Подойдет ли рулевая рейка от ваз 2114 на ваз 2112

Обновлено: 26.03.2024

Лада 2114 "Ржавая Пуля" › Бортжурнал › Рейка от Ваз 2110 на Ваз 2114

У меня возник вопрос?
Есть тут умельцы кто поставил на 14ку рейку от 10-ки?
На солько знаю левое крепление подходит а вот правое точно не такое как родное.
Если найдется добрый человек кто видел или у кого есть ссылка на подобное действие жду в комментарии к посту.
Заранее спасибо.
Максимальный репост много кому такое интересно. Рейка от 10-ки крепче…

Лада 2114 2006, двигатель бензиновый 2.0 л., 136 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


Лада 2114 Самара, 2006
Лада 2114 Самара, 2005
Лада 2114 Самара, 2005


Лада 2114 Самара, 2013

Комментарии 24

я ставил 10 рейку на свою читырку

Я поставил на свою от гранты с эур, из доработок надо окно в моторном щите надо увеличить ( в стоке круглое окно а на рейках 2112 и гранта ромбовидные), скоба крепления рейки правая не совпадает (решается стачиванием буртика под пыльник на рейке и смещением скобы ближе к центру рейки примерно 10-15мм). Все эти доработки надо и на рейку 2112. А если гранту рейку то ещё надо два болта с внутренней резьбой у токаря сделать, рейка от гранты с эур уже идёт короче 3.1 оборота и левое крепление еюк кузову жёсткой (положительно сказывается на рулешке). Сумбурно всё описал, если не понятно спрашивай

Сделай вот так и будет тебе счастье.


Если ставить рейки другую то уже от гранты спорт а то мороки много будет изря все становится в штат кроме салона там придётся менять вал с корданчика а крепление рейки с правой стороны придётся немножко сточить там разница в два см а сточить внутренний бортик

Это комментарий об установки рейки на ваз 2110.

Ты не прав разница в них более чем только корпус, есть рейки 2108 ( ставились на все модификации зубил с самой первой машины с 85г до 14го) и 2110 ( встречаются на машинах до 2003 года) внешне у них было отличие только в корпусе и то изза технических решений моторного щита 10ки. После 2003 изменили конструкцию рейки, но оставили корпус, отличие новых реек было в конструкции вала, на новых рейках использовалась червячная передача усилия, на старых прямозубая, тк с 2004 планировалось снять с производства 2109 у нее так и не изменили конструкцию рейки, но завод не успевал выпустить на рынок новую модель "калину", поэтому и провели "рестайлинг" самар навешав на нее пластика и другой мишуры, при этом сэкономив на технических и инженерных новаций

Основные отличия рулевой рейки на ВАЗ-2110 старого и нового образца

Рулевая рейка старого образца на ВАЗ-2110 разобранная до втулки

Долго, тяжело и мучительно. Так обычно модернизируются ВАЗовские автомобили. Это прекрасно видно на примере нашей десятки. ВАЗ-2110 получила рулевое управление, двигатель и подвеску от первого переднеприводного тольяттинского автомобиля ВАЗ-2108 и в течение почти 20 лет подряд принимала незначительные изменения в конструкции. В итоге мы имеем несколько вариантов одного двигателя, одной подвески, одного рулевого управления. С ним как раз и будем разбираться сегодня.

Особенности рулевой рейки ВАЗ-2110

Изначально на новое десятое семейство была установлена восьмерочная рулевая рейка без каких-либо изменений.

Рулевая рейка, устанавливаемая на первых автомобилях ВАЗ-2110

Оригинальная рулевая рейка ВАЗ-2108.

Кстати, все модификации реек, которые мы рассмотрим ниже, могут быть взаимозаменяемы. За исключением реек, разработанным под гидроусилитель. Восьмерочная рейка была разработана ещё в конце 70-х годов прошлого века, она имеет прямозубую зубчатую передачу шестерня-рейка, а полный поворот руля составляет 3,7 оборота.

Модернизация рейки

Несколькими годами позже рейку для ВАЗ-2110 усовершенствовали. Это выразилось в усилении картера рулевого механизма и применении восьмерочной пары шестерня-зубчатая рейка («рашпиль», как её ласково называют механики).

Каталожный номер рулевого — 2110-3400009-20 .

Эти две рейки могут быть взаимозаменяемыми без замены каких-либо дополнительных элементов рулевого управления. Снял — поставил.

Рейка ВАЗ-2110 нового образца

Рейка без ГУР нового образца несколько отличается от старой восьмерочной и старой десяточной:

  • усиленный корпус (аналогичный 2110-3400009-20 );
  • косозубая зубчатая рейка с переменным шагом (каталожный номер 2110-3401068 ) и косозубая приводная шестерня;
  • промежуточный рулевой вал должен быть короче старого.

Рулевая рейка нового типа для ВАЗ-2110 без гидроусилителя рулевого механизма

Рейка нового образца без ГУР.

Параметры

  • Каталожный номер новой рейки — 2110-3400012 .
  • Полный ход рейки составляет 4,2 оборота .
  • Для автомобилей, оборудованных гидроусилителем рулевого механизма, предполагается установка рейки с каталожным номером 2110-3400010-30 .
  • Количество оборотов до полного поворота колес — 2,7 .

Рулевая рейка для автомобиля ВАЗ-2110 с ГУРом

Рейка под ГУР в сборе с тягами.

Новая рейка без проблем устанавливается взамен старой , однако, стоит учесть, что промежуточный вал у рулевого механизма старой конструкции был длиннее, поэтому рейку менять нужно с новым валом и, желательно, с новыми тягами.

Укороченные рейки

Кроме косозубой рейки, с выходом с конвейера Калины, стали появляться в продаже и на сервисах так называемые укороченные рейки.

Полный поворот колес с которыми составляет 3,1 оборота . Это даёт более острое чувство руля, управление более точное и чуть информативнее. Такая рейка имеет и небольшой минус — усилие на руле несколько возрастает.

Выводы

Маркировка реек для ВАЗ-2110

Сводная таблица маркировок рулевых реек.

Делаем вывод. Рейка старого образца может быть заменена новой, при условии, что будет куплен промежуточный рулевой вал, а кроме того, желательно поменять рулевые тяги.

Демонтаж и установка старой и новой рейки абсолютно аналогичны и не вызывают никаких сложностей. Удачного всем выбора и послушного руля!

На видео показано сравнение реек ВАЗ-2110 и ВАЗ-2192.

Чем отличается рулевая рейка 2108 от 2110

На «десятку» завод изготовитель ставил рулевые рейки старого образца (от ВАЗ 2108) и нового образца с индексом 2110. Все рейки указанные в таблице ниже взаимозаменяемы, чтобы не было сложностей с установкой рекомендуется покупать рейку вместе с тягами. Рулевые рейки с ГУР меняются только на аналогичные.

Рулевая рейка ВАЗ 2110 старого образца
Рулевая рейка ВАЗ 2110 нового образца
Рулевая рейка Приора/Калина
Рулевая рейка Калина Спорт

Кстати, не обязательно менять рулевой механизм в сборе, можно попробовать его отремонтировать.

Рейка ВАЗ-2110 нового образца

Рейка без ГУР нового образца несколько отличается от старой восьмерочной и старой десяточной:

  • усиленный корпус (аналогичный 2110-3400009-20 );
  • косозубая зубчатая рейка с переменным шагом (каталожный номер 2110-3401068 ) и косозубая приводная шестерня;
  • промежуточный рулевой вал должен быть короче старого.


Рейка нового образца без ГУР.

Параметры

  • Каталожный номер новой рейки — 2110-3400012 .
  • Полный ход рейки составляет 4,2 оборота .
  • Для автомобилей, оборудованных гидроусилителем рулевого механизма, предполагается установка рейки с каталожным номером 2110-3400010-30 .
  • Количество оборотов до полного поворота колес — 2,7 .


Рейка под ГУР в сборе с тягами.

Новая рейка без проблем устанавливается взамен старой , однако, стоит учесть, что промежуточный вал у рулевого механизма старой конструкции был длиннее, поэтому рейку менять нужно с новым валом и, желательно, с новыми тягами.

Ремонт рулевой рейки ВАЗ своими руками

Любой механизм в автомобиле не вечен, так при езде по неровной дороге, в один прекрасный момент может появляется стук, который отдает в руль. Либо стоя на месте, может быть стук при повороте руля. Это первые признаки того, что пора делать ремонт рулевой рейки. Следующие признаки помогут Вам определить состояние рулевой рейки:

  1. Возьмитесь за рулевой вал в районе стыка с рейкой и пошевелите вверх-вниз. Если стучит, то ремонт корпуса рейки (чаще всего причина работы игольчатого подшипника без смазки).
  2. Проверить люфт втулки и контакта рейки с рулевой шестерней можно взявшись из под капота за стык рулевых тяг.

Хорошо если причина окажется в плохом затяжении узлов, но если стуки в рейке, тогда поступить можно следующим образом:

  1. купить новую рулевую рейку
  2. восстановить рулевую рейку на СТО
  3. отремонтировать рулевую рейку самостоятельно

Если цена новой рейки Вас не смущает, тогда конечно лучше установить новый агрегат. Восстановить ее на СТО тоже выльется в копеечку. Ну а самый дешевый способ избавиться от стука — это все сделать самому.Что следует знать, перед началом работ ?Для восстановления рулевой рейки продаются ремкомплекты. Ремкоплект рулевой рейки может быть различным по комплектации:

  1. Минимальный набор с шайбой, подшипником, новой гайкой и фторопластовыми втулками стоит 250р.
  2. Более полный комплект с подшипниками и валами стоит порядка 500р.
  3. Полный ремкомплект рейки в который включается сама рейка будет стоить от 850 до 1100р.

Кроме этого, в зависимости от года выпуска автомобиля рейка может быть старого образца (ВАЗ 2108) или нового (ВАЗ 2110-12). В последнем случае, отличие в том, что не нужно разбирать весь механизм, чтобы заменить втулку. Достаточно стянуть гофру, затем посередине открутить гайку и рейка разбирается на две части (одна часть весь механизм рейки, вторая часть где стоит втулка).Конструкция рулевой рейки следующая.Снятие и установка рулевой рейки на ВАЗ 2110. Инструкция понятная, за исключением одного момента. Для того, чтобы вытащить вал нужен специальный ключ-восьмигранник на 24, причем внутри ключа должно быть отверстие.Если такого ключа нет, тогда можно взять длинный болт с головкой на 17. Затем вытачить из шестигранной головки — почти треугольную (одна из граней немного подточена). Бока болта подтачиваем под ключ на 10. Специальный ключ для рулевой рейки готов!

Укороченные рейки

Кроме косозубой рейки, с выходом с конвейера Калины, стали появляться в продаже и на сервисах так называемые укороченные рейки.

Полный поворот колес с которыми составляет 3,1 оборота . Это даёт более острое чувство руля, управление более точное и чуть информативнее. Такая рейка имеет и небольшой минус — усилие на руле несколько возрастает.

Укороченная рейка «Калина Спорт».

Каталожный номер на корпусе рейки.

Рулевой механизм 11183-3400010-10.

Замена рулевой рейки на ВАЗ 2110 и 2112. Легкий способ

К сожалению, такая процедура, как замена рулевой рейки на ВАЗ 2110 и 2112, не является редкостью. Но, нужно сказать спасибо инженерам, которые сделали эту работу довольно простой. Сделать ее можно в любом гараже. В обязательном порядке, после проведения всех действий, не забудьте проверить углы установки колес. Даже при аккуратной и внимательной замене шестерни можно ошибиться с этим показателем. Поэтому, лучше проверить его. Это в любом случае окажется дешевле, по сравнению с покупкой новой резины взамен поврежденной. Не стоит затягивать с заменой этой детали, от исправности рулевого управления во многом зависит ваша безопасность во время движения.Замена рулевой рейки на ВАЗ 2110 и 2112 необходима при явных признаках ее неисправности. Поэтому, очень важно следить за состоянием рулевого механизма. Проблемы с рейкой могут возникать следующие:

  • Протечки жидкости из-за трещин на корпусе. Диагностируется по лужицам на асфальте после стоянки, в дальнейшем, могут возникать стуки при повороте руля;
  • Стуки при движении. Обычно это говорит о высоком износе деталей. Зачастую, вместе с этим наблюдается и повышенный люфт. Автомобиль начинает рыскать по дороге;
  • Механическое повреждение. Часто в ДТП страдает именно рейка, ее довольно легко погнуть. При такой неисправности возникают проблемы с поворотом руля.

Любые из этих неисправностей можно устранить только полной заменой поврежденной детали. Причина проблем обычно заключается в низком качестве наших дорог. Рейка принимает на себя практически все удары. Не способствует долгой службе детали спортивный стиль вождения. В некоторых случаях причиной становится естественный износ деталей.ЗаменаКак уже упоминалось, работа по снятию и установке рулевой рейки на «десятку» достаточно проста. Перед началом ремонта важно подготовить автомобиль к работе. Отключите аккумулятор, конечно, работать вы будете не с электрикой, но предосторожность лишней не будет. Задомкратьте машину, при этом, под задние колеса поставьте упоры. Под сам автомобиль установите специальную подставку. Заранее обработайте все соединения с резьбой проникающей смазкой. Производится замена в следующем порядке:

  • Снимите передние колеса;
  • Желательно снять левый локер, он будет мешать при извлечении рейки. Но, это не обязательно;
  • Откручиваем винт, крепящий муфту. Подобраться к нему можно из салона. Для этого, вам пригодится торцовый ключ ”13”;
  • Отсоедините рулевые наконечники от поворотных кулаков. После чего, обязательно штангенциркулем измерьте расстояние от шарового шарнира до тяги. Это позволит примерно выставить угол установки колеса, и без особых проблем доехать до сервиса, для более точной регулировки;
  • Рейка к кузову крепится на 2 винтах. Нужно их открутить. Делается это из моторного отсека. Для большего удобства воспользуйтесь головкой с удлинителем. В процессе откручивания, обязательно придерживайте деталь. Открутив винты, пошевелите рейку, убедитесь, что она нигде больше не закреплена;
  • Извлеките рейку через левую арку.

Осмотрите снятую деталь. Если проблема в поврежденных пыльниках, то имеет смысл просто их заменить. Для этого, приобретите ремкомплект для рулевой рейки. Но, учтите, что, скорее всего туда уже попала грязь. Поэтому, после такого ремонта деталь может сломаться довольно быстро, и восстановлению она подлежать уже не будет.Сборка производится в обратном порядке. Но, тут имеются свои нюансы. Все резьбовые соединения требуется протягивать с конкретным моментом силы. Для этого, обязательно воспользуйтесь динамометрическим ключом. Все соединения перед сборкой нужно обязательно помазать Литолом 24 или графитной смазкой. Через 100 километров проверьте затяжку гаек и винтов.Как не ошибиться при выборе?Новая рейка стоит порядка 3000 рублей, тюнинговые версии могут стоить значительно дороже. При выборе старайтесь отдавать предпочтение оригинальным деталям, ну или, в крайнем случае, копиям от известных производителей. Запчасти, которые производятся мелкими и малоизвестными компаниями не всегда радуют качеством. Обязательно перед покупкой осмотрите деталь. Она не должна иметь никаких дефектов и повреждений.В магазинах встречается довольно много подделок. Поэтому, будьте внимательны. Посетите сайт производителя детали, которую вы собираетесь купить, обычно, там можно найти подробное описание особенностей упаковки. Это позволит определить подделку.Заключение. К сожалению, рулевое управление отечественных автомобилей ломается довольно часто. Низкое качество деталей, усугубляется плохими дорогами. Поэтому, замена рулевой рейки на ВАЗ 2110 и 2112 не является редкостью. На практике, эта работа не является сложной. Все действия выполняются с минимальным набором инструментов.

Чем отличается рулевая рейка ВАЗ- 2110 старого и нового образца – Taxi Bolt

Долго, тяжело и мучительно. Так обычно модернизируются ВАЗовские автомобили. Это прекрасно видно на примере нашей десятки. ВАЗ-2110 получила рулевое управление, двигатель и подвеску от первого переднеприводного тольяттинского автомобиля ВАЗ-2108 и в течение почти 20 лет подряд принимала незначительные изменения в конструкции. В итоге мы имеем несколько вариантов одного двигателя, одной подвески, одного рулевого управления. С ним как раз и будем разбираться сегодня.

Особенности рулевой рейки ВАЗ-2110

Изначально на новое десятое семейство была установлена восьмерочная рулевая рейка без каких-либо изменений.

Оригинальная рулевая рейка ВАЗ-2108.

Кстати, все модификации реек, которые мы рассмотрим ниже, могут быть взаимозаменяемы. За исключением реек, разработанным под гидроусилитель. Восьмерочная рейка была разработана ещё в конце 70-х годов прошлого века, она имеет прямозубую зубчатую передачу шестерня-рейка, а полный поворот руля составляет 3,7 оборота.

Модернизация рейки

Несколькими годами позже рейку для ВАЗ-2110 усовершенствовали. Это выразилось в усилении картера рулевого механизма и применении восьмерочной пары шестерня-зубчатая рейка («рашпиль», как её ласково называют механики). Каталожный номер рулевого — 2110-3400009-20.

Эти две рейки могут быть взаимозаменяемыми без замены каких-либо дополнительных элементов рулевого управления. Снял — поставил. Внешне эти рейки совершенно одинаковы.

Различие только в размере гайки подтяжки.

Рейка ВАЗ-2110 нового образца

Рейка без ГУР нового образца несколько отличается от старой восьмерочной и старой десяточной:

  • усиленный корпус (аналогичный );
  • косозубая зубчатая рейка с переменным шагом (каталожный номер ) и косозубая приводная шестерня;
  • промежуточный рулевой вал должен быть короче старого.

Рейка нового образца без ГУР.

Параметры

  • Каталожный номер новой рейки — .
  • Полный ход рейки составляет 4,2 оборота.
  • Для автомобилей, оборудованных гидроусилителем рулевого механизма, предполагается установка рейки с каталожным номером .
  • Количество оборотов до полного поворота колес — .

Рейка под ГУР в сборе с тягами. Новая рейка без проблем устанавливается взамен старой, однако, стоит учесть, что промежуточный вал у рулевого механизма старой конструкции был длиннее, поэтому рейку менять нужно с новым валом и, желательно, с новыми тягами.

Укороченные рейки

Кроме косозубой рейки, с выходом с конвейера Калины, стали появляться в продаже и на сервисах так называемые укороченные рейки. Полный поворот колес с которыми составляет 3,1 оборота. Это даёт более острое чувство руля, управление более точное и чуть информативнее. Такая рейка имеет и небольшой минус — усилие на руле несколько возрастает.

  • Каталожный номер короткой рейки для ВАЗ-2110 — , номер самой зубчатой рейки — .

Укороченная рейка «Калина Спорт». Каталожный номер на корпусе рейки. Рулевой механизм 11183-3400010-10.

Короткая рулевая рейка на ВАЗ 2110 (установка, плюсы и минусы)

Приятный интерьер, удобная посадка и информативное рулевое управление, все вместе, определяют комфорт водителя в дороге. На последнее в какой-то степени влияет рулевой механизм (рейка), который мог различаться в зависимости от комплектаций и года выпуска «десятки». А Вы знаете, какие преимущества и недостатки короткой рулевой рейки?

В зависимости от вида, рейка рулевая 2110 может иметь 3,7 оборота, либо 4,2 оборота (про рейки с ГУР мы не говорим, см. «взаимозаменяемость реек ВАЗ»). Владельцы таких рулевых механизмов могут без труда установить «короткие рейки», например, от Лада Калина Спорт, которая имеет 3,1 оборота. Если купить короткую рейку в сборе с рулевыми тягами, тогда трудностей в процессе замены не будет.

Установка короткой рулевой рейки на «десятку»

Потребуется: ключ «на 13», «на 19», монтажная лопатка и молоток.Чтобы снять рулевую рейку ВАЗ десятого семейства вместе с рулевыми тягами следует:

  1. В салоне под педалями отвернуть болт нижнего фланца эластичной муфты, используя ключ «на 13».
  2. Демонтировать передние колеса. Снять шплинт, а затем отвернуть гайку крепления наконечника к рычагу стойки с помощью ключа «на 19». При отсутствии съемника гайку отворачиваем не до конца.
  3. Выпресовать палец из рычага съемником. Если его нет, установить монтажную лопатку в распор между рулевой тягой и рычагом стойки и выпресовать палец ударами молотка по торцу рычага стойки.
  4. В моторном отсеке отвернуть гайки крепления скоб рулевой рейки к передку кузова с правой и левой сторон, используя ключ «на 13».

Сдвинуть рейку вперед до выхода из нее шлицевого конца шестерни. Вытащить рулевую рейку вместе с тягами через отверстие в правой нише колеса.Установка короткой рулевой рейки ничем не отличается от установки штатной рейки ВАЗ 2110. Все действия производятся в обратной последовательности, при этом рейка должна находиться в среднем положении (в положение движения автомобиля по прямой). То есть должны совпадать метки на пыльнике и картере и лыска на валу шестерни должна находиться справа. Если шестерня поворачивалась, то сдвиньте рейку в одну из сторон до упора. Затем переместите рейку в другую сторону на один полный оборот метки на пыльнике и доведите метку до совмещения с меткой на картере механизма. После завершения всех монтажных работ проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес.Пример установки рулевой рейки Калина Спорт на ВАЗ 2110:

Преимущества и недостатки короткой рейки автомобиля

Водители, который заменили штатные рулевые рейки на коротки (3.1 оборота) заметили, что рулевое управление стало более информативным (понятным, четким, точным, острым и послушным). Теперь нет необходимости крутить руль из стороны в сторону, как на корабле. Перехватывать руль при маневрах теперь приходится меньше, чем раньше. Все это доставляет удовольствие от вождения. Недостаток тоже есть — увеличивается усилие на руле, но с ЭУР этого не заметно. Кстати, теперь самый раз установить спортивный руль или руль от Калины.

Укороченные рейки

Кроме косозубой рейки, с выходом с конвейера Калины, стали появляться в продаже и на сервисах так называемые укороченные рейки.

Полный поворот колес с которыми составляет 3,1 оборота . Это даёт более острое чувство руля, управление более точное и чуть информативнее. Такая рейка имеет и небольшой минус — усилие на руле несколько возрастает.

Ремонт рулевой рейки ВАЗ. Сделай Сам!

Долго, тяжело и мучительно. Так обычно модернизируются ВАЗовские автомобили. Это прекрасно видно на примере нашей десятки. ВАЗ-2110 получила рулевое управление, двигатель и подвеску от первого переднеприводного тольяттинского автомобиля ВАЗ-2108 и в течение почти 20 лет подряд принимала незначительные изменения в конструкции . В итоге мы имеем несколько вариантов одного двигателя, одной подвески, одного рулевого управления. С ним как раз и будем разбираться сегодня.

Установка руля от Приоры нового образца на ВАЗ 2110

Лада Приора после рестайлинга получила новое трехспицевое рулевое колесо. В отличии от руля «десятки» он имеет более толстый обод и отливы для пальцев, что делает эксплуатацию автомобиля более комфортной. Рассмотрим особенности его установки на ВАЗ 2110, 2111 или 2112 со старой панелью.

Сначала снимаем руль, а затем блок подрулевых переключателей и выключатель зажигания.Чтобы снять рулевой вал нужно

  1. Ключом «на 13» отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты (под педалями).
  2. Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления имеют срезные головки, поэтому отворачиваем их, нанося удары зубилом в тангенциальном направлении.
  3. Ключом «на 13» отворачиваем две гайки заднего крепления…
  4. …и снимаем рулевую колонку, стягивая вал со шлицев приводной шестерни.

Установку новых деталей осуществляем в обратной последовательности. Никаких доработок не требуется.Кстати, руль Приоры н/о бывает еще с темной вставкой. Еще на ВАЗ 2110 можно установить руль от Весты или Гранты.

  • Как проверить рулевую рейку на ваз 2114
  • Как перебрать рулевую рейку ваз 2110
  • Ваз 2110 как смазать рулевую рейку
  • Чем смазать рулевую рейку ваз 2110
  • Устройство рулевая рейка ваз 2110
  • Ваз 2114 доработка рулевой рейки
  • Усилитель рулевой рейки ваз 2110
  • Фото рулевая рейка ваз 2110


Рейка рулевая ваз 2110 стучит

>Размер руля ваз 2110

Рейка ВАЗ-2110 нового образца

Рейка без ГУР нового образца несколько отличается от старой восьмерочной и старой десяточной:

усиленный корпус (аналогичный 2110-3400009-20 ); косозубая зубчатая рейка с переменным шагом (каталожный номер 2110-3401068 ) и косозубая приводная шестерня; промежуточный рулевой вал должен быть короче старого.

Рейка нового образца без ГУР.

Параметры

Рейка под ГУР в сборе с тягами.

Новая рейка без проблем устанавливается взамен старой , однако, стоит учесть, что промежуточный вал у рулевого механизма старой конструкции был длиннее, поэтому рейку менять нужно с новым валом и, желательно, с новыми тягами .

Перетяжка руля ВАЗ 2110

Вот дошла очередь и до очередного элемента салона, который можно перетянуть. Кожаный руль всегда считался удобной и престижной деталью, которая здорово украшает интерьер салона автомобиля. Рассмотрим варианты перетяжки рулевого колеса десятки в домашних условиях. Выясним, на сколько сложно перетянуть руль своими руками. Согласитесь, куда приятнее, когда в руках мягкая кожаная вещь, а не холодная пластмасса

Замена рулевой рейки на ВАЗ-2113, 2114, 2115

Рулевая рейка

Рулевая рейка служит для передачи поворотного усилия с рулевого колеса на передние колеса машины. В автомобилях ВАЗ 2114 она не оборудована ни гидро-, ни электроусилителем, и имеет исключительно механическую конструкцию.

Принцип такой конструкции заключается в том, что усилие от руля передается через рулевой вал с приводной шестерней в конце на рейку, имеющую зубчатый привод.

При повороте рулевого колеса рейка двигается горизонтально в определенную сторону, и поворачивает колеса посредством рулевых тяг.

Рулевая рейка расположена в моторном отсеке с тыльной стороны двигателя, и прикреплена к перегородке между ним и салоном с помощью хомутов.

Схема рулевой рейки

Неисправности

Причинами выхода из строя рулевой рейки могут быть:

  • отработанный ресурс;
  • регулярная езда по неровной дороге;
  • резкие ускорения автомобиля при вывернутом в крайнее положение рулевом колесе;
  • механические повреждения вследствие попадания колес в глубокие ямы или дорожно-транспортного происшествия.

Симптомы вышедшей из строя рулевой рейки:

  • стук в районе расположения рейки при выворачивании рулевого колеса;
  • затрудненный поворот руля («закусывание» или заклинивание);
  • вибрация и стук во время движения;
  • увеличенный люфт руля;
  • нарушения угла развала-схождения колес (определяется по неравномерному износу шин).

Когда нужно менять рулевую рейку

Перечисленные неисправности рейки требуют немедленного ее ремонта или замены. Если этого не сделать, рулевое управление может выйти из строя в любой момент, поставив под угрозу жизнь водителя и пассажиров автомобиля.

Существует три варианта устранения неполадок рулевой рейки:

  • регулировка (выполняется после полной диагностики в случае, если рейка не требует ремонта или замены);
  • ремонт (включает замену ремкомплекта);
  • замена всего узла (предусматривает установку новой рейки с тягами или без них).

Если неисправная рулевая рейка имеет ресурс более 100 тыс. км пробега, ремкомплект не всегда способен изменить ситуацию в лучшую сторону. В этом случае требуется ее замена.

Цена рулевой рейки и ее замены

Стоимость рулевой рейки на автомобиль ВАЗ 2114 составляет от 2300 до 3500 рублей. Средняя цена за работу по ее замене на станции техобслуживания – 1200 рублей.

Замена

Если вы решили заменить рейку своими руками, пригласите себе в помощь кого-нибудь из знакомых. Помощник в этом процессе обязательно потребуется. Приготовьте также следующие инструменты и средства:

  • набор гаечных ключей;
  • ключ-шестигранник на 17;
  • домкрат;
  • баллонный ключ;
  • кирпичи или бревна чтобы установить приподнятую переднюю часть авто без колес;
  • съемник рулевых тяг (если есть);
  • средство против ржавчины (WD-40);
  • смазка «Литол» или аналог;
  • тряпка.

Порядок выполнения работ:

Заключение

По завершении сборочных работ проверьте, как крутится руль, нет ли стука при повороте, и каков его люфт. После этого можно аккуратно отправляться на станцию технического обслуживания для регулирования угла развала-схождения колес.


ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Внешний вид

Начинать сравнение автомобилей стоит с внешнего вида. Между двумя хэтчбеками есть немало взаимозаменяемых деталей, но по части дизайна кузова кардинально разные. Округлые формы «двенашки» соответствуют современным тенденциям дизайна, тогда как обрубленные формы «четырки» немного устарели. По сути, «четырка» является копией кузова 2109, но за счет обновленной оптики, бамперов, молдингов и салона считается относительно современным автомобилем.

ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Выбирая между ВАЗ 2112 или ВАЗ 2114, следует опираться именно на внешний вид. Особых отличий между моторами первых вариаций «двенашек» и «четырок» не было. В обе машины устанавливались исключительно восьмиклапанные моторы. Конкретно в «четрынадцатой» никогда не ставился карбюратор, тогда как для ранних машин десяточного семейства такая система подачи топлива не редкость. ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Двенадцатая же модель также основывалась на базе 2108 (2109), но содержала в себе гораздо больше нововведений, особенно по части внешнего вида. Округлые формы и по сей день хорошо смотрятся на ухоженной машине.

Салон

«Еропанель» на 2114 стала устанавливаться примерно с 2000 года. До последних годов выпуска никаких изменений в интерьер не вносилось, за исключением бортовых компьютеров, подогревов сидений и электрических стеклоподъемников. Шумность панели и рассыхание со временем – обычная ситуация для «14-й». Задний ряд сидений в модели – большой минус автомобиля. По сути салон мало чем отличается от девяточного, но имеет некоторые плюсы в плане улучшения качества пластика.

ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше


Десяточные «европанели» во многом являются сборным вариантом с европейских иномарок. Эргономика кнопок, современная форма руля, наличие полного электропакета, электронных заслонок обдува, удобство сидений и достаточное количество места сзади – явные плюсы «двенашки». Если сравнить объем багажника, то 2114 выигрывает (430 против 350 литров).

ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Говоря о старых панелях на 2112, сравнение с панелями «четырок» бессмысленно. Нелепая форма кнопок, шумность панели, низкое качество пластика – все это присутствует в обеих версиях панелей 14 и 12.
ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Двигатель

Говоря о двигателях в обеих моделях, все зависит от года выпуска автомобиля. В разные года производства на машины ставились одинаковые моторы. Если на раннем этапе выпуска выигрывали 2114, т.к. на них ставились исключительно инжекторные моторы на 8 клапанов, то позже ситуация поменялась – на десяточное семейство стали устанавливать 16-клапанные современные моторы.
ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Только в 2010-х годах на второе поколение «Самар» начали устанавливать аналогичные моторы (124 и 126-й агрегаты).
ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Говоря о том, какая КПП лучше ВАЗ 2112 или 2114, стоит указать явный минус обеих коробок – слабые синхронизаторы. При среднем пробеге появляется хруст (задней передачи или второй). В целом, обе КПП довольно надежны, но у десяток и «двенашек» ход рычага более мягкий. Ремонтировать коробку на каждом хэтчбеке приходится нечасто.

Тормозная система

ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Тормозные характеристики на большинстве моделей ВАЗ никогда не отличались высокими показателями. Во все годы производства схема тормозов была одна: спереди дисковые тормоза, сзади – барабанные. При первых попытках экстренного торможения их хватает для эффективной остановки, но при нагреве тормоза начинают «плыть», после чего начинают проявлять себя только с худшей стороны.

Динамика

ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Проводя сравнение ВАЗ 2114 и ВАЗ 2112, стоит поговорить о динамики обеих машин. За счет небольшого веса обе считаются весьма динамичными для своего времени. Если верить заводским показателям разгона, то 12-ка быстрее. Она разгоняется до сотни км/час за 12,5 секунд, тогда как 14-ка это делает за 13,2 секунды. Однако сравнение идет между базовыми версиями на 16 клапанов и 8 клапанов. Четырнадцатые от «Супер-Авто» разгоняются примерно также. Для ответа на вопрос «что быстрее ВАЗ 2112 или ВАЗ 2114?», стоит брать версии с одинаковыми моторами и делать заезды. При равных условиях 14-ка на «шеснаре» может обойти 12-ку с таким же мотором за счет более низкого веса.

Подверженность коррозии

Низкое качество металла и плохие условия эксплуатации вызывают быструю коррозию кузова на обеих моделях. Т.к. производятся машины на одном заводе, говорить о различиях в качестве металла не приходится.
Если рассматривать конструктивно проблемные места, то на 2114 это арки и нижняя кромка багажника. Силовые элементы на «четырках» держатся долго. Низ дверей и дно машины гниют дольше.
ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Для 2112 главная проблема в плане коррозии – задние стаканы. За счет скопления грязи под этими силовыми элементами гниют они очень быстро. В остальном же минусы те же – арки, пороги, низ дверей.
ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше

Достоинства и недостатки ВАЗ 2114

Выбирая на каком автомобиле лучше учиться ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112, следует рассмотреть минусы и плюсы каждой машины. Для начала перечислим минусы «четырок»:

  • Шумность и теснота в салоне. Низкое качество пластика и ненадежные крепежи со временем вызывают скрипы или треск;
  • Низкая безопасность. Отсутствие подушек безопасности, слабый кузов;
  • Устаревший дизайн.

К плюсам отнесем следующие моменты:

В зависимости от года выпуска, можно отметить наличие усиления кузова в виде распорки и более современного мотора на 16 клапанов.

Достоинства и недостатки ВАЗ 2112

Говоря о плюсах двенадцатых, нужно выделить следующее:

  • Современный дизайн;
  • Просторный салон;
  • Наличие гидроусилителя;
  • Улучшенная система отопления;
  • Просторность салона;
  • В сравнении с «классикой» или «Самарами» 2112 безопаснее в плане прочности кузова;
  • Качество сборки.

Т.к. на большинстве авто стоят 16 клапанные моторы, в паре с ним часто ставится ГУР. На 14-ках такой опции не бывает даже в люксовой версии от «Супер-Авто».

Минусы 2112 немногочисленны:

  • Слабое место кузова – задние стаканы;
  • Тугой руль при отсутствии ГУРа.

ВАЗ 2114 или ВАЗ 2112: что лучше


Если рассматривать салон двенашки в версии «евро», то он смотрится гораздо выигрышнее «четырочного» внутреннего убранства.

Чем отличается рулевая рейка ВАЗ- 2110 старого и нового образца

Люфт и стук при повороте колёс, являются первыми признаками выхода из строя рулевых тяг и наконечников. Также, это свидетельствует об истощении ресурса рейки, который установлен заводом изготовителем в диапазоне 100 – 150 тыс. км. Наконечники и тяги относятся к расходным запчастям. А вот ремонт рулевой рейки ВАЗ 2110 или её замена — это серьёзная операция. Однако, при наличии слесарного инструмента и гаражного бокса, возможно не обращаться в СТО, а устранить неполадки своими руками.

На заметку! Если агрегат ещё не подвергался ремонту, то механизм возможно настроить, не снимая. Для этого, необходимо подрегулировать нижнюю гайку ключом для подтяжки рулевой рейки ВАЗ 2110 (шестигранник 17 мм). Закручиваем её до упора, и ослабляем на 20°-25°. Стук пропадает и узел послужит ещё.

Ремонт и замена рулевой рейки ваз 2110 своими руками

Особенности рулевой рейки ВАЗ-2110

Изначально на 2110 была установлена восьмерочная рулевая рейка.



Рулевая рейка ВАЗ-2110

Все модификации реек, могут быть взаимозаменяемы. За исключением реек, разработанных под гидроусилитель. Восьмерочная рейка была разработана ещё в конце 70-х годов прошлого века, она имеет прямозубую зубчатую передачу шестерня-рейка, а полный поворот руля составляет 3,7 оборота.

Схема рулевой рейки
ВАЗ 2110 рулевая рейка
рулевая рейка ВАЗ 2110 цена


Подбор ремкомплекта

Перед началом ремонтно-восстановительных работ следует определиться с выбором ремонтного комплекта.

  • Минимальный комплект. Такой набор включает в себя необходимый список крепежных и уплотнительных элементов: шайбы, подшипники, гайки и втулки из фторопласта.


  • Базовый набор имеет дополнительно к минимальному комплекту подшипники и валы, но его стоимость может быть в два раза выше первого варианта.


Обратите внимание, что рулевая рейка может быть, как старого, так и нового образца. Старые рейки ориентированы на ВАЗ 2108, а новые разработаны для «десятой» модели. Новый вариант также более удобен в ремонте. Если возникает необходимость осуществить ремонт рулевой рейки, подразумевающий замену втулки, то разбирать весь механизм не нужно. Снимите гофру, открутите центральную гайку и разберите рейку на две составных части. На одной части останется механизм, а другая часть и окажется той, где находится втулка.



Параметры рейки

  • Полный ход рейки составляет 4,2 оборота.
  • Для автомобилей, оборудованных гидроусилителем рулевого механизма, предполагается установка рейки с каталожным номером .
  • Количество оборотов до полного поворота колес — .

Новая рейка без проблем устанавливается взамен старой, однако, стоит учесть, что промежуточный вал у рулевого механизма старой конструкции был длиннее, поэтому рейку менять нужно с новым валом и, желательно, с новыми тягами.



Подтяжка рейки со снятием

Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки, а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите:

  • Пассатижи;
  • Монтажную лопатку;
  • Накидной ключ на 19;
  • Молоток;
  • Плоскую отвертку;
  • Набор головок — от 10 до 27.


Приступайте к работе:

  1. Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
  2. В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
  3. Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
  4. Демонтируйте пыльник.
  5. Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.

Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:

  • Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
  • Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
  • Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
  • Снимите вместе с тягами рейку.

Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:

  • Снимите шплинт при помощи пассатижей;
  • Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
  • Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
  • Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
  • Полностью открутите гайку шарового пальца;
  • Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
  • Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
  • Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
  • На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.

Статья в тему: Самостоятельная замена главного тормозного цилиндра на ВАЗ 2114

Коротко про виды









Да, сейчас я зарабатываю намного больше, для меня не новость такие понятия как подшипник, сальник, пыльник или втулка. Но вот парадокс, замена любых деталей, ремонт и обслуживание проводится исключительно на СТО. Чего и вам советую, если речь идет о машинах с ЭУР или ГУР. Свой Матиз без ГУРа вы вполне легко отремонтируете своими руками в гаражных условиях.

Как мы уже разобрались вместе с вами, существует рулевая рейка (РР) трех типов.

Механическая. Самая простая среди существующих. Колеса машины поворачиваются только за счет того усилия, которое вы прикладываете к баранке, то есть рулю. Сочувствую владельцам старых Жигулей, Москвичей и особенно Волги. Повернуть руль — это одна из сложных задач на таких авто. Конструктивно механическая РР состоит из шестерен, работающие по аналогичному принципу с КПП. У системы пара зубчатых устройств. Одно соединяется с рулевым приводом, а второе с тягами колес. У них есть определенное значение передаточного числа, что немного помогает водителю в поворотах. Гидравлическая. Как показывают отзывы, именно РР с гидроусилителем считается оптимальным и самым распространенным вариантом. Как вы думаете, какая РР стоит на 80% (может я и преувеличиваю) современных новых автомобилях? Верно, гидравлическая. За счет усилителя удается легко и непринужденно поворачивать руль, даже минимального усилия достаточно, чтобы развернуть авто вокруг своей оси. При прохождении ям удары гасятся, потому вождение становится безопаснее и комфортнее. Конструктивно ГРР состоит из помпы (насоса), необходимого для перемещения рабочих жидкостей. Когда руль поворачивается, жидкость оказывает давление на поршень и шток, отвечающие за повороты колес. Если руль в нейтральном положении, вся жидкость возвращается назад. Примечательно, что сначала ГРР появились на грузовиках, поскольку ими было безумно сложно управлять. Но вскоре ведущие автопроизводители оценили эту разработку и начали ее использовать на легковых машинах.

Электрическая. ЭРР использует электрический мотор, чтобы преобразовать движение руля в изменение положения колес. Управление осуществляется с помощью датчиков и электронного блока управления. Сам моторчик монтируется на рейку, его встраивают в рулевую колонку или устанавливают на вал

Есть три способа установки, что важно при демонтаже и замене узла. Но покупать машину, где моторчик встроен в колонку, я вам настоятельно не советую

Почему? Если РР сломается, тогда машина попросту потеряет управление. ЭРР считается системой будущего, поскольку показатели КПД у такой рейки самые высокие. Обслуживать их легко, отсутствует сальник, рабочая жидкость. У них высокий уровень экономии. Электромотор, отвечающий за РР, включается только тогда, когда водитель начинает вращать руль.

Выбирая себе Форд Фокус 2, Фольксваген Пассат, Ниссан Альмера, Лада Гранта, Тойота Королла, Рено Логан или тот же Пежо, Ситроен, Митсубиси Лансер, не забудьте проверить, какая там стоит рейка, нужна ли ей замена и как снять этот элемент при необходимости.

Опираясь на отзывы, можно узнать, какие характерные неисправности у РР на Рено Меган, автомобилях Шкода, Шевроле Лачетти, Ауди, Мазда 6, Дэу, Хендай, Хонда, Ниссан. Замена на каждом из них осуществляется согласно соответствующему алгоритму, прописанному в руководстве по эксплуатации.

Я давно понял, что руководство по эксплуатации от производителя, которое идет в комплекте с авто при его покупки, является святая святых для автовладельца. Только по нему нужно выбирать новые запчасти, разбираться, как подтянуть рейку, как делается подтяжка или устраняются прочие неисправности.

У каждой рейки есть свой номер, артикул, по которому можно приобрести новый элемент для замены старого, отжившего свое время.

Искать, где рейки надежнее и опираться только на этот критерий при покупке автомобиля, я вам не советую. Большинство современных новых авто обладают достаточно надежными конструкциями РР. Они не так часто выходят из строя, но выполнены куда лучше, чем на наших ВАЗ 2110, 2108, 2112 и даже 2114. Не в лидерах по надежности Калина, Приора. Но плюсом отечественных авто является то, что их можно ремонтировать своими руками.

Причины стука

Стук в рулевой рейке – откуда он происходит? Давайте искать первопричину.

Да, рулевая рейка – система более простая, нежели устаревшая червячная разновидность.

Как уже отмечалось выше, она даже на российских машинах «ходит» 80-100 тыс. км, не доставляя автомобилистам проблем.

Но преждевременный стук, увы, иногда возникает.

Причины бывают такими:

  1. На ВАЗ-21099, к примеру, часто стук в рулевой рейке спровоцирован недостаточно хорошо закрученными крепежными болтами. Нет, затянуты они были добросовестно, это наши удивительные дороги, создавая вибрации, со временем раскрутили их. Стук здесь устранить несложно – надо просто затянуть все крепежи.
  2. На машине ВАЗ-2110 и всем авто в семействе десятого ряда нередко изнашивается опорная втулка на одной из сторон рейки. Поскольку изготавливают опорные втулки здесь из пластмассы, быстрый износ их не становится чудом при поездках по нашим идеальным, так сказать, автодорогам. Неровности способствуют возникновению свободного хода этого элемента, отчего износ происходит ускоренными темпами.
  3. Куда серьезнее ситуация, когда разрываются чехлы, защищающие рулевую рейку. Тогда пыли и грязи открыт доступ на ее зубчатые поверхности, что уже без лишнего драматизма похоже на катастрофу. Долго рейка без защиты не проработает, поэтому и появляется злополучный стук.
  4. Коррозия детали – вообще фатальная проблема, потому что рулевую рейку придется однозначно менять. Это дорого, но не дороже финансов и, главное, жизни со здоровьем.
  5. Редко, но имеет место заводской брак. Тут рейка чаще всего стучит уже на новом автомобиле. Благо, если транспорт числится на гарантии – тогда замены некачественного узла можно добиться за счет «заведения» изготовившего машину. Повреждение на заводе, плохое качество изготовления – наиболее частые случаи производственного брака.
  6. Материал рейки. Как правило, он мягкий и рассчитан для езды по качественным дорогам. При езде же по нашим ямам и в следствии постоянной вибрации постепенно слой за слоем, микрон за микроном происходит снятие металла с поверхности рейки, а это приводит к преждевременному износу опорной втулки. В данному случае проблему можно решить двумя способами. Или купить новую рейку или заказать изготовление аналогичной из более прочного металла. Обычно люди, которые этим занимаются порекомендуют вам нужный материал.

Всем без исключений автомобилистам хотелось бы осведомиться, как сохранить и продлить жизнь рулевой рейке, ведь это не просто дорогой, но и жизненно важный узел, неисправность которого часто оборачивается трагедией.

Также читайте почему появляется стук при повороте руля.

Замена шлангов и масла

Шланги ГУР – это важная его часть. Поэтому за ними нужен глаз да глаз. Но что делать, если они все-таки нуждаются в замене? Отвозить автомобиль в СТО? Конечно же, нет необходимости, ведь все это можно сделать и самостоятельно. Обычно замену шлангов проводят одновременно с заменой масла ГУР. И будет кстати, как раз представить совместную инструкцию.


  • Для начала нужно поднять оба передних колеса автомобиля (они должны оказаться в воздухе);
  • Находим бачок ГУР, из которого следует откачать масло;
  • Выкачиваем масло;
  • Поворачиваем рулевое колесо до упора в любую сторону (после этого в бачке вновь появится масло, которое нужно вновь выкачать);
  • Теперь поворачиваем руль в другую сторону и опять выкачиваем масло;
  • Снимаем шланг, являющийся проводником масла (через него масло идет со стороны салона и попадает в бачок);
  • Крутим руль из стороны в сторону (опять же должно выйти масло);


Замена масла гур

  • Берем новое масло для гидроусилителя (обычно идет около 800 мл);
  • Заливаем его в бачок до максимального уровня;
  • Опять крутим руль из стороны в сторону (до упора);
  • Заводим двигатель на несколько секунд, глушим;
  • Опять крутим рулевое колесо;
  • Подливаем масло;
  • Прокачиваем и удаляем воздух из системы, прокручивая руль на заглушенном автомобиле по десять раз в каждую сторону (делаем столько же раз и при запущенном двигателе).

В процессе замены масла обязательно смотрим на все шланги и патрубки. Если масло вытекает, то это признак порванного или неисправного шланга, который нужно будет заменить. Замену шлангов проводят только после полной откачки масла. Нужно будет открутить хомуты, снять шланги с насоса. Что касается установки, то новые шланги и патрубки следует затянуть хомутами и при этом не перестараться (шланги легко лопаются, если что).

Читайте также: