Плюсы и минусы коробки робот на ситроен

Обновлено: 17.05.2024

Достоинства и недостатки роботизированной коробки передач

В настоящее время все больше автомобилистов предпочитают различные варианты автоматизированных механизмов переключения передач, архаичной “механике”. И дело совсем не в том, что водители ленятся или не умеют правильно переключать передачи. Автоматизированные трансмиссии дарят гораздо больше комфорта в поездке и не напрягают в пробке. Прошло время, когда автомобили, оснащенные такими системами требовали более дорогого обслуживания и потребляли гораздо больше топлива. Современные “автоматы” и “вариаторы” экономичны, надежны и имеют высокую ремонтопригодность.

Не так давно, в компанию к автоматическим системам переключения передач, добавилась новая - роботизированная. По своему устройству это практически обычная механическая КПП, просто дополненная устройствами, автоматически выжимающими сцепление и переключающими на необходимую передачу. Эти устройства (актуаторы) управляются электронными системами автомобиля, считывающими данные со всех узлов автомобиля.

Плюсы “робота”

Роботизированная коробка передач является современным и высокотехнологичным устройством. Она существенно облегчает процесс управления автомобилем и добавляет комфорта в передвижение. Основными достоинствами являются:

  • Двигатель жестко сцепляется с трансмиссией, в отличие от АКПП и “вариатора”, где момент передается за счет движения трансмиссионного масла.
  • Небольшой объем трансмиссионного масла. Вытекает из первого пункта. Примерный объем масла в АКПП и “вариаторе” 6-7 литров. В то же время в “роботе” находится 2-3 литра масла.
  • Топливная экономичность, вследствие прямой передачи момента от двигателя к трансмиссии.
  • Электроника более аккуратно переключает передачи, поэтому износ деталей трансмиссии ниже. Это не касается сцепления.
  • Ремонт роботизированных коробок прост. По сути это обычная механическая коробка, что сильно упрощает ремонт механической части.

Минусы “робота”

Помимо явных преимуществ роботизированных коробок, присутствуют и явные минусы:

  • Низкий ресурс дисков сцепления. Электроника часто переключает передачи, вследствие чего диски сильно перегреваются. Перегрев сильно сокращает ресурс. Даже самые надежные модели редко работают дольше 80 тысяч километров.
  • Коробки с электрическими актуаторами переключают передачи с явной задержкой. Решением этой проблемы является установка гидравлических систем, но такие улучшения сильно повысят стоимость агрегата.
  • В пробках ресурс агрегата сокращается еще быстрее, поэтому владельцам приходится часто пользоваться ручным режимом управления коробкой.
  • Обслуживание электронной части коробки и актуаторов может производится только высококвалифицированными специалистами, с применением дорогостоящего оборудования.

Как видно, достоинств, как и недостатков, у “робота” хватает. Так как же быть? Выбирать автомобили с таким типом трансмиссии или отдавать предпочтение классическим?

Бояться роботизированных трансмиссий явно не стоит. Инженеры постоянно развивают технологии, дорабатывают существующие модели. За “роботами” будущее, ведь при устранении минусов это будет самая экономичная и комфортная трансмиссия.

Роботизированная коробка передач: стоит ли игра свеч?

Что за робот такой?

Прежде чем перейти к выяснению достоинств и недостатков, необходимо разобраться, что же вообще собой представляет роботизированная коробка передач.

По сути, это всё та же хорошо известная многим МКПП, но только дополненная механизмами, которые без участия человека нажимают на сцепление и переводят коробку на нужную передачу.

Конечно же, в салон авто робота, который бы выполнял такие манипуляции, не посадишь, поэтому инженеры просто доукомлпектовали КПП специальными устройствами под названием актуаторы, которые, собственно, и дёргают за вас селектор передач и выжимают сцепление.

Управляются они при помощи электроники, умеющей считывать и анализировать сигналы с многочисленных датчиков, разбросанных по узлам и агрегатам машины.

Роботизированная коробка передач

К слову, актуаторы могут быть с электрическим приводом, в основе которых лежит электродвигатель, или с гидравлическим.

Роботизированная коробка, является симбиозом проверенных временем технических решений, благодаря чему она довольно надёжна.

Все подобные трансмиссии имеют и полуавтоматический режим, при котором водитель сам может включать необходимую скорость с помощью селектора коробки или под рулевых лепестков.

Роботизированная коробка передач плюсы и минусы

Всё выглядит неплохо, согласитесь. Но, конечно же, минусы роботизированной коробки передач также имеются, и очень жирные.

Роботизированная коробка передач с двойным сцеплением

Вся проблема в том, что автоматизированное двойное сцепление управляется только электроникой и в сложных условиях (при частых замедлениях и разгонах, особенно при езде в пробках) переключение передач происходит очень часто, что ведет к перегреву дисков сцепления.

Электроника работает добросовестно, выдерживая плавный режим движения, но как раз эта педантичность и приводит к нежелательным последствиям.

Перегрев сильно сокращает ресурс коробки. Даже самые надежные коробки Volkswagen, в городском режиме эксплуатации с трудом выдерживают 80 тысяч пробега. После чего ремонт просто необходим. А стоит он под 50 тысяч рублей и больше.

Однако, что мы видим, Volkswagen, оснащает все свои модели такими КПП поголовно. Видимо всё же в этом есть смысл, экономия топлива перекрывает расходы по ремонту коробки.

А если по-большому счету, то роботизированная коробка, это гениальное решение, достойное восхищения, за ним будущее. Всё равно инженеры придумают и устранят слабые места у «робота».

А пока, коллеги автолюбители, можно ли назвать героя сегодняшней статьи идеальной КПП? Наверное, нет, хотя перечисленные преимущества весьма весомые.

Робот понравится и любителю неспешной езды, и фанату драйва, просто он чаще будет заезжать в сервис.

Не бойтесь роботизированной коробки, смело приобретайте автомобили с такой коробкой.

А я откланиваюсь и желаю вам всех благ. До новых встреч на страницах нашего блога! Подписывайтесь!

Роботизированная коробка передач: плюсы и минусы

КПП робот плюсы минусы

Сегодня автоматические трансмиссии на различных типах автомобилей могут быть представлены гидромеханической АКПП, вариатором или роботом. Каждый из указанных типов имеет свои плюсы и минусы, что немаловажно учитывать при выборе коробки автомат. В этой статье мы поговорим об РКПП, а также рассмотрим преимущества и недостатки роботизированной коробки передач.

Преимущества и недостатки роботов в сравнении с другими коробками-автомат

Коробка автомат робот преимущества недостатки

Итак, чтобы понять, чем роботизированная коробка отличается от аналогов, нужно рассмотреть ее особенности, устройство и принцип работы. Начнем с того, что основным преимуществом любого автомата по сравнению с механикой является комфорт, так как водителю не нужно самостоятельно переключать передачи при езде. При этом каждая из автоматических трансмиссий справляется с этой задачей, но имеются отличия.

Так вот, если коротко, самой комфортной КПП на сегодня является бесступенчатый вариатор CVT, затем можно выделить «классическую» гидромеханическую АКПП и роботы DSG/Powershift, а уже в конце списка в плане комфорта находится коробка-робот с одним сцеплением.

При этом, как уже было сказано выше, каждый тип КПП имеет свои сильные и слабые стороны. Теперь давайте рассмотрим коробку передач робот более подробно.

  • Изначально такая коробка была разработана еще на заре автомобилестроения, однако целый ряд проблем и отсутствие технологий не позволили в те годы создать агрегат, который имел бы возможность составить конкуренцию набирающим популярность гидромеханическим АКПП.

Однако от такой идеи не отказались, в результате чего благодаря современным технологиям сравнительно недавно появились коробки-роботы. Если просто, КПП робот представляет собой обычную механику, однако работой сцепления и процессом переключения передач управляют отдельные сервомеханизмы вместо водителя.

Преимущества по сравнению с АКПП и вариатором очевидны: проста конструкции и дешевизна производства, возможность установки такой трансмиссии в паре с любыми двигателями, доступное обслуживание, неплохая ремонтопригодность. Также следует отметить сниженный расход топлива и повышенную благодаря этому экологичность.

Прежде всего, пострадал комфорт. На однодисковых РКПП (с одним сцеплением) рывки, задержки, провалы при понижении и повышении передач являются нормой. Получается, в плане комфорта этим агрегатам очень далеко до АКПП или CVT. Еще одним слабым местом роботов оказались сами сервомеханизмы (сервоприводы, актуаторы).

Чтобы было понятно, устройство представляет собой электромотор с редуктором и исполнительный механизм, также возможна установка гидравлических актуаторов (в зависимости от той или иной коробки). Так вот, данные элементы имеют небольшой срок службы (около 80-100 тыс. км.), зачастую плохо поддаются ремонту и достаточно дорогие.

Такая коробка представляет собой условно две механические КПП в одном корпусе (одна с четными, другая с нечетными передачами). Агрегат имеет уже два сцепления, что позволяет переключать передачи за доли секунды.

Хотя ресурс и надежность таких КПП выше, чем у однодисковых аналогов, слабым местом все равно принято считать узлы сцепления, а также возникает ряд проблем с исполнительными механизмами, мехатроником и т.д. Ремонт таких коробок также является очень дорогим.

При этом роботы, как с одним диском, так и с двойным сцеплением, являются менее надежными по сравнению с МКПП. Это значит, что на такой коробке все равно не рекомендуется буксовать, перевозить тяжелые грузы, буксировать прицеп, активно ездить по бездорожью и т.д.

Другими словами, преселективный робот является симбиозом механики и классического автомата со всеми вытекающими последствиями. Хотя гидротрансформатор (ГДТ) отсутствует, чувствительный, сложный в ремонте и дорогой гидроблок никуда не делся. Также следует отметить и большое количество датчиков и электроники, которая также не отличается надежностью.

Советы и рекомендации

Коробка робот как ездить

Рассмотрев плюсы и минусы роботизированной коробки передач, нужно также обратить внимание на особенности ее использования.

      • Прежде всего, при эксплуатации важно понимать, что робот отличается от привычных АКПП. На практике это значит, что простаивать в пробках или на светофоре в режиме «D» крайне нежелательно на РКПП с одним сцеплением. Условно, в этом случае можно представить водителя на машине с МКПП, который вместо выключения передачи и перевода коробки в нейтраль просто выжал сцепление. В результате быстро выходит из строя выжимной подшипник, сокращается срок службы других элементов.
      Замена масла в коробке-робот
      Рекомендуем также прочитать статью о том, что нужно знать о масле в роботизированной коробке передач. Из этой статьи вы узнаете о том, когда и как выполняется замена масла в коробке робот, а также на что обратить внимание и как часто следует менять трансмиссионное масло в роботизированной коробке.

      Что в итоге

      Как видно, перед покупкой автомобиля с коробкой-робот рекомендуется заранее изучить все особенности установленной на него КПП. Важно понимать, что некоторые мелкие нюансы можно устранить путем перепрошивки (замена ПО на более свежие версии) и адаптации, однако в значительной степени улучшить работу такой КПП не получится.

      ДСГ или Пауэршифт что лучше
      Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, коробка DSG или Powershift. Из этой статьи вы узнаете об особенностях данных типов роботизированных коробок передач, а также чем они отличаются друг от друга, какая коробка надежнее и т.д.

      Если приобретается подержанный автомобиль, нужно быть готовым к тому, что уже в данный момент или в скором времени могут быть необходимы серьезные вложения (замена сцепления, масла КПП, актуаторов и т.д.).

      В случаях, когда преселективная коробка – робот начала сильно дергаться, коробка DSG переключается с ударами, рывками или с задержками, нужно помнить, что ремонт может по стоимости превысить 1/3 от общей средней цены всего подержанного авто на вторичном рынке.

      Как пользоваться коробкой робот

      Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: "однодисковый" робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.

      Коробка DSG или PowerShift что лучше

      Преселективные роботизированные коробки передач с двойным сцеплением DSG и Powershift: в чем отличия, какая коробка лучше. Рекомендации.

      Чем отличается роботизированная коробка от автоматической

      Чем отличается коробка робот от классического гидромеханического автомата АКПП. Виды роботизированных трансмиссий, плюсы и минусы автоматов, что выбрать.

      Замена масла в роботизированной коробке передач

      Как поменять масло в роботизированной коробке: когда нужна замена, какое масло выбрать, сколько масла нужно в коробку робот. Процесс замены масла в РКПП.

      АКПП PowerShift устройство надежность

      Автоматическая коробка передач PowerShift: устройство, принцип работы. Преимущества и недостатки АКПП PowerShift, что нужно учитывать при эксплуатации.

      Роботизированная коробка передач РКПП коробка "робот"

      Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.

      Как ездить на машине с «роботом»: 6 правил, о которых мало кто знает


      Роботизированная преселективная коробка передач — это, по сути, механическая коробка с двумя сцеплениями, сервоприводами и управляющим блоком. От простых роботизированных коробок она отличается тем, что может одновременно держать включенными две передачи и позволяет плавно переходить от одной к другой почти без разрыва потока мощности. Самый распространенный вариант — фольксвагеновская DSG и ее аналоги на автомобилях Skoda и Audi. Вариант Kia называется DCT, у Ford — Powershift.

      С точки зрения водителя, преселективные коробки работают так же комфортно, как гидромеханические, но обеспечивают более быстрый отклик силового агрегата, мгновенную смену передач и экономию топлива на уровне обычной «механики». Коробка типа DSG не требует от водителя никаких особых знаний и манипуляций.


      How to 19 сентября 2019 МакФерсон, рычаги и балки. Какие подвески бывают и как их обслуживать
      How to 12 декабря 2019 Камбер, кастер, трекинг: что такое сход-развал и когда его делать

      Роботизированная коробка стоит дешевле «автомата», но не уступает последнему по функционалу, поэтому таких систем на рынке будет все больше и больше. Но эксплуатация такого агрегата требует некоторого внимания со стороны владельца. Важно понимать, что для сохранения нормальной работоспособности преселективной коробки до 200 тыс. км пробега придется выполнять несложные правила.

      «Робот» с двумя сцеплениями ставится на многие модели концерна Volkswagen. На сегодня есть два основных вида преселективных коробок — «сухая» семиступенчатая DSG-7 и «мокрая» шестиступенчатая DSG-6, у которой сцепления работают в масляной ванне. В обоих случаях диски сцепления изнашиваются из-за агрессивного стиля езды, резких ускорений, пробуксовок и других неправильных действий. Мы собрали шесть основных правил для владельцев машины с DSG, которые помогут продлить срок службы такой коробки.


      Производитель не предусматривает замену или долив масла в преселективной коробке на протяжении всего срока ее службы, причем это касается коробок как с «сухим», так и с «мокрым» сцеплением. Но опытные механики рекомендуют все-таки проводить замену жидкостей, особенно в сложных условиях эксплуатации.

      Каждые 60 тыс. км пробега автомобиля рекомендуется менять масло в коробке передач вместе с масляным фильтром, а также масло в блоке управления мехатроникой. Стоимость замены составляет 5–10 тыс. руб. в зависимости от масла и сервиса. Можно заменить масло самостоятельно, но это может сделать только опытный механик с использованием некоторого набора оборудования.


      Электроника преселективной коробки передач подстраивается под манеру вождения водителя и начинает чуть заранее включать нужную скорость и в нужный момент включает сцепление. Когда водитель нажимает акселератор, трансмиссия заранее готовит повышенную передачу, а если тормозит — пониженную.

      При агрессивной езде с резкими циклами разгона/торможения автоматика путается и не успевает подбирать нужную передачу, переключается максимально быстро, что создает дополнительные нагрузки на диски сцепления. При подобной манере езды лучше управлять коробкой в ручном режиме, хотя принципиально изменить нагрузки это не поможет.


      Еще один важный момент, который следует знать владельцам машин с «роботом»: необходимо хорошо нажимать педаль тормоза при остановке и переключении режимов коробки. При слабом нажатии педали тормоза автомобиль находится в режиме трогания с места, диски сцепления не размыкаются до конца, от чего и изнашиваются быстрее.

      Селектор коробки рекомендуется переключать плавно, а лучше — с небольшой задержкой. Отсутствие паузы при переходе, например, из «реверса» в «драйв» приведет к неприятному рывку. Кроме того, электронике требуется немного времени на настройку. А при переходе в парковочный режим рекомендуется еще до отпускания педали тормоза поставить автомобиль на «ручник» либо пользоваться режимом автоматической активации стояночного тормоза. После этого действия коробке будет проще при последующем трогании, особенно в гору.


      Ради экономии топлива «робот» после трогания с места быстро переключается с первой на вторую передачу. Если потом водитель жмет на тормоз или не разгоняется, автоматика снова переходит на первую. Такой стиль езды, характерный для пробок, увеличивает нагрузку на коробку — из-за частых рывков происходит перегрев сцепления и ускоренный износ мехатроники.

      В пробке можно перевести роботизированную коробку в ручной режим и трогаться с места исключительно на первой передаче. Обороты двигателя при этом будут выше, но для коробки передач такой режим работы считается более щадящим. Впрочем, производители подчеркивают, что коробки последних поколений (после 2014 года) не требуют подобных ухищрений, а, как правило, работают в пробке строго на второй передаче.


      «Робот» сильно страдает от пробуксовок — быстро перегревается и ломается. Если машина с такой коробкой застряла в снегу или грязи, не стоит пытаться выбраться методом раскачки. Лучше всего перевести коробку в нейтраль и аккуратно вытянуть машину буксиром.

      Машину с DSG также не стоит перегружать буксировкой прицепа или иного транспорта. Инструкция по эксплуатации не запрещает буксировку, но нужно иметь в виду, что подобные нагрузки сильнее изнашивают элементы коробки. То же касается и езды на сильно загруженном автомобиле.


      Многие «роботы» оснащаются отдельным радиатором для охлаждения масла, который рекомендуется мыть хотя бы пару раз в год. Мелкие соты радиаторов быстро забиваются пылью и грязью, из-за чего эффективность охлаждения масла снижается. Кроме дорожной пыли отверстия забиваются реагентами, тополиным пухом и даже мелкими насекомыми.

      Очистка радиатора занимает не много времени и может проводиться самостоятельно — мойку под давлением нетрудно провести и с наружной, и с внутренней стороны. Те, кто эксплуатирует машину на треке или в экстремальных условиях, ставят более производительные радиаторы, но для гражданской езды эта мера является избыточной.

      Коробка передач робот

      Существует 4 вида коробок переключения передач (КПП). Доля автомобилей с роботизированной коробкой передач, классическим автоматом и вариатором на дорогах постоянно растет, ведь все больше автолюбителей отказываются от ручной механики. Коробки передач, работающие без участия человека, постоянно совершенствуются. Их качество, скорость реакции на дорожные события, плавность действий становятся лучше, а любая поездка комфортнее.

      роботизированная коробка передач

      Что такое роботизированная коробка передач

      Как она работает

      Механической коробкой передач, снабженной диском сцепления с маховиком двигателя, управляет робот. Алгоритм, заложенный разработчиками в ЭБУ, реагирует на показания датчиков, подавая команды сервоприводам.

      Это выглядит так:

      • водитель давит на педаль газа;
      • повышаются обороты двигателя, автомобиль ускоряется;
      • по достижении заложенных в программу значений срабатывают актуаторы сцепления и вилки переключения;
      • происходит включение повышенной передачи.

      По тому же принципу во время торможения передачи переключаются с высоких на пониженные. Высокопродуктивные процессоры позволяют создавать сложные программы, имитирующие поведение человека в разных ситуациях. И чем они сложнее, тем динамичнее и комфортнее езда.

      Особенности РКПП

      Работа коробки

      Главное отличие в том, что гидравлика работает быстрее и мягче. Но она более дорогая в производстве, поэтому такими РКПП снабжены в основном автомобили высокого класса. Самой востребованной является DSG от немецкого концерна Volkswagen.

      ЭБУ для коробок делают и отдельным, и совмещенным с блоком управления ДВС. Последний вариант наиболее целесообразен, если алгоритм управления робота учитывает показания тех же систем, что и управление двигателем, например ABS или ESP.

      Устройство сцепления в роботе

      Роботизированные коробки по методу взаимодействия с двигателем бывают двух типов:

      • однодисковые;
      • двухдисковые (используют два сцепления, включаемые попеременно).

      Однодисковая коробка ничем не отличается от механической. В ней есть первичный и вторичный валы.

      Первичный соединен с диском сцепления. Вторичный вал передает крутящий момент непосредственно на колеса. Оба вала взаимодействуют посредством шестерней разного диаметра. Переключение происходит в тот момент, когда выбранная для нужной передачи шестерня на вторичном валу блокируется. В РКПП это делают электрические манипуляторы, получающие сигнал от ЭБУ. Гидравлические приводы-манипуляторы на однодисковых коробках используются крайне редко.

      Некоторые производители так настраивают работу актуаторов и алгоритмы, что робот функционирует не хуже человека.

      Режимы работы

      Управление водителем коробкой передач сводится к выбору режима селектором:

      1. Нейтраль обозначается «N». В этом режиме двигатель работает, но крутящий момент на колеса не передается. Включать перед началом движения, после остановки, при длительной стоянке.
      2. Движение вперед обозначается «А/М», «Е/М» или «D». Включив этот режим, отпускают педаль тормоза и нажимают педаль газа. Машина движется вперед, автоматически переключая скорости в зависимости от ускорения или торможения.
      3. Ручное управление обозначается «М». Автомобиль движется вперед, водитель самостоятельно переключает скорости, нажимая подрулевые лепестки или селектор в положения «+» или «-». При этом переключение происходит только на одну ступень.
      4. Движение задним ходом обозначается «R». Выбрав этот режим, можно ехать назад.
      5. На некоторых РКПП возможно наличие режимов «зимний» и «спортивный».

      Коробка

      Есть также и свои особенности при езде, к которым водитель должен привыкнуть, иначе будет попадать в неприятные ситуации.

      Основные отличия РКПП от АКПП

      Но из-за того, что конструктивно это разные механизмы, в эксплуатации и обслуживании они отличаются друг от друга:

      1. В АКПП частью рабочего механизма является жидкость ATF. В РКПП для смазки механических узлов присутствует масло, но его в несколько раз меньше по объему. Кроме того, его надо гораздо реже менять.
      2. Автомобиль с роботом динамичнее в движении и потребляет меньше топлива. Потому что масса и габариты автомата превосходят те же показатели у робота, а переключения скоростей в РКПП происходят быстрее.
      3. На машине с АКПП ездить гораздо комфортнее, потому что передачи переключаются плавно, а роботизированная коробка не может так гасить рывки.
      4. Износ фрикционов идет медленнее, чем стирание диска сцепления.
      5. На роботизированной коробке можно переключиться на ручное управление. Оно не полное, потому что переключение производится только на одно положение и нельзя перейти, например, со 2 сразу на 4. Но автомат не дает водителю и такой возможности.

      Плюсы и минусы

      Широкое распространение роботизированные коробки передач получили благодаря своим достоинствам. Однако у них есть и недостатки, о которых лучше знать до покупки автомобиля, чтобы быть к ним готовым.

      Схема

      1. Время разгона до 100 км/ч при аналогичности других параметров почти не отличается от времени разгона на ручной коробке.
      2. Расход топлива сопоставим с расходом на автомобилях с РКПП и до 30% ниже, чем на моделях с автоматическими коробками.
      3. Диск сцепления изнашивается медленнее, чем при ручном переключении.
      4. Робот работает аккуратнее человека, поэтому валы и шестерни коробки будут изнашиваться меньше, а служить дольше, чем в ручной механике.
      5. Стоимость ремонта и обслуживания в среднем ниже, чем у АКПП.

      Признаки неисправности

      Как и любой механизм, роботизированная коробка подвержена износу во время работы и может ломаться. Неисправности делятся на механические и блока управления. Каждая имеет свои проявления.

      Признаки механических поломок:

      • пробуксовка во время движения по ровному твердому дорожному полотну говорит об износе диска сцепления;
      • если не переключаются передачи, это может говорить о поломке актуаторов;
      • посторонние шумы во время движения могут быть вызваны целым рядом причин, и для выявления поломки следует провести диагностику узлов и механизмов;
      • усиление рывков во время переключения передач может происходить из-за износа и разрушения зубчатых соединений на валах коробки, износа вилок выбора шестеренок;
      • загоревшаяся лампа Check Engine на панели приборов говорит о необходимости компьютерной диагностики.

      Признаки ошибок в ЭБУ:

      • сбивается режим работы робота, переключения передач происходят некорректно и не вовремя;
      • рывки во время включения передач становятся сильнее;
      • при выборе селектором положения движения вперед или назад машина не едет;
      • загорается контрольная лампочка Check Engine.

      Чтобы разобраться, из-за чего возникли неприятности, нужно провести правильную диагностику с применением специального оборудования.

      Актуальность коробки в России

      Автомобили с коробками-роботами у наших автолюбителей пользуются хорошим спросом. Опросы показывают, что доля россиян, готовых купить авто с РКПП, колеблется в пределах 15-20%. При этом надо отметить, что доля желающих пользоваться классическим автоматом все же в 2 раза выше.

      В крупных городах платежеспособные слои населения выбирают АКПП из-за более комфортной езды и гораздо меньших проблем, связанных с эксплуатацией в условиях частых пробок на дорогах. Притом цены на автомат и хороший преселективный агрегат находятся на одном уровне. Но, если цена на горючее будет продолжать расти, многие предпочтут авто с РКПП (как более дешевый в эксплуатации), особенно когда поездки не ограничиваются маршрутом работа-дом.

      Плюсы и минусы коробки-робота


      Коробка робот в разрезе

      Немаловажный факт: коробка-робот намного дешевле традиционной автоматической коробки. Сейчас фактически все основные производители автомобилей оборудуют собственные авто коробками-роботами, оснащая ими практически все линейки.

      Как устроена роботизированная коробка?

      Схема роботизированной коробки передач

      В АКПП применяется фрикционное сцепление. Конструкция может предусматривать один фрикционный диск, но в некоторых случаях это может быть комплект, состоящий из нескольких. Новаторским в системе такой КППП можно считать двойное сцепление, гарантирующее передачу вращающего момента без прерывания потока мощности.

      Принцип работы

      Принцип работы роботизированной коробки

      Как и в любом механизме, в роботизированной коробке передач есть плюсы и минусы, которые мы постараемся раскрыть.

      Плюсы

      Минусы

      Как вы уже успели заметить, положительные и отрицательные стороны у роботизированной КПП сопоставимы. Если вы предпочитаете комфортную езду, то без раздумий останавливайтесь на роботизированной коробке. А если вы поклонник драйва и динамики, то вам однозначно нужна механическая. По сложившейся тенденции, авто с АКПП более предпочтительны женской частью автолюбителей. Однако эксперты в данной области заявляют, что коробка автомат не так проста, как может показаться на первый взгляд.

      Видео «Езда на коробке-роботе»

      В этом видео рассказано о роботизированной коробке передач, её достоинствах и недостатках.

      Надеемся, что предложенный нами материал поможет вам определиться, покупать автомобиль с роботизированной коробкой или нет.


      • Сравнение вариаторной коробки передач с автоматической

      • Недостатки коробки передач DSG-7

      • Все о подрулевых лепестках переключения передач

      Робот или автомат: какая коробка лучше

      Если еще сравнительно недавно автолюбители при выборе автомобиля могли рассчитывать только на автомат либо механику, то сегодня диапазон выбора значительно расширился. С развитием автомобилестроения в обиход вошли трансмиссии нового поколения, такие как роботизированная коробка и вариатор. Чем отличается роботизированная коробка передач от автомата, и какая коробка лучше (автомат или робот) необходимо знать каждому покупателю автомобиля. От этого зависит выбор, который в итоге сделает водитель.

      АКПП

      Основу автоматической трансмиссии составляют гидротрансформатор, система управления и непосредственно сама планетарная КПП с набором фрикционов и шестерен. Такая конструкция автомата позволяет ему самостоятельно переключать скорости в зависимости от оборотов двигателя, нагрузки и режима движения. Участие водителя здесь не требуется.

      Автомат устанавливается на легковых и грузовых автомобилях, применим он также и в автобусах. Главная передача и дифференциал дополняют конструкцию АКПП в случае ее установки на переднеприводную машину.

      Плюсы и минусы автоматической КПП

      Автоматическая коробка передач обладает как преимуществами, так и недостатками:

      Преимущества АКППНедостатки АКПП
      1. Плавное движение и разгон1. Дорогостоящие обслуживание и ремонт
      2. Комфорт водителя и пассажиров2. Низкий КПД
      3. Простота управления автомобилем3. Более высокий расход топлива
      4. Отсутствие необходимости в периодической замене сцепления4. Высокая стоимость

      Роботизированная КПП

      Общий вид РКПП

      Роботизированная трансмиссия сочетает в себе функции как АКПП, так и механической коробки передач. Это по сути та же механика, но с автоматическим управлением. Система управления с помощью исполнительных механизмов управляет работой сцепления и переключением передач. При этом переключение происходит так же, как и в механике, только без участия водителя.

      Изначально роботизированная КПП создавалась для того, чтобы существенно снизить стоимость коробки передач в сравнении с АКПП и в то же время объединить в себе все достоинства автомата и механики, к которым в первую очередь относятся комфорт и удобство управления.

      В автомобилях спортивного класса используется несколько иной тип роботизированной трансмиссии – с двумя сцеплениями. Это позволяет добиться максимально высокой скорости переключения передач.

      Преимущества и недостатки робота

      Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии для наглядности также представим в виде таблицы. Заодно проведем сравнительную характеристику между двумя видами трансмиссий.

      Преимущества роботизированной коробки передачНедостатки роботизированной коробки передач
      1. Более простая конструкция в отличии от АКПП1. Рывки при старте и переключении передач (для РКПП с одним сцеплением)
      2. Менее дорогие обслуживание и ремонт по сравнению с АКПП2. Необходимость перевода рычага в нейтральное положение при длительной остановке и откат автомобиля на подъеме
      3. Лучшая топливная экономичность3. Непредсказуемость поведения роботизированной коробки передач в тяжелых дорожных условиях
      4. Более высокий КПД4. Эффект "задумчивости" при переключении передач

      Делаем выводы

      Какая же коробка передач лучше? С точки зрения комфорта, несомненно выигрывает АКПП, хотя разработчики робота и пытались отвоевать эту позицию у автоматической коробки.

      А вот более экономически выгодным будет робот. Стоимость самой коробки, ее обслуживание и ремонт обойдутся дешевле. Да и топливо с маслом автомобиль с роботизированной коробкой потребляет меньше, чем с автоматической.

      Теперь надежность. Здесь можно поспорить. Ни ту, ни другую коробку нельзя назвать абсолютно надежной в сравнении с той же механикой. Непонятно также, как обе коробки поведут себя в тяжелых условиях. Но АКПП хотя бы более предсказуема, чем робот, от которого неизвестно чего ожидать.

      Поэтому какая коробка передач будет лучше, каждый водитель решает сам, исходя из своих представлений об удобстве и комфорте управления автомобилем. Стоит отметить, что робот можно легко принять за автомат: зачастую отсутствие педали сцепления как у автоматической, так и у роботизированной КПП приводит неопытных водителей в замешательство. Поэтому необходимо внимательно изучать характеристики выбранного автомобиля в процессе покупки.

      Коробка робот с одним сцеплением: она ещё вернется


      Анатомия авто

      Роботы КПП: история появления

      К 20-м годам уже сформировался привычный нам алгоритм управления автомобилем. Поэтому схема Форда Т так и осталась в истории техническим курьёзом, не получившим развития.

      Wilson, Cotal, и другие

      Следующий шаг к роботизированным КПП был сделан в 30-е годы XX века.

      Fragment of the description of the gearbox of the Wilson system

      Фрагмент описания коробки передач системы Уилсона. Коробка передач в разрезе

      В основе изобретения Уилсона лежала механическая планетарная 4-ступенчатая КПП, фрикционы которой сжимал и отпускал гидравлический исполнительный механизм, управляемый селектором, обычно находящимся на рулевой колонке. Для переключения передачи водитель переводил миниатюрный рычажок в положение необходимой ступени, после чего нажимал педаль сцепления. В момент размыкания дисков (или конуса, в зависимости от конструкции) муфты, выбранная передача автоматически включалась. Педаль сцепления никуда не делась, но в отличие от обычного авто, теперь удерживать её нажатой нужно было лишь во время старта и остановки на светофоре. Чтобы переключиться, было достаточно просто её толкнуть.

      Fragment of the description of the auxiliary units of the Wilson system transmission

      Фрагмент описания коробки передач системы Уилсона. Вспомогательные агрегаты и система управления

      Marcel Viratel, his invention and the motorcycle on which it was successfully applied

      Марсель Виратель, его изобретение и один из его мотоциклов, на котором оно было успешно применено

      Detail from a brochure describing the Cotal electromagnetic gearbox

      Фрагмент брошюры с описанием коробки передач Cotal с электромагнитным переключением передач

      Уместно упомянуть о тогда не реализованном, но впоследствии коренным образом изменившем историю автомобиля, проекте. Для будущего премиального Peugeot 802 подготовили авангардную новинку – автоматическую гидромеханическую коробку передач Fleischel, запатентованную в 1927 г. и разработанную специально для этой модели в 1935 г. французским инженером Гастоном Флейшелем. Для производства АКПП в 1938 г. при поддержке Peugeot была создана компания TAF (Transmissions Automatic Fleisсhel).

      После Второй Мировой Войны

      Первый прообраз АКП робот с 1 сцеплением появился на заокеанском Hudson Commodore, когда в Европе вовсю шли боевые действия – в 1942 году, и назывался он Drive-Master.

      This beautiful chrome badge was characteristic of the Peugeot 403, equipped with a Jaeger electromagnetic clutch

      Такая красивая хромированная эмблема отличала Peugeot 403 с электромагнитным сцеплением Jaeger

      Однако в Renault проявили упорство, и заказали Jaeger единую систему электромагнитного переключения передач и сцепления, начав устанавливать такую АКП с 1963 года. Водитель управлял режимами с помощью кнопочного селектора, похожего на американские Chrysler, De Soto и Packard. Фактически про АКП Jaeger можно сказать, что это первая, ещё примитивная, роботизированная коробка передач.

      Porsche Sportomatic gearbox arrangement

      Устройство коробки передач Porsche Sportomatic спортивной Порше 911 для американского рынка

      Ищите в королевских автогонках

      1989 Ferrari 640 F1 cockpit

      Кокпит Ferrari 640 1989 года Формулы 1. На руле болида отчётливо видны кнопки управления секвентальной КПП

      С тех пор, вроде, многое изменилось.

      На трассах властвуют гибридные гоночные монстры с даунсайзинговыми движками и продвинутыми энергетическими системами, способными растопить весь лёд Антарктиды. Космические материалы и инопланетные технологии почти не вмешались лишь в один узел – коробка робот. Разумеется, он с электронно-гидравлическим управлением (но бывают и исключения) и одной муфтой сцепления, которая может быть многодисковой. Альтернатив было много, но все разбились о камни собственных недостатков, а этот – живёт и радует любителей автогонок с каждым годом всё больше.

      Коробка автомат робот снова в игре

      Роботы сцепления умирают, но не сдаются

      С 2020 года на автомобилях массового сегмента роботизированные, автоматизированные и им подобные КПП больше не применяются и остались в прошлом. Произошло это не только под гнётом собственных недостатков, но и по причине массового увлечения роботами с двумя сцеплениями, а также новых автоматических гидромеханических АКПП, чьи характеристики явно выше, а стоимость заметно ниже, чем раньше. Так закончилась история роботов. Но их ренессанс может начаться очень скоро, успешно и в немного изменённом виде – об этом в заключительной части статьи.

      Как устроена роботизированная коробка передач

      Особенности РКПП с электросервоприводами

      В подавляющем большинстве случаев электромоторы вращают винтовые или червячные валы, которые в свою очередь перемещают зубчатые сектора и/или винтовые рейки.

      Логика работы – последовательная, как у ученика автошколы: сцепление нажал > переключил передачу > сцепление отпустил. Единственное, что может изменяться – скорость процесса. При неспешной езде – плавно и медленно, при агрессивной – просто медленно.

      Особенности КПП робота с гидравлическими приводами

      • Больший, чем у электросервоприводных РКПП объём регламентных работ. Например: необходимость регулярной смены рабочей жидкости;
      • Себестоимость и цена, превосходящая электророботы, хоть и меньшая, чем у роботов с 2 сцеплениями и гидромеханических АКПП.

      Роботизированная коробка передач: автогоночная и спортивная

      В автомобильных гонках, особенно королевских классов, как и в мире спортивных суперкаров – совершенно другая система ценностей, нежели та, к которой мы привыкли!

      В самом деле, если цена одного сверхмощного, гиперуправляемого и мегакрасивого болида равна 24 миллионам, а другого, не менее совершенного и божественного, в районе 26 миллионов – для их покупателей эти цифры особой роли не играют. Но для большинства наших автолюбителей сумма в 2 миллиона – гигантская, трудноподъёмная и тяжело зарабатываемая, сравнимая с ценой неплохой новой машины.

       The steering wheel of one of the modern Formula 1 cars

      Руль одного из болидов современной Формулы 1

      Робот с одним сцеплением участвует в высших автогоночных дисциплинах, так как конструкторы свободны от эмоциональной шелухи. Они видят и думают трезво, и вовсю используют их преимущества. Муфты сцепления здесь – многодисковые, а их фрикционы – из космической керамики и углекомпозитных материалов. Корпуса и картеры гоночных РКПП – из сложных и дорогих сплавов, обладающих при сверхмалом весе супервысокой прочностью. Электроника – лучшая в мире и от самых продвинутых в этом деле компаний.

      Замена масла в коробке робот и не только

      Здесь мы перечислим свои рекомендации, основанные на 20-летнем опыте обслуживания и эксплуатации – коробка передач робот. Настаивать не имеем права, но на советы имеются очень веские позитивные отзывы.

      • Смена трансмиссионного масла в РКПП:
        • Первый раз – через 10-20 000 км или 1 год эксплуатации (что настанет раньше, а также в зависимости от периодичности, предписанной техрегламентом);
        • Далее – через каждые 3 года или 30-50 000 км (что настанет раньше).
        • Первый раз – через 30-40 000 км или 2 года эксплуатации (что настанет раньше, а также в зависимости от периодичности, предписанной техрегламентом);
        • Далее – через каждые 50 000 км по одометру или 5 лет по времени (какой параметр наступит раньше).

        Как ездить на роботе: советы профессионалов

        Для этого трюка нужен опыт и чутьё. Чуйка должна подсказывать ощущение момента, что двигатель на таких оборотах, и автомобиль в таком режиме движения, что вот прямо сейчас начнётся переключение. Как только наступила первая доля секунды перехода коробки робот автомат на следующую ступень – резко отпустите педаль газа, и, затем, снова нажмите её до прежнего или нового желаемого вами уровня.

        Суть процесса – резко сбрасывая газ в момент начавшегося переключения, вы разгружаете синхронизаторы пар шестерён ступеней, которые актуатор или гидроцилиндр уже начал сжимать. Сопротивление синхронизаторов тут же падает, они мгновенно входят в зацепление – передача включена. Остаётся продолжить разгон или равномерное движение. Этот приём пришёл из автоспорта, с гоночных секвентальных РКПП.

        Включать нейтраль на светофоре: надо ли?

        Остановка перед переездом

        Длительность таких остановок может длиться 5-10 минут.

        Коробка робот и автомат: плюсы, минусы. За кем будущее?

        AMG SpeedShift 7G MCT gearbox and its multi-plate clutch

        Роботизированная коробка передач AMG SpeedShift 7G MCT и её муфта многодискового сцепления

        В картере планетарной КПП – трансмиссионное масло, а не ATF.

        • Гигантская себестоимость из-за мелкосерийного производства и авангардной инновационности.

        Прогресс несётся вперёд семимильными шагами. И, если технически помечтать, то робот AMG SpeedShift MCT, или масштабированный аналог, обязаны стать массовым хотя бы потому, что обладают огромным количеством наиболее востребованных в сегодняшнем мире преимуществ. По нашему мнению – конструкция этого робота наиболее перспективна для ближайшего проникновения под капоты массовых авто.

        Может это будет не так. Совсем не так. Но оно – обязательно будет! И каждый представляет это себе по-своему. А Вы?

        Читайте также: