Уаз дизель тюнинг эксплуатация и ремонт

Обновлено: 04.05.2024

УАЗ дизель: тюнинг, эксплуатация и ремонт. Обзор автомобилей УАЗ

Автомобиль УАЗ (дизель), эксплуатация и ремонт которого отличаются простотой и доступностью, выпускается в различных модификациях. Рассмотрим особенности версий на примере двух популярных модификаций: 469 и «Патриот», а также проведем краткий обзор прочих вариаций машины от Ульяновского автозавода.

Отечественный автомобиль УАЗ

Особенности установки дизельного агрегата на УАЗ-469

При монтаже дизельной версии мотора на традиционную бензиновую версию серии 469 чаще всего используют подходящие аналоги с иностранных автомобилей (внедорожники «Ниссан», «Тойота»). Среди преимуществ силового агрегата:

  • лучшая предрасположенность к транспортировке грузов;
  • меньший удельный расход, по сравнению с бензином;
  • экологичность, по причине меньшего содержания в качественной солярке свинца;
  • высокий показатель надежности и ремонтопригодности.

Среди основных недостатков отмечают плохую работу дизеля при низких температурах, особенно в условиях регионов Крайнего Севера. Ремонт такого двигателя также не радует многих потребителей, поскольку обходится дороже бензинового аналога.

При эксплуатации, тюнинге и ремонте УАЗа (дизеля) часто наблюдаются выбросы в атмосферу черных или синих выхлопов. Это может считаться как минусом, так и плюсом, в зависимости от эстетических предпочтений владельца, однако угрозы машине не несет. В любом случае выбор за вами!

Какой дизель можно поставить на УАЗ «Буханку»?

Прежде чем менять бензиновый мотор на дизельный аналог, в случае с указанной моделью необходимо тщательно взвесить все за и против. Если позволяет наличие соответствующего оборудования и возможность должного обслуживания, дерзайте и экспериментируйте!

Вторая тонкость, которую нужно учесть в этом вопросе — кто будет отвечать за монтаж, тюнинг, эксплуатацию и ремонт УАЗа-дизеля? Желательно удостовериться, что недалеко от вас есть компания, гарантирующая качественную трансформацию двигателей. Самостоятельно эту процедуру можно, но достаточно сложно выполнить. Потребуются специальные приспособления для снятия и установки механизмов, которые трудно дислоцировать без помощника. Оптимальный вариант — обратиться в профильное СТО, где специалисты правильно и надежно смонтируют все элементы за короткий срок.

Мотор дизельного авто УАЗ

Рекомендации

В первую очередь необходимо определиться с конфигурацией модели дизельного УАЗа. Здесь учитывают габариты, технические параметры и стоимость агрегата. Большинство зарубежных качественных установок имеют высокую цену, от 40 тысяч рублей и выше. Но решительно настроенных владельцев отечественных внедорожников этот факт не останавливает.

Также популярными дизельными моторами для «Буханки» считаются агрегаты от «Мерседеса» (ОМ-616). Они зарекомендовали себя отлично, не требуют особого обслуживания, надежны и практичны. Единственный минус — проблемы с динамикой.

УАЗ «Патриот» дизель (ЗМЗ)

Модификации этой машины на бензиновом или дизельном ходу особых отличий между собой не имеют. Мощность второго варианта ниже (128 л. с.), однако недостаток нивелируется за счет улучшения крутящего момента (270 против 217 Нм). Особенно разница заметна на бездорожье.

Стоит отметить, что бензиновый мотор «кушает» порядка 12 литров на 100 километров, а расход топлива на УАЗе-дизеле составляет на 2-3 литра меньше. С учетом особенностей вождения и стоимости горючего. Скоростной порог машины на солярке — 135 км/ч. Это на 15 километров меньше, чем у бензинового аналога. Ввиду конструктивных отличий между двумя разными типами двигателей, моторное отделение у каждой вариации выполнено по-разному.

Бензиновый и дизельный двигатель УАЗ

Нюансы эксплуатации

Использование дизельных моторов требует соблюдения определенных правил. Это обусловлено тем, что указанный тип горючего отличается высоким показателем чувствительности к термическим параметрам. Специалисты рекомендуют придерживаться таких советов:

  1. Не запускать мотор при минусовой температуре сразу. Желательно поставить ключ зажигания в первую позицию, после чего выждать 2-3 минуты. После этого мотор можно заводить, поскольку топливный фильтр прогреется предварительно до нужной кондиции.
  2. Транспортное средство должно пройти обкатку. На протяжении первых 2,5 тысячи километров используйте автомобиль в щадящем режиме, с минимальной нагрузкой.
  3. Заливайте в топливный бак солярку, которая соответствует стандарту «Евро-3» и выше.

Так сложилось, что для УАЗа-дизеля тюнинг, эксплуатация и ремонт обходятся дороже бензиновых аналогов. Однако экономия проявляется в повышении грузоподъемности и эксплуатации автомобиля. Тем не менее при критических параметрах вождения срок службы силового агрегата сокращается существенно по причине резкого перегрева.

Обслуживание

Любой силовой агрегат нуждается в своевременном техническом обслуживании. Данная процедура включает в себя замену масла через каждые восемь тысяч километров пробега. Такой подход дает возможность обеспечить продление рабочего ресурса внутренних трущихся деталей. Чтобы оптимально настроить процедуру, рекомендуется использовать смазку одинаковой марки.

Еще один нюанс — своевременная замена ремня ГРМ. Ее необходимо проводить после каждых 60 тысяч километров пробега. В противном случае повышаются риски неожиданного обрыва элемента, что чревато поломкой головок цилиндра и сопряженных с ними частей. Также необходимо менять топливный фильтрующий элемент через 8 тысяч эксплуатации автомобиля. Как свидетельствуют отзывы, УАЗ «Патриот» с дизельным «движком» требует промывки топливных резервуаров каждые два года, поскольку в баках накапливаются осадок и сопутствующие засорители.

Автомобиль УАЗ 3162

Тюнинг мотора

Улучшить характеристики, несмотря на то, какой двигатель на УАЗе установлен, можно следующим образом:

  1. Проведение чип-тюнинга, выражающееся в модернизации программы управления силовым агрегатом. Процедура дает возможность увеличить общую мощность «движка», старта в холостом режиме при холодном запуске, производительность мотора.
  2. Смонтировать дополнительную турбину, повышающую производительность силового агрегата. В этом направлении практикуется добавочная проработка программного обеспечения.
  3. Дальнейший тюнинг УАЗа «Патриот» (отзывы это подтверждают), состоит в проведении мероприятий с остальными элементами автомобиля. В эту категорию входят повышение шумовой, тепловой изоляции и облагораживание салона.

Конструкционные моменты

Блок цилиндров и моторная головка машины сделаны из алюминиевого сплава методом специальной наплавки. Это дало возможность значительно уменьшить вес силовой установки. Двигатель УАЗа «Хантер» (дизель ЗМЗ) размещен поверхностно, с раздельным положением впускных и выпускных клапанов.

Газораспределительный механизм функционирует при помощи промежуточного вала и сопутствующих элементов. Стабилизация механизма осуществляется посредством гидравлических натяжителей и специальных успокоительных механизмов.

Навесное оборудование приводится в действие путем активации клиновидных ремней, приводящихся в действие зубчатой передачей. Контроль теплового зазора осуществляется посредством гидравлических компенсаторов. В каждом отсеке сгорания имеется четыре клапана, отвечающие за впуск и выпуск. Поршневая группа приспособления работает по схеме 1/3/4/2.

Характеристики УАЗ дизель

Характерные неисправности

Ниже в таблице приведены основные неполадки, возникающие при эксплуатации, тюнинге и ремонте УАЗа-дизеля.

Отсутствие или слабая подача топлива к насосному узлу

Чистка сетчатого фильтрующего элемента

Сложность с запуском двигателя при минусовых температурах

Проверка и замена, при необходимости, свечей либо реле накаливания

Мотор слабо развивает указанные мощностные показатели

Следует отрегулировать подачу топлива

Аналогичные неисправности в плане понижения мощности

Нарушение герметизации, неисправность ГРМ или турбинного компрессора

Задымление силового агрегата

Увеличенное содержание масла, засорение фильтра, протечка хладагента в рабочие цилиндры

Повышенный расход масла

Долгая работа на низких оборотах, поломка индикатора состояния охлаждающей жидкости, неисправность воздушного фильтра, термостата

Тюнинг УАЗ дизель

Отклики потребителей

Как подтверждают отзывы об УАЗе «Патриот», на дизельной версии большую роль играет правильная установка агрегата. Кроме того, необходимо правильно сопоставить мотор с коробкой переключения передач. Допустим, на «автомате» будет достаточно перепрошить бортовой компьютер, что даст возможность сделать агрегацию узлов максимально логичной.

Механика в этом плане намного привередливее. Нужно ставить такую коробку, которая идеально подойдет к конкретно устанавливаемому дизелю (ЗМЗ УАЗ «Хантер» либо аналогам). В любом случае работу лучше доверить специалистам, если нет соответствующих навыков и стопроцентной уверенности.

Модернизированный УАЗ дизель

Краткий обзор автомобилей УАЗ

Для сравнения ниже приведены самые популярные модификации последнего поколения машин от ульяновских производителей:

  1. Модель с интригующим названием «Шалун», серии 3150.
  2. Армейский экземпляр 3151.
  3. Модели 31512/514/519, отличные только оснащением.
  4. Длиннобортные, грузопассажирские, специальные вариации.
  5. Микроавтобусы.
  6. Санитарные фургоны и машины «скорой помощи».
  7. Кроссоверы.
  8. Изотермические версии.

Какой дизель на УАЗ ставить самостоятельно, рассмотрено выше. Однако данное решение требует взвешенного подхода и рекомендаций специалиста.

УАЗ 31512 Рога Дьявола Dieselpower › Бортжурнал › Дизелизация: выбор, доработка, установка.

Ну а, собственно, с чего все началось? Как-то раз меня с собой пригласил один хороший мой товарищ на "разведку", в лес. Поехали на его авто: om 616, 35 катки.
Выехали рано утром, а приехали уже стемнело. Исчертили весь лес вдоль и поперек.
Да, мотор скучноват и ни в какое сравнение не идет по тягово-динамическим характеристикам с ЗМЗ-511,
но каково же было мое удивление, когда по приезду домой, я увидел, что стрелка на указателе топлива еле сдвинулась в сторону уменьшения!
Это подкупает, тем более что после V8 это казалось просто нереальным. Также, в нашем регионе солярки навалом и по ценам она далеко не как на АЗС.
С этого момента начался анализ всех двс и трансмиссий, которые устанавливались штатно или где-то в гаражах на автомобили семейства УАЗ.

Проштудировав доступные ресурсы, подытожил:
1. Все-таки дизель должен быть турбовым. В противном случае будешь "тошнить" и чаще пользоваться передачами пониженного ряда;
2. Существует, по сути, две школы дизелестроения — немецкие и японские. Это из тех, которые имплантируют в большом кол-ве на УАЗ.
Каждый выбирает свой путь в выборе ДВС. Это вечный спор и навязывать свое мнение подписчикам не буду. Есть у них свои "+" и "-", но нам, как жителям, живущим на западе от Урала, проще, конечно же с "немцами", а если точнее — с Mercedes. Но вот с трансмиссией не все так гладко. От "G" класса "моноблок" в недосягаемости, а больше "честных" полноприводных версий, собственно и нет. Колхозить отдельно РК и КПП, через промвал не хотелось. Видел, что это работает, но все же нет. Здесь было над чем поразмыслить и подумать…

По началу даже приобрел КПП АДС вместе с однорычажной РК и переходной плитой, но передумал, пока не узнал о корейском рынке, а именно SsangYong.
Думаю, не для многих открою секрет, но все же, эта марка устанавливает на свой модельный ряд лицензионные двигатели Mercedes, в том числе дизельный двигатель om 662 t с заманчивыми характеристиками:
OM 662
Рабочий объем, см³ 2874
Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин 260 при 2200
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин 120 / 95 при 4000

Хочу отметить, что мотор с полностью механическим управлением топлива, ГРМ, то есть "безмозглый" и что-то переделывать уже не нужно. Также есть выбор по трансмиссиям, которые без каких-то дополнительных усилий соединяются с ДВС .
По опыту наших коллег "по цеху" с этим мотором замечательно стыкуется моноблок с выходом карданов под нужную нам сторону, при этом радует нас хорошим передаточным отношением.

С выбором определились, теперь приступим к самому интересному — имплантации.
Для начала разбираем "морду" и вынимаем теперь уже старый мотор.

Просто хочется сказать спасибо мотору за его трудолюбие и выдержку. В какой бы край нас с ним не заносила дорога, зачастую капризничая, он все равно вывозил нас. Сам.
Теперь его ждет совсем другая жизнь, на сей раз под капотом Волги. Пожелаю ему как и прежде крутить свой маховик во чтобы то не стало на благо хозяину…

Для того чтобы "корейский немец" и трансмиссия чувствовали себя в "ульяновском детище" как "дома", необходим целый комплекс работ по доработке.
На SsangYong двс om 662 шел трех версий: 98 л.с. 120 л.с. 132 л.с. Как бы предпочтительней, конечно же 132 л.с., но это редкий мотор с "Rextona" и у него "не правильный" поддон. Поэтому пришлось брать двс c "Musso", с задним расположением заборника масла. Но и у него не без проблем: фланец переднего моста выходит налево, поэтому необходимо "болгарить" картер и переваривать, потому как "аппендикс", торчащий справа, мешал бы переднему кардану.

Здесь без аргоновой сварки не обойтись, так как сам поддон изготовлен из алюминиевого сплава. Проварен качественно с двух сторон.
Думаю, заливаемый объем масла не сильно "пострадал": вместо положенных 9 литров, теперь будет 8.
Малый жестяной поддон также пришлось переварить по размеру дюралевого.

Варил полуавтоматом, проверяя соляркой. Для индикации протечки использовал мел. Хорошо помогает.
Трубку для щупа немного загнул и укоротил, чтобы сам щуп беспрепятственно показывал точную информацию. Материал "пробка" для прокладки под малый масляный поддон так и не нашел в продаже. Пришлось сделать из толстого паронита, который справляется со своей задачей.
Сразу забегу вперед и скажу, что расстояние от поддона до привода блокировки на мосту порядка 14 см, что в принципе достаточно.

Совсем не нравилось расположение "гены" на моторе. Ну не должен на внедорожнике генератор быть чуть ли не самой нижней точкой. Пришлось делать новый кронштейн крепления генератора на ГБЦ.

За основу взят старый дюралевый кронштейн, просто надо было его как-то присобачить прикрепить, чтобы он не мешал наддуву. По периметру вся ГБЦ в отверстиях уже с резьбой. Нужно было сделать переходную пластину: её прикрепить к боковой части ГБЦ, а уже к пластине — родной кронштейн, причем пластину прикручивать нужно болтами с потайной головкой, чтобы не помешать кронштейну генератора. Для пластины был выбран материал — лист стали 8мм. Также для прочности конструкции пластину закрепил и на передней части ГБЦ.

Чтобы не думалось о возможном выходе турбины из строя и уж тем более разносе двигателя, сразу же поменял на новую, фирмы Garret. На данном этапе не хотел заморачиваться интеркулером, сделав проще, соединив турбину и впускной коллектор напрямую. Настройкой надува пока не занимался, за неимением манометра буста. Но при любых нагрузках выхлоп почти чистый, без дыма.

От масляного радиатора избавился сразу, заглушив в корпусе масляного фильтра вход и выход. Ну нет у нас в регионе такой жары, а современные масла позволяют работать двигателю под нагрузками и в пекло.
Также сделаны переходники на рабочий цилиндр сцепления и на механический манометр масла. Датчиком на лампочку аварийного давления решил пренебречь.
На передний мост подошел задний кардан, который идет в комплекте с 5-ти ступкой АДС, а назад оставил родной, укоротив на 19 см.
Конечно, клапан ЕГР был выкинут и заглушен сразу же. Для мотора, который уже многое повидал, это лишнее.

Теперь, после работ с двигателем необходимо заняться моноблоком.

КПП и РК все от того же корейского производителя SsangYong, но на сей раз модели Korando Family лохматых годов, с передаточными числами
1. 4,122
2. 2.493
3. 1.504
4. 1
зад 3,72
С прямой повышенной и пониженной 2.48.
Коробка без особых люфтов, но оказалась очень шумная. Я её не нашел ни в одном каталоге, поэтому запчастей нет.
Фланцы на карданы успешно были пересверлены под УАЗовский кардан и обточены в токарном станке, чтобы беспрепятственно можно было закручивать гайку карданного болта.
По обслуживанию залил масло по верхней пробке, проварил кулису, и изолировал рычаги используя пыльник рабочего тормозного цилиндра.
В корпусе КПП есть специальные отливы в которых просверлены отверстия и нарезана резьба для будущего кронштейна крепления. Подушки трансмиссии оставил родные, это оказалось проще, хотя и покупал другие.
Рычаги КПП и РК укоротил, нарезал резьбу и через гайку накрутил УАЗовские рычаги. Получилось удобно и легко разбираются при демонтаже.

Никак не мог состыковать КПП и РК с мотор на авто. Пришлось стягивать болтами. В итоге первичный вал не попал куда нужно и ведомый диск сцепления треснул.

Поиск диска сцепления в магазинах ни к чему не привел, так как в каталогах КПП нет. Два раза был заказан диск, но приходили с неподходящими шлицами.
Появилась информация, что диск может подойти от Nissan. Так и получилось — Valeo PHC NS-11.
Ролик прижимной и на натяжку подобрал от ВАЗовских моделей. Ремень подошел от УАЗ Patriot с кондиционером.

Опоры двигателя, как советуют "Корандоводы", лучше взять со 124 мерседеса с мотором 602. Как показывает практика, эти гидроподушки хорошо себя зарекомендовали при этом стоят на порядок дешевле оригинальных из Кореи.
Крепления полностью самодельные из пластины, швеллера и усилителя. К раме также приварен швеллер, предварительно на горячую разогнутый, для большой площади обваривания.

Двигатель старался максимально сдвинуть назад и как можно ниже: места спереди будет больше, карданы подольше поживут, да и развесовка правильней станет.
В итоге, от шкива коленвала до поперечины рамы 16см.
Достаточно сложно было разместить рулевой редуктор от Nissan Safary, но я их "поженил".
Масляный фильтр на месте менять не пробовал, но есть идея сделать через переходник замену одноразового масляного фильтра.

Купил у человека, который утверждает, что переходник со 103 бензинового мотора Mercedes. Может кто сталкивался и устанавливал такой на свои дизельные моторы серии om 601-606?

Радиатор оставил старый, "Газелевский". Он и с V8 справлялся нормально, теперь вот с дизелем "дружит".
На корейском моноблоке нет стояночного тормоза, теперь думаю как сделать ручник.
Рейкой на ТНВД можно управлять вакуумом, поэтому глушилку сделал через клапан электропневматический холостого хода от карбюраторных УАЗов.
С топливном баком мне повезло, так как он изначально был от дизельного авто, поэтому не пришлось что-то придумывать для обратки.

Пока все устраивает, но все покажет длительная дальнейшая эксплуатация.

Есть мини обзорчик, еще с лета, где все видно как наглядно работает.

УАЗ с китайским дизелем

Что за «проходимец» без дизеля? Недоразумение. Ползти по грязи или песку, пробираться по лесной чаще с бензиновым мотором неловко. Производитель много лет ищет УАЗу достойную силовую установку. Но всё как-то неуклюже. Другое дело что творят иностранцы с нашими УАЗами.

ДЕТИ ГРАНТА

Сначала была польская дизельная наддувная «Андория»: 2,4 л, 86 сил — помните? Недурной, в основе английский мотор, только дорогой. Его покупали бы, будь на него запчасти. На смену ему в 2005-м пришло наше чудо — дизельный ЗМЗ-514. Тут и запчасти повсюду, и недорогие генераторы, стартеры, сцепление, подушки силового агрегата, форсунки, а еще и сеть станций развитая. Отлично! Да вот беда, дизель ломался в руках «колхозников».

Чуть перегрелся — и увело головку. Раз в неделю не заглянул под днище — распрощался с опорами силового агрегата, подержал высокие обороты — оборвал ремень, загнул клапаны… Избави бог прицеп потянуть и нагрузить его покрепче: дизелек вкладыши раздавит!

В этой машине кроме китайского мотора стоит еще кондиционер собственной разработки компании «Дартех». Его испаритель отлично вписался в небольшие габариты отопителя «Хантера».

Конструкторов не хулю: они решали спущенную сверху задачу соорудить из бензинового мотора ЗМЗ‑406 дизель. А качественно сделать это невозможно. Скажем, чтобы получить те же характеристики, что у бензинового мотора, коленчатый вал придется нагрузить в полтора раза больше. Значит, нужно увеличить диаметр и длину шеек, иначе вкладыши расплющит. А хорошо бы еще и радиус кривошипа увеличить, ведь дизель — моментный мотор. Но куда? Блок уже есть, «колено» тоже. Получите ЗМЗ-514 — полный компромисс.

Такой мотор подошел бы легкой машине, например «Ниве», но парни из Тольятти ищут себе пару с родословной. Поэтому опытные джиперы, владеющие 514-м, обращаются с ним крайне нежно. Даже снимают железную крышу и сиденья, чтобы заволжскому дизелю жизнь облегчить.

ПО-СОСЕДСКИ

Однако внедорожный люд стонать не привык и начал искать альтернативу дизелю. Ульяновская компания «Дартех» заслала гонцов в соседний Китай, где есть крупное предприятие: в год отгружает на внешний и внутренний рынки 500 тысяч лицензионных дизелей, в том числе и «Исудзу».

Китайский лицензионный («Исудзу») дизель — 2,8 л, 92 л.с. — удачно компонуется в моторном отсеке УАЗа. «Дартех» уже планирует ставить дизель того же производителя, но помощнее: 3 л, 130 л.с.

Заказали образец — 92-сильную наддувную «четверку» F-Diesel 4JB1T. Разобрали, обмерили и признали годной для монтажа на УАЗ. Адаптировали все датчики двигателя для работы с контрольными приборами, подогнали крепления силового агрегата и передали чертежи китайцам для изготовления плиты-переходника под наши коробку передач и сцепление.

Испытания дизель выдержал уверенно. Проверяли и в обыденной жизни, и в очень жестких условиях — «по мотивам» популярных в Ульяновской губернии трофи-рейдов, в которых надо ехать быстро, но по уши в грязи и с лебедкой. На финише показал время не хуже, чем у боевых аппаратов.

После «Дартех» наладил мелкую серию УАЗов — от «буханки» до «Патриота» — с такими моторами.

МЕДЛЕННО, НО УВЕРЕННО

Я опробовал машину на ходу. Трудовую историю дизеля-работяги не скрыть. Рычагом коробки надо орудовать быстро, чувствовать грань тяги на каждой ступени. Но привыкаешь сразу. Темп в городе на уровне, не уступит легковушкам в столице губернии. На пятой передаче могу двигаться без надрыва и на шестидесяти, и разогнаться, не жмурясь, до ста двадцати. Тянет! Сцепление туговато, но работает плавно, о подгазовке можно забыть. Потому маневрировать на парковке с этим дизелем так же просто, как с автоматической трансмиссией.

В лесных далях УАЗ — словно сохатый. Ломает чащу и едет там, где и ступить страшно.

Незаменимая вещь — блокировки переднего и заднего мостов. Здесь они пневматические, быстрого действия («Спрут»). Компрессор с ресивером в багажнике, на колесной нише.

В лес мы попали в начале зимы и уткнулись в еще не замерзшую колею. «Включай пониженную — и можешь даже не газовать», — посоветовал мне спутник, инженер компании. Страшновато: если ввалимся без разгона, встанем и утонем. Лезть за тросом лебедки в грязную жижу из снега и льда — перспектива малоприятная: на ногах ботиночки с тонкой подошвой. Да деваться некуда — окунаюсь в болотце. Сердце замирает, но быстро отходит. Мотор, сочно посапывая на двух тысячах, уверенно тянет. Колеса подламывают лед, умудряются чем-то зацепляться в грязи, и машина ползет по колее как ни в чем не бывало. Туфли остались чистыми… С бензиновым такое не прокатило бы.

СТОИТ ЛИ?

«Дартех» выпустил за год более двух десятков машин с моторами F-Diesel. Нареканий от владельцев не поступало. Утверждают, что даже в Японии, на Хоккайдо, катается такой автомобиль и хозяин вполне себе доволен. Цена «УАЗа-Хантер» с китайским мотором — 650 тысяч рублей. Дорого? Пожалуй. Ведь заводской УАЗ с бензиновым двигателем стоит всего 400 тысяч, с дизелем — 450 тысяч. При расходе солярки 8 л на сотню экономия на топливе погасит переплату в 250 тысяч рублей лишь к 90 тысячам километров пробега. Но с бензиновым не получить тех внедорожных качеств, которые дает дизель.

Бамперы тоже свои, сертифицированные. Передний прямо с лебедкой УАРЗ. Колеса BFGoodrich диаметром 35 дюймов. Это максимум.

КИТАЙСКИЙ ДИЗЕЛЬ — ХОРОШАЯ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ЕДИНСТВЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДИЗЕЛЬНОМУ ЗМЗ-514. ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО F-DIESEL — ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ПРИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ.

Дизельный UAZ Patriot и три известных буквы

От списка «косяков» дизеля ЗМЗ-514 можно схватиться за голову: владельцы машин, на которые ставился этот двигатель, отмечали «трещины в головке блока», «попадание клапана в цилиндр», «резкое снижение тяги». И этот мотор теперь ставится на UAZ Patriot. Может, отказаться от покупки дизельного «Патриота»? Не торопитесь с выводами. Инженеры ЗМЗ говорят, что провели работу над ошибками и при помощи экспертов компании Bosch сделали качественно новый продукт.


Едет дизельный Patriot, оснащённый «тем самым ЗМЗ-514», гораздо лучше бензинового. Во время недавнего теста обновлённого внедорожника мы отмечали, что серьёзный недостаток машины — это «ленивый бензиновый двигатель, 128 «лошадей» которого хватает, только чтобы резво ускорить машину до восьмидесяти, после чего разгон мгновенно стухает. Если подождать и простить «уазику» разорительный расход топлива, то внедорожник неспешно наберет 120 км/ч, но тогда салон заполнит недовольный рокот мотора, настойчиво требующего включить несуществующую шестую передачу».

Дизель — совсем другое дело! Кажется, будто Patriot похудел на несколько сотен килограмм. И 114 дизельных силёнок для трёхтонного внедорожника вполне достаточно — можно легко трогаться со второй передачи (нужно только раскрутить мотор до «бензиновых» 1500-2000 об/мин), а разогнавшись до 50 км/ч смело врубать пятую передачу и экономить недешёвую нынче солярку. Нужен разгон? Если стрелку «загнать» на блюдце тахометра между 2000 и 3000 об/мин, то мощное ускорение гарантировано — такого сильного пинка от «Патриота» просто не ожидаешь.


Все машины 2013 года выпуска отвечают «экологическим нормам четвёртого класса» (проще говоря — «Евро-4») — дешёвую «соляру», слитую из трактора в ближайшей деревне, в новый «уазик» не зальёшь, но и опасаться, что после заправки топливом на «небрендовой» АЗС двигатель выйдет из строя, не следует. По крайней мере, так считают и создатели мотора, и компания Bosch, поставщик системы питания

Только трансмиссия для дизельного двигателя «коротка» (уж не от бензиновой ли машины?). Как только скорость достигает 120 км/ч, обороты переваливают за 3000 об/мин — многовато для дизеля! В общем, и внедорожнику на «тяжёлом топливе» не помешала бы шестая ступень в коробке. Как и улучшенная шумоизоляция. Двигатель тарахтит, турбина залихватски насвистывает. Но стоит сбросить обороты и какофония прекращается — ЗМЗ-514 становится тихим и приятным слуху. Будто не этот мотор недавно глушил водителя турбосвистом.

Так что включить пятую передачу и катить на скорости 60-80 км/ч вдвойне приятно — выходит тихо и экономно. Наверное, встретив слово «экономно», владельцы бензиновых «Патриотов» перечитают этот абзац, чтобы убедиться: не померещилось ли? Нет, не померещилось: в городской толчее дизельный внедорожник «съедает» не больше 12 литров солярки, а аккуратному водителю не составит труда умерить аппетит тяжёлой машины до вполне легковых 10 л на 100 км пробега.


Так выглядит внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя ЗМЗ-514: кривая красного цвета — крутящий момент, синего — номинальная мощность. Да, дизель по мощности проигрывает бензиновому мотору (114 л.с. против 128 л.с.), который ставится на «Патриоты» и «Пикапы», но выигрывает по величине крутящего момента — целых 270 Н·м против «бензиновых» 218 Н·м

Но злоупотреблять экономией и тащиться на холостых оборотах, как это любят многие хозяева дизелей, мы не рекомендуем — управлять тягой на «низах» попросту неудобно. Взгляните на моментную кривую: при «тысяче» на тахометре водитель располагает скромными 150 Н∙м крутящего момента! Поэтому если нужно ускориться, сначала смотришь на тахометр: это ещё турбояма или 2,2-литровый агрегат готов выдать максимальные 270 «ньютонов»? Аналогичная ситуация и при троганьи — чтобы уверенно начать движение без позорного дрыгания, нужно поглубже притопить правую педаль.

Очередная сатисфакция наступает на бездорожье. Здесь обходить стороной турбояму помогает пониженная передача в трансмиссии, а потому ездить на дизеле по буеракам — сплошное удовольствие. Дозировать момент можно ювелирно, при этом «коронный номер уазоводов» — мгновенное переключение передачи вниз с двойными выжимом и перегазовкой — больше не требуется: в большинстве ситуаций тяги хватает, чтобы двигаться на выбранной заранее передаче. Удобно!


Цена, что на дизельный Patriot, что на дизельный Pickup, конечно, кусается (если сравнивать аналогичные комплектации, то версия внедорожника с мотором ЗМЗ-514 стоит на 90 000 рублей дороже бензиновой), но мы рекомендуем переплатить и выбрать двигатель на «тяжёлом топливе» — он заметно экономичнее и делает ульяновские полноприводники гораздо более удобными в плане ездовых характеристик

Выходит, напрасно фанаты ульяновских полноприводников торопились купить Patriot с мотором Iveco (его ставили на «уазики» до конца 2011 года)? Ради интереса мы устроили короткий сравнительный тест: проехали несколько километров по укатанной грунтовке сначала на машине, оснащенной дизелем ЗМЗ-514, а затем пересели на Patriot-Iveco.

Основное преимущество заграничного агрегата — больший момент на низких оборотах. Там, где «пятьсотчетырнадцатый» требовал переключиться на передачу вниз, «итальянец» пусть внатяг, но вытаскивал машину. В остальном, включая шумовое сопровождение, — паритет. Вот и представители ЗМЗ подтверждают, что при помощи специалистов из немецкого (!) офиса компании Bosch подгоняли характеристики своего мотора под «ивековские» показатели.

Надежен?

Чтобы понять, почему ЗМЗ-514 преследовали многочисленные проблемы, нужно знать историю создания этого мотора. Проектировать дизель инженеры Заволжского моторного завода начали в конце девяностых, притом руководство предприятия поставило перед конструкторами невыполнимую задачу: мотор с воспламенением от сжатия нужно создавать на основе бензинового ЗМЗ-406! И аргументы про другие нагрузки и напряжения на упрямое начальство не действовали — пришлось делать.

Неудивительно, что первые экземпляры «пятьсот четырнадцатого» получились, мягко говоря, неудачными. Да, поначалу новые моторы разлетались как горячие пирожки — их покупали и автозаводы (ГАЗ и УАЗ), и частники, которым хотелось сменить прожорливые бензиновые движки. Но обилие конструкторских ошибок и низкий ресурс (спасибо поставщикам компонентов) обрушили спрос настолько, что выпуск дизелей пришлось остановить. Со временем многие просчёты были исправлены, поставщиков-бракоделов «отсекли» от конвейера и заволжским агрегатом снова начали комплектовать «Хантеры» и «буханки».


Дизельная аппаратура — «оригинальный немецкий» Bosch. В том смысле, что и спроектирована, и выпускается система топливоподачи в Европе, что гарантирует высокое качество компонентов. Может, благодаря бошевской начинке, «три известных буквы» — ЗМЗ — больше не будут считаться синонимом конструкторских просчётов и технических проблем?

Однако когда на елабужском заводе Sollers (этой компании также принадлежат УАЗ и ЗМЗ) запустили производство грузовичков Fiat Ducato, было решено ставить дукатовский турбодизель и на «уазики». Так под капотами моделей Patriot и Hunter появился пусть дорогой, но весьма надёжный двигатель Iveco F1A — ради этого движку даже сменили прошивку. Теперь, после «развода» Fiat и Sollers, от мотора F1A ульяновцы отказались и снова перешли на дизель ЗМЗ. По характеру, как мы выяснили, «пятьсотчетырнадцатый» хорош. Но решены ли проблемы по части надёжности?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поступили следующим образом. Опросив «уазоводов» со стажем, составили список из пяти самых главных проблем дизеля ЗМЗ-514, которые мучили владельцев «уазиков» до последнего времени, и передали этот перечень на ЗМЗ. А когда получили ответы, устроили пусть и виртуальный, но вполне объективный «перёкрёстный допрос» — попросили вышеупомянутых «уазоводов» прокомментировать победные реляции заводчан. И вот что получилось.


На этой инфографике перечислены основные отличия нынешнего поколения заволжских дизелей от предшественников. Фирма, что поставляет для ЗМЗ турбокомпрессоры, китайская, но немецкие инженеры из компании Bosch хвалят этого производителя и говорят, что F-Diesel заволжцы выбрали не из экономии, а потому, что эта турбина лучше других подходит для двигателя «пятьсотчетырнадцатой» серии

Проблема № 1. Обрыв цепи привода газораспределительного механизма

ЗМЗ: «Причинами обрывов приводных цепей на начальном этапе производства являлось низкое качество покупных комплектующих, входящих в привод ГРМ.

Для исключения этого проведена замена поставщиков, усилен входной контроль качества, по каждому отказу проводились исследования.

При освоении дизельных двигателей экологического класса «Евро-4», с целью повышения износостойкости и несущей способности цепи, применена цепь привода ГРМ с увеличенным диаметром втулки».

Уазоводы: «На свежих машинах цепи действительно больше не перескакивают, хотя заводу было бы неплохо изменить конструкцию гидронатяжителя».

Проблема № 2. Выход из строя насоса системы смазки

ЗМЗ: «Причина данного дефекта имеет много факторов: сложная конструкция, отклонения при производстве деталей, несоблюдение требований по обслуживанию.

На двигателях «Евро-4» привод маслонасоса разгружен — вакуумный насос размещен на передней крышке головки цилиндров, что снизило нагрузку на шестерни привода маслонасоса».

Уазоводы: «Проблема, характерная только для моторов «Евро-3», у которых вакуумный насос располагался на блоке двигателя. Уже пару лет как насос системы смазки работает нормально».


Цены на пикап начинаются с отметки 648 000 рублей за версию Classic, которая предусматривает наличие магнитолы, центрального замка и электроприводов зеркал и передних стёкол. Самый доступный Patriot дороже — от 706 000 рублей — но и оснащён богаче: есть кондиционер, литые диски, противотуманки, датчики парковки. Автомобили 2012 года выпуска можно купить на десять тысяч дешевле

Проблема № 3. Попадание тарелки клапана в цилиндр

ЗМЗ: «Как правило, данная проблема является следствием обрыва цепи (при этом отказ масляного насоса также может стать причиной разрушения части клапанов). При несвоевременной остановке двигателя — после того, как загорится контрольная лампа, — происходит быстрый перегрев поршней, их заклинивание и разрушение, при этом фрагменты разрушенного поршня могут привести к разрушению клапана.

Причиной разрушения клапана может быть и попадание постороннего предмета (болт, гайка, шайба) в цилиндр и его заклинивание между тарелкой клапана и седлом. Данный случай возможен при проведении ремонта или ТО, то есть при снятии одного из элементов системы подачи воздуха».

Уазоводы: «Мы имели в виду клапан системы рециркуляции отработавших газов. Теперь на моторах класса «Евро-4» стоит немецкий клапан с ресурсом 80 000 км».

Проблема № 4. Износ и перескок ремня привода топливного насоса

ЗМЗ: «Во-первых, данная проблема исключена за счет внедрения:

— безрычажного натяжного ролика ремня;
— применения закрытых необслуживаемых шариковых подшипников с более эффективной смазкой;
— повышения износостойкости оси коромысла успокоительных роликов за счет химико-термической обработки рабочей поверхности.

Во-вторых, «перескок» ремня, возможное проворачивание ступицы шкива ТНВД на хвостовике вала и обрыв ремня, как правило, являются следствием запуска двигателя на летнем топливе при резком снижении температуры окружающего воздуха до минусовых значений.

Уазоводы: «А ещё на заводе забыли про внедрение поликлинового ремня! Как только он появился, проблема исчезла».


Те машины, что сейчас выставлены у дилеров марки, щеголяют обновлённым интерьером из мягкого пластика, с которым мы познакомились минувшей осенью

Проблема № 5. Обрыв трубопровода высокого давления

ЗМЗ:«Для исключения причин указанного дефекта на дизельных двигателях с механическим насосом были проведены следующие мероприятия:

— повышена жесткость узла крепления ТНВД;
— оптимизированы форма и размеры компенсаторов напряжений на топливопроводах;
— изменено расположение замков и амортизаторов, соединяющих топливопроводы;
— изменены технологические процессы установки и сборки топливопроводов, чтобы снизить остаточные напряжения после их затяжки».

Уазоводы: «Исчез механический ТНВД — исчезла проблема. На дизелях с впрыском топлива Bosch такая неисправность чисто технически не может возникнуть».


Те машины, что сейчас выставлены у дилеров марки, щеголяют обновлённым интерьером из мягкого пластика, с которым мы познакомились минувшей осенью

Если коротко подвести итоги, то выводы и владельцев «Патриотов», и представителей завода сходятся: многие конструктивные недостатки были решены задолго до очередного возвращения ЗМЗ-514 на «уазики», а проблемы по части топливоподачи исчезли, как только на двигателе появилась топливная аппаратура Bosch (это случилось в середине 2012-го) — теперь мотор потребляет топливо при помощи системы Common rail, благодаря чему ульяновские внедорожники на «тяжёлом топливе» соответствуют «Евро-4».

Дизельный УАЗ Патриот

Дизельный УАЗ Патриот

С 2008 года компания УАЗ поставляет на российский рынок внедорожник Патриот в двух вариантах с бензиновым и дизельным моторами. Первоначально производитель использовал движок, позаимствованный у модели Fiat Ducato. Позднее на УАЗ Патриот начали устанавливать мотор ЗМЗ-51432 класса «Евро-4». Сборка модели в таком исполнении к этому времени завершена. Но производитель обещает в скором времени возобновить выпуск модели с дизельным двигателем.

Особенности дизельной модификации

Внешне дизельный УАЗ Патриот ничем не отличается от внедорожника, который оснащается бензиновой силовой установкой. Разница между двумя этими версиями одной модели заключается в технических особенностях моторов.
Рабочий объем дизельного двигателя для УАЗ Патриот равен 2,3 литра и 2,2 литра у итальянской и российской установок соответственно. В первом случае максимальная мощность равна 116 л.с., во втором – 116 л.с. Iveco F1A достигает максимального показателя крутящего момента в 270 Н/м на 2500 об/мин, а заволжский мотор – на 1800-2800 об/мин.
Среднее потребление горючего у дизельного агрегата составляет около 9 литров на каждые 100 километров пути, тогда как бензиновый мотор расходует порядка 13 литров. Среди других важных особенностей дизеля следует выделить:

  1. Относительно большой вес, равный 225 кг. Масса дизельного мотора вне зависимости от его марки (ИВЕКО или ЗМЗ) выше, чем у бензиновой установки.
  2. Имеется система рециркуляции выхлопных газов.
  3. Предусматривается турбонаддув. Он обеспечивает ускоренный вывод отработанных газов.
  4. Конструкция дополняется специальным насосом, ответственным за подкачку топлива.
  5. Наличие системы непосредственного впрыска топлива.
  6. Система охлаждения имеется закрытую конструкцию. При этом жидкость в ней перемещается за счет принудительной циркуляции.

Дизель Ивеко


Из-за большого веса силовой установки производителю пришлось установить в передней части внедорожника усиленные пружины.
Компания УАЗ разрабатывала дизельную модификацию Патриота с расчетом на то, что будущие владельцы смогут воспользоваться автомобилем как при езде в городских условиях, так и на бездорожье. Модель отличается достаточно высокой экономичностью и обеспечивает должный уровень безопасности.
УАЗ Патриот с дизельным мотором оснащается механической коробкой передач корейского производства.

Разница между бензиновой и дизельной версиями

Дизельный и бензиновый двигатели

Особой разницы между бензиновыми и дизельными модификациями Патриота нет. Мощность первого мотора составляет 128 л.с. при объеме в 2,7 литра. Несмотря на то, что у дизельного двигателя отдача несколько меньше, это нивелируется за счет возросшего крутящего момента. Если у бензинового мотора максимальное значение данного показателя достигает 217 Н/м, то у агрегата на тяжелом топливе он равен 270 Н/м. Эта разница становится особенно заметной, когда автомобиль выходит на бездорожье.
Также следует обратить внимание на то, что бензиновый агрегат потребляет около 12 литров топлива. В результате разница в стоимости между обеими моделями устраняется уже через 2-3 года после активного использования автомобиля.
Кроме того, за счет работы бензинового двигателя внедорожник может развивать скорость, равную 150 км/ч. У дизельной модификации этот показатель ограничен отметкой в 135 км/ч. Ввиду того, что оба двигателя имеют конструктивные отличия между собой, моторный отсек у каждой версии выполнен по-разному.
Эксплуатация дизельных агрегатов требует соблюдения особых правил. Это объясняется тем, что данный вид топлива отличается высокой чувствительностью к температурным показателям. Во избежание неожиданных поломок силового агрегата и повышения его срока эксплуатации необходимо выполнять следующее:

  1. При отрицательных температурах мотор нельзя сразу заводить. Вместо этого следует повернуть ключ зажигания в первое положение и подождать около трех минут. По окончании указанного срока можно заводить двигатель. Эта процедура выполняется с целью прогрева топливного фильтра.
  2. Автомобиль должен пройти предварительную обкатку. В течение первых 2,5 тысячи километров рекомендуется эксплуатировать внедорожник в щадящих режимах, снизив до минимума уровень нагрузки.
  3. Использовать только качественное дизельное топливо класса не менее Евро-3.

Традиционно дизельные двигатели служат дольше бензиновых. Однако при экстремальном вождении срок эксплуатации силовой установки из-за частого перегрева резко сокращается.

Обслуживание дизельного мотора

Любой двигатель, в том числе и дизельные модификации, требуют проведения своевременного обслуживания. Эта процедура, прежде всего, предусматривает замену масла каждые 8 тысяч километров пробега. Данное действие позволяет исключить старение конструкции силовой установки. Для сохранения целостности внутренних элементов дизельного двигателя на УАЗ Патриот рекомендуется использовать масло одинаковой марки.
Другой важный нюанс, на который также следует регулярно обращать внимание, заключается в своевременной замене ремня ГРМ. Данную процедуру рекомендуется выполнять по прошествии 60 тысяч километров. В случае несоблюдения этой рекомендации повышается вероятность неожиданного обрыва ремня ГРМ, что повлечет за собой необходимость замены головки цилиндров, распределительного вала и коромысла.
Каждые 8 тысяч километров пробега нужно заменить топливный фильтр. А если используется горючее низкого качества, то эту процедуру рекомендуется проводить чаще.
Со временем в топливных баках (на Патриоте используются 2 емкости объемом 40 литров) появляется осадок. Во избежание засорения дизельного двигателя нужно каждые два года их промывать.

Улучшение характеристик двигателя

Дизельный двигатель для УАЗ Патриот


Особенности конструкции дизельного двигателя, устанавливаемого на УАЗ Патриот, позволяют улучшить его начальные характеристики. Чип-тюнинг этого мотора предусматривает проведение следующих процедур:

  1. Модернизация программы управления двигателем. За счет этой процедуры можно добиться улучшения «холодного» запуска, режимов холостого хода, а также повысить производительность силового агрегата.
  2. Установка дополнительной турбины. Она повышает общую мощность двигателя. Данная процедура предполагает дополнительную доработку штатного программного обеспечения.

В остальном чип-тюнинг УАЗ Патриот заключается в проведение мероприятий, затрагивающих другие компоненты конструкции внедорожника. В частности, двери автомобиля дополняются различными материалами, которые повышают шумо-, тепло- и звукоизоляцию внутри салона.

Достоинства дизельной модификации

Большинство владельцев дизельного УАЗ Патриот обращают на следующие преимущества, которыми обладает эта модель:

    1. Высокая проходимость.

    Дизельная модификация внедорожника успешно преодолевает глину и песок.

      1. Просторный салон и багажник.

      В салоне автомобиля без труда размещаются до 5 человек.

      1. Низкие расходы на обслуживание.

      В течение первых 50 тысяч километров приходится только регулярно менять основные расходные материалы типа масляных и топливных фильтров, масла.

      Недостатки дизельной модификации

      В 2013 году компания УАЗ выпустила рестайлинговую версию дизельного Патриота, в которой были исправлены многие недостатки. Так, производитель устранил следующие проблемы:

      1. Частый обрыв ГРМ. Это происходило из-за использования некачественных комплектующих.
      2. Частый выход из строя насоса системы смазки. Теперь этот элемент располагается в новом месте, благодаря чему снизилась нагрузка на него.
      3. Заменены клапаны на более прочные.
      4. Переработана конструкция и расположение элементов трубопровода повышенного давления.
      5. Заменен ремень привода топливного насоса на более качественный.

      Несмотря на то, что производитель регулярно модернизирует дизельный внедорожник, до конца устранить все недостатки, которыми обладает эта модель, он не смог.

      1. Плохая сборка.
        На этот недостаток обращали внимание многие автовладельцы. В частности, они отмечали наличие сильной вибрации в салоне.
      2. Плохая работоспособность при морозе.
        В основном это касается модификации, оснащаемых двигателем российского производства. При запуске дизельного мотора на морозе очень быстро расходуется аккумулятор.
      3. Слабый кондиционер.
        Кондиционер на Патриоте является одной из самых проблемных мест. Он регулярно выходит из строя и не всегда добивается требуемого уровня температуры воздуха в салоне.
      4. Наличие двух топливных баков.

      Два топливных бака является одновременно и преимуществом, и недостатком внедорожника, так как за раз можно залить достаточно много горючего, но для этого придется совершать маневры на АЗС, ведь люки расположены с разных сторон.
      УАЗ Патриот с дизельным двигателем стоит дороже его бензиновой модификации. Однако в сравнении с зарубежными аналогами российский внедорожник выигрывает по цене и по показателю проходимости на бездорожье.

      Читайте также: