Заз 966 и 968 отличия

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М

Козырную "шестерку" - второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ - разработали уже без копирования зарубежных технических решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
По сравнению с 965-м новый 966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже предшественника.
Технически, серьезных изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
Позже была создана новая модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с.







В 1972 году 966-й "Запорожец" подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле, более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.
Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
Выпускался с тремя модификациями двигателей:
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель.
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.



ЗАЗ-968


ЗАЗ-968А


ЗАЗ-968М

Модификации ЗАЗ-968, 968М

ЗАЗ-968АБ, 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;

ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;

ЗАЗ-968АБ4, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;

ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;

968 или 966? Переходка!

Пока в стране "самоизоляция", обитаю у родителей в Липецкой области. Тут и гараж больше, и оба 966 здесь, в общем благоприятные условия, совмещаемые с работой на удалёнке.
Иногда мониторю сайты объявлений, вдруг какие детали попадутся или ещё чего. Точно также было и в предпасхальную субботу.
В Липецке выставили 968 72 года выпуска. На черных номерах, состояние на четвёрочку с минусом.
Решил ехать смотреть, и если что, брать.

Да, приборке плохо, пластик весь полопался. Через какое-то время шкала совсем покинула приборку.

Руль элитный, да. Мягкий и пыльный.

В целом, каких-либо проблем не возникло. Из-за глючного датчика температуры снял крышку моторного отсека. Хотя мотор не греется. По самому мотору пока сложно что-то сказать. Вроде и едет и не сильно греется, но тяги маловато. Правда бронепровода совсем труха, карбюратор забит, да и глушитель мертвый.
Что мы имеем? Переходной 968. Торпедо 968, уши 968, двигатель 968 (т.е. 40л.с). Всё остальное — 966.

Особых планов на него нет. Привести в порядок без особых вложений, а дальше видно будет. Может, кому интересно.

Ну и напоследок, кратенькое видео с регистратора из машины отца и его комментарии.

ЗАЗ 966 1970, двигатель бензиновый 0.8 л., 30 л. с., задний привод, механическая коробка передач — покупка машины

Машины в продаже

Комментарии 19

Мля, мне руль не дает покоя, редкая махнатка конечно! Но чего я никак не пойму так это то почему ушастики в некоторых версиях комплектовались без наружных зеркал?

Так не требовалось в те года.
Неудобно конечно. Я ставил панорамку на машине 75 года, стало легче — но не то.

Та отож, я с одним левым и на лобовом не могу нормально ориентироваться, а без единого бокового ваще хз как ездить.

Я бы не называл его переходным. Ладно бы годик в таком виде выпускался. А так — аж до 1974 года и горловина, и напольная педаль, и решётка и другое. Какой-то длинный переход получается.

В 73 году горловина уже была под капотом, педаль подвесная, задняя панель под прямоугольный номер, подсветка номера широкими фонарями, а не узенькими, как на 966. В общем, в 1973 году 968 в основном стал таким, каким мы его привыкли видеть, за исключением решётки.

В 1973 или всё-таки 1974? В За рулём говорилось про 1974.

В 1973. На фото машина 73 года.

Или вот ещё машина 73 года. За исключением повторителей на крыле — все остальное своё.
www.drive2.ru/r/zaz/968/530835418870972912/

nikalayevich

В 1973 или всё-таки 1974? В За рулём говорилось про 1974.

Эта машина уже не захватила на конвейере чистые 966, те кончились в январе 72. А эта — никак не раньше марта. Да и вообще ничего там "переходного" не было. В таком комплекте 968 уже в конце 71 года в небольших количествах выпускались.
Лпд — какая-то невероятно долгоиграющая серия, у брата есть 408, который раньше был 30-80 лпд. Номера летом 67 года получены были.

Николай, это понятно. Но есть ещё вещи, присущие 966. Горловина на улице, задок под квадратный номер, двери.
В 71 году уши ещё длинные, вон как у Жени на Челябке.
В 73 уже и двери стали 968, и панель под широкий номер, и горловина под капотом.

Длинные уши были и в 72. Двери 968 — это в смысле жигулевские ручки? Они появились в середине 72. Чуть иные обивки и отсутствие планок — 02.76.
Мелькала у меня перед глазами машина марта 73 — панель под квадратный номер, бак 30л.
Просто машины постоянно модернизировались. Набралось критическое количество изменений — придумали новую цифру в индекс. Я бы на рубеже 76-77 тоже модель сменил, очень много изменений случилось. А машины ноября-декабря 76 были бы "переходками", у них уже приборка новая и канты в стеклах не у 968А появились. Просто вся история модернизации прямых запорожцев — она линейная, а процесс модернизации был непрерывным. Были ответвления, которые шли параллельно, потом пресекались. Почти сразу запустились две параллельные ветки — 966В и 966. У "В" стали появляться инвалидные модификации. Потом пришел 72 год, линия 966 стала называться 968. Тридцаточная линия тоже потихоньку мутировала в инвалидные модификации, начинающиеся теперь на 968, но по сути — это та же линия 966В. Потом приходит 74 год, линия 968 пополняется инвалидными модификациями. 75 год — запускается третья линия, 968А. В 76, вроде, году, в линии 968А появляется инвалидная модификация АБ-4. И вот в 79 году прекращаются линии 966В, 968. А линия 968А мутирует в 968М, резко обрастает инвалидными модификациями и выпускается до 94 года.

Ну не знаю. По мне так модель считается переходной, когда на ней есть какие-то элементы старой модели. Что в твоём понимании тогда переходная модель?
Всё же ушастые 1974-1979 года имеют намного меньше отличий (особенно внешних), чем тот же 966 от 968 74 года. Поэтому 968 71-73 годов больше как "переходки".
Да, двери 968 — жигулевские ручки.

В том-то все и дело, что хоть "966", хоть "968" — это очень растяжимое понятие. 966 71 отличается от 968 71 года фонарями заднего хода и торпедо. А 968 71 года от некоторых 968 78 года отличается торпедо, приборами, сильно — проводкой, передними тормозами, арматурой кузова, карбюратором, педальным узлом итд итп. Модель в данном случае — это очень условно. А вот модель и год (особенно с месяцем) — это уже железобетонная конкретика.

Mukaltinych

Ну не знаю. По мне так модель считается переходной, когда на ней есть какие-то элементы старой модели. Что в твоём понимании тогда переходная модель?
Всё же ушастые 1974-1979 года имеют намного меньше отличий (особенно внешних), чем тот же 966 от 968 74 года. Поэтому 968 71-73 годов больше как "переходки".
Да, двери 968 — жигулевские ручки.

Москвич -403 — переходной, или нет? В нём много узлов и деталей, перешедших на Москвич-408. У нас в Беларуси в конце 90-х — начале 2000-х переходными называли рестайлинговые БМВ-Е30 и Ауди-80Б2. Может, это просто игра слов?

Чем отличается ЗАЗ-968 от ЗАЗ-968М?

С 1967 г. начат серийный выпуск ЗАЗ-966, на который устанавливался двигатель мощностью 40 л.с. В результате дальнейшей модернизации ЗАЗ-966 на заводе начато производство ЗАЗ-968 (с 1971 г.), ЗАЗ-968А (с 1974 г.), ЗАЗ-968М (с 1980 г.).
На ЗАЗ-968М устанавливается двигатель мощностью 40 л. с. (модели МеМЗ-968). В начале производства выпускались в ограниченном количестве двигатели 45 л. с. (модели МеМЗ-9680 или 50 л. с. (модели МеМЗ-968Б).
Параллельно с ЗАЗ-968М завод выпускает следующие модификации: ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МГ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР — оборудованные специальными органами управления для инвалидов, а также ЗАЗ-968М-005 — общего назначения, который отличается от базовой модели только силовым агрегатом (модели МеМЗ-96 б Г, мощность двигателя 28 л. с.).

Максимальная скорость автомобиля составляет 130 км/ч с двигателем мощностью 50 л. с., 123 км/ч с двигателем 45 л. с. и 118 км/ч с двигателем 40 л. с.
Технически исправный автомобиль, прошедший обкатку, с полной нагрузкой при постоянной скорости 90 км/ч на IV передаче на горизонтальной и ровной дороге должен расходовать летом 7,4 л топлива на 100 км пути с двигателем мощностью 50, 45, 40 л.с. и 7,8 л топлива на 100 км пути с двигателем 28 л. с.
Выпускаемые заводом автомобили имеют такой же кузов и шасси, как и базовая модель ЗАЗ-968М. Их отличия друг от друга описаны ниже.
Автомобиль ЗАЗ-968МБ — оборудован двигателем МеМЗ-968 мощностью 40 л. с., управление гидравлическим тормозом сцепления и акселератором ручное. Также предусмотрен ножной привод управления тормозом и сцеплением. Предназначен автомобиль для инвалидов, у которых ампутированы или повреждены ноги, но совершенно здоровы руки.
Автомобиль ЗАЗ-968МГ — оборудован двигателем МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с., управление сцеплением ножное, осуществляется с помощью специальной площадки под правую или левую ногу. Управление гидравлическим тормозом, акселератором, переключателем указателей поворотов и переключателем света фар ручное. Предназначен для инвалидов, у которых здоровы обе руки и одна нога.
Автомобиль ЗАЗ-968МД — оборудован двигателем МеМЗ-968 мощностью 40 л. с., управление сцеплением ножное, осуществляется с помощью специальной площадки под правую или левую ногу. Управление гидравлическим тормозом, акселератором, переключателем указателей поворотов и переключателем света фар ручное. Предназначен для инвалидов, у которых здоровы обе руки и одна нога.
Автомобиль ЗАЗ-968МР — оборудован двигателем МеМЗ-968 мощностью 40 л. с., управление сцеплением производится автоматически электровакуумным приводом, предусмотрен также ножной привод педали сцепления. Управление гидравлическим тормозом и акселератором ножное, педаль акселератора можно переставлять под левую или правую ногу. Управление коробкой передач ножное, специальной вилкой. Управление светом фар, световой и звуковой сигнализацией осуществляется кнопками, установленными на рукоятке управления рулевым колесом. Предназначен для инвалидов, которые имеют одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
Автомобиль ЗАЗ-968М-005 — общего назначения, отличается от базовой модели только силовым агрегатом — модель МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с.

ЗАЗ-966

фото ЗАЗ-966

«Ушастый Запорожец» Фотографии характеристики.
Годы выпуска 1967-1972 гг.

С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году ЗАЗ 965. В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.

фото ЗАЗ-966

фотография ЗАЗ-966 «ушастый Запорожец»

ЗАЗ-966. Разработка новой модели автомобиля началась в Запорожье практически одновременно с постановкой на конвейер ЗАЗ-965 в 1960 году — весной 1961. В ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.

Однако недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущую модель разрабатывал коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с коневейера только в 1966 году, причём с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — объёмом 887 см 3 , 27 л.с.). Это была так называемая модель ЗАЗ-966В (временная).

Прототипы ЗАЗ-966

Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным. Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля. Но главное — новый трехобъемный кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.

фото прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966


фото прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966


фото прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность, однако конечная версия демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, и другие[3]. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего стиля, а остальные модели — в примерно равной степени подражаниями.

На ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

фото ЗАЗ-966

фотография ЗАЗ-966

Некоторые источники содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских» корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Оформление же задних фонарей и профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов. Интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапециидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp.

фото ЗАЗ-966

фотография ЗАЗ-966

Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного BMW 700, но и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.

Передняя подвеска была переработана по сравнению с предыдущей моделью, но её общая схема осталась прежней (система Порше) — два поперечных торсиона и крепящиеся к их концам четыре продольных рычага. Главное отличие заключалось в том, что у ЗАЗ-966 в передней подвеске вместо шкворней появились шаровые шарниры — по два с каждого борта.

Двигатель ЗАЗ-966

фото ЗАЗ-966

фотография двигатель ЗАЗ-966

Двигатель представлял собой лишь обновлённую и форсированную по рабочему объёму версию предыдущей модели, а вот коробка передач — была разработана заново (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели с 27-сильным двигателем). На прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, — как на некоторых иностранных моделях («Трабант», некоторые DKW и ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача была повышающей, то есть имела передаточное отношение меньше единицы, как пятая на современных автомобилях.

Коробка передач, разработанная для 41-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями, например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже ГАЗ-21 «Волги» (впрочем, это уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, особенно имевшие относительно нежные резиновые пыльники внутренние шарниры (хотя они и были дополнительно защищены грязеотражательными щитками).

С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ был, хотя по формальным показателям и оставаясь в «особо малом» классе, заметно крупнее (длина — 3730 мм против 3326 мм у ЗАЗ-965) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону.

Несмотря на ощутимое увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее (основной прирост длины приходился на свесы кузова, а колёсная база увеличилась лишь на 13,7 см), причём за счёт уменьшения высоты кузова посадка водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине.

фото ЗАЗ-966

фотография ЗАЗ-966В


фото ЗАЗ-966

фотография ЗАЗ-966В


фото ЗАЗ-966

фотография ЗАЗ-966В

Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров (как у ВАЗ-2101; соответственно вырос и расход топлива), не дал существенного улучшения динамики, тем более учитывая повысившиеся требования к этому качеству автомобиля в семидесятые годы. Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального, достаточно удачного, соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».

Любопытно, что сама фирма FIAT при дальнейшем последовательном развитии концепции FIAT 600 сохранила эти характеристики достаточно близкими к исходным, создав не менее удачную по сравнению со своим предшественником и в своё время широко копировавшуюся модель FIAT 850 (1964—1973 гг.), а также её дальнейшую разработку — FIAT 133 (1974—1982 гг.).

Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счёт заднего расположения двигателя и коробка передач вынесенная далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте, а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колёсах, независимая подвеска всех колёс и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы.

фото Москвич 444

Москвич-444

"Москвич 444" — проект создания маломощного компактного автомобиля для инвалидов. Первые работы относятся к 1956-му году. Прототипом модели послужил итальянский автомобиль "Фиат-600". …
Читать полностью

Самый известный советский автомобиль: "ушастый" ЗАЗ

alt=" Фото: скриншот с youtube.com" />
 Фото: скриншот с youtube.com

Журналист и видеоблогер Иван Зенкевич рассказал о версии "Запорожца" с индексом -968А. Сегодня встретить живой экземпляр в отличном состоянии большая удача.

ЗАЗ-968А является глубокой модернизацией "запорожца" первого поколения ЗАЗ-966. От предшественника модель отличается иным оформлением передней части кузова. Фальшрадиаторная решетка типа "китовый ус" уступила место алюминиевой детали с двумя прорезями, указатели поворота сместились вниз, в уровень с габаритными огнями. "Уши-воздухозаборники" стали короче, круглые фары и фонари сохранились.

Фото: www.auto.ru

Салон получил новую приборную панель и оригинальные сиденья. Также появился замок зажигания "жигулёвского" образца с противоугонной блокировкой. В остальном внутри "Запорожца" царит минимализм и теснота. Щиток приборов состоит из спидометра и указателя уровня топлива. Доступ на задний ряд осуществляется с помощью откидного кресла. Из особенности можно отметить педальный узел, который заметно смещен вправо относительно рулевой колонки.

Советский автомобиль обладает заднемоторной компоновкой. Соответственно багажное отделение находится спереди, а подкапотное пространство сзади. В багажнике пространство съедается запасным колесом, аккумулятором и бензиновой печкой.


ЗАЗ-968А оснащается 1,2-литровым двигателем МеМЗ-968 мощностью 41 л.с. Мотор расходует в среднем всего 6 литров на 100 км при скорости 80 км/ч. До "сотни" "Запорожец" разгоняется за долгие 32 секунды, максимальная скорость составляет оптимистичные 118 км/ч.

Фото: iStock

Подвеска у машины полностью независимая - торсионная спереди и пружинная сзади. Дорожный просвет равен 200 мм, а днище идеально плоское. Тормозная система стала двухконтурной, но "барабаны" остались.

Прежде всего ЗАЗ любили за доступность, простоту, ремонтопригодность и высокую проходимость. ЗАЗ-968А выпускался в период с 1973 по 1979 годы. С конца 1979 года в серию пошла модернизированная модификация -968М с обновлённым экстерьером. "Малолитражка" производилась на Запорожском автомобильном заводе до 1994 года.

ЗАЗ 968

ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 (жарг. «ушастый запорожец») — советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом. Выпускался с 1972 по 1994 годы.

С 1973 по 1979 год выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а в 1979 году в серию пошёл ЗАЗ-968М с обновлённым внешним оформлением [1] . Экспортировался под брэндом «Yalta».

Характерные особенности модели: заднемоторная компоновка, двигатель с воздушным охлаждением в едином блоке с трансмиссией, автономный отопитель.

Содержание

Отличия ЗАЗ 968М от ЗАЗ 968А

  • Задние фонари (у 968А круглые, у 968М прямоугольные — более совершенные).
  • Модернизированная панель приборов.
  • Орнамент спереди заменён на металлическую полосу с надписью «ЗАЗ 968М», а также сама панель передка поменяла форму, на ней появились указатели поворотов, изменилась передняя светотехника.
  • Изменена схема охлаждения двигателя. Забор воздуха для охлаждения теперь происходит через решетку в крышке капота. Вместо больших воздухозаборников ("ушей") остались лишь небольшие выштамповки для вентиляции моторного отсека.
  • Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя.
  • бамперы со временем обрели съёмные боковые части из пластика и срединную резиновую полосу.
  • Также у ЗАЗ 968М намного меньше хромированных деталей.
  • На ЗАЗ 968М могли устанавливаться двигатели, оснащённые карбюратором ДААЗ от «Жигулей», развивающие мощность от 45 до 50 л.с.
  • ЗАЗ 968 М обрел двухскоростные очистители ветрового стекла.

Специальные модификации ЗАЗ-968

  • ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
  • ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога;
  • ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
  • ЗАЗ-968АБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
  • ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога.

Специальные модификации ЗАЗ-968м

  • 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
  • ЗАЗ-968МД — с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ - с двигателем мощностью 28 л.с. - для инвалидов, у которых повреждена одна нога;
  • ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу.

Литература

Фучаджи, К.С., Стрюк, Н.Н. Автомобиль ЗАЗ-968М "Запорожец". — 2-е изд., перераб и доп.. — М.: Транспорт, 1988. — 352 с. — ISBN 5-277-00139-5

Источники и примечания

  1. ↑ Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Москва, «Транспорт», 1983 год.

См. также

Ссылки

ЗАЗ-965• ЗАЗ-966 • ЗАЗ-968 • ЗАЗ-968М• ЗАЗ -968А • 3A3-968МБ • 3A3-968МД • ЗАЗ-968МР • ЗАЗ-1102 «Таврия» • ЗАЗ-1103 «Славута» • ЗАЗ-1105 «Дана»• ZAZ Lanos T-100• ZAZ Lanos T-150 • ZAZ-Sens

Он существует. Уникальный «Запорожец» черного цвета, сохранился до наших дней

О том, что 966-я модель «Запорожца» на мой взгляд, является самой красивой из всей линейки «мыльниц», я ранее уже говорил. Но еще более эффектным была предсерийная версия, одна из самых последних, так называемый «четвертый вариант», созданный в конце 1964 года.

Вот как выглядела эта машина. Отличия от серийной модели, как говориться, на лицо.


Прежде всего, в глаза бросаются плавные нисходящие линии на капоте и багажнике. Их повторяет хромированный тонкий молдинг. Он идет вокруг всей машины.

Переходим к передним крыльям, и видим, что арки колёс не круглые, как на серийной машине, а трапециевидной формы. Такая форма, на мой взгляд, более гармонично смотрится с арками задних колёс. Жаль, что спереди арки сделали круглыми.


Уцелевший до наших дней предсерийный ЗАЗ-966

Фальшрадиаторная решетка перешла на конвейер, но тоже в измененном виде. На экспериментальной машине она цельноштампованная, с прокрашенными черной краской, под цвет машины, вертикальными полосками. На серийной решетке эти прорези штампованы.

Указатели поворота, тоже слегка видоизмененные, остались на своем месте.

Декоративные решетки на «ушах» смотрятся красиво, но насколько они были бы практичны – кто теперь знает. Кстати, обратите внимание на длину «ушей», они почти до середины бокового окна доходят.


Экспериментальный образец ЗАЗ-966 двухцветной окраски. Фальшрадиаторная решетка отсутствует.

На ранних серийных ЗАЗ-966 длинные «уши» еще сохранятся, но вскоре их сменят боле привычные, которые идут лишь до задней стойки.


Серийный ЗАЗ -966, из ранних партий.

Переместимся назад, и увидим здесь… ну не уменьшенную копию Chevrolet Corvair, но очень похожие на него мотивы.


Уцелевший до наших дней предсерийный ЗАЗ-966

Круглые задние фонари пошли в итоге, в серию. Именно с круглыми задними фонарями, но мой взгляд, «Запорожцы» смотрелись наиболее шикарно, это модели 966 и 968А.

Прямоугольная задняя оптика, которой комплектовались ЗАЗ-968М, не очень шла этой машине, хотя по функциональным качествам, конечно, она была лучше.

Над внешностью автомобиля работал знаменитый советский промышленный дизайнер Юрий Данилов, участвовавший в разработке таких машин как ГАЗ-13 «Чайка», кабины грузовика ГАЗ-53 и 66, двадцать четвертой «Волги».


Кстати, для меня недавно стало открытием то, что переключатель передач на ЗАЗ-966 предполагалось устанавливать на рулевую колонку. Но от этой идеи отказались, слишком уж сложной и недолговечной оказалась система тяг.

Еще мне рассказали, зачем нужен был знаменитый лючок под ногами переднего пассажира. Поскольку грунтовка кузова на заводе велась методом погружения всего кузова в «ванну» с грунтом, отверстие нужно было для слива излишков материала. Впоследствии оно закрывалось крышкой на трёх шурупах, и как правило, заваривалось при последующих ремонтах днища.


Впрочем, как вариант, предложенный в своё время Джереми Кларксоном», для зимней рыбалки этот лючок тоже, наверное, годился.

Единственный, сохранившийся до наших дней, предсерийный ЗАЗ-966 окрашен в чёрный цвет. Насколько мне известно в цветовой палитре «Запорожцев», как и «Москвичей», кстати, черного цвета не было.


Глядя на эту машину, становится понятно почему – ну не идет этот слишком официальный (а как по мне, то просто мрачный) цвет компактным автомобилям. Жаль, что в этом варианте дизайна машина не пошла в производство. Oldtimer

Самые редкие модели «Запорожца»

ЗАЗ-965С: грузовая версия для почты. В первый раз «горбатого» изменили в 1963 году, когда его переделали в грузовой фургон, причем с праворульным управлением.

Задачей ЗАС-965С, грузоподъемностью 150 кг, было развозить письма, собранные из уличных почтовых ящиков. Правый руль же был сделан для того, чтобы водитель не выходил постоянно на проезжую часть.

8a518930385bdf09d36f5fe9b5fb941a_w650.jpg

Задачей ЗАС-965С, грузоподъемностью 150 кг, было развозить письма, собранные из уличных почтовых ящиков

ЗАЗ-965П: пикап для заводских нужд. Эта модель была сделана не для продажи, а исключительно «для себя». Основная задача состояла в перевозке деталей по территории завода. Задняя часть кузова срезалась, а непосредственно за передним рядом устанавливалась перегородка. Место, оставшееся между ней и мотором, становилось грузовым отсеком, правда, достаточно скромным.

e85fcddd605086fccaaf127971a4b528_w650.jpg

Основная задача состояла в перевозке деталей по территории завода

Идея хорошо прижилась: впоследствии такие грузовые автомобили начали делать и на базе «ушастого» ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Массово их не выпускали, но их часто можно было увидеть в совхозах и на предприятиях.

ЗАЗ-968МП: «свободный» пикап перестройки. В серию такой тип автомобиля пошел только в начале 90-х годов. Необходимость в подобных машинах была у частных предприятий – «кооперативов». За период 1992-1994 год было собрано порядка 2500 единиц. Сейчас они представляют интерес только для коллекционеров.

80d478fffabe18717ae7510cbbc9ec73_w650.jpg

В серию такой тип автомобиля пошел только в начале 90-х годов

ЗАЗ-965Э и 965АЭ: для иностранцев. Не все могут в это поверить, но «Запорожец» отправлялся и на экспорт. Причем не только в соцстраны, но и в Финляндию, Данию и даже Швейцарию. Экспортная версия машины имела два названия — Jalta (Ялта) и Elliette (Элиет). Произнести оригинальное название машины иностранным гражданам было невозможно.

bde281c157350d5c25285354ad3e9c00_w650.jpg

Экспортная версия машины имела два названия — Jalta (Ялта) и Elliette (Элиет).

Особенностями машины были хромированные молдинги, боковое зеркало заднего вида на левом крыле, более совершенная отделка салона с наличием пепельницы и радиоприемника. Техническая часть была аналогичной советской версии.

ЗАЗ-966Э Elliette: экспортная версия «ушастого». После выпуска второго поколения ЗАЗ-966В, и в надежде на увеличение экспортных поставок, на заводе была разработана и даже продемонстрирована за границей версия Jalta 1000. На модель поставили двигатель Renault жидкостного охлаждения, с рабочим объемом 0,956 л, на 44 л.с. Но увеличение мощности по сравнению с мотором мелитопольского производства было небольшим, а изменений вносить требовалось много.

4e2d2328dfd1034517e02dd7f1f96c13_w650.jpg

После выпуска второго поколения ЗАЗ-966В, и в надежде на увеличение экспортных поставок, на заводе была разработана и даже продемонстрирована за границей версия Jalta 1000.

ЗАЗ-968МЭ: последний «украинец» в Европе. В начале 80-х годов на экспорт была опробована версия с форсированными двигателями с увеличенной степенью сжатия, двухкамерным карбюратором, с иными воздушным фильтром и колесами. Мощность экспериментального мотора составляла 50 л.с. Количество собранных машин было всего 50.

ЗАЗ-970: широкая линейка грузовичков. В 1962 году в Запорожье начались разработки малых заднеприводных грузовиков ЗАЗ-970. Силовая установка и основные детали были взяты от ЗАЗ-966. На все автомобили семейства устанавливались вначале моторы мощностью 23, а затем 27 л.с. Имелась и заднемоторная компоновка.

bd5964028ff0e55bb72c887fe01365db_w650.jpg

В 1962 году в Запорожье начались разработки малых заднеприводных грузовиков ЗАЗ-970.

ЗАЗ-971Д: армейский внедорожник. Одновременно с предыдущим семейством создавался также и вариант с полным приводом ЗАЗ-971. Грузопассажирский ЗАЗ-971Д мог быть «короткобазным» военным и «длиннобазным» гражданским. Оба имели упрощенную версию кузова – с тентом и опускным передним стеклом. В серию он так и не пошел, поскольку военные ним не заинтересовались.

34767b7e605115802587d7bd7ff3f847_w650.jpg

Одновременно с предыдущим семейством создавался также и вариант с полным приводом ЗАЗ-971.

ЗАЗ-969В: первый переднеприводный. Внедорожник для серийного производства на заводе ЗАЗ все же сделали. Задание на его разработку было получено в 1963 году, а первый образец представлен спустя год.

Особенностями машины были подключаемый задний привод, колесные редукторы и серийный двигатель, мощностью 27 л.с. Выпускаться она начала под названием ЗАЗ-969В (временный).

db295bc4978c80955bf060f95317a6cc_w650.jpg

Но внедорожник для серийного производства на заводе ЗАЗ все же сделали.

Заключение. В то время на заводе разрабатывалось большое количество экспериментальных моделей, в том числе и планируемых к отправке на экспорт. Но далеко не все из них стали серийными.

ЗАЗ-966 В: Правда«шестидесятников»


О «Запорожце» второго поколения пишут незаслуженно мало: ничего не поделаешь, он оказался в тени своего харизматичного «горбатого» предшественника. Между тем, «ушастый» был этапной машиной для нашего автопрома.

О «Запорожце» второго поколения пишут незаслуженно мало: ничего не поделаешь, он оказался в тени своего харизматичного «горбатого» предшественника. Между тем, «ушастый» был этапной машиной для нашего автопрома.

ЗАЗ-966 продемонстрировал возросшее уважение тоталитарного советского государства к своему народу: партия и правительство разрешили заводу «Коммунар» сделать новое поколение самого дешевого авто страны более комфортабельным и вместительным. Не в пример предшественнику, созданному по принципу «лучше плохо ехать, чем хорошо идти».

ЗАЗ-966 В

Увеличенный

По сравнению с ЗАЗ-965 длина «ушастого» увеличилась на 40 см, что сказалось на полезном объеме кузова. Салон стал шире и длиннее, по этим размерам он сопоставим с вазовской «классикой». Багажных отделений два – более-менее традиционное спереди и еще одно – за спинкой заднего сиденья, над бензобаком. Посадка за рулем невысокая, тонкие стойки кузова не ограничивают обзорность. Зеркало заднего вида только одно – в салоне. Для трафика тех лет этого было достаточно, а мы во время тест-драйва не раз пожалели об отсутствии боковых зеркал – хотя тонкие стойки крыши (и гибкая шея тест-пилота) позволяли в какой-то мере компенсировать этот недостаток обзорности.

Низкий дверной проем не способствует легкому проникновению в салон. Однако хорошо, что широкие двери открываются на большой угол (70 градусов), а передние сиденья полностью откидываются к торпедо, поэтому, чтобы попасть на задний диван, сильно cгибаться не приходится.

Перед нами предстает незамысловатая металлическая передняя панель, окрашенная в цвет кузова. У нашей машины она светлая, это усиливает ощущение простора. Интересно, что данная деталь создана универсальной для лево- и праворульной версии, о чем говорят идентичные выштамповки слева и справа: под щиток приборов и крышку бардачка соответственно. Стрелочных приборов всего три, и главный из них, как и у всех ЗАЗов с двигателями воздушного охлаждения, – указатель температуры масла в двигателе.

Выпрямив ноги на переднем кресле, самыми носками кроссовок едва дотягиваюсь до перегородки, ограничивающей салон. Такого избытка пространства еще поискать даже в более высоких классах. Сзади ногам теснее, чем, скажем, в «Жигулях», а вот на уровне плеч комфортно будет всем четырем седокам (официально машина четырехместная). По тогдашним автомобильным канонам сиденья могли трансформироваться в спальные места, образуя ровный диван на весь салон. Резиновое покрытие на полу не добавляет уюта, зато прочное и легко моется.

Приборная панель из стали в те годы встречалась на многих моделях даже более высоких классов.

Классика интерьеров 1960-х: виниловая обивка и сиденья, превращающиеся в спальные места.

Педальный узел слева направо: подвесная, напольная, напольно-подвесная…

При максимально отодвинутых назад передних сиденьях ногам задних пассажиров придется туго.

От винта!

Сев в машину и закрыв за собой дверь, первым делом я сразу же повернул ключ в замке зажигания. Впервые за годы водительской практики пришлось нарушить принципы – прежде всего не пристегнулся! По привычке хлопнув в поисках пряжки себя по плечу, как оказалось, «вхолостую», вспомнил, что в 1969 году эра ремней безопасности в СССР еще не наступила. Где-то сзади коротко прошелестел стартер, и тут же за спиной зажужжал двигатель, подхватив с полуоборота. На руле и педалях, отдаленных от силового агрегата, не ощущается вибраций. Владелец подсказал, что на этом автомобиле передачи включаются еще привычно – первая вперед. На более поздних «ушастых» схема была перевернута: первая и третья ступени включались назад. Прямой и короткий рычаг КП заслуживает эпитета «конкретный»: не болтается, упруго поддается в нужном направлении. Заднее расположение силового агрегата продиктовало интересные решения по конструкции органов управления. Привод акселератора тросовый, сама педаль «газа» необычной формы с осью, расположенной далеко впереди и вверху, давить на акселератор приходится как бы сверху вниз. Педаль сцепления подвесная, привод выключения также тросом, проложенным по полу. А тормозная педаль торчит вертикально из пола. Кнопка «подсоса» находится между передними сиденьями, но часто 966-е заводились вообще без него.

Легкий микролитражный (по классификации тех лет) автомобиль живо стартует, но с набором хода пыл угасает. По шуму мотора с характерным присвистом вентилятора понятно, в какой момент нужно переходить на следующую передачу. По мере разгона появляются новые шумы и вибрации. Однако после 50 км/ч в салоне становится тише: в заднемоторном «Запорожце» звук начинает отставать, улетая вслед за поднятой увядшей листвой. В аккомпанементе остается только свист вентилятора. Как на ходу, так и на месте руль у машины легкий. Четырех тормозных барабанов и маленьких колодок достаточно, чтобы двухдверный седан замедлялся в соответствии с его динамическими характеристиками.

ЗАЗ-968 М

ЗАЗ-965

Воздушный V4

Четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения слыл среди отечественных автомобилистов ненадежным, в особенности – у владельцев, не имеющих слесарных навыков. В народе считалось, что через 30–40 тыс. км он обязательно потребует ремонта. Заводские документы от 1968 года предписывали двигателям пробег в 75000 км до «капиталки». Настоящий бич мелитопольских «воздушников» – перегрев, который часто становился систематическим.

На тестируемом ЗАЗ-966В после 48000 км двигатель «не вскрывался», он не «греется», не дымит и «не берет» масло. Секрет стабильной работы мотора – его чистота и точные регулировки. МеМЗ-966В питался низкооктановым топливом А-76 и даже А-72. Большим плюсом малолитражного двигателя стала его экономичность, тестируемый образец не является исключением, расходуя в среднем меньше 6,0 литра на 100 км.

Характеристики геометрической проходимости (клиренс 190 мм, углы въезда/съезда) указывались на первых страницах заводской инструкции.

Стильный щиток небогат приборами, а ключевой указатель – термометр масла. Рабочая температура – до 110 градусов.

Пробка бензобака размещалась по-гоночному – на самом видном месте.

Работающий мотор-воздушник на средней скорости в салоне почти не слышен.

Задние окна были глухими, но вентилировать салон помогали эффективные ветровички.

Эффективный автономный бензиновый отопитель пристроился в уголке багажника.

Перед запуском печки нужно было дождаться разогрева контрольной спирали , спрятанной под торпедо.

Жесткая торсионно-пружинная передняя подвеска – такую мы видели у VW Beetle образца 1938 г.

Главное – клиренс

Передняя и задняя подвески – независимые. Спереди – торсионная, сзади – пружинная. Даже в 70-х в Стране Советов было много районов, где дорожное покрытие отсутствовало. А ведь показателями дорожного просвета в 190 мм и углами переднего и заднего свеса в 35 и 26 градусов могут похвастаться далеко не все современные кроссоверы. Добавьте гладкое днище, хорошо загруженные ведущие колеса и тяговитый низкооборотистый мотор. Одним из достоинств «запика» считалась «хорошая проходимость» – так говорили тогда. В Украине достаточно ровных дорог, и мы не стали мучить ЗАЗ-966В, штурмуя проселки.

Довелось опробовать еще одну фишку машины – ее печку. Этот автономный бензиновый отопитель устроен по принципу (шутки в сторону!) туристского примуса и отличается высокой эффективностью. Воздух из него гонит настолько горячий, что казалось, оплавятся подошвы ботинок. Возможность работы печки при выключенном моторе ценили рыбаки и охотники, которые зимой превращали салон «Запорожца» в избушку для ночлега. Расход топлива относительно невелик (0,35-0,4 л в час), а вот для запуска и обслуживания отопителя требуются особые навыки.

Даже основной грузовой отсек (135 л) весьма скромен, поэтому многие владельцы монтировали на крышу наружный багажник.

Второй багажник – за спинкой сиденья – со временем уступил место большему бензобаку и пространству для пассажиров.

Мода на расчлененные вдоль глубокими выштамповками кузова в середине 1960-х была в разгаре.

Задняя подвеска мягкая, а подпружиненные торсионами передние колеса отрабатывают неровности жестковато.

ЗАЗ-968 М
История

Первенец «ЗАЗа» – модель ЗАЗ-965 появилась в 1960-м, а уже через год началась разработка кардинально нового ЗАЗ-966, выпускавшегося с 1966-го до 1972 года. Наш экземпляр произведен в начале 1969-го. «Ушастый» был в струе автомобильной моды – вместе с ним осенью 1961 года был показан очень похожий «немец» NSU Prinz. В 1977-м свет увидело следующее, последнее поколение двухдверного седана из Запорожья – ЗАЗ-968 М, продержавшийся в серии до 1994 года.

Павел
Павел Реставрационная мастерская OldCarService

Из особенностей ЗАЗ-966В отмечу небольшой ресурс двигателя до капремонта и некоторую требовательность к настройкам. Для стабильной работы мотора и поддержания постоянного температурного режима зажигание и карбюратор должны быть тщательно отрегулированы, сам силовой агрегат под кожухами очищен от масла и пыли. Иначе он перегревается, что не только существенно сокращает его долговечность, но и требует остановок для остывания. Отопитель салона нуждается в ежесезонном обслуживании. Подвеска передка беспокоила многих владельцев по их же вине: если смазывались все узлы по инструкции, ни втулки продольных рычагов, ни шаровые пальцы проблем не создавали. Собственно, это касается всей машины – она имела бы лучшую репутацию, если бы ездившие на ней самые небогатые автовладельцы СССР не игнорировали требования сервисных книжек. Собственно, и сервиса для ЗАЗов как такового тогда не существовало.

Читайте также: