Ремонт коробки отбора мощности маз

Обновлено: 13.05.2024

Обслуживание и ремонт коробки отбора мощности на автомобилях КамАЗ: объясняем развернуто


Как известно, результатом работы двигателя является создание крутящего момента на коленчатом валу, после чего крутящий момент передается через КПП на ведущие колеса. Также в устройстве самой трансмиссии могут быть применены различные схемы и решения (монопривод, полный привод, раздаточная коробка и т.д.).

Разновидности коробок отбора мощности

Коробка дополнительного отбора мощности служит для передачи энергии оборудованию, установленному на транспортное средство. В зависимости от вида приводимых механизмов и требований, предъявляемых к устройству, характеристики КДОМ могут отличатся:

  • по количеству ступеней, определяющих шаг между рабочими режимами;
  • возможности обеспечения реверса необходимого для механизма, так, например, насос требует вращения лишь в одну сторону, а коробка отбора мощности автокрана должна быть способна работать в обе стороны;
  • значением передаточных чисел, обеспечивающих изменение угловой скорости и передаваемого момента;
  • числом валов, конструктивно заложенных в КОМ;
  • расположением узлов, входящих в устройство коробки отбора мощности;
  • управляющим сигналом, который может быть чисто механическим, выполненным с использованием рычага, либо издаваемым бортовым компьютером автомобиля.

По месту установки различают КОМ, которые монтируются:

  • сбоку коробки передач;
  • со стороны торца КПП;
  • в картере устройства переключения скоростей;
  • в совокупности с раздаткой.


Внешний вид КОМ

Способ смазки шестеренок коробки отбора мощности зависит от способа ее монтажа и наличия собственной емкости с маслом. Обычно используется масло из картера основного агрегата. При верхнем расположении механизма используется насос, подающий смазку в КОМ.

Отключение КОМ

1. Нажать на педаль сцепления до упора.
2. Если автомобиль движется, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и остановить автомобиль.
3. Нажать и повернуть ручку переключателя КОМ в исходное положение (сигнальная лампа, встроенная в ручку переключателя, должна погаснуть). Для некоторых моделей КОМ (ф. «ZF» и др.) также погаснут контрольные лампы включения КОМ на панели приборов.
4. Плавно отпустить педаль сцепления.

Советы и рекомендации

Производители отдельно закладывают повышенную устойчивость к износу, изготавливая детали КОМ из усиленных материалов. Однако с учетом того, что коробки отбора мощности независимо от типа испытывают серьезные нагрузки, в рамках их эксплуатации важно соблюдать определенные правила и рекомендации.

Прежде всего, износ главной (большой) шестерни КОМ часто обусловлен неудовлетворительным состоянием ответной шестерни коробки передач. Важно при замене коробки отбора мощности или во время ее ремонта заранее проводить дефектовку выходной шестерни коробки передач.

При установке коробки отбора мощности нужно отдельно убедиться в том, что крепления надежны. Дело в том, что некачественное крепление или ошибки при установке КОМ приводят к тому, что возникает сильная вибрация деталей, которая быстро и интенсивно разрушает устройство.

Также важно правильно и в точной последовательности включать саму коробку отбора мощности. Включение должно производиться с учетом требований и рекомендаций для того или иного типа агрегата (например, если не допускается включение в движении, включать КОМ, чтобы реализовать отбор мощности на коробке, можно только на неподвижной машине и т.д.).

Напоследок отметим, что нужно периодически проверять надежность креплений коробки отбора мощности, а также следить за качеством смазки, выполнять дополнительное смазывание маслом отдельных элементов, что позволит повысить качество работы и увеличить общий срок службы данного устройства.

Устройство ком КАМАЗ 55102 | КАМАЗ

Устройство кабины автомобиля КамАЗ 43114

Устройство и ТО автомобиля КАМАЗ 4310 часть 2

Самосвал Камаз 55111 подъем кузова

Как поднять кузов на камазе 55102

Не поднимается кузов. Что делать?

Замена масленого насоса НШ32 на камазе

Не включается скорость камаз

КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

установка балансира камаз

  • Редукторов КАМАЗ 43253
  • Высота грузового отсека КАМАЗ
  • Почему на КАМАЗе с турбонаддувом могут быть потери мощности
  • Двери на фургон КАМАЗ
  • Диски клиновые на КАМАЗ
  • Подъемный механизм кузова КАМАЗ
  • Рычаг КПП КАМАЗ 5350
  • Гидрозамедлитель для КАМАЗа
  • Трубка слива топлива КАМАЗ
  • Аккомулятор на КАМАЗ
  • Пожарная машина КАМАЗ типы
  • Все о КАМАЗах самосвал возможные поломки
  • Авария в кущевке с КАМАЗом
  • Датчик давления масла двигателя КАМАЗ 740
  • Стеклоподъемник КАМАЗ 53215

Главная » Видео » Устройство ком КАМАЗ 55102

Отбор мощности без редуктора

Основным отличием безредукторных КОМ является простота конструкции и единичное передаточное число. На изображении ниже отображена коробка отбора мощности Урал, предназначенная для привода лебедки. Монтаж ее производится к торцу раздатки, позволяя получать крутящий момент от первичного вала через подвижную муфту. Отбор мощности происходит от первичного вала.


КОМ без редуктора

Управление механизмом происходит при помощи специальной вилки. Включение коробки отбора мощности реализовано путем блокировки первичного вала раздатки и ВОМа при помощи каретки. Рычаг имеет два фиксированных положения. Левое соответствует передачи усилия, а правое выключенному состоянию. КОМ не обеспечивает реверса. Для включения обратного направления требуется при помощи селектора КПП выбрать заднюю передачу.

Смазывание деталей производит плунжерный насос. Это позволяет использовать навесное оборудование на неподвижном транспортном средстве. Насос располагается в специальном приливе крышки КОМ. С его помощью также происходит смазка раздатки.

Коробка отбора мощности: назначение, виды, устройство и принцип работы

Итак, сразу отметим, что коробка отбора мощности или КОМ (в отличие от допкоробок, раздаток или делителей) не является обязательным устройством в конструкции КПП, шасси и других узлов автомобиля.

Получается, КОМ никак не влияет на ходовые качества транспортного средства и не участвует в процессах передачи мощности от ДВС на колеса авто. Другими словами, это не элемент трансмиссии самого автомобиля в буквальном смысле слова.

При этом главной задачей данной коробки является отбор мощности у двигателя для того, чтобы обеспечить возможность работы другого дополнительного оборудования. Если просто, КОМ передает крутящий момент ДВС на привод допоборудования.

Как правило, данное устройство на территории РФ и стран СНГ часто ассоциируется с автомобилями КАМАЗ (коробка отбора мощности КАМАЗ), МАЗ и т.д. Причина — КОМ обычно используется на данных машинах, которые, в свою очередь, активно применяются в качестве спецтехники во всевозможных сферах деятельности (строительство, грузоперевозки, коммунальное хозяйство и т.д.).

Если иначе, КОМ является отдельным агрегатом, который передает момент от мотора на разные устройства (насосы, лебедки, компрессоры и т.д.). Коробка может отнимать до 40% мощности ДВС. При этом принцип работы коробки отбора мощности всегда один и тот же.

Единственное, узел может быть размещен в разных местах. Например, коробка отбора мощности на КамАЗ 4310 стоит на раздатке (раздаточной коробке), тогда как в других вариантах КОМ ставится на саму КПП автомобиля.

Также с учетом наличия того или иного комплекса оборудования, на машине может стоять 2 или даже 3 коробки отбора мощности разных типов.

Сами коробки отличаются друг от друга:

  • по количеству ступеней и передаточному отношению;
  • по числу валов и их расположению;
  • по наличию или отсутствию реверса (вращение как вперед, так и назад);
  • по типу привода управления КОМ;

Еще следует отметить, что коробки данного типа бывают как с редуктором, так и без него. Что касается самого устройства коробки отбора мощности, данный агрегат можно условно сравнить с устройством обычной МКПП на автомобилях.

Простыми словами, имеется ведущий вал с шестерней, которая при включении КОМ входит в зацепление с другой (ведомой) шестерней. Благодаря этому происходи преобразование крутящего момента, после чего крутящий момент передается дальше на привод дополнительных агрегатов или механизмов.

Также КОМ делятся на зависимые и независимые. Первые фактически интегрированы в КПП, имеют меньший вес, не расходуют лишнюю мощность, однако есть и минусы. Прежде всего, включать такую коробку можно только тогда, когда сцепление автомобиля выключено. Также запрещено включать зависимую КОМ при движении ТС.

Независимая коробка отбора мощности может быть установлена на машины с любыми типами ДВС и КПП, а также их можно задействовать без выключения сцепления (как на неподвижной технике, так и в движении). Также система включения коробки отбора мощности может быть как механической или электропневматической, так и гидравлической.

Включение коробки мощности обычно происходит из кабины водителя или снаружи. В КОМ с механическим включением перемещение штока осуществляется рычагом. Кстати, если установлена система с пневмовключением, тогда в устройстве присутствует камера, куда из пневматической системы авто происходит подача воздуха.

Воздух сжимает возвратную пружину диафрагмой, что приводит к перемещению штока с вилкой включения ведомой шестерни КОМ. Так происходит зацепление ведомой и промежуточной шестерни коробки отбора мощности. После того, как воздух будет выпущен из пневмокамеры, шток вернется в начальное положение, то есть ведомая шестерня выйдет из зацепления и дальше вращения не последует.

Схема включения ком КАМАЗ | КАМАЗ

КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков

Обзор салона и органов управления КАМАЗ 65221 )))

Самосвал Камаз 55111 подъем кузова

КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ

Кабина КАМАЗ 43118 ( часть 2 )

Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.

коробка отбора мощности

Проводка на КАМАЗе. Часть 2. В кабине.

Переключение раздатки камаза 4310

  • Переделка бортовых КАМАЗов в самосвал
  • Шнекоротор на базе КАМАЗа
  • Замена масла в редукторе заднего моста КАМАЗ
  • Кабина для КАМАЗа элекон
  • Блок двигателя КАМАЗ 4310
  • Бумажная модель КАМАЗа 54115
  • Каковы габариты КАМАЗа
  • Помпа на трактор КАМАЗ
  • КАМАЗ 20 тонники самосвалы
  • Мой КАМАЗ идет хоть гололед
  • Пищевые цистерны КАМАЗ
  • Переделка бортовой на самосвал КАМАЗ
  • Почти 200 человек ликвидируют последствия аварии поезда и КАМАЗа
  • КАМАЗы для етс2
  • Тосол КАМАЗ объем

Главная » Хиты » Схема включения ком КАМАЗ

Зависимый тип КОМ

Зависимые от сцепления коробки устанавливаются на транспортные средства с МКПП. Устанавливается данный механизм в случае отсутствия необходимости включения навесного оборудования на ходу. Так, например, коробка отбора мощности самосвала достаточно часто выполняется в зависимом исполнении.

Основные преимущества, которым обладает КЗОМ:

  • небольшой вес;
  • несложность ремонта коробок отбора мощности;
  • отсутствие нагрузки на двигатель при выключенном состоянии КОМ;
  • простота и надежность конструкции, позволяющие уверенно эксплуатировать как новую, так и отремонтированную коробку, что подтверждает обширная выборка;
  • низкая требовательность к техническому обслуживанию;
  • повышенная безопасность, так как привод невозможно задействовать на ходу, что особо актуально для самосвальной КОМ.

Монтаж зависимого типа коробок осуществляется достаточно просто. Установка производится в специально отведенное место, после снятия специального лючка. При верхнем расположении используется насос. В случае необходимости демонтаж КЗОМ не вызывает затруднений и не влияет на работоспособность основной силовой передачи.

Независимое исполнение коробки отбора мощности

Монтаж КОМ независимого типа возможен на автомобиль с трансмиссией любого вида. Основным преимуществом является возможность включения механизма как в неподвижном состоянии транспортного средства, так и на ходу. Примером устройства является коробка отбора мощности камаз. Размещение возможно как к правому так и к левому боковому люку КП, а также со стороны заднего торца и зависит от модели КОМ. Для осуществления смазки используется насос.

Частотой вращения валов коробки и передаваемой мощностью можно управлять непосредственно с помощью двигателя. Включение и отключение КОМ часто реализуется при помощи электропневматики и гидравлики. Широкое распространение такой вид коробок получил на автомобилях с АКПП.

Обзор коробки отбора мощностей на примере КОМ-68Б

КОМ-68Б является одноступенчатым механизмом. Ее корпус отливается из чугуна. Устанавливается коробка вместо крышки КПП. Смазывание шестерен происходит путем разбрызгивания масла, залитого в коробку скоростей.

Служит КОМ-68Б для привода насоса пожарных автомобилей. Передача момента возможна как при стоянке, так и при перемещении машины на первой либо второй передаче. Это позволяет использовать насос на транспортных средствах, оборудованных лафетным стволом для тушения огня.

Для обеспечения согласования скоростей коленчатого вала и центробежного колеса возможно использование промежуточного редуктора. Он размещается между приводным карданом и пожарным насосом. За сохранение направления вращения в редукторе отвечает промежуточное колесо. Для облегчения конструкции валы могут быть изготовлены полыми.


Существующие коробки отбора мощности значительно расширили функциональные возможности транспортных средств. Благодаря перенаправлению части энергии нет необходимости в установке дополнительных приводных агрегатов. Это упрощает конструкцию автомобиля, уменьшает количество узлов и повышает надежность машины в целом.

Ремонт коробки отбора мощности грузовиков


Механизм, который приводит в действие узлы на автошасси грузовиков с помощью гидравлики или карданного вала называется коробкой отбора мощности (КОМ). Используются на специализированной автотехнике: цистернах, коммунальных машинах, автомобильных кранах и пр. Механизм приводится в действие из кабины водителя. Иногда устанавливают реверсивную КОМ, где входной вал может вращаться в две стороны. Чаще коробки работают в стоящем автомобиле, но есть исключения, когда работа осуществляется в режиме движения. Например, авто-уборщики улиц. То есть коробка может работать при любой передаче, в том числе нейтральной.

Требования к коробке отбора мощности

  • Небольшой размер и маленький вес.
  • Достаточный ресурс.
  • Выполнение понижающего/повышающего отношения, поддержание КПД передачи, подшипников и соединительных муфт.
  • Минимум усилий при переключении.
  • Соблюдения необходимой мощности.
  • Увеличение пробега между сервисным обслуживанием.
  • Снижение расхода горючего.
  • Повышение ресурса двигателя.

Какие бывают неисправности и как их распознать

Причиной повышенного шума при работе грузовика может стать большой зазор между шестерёнкой КПП и КОМ. Уплотнительная прокладка между фланцем и коробкой должна быть не меньше 0,6 мм.

Самовыключение блока шестерёнок могут рассказать о неудовлетворительной посадке узла на шлицы ведомого вала.

Коробка отбора мощности не функционирует и из нее идет воздух. Возможен разрыв пневматической камеры диафрагмы/плохая затяжка узлов на штоке/повреждены зубцы шестерёнки/согнулась вилка.

Механизм включается не до конца. Возможна поломка пружинных запчастей.

При отключении горит контрольная лампа. Сломалась пружина/повреждены зубцы муфты, вал или шестерёнка.

Не горит контрольная лампа сигнализации. Сгорел предохранитель/лампочка/повреждена диафрагма/ослаб крепеж на штоке/поломан электромагнитный клапан.

Коробка отбора мощности не отключается. Проверьте исправность электропневматического вентиля в трансмиссионном узле грузовика.

Протекает масло в местах крепления. Ослабла затяжка болтов/износились или повредились прокладки или медная шайба.

Не работает насос. Возможно повреждение трубки подачи масла/ослабли гайки/засорены масляные канальцы/разгерметизация.

Как выполняется ремонт КОМ, пошаговая инструкция

Шаг №1. Снимаем коробку ОМ

Удаляем/сливаем остатки масла из картера и бака для масла.

Отсоединяем рукав подачи воздуха в камеру от трубопровода и отключаем сигнализацию от электропривода.

Снимаем рукав и трубку высокого давления с фланцев маслонасоса.

Отвинчиваем крепежные болты и снимаем коробку отбора мощности.

Шаг №2. Разбираем коробку

Отгибаем замковую шайбу и отвинчиваем болт оси. Выпрессовываем из картера ось, снимаем ведущую шестерёнку и прокладочный элемент.

Включатель сигнализации выворачиваем из картера, убираем шайбы регулировки. Отвинчиваем болты крышки пневмокамеры, снимаем ее. Выкручиваем гайку диафрагмы на штоке, снимаем тарельчатую шайбу/диафрагму/следующую гайку/пружину.

Откручиваем болты крепежа корпуса камеры к картеру КОМ. Достаем корпус. Выкручиваем болты крышки подшипника, снимаем ее и прокладочный элемент.

Снимаем спецщипцами стопорное кольцо из проточки, выпрессовываем вал и спрессовываем с него подшипник. Снимаем из картера подшипник и ведомую шестерёнку. Выворачиваем шток из вилки и снимаем ее. Убираем уплотнительное кольцо.

Все запчасти моем, чистим проверяем на пригодность. В случае выявления трещин и других дефектов заменяем на новые. Трещины в картере модно заварить.

Шаг №3. Сборка

Перед сборкой запчасти и поверхность коробки необходимо смазать маслом. Собираем с последовательностью, противоположной снятию. Проверяем соединение воздухопровода, чтобы не было не герметичности. Электро-пневмо-систему проверяем по сигнальной лампе на приборном щитке. Регулируем ход шарика с помощью количества шайб.

При ТО проверяем уровень масла, доливаем или заменяем его. Регулируем подшипники ведущего/промежуточного валов, обращаем внимание на зазоры. Регулируем положение муфт. Коробку отбора мощности периодически разбираем и смазываем запчасти.

Осуществляем ремонт сцепления у следующих грузовых автомобилей:

Три латинские буквы «MAN» на капоте машины – это символ качества немецкого тяжелого автомобилестроения. Российские.

Коробка отбора мощности МАЗ


Ключевым узлом автомобильной техники является коробка отбора мощности МАЗ. Деталь помогает эффективно распределять ресурс. Мощность агрегата отчасти направлена на функционирование вспомогательных механизмов, к числу которых относятся кран, лебедка и автолестница. Такой процесс гарантирует именно коробка отбора мощности.

Невзирая на высокую надежность и прочность каждого узла, многие элементы коробки с течением времени подвергаются износу. Неработоспособность даже одной маленькой запчасти может привести к серьезной неисправности. Для исправного функционирования системы в целом необходимы узлы высокого качества и грамотная их сборка.

Что такое коробка отбора мощности МАЗ?

Такое оборудование применяется с целью передачи крутящего момента от КПП транспортного средства валу вакуумного насоса. Коробка включает в себя следующие конструктивные компоненты:

  • корпус из чугуна;
  • шлицевой вал с установленным на нем колесом;
  • подвижная ось с монтированной на нее шестеренкой на подшипниках.

Коробка включается из автомобильной кабины. На вакуумных устройствах используется коробка с управлением вакуумного типа.


Особенности функционирования

Обращаем ваше внимание, что во время включения коробки воздушное давление в рамках пневмосистемы должно находиться на отметке не менее 650 кПа. Для запуска коробки потребуется выполнить следующие операции:

  • включить сцепление;
  • повернуть тумблер в позицию «Вкл»;
  • плавно отпустить педаль сцепления;
  • поддерживать обороты мотора на отметке 1200-1500 об/мин.

Когда работа коробки будет завершена, необходимо выключить сцепление, тогда как тумблер следует вернуть в позицию «Выкл».

Вероятные неисправности КОМ МАЗ

От качества и сборки оборудования напрямую зависит энергоэффективность функционирования периферийных автомобильных механизмов. Многие неисправности автомобилист способен ликвидировать своими руками. В частности, если вы не можете запустить коробку, а из пневматической камеры выходит воздух, следует осмотреть диафрагму.


Если вы обнаружите заметные разрывы, следует поменять деталь на новый аналогичный элемент. Кроме того, КОМ может не запускаться при слабо затянутой гайке диафрагмы. В такой ситуации необходимо снять стакан и подтянуть крепление. Когда коробку не удается включить, а шестерни гудят, попробуйте отрегулировать сцепление.

Как выбрать КОМ на МАЗ?

Перед приобретением КОМ МАЗ следует изучить обязательные требования, которым она должна удовлетворять. Таким образом, коробка должна обладать следующими параметрами:

  • малые размеры;
  • небольшая масса и высокая износостойкость узлов;
  • незначительные усилия на переключение;
  • обеспечение изначально указанного передаточного отношения и конкретного отбора мощности;
  • несущественные затраты горючего.


Также коробка должна быть тривиальным в работе механизмом, обеспечивающим сохранность передаваемой мощности и передаточного отношения. Важно, чтобы она соответствовала определенному виду машины.

Как установить коробку?

При монтаже отремонтированной коробки на авто нужно учесть, что промеж фланцев картеров КОМ и коробки передач имеются специальные уплотнения, посредством которых на заводе регулируется зацепление сопрягаемых шестеренок КОМ и коробки передач. В связи с этим, заменяя прокладки либо снимая КОМ с транспортного средства, важно сохранить общую толщину уплотнительных прокладок.

Заключение


Вам понадобится сверить маркировки на прежней и выбранной коробке. При появлении вопросов следует проконсультироваться со специалистами, которые предлагают конкретную модель. Менеджеры предоставят вам посильную помощь, чтобы вы могли ориентироваться в разнообразии КОМ и деталей к ним.

Коробка отбора мощности на МАЗ: предназначение и выбор

Любой двигатель внутреннего сгорания нужен для создания крутящего момента, который передается посредством КПП на ведущую ось. В конструкции трансмиссии могут использоваться различные решения или схемы. Среди них значатся, например, полный привод, раздаточная коробка, пониженная передача и т.п.

Транспорт, относящийся к специальной технике, нередко комплектуется таким узлом, как коробка отбора мощности (КОМ). Расскажем о нем подробней.

Зачем нужна КОМ

Агрегат, о котором пойдет ниже речь, устанавливается не на каждый грузовой автомобиль. Она не является обязательным элементом его трансмиссии, не влияет на ходовые качества. Однако, без коробки отбора мощности не обойдется ни одна машина, которая используется для проведения специальных работ.

Главным предназначением КОМ является отбор части крутящего момента (мощности) для передачи на дополнительное оборудование. Это нужно для обеспечения его работы. При этом, она способна отнять до сорока процентов мощности мотора.

Применение

Коробками отбора мощности оборудуют все специализированные транспортные средства. В нашей стране почти всегда в этой роли выступают авто марки КАМАЗ или МАЗ. Этот транспорт работает в качестве автокранов, мусоровозов, автолестниц и т.п. Без коробки отбора мощности МАЗ функционирование подобной техники невозможно.

Принцип работы

Устройство рассматриваемого узла можно сравнить с конструкцией МКПП. В нем также есть ведущий вал и ведомая шестерня. При включении в работу коробки отбора мощности, они входят между собой в зацепление. Результатом их взаимодействия является изменение показателей крутящего момента. Здесь передаточное число зависит от параметров ведомой шестерни.

В автомобилях марки МАЗ используется несколько видов КОМ.

Основные типы КОМ МАЗ

Агрегаты отличаются друг от друга по следующим признакам:

  • число ступеней и передаточное отношение в них;
  • количество валов и место их размещения;
  • тип привода;
  • реверс: его наличие или отсутствие.

На практике используются коробки отбора мощности зависимые и независимые.

Зависимые КОМ

Подобные узлы встроены в КПП, у них небольшой вес и оптимальная эффективность. Нередко они имеют привод от промежуточного вала МКПП, поэтому их крепят к корпусу этого механизма. Выходная мощность здесь зависит от оборотов двигателя. Использование КОМ такого типа возможно только после остановки спецтранспорта, на холостом ходу двигателя.

К основным преимуществам здесь относят.

  • Меньший вес в сравнении с зависимыми.
  • Отсутствие перерасхода мощности, так как масло в гидравлике не прокачивается постоянно по системе.
  • Простота и прочность конструкции.
  • Минимальные требования при проведении ТО.

Независимые механизмы

Отличительной особенностью независимых узлов является то, что их можно эксплуатировать не только в статическом состоянии транспортного средства, но и при его движении. Устанавливают КОМ данного вида между МКПП и двигателем.

Почти всегда для их запуска используют управляющие механизмы, которые размещают снаружи авто. Используется механическая, электропневматическая или гидравлическая система включения.

Обороты узла зависят от скорости вращения, задаваемой двигателем.

Если грузовик оснащен АКПП, то в схеме дополнительно используется преобразователь момента. Он осуществляет трансляцию крутящего момента на КОМ от мотора, посредством мощной шестерни. Поэтому здесь нет зависимости скорости вращения от оборотов двигателя.

Приобретение коробки отбора мощности на МАЗ

Прежде чем купить КОМ на МАЗ, нужно представлять себе основные требования, которые предъявляются к этому механизму. Чаще всего они следующие:

Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ


Каталог коробок передач ЯМЗ

Ниже представлен каталог коробок передач Ярославского Моторного Завода с основными моделями КПП. Все дополнительные модификачии Вы можете посмотреть непосредственно в разделе соответствующей модели. Для более удобного поиска смотрите применяемость коробки передач и основные технические характеристики. На страницах модификаций Вы найдете помимо всей информации, включая передаточные числа и модели двигателей, с которыми модификация используется.

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение

Особенности конструкции коробок нового поколения

  • Установка пневмоусилителя переключения передач
  • Применение электропневматического управления различной степени автоматизации
  • Блокировку запуска стартера при включенной передачи
  • Установку электронного датчика спидометра
  • Применение ходоуменьшителя
  • Дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Конструктивные особенности модернизированных коробок

Варианты КПП для большегрузных авто

9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.


5 ступенчатая КПП

16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.

Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.

Схема переключения

Схема устройства

Схема устройства переключения передач КПП с делителем на МАЗе непростая, но она очень поможет вам при совершении ремонтных работ. Ступенчатая коробка переключения передач на МАЗе состоит из таких элементов, как картер, валы, ступка, синхронизаторы, шестерёнки и другие не менее важные элементы.

9 ступенчатая

Такой агрегат устанавливают, в большинстве случаев, на грузовики или автомобили, которые будут подвергаться высокой проходимости.

9 ступенчатая КПП

9 ступенчатая КПП


8 ступенчатая

Этот агрегат, как и его предшественник, пользуется популярность среди машин с высокой грузоподъёмностью.

8 ступенчатая КПП

8 ступенчатая КПП


5 ступенчатая

Наиболее популярная, среди легковых автомобилей.

5 ступенчатая КПП

5 ступенчатая КПП


Необходимость ухода за КПП

Способствует продлению ресурса скоростной коробки – своевременное ее обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за эффективностью работы шестеренок, рычага управления, контролировать уровень залитого в автомобильную систему МАЗ масла.

В случае необходимости ремонта коробки передач на МАЗ, необходимо демонтировать из штатного места коробку передач. Устройство должно быть визуально осмотрено на предмет внешних деформаций. Велика вероятность того, что именно это является причиной того, что КПП «не слушается» команд водителя. Если деформаций нет, можно приступать к разбору на составляющие КПП.

Если схема КПП МАЗ дала сбой, то станут проявляться следующие признаки:

  • не срабатывают некоторые передачи, например, 4 и 5;
  • отмечается затруднение ручного переключения.

Для промывки КПП требуется около 3-х литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении мостов, мойке, дефектации коробки. Также, ремонту подлежат картер и крышка.

Устройство

Между промежуточным и вторичным валом сбоку установлена ось с парой роликовых подшипников и шестеренкой заднего хода. Передний зубчатый элемент агрегирует с аналогом первой скорости при помощи дополнительного вала, а задняя шестерня зацепляется посредством активации задней передачи.


На полуприцепе МАЗ фронтальная часть вторичного вала смонтирована на роликовом подшипнике, а задний элемент установлен в ванне шарикоподшипника. На выступающей части имеется шестеренка привода спидометра, сзади деталь защищена крышкой, в которой находятся сальник и привод скоростемера. На шлицевой задней части вала установлен механизм переключения первой и задней передачи. Стоит отметить, что данная шестерня оснащена прямыми зубцами.

Схема переключения передач МАЗ, устройство, ремонт, характеристики

Вряд ли кто-то станет спорить, что для понимания принцип и последовательность работы коробки передач значительно легче, чем та же

, но и здесь предостаточно своих нюансов, которое непосвященному могут показаться «темным лесом».

И загнать его такие дебри измышлений, что впору вызывать «03», хотя есть большие сомнения, что приехавшие специалисты смогут хоть чем-то помочь, если, конечно, у кого-нибудь из них не стоит в гараже детище Минского Автозавода. Хотя и тогда нет гарантии, что вам попадется владелец именно того типа КПП, что загнал вас в столь плачевное состояние. А чтобы не попадать в подобные ситуации стоит знать «ху из кто», то есть, для каких моделей МАЗ, какие коробки являются нормой. схема переключения передач МАЗ.jpg
Допустим, вас интересует, или вы даже являетесь обладателем одной из следующих моделей – 5551, 5337, 53371, 54331, 5431. В таком случае поздравляем! Дело в том, что на этих автомобилях в базовой комплектации ставят коробку ЯМЗ 236П, а это означает, что схема переключения передач МАЗ данного типа описывается очень просто – пяти ступенчатая.

Другое дело, если речь идет о МАЗах 64229-ой и 54323-ей модели , на которые устанавливают КПП хоть и ЯМЗ, но уже 238А. а такая коробка является гибридом обычной четырех ступенчатой коробки с двухступенчатым мультипликатором. Фактически, такое сочетание делает коробку передач восьми ступенчатой, где в низшем диапазоне мультипликатора работают передачи с первой по четвертую плюс задний ход, а при переключении мультипликатора в высший диапазон «появляются» передачи с пятой по восьмую. Схема маз переключения передач.jpg
В отдельную категорию стоит выделить автомобили минского производства, но с импортными КПП, которые были переделаны под используемые отечественные двигатели. Чаще всего, при подобной модификации используются два типа коробок, и в результате схема переключения передач МАЗ соответствует либо 9-тиступенчатой ZF Ecomid 9S1310, либо 16-тиступенчатой ZF 16S1650. Использование подобных коробок гарантирует владельцам некоторые преимущества. И в то же время накладывает на них некоторые обязательства – правила технического обслуживания такой коробки переключения должны соблюдаться неукоснительно. Хотя стоит заметить, что ненадлежащий уход и эксплуатация наших «двужильных» КПП тоже дело обязательное, и если эти нормы не соблюдать, то очень скоро схемы переключения вас будут интересовать куда меньше инструкций по ремонту коробки.

Схема переключения передач МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Схема переключения передач Маз моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.

Еще по теме

Как правильно переключать передачи на мазе с делителем

КПП от иномарки на МАЗ 543202 | Автор темы: Fridmar

народ подскажите от какой иномарки подойдет кпп на МАЗ 543202 (2003) ЯМЗовской 8?

Sergey (Tifara) зачем именно от иномарки?

с ямз и камазами сто лет уже комплуектуют 16-ступенчатой ZF

Sergey (Tifara) и как она?

Sergey (Tifara) Ништяк.

у нас на МАЗе-6312 такая стоит в паре с ЯМЗ-650

да и вообще, хвалят

Sergey (Tifara) так-то даже камазовские старые коробки получше ЯМЗ будут

Sergey (Tifara) а мне переделывать ничего не придется?

Vladimir (Rayann) Сергей, ещё ямз 202 хорошая кпп, 9 ступка, уже 3 года проблем незнаем!

Sergey (Tifara) не особо показатель. на МАЗы не от нечего делать ставят 152 и 141ые коробки

Vladimir (Rayann) Сергей, камазовская коробка по сравнению с ямз 202 отстой полный, в том числе и его делитель!

Sergey (Tifara) херню не неси. Камазовская, как раз таки эталон неубиваемости. а ЯМЗ всегда славились своей ненадёжностью, хотя и рождались оба типа коробок в Ярославле.

на том же Урале с ЯМЗ при возможности меняют 236ую на 141.

короче.не знаешь-не свисти

Evgeny (Maidie) Можно рассмотреть КПП Praga или Raba

Vladimir (Rayann) Сергей, ага, знаток бля нашелсЯ) ты хоть 202 и152 при 50-60 тоннах экспатировал на ямз? )

и ты нашёл, блядь, чего сравнивать. ты вот сравни 152ую или 141ую КПП с ЯМЗ того же уровня. будь то 236.

с 202ой корректней сравнивать 144ую или 161ую

Sergey (Tifara) На МАЗы ставили камазовскую. 50 тонн полной массы вполне потянет.

Vladimir (Rayann) Сергей, ну не знаю, спорить не буду, но лично видел как на ямз 7511 коробка разлеталась

Sergey (Tifara) Vladimir, какая модель?

Sergey (Tifara) с 7511 вообще лучше ничего, кроме цанрада не компоновать

Vladimir (Rayann) Сергей, 152 новая с магази на 3й рейс разлетелась, а при 202 проблем никогда не знали

Sergey (Tifara) с магазина можно купить какую-то левую хуету.

да и 152 для движков попроще расчитана. с обычными турбовыми 238 камазовских точно хватает.

а вот с 7511 я бы уже 154ую ставил. так что, изначально неудачно выбрали

Vladimir (Rayann) Сергей, да фирма, бабла много, головой не думают

Компания «ШАФТ» осуществляет сервис и ремонт коробок передач Fast Gear (FG), установленных на китайские грузовики, МАЗ и КАМАЗ.

Технически грамотные специалисты, современное оборудование и постоянное наличие запасных частей для грузовых коробок передач позволяет делать ремонт КПП грузовиков наиболее оперативно.

Ремонт КПП выполняется с соблюдением всех технических условий необходимых для качественного сервиса грузовой коробки передач.

Ремонт коробки отбора мощности маз

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Ремонт коробки отбора мощности автомобилей Краз

Коробка отбора мощности Краз (рис. 55) установлена на коробке передач с правой стороны машины. К торцу картера коробки отбора мощности прикреплен масляный насос НШ-50А-ЗЛ.

Соединение вала насоса с ведомой шестерней осуществляется с помощью полумуфты и призмы. Ведущая шестерня 21 находится в постоянном зацеплении с шестерней отбора мощности коробки передач.


Рис. 55. Коробка отбора мощности (КОМ) Краз

1 - картер коробки; 2,16- стопорные кольца; 3, 13, 22 - подшипники; 4 - вал; 5 - шток; 6 - вилка; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - пружина; 9 - корпус пневмокамеры; 10 - диафрагма; 11 - крышка пневмокамеры; 12 - крышка подшипника; 14 - прокладка; 15 - ведомая шестерня; 17 - шарик; 18 -
регулировочная шайба; 19 - включатель сигнализации; 20 - прокладка; 21 - ведущая шестерня; 23 - ось

Включение коробки отбора мощности Краз производится перемещением ведомой шестерни 15 по шлицам вала при помощи сжатого воздуха, подаваемого в пневмокамеру.

Для снятия коробки отбора мощности Краз нужно:

Слить масло из масляного бака и картера коробки передач.

Отсоединить электропровод от включателя сигнализации коробки отбора мощности, а шланг подачи сжатого воздуха в пневмокамеру — от трубопровода.

Снять с фланцев масляного насоса рукав 15 и трубку 14 высокого давления.

Отвернуть болты крепления коробки отбора мощности к картеру коробки передач и снять ее с автомобиля.

Снимать коробку следует осторожно, чтобы не повредить прокладку, установленную между фланцами. Слить масло, скопившееся в картере коробки отбора мощности.

Разборка КОМ Краз

Отвернуть болт, стопорящий ось 23 ведущей шестерни, предварительно отогнув замковую шайбу. Выпрессовать из картера 1 коробки ось 23, извлечь ведущую шестерню 21 и прокладку 20. При необходимости вынуть из шестерни подшипник 22.

Вывернуть из картера включатель 19 сигнализации и снять регулировочные шайбы 18. Отвернуть болты крепления крышки 11 пневмокамеры и снять крышку.

Отвернуть гайку крепления диафрагмы 10 на штоке пневмокамеры и снять крышку. Отвернуть гайку крепления диафрагмы 10 на штоке пневмокамеры и снять последовательно тарельчатую шайбу, диафрагму 10, вторую шайбу и пружину 8.

Отвернуть болты крепления корпуса 9 пневмокамеры к картеру коробки отбора мощности Краз, и снять корпус. Отвернуть болты крепления крышки 12 подшипника, снять крышку и прокладку 14.

Извлечь с помощью специальных щипцов из проточки картера 1 коробки стопорное кольцо 2. Выпрессовать вал из картера коробки (выпрессовку производить со стороны крышки подшипника), спрессовать с вала подшипник 3, предварительно сняв стопорное кольцо 16. Извлечь из картера коробки ведомую шестерню 15 и подшипник 13.

Вывернуть шток 5 пневмокамеры из вилки 6 и извлечь вилку из картера коробки. Извлечь из проточки картера уплотнительное кольцо 7.

После разборки детали коробки отбора мощности необходимо очистить, промыть, затем проверить их техническое состояние.

Картер КОМ Краз, имеющий трещины или обломы, захватывающие отверстия под подшипники или пробоины стенок картера, подлежит замене новым.

Вал и ось, имеющие трещины или обломы, подлежат замене новыми.

Шестерни, имеющие трещины, обломы или выкрашивание на рабочих поверхностях зубьев, следует заменить новыми.

Трещины или обломы в картере, кроме указанных выше, необходимо заварить. Резьбовые отверстия восстановить установкой резьбовых вставок.

При ступенчатой выработке рабочих поверхностей зубьев шестерён ступеньки зачистить до уровня изношенной части зубьев.

Муфту, имеющую трещины или обломы, необходимо заменить новой. Предельно допустимые размеры основных деталей коробки отбора мощности приведены ниже.

Сборка КОМ Краз

Перед сборкой смазать маслом И-20А посадочные поверхности деталей коробки.

Установить в полость картера коробки вилку 6, а в отверстие картера - шток 5 пневмокамеры и ввернуть его в резьбовое отверстие вилки.

Вставить в проточку картера коробки уплотнительное кольцо 7, установить на шток 5 корпус 9 пневмокамеры, а затем в полость корпуса последовательно пружину 8, тарельчатую шайбу, диафрагму 10, вторую шайбу и закрепить гайкой.

Установить на корпусе крышку 11 пневмокамеры и закрепить ее болтами. Вставить в проточку вала 4 ведомой шестерни стопорное кольцо 16 и напрессовать подшипник 3.

Установить вал 4 в сборе в картер коробки отбора мощности Краз и одновременно вложить в полость картера (на шлицевой конец вала) ведомую шестерню 15, при этом вставить в кольцевой паз шестерни вилку 6.

Напрессовать на вал 4, со стороны пневмокамеры, подшипник 13. Установить на картер прокладку 14, крышку 12 и закрепить крышку болтами.

Вставить в проточку картера коробки стопорное кольцо 2. Установить в картер КОМ Краз ведущую шестерню 21, прокладку 20 и запрессовать ось 23.

Застопорить ось 23 ведомой шестерни, ввернув болт, предварительно подложив под головку болта замковую шайбу. Проверить вращение шестерен, оно должно быть плавным без заеданий.

Вращая корпус пневмокамеры (тем самым, перемещая шток пневмокамеры), произвести регулировку зацепления ведомой и ведущей шестерен коробки. Ведомую шестерню установить так, чтобы выдержать размер Д в пределах 2-3,5 мм.

Закрепить корпус пневмокамеры болтами. При этом обратить внимание на расположение отверстий в корпусе пневмокамеры, одно из отверстий должно быть обращено вниз, как показано на рис. 55. Отверстие В в крышке 11 пневмокамеры должно быть обращено вверх.

Ввернуть в картер коробки выключатель 19 сигнализации, предварительно подложив под него регулировочные шайбы 18.

После сборки коробки отбора мощности Краз подвести воздух под давлением 0,394 МПа (0,4 кгс/см ) к отверстию В, при этом ведомая шестерня должна свободно перемещаться в крайнее левое положение. Пропуск воздуха через соединения не допускается.

При отключении воздуха шестерня должна возвращаться в первоначальное положение.

Установку коробки необходимо производить в последовательности, обратной снятию. После установки проверить соединение воздухопроводов на герметичность под давлением воздуха 0,5-0,7 МПа (5-7 кгс/см ), при этом пропуск воздуха не допускается.

Работоспособность электропневмосистемы управления отбором мощности допускается проверять на автомобиле по сигнальной лампе на панели приборов.

При надобности отрегулировать ход шарика 17, необходимый для замыкания контактов выключателя 19 сигнализации. Регулировку следует производить путем изменения количества регулировочных шайб 18.

Предельно допустимые размеры основных деталей коробки отбора мощности Краз (мм)

6505-4202015 - картер коробки отбора мощности

Износ отверстий под подшипники:
- меньший - 62,05
- больший - 72,05
Износ отверстия под шток пневмокамеры - 18,09

6505-4202020 - шестерня промежуточная

Износ зубьев по толщине - 6,20
Износ отверстия под подшипник - 33,37

6505-4202030 - ось промежуточной шестерни КОМ

Износ шейки под подшипник - 20,59

6505-4202064-шестерня ведомая коробки отбора мощности

Износ зубьев по толщине - 6,20
Износ паза под вилку включения - 10,5
Износ зубьев (шлицев) - 9,08

6505-4202070 - вал ведомой шестерни КОМ

Износ отверстий под подшипники:
- меньший - 29,97
- больший - 34,99
Износ зубьев (шлицев) - 9,86

6505-4202126 - вилка

Износ концов вилки по толщине - 9,5

6505-4202206 - шток пневмокамеры

Износ штока по диаметру - 17,88

Возможные неисправности коробки отбора мощности Краз

1) Не загорается контрольная лампа сигнализации выключения КОМ Краз.

Перегорел предохранитель.
Перегорела контрольная лампа.
Повреждение диафрагмы пневмокамеры.
Ослабление крепления диафрагмы на штоке.
Неисправность включателя сигнализации.
Неисправность электромагнитного клапана.

Заменить предохранитель.
Заменить контрольную лампу.
Заменить диафрагму.
Подтянуть гайку крепления.
Отрегулировать положение включателя с помощью прокладок.
Удалить продукты окисления на контактах.
Заменить включатель сигнализации.
Найти повреждение в цепи или контактах и устранить их.
Удалить продукты окисления с деталей электромагнитного клапана.

2) При выключении переключателя КОМ Краз контрольная лампа продолжает гореть.

Поломка пружины пневмокамеры.
Забоины на зубьях муфты, валу или шестерне.

Заменить пружину.
Заменить муфту, вал или шестерню, при незначительных забоинах зачистить их.

3) Течь масла через уплотнение крышки подшипника, в местах головок болтов крепления картера КОМ Краз к коробке передач, через прокладку между картерами коробок.

Нарушение регулировки зацепления ведущей шестерни коробки отбора мощности и шестерни коробки передач.
Ослабление затяжки болтов крышки подшипника.
Повреждение или износ прокладки крышки.
Повреждение или износ медной шайбы, установленной под головкой болта крепления картера коробки отбора мощности к коробке передач.
Повреждение прокладки между картерами коробок.

Отрегулировать зацепление шестерен, проверив количество прокладок между фланцами коробок.
Подтянуть болты.
Заменить прокладку.
Заменить медную шайбу.
Заменить прокладку.

Читайте также: