Схема кпп 239 маз

Обновлено: 16.05.2024

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Техническая конструкция коробки передач ЯМЗ-239

Технические характеристики коробки передач ЯМЗ-239

Базовая модель коробки передач КПП ЯМЗ-239 применяется совместно с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, а на её основе разработаны с максимальной унификацией и производятся дополнительные модификации и комплектации, предназначенные для транспортных средств других предприятий.

Базовая модель КПП ЯМЗ-239 предназначена для работы с двигателями типа ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, снабжена механизмом переключения передач под дистанционное управление, изготавливаемое Минским автозаводом; промежуточным валом с зубчатым венцом на заднем торце вала для отбора мощности не более 73,5 кВт (100 л.с.) и местом на торце картера демультипликатора под установку коробки отбора мощности.

КПП ЯМЗ-239 снабжена приводом спидометра в виде червячной передачи от вала выходного и крышкой подшипника выходного вала, обеспечивающей установку сменных шестерен на автомобильном заводе в зависимости от скоростных характеристик различных моделей и модификаций автомобилей; датчиком и клапаном электромагнитным электронной системы блокировки включения нижнего диапазона демультипликатора.

Коробка передач ЯМЗ-239 оборудована механизмом дистанционного привода переключения передач и фланцем для присоединения карданного вала автомобиля.

Начиная с 2006 года двигатели типа ЯМЗ-7511 для автомобилей Минского автомобильного завода комплектуются коробками передач ЯМЗ-239-02, в которых по сравнению с базовой моделью исключен механический привод спидометра, и коробка передач выполнена под применение электронного спидометра.

Коробка передач модификации ЯМЗ-2391 и её комплектации отличаются от базовой изменённым передаточным числом 5-ой и, соответственно, 9-ой передачи, за счёт применения шестерни 5-ой передачи на промежуточном валу с большим числом зубьев (45 вместо 43) и шестерни 5-ой передачи на вторичном валу с меньшим числом зубьев (23 вместо 25).

Коробка передач ЯМЗ-239 (рис.1) с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ – механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.

Механизм переключения диапазонов демультипликатора КПП ЯМЗ-239 оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).

Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач ЯМЗ-239 не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 - 30 км/час.

Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости.

Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач ЯМЗ-239 - 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора.

Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного может также использоваться контрольное отверстие


Рис.1. Коробка передач КПП ЯМЗ-239

1 - картер сцепления; 2 - прокладки регулировочные первичного вала; 3 - сапун картера; 4 - вал вторичный; 5 – сапун воздухораспределителя; 6- воздухораспределитель; 7 – кольцо центрирующее; 8 - муфта включения низшего диапазона; 9 – болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 - включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 - прокладки регулировочные вторичного вала; 12 - сателлиты; 13 - вилка переключения демультипликатора; 14 - цилиндр переключения демультипликатора; 15 – муфта включения высшего диапазона; 16 - датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 - регулировочные прокладки выходного вала; 18 - болт крепления в фланца выходного вала, 19 - вал выходной; 20 - кольцо упорное солнечной шестерни; 21 - картер демультипликатора; 22 - коронная шестерня; 23 - солнечная шестерня; 24 - проставка; 25 - крышка заборника насоса с сеткой; 26 - пробка сливная с магнитом; 27 – шестерня отбора мощности; 28 - картер основной коробки; 29 – вал промежуточный; 30 - насос масляный; 31 - вал первичный.

Перед установкой демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.

При установке крышки подшипника первичного вала, демультипликатора с проставкой на картер основной коробки, крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:

Замерить размер глубины проточки под подшипник в крышке подшипника первичного вала коробки передач ЯМЗ-239 с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера КПП ЯМЗ-239 при запрессованном до упора подшипнике с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.

Замерить размер глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и проточки с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера КПП ЯМЗ-239 с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.

Замерить размер от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.

При ремонте демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:

Включить высший диапазон в демультипликаторе коробки передач ЯМЗ-239, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8. 8,5 кгс/см2 ) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление.

При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.

Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивления провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.

Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом 137-157 Нм (14-16 кгс/см).

После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360 градусов.

Максимальный входной крутящий момент КПП-239, Нм - 930

Масса с картером сцепления, кг - 240

Передаточные числа коробки передач ЯМЗ-239: 1 передача – 5,22, 2 передача – 2,90, 3 передача – 1,52, 4 передача – 1,00, 5 передача – 0,664, Задний ход – 5,22

Механизм переключения передач КПП ЯМЗ-239

Конструкция механизма переключения передач КПП ЯМЗ-239 показана на рисунке 12, а внешний вид сверху и снизу на механизма переключения передач – на рисунках 13 и 14, соответственно.

Механизм переключения передач основной КПП встроен в ее верхнюю крышку 1 (см. рисунок 12) и имеет три штока – шток 4-5 передач 26, 2-3 передач 30, 1-й передачи и заднего хода 29.

На шток 4-5 передач закреплена вилка 4-5-й передачи. На других двух штоках закреплены, соответственно, головка перемещения и вилка переключения 2-й и 3-й передач и головка перемещения и вилка переключения 1-й передачи и заднего хода.

Головки и вилки на штоках крепятся и фиксируются (устанавливаются) на штоках с помощью специальных установочных винтов для каждой головки и вилки.

Каждый установочный винт после затяжки контрится шплинтовой проволокой с диаметром 1,2 мм длиной 100 мм.

Каждый шток переключения передач фиксируется относительно крышки верхней в трех положениях: нейтральном (передачи соответственно не включены) и двух других (при включении каждой из двух передач).

Каждый фиксатор штоков имеет стандартный шарик диаметром 11 мм и пружину сжатия, установленные в отверстия крышки, при этом шарик заходит поочередно в канавки на штоке после его перемещения из нейтрального положения в положение включенной передачи.


Рисунок 2 – Механизм переключения передач с механизмом управления переключением передач и воздухораспределителем КПП ЯМЗ-239



Шток первой передачи и заднего хода может быть перемещен только после вывода предохранителя из отверстия головки штока путем приложения усилия для сжатия пружины.

Названное действие осуществляется рычагом, устанавливаемым на фланец верхней крышки или рычагомустройства под дистанционное управление коробкой передач.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в механизме предусмотрено замковое устройство, которое не позволяет одновременно включить две передачи.

Замковое устройство состоит из штифта 36, установленного в отверстие штока 2-3 передач и четырех шариков 35 диаметром 9,525 мм, которые устанавливаются в отверстиях крышки по два между средними и крайними штоками.

При перемещении среднего штока вправо или влево блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении.

Если перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока.

Одновременно шарики нажимают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его.

Штифт воздействует на шарики, расположенные между средним штоком и штоком, находящимся в нейтральном положении, в результате чего шарик, ближайший к крайнему штоку заходит в его канавку.

Таким образом, средний и один из крайних штоков оказываются запертыми в нейтральном положении.

Схема кпп 239 маз

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Коробка передач ЯМЗ-239 и ее детали

Технические характеристики коробки передач ЯМЗ-239


Базовая модель коробки передач КПП ЯМЗ-239 применяется совместно с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, а на её основе разработаны с максимальной унификацией и производятся дополнительные модификации и комплектации, предназначенные для транспортных средств других предприятий.

Базовая модель КПП ЯМЗ-239 предназначена для работы с двигателями типа ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, снабжена механизмом переключения передач под дистанционное управление, изготавливаемое Минским автозаводом; промежуточным валом с зубчатым венцом на заднем торце вала для отбора мощности не более 73,5 кВт (100 л.с.) и местом на торце картера демультипликатора под установку коробки отбора мощности.

КПП ЯМЗ-239 снабжена приводом спидометра в виде червячной передачи от вала выходного и крышкой подшипника выходного вала, обеспечивающей установку сменных шестерен на автомобильном заводе в зависимости от скоростных характеристик различных моделей и модификаций автомобилей; датчиком и клапаном электромагнитным электронной системы блокировки включения нижнего диапазона демультипликатора.

Коробка передач ЯМЗ-239 оборудована механизмом дистанционного привода переключения передач и фланцем для присоединения карданного вала автомобиля.

Начиная с 2006 года двигатели типа ЯМЗ-7511 для автомобилей Минского автомобильного завода комплектуются коробками передач ЯМЗ-239-02, в которых по сравнению с базовой моделью исключен механический привод спидометра, и коробка передач выполнена под применение
электронного спидометра.

Коробка передач модификации ЯМЗ-2391 и её комплектации отличаются от базовой изменённым передаточным числом 5-ой и, соответственно, 9-ой передачи, за счёт применения шестерни 5-ой передачи на промежуточном валу с большим числом зубьев (45 вместо 43) и шестерни 5-ой передачи на вторичном валу с меньшим числом зубьев (23 вместо 25).

Коробка передач ЯМЗ-239 (рис.1) с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ – механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.

Механизм переключения диапазонов демультипликатора КПП ЯМЗ-239 оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).

Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач ЯМЗ-239 не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 - 30 км/час.

Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости.

Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач ЯМЗ-239 - 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора.

Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного может также использоваться контрольное отверстие


Рис.1. Коробка передач КПП ЯМЗ-239

1 - картер сцепления; 2 - прокладки регулировочные первичного вала; 3 - сапун картера; 4 - вал вторичный; 5 – сапун воздухораспределителя; 6- воздухораспределитель; 7 – кольцо центрирующее; 8 - муфта включения низшего диапазона; 9 – болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 - включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 - прокладки регулировочные вторичного вала; 12 - сателлиты; 13 - вилка переключения демультипликатора; 14 - цилиндр переключения демультипликатора; 15 – муфта включения высшего диапазона; 16 - датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 - регулировочные прокладки выходного вала; 18 - болт крепления в фланца выходного вала, 19 - вал выходной; 20 - кольцо упорное солнечной шестерни; 21 - картер демультипликатора; 22 - коронная шестерня; 23 - солнечная шестерня; 24 - проставка; 25 - крышка заборника насоса с сеткой; 26 - пробка сливная с магнитом; 27 – шестерня отбора мощности; 28 - картер основной
коробки; 29 – вал промежуточный; 30 - насос масляный; 31 - вал первичный.

Перед установкой демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.

При установке крышки подшипника первичного вала, демультипликатора с проставкой на картер основной коробки, крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:

Замерить размер глубины проточки под подшипник в крышке подшипника первичного вала коробки передач ЯМЗ-239 с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм. Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера КПП ЯМЗ-239 при запрессованном до упора подшипнике с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.

Замерить размер глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и проточки с точностью 0,1 мм.

Замерить размер от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера КПП ЯМЗ-239 с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.

Замерить размер от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.

При ремонте демультипликатора КПП ЯМЗ-239 с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:

Включить высший диапазон в демультипликаторе коробки передач ЯМЗ-239, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8. 8,5 кгс/см2 ) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление.

При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.

Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивления провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.

Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом 137-157 Нм (14-16 кгс/см).

После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360 градусов.

Максимальный входной крутящий момент КПП-239, Нм - 930

Масса с картером сцепления, кг - 240

Передаточные числа коробки передач ЯМЗ-239: 1 передача – 5,22, 2 передача – 2,90, 3 передача – 1,52, 4 передача – 1,00, 5 передача – 0,664, Задний ход – 5,22

Механизм переключения передач КПП ЯМЗ-239

Конструкция механизма переключения передач КПП ЯМЗ-239 показана на рисунке 12, а внешний вид сверху и снизу на механизма переключения передач – на рисунках 13 и 14, соответственно.

Механизм переключения передач основной КПП встроен в ее верхнюю крышку 1 (см. рисунок 12) и имеет три штока – шток 4-5 передач 26, 2-3 передач 30, 1-й передачи и заднего хода 29.

На шток 4-5 передач закреплена вилка 4-5-й передачи. На других двух штоках закреплены, соответственно, головка перемещения и вилка переключения 2-й и 3-й передач и головка перемещения и вилка переключения 1-й передачи и заднего хода. Головки и вилки на штоках крепятся и фиксируются (устанавливаются) на штоках с помощью специальных установочных винтов для каждой головки и вилки.

Каждый установочный винт после затяжки контрится шплинтовой проволокой с диаметром 1,2 мм длиной 100 мм.

Каждый шток переключения передач фиксируется относительно крышки верхней в трех положениях: нейтральном (передачи соответственно не включены) и двух других (при включении каждой из двух передач).

Каждый фиксатор штоков имеет стандартный шарик диаметром 11 мм и пружину сжатия, установленные в отверстия крышки, при этом шарик заходит поочередно в канавки на штоке после его перемещения из нейтрального положения в положение включенной передачи.


Рисунок 2 – Механизм переключения передач с механизмом управления переключением передач и воздухораспределителем КПП ЯМЗ-239



Шток первой передачи и заднего хода может быть перемещен только после вывода предохранителя из отверстия головки штока путем приложения усилия для сжатия пружины. Названное действие осуществляется рычагом, устанавливаемым на фланец верхней крышки или рычагомустройства под дистанционное управление коробкой передач.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в механизме предусмотрено замковое устройство, которое не позволяет одновременно включить две передачи.

Замковое устройство состоит из штифта 36, установленного в отверстие штока 2-3 передач и четырех шариков 35 диаметром 9,525 мм, которые устанавливаются в отверстиях крышки по два между средними и крайними штоками.

При перемещении среднего штока вправо или влево блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении. Если перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока.

Одновременно шарики нажимают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его. Штифт воздействует на шарики, расположенные между средним штоком и штоком, находящимся в нейтральном положении, в результате чего шарик, ближайший к крайнему штоку заходит в его канавку. Таким образом, средний и один из крайних штоков оказываются запертыми в нейтральном положении.

Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

КПП 239 ЯМЗ – универсальная. Она является основой при создании новых разновидностей коробок переключения для всех видов грузового автотранспорта.

Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

До-комплектация КПП 239 демультипликатором будет иметь две скорости: стандартную и повышенную.

Схема КПП 239 с демультипликатором почти не меняется, возможна лишь более точная регулировка скорости.

Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

В целом, схема работы КПП будет зависеть от марки авто.

Устранение неполадок КПП 239

Время работы КПП 239 определяется тем, насколько точно выполняются все условия руководства по ее использованию. В случае поломки или неисправности актуально воспользоваться услугами СТО или же постараться устранить возникшую проблему самостоятельно. Инструкция по эксплуатации и обслуживанию есть на нашем сайте в соответствующем разделе.

Назначение КПП 239

Предназначена коробка передач ЯМЗ 239 для двигателей ЯМЗ-7511 автомобилей марки МЗКТ, КрАЗ, МАЗ, «Урал».

Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

МЗКТ Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

КрАЗ Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

МАЗ Коробка переключения передач 239 Ярославского моторного завода

Что представляет собой коробка передач ЯМЗ 239?

Коробки ПП ЯМЗ изначально выпускались в качестве дополнения к движкам ЯМЗ чаще применяемых на грузовых автомобилях МАЗ (для улучшения их работы). В зависимости от разновидностей транспорта могут встречаться усовершенствованные модели и сборки КПП ЯМЗ. Ремонт КПП ЯМЗ требует особых знаний, поэтому если появилась необходимость ремонта коробки, то следует обратиться к специалистам.

Коробка, которая стала базой, имеет маркировку ЯМЗ-239 под двигатели ЯМЗ-7511. Эта КПП применяется на автомобилях МАЗ. Минский автозавод занимается производством коробок передач с дистанционным управлением, добавочно возможно размещение коробки отбора мощности двигателя.

Использование ЯМЗ КПП


В начале 21 века Минский автозавод стал выпускать обновленные ЯМЗ КПП с электронным спидометром, таким образом, предприятие старается двигаться в ногу со временем и заменять механические составляющие на более новые и усовершенствованные.


Среди автоматических составляющих в ЯМЗ выделяется также система блокировки включения низшего диапазона, который позволяет контролировать работу демультипликатора. Работа системы блокировки (АСБП) основана на работе раздаточной коробки, зависит от передаточных чисел. Данная система позволит грузовому автомобилю преодолевать сложные участки бездорожья, избегать пробуксовки.


Раздаточные коробки чаще устанавливаются в автомобилях с механической коробкой передач. КПП ЯМЗ стала исключением, так как она более современна и проста в использовании.

Механизм работы ЯМЗ КПП

Само устройство переключения передач находится в крышке с тремя штоками. Каждый шток отвечает за свои передачи – 26-й предназначен для 4-5 передач, 30-й переключает на 2-3 передач, 29-й нужен для первой передачи и заднего хода.

На штоке четвертой и пятой передачи, а также 2-3-й закреплены вилки соответствующих передач. На штоке с первой и задней передачей находится головка переключения. Каждый из штоков имеет три положения – нейтраль держит выключенным скорости, а остальные два положения включают одну из передач. Фиксация происходит при помощи шарика и пружины сжатия.

Замковый механизм позволяет исключить включение сразу нескольких передач при помощи двух блокирующих шариков, которые входят в канавки штоков и запирают их в нейтральном положении.

9-ступенчатые коробки передач ЯМЗ

9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ

9-ступенчатая, механическая; пятиступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.

Конструкция коробок передач нового поколения семейства ЯМЗ-239 предусматривает:

  • установку пневмоусилителя переключения передач;
  • применение электропневматического управления различной степени автоматизации;
  • блокировку запуска стартера при включенной передаче;
  • установку электронного датчика спидометра;
  • применения ходоуменьшителя;
  • дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере коробки передач 11,5 +0,5 л.

Коробки передач типа ЯМЗ-2394 могут быть оборудованы теплообменником для охлаждения масла в летнее время и подогрева масла перед началом движения в зимнее время.

Передаточные числа

Модель КПП Передаточные числа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 З/ход
ЯМЗ-239 (базовая модель) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,74 1,97 1,39 1,0 0,78 10,04
ЯМЗ-239-03
ЯМЗ-239-20
ЯМЗ-239-22
ЯМЗ-239-24
ЯМЗ-2391 (базовая модель) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,46 1,97 1,39 1,00 0,703 10,04
ЯМЗ-2391-10
ЯМЗ-2391-20
ЯМЗ-2391-22
ЯМЗ-2391-23
ЯМЗ-2392-10 12,24 6,88 4,86 3,50 2,74 1,97 1,39 1,00 0,78 10,04
ЯМЗ-2393-03
ЯМЗ-2393-10
ЯМЗ-2393-20
ЯМЗ-2394
ЯМЗ-1809* (новое поколение) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,74 1,97 1,39 1,00 0,78 10,04
ЯМЗ-1809-30* (новое поколение)
ЯМЗ-1809-50* (новое поколение)
ЯМЗ-1909* (новое поколение) 12,24 6,88 4,86 3,50 2,46 1,97 1,39 1,00 0,703 10,04
ЯМЗ-1909-30* (новое поколение)
ЯМЗ-1909-50* (новое поколение)

* Для двигателей с картером маховика по SAE N1

Технические характеристики

Рычаг или механизм для присоединения дистанционного привода с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения нижнего диапазона.

ISO 8667-T180

От зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с).

От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковой правый люк до 44 кВт (60 л.с.) и от зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с).

Автомобили КрАЗ, РИАТ

Автомобили КрАЗ, РИАТ

От зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с).

Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ


Каталог коробок передач ЯМЗ

Ниже представлен каталог коробок передач Ярославского Моторного Завода с основными моделями КПП. Все дополнительные модификачии Вы можете посмотреть непосредственно в разделе соответствующей модели. Для более удобного поиска смотрите применяемость коробки передач и основные технические характеристики. На страницах модификаций Вы найдете помимо всей информации, включая передаточные числа и модели двигателей, с которыми модификация используется.

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение

Серия КПП Масса*, кг Ne, Н.м Применение

Особенности конструкции коробок нового поколения

  • Установка пневмоусилителя переключения передач
  • Применение электропневматического управления различной степени автоматизации
  • Блокировку запуска стартера при включенной передачи
  • Установку электронного датчика спидометра
  • Применение ходоуменьшителя
  • Дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Конструктивные особенности модернизированных коробок

Варианты КПП для большегрузных авто

9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.


5 ступенчатая КПП

16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.

Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.

Схема переключения

Схема устройства

Схема устройства переключения передач КПП с делителем на МАЗе непростая, но она очень поможет вам при совершении ремонтных работ. Ступенчатая коробка переключения передач на МАЗе состоит из таких элементов, как картер, валы, ступка, синхронизаторы, шестерёнки и другие не менее важные элементы.

9 ступенчатая

Такой агрегат устанавливают, в большинстве случаев, на грузовики или автомобили, которые будут подвергаться высокой проходимости.

9 ступенчатая КПП

9 ступенчатая КПП


8 ступенчатая

Этот агрегат, как и его предшественник, пользуется популярность среди машин с высокой грузоподъёмностью.

8 ступенчатая КПП

8 ступенчатая КПП


5 ступенчатая

Наиболее популярная, среди легковых автомобилей.

5 ступенчатая КПП

5 ступенчатая КПП


Необходимость ухода за КПП

Способствует продлению ресурса скоростной коробки – своевременное ее обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за эффективностью работы шестеренок, рычага управления, контролировать уровень залитого в автомобильную систему МАЗ масла.

В случае необходимости ремонта коробки передач на МАЗ, необходимо демонтировать из штатного места коробку передач. Устройство должно быть визуально осмотрено на предмет внешних деформаций. Велика вероятность того, что именно это является причиной того, что КПП «не слушается» команд водителя. Если деформаций нет, можно приступать к разбору на составляющие КПП.

Если схема КПП МАЗ дала сбой, то станут проявляться следующие признаки:

  • не срабатывают некоторые передачи, например, 4 и 5;
  • отмечается затруднение ручного переключения.

Для промывки КПП требуется около 3-х литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении мостов, мойке, дефектации коробки. Также, ремонту подлежат картер и крышка.

Устройство

Между промежуточным и вторичным валом сбоку установлена ось с парой роликовых подшипников и шестеренкой заднего хода. Передний зубчатый элемент агрегирует с аналогом первой скорости при помощи дополнительного вала, а задняя шестерня зацепляется посредством активации задней передачи.


На полуприцепе МАЗ фронтальная часть вторичного вала смонтирована на роликовом подшипнике, а задний элемент установлен в ванне шарикоподшипника. На выступающей части имеется шестеренка привода спидометра, сзади деталь защищена крышкой, в которой находятся сальник и привод скоростемера. На шлицевой задней части вала установлен механизм переключения первой и задней передачи. Стоит отметить, что данная шестерня оснащена прямыми зубцами.

Схема переключения передач МАЗ, устройство, ремонт, характеристики

Вряд ли кто-то станет спорить, что для понимания принцип и последовательность работы коробки передач значительно легче, чем та же

, но и здесь предостаточно своих нюансов, которое непосвященному могут показаться «темным лесом».

И загнать его такие дебри измышлений, что впору вызывать «03», хотя есть большие сомнения, что приехавшие специалисты смогут хоть чем-то помочь, если, конечно, у кого-нибудь из них не стоит в гараже детище Минского Автозавода. Хотя и тогда нет гарантии, что вам попадется владелец именно того типа КПП, что загнал вас в столь плачевное состояние. А чтобы не попадать в подобные ситуации стоит знать «ху из кто», то есть, для каких моделей МАЗ, какие коробки являются нормой. схема переключения передач МАЗ.jpg
Допустим, вас интересует, или вы даже являетесь обладателем одной из следующих моделей – 5551, 5337, 53371, 54331, 5431. В таком случае поздравляем! Дело в том, что на этих автомобилях в базовой комплектации ставят коробку ЯМЗ 236П, а это означает, что схема переключения передач МАЗ данного типа описывается очень просто – пяти ступенчатая.

Другое дело, если речь идет о МАЗах 64229-ой и 54323-ей модели , на которые устанавливают КПП хоть и ЯМЗ, но уже 238А. а такая коробка является гибридом обычной четырех ступенчатой коробки с двухступенчатым мультипликатором. Фактически, такое сочетание делает коробку передач восьми ступенчатой, где в низшем диапазоне мультипликатора работают передачи с первой по четвертую плюс задний ход, а при переключении мультипликатора в высший диапазон «появляются» передачи с пятой по восьмую. Схема маз переключения передач.jpg
В отдельную категорию стоит выделить автомобили минского производства, но с импортными КПП, которые были переделаны под используемые отечественные двигатели. Чаще всего, при подобной модификации используются два типа коробок, и в результате схема переключения передач МАЗ соответствует либо 9-тиступенчатой ZF Ecomid 9S1310, либо 16-тиступенчатой ZF 16S1650. Использование подобных коробок гарантирует владельцам некоторые преимущества. И в то же время накладывает на них некоторые обязательства – правила технического обслуживания такой коробки переключения должны соблюдаться неукоснительно. Хотя стоит заметить, что ненадлежащий уход и эксплуатация наших «двужильных» КПП тоже дело обязательное, и если эти нормы не соблюдать, то очень скоро схемы переключения вас будут интересовать куда меньше инструкций по ремонту коробки.

Схема переключения передач МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Схема переключения передач Маз моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.

Еще по теме

Как правильно переключать передачи на мазе с делителем

КПП от иномарки на МАЗ 543202 | Автор темы: Fridmar

народ подскажите от какой иномарки подойдет кпп на МАЗ 543202 (2003) ЯМЗовской 8?

Sergey (Tifara) зачем именно от иномарки?

с ямз и камазами сто лет уже комплуектуют 16-ступенчатой ZF

Sergey (Tifara) и как она?

Sergey (Tifara) Ништяк.

у нас на МАЗе-6312 такая стоит в паре с ЯМЗ-650

да и вообще, хвалят

Sergey (Tifara) так-то даже камазовские старые коробки получше ЯМЗ будут

Sergey (Tifara) а мне переделывать ничего не придется?

Vladimir (Rayann) Сергей, ещё ямз 202 хорошая кпп, 9 ступка, уже 3 года проблем незнаем!

Sergey (Tifara) не особо показатель. на МАЗы не от нечего делать ставят 152 и 141ые коробки

Vladimir (Rayann) Сергей, камазовская коробка по сравнению с ямз 202 отстой полный, в том числе и его делитель!

Sergey (Tifara) херню не неси. Камазовская, как раз таки эталон неубиваемости. а ЯМЗ всегда славились своей ненадёжностью, хотя и рождались оба типа коробок в Ярославле.

на том же Урале с ЯМЗ при возможности меняют 236ую на 141.

короче.не знаешь-не свисти

Evgeny (Maidie) Можно рассмотреть КПП Praga или Raba

Vladimir (Rayann) Сергей, ага, знаток бля нашелсЯ) ты хоть 202 и152 при 50-60 тоннах экспатировал на ямз? )

и ты нашёл, блядь, чего сравнивать. ты вот сравни 152ую или 141ую КПП с ЯМЗ того же уровня. будь то 236.

с 202ой корректней сравнивать 144ую или 161ую

Sergey (Tifara) На МАЗы ставили камазовскую. 50 тонн полной массы вполне потянет.

Vladimir (Rayann) Сергей, ну не знаю, спорить не буду, но лично видел как на ямз 7511 коробка разлеталась

Sergey (Tifara) Vladimir, какая модель?

Sergey (Tifara) с 7511 вообще лучше ничего, кроме цанрада не компоновать

Vladimir (Rayann) Сергей, 152 новая с магази на 3й рейс разлетелась, а при 202 проблем никогда не знали

Sergey (Tifara) с магазина можно купить какую-то левую хуету.

да и 152 для движков попроще расчитана. с обычными турбовыми 238 камазовских точно хватает.

а вот с 7511 я бы уже 154ую ставил. так что, изначально неудачно выбрали

Vladimir (Rayann) Сергей, да фирма, бабла много, головой не думают

Компания «ШАФТ» осуществляет сервис и ремонт коробок передач Fast Gear (FG), установленных на китайские грузовики, МАЗ и КАМАЗ.

Технически грамотные специалисты, современное оборудование и постоянное наличие запасных частей для грузовых коробок передач позволяет делать ремонт КПП грузовиков наиболее оперативно.

Ремонт КПП выполняется с соблюдением всех технических условий необходимых для качественного сервиса грузовой коробки передач.

Что представляет собой коробка передач ЯМЗ 239?


Коробки ПП ЯМЗ изначально выпускались в качестве дополнения к движкам ЯМЗ чаще применяемых на грузовых автомобилях МАЗ (для улучшения их работы). В зависимости от разновидностей транспорта могут встречаться усовершенствованные модели и сборки КПП ЯМЗ. Ремонт КПП ЯМЗ требует особых знаний, поэтому если появилась необходимость ремонта коробки, то следует обратиться к специалистам.

Коробка, которая стала базой, имеет маркировку ЯМЗ-239 под двигатели ЯМЗ-7511. Эта КПП применяется на автомобилях МАЗ. Минский автозавод занимается производством коробок передач с дистанционным управлением, добавочно возможно размещение коробки отбора мощности двигателя.

Использование ЯМЗ КПП


КПП ЯМЗ 239, вид изнутри

В начале 21 века Минский автозавод стал выпускать обновленные ЯМЗ КПП с электронным спидометром, таким образом, предприятие старается двигаться в ногу со временем и заменять механические составляющие на более новые и усовершенствованные.
Схема КПП ЯМЗ 239 с демультипликатором

Среди автоматических составляющих в ЯМЗ выделяется также система блокировки включения низшего диапазона, который позволяет контролировать работу демультипликатора. Работа системы блокировки (АСБП) основана на работе раздаточной коробки, зависит от передаточных чисел. Данная система позволит грузовому автомобилю преодолевать сложные участки бездорожья, избегать пробуксовки.


Схема строения КПП ЯМЗ 239

Раздаточные коробки чаще устанавливаются в автомобилях с механической коробкой передач. КПП ЯМЗ стала исключением, так как она более современна и проста в использовании.

Механизм работы ЯМЗ КПП

Само устройство переключения передач находится в крышке с тремя штоками. Каждый шток отвечает за свои передачи – 26-й предназначен для 4-5 передач, 30-й переключает на 2-3 передач, 29-й нужен для первой передачи и заднего хода.

На штоке четвертой и пятой передачи, а также 2-3-й закреплены вилки соответствующих передач. На штоке с первой и задней передачей находится головка переключения. Каждый из штоков имеет три положения – нейтраль держит выключенным скорости, а остальные два положения включают одну из передач. Фиксация происходит при помощи шарика и пружины сжатия.

Замковый механизм позволяет исключить включение сразу нескольких передач при помощи двух блокирующих шариков, которые входят в канавки штоков и запирают их в нейтральном положении.

Схема кпп 239 маз


Особенности конструкции:

• предусмотрена блокировка запуска стартера при включенной передаче;
• электронный датчик спидометра.

Модель, комплектация Тип коробки передач Основное применение Основные размеры, мм
ЯМЗ-239
ЯМЗ-239-09 *1
(базовая модель)
9-ступенчатая,
механическая;
пятиступенчатая
основная коробка
с двухдиапазонным
планетарным
демультипликатором,
с синхронизаторами
на всех передачах,
кроме первой передачи
и заднего хода
а/м МЗКТ
ЯМЗ-239-03 грузовые автомобили
ЯМЗ-239-12, -13*1 а/м МАЗ
ЯМЗ-239-19*1, -20 а/м МЗКТ
ЯМЗ-239-22, -23 а/м МАЗ
ЯМЗ-239-24 а/м "Урал"
ЯМЗ-239-50 грузовые автомобили
ЯМЗ-239-54, -55*1 а/м "Урал"
ЯМЗ-2391
(базовая модель)
а/м РИАТ
ЯМЗ-2391-05 а/м МАЗ
ЯМЗ-2391-10 грузовые автомобили
ЯМЗ-2391-20 а/м РИАТ
ЯМЗ-2391-22 а/м "Урал"
ЯМЗ-2391-23, -29*1 грузовые автомобили
ЯМЗ-2391-32*1, -42, -43*1 а/м "Урал"
ЯМЗ-2393-03 а/м БЗКТ
ЯМЗ-2393-10 а/м БЗКТ с двигателем "ТМЗ"
ЯМЗ-2393-14 а/м БЗКТ
ЯМЗ-2393-20 а/м БЗКТ с двигателем "ТМЗ"
ЯМЗ-2393-23*1,-30*1 а/м БЗКТ
ЯМЗ-2394 а/м БЗКТ
ЯМЗ-1809 *2 а/м МАЗ
ЯМЗ-1809-30*2 грузовые автомобили
ЯМЗ-1809-50*2 а/м "Урал"
ЯМЗ-1909 *2 а/м МАЗ
ЯМЗ-1909-010*2 а/м "Урал" с двигателем
ЯМЗ-53602 (экокласс 4)
ЯМЗ-1909-30*2 грузовые автомобили
ЯМЗ-1909-50*2 а/м "Урал"
Модель, комплектация Макс. входной крутящий момент, Н.м Масса с картером сцепления, кг Передаточные числа Фланец крепления карданного вала
ЯМЗ-239
ЯМЗ-239-09 *1
(базовая модель)
1800 385 1 - 12,24
2 - 6,88
3 - 4,86
4 - 3,50
5 - 2,74
6 - 1,97
7 - 1,39
8 - 1,00
9 - 0,78
3адний ход - 10,04
ISO8667-T180
ЯМЗ-239-03
ЯМЗ-239-12, -13*1
ЯМЗ-239-19*1, -20
ЯМЗ-239-22, -23
ЯМЗ-239-24
ЯМЗ-239-50
ЯМЗ-239-54, -55*1
ЯМЗ-2391
(базовая модель)
1900 385 1 - 12,24
2 - 6,88
3 - 4,86
4 - 3,50
5 - 2,74
6 - 1,97
7 - 1,39
8 - 1,00
9 - 0,703
3адний ход - 10,04
ISO8667-T180
ЯМЗ-2391-05
ЯМЗ-2391-10
ЯМЗ-2391-20
ЯМЗ-2391-22
ЯМЗ-2391-23, -29*1
ЯМЗ-2391-32*1, -42, -43*1
ЯМЗ-2393-03 1800 450 1 - 12,24
2 - 6,88
3 - 4,86
4 - 3,50
5 - 2,74
6 - 1,97
7 - 1,39
8 - 1,00
9 - 0,78
3адний ход - 10,04
Спецфланец
или
ISO8667-T180
ЯМЗ-2393-10
ЯМЗ-2393-14
ЯМЗ-2393-20
ЯМЗ-2393-23*1,-30*1
ЯМЗ-2394
ЯМЗ-1809 *2 1800 370 ISO8667-T180
ЯМЗ-1809-30*2
ЯМЗ-1809-50*2
ЯМЗ-1909 *2 1900 370 1 - 12,24
2 - 6,88
3 - 4,86
4 - 3,50
5 - 2,74
6 - 1,97
7 - 1,39
8 - 1,00
9 - 0,703
3/ход - 10,04
ISO8667-T180
ЯМЗ-1909-010*2
ЯМЗ-1909-30*2
ЯМЗ-1909-50*2

Дополнительный отбор мощности
от зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с.);
- от прямозубой шестерни промежуточного вала через боковой правый люк до 29,5 кВт (40 л.с.).

Читайте также: