Москвич иван калита тюнинг

Обновлено: 24.04.2024

Из грязи в князи: малоизвестные седаны-неудачники на базе АЗЛК-2141


Мы уже рассказывали о мифах и фактах , связанных с АЗЛК-2141 – пожалуй, наиболее перспективной моделью Московского автозавода, так и не оправдавшей многих надежд. Отсутствие собственного двигателя, непростые времена, низкое качество, изменения в административно-экономической модели советского государства – причин было много. Однако «сорок первый» был не последним из могикан – его сложную и драматичную судьбу повторили несколько седанов, разработанных на платформе АЗЛК-2141.

Как это было

В СССР всегда любили седаны. Именно поэтому к началу девяностых в Тольятти наконец-то довели до ума трехобъемную модификацию на базе «девятки», получившую обозначение ВАЗ-21099. Руководство Автозавода имени Ленинского комсомола понимало, что седан мог бы не только расширить модельную гамму нового Москвича, но и вернуть ему былой престиж. Ведь уже буквально через пару лет после начала выпуска «сорок первого» его репутация начала стремительно портиться. Слабый двигатель, низкое качество изготовления и сборки, быстро ржавеющий кузов – это были лишь основные проблемы Москвича. Но и непривычный тип кузова нельзя было сбрасывать со счетов, ведь автомобили с пятой дверью в задней части кузова у нас традиционно относили к «утилитарно-грузопассажирским», в то время как престижные модели сохраняли консервативно-трехобъемную компоновку – так уж исторически сложилось.

По объективным причинам в момент разработки переднеприводного Москвича конструкторы занимались только базовым хэтчбеком – волею руководства Минавтопрома СССР во главе с Виктором Николаевичем Поляковым им пришлось в прямом смысле «натягивать» верхнюю часть кузова Simca 1308 на компоновку Audi 100 и приводить все это в движение с помощью советских агрегатов. Французская Симка отличалась поперечным расположением силового агрегата, в то время как на АЗЛК вынужденно остановились на продольной схеме, характерной для Audi – иначе имевшиеся в распоряжении двигатели М-412 и ВАЗ-2106 просто не встали бы под капот.

talbot_solara_11

Освоение «сорок первого» и так давалось заводу непросто, поэтому о седанах задумались уже в конце восьмидесятых годов.

То, что конструкторам пришлось разрабатывать новую модификацию кузова не одновременно с хэтчбеком, а заново, здорово усложняло задачу, ведь трехобъемный кузов нуждался в другой крыше, кузовных панелях задней части, боковинах.

Тем не менее, опытные образцы АЗЛК-2142 были готовы к 1990 году — то есть, буквально за год до распада СССР. К тому времени государственная поддержка автозаводов уже была сведена к минимуму, что сказывалось на перспективах новых моделей далеко не лучшим образом. Вдобавок Генеральный директор АЗЛК В.П. Коломников не хотел повторно наступать на "москвичевские" грабли и запускать новый седан со старыми и маломощными двигателями, как это пришлось сделать в случае с "сорок первым". По сути, это была «вынужденная ошибка», которая во многом и предопределила незавидную историческую участь переднеприводного Москвича.

Именно поэтому руководство завода настаивало, чтобы "сорок второй" был запущен в 1992 году только модернизированной внешностью, улучшенным интерьером и с новым двигателем 414-й серии, который к тому времени должен был выпускаться на собственном моторном производстве. Мечты, мечты.

azlk_2142_moskvich_opytnyj_1

Таким образом, практически полностью готовый к производству АЗЛК-2142 так не добрался до конвейера, да и других силовых агрегатов Москвичи так и не получили, разве что УЗАМ начал выпуск моторов с увеличенным до 1,7 литра рабочим объемом.

В итоге у завода в запасе лежала новая модель – конечно, спустя почти десятилетие уже не такая уж и новая, но гипотетически вполне востребованная российским рынком. ВАЗ в то время активно осваивал «десятку», на ГАЗе занимались модернизацией бессмертной Волги, ну а АО «Москвич» возглавил Рубен Саркисович Асатрян.

Новый руководитель увидел в модели, пылившейся в запасниках, возможность для расширения модельного ряда и даже больше.

В рамках "перезапуска" седана решили попутно вывести его в более высокий средний класс — фактически, в современный С+ сегмент, ну а два десятилетия назад новая модель соответствовала актуальному D-классу.

azlk_2142_1

Каким же образом "сорок второй" должен был подняться на полступеньки вверх в "табели о рангах"? Очень просто – путём увеличения габаритной длины автомобиля, причем практически вся прибавка должна была сформироваться за счет увеличения колёсной базы. Это обеспечивало задним пассажирам поистине царский запас пространства для ног – по этому показателю прибавивший 200 мм колесной базы Москвич даже превосходил «номенклатурную» Волгу!

Согласно принятой отраслевой нормали новая модель должна была получить новое обозначение с добавочными цифрами в индексе, но у переднеприводного Москвича впервые появилось и собственное имя — Князь Владимир. Сейчас непросто догадаться, какими соображениями руководствовались маркетологи Москвича, нарекая "лонг-версию" именем киевского князя Владимира Святославовича, но так или иначе автомобиль обзавелся таким названием.

«Удлинение» происходило максимально просто и незатейливо: обычный «сорок второй» кузов разрезали вручную, после чего вваривали в средней части вставку. Аналогичным образом удлиняли и задние двери, причем поначалу панель крыши также была составной! Впрочем, впоследствии на относительно серийных автомобилях крыша все же стала цельной. С целью увеличения жесткости кузова в структуру были введены дополнительные силовые элементы, однако "склеенные" из двух половинок кузова по прочности, разумеется, уступали обычным.

Кроме того, "княжеские" версии седана, как и модернизированный хэтчбек, получивший имя Святогор, к тому времени отличались от "советских исходников" решением передней части с более узкими фарами Hella и вклеенным лобовым стеклом.

Поскольку собственными двигателями Москвичи при перевоплощении "из грязи в князи" так и не обзавелись, руководство приняло решение закупать подходящие агрегаты на стороне — ими стали два мотора фирмы Renault (F3R и F7R) латиноамериканского производства.

Двухлитровые моторы были оснащены распределённым впрыском и в зависимости от количества клапанов на цилиндр (два или четыре) развивали 114 и 147 лошадиных сил соответственно. Безусловно, такая энерговооруженность позволила Москвичу наконец-то не выглядеть "бедным родственником" даже на фоне новейших вазовских моделей. Таким образом, к концу девяностых "сорок первый" в модернизированном обличье получил двигатель примерно той мощности, с которой и планировался его выпуск изначально. На ходовые качества новой модели положительно повлияла и более длинная база – Князь Владимир стоял на дороге и проходил повороты заметно стабильнее обычного московского переднеприводника.

azlk_2142_knyaz_vladimir_1

azlk_2142_knyaz_vladimir_2

Правда, внешне Москвич-2142R5 смотрелся странновато, ведь даже «короткий» седан по гармоничности силуэта уступал базовому «сорок первому», а после удлинения центральной части и с «прищуренным» передком машина и вовсе стала походить на непонятную самоделку. Но, как говорится, это были девяностые, они выживали как могли.

Новая модель также получила улучшенное оснащение – по желанию клиента Князь Владимир мог комплектоваться электропакетом, гидроусилителем рулевого управления фирмы ZF и даже кондиционером! Правда, некоторые покупатели, напротив, предпочитали версию попроще и подешевле, оснащенную к тому же двигателем уфимского производства.

С 1997 по 2001 годы было выпущено чуть более 1 300 длиннобазных седанов, причем на самом заводе этот автомобиль пытались позиционировать в качестве служебного транспорта для руководителей среднего звена, рассчитывая на государственные заказы. Увы, этот «сырой» и странный конструктор потенциальные покупатели встретили весьма сдержанно – особенно после дефолта в августе 1998 года, когда стоимость импортных силовых агрегатов в «деревянном» эквиваленте увеличилась втрое.

Москвич-2142 «Иван Калита» - Российский "Крайслер"


Автомобиль являлся модификацией созданной под нужды Правительства Москвы. Также как и укороченный Дуэт (также существовал ещё и Дуэт-2, созданный на базе модели «Князь Владимир»), изготавливался штучно, так как массового спроса не имел. Этими автомобилями завершается история завода Москвич.

В августе 1998 года на выставке МИМС-1998 дебютировал седан бизнес-класса «Иван Калита», мгновенно снискавший уничижительные отзывы в прессе за аляповатый дизайн передней части. За основу было взято шасси "Князя Владимира", дизайн разрабатывался С.Саакяном. Но нужно сразу отметить, что на эскизах Саакяна был несколько другой автомобиль классического дизайна, который был бы современен и своевременен в течение многих лет. Сложно сейчас сказать, как именно толковый дизайн на эскизах превратился в «Ивана Калиту»…


Автомобиль изначально создавался для нужд Правительства Москвы, однако московская мэрия, ознакомившись с результатом работы АЗЛК и с его стоимостью (розничная цена «Калиты» в 1998 году составляла около 20.000 USD) ограничилась заказом нескольких автомобилей.

Базовая комплектация «Ивана Калиты» включала двухлитровый двигатель Renault F3R, кожаный салон, ГУР, электропакет, магнитолу, холодильник.


Несмотря на то, что автомобиль выпускался штучно, на его базе в 1999 году было выпущено двухместное купе «Дуэт», а у самого «Калиты» существовал целый ряд модификаций, различавшихся устанавливаемым силовым агрегатом:
«Москвич-214242» (индекс по VIN-коду – «2142R5») - с двигателем Renault F3R рабочим объемом 2,0л
«Москвич-214242-160» (индекс по VIN-коду - «2142R7») - с двигателем Renault F7R или F4R рабочим объемом 2,0л

Кроме того, в ноябре 1998 года были созданы полноприводные модификации, обозначавшиеся как:
«Москвич-21442» (индекс по VIN-коду - «2144R5») - с двигателем Renault F3R
«Москвич-21442-160» (индекс по VIN-коду - «2144R7») - с двигателем Renault F7R или F4R


Новая «концепция» руководства завода по переходу на выпуск автомобилей штучного производства потерпела полный крах, так как предприятие, рассчитанное на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей, не могло покрывать свои расходы за счёт эпизодических продаж мелкосерийных «люксов».

Москвич Иван Калита

Новое авто было построено на базе стретч-седана Москвич Князь Владимир. Колесные базы этих моделей были одинаковыми. Однако Москвич Калита был длиннее предшественника на 20 см. Прирост был получен за счет увеличения свесов кузова.
Москвич Иван Калита
Москвич Калита. Вид сзади
Дизайн Москвича Калита был создан дизайнером С.Саакяном. Хотя представленный на выставке образец отличался от нарисованного. Общий облик авто слегка напоминал монументальные марки Lincoln, Cadillac. Однако многих удивило грубое исполнение и непродуманность дизайна.
Москвич Калита в профиль
Новые фары головного света были получены путем создания колпаков для стандартных узлов от серийного Москвич Святогор. Несколько не вписывалась в общий облик Москвича Калиты радиаторная решетка а-ля Роллс-Ройс. Также был установлен новый капот. Задние светоблоки были созданы аналогично передним, только "донором" выступили узлы Князя Владимира. При взгляде в профиль, было очевидно, что это все тот же стретч-седан, только с очень длинным багажником. Осталась даже глухая форточка в задней двери.
Салон Москвича Иван Калита также был усовершенствован. Здесь красовалась новая передняя панель с отделкой под дерево, были установлены кожаные кресла, новое рулевое колесо и обивка дверей.
Новая передняя панель Москвича Иван Калита
Салон Москвич Калита

Список оборудования авто был очень широк: электростеклоподьемники, электрорегулировка зеркал, центральный замок, кондиционер, гидроусилитель руля ZF, CD-магнитола и даже холодильник!
На Москвич Калита изначально был установлен двигатель Renault F3R. Однако для такого большого авто, да еще с претензией на бизнес-класс, такого силового агрегата было недостаточно. Позже машину начали оборудовать более современным 16-клапанным мотором Renault F7R или F4R. Также в единичных экземплярах выпускались полноприводные модификации седана. В 1999 году на базе этой модели было создано купе Москвич Дуэт, которое также выпускалось в единичных экземплярах.

ТОП-5 автомобилей АЗЛК так и не увидевших свет

ТОП-5 автомобилей АЗЛК так и не увидевших свет

Редакция сайта «Тарантас Ньюс» подготовила топ-5 автомобилей завода АЗЛК, которым так и не суждено было появится в массовом производстве.

AZLKZDAN_006

Здание завода АЗЛК

Автомобильный завод имени Ленинского комсомола за свою долгую историю смог создать множество полюбившихся моделей. К сожалению, не все разработки специалистов этого предприятия смогли попасть в серийное производство. Сегодня, мы подобрали топ-5 самых интересных автомобилей АЗЛК, которые так и остались мечтами создателей.

АЗЛК Москвич-2143 «Яуза»

AZLKYAUZA_004

АЗЛК Москвич-2143 «Яуза»

АЗЛК Москвич-2144 «Истра»

Макет «Истры» был изготовлен в середине 80-х годов, в рамках проекта «Автомобиль 2000 года». К сожалению, разработка не продвинулась дальше концепта. При создании концепции новой машины, конструкторы применили несколько интересных решений. Автомобиль был построен из дюрали, двери открывались вертикально вверх, приборная панель проецировалась на лобовое стекло. Наиболее интересной являлась система ночного видения, позволявшая водителю более эффективно управлять автомобилем в условиях низкой освещенности. Помимо этого, планировалось производство «Истры» с уникальной автоматической трансмиссией.

AZLKISTRA_002

АЗЛК Москвич-2144 «Истра»

АЗЛК «Москвич 408 Турист» 1964

AZLKTURIST_005

АЗЛК «Москвич 408 Турист» 1964

АЗЛК Москвич-2139 «Арбат»

В 1987 году началась разработка универсала повышенной проходимости, но впоследствии, размеры автомобиля были приближены к минивэну. К выходу в серийное производство машина была готова уже в 1991 году и получила название Москвич-2139 «Арбат». Автомобиль был интересен тем, что многие кузовные панели были изготовлены из пластика, что было новшеством для советского автопрома. При создании «Арбата», многие узлы и комплектующие были заимствованы у Москвич-2141. В серию минивэн так и не пошел, что было связано с началом Перестройки в 1991 году.

AZLKARBAT_001

АЗЛК Москвич-2139 «Арбат»

АЗЛК Москвич-2142 «Иван Калита»

Автомобиль был построен на базе Москвич-2142R5 «Князь Владимир», но при этом являлся машиной для высокопоставленных лиц. «Иван Калита» так и не смог занять свою нишу, из класса люкс его вытеснили более дешевые и комфортабельные иномарки. Сразу же после появления, он был сильно раскритикован и по сей день считается одной из причин закрытия завода АЗЛК. Было выпущено всего лишь 33 экземпляра Москвич-2142 «Иван Калита».

AZLKKALITA_003

АЗЛК Москвич-2142 «Иван Калита»

Автоклуб "Москвичемания"

Впервые седан модели «2142» на базе шасси «Москвич-2141» был представлен публике в 1990 году. Важно отметить, что работы по созданию седана 41-го семейства велись не одновременно с базовым хэтчбеком - решение разрабатывать седан на основе уже готового хэтбека было принято позднее, что существенно затрудняло работу над автомобилем. Производство седана планировалось начать в 1992 году, после освоения серийного выпуска новых двигателей 414-ой серии – на этом особенно настаивал Генеральный директор АЗЛК В.П.Коломников, категорически не желавший повторить недавнюю ошибку с выпуском нового автомобиля «Москвич-2141» с устаревшими двигателями. Уже к концу 80-ых годов модель «2142» рассматривалась как новая базовая модель с модернизированным интерьером и шасси.
Запуску в серию седана «2142» помешали многие причины – и смерть В.П.Коломникова, активно продвигавшего этот проект, и отсутствие свободных денежных средств для полноценной подготовки производства, включая производство новых двигателей, и др. Тем не менее, прототипы с различными двигателями, включая двигатели импортного производства строили даже в середине 90-ых годов. Часть этих автомобилей позднее была продана в частные руки.
Парадоксально, но фактически не существующий седан позднее, в 1998 году, стал основой для мелкосерийных удлиненных люксовых модификаций «Князь Владимир» и «Иван Калита».
Прототипы 2142
Изображение

Изображение

Изображение

Полностью готовый к производству седан «2142» так и не добрался до конвейера даже к концу 90-ых годов, оставшись воплощенным лишь в ряде опытных и предсерийных машин. Тем не менее, понимая необходимость наличия в продуктовой линейке седана, новое руководство АО «Москвич», в первую очередь в лице его Генерального директора Р.Асатряна, решило выпускать мелкими партиями удлиненную версию фактически не существующего седана. При этом заводские маркетологи сочли целесообразным позиционировать продукцию АО «Москвич» в среднем классе, автомобили которого, по их мнению, были более рентабельны в производстве.
Такой автомобиль унаследовал прежний индекс «Москвич-2142», к которому в зависимости от комплектации прибавлялись дополнительные пятая и шестая цифры или буквенно-цифровой индекс.Новому седану было присвоено «княжеское» имя - «Князь Владимир».
Первый «Князь Владимир» с двигателем Renault увидел свет в июне 1997 года. Как и «Юрий Долгорукий», новый «Князь» был удлинен по отношению к базовому шасси 41-го «Москвича» посредством врезки позади задней стойки 200мм вставки. Соответственно «Долгорукому» была изменена и конструкция задних дверей. Также увеличился задний свес за счет увеличения объема багажника. Задние стойки крыши «Князя Владимира» стали значительно массивнее по сравнению с первоначально задумывавшимися у «Москвича-2142». В некотором смысле можно утверждать, что как седан «2142» создавался из хэтчбека «2141», так и «Князь Владимир» был создан из «Юрия Долгорукого».
Как и «Долгорукий», «Князь Владимир» получил намного более удобный для задних пассажиров салон – без проблем сзади размещались люди двухметрового роста и их колени при этом не касались передних сидений. Из спинки заднего сиденья откидывался подлокотник, разделяя сиденье на два посадочных места. В потолке были размещены плафоны индивидуального освещения. Автомобиль был укомплектован электрическими стеклоподъемниками. Часть автомобилей была оборудована кондиционером, но при всем этом, передняя панель и руль остались прежними.
Заводчане пытались позиционировать автомобиль как служебный для руководителей среднего звена, однако его стоимость явно не соответствовала его потребительским качествам и автомобиль не пользовался спросом. Даже московская мэрия, являвшаяся на тот момент, по сути, основным акционером АО «Москвич», закупила лишь одну партию седанов «Князь Владимир», отказавшись от их приобретения в дальнейшем. С целью стимулирования спроса на "Князя Владимира" в 2000 году был разработан проект его рестайлинга - было изменено оформление передней и задней частей кузова, задняя подвеска со скручивающейся балкой была заменена независимой трехрычажной подвеской, а в качестве силового агрегата предполагалось использовать двигатель Renault F4R мощностью 140 л.с. Был ли построен обытный образец рестайлингового автомобиля, автору неизвестно.
В декабре 1998 года «Князь Владимир» стал пятимиллионным автомобилем марки «Москвич» и занял свое место в заводском музее.
В зависимости от устанавливаемого двигателя различались следующие модификации «Князя Владимира»:
с двигателем ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 л – «Москвич-214201-166» (индекс по VIN-коду – 2142V0);
с двигателем ВАЗ-2130 рабочим объемом 1,8 л – «Москвич-214201» (индекс по VIN-коду – 2142V3);
с двигателем УЗАМ-3317 рабочим объемом 1,7 л – «Москвич-214221-136» (индекс по VIN-коду – 2142Y2);
с двигателем УЗАМ-3313 рабочим объемом 1,8 л – «Москвич-214221» (индекс по VIN-коду – 2142Y3);
с двигателем УЗАМ-3318 рабочим объемом 1,8 л – «Москвич-214221-138» (индекс по VIN-коду – 2142Y3);
с двигателем УЗАМ-248 (карбюраторным) рабочим объемом 2,0 л – «Москвич-214221-149» (индекс по VIN-коду – 2142Y4);
с двигателем УЗАМ-248 (инжекторным) рабочим объемом 2,0 л – «Москвич-214221-150» (индекс по VIN-коду – 2142Y5);
с двигателем Renault F3R рабочим объемом 2,0 л – «Москвич-214241» (индекс по VIN-коду – 2142R5);
с двигателем Renault F7R рабочим объемом 2,0 л – «Москвич-214241-197» (индекс по VIN-коду – 2142R7).
Возможно, часть приведенных модификаций осталась только на бумаге, поскольку спрос на такие автомобили отсутствовал.

Кроме того, было выпущено несколько полноприводных экземпляров, получивших следующие обозначения:
«Москвич-21441» (индекс по VIN-коду - 2144R5) - с двигателем Renault F3R
«Москвич-21441-160 (индекс по VIN-коду - 2144R7) – с двигателем Renault F7R
«Москвич-214421-149 – с двигателем УЗАМ-248
Изображение

Изображение

В августе 1998 года на выставке МИМС-1998 дебютировал седан бизнес-класса «Иван Калита», мгновенно снискавший уничижительные отзывы в прессе за аляповатый дизайн передней части. За основу было взято шасси "Князя Владимира", дизайн разрабатывался С.Саакяном. Но нужно сразу отметить, что на эскизах Саакяна был несколько другой автомобиль классического дизайна, который был бы современен и своевременен в течение многих лет. Сложно сейчас сказать, как именно толковый дизайн на эскизах превратился в «Ивана Калиту»…
Автомобиль изначально создавался для нужд Правительства Москвы, однако московская мэрия, ознакомившись с результатом работы АЗЛК и с его стоимостью (розничная цена «Калиты» в 1998 году составляла около 20.000 USD) ограничилась заказом нескольких автомобилей.
Базовая комплектация «Ивана Калиты» включала двухлитровый двигатель Renault F3R, кожаный салон, ГУР, электропакет, магнитолу, холодильник.
Несмотря на то, что автомобиль выпускался штучно, на его базе в 1999 году было выпущено двухместное купе «Дуэт», а у самого «Калиты» существовал целый ряд модификаций, различавшихся устанавливаемым силовым агрегатом:
«Москвич-214242» (индекс по VIN-коду – «2142R5») - с двигателем Renault F3R рабочим объемом 2,0л
«Москвич-214242-160» (индекс по VIN-коду - «2142R7») - с двигателем Renault F7R или F4R рабочим объемом 2,0л

Кроме того, в ноябре 1998 года были созданы полноприводные модификации, обозначавшиеся как:
«Москвич-21442» (индекс по VIN-коду - «2144R5») - с двигателем Renault F3R
«Москвич-21442-160» (индекс по VIN-коду - «2144R7») - с двигателем Renault F7R или F4R
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Редкий «Москвич» оценили в 8 млн рублей

В Санкт-Петербурге выставлен на продажу редчайший российский автомобиль — стретч-седан «Москвич-Иван Калита». Раритет продает реставрационная мастерская «КБ Смирнова», просят за него умопомрачительные по меркам «Москвичей» деньги — 8 млн рублей.

«Калита» дебютировал в августе 1998 года на международном автосалоне в Москве. Директор АЗЛК Рубен Асатрян инициировал разработку этой модели в ответ на просьбу тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова создать автомобиль для чиновников городской администрации.

В основе «Калиты» — седан «Князь Владимир», который, в свою очередь, являлся модификацией АЗЛК-2141, выпускавшегося с 1986 года. По сравнению с «Владимиром» с точки зрения дизайна «Калита» отличается оригинальным оформлением передней и задней частей, измененной светотехникой, удлиненным багажником и салоном класса luxury с отделкой под дерево. Под капотом «Ивана» стоит 2,0-литровый мотор Renault мощностью 145 л.с., шасси — с постоянным полным приводом (собственная разработка АЗЛК конца 80-х годов).

Выставленный на продажу экземпляр — 1999 года выпуска; он прошел через полную реставрацию.

Отметим, что такие автомобили производили в 1999-2001 годах. Делали их в экспериментальном цеху АЗЛК, причем не фабричным, а кустарным способом. Например, светотехнику и передние крылья изготавливали путем переделки стандартных деталей от АЗЛК-2141-02 «Святогор». До своего банкротства завод собрал около 30 таких седанов.




Комментарии

ОСАГО для легковых без переплат - http://osago.cto.ru/

для грузовиков и мото - http://cto.ru/

У меня есть мечта - иметь мечту!

Не двигайся! У меня есть пистолет. Не здесь, но есть!

"Лужков пригласил из Еревана своего друга Рубена Асатряна управлять заводом. Чиновники в Правительстве РФ удивлялись, почему мэр Москвы пригласил не российского специалиста, немецкого, шведского и т.п., а именно армянина. Ещё с советских времён водителям всей страны запомнился армянский автомобиль «ЕрАЗ». У шоферов, которым давали этот автомобиль тут же начиналась истерика. Кавказская машина пользовалась дурной репутацией у всех водителей. Они говорили: «Есть автомобили, которые могут ездить, есть, которые ездят с трудом, но «ЕрАЗ» ездить вообще не может». Лужков выделил крупную сумму денег из московской казны для выпуска новых моделей «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Иван Калита» «Москвич 2141». Сразу же после занятия должности директор Асатрян стал бойко распоряжаться на АЗЛК. Первым делом он разогнал конструкторское бюро, в котором работали русские специалисты высокой квалификации. Затем был уволен почти весь руководящий состав завода и цехов, у которого был многолетний опыт управленческой работы, ведь многие из них начинали трудиться на АЗЛК ещё рабочими, а затем, окончив МАДИ, возвращались на родное предприятие. На места уволенных Асатрян сажал своих земляков, которых постепенно в количестве около 1500 вывез из Армении. Эти горе-специалисты, как не трудно догадаться, ничего не смыслили в машиностроении. Русские рабочие рассказывали, что ещё в 1997 году, как только Асатрян стал директором АЗЛК, они не увидели в его поведении уважения к ним. Многим работягам армянин запомнился тем, что бегал по заводу и истерично вопил, обзывая тружеников завода в лучшем случае «русскими тупицами»."

Москвич иван калита тюнинг


Этим автомобилем завершается поистине славная история завода АЗЛК, оставившего за собой немало достижений в гонке мировых автомобилестроителей. За весь период своей истории предприятие имело несколько имен, которые послужили названиями автомобилей КИМ – МЗМА – АЗЛК – Москвич.

В начале девяностых годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий СССР. Велись конструкторско-экспериментальные работы по созданию автомобилей и строительство нового моторостроительного завода. В краткосрочной перспективе готовился к серийному производству седан Москвич «Князь Владимир». Однако с развалом СССР и с возникшей в связи с этим хозяйственно-экономической неразберихой завод, как и вся отрасль, оказался в состоянии глубокого кризиса. При этом из-за своего расположения «Москвич» оказался в более уязвимом положении по сравнению с предприятиями в других регионах: цена земли, проживания и самого производства в Москве стала стремительно расти. В 1996 году его конвейер в первый раз встал.


В том же году генеральным директором ОАО «Москвич» стал Р.Асатрян, деятельность команды которого многие считают одной из главных причин краха предприятия. Если не принимать во внимание экономические аспекты происходивших в то время на заводе процессов, тем не менее, тот факт, что он считал, что будущее завода кроется в производстве дорогих люксовых автомобилей, послужил отправной точкой для производства весьма необычных для АЗЛК автомобилей и при поддержке Московского правительства позволило запустить вновь конвейер.

Последний, сокрушительный удар по заводу нанесли отнюдь не низкие продажи, а дефолт, разразившийся в 1998 году. ОАО «Москвич» практически лишилось оборотных средств, а к началу 2001 году на предприятии "висел" долг в 500 миллионов рублей. К концу 2001 году производство автомобилей было окончательно прекращено, а в 2006 завод был официально признан банкротом.


Попытка Московского правительства оживить производство на заводе, в конечном счёте, не увенчалась успехом, но оставила в наследие ценителям автомобильной истории несколько интереснейших артефактов.

В последние годы существования завода новое руководство решило расширять модельный ряд автомобилей. В 1997 году была произведена модернизация базовой модели и вышла модель Москвич Святогор (индекс 214145) с измененной передней частью, отделкой салона, частью импортных комплектующих и двигателем. Данная модификация выпускалась вплоть до остановки главного конвейера завода осенью 2001 года. Но машину еще некоторое время (до 2002 года) собирали на КАРЗ (г.Киев). На ее базе были созданы несколько моделей: удлиненный хетчбэк Москвич Юрий Долгорукий, стретч-седан Москвич Князь Владимир, люксовый седан Москвич Иван Калита, купе Москвич Дуэт и Москвич Дуэт-2.

В августе 1998 года на выставке МИМС-1998 дебютировал седан бизнес-класса «Иван Калита». За основу было взято шасси "Князя Владимира", дизайн разрабатывался С.Саакяном. Но нужно сразу отметить, что на эскизах Саакяна был несколько другой автомобиль классического дизайна, который был бы современен и своевременен в течение многих лет.


Особенности этой модели: удобный просторный салон, кондиционер, гидроусилитель рулевого управления, электроуправление наружными зеркалами заднего вида, электростеклоподъемниками, электроблокировка замков дверей, автомагнитола с проигрывателем компакт-дисков, изысканное торпедо с отделкой под дерево.

Автомобиль изначально создавался для нужд Правительства Москвы, возглавляемого Юрием Лужковым, однако московская мэрия, ознакомившись с результатом работы АЗЛК и с его стоимостью (розничная цена «Калиты» в 1998 году составляла около 20.000 USD), ограничилась заказом нескольких автомобилей. Так началась история автомобиля Москвич Иван Калита из проекта КБ Смирнова «Юрий Лужков», который был нам передан непосредственно из гаража администрации г.Москвы, где он стоял на балансе вместе с остальными автомобилями знаменитого градоначальника.


Юрий Михайлович Лужков на посту мэра города в самые трудные и полуголодные годы в начале 1990-х инициировал восстановление Казанского собора (1993 год) и Иверских ворот на Красной площади (1995 год), начал воссоздание разрушенного в 1930-е годы храма Христа Спасителя (закончено в 1999 году), а в 1995 году открыл к юбилею Победы московский Парк Победы и в конце года целую новую линию московского метро — Люблинскую.

К 850-летию Москвы в 1997 году градоначальник открыл огромный подземный торговый центр под Манежной площадью. В 1995-1999 году была проведена реконструкция МКАД, превратившая прежнюю советскую узкую и полутёмную «дорогу смерти» в современное широкое шоссе вокруг столицы, обросшее новыми кварталами и торговыми центрами.

Во второй половине 1990-х началось активное строительство квартала небоскрёбов «Москва-Сити» и Третьего транспортного кольца (одновременно с реконструкцией железнодорожного кольца, которое было открыто для пассажиров только в сентябре 2016 года как МЦК, но именно при Лужкове в небогатые 1990-е годы был построен Гагаринский тоннель, заменены мосты через Москва-реку и т.д.).


Параллельно с этим в городе продолжалось и широкое жилищное строительство, началась программа расселения и сноса ветхих пятиэтажек и т.д.

Говоря о Лужкове, нельзя не отметить весомый социальный аспект его политики в Москве: хотя бы нечто материальное перепадало почти всем горожанам. Именно при этом мэре всем московским пенсионерам осуществлялись существенные доплаты к пенсии из городского бюджета, потому что по московским ценам на небольшую «федеральную» пенсию старикам прожить в городе было просто невозможно. Также, правительство Москвы оказывало широкий спектр социальных услуг для малообеспеченных горожан, инвалидов и ветеранов.

По распоряжению Юрия Лужкова, автомобилестроители АО Москвич получили до 1 апреля 1994 года на возвратной, но беспроцентной основе из бюджета Москвы 1 млрд рублей. Эти средства должны были помочь АЗЛК в реализации программы производства автомобилей, поддержанной московским правительством, тем самым московское правительство удовлетворило просьбу АЗЛК о выделении заводу финансовой помощи. Так с 1994 по 2000 год из бюджета Москвы было выделено порядка 2 млрд. рублей.


Что оставила после себя эпоха Лужкова? Предоставим оценку политической составляющей этой персоны журналистам и политическим обозревателям, со своей же стороны остается лишь констатировать факт, что исторические личности всегда оставляют после себя яркие страницы истории, в том числе и автомобильной.

Данный проект призван сохранить последние страницы истории крупнейшего завода по выпуску легковых автомобилей нашей страны и напомнить коллекционерам всего мира о яркой попытке российского завода АЗЛК разнообразить унылую гамму отечественного автопрома периода конца 90-ых, который смог изготовить поистине шедевральный автомобиль в сегменте представительского класса . Территории, где размещалась легендарная компания, по-прежнему связывают с именем предприятия АЗЛК: адрес завода - Москва, Волгоградский проспект, д. 40. Официально предприятие было ликвидировано в 2010 году.


Этим автомобилем завершается поистине славная история завода АЗЛК, оставившего за собой немало достижений в гонке мировых автомобилестроителей. На данный момент известно о сохранившихся нескольких экземплярах из не более чем дюжины выпущенных.

По прибытии «Ивана Калиты» на ремонтную базу КБ Смирнова, автомобиль подвергся полной дефектовке. Заказчик данного проекта принял решение сохранить аутентичный облик автомобиля, ограничившись установкой демонтированных после списания со службы гаража мэрии городы Москвы СГУ, и дополнить облик автомобиля Лужкова проблесковыми маяками синего и красного цвета.

В данном проекте активное участие принимал наш директор по направлению «Реставрация» Александр Комраков, так как в 2000 годах являлся владельцем подобного автомобиля.


При небольшом пробеге и правильном хранении, все-таки лимузин нуждался в малярно-кузовных работах в связи с приведением машины в исключительное коллекционное состояние. Нашими сотрудниками был проделан весь перечень ремонтно-восстановительных работ с полной разборкой ТС. После проведения всего комплекса работ согласно техническому заданию заказчика лимузин был передан автоколлекционеру.

Лимузин Москвич «Иван Калита» вошел в проект КБ Смирнова, посвященный яркой исторической личности и уникальному автомобилю, завершившему новейшую историю легендарного отечественного автопроизводителя.

Сотрудникам нашего КБ удалось сохранить этот ценнейший экземпляр, которых было выпущено порядка двенадцати. Через некоторое время ценность этого редчайшего коллекционного экспоната многократно возрастет, а в составе всего модельного ряда марки Москвич станет вершиной полного собрания.

Москвич-214242 "Иван Калита"

Renault-F3R, Renault-F7R Производитель: Renault Максимальная мощность: Макс. скорость: 170-187 км/час Расход топлива при смешанном цикле: 6,5 л/100 км Расход топлива при городском цикле: 6,5 л/100 км Расход топлива на трассе: 6,8 л/100 км

Трансмиссия


Москвич-214242 "Иван Калита" - автомобиль, производившийся заводом АЗЛК с 1998 по 2001 год.

Содержание

Последний из Асатрян [ ]

Этот автомобиль был создан под нужды Московской Мэрии на базе обычного "Князя Владимира". Изготавливался штучно, было построено всего 33 экземпляра. Но мэрии вскоре такие автомобили стали не нужны - обилие иномарок заполнило все свободные ниши, вытеснив в том числе и "Калиту" с "Владимиром" из ниши "люкс". Именно эта модель стала последней каплей, которая и вызвала полный крах завода. Автомобиль сразу же был раскритикован в пух и прах за его странный дизайн. И сразу же все начали ругать и дизайнера этого чуда - Саакяна. Но позднее выяснилось, что такая аляповатая внешность - не его заслуга. На его чертежах и эскизах был автомобиль с весьма интересным и современным дизайном. Кто же заставил конструкторов сотворить такое творение от слова "тварь"? Главным образом это было тогдашнее руководство завода в лице Рубена Саркисовича Асатряна, очевидно, считавшего такой дизайн привлекательным. Увы, тут он явно прогадал.

Модификации [ ]

Укороченная версия "Калиты. Представляло собой двухместное купе с передком от "Калиты" и задком от "Князя". Было собрано около 15 "Дуэтов".

Удлиненная версия "Калиты". В серию не пошла.

Москвич-2142Z7 "Иван Калита"

Автомобиль с двигателем Renault F3R, полным приводом 4х4 и специально разработанными для него новыми бамперами.

"Калита" на службе [ ]

Автомобиль Москвич-214242 "Калита" довольно редко использовался в качестве экипажа служб патруля и передвижения, начиная с 1999 года. Среди положительных свойств автомобиля – высокая проходимость, возможность развивать скорость до 170 км/ч, мощность до 113 лошадиных сил и комфортный салон. Автомобиль поступил на службу в МВД ограниченной серией сразу после выпуска пробной серии. Также заслужила признание сотрудников милиции модель Москвич-214242 "Калита" с полным приводом. Ходовые качества автомобиля были сильно увеличены, что являлось прекрасным дополнением к такой достойной мощности двигателя..

Машина применялась в качестве постового экипажа ГИБДД и иногда для нужд участковых. Масса автомобиля без снаряжения 1300 кг, давала возможность полностью использовать технический потенциал, который выражался в скорости авто – 170 км/ч в идеальных условиях. По мнению автовладельцев показатель вполне достижимый, но после того, как стрелка спидометра достигает отметки в 130 км/ч, машина становится неуправляема, что является огромным недостатком данной модели.

На данный момент времени Москвич-214242 "Калита" не используется МВД по причине остановки производства завода Москвич в 2001 году.

Объясняем, как сделать из Москвича «Иван Калита» коллекционный автомобиль

1999 Москвич «Иван Калита» стоит больше, чем новый 2018 Mercedes S-Class

Правительственные чиновники во всем мире используют разные виды автомобилей, и, несмотря на стандартный внешний вид, большинство из них были глубоко изменены, чтобы предложить своим пассажирам наилучшую безопасность и наивысшее удобство.

Пожалуй, одним из самых известных автомобилей в Северной Америке является Lincoln Town Car. Он производился под пристальным вниманием Ford к деталям, в трех поколениях, между 1980-м и 2011-м годами, и был выбран как автомобиль для чиновников, причем не только среднего звена, но и высшей категории, например, для президента Джорджа Буша-младшего.

Российским «Town Car» стал Москвич «Иван Калита». Для удобства внутреннего обозначения модель носила цифровое обозначением – серию 2142. Автомобиль был изготовлен с учетом потребностей Правительства Москвы и находился в производстве всего несколько лет, начиная с 1998 года.

В те далекие времена Москвич реализовывал авто по розничной цене примерно $ 20,000 (то было дорого). Но удивительные вещи могут произойти со старыми автомобилями, если будет соблюдено несколько условий: 1.Он будет сохранным, 2.Это будет редкая модификация модели автомобиля.

Если критерии соблюдены, ценник на такую модель может наоборот, возрасти. Посмотрите, к примеру, на данную машину:

Чтобы сравнить, насколько это дорого, скажем лишь два факта: флагманский Mercedes-Benz S-Class стоит в России от 6.7 млн. рублей, а новую «однушку» в спальном районе Москвы можно приобрести от 3.5 – 4.0 млн. рублей.

В принципе, этот неказистый по сегодняшним меркам автомобиль никогда не предусматривался для использования «обычными» людьми, это машина чиновников бывших в не самых низких должностях. Сейчас удлиненный седан расположен в Санкт-Петербурге, где ждет продолжения своей звездной жизни и звездного часа.

Автомобиль «Иван Калита» был произведен в 1999 году и оснащен 2,0-литровым двигателем мощностью 145 л. с.

Пробег 1.000 км и внешне никакого присутствия ржавчины. По бокам прикручены синяя и красная мигалки, спереди стробоскопы тех же цветов. Привод: полный.

Краткая история, обнаруженная в описании к автомобилю на сайте Авито:

«Автомобиль изначально создавался для нужд Правительства Москвы, возглавляемого Юрием Лужковым, однако московская мэрия, ознакомившись с результатом работы АЗЛК и с его стоимостью (розничная цена «Калиты» в 1998 году составляла около 20.000 USD), ограничилась заказом нескольких автомобилей. Так началась история автомобиля Москвич Иван Калита из проекта КБ Смирнова «Юрий Лужков», который был нам передан непосредственно из гаража администрации г.Москвы, где он стоял на балансе вместе с остальными автомобилями знаменитого градоначальника».

Внутри салона установлены двухцветные тканевые сиденья, бархатные коврики, деревянная отделка на приборной панели и пара экранов, интегрированных в передние подголовники.

Читайте также: