников. И даже переход на производство бронеавтомобилей для российской армии.

2. Голицынский автобусный завод , входивший в группу ГАЗ. Был открыт в конце СССР для по лицензионного производства в СССР больших междугородных и туристических автобусов марки Мерседес-Бенц. С 2014 года завод был переведен на крупноузловую сборку сельхозтракторов Massey Ferguson 6713.

3. Серпуховский автомобильный завод , основанный в 1939 году, как мотоциклетный, после войны стал производить автомобили для инвалидов. В 2013 году завод прекратил свое существование. Видимо, инвалиды в стране исчезли.)))

Но это было всё, как принято сейчас говорить "тяжелое наследие Совка", которое "не вписалось в рынок". А может нынешние "эффективные собственники" оказались удачливее? Тогда смотрим судьбу автомобильной компании, основанной в 2003 году:

4. Derways («Дервэйс»), собирала китайские автомобили в городе Черкесск Карачаево-Черкесии. 2018 году завод закрылся. Против собственников начато уголовное производство в связи с уклонением от уплаты налогов. Короче, эти тоже не вписались в рыночек.

5. Соллерс — Набережные Челны . Появился в 20005 году на производственных площадках еще советского завода малолитражных автомобилей (ЗМА), выпускавшего камазовский вариант вазовской "Оки". Занимался сборкой внедорожников SsangYong Rexton, Fiat Albea, Fiat Palio и Fiat Doblò. Затем перешли на Ford Fiesta и Ford Ecosport. Планов было громадье, но в 2019 году "Форд" решил покинуть российский рынок и завод закрылся.

6. Завод " Дженерал Моторс " (GM Шушары). Крупноузловая сборка автомобиля Chevrolet Captiva была начата в 2006 году. В 2015 году General Motors закрыл производство автомобилей в России из-за резкого удешевления рубля и низкой рентабельности сборки комплектующих, покупаемых за доллары.

7. Таганрогский автомобильный завод . На территории и конвейере бывшего комбайнового завода в 1998 году было запущено лицензионное производство на основе южнокорейских комплектующих Daewoo Motors. В 2000 году перешли на сборку автомобилей Hyundai Accent. Затем собираются еще ряд других марок вплоть до китайских. В 2014-16 года завод объявлен банкротом.

8. Форд-Соллерс — Всеволожск . Единственный иностранный завод, который честно пытался стать заводом полного цикла, а не отверточной сборкой привозных машинокомплектов. Начало деятельности в 2002 году — конец в 2019 году.

9. Завод "ЗиЛ" . Основан в 1916 году, как сборочное производство грузовиков ФИАТ. Был национализирован большевиками после чего завод достиг своего расцвета, как ведущий производитель грузовых автомобилей средней тоннажности. После 1991 года начинается знакомый процесс: 2013 (банкрот), 2015 (закрытие завода), декабрь 2020 г. -- полный снос всех производственных зданий.

10. АЗЛК (завод "Москвич"). Один из крупнейших производителей популярных в СССР малолитражек. В 1990-е годы еще чего-то пытался производить. Но в 2002 году завод был остановлен, а в 2010 году полностью ликвидирован.

Как видим, все попытки "эффективных" менеджеров построить в России что свое, закончились пшиком. Им даже не помогло то, что они использовали уже готовую инфраструктуру и производственные площадки советских заводов. То есть ничего не нужно было строить с нуля -- только меняй оборудование, обучай кадры и вперед -- доказывай свою эффективность, как руководителя.

Но вместо этого эти люди предпочитают рассказывать про СССР байки:


И на самом деле закрытых автомобильных заводов было гораздо больше -- я показал 10 самых известных.

ТОП-5 обанкротившихся автозаводов России

В Российской Федерации по тем или иным причинам закрылось немало предприятий. Сегодня мы поговорим про автозаводы, которые перестали функционировать из-за банкротства.

Первым в антирейтинге числится Уральский автомоторный завод, который был основан в 60-х годах прошлого века. На предприятии стали выпускать популярные модели грузовиков линейки ЗИЛ (157ДК, 131, а также модель 431410) с 1977 года. Машины с данного завода экспортировались в такие страны, как: Азербайджан, Вьетнам, Узбекистан, Таджикистан и другие.

В 2000-х годах предприятие принимало попытки по выпуску индийских грузовых автомобилей ТАТА, китайских легковушек Geely и Great Wall, а также французских грузовиков Renault Midlum. Но в 2018 году завод был признан банкротом.

В Одинцовском районе Московской области Голицынский автобусный завод был открыт на закате СССР. Тут собирались такие автобусы, как Мерседес О-303, а также модель ГолАЗ-4242. К Олимпиаде-2014 были собраны 700 автобусов модели ГолАЗ-525110-10. Но затем руководство предприятия решило отказаться от выпуска автобусов. Теперь тут собирают сельхозтехнику.

Серпуховский автомобильный завод ведет свою историю с 1939 года. Именно тут производили советские "инвалидки". В 90-х годах прошлого века тут выпускался автомобиль "Ока". В 2013 году завод закрыли.

Автозавод Derways в Черкесске начинал с внедорожников Derways Cowboy. Позже тут наладили сборку Lifan, Chery, Geely, Brilliance, JAC, Hawtai. Но в 2018 году завод обанкротился и закрылся.

Автозавод Соллерс начинал свою историю как дочернее предприятие КАМАЗа по производству малолитражных автомобилей (ЗМА). С 2006 года на предприятии начали собирать внедорожник SsangYong Rexton. Потом были Albea, Palio, а также Doblо от FIAT. А до 2019 года выпускались Ford Fiesta и Ford Ecosport. Сейчас завод не работает.

Как вы считаете, в чем реальная причина закрытия этих автозаводов? Поделитесь своими доводами в комментариях.

Читайте также: