Где находится катализатор в автомобиле тойота

Обновлено: 06.05.2024

Новая опасность для водителей. В зоне риска — японские автомобили


В последние годы в России участились случаи воровства автомобильных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Они снижают уровень вредных выхлопов в атмосферу, а воруют их потому, что катализаторы содержат драгоценные металлы.

Украсть катализатор очень просто — нужно просто приподнять машину домкратом и вырезать нейтрализатор. Чаще всего злоумышленники воруют катализаторы с японских внедорожников — в отдельных случаях для этого даже не приходится пользоваться домкратом.

Зачем нужен катализатор

Катализатор является частью системы выхлопа автомобиля. Внутри него есть блок со структурой, как у сот, и на стенки этих сот наносится очень тонкий слой драгоценных металлов — палладия, иридия, платины и других. Это нужно для того, чтобы газы, соприкасаясь с этим слоем, вступали с ним в химическую реакцию и тем самым снижали свою токсичность.

Такие нейтрализаторы очень дорогие — например, оригинальный на Kia Rio или Hyundai Solaris стоит порядка 50 тысяч рублей. Но есть, конечно, и альтернативы. Если конвертер не менять, то в автомобиле будет неприятно пахнуть, усилится шум из выхлопной системы, а выбросы станут намного более ядовитыми.

Срок службы катализатора — около 120 тысяч километров, после чего слой металлов выгорает и больше не спасает от токсичных выхлопов. В городских условиях, когда машина часто стоит в пробках, деталь может прийти в негодность еще раньше.

В сентябре в Москве поймали двух преступников, которые специализировались на краже катализаторов с машин каршеринга. Один из них оказался таксистом, а другой занимался ремонтом выхлопных систем автомобилей. Вдвоем они украли с каршеринговых машин несколько десятков нейтрализаторов на 8 млн рублей. Преступники брали автомобили в аренду, отгоняли их в сервис и ставили вместо катализатора обычную трубу. На мужчин завели уголовное дело по статье о краже.

Этот случай не единственный. В Санкт-Петербурге оперативники задержали Мухамеда Шомахова, который вместе с сообщником успел обчистить 13 автомобилей каршеринга YouDrive. Преступники брали машины в аренду, везли их в сервис и просили снять катализаторы. За 11 дней они таким образом получили пять конвертеров с Kia Rio (от 22 до 89 тысяч рублей каждый), три с Nissan Qashqai (от 38 до 100 тысяч), столько же с Hyundai Creta (по 40 тысяч). Каршеринговый сервис оценил убытки почти в 1,7 млн рублей.


Есть и другие случаи. Например, в Подмосковье за неоднократную кражу катализаторов поймали двоих приезжих, в Санкт-Петербурге двоих граждан приговорили к исправительным работам, а на Дальнем Востоке воры снимают катализаторы уже не только с каршеринговых машин, но и с обычных. В основном с Toyota Prius, потому что в гибридах используется платина, и продать такие приборы можно за 40-60 тысяч рублей.

Опытные воры давно знают: самое большое содержание палладия — в «гибридах», затем идут бензиновые машины, меньше всего драгметаллов содержится в автомобилях с дизельным мотором.

Как ни удивительно, воровать нейтрализаторы — не исконно русское занятие. Этим занимаются преступники по всему миру.

Например, летом в США полиция накрыла целый склад с 2 тысячами украденных автомобильных катализаторов и 300 тысячами долларов (около 22 млн рублей) наличными. Издание The Drive пишет, что спецоперация выглядела как попытка накрыть какого-нибудь наркобарона, но в этот «бизнес» были вовлечены исключительно автомобильные конвертеры.


В США таких случаев достаточно много, а несколько лет назад они появились и в Европе. Например, в Германии в 2017 году украли 38 каталитических нейтрализаторов, на следующий год — уже 77, в 2019-м количество случаев воровства конвертеров дошло до 169. И оно продолжает расти: по информации немецкого автомобильного клуба ADAC, только за первые девять месяцев 2020 года в стране украли 240 катализаторов — и это только те случаи, о которых сообщают владельцы.

В Беларуси воровство нейтрализаторов тоже стало большой проблемой. Близка эта тема и для Великобритании — там с 2018 года полиция регулярно получает жалобы от автомобилистов.

На этом действительно можно заработать?

За последние 10-15 лет цены на палладий сильно выросли. Например, в 2009 году унция (31,1 грамма) этого драгоценного металла стоила около 200 долларов, тогда как сейчас унция палладия стоит порядка 2350 долларов. Цены на родий, который также содержится в нейтрализаторах, и вовсе уходят за 10 тысяч.

В среднем в катализаторе могут содержаться 1-2 грамма палладия, поэтому с продажи одного прибора можно заработать несколько десятков тысяч рублей. Например, в США преступники сдают катализаторы на металлолом в тех штатах, где для этого не нужно предъявлять документов, и получают по 150-200 долларов за каждый конвертер.

Почему палладий стал таким дорогим

Одна из главных причин, почему палладий вдруг резко стал суперзвездой рынка драгметаллов, кроется в дизельгейте. В 2015 году выяснилось, что немецкий концерн Volkswagen оснащал свои дизельные автомобили специальной системой, которая намеренно в несколько раз занижала объем вредных выбросов в атмосферу.


Когда эта информация стала известна, правительства стали отказываться от программ поддержки дизелей, а автомобилисты начали переходить к бензиновым машинам. В итоге автомобилестроительные компании стали использовать палладиевые катализаторы, чтобы снизить уровень выбросов, и на рынке образовался дефицит этого металла.

Сегодня этот дефицит обостряется, потому что правительства продолжают ужесточать требования по выбросам. Из-за стремления прийти к «нулевому выбросу» производители тоже будут стремиться уменьшить вред от своих машин.

Поэтому цены на палладий, скорее всего, продолжат оставаться на высоком уровне или даже расти, и количество краж катализаторов в ближайшее время вряд ли сократится.

Зачем катализатор в машине, где он находится и для чего в нём драгоценные металлы.

Добрый день! В этой статье мы разберёмся что такое катализатор? Зачем он нужен? Как работает? Зачем в нём драгоценные металлы? Где находится? И что делать если он вышел из строя?

Что такое катализатор?

Катализатор отвечает за доочистку выхлопных газов в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Благодаря нему ваш автомобиль не загрязняет окружающую среду. Он обеспечивает преобразование вредных компонентов выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания в безвредные газы. За этим стоит сложный химический процесс.

Вот почему катализатор теперь является обязательным требованием и неотъемлемой частью выхлопной системы.

Как работает катализатор?

Посредством химических процессов окисления и восстановления он преобразует углеводороды, оксид углерода и оксиды азота, загрязняющие горение , в нетоксичные вещества - диоксид углерода, воду и азот.

Результат: количество вредных выхлопных газов, выходящих из автомобиля, уменьшается. На техническом жаргоне это также называется «катализ выхлопных газов».

Если катализатор работает оптимально, то можно достичь значений производительности до 100 процентов.

Катализатор состоит из нескольких компонентов. Основной носитель - это керамическая деталь в форме сот с множеством каналов. Его площадь увеличивают за счет тонкостенных каналов, что позволяет фильтровать больше выхлопных газов двигателя. Кроме того, на поверхности находятся некоторые драгоценные металлы, такие как родий, платина и палладий . Их функция : поглощать вредные загрязнители.

Где находится катализатор?

Он расположен на днище автомобиля рядом с выхлопной системой. Причина: чтобы вызвать химическую реакцию, катализатору нужна минимальная температура, также известная как «температура зажигания». Она составляет от 250 до 280 ° C и достигается примерно через 30-90 секунд после холодного запуска. Именно поэтому его часто устанавливают рядом с выпускным коллектором.

Что делать, если загорелась лампа катализатора?

Если желтый индикатор с символом катализатора мигает, это означает, что качество выхлопных газов значительно ухудшилось. Не медлите с поездкой в сервис и проверьте машину. Потому что все компоненты выхлопной системы тесно взаимосвязаны. Следовательно, простая неисправность катализатора может быстро перерасти в более крупную и, следовательно, более дорогую неисправность.

Что делать, если катализатор вышел из строя?

Есть несколько путей решения этой проблемы:

1. Заменить на новый.

  • Цена: в зависимости от автомобиля
  • Экологичность: минимум выбросов в окружающую среду

2. Установить универсальный катализатор.

  • Цена: не много дешевле, чем первый вариант
  • Экологичность: минимум выбросов в окружающую среду

3. Поставить пламегаситель и перепрограммировать блок управления двигателем.

  • Цена: низкая
  • Экологичность: максимум выбросов в окружающую среду

Каждый выбирает способ решения этой проблемы по своему кошельку. Большинство, конечно, используют третий вариант. Но, как известно, скупой платит дважды.

Чтобы перепрограммировать блок управления двигателем нужно ставить обманку, но ей никак не получится учесть все режимы работы двигателя, поэтому неизбежны отклонения в его работе. Ну и поскольку это электроника — неизбежны проблемы с самой обманкой. Срок службы которой в среднем составляет всего лишь 20 тысяч пробега.

Также читайте статьи:

  • Лучшие бюджетные электромобили за которыми скоро начнут выстраиваться очереди
  • Топ-5 автомобилей, которые хорошо подойдут для роли мусорного ведра

Вы сталкивались с какими-нибудь проблемами с катализатором? Как решали? Пишите своё мнение в комментарии

Со временем катализаторы выходят из строя, требуется их замена или удаление. Зная, где находится катализатор, можно провести ремонтные работы самостоятельно или выполнить диагностику состояния такого фильтра выхлопных газов.

В зависимости от конкретного автомобиля расположение катализатора может изменяться, в большинстве случаев это металлические банки в системе выхлопа около глушителя или же поблизости от выпускного коллектора. Обычно катализатор располагают в начале глушителя, где температура выхлопных газов максимальна и присутствуют недогоревшие газы. В подобном случае катализатор очищает и дожигает недогоревшие газы, улучшая при этом экологичность выхлопа автомобиля.

Рядом с выпускным коллектором

Чаще всего катализатор устанавливается рядом с выпускным коллектором, находясь в нижней части подкапотного пространства. Визуально такой катализатор будет представлять собой металлический бачок, превосходящий по своим размерам все остальные элементы коллектора и глушителя.

В прошлом катализаторы часто располагали под днищем, однако такое расположение катализатора не слишком неудачное, так как существует риск механических повреждений фильтра, а любой сильный удар на скорости по катализатору грозит его полным выходом из строя. Именно поэтому, чтобы исключить механические повреждения катализаторов, сегодня их чаще всего располагают именно под капотом, непосредственно под двигателем автомобиля.

Сверху открыв капот найти катализатор не так-то просто, тем более что часто он закрыт металлическими защитными листами. Но, если поднять машину на подъемнике или загнать на яму, то каких-либо проблем с поиском катализатора обычно не возникает. При этом чтобы добраться до катализатора часто требуется снимать защиту поддона, а это достаточно сложная и трудоемкая работа на современных автомобилях.

Расположение лямбда зондов

Часто автовладельцы ошибочно полагают, что датчики катализаторов или как их еще называют лямбда-зонды вкручиваются непосредственно в катализатор. Однако, в действительности, такие сенсоры, определяющие содержание кислорода в выхлопных газах, находится до и после катализатора. Только в этом случае можно правильно анализировать степень сгорания топлива и при необходимости ЭБУ корректирует топливно-воздушную смесь, что позволяет обеспечить оптимальные показатели мощности автомобиля и экономит бензин.

Удалять или менять

Обычно к пробегу в 150-200 тысяч появляются уже первые проблемы с катализатором, который забивается и выгорает, в результате чего в работе двигателя появляются серьёзные проблемы, а автомобиль требует ремонта. К сожалению, стоимость новых катализаторов крайне высока, именно поэтому автовладельцы часто решаются на удаление катализатора, после чего устанавливают специальные обманки и перепрошивают блок управления двигателем. Это позволяет одновременно решить имеющиеся проблемы с мотором, улучшить мощность авто, оптимизировать расход топлива, при этом не требуется приобретать дорогостоящий катализатор, цена на который может неприятно удивить даже обеспеченного автовладельца.

Поскольку общество понимает всю важность сохранения окружающей среды в чистоте, на большинстве современных автомобилей, в том числе и на Тойота Королла, обычно монтируют специальное устройство, которое делает выхлопные газы чище.

Такое приспособление называют каталитическим нейтрализатором. Этот механизм имеет много отверстий, которые по своему расположению и величине похожи на соты в пчелином улье.

Поскольку катализатор фильтрует выхлопные газы, вполне логично предположить, что находится он в выхлопной системе. Как и любая другая автомобильная деталь, Катализатор Тойота незащищён от поломок.


Причины поломки

В тех ситуациях, когда и впрыск горючего, и мотор работают исправно, то о катализаторе можно вовсе не беспокоиться. При таком раскладе устройство точно не сломается в рамках первых 100 тысяч километров пробега.

И всё же есть факторы, из-за которых фильтр на Тойота Королла может внезапно перестать нормально работать:

  • применение топлива низкого качества;
  • езда по плохой дороге (данная причина наиболее распространённа, поскольку катализатор расположен внизу авто, и в процессе езды по плохому дорожному покрытию на него всегда приходятся удары);
  • неполадки в системе впрыска топлива;
  • поломка мотора;
  • случайное попадание масла в камеру сгорания.

Как определить неисправность катализатора?


Есть следующие признаки, свидетельствующие о поломке:

  • машина плохо набирает обороты;
  • на один и тот же отрезок дороги стало расходоваться больше топлива, нежели обычно;
  • от выхлопной трубы исходит странный запах;
  • если запустить авто на холостом ходу, будет видно неправильное функционирование ДВС;
  • мотор стал в несколько раз слабее в мощности;
  • выхлопные газы выходят под меньшим давлением;
  • на панели приборов горит лампочка «ЧЕК».

Если многие указанные выше приметы наблюдаются в машине, то лучше обратиться к квалифицированному мастеру. При обычном удалении катализатора с авто ситуации в лучшую сторону не изменится. Вместо старого устройства лучше поставить что-то другое.

Удаление катализатора

На Toyota Corolla убрать устройство совсем несложно. Достаточно выполнить 2 несложных этапа:

  • вырезать катализатор;
  • вмонтировать на его место какую-нибудь альтернативу.

Данная процедура может оказаться более сложной, чем обычно, если на автомобиле есть датчики кислорода. Если они есть, то нужно ещё и программно выключить катализатор. При этом просто отрезать провода, которые идут к устройству, нельзя.

«Некоторые стоят по 3 тысячи рублей». Сколько драгметаллов в одном автомобильном катализаторе?

Как все начиналось

— Предприятие «Унидрагмет БГУ» появилось более 20 лет назад на базе Научно-производственного центра химии драгоценных металлов, учебно-производственного объединения БГУ, лаборатории химии драгоценных металлов НИИ ФХП БГУ, ГП «БелВДМ» и ГПНО «Квант». В 1993—1994 годах на базе БГУ начала работать лаборатория по переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. Одновременно с разработкой технологий лаборатория занималась производством драгоценных металлов для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь. По мере увеличения объемов производства от граммов к килограммам, а потом и к десяткам килограммов лаборатория была преобразована в научно-производственный центр, а в 1999 году был создан «Унидрагмет БГУ», — вспоминает события 20-летней давности Мирослав Таразевич.


В последние годы стал возникать определенный дефицит высоколиквидных отходов. Самих отходов много, а вот ценных металлов в них мало. Производители бытовой и промышленной техники стараются экономить на производстве и заменяют дорогие элементы более доступными (а значит, менее ценными) аналогами. Предприятие начало поиски новых видов сырья, переработка которых могла бы приносить прибыль. Одним из таких источников драгметаллов стали автомобильные нейтрализаторы выхлопных газов, они же — катализаторы.


— Серый рынок скупки катализаторов существовал давно. Определенные люди скупали их у автовладельцев за 20—30 долларов и вывозили в сопредельные страны. Мы не могли выйти на этот рынок до момента создания соответствующей законодательной базы. Взять, например, уплату налога от доходов, которые получают физлица при сдаче автокатализаторов. В 2008 году было принято постановление Совмина, освобождающее от такого налога. Тогда мы начали работу по созданию аналитической базы, чтобы оперативно и точно выполнять оценку стоимости драгоценных металлов в автомобильных элементах, которые нам сдают люди. И с 2014 года мы на постоянной основе занимаемся приемом катализаторов, — рассказал собеседник.

10 миллионов долларов в год

В автомобиле есть несколько узлов, которые содержат драгметаллы. Катализатор является наиболее «богатым». Еще ценность представляют лямбда-зонды. У некоторых дизельных машин дорогие материалы содержатся и в сажевых фильтрах. Порой «сажевик» стоит дороже катализатора. В различных блоках управления и контактных группах автомобилей тоже есть чем поживиться, но там драгметаллов значительно меньше.


Для «Унидрагмет БГУ» катализаторы — лишь один из источников сырья. В настоящее время данный автомобильный элемент дает предприятию от 5 до 10% объема добываемых драгметаллов. Масштаб работы учреждения впечатляет: за прошлый год из всех отходов, переработанных здесь, было выделено драгметаллов на 10 миллионов долларов.

Какие металлы содержатся в катализаторе?

Катализаторы стали массово устанавливать на автомобили во второй половине 1980-х годов. Были даже машины со старыми карбюраторными моторами и нейтрализаторами выхлопных газов. Не будем углубляться в устройство данного узла — это тема для отдельной статьи. Отметим лишь, что этот элемент нужен для очистки выхлопа от большей части вредных веществ. В катализаторе содержатся три драгметалла: платина, палладий и родий. Соотношение этих материалов варьируется в зависимости от типа двигателя. Так, в дизельных моторах преобладает платина, в бензиновых больше родия и палладия.


На протяжении многих лет платина являлась наиболее ценным металлом в нейтрализаторе выхлопных газов. Были времена, когда она стоила в пять раз дороже палладия. Но с 2015 года (после дизельгейта Volkswagen) объем производства дизельных автомобилей значительно снизился. Это спровоцировало падение цен на платину. Если раньше данный металл стоил 2,2 тысячи долларов за унцию (около 31,1 грамма), то последние годы он оценивается в 600—800 долларов. В свою очередь подорожали драгметаллы, применяющиеся в бензиновых машинах. Так, цены на родий за последние годы выросли с 1,5 тысячи до 12 тысяч (!) долларов за унцию.

Сколько грамм драгметаллов в катализаторе?

Видя такие впечатляющие цифры, хочется узнать, а сколько же этих металлов содержится в одном автомобильном катализаторе? Все зависит от машины, ее двигателя и особенно рынка сбыта модели. На один автомобиль с одним и тем же мотором могли ставить разные нейтрализаторы выхлопных газов для разных стран. Если посчитать «в среднем по больнице», платины в одном катализаторе приблизительно полтора грамма на килограмм, палладия — 1,3—1,4 г/кг, родия — 0,15 г/кг. Весит выбитый катализатор примерно 1,2 килограмма.


В феврале текущего года средний нейтрализатор выхлопных газов, принимаемый «Унидрагмет БГУ», стоил 400—450 рублей за килограмм — столько владельцы получали на руки. Причем разбежка цен достаточно большая — от нуля (если в детали не осталось никаких металлов) до 3 тысяч рублей.

Из-за ситуации с COVID-19 предприятие временно не работает с физлицами. В «мирное время» сюда в день приезжали по 50 человек с катализатором под мышкой. Сейчас организация занимается ремонтом и рядом других мероприятий, чтобы впоследствии продолжить работу (открытие планируется на начало мая). Клиентам собираются выдавать бесплатные маски, зона ожидания переместится из здания на улицу.


Какой процент от стоимости драгметалла получает клиент?

В зависимости от условий, которые диктует рынок, предприятие платит автомобилистам, сдающим свои катализаторы, от 70 до 83% от стоимости драгметаллов, находящихся в сдаваемом элементе. Иными словами, если из детали удастся добыть ликвидных материалов на 1000 рублей, то владелец получит 700—800 рублей.


Сегодня рынок драгметаллов крайне нестабилен. Графики изменения их стоимости красноречиво свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в мире очень шаткая. За неделю цены могут меняться на десятки процентов (в разные стороны). Эксперты не помнят таких колебаний за годы своей работы. Даже во времена кризиса 2008 года рынок был более стабилен. Упавшая тогда цена на родий продолжительное время оставалась низкой. Сейчас же этот элемент может дорожать или дешеветь на 30% за сутки. Причины такой турбулентности на рынке драгметаллов понятны: с одной стороны, наблюдается сокращение добывающих мощностей, с другой — снижение потребления металлов (многие заводы сейчас не работают).

Самые ценные катализаторы — в Японии

Как уже отмечалось выше, количество драгметаллов в нейтрализаторах выхлопных газов зависит от двигателя и рынка сбыта. По моторам общая тенденция следующая — чем больше рабочий объем, тем более дорогой у автомобиля катализатор (хотя есть исключения, о которых чуть ниже). Что же касается рынков сбыта, то здесь все зависит от требований стран по уровню выхлопа. Так, модели, предназначенные для рынка ЕС, имеют более «обогащенные» нейтрализаторы по сравнению с теми, которые поставляются в некоторые страны Азии и Африки.


— По среднему содержанию драгоценных металлов в катализаторах лидируют машины, предназначенные для японского рынка. Если сравнить одну и ту же модель, которая продавалась в ЕС, США и Японии, то у версии для азиатской страны будет наиболее дорогой элемент. Из этого можно сделать вывод, что Япония наиболее требовательна к экологическим характеристикам автомобилей, — рассказал нам начальник центра Павел Бирюков.

Блюдо традиционной японской кухни в Каталоге Onliner:

Любопытно, что модель с одним и тем же показателем эконорм не всегда обладает одинаковым катализатором. Некоторые машины как для рынка ЕС, так и для России соответствуют стандарту Евро-5, но нейтрализующий газы элемент у них будет разным. Как пример — Renault Duster с 1,5-литровым dCi. В Европе эта модель (продается как Dacia) имеет драгоценных металлов в катализаторе в разы больше, чем версия для рынка ТС. Хотя и та, и другая соответствует стандарту Евро-5.


Как понять, что катализатор уже можно сдавать?

Избавляться от катализатора в новом автомобиле нет смысла. Во-первых, машина будет снята с гарантии, а во-вторых, этим действием вы нанесете ущерб окружающей среде (стоит ли сделка с совестью пару сотен рублей?). Эксперты рекомендуют избавляться от нейтрализатора выхлопных газов только после того, как он отработал свое. Если автомобиль не эксплуатировался в экстремальных условиях и катализатор не повреждался физически, то ресурс «драгоценного» узла — от 150 до 250 тысяч километров. Далее идет процесс отравления каталитической поверхности драгметаллов и элемент перестает выполнять функцию очистки газов, образующихся в ходе работы двигателя.


Забившийся катализатор образует препятствие для выхода газов, что в свою очередь повышает расход топлива и снижает тягу мотора. Иногда узел выходит из строя намного раньше 150 тысяч километров. Причин может быть несколько: неисправности в работе зажигания, когда смесь догорает в катализаторе, попадание моторного масла в топливо, механические повреждение и пр. Пыль от раскрошенного нейтрализатора выхлопных газов (он, как правило, керамический) может попасть в двигатель и стать причиной «задир» в цилиндрах.

По-хорошему после снятия старого катализатора на его место нужно поставить новый. Но, как вы уже поняли, стоимость данного элемента довольно высока, поэтому люди ставят вместо него дешевый пламегаситель и ездят так. Пройти техосмотр без нейтрализатора выхлопных газов в Беларуси не проблема — даже автомобили, соответствующие стандарту Евро-2, получат заветную наклейку. А вот в Европе эконормы повыше, и это одна из причин, почему европейцы избавляются от машин при пробеге более 250 тысяч километров — без нового катализатора их могут не допустить к участию в дорожном движении.


Кто чаще всего сдает катализаторы?

Бóльшая часть клиентов «Унидрагмет БГУ» — это владельцы автомобилей, выпущенных в конце 1990-х — начале 2000-х. Причем у некоторых старых машин «залежи» драгметаллов поражают своим объемом. Например, в выпущенной в 1999 году Mazda 626 с 2-литровым бензиновым двигателем катализатор стоит до 2 тысяч рублей. У старых Volvo 740 и 760 цифры могут быть еще выше. В цене нейтрализаторы выхлопных газов от бензиновых Mitsubishi Carisma и Honda Accord.

Иногда даже малолитражки могут удивить стоимостью данного элемента — у Fiat Punto с 1-литровым двигателем катализатор оценивается примерно в тысячу рублей. В случае с Volkswagen Polo 1,4 конца 1990-х годов выпуска цифра будет примерно такая же. Особенно ценны катализаторы гибридов. Хотя, повторим, общая тенденция такова, что чем больше объем, тем дороже нейтрализатор выхлопных газов. Здесь можно отметить, что новизна автомобиля роли не играет — у машины, только что сошедшей с конвейера, деталь может стоить дешевле, чем у 20-летней модели.


Процесс сдачи

Если нет очереди, человек, приехавший в «Унидрагмет БГУ» с катализатором, уедет домой с наличными через 15—20 минут. Мастер принимает узел в сборе и извлекает каталитические соты из металлической гофры. Для этого в цеху предприятия имеются мощные ножницы. Извлеченный катализатор взвешивают и далее помещают в бочку, которая измельчает соты в однородный мелкодисперсный порошок.

Где находится катализатор. Подробные фото машины

Я уже писал про катализатор, это важный элемент в очистке отработанных газов. Он их делает банально чище, чтобы не загрязнять окружающую среду (забота об экологии) и я считаю это правильным! Однако через 150 000, а может быть чуть больше это фильтрующая система может выйти из строя, банально забиться или даже оплавится. На панели у вас вылезет CHECK ENGINE, едем на диагностику где вам, и выносят не утешительный вердикт – замена. А цены ой, какие не маленькие. И вот для начала вы сами решили разобраться, даже может и снять катализатор! Но где он находится, как его найти? Сегодня будем разбираться …

Где находится катализатор

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Если честно, то иногда можно обойтись прочисткой этой части глушителя, про это я писал здесь. Но зачастую после большого пробега замена неминуема. Весь рабочий слой у него сгорает или оплавляется. Однако сегодня не об этом, будем искать место расположения.

Как часть глушителя

Стоит отметить, что каталитический нейтрализатор, стоит искать в глушителе (если можно так выразиться). Просто ко мне пишут новички, они его ищут среди навесного иногда пластикового оборудования сверху! Ребята это не так, он призван очищать выхлоп, а поэтому – ВСЕГДА находится в начале глушителя автомобиля, там где выходят раскаленные, зачастую недогоревшие газы.

часть глушителя

Он то и призван их дожигать и очищать, для этого у него имеется специальная сетка – соты в строении, которая зачастую делается с применением благородных металлов.

Рядом с выпускным коллектором

катализатор соединен с глушителем

Такое крепление продиктовал опыт эксплуатации автомобилей. Раньше эту часть, зачастую крепили под днищем машины, то есть не в подкапотном пространстве, а под днищем. Однако выступающий большой бак (особенно на наших дорогах), зачастую цеплял прелести наших дорог, его банально отрывали! А стоит он недешево, это же не просто труба или резонатор. Поэтому сейчас практически все производители, переходят на крепление именно рядом с коллектором, это практичнее. Хотя справедливости ради, стоит отметить – сейчас до сих пор некоторые производители устанавливают под днищем машины. Это связано с узким подкапотным пространством.

Если открыть капот, то вы не всегда сможете определить место нахождения. Зачастую на многих иномарках, он закрыт защитным металлическим кожухом, так что сверху просто лист и уже под ним и находится катализатор.

защитный кожух

Если поднять машину на подъемниках, или заехать на яму, разглядеть его куда проще.

под кожухом

Датчики катализатора

Еще один частый вопрос – а где находятся датчики каталитического нейтрализатора? Многие думают, что они вкручиваются именно в него! Но это не так, по сути в катализаторе датчики не должны быть – они там незачем! А вот перед ним и после него устанавливаются два датчика – кислорода. Задача у них не только замерить содержание кислорода до катализатора и после него, но и увидеть излишний расход топлива в систему. Кстати по данным от этих датчиков может автоматически корректироваться работа подачи топлива, чтобы избежать переливов.

датчики катализатора

Также эти датчики сигнализируют о выходе из строя «нейтрализатора», если данные перед ним и после него не сильно различаются, это говорит о том, что очистка не происходит – возможно, разрушились или оплавились «соты». Вот тут и выходит ошибка CHECK ENGINE – не радостно.

Можно ли его убрать?

Сразу хочется отметить, что у меня уже есть такая статья, читаем. Плюсов и минусов здесь полно! Из негативных моментов можно назвать – то, что выхлоп будет выходить напрямую без очистки, а это плохо для окружающей среды, ведь с каждым годом экологический фон только ухудшается. Также вы не пройдете техосмотр, ведь они замеряют выхлопы CO из глушителя. Да и если убрать катализатор из системы, то вам нужно как минимум прошивать ЭБУ, ведь датчики кислорода сойду просто с ума – что тоже не дешево.

как работают датчики

Положительные моменты – прибавляется мощность, пусть не значительно, но прибавляется, примерно на 5%. Падает расход топлива, на 5 – 7%. Не нужно покупать дорогостоящий элемент, а зачастую он стоит порядка 30 – 50 000 рублей, все зависит от класса авто.

Так что убрать можно, даже вменяемые плюсы есть, но вот дышать газами от вашего выхлопа придется вашим детям в будущем! Подумайте над этим.

На этом заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ.

(10 голосов, средний: 4,80 из 5)

Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать

Главными из них являются палладий, платина и родий. Экологические нормы требуют от производителей выпускать все более "чистые" автомобили с низкими уровнями вредных выбросов. И палладий в этом процессе играет ключевую роль.

Этот металл, как и платина с родием, обладает поглощающими свойствами. Палладий, применяемый в бензиновых катализаторах, способен поглотить выхлопы, превышающие его собственную массу в 900 раз. Высокий спрос на этот редкий металл породил бурный рост рыночной цены.

С октября 2019 года цена палладия взлетела на 25% и преодолела 2100 долларов за унцию. И на этом фоне Европу и США захлестнула волна странных краж. Целые организованные группировки, вооруженные электрическими пилами, варварски вырезают катализаторы с автомобилей.

При этом опытные воры знают и производителей, и даже модели, в катализаторах которых содержится наибольшее количество драгоценных металлов. К примеру, в дизельных автомобилях используется платина, в бензиновых - палладий. В гибридных автомобилях содержание палладия выше, чем в обычных.

Это связано с тем, что у гибридов нет времени на прогрев катализатора для повышения его эффективности, поэтому требуется больше металла для поглощения большего количества вредных выхлопов.

В прошлом году Toyota даже начала предлагать владельцам Приусов специальные устройства Catloc, которые усложняют процесс насильственного демонтажа катализатора. По сути, это просто стальная пластина, посаженная на секретки, закрывающая часть днища автомобиля.

Большинство воров просто сдают катализаторы на драгметаллы, а не продают их как запчасти. Масса палладия, содержащегося в "сотах" одного катализатора, может достигать 1,5-2 граммов. Если учесть, что в некоторых премиальных автомобилях применяются парные катализаторы, то доход с одного автомобиля может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

К примеру, в составе катализатора массой 1200 граммов одного известного немецкого производителя есть платина (0,12% массы), палладий (0,08% массы) и родий (0,008% массы).

Проблема заключается в том, что этот палладий из сплава еще надо как-то выделить. Способов есть несколько и все они довольно затратны и сложны, так что нет совершенно никакого смысла работать с единичными экземплярами. Но если процесс поставлен на поток, то в итоге получается металл, который можно заново где-то использовать или перепродавать. И все же маржинальность процесса очень низкая. Заработать на этом если и получится, то несерьезные средства.

По теме

Интересно, что крупнейшее месторождение палладия в мире находится в Норильске. Причем по иронии он является всего лишь побочным продуктом при добыче никеля.

На данный момент крупнейшие автопроизводители стремятся запастись палладием впрок, так как цена на него, согласно всем прогнозам, будет только расти. Но этот рост не может быть бесконечным. Он продлится ровно до тех пор, пока выгоднее и эффективнее не станет использовать другой металл - платину. Уже сейчас она в два с лишним раза дешевле палладия.

Тем не менее, сам переход с одного металла на другой невозможен в короткий срок - перестроение производства может занять несколько лет и много миллиардов евро. Именно поэтому одной из самых затратных статей в бюджете многих крупных автопроизводителей стал поиск замены палладию и платине. Экологичность автомобилей должна стать дешевле.

Для чего нужен катализатор в автомобиле: признаки неисправности и способы промывки устройства

Резкий скачок уровня автомобилизации общества в конце двадцатого века потребовал глобального усиления требований к экологичности двигателей внутреннего сгорания. Суровые законодательные меры вынудили производителей разработать и внедрить сложные технические комплексы очистки выхлопных газов, главными компонентами которых стали системы электронного управления впрыском топлива и специальные узлы дополнительной переработки продуктов выпуска – каталитические нейтрализаторы.


Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор

Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.

Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.

Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.

Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.

Что ценного в устройстве

К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.

Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.


Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.

В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.

Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.

Виды катализаторов


По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.

  1. В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
  2. Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.

Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.

Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.

Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.

Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.

Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.

Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.

Причины и признаки неисправности


Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.

Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.

При этом катализатор способен нанести страшный ответный удар двигателю. Его близкое расположение к зоне выпускных клапанов привело к опаснейшему эффекту – раскрошенная керамика может попадать в цилиндры.

Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.

Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.

Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.

Как проверить

Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.


Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.

Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.

Как почистить


В тех случаях, когда соты ещё не повреждены, но пропускная способность нейтрализатора уже снижена смолянистыми отложениями, его можно промыть.

Для этого лучше всего использовать жидкость, обычно применяемую для очистки карбюраторов или топливных форсунок. Только потребуется её значительно больше.

Катализатор заливается промывочной жидкостью, после чего ей предоставляется время на растворение загрязнений, затем её сливают, внутренности детали промываются горячей водой и просушиваются (продуваются).

Обычно процедура требует неоднократного повторения. Существуют также специально предназначенные для подобных промывок составы.

Зачем вырезают катализатор на автомобиле

Подобное удаление имеет негативные последствия в виде увеличения загрязнения окружающей среды.


Выполняется оно обычно по двум причинам – экономии на покупке новой детали, взамен пришедшей в негодность (изделие дорогое по описанным выше причинам) и мощностного тюнинга автомобиля.

Снижение сопротивления на выхлопе позволит мотору раскручиваться более уверенно. К тому не секрет, что экологичность и экономичность пока не могут существовать одновременно. На обслуживание хорошего катализатора требуется значительное количество дополнительного топлива, не несущего полезной нагрузки.

Тонкости удаления устройства из выхлопной системы

Выполнить это без значительных затрат времени иногда невозможно. Прошли времена, когда катализатор представлял собой удобный в обращении жестяной цилиндр с хрупкой керамической начинкой. Два крепких удара ломом — и дело сделано.

Сейчас приходится иметь дело с изделием замысловатой формы, без доступа к внутренностям, да ещё и с крепкими металлическими сотами. Приходится вскрывать корпус и потом его заваривать. В условиях СТО операция не самая дешёвая.

Завершиться процесс должен перенастройкой «мозгов» двигателя, иначе они сразу вычислят обман. Это делается различными способами, в зависимости от квалификации и привычек исполнителя. Могут применяться как программные, так и аппаратные «обманки» контролирующих датчиков.

Результат один – мотор адаптируется к новым условиям и перестаёт паниковать лампочкой «Check engine». Иногда ставят так называемый пламегаситель – специальную вварку, нормализующую звук, температуру и внутреннюю аэродинамику выхлопа.

Что такое катализатор в автомобиле

Большинство автолюбителей задают вопрос, что такое катализатор в машине, когда обнаруживают неисправность детали. Автомобили, оснащённые каталитическими нейтрализаторами, начали выпускаться в угоду экологам, ратующим за снижение выбросов от двигателей внутреннего сгорания в атмосферу. Потребители неоднозначно относятся к установке этого узла в двигатель, поскольку его стоимость высока, а ремонт при российском качестве бензина требуется достаточно часто. Попробуем разобраться, нужен ли катализатор двигателю, и как самостоятельно добиться его корректной работы.

Автомобильный катализатор: что это

Каталитический нейтрализатор – элемент выхлопной системы мотора, предназначенный для очистки отработанных газов перед их выбросом в атмосферу. Необходимость разработки данного узла автомобильного мотора возникла в 60-х годах прошлого века, когда мировое сообщество озаботилось состоянием экологии на планете. В то время уровень выбросов из выхлопных труб автомобилей не был установлен на законодательном уровне.

Катализатор автомобиля

Катализатор предназначен для нейтрализации вредных выхлопов автомобиля и является частью выхлопной системы авто

Первые стандарты содержания токсичных продуктов в выбросах автомобилей были введены в 1970-м году. Автопроизводителей обязали оснащать машины устройствами, снижающими объёмы угарного газа и продуктов сгорания углеводородов. С 1975 года каталитический нейтрализатор стал обязательной деталью всех сходящих с конвейера автомобилей.

Производители устанавливают на автомобили три вида катализаторов:

  1. Керамические – используют механический способ очистки выхлопных газов. Состоят из керамических пластин, покрытых драгметаллами. Максимальный ресурс работы этого вида – 100 тысяч километров. Однако при плохом качестве топлива его замена требуется уже после 70–80 тысяч километров пробега.
  2. Металлические – их начинка состоит из металлических сот, обладающих повышенной упругостью. Конструкция таких деталей надёжная и более прочная, по сравнению с керамическими катализаторами.
  3. Спортивные – самые надёжные модели, но при этом имеющие высокую стоимость. Изготовлены из металла, но обладают большей пропускной способностью, нежели два предыдущих варианта.

Из чего состоит и как работает

Устройство катализатора

Основа катализатора – керамические соты

Конструктивно каталитический нейтрализатор представляет собой выполненную в форме сот керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищённую теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки прибора имеют специальное покрытие – рабочий состав. Покрывающий соты состав – это сплав платины, родия и палладия, драгоценных металлов, стоимость которых превосходит золото как минимум в два раза.

Сотовая конструкция катализатора увеличивает площадь соприкосновения токсичных газов с нейтрализующей их поверхностью. Остатки вредных веществ мгновенно догорают и не попадают в атмосферу.

Катализатор состоит из следующих деталей:

  • Корпус с входным и выходным патрубками;
  • Керамический блок с пористой структурой;
  • Каталитический слой – напыление на ячейках керамического блока;
  • Датчик (лямбда-зонд) – прибор, показывающий загрязнённость газов после очистки;
  • Металлический кожух – выполняет функцию теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.

Схема катализатора

Устройство катализатора в разрезе

Деталь устанавливают после выхлопной трубы двигателя или во фланце выпускного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы катализатора, поскольку нейтрализация токсических веществ возможна только при высоких температурах. Работа узла происходит следующим образом:

  1. Выхлопные газы по входному патрубку направляются внутрь детали и попадают на керамический блок, заполняя ячейки.
  2. Металлы-катализаторы окисляют несгоревшие углеводороды и угарный газ.
  3. Восстановительный металл родий нейтрализует оксид азота и превращает его в безвредное вещество.
  4. Через выходной патрубок в атмосферу выводится чистый газ.

Это важно! Решающую роль в процессе нейтрализации токсичных веществ играет температура процесса. Преобразование возможно при температуре от 300 градусов, однако в основном рабочая температура катализатора автомобиля находится в пределах от 400 до 800 градусов.

В момент прогрева двигателя катализатор бездействует, и это является существенным недостатком разработанных на сегодняшний день моделей. Трудность организации правильной работы узла состоит в опасности его перегрева. Если расположить катализатор ближе к двигателю, срок работы резко уменьшится из-за систематического перегрева. Большинство автопроизводителей располагают деталь в области правого переднего колеса, где существует возможность поддержания температуры на оптимальном уровне.

Для чего скупают

Каталитический нейтрализатор – одна из деталей, продолжающих интересовать потребителя даже по окончании срока службы. В интернете всё чаще встречаются объявления о скупке автомобильных катализаторов многочисленными бизнесменами. Причина этому – содержание в детали напыления из драгоценных металлов.

Количество драгметаллов зависит от модели и массы катализатора. В среднем показатели следующие:

  • Серебро – от 5,5 до 15 г;
  • Палладий – от 0,05 до 4,95 г;
  • Платина – от 0,1 до 1 гр.

Отработанные катализаторы

Отработанные катализаторы скупают из-за содержания в них в малом количестве драгоценных металлов

Извлечение из деталей драгоценных металлов – технологически сложный и невыгодный в домашних условиях процесс. Сделать это можно только в больших объёмах с применением специального оборудования и реагентов.

Причины и признаки неисправности

Рабочий ресурс автомобильного каталитического нейтрализатора, как уже отмечалось выше, примерно 150 тысяч километров. В процессе эксплуатации деталь постепенно выгорает, и чем хуже топливо, тем происходит это быстрее. Дело в том, что искусственные присадки в плохом бензине способствуют повышенному нагреванию топлива, и соты катализатора оплавляются и забиваются.

Это важно! Выходу детали из строя также способствуют микроповреждения, возникающие при езде по неровностям, неисправности поршневой группы и зажигания. Ускоряет процесс загрязнения сот агрессивный стиль езды.

Забитые соты

Выработавший свой ресурс катализатор подлежит замене

Неисправность катализатора фиксирует лямбда-зонд, и на приборной панели выскакивает ошибка «CHECK ENGINE» (Проверить двигатель). При низкой эффективности работы катализатора вследствие его засорения на панели может высветиться ошибка «Р0420». Кроме того, симптомами выхода из строя детали являются:

  1. Дребезжание и вибрация под днищем автомобиля. Если при разгоне или перегазовке слышен лязг, значит, детали внутри корпуса катализатора осыпались, или деталь сдвинулась с места.
  2. Снижение динамики двигателя. Автомобиль медленно разгоняется. Как будто его удерживают сзади. Это говорит о том, что соты частично забиты.
  3. Временное отсутствие тяги на высоких оборотах.
  4. Трудности с запуском двигателя. При полной поломке катализатора автомобиль глохнет сразу после запуска.
  5. Сизый оттенок выхлопов с едким, удушливым запахом – этот признак говорит о значительном разрушении или оплавлении сот.
  6. Повышение расхода топлива. Этот признак неоднозначен и может свидетельствовать о других проблемах. К примеру, расход бензина увеличивается, если забиты топливные форсунки.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что узел пока работает, но соты частично оплавлены и пропускная способность их снижена. Если продолжить эксплуатацию автомобиля в этой ситуации, мотор может перестать заводиться.

Это важно! Керамические частички разрушенного катализатора могут попасть в цилиндры, повредить их стенки и полностью вывести мотор из строя.

Как проверить состояние узла

Проверить работоспособность катализатора каждый автовладелец может самостоятельно или обратившись в сервисный центр. Существуют 3 метода проверки работоспособности детали:

  1. Визуальный осмотр корпуса. Деформация корпуса всегда говорит о частичной или полной неисправности катализатора. В этом случае катализатор необходимо снять и посмотреть на просвет. На некоторых моделях осмотр без вскрытия корпуса провести нельзя.
  2. Противодавление. Проверку можно провести с помощью манометра и присоединённой к нему трубки-переходника. Манометр ставят на место лямбда-датчика и заводят двигатель на 2,5–3 тысячи оборотов на 15 секунд. В среднем нормальные показатели давления 0.3 кг/см 2 и 0.35 кг/см 2 для доработанных двигателей. Показатели 0,5 кг/см 2 и выше свидетельствуют о проблемах с катализатором.
  3. Диагностика мотор-тестером. Такой вариант диагностики возможен при наличии специального оборудования. Прибор подключают вместо свечей зажигания и снимают данные во время старта двигателя.

Диагностика автомобиля

При наличии специального оборудования провести диагностику можно и самостоятельно

Зачем удаляют катализатор

Идеальное решение при выходе катализатора из строя – его замена новым. Однако не всем по карману покупка новой, оригинальной детали, стоимость которой около 50 тысяч рублей. Альтернативный вариант китайского производства обойдётся в 10 тысяч. Но и такие расходы для некоторых автовладельцев неприемлемы, поэтому они решают удалить каталитический нейтрализатор полностью и вварить пустой пламегаситель (резонатор).

Это важно! Специалисты рекомендуют менять катализатор на оригинальный только один раз, на новых автомобилях. Последующее вложение средств в дорогостоящий оригинальный катализатор нецелесообразно, поскольку мотор работает всё хуже, и соты засоряются в два раза быстрее. Некоторые универсальные модели в несколько раз дешевле фирменных деталей и при этом работают не хуже.

Многие водители решают удалить катализатор, полагая, что он «душит» двигатель. После удаления детали мотор, действительно, начинает работать лучше, ведь ничто не мешает выходить отработанным газам наружу. Но автомобиль становится активным загрязнителем атмосферы. На таком автомобиле нельзя выезжать за границу, поскольку он не соответствует экологическим стандартам Евро-3.

Удаление катализатора

Некоторые водители считают, что можно вполне обойтись без катализатора

В автомобилях, выпущенных по стандартам Евро-3, удаление катализатора потребует прошивки электронного блока управления. Без этой процедуры электронный мозг автомобиля не даст двигателю работать. Прошивку обновляют до версии, в которой каталитический нейтрализатор не задействован. Как вариант, устанавливают эмулятор сигнала кислородного датчика, и в этом случае можно обойтись без перепрограммирования ЭБУ.

Некоторые автовладельцы удаляют только внутреннюю часть катализатора, оставляя на прежнем месте его корпус или заменяя «бочку» на часть магистральной трубы. Некоторые автомобили после такой процедуры начинают издавать во время движения характерный шум, поскольку корпус катализатора становится резонатором. В этой ситуации установка вместо катализатора пламегасителя выглядит более рациональной.

Это важно! Автомобиль с удалённым катализатором становится опасным на закрытых парковках и в гараже. Выхлопные газы могут вызвать сильнейшее отравление, в небольшом пространстве вплоть до летального исхода.

Промывка катализатора автомобиля своими руками

Мастера СТО в один голос утверждают, что катализатор не подлежит ремонту, и единственный способ восстановления его работоспособности – это замена новым. Отремонтировать отработавший свой ресурс узел действительно невозможно. Стоит помнить, что данная деталь является расходной и рано или поздно подлежит замене.

Однако если катализатор просто забился, продлить срок его эксплуатации поможет очистка или промывка. Сделать это можно самостоятельно, не обращаясь к дорогостоящим специалистам.

Раствор для промывки

Промывку катализатора каждый водитель может произвести своими силами

Чем и как промыть

С задачей промывки засорённого катализатора хорошо справляется жидкость для карбюраторов или этанол. Процедуру проводят в пластмассовой таре. Катализатор снимают с автомобиля, проверяют на предмет сильных повреждений и приступают к очистке.

Соты обильно поливают очищающей жидкостью, затем деталь заворачивают в несколько слоёв ткани и вертикально устанавливают в пластмассовую тару. Через 30 минут соты промывают струёй горячей воды.

После промывки водой катализатор продувают для проверки проходимости сот. Если воздух проходит с трудом, деталь снова поливают жидкостью и промывают водой. После полной очистки деталь хорошо продувают сжатым воздухом и тщательно просушивают мощным феном.

При критическом загрязнении процедуру приходится повторить 3–4 раза или воспользоваться более агрессивным средством. Для промывки берут керосин и разводят его в пропорции 4:1 растворителем 646 или ацетоном. В полученный раствор катализатор погружают на сутки, затем продувают или проводят описанную выше чистку аэрозолем для карбюраторов и промывку.

Видео: как прочистить пеной

Это важно! Выполнять очистку в ванной комнате нельзя, поскольку жидкость для карбюратора способна разъесть эмаль ванны и навредить другим деталям интерьера.

Механическая очистка

Удалить загрязнения, скопившиеся на внешней стороне катализатора, можно мелкой наждачной бумагой. Наждачка поможет в случае несильного загрязнения детали. Удалять нагар нужно аккуратно, чтобы при излишнем трении не повредить соты. После чистки катализатор продувают струёй сжатого воздуха.

Как почистить катализатор не снимая с машины

Для промывки и профилактического обслуживания катализаторов промышленность предлагает специальную жидкость, например, Hi-Gear HG3270. Её выливают в бензобак до заправки. Как только двигатель начинает работу, жидкость приступит к чистке катализатора. Скопившаяся сажа самостоятельно удалится через выхлопную трубу. Конечно, это не понравится экологам, но двигатель начнёт работать лучше.

Как не нужно проводить процедуру

Некоторые народные умельцы, с целью экономии времени, применяют «варварский» способ восстановления работоспособности катализатора. Они просто пробивают в детали отверстия, чтобы вернуть мощность работы двигателю.

Такой способ прочистки полностью выводит катализатор из строя. Уровень шума при движении автомобиля повышается, загрязнение выхлопов становится максимальным. Стоит помнить, что эксплуатация автомобиля с неработающим катализатором приводит к различным проблемам с двигателем.

Видео: принцип работы катализатора

В России нет чётких требований к содержанию токсичных веществ в выхлопных газах автомобиля, поэтому вопрос с необходимостью каталитического нейтрализатора в двигателе каждый автовладелец может решать самостоятельно. Многие водители вынуждены удалять эту деталь со своих машин, поскольку качество бензина в нашей стране оставляет желать лучшего. В результате загрязнение воздуха выхлопными газами, особенно в мегаполисах, становится критичным и серьёзно вредит людям.

Читайте также: