Схема переключения передач вольво ф 10

Обновлено: 05.05.2024

Volvo FH16, оснащенный новой трансмиссией I-Shift с понижающими передачами, буксирует груз весом 750 тонн

Давайте рассмотрим селектор переключения АКПП I-Shift грузовика Volvo.

Селектор выполнен в форме рычага, на нем есть кнопки управления механическим режимом.

Есть кнопка, которая позволяет опустить рычаг в крайнее нижнее положение для того, чтобы во время отдыха селектор не мешал свободно отдыхать. Опустив рычаг можно свободно передвигаться по кабине без боязни зацепиться за него.

Селектор имеет несколько положений:

  • Нейтрал
  • Автоматический режим
  • Задний ход
  • Механический режим переключения

Как обычно, перед запуском двигателя, селектор АКПП устанавливается в нейтральное положение.

Функциональная и электрическая схемы.

Модуль управления TCM и исполнительный элемент (сервопривод) сцепления объединены в одном блоке. У поршня главного цилиндра имеется датчик положения.

К модулю напрямую подсоединены привод выбора передачи (это тот, который двигает виртуальную ручку КПП слева направо) и привод переключения передач (это тот, который включает передачи движением виртуальной ручки вперёд и назад). Каждый из этих приводов оснащён датчиками направления и импульса вращения мотора (их можно увидеть на электрической схеме).

От блока управления двигателем(ECM) TCM напрямую получает сигналы о скорости автомобиля (VSSAMT), включении стартера (STS), состоянии стояночного тормоза (BKAWD), о запуске двигателя (WEN). TCM выдаёт в ECM разрешение на запуск двигателя (STEN).

Всё остальное взаимодействие осуществляется в цифровом виде по шине CAN: — с блоком управления двигателем TCM (данные о нажатии педали тормоза, оборотах двигателя, нагрузке на двигатель т.д.); — с блоком ABS/VSA ведётся двусторонний обмен данными (какими точно сказать не могу, но очевидно, что VSA прекращает работу при неисправности в трансмиссии, а в момент коррекции заноса или пробуксовки TCM получает запрет на переключение передач для избежания прерывания крутящего момента); — с приборной панелью (индикаторы панели); — с модулем управления переключением передач, он включает в себя ручку селектора режимов КПП и подрулевые клавиши выбора передач. Для диагностики неисправностей TCM имеет прямой выход на диагностический разъём.

Хочу обратить внимание, что система не имеет датчика температуры сцепления. Перегрев сцепления (например код неисправности: P19E6 (164-1) Температура сцепления слишком высокая (более 300 °C) ) вычисляется TCM по косвенным признакам.

Подробнее это всё можно увидеть на электрической схеме, хотя она наверное будет интересна разве что специалистам. Поэтому я выкладываю схему системы «i-shift» для Civic 5D 2007 модельного года в качестве справочного материала (что бы открыть схему в полном размере нужно кликнуть на эскиз) и перехожу к описанию функционирования «робота».




Volvo FH I-Save. Бережливый

В пригороде Гетеборга состоялась презентация обновленного магистрального тягача Volvo FH с функцией I-Save. Как утверждает производитель, теперь флагман марки способен без ущерба для ходовых качеств улучшить топливную экономичность на 7 %. Что ж, есть хороший повод проверить это на практике.

Олег Прохоров
Volvo FH I-Save Полная масса: 20 500 кг Начало продаж в Европе: 2019 г.

Караван из 12 автопоездов, каждый — полной массой 44 тонны, отправился в пробег по дорогам общего пользования на юго-западе Швеции. Наш «топливный вояж» (так переводится с английского слоган Our Fuel Journal, нанесенный на борта полуприцепов) общей протяженностью около 300 км был разбит на участки, различающиеся рельефом местности. Предусмотренная программой тест-драйва смена экипажей дала возможность побывать за рулем сначала 460‑, а затем 500‑сильного тягача Volvo FH с функцией I-Save. И попрактиковаться в экономии.

Volvo FH I-Save. Бережливый

Под кабинами обоих тягачей двигатель D13TC с турбокомпаундом. Именно силовой агрегат является главным инструментом экономии для Volvo FH I-Save. Он способен повысить крутящий момент, в сравнении с аналогом без окончания ТС (без турбокомпаунда), на 300 Нм. Так, у мотора в 460 л. с. момент возрастает с 2300 до 2600 Нм, а у 500‑сильного — с 2500 до 2800 Нм. Однако отдача не просто стало больше, немаловажно, что теперь полка крутящего момента сместилась в зону более низких оборотов (у 500‑сильного мотора максимум начинается с 900 об/мин). Новый дизель D13TC также получил запатентованную волно-образную форму днища поршня, что позволило улучшить смесеобразование.

Volvo FH I-Save. Бережливый

Эффективные в плане расхода топлива гипоидные мосты грузоподъемностью 12 и 13 тонн предлагаются с разными вариантами передаточных чисел.

Весомую лепту в копилку энергосбережения вносит коробка передач I-Shift, выбирающая алгоритм переключения в зависимости от топографии местности. Уместно привести аналогию с системой PPC нового Mercedes-Benz Actros, которая наиболее эффективна при дальнемагистральных перевозках. Правда, инженеры Volvo Trucks оснастили трансмиссию своего флагманского тягача двойным сцеплением, дающим возможность переключать передачи без разрыва потока мощности. В итоге двигатель работает без скачков оборотов, а переключение передач происходит быстрее. Здесь, кстати, нужно отметить новое программное обеспечение коробки, подбирающее алгоритм переключения для конкретного вида транспортной работы. Также стоит упомянуть функцию I-Roll, автоматически переводящую КП в «нейтраль», что позволяет эффективно использовать движение накатом.

Volvo FH I-Save. Бережливый

Передняя пневмоподвеска FSS-Air имеет функцию регулировки дорожного просвета ASF-DLL.

Исполнение I-Save предполагает комплектацию тягача двумя вариантами ведущих мостов — RSS1244B и RSS1344E, оба предназначены для скоростных перевозок по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием. Более эффективные в плане расхода топлива гипоидные мосты грузоподъемностью 12 и 13 тонн предлагаются с разными вариантами передаточных чисел главной пары — от 2,31 до 3.36. Прочная и компактная конструкция, малый вес, пониженные потери на трение — все это направлено на максимальную экономию топлива. Картер заднего моста выполнен из чугуна с частицами шаровидного графита. Агрегаты оснащают устройством блокировки дифференциала, что повышает проходимость на скользком дорожном покрытии. Блокировкой можно управлять с приборной панели, нажав переключатель. Мосты также более эффективные и теперь нуждаются в меньшем объеме заливаемого масла. Ступичные подшипники (конические роликовые) выполнены в едином узле, не требующем обслуживания, с заложенной на заводе смазкой. Ступицы колес с подшипниками монтируются и демонтируются как единое целое, в регулировке зазоров нет необходимости.

Высокоэффективный двигатель, «умная» коробка, пневмоподвеска с функцией регулирования дорожного просвета — по задумке автопроизводителя всем вышеперечисленным должен управлять круиз-контроль. Доверившись автоматике, гораздо проще достичь заявленных цифр экономии топлива: система автоматически сохраняет скорость движения, которую выбрал водитель. Активация системы и настройка скорости выполняются клавишами на левой спице рулевого колеса. Информация об активации круиз-контроля отображается на информационном дисплее водителя. К примеру, у версии Cruis-E топливо можно сэкономить благодаря возможности выбора минимальной и максимальной скорости движения с помощью уровней ECO. Всего имеется три EСО-уровня. Используемый для движения в обычном транспортном потоке уровень 2 предполагает возможность снижения заданной скорости на 2 км/ч и повышение на 5 км/ч.

Volvo FH I-Save. Бережливый

Двигатель D13TC является главным инструментом экономии для Volvo FH I-Save.

Volvo FH I-Save. Бережливый

Что касается активных помощников водителя, самым прогрессивным на данный момент является адаптивный круиз-контроль (ACC) — это система с использованием радара, помогающая водителю автоматически поддерживать безопасное расстояние до движущегося впереди автомобиля. Ее включение/отключение выполняется соответствующей кнопкой на рулевом колесе, также водитель может настроить расстояние до движущегося впереди автомобиля. Функция ACC адаптирована для совместной работы с Cruis-E и I-See (предикативный круиз-контроль). Она способна поддерживать безопасное расстояние, вплоть до полной остановки или аварийного торможения автопоезда в нештатной ситуации. Volvo Trucks представила и ряд новых функций, которые позволят транспортным компаниям экономить топливо, в том числе и с выключенным круиз-контролем. Благодаря им, а также усовершенствованному программному обеспечению на обновленной линейке двигателей Volvo D13 экологических классов Евро-3, Евро-4, Евро-5 потребление топлива можно сократить на величину до 3%. Это весьма актуально для рынка России, где машин экологического класса Евро-6 совсем немного.

Volvo FH I-Save. Бережливый

Капотник Volvo VNL 760, турбокомпаундный мотор D13TC был испытан именно на нем.

Новое программное обеспечение, представленное в начале 2020 года на линейке 13‑литровых двигателей стандарта Евро-6 d, дает возможность снизить расход топлива на 1%. При этом потенциал дополнительной экономии напрямую зависит от навыков водителя в области экономичного вождения и особенностей маршрутов движения. Новая функция получила название Volvo Torque Assist и предназначена для снижения расхода топлива на магистральных маршрутах с выключенным круиз-контролем. Происходит автоматическая адаптация крутящего момента и ускорения грузового автомобиля к топографии местности, фактической нагрузке и изменению режимов движения. «Мы отметили для себя, что водителям необходима помощь в снижении расхода топлива на тех отрезках, где их грузовой Volvo движется не задействуя режим круиз-контроля. Мы по-прежнему считаем, что наша система I-Cruise позволяет водителю максимально эффективно управлять транспортным средством, однако на маршрутах бывают участки, где ее использование не представляется возможным. Именно для таких ситуаций мы и создали функцию Volvo Torque Assist», — отмечает директор по разработке продуктовой линейки Volvo Trucks Петер Хардин.

Volvo FH I-Save. Бережливый

В 2020 году на европейский рынок выходит магистральный тягач Volvo FH XXL с удлиненной спальной кабиной.

Кстати, конструкция педали акселератора также была усовершенствована, ее ход стал более жестким. Это позволяет улучшить обратную связь, а значит плавнее набирать обороты и лучше управлять грузовым автомобилем, считают разработчики. Данное решение адресовано в первую очередь водителям, у которых навык топливоэффективной езды еще невысок.

Бережливым быть можно и нужно, считают в шведской компании. На европейских рынках Volvo FH c I-Save доступно для заказа с весны 2019 года.

-->Инструкции для ремонта грузовой техники -->



1 Подрулевой рычаг указателей, системы поддержания заданной скорости и оборотов двигателя (круиз-контроль)
2 Панель управления световыми приборами (фары, габариты, противотуманки)
3 Комбинация приборов с информационным дисплеем водителя
4 Тахограф
5 Клавиатура магнитолы и телефона
6 Рычаг дополнительного тормоза
7 Подрулевой рычаг управления очистителями ветрового стекла и информационным дисплеем водителя
8 Блокирующий клапан
9 Стояночный тормоз
10 Телефон
11 Дисплей Dynafleet и телекамеры заднего вида
12 Клавиатура Dynafleet и телекамеры заднего вида
13 Переключатель гидравлического оборудования или специального оборудования
14 Выключатель вращающихся сигнальных маячков или дополнительного оборудования
15 Выключатель телекамеры заднего вида или дополнительного оборудования
16 Выключатель стояночного отопителя
17 Выключатель внутреннего освещения
18 Выключатель дополнительного тормоза
19 Переключатель подъемника тележки или блокировки дифференциала
20 Выключатель блокировки дифференциала
21 Переключатель полноприводной трансмиссиили ADR
22 Переключатель гидравлического оборудования или специального оборудования
23 Держатель для бутылки (для воды)
24 Дверная панель управления
25 Выключатель рабочей лампы
26 Переключатель гидравлического оборудования или специального оборудования
27 Переключатель гидравлического оборудования или специального оборудования
28 Переключатель гидравлического оборудования или специального оборудования
29 Выход OBD (диагностический разъем)
30 Выключатель дополнительного оборудования
31 Переключатель гидравлического оборудования или специального оборудования
32 Выключатель опрокидывателя кабины
33 Выключатель отбора мощности
34 Выключатель отбора мощности
35 Рычаг или переключатель тормоза прицепа, EBS или дополнительное оборудование
36 Управление микроклиматом
37 Магнитола, тахограф или Dynafleet
38 Магнитола или Dynafleet
39 Прикуриватель (Нельзя использовать его в качестве электрической розетки!)
40 Электрическая розетка 12 В (Макс. 10 A)
41 Пепельница
42 Сигнальный знак на крыше
43 Электроуправляемый люк в крыше
44 Термостат
45 Габаритные огни
46 Сигнальный блок заднего хода

Правильное Переключение Передач На Самосвале Вольво

Как правильно переключаться на самосвале VOIVO FM X.
В конструкции трехскоростных КПП имеется делитель, благодаря которому получаем дополнительный ряд скоростей (то есть еще 3 скорости) и демультипикатор, что из имеющихся уже 6 скоростей дает еще 6, плюс заднюю скорость так же дробит на 2, всего получается 12 скоростей вперед и 2 назад. Это наиболее популярные коробки, имеющие надежную конструкцию, неприхотливые в обслуживании, пришли на смену более старым моделям SR1700 и SR1900, хорошо зарекомендовали себя среди владельцев грузовиков шведской марки, выпускаются производителем и устанавливаются на конвейере и по сей день. Все модели имеют одинаковые передаточные числа на всех скоростях и различаются не значительно по внутренним деталям. Можно выделить модель VT2814B, производитель позиционирует эту кпп как наиболее крепкую, т.е. рассчитанную на больший крутящий момент от двигателя (2800 Н/м) отличается другими шестернями третьей передачи и делителя. В линейке этих коробок так же есть более скоростные кпп с передаточным числом на прямой передаче 0,8, так называемые кпп с OverDrive, применяются на шасси с установленными бортовыми редуторами на ведущих осях. Идентифицировать модель кпп на вашем грузовике можно по шильде на картере сцепления, или по вин-коду.
Если посмотреть глубже в конструкцию, мы увидим оснащенные синхронизаторами основные 3 шестерни, (синхронизатор 3й передачи, работает в одну сторону, и двойной синхронизатор 1 и 2 передачи, установлен соответственно между шестернями 1 и 2 передач), синхронизированный в обе стороны делитель, не синхронизированные тихоходная и шестерня заднего хода, и так же оснащенный синхронизатором в обе стороны выходной вал кпп, он же планетарный редуктор, он же демультипликатор.
Основные неисправности возникающие в самой кпп
-самопроизвольное выключение передач
-недовключение передач
-хруст треск при включении передач
-стук со стороны кпп при стоящем автомобиле и заведенном двигателе
-шум из кпп при движении
-повышенная температура кпп (выше 65 град., руку не удержать)
-потеря масла и заклинивание кпп.
Instagram---https://www.instagram.com/p/B8D8IeBHgF4/?igshid=10yju2x82rzsm

Подписывайтесь на наш Telegram канал! @thewikihow открыть Мониторим видео тренды 24/7

Добавить временную метку

Включение данной опции позволит добавить к ссылке время начала воспроизведения видео, где H:M:S - часы:минуты:секунды

Volvo F12: технические характеристики

Volvo F12: технические характеристики

Volvo F12 представляет собой семейство бескапотных грузовиков колёсных формул 4х2, 6х2 и 6х4, от компании Вольво Тракс, которое производилось с 1977-го по 199З-й год. Для своего времени это были очень прогрессивные автомобили, а главное – они были надёжными и долговечными. За что и получили заслуженное признание в Европе и ряде стран других континетнов. Кроме того, седельные тягачи Вольво F12 стали самой распространённой иномаркой в парке советского международного перевозчика-монополиста – «Совтрансавто».

Об истории грузовика F12 и родственных автомобилей Volvo серии F

Основные компоненты шасси и трансмиссия грузовиков F12 были в значительной степени основаны на автомобилях Volvo N-серии, которая быда запущена в серийное производство в 1973 году. В 1978 году на Вольво F12 впервые было применено передовое техническое решение: система Интеркулер – промежуточное охлаждения воздуха, идущего из турбонагнетателя в цилиндры. Она позволила увеличить КПД мотора, одновременно снизив токсичность выхлопных газов.

С 1983 года в семейство была добавлена «младшая» версия, с 320-сильным дизелем той же конструкции, но меньшего объёма. – Volvo F10. Индексы отражают объём установленного дизельного двигателя в литрах. Грузовики семейства F получили 2 серьёзных обновления в процессе их серийного производства. Первое – как раз в 1983 году, когда был коренным образом переработан и модернизирован салон автомобиля. Увеличились ветровое стекло, была применена более высокая крыша, в качестве дополнительной опции предложена покупателям просторная кабина «Глобетроттер». Линейка дизельных двигателей также получила модернизацию, но на их выходную мощность это не повлияло: она не изменилась.

Об истории грузовика F12 и родственных автомобилей Volvo серии F

Вторая большая модернизация произошла в 1987 году, когда в семейство F добавился также более мощный F16 с новым 6-ти цилиндровым рядным дизелем с 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Тогда он стал самым мощным магистральным тягачом в Европе, с дизельным мотором рабочим объёмом в 16 литров, который выдавал мощность в 47О лошадиных сил. Этот грузовик топовой версии пришёлся ко двору везде, где требовались регулярные перевозки автопоездами большого веса, а также для специальных целей – к примеру, в качестве лесовозов. В 1987-м году серьёзно обновился дизайн кабины, в частности, четыре круглые фары на бампере были заменены на блок-фары.

В последние годы серийного производства грузовики Volvo F-12 появилась возможность оснащать, в качестве дополнительной опции, автоматическими коробками переключения передач. На выбор предлагалось 2 варианта –Powertronic, либо Geartronic.

Всего за период выпуска, с 1977-го по 1993-й годы, было произведено более двухсот тысяч грузовиков F-серии; в 1984 году, после модернизации 1983-го года, она была признана лучшим грузовиком в Европе, выиграв престижный конкурс International Truck of the Year 1984. Кроме седельных тягачей, на шасси Volvo F-12 делали и другие грузовики, в том числе самосвалы и разнообразную технику со спецнастройками. Но именно на магистральные тягачи приходится преобладающая доля выпущенных компанией «Вольво» автомашин серии F.

Volvo F12 в Советском Союзе

Государственная компания «Совтрансавто» была советским монополистом международных внешнеторговых перевозок. Обладая автопарком в 3,5 тысячи машин, компания осуществляла регулярные рейсы по всей Европе, а также многим азиатским странам. Работать в «Совтрансавто» было очень престижно. Устроиться туда водителем можно было лишь по блату, или имея пяти- и более- летний опыт внутрисоюзных дальнобойных перевозок, в сочетании с безупречной репутацией.

Volvo F12 в Советском Союзе

Изначально автопарк «Совтрансавто» состоял из МАЗов, но в 70-х годах в нём стали преобладать иномарки, главным образом – трёхосные грузовики Volvo F12 (с колёсной формулой 6х4). Вначале предполагалось, что жизненный цикл этих автомашин будет 6-8 лет, после прохождения которого, согласно контракту, они будут отправляться обратно в Швецию, для изучения специалистами Volvo. Но на деле оказалось, что проработав по 8 лет, Volvo F12 не вырабатывали ресурс, и возвращать обратно исправно работающую технику «Совтрансавто» не спешило.

Машины окупались в два раза быстрее запланированного срока и даже превышая пробег в 1 миллион километров продолжали курсировать на рейсах, не доставляя особенных хлопот. С запчастями проблем не было: с 1981 года в Союзе работал специализированный склад, а в 1983 году в Ленинграде был открыт и технический центр Вольво Тракс.

Volvo F12 в Советском Союзе-01

В 1989 году произошло знаменательное событие. В «Совтрансавто» была поставлена очередная партия из пятидесяти седельных тягачей Volvo F12, среди которых – юбилейный тысячный автомобиль, который компания «Вольво» продала в Советский Союз. На организованной по этому случаю торжественной церемонии президент Volvo International Ове Андерсcон вручил символический ключ от юбилейного грузовика техническому директору «Совтрансавто» Виктору Самохвалову.

Особенности конструкции

Трёхосные Volvo F12 выпускались с удлинённой и усиленной рамой, по сравнению с двухосниками. Визуально было заметно, что металл швеллера примерно в полтора раза толще, а также снабжён рядом дополнительных технологических вставок-усилителей на заклёпках и болтах. Такая рама, характерная для трёхосников, тем не менее встречается иногда и на двухосных грузовиках Вольво F12.

Подвески на Volvo F12 встречаются совершенно разные, трёх типов: полностью рессорные, полностью пневматические, комбинированные. Ни одна из них не имеет явных недостатков, слабых мест или преимуществ перед другой. Разумеется, более комфортной для водителя является воздушная система подвески. Она приближает уровень комфорта в кабине вплотную к «легковому». Однако за это удовольствие приходится платить: на грузовике с пневмоподвеской установлено восемь воздушных кранов – вместо двух (четырёхконтурного и управления прицепом) на машине с «рессоркой». А также 6 подушек подвески, 3 V-образные тяги, два стабилизатора поперечной устойчивости впереди и сзади и, соотвественно, много сайлент-блоков – всё это стоит денег.

Особенности конструкции

Рессорная подвеска не имеет всего этого оборудования: там все легко, просто и, соотвественно, «дёшево и сердито»: шприцевать один или два раза в месяц, и всё. На незагруженной машине с «рессоркой» ощущается явный дискомфорт: трясёт. Но на гружёном автомобиле разница при эксплуатации подвесок минимальна и особенно не различима, особенно на трёхоснике с опущенным мостом-«лентяем».

Двигатели Volvo F12

Грузовики Volvo F12 выпускались с двигателями различной мощности и за годы производства прошли через несколько модернизаций. Однако все они были дизельными, рядными, шестицилиндровыми, рабочим объёмом 12 литров, снабжёнными турбонаддувом, и все были моторами собственного производства компании Volvo. О надёжности и простоте конструкции/обслуживания рядной шестёрки «Вольво» недаром ходят легенды (типа беспроблемной эксплуатации по 3-4 млн км пробега). Этот дизель действительно показал себя невероятно надёжным и выносливым.

В списке этих модификаций – турбодизели

    • TD120 (мощность от 290 (213 кВт) до 330 л.с. (243 кВт), компрессия/степень сжатия – 14,2).
    • TD121 (мощность от 370 л.с. (272 кВт) до 385 л.с. (283 кВт), компрессия/степень сжатия – 14,2, максимальный крутящий момент – 1300 Н.м).
    • TD122 (мощность 396 л.с. (396 кВт), компрессия/степень сжатия – 16, максимальный крутящий момент – 1570 Н.м).
    • TD123 (мощность 356 л.с. (262 кВт) – TD123Е и 405 л.с. (298 кВт) – TD123ЕS, компрессия/степень сжатия – 17,8.

    Технический рабочий объём каждого из этих дизельных моторов составляет 11,98 литров, внутренний диаметр цилиндра – 130,18 мм, ход поршня – 150 мм, по 2 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная. Тип привода ГРМ – OHV. Число оборотов при максимальной мощности – 1900 об/мин. Число оборотов при максимальном крутящем моменте – 1200 об/мин. Привод распредерительного вала осуществляется зубчатой шестернёй. Кол-во коренных опор – семь. Порядок зажигания и работы цилиндров: 1-5-З-6-2-4.

    Система промежуточного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры из турбонагнетателя, которой оснащались двигатели Вольво F12, стало удачным техническим нововведением Volvo Truck, позволяющим повысить коэффициент полезного действия силового агрегата. Ещё одна особенность – каждый цилиндр мотора имеет свою отдельную головку.


    В отличие от дизелей TD120, TD121 и TD122, которые шли с механическим управлением, более поздние (начало 1990-х годов) двигатели TD123 были уже оснащены электронным управлением. Водители Вольво F12, получившие опыт работы на автомобилях как с тем, так и с другим видом мотора, «голосуют» за старые модификации. Как за более простые в эксплуатации и ремонте.

    Они отличаются от более «продвинутых», прежде всего, механическим управлением топливным насосом высокого давления. Это простая конструкция из двух металлических тяг и пружины от педали акселератора до ТНВД – как на классических КамАЗах. Однажды морозной зимней у водителя на трассе внезапно провалилась педаль газа, и машина работала только на холостых. Подняв кабину, он увидел, что тяга и пружина с педали соскочили и потерялись. Он срезал в ближайших кустах ветку подходящей длины, достал из бардачка кусок проволоки, а из трусов – резинку и соорудил временную суррогатную тягу и пружину. Спустя десять минут уже ехал в тёплой кабине к месту назначения. С новым дизелем TD123 такой номер бы не прошёл. А ведь там тоже может случиться подобная поломка. В частности – сгореть реостат электронной педали газа либо испортиться один из многих проводов с «мозгов» на топливном насосе высокого давления.

    Поршневая группа у 120-122го двигателя также элементарна, проста и дешёва: простой шатун и поршень, все как на КамАЗе. 123й мотор же оборудован плавающим поршнем с подвижной частью, в которой находятся компрессионные и масляные кольца. Ремонт 123-го мотора по запчастям обходится, по опыту, практически в 2 раза дороже. ТНВД и распылители на более ранние модификации Volvo F12 также стоят значительно дешевле 123-го «собрата», как и ремонт топливной аппаратуры.

    Трансмиссия

    Двигатель работет в связке с механической коробкой передач, шестиступенчатой, модификации: SR1400, SR1700, SR2000. Некоторое (очень небольшое) количество автомобилей последних лет выпуска было выпущено с автоматическими коробками передач Volvo Powertronic и Geartronic – они предлагались в качестве дополнительной опции, на заказ. Сцепление на Volvo F12 установлено двухдискового типа.

    Кабина Вольво F12

    Кабина изначально у Volvo F12 была только одна – низкая «с кепкой», но уже с 1979-го года к ней добавились версии с завышенным потолком и просторная Globetrotter. За отдельную плату в кабину можно было установить систему кондиционирования воздуха, бак для воды, раковину, холодильник и плитку для приготовления пищи – элементы комфорта, которые в те годы даже для европейских дальнобойщиков были в диковинку.

    Кабина Вольво F12

    Как правило, все кабины магистральных тягачей Вольво F12 имеют в своём арсенале 2 спальных места. Одно из которых (верхнее) у многих водителей превращается из «спальника» в «хламовик». При этом сидеть на нижнем становиться неудобно. Поэтому некоторые «рукодельные» водители придумали снимать верхнее спальное место, а нижнее – немного приподнимать, используя ящик из досок, обшивая полученную тумбу, дабы прикрыть доски. В итоге данного творчества получался аккуратный ящик, в котором можно хранить всевозможное добро. А на диване – удобно сидеть с ногами, спущенными на шахту, в минуты отдыха. Шахту часто обшивали кожзаменителем (дермантином), что и аккуратно, и практично, в плане влажной уборки.

    Отзывы водителей о Volvo F12

    Отзывы водителей о грузовиках Вольво F12 – сугубо положительные. Их характеризуют как исключительно надёжные автомобили-труженики, крайне неприхотливые и ремонтопригодные в любых «полевых условиях». Некоторые водители даже сожалеют о том, что семейство F больше не выпускается, и таких простых и выносливых машин уже не будет никогда в принципе.

    Металл, из которого делали грузовики Volvo F12, – достойного качества. Он долгое время не имел коррозии вообще: даже сколы от камней и прочие мини-царапины на кабине Вольво совсем не зацветали ржавчиной, а сохраняли характерный цинково-серый цвет металла. Но потом, разумеется, годы начинают брать своё, и машина начинает ржаветь неостановимо. На многих машинах Volvo F12 рамка лобового стекла постепенно сгнивает от коррозии и начинает пропускать внутрь кабины воду. Особенно часто подобное встречается на высоких кабинах Globetrotter: в том месте, где колпак крыши переходит в угол рамки лобового стекла.

    Некоторые малоопытные, либо спешащие водители забывают поднимать решётку радиатора перед тем, как поднять кабину, в результате чего она сразу теряет свою нижнюю часть. И при опускании кабины (особенно в тёмное время суток) также приходится быть внимательным. Поскольку рычаг переключения коробки передач в этой модели остаётся на двигателе, а не поднимается вместе с кабиной, как, к примеру, на более новой Volvo FH, его легко согнуть либо вообщее поломать опускаемой кабиной. Кроме того, с этой особенностью машины связан и другой казус: опускать кабину лучше при заглушенном двигателе. Так как при неудачном раскладе можно задеть опускаемой кабиной рычаг КПП и непроизвольно включить скорость – и машина тронется с места без водителя.

    Неудачным решением шведских конструкторов называют расположение генератора. Он на в Вольво F12 находится в самом низу мотора, под насосом гидроусилителя руля. Практически вся грязь и вода с дороги, а также капли АТФ с подтекающего сальника ГУРа – всё это обдаёт «бедный» генератор. На последующих поколениях грузовиков инженеры Volvo уже приняли решение перенести генератор вверх.

    Отзывы водителей о Volvo F12

    Машина также хорошо изучена всеми отечественными грузовыми СТО. Разборки также всегда к услугам, б/у запчастей на данную модель в России и СНГ много. Автомашина очень неприхотлива к качеству дизельного топлива; её кабина тёплая и быстро прогреваемая. Автомобиль является очень «благодарным хозяину» за своевременный уход и ремонт: повторные поломки замененных агрегатов являются огромной редкостью.

    Отмечается также отличная проходимость трёхосного варианта Volvo F12. При поднятом заднем мосте-«ленивце» машина спокойно и без проблем проезжает по таким местам, куда на двухоснике путь заказан. При этом, в поднятом состоянии подвесной мост выполняет роль естественного противовеса и дополнительно надавливает на ведущую ось, сильнее прижимая её к поверхности грунта.

    Естественно, современные «потомки» F-серии – грузовики семейства FH – гораздо больше, мощнее, функциональнее и комфортнее своих предшественников. Однако, вместе с тем, они и гораздо затратнее в обслуживании и эксплуатации. А об автомобилях Вольво F12 водители отзываются с искренней теплотой – как о своём надёжном друге, помощнике и учителе.

    Стоимость подержанного грузовика Вольво F12

    Стоимость подержанного грузовика Вольво F12

    В наше время вряд ли можно советовать покупку Volvo F12. Несмотря на все достоинства, все до сих пор оставшиеся в строю машины уже старенькие, и найти достойный вариант тяжело. Поэтому модель подойдёт только многоопытному водителю, знающему толк в её устройстве и ремонте. Цена, которую просят за б/у Вольво F12, находится в диапазоне от 400 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч рублей (за автомобили на ходу). Также Volvo F12 продаются на запчасти.

    Схема переключения передач вольво ф 10

    Volvo FH как читать электрические схемы.

    Схема соединений
    Переведенная версия на русский язык.
    Настоящее руководство по техобслуживанию представляет собой дополнение языковой версии к схеме проводки FM 89011639.
    Volvo Truck Corporation

    Пример схемы соединений.

    Название схемы соединений, вариант/подназвание и
    символ.
    рис
    .

    Координаты (B 1).
    рис
    .

    30 Напряжение аккумуляторных батарей, цепь 30.
    15 Напряжение с ключом зажигания в положении для
    езды, цепь 15.
    DR Напряжение с ключом зажигания в положении для
    езды, положении пускового подогрева и пуска, цепь DR
    61 Напряжение при работающем генераторе, цепь 61.
    рис

    Сросток проводов.
    рис

    Плавкий предохранитель.
    рис

    Стрелка ссылки на схему BA, координаты 0 C, компонент
    A17, разъем PA, штырек 29.
    рис

    На схемах показан максимум вариантов. Следует
    учитывать, что не все провода и компоненты являются
    стандартными для всех марок и моделей автомобилей.
    рис

    Выключатель.
    рис

    Реле
    рис

    Проводник на монтажной плате.
    рис

    Разъем MB, вывод 9.
    рис

    Сечение и цвет провода.
    рис

    Тонкие линии, провода.
    рис

    Клемма "массы" 4, соединение с "массой" 1 и провод 2.
    рис

    Соединение с "массой" монтажной платы.
    рис

    Соединение с "массой" без провода.
    рис

    Один и тот же сросток может быть показан на нескольких
    схемах. Провод от сростка до клеммы "массы" будет
    показан и кодирован только на одной схеме. На других
    схемах кроме сростка будет показана только клемма
    "массы".
    рис

    Указатель для схем соединений
    AA Электропитание, система пуска
    AB Главный выключатель бортового электропитания
    AC Распределение электропитания
    AE ADR, главный выключатель бортового электропитания
    AF ADR, выключатель бортового электропитания, ADR3
    BA ECU автомобиля
    BE Система помощи водителю, ACC
    BI Комбинация приборов
    BM Тахограф на панели приборов
    BN Тахограф на полке
    BU Dynafleet TIS-BAS/TIS-MED/TIS-HIGH
    BX Шлюз FMS
    BZ Система оплаты дорожных сборов
    BZ RHD Система оплаты дорожных сборов
    CJ Интерфейс двигателя
    CO Двигатель D13A
    Двигатель D13B, EGR-C, EM-EC06
    Двигатель D13B, EGR-C, EM-EC06
    Двигатель D13H, EM-JPN10
    Двигатель D13H, EM-JPN10
    Двигатель D13C, EM-EU5
    Двигатель D13C, EM-EU5
    Двигатель D16C4
    Двигатель D16E
    Двигатель D16G, EM-EU5
    Двигатель D16G, EM-EU5
    CP Преобразователь напряжения 12 В для ABS прицепа, VERS-AUS, TABS-12V
    CR SCR+DPF, EM-JPN10
    CV SCR
    DC ECU селектора передач (I-SHIFT/POWERTRONIC)
    DI Powertronic
    DM Замедлитель, ручное переключение передач
    DP I-shift
    DQ Коробка отбора мощности
    DU Механизм блокировки дифференциала
    EE Базовая система ABS, вариант E
    EE RHD Базовая система ABS, вариант E
    EF ABS 6x2 VERS-SAM
    EO EBS ECU
    EO RHD EBS ECU
    EP Модуляторы EBS
    FA Пневматическая подвеска
    FA RHD Пневматическая подвеска
    FB Пневматическая подвеска
    FB RHD Пневматическая подвеска
    FG Индикатор нагрузки
    FI Подъемник тележки A-ride
    FK Подъемник тележки A-ride с ограничителем нагрузки на ось
    FL Подъемник тележки, J-ride 6x2
    FM Блокиратор моста, самоуправляемый мост
    FO Мост с электронным управлением
    FP Передний мост с двойным управлением
    FQ Влагоотделитель
    FU Система централизованной смазки
    FX Подогреватель топлива, Thermoline
    GA Блок управления передними фарами, BUMP-S/BUMP-P/BUMP-SC
    GB Блок LCM прицепа
    GC Блок LCM задних фонарей
    GC RHD Блок LCM задних фонарей
    GE Фонари заднего свеса
    GF Задние фонари, Индия/Корея
    GG Соединения для прицепа, RIGID
    GH Соединения для прицепа, TRACTOR
    GK Соединения для прицепа (только AUS)
    GL Опознавательные фонари
    GL2 Опознавательные фонари, солнцезащитный козырек H1
    GM Стеклоочистители, датчик дождя
    GQ Звуковой сигнал
    GR Соединения для прицепа TREL14
    GU Регулировка передних фар, BUMP-S/BUMP-P/BUMP-SC
    HE Вентилятор в приборной панели
    HG Система климат-контроля, CU,-BAS,-MCC,-ECC
    HI Калорифер, UADR
    HI2 Калорифер, ADR
    HM Жидкостный подогреватель
    HP Отопитель кабины для кратковременных стоянок
    HY Система климат-контроля CU,-HEAT,-ACMAN,-ACAUT.
    HY RHD Система климат-контроля CU,-HEAT,-ACMAN,-ACAUT.
    HZ Воздухоохладитель, Бразилия
    IA Сидение с эл. подогревом/регулировкой
    IE Зеркала с эл. подогревом/регулировкой, электрические стеклоподъемники
    IF Складывающийся кронштейн зеркала
    IH Освещение кабины, H1
    IH2 Освещение кабины, INLI-NLD
    IH3 Освещение кабины, INLI-NL/INLI-BAS
    IH4 Внутреннее освещение, H2/H3
    IK Система блокирования пуска двигателя Алколок
    IM Централизованное запирание, иммобилайзер
    IQ Электроуправляемый люк в крыше, прикуриватель, холодильник
    IR Электропитание 12 В
    IR2 Электрические розетки
    IS SRS. Надувная подушка безопасности
    IU Аудиосистема
    IU RHD Аудиосистема
    IV Усилитель
    IX Интегрированный телефон
    IZ Телекамера заднего вида
    KA Механизм опрокидывания кабины
    KE Фонарь освещения груза, фонарь освещения тягово-сцепного устройства
    KI Светящийся знак
    KM Сигнальный маячок
    ME Блок дополнительных предохранителей, реле клавишных переключателей
    MF Дополнительный блок предохранителей, SPDU-S
    NA Оборудование кузова (BB), AUXSW-6 и сменный кузов
    NA_2 Оборудование кузова (BB), AUXSW-6 и рабочие фары
    NB Оборудование кузова (BB), подготовка задка и сменный кузов
    NC Оборудование кузова (BB), ELCE-CK, BBM, PTO2
    NI Дополнительные прожекторы спереди/на крыше, макс. 4х70 Вт
    NK Охранная сигнализация
    NU Оборудование кузова (BB), SPEED-DU
    NX Оборудование кузова (BB), SPDU-S
    OA Контроль давления в шинах (TPM)
    XA Коммуникационная шина J1708/J1587
    XB Коммуникационная шина J1939
    XC Коммуникационная шина J1939–7, OBD
    YA Соединение с массой
    ZA RHD "Масса"/Разное

    Тест-драйв Volvo FH с коробкой I-Shift Dual Clutch

    У производителей современных двигателей внутреннего сгорания осталось не так много места для манёвра. Коробка скоростей с двумя сцеплениями, как один из путей позволяющих при равных мощностях мотора заметно улучшать динамические и скоростные характеристики автомобиля. На выходе мы имеем, пусть не электрический двигатель, но уже и не тот инертный дизель из прошлого века. В компании Volvo Trucks первыми адаптировали технологию с двойным сцеплением на серийные грузовые автомобили.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_012

    На премьере новой линейки Volvo FH, которая состоялась в Гётеборге в 2012 году журналистам лишь обозначили будущую трансмиссию. На тот момент коробка находилась в стадии заключительной доработки и испытаний. Полностью сконцентрировав внимание на грузовике, нас заверили, что новый «автомат» в скором времени будет представлен на широкое обозрение. И шведы не обманули, уже в этом году, в Ганновере показали новую систему переключения передач I-Shift Dual Clutch. За латинскими буквами и заводской терминологией скрывается ни что иное, как первая серийно выпускаемая грузовая коробка передач с двойным сцеплением.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_013

    В Испании одни из лучших дорог в Европе. Как бы мне хотелось увидеть такое шоссе в районе Сима.

    Испытать трансмиссию I-Shift Dual Clutch журналистов пригласили в Испанию. Выбор места для проведения тест-драйва был обусловлен гористым рельефом местности Пиренейского полуострова. Нам предстояло проехать более 250-ти километров по дорогам общего пользования. Маршрут предполагал череду затяжных подъёмов с перепадом высот от 0 до 900 метров. Именно здесь, под критическими нагрузками должны были открыться все преимущества двойного сцепления. Тут я позволю себе небольшое отступление от темы, поскольку испанские дороги — это отдельная песня, из которой, ну очень трудно выкинуть слова.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_001

    В Испании построена отличная и густая сеть автострад. По общей протяженности автобанов страна вышла на первое место в Европе и четвертое в мире. И пока где-нибудь в Германии на берегу Рейна сплошной поток машин втискивается в автобан с двумя полосами в каждую сторону, в горных испанских провинциях стелются полупустые роскошные шести и восьмиполосные шоссе. Вспоминая нашу М5, петляющую тонкой полоской через Урал, на мои глаза наворачивается скупая мужская слеза. Однако, вернемся в русло технологий и испытаний.

    коробка_передач_I-Shift_Dual_Clutch_

    Коробка передач I-Shift Dual Clutch немного увеличилась в размерах

    В легковых машинах премиум-класса трансмиссия с двойным сцеплением применяется более десяти лет. С недавних пор эта коробка пошла в массы. Наступила очередь грузового сегмента. Работы по адаптации подобной трансмиссии занимался немецкий флагман ZF, но дальше опытных образцов дело не пошло. Volvo Trucks первыми адаптировали на своих грузовиках коробку с двумя сцеплениями. С недавних пор трансмиссией I-Shift Dual Clutch комплектуются автомобили Volvo FH с двигателями D13 стандарта Euro 6 и рабочей мощностью 460, 500 и 540 л. с. Автомобили уже доступны для европейских клиентов.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_004

    Снаружи корпус коробки Dual Clutch не сильно отличается от обыкновенной коробки I-Shift. Увеличился в размерах только размер кожуха прикрывающего корзину с двойным сцеплением. Прибавка составила 12 сантиметров в длину и 101 килограмм в весе. Принцип работы коробки I-Shift Dual Clutch основывается на непрерывной передаче потока мощности на карданный вал. По сути — это две связанные между собой коробки передач. Вы включаете передачу на первой коробке, а следующая передача уже задействована на второй. В процессе переключения связанное с первой коробкой сцепление отключается в момент активации второго механизма, поэтому переключение передач происходит без потери полезной мощности.

    I-Shift_Dual-Clutch_Engine_torque_

    Накануне тестовых заездов, журналистов собрали на пресс-конференцию, где до нас довели основные критерии и принципы работы новой системы переключения передач. По заверению создателей и разработчиков, новая коробка передач значительно улучшила ходовые качества грузовиков. I-Shift Dual Clutch станет надежным помощником при перевозке подвижных и жидких грузов, в частности в грузовиках для перевозки животных и цистерн, поскольку плавный переход на другую передачу вызывает меньшую подвижность самого груза.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_006

    Управление коробкой I-Shift Dual Clutch может происходить как с джойстика, так и с помощью кнопок на приборной панели.

    Высокопроизводительная трансмиссия системы I-Shift Dual Clutch также обещает снизить риск увязнуть на скользкой или заснеженной дороге. Чем тяжелее автомобиль, чем жестче условия работы, тем ярче будет проявлять себя система I-Shift Dual Clutch. Переключение передач с усилителем без утраты полезной мощности означает более предсказуемое поведение на дороге, особенно при резких поворотах. В результате управление грузовым автомобилем становится проще и безопаснее. Нам предстояло оценить все достоинства на собственном опыте.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_010

    На встречу нам прошла колонна с военной техникой.

    Посмотреть какие процессы происходят внутри коробки и момент работы двух сцеплений можно в коротком ролике от Volvo Trucks. На мой взгляд все предельно ясно и понятно.

    После осмысления теории и внутренних процессов сложного механизма журналистам дали время выспаться. Старт тестового пробега начинался недалеко от испанского курортного городка Марбелья, где нас ожидал караван автопоездов. Кроме грузовиков с двойным сцеплением, «на сладкое» были топовые тягачи Volvo FH 16 с двигателем мощностью 750 л.с. выполняющим требования Евро 6. Маршрут был построен таким образом, чтобы оценить и сравнить достоинства и преимущества новой коробки. Грузовики менялись по принципу: от хороших к лучшим.

    DSC_0430

    Как говориться — почувствуй разницу. И здесь, я не буду долго отвлекать внимание читателей рассуждениями на тему на сколько быстрей и плавней происходило переключение передач с двумя сцеплениями. Просто попытаюсь описать один момент, который на мой взгляд говорит о многом… В Испании существует замечательное правило для водителей грузовых автомобилей. Из которого следует, что если на подъёме автопоезд «сел» и его скорость упала ниже отметки 60 км/ч то водитель обязан включить аварийку и продолжать движение с аварийной сигнализацией до того момента, когда скорость опять не перевалит за отметку 60 км/ч.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_007

    На вершине одного из перевалов въехали то ли в облако, то ли в полосу густого тумана.

    Узнал я об этом правиле от инструктора, когда на первом же подъёме мой FH присел до 55 км/ч. Второй грузовик с коробкой I-Shift Dual Clutch, уверенно проходил подъёмы и не опускался ниже 70 км/ч. И здесь без вариантов — при прочих равных, тягач оснащенный коробкой с двумя сцеплениями выигрывает секунды, которые оборачиваются минутными выигрышами на каждом подъёме. Автопоезда естественно были с полной загрузкой, а для большей наглядности я прилагаю диаграмму перепада высот на этом отрезке. В сети есть ролик, где в подъем одновременно стартуют два автопоезда, один из которых с двумя сцеплениями и один с обычным I-Shift (ссылка), там разница заметна с первых секунд движения. И это не рекламный трюк, тестовый заезд действительно выявил огромное преимущество коробки I-Shift Dual Clutch.

    road book5_sidor.indd

    Маршрут был разбит на короткие отрезки. Для каждого из которых имелся график перепада высот. Кроме того все тягачи были оснащены системой I-See, которая при наличии относительно долгих и крутых склонов обеспечивала движение накатом, без применения двигателя.

    На заключительном этапе мне достался топовый тягач Volvo FH16 с двигателем мощностью 750 л.с. Флагманская модель выполняющая требования Евро 6 впервые представлена шведами весной этого года. Но так получилось, что за киношными делами я ни разу не проехал за рулем самого породистого скакуна из конюшни Volvo Trucks. Испания стала первым местом знакомства с грузовиком-легендой. Каждая его деталь — это вызов! Вызов непревзойденной мощи упакованной под элегантной внешностью. Особое оформление и дизайн кузовных частей кабины сочетаются с прекрасной отделкой, привлекая внимание окружающих.

    13_Driving_Impression_Malaga

    Без сомнения, если и бывают статусные грузовики, Volvo FH16 один из них. Оказавшись внутри кабины, сразу привлекает внимание сиденье и рулевое колесо с отделкой из кожи с уникальной цветовой гаммой. Самые крутые испанские горки мы щёлкали как семечки, даже ни разу не перейдя на пониженную передачу. Сорок тонн общей массы — это не тот груз для FH16, чтобы усомниться в его возможностях. Такой грузовик покупают в двух случаях: во-первых, чтобы выполнять исключительную работу и во-вторых, чтобы подчеркнуть исключительный имидж компании-перевозчика.

    15_Driving_Impression_Malaga

    Новая линейка моторов Euro 6, включает три уровня рабочей мощности: 750 л. с. (3550 Н·м), 650 л. с (3150 Н·м) и 550 л. с. (2900 Н·м). Все три двигателя совместимы с «автоматом» Volvo I-Shift. Самая слабая версия 550 л. с. также доступна в конфигурации с 2 800 Н·м для механической коробкой. Для обеспечения стандарта Euro 6 инженеры Volvo использовали рециркуляцию выхлопных газов (EGR) в сочетании с системой повторной очистки отработанных газов. Новый двухступенчатый турбокомпрессор повышает эффективность процесса рециркуляции отработанных газов и обеспечивает высокую выходную мощность.

    engine_volvo_fh_16_750_hp

    В двигателе установлена функция «предварительный впрыск». Это значит, что небольшое количество топлива предварительно впрыскивается в цилиндр, обеспечивая более равномерное давление и более мягкую работу двигателя. Кроме того, модель по-прежнему отличается сравнительно низким расходом топлива. На тестовом отрезке Volvo FH16 с мотором 750 л/с, при средней скорости 80 км/ч, компьютер выдал расход 28 литров на 100 км, при том что цели экономить абсолютно не было. Еще одна фишка нового мотора — возможность развивать максимальный крутящий момент уже в диапазоне от 900 до 950 оборотов в минуту в зависимости от версии двигателя.

    Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_011

    24_Driving_Impression_Malaga

    В заключение предлагаю вам посмотреть ролик о прошедшем тест-драйве, где свое мнение высказали ведущие отраслевые журналисты.

    Читайте также: