Ока рулевое управление схема

Обновлено: 14.05.2024

Лада Ока › Бортжурнал › Нюансы ремонта рулевой рейки на Оке

Здесь я распишу нюансы, с которыми я столкнулся и о которых не пишут в руководствах по ремонту. Перед ремонтом я посмотрел много разных роликов про рейку на оке, но ни в одном не было сказано о нюансах, с которыми я столкнулся.

Было куплено: ремкомплект рулевой рейки ока, съемник для стоек ваз, спецключ для натяжного ролика, синяя смазка felix, втулка рейки, трубный ключ, подушки рейки.

Начнём с того, как снять рейку.
Рулевые наконечники я выпрессовывал домкратом, подставив его в низ и поднимая на нём машину. Немного приподняв, стучал молотком по кулаку. Некоторые выбивают только с помощью ударов по боку кулака, но у меня не получилось. Так же можно снять съёмником.
Откручиваем все болты по инструкции. Рекомендую пометить положение руля на червяке гвоздём, краска у меня потом начисто стёрлась.

По руководству рейка должна выниматься через бок с водительской стороны, но хрен там, мешает подрамник. Может на круглом подрамнике и так, но у меня он из прямоугольного профиля. Откручиваем 2 болта крепления подрамника, после чего он немного свесится, лучше его немного приподнять домкратом пока откручиваете, чтобы не давило на резьбу.

Не забудьте открутить массу от рейки.
После чего вытаскиваете поддон рейки и затем саму рейку. Её нужно всячески вертеть, чтобы она вышла. Лучше вытаскивать через водительскую сторону, потому что меньше будет мешаться червяк, но есть извращенцы, которые её вытаскивали с другой стороны.

Рейка снята.
По желанию делаете замер или заметки по расположению развала. Есть много разных способов, например можно считать обороты резьбы.
На моей рейке отсутствовала втулка.
Для разбора рейки купите 2 спецключа: шестигранник и съёмник для стоек, чтобы открутить червяк. Стоят 90р и 350р соответственно, не мучайтесь с зубилом, эти гайки алюминиевые.

О ремкомплекте.
Купил такой как на фото. Этот ремкомплект скорее всего для реек старого образца. В нём части для рулевой тяги старого образца, а втулка вообще не налезла на рейку. Использовал прижимную пружину, резиновое кольцо на прижимной башмак, стопорное кольцо червяка. Отверстие в прижимной гайке было меньше, чем на моей и заглушка в неё не лезла.
Стоил он 390р

Разбираете рейку и меняете что нужно, протираете от старой смазки, набиваете новую и собираете.

Регулировка
Для этого нужен трубный или разводной ключ. Зажимаете им рейку и крутите. Крутиться в идеале не должно, чуть-чуть допускается. После этого подвигаете рейку вперёд-назад, проверьте, не слишком ли туго и не закусывает ли? После установки может немного закусывать, но со временем приработается, это норма.

Нюанс, с которым я столкнулся: при полной затяжке прижимного механизма люфт всё равно был. Это говорит об износе рейки. При установке рейки обратно руль будет люфтить. Сосед автомеханик подсказал мне выкинуть стопорное кольцо, в прижимном механизме и затянуть. Я его пометил на рисунке. Или же, если хотите, можно купить червяк с валом и заменить их стоят 900р, или вообще купить новую рейку за 2500р. У меня всё нормально было, ни чего не закусывало, будет ли у вас после этого закусывать, не знаю. Если получается что люфт пропадает только при затяжке, когда вал рейки ходит с трудом, значит только замена.

Втулку покупал отдельно, стоила 40р.

Следующая проблема при установке это дуги, которыми прикручивается рейка к кронштейну. И обнаружил я это только когда засунул рейку на место. Их распирает в стороны и они не попадают в отверстия кронштейна. К тому же я решил поставить новые подушки, от которых распёрло ещё сильнее. Чтобы решить эту проблему нужно поджать их в тисках и дуги под ними тоже. В итоге я ещё и немного рассверливал отверстия, чтобы влезло.

Доработки перед установкой:
Кроме этого была заменена рулевая тяга. Вот некоторые доработки, которые я сделал.
Я надел на шарнир рейки резиновое кольцо и гондон.
Как это работает: когда рвётся основной пыльник вода не сразу попадает в шарнир, если вообще попадает и у вас будет больше времени, чтобы заметить дыру. Резиновое кольцо по идее должно удерживать смазку в шарнире.

Вы можете заметить заплатки на пыльнике, нет он не рваный, я его специально усилил, там слабое место у него, 2 пыльника рвалось в этом месте.

В начале я натянул туда несколько напальчников, но я их часто задевал пока перекладывал рейку и они порвались. До этого я их ставил, когда порвался пыльник, за полгода они не порвались. Вот ссылка на запись о них www.drive2.ru/b/547892692508475839/

Ещё одна доработка рулевой тяги:
На тягах нового образца на заводе поленились и нарезали только 2 грани под ключ. Если вы захотите поменять тягу не снимая рейки, то ключа хватит только на пол оборота. Некоторые используют газовый ключ, но у меня им открутить не получилось. Съёмник стоит 1100р, газовый ключ я покупал за 500, но он мне не помог.
Что я сделал: я нарезал УШМ ещё 2 грани под ключ.

Не советую сильно затягивать хомут на пыльнике со стороны колеса, лучше чтобы он немного ходил, чтобы при регулировки развала не повредить пыльник. К тому же сам пыльник найдёт для себя положение, где меньше растягиваться будет имхо.

Без следующей доработки вы не сможете регулировать натяжение рейки не снимая её.
Сделайте пропил УШМ на кронштейне на месте прижимной гайки. Без этого туда невозможно подлезть.

Дальше ставим рейку на место и если остались метки, то пытаемся в них попасть.

Снимал и ставил я эту рейку 4 раза, потратил на это 2 дня. Половина фото из интернета. Пока ремонтировал было не до фото.

Замена пыльников рулевой рейки ока

Перед началом работы
Установите рулевое колесо в положение движения автомобиля по прямой.

Снимите передние колеса.

При износе деталей рулевого механизма появляются стуки и увеличивается свободный ход рулевого колеса. С появлением этих признаков сначала проверьте затяжку гаек крепления рулевого механизма и остальных узлов рулевого управления, а затем убедитесь в отсутствии люфтов в шарнирах рулевых тяг и промежуточного вала рулевого управления.

Для ремонта и регулировки рулевого механизма необходимы специальный инструмент и приспособления, поэтому работу рекомендуется делать в специализированной мастерской.

↓ Комментарии ↓

1. Описание автомобиля

1.0 Описание автомобиля 1.1 Внешний вид 1.2 Подкапотное пространство 1.3 Общие данные 1.4 Технические характеристики 1.5 Паспортные данные 1.6 Двери 1.7 Замок капота 1.8 Багажное отделение 1.9 Увеличение объема багажного отделения

2. Требования безопасности

2.0 Требования безопасности 2.1 Требования безопасности 2.2 Подготовка автомобиля к эксплуатации 2.3 Что необходимо иметь в автомобиле 2.4 Эксплуатация автомобиля в гарантийный период 2.5 Обкатка автомобиля 2.6 Подготовка автомобиля к выезду 2.7 Проверка колес 2.8 Проверка уровня охлаждающей жидкости 2.9 Проверка уровня масла в картере двигателя

3. Техническое обслуживание

3.0 Техническое обслуживание 3.1 Проверка герметичности системы охлаждения 3.2 Проверка герметичности системы охлаждения 3.3 Проверка герметичности системы питания 3.4 Проверка герметичности тормозной системы 3.5 Замена охлаждающей жидкости 3.6 Проверка работоспособности термостата 3.7 Замена масла в двигателе и масляного фильтра 3.8 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра 3.9 Снятие и установка воздушного фильтра

4. Хранение автомобиля

4.0 Хранение автомобиля 4.1 Обслуживание во время хранения 4.2 Снятие с хранения

5. Ходовая часть

5.0 Ходовая часть 5.1. Передняя подвеска 5.2. Задняя подвеска

6. Рулевое управление

6.0 Рулевое управление 6.1 Снятие и установка рулевого колеса 6.2 Замена промежуточного вала рулевого управления 6.3 Замена подшипников вала рулевого управления 6.4 Замена наконечника рулевой тяги и защитного чехла шарового шарнира 6.5 Снятие и установка рулевого механизма 6.6 Замена рулевой тяги

7. Тормозная система

7.0 Тормозная система 7.1. Передний тормозной механизм 7.2. Задний тормозной механизм 7.3. Привод тормозной системы 7.4. Стояночный тормоз

8. Электрооборудование

8.0 Электрооборудование 8.1. Блок предохранителей и реле 8.2. Генератор 8.3. Система зажигания 8.4. Освещение и сигнализация 8.5. Комбинация приборов 8.6. Выключатели и переключатели 8.7. Стеклоочистители и омыватели 8.8 Замена электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения

9.0 Кузов 9.1 Снятие и установка переднего буфера 9.2 Снятие и установка заднего буфера 9.3 Замена переднего крыла 9.4 Снятие и установка облицовки радиатора 9.5. Капот 9.6. Боковая дверь 9.7. Задняя дверь 9.8. Зеркала заднего вида 9.9. Сиденья 9.11. Отопитель

10. Двигатель и его системы

10.0 Двигатель и его системы 10.1 Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия 10.2 Регулировка зазоров в приводе клапанов 10.3. Ремень привода распределительного вала 10.4. Замена деталей уплотнения двигателя 10.5. Головка блока цилиндров 10.6 Снятие и установка силового агрегата 10.7. Ремонт двигателя 10.8. Система смазки 10.9. Система охлаждения 10.10. Система питания 10.11. Система выпуска отработавших газов

11. Трансмиссия

11.0 Трансмиссия 11.1. Коробка передач 11.2. Сцепление 11.3. Приводы передних колес

12. Приложения

12.0 Приложения 12.1 Приложение: Моменты затяжки резьбовых соединений 12.2 Приложение: Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости 12.3 Приложение: Основные данные для регулировок и контроля 12.4 Приложение: Заправочные объемы 12.5 Приложение: Лампы, применяемые в автомобиле 12.6 Приложение: Схема расположения подшипников качения 12.7 Приложение: Сальники 12.8 Приложение: Сервисная книжка 12.9 Приложение: Схема электрооборудования автомобиля

Крепление рулевой рейки ока

1. Наружный наконечник рулевой тяги. 2. Контргайка. 3. Внутренний наконечник рулевой тяги. 4. Защитный чехол. 5. Опора рулевого механизма. 6. Картер рулевого механизма. 7. Хомут крепления рулевого механизма. 8. Резиновая подушка. 9. Втулка рейки. 10. Опорная шайба. 11. Вкладыш шарового пальца. 12. Защитный колпачок. 13. Палец шарового шарнира. 14. Роликовый подшипник. 15. Приводная шестерня. 16. Упор рейки. 17. Уплотнительное кольцо упора. 18. Гайка упора. 19. Стопорное кольцо гайки. 20. Рейка. 21. Контргайка. 22. Шаровая опора. 23. Хомут чехла. 24. Уплотнитель вала. 25. Упор тяги. 26. Пружина упора. 27. Шариковый подшипник. 28. Стопорное кольцо. 29. Защитная шайба. 30. Уплотнительное кольцо. 31. Пыльник. 32. Гайка крепления подшипника. 33. Промежуточный карданный вал. 34. Кронштейн крепления рулевого вала. 35. Верхний облицовочный кожух. 36. Рулевое колесо. 37. Вал рулевой колонки. 38. Подшипник вала рулевой колонки. 39. Труба кронштейна. 40. Нижний облицовочный кожух.

А и Б — метки на картере рулевого механизма и на пыльнике

У переднеприводных автомобилей по сравнению с заднеприводными моделями на передние колеса приходится большая нагрузка. Передние колеса являются не только направляющими, но и ведущими. Вследствие этого требуется большее усилие для их поворота. Поэтому на этих автомобилях применяется рулевое управление с реечным рулевым механизмом, имеющим большее передаточное отношение и более высокий коэффициент полезного действия. Этот тип рулевого управления компактен и прост по конструкции, более экономичен в изготовлении и хорошо сочетается с переднеприводной компоновкой и поперечным расположением силового агрегата Рулевое управление травмобезопасное, с карданными шарнирами и рулевым механизмом типа «шестерня — рейка», с креплением тяг рулевого привода к торцам рейки.

Рулевой механизм крепится на опоре 5 двумя хомутами 7 в моторном отсеке, что позволяет более рационально использовать пространство внутри кузова. Опора 5 рулевого механизма, в свою очередь, крепится к подрамнику, на котором также смонтированы силовой агрегат, передняя подвеска и тормозные механизмы передних колес. Для гашения вибраций под скобы хомутов крепления рулевого механизма установлены резиновые подушки 8.

Картер 6 рулевого механизма отлит из алюминиевого сплава вместе с опорами. В полости картера на двух подшипниках установлено приводное зубчатое колесо 15. Нижний подшипник 14 роликовый, с сепаратором и штампованной наружной обоймой. запрессован в картер рулевого механизма. Верхний шариковый подшипник 27 с пластмассовым сепаратором напрессован на вал зубчатого колеса 15 и фиксируется на нем стопорным кольцом 28. Наружная обойма этого подшипника расположена в гнезде картера и фиксируется гайкой 32 с наружной резьбой. Гайка контрится специальной зубчатой шайбой. Зазор между валом зубчатого колеса и отверстием в гайке 32 уплотняется резиновым кольцом 30 круглого сечения. Защитная пластмассовая шайба 29, установленная на вал шестерни, препятствует сползанию резинового кольца 30 на стопорное кольцо подшипника 28.

Полость картера рулевого механизма защищается от загрязнения пыльником 31, который насаживается на вал приводного зубчатого колеса и плотно поджимается к торцу картера рулевого механизма. Пыльник фиксируется на валу зубчатого колеса проволочным кольцом. На картере рулевого механизма и на пыльнике выполнены метки А и Б для правильной сборки рулевого механизма.

На валу приводного зубчатого колеса нарезаны шлицы и проточена кольцевая канавка для крепления вилки карданного шарнира промежуточного вала 33. Стяжной болт вилки проходит через кольцевую проточку вала, исключая их разъединение.

В зацеплении с зубьями приводного зубчатого колеса находится рейка 20. Она своей цилиндрической частью опирается на пластмассовую втулку 9. Втулка рейки устанавливается в правой части картера в цилиндрическую расточку, для фиксации на втулке выполнены три выступа, входящие в пазы картера. Для исключения зазора между втулкой и рейкой во втулке имеются три площадки с повышенной радиальной эластичностью.

Зубчатая часть рейки находится между зубчатым колесом 15 и упором 16 рейки, который поджимает рейку к зубчатому колесу усилием пружины. Упор фиксирует рейку в боковом направлении и обеспечивает прямолинейное ее перемещение вдоль оси рулевого механизма. Упор рейки уплотняется в картере резиновым кольцом 17, которое одновременно гасит ударные нагрузки, чтобы исключить стук в зоне упора. Пружина поджимается к упору гайкой 18 со стопорным кольцом 19. Это кольцо имеет гофры, которые, поджимаясь к боковой поверхности гайки, фиксируют ее. При сборке рулевого механизма гайку устанавливают так. чтобы был обеспечен минимальный зазор 0,12 мм между гайкой и упором. Этот зазор необходим для компенсации теплового расширения деталей, чтобы не происходило заклинивания рулевого механизма. Учитывая, что крепление гайки влияет на безопасность движения автомобиля, она дополнительно раскернивается в двух противоположных местах. Положение гайки после регулировки рулевого механизма маркируется краской.

Подпружиненный упор обеспечивает беззазорное зацепление зубчатого колеса с рейкой по всей длине последней.

При сборке на зубчатый профиль рейки, зубья колеса, цилиндрическую часть рейки и подшипники рулевого механизма наносится смазка Фиол-1. Полость между гайкой 32 подшипника и пыльником 31 заполняется смазкой Униол-1.

На резьбовых концах рейки рулевого механизма установлены внутренние шарнирные наконечники 3 рулевых тяг, внутренний наконечник состоит из шаровой опоры 22 и контргайки 21, навернутых на резьбовой конец рейки 20 упора 25 тяги с пружиной 26 и шаровой головки наконечника тяги Шаровая головка зажата между сферической поверхностью опоры 22 и полусферой металлокерамического упора 25 пружиной 26. Шаровая опора навертывается на рейку моментом, обеспечивающим безлюфтовое сочленение шаровой головки наконечника тяги с рейкой и в этом положении фиксируется контргайкой 21, пояски которой вдавливаются в специальные канавки шаровой опоры и рейки При сборке в полость внутреннего наконечника закладывается смазка ШРБ-4.

Выход рейки из картера рулевого механизма герметизируется двумя гофрированными чехлами 4. Для исключения скольжения чехлов при работе уплотнительные части чехлов на картере и на наконечниках тяг закреплены пластмассовыми хомутами 23. Для обеспечения свободного прохождения воздуха из левого чехла к правому в зоне втулки 9 рейки в картере рулевого механизма выполнены каналы.

Ход рейки ограничивается упором поверхности контргаек внутренних шарниров в торцы картера рулевого механизма.

На резьбовых участках внутренних наконечников навернуты наружные наконечники 1 тяг рулевого привода с контргайками 2. В полости наружного шарнира наконечника расположен разрезной пластмассовый вкладыш 11, который обжимает шаровую головку пальца 13. Вкладыш поджимается к шаровой головке пальца пружиной. другой конец которой упирается в опорную шайбу 10, завальцованную в наконечнике При сборке наружного наконечника в него закладывается смазка ШРБ-4. Полость наружного наконечника защищена от загрязнения резиновым колпачком 12. Рулевая колонка состоит из рулевого колеса 36, рулевого вала и кронштейна 34 крепления рулевого вала.

Рулевой вал состоит из верхнего 37 и промежуточного 33 карданного валов Верхний вал представляет собой трубу, с обжатыми концами, на нижней части вала выполнены эвольвентные шлицы и кольцевая проточка для соединения с вилкой промежуточного вала; на верхней части — конус, шлицы и резьба для соединения с рулевым колесом, а средней части вала приварено кольцо противоугонного устройства. Верхний вал установлен в трубе 39 кронштейна 34 на двух шариковых подшипниках 38, унифицированных с подшипниками ВАЗ-2108.

Снятие и установка рулевого механизма
Снятие и установка рулевого механизма При износе деталей рулевого механизма появляются стуки и увеличивается свободный ход рулевого колеса. С появлением этих признаков сначала проверьте затяжку гаек крепления рулевого механизма и остальных узлов рулевого управления, а затем убедитесь в отсутствии люфтов в шарнирах рулевых тяг и п…

↓ Комментарии ↓

ВАЗ-1111-11113 ОКА

Раздел 1.УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

Общие сведения об автомобилях Паспортные данные автомобиля

Раздел 2.ДВИГАТЕЛЬ

Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения Полезные советы Замена охлаждающей жидкости Замена масла в двигателе и масляного фильтра Очистка системы вентиляции картера Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала Замена натяжного ролика Замена ремня привода распределительного вала Снятие, установка и дефектовка маховика Замена деталей уплотнения двигателя Головка блока цилиндров Регулировка зазоров в приводе клапанов Снятие и установка двигателя Ремонт двигателя Система смазки Система охлаждения Система выпуска отработавших газов Система питания

Раздел 3.ТРАНСМИССИЯ

Сцепление Коробка передач Приводы передних колес

Раздел 4.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Передняя подвеска Задняя подвеска

Раздел 5.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле Рулевая колонка Рулевой механизм Рулевая трапеция

Раздел 6.ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Проверка и регулировка тормозной системы Замена тормозной жидкости Прокачка гидропривода тормозной системы Главный тормозной цилиндр Вакуумный усилитель тормозов Регулятор давления Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов Тормозные механизмы передних колес Тормозные механизмы задних колес Стояночный тормоз

Раздел 7.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Предохранители и реле Генератор Стартер Система зажигания Освещение,световая и звуковая сигнализация Стеклоочистители и омыватели Вентилятор системы охлаждения двигателя Комбинация приборов Выключатели и переключатели

Раздел 8.КУЗОВ

Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения Замена буферов Капот Боковая дверь Задняя дверь Зеркала заднего вида Сиденья Отопитель Уход за кузовом

Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости Приложение 3. Основные данные для регулировок и контроля Приложение 4. Заправочные объемы, л Приложение 5. Сальники Приложение 6. Схема расположения подшипников качения Приложение 7. Схема электрооборудования автомобиля: 1 — боковой повторитель указателя поворота; 2 — передний указатель поворота; 3 — фара; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 5 — звуковой сигнал; 6 — датчик включения электродвигателя ве

Рулевая рейка автомобиля ока

Задолбал очень тугой руль, который не идёт в обратку сам. Кроме того посторонние звуки в рулевом механизме, какие-то стуки от ходовой, хрусты, щелчки… В общем, хрень.

Решил, что можно попробовать перебрать уже имеющуюся рейку, выяснить её слабые стороны, подумать об их усилении и т.д. и т.п.

Как показало вскрытие, всё не так печально. Оказался сильно изношен шарнир правой рулевой тяги (тяга не держится горизонтально от трения и падает вниз). Рулевые наконечники в полном порядке. Пыльники — целые, хотя и «уставшие». Как показала детальная проверка — подозрения на люфт в пластиковой втулке были напрасны, т.к. втулка не люфтила. Станно, за 40 тыс. км обычно втулки убиваются на раз НА ОКЕ. аж трескаются. А тут — норм.

Рулевая рейка имеет надпись на корпусе «Totti Europe». Короче, китайское…

Я и ранее разбирал рейки… Но в этот раз решил ещё полностью очистить от старой смазки и набить новой.

Так как старая (а точнее — ЗАВОДСКАЯ) смазка в рейке почему-то загустевала на морозе так, что при уже -15 градусах зимой руль становился неприлично тугой, то проконсультировавшись с опытным знакомым мотористом я получил инструкцию купить шевроновскую смазку в синей банке. Вот она:

Смазка и правда оригинальная. Оказалось, что её многие мотористы и слесаря знают и плохого о ней никто ничего не сказал. В общем, одобрили все на запихивание в рейку.

Разборку рейки начал с выкручивания регулировочной «гайки», которая подпирает «подпятник» самой рейки. Вот так выглядят эти потроха: стопорная гайка, сама регулировочная гайка (цилиндрик), пружинка и сам подпятник.

Теперь внимание! Вот крупным планом сам подпятник! ОФИГЕТЬ, ОН СО ВСТАВКОЙ! Кажется, это фторопласт. По крайней мере гаражным консилиумом пришли к этому мнению.

На камазовских рейках подпятник был просто железный. Поэтому в кратчайшие сроки этот подпятник создавал идиотскую выработку на самой рейки, в результате чего при подтяжке этой гайки люфт в центральном положении руля пропадал, но при поворотах рейку начинало закусывать подпятником, т.к. возле центрального положения рейка уже подпилена подпятником, а у крайних положений нет.

Этот же подпятник, похоже, так сильно не изнашивает саму рейку. По крайней мере замеры показали, что рейка целиком цилиндрическая и сужений не имеет. Пробег — 40 тыс км! И всё норм!

12. Рулевое управление

Общая информация Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевой зубчатой реечной передачи и рулевых тяг. Рулевое колесо закреплено на валу рулевой колонки и передает усилие на зубчатую реечную передачу. С каждой стороны зубчатая рейка рулевой передачи соединена шаровым шарниром с поперечной рулевой тягой. Рулевые тяги передают усилие через рулевые наконечники и п.

12.1 Технические данные

12.2 Механизм регулировки угла наклона рулевой колонки

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите универсальный шарнир на вал шестерни рулевой передачи. Предупреждение Если рулевая колонка оборудована механизмом регулировки угла наклона, выполняйте следующие условия. Невыполнение этих условий может привести к деформированию кронштейна угла наклона, в результате чего может быть поврежден рычаг угла.

12.3 Рулевая передача без усилителярулевого управления

1 – наконечник рулевой тяги; 2 – хомут; 3 – гофрированный защитный чехол; 4 – хомут; 5 – контргайка, 50–70 Н•м; 6 – пробка; 7 – пружина; 8 – упор; 9 – резиновая опора; 10 – кронштейн; 11 – болт, 12 – зубчатая рейка; 13 – рулевая передача; 14 – вал шестерни рулевой передачи; 15 – шестерня; 16 – уплотнительное кольцо; 17 – подшипник; 18 – стопорное кольцо; 19 – шарнир, 80–100 Н•м.

12.4 Рулевая тяга

1 – рулевая тяга; 2 – стальной хомут; 3 – защитный чехол; 4 – гайка, 16–34 Н•м; 5 – наконечник рулевой тяги; 6 – хомут. Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Снимите рулевую передачу, шестерню и рулевые тяги с автомобиля как узел в сборе. Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. За.

12.5 Проверка люфта рулевого колеса на автомобилях с усилителем рулевого управления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Пустите двигатель с рулевым колесом, установленным в положение прямолинейного движения. С передними колесами, установленными для прямолинейного движения, измерьте усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота колес влево и вправо. Усилие: 5 Н 2. Установите передние колеса для прямолинейного движени.

12.6 Проверка угла поворота передних колес

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поверните передние колеса автомобиля на максимальный угол и измерьте угол поворота каждого колеса. Угол поворота: Внутреннее колесо: 37°37 '±1°30' Внешнее колесо: 31°51' 2. Если углы поворота колес отличаются от требуемых, отрегулируйте их, изменяя длину рулевых тяг. .

12.7 Проверка крутящего момента цапфы шарового шарнира наконечника рулевой тяги

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Наверните две гайки на цапфу шарового шарнира наконечника рулевой тяги и измерьте крутящий момент, который необходимо приложить для проворачивания цапфы шарового шарнира. Крутящий момент, который необходимо приложить для проворачивания цапфы шарового шарнира: 2–5 Н•м 2. Если крутящий момент превышает допустимое знач.

12.8 Проверка усилия поворота рулевого колеса на автомобилях с усилителем рулевого управления

12.9 Проверка возврата рулевого колеса в исходное положение

12.10 Проверка уровня жидкости

Предупреждение В гидравлический привод усилителя рулевого управления добавляйте только рекомендованную жидкость. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку. 2. Запустите двигатель и прогрейте жидкость усилителя рулевого управления до температуры 50

60°C. Поверните рулевое колесо от упора до упора несколько раз. 3. При работе двигателя н.

12.11 Замена жидкости в гидравлическом приводе усилителя рулевого управления

12.12 Прокачка гидравлической системы усилителя рулевого управления

12.13 Проверка натяжения ремня привода насоса усилителя рулевого управления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте натяжение ремня, надавив на него усилием 98 Н (10 кг) в месте, расположенном на одинаковом удалении от шкивов, и измерьте прогиб ремня. Прогиб ремня: 7–10 мм 2. Для регулировки натяжения ослабьте болты крепления насоса усилителя рулевого управления, переместите насос и затем повторно затяните болты. .

12.14 Проверка давления жидкости вгидравлической системе

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините напорный шланг от насоса усилителя рулевого управления. Между отсоединенным напорным шлангом и насосом подсоедините специальный измерительный инструмент, как показано на рисунке. 2. Прокачайте гидравлический привод усилителя рулевого управления, затем пустите двигатель и поверните рулевое колесо несколько раз так, чтобы температура жидкости .

12.15 Рулевая передача автомобилей с усилителем рулевого управления

1 – контргайка наконечника рулевой тяги, 50–55 Н•м; 2 – хомут; 3 – защитный чехол; 4 – хомут; 5 – рулевая тяга, 80–100 Н•м; 6 – стопорная шайба; 7 – контргайка, 50–70 Н•м; 8 – пробка; 9 – пружина; 10 – упор; 11 – втулка; 12 – пробка; 13 – контргайка, 20–30 Н•м; 14 – шариковый подшипник; 15 – картер рулевой передачи; 16 – хомут.

12.16 Шланги усилителя рулевого управления

1 – возвратный шланг; 2 – бачок; 3 – всасывающий шланг; 4 – напорный шланг. Снятие возвратного шланга ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слейте жидкость из гидравлического привода усилителя рулевого управления. 2. Отсоедините возвратный шланг от бачка. 3. Снимите зажим, крепящий возвратный шланг к кузову .

12.17 Насос усилителя рулевого управления

1 – болт, 55–60 Н•м; 2 – уплотнительное кольцо круглого сечения; 3 – болт, 16 Н•м; 4 – всасывающая труба; 5 – датчик давления жидкости; 6 – шкив; 7 – стопорное кольцо; 8 – распорная втулка; 9 – вал с подшипником; 10 – уплотнительное кольцо; 11 –корпус; 12 – пружина; 13 – внутреннее уплотнительное кольцо; 14 – внешнее уплотнительное к.

Приложение: Схема электрооборудования автомобиля Ваз 1111 ОКА

Электросхема ВАЗ-1111


1 — фары; 2 — передние указатели поворота; 3 — датчик включения электровентилятора; 4 — звуковой сигнал; 5 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 6 — боковые указатели поворота; 7 — датчик момента искрообразования; 8 — свечи зажигания; 9 — катушка зажигания; 10 — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — генератор ОКА; 13 — датчик контрольной лампы давления масла; 14 — электромагнитный клапан карбюратора; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 — выключатель света заднего хода; 17 — коммутатор; 18 — штепсельная розетка для переносной лампы; 19 — датчик уровня тормозной жидкости; 20 — стартер; 21 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 22 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 23 – реле включения дальнего света фар; 24 — реле включения ближнего света фар; 25 — реле включения стартера; 26 — реле включения электровентилятора; 27 — блок предохранителей; 28 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 —- репе-прерыватель очистителя ветрового стекла; 30 — выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 31 — выключатель обогрева заднего стекла; 32 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 33 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 34 — предохранитель цепи противотуманного света; 35 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 36 — выключатель аварийной сигнализации ОКА; 37 — выключатель наружного освещения; 38 — реле включения обогрева заднего стекла; 39 — переключатель электродвигателя вентилятора отопителя; 40 — выключатель стоп-сигнала; 41 — прикуриватель; 42 — дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя; 43 — реле выключателя зажигания; 44 — выключатель зажигания; 45 — трехрычажный переключатель; 46 — плафон освещения салона; 47 — выключатели плафона, расположенные в стойках дверей; 48 — комбинация приборов; 49 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 50 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 51 — электродвигатель вентилятора отопителя; 52 — задние фонари; 53 — моторедуктор очистителя заднего стекла; 54 — элемент обогрева заднего стекла; 55 — фонари освещения номерногознака; 56 — задний противотуманный фонарь ОКА; 57 — электродвигатель насоса омывателя заднего стекла; А — порядок условной нумерации штекеров в колодке датчика момента искрообразования; Б — порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов очистителей ветрового и заднего стекол и реле-прерывателя очистителя ветрового стекла; В — порядок условной нумерации штекеров в колодках выключателя зажигания и трехрычажного переключателя; Г — порядок УСЛОВНОЙ нумерации штекеров В КОЛОДКАХ комбинации приборов.

Электросистема отечественного автомобиля ОКА и ее «подводные камни»


Cхема электрооборудования ВАЗ 11113 ОКА позволяет автовладельцу разобраться в неисправностях приборов и электроцепей автомобиля. Как известно, электросистема позволяет объединить в себе все оборудование и устройства, питающиеся от аккумулятора и генератора. Подробнее о том, какие элементы включает в себя система и какие неисправности для нее характерны, вы сможете узнать из этого материала.

Как сохранять схему у себя на компьютере, посмотрите в предидущих статьях, например здесь. Надоело одно и тоже писать во всех статьях :).

Описание и схема Оки:

  1. Плафоны передних указателей поворота
  2. Фары
  3. Электродвигатель приводящий в действие вентилятор системы охлаждения
  4. Звуковой тональный сигнал
  5. Датчик автоматически включающий электродвигатель вентилятора на радиаторе
  6. Стартер
  7. Электропривод омывателя ветрового (лобового) стекла
  8. Генератор
  9. Датчик лампы для контроля за давлением масла
  10. Датчик температурный для прибора-указателя температуры охлаждающей жидкости (тосола,воды)
  11. Розетка штепсельная для переносного светильника
  12. Коммутатор электронного зажигания
  13. Датчик определения момента для искрообразования
  14. Свечи
  15. Аккумуляторная батарея
  16. Катушка высоковольтная для зажигания на две свечи
  17. Выключатель-”лягушка” для автоматического включения света в фонарях заднего хода
  18. Электромагнитный клапан расположенный на карбюраторе
  19. Электропривод очистителя лобового (ветрового) стекла
  20. Датчик для контроля за уровнем тормозной жидкости в бачке


Электросхема ВАЗ -1111-Ока

  • Блок-панель плавких вставок-предохранителей
  • Реле-прерыватель лампы контроля за положением рычага стояночного тоомоза
  • Силовое реле включения радиаторного вентилятора
  • Реле подачи напряжения на бендикс стартера
  • Реле подачи напряжения на обогревательный элемент заднего стекла
  • Реле подачи напряжения на спирали ламп дальнего света фар
  • Реле подачи напряжения на спирали ламп ближнего света фар
  • Реле-прерыватель напряжения в цепи указателей поворотов и аварийной световой сигнализации
  • Реле разгрузки зажигания
  • Выключатель (замок) зажигания
  • Индивидуальный предохранитель цепи противотуманного света задних фонарей
  • Переключатель для различных режимов работы очистителя лобового (ветрового) стекла
  • Кнопка приведения в действие омыватель лобового (ветрового) стекла
  • Выключатель-кнопка подачи звукового сигнала
  • Переключатель (рычажный) для переключения между дальним и ближним светом фар
  • Переключатель (рычажный) указателей направления поворота
  • Кнопка на педали стоп-сигнала
  • Переключатель для очистителя и омывочного устройстзаднего стекла
  • Фиксируемая кнопка включающая обогреватель заднего стекла
  • Выключатель противотуманного заднего света
  • Лампа контрольная, положения заслонки карбюратора
  • Фиксируемая кнопка включения аварийной световой сигнализации
  • Переключатель многопозиционный приборов наружного освещения
  • Гнездо прикуривателя
  • Прибор показаний температуры охлаждающей двигатель жидкости
  • Панель комбинированная контрольных приборов
  • Переключатель оборотов электродвигателя отопителя
  • Лампа освещения изнутри комбинации контрольных приборов
  • Добавочное активное сопротивление (резистор) в цепи электродвигателя печки
  • Контрольная лампа режима резервного уровня топлива
  • Электродвигатель турбины отопитепя
  • Указатель топливного уровня
  • Кнопка-концевик лампы контроля за воздушной заслонкой карбюратора
  • Боковые дублирующие повторители-указатели поворота
  • Выключатели плафона в салоне, размещённые в стойках дверей
  • Выключатель лампы контроля рычага стояночного тормоза
  • Плафон в салоне
  • Электродвигатель омывочного устройства заднего стекла
  • Датчик в баке прибора-указателя для контролирования уровня и резерва топлива
  • Сигнальная лампа рычага стояночного тормоза и уровня в бачке тормозной жидкости
  • Лампа предупреждения о аварийном давлении в системе смазки двигателя
  • Лампа предупреждения о аварийном режиме в системе зарядки аккумуляторной батареи
  • Элемент обогревающий заднее стекло
  • Лампа контроля режима работы указателей поворота
  • Лампа контроля приборов наружного освещения
  • Контрольная лампа сигнализирующая о включённом дальнем режиме света фар
  • Задние блок-фонари
  • Электродвигатель приспособления для очиститки заднего стекла
  • Фонари с лампами подсветки номерного знака в тёмное время суток
  • Фонарь (фонари) противотуманного заднего света

А. Пример порядка условной нумерации разъёмов в колодках.

Похожие авто электро схемы

Автор: admin Последнее редактирование: 14 Авг 2011 в 21:21

  • Пошаговое руководство по ремонту различных узлов и агрегатов
  • Инструкцию по самостоятельному уходу и обслуживанию
  • Сведения о конструкции автомобиля и о том как предупредить неисправность
  • Информацию для поездки на СТО, если самостоятельный ремонт невозможен

Двигатель ВАЗ 1111

  • Двигатель ВАЗ-11113
  • Двигатель ВАЗ-1111
  • Замена масла
  • Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме
  • Регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)
  • Замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)
  • Замена сальника распределительного вала
  • Снятие корпуса вспомогательных агрегатов
  • Снятие распределительного вала
  • Замена маслоотражательных колпачков клапанов
  • Замена переднего сальника коленчатого вала
  • Замена заднего сальника коленчатого вала
  • Снятие поддона картера
  • Снятие маслоприемника
  • Снятие и разборка масляного насоса
  • Снятие датчика контрольной лампы давления масла
  • Снятие проставки масляного фильтра
  • Снятие впускной трубы
  • Снятие и разборка головки блока цилиндров
  • Демонтаж шатунно-поршневой группы (ШПГ) двигателя на автомобиле
  • Снятие уравновешивающих валов
  • Снятие элементов подвески силового агрегата
  • Снятие подрамника силового агрегата
  • Снятие двигателя с автомобиля
  • Разборка и сборка двигателя

Система питания двигателя

  • Замена воздушного фильтра
  • Снятие корпуса воздушного фильтра
  • Снятие бензоприемника с датчиком уровня топлива
  • Снятие топливного бака
  • Снятие и разборка топливного насоса
  • Снятие привода дроссельных заслонок карбюратора
  • Снятие педали привода дроссельных заслонок
  • Снятие привода воздушной заслонки
  • Регулировка карбюратора
  • Регулировка привода карбюратора
  • Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
  • Регулировка пускового устройства
  • Регулировка системы холостого хода
  • Снятие и проверка электромагнитного клапана
  • Снятие карбюратора с двигателя
  • Разборка карбюратора

Система зажигания ВАЗ Ока

  • Замена свечей зажигания
  • Снятие и разборка датчика момента искрообразования
  • Снятие катушки зажигания
  • Снятие коммутатора системы зажигания
  • Описание конструкции
  • Замена охлаждающей жидкости
  • Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов
  • Снятие и проверка термостата
  • Снятие расширительного бачка
  • Снятие радиатора
  • Снятие злектровентилятора
  • Снятие насоса охлаждающей жидкости
  • Снятие датчика включения электровентилятора

Электросхема ВАЗ-11113

Второй вариант принципиальной схемы электрооборудования автомобиля ВАЗ-1111, ВАЗ-11113 Лада-Ока.


1 — боковой повторитель указателя поворота; 2 — передний указатель поворота; 3 — фара Лада Ока; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 5 — звуковой сигнал; 6 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 8 — датчик момента искрообразования; 9 — аккумуляторная батарея; 10 — стартер; 11 — коммутатор; 12 — свечи зажигания; 13 — катушка зажигания; 14 — генератор; 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 — датчик контрольной лампы недостаточного давления масла; 17 — розетка для переносной лампы; 18 — реле стеклоочистителя; 19 — датчик уровня тормозной жидкости; 20 — выключатель сигнала торможения; 21 — электродвигатель очистителя ветрового стекла; 22 — электромагнитный клапан карбюратора; 23 — выключатель света заднего хода; 24 — реле включения стартера; 25 — реле включения ближнего света фар; 26 — реле включения дальнего света фар; 27 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 28 — прикуриватель Лада Ока; 29 — переключатель вентилятора отопителя; 30 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 31 — выключатель наружного освещения; 32 — блок предохранителей; 33 — предохранитель цепи противотуманного фонаря; 34 — реле включения обогрева заднего стекла; 35 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения; 36 — реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза; 37 — выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 38 — выключатель обогрева заднего стекла; 39 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 40 — контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 41 — выключатель аварийной сигнализации; 42 — выключатель зажигания; 43 — реле зажигания; 44 — электродвигатель вентилятора отопителя; 45 — датчик указателя уровня топлива; 46 — выключатель плафона в стойке двери; 47 — комбинация приборов; 48 — переключатель очистителя ветрового стекла; 49 — выключатель омывателя ветрового стекла; 50 — выключатель звукового сигнала; 51 — переключатель света фар; 52 — переключатель указателей поворота; 53 — выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза; 54 — плафон освещения салона; 55 — выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 56 — электродвигатель омывателя стекла задней двери; 57 — задний фонарь; 58 — задний противо туманный фонарь; 59 — фонарь освещения номерного знака; 60 — элемент обогрева стекла задней двери; 61 — электродвигатель очистителя стекла задней двери; А — порядок нумерации контактов в соединительных колодках.

Замена рулевой тяги ваз 1111 ока

Установите рулевое колесо в положение движения автомобиля по прямой.

Снимите передние колеса.

При износе деталей рулевого механизма появляются стуки и увеличивается свободный ход рулевого колеса. С появлением этих признаков сначала проверьте затяжку гаек крепления рулевого механизма и остальных узлов рулевого управления, а затем убедитесь в отсутствии люфтов в шарнирах рулевых тяг и промежуточного вала рулевого управления.

Для ремонта и регулировки рулевого механизма необходимы специальный инструмент и приспособления, поэтому работу рекомендуется делать в специализированной мастерской.

1. Изнутри салона отверните гайку стяжного болта вилки карданного шарнира промежуточного вала

Обратите внимание: под гайкой установлена пружинная шайба.

2. Выньте стяжной болт.

Отсоедините оба наружных наконечника от поворотных рычагов (подробнее см. подраздел 6.4.).

6. Отверните по две гайки стремянок крепления рулевого механизма к кронштейну с каждой стороны.

7. Обратите внимание: под каждой гайкой установлена плоская шайба.

8. Отверните с каждой стороны по две гайки болтов крепления кронштейна рулевого механизма к подрамнику. Обратите внимание, что гайки самоконтрящиеся.

9. Выньте болты крепления кронштейна.

10. Приподняв рулевой механизм, выньте из-под него кронштейн.

11. Выведите вал приводной шестерни из вилки карданного шарнира промежуточного вала и снимите рулевой механизм через нишу левого колеса.

12. Снимите две скобы втулок опор рулевого механизма. При необходимости сбейте их с помощью бородка.

13. Снимите две втулки опоры рулевого механизма. Порванные или потерявшие эластичность втулки замените.

14. Перед установкой рулевого механизма проверьте, чтобы стремянки свободно входили в отверстия кронштейна. При необходимости подогните стремянки.

15. Совместите метки на картере рулевого механизма и пыльнике.

16. Установите рулевой механизм, введя в отверстие щита передка вал приводной шестерни механизма.

Разборка

Технологию работки рассмотрим на примере передней подвески ВАЗ «Ока», поскольку она конструктивно сложнее. Алгоритм работ такой:

Ставим авто на смотровую яму и вывешиваем передок с нужной стороны;
Снимаем колесо;
Съемником выпрессовываем наконечник рулевой тяги;
Извлекаем из кронштейна на стойке трубопровод тормозной системы;
Делаем пометку на верхнем болту крепления стойки к ступице (он регулировочный и при сборке важно установить его обратно в то же положение, чтобы нарушить углы установки);
Раскручиваем крепежи стойки;



  • Под ступицу укладываем упор;
  • Выкручиваем гайки крепления верхней опоры к кузову;
  • Убрав упор, опускаем ступицу, при этом верх стойки уйдет вниз, что позволит ее извлечь;
  • Выводим стойку из кронштейна ступицы;
  • Разбалчиваем крепление поперечного рычага к шаровой опоре;
  • При необходимости извлекаем шаровую опору (выкрутив крепеж ее пальца, и выпрессовав ее из ступицы);



  • Выкручиваем крепление стойки стабилизатора к поперечному рычагу;
  • Скручиваем гайки крепления продольной распорки к кронштейну подрамника;



  • Разбалтываем крепеж поперечного рычага к подрамнику, снимаем его вместе с распоркой;
  • При замене втулок стабилизатора следует открутить крепление его кронштейнов к подрамнику и снять втулки, после чего собрать все обратно;



После этого все составные элементы передней подвески «Ока» будут демонтированы, но еще нужно разобрать саму стойку, для чего необходимы пружинные стяжки. Без них разборку стойки выполнять запрещено, поскольку высока вероятность получения травмы.

Стойка разбирается очень просто:

  • Стяжками стягиваем пружину;
  • Откручиваем гайку крепления штока амортизатора к верхней опоре;
  • Снимаем опору, пыльник, отбойник;
  • Стягиваем стянутую пружину;
  • Стакан зажимаем в тисках;
  • Откручиваем опорную гайку;
  • Извлекаем амортизатор-вкладыш;

Сборка стойки выполняется в обратной последовательности.

После ремонта обязательно следует выполнить регулировку углов развала-схождения.

Конструкция подвески

Устройство подвески «Ока» спереди во многом копирует ВАЗ-2108, но имеются и некоторые отличия. Основной разницей является использование подрамника для фиксации рычагов к кузову авто в нижней части на ВАЗ-1111, в то время, как на «Восьмерке» они соединяются с кронштейнами, прикрепленными к кузову. Естественно, несколько отличаются и размеры запчастей.

Передняя подвеска

Передняя подвеска малолитражки включает в себя:

  • 2 амортизационных стойки (каждая из них состоит из стакана, амортизатора, пружины, верхней опоры);
  • 2 ступиц;
  • 2 поперечных рычагов;
  • 2 продольных растяжек;
  • 2 шаровых опор;
  • 1 стабилизатора поперечной устойчивости (со стойками);

Парное количество деталей указывает на то, что один полный комплект их устанавливается на одну сторону авто (левую, правую). Что касается стабилизатора, то в конструкции подвески он один, располагается он поперечно авто и соединяет между собой подвески двух сторон.

Схема подвески на авто очень проста – стакан, пружина, амортизатор и верхняя опора формируют собой основной компонент подвески – амортизационную стойку. В верхней части стойка посредством опоры фиксируется к кузову. Низ же стойки крепиться к ступице болтовым соединением (одно из них регулировочное).

Для предотвращения продольного смещения колеса во время движения, поперечный рычаг удерживается продольной распоркой. Эта распорка одним концов вставляется в рычаг, где и фиксируется гайками, а вторым – крепиться к кронштейну подрамника.

Стабилизатор установлен поперечно авто и своими концевиками подходит к амортизационным стойкам. Концевики этой детали соединены с поперечными рычагами, но не напрямую, а через специальные стойки. В центральной части стабилизатор фиксируется кронштейнами к подрамнику.

Поскольку подвеска – узел высоконагруженный, для снижения ударных нагрузок между ее составными компонентами в местах их соединения используются упругие элементы, изготовленные из резины. К ним относятся сайлентблоки, втулки, упорные шайбы. Указанные резинотехнические элементы относятся к категории расходных материалов и требуют периодической замены.

Особенности и качества

Особенностью подвески МакФерсона является использование амортизационной стойки в качестве поворотного кулака, что и позволяет ее устанавливать на передок. Роль поворотного кулака стойка выполняет благодаря возможности проворачивания вокруг оси, а обеспечивается это использованием шаровой опоры и подшипника, входящего в конструкцию верхней опоры.

Амортизаторы на ВАЗ 1111 и 11113 выполнены в виде вкладышей (картриджей), устанавливаемых в стакан стойки и фиксируемые в нем опорной гайкой.

С завода на «Ока» устанавливаются масляные амортизаторы, которые особой надежностью не отличаются. К тому же они достаточно «мягкие», что отрицательно сказывается на управляемости автомобиля.

Верхние опоры работают в очень сложных условиях – на них приходится основная нагрузка (вес авто, усилия, поступающие на стойку от колеса во время движения). К тому же они принимают участие в управлении авто – благодаря подшипникам, входящим в конструкцию этого узла, обеспечивается проворот стойки вокруг оси. Все эти особенности работы опор приводят к тому, что со временем он изнашиваются и требуют замены.

Задняя подвеска

Задняя подвеска – полузависимая, представлена в виде балки, состоящей из двух продольных рычагов и пружинистой поперечины. Между собой указанные компоненты соединены неразъемным соединением (сварены).


Одними концами продольные рычаги крепятся к кузову через кронштейны, на вторых концах их закрепляются ступицы колес.

Амортизация балки осуществляется амортизатором и винтовой пружиной. Причем в «Ока» эти элементы установлены раздельно.

Сзади самыми менее надежными компонентами подвески выступают все те же амортизаторы и резинотехнические элементы, используемые в местах соединения балки с кронштейнами.

Отдельно стоит отметить пружины. Винтовые пружины, установленные как спереди, так и сзади, изготовлены с прута небольшого диаметра. Это обеспечивает высокую упругость пружине, но жесткости недостаточно, что делает малолитражку «валкой» и на поворотах возникают большие крены кузова, что ухудшает управляемость авто.

Тюнинг и доработки

Как уже отмечено, «родная» передняя подвеска на «Ока» оставляет желать лучшего, поэтому многие владельцы малолитражки интересуются, как усилить подвеску и улучшить ее работу. В этом вопросе хорошо помогает тюнинг подвески.

Условно тюнинг этой составляющей на ВАЗ-1111 можно разделить на две категории – с минимальным влиянием на геометрические параметры и серьезная переделка.

В первом случае переработка подвески сводится к замене амортизатора и установке улучшенных по характеристикам резинотехнических элементов. Пружина передней подвески в этом случае не меняется.

На «Ока» помимо заводских амортизаторов можно поставить аналогичные детали с других авто, но здесь важно учитывать их размерные параметры, в частности длину. На передок ВАЗ-1111, к примеру, походят передние амортизаторы от Chevrolet Niva, VW Jetta/Golf 2

Но первые в полностью вытянутом состоянии короче на 1 см, чем «родные» от «Ока», а амортизаторы от VW наоборот – длиннее на 3 см. Поэтому их установка повлечет за собой изменение дорожного просвета. Но как вариант, шток на деталях Jetta 2 можно сточить на 3 см и нарезать на нем резьбу, тем самым подогнав деталь под нужные размеры

На передок ВАЗ-1111, к примеру, походят передние амортизаторы от Chevrolet Niva, VW Jetta/Golf 2. Но первые в полностью вытянутом состоянии короче на 1 см, чем «родные» от «Ока», а амортизаторы от VW наоборот – длиннее на 3 см. Поэтому их установка повлечет за собой изменение дорожного просвета. Но как вариант, шток на деталях Jetta 2 можно сточить на 3 см и нарезать на нем резьбу, тем самым подогнав деталь под нужные размеры.

В обоих случаях, замена амортизатора на более жесткий положительно скажется на управляемости авто и уменьшит «валкость» авто, и при этом переделка практически не повлияет на геометрию всего узла.

Что касается серьезной переделки подвески, то здесь уже все зависит от того, что желает получить владелец на выходе. К примеру, некоторые «Оководы» делают из малолитражки подобие кроссовера. И для этого выполняется лифт подвески, который сводится к тому, что в конструкцию стойки добавляются проставки, при этом амортизаторы также заменяются на более высокие. В результате автомобиль существенно «приподнимается» — увеличивается его клиренс.

В целом, вариантов переделки – множество и ограничиваются они, по большому счету, только фантазией автовладельца. Одни выполняют только усиление подвески, вторые – дорабатывают ее с использованием составляющих из других авто, а третьи – практически разрабатывают с нуля, адаптируя под определенные условия эксплуатации авто.

Неисправности и их признаки

Основными неисправностями подвески автомобиля ВАЗ «Ока» являются:

  • Износ и повреждения резинотехнических элементов (сайлентблоков, втулок, опорных шайб);
  • Утечка рабочей жидкости из амортизатора;
  • Износ шаровой опоры;
  • Повреждение пружины;
  • Износ верхней опоры;

Передняя подвеска оказывает прямое влияние на управляемость автомобиля, поэтому любые неисправности в ней негативно сказываются на поведении машины на дороге

Состояние же задней подвески хоть и в меньшей мере сказывается на управляемости, но ее техническое состояние также важно


Симптомами проблем являются:

  • Стук в передней подвеске, скрипы (при проезде участка с неровностями);
  • Недержание колеи (при движении на прямолинейном участке необходимо подруливать, чтобы сохранять траекторию);
  • Ухудшение управляемости;
  • Неравномерный износ шин;
  • Вибрация руля при торможении;

Есть и более специфические признаки, к примеру, явно заметный перекос авто, что бывает в случае с разрушением пружины.

Отметим, что некоторые симптомы могут указывать на неисправности в иных составляющих ходовки – колесных ступицах, рулевом управлении, тормозной системе. Поэтому для более точного определения причины нужна диагностика указанных узлов. После этого выполняется ремонт ходовой, который сводиться разборке ее узлов, дефектовке и установке новых запчастей взамен изношенных.

Износ расходных материалов – наиболее распространенная причина необходимости ремонта подвески. Сайлентблоки, втулки, шайбы обеспечивают гашение колебаний при работе подвески. Но эти детали изготовлены из резины, которая подвержена «старению», расслоению. В результате эффективность их работы снижается. Помимо окружающей среды на состояние резинотехнических элементов влияют также условия эксплуатации автомобиля.

Амортизаторы тоже не отличаются высокой надежностью, к тому же из-за чрезмерной «мягкости» работа этих компонентов на «Ока» оставляется желать лучшего. Самая распространенная их поломка – появление течи рабочей жидкости. Такая неисправность приводит к нарушению работоспособности детали. Реже встречаются повреждения штока или корпуса амортизатора.

Шаровая опора является нижней опорной точкой подвески, поэтому на не также приходятся достаточно серьезные нагрузки. Со временем этот шарнир изнашивается, что приводит к появлению стуков (при наезде на ухабы), ухудшению управляемости. Эта запчасть также неремонтопригодна и при критическом износе заменяется.

Пружины особых проблем владельцам «Ока» не доставляют. Но в редких случаях возможно их разрушение. Из-за лопнувшей пружины стойка не способна удерживать кузов, из-за чего он перекашивается. Естественно, полностью нарушается работоспособность подвески и автомобиль эксплуатировать с таким повреждением практически невозможно.

Второй проблемой, связанной с пружиной, является потеря ее упругости – она «садиться». Проявляется такая неисправность просадкой авто, часто неравномерной, «отбоям» (сильными стуками) подвески при движении даже по незначительным неровностям.

Верхняя опора со временем также выходит из строя. Ее «слабыми местами» являются подшипник и резиновая прослойка. Неисправность этого узла проявляется в виде скрипов, скрежета при поворотах, стуков на ухабах. Опора – не ремонтируемая и требует замены в случае износа.

Читайте также: