Удаление катализатора уаз хантер

Обновлено: 24.04.2024

Удаление или замена катализатора системы выпуска Уаз Хантер с двигателем ЗМЗ-409 Евро-2.

Удаление или замена катализатора из системы выпуска отработавших газов Уаз без особой необходимости, бессмысленная процедура со всех точек зрения. Распространенное мнение о якобы какой то прибавке мощности двигателю, на самом деле действительности не соответствует.

Удаление или замена катализатора системы выпуска Уаз Хантер с двигателем ЗМЗ-409 Евро-2.

Замена катализатора на такой же исправный.

Самый правильный с точки зрения экологии, но в тоже время очень дорогостоящий вариант, прежде всего из-за цены самого катализатора. Если все таки решились, то поврежденный катализатор имеет смысл менять на универсальный катализатор, он может быть дешевле оригинального в несколько раз.

Удаление из корпуса катализатора всего его содержимого.

Катализатор снимается с машины, из него удаляются все внутренности, а затем пустой корпус ставится на штатное место. Самый простой и дешевый вариант, но в результате такой переделки может измениться звук выхлопа, и не в лучшую сторону. Хотя при желании можно доработать пустой корпус катализатора и превратить его в первичный глушитель.

Удаление катализатора и установка вместо него стронгера.

Удаление катализатора Уаз и установка вместо него стронгера

По словам производителя, эти стронгеры-пламегасители-ускорители-эжекторы способствуют значительному повышению мощности двигателя, повышению оборотного момента и улучшению динамики езды. Внутренняя конструкция пламегасителя придает выхлопным газам вращательное движение, что ускоряет их проходимость в выхлопной системе. Выхлопные газы образуют тягу, благодаря чему сами выталкиваются наружу, что способствует большему и ускоренному наполнению цилиндров двигателя свежей воздушно-топливной смесью.

Уаз Хантер не спортивная машина, поэтому судя по приведенному описанию, если мощности двигателю и прибавится, то только в верхнем диапазоне оборотов, в тоже время есть высокая вероятность того, что двигатель потеряет часть крутящего момента и мощности на низах.

Кроме того, возникает закономерный вопрос, зачем изначально придавать выхлопным газам вращательное движение и ускорять их проходимость в выхлопной системе, если после катализатора в системе выпуска Уаз Хантер стоит глушитель и резонатор, которые такое движение сведут на нет? Поэтому, чтобы увеличить мощность, так называемые стронгеры имеет смысл монтировать только в выхлопных прямоточных системах с пониженным сопротивлением.

Удаление катализатора и установка вместо него пламегасителя.

Установку пламегасителя на Уаз Хантер вместо катализатора, сторонники такого варианта решения основывают на том, что пламегаситель будет способствовать увеличению срока службы глушителя и не даст ему преждевременно выгореть изнутри, так как он будет препятствовать дохождению до него пламени.

Но ведь дело все в том, что в районе входа в катализатор на исправном двигателе и при его правильной работе, нет и не может быть открытого пламени, иначе бы катализатор оплавился и вышел из строя уже на первой тысяче километров пробега. Да, туда идут горячие газы, но не пламя. А вот при неисправном двигателе и позднем зажигании, пламя там может быть вполне.

Удаление катализатора и установка вместо него простой переходной трубы с гофрой.

Удаление катализатора Уаз и установка вместо него простой переходной трубы с гофрой

Этим в принципе можно и ограничится, но если есть такая возможность, то переходную трубу нужно несколько модернизировать врезав в нее гофру. Гофра глушителя играет роль эластичного соединения в системе выпуска отработавших газов и предназначена для уменьшения вибраций передающихся от двигателя на выхлопную систему и как следствие на кузов автомобиля, а так же для предотвращения поломки элементов системы выхлопа.

Удаление или замена катализатора системы выпуска Уаз Хантер Евро-2

Устройство гофры глушителя может быть самым различным. Она может состоять из двух или трех слоев, а также иметь одинарную или двойную оплетку. От этого зависит насколько удачно она будет справляться с возложенными на нее функциями, а также ее долговечность.

Последствия удаления катализатора из системы выпуска Уаз Хантер.

Удаление или замена катализатора каких особых и явно ощутимых изменений может и не принести. Скорее всего машина станет немного динамичнее, возможно несколько упадет расход топлива и изменится звук выхлопа. Холодный двигатель до прогрева будет работать чуть громче, появится отчетливый запах выхлопных газов.

Удаление катализатора на УАЗ Патриот

При работе двигателя внутреннего сгорания в атмосферу выбрасываются вредные соединения. Для снижения токсичности выхлопа бензинового мотора используется каталитический нейтрализатор, дожигающий экологически вредные вещества. Катализатор на УАЗ Патриот позволяет вписать автомобиль в международные требования по токсичности (вплоть до Евро 5 для машин выпуска 2019 г.).

Назначение каталитического нейтрализатора в Патриоте

Каталитический нейтрализатор предназначен для преобразования ряда химических веществ:

  • дожигание углеводородных соединений, ответственных за образование смога;
  • преобразование оксидов азота до атомарного азота и углекислоты;
  • дожигание угарного газа до углекислого газообразного вещества.

Нейтрализатор изготовлен из стального листа, внутри расположена керамическая вставка сотового типа. На поверхности вставки нанесены активные вещества на базе редкоземельных металлов, обеспечивающие протекание химических реакций. Для обеспечения корректной работы каталитического конвертера требуется поддерживать стехиометрический состав рабочей смеси.

На автомашинах Патриот управление осуществляется электронным контроллером, для получения обратной связи используются 2 датчика кислорода (лямбда-зонды), установленных до и после нейтрализатора.

Каталитический нейтрализатор

Особенности работы катализатора на УАЗ Патриот

На автомашинах Patriot используется конвертер стандарта Евро 3 и выше, расположенный на расстоянии от выхлопного коллектора двигателя. При эксплуатации автомобиля на шоссейных дорогах нейтрализатор работает в нормальном температурном режиме. Но при преодолении бродов или при движении по проселочным дорогам, залитым водой или грязью, корпус устройства переохлаждается, что приводит к поломке или некорректной работе.

Удаление катализатора УАЗ Патриот Евро 3, причины и виды неисправностей

Причины поломок каталитического нейтрализатора на автомашинах УАЗ Патриот:

  1. Использование бензина с примесью тетраэтилсвинца, который разрушает каталитический состав. Негативное влияние оказывают присадки, которые используются для повышения октанового числа низкосортного топлива. Частицы оседают на поверхности сотовых каналов, препятствуя проходу газов и снижая эффективную площадь нейтрализатора. Применение топлива с низким октановым числом вызывает детонацию, разрушающую не только цилиндро-поршневую группу, но и керамический элемент конвертера.
  2. Нарушение угла опережения зажигания приводит к увеличению температуры выхлопных газов или выбросу топливной смеси в полость нейтрализатора. Нарушение температурного режима эксплуатации приводит к оплавлению керамического элемента и потере работоспособности конвертера.
  3. При износе силового агрегата в полость цилиндров попадает масло, которое затем выбрасывается в нейтрализатор. При сгорании вещества образуется плотная сажа, необратимо засоряющая керамический элемент. Дополнительной проблемой может стать течь охлаждающей жидкости через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. Попавший в конвертер антифриз негативно влияет на металлическое каталитическое покрытие, нанесенное на керамический элемент.
  4. Частые поездки на короткое расстояние в зимнее время приводят к попаданию в холодный нейтрализатор частиц топлива. Постоянные циклы нагрева и охлаждения приводят к растрескиванию керамической вставки. Дополнительные нагрузки на нейтрализатор возникают при движении по бездорожью, когда нагретый корпус устройства оказывается в водной среде и резко охлаждается.
  5. Механическое повреждение корпуса или прогорание трубопровода, идущего от выпускного тракта двигателя. Дефекты возникают при ударе днищем о неровности, разрушение магистралей происходит в силу естественных причин (коррозия).

Катализатор УАЗ Патриот Евро 3

Последовательность действий при удалении конвертера на Patriot Euro 3:

  1. Отсоединить крепления штатной приемной трубы с нейтрализатором, а затем демонтировать узел с автомашины. Работы выполняются на подъемнике или в гараже со смотровой ямой. Если на машине используется защитный обвес под днищем, то элементы демонтируются.
  2. Приобрести выхлопную трубу от автомобиля стандарта Евро-2 и дополнительную трубу, которая устанавливается вместо нейтрализатора (каталожный номер 3160-20-1203110-10). При установке подобного элемента следует учитывать, что громкость работы двигателя возрастет. Если владелец хочет снизить шумность, то вместо трубы ставится корпус от нейтрализатора. Внутри размещается перфорированная труба пламегасителя, детали соединяются между собой сваркой. Корпус крепится к выхлопному тракту при помощи дополнительных фланцев.
  3. При установке элементов выхлопного тракта подлежат замене прокладки и резьбовые соединения. Ввернуть датчики кислорода, провода сенсоров прокладываются на штатных кронштейнах, не допускающих контакта изоляции и раскаленных трубопроводов.

На машинах стандарта Евро 2 используется датчик датчик кислорода УАЗ Патриот, установленный перед нейтрализатором, демонтаж конвертера не влияет на работу контроллера мотора. В двигателях стандарта Евро 3 введен дополнительный сенсор, установленный после банки нейтрализатора.

Для обеспечения нормальной работоспособности мотора требуется прошивка контроллера до стандарта Евро 2 или установка обманки. Существуют обманки механического и электронного типа, выбор конструкции устройства остается за владельцем автомобиля.

Удаление катализатора на УАЗ Хантер с 409 двигателем

Алгоритм удаления конвертера с двигателя семейства ЗМЗ 409, установленного на автомашине УАЗ Хантер:

  1. Установить машину на смотровую яму, а затем демонтировать защитные приспособления, расположенные под картером двигателя.
  2. Отсоединить кабели, подведенные к датчикам кислорода.
  3. Очистить металлической щеткой резьбовые соединения, а затем отвернуть гайки, установленные со стороны приемной трубы и со стороны основного глушителя выхлопных газов. Если гайки не поддаются, то детали прогреваются пламенем газовой горелки. При прогреве элементов требуется проявлять осторожность, поскольку существует риск повреждения проводки или пластиковых элементов конструкции.
  4. Извлечь корпус катализатора, который затем разрезается абразивным инструментом. Из полости конвертера удаляется керамическая сотовая вставка, вместо нее устанавливается металлический пламегаситель.
  5. Затем корпус нейтрализатора заваривается, поверхность обрабатывается защитной мастикой, рассчитанной на применение в условиях высокой температуры.
  6. Установить узел на штатное место. При монтаже требуется использовать новые прокладки и крепежные элементы. Не рекомендуется сборка узла без дополнительной вставки, поскольку пустой корпус конвертера усиливает звук выхлопа, снижая акустический комфорт в автомобиле.

Катализатор на УАЗ Хантер

Для обеспечения нормативной работы двигателя установить вместо вторичного датчика кислорода обманку. Если владелец не хочет использовать обходчик или на панели включается лампа Check Engine, то требуется перепрограммировать блок управления. Контроллер оснащается стандартной прошивкой для версии Евро 2, возможно применение авторских версий программного обеспечения.

Удаление катализатора на УАЗ Патриот Евро 4

Чтобы убрать каталитический нейтрализатор на машинах, соответствующих стандарту Евро 4, потребуется демонтировать выхлопной тракт. Из-за высокой температуры выхлопных газов гайки крепления трубы пригорают к шпилькам, для отворачивания резьбовые соединения прогревают горелкой. Затем необходимо разбить керамическую сотовую вставку, расположенную внутри изделия. Удаление элементов производится при помощи молотка и подручных средств (например, длинной отвертки или бородка). Остатки керамической пыли вымываются водой или выдуваются компрессором.

Упрощенный метод основан на замене приемной трубы выпускного тракта на доработанный узел от автомобилей Patriot, соответствующих нормативам Евро 3 или 2. Корпус катализатора вырезается болгаркой, а затем на обрезанные трубопроводы привариваются фланцы круглой конфигурации, рассчитанные на 3 болта (отверстия выполняются симметрично по окружности через 120°).

Владельцу автомашины необходимо приобрести металлическую трубу, которая вставляется вместо корпуса конвертера.

Владельцу требуется удалить штатную выпускную систему, для обеспечения подвижности узла потребуется снять траверсу коробки передач. Работы выполняются на машине, установленной на подъемнике или из смотровой ямы. Перед началом изготовления нового впускного тракта следует разметить детали, приемные трубы для автомобилей Евро 3 отличаются уменьшенной на 50 мм длиной. В конструкции не предусмотрены точки крепления теплового экрана, узел ставится на самодельных кронштейнах.

Отказ от каталитического конвертера требует изменения прошивки в блоке управления двигателем до версии, соответствующей нормативам Евро 2. Датчик кислорода, расположенный после нейтрализатора, в схеме не используется. Удалять жгут проводки не рекомендуется, провод сматывается в бухту и размещается в моторном отсеке (например, крепится хомутом к основной косе электропроводки). Поскольку место расположения первичного датчика кислорода отличается от заводского, удлиняется соединительный кабель.

Как «запороть» мотор, выбив катализатор у автомобиля

Некоторых автовладельцев не устраивает, что катализатор, выступая в роли «лишней» помехи выхлопным газам, «крадет» мощность у мотора, не давая развернуться исконной тяге водителя к быстрой езде. Но большинство удаляют «каталик» по более прагматичной причине. Со временем или из-за сбоев в работе мотора, он засоряется продуктами неправильного процесса сгорания топлива и становится самой настоящей пробкой в выхлопной трубе.

Двигатель при этом не в состоянии развить полную мощность. Как правило, о замене старого катализатора на новый речь не идет, поскольку стоят такие детали десятки тысяч рублей. Очень часто движок автомобиля после удаления катализатора начинает «жрать масло». Причем стандартная диагностика, включая компьютерную, никакого криминала не обнаруживает.

Оказывается, некоторые силовые агрегаты, в частности японских и американских марок, рассчитаны на оптимальную работу исключительно в условиях сопротивления катализатора свободному истечению выхлопных газов из камер сгорания. Когда это сопротивление исчезает вместе с сотами «каталика», мотор начинает гнать масло в выхлопную трубу в ускоренном темпе.

Поэтому продвинутые специалисты по выбиванию катализаторов не только перепрошивают электронику машины и ставят «обманку» вместо лямбда-датчика на выхлопной тракт.

Помимо этого, они устанавливают в нем искусственные преграды для истекающих из двигателя газов — создают некую имитацию катализатора. Однако и при ее наличии «масложор» порой проявляется во всей красе после демонтажа катализатора. Дело тут в следующем.

На многих моторах, в частности, азиатских марок, блок каталитического нейтрализатора расположен почти вплотную к выпускному коллектору мотора. Старый катализатор имеет свойство разрушаться и частицы пыли от него, из-за такой конструкции двигателя, затягиваются в цилиндры, вызывая там задиры на стенках и кольцах поршней. Пока движок «задушен» забитым катализатором, он с состоянии крутиться лишь до небольших оборотов. Износ от абразива в цилиндрах при этом относительно не велик, а потери масла, вызванные им, тоже не особо заметны.

Как только «каталик» исчезает, агрегат получает возможность как следует «дышать», раскручиваясь хоть до красной зоны на тахометре. Абразивный износ цилиндро-поршневой группы мгновенно ускоряется, а масло начинает лететь в трубу с устрашающей владельца машины интенсивностью.

Чтобы хоть как-то предотвратить этот сценарий, вызванный разрушением катализатора, следует сразу после его ликвидации, не прыгать за руль машины, а разобрать головку блока цилиндров, чтобы удалить «песок» из камер сгорания и выпускного тракта. А заодно заменить моторное масло, куда пыль наверняка попала тоже.

Замена катализатора на Уаз Патриот

Все знают, что двигатель автомобиля, будь то бензиновый или дизельный, выделяет при работе в атмосферу вредные вещества. Компании производители машин, дабы снизить негативную нагрузку на окружающую среду изобрели специальное устройство, получившее название каталитический нейтрализатор, в основном его все называют катализатор. Данное устройство присутствует в Российском УАЗ Патриот последнего поколения. Предлагаем вам рассмотреть назначение устройства, с какими можно столкнуться проблемами во время его работы, а также как осуществляется самостоятельное удаление катализатора.

Прямое назначение каталитического нейтрализатора в Патриоте

Рассматриваемое нами устройство в УАЗ Патриот предназначается прежде всего для снижения выброса в атмосферу загрязняющих веществ, выделяющихся от сгорания топлива в силовой установке авто. Итак, выхлопной газ из мотора поступает в установленный катализатор, в котором вредные вещества в большинстве своем оседают. В катализаторе при этом задерживаются опаснейшие вещества:

  • Оксид азота, способный вызывать сильное раздражение слизистой оболочки.
  • Углеводород, образующийся от испарения топлива, которое не сгорело.
  • Окись углерода, является ядовитым веществом, не имеющим запаха и цвета.

Данное устройство включает в себя несколько видов цветных металлов, принимающих участие в процессах окисления и восстановления. Конечно нейтрализатор не способен избавить от выхлопных газов, но до минимума снижается выхлопная токсичность.


Особенности работы катализатора на УАЗ Патриот

Нейтрализатор способен время от времени засоряться, что влечет за собой выход из строя. УАЗ Патриот необходимо эксплуатировать согласно правилам, и это поможет продлить срок службы катализатора, да и многих других узлов автомобиля. Всегда уделяйте внимание топливу, заправляемому в двигатель. На устройство негативно действует этилированный бензин, который при сжигании выделяет свинец и покрывает им катализатор.

В целом же нейтрализатор весьма чувствителен и не способен выдерживать каких-либо отклонений от нормы топлива, и быстро ломается, и требуется замена катализатора. Каждый владелец отечественного внедорожника может самостоятельно определить поломку устройства, обратив внимание не следующие признаки:

  • Выхлоп изменился;
  • Топливная смесь не полностью вырабатывается;
  • Силовая установка теряет мощность.

Помимо этого, нейтрализатор, вышедший из строя, приводит к выделению УАЗ Патриот вредных веществ в окружающую среду.

Устраняем поломку катализатора на внедорожнике Патриот

Многие водители УАЗа сталкиваются с отказом мотора работать в полную мощность. И скорее всего, связано это с неисправным нейтрализатором. В случае, когда устройство вышло из строя, его легко можно заменить, но хочется сразу отметить, что катализатор стоит больших денег, и вряд ли кто-то захочет расставаться с кругленькой суммой. В следствие этого, многие прибегают к удалению узла из конструкции выхлопной системы.

От того, какого года выпуска машина, зависит и ее норма выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Это влияет и на конструктивные и монтажные особенности устройства в выхлопной системе. Мы расскажем вам, как удалить катализатор на авто стандарта ЕВРО-4, в случае, если замена катализатора вам не по силам.

Чтобы осуществить собственными руками удаление катализатора в отечественном УАЗ Патриот, вы можете воспользоваться удобным для вас одним из 2-ух способов:

  1. Требуется замена приемной трубы при демонтаже катализатора.
  2. Снятие приемной трубы и демонтаж из нее нейтрализатора.

Весь процесс по удалению:

Заменена труба может быть на аналогичное устройство системы ЕВРО-2,3. Также нужно владеть навыками работы с рулеткой, аппаратом для сварки и с таким инструментом, как болгарка.

Для успешного осуществления работы вам потребуются:

  • Латунные гайки;
  • Приемная трубка, выполненная из нержавеющей стали;
  • Обычные прокладки;
  • Вставка.

Приступаем к работе:

Для начала удаляется катализатор с UAZ Patriot в том самом месте, где он стыкуется с резонатором. Вам предстоит снять болты, на которые крепится вся система. Перед тем как откручивать гайки, резьбу рекомендуется смазать WD-40.

Откручиваем болты в месте где штаны крепятся к мотору. Катализатор на рассматриваемом нами автомобиле совмещен со штанами. Также необходимо изготовить специальные фланцы дабы состыковать вставку с резонатором. Фото фланца смотрите ниже.


Вставку следует разрезать болгаркой и приварить фланец. Требуется, чтобы новую приемную трубу удлинить. Нейтрализатор при этом обрезаем опять же болгаркой и на его место привариваем вставку.

Приемная трубка не имеет специального крепления для теплового экрана, и следовательно вы самостоятельно должны его закрепить. После того, как все завершено, требуется сделать перепрошивку UAZ Patriot под стандарт ЕВРО-2, необходимо это дабы демонтировать 2-ой кислородный датчик. На этом работа по удалению полностью завершена.

Подведем итоги

Владельцам UAZ Patriot, с удаленным нейтрализатором нужно помнить, что во время прохождения техосмотра вас попросят показать кислородный датчик и катализатор, следовательно не стоит их терять. Также отметим, что отсутствие демонтированного устройства добавит немного мощности силовой установке, а также громкости во время ее работы.

Код ошибки P0420 – эффективность каталитического нейтрализатора ниже порогового значения (Банк 1)

Этот диагностический код неисправности (DTC) является общим кодом трансмиссии. Ошибка P0420 считается общим кодом, поскольку применяется ко всем маркам и моделям транспортных средств. Хотя конкретные этапы ремонта могут несколько отличаться в зависимости от модели.


Каталитический нейтрализатор является частью выхлопной системы, который выглядит как глушитель. Но его работа сильно отличается от работы глушителя. Действие каталитического нейтрализатора заключается в снижении выбросов выхлопных газов.

На нейтрализаторе спереди и сзади установлен кислородный датчик. Когда автомобиль прогревается и работает в режиме замкнутого контура. Показания датчика кислорода O₂ перед ним должны колебаться. Показания датчика кислорода O₂, расположенного за ним, должны быть достаточно стабильными.

Обычно код P0420 устанавливается и зажигается контрольная лампа двигателя (Check Engine), если показания двух датчиков идентичны. Датчики кислорода O₂ также называют лямбда-зонд. Ошибка также указывает, что катализатор работает не так эффективно, как должен (по спецификациям).

Каталитические нейтрализаторы обычно не являются изделием «износостойкого» типа, то есть периодически нуждаются в замене. Если они вышли из строя, то нужно искать конкретную причину, что вызвало их поломку.

Многие нюансы могут привести к отказу датчиков O₂ или катализаторов. Перед заменой деталей необходимо убедиться в том, что все проблемы устранены. В противном случае они могут появится снова.

Проверьте сканером OBD-2 наличие других ошибок и исправьте их, так как они могут быть причиной появления неисправности P0420. Убедитесь, что ваш автомобиль не жрет масло и не имеет других проблем.

Синий дым, значит в камеру сгорания попадает масло. Белый, является водой или антифризом. Серый или черный, означает насыщенную смесь.

P0420 — пора менять катализатор?

Самый правильный и разумный способ — заменить катализатор. Для большинства машин старше 10 лет (а эта ошибка вряд ли возникнет на «новых» авто) стоимость катализатора не так уж высока. На разборах и интернет-площадках цена б.у катализатора начинается от 3-5 тыс. рублей. Причём обладатели японских автомобилей часто могут позволить себе купить контрактный катализатор без пробега по РФ за относительно небольшие деньги.
Многие умельцы просто удаляют катализатор и ставят пламегаситель (или вообще пустую трубу). Делать это категорически нежелательно по множеству причин. Давайте разберём, почему лучше заменить катализатор на другой:

Для каких автомобилей это актуально

Сказать, что ошибка Р0420 характерна для конкретной марки или модели автомобиля, нельзя. Это распространённая ошибка.

В основном ошибка Р0420 появляется на автомобилях, пробег которых составляет более 100 тысяч километров.

При этом впервые ошибки Р0420 может появиться уже ближе к 100 тысячам км. либо же проявиться, когда мотор отработает свыше 300 тысяч км.

Диагностика блока управления и код ошибки Р0420

Если заглянуть в статистику обращений автомобилистов в СТО с такой проблемой как ошибка Р0420, то можно выделить несколько марок и моделей авто, подверженных этой проблеме. Сюда можно отнести:

  • Ford Focus 2.
  • Toyota Corolla.
  • Kia Rio.
  • Nissan Qashqai.
  • Renault Logan.
  • Hyundai Solaris.
  • UAZ Patriot.
  • Opel Antara.
  • Mazda 3.
  • Suzuki Grand Vitara.
  • Kia Ceed.
  • Skoda Fabia.
  • Honda Accord и пр.

ЭБУ сравнивает значения датчиков кислорода на автомобилях, соответствующих экологическому стандарту Евро-3 и выше. Поэтому на более старых авто такая ошибка появляться не может.

При этом важно учитывать, что ошибка Р0420 одинаково может коснуться как дорогостоящей иномарки, так и недорогой отечественной машины.

Устранение неисправности катализатора и кислородного датчика

В основном это проблема бюджетных моделей либо машин, которые проехали солидное количество километров. У них ошибка Р0420 появляется несколько чаще.

Чем ниже качество используемого топлива, тем быстрее ЭБУ столкнётся с ошибкой, указывающей на низкую эффективность работы катализатора.

Это ещё одна причина отдавать предпочтение топливу хорошего качества, пользоваться услугами проверенных АЗС, а также своевременно заниматься техобслуживанием.

Плюсы замены катализатора:

  • Планета скажет вам спасибо. Окружающие тоже.
  • Не нужно заморачиваться с прошивками ЭБУ (электронный блок управления)
  • Проблема будет решена один раз и на долгое время. Нет вмешательства в жизненно-важные агрегаты автомобиля (ЭБУ).

Минусы замены катализатора:

  • относительно дорого (но что такое 5 — 10 тысяч для вашего любимого автомобиля?)
  • очень дорого для некоторых моделей авто
  • возможны трудности с прохождением ежегодного техосмотра а также с продажей автомобиля

Это интересно: Замена ламп Фольксваген Джетта 6: фото, инструкция как поменять передние лампы Джетта
Менять катализатор и удалять его — решать только вам. Давайте же ещё рассмотрим плюсы и минусы удаления катализатора, дабы быть более объективным.

Симптомы неисправности

Основным симптомом появления ошибки P0420 для водителя является подсветка MIL (индикатор неисправности). Также его называют Check engine или просто «горит чек».

  1. Загорится контрольная лампа «Check engine» на панели управления (код будет записан в память как неисправность).
  2. Также могут присутствовать другие связанные коды неисправностей.
  3. Двигатель глохнет либо плохо заводится.
  4. Плавающие обороты, а также попытки заглохнуть на холостом ходу.
  5. Снижение мощности двигателя.
  6. Плохой набор скорости.
  7. Повышенный расход топлива.
  8. Иногда симптомы могут отсутствовать, несмотря на сохраненный код неисправности.

Данная ошибка считается умеренной, если симптомы отсутствуют. Но если симптомы есть, то необходимо как можно быстрее устранить причину появления ошибки P0420. Игнорирование может привести к серьезному повреждению каталитического нейтрализатора.

Коды ошибок на УАЗ Патриот

Автомобили Ульяновского производства оснащаются с завода ЭБУ, что позволяет вычислять различные неисправности и выводить их на дисплей бортового компьютера. Но ими внедорожники УАЗ Патриот не оснащены с завода, но этим девайсом можно дополнить свой автомобиль прямо в салоне при покупке авто. Для внедорожника УАЗ Патриот выпускаются два вида бортовых компьютеров фирм Престиж и Мультитроникс.


Модель Престиж U12 выпускается непосредственно для автомобилей УАЗ, благодаря чему установка его своими руками не составляет большого труда. Как это сделать самостоятельно можно узнать в статье про установку бортового компьютера. В данном материале мы рассмотрим основные виды ошибок ЭБУ внедорожника УАЗ Патриот, которые и выводятся на дисплей бортового компьютера U12 или аналога.

Причины возникновения ошибки

Код P0420 может означать, что произошла одна или несколько следующих проблем:

  • Этилированное топливо использовалось там, где требовалось неэтилированное (маловероятно).
  • Поврежденный или неисправный датчик кислорода (O₂).
  • Повреждена или неправильно подключена проводка датчика кислорода (HO₂S).
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя работает неправильно.
  • Поврежденный или негерметичный выпускной коллектор, каталитический нейтрализатор, глушитель, выхлопная труба.
  • Неисправный или неудовлетворительно работающий каталитический нейтрализатор (вероятно).
  • Замедленная синхронизация зажигания.
  • Кислородные датчики спереди и сзади каталитического преобразователя сообщают слишком похожие показания.
  • Протекающая топливная форсунка или высокое давление топлива.
  • Осечка цилиндра.
  • Загрязнение нефтепродуктами.

Советы по устранению проблемы

Прежде чем бежать в автосервис, попробуйте выяснить причину самостоятельно. Для этого нужно провести несколько простых проверок. для начала постарайтесь вспомнить, на какой заправке в последний раз вы заправлялись и правильное ли топливо залили. Если ранее вы всегда заливали бензин А98, а в последний раз решили испытать А92, то вполне логично, что система показала ошибку Р0420. В таком случае просто прокатайте остатки А92 и заправьте на этот раз А98. У многих автовладельцев после смены бензина ошибка исчезает.

ошибка р0420 на форд фокус 2

Далее проверьте разъем заднего датчика кислорода. Если он немного отошел, то это вполне могло вызвать ошибку. Если с этим все нормально, то придется подключать компьютер для снятия ошибок и данных с блока управления.

Как устранить или сбросить код неисправности P0420

Некоторые предлагаемые шаги для устранения неполадок и исправления кода ошибки P0420:

  1. Считайте все коды ошибок, сохраненные в памяти PCM автомобиля, с помощью сканера OBD-II.
  2. Проверьте работу датчика кислорода O₂, установленного за каталитическим катализатором (на выходе отработавших газов). Показания напряжения данного датчика должны быть стабильными.
  3. Выполните диагностирование других кодов ошибок, из-за которых мог появиться код P0420.
  4. Устраните неисправности, связанные с пропусками зажигания в цилиндрах двигателя и топливной системой.
  5. Проверьте датчик кислорода, установленный за каталитическим катализатором (на выходе отработавших газов) на предмет износа и наличия повреждений.
  6. Проведите тест-драйв автомобиля, чтобы проверить работу датчика кислорода.
  7. Замените неисправный каталитический нейтрализатор и обновите программное обеспечение PCM, если это потребуется.

Диагностика и решение проблем

Если дополнительных ошибок нет, очистите код неисправности P0420 и проведите небольшой тест драйв. Чтобы позволить PCM перейти в режим замкнутого контура, затем снова просканируйте систему и посмотрите вернулся ли код.

При обнаружении кода, проверьте работу датчиков кислорода, чтобы убедиться, что они работают должным образом. Сравните отображаемые выходные сигналы со значениями, указанными в руководстве.

Считайте показания температуры на входе преобразователя, а затем на выходе. Разница между температурами на входе и выходе, должна быть около 37°С. Если разница температур приближается к 93°С или достигает 260°С. Скорее всего каталитический нейтрализатор получил повреждение.

Снимите передний кислородный датчик и вместо этого ввинтите манометр в выхлопную систему. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу, наблюдая за противодавлением выхлопных газов. Сравните показания с максимально допустимым значением, указанным в руководстве. Тоже самое проделайте с нижним датчиком.

Если не обнаружено чрезмерных температур каталитического нейтрализатора и противодавление выхлопных газов находится в допустимых пределах. Почти наверняка преобразователь вышел из строя из-за длительного использования.

Решение проблемы низкой эффективности катализатора

Часто проблема катализатора со слабой эффективностью решается путем перепрошивки ЕСМ. Ставится просто другое ПО, где норма токсичности заложена другая (например, EURO2). Система все равно сравнивает значение по двум датчикам, но теперь разница в параметрах будет соответствовать токсичности EURO2. Что этим можно добиться? Как минимум, ошибка на приборной панели пропадет, но не более того.

Это интересно: Настройка света и самостоятельная регулировка фар на Фольксвагене Поло Седан

Замена катализатора

Самый дорогой вариант — заменить старый катализатор на новый и оригинальный. Однако это дорогостоящая процедура из-за высокой стоимости самого прибора. Цена может достигать 40 тысяч рублей.

Более дешевый вариант — использовать универсальный катализатор, который имеет более низкую эффективность работы по сравнению с оригинальным (все дело в материале: оригинальный катализатор является керамическим, а универсальный выполнен из металла). Также его ресурс составляет всего 30-50 тысячи километров, и не все автомобили хорошо его принимают. Но зато не нужно никаких программных изменений в системе. И еще вариант: на разборке можно найти оригинальный катализатор, правда, бывший в употреблении. Неизвестно будет, какой его пробег и как скоро он выйдет из строя.

Установка пламягасителя

Если нормы токсичности вас вообще не волнуют, то дешевый и лаконичный вариант — установить пламягаситель. Для этого банку катализатора вырезают и устанавливают обманку второй лямбды. Это называется аппаратная обманка, но есть и программная. Речь идет о перепрошивке системы и переводе ее на пониженную норму токсичности. Стоит отметить, что такое решение проблемы хоть и предполагает более сильное загрязнение воздуха на улице, но намного увеличивает мощность двигателя. Ведь все эти нормы токсичности и соответствия стандартам экологии урезают возможности двигателя.

Удаление катализатора из системы

Как вариант, катализатор можно вообще удалить из выхлопной системы и установить двухканальный эмулятор, с помощью которого можно настраивать скорость сигнала, время отклика.

Также может быть, что в процессе диагностики оказывается, что пропускная способность катализатора в норме (около 0.21 кг/см2 при оборотах 2000 в минуту). Такое вполне возможно, ведь ошибка срабатывает даже в том случае, если катализатор работает на 70 % своей мощности. В таком случае можно поставить специальную проставку под лямбда-зонд. Это очень дешевое решение, но нельзя сказать, что это панацея.

На каких автомобилях чаще встречается данная проблема

Проблема с кодом P0420 может встречаться на различных машинах, но всегда есть статистика, на каких марках эта ошибка присутствует чаще. Вот список некоторых из них:

  • Acura (Акура MDX)
  • Audi (Ауди а4, Ауди а6, Ауди q5, Ауди q7)
  • BMW (БМВ Х5)
  • Chery (Чери Тигго)
  • Cadillac (Кадиллак SRX)
  • Chevrolet (Шевроле Авео, Каптива, Круз, Ланос, Лачетти, Спарк, Трейлблейзер, Эпика)
  • Chrysler (Крайслер Вояджер, Пацифика, ПТ Крузер, Себринг, 300c)
  • Citroen (Ситроен С4, С5, Берлинго, Ксара Пикассо)
  • Daewoo (Дэу Джентра, Матиз, Нексия)
  • Daihatsu
  • Dodge (Додж Калибр, Караван, Стратус)
  • Fiat (Фиат Добло)
  • Ford (Форд Галакси, Маверик, Мондео, Фиеста, Фокус, Фьюжн, Эксплорер, C-Max)
  • Geely (Джили МК, Эмгранд)
  • Honda (Хонда Аккорд, Пилот СРВ, Фит, Цивик)
  • Hover
  • Hummer
  • Hyundai (Хендай Акцент, Гетц, Санта фе, Солярис, Соната, Элантра, i30, ix35, ix55)
  • Infiniti (Инфинити fx35, qx56)
  • Jaguar
  • Jeep (Джип Гранд Чероки, Компасс, Либерти)
  • Kia (Киа Каренс, Маджентис, Оптима, Пиканто, Рио, Сид, Соренто, Спектра, Спортейдж, Церато)
  • Lexus (Лексус gs300, gx470, ls430, lx470, rx300, rx330)
  • Lifan (Лифан х60)
  • Mazda (Мазда 3, Мазда 6)
  • Mercedes (Мерседес w204)
  • Mitsubishi (Митсубиси Аутлендер, Лансер)
  • Nissan (Ниссан Альмера, Кашкай, Микра, Мурано, Ноут, Сентра, Патрол, Патфайндер, Примера, Теана, Тиида, Х-Трейл)
  • Opel (Опель Антара, Астра, Вектра, Зафира, Инсигния, Корса, Мерива)
  • Peugeot (Пежо 107, 206, 207, 301, 307, 308, 406, 407, 408, 3008, Партнер)
  • Pontiac (Понтиак Вайб)
  • Renault (Рено Дастер, Кангу, Логан, Меган, Сандеро, Сценик, Флюенс)
  • Saab
  • Skoda (Шкода Октавия, Фабия)
  • Subaru (Субару Аутбек, Импреза, Легаси, Трибека, Форестер)
  • Suzuki (Сузуки Гранд Витара, Игнис, Лиана, Свифт, sx4)
  • Toyota (Тойота Авенсис, Версо, Камри, Королла, Ленд Крузер, Матрикс, Прадо, Приус, Рав4, Селика, Хайлендер, Ярис)
  • Volkswagen (Фольксваген Бора, Гольф, Джетта, Кадди, Пассат, Поло Седан, Туарег, Тигуан)
  • Volvo (Вольво s40, s60, s80, v40, xc70, xc90)
  • Vortex (Вортекс Тинго)
  • Волга Сайбер
  • Газель Бизнес
  • Заз Шанс
  • Лада Ларгус
  • Уаз Буханка, Патриот, Хантер

С кодом неисправности Р0420 иногда можно встретить и другие ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: P0106, P0131, P0133, P0151, P0171, P0172, P0174, P0300, P0430, P0442, P0455, P0573, P069E.

Предназначение бортового компьютера

Бортовой компьютер представляет собой устройство, посредством которого осуществляется выведение информации, получаемой от ЭБУ автомобиля, на дисплей устройства в форме, понятной для человека. Таким образом, можно сказать, что такие устройства марки Престиж U12 является универсальным вспомогательным устройством, помогающим считывать всю полезную информацию о техническом состоянии автомобиля и не только.


С помощью бортового компьютера можно узнать такие важные параметры, как количество литров топлива в баке, скорость вращения коленчатого вала и многие другие сведения. Но, кроме этого, Престиж U12, который устанавливается на УАЗ Патриот самостоятельно, позволяет считывать все ошибки электронной и механической систем автомобиля. При отсутствии бортового компьютера такие ошибки выводятся на панель приборов и обозначаются в виде индикатора Check Engine. При этом владельцу автомобиля следует поспешить на компьютерную диагностику, чтобы уточнить неисправность и устранить ее. С появлением бортового компьютера Престиж U12 на УАЗ Патриот необходимость посещения СТО, где проводится компьютерная диагностика, отпадает. Все коды выводятся на дисплей в цифровом формате, а владельцу при этом потребуется узнать расшифровку этой ошибки и по возможности устранить ее. Хотя в большинстве случаев, возникающие коды не являются существенными, но если их не обнулить, то могут не функционировать некоторые узлы автомобиля.

14.34 Три в одном – или как уберечь катализатор

Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.

До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.

Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".

Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел .

Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики - материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

Читайте также: