Что означает l на коробке автомат тойота

Обновлено: 15.05.2024

При управлении автомобилем у людей есть свои предпочтения. Некоторым людям нравится использовать механическую коробку передач, а другим нравится использовать автоматическую коробку передач. Механическая коробка передач является основным направлением на рынке, но автоматическая коробка передач более популярна среди новичков и женщин-водителей. Автоматическая коробка передач не является проблемой для молодых людей, но для некоторых людей, которые стареют или имеют плохую память, их беспокоит проблема с коробкой передач. Поскольку большинство автомобильных передач на английском языке, плюс неудобства самой автоматической коробки передач, что означает передача?

Шестерня P представляет собой парковочную передачу. Поскольку p - это аббревиатура для слова "парковка" на английском языке, автомобиль использует p в качестве парковочного блока. Если вы хотите заблокировать выход после парковки и не дать автомобилю легко двигаться, просто поставьте эту передачу.

Передача R представляет собой передачу заднего хода, поэтому не путайте ее с меткой p. Это передача, которую нужно включить, когда вы собираетесь выйти задним ходом. Пока эта передача включена, автомобиль перейдет в режим заднего хода. У большинства женщин плохие навыки вождения задним ходом, и автомобиль легко теряет управление, поэтому большинство автомобилей оснащены изображениями заднего хода.

Передача N представляет собой нейтральную передачу, которая предотвращает выходную мощность. Поэтому, когда вы ждете светофора или спускаетесь под гору, лучше не использовать эту передачу, иначе это будет опасно. Используйте эту передачу с осторожностью.

Шестерня D представляет собой переднюю передачу, которая также известна всем. Вы будете использовать её, когда едете нормально. Однако бывают случаи, когда эту передачу приходится менять, а если её не менять, это приведет к определенному повреждению автомобиля.

Передача L представляет собой низшую передачу, которая похожа на передачу 1/2 на механической передаче. Его мощнь может помочь вам при движении в гору.

Блок S представляет спортивный режим. Кому-то нравится использовать эту передачу, но есть нехватка топлива, а некоторым местным водителям на это наплевать.

L - автомат не будет переключать выше первой передачи, то есть ты будешь все время ехать на первой, по бездорожью хорошо
2 - тоже самое, только не выше второй
кнопочка сбоку - включение/выключение овердрайва, то есть четвертой, повышающей передачи, если жаришь лучшо выключить, если едешь спокойно себе сотню там и хошь топливо экономить, то включить

ну грубо говоря так

Неужели так трудно воспользоваться поиском или заглянуть в ФАК??
Вот пожалуйста:

"P" - Parking
В автомате включена нейтраль, выходной вал коробки механически заблокирован, автомобиль удерживается на месте.
Режим используется только на стоянке и при прогреве после запуска.
Недопустимо включать "P" при движении.
Следует помнить, что коробка - не ручник, поэтому при стоянке на уклоне более 5 градусов необходимо использовать стояночный тормоз (если усилие скатывания автомобиля превысит определенный предел, то блокировку просто сорвет).
Включать при остановках на светофорах или в пробках НЕЛЬЗЯ (так скажем нежелательно)

"R" - Reverse - Задний ход
Включать ТОЛЬКО при полностью остановленном автомобиле и, само собой, при нажатом тормозе.
Недопустимо пытаться включить "R" при движении.

"N" - Neutral - Нейтраль
В нейтральном положении отсутствует связь между входным и выходным валами КПП, выходной вал незаблокирован, автомобиль может перемещаться.
Используется ТОЛЬКО при буксировке и при перемещениях с заглушенным двигателем.
При остановках на светофорах или в пробках включать НЕ НАДО.
Двигаться накатом с включенной "N" - НЕЛЬЗЯ.

"D" - Drive - Основной режим движения
Автоматическое переключение с 1-й по 3/4-ю передачи.
После включения "D" на неподвижном автомобиле необходимо дождаться момента срабатывания коробки и лишь затем начинать движение.

"2" - Движение на 1-й и 2-й передачах
Используется на горных дорогах и при торможении двигателем
Нельзя включать при скорости более

"L" - Движение только на 1-й передаче
Используется на бездорожье, крутых уклонах и для активного торможения двигателем.
Нельзя включать при скорости более

Примечание: НЕЛЬЗЯ постоянно ездить в режиме "L-2-D", якобы для улучшения разгонной динамики (эмулируя псевдо-механическую коробку).

"O/D" - Over Drive - Разрешение включения 4-й передачи.
Выключается кнопкой "O/D OFF" на селекторе.

Как правильно пользоваться теми или иными режимами?"

И не мудренно, ведь АКПП это важный довольно сложный и дорогой механизм автомобиля, от правильного использования которого зависят такие вещи как долговечьность АКПП, эффективность передачи мощности от двигателя, а значит и динамика автомобиля. В этом разделе постараемся осветить все режимы использования АКПП приемущества и недостатки, и научимся эффективно использовать все возможности предоставленные японскими конструкторами.

Небольшое введение

Существую разные по конструкции АКПП, но как правило основные режимы работы присутствуют на всех АКПП.По типам управления АКПП разделяют на гидравлические и гидравлическо-электронные. Если вы не видите на своей АКПП дополнительных кнопок переключения режимов PWR,MANU,SNOW,OD то у вас простая АКПП с гидравлическим управлением. По количеству передач АКПП могут быть 4 и 3 ступенчатые (с режимом Over Drive и без него), любую 4х ступенчатую АКПП можно использовать как 3 ступенчатую, выбрав режим "OD off" Over Drive отключен.

Основные режимы АКПП

Режимы без которых не обходится ни одна АКПП. У разных концернов могут отличаться по обозначениям но суть одна.


TOYOTA P R N D
(Don) D
(Doff) 2 L
HONDA P R N D4 D3 2 L

P - Выбирается при длительной стоянке автомобиля.
В этом положении рычага выбора диапазона в коробке выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирова; движение невозможно.
Переводить рычаг в это положение допустимо только при полной остановке. Перевод рычага в положение P во время движения приведет к поломке коробки передач!
В широких кругах автомобилистов его принято называть "парковка". К этому режиму следует относиться очень осторожно. Просто возмите себе за правило.


Если вы останавливаетесь на крутом подьеме или спуске то для уменьшения нагрузки на элементы механизма парковки необходимо пользоваться "ручником". Затягивать ручник перед постановкой на Р, и снимать с ручника уже после перехода из P в другой режим.
Переключение из режима "парковка" возможно только при нажатой кнопки на ручке переключения (будем называть ее фиксатор) и нажатой педали тормоза.

R - Задний ход. переводить рычаг выбора диапазона в это положение можно только при неподвижном автомобиле.
Перевод рычага в это положение во время движения вперед может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии!


Переводить АКПП в этот режим, можно также только при нажатом фиксаторе и выжатой педали тормоза. После выбора этого режима движение можно начинать не сразу, а после ощущения толчка включения трансмисии обычно это происходит пределах 1 секунды.


N - Соответствует нейтрали. В коробке передач выключены все элементы управления, что обеспечивает отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валом. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться.
Не рекомендуется переводить рычак выбора диапазона в положение N при движения накатом (по инерции)
Во время обсуждения использования этого режима, среди автовладельцев всегда разгораются споры о его предназначении. Инструкции по эксплуатации все как один не рекомендуют использовать его во время движения автомобиля, будьте уверены, использование N при движении накатом, не приводит к экономии топлива, скорее наоборот, японские автомобили смогут съэконить топлива больше в случае торможения двигателем, чем просто в режиме нейтрали на холостом ходу. Так же многие не советуют переводить АКПП в этот режим при стоянках на светофорах. Во время перевода в режим N, ощущается некоторое облегчение нагрузки на элементы трансмисии, но нормально ли это, ведь затем неминуемо последует перевод в другой режим, а это вновь вернет все на свои места.


Переводите автомобиль в режим N только тогда когда вам нужно иметь работающий автомобиль и при этом свободно его перемещать. Например при ремонте и регулировках, замере жидкости в АКПП, ремонте ходовой части и т.д.

D - Основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключения с первой по третью/четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.


При переходе в этот режим с режима P или R необходимо нажать на тормоз и фиксатор на ручке, дождаться момента включения трансмиссии (обычно менее 1 секунды), только потом начинать движение.
Максимальную скорость автомобиль может развить только в этом режиме работы АКПП

В этом режиме ваша АКПП работает как 3 или 4 ступенчататая, в зависимости от состояния кнопри OD-"Over Drive" которая расположена под фиксатором на ручке переключения передачь, если "OD-off" отжата - 3 ступени, если "OD-on" нажата, то соответственно 4 ступени. Если кнопки OD нет то АКПП 3 ступенчатая.

2 - Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать, например, на извилистых горных дорогах. Переключения на четвертую и третью передачу запрещены. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.


Используйте этот режим при движению по плохой дороге или дороге с плохим покрытием, при часто чередующихся не больших спусках и подъемах. Если приходиться часто тормозить на плохой дороге или спуске то использование режима торможения двигателем, по сровнению с обычными тормозами, значительно экономит топливо.
Режим имеет ограничения для его использования при скоростях движения автомобиля более 80-100 км/ч (зависит от типа АКПП)
Также не следует переходить на этот режим из режима D, при скорости движения превышающей 80-100 км/ч (зависит от типа АКПП)

L - Разрешено движение только на первой передаче. этот режим позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется на крутых спусках, подьемах, бездорожье.


Режим для преодоления крутых спусков и подъемов, и там где не нужно участие передачь кроме первой, например вытаскивание застрявшего автомобиля, заезд в гараж, при преодоления приступки или ступеньки.
Режим имеет еще более ограниченый диапазон применения по скорости чем 2, его не возможно включить без нажатия фиксатора.

Дополнительные режимы АКПП

Режимы которые делают использование АКПП еще гибче, в зависимости от ситуации, дорожного покрытия и настроения водителя.
Обычно дополнительные режимы реализуются электроникой, которая управляет гидравлической системой АКПП. Так например у концерна TOYOTA система электронного контроля называется ECT и реализует следующие режимы работы АКПП.
Технологический прогресс не стоит на месте и быть может пока мы здесь с вами обсуждает то что уже изобретено, инженеры Японии изобрели еще ряд интересных режимов.
В своей массе до 1994 года можно было редко увидеть АКПП оборудованные ситемами электронного управления. Так на можелях MARK II, CHASER, CRESTA было всего два режима NORM и PWR, а с 1994 года появился режим SNOW, на других можелях с 1994 года можно было обнаружить PWR и MANU.

NORM - Программа настроена на обеспечение движения автомобиля с минимальным расходом топлива. в этом случае повышающие переключения происходят, приблизительно, при достижении оборотов двигателя средних значений, что соответствует на характеристике расхода топлива минимуму. Движения автомобиля при этом имеют плавный спокойный характер.


Обычный режим работы АКПП, реализовался на автомобилях среднего класса до 1994 года, вообще это обычный режим работы АКПП на всех автомобилях. На нем достигается максимальная экономия топлива.

PWR - Программа настроена на максимальное использование мощьности двигателя, поэтому повышающие переключения происходят в районе максимальных оборотов двигателя, при которых двигатель развивает максимальную мощность. Автомобиль в этом случае разгоняется со значительно большими ускорениями. Если выбрана эта программа, то на комбинации приборов загорается индикатор "ECT PWR" Режим может также обозначаться как "SHIFT" на автоматах фирмы Nissan.


Переключение на следующую скорость происходит на больших оборотах двигателя по сравнению с обычным режимом работы или NORM. Это не означает что для переключения на следующую скорость двигатель должен обязательно раскрутиться на всю катушку до 6000 об/мин., если вы не будите сильно усердствовать при нажатии на педаль, то переключение произойдет раньше не доводя двигатель до максимальной мощьности, но заметно позже чем на простом режиме. Этот режим используют при спортивном стиле вождения, для разного вида гонок и соревнований, а так же для замера действительных технических характеристик автомобиля, сравнив которые с каталожными, можно судить о "здоровье" вашего автомобиля.
При использовании этого режима, расход топлива достигаетсвоего максимального значения.
При включеном режиме PWR, если на селекторе передач выбрать положение 2, то начало движения автомобиля будет происходить со 2 передачи АКПП, в этом случае АКПП никогда не переключиться на 1 передачу.
Если АКПП не оборудована режимом SNOW, то реализовать его можно на режиме PWR и положении 2 на селекторе передач

SNOW - (снег) Программа предназначена для облегчения зимней езды: трогание автомобиля в этом режиме происходит со второй передачи. Для включения используется кнопочный переключатель, если выбрана эта программа, то на панели приборов загорается индикатор "ECT SNOW"


Помимо использования в зимнее время, он хорошо помогает при начале движения на горках, покрытие которых состоит из твердого накатанного грунта или крупного песка и асфальта, так же может быть эффективтым при езде по мокрой траве, асфальту.
При использовании зимой необходимо понимать что максимального эффекта от режима SNOW можно добиться только в случае сочитания его с хорошей зимней резиной.

MANU - Режим предназначен для эксплуатации зимой, при езде на скользких поверхностях, для снижения вероятности пробуксовки колес. Автомобиль трогается со второй передачи и переключение на повышенную передачу происходит при более низких оборотах двигателя (1500-2000, 2500-3000 - цифры разнятся в зависимости от давления на педаль). Режим "MANU" как бы "загрубляет" реакцию коробки, машина становится "вялой", максимально осуществляется торможение двигателем, что, естественно, очень полезно в зимних условиях. Летом, на асфальте или при обгоне этот режим лучше отключать. При включении "MANU" автоматически отключается режим "PWR". Кроме этого, в режиме "MANU" принудительно фиксируется выбранная передача и все автоматические переключения передач не осуществляются. Расход топлива уменьшается, поэтому такой режим иногда называется "экономичным". К тому же у разных марок автомобилей могут быть разные названия этого режима. Вместо тойотовского "MANU" он может называться "SNOW" или "HOLD". (описание c http://www.japancar.kz/faq/)

OD (Over drive) - Разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется при помощи специальной кнопки "OD" расположенной на рычаге переключения передач. Если она находится в утопленном положении и рычаг выбора диапазона находится в положении D, то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора "O/D OFF" на панеле приборов.


По своей сути "Over Drive" это 4 передача АКПП и как ею пользоваться решать вам. Если по работе АКПП видно что она часто переключает передачи с 3-4-3 то этот режим лучше отключить. С этим явлением можно столкнуться если ваш скоростной режим не постоянный и колеблется в пределах 60-80 км/ч, или вы поднимаетесь в затяжной подьем. К примеру, форсируя горный хребет автомобилю не хватает 4 передачи и следует переключение на 3, после непродолжительного разгона опять включается 4 передача и проехав буквально десятки метров опять следует переключение на 3. В таком случае, конечно следует отказаться от использования OD, и отжать кнопочку на селекторе передач.
OD хороший инструмент для экономии топлива, если вы спускаетесь с затяжного хребта, если отключить OD, то вам вообще ненужно будет тормозить автомобиль тормозом, так как скорость автомобиля будет в пределах 80 км/ч, т.е. происходит торможение двигателем (в момент торможения двигателем подача топлива в цилиндры сводится на нет).
Если существует возможность двигаться со скоростью 60 км/ч и более, то необходимо пользоваться режимом OD, это также приведет к экономии топлива и что самое главное, позволит вам двигаться еще быстрее и достичь максимальной скорости, если вам не станет страшно раньше этого времени.

KICK-DOWN - Режим "кик-даун" - переключения на низшую передачу, реализуется при резком нажатии на педаль газа, АКПП в таком случае переключается на одну или даже две скорости вниз в зависимости от скорости движения. Этим режимом управляет специальный дроссель подсоединенный тросиком к блоку дроссельных заслонок.


Режим используется при обгоне или при необходимости резкого ускорения.

Как правильно пользоваться понижающими передачами L на АКПП?

На автоматических коробках передач первого поколения, которые еще не имели функции ручного управления скоростями, использовалась специальная конструкция с понижающими передачами. Многие водители попросту не понимают, для чего на автомате необходимы понижающие передачи и как правильно использовать такую коробку передач. Разберем подробнее, для чего используются понижающие передачи на автомате.

Как правильно пользоваться понижающими передачами L на АКПП?

Основное назначение понижающих передач

Конструкция автомата такова, что при включении понижающей передачи в автомате на привод автомобиля передаётся больший крутящий момент, что позволяет с легкостью форсировать глубокие лужи, размытые просёлочные дороги и другие сложные участки. Тогда как в обычном режиме автомата машине просто не будет хватать мощности и крутящего момента, чтобы выбраться из такой глубокой ямы или топкого участка.

На механической коробке передач водитель сам может регулировать мощность и крутящий момент, который передается на ведущие колеса. У многих внедорожников имеется также полноценная понижающая передача, которая позволяет уверенно себя чувствовать на бездорожье. До появления таких понижающих передач на автоматах использовать машины на разбитой дороге было крайне сложно. Однако сегодня владельцы таких автомобилей могут уверенно себя чувствовать на проселочных дорогах, будучи уверенными, что они не застрянут в первой же глубокой луже.

Как правильно пользоваться понижающими передачами L на АКПП?

Особенности понижающих передач на автоматах

Изначально такие понижающие передачи на автоматических коробках были прерогативой полноценных внедорожников, владельцы которых часто выбирались на разбитые дороги. Однако в последующем такая конструкция совершенствовалась, что позволило оснастить понижающими передачами все без исключения автоматы.

При использовании автомобиля с такой коробкой передач её владельцу необходимо помнить о том, что постоянное использование такого режима приводит к повышенной нагрузке на трансмиссию и перегреву автомата. Поэтому водителю не следует, как только он выбрался на загородную разбитую дорогу, включать понижающую передачу и двигаться всё время на ней. Её нужно активировать лишь в том случае, когда требуется преодолеть сложный участок дороги.

Для чего на автоматических коробках имеются понижающие передачи L?

Если же пришлось длительное время держать включенной такую понижающую передачу, то, выбравшись с разбитой дороги, следует на 10-20 минут заглушить автомобиль, что позволит трансмиссионному маслу и всей автоматической коробке передач остыть, исключая критические неисправности у автомобиля. Если же пренебрегать такой рекомендацией, то, в конечном счете, потребуется выполнять замену блока управления коробкой или же проводить диагностику и замену железной части АКПП.

Такие трансмиссии автомат оснащаются даже не одним, а сразу двумя режимами понижающих передач. При переводе селектора в режим D 3 коробка не будет переключаться на ступени выше третьей передачи. Тем самым уже с самого низа на ведущие колёса приходится значительный крутящий момент, позволяя выбираться из топкого грунта. На отдельных автомобилях также имеются специальные режимы «Камни», «Гололёд», «Грязь» и «Снег». Фактически, это те же самые понижающие передачи, причём ограничение может устанавливаться на третьей и даже второй ступени.

Современные коробки передач получили полностью электронное управление, они имеют функцию ручного переключения ступеней и спортивный режим, когда коробка максимально долго удерживает высокие обороты. Подобное позволило несколько повысить комфорт использования автомобиля на автомате, однако на разбитых дорогах возможности таких автомобилей в сравнении с машинами, у которых автомат имеет понижающую передачу, всё же ограничены.

Для чего на автоматических коробках имеются понижающие передачи L?

Подведём итоги

В прошлом коробки передач автомат часто оснащались специальными понижающими передачами, что расширяло возможности таких машин на разбитых дорогах. Фактически, происходила блокировка коробки, которая не могла подниматься на четвёртую или третью передачу. Это позволяло обеспечить больший крутящий момент на ведущих колесах, а водитель мог выбраться из топкого грунта или разбитой раскисшей колеи. Нужно лишь помнить о том, что длительная активация таких понижающих передач приводит к перегреву трансмиссии, поэтому требуется охлаждать коробку и не активировать такие режимы на долго.




Мы рассмотрим классические режимы, дополнительные и специальные. А также разберемся с типами коробок, чтобы ещё эффективнее разбираться в автомобилях. После нашей статьи вы сможете без труда разобраться, какой режим и в какой ситуации включать.

Обозначения типов коробок

Автоматические коробки передач существуют разных типов, они также обозначаются разными аббревиатурами. В инструкции к автомобилю приводится тип применяемой в нем коробки. Знание основных аббревиатур типов «автомата» поможет определить ее. Всего таких типов 4 (из наиболее популярных).



разные виды АКПП

  • DSG (Direct Shift Gearbox) – VAG-овская модель коробки. Является роботизированной преселективной моделью КПП с двумя сцеплениями, может быть «мокрой» или «сухой». По сути обычная механика, но переключение передач происходит посредством блока управления и сервоприводов.
  • MTA (Manual Transmission Shifted Automatically / робот) – используется в премиальных моделях машин. Отсутствует педаль сцепления, передачи переключаются при помощи приводов. А их регулировкой занимается компьютер.
  • AT (Automatically Transmission) – общее название всех автоматом (классический автомат). Как правило в их основе лежит классическая гидромеханическая конструкция, они довольно надежны.

«Ручной режим АКПП»

Наконец, на автоматических коробках передач бывает также обозначение передачи буквой «М». Если такая есть, то это скорее всего режим «мануал» или просто «ручной режим». По сути, данная опция позволяет эмитировать работу МКПП на АКПП. Повышение и понижение передач при этом осуществляется рычагом через символы «+» и «-». Коробки с этим режимом имеют специальную защиту.

Читать дальше: Абразивная полировка кузова автомобиля

Использование М-ки актуально в тех случаях, когда нужно проехать по суровому бездорожью на пониженной передаче и избежать пробуксовки. Данный режим хорош при прохождении поворотов и совершения ряда других маневров, в том числе резкого обгона. Наконец, режим «М» можно применять при движении накатом с горки (при торможении двигателем).

Многие автомобилистов мучает вопрос о том, как правильно управлять автомобилем, чтобы он прослужил долгие годы? На самом деле в этом нет ничего сложного.

Автоматическая коробка передач отличается от привычной многим классической «механики» не только принципом работы и порядком взаимодействия с коробкой, но и маркировками. Буквы и пиктограммы на селекторе АКПП имеют свои значения, хотя коробка передач автомат значение букв в зоне рычага имеет, в основном, общее. Главные различия в цифробуквенных кодах касаются моделей АКПП от разных производителей, нюансов режимов коробки и внутренней заводской маркировки.

Заводские обозначения на коробке автомат

Каждый производитель производит определенный ряд АКПП. Знание номера модели необходимо для правильного подбора запчастей для ремонта АКПП или для ее замены. Таких моделей существует уже очень много и у каждой есть обозначение. Кстати, некоторые модели коробок от одного производителя могут обеспечивать почти полную совместимость.

Узнать модель трансмиссии можно из документов к автомобилю, посмотреть по марке автомобиля, типу КПП, а также году производства. Также можно посмотреть по стране.

У каждого автопроизводителя используется своя система нумерации моделей и модификаций АКПП. Хотя основа одна, все же рассмотрим на конкретном примере. Возьмём автоматическую коробку передач Subaru Impreza TZ1B4ZU5AA.

T (Transmission) — трансмиссия;

Z — буква модификации. Автоматическая коробка постоянный полный привод без межосевого дифференциала;

1B4 – 4-ступенчатая коробка автомат.

Z — постоянный полный привод 4АТ с МР-Т

U5AA — внутренний субномер для заказа запчастей.

В салоне

Селектор АКПП – это то, с чем чаще всего взаимодействует автомобилист, он же отвечает за переключение передач. Нужно знать его обозначения. Чтобы понимать, какой режим в какой ситуации выбрать. Также, показатели текущей передачи АКПП передаются на приборную панель. Большинства моделей современных автомобилей (пару-тройку лет).

Как начать движение на коробке-автомат

Теория вождения такова. Движение на машине с КПП автомат начинается с:

  1. Сесть за руль и завести двигатель. На панели должны загореться индикаторы. Рычаг должен быть в положении Р или N. Подождать 10 секунд, включится бензонасос;
  2. Утопить и удерживать педаль тормоза;
  3. Перевести рычаг в позицию D.;
  4. Плавно отпускать педаль тормоза. Машина сразу начнет движение. Остается нажимать на газ.

Для заднего хода:

  • Полностью остановиться. Нажать тормоз;
  • Поставить рычаг в режим R;
  • Отпуская тормоз начать движение.

Автоматика не терпит агрессивной езды. Рекомендуется ездить плавно. Электронике нужно время для переключения иначе двигатель будет быстрее изнашиваться. Ремонт автомата штука дорогая.

Как видите, управление автоматической коробкой передач простое, приятное и безопасное. Для езды нужно запомнить буквенные обозначения режимов, тщательно изучить руководство пользования машиной с АКПП и – в путь.

Коробка автомат обозначения букв и цифр

Теперь рассмотрим, какие обозначения, а следовательно и режимы работы доступны на АКПП большинства моделей. Они подразделяются на классические (ниже), дополнительные и специальные.



АКПП на Гранте

D или A

D – это сокращение от слова Drive, это ключевой режим работы, при котором машина начинает движение. Некоторые производители вместо буквы D пишут обозначение A – Automate, это тоже самое.

M (Manual) – буква обозначает то, что можно самостоятельно регулировать передачу. Используя +/- на рычаге или на подрулевых лепестках.

N (Neutral) – эта буква обозначает обычную «нейтралку». То есть, колеса не заблокированы, но на них не передается усилие.

P (Parking) – буква обозначает парковочный режим, исходя из него, колеса автомобиля блокируются и движение их невозможно.

R (Reverse) — обозначение означает включение режима заднего хода. Если выбрать этот режим, включится задняя передача.

Мой Kia Rio

Статья посвящена тем, кто всегда ездил на механике или учился на ней, и первый раз сел за руль авто с АКПП, увидел непонятные буквы и не знает, как ехать. Не волнуйтесь, сложного ничего нет! И, даже, наоборот. Машина будет переключаться практически за вас. Итак, по порядку. Вы видите рычаг, похожий на рычаг механической коробки, только красивее (мне так кажется) и рядом написаны буквы. Что означают буквы?
P — (Parcking) парковка, стоянка. Предназначена для длительной стоянки или остановки авто. Нельзя ставить этот режим, пока машина полностью не остановится. Если вы ставите машину под уклоном — поставьте сначала на ручник.

R — (Reverse) задняя передача. Этот режим включаем также, когда автомобиль полностью остановится.

N — (Neutral ) нейтралка. Предназначена для буксировки авто. Не нужно переключаться передачу на нейтралку, стоя в пробках, это не механика!

D или A — (Drive или Automate) движение автомобиля вперед. Этот режим используется для движения по городу, по ровным дорогам. Если нет никаких особых условий (снега, льда, уклонов) вы включаетет режим D и забываете о коробке на время всей поездки.

2 или 2L — движение вперед, коробка не будет переключаться выше 2-я передачи. Используют при движении по горным, сильно петляющим горным дорогам.

3 или D3 — 3-я передача, коробка не будет переключаться выше 3-ей передачи. Его включают при движении по холмам, где есть частые спуски-подъемы, а также если приходится часто останавливаться и, если ваша средняя скорость не выше 80 км/ч.

4 или D4 — 4-я передача. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его, если ваша средняя скорость 100км/ч.

OD — (Over Drive) режим овердрайв. Кнопка находится сбоку на самом рычаге, включается вместе с режимом D3. Многие не знают для чего он нужен. Он отключает повышенную передачу, при этом на панели управления загорается OD-off. Например, вы едете на скорости 60-80 км/ч и машина постоянно переключается с 3-ей на 4-ую передачу. Чтобы этого не происходило, вы включаете режим over drive и спокойно едете на 3-ей передаче без постоянных переключений. Машине это не навредит и вас раздражать постоянные переключения не будут. Но не забывайте отключить OD, когда наберете скорость!

Дополнительные режимы работы АКПП

E (Economic) – режим экономии. Экономия топлива происходит потому, что передачи переключаются при невысоких оборотах двигателя.

OD (Over Drive) – чаще, эта кнопка встречается на самом рычаге КПП.

Буквально это можно переводить как «повышающая передача», по умолчанию режим активирован. По факту соответствует 5-й передаче МКПП, когда вторичный вал вращается быстрее первичного. На АКПП нет 5-й передачи, поэтому был введен данный аналог. Сама же передача нужна для экономии топлива и ресурсов двигателя. Иначе ему бы приходилось перебирать передачи с 1 по 4. Подходит при движении на одной скорости (выше 50 км/ч), сам же режим включается при скорости

S (Sport) – обеспечение наилучшей динамики движения за счёт изменения передачи в момент достижения пикового крутящего момента.

W (Winter) – то есть «снежинка», используется на заснеженной или мокрой дороге. Чтобы предотвратить пробуксовку ведущих колес и дальнейшие заносы и иные проблемы. Работает по принципу начала движения с более высокой передачи, чем первая плюс на низком крутящем моменте. Этот режим активируется на специальную выделенную кнопку с надписью Winter, Hold или значком снежинки.

Kickdown

Kickdown – специальный режим в АКПП, который создан для быстрого ускорения. Тут нужно выжать педаль газа резко до упора. При этом будут сброшены пару передач и автомобиль возьмёт резкий разгон. Подходит для обгонов.

Обозначения букв на коробке автомат

  1. D — Drive – является основным режимом движения на транспортном средстве. Он определяет переключение скоростей в автоматическом режиме с первой и до максимальной, которая поддерживается на КПП. Опцию D актуально использовать, если происходит передвижение по городу, отмечаются хорошие климатические, дорожные условия.
  2. N — нейтральная передача предназначена для буксировки автомобиля на небольшие расстояния. Правила эксплуатации АКПП, где имеется данная передача, запрещает ее активизировать, когда машина стоит на светофоре.
  3. Режим парковки задается, если требуется стоянка машины в течение продолжительного времени.
  4. Опция Reverse обеспечивает движение с помощью заднего хода. Переходить на данный режим стоит при полной остановке машины.

Автомобиль с АКПП поддерживает и дополнительные скоростные режимы: E, KICK Down, OD, PWR, SNOW, M (Manual).

Особенности данных скоростных режимов:

  1. E — экономичный режим. Им актуально воспользоваться, если необходимо сэкономить на трате горючего. Однако при этом автомобиль медленнее стартует, ускоряется.
  2. KICK Down — данная опция способствует быстрому ускорению, обеспечивается переключение на пониженную скорость. Если необходимо на проезжей части совершить обгон, целесообразно воспользоваться данной функцией. Она активизируется путем резкого (до упора) нажатия на педаль газа.
  3. Режим Over Drive отключает повышенную передачу, обеспечивает водителю плавный переход на максимальную скорость. Рекомендуется применять данный режим, если передвижение происходит по автостраде.
  4. PWR (S) — спортивный режим, который задействуется кнопкой возле селектора автоматической КПП. Опция отлично подходит для активной езды на высоких оборотах двигателя. Режим PWR позволяет получать максимальную мощность.
  5. SNOW или W — данный режим подходит для использования машины в зимних условиях. Также, опция SNOW обеспечивает комфорт поездки, если передвижение происходит по дороге, которая имеет покрытие из твердого грунта. Не рекомендуется активировать режим SNOW, если езда осуществляется по мокрой траве.
  6. M (Manual) — ручное управление, т.е. смена передач может происходить вручную. Для повышения передачи стоит нажимать «+», для понижения «-».



Механизм переключения

Таким образом, буквы на коробке автомат отображают соответствующие скоростные режимы. Для конкретных условий эксплуатации автомобиля выбирается оптимальный режим.

Особые режимы работы коробки автомат

Под особыми режимами работы, чаще всего подразумеваются режимы, как в классической «механике». Посмотрим, какие существуют варианты выбора.

2 или 2L

2 (2L) — эквивалентно (здесь и далее означает «не выше указанной передачи») 2 передаче в МКПП. Может использоваться при езде на холмистой, гористой местности, а также по загородным дорогам

3 или D3

3 (D3) — эквивалентно 3 передаче. Скорость должна быть не выше 80 км/ч. А включать нужно при постоянных торможениях, чтобы достичь наилучшей плавности.

Особенности режимов АКПП

Транспортное средство, оснащенное автоматической коробкой, имеет рычаг, который позволяет выбрать скоростной режим. На селекторе передач имеются буквы, цифры, которые объясняют назначение каждого режима.

Автоматическая коробка передач отличается от привычной многим классической «механики» не только принципом работы и порядком взаимодействия с коробкой, но и маркировками. Буквы и пиктограммы на селекторе АКПП имеют свои значения, хотя коробка передач автомат значение букв в зоне рычага имеет, в основном, общее. Главные различия в цифробуквенных кодах касаются моделей АКПП от разных производителей, нюансов режимов коробки и внутренней заводской маркировки.

В салоне

Главный элемент автоматической коробки передач, с которым взаимодействует автовладелец – это селектор АКПП. С помощью него осуществляется переключение режимов коробки, и следует знать обозначения на автоматической коробке передач, чтобы выбрать правильный режим и понимать, как именно АКПП работает в данный момент. Обозначения режимов часто дублируются на приборной панели современных автомобилей.

драйв на панели

Типичный селектор с обозначениями:

02

Рассмотрим основные обозначения на АКПП

  • Латинская буква P: это начало слова Parking, указывающее на парковочный/стояночный режим, который некоторые автовладельцы также называют стояночным тормозом.

В этом режиме ведущие колеса автомобиля заблокированы, чтобы предотвратить непроизвольное перемещение.

  • Буква R. С нее начинается слово Reverse, означающее движение в обратную сторону.

Выбором R на селекторе включается задняя передача коробки.

  • Буква N – классическая, знакомая многим по механической коробки «нейтралка».

В этом режиме усилие на колеса не передается, но сами они не заблокированы.

Важно: буксировать автомобиль в режиме N и при выключенном двигателе нельзя, или можно делать это только на короткие расстояния и с небольшой скоростью. Несоблюдение этого правила приведет к выходу АКПП из строя.

  • Буква D.

Это т.н. Drive, основной режим коробки, в котором осуществляется обычное движение.

  • Буква A.

Иногда встречается такое обозначение вместо D, и означает оно то же самое – режим обычного перемещения.

  • Обозначение на коробке передач-автомате L.

Оно указывает на включение пониженной передачи (Low), что полезно для преодоления препятствий на дороге. Задействуется функция торможения двигателем, помогая водителю безопасно миновать крутой спуск.

Важно: на некоторых коробках полноприводных автомобилей L включает режим блокировки дифференциала, и переходить на него можно только после остановки автомобиля. Следует уточнить значение в инструкции к машине. Кроме того, иногда используется не строчная L, а прописная l, что может вводить автолюбителя в заблуждение.

  • B – от слова Bottom, еще одно возможное обозначение пониженной передачи.

Важно: буква B на селекторе может иметь разные значения. Так, например, в некоторых моделях она означает включение блокировки дифференциала, и выбирать этот режим во время движения категорически запрещено. Необходимо уточнять конкретное значение в инструкции к автомобилю.

  • Цифра 2: выбор этого режима ограничивает максимально возможную передачу 2 ступенью трансмиссии.
  • Цифра 3: аналогичное ограничение, но «потолок» передач – третья.

03

  • Буква M. Это сокращение от слова Manual, оно встречается на АКПП Типтроник и аналогах, оснащенных возможностью перехода в так называемый ручной режим.

Он позволяет водителю вручную менять передаточное число путем перемещения селектора в специальную секцию, обозначенную знаками «+» и «-». Примеры такой коробки:

  • S – спорт-режим, отличающийся несколько оптимизированной для быстрого движения логикой смены ступеней трансмиссии.

0101

  • Сокращение OD.

Это обозначение коробки автомат с режимом Overdrive, или «ускоренным».

овер драйв

  • W – зимний, «Winter», режим трогания с места.

В нем автомобиль начинает движение со второй передачи, чтобы избежать пробуксовки на снегу и льду.

  • E – режим экономии топлива, Economy.
  • Кнопка Hold может иметь разные значения, обычно ею обозначается «зимний» режим, аналогичный кнопке W.

Она монтируется на рычаге КПП или выносится на приборную панель:

кнопка акпп

Важно: не стоит путать с обозначением на коробке автомат Auto Hold – кнопкой, включающей систему электромеханического стояночного тормоза

На рычаге АКПП может быть обозначение типа установленной в автомобиле коробки – например, DSG, и типа привода:

009

Рядом с селектором могут быть расположены дополнительные функциональные клавиши, задейвствующие различные возможности автомобиля – открытие багажника, подогрев сидений, и т.д. Все они обозначаются соответствующими пиктограммами.

Обозначения типов коробок

Существует несколько типов автоматических коробок передач, обозначаемых различными аббревиатурами. В мануале к автомобилю приводится тип применяемой в нем АКПП, и знание основных обозначений коробки автомата поможет определить ее, при необходимости.

    , в обиходе называемая просто «вариатором».

Это одна из технологий, обеспечивающих бесступенчатую смену передач. Коробки эти отличаются плавностью работы, но надежность их считается чуть ниже «классических» автоматов.

  • DSG, или Direct Shift Gearbox.

Это преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями от разработчиков из группы VAG. Построена на базе «механики» с электронным модулем управления и осуществляющими смену передач сервоприводами.

  • AT – общее название автоматических коробок передач. Часто под этим обозначением коробки-автомата скрывается классическая гидромеханическая конструкция, надежная и проверенная временем.
  • MTA – роботизированная КП, или «робот».

Аббревиатура расшифровывается как Manual Transmission Shifted Automatically, что означает «механическая коробка передач, переключаемая автоматически». В основе коробки лежит привычная «механика», но переключение передач отдано автоматическим приводам и блоку управления. Педаль сцепления отсутствует.

Заводские маркировки коробки передач

Каждая АКПП принадлежит к определенному модельному ряду производителя. Зная номер модели, можно правильно подобрать запчасти для ремонта или контрактную коробку на замену.

Моделей существует множество, и каждая имеет свое обозначение. Его можно узнать либо из документации на автомобиль, либо в интернете, зная марку авто, тип КПП (см. выше), страну и год производства.

Каждый автоконцерн использует свою систему цифровой и буквенной нумерации. Для примера рассмотрим гидромеханическую коробку Hyundai-Mitsubishi F4A41:

  • F – кодовое обозначение, указывающее на тип привода автомобиля, в данном случае это F – Full, то есть КПП предназначена для полноприводных авто;
  • 4 – количество передач в коробке;
  • A – признак того, что коробка автоматическая (Automatic);
  • 41 – суб номер модификации, обозначающий величину передаваемого коробкой крутящего момента и некоторые другие детали.

Может быть и дополнительный цифробуквенный индикатор, помогающий определить мотор, для которого подходит АКПП, и модель автомобиля. К примеру, для тех же коробок Mitsubishi обозначение 2J1Z указывает на модель концерна под маркой Диамант с 2.5-литровым мотором, и так далее.

Конкретную маркировку и ее значение в каждом случае следует уточнять у производителя.

У некоторых автоматических трансмиссий есть положения селектора, которыми почти никогда не пользуешься. В каких случаях они необходимы или опасны, и почему современные автоматы от них избавились.

Автоматические коробки передач в течение своей истории проходили через многие усовершенствования. Менялось количество планетарных рядов, добавлялись новые ступени и режимы работы. А с выходом на рынок новых поколений трансмиссий, упрощалось и управление. Поэтому для некоторых водителей, пересаживающихся с нового легкового автомобиля на поезженный внедорожник, или наоборот, странные надписи на прорези рычага АКПП вызывают вопросы. Зачем там цифры 2, 3 или латинская буква L, а также дополнительная кнопочка сбоку в виде снежинки?


Рудименты прошлого

Эти буквы пришли из далеких времен, когда об управляющей электронике производители автомобилей даже не слышали. Автоматические коробки меняли ступени в зависимости от давления масла внутри исполнительных механизмов. Если давление масла превышало определенное значение, срабатывало реле и фрикционы переводили планетарный ряд в новое положение.


При переводе рычага в позицию 2 машина ползала только на первой и второй, а в позиции 3 коробка не переключалась выше 3 ступени. Это было удобно при активной езде, а также при транспортировке прицепа, когда требуется все время удерживать двигатель на высоких оборотах, где вырабатывается самая высокая мощность и крутящий момент. В третьей позиции селектора можно ездить на подъемах и при поездках на вершины холмов в регионах с горным ландшафтом. Кроме того, в этих ограничительных режимах было удобно тормозить двигателем при спуске с гор по извилистым дорожкам с множеством поворотов и виражей. Но ездить постоянно на них все же нельзя, так как идет повышенный износ механики трансмиссии.

Новое управление

Но с выходом на рынок усовершенствованных трансмиссий, надобность в перечисленных режимах отпала. Теперь автоматы имеют электронные блоки управления, которые научены распознавать буксование и даже движение по различным участкам дорог с переменным покрытием. Электроника корректирует работу узлов и агрегатов, если почувствует под колесами лед, снег или гравий. Кроме того, на многих автоматических коробках теперь есть ручной режим, позволяющий самостоятельно выбирать передачи и переключать их по мере надобности. А еще в бортовой электронике прописаны программы движения в различных средах. Если выставить программу езды по бездорожью, то компьютер перенастроит не только автомат, но и акселератор, двигатель, рулевое управление и даже подвеску. В этом случае коробка будет работать только на пониженных ступенях. Тем самым режим L уже не актуален и его убрали с кулисы.


В общем, функционал автоматических трансмиссий существенно расширился, и надобность в старых режимах 2, 3 и L отпала. Однако они все еще встречаются на автомобилях с пробегом или на лицензионных копиях старых трансмиссий, которые можно увидеть на китайской технике. Есть они и на старых рамных внедорожниках, не обновлявшихся больше 10 лет, куда идут старые проверенные трансмиссии вкупе с понижающей коробкой и механическими блокираторами дифференциалов. Новые электронные коробки таким машинам противопоказаны.

Читайте также: