Схема тормозной системы маз

Обновлено: 05.05.2024

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Автомобиль оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система является основной и предназначена для замедления и остановки транспортного средства во время движения. В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов. Совместно с системой АБС устанавливается противобуксовочная система (ПБС).

Стояночная тормозная система предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки на неограниченное время.

Запасная тормозная система предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Ее функции выполняет исправный рабочий контур или стояночная тормозная система. При отсутствии сжатого воздуха в рабочей тормозной системе энергоаккумуляторы стояночной системы не срабатывают, пока не будет включен стояночный тормоз с помощью рычага управления в кабине водителя.

Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог.

Запрещается!

Движение автомобиля при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозов ниже 0,55 МПа, т.е. индикаторы аварийного давления воздуха в этих контурах должны погаснуть, см. далее.

Номинальное давление в контурах системы 0,65 -0,85 Мпа.

Индикация тормозной системы.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

1 – Главный (аварийный) сигнализатор.

2 – Контрольный индикатор неисправности тормозной системы.

3 – Указатель давления в заднем контуре пневмопривода тормозов

4 – Указатель давления в переднем контуре пневмопривода тормозов.

5 – Контрольный индикатор аварийного давления воздуха в заднем контуре.

6 – Контрольный индикатор аварийного давления воздуха в переднем контуре.

Указатели 3 и 4 показывают давление сжатого воздуха в переднем и заднем контурах в данный момент времени:

Внимание!

Трогаться с места разрешается только, если лампы 1, 2 погасли.

Рабочая тормозная система.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля, управление которой осуществляется нажатием на педаль 1. Чем сильнее нажатие, тем интенсивнее торможение.

Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

При торможении автомобиля-тягача рабочей системой происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа).

Для предупреждения преждевременного выхода из строя регулятора давления с адсорбером следует тщательно следить за герметичностью пневматических систем автомобиля.

Стояночная и запасная тормозные системы.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Стояночная тормозная система совмещена с запасной и воздействует на тормозные механизмы заднего моста с помощью пружинных энергоаккумуляторов. При выпуске воздуха из энергоаккумулятора тормозные механизмы затормаживаются усилиями пружин.

Управление системами осуществляется рычагом 1 в кабине водителя.

При торможении автомобиля-тягача стояночной (запасной) системой происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа).

Внимание!

После остановки всегда следует установить автомобиль на стояночный тормоз! При необходимости следует дополнительно предохранить автомобиль от скатывания противооткатными упорами.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Постановка автомобиля на стояночный тормоз.

  • Рычаг управления 1 перевести вниз до его фиксации (положение III). Загорается индикатор 3.

Контроль фиксации рычага.

  • Перевести рычаг вверх не вытягивая фиксатора рычага 2. Рычаг должен остаться на месте.

Внимание!

Контроль фиксации рычага в положении III обязателен.

Растормаживание стояночного тормоза.

  • Потянуть за фиксатор 2 к рукоятке рычага и перевести рычаг вверх из положения III в положение II, далее рычаг вернется в положение I автоматически. Индикатор 3 выключается.

Контрольная проверка удержания автопоезда на уклоне.

  • Установить рукоятку 1 в положение III, как описано выше
  • В этом положении утопить рукоятку по направлению стрелки и перевести ее в положение IV.
  • После этого автопоезд не должен трогаться на уклоне.
  • Если происходит движение автопоезда, то следует установить дополнительные упоры под колеса автомобиля и полуприцепа и провести проверку, как описано выше. Если данные действия не привели к положительному результату, следует искать другое место стоянки.

Стояночный тормоз в режиме запасной тормозной системы.

Данный режим применяется в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

  • Рычаг управления 1 нажать и удерживать в любом промежуточном нефиксированном положении от I до II. С увеличением угла поворота рычага интенсивность торможения увеличивается. Индикатор 3 светится весь период торможения.
  • При отпускании рычага, он автоматически возвращается в положение I. Индикатор 3 выключается.

Вспомогательная тормозная система.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель или моторный тормоз) включает в себя заслонку моторного тормоза, установленную на выходе из турбонагнетателя

Внимание!

Включайте моторный тормоз на скользкой или обледенелой дороге из-за возможности заноса или скольжения.

Включение.

  • Нажать и удерживать левой ногой выключатель 1. Замедление автомобиля обеспечивается в течение всего периода удержания выключателя.

Подача топлива в двигатель при включённом моторном тормозе не производится. С целью предотвращения непроизвольной остановки двигателя, при частоте вращения ниже 1100 об/мин, моторный тормоз отключается автоматически.

Использование при торможении моторного тормоза, в зависимости от погодных условий и загрузки автомобиля, предотвращает быстрый износ колесных тормозных накладок.

Противооткатные упоры.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Извлечение / фиксирование для металлических упоров.

  • Поднять фиксатор 2 вверх до выхода из зацепления и отпустить его, повернув на 180 °.
  • Извлечь противооткатный упор 1 из скобы 3.
  • Фиксирование упора произвести в обратном порядке.

Использование.

  • Упоры установить под колеса 4 с накатной стороны автомобиля.

Внимание!

При использовании пластмассового упора следует контролировать состояние элемента противоскольжения (пластины) и его крепления. При износе зацепов пластины до 2 мм (мах) пластину следует заменить.

Аварийное растормаживание тормозного цилиндра с пружинным энергоаккумулятором.

Тормозная система МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Для обеспечения буксирования неисправного автомобиля без подачи воздуха в его тормозную систему следует вывернуть упорные болты 1 толкателей из цилиндров энергоаккумуляторов (см.мост автомобиля).

Обзор.

ABS тормозов предупреждает блокирование колес автомобиля при торможении, обеспечивая тем самым управляемость и курсовую устойчивость автомобиля до его полной остановки. Для обеспечения минимального тормозного пути следует независимо от состояния дороги полностью выжать педаль тормоза.

В зависимости от комплектации автомобиля система ABS может иметь дополнительные функции:

В виду того, что дополнительные функции ASR, EBL, ESC реализованы на базе системы ABS, неисправности ABS ограничивают или прерывают работу всех функций.

Особенности эксплуатации автомобиля с АБС.

  • АБС тормозов не действует при скоростях ниже 7-10 км/ч.
  • Включение межосевых и межколесных дифференциалов накладывает ограничения на работоспособность АБС.
  • При срабатывании АБС тормозов:
  • Модуляторы стравливают воздух.
  • Тормоз-замедлитель или моторный тормоз автоматически отключается.
  • АБС тормозов не компенсирует, уменьшением тормозного пути, ошибки в управлении автомобилем (например, слишком малая дистанция до впереди идущего автомобиля, скорость, несоответствующая условиям движения, или чрезмерная скорость при движении по кривой).
  • АБС имеет встроенную систему контроля и диагностики, постоянно (при включении питания и в процессе движения) контролирующую исправность элементов системы и электрических цепей, и поэтому не требует специального обслуживания.

Диагностика системы ABS проводится по CAN-шине, через разъем диагностический OBD2 (слева внизу от водителя).

Для предотвращения негативных последствий коррозии в модуляторах ABS рекомендуется периодически продувать их во время статического теста системы. Для этого следует выжать педаль тормоза и включить замок зажигания в положение «приборы». Система произведет кратковременный сброс воздуха через модуляторы.

Органы управления и контроля АБС.

1 – Индикатор сигнализирующий о неисправности АБС тягача.

2 – Индикатор сигнализирующие о неисправности АБС прицепа/полуприцепа.

3 – Индикатор неисправности соединения с АБС прицепа.

4 – Переключатель режимов работы АБС.

5 – Индикатор сигнализирующие о неисправности ESP.

6 – Индикатор срабатывания замедлителя.

Внимание!

Включение индикаторов 1, 2, 3 сигнализирует о неисправности или отключении АБС, что приводит к изменению поведения автомобиля при торможении. Поэтому следует соблюдать осторожность в управлении автомобилем, т.к. при торможении колеса могут быть заблокированы, а эффективность торможения снижена.

Контроль работоспособности АБС тягача после включения зажигания.

Внимание!

Если после включения зажигания, в положение “ПРИБОРЫ”, индикатор 1 не светится, то он не исправен.

Если при повторном включении питания и скорости движения выше 7-10 км/ч индикатор не гаснет, то следует проверить установку датчиков в колесных узлах, провести контрольную проверку системы с анализом возможных неисправностей или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Режимы АБС.

Проверка режимов работы АБС тягача, эффективности торможения.

Проверка эффективности торможения производиться перед выездом после длительной стоянки автомобиля, замены тормозных накладок или ремонта тормозной системы:

  • Проверка аналогична проверке основного режима, но с нажатым переключателем 4. При этом индикатор 1 горит постоянно, а система АБС работает с кратковременной блокировкой колес.

Внимание!

Внедорожный режим включается на время проверки или при движении по дорожному покрытию отличному от асфальтобетона. В иных случаях данный режим должен быть выключен.

Контроль работоспособности АБС прицепа/полуприцепа после включения зажигания в положение “ПРИБОРЫ” (при оснащении).

Внимание!

Если после включения зажигания в положение “ПРИБОРЫ” индикаторы 2 и/или 3 не светятся, то они не исправны.

  • После включения зажигания загорается индикатор 2.
  • Если АБС прицепа/полуприцепа исправна, то индикатор 2 отключается при движении со скоростью более 7 км/ч.
  • Если индикатор 2 светится постоянно, то АБС прицепа/полуприцепа неисправна и для ее проверки следует обратиться на СТО МАЗ.

Контроль подключения АБС прицепа / полуприцепа.

  • Если АБС прицепа/полуприцепа подключена к автомобилю, то после включения зажигания в положение “ПРИБОРЫ” индикатор 3 отключается примерно через 4 сек.
  • Если АБС прицепа/полуприцепа не подключена к автомобилю, то индикатор 3 светится постоянно. Следует проверить соединение АБС с тягачом прицепа/полуприцепа.
  • Если буксируемый прицеп/полуприцеп не оснащен АБС, то индикатор светится постоянно.

Внимание!

Прицеп/полуприцеп, без АБС, тормозит обычным способом. Поэтому колеса прицепа/полуприцепа могут быть заблокированы во время торможения.

Функция обеспечения устойчивости автомобиля (ESC).

Внимание!

На автомобилях с ESC в пневмосистеме тормозов могут использоваться трассы пневмотрубок в виде петли, наличие которых обусловлено требованиями функции обеспечения устойчивости. При плановом обслуживании и ремонте не допускается изменение длин, сечений и трасс укладки пневмотрубок тормозов. Регулирование тормозных механизмов должно осуществляться строго на СТО «МАЗ». Не соблюдение данных требований приводит к ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля.

Тормозная система в МАЗ

Тормозная система в МАЗ

Тормозная система

Тягачи модели МАЗ пользуются большой популярностью у автолюбителей благодаря своей надежности и приемлемой стоимости. Это автотранспортное средство изготавливается на специализированном заводе города Минск с 1988 года.

Автомобиль отличается большой кабиной и легкостью управления. В салоне есть два удобных мягких кресла. В случае необходимости кабину можно откинуть в заднее положение благодаря наличию гидроцилиндра, который включается ручным путем. Автотехника отличается повышенной надежностью, выносливостью особенно во время перевозки крупногабаритных грузов на дальние расстояния.

Тормозная система МАЗ выступает в качестве основной составляющей транспортного средства. В случае выявления в ней определенных неисправностей водитель теряет уверенность в собственной безопасности. В подобном случае не следует пренебрегать ремонтом и как можно быстрее обратиться за помощью к специалисту.

В автомобилях марки МАЗ присутствует одновременно четыре системы, которые достаточно тесно между собой переплетены. Среди них следует отметить:

  • Рабочую.
  • Запасную систему (включается в работу после поломки первой).
  • Стояночную систему (в случае с ее поломкой транспортное средство не будет стоять на одном месте и возникнут проблемы с парковкой).
  • Вспомогательную (глушит мотор).

Тормозная система маз

Виды системы

Кроме этого, необходимо также упомянуть и о наличии тормозной системы для полуприцепа, которая оснащается специальными пневматическими приводами, предназначенными для работы прочих систем, работающих на сжатом воздухе.

Их преимуществом является то, что она останавливает все имеющиеся колеса МАЗ. Наличие пневматического привода с раздельным торможением дает возможность остановить пару передних и задних колес.

Основная функция запасных тормозов и стояночных заключается во влиянии на механизмы мостов, срабатывающие в результате воздействия напружинных энергоаккумуляторов и камер, которые включаются водителем транспортного средства при помощи специального крана, расположенного в кабине.

Стояночная система остановки считается дополнительной, и ее используют в крайнем случае к примеру, когда не срабатывают или отказывают по ряду причин рабочие тормоза. Во время ее задействования необходимо рукоятку крана расположить таким образом, чтобы она находилась в крайнем положении.

Воздух, сжимающий пружины, поступает в атмосферу, и начинают работать другие механизмы, которые и включают ручник. В то время, когда включается запасная система торможения, рукоятка управляющего крана должна находиться посредине, дополнительные усилия по ее перемещению предпринимать не нужно. Важно знать, что в случае с увеличением оборотности рукоятки сила торможения возрастает благодаря уменьшению воздуха, влияющего на пружины.

Вспомогательное торможение

Подобный вид системы работает благодаря задействованию газов, попадающих в автомобильную систему. Ее основная функция состоит в том, чтобы останавливать и удерживать МАЗ на крутых дорогах.

Она совмещается со стояночной для большего удобства и дополнительной надежности. Вспомогательный тормоз – это специальный замедлитель для моторопневматического типа. Полуприцепный привод притормаживания сооружен из элементов двух- и одного проводов. В зимнее время можно столкнуться с тем, что происходит заморозка конденсата, особенно это относиться к крупногабаритным транспортным средства, таким как МАЗ, но и здесь разработчики все продумали и обезопасили автомобиль, внедрив предохранитель, который устраняет подобную проблему.

В транспортном средстве также присутствует установка, позволяющая уменьшать движение на трассе. Она состоит из специального цилиндра и клапанной системы. Ко всему этому присоединяется противобуксовочная связь. Для включения необходимо воспользоваться специальной кнопкой.

Противобуксовочная и система ограничения скорости помогают в подаче сжатого воздуха, который поступает благодаря пропорциональному клапану. Важно учитывать, что во время одновременного торможения МАЗ также останавливается и полуприцеп, ведь эти системы взаимосвязаны.

Механизмы тормозов

Все модели МАЗ имеют барабанные механизмы, в диаметре составляющие 42 сантиметра, ширина которых равна шестнадцать сантиметров. Кроме этого, система имеет еще и двухконтурный пневмопривод. Камеры тормозов, которые находятся в задней части тягача, имеют энергоаккумуляторы пружинного вида.

Ручной тормоз

Ручник

Тормозной кран – специальный привод, который необходим для того, чтобы подавать воздух в камеры и воздействовать на педаль остановки. К примеру, МАЗ-500А имеет комбинирований кран, который работает одновременно с прицепом и помогает в его торможении. Такой кран оснащён двумя цилиндрами. Первый необходим для того, чтобы управлять тормозами для прицепа, второй помогает в торможении самого грузового автомобиля.

Тормозной кран оснащен цилиндрами, в которых находятся проштампованные поршни, окруженные манжетами из резины, расположенные на шпоках. Сзади кранового корпуса находятся резиновые клапаны, которые выполняют двойную работу.

Автовладелец должен знать, что для того, чтобы прицеп не наехал на транспортное средство или не занесло задний мост прицепа, и в результате МАЗ не сложился пополам, важно следить за правильным торможением колес прицепа, а потом уже автомобиля. В подобном случае рекомендуется для изменения величины опережения акцентировать внимание на прицепные тормоза и при помощи режимного кольца произвести регулирование натяжения.

Во время работы режимного кольца посредством болта через регулировочную втулку можно получить осевое перемещение. Подобные действия изменяют пружинное натяжение и втулка послабляется.

Во время выбора режимного кольца и пружин необходимо установить взаимосвязь и привести в норму давление в камерах тормозов транспортного средства. Постоянные значения в полостях с течением времени меняются, секции в кране перемещаются во время изменения педали тормоза, то есть после его перестановки с одного положения в другое, но, несмотря на все это, соотношение остается в неизменном виде.

Во время остановки транспортного средства происходит передача усилия от стояночного рычага в район верхнего цилиндрического поршня, прицеп притормаживает точно таким же образом, как и в момент педального нажатия. Автовладельцы должны помнить о том, что полуприцепы и прицепы могут быть оснащены воздушным ресивером, с помощью которого происходит поступление сжатого воздуха в автомобильные магистрали. Не менее важная деталь: прицеп имеет установленный воздухораспределитель, а кран, отвечающий за торможение, имеет тесную взаимосвязь с воздухораспределителем на нем.

Обслуживание тормозной системы

Каждый владелец МАЗ должен знать некоторые основные правила внесезонного обслуживания своего транспортного средства, чтобы предотвратить замерзание отдельных его частей и механизмов, речь пойдет о пневматическом приводе.

  1. Нужно хорошо продувать водоотделитель, чтобы в нем не замерзала жидкость.
  2. Тщательно чистить отстойник водоотделителя и противозамерзателя, в который необходимо залить немного спирта.
  3. Не забыть поставить ручку противозамерзателя вверх.

Привод тормозов грузового транспортного средства не подвергается постоянному обслуживанию или регулированию, но при появлении малейшей неисправности его необходимо срочно заменять, дефекты устранить и сделать это не самостоятельно, а под контролем специалиста. В противном случае при неправильной установке или ошибке на дороге может возникнуть аварийная ситуация, последствия которой будут плачевными. Важно в профилактических целях отправляться в автосалон для того, чтобы провести проверку диагностику всей сложной системы МАЗ.

Тормозные системы автомобиля МАЗ

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Схема томозной системы

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

Схема

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозной барабан

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Тормозная система автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Автомобили Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля. Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес. В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов. Стояночная и запасная тормозные системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рисунок 25). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя. Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу и пружины приводят в действие тормозные механизмы. При включении запасной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении. С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов. Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом. Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. Автомобиль Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 оборудован системой ограничения скорости движения, состоящей из цилиндра 15 (рисунок 27) и пропорционального клапана 14, а также противобуксовочной системой, состоящей из электропневматического клапана и двух двухмагистральных клапанов. Управление этими системами — электронное. Воздух на цилиндр ограничения подачи топлива подается через пропорциональный клапан, который управляется электронной противобуксовочной системой и системой ограничения скорости. При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа (прицепа). Рис.25. Тормозная камера автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинным энергоаккумулятором 1.7- пружины; 2 — диск. 3 — диафрагма; 4 — толкатель. 5 — цилиндр; 6 — поршень; 8 — болт; 9 подпятник;10 — шток Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Тормозные механизмы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном. В тормозных колодках (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия пружины при замене тормозных колодок (накладок). На автомобилях Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором зазора (рисунок 26). Тормозные камеры диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы. Тормозные камеры автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с пружинными энергоаккумуляторами (рис.25) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем. При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер. При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля. При выключении стояночной тормозной системы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 сжатый воздух подается под поршень 6, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможней и, штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение. При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения. Рис.26 — Регулировочный рычаг тормоза Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 1 — корпус; 2 — толкатель, 3 — полумуфта подвижная; 4 -полумуфта неподвижная; 5 — пружина; 6 — заглушка; 7 — вал — червяк; 8, 9, 10 — уплотнительные кольца; 11 — винт; 12 -крышка; 13 — поводок 14 — управляющее кольцо; 15 — шестерня; Пневматический тормозной привод автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Принципиальная схема пневмопривода тормозной системы показана на рисунках ниже. Регулировка рабочего тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 Исходное положение педали тормоза (размер 245 мм), регулируется болтом 6 путем вворачивания или выворачивания последнего. При этом болт 6 должен касаться своим торием щитка педалей. Свободный ход педали тормоза (3+1J мм регулируется штоком 4 — путем вращения за шестигранник толкателя 2 при отпущенной контргайке 3. Уход за пневматическим приводом тормозов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 При обслуживании пневматического привода тормозов автомобиля Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 необходимо следить прежде всего, следите за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание следует обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и места присоединения шлангов, так как здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а места слабой утечки — с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом: для трубопроводов, диаметром 6 мм — 9,8 — 12,3 Нм (1 — 1,25 кг/см), 10 мм -21,6-27,5 Нм (2,2 — 2,8 кг/см); 15 мм — 49 — 60,8Нм (5 — 6,2 кг/см). Если после подтяжки утечка не устраняется, необходимо заменить резиновые уплотнительные кольца. Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и др. арматуры не должен превышать 30 -50 Нм (3 — 5кг/см). Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе 588кПа (6,0 кгс/см2), включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 30 кПа (0,3 кгс/см2) в течение 30 мин., при свободном положении органов управления привода и в течение 15 мин. при включенном. Уход и обслуживание камер с пружинными энергоаккумуляторами автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну. Момент затяжки должен быть 177 — 196 Нм (18 — 20 кг/см) для пружинных энергоаккумуляторов и 108 — 137 Нм (10,8 — 13,7 кг/см) для передних тормозных камер. Проверку пружинно — пневматических тормозных камер на герметичность проводите при наличии сжатого воздуха в контуре привода аварийного или стояночного тормоза и в контуре привода тормозов задней тележки. Для проверки аварийного или стояночного тормоза автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 на герметичность оттормозите стояночный тормоз автомобиля. При этом цилиндры наполнятся сжатым воздухом. Затем определите утечку воздуха. Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае замените цилиндры с тормозными камерами.

/>
Рис.27. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с рессорной подвеской (двигателя ЯМЗ).



Рис.29. Схема пневмопривода тормозов автомобиля Маз 6х4 с пневмоподвеской (двигателя ЯМЗ).

5.3.4 Тормозные системы автомобилей МАЗ

На автомобилях установлен рабочий тормоз с пневматическим приводом. Он является основным, действует на все колёcа автомобиля и состоит из тормозного механизма и пневматического привода.

Тормозной механизм рабочего тормоза (рисунок 5.49) включает тормозной барабан 9, тормозные колодки 5 с накладками 7, разжимной кулак 3 и регулировочный рычаг 14. Тормозные механизмы всех колёс взаимозаменяемы.

5.3.4 Тормозные системы автомобилей МАЗ

Рисунок 5.49 – Рабочий тормоз автомобиля МАЗ

1 – диск опорный: 2 – втулка распорная: 3 – кулак разжимной: 4 – ролик упорный; 5 – колодка: 6 – втулка; 7 – фрикционная накладка; 8 – пружина стяжная; 9 – барабан тормозной; 10 – пружины удерживающие; 11 – ось колодок; 12 – щиток защитный; 13 – камера тормозная; 14 – рычаг регулировочный; 15 – шестерня червячная: 15 – червяк регулировочный; 17 – вилка; 18 – шток;19 – диафрагма

Тормозной барабан крепится болтами к фланцу ступицы колеса. Он отлит из серого чугуна. Внутренняя поверхность барабана является поверхностью трения при торможении.

Тормозные колодки – штампованные, однорёберные, опираются на ось 11, установленную в опорном диске. На верхних концах колодок смонтированы опорные ролики, на которые воздействует разжимной кулак 3. Колодки стягиваются двумя пружинами 8 и 10, поэтому они всегда своими концами прижаты к опорной оси 11 и к поверхности разжимного кулака.

К колодкам приклёпаны фрикционные накладки. Головки заклёпок заглублены в накладку. Если расстояние от поверхности накладки до головки заклёпки остаётся менее 1 мм, накладки следует заменить.

Разжимной кулак изготовлен с валом как одно целое. Вал имеет шлицы для соединения с регулировочным рычагом. Поверхность разжимного кулака имеет спиральную форму, что обеспечивает перемещение колодок от центра к поверхности барабана.

Регулировочный рычаг посажен на шлицевой конец вала разжимного кулака. Внутри рычага размещены червяк и червячная шестерня. Вал червяка зафиксирован шариковым фиксатором от произвольного поворота в корпусе регулировочного червяка. Вращение вала ключом за квадратную головку приводит к повороту червяка и через него червячного колеса, которое поворачивает вал разжимного кулака. В результате концы колодок раздвигаются на необходимую величину. При вращении вала червяка прослушиваются щелчки фиксатора.

Принципиальная схема пневматического тормозного привода автомобилей МАЗ показана на рисунке 5.50.

Питающая часть пневмопривода тормозов состоит из компрессора 1 (рисунок 5.50), влагоотделителя 2, регулятора давления 3, конденсационного ресивера 4, двойного защитного клапана 5 и соединяющих их трубопроводов и арматуры.

При работе двигателя сжатый воздух из компрессора поступает через влагоотделитель 2, регулятор давления 3 в конденсационный ресивер 4 и далее через двойной защитный клапан 5 в ресиверы 8 и 9. Одновременно из компрессора сжатый воздух через одинарный защитный клапан 7 поступает в ресивер 10, к которому подключены дополнительные потребители: привод механизма вспомогательного тормоза, усилитель сцепления и др.

При достижении давления в системе 0,8 МПа (8 кгс/см 2 ) срабатывает регулятор давления и дальнейшее поступление воздуха в систему прекращается – происходит разгрузка компрессора в атмосферу. Одновременно с регулятором давления срабатывает влагоотделитель, выбрасывая в атмосферу скопившийся в нём конденсат.

В пневматический тормозной привод входят следующие независимые пневмоконтуры:

– тормозных механизмов колёс переднего моста;

– тормозных механизмов колёс заднего и среднего мостов;

– механизма стояночного (запасного) тормоза;

– тормозных механизмов полуприцепа;

– механизма вспомогательного тормоза и других потребителей сжатого воздуха.

5.3.4 Тормозные системы автомобилей МАЗ

Рисунок 5.50 – Схема пневматического привода тормозов автомобилей МАЗ

1 – компрессор; 2 – влагоотделитель; 3 – регулятор давления; 4 – конденсационный ресивер; 5 – двойной защитный клапан; 6 – клапан контрольного вывода; 7 – одинарный защитный клапан; 8 – ресивер переднего контура; 9 – ресиверы заднего контура; 10 – ресиверы для потребителей; 11 – кран управления моторным тормозом; 12 – цилиндр выключения подачи топлива; 13 – пневмоцилиндр управления вспомогательным тормозом; 14 – обратный клапан; 15 – клапан управления тормозами полуприцепа по двухпроводной схеме; 16 – клапан управления тормозами полуприцепа по однопроводной схеме; 17 – кран управления стояночным тормозом; 18 – тормозной кран; 19, 19а – ускорительный клапан; 20 – регулятор тормозных сил; 21 – тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 22 – передняя тормозная камера; 23 – двухмагистральный клапан; 24 – разобщительный кран; 25 – соединительная головка; 26 – пневмовывод для однопроводной схемы полуприцепа; 27 – выключатель (датчик); 28 – выключатель сигнала торможения; 29 – датчик; 30 – клапан слива конденсата; 31 – предохранитель от замерзания; А – вывод к потребителям

На всех воздушных ресиверах устанавливаются краны слива конденсата 30. Кроме того, в пневмосистему включены пневмоэлектрические датчики 27, связанные с соответствующими сигнальными лампами на щитке приборов, которые включаются при уменьшении давления в том или ином контуре ниже 0,56 МПа (5,6 кгс/см 2 ), а также датчики 29, связанные с манометрами, установленными на щитке приборов.

Пневмопривод рабочих тормозов работает следующим образом. При нажатии на тормозную педаль срабатывает тормозной кран 18. Сжатый воздух из ресивера 8 через нижнюю секцию крана поступает в тормозные камеры 22, которые приводят в действие тормозные механизмы колёс передней оси. Из верхней секции тормозного крана через регулятор тормозных сил 20 воздух подается в управляющую магистраль ускорительного клапана 19, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 9 в тормозные камеры колёс заднего и среднего мостов.

Одновременно через двухмагистральный клапан 23 воздух поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 19а, который перепускает сжатый воздух из ресивера в полости энергоаккумуляторов 21, исключая возможное двойное воздействие на колёсные тормозные механизмы (от рабочей и стояночной систем).

Тормозной кран, регулятор тормозных сил и ускорительный клапан имеют следящее устройство, т. е. в тормозные камеры поступает сжатый воздух, давление которого зависит от величины перемещения тормозной педали. Кроме того, регулятор тормозных сил учитывает нагрузку на заднюю подвеску и в зависимости от нее пропускает определённое давление в управляющую полость ускорительного клапана 19. При полной нагрузке на заднюю подвеску в тормозные камеры поступает полное давление, определяемое тормозным краном 18. При растормаживании воздух из передних тормозных камер, регулятора тормозных сил и управляющей полости ускорительного клапана 19 выходит в атмосферу через тормозной кран, а из задних тормозных камер через ускорительный клапан 19а.

Во время торможения сжатый воздух из магистралей привода передних и задних тормозных механизмов поступает к клапану 15 управления тормозами полуприцепа с двухпроводным приводом, в результате чего клапан срабатывает и воздух из ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные клапаны 7 и обратный клапан 14 поступает в магистрали полуприцепа.

При сцепке тягача с полуприцепом с однопроводным тормозным приводом сжатый воздух через клапан 16 управления тормозами полуприцепа с однопроводным приводом и соединительную головку поступает к воздухораспределителю полуприцепа и в его воздушный ресивер.

При торможении воздух выпускается из соединительной магистрали через клапан 16 и происходит затормаживание полуприцепа.

При сцепке тягача с полуприцепом с двухпроводным тормозным приводом используются соединительные головки 25 магистрали питания и управления.

Пневмопривод стояночного и запасного тормоза работает следующим образом. Сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 через одинарные защитные клапаны 7 и обратный клапан 14 поступает к крану 17 управления стояночным тормозом, от которого через двухмагистральный клапан 23 поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 19а, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресиверов 8 и 9 в цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 21.

При торможении стояночным тормозом (рукоятка крана 17 установлена в заднее фиксированное положение) воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 19а выходит в атмосферу. При этом воздух из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер 21 через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего моста.

Одновременно кран 17 включает клапан 15 управления тормозами полуприцепа с двухпроводным приводом, обеспечивая при этом торможение полуприцепа. В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль затормаживается.

В этом случае для растормаживания автомобиля необходимо вывернуть винты 10 (рисунок 5.44) на всех тормозных камерах 21 (рисунок 5.50).

Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль (запасной тормозной системой) с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.

Пневмопривод вспомогательной тормозной системы работает следующим образом. При нажатии на кран 11 управления вспомогательным тормозом сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 13 управления вспомогательным тормозом. Шток цилиндра, связанный с рычагом заслонки вспомогательного тормоза, поворачивает заслонку и она перекрывает приёмную трубу глушителя. Одновременно сжатый воздух поступает и в цилиндр 12, шток которого перемещает скобу останова двигателя, прекращая тем самым подачу топлива.

Назначение и конструкция приборов пневматического привода тормозов рассмотрена в тормозной системе автомобилей КамАЗ.

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Схема томозной системы

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

Схема

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозной барабан

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

Тормозные колодки

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Снятие устройства

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Замена детали

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Читайте также: