Рычаг переключения передач на мотоблок ока своими руками

Обновлено: 07.05.2024

Устройство и ремонт мотоблока ОКА

motoblok-mb-1d1(2)m

Ока МБ-1Д1М10

Основные преимущества мотоблоков «Ока», сделавшие их такими популярными среди фермеров и дачников:

  • экономичные двигатели низкой шумности
  • развивает скорость с прицепом – 10 км.ч;
  • небольшие размеры (в разобранном виде технику можно перевозить даже в багажнике машины);
  • возможность обработки не только ухоженных почв, но и целины;
  • многофункциональность (используется для полива, уборки, перевозки и т.д).

Мотоблок оснащен четырехтактным двигателем, редуктором, поворотным рулем, сцеплением и двумя колесами. Вместо колес на мотоблок могут быть установлены четыре фрезы для культивирования почвы.

Двигатель

двигатель Robin Subaru EX 21 PREMIUM, 7 л.с
Двигатель Robin Subaru EX 21 двигатель Mitsubishi, 6 л.с
Двигатель Mitsubishi, 6 л.с Двигатель Lianlong LL-160F на мотокультиватор МТЗ
Двигатель Lianlong LL-160F Двигатель Honda GX270
Двигатель Honda GX270

В зависимости от модификации мотоблок «Ока» оснащается двигателями разных производителей (ДМ-1М, ДМ-1М1, MITSUBISHI GT600 6,0/4,4, I/С 6,0 HP 6,0/4,4, Хонда GX-200 6,5/4,8, Lifan 168 F-2A 6,5/4,8, Vanguard 6,5 HP 6,5/4,8, Lianlong 168F-1A 6,5/4,8, Robin Subaru EX 17 6,0/4,4, Robin Subaru EX21 7,0/5,2, КАДВИ 168F-2A).

Двигатель Lifan LF177

Одной из популярных модификаций является «Ока» с двигателем Лифан . Этот двигатель экономичен, а его функциональные возможности позволяют устанавливать его в малогабаритной технике (мотокультиваторах, мотоблоках). Лифан производится в Китае, зарекомендовал себя как долговечный и надежный двигатель.

Выбор модели производится в зависимости от того, какую площадь земли оператор собирается обрабатывать используя мотоблок, а также от основных задач (вспашка, культивация, выкапывание картофеля и т.д), которые будет выполнять устройство.

Неисправности двигателя

Давайте разберемся, по какой причине двигатель на мотоблоке «Ока» может барахлить? Итак, основные причины того, что двигатель не работает, а мотоблок не запускается, могут быть следующими:

  • недостаточный уровень топлива или масла;
  • некачественный бензин;
  • засор топливного или масляного фильтра;
  • проблема со свечами или сальниками (подтекает масло; нужна замена свечей);
  • превышен угол наклона при постановке мотоблока (более 15 градусов, заводите мотоблок на ровной поверхности);
  • нарушена целостность электропроводки;
  • разрыв или расслоение ремней передачи;
  • плохое давление в шинах в сочетании с любой из вышеуказанных причин;
  • попытка запустить двигатель без прогрева;
  • слишком низкая температура хранения мотоблока, а также большой минус на улице при запуске техники (храните мотоблок в теплом помещении; в минусовую температуру заливайте в двигатель и редуктор теплое масло).

Замена масла

Согласно инструкции завода-изготовителя, для редуктора мотоблоков «Ока» рекомендуется использовать трансмиссионное масло ТАД-17И или ТАП-15В, и любых масел по ГОСТ 23652-79. Масла можно смешивать в разных пропорциях.

Для двигателя используйте автомобильное моторное масло типа М-53/10Г1 или М-63/12Г1. Масло должно соответствовать API: SF, SG, SH и SAE: 10W-30, 15W-30.

  • в обкаточный период через 20-25 часов;
  • далее через последующие 25 часов выполняется проверка и доливка масла в редуктор;
  • через 50 часов работы выполняется замена трансмиссионного масла;
  • на плановых технических осмотрах через 100, 200, 500 и более часов масло из всех резервуаров необходимо слить и заменить на новое.

Поскольку в настоящее время завод-производитель выпускает модификации мотоблока «Ока» только с бензиновыми двигателями, следует выбирать для заправки бензин марки АИ 92 или 95.

Установка и замена ремней

Размеры ремней для мотоблока «Ока» и модификаций
Ремень приводной для осуществления переднего хода: А-1180 вн I ГОСТ 1284.1-89;А-1213 I ГОСТ 1284.2-89.
Ремень приводной для осуществления заднего хода: Z(0) 1400 I или Z(0) 1400 вн I ГОСТ 1284.1-89.

Ремни снимаются вручную, при помощи ослабления регулировочного болта. Замена ремней производится аналогичными, подходящими по ширине и длине. Желательно приобретать запчасти, в т.ч. и ремни, в магазинах фирменных запчастей для мотоблоков. Такие магазины работают напрямую с заводами-изготовителями.

Видео обзор замены ремней мотоблоке:

Как узнать, натягивать ли ремень?

Если надавить на ремень рукой, он должен лишь немного прогибаться при нажатии. Если они провисают, будет гудеть мотор, возможно даже появление сизого дыма от их перегрева. Изношенные ремни, утопленные в ременные ячейки, нужно заменять. Сначала следует снять гайки, скрепляющие ременную раму. Далее с помощью регулировочного болта натянуть ремни, периодически проверяя степень натяжения вручную.

Эти же манипуляции проводятся после установки новых ремней с целью их регулирования.

Освещение

Самые популярные модификации, к сожалению, пока не оснащены фарой, однако некоторые владельцы техники сами регулируют этот нюанс.

В базовых моделях, выпускаемых «Кадви», свет на мотоблоке не предусмотрен.

Сделать освещение на мотоблоке очень легко, для этого обычно используют базовый электрогенератор. Подключение выполняется следующим образом:

  • устройство, генерирующее электричество, подключают к кнопке на руле;
  • от кнопки прокладывают необходимые провода к электрооборудованию (например, фаре);
  • провода изолируют любым способом от механических повреждений и воды (чаще всего применяют трубу-гофру).

Если мощности генератора достаточно, свет фары будет ярким. При недостатке мощности на малых оборотах двигателя свет будет гаснуть. Некоторые умельцы меняют генератор мотоблока на автомобильный или тракторный.

Как сделать свет для мотоблока или минитрактора своими руками:

В любом случае, даже без использования генератора можно сделать на мотоблоке свет. Для этого потребуется лишь 12-вольтовый аккумулятор и светодиодная лампа. Батарею можно взять с электро велосипеда или скутера.

Поставить ее рекомендуется между коробкой переключения передач и двигателем. По схеме, приведенной выше с электрогенератором, подключают аккумулятор. Провода от аккумулятора проводятся к выключателю, а затем к фаре или другому электрическому оборудованию.

В обязательном порядке проведите изоляцию проводов.

Редуктор

Владельцы мотоблоков «Ока», как и любой другой техники, иногда сталкиваются с неисправностями в работе. В том числе и в работе редуктора.

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности, их вероятные причины и способы решения проблемы:

  • на выходном валу течет масло: возможно, износилась манжета полуоси (поможет замена манжеты);
  • заклинил редуктор (одна из причин — обрыв цепи; ее надо поменять);
  • не получается переключить передачи (следует разобрать редуктор и заменить поломанные запчасти);
  • нарушился механизм разобщения полуосей (поможет регулировка натяжения троса управления полуосями).

На рисунке ниже представлена схема редуктора мотоблока в разрезе

Cхема редуктора мотоблока в разрезе

При нарушении нормальной работы сальников, а именно при протекании масла, сальники следует снять, осмотреть на предмет трещин, износа. При необходимости заменить.

Регулировка карбюратора

Клапаны карбюратора мотоблока нуждаются в периодической регулировке. Нарушение нормы расстояния между клапанами вызывает изменение периодичности стадий газораспределения, как следствие, двигатель не дотягивает до заявленной мощности. Если зазор большой, появляются шумы, деформируются сами клапаны.

Как только при работе мотоблока появился любой посторонний шум в двигателе, следует отрегулировать карбюратор. Для регулировки требуется отвертка, ключ и лезвие (ведь норма зазора клапана составляет от 0,1 мм до 0, 15 мм).

На мотоблоках МБ-1Д используеться карбюратор модели ДМ 1.08.100 мембранного типа. Внешний.вид карбюратора ДИ1.08.100 приведен на рисунке ниже:

Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100

Рычаг переключения передач на мотоблок Ока

Напрягает, что ручка - силумин. Собираюсь сделать что-то похожее, но думаю, как узел вращения с подшипником сделать. Чтобы избежать лишнего трения.

Ну второй год пользуюсь,все отлично и без подшипников,но если есть время и желание,то конечно лучше с ними,удачи Вам🙂

Форза 13 года с завода с таким рычагом.

Очень даже хорошо 👍👍👍

у меня этот мотоблок Ока более 15 лет ..вопрос Зачем мешающий рычаг делать.. Веть что получается ты ..поставил на нетраль ( 1 переключение) допустим ..И завел мотоблок подсоединил телегу загрузил её..( выбрал скорость 2 переключение) ..далее приехал на участок выбрал скорость обработки ( это 3 переключение) и работаешь на ней все время. и все. в остальное время у нас мешающий рычаг. Автор за Идею 5+ по поводу нужности это спорный момент.

Спасибо большое за отзыв,вы абсолютно правы,за время эксплуатации понял что в принципе можно и без него,так как я работаю практически на одной скорости,а с другой стороны с ним удобнее вспиравно,не надо обходить,чтоб включить скорость,ну так как работа уже сделана поэтому пусть стоит 🙂на счет удобства,скажу что он абсолютно не мешает 🙂

Спасибо большое,да вот и я о том же,делают так что приходиться переделывать🙂да без проблем,рад знакомству🙂🙂👍🤝

Ну вот почему Кадви при сборке не могут установить примерно такую же систему переключения передач? Не хотят удорожания товара? Тогда пусть выпускают как доп. А, ты, паря, молодец.

Спасибо огромное,ну потому что в нашей стране все делаеться лиж бы продать,а как оно будет удобно или нет,всем по барабану,я еще не встречал не одного нашего инструмента,в котором не приходилось бы как то колхозить что то 🙂

А не чего что вал постоянно вращается, сотрёт твою ручку в порошок.

Ну уже сколько стоит ,вроде нечего))

Блин, у меня по ходу брак, так легко не включаются передачи. Нужно раз 100 шкиф редуктора прокрутить, что бы найти положение включения

@Павел Нахалович да не зачто

@Сельская Жизнь попробую спасибо

Ну возможно,но там есть регулеровочный винт,ним можно кажется отрегулировать включение 🙂

Мне понравилось. Лайк. Надо также сделать. Купил сегодня такой мотоблок. В комплект не положили цепи, идущие от тяг к натяжителям (точно не разобрался как называются) скажите пожалуйста, какие параметры цепей?

@Дом40 согоасен, я тоже разок чуть не перекинул,но удержал,повезло😀ну когда есть возможность и желание,почему бы и не поэкспериментировать 🙂

@Сельская Жизнь Некоторые люди пашут только один раз. И все. Потом только фрезеруют. Пахота (как по мне) нужна чтобы убить дерн. Если его нет то только фрезеровать. Я свою Оку уже катал, и жена тоже. Непривычно. Без удлинителей осей лучше не катать (я на бок уложил с непривычки). Беларус имеет низкий центр тяжести, а сам широкий его не перевернуть. К Оке у меня уже есть удлинители. Вообще Ока мне нравится. Но тут другая дилемма: у меня теперь два красных мотоблока, во как. Беларус с адаптером буду работать бульдозером. А к Оке ищу садовый измельчитель! Ока очень удобная при экспериментировании с активным навесным.

@Дом40 это да,ока дешёвая в обслуживании, поэтому я тоже ее взял))ну везде есть плюсы и минусы,окой наверное тяжеловато будет пахать,я еще не пробовал,но уверен что без грузов ока не пойдет однозначно,зато ей фрезеровать хорошо🙂

@Сельская Жизнь 85 тыс. рублей. Оку за 32 тыс. взял. И думаю, что этот мотоблок сможет все. Беларус у меня с адаптером + бульдозерное оборудование. Пашет на 5+. Но делать его супер функциональным - без денег можно остаться. А Оку - пожалуйста! Ока фрезерует лучше чем Беларус (у него фреза крепится сзади к ВОМ и фрезерует не глубоко).

Мотоблок Ока: конструкция и ремонт основных элементов

Мотоблок Ока

Мотоблок – это незаменимый помощник для сельскохозяйственных работ. Широкий спектр способностей такого гибрида трактора и газонокосилки говорит о самом главном – его универсальности. Данный агрегат продемонстрирует свою мощь как на приусадебном участке, так и фермерском угодье. Это удачная замена ручного труда на земле: он может полоть, окучивать, рыхлить, работать граблями и рыть канавки. А дополнительное оснащение в виде подстроенного для мотоблока прицепа превратит его в перевозчика небольших грузов.

В мотоблоке взаимодействуют пять основных компонентов: двигатель, редуктор, сцепление, органы управления, колеса.

Категории доступных для приобретения запчастей мотоблока Ока

Запчасти для мотоблока Ока

  1. Запчасти для мотоблока Ока категории «двигатель»: автоматизированное зажигание, комплект установки двигателя, корпус с фильтром, вал коленчатый и вертикальный топливный кран для двигателя, сам топливный кран, глушитель, шкив двигателя, трос газа с акселератором, успокоитель под импортный двигатель, ремкомплект карбюратора.
  2. Запчасти на мотоблок Ока категории «трансмиссия»: редуктор, шкив редуктора ведомый, передний ход, ручка для переднего и заднего хода с тросами, вал переключения скоростей и выходной вал редуктора, пружина вала переключения передач и прочее.
  3. Запчасти для мотоблока Ока категории «расходные материалы»: комплект расходников «Макси» и «Мини».
  4. Запчасти на мотоблок Ока категории «ходовая часть»: шпонка ведомого шкива, блок звездочек 1, 2 и 3, ролик натяжной (узкий), стопор фрез, набор сальников, пружина переднего хода (тонкая витая), шкив, пружина возврата ролика переднего хода, манжета двухрядная, пружина тяги заднего хода для мотоблока, комплект цепей, ремень заднего хода, ремень переднего хода, кронштейн прижимного ролика.
  5. Запасные части категории «остальное»: подшипник, подшипник редуктора, дифференциал, сошник (ограничитель), кронштейн сошника, руль в сборе, цепь натяжителя руля, валик (удлинитель), ступица колеса, кронштейн заднего хода, штырь (флейта), рычаг управления сцеплением, колесо, бак топливный.

Редуктор: устройство, ремонт и замена масла

Редуктор для мотоблока Ока

Редуктор для мотоблока Ока – это важное звено агрегата. Он в комплексе отвечает за преобразование и передачу энергии от двигателя к колесам в виде крутящего момента. Устройство редуктора мотоблока Ока можно разделить на внешнюю (корпус редуктора, ручка переключения, подшипник, крышка подшипника, пробка слива масла) и внутреннюю часть (вал входной, промежуточный, выходной, блоки звездочек, цепи). Функционирование всех перечисленных составляющих редуктора невозможно представить без наличия таких деталей, как прокладки, гайки и болты.

Ремонт редуктора мотоблока Ока сводится к разборке, осмотру его содержимого и замене компонентов с дефектами. Эти несложные задачи поспособствуют быстрому и необходимому ремонту.

Ремонт коробки передач Ока


В картере силовой установки расположены валы, приводящиеся в движение посредством установленного зубчатого колеса на коленвале. Задняя крышка картера крепится 6-ю болтами. Картер имеет магнит, который необходим для улавливания металлических продуктов износа.

Следует отметить, что когда происходит замена горючего в коробке необходимо проверить, сколько на магните имеется мусора. Чем больше здесь будет иметься металлических частиц, тем хуже внутреннее состояние коробки. Система охлаждения включает специальный термостат. Из алюминиевого сплава выполнен корпус КПП.

В зависимости от модификации Ока может оснащаться механическим типом трансмиссии, которая может быть рассчитана на 4 или 5 скоростей. Трансмиссия ВАЗ 1113 включает однодисковое сухое сцепление. На таком автомобиле имеется конический дифференциал. Коробка переключения передач является 4-х ступенчатой, включающая синхронизаторы на всех передачах переднего хода. На варианте 11116 двигатель работает в паре с 5-ступенчатой КПП. Коробка передач надежно закреплена болтами к силовой установке. Управление КПП происходит благодаря установленному напольному рычагу.

Работа системы трансмиссии влияет на качество разгона, эффективность расхода горючего. Максимальная скорость на данной версии отечественного авто может доходить до 140 км/ч. При этом до сотни разгон машины, в зависимости от того, какой по объему двигателя здесь имеется, варьируется в пределах 25-30 секунд. Оку можно заправлять АИ-92. При этом практически одинаково расходуется топливо во всех циклах.

Как снять коробку передач на Оке

С одной стороны, существуют такие неполадки, для устранения которых не обязательно проводить демонтаж коробки. При этом также есть группа неисправностей, кода коробку снимают. Демонтаж коробки можно проводить как самостоятельно, так и на СТО силами квалифицированных специалистов. Выделяют два вида демонтажа:

  • снятие КПП без ДВС автомобиля (не затрагивая самой силовой установки автомобиля, производится откручивание и отсоединение множества элементов и узлов);
  • снятие КПП вместе с ДВС автомобиля (возникает необходимость слива технической жидкости и отсоединения почти всего навесного оборудования).

Последовательность демонтажа коробки без снятия ДВС следующая:

  • установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму;
  • открутить гайки крепления приводных валов в ступице и снять передние колеса;
  • отсоединить клемму аккумулятора и все провода, а также тросы от коробки;
  • снять стартер и открутить крепления нижнего щитка корпуса крепления с последующим его демонтажем;
  • открутить тяги привода и отсоединить от продольной балки опоры рулевого механизма;
  • снять поперечину и вытащить концевики привода из ступицы;
  • открутить крепление стойки и кронштейна левой стороны стабилизатора поперечной устойчивости;
  • отсоединить крепеж опорного кронштейна ДВС от коробки;
  • поставить упор под коробку и снять левую продольную балку подрамника;
  • извлечь концевики приводных валов из коробки и снять с нее опорный кронштейн мотора;
  • выкрутить все крепежи КПП к ДВС, затем сместив ее в сторону левого колеса, снять коробку.




Основные причины неисправности КПП Ока и частые поломки

Механическая коробка Ока имеет большое количество деталей, каждая из которых может сломаться. Как и любое механическое устройство, трансмиссия не застрахована от поломок. К основным причинам неисправностей КПП Ока относятся:

  • Посторонние шумы при переключении рычага переключения передач в нейтральное положение (некачественная смазочная жидкость или ее отсутствие, износ подшипников первичного вала, смещение валов и т.д.). Проблему решают путем замены поврежденных/изношенных элементов;
  • Тугое переключение передач (дефект шарнира карданчика, повреждение рычага штока и т.д.). Неполадку устраняют путем замены поврежденных деталей или их регулировкой;
  • Самопроизвольное выключение передач (износ или повреждение шестерней, деформация вилок механизма управления и т.д.). Устраняют неисправность, меняя неисправные элементы коробки, а также регулируется привод механизма.

Также можно отдельно выделить причины неисправностей привода механизма переключения передач коробки Ока. Например, нарушение в работе привода механизма переключения передач происходит по следующим причинам:

  • Включение передач затруднено либо вообще отсутствует (деформация или повреждение шарнира установленного на штоке механизма управления, ослабление стяжного хомута). Нужно проверить состояние шарнира и подтянуть на нем крепеж, что обычно позволяет восстановить работоспособность механизма управления.
  • Рычаг переключения передач Ока не достаточно хорошо закреплен (износ элементов кулисы, образование в ней люфтов). Проблему устраняют путем дефектовки или замены изношенных элементов;

ВАЗ 1111

Модель11111113

Тип кузовахэтчбекМест4Дверей3Объем багажника Размеры и вес автомобиля Длина3200 Ширина без зеркал1420 Высота1400Масса собственная635645Полезная нагрузка340База2180Колея спереди1210Колея сзади1200Дорожный просвет до картера сцепления150Дорожный просвет до поддона картера двиг.170Особенности устройстваДвигатель111111113Шины12″Ведущие колесаПередниеРулевое управлениеРеечноеПодвеска передняяМакферсонПодвеска задняяПродольн. рыч.Число ступеней коробки передач4Передаточные числа коробки передач I3,7 II2,06 III1,27 IV0,9 Задний ход3,67Передаточное число главной передачи4,544,1 или 4,3Тормоза передниеДисковыеТормоза задниеБарабанныеПривод стояночного тормозаТросовыйПривод сцепленияТросовыйДинамические и эксплуатационные характеристикиСкорость максимальная с водителем и 1 пассажиром120Скорость максимальная с полной нагрузкой115130Время разгона до 100 с водителем и 1 пассажиром30 Время разгона до 100 с полной нагрузкой3624Радиус поворота наименьший4,6Максимальный подъем без разгона, в градусах30Тормозной путь груженого с 80 км/час43,2Расход топлива при 90 км/час Расход топлива при 120 км/час Расход топлива при городском цикле движения Емкость топливного бака30Масса буксируемого прицепа с тормозами Масса буксируемого прицепа без тормозов Максимальная масса багажника на крышене предусмотрено

Картер

Картер 1 отлит из алюминиевого сплава. В нем выполнены гнезда под подшипники 22, 15 и 2 первичного и вторичного валов и дифференциала, три гнезда под штоки 16, 17, 19 переключения передач, перпендикулярно которым расположены гнезда фиксаторов штоков. В эти гнезда устанавливаются шарики 11 (см. гл. 20) с пружинами 13, которые закрываются резьбовыми пробками. Противоположные концы штоков заходят в гнезда корпуса 21 механизма выбора передач, который крепится к картеру сцепления четырьмя болтами. Между этими гнездами расположены сухари 3 замкового устройства.

В нижней части картера коробки передач имеется сливное отверстие для выпуска отработанного масла. Сливное отверстие закрывается резьбовой пробкой 4 (см. гл. 19).

Чтобы при вращении зубчатых колес и разбрызгивании масла в картере не создавалось давление, полость картера коробки передач сообщается с атмосферой через сапун 37. Трубка сапуна запрессована в отверстие картера сцепления. Сверху на трубку надевается резиновый колпачок 36. Для предотвращения выброса масла через сапун полость сапуна изолирована от полости коробки передач пластиной 31, которая винтами крепится к картеру сцепления.

Техническое обслуживание

Заявленный ресурс двигателей «Оки» в условиях своевременного и правильного обслуживания – 120 тыс. км. То есть эти агрегаты, несмотря на ряд врожденных проблем, можно назвать относительно надежными в своей категории.

Регламентный срок прохождения ТО – каждые 15 тыс. километров пробега. В рамках обслуживания меняют масло (желательно использовать синтетическую смазку, если в двигатель заливали полусинтетику, интервал снижается до 10 тысяч км.). Поэтому выбирая, какое масло залить в двигатель «Ока» и когда, следует уточнить, какая жидкость уже находится в картере. При замене промывается масляная система и меняется масляный фильтр. Степень вязкости масла – 0W 40. 5W 40, 10W 40, в зависимости от сезона.

Объем смазки в моторе 1111/11113 – 2.5 литра, уровень контролируется масляным щупом. Перелив жидкости категорически не допускается!

Регулировку клапанных зазоров полагается делать каждые 30 тысяч, но фактически ее проводят по необходимости и реальному состоянию двигателя. Также на этом пробеге следует прочищать карбюратор и регулировать холостой ход.

Через 60 тысяч пробега следует менять жидкость в охлаждающем контуре. Если не произвести этого вовремя, субстанция деградирует и потеряет антикоррозийные и смазочные свойства, уменьшая ресурс системы в целом. При данном пробеге строго обязательна и замена изношенного ремня ГРМ: если он оборвется, клапана загнет, что приведет к необходимости менять двигатель или делать дорогой ремонт.

Основные параметры

КПП ВАЗ «Ока» 1111 и 11113 – двухвальная, с 4-ю ступенями, объединена с главной передачей и дифференциалом. Все передачи для движения вперед – синхронизированы. Передача вращения на передние ведущие колеса от коробки осуществляется посредством двух приводных валов с шарнирами равных угловых скоростей. Вес узла составляется всего 24,5 кг.

Из-за поперечного расположения силовой установки управление коробкой осуществляется дистанционно.

Передаточные соотношения «Ока» 1111 и 11113
передача111111113
1-я3,7
2-я2,06
3-я1,27
4-я0,9
задняя3,67
главная4,544,1

Конструкция КПП достаточно хорошо проработана, что обеспечивает вполне приемлемые ходовые показатели «Ока».

Демонтаж коробки с авто выполняется в случае определенных поломок, и необходимости проведения ремонта.

К основным видам поломок относятся:

  • Пробой или повреждение корпуса;
  • Повреждений или износа шестеренок, синхронизаторов;
  • Износа подшипников;
  • Изгиба вилок механизма управления;

КПП также придется снимать и в случае замены составляющих сцепления – дисков (ведущего, ведомого), выжимного подшипника или его вилки.

Неисправности КПП проявляются достаточно отчетливо в виде:

  • Повышенной шумности работы;
  • Появления скрежетов, хрустов и иных сторонних звуков;
  • Невозможности включения какой-либо передачи;
  • Самопроизвольного выключения передачи;

К иным неисправностям узла относятся износ сальников и нарушение работы привода. Но эти проблемы не требуют снятия коробки с авто, за исключением износа уплотнителя первичного вала (добраться до него можно только со стороны картера сцепления и для этого коробка должна быть снята с машины).

Цилиндро-поршневая группа

Материалом изготовления поршня выступает жаростойкий алюминиевый сплав, деталь в процессе изготовления подвергается дополнительно термообработке.

Днище поршня – плоское (что делает двигатель «втыковым»), но существует возможность установки поршней от ВАЗ-2108 с проточками на днище под клапаны.

Количество колец – 3. Два верхних – компрессионные, 3-е – маслосъемное. В проточке для маслосъемного кольца проделано отверстие для стока смазки, снятой со стенок цилиндра.

Компрессионные кольца обеспечивают герметизацию камеры сгорания (в цилиндрах создается необходимая компрессия). Дополнительно они участвуют в теплообмене – отводят тепло от верхней части поршня и передают его на стенки цилиндра. Маслосъемное кольцо оснащено радиальным расширителем для повышения площади соприкосновения со стенками.

Палец — деталь круглого сечения, пустотелая. Палец является «плавающим», то есть в процессе работы он вращается в бобышках.

Поломки привода, ремонт кулисы

Коробка включает в себя множество компонентов. Полный перечень деталей такой:

  1. Корпус;
  2. Подшипник дифференциала;
  3. Установочная проставка;
  4. Пробка слива смазки;
  5. Полуосевой уплотнитель;
  6. Приводной вал (левый);
  7. Шестеренка 1-й скорости втор. вала;
  8. Муфта синхронизатора 1-й, 2-й скоростей, а также заднего хода;
  9. Шестеренка 2-й скорости втор. вала;
  10. Упорное кольцо;
  11. Шестеренка 3-й скорости втор. вала;
  12. Муфта синхронизатора 3-й, 4-й скоростей, а также заднего хода;
  13. Шестеренка 4-й скорости втор. вала;
  14. Упорное кольцо шестерни 4-й скорости;
  15. Подшипник;
  16. Ось вилки 1-й и 2-й скоростей;
  17. Ось вилки 3-й и 4-й скоростей;
  18. Втор. вал;
  19. Ось вилки заднего хода;
  20. Установочное кольцо;
  21. Крышка;
  22. Подшипник;
  23. Щуп;
  24. Шестеренка 4-й скорости перв. вала;
  25. Подшипник шестерни;
  26. кольцо синхронизатора 3-й и 4-й скоростей;
  27. Вилка;
  28. Муфта;
  29. Сухарь;
  30. Фиксатор;
  31. Пластинка;
  32. Подшипник;
  33. Сальник;
  34. Вилка выжимного подшипника;
  35. Корпус сцепления;
  36. Колпачок;
  37. Сапун;
  38. Выжимной подшипник;
  39. Перв. вал;
  40. Подшипник;
  41. Маслосборник;
  42. Ведомая шестерня главной передачи;
  43. Корпус дифференциала;
  44. Шайба;
  45. Стопорное кольцо;
  46. Шестеренка полуоси;
  47. Ведущая шестерня привода спидометра;
  48. Трос спидометра;
  49. Приводной вал (правого колеса);
  50. Корпус привода спидометра;
  51. Сателлит;
  52. Стопорное кольцо;
  53. Ось сателлитов;
  54. Пыльник;
  55. Шток;

Поскольку коробка передач «Ока» имеет дистанционное управление, дополнительно в ее конструкцию входит привод механизма выбора передачи.

Состоит привод из:

  • Рычага КПП (установлен в салоне на центральном тоннеле);
  • Кулиса;
  • 2-х тяг (реактивной и рычага привода);
  • Шарнира;
  • Штока, соединенного с механизмом выбора скорости;

Многокомпонентная конструкция привода КПП не является очень надежной – со временем требуется регулировка соединений и ремонт кулисы.

У «Ока» поломки бывают не только с коробкой, а и ее приводом. Основными проблемы с приводом – болтается рычаг КПП, невозможно включить какую-то скорость.

В первом случае неисправность кроется в износе элементов кулисы (шарового шарнира). Разборка, дефектовка и замена изношенных компонентов позволяет полностью восстановить работоспособность кулисы и устранить люфты в ней, которые являются причиной того, что рычаг сильно болтается.

Если же проверка кулисы показала, что она в исправном состоянии, следует смотреть и проверять шарнир, установленный на штоке механизма управления. Этот же элемент может и стать причиной невозможности включения передач. Если его стяжной хомут ослабился, то тяга привода будет в нем проворачиваться, при этом не будет передаваться воздействие на механизм управления. Проверка состояния шарнира и подтяжка крепежей на нем позволяет устранить проблемы с работой привода.

Сборка Редуктора Мотоблока Мб 1

Это третья статья в моей серии мотоблоков. Два других здесь:

устройство

Сервопривод в блоках типа MB-1 и MB-2 выполняет функцию коробки передач и механизма сцепления и обеспечивает:

  • Передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя к входному валу коробки передач;
  • Отсоединение двигателя от коробки передач при переключении и плавное их соединение, исключая резкие изменения нагрузки на двигатель;
  • Плавное движение внедорожного трактора и его остановка без остановки двигателя.

Клиновые приводы мотоблоков МБ-2 (рис. 28) и МБ-1 (рис. 29) конструктивно различны, что обусловлено использованием в них различных типов редукторов.

Сборка Редуктора Мотоблока Мб 1

Рис. 28. Мотор-узел МБ-2 кольцевой

Трансмиссия регулирует натяжение ремня с помощью натяжного ролика. Как видно из рис. 28 и 29, принципиальным отличием между ними является использование практически двух приводных ременных передач в моторных агрегатах MB-1: один для передних передач, второй для задней передачи, в то время как двигатель MB-2 блокирует задняя коробка передач за коробкой передач, и необходимость исчезает в обратном ремне.

Рис. 29. Мотор-блок МБ-1 кольцевой передачи:

1. шкив передней крышки; 2. кронштейн; 3. шайба; 4. шкив натяжного устройства подложки; 5. весна; 6. дюбель; 7. шкив выходного вала двигателя; 8. весна; 9. стопорный винт; 10. кронштейн; 11. дюбель; 12. тяга прямого включения курса; 13. передний приводной ремень A-1210vn III; 14. ремень заднего привода 0-14001; 15. шкив входного вала коробки передач; 16. задний ход; 17. крышка шкива; 18. Щит; 19. доска; 20. весна; 21. весна; 22. кронштейн; 23. болт.

Неисправности в клиноременной передаче

  • Неполный выпуск сцепления.

Возможная причина: натяжение ремня больше обычного при нажатии на рычаг сцепления.

  • неполная занятость

Возможная причина: натяжение ремня меньше нормального при нажатии на рычаг сцепления.

Средство: То же (см. Пункт 1)

Возможная причина: раскол ремня.

Помощь: Заменить приводной ремень.

Проверьте натяжение ремня

Проверка натяжения ремня при нажатии на рычаг сцепления выполняется с заслонкой 12 (рис. 28) или 18 (рис. 29), снятой в соответствии с рис. тридцать.

Рис. 30. Проверка натяжения ремня.

Замена приводного ремня мотоблока МБ-2

Снимите экран 12 (рис. 28) и крышку шкива 11. Отсоедините пружину 25 от штока натяжителя ремня, чтобы ослабить ремень 16. Ослабьте винты, которыми крепится кронштейн 21, и поверните его, чтобы его удерживающие штифты не мешали ремень 16. от вала двигателя шкив 19.

Проверьте положение упорной плоскости 19 вала двигателя относительно плоскости осевого давления 5 входного вала коробки передач. Плоскость их расположения не должна превышать 1 мм. Отрегулируйте положение шкивов, перемещая двигатель относительно продольной оси блока двигателя. Отрегулируйте положение шкива 15 натяжителя, установив или сняв шайбы между кронштейном 23 и шкивом 15.

Установите новый приводной ремень, сначала поместив его на шкив 5 вала редуктора, а затем на шкив 5 вала двигателя, соберите клиновой привод в обратном порядке. Отрегулируйте натяжение клинового ремня, выбрав звено регулируемой цепи, к которой прикреплена тяга.

Заметка. При установке защитного кожуха 11 проверьте зазор между ремнем и защитным кожухом 11, который должен быть в пределах 2-3 мм.

Замена приводных ремней мотоблока МБ-1

Снимите клиноременную передачу 18 (рис. 29). Выкрутите два болта 7 (рис. 31), снимите крышку шестерни 6.

Открутите направляющий шкив 2 и слегка оттолкните его от рычага 1 и снимите задний ход 3 (рядом).

Ослабьте или снимите два болта 5 кронштейна 4 со стопорными штифтами, поверните их, чтобы они не мешали, снимите ремень 10 вперед.

Установите новые реверсивные и передние ремни в направляющие резьбы соответствующих шкивов, затем закрепите болт 2 направляющего шкива и кронштейн 4.

Отрегулируйте натяжение ремня, которое должно ослабляться при отпускании рычага сцепления, и шкив коробки передач не должен вращаться при работающем двигателе.

Рис. 31. Замена клинового ремня Клиновой ремень MB-1

Рычаг; возвратный болт направляющего шкива; задний ремень; скобка; болт; крышка шкива; болт; весна; передний направляющий шкив; передний ремень.

Коробка передач для мотоблока предназначена для передачи крутящего момента от двигателя (через клиновой ремень) к колесам мотоблока, изменения передаточного числа (скорости) и изменения направления движения мотора. блок (только MB-2 блока).

Коробка передач МБ-2

Коробка передач для мотоблока МБ-2 показана на рис. 32.

Рис. 32. Мотоблок-редуктор МБ-2:

1. сливной винт; 2. подшипник 180306; 3. манжета; 4. половина вала правильная; 5. ось крышки; 6. звездочка (правая половина вала); 7. весна; 8. цепь (49 звеньев); 9. контроль уровня масла в резьбовом отверстии; 10. рукав; 11. блок звездочки вала; 12. половина тела справа; 13. рукав; 14. Звездочка; 15. звездочка промежуточного вала; 16. рукав; 17. промежуточный вал; 18. рукав; 19. входной вал; 20. закройте отверстие для заполнения; 21. срезной вал; 22. офсетная вилка; 23. подшипник 204; 24. шестерня; 25. манжета; 26. рукав; 27. шестерня; 28. Звездочка; 29. втулка; 30. шестерня; 31. шестерня; 32. вал блока; 33. рукав; 34. половина тела осталась; 35. вилка отсека полуосей; 36. полусферическая муфта; 37. половина вала слева; 38. манжета; 39. подшипник 180306; 40. прокладка; 41. рычаг; 42. весна; 43. винт; 44. Плата.

Детальный дизайн коробки передач MB-2 показан на рис. 33 и 34.

1. винт; 2. прокладка; 3. штекер; 4. шпилька; 5. оплата; 6. шайба; 7. болт М6; 8. пружина переключения передач; 9. Винт М634; 10. гайка М6; 11. рычаг переключения передач; 12. шариковая ручка; 13. болт М6; 14. шляпа; 15. прокладка; 16. болт М6; 17. тарелка; 18. пружинная шайба; 19. Шайба А8; 20. Кольцо СТ41-29.5-4; 21. ось крышки; 22. прокладка; 23. половина тела осталась; 24. прокладка; 25. половина тела справа; 26. шайба.

Половины 23 и 25 (фиг. 33) корпуса редуктора отлиты из алюминиевого сплава и закреплены болтами через прокладку 24. Они имеют фланцы для крепления крышек 14 и 21 к манжетам подшипника.

Рис. 34. Редуктор МБ-2, внутреннее устройство:

1. блок вала; 2. рукав; 3. Заблокировать звезду; 4. цепь (25 шт.); 5. ссылка; 6. шайба; 7. рукав; 8. Звездочка; 9. шайба; 10. промежуточный вал; 11. входной вал; 12. вал переключения передач; 13, 14. шестерни; 15. заглушка переключения передач; 16. подшипник 204; 17. манжета; 18. весна; 19. рычаг переключения передач; 20. Кольцо; 21. шайба; 22. ось; 23. весна; 24. разделительная пробка полуоси; 25. кронштейн; 26. винт М610; 27. шайба; 28. трос разделения полуоси; 29. манжета; 30. подшипник 180306; 31. ось тяги; 32. половина вала слева; 33. шпилька 214; 34. ось соединительных валов; 35. рукав; 36. звено цепи; 37. цепь (49 звеньев); 38. полуось справа

Видео: Сборка Редуктора Мотоблока Мб 1

Заметка. В коробках передач для раннего производства мотоблоков вместо кустов. Установлено 2, 7, 35 подшипников:

2. подшипник 300;

7. подшипник 202;

Внутри корпуса (фиг. 34) размещены детали механизма переключения передач (вверху), изменения передаточного числа от входного вала 11 коробки передач до выходных половинок валов 32, 38 и разделения полуосевой механизм (внизу).

Рычаг переключения передач, который изменяет положения зубчатых колес 14 и 13, которые постоянно включены на входных и промежуточных валах 10, можно установить в пять фиксированных положений:

1-я. 1-я передача (самая низкая) вперед;

3-я. 2-я передача (высшая) вперед;

2 и 4 нейтральны.

Крутящий момент на выходных осях 38, 32 передается по кинематическим цепям:

1-я передача. входной вал 11, постоянно включенная зубчатая пара шестерен 14 и 13, звездочка 8, цепь 4, звездочка блока 3, звездочка 3 блока передач и блок 1 вала, блок звездочек 1, двойная цепь, двойная звездочка правой половины вал 38, муфта 34, левая половина вала 32;

2-я передача. ведущий вал, шестерни 14 и 13, переключение передач 13 с редуктором 1, двойная цепь, двойное колесо правой половины вала 38, сцепление 34, левая половина вала 32.

Реверс. входной вал, шестерни 14 и 13, звездочка 3 звездочки, звездочка 3 звездочки и блок вала 1 и далее аналогичны 1 и 2 зубчатым колесам справа и слева от оси трактора.

Когда блок управления для отсоединения осевых валов блока двигателя нажат, вилка 24 полуоси отсоединяет зубчатую муфту 34 от шестерни к правой половине вала редуктора. В этом случае привод от двигателя остается подключенным к валу правой оси, что позволяет легко изменять направление движения блока двигателя для поворота.

После отпускания рычага управления пружина 7 (фиг. 32) вернет вилку 24 (фиг. 34) и сцепление 34 в исходное положение, соединенное с правой полуосью.

Редукторы MB-1

Редукторы МБ-1 Невский мотоблоки (ранее изготовленные), МБ-1Д Ока, МБ-1 Каскадные мотоблоки (кроме некоторых модификаций) имеют конструкцию, показанную на рис. 35.

Корпус редуктора стальной, штампованный, состоит из двух половинок 2 и 22, скрепленных между собой через прокладку 3 болта. Квадраты 8 и 23 приварены к каждой половине корпуса, образуя опорную раму мотоблока.

Рис. 35. Редуктор мотоблоков МБ-1 (продольный разрез):

1. ручка переключения передач; 2. половина тела справа; 3. прокладка; 4. цепь (34 звена); 5. пробка; 6. курение; 7. болт; 8. прямой угол; 9. второй звездный блок; 10. болт; 11. курение; 12. цепь (30 единиц); 13. третий блок звезд; 14. курение; 15. подшипник; 16. выходной вал; 17. болт М6; 18. обложка; 19. манжета; 20. подшипник; 21. цепь (28 звеньев); 22. половина тела осталась; 23. квадрат слева; 24. цепь (36 звеньев); 25. первый блок звездочки; 26. цепь (46 звеньев); 27. вал переключения (входной вал); 28. манжета; 29. подшипник; 30. подшипник; 31. звездочка (первая передача); 32. звездочка (вторая передача)

Внутренняя структура редуктора показана на рис. 36-40.

Рис. 36. Вал переключения:

1. ручка переключения передач; 2. уплотнительное кольцо; 3. ролик; 4. звездочка; 5. шайба; 6. кольцо; 7. вал переключения; 8. буханканые крошки; 9. втулка; 10. пружинный замок; 11. стопорный винт

Рис. 37. Звездный блок один:

1. первый блок звезд; 2. шайба; 3. подшипник 942/15; 4. рукав; 5. дым

Рис. 38. Второй звездный блок:

1. блок второй звезды; 2. рукав; 3. подшипник 941/20; 4. курение; 5. шайба

Рис. 39. Третий блок звезд:

1. блок звезд третьего; 2. рукав; 3. подшипник 941/20; 4. курение; 5. шайба

Рис. 40. Выходной вал:

1. шайба; 2. выходной вал; 3. рукав

Крутящий момент от входного вала 27 (фиг. 35) на выходной вал 16 коробки передач передается либо от левой 31, либо от правой 32 звездочки входного вала. Звездочка соединяется с входным валом посредством крекера 8 (фиг. 36), который перемещается вдоль оси вала с помощью ручки 1 переключения. Когда утопленная рукоятка 1 зацеплена, звездочка 31 зацепляется, первая (нижняя) передача включена. Когда ручка 1 выдвинута до конца, начинается вторая (самая высокая) передача.

Средняя позиция ручки 1 переключения передач нейтральна.

Неисправности и ремонт коробки передач МБ-2

Как правило, при постоянном контроле уровня масла в коробке передач и без резких (ударных) изменений нагрузки на моторный блок коробка передач служит долго и надежно. Возможные неисправности во время его работы перечислены ниже.

  1. Утечка масла на выходном валу.
  • Носите рабочую кромку манжеты в крышке оси. снимите крышку, замените манжету
  1. Полуосевой механизм разделения не работает.
  • Нарушение регулировки привода. изменение натяжения троса управления разъединением осей
  • Неисправность одного из элементов привода отсоединения полуоси внутри коробки передач. разобрать коробку передач, заменить неисправные детали
  1. Нет передачи или самопроизвольное отключение передачи.
  • Неисправность в механизме переключения. Открутите винты, крепящие плату переключателя, закрепите 1-ю передачу, затяните винты, крепящие плату.
  • Обрыв пружины или повреждение защелки платы затвора. замените неисправные детали, выполните регулировки, как указано выше.
  • Наденьте щеки рычага переключения передач. разберите коробку передач, замените заглушку переключения.
  1. Внутри коробки передач нет кинематической связи
  • Разорвать сварные швы с валом блока. разобрать коробку передач, заменить вал блока.
  1. Застревание механизма
  • Разомкнутая цепь. разобрать коробку передач, заменить цепь.

Снятие и сборка коробки передач МБ-2

Чтобы разобрать коробку передач, снимите ее с мотоблока, для чего необходимо:

  • Снимите двигатель, рулевую колонку, шток, натяжной ролик, кронштейн и пружину, шкив коробки передач;
  • Удалить крыла, штифт, рулевое колесо из опорной рамы, отвернуть стяжные болты квадратов и удалить их, и отсоединить колеса. Перед снятием коробки передач очистите коробку передач, слейте масло.

Снимите рычаг переключения передач 41 (рис. 32), пружину 42 и плату 44.

Выкрутите болты крепления крышек 14 и 21 (рис. 33) и соберите их с манжетами.

Снимите гайки половин сцепления половин коробки передач, поместите шестерню в левую половину коробки передач, осторожно используя тонкую отвертку или нож, чтобы не повредить прокладку, открутите половинки коробки передач, снимите правую половину.

Поднимите промежуточный вал 10 (рис. 34), снимите с него звездочку 8 и отсоедините ее от цепи.

Снимите гаечный ключ 15 со смещающего ролика 12 вместе с шестернями 13 и 14, звездочку 3 с цепью.

Снять вал 1 блока с цепью 37 и половину и правый вал 38.

Отсоедините трос управления полуосной муфтой от зажима вилкой 33, открутите кронштейн 25, снимите вилку 24, сцепление 34, снимите левую половину вала.

Вымойте снятые детали и корпус редуктора, осмотрите детали, обращая внимание на их целостность и степень износа рабочих поверхностей. Износ внутренней поверхности щеки смещением вилки 15 не должен превышать 0,5 мм.

Уплотнительная прокладка половинок корпуса не должна разрываться.

Замените неисправные детали, поменяйте местами коробку передач.

Во время сборки периодически проверяйте свободное вращение зацепленных частей.

Нанесите тонкий слой герметика на соединительные поверхности половинок корпуса. Установка и затяжка болтов для крепления половин корпуса начинаются с середины редуктора с последовательным переходом болта к краям. Перед окончательной затяжкой снова проверьте плавность движения подвижных частей редуктора.

Неисправности и ремонт коробки передач МБ-1

Ниже приведены возможные неисправности MB-1, их причины и способы устранения.

  1. Утечка масла на выходном валу.
  • Носите рабочую кромку манжеты в крышке оси. снимите крышку, замените манжету
  1. Утечка масла на смещенном валу (входной вал).
  • Трансмиссионное масло. проверьте уровень масла в коробке передач, слейте излишки.
  • Износ рабочей кромки втулки вала Сдвиг вала. разберите коробку передач, замените изношенную втулку.
  1. Нет переключения передач или переключения передач.
  • Трещина / обрезка резьбовой части рукоятки переключателя. Разберите коробку передач, замените неисправные детали.
  1. Внутри коробки передач нет кинематической связи.
  • Сломать одну из звездочек в блоке. разобрать коробку передач, заменить неисправные детали
  1. Застревание механизма
  • Разомкните одну из цепей. разберите коробку передач, замените неисправную цепь.

Снятие и сборка коробки передач МБ-1

Мотор-редуктор МБ-1 является базой, на которой монтируются другие узлы и узлы мотоблока. Поэтому для того, чтобы отремонтировать редуктор с разборкой, необходимо разобрать моторный агрегат, на котором необходимо разобрать двигатель, рулевую колонку, поддон, кронштейны с ременными шкивами передних и задних зубчатых колес, шестерни. колеса.

Перед снятием коробки передач очистите ее от грязи и слейте масло.

Снимите поворотную головку с ручки переключения, выбив штифт, удерживая его легким движением.

Снимите стопорный винт 11 (рис. 36) и снимите втулку 9 и стопорную пружину 10 с вала 7 переключателя.

Снимите болты 17 (рис. 35), крепящие половинки корпуса, затем болты 7 муфты 7 (2 шт.) А 10.

Аккуратно наденьте редуктор на левую половину корпуса с помощью тонкой отвертки или ножа, чтобы не повредить прокладку, отсоедините половинки редуктора и снимите правую половину. Оставьте болты шайбы на звездочках.

Заметка. Рекомендуется вынимать только дефектные детали из коробки передач без полного снятия коробки передач.

Чтобы разобрать механизм переключения передач, снимите стопорное кольцо 6 из 7 вала переключения передач (рис. 36), что позволяет звезды 31, 32 свободно перемещаться (рис. 35). Снимите штифт 3 (рис. 36) с резьбовой части ручки переключения 1, выкрутите ее (против часовой стрелки) из крекера 8 и снимите ручку и буханканую крошку с вала.

Вымойте снятые детали, замените неисправные. Замените уплотнения редуктора после снятия с редуктора.

Соберите коробку передач в обратном порядке. Нанесите тонкий слой герметика на соединительные поверхности половинок корпуса.

Соединение половин корпуса начинается с центральных муфт болтов 7 и 10 (рис. 35), затем болтов половин, начиная от средней части редуктора с последовательным переходом затяжки болтов к кромки.

Перед затягиванием болтов убедитесь, что подвижные части редуктора гладкие.

Читайте также: