Ремонт коробки иж 49

Обновлено: 01.05.2024

Восстанавливаем ИЖ-49, 1952 г. Возрождённый "сорокдэвидсон". часть 1

Всем привет, дорогие поклонники старой мототехники! В сентябре 2020 года я закончил работы над этим красавцем. Теперь хочу поделиться с вами историей его восстановления и заодно ответить на вопросы, если таковые появятся. Постараюсь, что бы история была объективной и наполнена полезной, для всех неравнодушных, информацией.

Итак, начнём. К концу 2016 года я уже имел неплохой опыт восстановления старых мотоциклов. За спиной было 2-а ИЖ Планета, ИЖ Юпитер и М-72м. Я понял, что морально готов приступить к работам с более ранней моделью Ижевского завода. При всей народной любви, сорокдевятый имел много проблем и болезней. Инженеры учли и последующие мотоциклы завода были на порядок проще в обслуживании и ремонте. Старшие товарищи шепотом передавали истории о том, какие испытания ждут неофита посягнувшего на 49-й. )))

Конечно, не имея опыта работы с данной, принципиально отличной от всего что я до этого знал, моделью, я даже не думал о ИЖ-350, а тем более о DKW350. Моей целью был именно старый-добрый ИЖ-49. И я приступил к его поискам.

Найти в наше время достаточно комплектный экземпляр ещё можно. Если запастись терпением, то при капельке удачи, можно найти комплектный с документами.

У меня не было ни терпения, ни желания ждать, а тем более значительной суммы, что бы купить приличный аппарат.

Поиски привели меня в Вышний Волочёк, где по заверениям продавца стоял комплектный экземпляр с переоформляемыми документами.

И я полетел, предвкушая встречу с невестой разума моего!

Какое же меня постигло разочарование! Нет, внешний вид меня не испугал. Не стоит много ожидать от техники столь почтенного возраста.

Плохо было то, что это оказалось сборной солянкой на разных номерах. Зато из плюсов: живой хозяин с переоформляемыми документами и солидная скидка! Короче, сделка состоялась, но осадочек остался. С мыслями о поиске запчастей и планах на работы я двинулся в обратный путь.

В дороге я припомнил все, что знал об ИЖ-49 выпуска 1951-1952 годов.

Так называемая "первая" серия. Имела ряд отличий от более поздних экземпляров.

  • бензобак без фирменной выштамповки, но с эмблемами на нигрипсах;
  • выкрашенные в цвет верхние стаканы задней подвески;
  • стаканы передней вилки на хомутах;
  • продувочные окна ЦПГ квадратной формы;
  • крышка ЦПГ с двумя ребрами до отверстий свечи и декомпрессора;
  • спидометр СП8;
  • корпус фары без подсветки;
  • рисунок резины седла "семечка";
  • более массивные наконечники задних вилок;
  • иные крепления глушителей;
  • иная форма отливки переднего опорника;
  • карбюратор К28 с большой поплавковой камерой;
  • проушины вместо скобы на раме для фиксации тормозного диска демпфера руля;
  • бОльшее расстояние между проушинами центральной подножки и как следствие немного другие распорные вкладыши*.

Примечание: здесь и далее я буду использовать термины используемые в книге "Каталог запасных частей ИЖ49" под редакцией М.И. Исаева. Москва 1957 год.

Да же беглый осмотр показал, что половины из перечисленного, на моём мотоцикле не было или стояло от поздних годов. "Хорошо, что двигатель родной"- думал я. О пуске, конечно то же речи не шло.

Таких дефицитных вещей, как звуковой сигнал С35А и переключатель света П25 я увидеть на нём и не рассчитывал, и сразу мысленно заложил в бюджет будущих трат. Теперь этот самый бюджет вырос в моём воображении в два раза!

Буквально через пару дней мне позвонил приятель и рассказал, что у его знакомого в гараже стоит "какой-то" мотоцикл. Нехотя я согласился посмотреть, рассчитывая увидеть Планету 3 или 4. Но меня ждал сюрприз! Это был ИЖ-49 и 1951 года. Мотоцикл без документов, разобранный, крашенный в жёлтую краску и для сохранности обмазанный солидолом. Но это был так нужный мне комплект донорских запчастей. Я клещом вцепился во владельца и тот не раздумывая слил этот "металлолом". Как сказала одна розовая свинка: "кому балласт, а кому сокровище!".

Это была та самая капля удачи и ирония судьбы: я искал за 600 км от дома, нашел не совсем то, а недостающее мне, лежало под самым носом и наткнулся совершенно случайно. Суммарно приобретение двух комплектов обошлось мне чуть дороже суммы, которую я изначально заложил на покупку мотоцикла.

Вот так началась история длиной в четыре года.

Если понравилось, отмечайте статью, пишите интересно будет узнать продолжение или нет.

Томский Клуб Автомобилистов

По просьбе создаю тему где буду подробно рассказывать про историю восстановления легендарного мотоцикла ИЖ 49.

Немного предыстории. Когдато не так давно у меня был мотоцикл Урал 74 года выпуска, который я успешно воскресил и полностью переделал под свой вкус. Леха Белый его видел и может сказать что и как, ну или если кому будет интересно скину фотки. Ну так ближе к делу. Его нестало и жить мне стало очень скучно, работаю в сервисе крашу машинки возвращаю к жизни, понял для себя что машины для меня скучны но пока нет возможности приобрести верного коня, мой начальник очень хороший человек тоже любит мототехнику и месяца 2 как загорелся идеей приобрести себе ИЖ 49, я сначала отноился к этому скептически думал что это так мимолетное. Но вот буквально несколько дней решил помочь человеку и начал искать, и вот оно нашелся один единственный в томске который мы вчетвером смогли найти, уже думали в Барнаул ехать забирать.
Ну вот пришел я на работу сказал ему эту новость, он обрадовался но подумал что цена будет очень большой поэтому не особо радовался. Вот он момент звонка, на том конце снимают трубку после полминуты разговора лицо моего начальника расплывается в улыбке и он просто счастлив, весь день он ходит и боится как бы не забрали. Вот время к 10 часам вечера собираемся и полетели смотреть, предворительно договорившись с галелью=) ну исход поездки для меня уже был ясен=))

приехали втретились с парнем, выяснилось что мотоцикл долгое время стоял в хорошем гараже, но последнии года 2 под открытым небом, старый хозяин толи мертв толи нет непонятно, птс старое есть.
Мотоцикл ИЖ 49 1957 года выпуска, ну и конечно мы не смогли его там оставить и уже в 12 вечера он был у меня на работе, тоесть в гаражике=)

Вот настал вторник, я пришел на работу и неудержался со словами Дядя Гриша я разбиру ваш мотоцикл я начал его разбирать.
Так началось возрождение этого дедушки который в жизни видел многое и мог бы рассказать да вот только пока молчит но чувствует мое сердце скоро он начнет свой рассказ=)
Сегодня было разобранно почти все, снят двигатель, крылья и все остальное, снят цилиндр. Поршень в живом состоянии, на шатуне есть небольшое хождение влево и в право но говорят это для ижей нормально, сейчас идет поиск родных запчастей которых недостает, уже многое найденно по знакомым, благо я в этой теме и сфере мотодвижения не первый год, ведутся переговоры.
А теперь фотки с подписями)

Сборка мотора иж 49 Ремонт дефектовка , методы ремонта часть №1

ремонт картера иж49, ремонта картера урал, ремонт акртера иж, ремонт ижевского двигателя, иж планета 4, иж 350, иж планета 3, иж планета ремонт двигателя

Ремонт двигателя ИЖ49, дефектовка , методы ремонта. Дошел ход до ремонта двигателя. Основа основ ХОРОШЕГО ДВИГАТЕЛЯ это картер, с него и начнем. МОЖЕМ ОСУЩЕСТВИТЬ РЕМОНТ КАРТЕРА ДЛЯ ВАШЕГО МОТОЦИКЛА ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ ЛЮБОГО МОТОЦИКЛА. 👇 👇 👇 👇 👇 👇 👇.

Текстовая версия

Хочу показать на что обращать внимание при его дефектовки разобрали в двигатель вот как щас помыли половинки более или менее не для сборки просто до рези.

И теперь рассмотрим на что обращать внимание вторичный вал я намеренно не снимал сейчас покажу. Вам так сказать причины и следствия меломан кусок мыла man по какой причине в перли какую-то! Огромную звездочку наварили и зубья не считал.

И предположительно долго экономили на циpки потому что она тут наверно. Слетала подбивала все же можно тут отбила.

Полочку хотя она принципе целая редко вижу обычно она отломана всегда здесь выбила кусок на работу не влияет. Но его будет видно на мотоцикле собранном поэтому надо тут что-то изобретать еще и цепко.

Упиралась в стенку картера и выдавила нам тут не красиво и царапин и его не видно но я нарушена видеть его внутрь. Потянуло это редкая штука я такую вижу первый раз начнем с основного основа хорошо.

Работающий коробки на этом мотоцикле это вот эта крышка крышка.

И вот эти направляющие то есть сами понимаете она должна жестко! Жестко садится на это место если будут. Какие-то лифты будет вся коробка гамузом соответственно туда-сюда ходить вместе?

Izh 49

иж планета, 750, ссср, скутер, купить, зид, карпаты, рига

Простая дефектовка двигателя ИЖ 49.

Там про какие-то регулировки шайбы тому подобное это вот эта крышка вот эта крышка и ответная часть.

Вторичный вал на ней крепится в общем необходимые условия. Для хорошо работающий коробки отсутствие от этого лифта.

Иж 49 мотоцикл

Он есть практически на всех был ушных моторах видно слышно люфт этот зависит от направляющих. Вот одна выпало вместе с ним вот видите вытаскиваются: От руки а должен быть на тях вот здесь она тоже болтается это износ это износ его нужно лечить здесь.

Так сама для хорошо работающий коробки нам нужно сделать направляющие нужно их вылечить их нужно здесь будет рассверливать!

Вот эти плоскости проволочное их тоже будут равнять координат на расточных станков потому что я вижу здесь. И за бой и царапины повидал за свои хода двигателя ремонтом в сельских.

Мото ссср

Забили ну естественно процент руку тут речи нет и про перекосы скорее всего речь есть вторичный вал еще со старинной семеновой.

В cu cai ну ладно мы сегодня говорим. Про катер втулку пока оставим в покое как эту крышку заварите о понятия:

восттановление ижа, иж планета, ремонт ижа, двигатель иж 56, иж 56

Диагностика состояния картера на примере картеров ИЖ-ПС и ИЖ-49.

Не имею придется выпиливать какой-то из подобного чего-то кусочек и о наваривать откачивать делать что-то:

Иж 49 мото

Похожее очень рекомендую сам ни разу не делал. Но всеми что я наверно тут сделаю именно хотя бы даже в незаметном месте то есть я уже не говорю там кто делает реставрацию!

Кому и кому принципиально родные родные парадные винты под отвертку под шлицы у их невозможно по-людски затянуть лучше бы конечно в идеале: По кругу я ещё такого не делал повторюсь везде-везде оставил шлицевые но здесь очень желательно поставить под внутренний:

Не знаю как его нормально это все можно сделать это крышка она всегда? На всех мотоциклах раскручивалась и даже часто мне попадалось тут еще поверхность нормально! А то прям выбито то есть выбито волнистая такие вот период как будто ну как как на песке волны что ли выпитого такое?

Олд фокс

Болтала стекла хозяева не обращали на это внимание добивали arabel и технику которая. Из принципе с завода не особо качественно эбола но живучий так здесь здесь я вижу шаловливые ручки.

Побывали нужно будет померить родной генератор опять же возможно возможно тут можно и не затевать ремонт потому! Что или стиле ставит зажигания от минска которая сильно не люблю без аккумуляторная но тоже обращайте. Внимание здесь вижу попили на попили на надо поставить родной генератор посмотреть насколько сильно что-то тут по увечье.

Ли переворачиваем здесь здесь всегда прохожу координатора страшным станком вот эти плоскости всегда.

Старый лис

Потому что они залог того что двигатель не будет подтекать маслом даже если визуально вы видите: Что нет забора царапин если кинуть на плиту будет видно что она все кривое за годы своей работы. Перекашивается вот это отверстие вот это отверстие очень часто разбитая и тут так подшипник как-то забит надо его рассматривать то есть проверять.

Ремонт двигателей ИЖ 56 и ИЖ 49. Пробный пуск.

О ремонте двигателя ИЖ 49

И как лечится я покажу после станка я сдам этот двигатель на остановке потом мы к нему вернемся посмотрим это место в принципе приволочь ну you поверхность: Под цилиндр никогда не фрезерую с ним проблем внимание разу не травила единственное. Встречались трещины возле шпилек здесь все так сама привалочной плоскости их выровняем.

Под подшипники это контролировать то есть если вы разбираете движок. И они выпадают это явный признак того что место нужно ремонтировать тащить на станок ну естественно чернения чернения встречается практически на каждом двигатели это признак. Того что она умерла уже давно она может быть по наружи:

Олд фокс моторс

А можно выпить подшипник увидеть его на внутренние дорожки и можно. Особо не гадать видюшки ранения значит на станок ну это часть опять же прославленные места под подшипник. Направляющие дверь тут крышки это они никакой никакого груза ответственности не несут на них ничего не приходит ничего:

Не упирается сделаны они просто для центровки чтобы винты можно было закрутить. Чтобы вы поставили крышку и потом после этого без проблем чтобы вы поставили крышку nanopro? Я еще и попали винтами в отверстия без проблем крышка у нас тоже есть обычно?

Кривая и это же проходим на станке есть и крышку не ровняем она постоянно по этому соединению подтекает это уже проверено поэтому. Крышку приходится в любом случае не здесь дополнительно делаю прохожу.

На станке место под сальник под сальник вала кикстартера если не хотите чтобы с него подтекало масло это дело необходимо делать противном. Случае всякие там волочка резиночки все там тому подобное что еще вставлять его перепробовано неэффективная сальником поставил и забыл. Все остальное мне не сильно понравилась мы может!

Там кто там какие другие способы знаю рассмотрим.

Плохие результаты болтаются как зуб у старичка.

купить двигатель иж-49, иж 49 запчасти для мотора, двигатель иж49 купить, мотоцикл иж-49 купить, разборка двигателя иж-49, иж 49 капремонт, иж планета ремонт двигателя, мотоцикл иж 49 ремонт двигателя

мото иж, селезнев александр, олд фокс, ссср, dkw, dkw nz 350, советский, мотоцикл

Это развалится на и молотком расплющена видать хозяева пытались таким образом устранить эту проблему. Пролегающая поверхность здесь забое поклеп она здесь то о чем я вам говорил на тиры я думаю они появлялись когда когда расслаблялась затяжка крышки. Она обретала возможность болтаться так двигателю ну наверно!

Болталась она вот так вот то есть в таком состоянии даже если затянуть. Я думаю под нагрузкой двигатель с 2 нет пора нормальную работу и настройку коробки. Можете забыть поэтому нужно лечить здесь шаловливые ручонки.

Положили какие-то удары зубильцем что-то откусывали это все нужно варить тут вообще все печально отбили кусок точит ком все вы его цена на что-то?

Мастерить тут теперь как-то закрывать это все ну в общем все плохо отверстие отверстие. Под подшипник я и попробую подшипником наружная обойма в данном.

Случае отсюда на если она вставляется от руки ну вот видите. Уже даже не ожидал что так получится. То есть это при аборта только лечить только втулить тулить стальную втулку ставить растачивать ее под размер чтобы подшибник садился правильно.

Vjnjwbrk b; 49

С натягом против операцию без толку вы уже видели все сами эта часть тоже вижу подбито и презирали. И там на наждачке старинные способы всяческие на краску с отделе тоже и совдепии. Способ два цвета краски вижу два ремонта наверное было три вижу чёрный.

Чёрный жёлтый бежевый 3 ремонт обедала а про пережил и невозмо и непонятно. Еще сколько его без краски мучили и здесь так же само здесь подшипник ныряет от руки это однозначно? На восстановление плоскостях повреждены за бои здесь.

Направляющая тоже болтается по двигателю пока направляющая карте растаят.

Жестко обычно как впрочем и здесь подшипник. Вот смотрите его можно даже и его видно не вооруженным глазом если я сниму стопорное. Кольцо то он выйдет от руки ну в общем здесь вверх забитый ну своем месте не держатся как положено то есть все равно однозначно лечить однозначно!

Однозначно все это дело нужно растачивать в туле и посадочное место подшипниковых первичный и вторичный вал тоже.

Их же их ними же подшипниками и проверяю двигатель от мы не на чистовую так предварительно отмыли отряхнули для станка. Потому что картер отмыт не на чистовую его отмыли предварительно для станка?

Чтобы не тянуть курсу горячий ну тут если не забудь то закусывает как есть на тех есть! Состав ки на ко этот у нас этот у нас к сожалению нырять вроде игрушкой закусывают.

Ремонт коробки иж 49



Добавлю сюда пост про любимый мотоцикл ИЖ-49. На момент восстановления не имел опыта ремонта и восстановления мотоциклов, и катастрофически нет времени, работаю в командировках. Поэтому строго не судить! Все недочеты и несоответствия оригиналу мне известны.
Написан отзыв в 2014 и размещен на другом интернет-ресурсе. Поехали…
]
Что такое ИЖ-49, я знал, но даже и в мыслях не было купить его, владельцы этих мотоциклов по мании величия и от осознания владения раритетом, переплюнули владельцев всех Ижей вместе взятых. Причем состояние мотоцикла для них не значит ничего. Не важно, то ли это солянка из всех Планет местного колхоза + тракторное магнето, либо ржавый остов, который оставили по совету пьяного соседа, который в свою очередь сильно разбирается в ретро и убедил хозяина не отдавать его задешево, а ждать когда за этим хламом приедут из самой Москвы.
Полистайте объявления и вы поймете о чем я…

Поколебавшись, решил позвонить. Фото мотоцикла в объявлении не было. Голос в трубке озвучил цену в 10 т.р.
Все что я на тот момент знал, что у ИЖ-49, должно быть переключение скоростей на баке и глушители с рыбками на конце. Выяснив, что все это есть и мотоцикл вроде как на ходу, но без документов, находится от нас за 50 км. – сказал, что беру и приеду завтра за ним.
Был январь, время 15:00. Позвонил отцу, спросил на завтра Газель. Отец говорит – « Поехали заберем сегодня, что ждать то». И правильно сделали, пока были в дороге, еще двое позвонило хозяину и захотели забрать, но не успели.
Сторговались до 8 т.р., загрузили его в Газель и поехали обратно домой. Радовался, как ребенок, у которого сбылась самая-самая мечта и не поверите, прошло 1,5 года, я до сих пор также радуюсь ему, на выходных не могу удержаться, что бы не проехать на нем.

Утром бегом к нему, рассмотреть его. Забирали его в темноте, в гараже была лампочка Ильича, смотреть было особо нечего. С виду целый, на ходу условно – «кто-то, когда-то, недавно, ездил на нем, прицепив магнето». Ржавчина, помятости, все в соответствии своему возрасту и условиям обитания.
Был напрочь лишен всей электрики и проводки. Оказался покрашен в темно-синий цвет, но явно когда то перекрашен, причем качественно, не кисточкой в гараже и полностью. Но видимо это было очень давно, и для всех это был кусок старого железа, но не для меня.
Усевшись в интернет, сразу же очутился на форуме по мотоциклам ИЖ-49 и немного по близким по возрасту мотоциклам тех лет, с того времени больше не выходил из него. Всегда помогут советом, деталью, ссылкой, очень дружный и доброжелательный форум.


На этом Лирика кончилась.
Практика.
Начну с того, что к своим 30 годам, я ни разу не занимался ремонтом и эксплуатацией мотоцикла. Юпитер 2 в 16 лет не в счет, на нем только ездили, ковыряние отверткой и ключем на 10, не считается.
Опять же оговорюсь, с мотоциклами нет, но с машинами да. Все, что нужно уметь мужику делать с отечественной машиной, все делал и не вызывало трудностей. Служба в армии на УАЗе дополнила навыки, и жизнь в общем то не баловала наличием новых автомобилей, а уж иномарками тем более. Ну да ладно.
Вооружившись книжкой, распечатками с интернета, с форума засел в гараже, в условиях ниже нуля. Решил перед полной разборкой завести его и прокатиться по улице.
Сердцем мотоцикла ИЖ-49, считаю распред. коробку. Это небольшая черная коробочка, в которой спрятаны катушка зажигания, реле-регулятор, замок зажигания и контрольная лампочка зарядки. Все это включается ключом причудливой формы. На следующих моделях Ижевского мотозавода, ничего подобного уже не было.
Собрал для пробного запуска электро — схему от ИЖ Планеты. Катушка зажигания 6В + РР1+ аккумулятор + генератор. Ушло время на поиски по знакомым, что-то подарили, что-то купил в магазине ( пустая трата денег, ничего не работает, т.к. сделано Китаем и очень плохого качества ).
Наконец настал день, когда он завелся каким то чудом! Усевшись во дворе, попробовал включить скорость, включилась, но мотоцикл поехал…… назад.


Больше никогда не буду этим заниматься. Лучше заплатить, подождать, договориться на пескоструй, но только не это!
Двигатель в капитальный ремонт по знакомству отдали в балаковский спидвей-клуб «Турбина». Механику Виталию – Спасибо!
Несмотря на 60-летний возраст, под замену пошли только подшипники, сальники и кольца.


Бак и крылья отдал в автомалярку, остальное все красил сам, осваивая впервые это ремесло. Перекрашивал, заново счищал, заново красил. Получилось нормально.

Самое трудное, это рисовать цировки ( тонкие линии на раме, баке, крыльях).
На заводе этим занимались женщины, которые твердой рукой и кистью с длинным концом из натурального волоса наносили с первого раза стандартные линии, утвержденные видимо Госкомиссией РСФСР. В наше время это является искусством и зовется чудным словом пинстрайпингом и популярно в Америке наравне с аэрографией.
Так как среди владельцев Ижей, не наблюдается пинстрайперов, то каждый делает, как может. Самый лучший по результатам способ, это выклеивание контуров цировок контурным скотчем ЗМ., закрытие остальной поверхности и покраска краскопультом.
В моем случае, это была разрезанная поперек изолента, и покраска кисточкой. Результат получился разный. Где то очень хорошо, где то кривовато.





Первый опыт по покраске автоэмалью.






Наконец, спустя 11 месяцев, перед снегом, установили магнето и он завелся!
Первый раз проехал за рулем мотоцикла ИЖ-49.

Видео первого выезда

На следующий 2014 год, я все лето ездил на нем в свободное время.



Номера курганские, но в нашем Саратовском регионе (64) смотрятся красиво.





На следующий день выпал снег. Закрыл сезон 2014


В конце года мой мотоцикл попал на фото клубного календаря 2015, нашего форума, посвященного мотоциклу ИЖ-49,
очень был рад и горд этим событием

Тюнинг ИЖ 49

Даже сегодня, спустя 50 лет, увидев хорошо отреставрированный ИЖ 49 можно стоять завороженным его внешним видом. Он всегда был воплощением уверенности и надежности. Массивный, с низкой посадкой, с бросавшимися в глаза хромированными глушителями. Он удивлял своим небольшим весом и производил впечатление крепкого аппарата. Двигатель ИЖ 49, а именно простота конструкции двухтактного одноцилиндрового мотора, в сочетании с простой и надёжной системой зажигания, всеядность (бензин А-76, А-92) дают потрясающую выносливость и неприхотливость. Способность работать с большими зазорами в цилинро-поршневой группе, максимальные обороты около 3800, что существенным образом влияет на срок службы. Благодаря малой длине впускного патрубка заводится без проблем даже зимой.

Логично будет задать вопрос: а зачем собственно говоря здесь тюнинг? Реставрация ИЖ 49 дело понятное, а вот тюнинграритетного мотоцикла как то не укладывается в голове. Все так и есть! Но найти оригинальные детали достаточно проблематично, ведь большая часть деталей уже не выпускается несколько десятков лет. А понимая что большинству людей эта техника либо досталась по наследству, либо была приобретена очень не дорого в свое время и учитывая тот момент что этих мотоциклов было выпущено огромное количество – то многие так и используют этот надежный аппарат для решения повседневных задач. Ведь на собственном опыте могу сказать что в российских уголках мотоцикл так и остается надежным и недорогим средством передвижения.
По этому вспомним первое правило тюнингистов: Тюнинг начинается там, где кончаются деньги на оригинальные запчасти!

Ремонт ИЖ 49

ИЖ 49 ремонт и его особенности. Вообще нужно сказать, что ИЖ-49 в сто раз надёжней любого другого отечественного мотоцикла. И как говорят Ижатники : если ёжик не заводится - посмотри в бак: ну не ездит он без бензина. По этому делать акцент на особенностях ремонта этого мотоцикла нет смысла. Простота конструкции всех элементов позволяет даже технически не грамотному человеку, понять как происходят процессы. А инструкция ИЖ 49 по ремонту ответит на любые вопросы.

Открою небольшой секрет: К ИЖ 49 подходят: коленвал с подшипниками, поршень с кольцами, моторная передача в сборе, диски сцепления, карбюратор, подшипники коробки передач. сальники, цепь привода и ведущая звездочка от ИЖ Планеты 5. Не смотря на внешние различия и разницу в мощности двигатель ИЖ 49 не сильно отличается от Планеты 5. Это говорит о том, что на старика 49, запросто можно подогнать запчасти которые не находятся в дефиците. А это решает вопрос повседневной эксплуатации этого мотоцикла. Реставрация ИЖ 49 дело другое, здесь так называемый «тюнинг» не уместен. И отреставрированные экземпляры используются для «выходных» прохватов.

Тюнинг и ремонт ИЖ 49 на токарном станке

Но для отдаленной периферии это по-прежнему рабочая лошадка, которая должна выполнять свою главную задачу – работать.
На ИЖ 49 амортизатор это не убиваемый узел. Если каждые 10 тыс. км. менять бронзовые втулки и время от времени смазывать скользящие они будут вечные. Но ежели направляющие и скользящие пришли в негодность, то взаимозаменяемые детали от трактора при помощи токарного станка и умелых рук отечественных специалистов по тюнингу решают любые сложные задачи. Также можно приспособить подходящие по размерам элементы из серии Иж Планета. Очень часто народные умельцы занимаются тюнингом вилки. Удлиняя которую 49й превращается в чоппер.

В Интернете имеется масса фотографий переделанных аппаратов. Порой даже неплохо выходит. Но я считаю, что этот мотоцикл, в своем первозданном виде выглядит гораздо интереснее чем любые его переделки. Гораздо дешевле и проще взять для этих целей не столь раритетную модель мотоцикла.
По этому вопрос тюнинга ИЖ 49, должен определяться назначением этого мотоцикла.

Два раритета

Ну кароче без лишних слюней и пафосных речей скажу что недавно стал обладателем двух шикарных раритетов М72 и ИЖ49К. Сразу не пугаться по поводу второго. Подробности далее.

Позвонил кореш и сказал что есть старый мот у какой-то тетки. И что она готова за небольшую сумму денег и ночь с ним отдать его. Я сказал: «Действуй Вася!». По описанию: глушаки рыбки, черный, бак капля, сидухи лягухи. Вроде М72. По его словам.

Через пару дней я был у него в гараже и дергал на этот мотоцикл.

М72 1956 года выпуска. С доками. Хозяин ясно уже помер. Все в родне. Все работает как часики. Никакого тюнинга кроме поворотников самопальных. Не битый. Вобщем дал я Васе 3500 рэ, погрузил на газель и уехал в гараж.

Сразу решил никаких тупых переделок, металлика, хрома, кожи, точеных ручек/подножек и прочей лабуды не предусмотренной в 1956 году. Поворотники сразу вых…л.

Начал с задницы. За полдня раскинул полмота до середины сзади. Ни одного срезанного болта и сорванной резьбы, даже на крепление крыла. Все откручивалось так, как будто тока с конвейера, при том, что мот стоял 10 лет. Заднее крыло просто как новое.
Свечи сошли как по маслу.
Разобрал задний мост и чуть не кончил. Все в масляной пленочке. На конических минимальные следы износа. Потекли сальники но это фигня. Шлицы не убитые. Тормоза придеца поменять (только накладки) – не хочу переделывать старую схему тормозов.
Последующее открытие заставило меня закурить)) ступица сидела не на иголках а на бронзовых вкладышах, причем они были настолько обильно смазаны за счет просверленных по диаметру обоймы отвестий, что мне захотелось вы*бнуть иголки из своих 2-х мостов и поставить именно вкладыши. Износ минимальный. Пары подогнаны идеально. Старый хозяин был продвинутым. Крестовина как новая.
Снял коробку. Ндяяяяяяяяя. Сцепление еще целочка)))) Никаких подтеков масла ни с коробки ни с двига. Карбы работают тока в путь. Ниче не закоксовалось.
Колеса практичеки без восьмер. Покрышки на выброс. Вилка рабочая не гнутая. Кароче, женюсь))))

Сейчас занят тем что очищаю раму от старой краски, пидорю всю заднюю приблуду. Передок впереди)))

Вобщем пошел я в гараж освобождать место под М72. Иду значит и вижу между гаражей до боли знакомая техника. По всем признакам Иж49, но почему то с люлей. Спрашиваю у мужиков чей? Говорят вон в гараже тетки тусуюца к ним иди. Подхожу.
- Ваш мот?
- Наш.
- Доки есть?
- Есть!
По техпаспорту ИЖ49К 1951 года.

- Продаем?
- Да забирай!
- 2 косаря! Не более!
- Да ради бога!

Вобщем везу его в гараж. А сам думаю – они же без люлек выпускались! Тем более у меня в деревне такой без люли и креплений!
Ну ладно…
Подробная ревизия в гараже показала:
Не родное:
- глушаки
- поворотники самопал
- фара
- заднее седло
- сомнения по поводу поршневой – похожа на иж56.
- переднее крыло
- нет подножки
В остальном вроде порядок.

Стал искать инфу по поводу иж49к. Как говориться «Раньше было *уй на рыло, а теперь – факт налицо!». Нет такой буквы! Звоню родственникам покойного хозяина.
- Мот в одних руках?
- Да!
- Как брали?
- Одиночка!
- Откуда люля?
- Потом сам присобачил.

Вобщем рама усилена под люлю весьма грамотно! Явно не в гараже на верстаке! Все вымерено и сделано на совесть.

Передачи как по маслу от руки и от ноги. Как положено все работает. Пока занят М72.
Потом займусь этим гибридом)))

ИЖ-49, мотоцикл: фото, технические характеристики, тюнинг, отзывы владельцев


Советский мотоцикл ИЖ-49 представляет собой двухколесный моторный аппарат средней категории для дорог с твердым покрытием. Легендарная машина выпускалась Ижевским комбинатом в период с 1951 по 1958 год. За время серийного производства с конвейера сошло более полумиллиона экземпляров. Раритетный байк имеет многолетнюю историю, является экспонатом в музее автомобильной старины (г. Владивосток). Также эту технику можно встретить в выставочных залах Москвы, Риги, Минска, Санкт-Петербурга. Модель в свое время была востребована на всем постсоветском пространстве. рассмотрим особенности и характеристики этой "легенды".

Устройство мотоцикла ИЖ-49

Как создавался мотоцикл ИЖ-49?

После окончания Второй Мировой войны из Германии, согласно плану репарации, были вывезены мощности мотоциклетной компании Dampf Kraft Wagen. О масштабах акции свидетельствует тот факт, что в СССР попали практически готовые производственные конвейеры, при этом советские инженеры не умели работать с немецким оборудованием. В результате все технические средства поступили на завод Ижмаш.

Несколько лет потребовалось ижевским конструкторам для наладки станков и выпуска пробной модификации DKW NZ-350. После этого стало понятно, что привезенное оснащение вполне рентабельно и жизнеспособно. Заводские инженеры начали разрабатывать технологическую карту для изготовления дорожного мотоцикла среднего класса. Советские энтузиасты-разработчики были нацелены на создание оригинального экземпляра с отечественными параметрами, хоть и оборудование вынуждало специалистов применять немецкие технологии.

Первые модификации

Мотоцикл ИЖ-49, фото которого представлено ниже, серийно начал выпускаться в 1951 году. В целом, машина на основе немецкого прототипа получилась довольно убедительной и практичной. За время выпуска байк завоевал популярность по всей стране, обладал достойными характеристиками. С производства технику сняли в 1958 году, на смену пришло новое поколение ИЖ-56.

Легендарный мотоцикл ИЖ-49

Стоит отметить, что еще длительный период 49-й лидировал на рынке, поскольку его приемник был принят потребителем довольно прохладно. Во многом это связано с неудачной конструкцией 56-го, требующей бесконечных доработок и усовершенствований.

Технические характеристики мотоцикла ИЖ-49

Ниже приведены основные тактико-технические параметры легендарной двухколесной машины:

  • Длина/ширина/высота – 2,12/0,77/0,98 м.
  • Сухая масса – 150 кг.
  • Грузоподъемность по максимуму – 160 кг.
  • Скоростной порог – 90 км/ч.
  • Ходовой запас после одной заправки – около 180 км.
  • Преодолеваемый брод по глубине – 0,3 м.
  • Средний расход топлива – 4,5 л/100 км.
  • Тормозной узел – барабанные системы на переднем и заднем колесе.
  • Подвеска передняя/задняя – телескопическая вилка с пружиной и гидравлическим амортизатором/маятниковый элемент.
  • Тип сцепления – мультидисковый блок в масляной ванне.
  • Трансмиссия – четырехрежимная коробка передач с ножным переключением.
  • Шины – 3,25/19.
  • Привод – задний с роликовой цепью и передаточным числом 2,33.

Копия мотоцикла ИЖ-49

Силовой агрегат

Конструкция мотора мотоцикла ИЖ-49 позволяет использовать его практически в любых условиях, установка отличается размеренной и ровной работой. Картер двигателя – блочного типа, сделан из двух удлиненных половин. Во фронтальной части находится кривошипный блок с коленчатым валом, а в заднем отсеке – КПП. На левой оси размещен кик-пускач и рычаг переключения передач.

Мотоцикл ИЖ-49 (технические параметры мотора):

  • Тип – двухтактный двигатель с одним цилиндром.
  • Перемещение поршня – 85 мм.
  • Размер цилиндра – 72 мм.
  • Объем рабочий – 346 куб.см.
  • Компрессия – 5,8.
  • Мощность – 11,5 лошадиных сил при 4000 об/мин.
  • Охлаждение – атмосферного типа.
  • Смазка – смесь с топливом в пропорциях 1/25.

Характеристики мотоцикла ИЖ-49

Ходовые элементы

Телескопическая вилка советского мотоцикла ИЖ-49 агрегирует с защитным щитком (крылом), там же приспособлен тросик спидометра и привод фронтального тормоза. В верхней части руля предусмотрена параболическая фара с встроенной системой зажигания и учетчиком скорости. В этом же отсеке расположены зеленая и красная лампочки, выполняющие роль индикатора электросети. На рассматриваемом мотоцикле не предусмотрен аккумулятор, схема функционирует от магнето.

Подвижка руля осуществляется в диапазоне 35 градусов в обе стороны. Колонка корректируется по высоте и фиксируется с учетом роста водителя. В правой части топливного бака имеется рукоятка ручного переключения скоростей, повторяющий ножной аналог. Оба варианта идентичны, мотоциклист выбирает максимально удобный для себя способ.

Комфорт посадки

Так как мотоцикл ИЖ-49 (фото ниже) не относится к скоростным модификациям, его сидения спроектированы для максимально комфортной езды. Площадь посадки достаточно большая, рифленая поверхность, прекрасная амортизация. Она обеспечивается пружинами, установленными под пластиной, отвечающей за смягчение тряски и прием части нагрузки на себя.

Некоторые модификации оснащены задним пассажирским седлом с такими же характеристиками, но меньшего размера. На других моделях устанавливается обычная поролоновая подушка, обитая прорезиненной тканью.

Некоторые владельцы мотоцикла ИЖ-49 модернизируют заднюю «сидушку» под себя и родственников, дополнительно повышая комфортность посадки. Например, для ребенка резонно соорудить специальную устойчивую спинку. Для этого берут прочную основу, приваривают несколько стоек к основанию, в верхней части делают горизонтальную связку, служащую в качестве опоры. Вариантов тюнинга задней части множество. Особенно если подойти к этому делу творчески и с фантазией.

Экстерьер мотоцикла ИЖ-49

Модернизация

Рассматриваемая двухколесная машина сама по себе элегантна и станет украшением любой автомобильной коллекции. На современном рынке найти подобную модель практически нереально. Те редкие экземпляры, которые попадаются в продаже, для восстановления требуют практически полной переделки. Коллекционеры в погоне за этим экземпляром готовы отдать порядка трех тысяч долларов за единицу.

Счастливые владельцы раритета редко кардинально переделывают байк. Среди самых популярных инноваций – установка бесконтактного зажигания на мотоцикл ИЖ-49, вставка хромированных деталей, монтирование нового сидения. В общем, лучшей модернизацией указанной машины станет талантливо проведенная реставрация.

Сидение мотоцикла ИЖ-49

Модификации

За период серийного производства 49-го ИЖа на его основе был выпущен ряд модификаций:

  1. Вариант 50А — ориентирован на многодневные соревнования.
  2. Модель 50Б – кроссовый байк с форсированным «движком» до 16 «лошадок». Он получил улучшенную систему продувки, увеличенные газораспределительные фазы, повышенную компрессию. Особенности – алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, облегченная экипажная часть.
  3. Версия 51М с основными характеристиками ИЖа-49 предназначена для шоссейных кольцевых заездов. Из новшеств – опытный силовой агрегат с картером переменного объема, для чего использовался поршневой насос в нижнем отсеке элемента.
  4. В 1955 году выпускалась обновленная линейка спортивных аналогов с рамой сварного трубчатого типа и маятниковой подвеской заднего колеса. Первым представителем стала модификация ИЖ-54 с мотором силой 20 лошадиных сил (для шоссейных и кольцевых гонок).
  5. Серия под индексом 55 ориентирована на кроссовые и многодневные заезды. Силовой агрегат «прокачан» до 18 лошадиных сил, обладает увеличенным диаметром проходного сечения и повышенной компрессией, наряду с модернизацией продувочной системы. Ходовая часть практически не отличается от штатной модели. Существенное внимание разработчики уделили очистке воздуха, защите карбюратора и узла зажигания от влаги. Воздушная смесь в камеру сгорания попадает через специальный приемный отсек, находящийся в задней части бензобака. Выпускные патрубки подняты вверх, зажигание осуществлялось от магнето, расположенного в герметичном алюминиевом корпусе. Техника оснащена специальными кроссовыми шинами с глубоким узором протектора и гоночной подушкой на заднем щитке.

Спидометр мотоцикла ИЖ-49

Отзывы владельцев

За семилетнюю историю производства мотоцикла ИЖ-49, в его истории случилось много перемен. Машина постоянно дорабатывалась, усовершенствовалась, некоторые лишние и ненужные элементы упразднялись. Тем не менее, агрегат всегда отличался надежностью, агрессивностью и долговечностью. Эти качества, прежде всего и отмечают в нем владельцы. О популярности серии говорит тираж свыше полумиллиона экземпляров. Отклики пользователей об этой машине – преимущественно положительные. Среди указанных преимуществ владельцы отмечают длительный рабочий ресурс двигателя без капитального ремонта. К недостаткам потребители относят сложность ремонта мотоцикла ИЖ-49, поскольку очень непросто найти подходящие запчасти.

В этой статье мы с вами в подробностях рассмотрим основные этапы установки и регулировки сцепления. А также, рассмотрим часто встречающиеся неисправности и способы их ремонта.

Берем корзину, снимаем стопорное кольцо далее снимаем упорную шайбу и пружину.


Внимательно осматриваем зубья храпового механизма, на них не должно быть сколов повреждений трещин и они должны быть острыми не зализанными. При обнаружении вышеописанных повреждений, не стоит спешить выбрасывать корзину. Храповый механизм можно легко и быстро заменить на новый.





[stextbox Регулировку схождения зубьев звездочек можно производить только после окончательной сборки и регулировки КПП. [/stextbox]


Сборку механизма сцепления начинаем с установки механизма кикстартера.

Устанавливаем на вал механизма переключения передач опорную шайбу вала кикстартера.


Во время запуска двигателя на вал кикстартера и весь храповый механизм в целом приходиться очень высокая нагрузка особенно если у вас неправильно отрегулирован угол опережения зажигания. Отдача в ногу при неправильно отрегулированном зажигании частенько приводит к травмам или к поломке вала или храпового механизма. Поэтому перед установкой деталям кикстатера нужно уделить повышенное внимание и при любых подозрениях заменить их на новые.

Шлицы заводной лапки должны находится в таком состоянии


Зубья сектора вот в таком


Одеваем на вал заводную лапку, заводим конец возвратной пружины в специальный паз картера и на оборот-два натягиваем пружину и загоняем вал до упора на свое место. Сильно натягивать возвратную пружину не стоит. Натяните ее так, чтобы она ни где не выпирала и не мешала работе кикстартера, ну и конечно возвращала лапку на свое место.


Устанавливаем на цапфу коленчатого вала специальную пружинную шайбу и затем вставляем на свое место шпонку.


Одеваем на первичный вал КПП заранее подобранную регулировочную шайбу.


Устанавливаем на первичный вал КПП втулку барабана корзины сцепления.


Одеваем на корзину и звездочку моторную цепь, разворачиваем приводную звездочку так, чтобы при установки шпонка точно зашла в свой паз и одеваем все это в сборе за один заход на валы.

[stextbox момент: перед установкой звездочки внимательно осмотрите оба конуса, чтобы на них ничего не попало и перед установкой вытрите их насухо чистой тряпочкой.[/stextbox]


Устанавливаем на вал внутренний барабан.


Ложем на вал специальную шайбу и накручиваем центральную гайку.



После затяжки либо до откручивания центральной гайки и болта приводной звездочки проверяем состояние моторной цепи. Надавливаем на нее и смотрим на сколько она провисла: допустимый провис не должен превышать двух сантиметров. Цепь на этот двигатель мы поставили практически новую, поэтому провис у нее как вы видите минимальный.



После проверки дисков можно приступать к дальнейшей сборке сцепления. Сначала на внутренний барабан ставится опорный диск проточкой к корзине. Опорный диск вы без труда отыщите в комплекте: он толще остальных и имеет с внутренней стороны вышеописанную проточку.




Далее ставим нажимной диск, вкладываем на свои места стаканы нажимных пружин, следя при этом, чтобы специальные выступы на стаканах совпали с выемками на диске, ставим нажимные пружины и затягиваем специальные гайки так, чтобы торцы гаек были выше торцов болтов внутреннего барабана сцепления выше на 4-5 миллиметров.



Читайте также: