Тюнинг тормозов паджеро 2

Обновлено: 24.04.2024

NielsJohansen › Блог › Ремонт-тюнинг тормозов Mitsubishi Pajero Sport II – часть №2

Итак, передние тормоза. На Mitsubishi Pajero Sport II они более чем грустные. Однопоршневые «плавающие» суппорта, между тем масса машинки две с небольшим тонны при мощности дизельного мотора 178 л.с. «Бензинка» тут ещё веселей, 220 кобыл, которых тем более нужно чем-то осаживать.

При этом у предыдущего поколения с гораздо менее мощным дизелем (и бензинкой, кстати, тоже не настолько «злой») были вполне вменяемые двухпоршневые передние суппорта. Но на втором поколении люди из Mitsubishi Motors решили «скроить». Будем это дело исправлять.

На выбор у нас два варианта. На самом деле, их значительно больше, но я для себя как-то выбрал два основных. Первый — двухпоршневые «плавающие» суппорта от Pajero III (они же от Pajero IV с мотором 3,0). Второй — «жёсткие» 4-поршневые суппорта от Pajero IV

Первый вариант хорош своей простотой. Ничего не нужно менять-«колхозить», просто скидываем одни тормозилки, и на их место ставим другие. Более эффективные.

Попытаемся прикинуть насколько.

По развиваемому моменту двухпоршневые суппорта MPS-I с поршнями диаметром 43 мм почти на 10% эффективней, нежели однопоршневые MPS-II с поршнями диаметром 61 мм. Считал не я, просто как-то это цифра запомнилась. По площади рабочих тел (поршней) у нас полный паритет — 29 кв. см и у MPS-I, и у MPS-II. Это на один суппорт если что. Лучший эффект достигается за счёт более равномерного давления на колодку — два поршня рядом давят куда качественней, нежели один по центру. Давление, развиваемое ГТЦ, принимаем за константу. Собственно, оно у нас и не должно измениться.

В случае с суппортами Pajero III, где поршни имеют диаметр 45 мм, имеем уже 32 «квадрата». Итого плюс ещё 10%. Суммарно, условно говоря, + 20%. Годится!

Уж извините, физико-математическое образование, люблю всё просчитывать. «Жертвам несчастного аборта ЕГЭ» строчки выше можно пропустить. Настоящий «уважаемый панимаешь россиянец» должен иметь только скрепы, а эрудиция и образование — это лишнее.

Вариант с «жесткими» 4-поршневыми суппортами Pajero IV ещё лучше. Тут даже считать ничего не стоит. Кстати, нужно будет прикинуть насколько… Но не в этот раз.

Однако просто так «накинуть» 4-поршневые суппорта на MPS-II не получится — «уши» на кулаках разные. Это решаемо: ставятся кулаки от МР-IV. Но с некоторыми «бубнами». С данным вопросом пока знаком лишь теоретически — по рассказам тех, кто это делал. Ничего сложного там нет, единственная возможная «засада» — с датчиками ABS. Они могут начать некорректно работать. Как это победить мне объясняли, но до конца я, признаюсь, не понял. Нужно всё щупать своими руками.

Кстати, будь это «боевая» машинка, а не «асфальтовая», я бы ратовал именно за 4-поршневые суппорта. Хрен с ней, с ABS, в гОвнах она всё равно не жилец. Да и без неё жить можно. Мой Nissan Patrol Y61 от рождения безABSный, такая вот мне, к счастью, досталась комплектация.

Ну и финансы, куда же без них. Этот аспект тоже немаловажен. ABS, положим, я бы победил. Однако тюнинг с применением суппортов-кулаков от МР-IV значительно более затратный, чем вариант с суппортами от МР-III.

В общем, в тот же день, когда MPS-II уехал от меня с новыми задними суппортами от MP-II, я заказал на той же самой разборке передние суппорта от МР-III / IV. И попросил, чтобы их на точку в Зеленограде сволокли побольше — нужно обязательно собрать пару. Один даже с поребриков из нашей северной столицы заказал, хотя работнички разборкино.рю сделали это с явной неохотой. Второй, противоположный, оттуда же везти отказались. Мне это сразу не понравилось.

Привезли, прыгнул на «Афричку» и поехал за товаром. Из пяти (шести? — уже не помню) выбрал один. Остальные были «недвижимостью» с напрочь закисшими верхними направляющими

Прямо там, на месте, заказал ещё суппортов, в том числе второй с болот из Питера. Через три дня снова поехал забирать. Неприятно — задержка по времени.

В этот раз общение с персонажами из разборкино.рю было вообще феерическим. Питерский суппорт я выкупил, и попенял им на то, что можно было бы сразу его привезти. Не первый год с ними, всё-таки, работаю, раньше отношение к постоянным клиентам было иное. Да и можно было покопаться на ихней «помойке», куда они выкидывают некондицию, выкупив её по цене чермета. Всё равно ведь оно сдаётся на металл. Раньше ведь выкупал у них этот «чермет».

— Раньше, раньше… Что вы заладили? Раньше срать ходили дальше! — такими словами на мои претензии ответил один из работников компании.

Ню-ню… Судя по моим последним поездкам к ним, изобилия клиентов нынче там не наблюдается. И я тоже буду переключаться на иные компании, цены везде, в общем-то, практически одинаковые. Например, у «Евроавто». А то что-то нет больше желания общаться с хамами и тратить своё время на многочисленные поездки. Не нужны им клиенты — пусть идут по известному адресу.

Первый суппорт я разобрал еще до того, как забрал второй. Раскидался он довольно просто, хотя один из поршней выходил туго

На втором суппорте оба пыльника оказались целыми, соответственно, я обогатился ещё на два вполне рабочих поршня, причём это «оригинал». Приведу их в порядок и уберу в запасники. В хозяйстве пригодится! Да, тут есть люди, которые кривятся от того, что я собираю и использую хорошие бэушные запчасти. Ничего, придёт война — хлебушка попросите! С поставками запчастей и всего прочего начинает образовываться полная ЖОПА, так что хорошая «бэушка» очень даже пригодится

Далее электролиз и пескоструй — ничего нового

А потом приехал MPS-II на примерку скоб. Дело в том, что для установки деталек их нужно немного подточить. Я, конечно, героически нашёл оставшийся с прошлого раза шаблон «родной» скобы MPS-II, но по нему точить скобу MP-III не стоит. Уж больно они разные. В общем, в нижней части нужно снять около 4-5 мм в том месте, где на ступице имеется прилив для болта. Пять минут — и готово. Но делать это лучше на машине, с примеркой

Потом всё ещё раз отпескоструил, протравил, загрунтовал и покрасил. В красный цвет, ага. Пусть Docent86 и стебётся на счёт красных суппортов, но выбор цвета не мой. И крашу я качественно.

А теперь камушек в огород адептов кетайского кала. Тех самых любителей суппортов Febest, SAT, LASP и прочего лютого говна. Которые сейчас затянут свою традиционную песню о главном, дескать, нужно было покупать новый Кетай. В данном случае за 6600 рублей были куплены два «оригинальных» суппорта в состоянии, близком к новым

Да, купить их непросто, но можно. Кто ищет — тот всегда найдёт!

Плюс запчасти — ещё около 3000 р. В итоге у нас новые «оригинальные» суппорта, которые точно не накроются известным местом через месяц-другой. И стоит кетай галимый, между прочим, подороже — по 3000-6000 р штучка!

Особо «умные» ставят их просто так. Кто-то перебирает с окраской и установкой других поршней и резинок, не кетайских. Есть и такие «уникумы», кто ставит в них «оригинал». Ну, каждый дрочит как он хочет.

А вообще вы, фанаты кетайчатины, как-то непоследовательны. Зачем вам всякие там Mitsubishi, Nissan, Toyota и прочие нормальные машины, которые вы угаживаете кетайскими запчастями? Будьте уж честны до конца. Вон, есть новый Haval F7x — прочти поршкаен! Купите его, и ни в чём себе не отказывайте!

А Mitsubishi Pajero Sport II этим калом комплектовать не стоит. Ну, я так думаю. А там уж пусть каждый решает сам.

Запчасти были куплены заранее, пришли они быстро

С направляющими случилась локальная «засада». По каталогу Frenkit аналогов направляющих переднего суппорта MP III / IV верхней MR407085 и нижней MR407084 сперва не нашлось. Связался с компанией. То есть с Frenkit – на днях расскажу, как я с ними познакомился. Оказалось, что напаравляхи нужно искать не как для Pajero, а как для Montero. «Глюк» каталога. Надеюсь, уже исправили.

А потом взял и всё собрал. Правда, в ходе сборки тоже был выявлен «глюк» испанцев. Прокачные штуцеры не подошли — вместо положенных М8х1,0 положили М8х1,25, формата Mercedes (и АвтоВАЗ). Причём ремкомплекты были из разных партий, с разными пакетиками смазки — покупал самые недорогие по остаткам. Значит, какой-то глобальный «гнлюк». Сфоткал и тут же по вацапу «стуканул» во Frenkit. Пусть разбираются

В общем, всё собралось

А потом — опять ожидание, на этот раз более длительное. Владелец MPS-II покупал тормозные диски (их нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить от MP-III – которые 4615A061) и колодки.

Штатные диски от MPS-II в скобы MP-III просто не влезут. То есть влезут, но упрутся торцами. Всё дело в миллиметрах, тут они важны

Выбор колодок/дисков, как известно, дело сугубо «религиозное». Я особо не вмешивался. Единственное, что посоветовал – не брать новомодные сингапурские колодки JAE 45022-1018. ХЗ что это такое, уж больно активно их стали рекламировать, не к добру это. Да их, к с счастью, и не удалось найти.

В итоге были куплены диски ZIMMERMANN 380.2.16920

И колодки АТЕ

Я, правда, выступал за диски АТЕ (24.0126-0145.1) и колодки АТЕ, но, повторюсь — данная тема сугубо «религиозная»

Помимо этого, мне привезли и «противоскрипы» — «оригинал» MR510540. Толку от них, конечно, ноль, но пусть будут

А потом всё поставил. Ступицу традиционно очистил и полил «медянкой»

Прокачал тормоза и выехал их испытывать. Машинка — о чудо! — даже тормозит. Под визг новенькой резины Michelin CrossClimate SUV 265/60 R18 и причитания автовладельца по поводу чёрных следов на сухом асфальте :-) А ведь колодки ещё не притёрлись!

Для улучшения характеристик новой тормозной системы я посоветовал автовладельцу заказать в стране победивших кенгурей армированные тормозные шланги производства компании Safebrake. На данном MPS-II стоят немного удлинённые пружины производства Ironman, значит, нужно брать вот этот комплект — под лифт 2“. Оно там значится как для Mitsubishi Challenger, но это — не более чем другое название Mitsubishi Pajero Sport II. Кто не верит, почитайте хотя бы Википедию

Ремонт-тюнинг тормозной системы автомобиля завершён. Армированные шланги — дело не особо срочное, без них тоже всё отлично. А с ними будет вообще зашибись. Как-то в целом таким вот образом.

Тюнинг тормозов паджеро 2

Машиной, на которую в результате пал выбор, долгое время владела женщина. Эксплуатировала ее бережно и не очень интенсивно. По технике никакого «криминала» не нашлось, следов серьезных аварий при осмотре обнаружено не было, крупных очагов коррозии тоже, даже нестрашный пробег в полторы сотни тысяч километров, судя по общему впечатлению от машины, был близок к реальному. Вариант, как принято говорить, шоколадный. И все же автомобилю на момент покупки (2009 год) было уже больше двенадцати лет, от возрастных проблем тут никуда не деться.

Необходимый тюнинг
Прежде чем рассказывать об обнаружении и решении проблем, про «постройку» автомобиля в целом, упомянем, что новый владелец этого Mitsubishi Pajero II (тот самый хозяин автосервиса) оказался человеком довольно педантичным. Ну не нравится ему, когда в его автомобиле что-то неисправно или, на его взгляд, сделано не на «отлично». Надо отметить, именно такой подход принес свои плоды: машинка, в общем-то, «выпендрежной» не получилась, но во всем ее облике и начинке видно, что руку приложили знающие люди и приложили грамотно.

Еще пригодится давно подаренный другом экспедиционный багажник, поскольку за задним креслом короткобазной «Паджеры» много багажа не положишь, а совсем от дивана избавляться не хотелось, автомобиль, напомним, собирается быть и вполне гражданским.
Вроде и работы-то не много, но не будем забывать, что владелец будущего «идеального внедорожника» даже в мыслях не собирался экономить на любых необходимых элементах, действительно желая сделать свой самый правильный «агрегат».
Так что до самого тюнинга, который, конечно, оказался совсем непростым и недешевым, предстояла большая работа по общему приведению машины в надлежащий вид.

Реконструкция
Для начала исследовали днище Mitsubishi Pajero, убедились в целостности и добротности рамы, но нашли пару-тройку мест, слегка затронутых коррозией.

Встал этот комплект идеально, ни одна угловая величина в подвеске и ходовой не пострадала, тяга Панара осталась на месте, машина приподнялась технически и эстетически очень органично, ровно настолько, насколько и было нужно.
Итак, с самым главным – колесами, от которых зависит половина проходимости – определились и установили. А впереди еще масса не очень масштабных, но существенных переделок.

Обвес
С другой важнейшей частью офф-роуд тюнинга – передним силовым бампером – особо решили не мудрить. ARB – он и в африке ARB. Внутри этого чуда австралийского машиностроения разместилось чудо китайского лебедкостроения – двухскоростная Runva 8000.

Тюнинг тормозов паджеро 2

Татарин » 11 сен 2016, 02:02

Столкнулся я с проблемой заклинивших передних суппортов. В чём это проявлялось?
1. Было ощущение , как будто при езде машину кто-то придерживает сзади.
2. Приложил руку к диску колеса, диск был как раскалённая плита.

Снял суппорта и разобрал. Их состояние видно на фото:

Поршеньки почистил нулёвкой и войлочным кругом и помыл тормозной жидкостью.

Все резиночки и пыльники были хорошие, но внутренне состояние суппорта и поршней было в плачевном виде - всё покрыто ржавчиной.
Долго думал и советовался, чем от неё избавится. По наводке одноклубников пришли к выводу, что дёшево и сердито будет купить "Цинкарь".

Поочерёдно замочил полностью разобранные суппорта в ведре с этим средством. Начало происходить интересное: что-то булькало и шипело!

Через час достал суппорт и приступил к его очистке при помощи зубной щетки, тонкой отвертки и иных подручных средств. Ржавчину из внутренних полостей вынимал кусками. Работы производил в резиновых перчатках.

После очистки промыл тормозной жидкостью и насухо вытер ветошью.

Далее промыл всю внутреннюю полость с каналами вот этим средством:

Собрал суппорта. Фото сборки сделать забыл, но ничего, опишу словами. Установил уплотнительную внутреннюю резину, вставил поршня до упора внутрь, на поршня уложил смазку из ремкомплекта (оранжевая), установил пыльники на суппорта и закрепил стопорными кольцами.

Помыл скобы суппортов с помощью отвертки, ветоши, вд40 и на завершающем этапе "очистителем тормозов и деталей"(фото очистителя вверху)

Пыльники направляющих смазал смазкой из ремкомплекта(белая). Много смазки не наносил, да и не к чему это.

Вставил пыльники в скобу.

Немного смазал направляющие суппорта. Много смазки не нужно. Иначе суппорт не будет ходить в направляющих.

Резьбу направляющих суппорта смазал вот этой силиконовой смазкой.

Собранный суппорт. Готов к установке!

Болты крепления скобы тоже смазал силиконовой смазкой.

Столкнулся с проблемой закисшая тормозная трубка. Взял маленькие тиски, ключ на 10 и капнул тормозухи немного. Всё отлично откисло и рассходилось. Тиски

Всё установил на место. Всю старую тормозную жидкость слил и с бачка шприцём откачал. Прокачивал тормоза до тех пор пока не потекла бесцветная жидкость. Тормозную жидкость заливал такую!

Единственный дискомфорт ощутил в таскании всех запчастей в квартиру и потом обратно до машины. И работа с кислотой на балконе не была оценена супругой.
Всем удачи.

Прокачка тормозов Mitsubishi Pajero

Как определить, что тормозную систему требуется прокачать? Если вы заметили хотя бы один из ниже перечисленных признаков, рекомендуем обратиться в автосервис:

  • неравномерное тормозное усилие на колёсах – при торможении авто уводит с траектории
  • требуется применить дополнительное усилие при нажатии на педаль, чтобы машина остановилась
  • увеличился ход педали
  • произошла разгерметизация гидропривода (как при поломке, так и планово в процессе ремонта)

Доверяйте прокачку тормозной системы только профессионалам!




КОГДА НУЖНО ПРОКАЧИВАТЬ ТОРМОЗА Mitsubishi Pajero?

Прокачивание тормозов – удаление воздуха – может потребоваться по нескольким причинам:

  1. Был осуществлён ремонт тормозной системы Mitsubishi Pajero с отсоединением магистральных трубок, то есть произошло завоздушивание: замена шлангов и патрубков, демонтаж главного тормозного цилиндра или вакуумного усилителя, проводился тюнинг тормозов.
  2. Произошла разгерметизация – повреждение магистралей тормозной жидкости.
  3. Проводилась замена тормозной жидкости Mitsubishi Pajero.
  4. Уровень тормозной жидкости в расширительном бачке снизился до критической отметки.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО В ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЕ Mitsubishi Pajero ЕСТЬ ВОЗДУХ?

Когда тормоза завоздушены, заметно меняются ощущения водителя от нажатия на тормозную педаль:

  1. Заметно увеличивается длина тормозного пути.
  2. Остановка происходит рывками.
  3. Ход педали также увеличивается.
  4. Педаль тормоза Mitsubishi Pajero становится неестественно мягкой, «ватной».




КАКУЮ ТОРМОЗНУЮ ЖИДКОСТЬ ЗАЛИТЬ В СИСТЕМУ Mitsubishi Pajero?

Существует четыре класса тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Как правило, в системе автомобилей применяется состав на гликолевой основе – DOT 3, DON 4 и DOT 5.1. DOT 5 изготовлена на основе силикона, который не способен вбирать влагу, но зато в процессе эксплуатации насыщается воздухом, что неприемлемо для ABS, ESP и остальных электронных систем торможения. Чтобы понять, какая жидкость залита в тормоза вашего авто, достаточно взглянуть на её цвет: гликоль – жёлтого цвета, силикон – красного.

Смешивание силиконовых и гликолевых жидкостей в системе тормозов Mitsubishi Pajero недопустимо! Добавлять в состав, предназначенный для тормозов с ABS, жидкость, для этого не предназначенную, также не следует. При смешивании DOT 5.1 или DON 4 с DOT 3 приводит к значительному снижению температуры кипения тормозной жидкости.

Если вы не знаете, какая жидкость залита в тормоза вашего авто, рекомендуется провести осмотр шлангов, трубок и соединений на предмет течей, а затем полную замену жидкости с последующей прокачкой тормозной системы.


МОЖНО ЛИ ПРОКАЧИВАТЬ ТОРМОЗНУЮ СИСТЕМУ Mitsubishi Pajero, ЕСЛИ ОНА ОБОРУДОВАНА ABS И ESP?

Прокачку тормозов Mitsubishi Pajero с АБС самостоятельно проводить не рекомендуется. Когда блок клапанов и гидроаккумулятор представляют одну конструкция – достаточно отключить систему ABS, но в случае расположения этих элементов в разных местах потребуются дополнительные знания и профессиональный сканер, который имеется только в автосервисах. То же касается и автомобилей с ESP.



КАКОВ ПОРЯДОК ПРОКАЧКИ ТОРМОЗОВ Mitsubishi Pajero?

Перед началом процесса прокачивания тормозов обязательно проверяют объём жидкости в бачке – он должен быть на максимальной отметке. Также следует разблокировать регулятор давления, расположенный на задней оси и провести чистку клапанов для стравливания воздуха на каждом суппорте.

Стандартный алгоритм прокачки тормозной системы Mitsubishi Pajero требует начинать процедуру с заднего правого колеса, затем приступать к заднему левому, далее работать с передним правым и закончить работу на переднем левым. Однако, стоит ознакомиться с последовательностью в сервисной книжке вашего автомобиля. Если такие данные недоступны, то применяется стандартный подход, описанный выше.


ОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОКАЧКЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ Mitsubishi Pajero.

Мастерам автосервиса не раз приходилось проводить ремонт Mitsubishi Pajero после самостоятельной прокачки тормозов автовладельцем. Как правило, встречаются три типовые ошибки:

  1. В тормозную систему добавляют жидкость, не соответствующую той, которая уже залита. Это приводит к разрушению резиновых уплотнителей и, как следствие, к разгерметизации. Этапы ремонта: замена всех резиновых элементов, замена тормозной жидкости Mitsubishi Pajero, повторная прокачка тормозов.
  2. Допускают падение уровня тормозной жидкости ниже минимального значения. Многие забывают о том, что в процессе прокачки следует постоянно доливать тормозную жидкость в бачок Mitsubishi Pajero, в противном случае воздух снова попадает в систему. Этапы ремонта: добавить жидкость в систему, повторно произвести прокачку.
  3. Превышают давление в бачке до критического. Рекомендованное давление не должно быть выше 0,8 Атм, иначе бачок лопается. Этапы ремонта: замена бачка Mitsubishi Pajero, добавление тормозной жидкости в систему, прокачка тормозов.




ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СЛОМАЛСЯ ШТУЦЕР ПРОКАЧКИ ТОРМОЗОВ Mitsubishi Pajero?

Рассмотрим причины поломки клапана:

  1. Жидкость давно не менялась, а значит систему не прокачивали долгое время, из-за чего клапан заклинило.
  2. При проведении работ штуцер слишком сильно зажали.
  3. Клапан подвергся коррозии.

Обломок штуцера извлекают высверливанием или навариванием вспомогательного элемента. Если же причина в окислении, стоит осмотреть весь суппорт Mitsubishi Pajero на предмет износа: возможно, замена детали в сборе будет актуальной.

Почти нет тормозов у паджеро 2

Методика проверки вакуумника 1. Запустить двигатель, дать ему поработать пару минут
2. Выключить двигатель
3. Нажать несколько раз на педаль тормоза. Если при каждом следующем нажатии педаль останавливается выше, чем при предыдущем - вакуумник работает как надо.
4. Нажать педаль тормоза несколько раз и включить двигатель, удерживая педаль нажатой. Если педаль чуть провалилась - вакуумник работает как надо.
5. Нажать на педаль тормоза при включенном двигателе. Заглушить двигатель. Если в течение 30 секунд педаль не пошла вверх - вакуумник работает как надо.

Выполнение пп. 3,4 и 5 означает исправность вакуумного усилителя. Невыполнение хотя бы одного из этих пунктов означает неисправность вакуумного усилителя, вакуумного шланга или вакуумного клапана.

Ребята, нет слов! И это лучшая конференция? Это всё, что ли? Всё, что может уважаемое сообщество посоветовать по элементарному вопросу? У меня не было японцев никогда, к тому же, все предыдущие машины были гораздо новее и не ломались попросту. Однако же, в случае чего, я знал, к кому обратиться.

Тут же, казалось бы, такая ерунда - ну что там диагностировать. ну и посоветуйте знакомого мастера, гараж какой-нибудь, разборку с сервисом.

Никто не чинит машины, что ли, чужими руками?

Территориально интересует Одинцово, Запад - Юго-Запад Москвы и юг области, можно Тулу.

Ну что ты так переживаешь? :) правда ведь ответили. В твоем случае глупо что-то менять не глядя. ГТЦ не так дешево стоит, чтобы вот просто взять его и поменять без уверенности что проблема в нем.

На диагностику сначала. После диагностики - приходи сюда, рассказывай что найдут, обсудим диагноз и подскажем где запчасти купить.

Про диагностику - тебе уже посоветовали сервис на Электродной. Еще есть Олег в Нахабино. Рекомендую. Он читает конференцию, если надумаешь к нему ехать - напиши, поделимся телефоном.

Нахабино устроит, Электродная далековато. Телефон Олега скажите, пожалуйста

Удивлён был тем, что по всему городу есть только один сервис на Электродной. спасибо!

И можно на "ты" :)) "Я тут один за компом" (С) Сергей_GTi

Напиши хоть потом чего найдете с Олегом, интересно :)

так тебе ж уже все ответили! - не? и про диагностику, и про сервис на Электродной.

про сервисы - действительно, на Мицу мало кто специализируется. поэтому найти гараж/сервис на расстоянии 1-2 кварталов от своего дома = особо не рассчитывай, даже колодки далеко не во всяком сервисе меняют "правильно".

Тюнинг тормозов паджеро 2

Голосование

Форумы

Свап тормозной системы - обсуждаем

Продолжаем здесь.
Mitsubishi Pajero Pinin 2,0 GDI 2004г, 5-дверка, АКПП

Ни в тексте, ни в комментариях явно проблемы не описаны: что тормозит плохо или тем более хуже чем было. Вроде пишет, что чётче и лучше (но видимо всё равно недостаточно круто, чтобы писать песни и стихи).

Приложу фотки из интернета, где более-менее видно подкатоное пространство в районе ГТЦ:

P.S. Извини - большую фотку покоцал: несильно информативная она и главное - страницу рвет.

Mitsubishi Pajero Pinin 2,0 GDI 2004г, 5-дверка, АКПП

Я скромно от Игоря жду каталожные номера запчастей для тормозов, когда он сегодня посмотрит свои записи.

Есть у кого ссылка на обсуждение тормозов от труботрека, которые не оправдали надежд?

Суппорта на перед от Galanta VR-4 (кузов EC5A) и Outlander XL дорестайл (кузов CU2W)
MR370775 MR370776
суппорта
там же номера остальных запчестей
колодки MR389549
диски MR128659
диски 24

можно поставить более толстый диск на 26 например от рестайла Outlander или ASX,
но нужно поставить стальную(не медную) шайбочку 1мм между суппортом и кулаком
номерок дисков MN116331
диски 26

на зад суппорта от Sigma или Diamante кузова F15A, F16A
MB857331 MB857332
суппорта
колодки MR389578, такие же как на наших
диски MB587579
диски вентилируемые 18мм

для установки дисков нужны проставки толщиной 5-6 мм между
ступицей и тормозным диском (это заодно еще и вылет уменьшает на 5мм)
ищите в магазинах или обрезаете старый тормозной диск от любой
подходящей машины, хоть митсубиси хоть мазды или ситроена

все встает болтон без напилинга, я доволен
в отличии от турботрека диск и колодки больше, соответственно торможени лучше

задний бронированый тормозной шланг к суппорту получается внатяг,
лучше заменить на более длинный, например от той же сигмы,
номерок MB857532

на перед под зиму оставил на докатку диск,
что шел в комплекте выработаный наполовину,
на будущее лето, позже, прикупил практически новые
японские снятые с asx

шланги, колодни и диски взял неоригинал
на зад выбор дисков очень невелик,
TRW почемуто перестали возить, взял от NK
шланги тожк от NK
на всякий случай поменял шпильки чуть длиньше
но впринципе нет необходимости

колодки Nakayama, но они сильно пылят
хочу попробовать колодки с керамикой от Raybestos
на зад уже прикупил, к майским наверно поставлю


Разыскивается бокс, крепление велосипедов на дуги.

Месье TritoN ツ написал(а) .

я вроде когда то писал но эффективность торможения зависит не от области прилогаемого усилия и размера а от радиуса тормозного диска=) вы видели тундряки у которых тормозной дис ну не соврать см 4 от и до но радиус 19.

Рома, ты с просонья, что ли был ?
как это не зависит от площади соприкосновения ?
просто чем диск больше, на него колодка больше ставится
трение больше, торможение лучше
а если на бОльший диск оставить старую колодку, с чего лучше тормозить то будет ?

Кстати на галанте гтц не больше нашего и вероятно не сильнее, вес машины конечно полегче
думаю японы не дураки, и запас заложен как минимум двух/трех-кратный в наших гтц, должно хватить
Разыскивается бокс, крепление велосипедов на дуги.

Игорь, спасибо за номера! Если эти тормоза будут нормально работать, думаю икота у тебя не будет проходить в разных часовых поясах

Икоту не хотелось бы , лучше зачет в карму

Говорят колодки с керамикой профессиональной серии, а не ширпотреб, тормозят еще лучше, но дорогие они

на зал уже купил, но еще не поставил, вот такие Raybestos PGD383C


на перед еще не купил, хочу, когда те искатаю, вот такие
Raybestos PGD723C



Разыскивается бокс, крепление велосипедов на дуги.

Какой порядок цен на какахи и на хорошие колодки?

указанные керамики в пределах 1,5тр за комплект на одну ось
т.е. вместе зад/перед около 3тр
Разыскивается бокс, крепление велосипедов на дуги.

если постепенно докупать, то не так заметно, а когда все и сразу, то сразу чувствуется
Разыскивается бокс, крепление велосипедов на дуги.

Я скромно от Игоря жду каталожные номера запчастей для тормозов, когда он сегодня посмотрит свои записи.

Есть у кого ссылка на обсуждение тормозов от труботрека, которые не оправдали надежд?

Суппорта на перед от Galanta VR-4 (кузов EC5A) и Outlander XL дорестайл (кузов CU2W)
MR370775 MR370776
суппорта
там же номера остальных запчестей
колодки MR389549
диски MR128659
диски 24

можно поставить более толстый диск на 26 например от рестайла Outlander или ASX,
но нужно поставить стальную(не медную) шайбочку 1мм между суппортом и кулаком
номерок дисков MN116331
диски 26

на зад суппорта от Sigma или Diamante кузова F15A, F16A
MB857331 MB857332
суппорта
колодки MR389578, такие же как на наших
диски MB587579
диски вентилируемые 18мм

для установки дисков нужны проставки толщиной 5-6 мм между
ступицей и тормозным диском (это заодно еще и вылет уменьшает на 5мм)
ищите в магазинах или обрезаете старый тормозной диск от любой
подходящей машины, хоть митсубиси хоть мазды или ситроена

все встает болтон без напилинга, я доволен
в отличии от турботрека диск и колодки больше, соответственно торможени лучше

задний бронированый тормозной шланг к суппорту получается внатяг,
лучше заменить на более длинный, например от той же сигмы,
номерок MB857532

на перед под зиму оставил на докатку диск,
что шел в комплекте выработаный наполовину,
на будущее лето, позже, прикупил практически новые
японские снятые с asx

шланги, колодни и диски взял неоригинал
на зад выбор дисков очень невелик,
TRW почемуто перестали возить, взял от NK
шланги тожк от NK
на всякий случай поменял шпильки чуть длиньше
но впринципе нет необходимости

колодки Nakayama, но они сильно пылят
хочу попробовать колодки с керамикой от Raybestos
на зад уже прикупил, к майским наверно поставлю

Тюнинг Mitsubishi Pajero Sport

Автомобиль японского производства Mitsubishi Pajero Sport – это олицетворение мощности дизельного двигателя и рамной конструкции кузова. Маневренность, надежность, проходимость по бездорожью – главные отличительные характеристики этого совершенного автомобиля.

Паджеро спорт

Однако все вышесказанное не останавливает российских тюнеров. Их главным направлением является – усиление мощности силового агрегата и кузова.

Чип-тюнинг Митсубиси Паджеро первых трех моделей

Потенциал, заложенный под капотом Mitsubishi Pajero Sport, освобождают чипированием. Заводские электронные настройки двигателя рассчитаны на среднестатистического водителя. Тюнинг подстраивает автомобиль под индивидуальные потребности владельца.

Автомобиль получает следующие преимущества:

  • Выделяется в общем потоке.
  • Получает прирост мощности на 20-30%.
  • Породисто звучит.
  • Усиливается крутящий момент двигателя. Машина легко преодолевает крутые склоны, буксирует тяжелые прицепы.
  • Снижается расход топлива.
  • Рывок со старта становится легче, увеличивается разгонная динамика.
  • Улучшается маневренность, так как автомобиль получает другую развесовку.

Чип тюнинг

Чип-тюнинг Mitsubishi Pajero Sport значительно увеличивает его производительность. В тюнинг-ателье выдают сертификат и гарантию на 2 года.

Но если есть неодолимое желание сделать перепрошивку своими руками, то необходимо в обязательном порядке соблюдать следующий порядок действий:

  1. Изучают тему.
  2. Устанавливают необходимый софт на ноутбук.
  3. Обеспечивают беспрерывный поток энергии к нему и надежное соединение с машиной.
  4. Включают зажигание, запускают программу калибровки. Пиратские версии весьма рискованные – скачивают от производителя.
  5. По окончании установки зажигание выключают на 10 минут.

Манипуляцию по чипированию Паджеро проводят проще, когда меняют стандартную микросхему на усовершенствованную в профессиональном ателье.

Доработка кузова

Mitsubishi Pajero Sport оценивают снаружи, поэтому тюнеры трудятся над усовершенствованием внешнего вида. Доработка кузова обходится относительно не дорого.

  • Красоты и мощи придают кенгурятники. Нужно сказать, что все модели Митсубиси Паджеро Спорт предназначены для их монтажа.

Кенгурятники

Защитные приспособления для фар и бампера автомобиля изготавливают из нержавеющей стали, они имеют разную конфигурацию. Стоимость комплекта защиты переднего и заднего бамперов (двойные и одинарные) на Митсубиси Паджеро Спорт 1 указана в таблице ниже. К заднему бамперу прилагаются уголки. В комплекте с радиаторной решеткой идут пороги.

Пороги

Пороги подбирают по предпочтениям: площадкой или трубкой. Изготавливают из алюминиевого и нержавеющего листа (порог площадкой). Трубчатые идут с накладками и проступью. На порогах нанесен логотип «Mitsubishi».

Навесное оборудование устанавливают на старые места. Сверлить дополнительные отверстия не нужно. Перед установкой старые демонтируют, место очищают от грязи. Новые детали смазывают антикоррозийным составом, после чего проводится установка.

На Митсубиси Паджеро Спорт 2 тюнингуют уже имеющиеся пороги защитными накладками.

Обвесы неузнаваемо меняют экстерьер автомобиля, защищают от непредсказуемых столкновений. Элементы навесного оборудования повышают уровень безопасности водителя и пассажиров.

У Митсубиси Паджеро Спорт 3 характерная схема подвески выглядит следующим образом: в передней части – двойные поперечные рычаги, задняя защита – неразрезанный мост. Менять на другую схему не стоит, так как машина потеряет свою индивидуальность.

  • После доработки подвески занимаются световой оптикой. Устанавливают дополнительные осветительные приборы. Они улучшают видимость при езде по пересеченной местности.

Хорошие характеристики у производителя осветительных приборов фирмы Vision X. У них высокая антиударная прочность, легкость монтажа и большой срок службы.

Если конструкция позволяет, фары устанавливают прямо на кенгурятник. Провода для подключения проводят под капотом, присоединяют к клеммам аккумулятора.

  • Внешний тюнинг завершают покраской кузова. Выбирают темные тона или металлик – они соответствуют этому классу внедорожников.

Внешний тюнинг

Начинают с крыши. Покрывают краскопультом в 2-3 слоя. Каждому высыхает 2 часа. После покраски наносят защитный лак. Машина окончательно высыхает через сутки.

На капот и двери наносят рисунки – тюнинговая «фишка».

  • Обновляют колесные диски.

Вариант доработки интерьера салона

Салон автомобилей Митсубиси Паджеро Спорт первых трех поколений продуман до мелочей. Но если обивка износилась или надоела, ее следует заменить. Работа довольно-таки трудная, особенно в части демонтажа заводской обивки. Обдирают каждую деталь отдельно.

Закупают новый отделочный материал. Самый ходовой – алькантара. Она долговечная, не выгорает. Легко чистить пятна и грязь. Ценится за свойство зимой и летом держать постоянную температуру.

Обшивку начинают с передних дверей. Затем переходят к задним, потолку и багажнику. Данная процедура занимает достаточно много времени. Выкраивают по старым деталям, оставляют по краям припуски. Прорезают отверстия для ручек, колонок, стеклоподъемников.

Проводку прячут под новую обивку. Потолок обшивают, начиная с передних углов салона. Отверстий мало – под ручки для пассажиров и для плафона. Заканчивают обивкой багажного отделения.

Идеи по переработке Митсубиси Паджеро Спорт 1, 2, 3

Практическую пользу приносят следующие мероприятия. «Городские» автомобили, которые редко используют по бездорожью, облегчают. Обвесы меняют на более легкие. Это капот, дверь багажника, крылья.

Аэродинамические свойства тюнеры улучшают спойлерами. Это детали имеют определенную форму и несут две функции: декоративную и практичную. Как декоративная часть, они делают внешний вид авто фешенебельным, спортивным. Их изначально устанавливали только на гоночных карах.

Стоимость тюнинга для Mitsubishi Pajero Sport первых трех поколений напрямую зависит от того, что именно решил изменить автовладелец. В таблице указаны минимальные цены на ту или иную услугу. В связи с этим, перед принятием решения о модернизации автомобиля следует полностью изучить ценовую политику тюнинг-ателье и только после этого начинать тюнинг во избежание каких-либо финансовых проблем.

Элемент тюнингаСтоимость, в рублях
Комплект защиты переднего и заднего бамперовОт 30000
Чип-тюнингОт 8000
Защитные накладки на порогиОт 12000
Фары (2 шт)От 6000
Боковые зеркалаОт 3000
Колесные дискиОт 6000
Спойлер От 5000

С точки зрения пользы, спойлеры перенаправляют потоки воздуха, улучшают аэродинамику. Эта деталь обвеса немного уменьшает дорожный просвет. Для защиты радиатора, капота, вместо тяжелых обвесов устанавливают жесткие решетки.

В отношении доработки японских внедорожников, соблюдают меру – автомобили дорогие, богато укомплектованные. Только большой мастер тюнинга не испортит самоделками солидное авто.

11. Тормозная система

11.2 Вакуумный усилитель тормозов
Вакуумный усилитель тормозов (1983-96) для двигателей G63В и G54В (вверху) и для дизеля 1. Переходник 2. Шланг 3. Контрольный клапан 4. Толкатель 5. Усилитель тормозов 6. Вилка штока 7. Дистанционная проставка 8. Вакуумный переключатель .

11.3 Регулировка тормозов

11.3 Регулировка тормозов
ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА Регулировки не требуют. БАРАБАННЫЕ ТОРМОЗА Регулировка барабанных тормозов требуется только при замене колодок или неисправности регуляторов колодок. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Для регулировки зазора между колодками и барабанами снимите барабаны. .

11.4 Выключатель сигнала торможения

Снятие, установка и регулировка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините провода, отверните гайки и снимите выключатель. 2. После установки отрегулируйте выключатель (1 – торец выключателя, 2 – контргайка). 3. После регулировки сигна.

11.5 Снятие и установка педали

11.5 Снятие и установка педали
Педаль тормоза (1983-86) 1. Втулка 2. Кронштейн 3. Выключатель 4. Тяга 5. Пружина 6. Педаль (МКПП) 7. Педаль (АКПП) Педаль тормоза (1987-98) 1. Выключатель 2. Пружина 3, 6. Шплинт 4, 7. Шайба .

11.6 Главный цилиндр тормозов

11.6 Главный цилиндр тормозов
Детали главного цилиндра тормозов (1983-86) 1. Пробка бачка 2. Шайба 3. Диафрагма 4. Поплавок 5. Бачок 6. Держатель 7. Датчик 8. Штуцера 9. Шланг 10. Заглушка 11. Седло 12. Клапан 13. Пружина 14. Корпус клап.

11.7 Дозирующий клапан

11.8 Регулятор давления задних тормозов (1992-98)

11.8 Регулятор давления задних тормозов (1992-98)
Регулятор повышает устойчивость загруженного автомобиля при резком торможении и смонтирован в задней части рамы. Работа клапана определяется натяжением пружины, которая давит на рычаг с определенным усилием. На разгруженном автомобиле, установленном на ровной площадке, длина пружины, измеренная по горизонтали должна быть 224–228 мм. Снятие и установка .

11.9 Контрольный клапан усилителя тормозов

11.10 Шланги и трубки

11.11 Удаление воздуха из гидропривода тормозов

11.11 Удаление воздуха из гидропривода тормозов
Типичная система гидропривода тормозов 1. Шланг 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18. Трубка 4. Разъем 8, 10. Тройник 13. Кронштейн пружины 14. Регулятор давления 15. Пружина АВТОМОБИЛИ БЕЗ ABS-СИСТЕМЫ Порядок прокачки тормозов без ABS .

11.12. Передние дисковые тормоза

11.13. Задние барабанные тормоза

11.14. Задние дисковые тормоза (1992-98)

11.15. Ручной тормоз

11.16 Антиблокировочная система (ABS)

11.17 Гидромодуль

11.17 Гидромодуль
Гидромодуль ABS-системы 1. Кронштейн блока реле 2. Трубка 3. Кронштейн модуля 4. Модуль 5. Крышка блока реле 6. Реле клапанов 7. Реле электродвигателя насоса Гидромодуль смонтирован в моторном отсеке на правом брызговике, рядом с перегородкой. С.

11.18 Датчик перегрузки

11.18 Датчик перегрузки
Датчик перегрузки до 1993 г. (вверху) и с 1994 г. Датчик смонтирован рядом с рычагом ручного тормоза. Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините батарею от массы. 2. Снимите заднюю напольную панель. .

11.19 Датчик скорости

11.19 Датчик скорости
Датчик скорости переднего (вверху) и заднего колеса На передних колесах 1. Чувствительный элемент датчика 2. Кронштейн 3. Ротор На задних колесах 4. Чувствительный элемент датчика 5. Уплотнитель 6. Кронштейн 7. Ротор N – деталь при сборке подлежит замене Проверка.

Тюнинг Паджеро Спорт

Грамотная доработка может изменить, как внешний вид, так и производительность любого транспортного средства. Как правило, улучшение автомобиля производят для того, чтобы получить некоторые преимущества перед другими участниками движения. Тюнинг Митсубиси Паджеро Спорт даст возможность настроить внедорожник исключительно под себя.

Чиповка

Чиповка Pajero Sport

Чиповка Pajero Sport

Полноценный чип тюнинг двигателя является автоматической настройкой , так называемый подгон под водителя. А что он даёт? Возможность каждому индивидуально настроить автомобиль электронным путём, что увеличивает производительность, а также помогает автолюбителю добиться соответствия между своими требованиями и работой механизма.

Важно понимать, что автомобиль в базовых комплектации и настройках сделан для среднестатистического водителя и не может соответствовать желаниям каждого. Поэтому если вы нацелились на улучшение своего внедорожника, начните с автонастройки. Она являет собой простой и в то же время эффективный способ это сделать.

Также чипование любого транспортного средства если не обязательно, то крайне желательно при любом виде другого тюнинга.

  • выделяет машину в бурном потоке, она смотрится гораздо легче, породисто звучит и, что самое главное, быстрее, чем аналогичные транспортные средства;
  • увеличивает мощность внедорожника, не космически, конечно, но добиться прироста на 15-30 % вполне реально;
  • усиливает тяговое усилие (крутящий момент) двигателя, что помогает буксировать целые караваны легковушек, тяжёлые прицепы или просто взбираться на крутые препятствия;
  • чип тюнинг помогает существенно снижать количество потребляемого топлива, конечно, если нет упора на максимальную мощность, но и при таком варианте всё настраивается на максимальную экономику;
  • как было сказано ранее, автонастройка помогает сделать машину легче, но не в плане веса, а в плане рывка при старте и ускорению на любой скорости, это просто не может не радовать любого владельца Паджеро Спорт;
  • поменять развесовку автомобиля, тем самым увеличив его манёвренность.

Подытоживая всё сказанное выше, можно констатировать, что такая модернизация не только тюнингует внедорожник, но и помогает увеличить производительность и комфорт управления транспортным средством.

Добиться расхода, резвости или манёвренности легкового автомобиля вам не удастся, как бы вы не хотели. Но по сравнению с другими внедорожниками, ваш будет если не лучшим, то одним из них по всем возможным параметрам.

Особенности чиповки Pajero Sport

Давайте в общих чертах разберём, как же делается чип тюнинг Митсубиси Паджеро Спорт. Лучше всего отогнать машину на профессиональные СТО, которые не раз делали такие операции. Но если вы всерьёз решили сделать всё сам, то должны быть готовы к всяческим рискам. И так, чиповка Митсубиси Паджеро Спорт делается следующим образом:

  1. В первую очередь, изучите тему про особенности чипования внедорожников.
  2. Установите весь необходимый софт на ноутбук и убедитесь, что всё работает без ошибок.
  3. Чтобы приступить к собственно тюнингу, вам необходимо обеспечить беспрерывной приток энергии к ноутбуку (розетка, бесперебойник), в месте, где находится машина. Подключите при помощи специального кабеля компьютер к внедорожнику. Убедитесь в надёжности всех соединений, если ничего не съезжает или не открепляется из разъёмов, можно приступать к главной части.
  4. Включите зажигание. Затем запустите программу калибровки двигателя на ноутбуке, которую вы выбрали и скачали от производителя или народных умельцев (достаточно рискованный вариант), подходящую по всем параметрам вам.
  5. После окончания установки выключите зажигания и дайте машине минут 10 постоять. Готово, заводите авто и радуйтесь результату.

Стоит отметить, что тюнинг двигателя Паджеро Спорт, как и любого другого автомобиля, можно произвести путём замены стандартной микросхемы (чипа) на уже усовершенствованную, но такую процедуру могут проделать только профессионалы.

Установив кривую программу на микросхему (чип) двигателя, отвечающую за работу многих его узлов, можно сделать только хуже и придётся всё переделывать, иногда, за немалые деньги.

Конструкционный тюнинг

Как вы поняли, чип тюнинг – это самый доступный и простой из его видов. В случае если вам позволяют финансы, вы можете вносить конструктивные изменения в Паджеро Спорт. Такой вариант более затратный, но помогает добиться более значимого результата. Что можно сделать?

  1. Установить усиленную подвеску.
  2. Оборудовать последнюю пневмо-системой.
  3. Установить дополнительные или усиленные амортизаторы.
  4. Усилить лебёдочную систему внедорожника.
  5. Дополнить или модифицировать освещение машины.
  6. Провести работы по усилению или увеличения жёсткости автомобиля.
  7. Внести конструкционные изменения в двигательную систему (впрыск воды в мотор, усиленная турбина, расточка цилиндров и т.п.).
  8. Провести лифтование внедорожника, как сделать, уже описано на нашем ресурсе.
  9. Подключить более ёмкую аккумуляторную систему.
  10. Прочие модификации, направленные на решения ваших, определённых, задач.

Проводить тюнинг не такая уж трудная задача, важно грамотно взвесить свои силы, закупиться новыми запчастями, обзавестись необходимым оборудованием и начать сам процесс. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к профессионалам в этом деле, чтобы избежать разного рода казусов.

Тюнинг внедорожника с внесением конструкционных изменений требует знания некоторых нюансов и особых умений. Лучшим вариантов среди тех, кто может модифицировать ваш Паджеро Спорт, будут узкоспециализирующиеся СТО на внедорожниках или, конкретно, на вашем автомобиле.

Кузовной тюнинг Паджеро Спорт

Внешний облик автомобиля играет немаловажную роль для тех, кто стремится создать идеальное для себя средство передвижения. Относительно внедорожников Паджеро,внешний тюнинг осуществляется 2 способами:

  • первый делается для красоты, не беря во внимания практические усиления;
  • второй направлен на усиление внешнего обвеса и придания внедорожнику агрессивного вида.

Давайте рассмотрим оба варианта внешнего рестайлинга.

Тюнинг и доработка кузова Паджеро Спорт

Тюнинг и доработка кузова Паджеро Спорт

Если вы хотите сделать просто красивый автомобиль для езды по городу и редких вылазок на природу, можно действовать очень разнообразно. Конкретно, можно сделать следующее:

  • изменить покраску: камуфляж, матовые или металлик цвета, рисунки на кузове, в общем, как угодно фантазии;
  • установить красивые обвесы, то есть спойлеры, более «стильную» решётку радиатора и прочее;
  • сменить оптику или зеркала на улучшенные, в плане красоты;
  • обновить диски.

При желании получить не только красивый внешний вид, но и практическую пользу можно действовать так:

  • сменить обвесы (крышка капота, дверь багажника, диски, крылья и т.д.) на более лёгкие;
  • улучшить аэродинамику путём внедрения в конструкцию кузова определённой формы деталей (спойлер);
  • установить жёсткие сетки, для защиты внедорожника, на двери, капот, перед или зад кузова;
  • сменить верхний багажник.

Тюнингуя свой Митсубиси Паджеро Спорт, делайте только то, что не влияет на безопасность эксплуатации внедорожника, иначе последствия могут быть очень печальными.

Ну, вот и всё, надеемся, наш сайт сумел вам помочь и научить модернизировать культовый японский внедорожник. Удачи на дорогах!

Читайте также: